1110 02

1110 02

Содержание

Аналитика Публикации

Деятельность подавляющего большинства предприятий и организаций на сегодняшний день связана с необходимостью использования водных ресурсов. В связи с этим, ключевую роль играет выбор источника водоснабжения, как фактора, определяющего характер и устройство всей водохозяйственной системы, а также перечень ее сооружений, стоимость строительства и эксплуатации.

Однако, организуя собственные источники водоснабжения, современные предприятия не всегда знают, какие юридически значимые действия необходимо осуществить для их надлежащего оформления. В частности, как показывает практика, хозяйствующие субъекты совершенно забывают о необходимости установления и соблюдения зон санитарной охраны таких источников.

Общая информация

Зона санитарной охраны (далее «ЗСО») – это зона с особыми условиями использования территории, на которой устанавливаются специальные режимы хозяйственной деятельности, санитарного надзора, контроля за качеством воды в источнике, а также охраны объекта.

В настоящее время ЗСО водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются согласно статьи 18 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и статьи 43 Водного кодекса РФ.

Во исполнение указанных законов Постановлением Главного санитарного врача РФ от 14.03.2002г. №10 утверждены СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», пункт 1.4 которых определяет, что ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.

ЗСО организуется в составе трех поясов, каждый из которых предусматривает особый режим хозяйственной деятельности:

(i) первый пояс является поясом строго режима и обеспечивает защиту места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Он организуется непосредственно на территории водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводного канала;

(ii) второй пояс предназначен для предотвращения микробного загрязнения воды. Территория второго пояса определяется гидродинамическим расчетным путем и включает в себя территорию, предназначенную для предупреждения продвижения микробного загрязнения до водозабора;

(iii) третий пояс является зоной, предназначенной для предотвращения химических загрязнений источника водоснабжения. Территория третьего пояса определяется посредством гидродинамических расчетов.

Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой.

Расположение земельного участка в границах того или иного пояса определяет перечень мероприятий, необходимых для осуществления на его территории, а также оборотоспособность земель.

Границы и режим ЗСО

Границы поясов устанавливаются на основании раздела II СанПиН 2.1.4.1110-02 и варьируются от вида эксплуатируемого источника водоснабжения (поверхностный или подземный).

Для подземных источников границы первого пояса ЗСО устанавливаются на расстоянии не менее 30 метров (для незащищенных источников – не менее 50 метров) от точки водозабора. Границы второго и третьего поясов зависят от типа водозабора (отдельные скважины, группы скважин, линейный ряд скважин, горизонтальные дрены и др.), величины водозабора и гидрологических особенностей объекта.

Для поверхностных источников границы устанавливаются:

  • для водотоков – 1) границы первого пояса должны составлять не менее 200 метров вверх по течению и 100 метров вниз по течению; 2) границы второго пояса определяются в зависимости от природных, климатических и гидрологических условий; 3) границы третьего пояса на водотоке вверх и вниз по течению совпадают с границами второго пояса, а боковые границы должны проходить по линии водоразделов в пределах 3-5 километров, включая притоки;

  • для водоемов – 1) границы первого пояса зависят от местных санитарных и гидрологических условий, но должны быть не менее 100 метров во всех направлениях; 2) границы второго пояса ЗСО определяются в зависимости от природных, климатических и гидрологических условий; 3) границы третьего пояса поверхностного источника на водоеме полностью совпадают с границами второго пояса.

Согласно подпункту 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах ЗСО водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Данное положение, в частности, обуславливает запрет на приватизацию государственных и муниципальных земельных участков, расположенных в границах первого и второго поясов.

В пределах первого пояса ЗСО необходимые санитарные мероприятия должны выполняться органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов, в пределах второго и третьего поясов ЗСО – владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.

Мероприятия предусматриваются для каждого пояса ЗСО в соответствии с его назначением. Они могут быть организованы единовременно и осуществляться до начала эксплуатации источника, либо могут быть постоянными, режимного характера.

Так, в соответствии с разделами 3.2 и 3.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 на территории первого пояса ЗСО запрещается(ются):

  • посадка высокоствольных деревьев;

  • все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений;

  • прокладка трубопроводов различного назначения;

  • размещение жилых и хозяйственно-бытовых зданий;

  • проживание людей;

  • применение ядохимикатов и удобрений;

  • спуск любых сточных вод, в том числе сточных вод водного транспорта;

  • купание, стирка белья, водопой скота и другие виды водопользования, оказывающие влияние на качество воды.

На территории второго пояса запрещается:

  • размещение кладбищ, скотомогильников, полей ассенизации, полей фильтрации, навозохранилищ, силосных траншей, животноводческих и птицеводческих предприятий и других объектов, обуславливающих опасность микробного загрязнения подземных вод;

  • применение удобрений и ядохимикатов;

  • рубка леса главного пользования и реконструкции.

  • Дополнительно на территории второго пояса, а также в границах третьего пояса запрещается:

  • выявление, тампонирование или восстановление всех старых, бездействующих, дефектных или неправильно эксплуатируемых скважин, представляющих опасность в части возможности загрязнения водоносных горизонтов;

  • закачка отработанных вод в подземные горизонты, подземное складирование твердых отходов и разработка недр земли;

  • размещение складов горюче-смазочных материалов, ядохимикатов и минеральных удобрений, накопителей промстоков, шламохранилищ и других объектов, обуславливающих опасность химического загрязнения подземных вод (размещение таких объектов допускается в пределах третьего пояса ЗСО только при использовании защищенных подземных вод, при условии выполнения специальных мероприятий по защите водоносного горизонта от загрязнения, при наличии санитарно-эпидемиологического заключения центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, выданного с учетом заключения органов геологического контроля).

На территории второго и третьего поясов ЗСО новое строительство, связанное с нарушением почвенного покрова, производится при обязательном согласовании с Роспотребнадзором.

Кроме того, в пределах второго и третьего поясов ЗСО поверхностных источников водоснабжения вводятся следующие ограничения:

  • согласование изменений технологий действующих предприятий, связанных с повышением степени опасности загрязнения сточными водами источника водоснабжения;

  • недопущение отведения сточных вод в зоне водосбора источника водоснабжения, включая его притоки, не отвечающих гигиеническим требованиям к охране поверхностных вод;

  • все работы, в том числе добыча песка, гравия, дноуглубительные работы, в пределах акватории ЗСО допускаются по согласованию с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора лишь при обосновании гидрологическими расчетами отсутствия ухудшения качества воды в створе водозабора;

  • использование химических методов борьбы с эвтрофикацией водоемов допускается при условии применения препаратов, имеющих положительное санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора.

В пределах второго пояса ЗСО поверхностных источников водоснабжения запрещается расположение стойбищ и выпас скота, а также всякое другое использование водоема и земельных участков, лесных угодий в пределах прибрежной полосы шириной не менее 500 метров, которое может привести к ухудшению качества или уменьшению количества воды источника водоснабжения; запрещается сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских и ливневых сточных вод, в которых содержание химических веществ и микроорганизмов превышает установленные санитарными правилами гигиенические нормативы качества воды.

В соответствии с пунктом 3 статьи 44 Водного кодекса РФ запрещается сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, расположенные в границах ЗСО источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Проект ЗСО и порядок его утверждения

Организация ЗСО осуществляется посредством разработки и утверждения ее проекта, который должен включать в себя:

  • сведения о границах зоны и составляющих ее поясов;

  • план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;

  • правила и режим хозяйственного использования территории поясов ЗСО.

Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и должен разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных ЗСО, проект ЗСО разрабатывается специально.

Перед утверждением проект ЗСО в обязательном порядке предоставляется в территориальное управление Роспротребнадзора с целью получения санитарно-эпидемиологического заключения о его соответствии санитарным правилам. Процедура выдачи таких заключений установлена соответствующим Административным регламентом.

Для получения санитарно-эпидемиологического заключения заявителю необходимо предоставить:

  • проектную документацию с ее обоснованием;

  • заявление о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения по форме, установленной в приложении № 3 к Административному регламенту;

  • экспертное заключение по результатам санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок.

Услуга оказывается бесплатно в срок не более 30 дней с момента регистрации заявления.

Многие водопользователи забывают, что согласование проекта с Роспотребнадзором не завершает процедуру юридического оформления ЗСО, в связи с чем далее проект ЗСО вместе с санитарно-эпидемиологическим заключением должен быть передан на утверждение в уполномоченные органы государственной власти субъекта РФ в порядке, установленном законодательством соответствующего субъекта.

Сроки утверждения проектов ЗСО варьируются в зависимости от региона, но, как правило, составляют 30 дней со дня подачи документов. Утверждение осуществляется бесплатно.

Вопросы ответственности владельцев источников водоснабжения

В настоящее время большое количество проектов ЗСО источников водоснабжения не утверждено, соответственно, сведения о границах поясов ЗСО отсутствуют как в государственном кадастре недвижимости, так и на картах зон с особыми условиями, используемых при территориальном планировании муниципального образования.

Между тем, согласно пункту 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых санитарными правилами и нормами.

Это обуславливает возникновение множества споров относительно возможности/невозможности приватизации земельных участков, расположенных в непосредственной близости от источника водоснабжения, а также по вопросам осуществления той или иной хозяйственной деятельности на таких участках.

Вместе с тем, помимо неожиданных ограничений в возможности использования земельного участка и его оборотоспособности, владельцы источников водоснабжения, в отношении которых не утвержден проект ЗСО, а также не соблюдается режим ЗСО, могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение, предусмотренное статьей 6.5 КоАП РФ.

В отсутствие разработанного плана мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника, их владельцы не предпринимают весь необходимый комплекс мер по охране объектов водоснабжения. Поскольку контролирующим органам в такой ситуации не на что ориентироваться при определении допустимости уровня воздействия деятельности водопользователя на водный объект, а последнему нечего предъявить в свое оправдание, довольно часто неутверждение проекта ЗСО также дополнительно становится причиной для административного преследования водопользователей по статьям 8.13-8.15 КоАП РФ.

Заключение

Подводя итог вышеуказанному, еще раз отметим, что отсутствие утвержденной ЗСО источника водоснабжения так или иначе приведет к негативным правовым последствиям как для самого водопользователя, так и для владельцев прилегающих к источнику земельных участков и хозяйственных объектов.

В связи с этим, при обустройстве собственного водоснабжения рекомендуем тщательно подойти к выбору и организации эксплуатации его источника (месторасположению водозаборов, их количеству, системе водопровода, месту его прокладки и проч.), заранее проконсультироваться с контролирующими органами по вопросам организации источника водоснабжения и предполагаемого плана мероприятий по его охране, а также обратиться в специализированную организацию за помощью в разработке проекта ЗСО.

В Республике Татарстан по требованию природоохранной прокуратуры утверждены границы 58 зон санитарной охраны источников водоснабжения// http://eco.tatarstan.ru/rus/v-respublike-tatarstan-po-trebovaniyu-3092857.htm

Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений (утв. Приказом Роспотребнадзора от 18.07.2012 г. № 775).

Зоны санитарной охраны подземных источников водоснабжения: расчет границ, мероприятия, ответственность

К числу обязанностей собственников подземных источников водоснабжения и прилегающих к ним территорий относится установление зон санитарной охраны (далее — ЗСО). Основная цель установления таких зон — сохранение чистоты воды, т.е. решение одной из приоритетных задач охраны окружающей среды.

Подземные воды нижних водоносных слоев обычно более высокого качества по сравнению с водой из поверхностных источников ввиду фильтрующих способностей грунтов. Тем не менее требования к эксплуатации подземных и поверхностных источников регулируются сходными положениями законодательства.

Так, установление ЗСО предполагается для объектов, используемых с целью питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Решения об установлении, изменении ЗСО принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам.

Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации ЗСО определяются СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (далее — СанПиН 2.1.4.1110-02).

Извлечение
из СанПиН 2.1.4.1110-02

1.5. ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение — защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

1.6. Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:
а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;
б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;
в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

Отсутствие утвержденного проекта ЗСО не освобождает владельцев водопровода и объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых санитарными правилами и нормами (п. 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02), а также может стать причиной споров относительно ведения хозяйственной деятельности и вопросов собственности.

Так, участки, попадающие в первый и второй пояса ЗСО и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте.

Административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению установлена ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ). Уголовная ответственность за загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств предусмотрена ст. 250 Уголовного кодекса Российской Федерации.

ЗСО ДЛЯ ПОДЗЕМНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Выделение трех поясов ЗСО предполагает применение различных мер законодательного регулирования и мер административной ответственности за нарушение хозяйственного режима. Приведем их детальный обзор в отношении ЗСО подземных источников водоснабжения.

Зоны санитарной охраны подземных источников водоснабжения. Их теоретическое обоснование, установление границ, режимные мероприятия. Санпин 2.1.4.1110-02.

2.1. Факторы, определяющие ЗСО

2.1.1. Дальность распространения загрязнения зависит от:

• вида источника водоснабжения (поверхностный или подземный);

• характера загрязнения (микробное или химическое);

• степени естественной защищенности от поверхностного загрязнения (для подземного источника);

• гидрогеологических или гидрологических условий.

2.1.2. При определении размеров поясов ЗСО необходимо учитывать время выживаемости микроорганизмов (2 пояс), а для химического загрязнения — дальность распространения, принимая стабильным его состав в водной среде (3 пояс).

2.2. Определение границ поясов ЗСО подземного источника

2.2.1. Границы первого пояса

2.2.1.1. Водозаборы подземных вод должны располагаться вне территории промышленных предприятий и жилой застройки. Расположение на территории промышленного предприятия или жилой застройки возможно при надлежащем обосновании. Граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора

— при использовании защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50 м — при использовании недостаточно защищенных подземных вод.

Граница первого пояса ЗСО группы подземных водозаборов должна находиться на расстоянии не менее 30 и 50 м от крайних скважин.

Для водозаборов из защищенных подземных вод, расположенных на территории объекта, исключающего возможность загрязнения почвы и подземных вод, размеры первого пояса ЗСО допускается сокращать при условии гидрогеологического обоснования по согласованию с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

2.2.1.2. К защищенным подземным водам относятся напорные и безнапорные межпластовые воды, имеющие в пределах всех поясов ЗСО сплошную водоупорную кровлю, исключающую возможность местного питания из вышележащих недостаточно защищенных водоносных горизонтов.

К недостаточно защищенным подземным водам относятся:

а) грунтовые воды, т. е. подземные воды первого от поверхности земли безнапорного водоносного горизонта, получающего питание на площади его распространения;

б) напорные и безнапорные межпластовые воды, которые в естественных условиях или в результате эксплуатации водозабора получают питание на площади ЗСО из вышележащих недостаточно защищенных водоносных горизонтов через гидрогеологические окна или проницаемые породы кровли, а также из водотоков и водоемов путем непосредственной гидравлической связи.

2.2.1.3. Для водозаборов при искусственном пополнении запасов подземных вод граница первого пояса устанавливается, как для подземного недостаточно защищенного источника водоснабжения, на расстоянии не менее 50 м от водозабора и не менее 100 м от инфильтрационных сооружений (бассейнов, каналов и др.).

2.2.1.4. В границы первого пояса инфильтрационных водозаборов подземных вод включается прибрежная территория между водозабором и поверхностным водоемом, если расстояние между ними менее 150 м.

2.2.2. Граница второго и третьего поясов

2.2.2.1. При определении границ второго и третьего поясов следует учитывать, что приток подземных вод из водоносного горизонта к водозабору происходит только из области питания водозабора, форма и размеры которой в плане зависят от:

• типа водозабора (отдельные скважины, группы скважин, линейный ряд скважин, горизонтальные дрены и др.);

• величины водозабора (расхода воды) и понижения уровня подземных вод;

• гидрологических особенностей водоносного пласта, условий его питания и дренирования.

2.2.2.2. Граница второго пояса ЗСО определяется гидродинамическими расчетами, исходя из условий, что микробное загрязнение, поступающее в водоносный пласт за пределами второго пояса, не достигает водозабора.

Основными параметрами, определяющими расстояние от границ второго пояса ЗСО до водозабора является время продвижения микробного загрязнения с потоком подземных вод к водозабору(Тм). При определении границ второго пояса Тм принимается по табл. 1.

Таблица 1

Время Тм — расчет границ 2-го пояса ЗСО

Гидрогеологические условия

Тм (в сутках)

В пределах I и IIклиматических районов В пределах III климатического района*
I. Недостаточно защищенные подземные воды (грунтовые воды, а также напорные и безнапорные межпластовые воды, имеющие непосредственную гидравлическую связь с открытым водоемом) 400 400
2. Защищенные подземные воды (напорные и безнапорные межпластовые воды, не имеющие непосредственной гидравлической связи с открытым водоемом) 200 100

* Климатические районы в соответствии с действующими СНиП.

2.2.2.3. Граница третьего пояса ЗСО, предназначенного для защиты водоносного пласта от химических загрязнений, также определяется гидродинамическими расчетами. При этом следует исходить из того, что время движения химического загрязнения к водозабору должно быть больше расчетного Тх.

Тх принимается как срок эксплуатации водозабора (обычный срок эксплуатации водозабора — 25-50 лет).

Если запасы подземных вод обеспечивают неограниченный срок эксплуатации водозабора, третий пояс должен обеспечить соответственно более длительное сохранение качества подземных вод.

2.2.2.4. Для инфильтрационного водозабора подземных вод необходимо устанавливать второй и третий пояса ЗСО и для поверхностного водоема, питающего его, в соответствии с п. п. 2.3.2 и 2.3.3.

2.2.2.5. Определение границ второго и третьего поясов ЗСОподземных источников водоснабжения для различных гидрогеологических условий проводится в соответствии с методиками гидрогеологических расчетов.

3.2. Мероприятия на территории ЗСО подземных источников водоснабжения*

3.2.1. Мероприятия по первому поясу

3.2.1.1. Территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие

* Целью мероприятий является сохранение постоянства природного состава воды в водозаборе путем устранения и предупреждения возможности ее загрязнения.

3.2.1.2. Не допускается: посадка высокоствольных деревьев, все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в т.ч. прокладка трубопроводов различного назначения, размещение жилых и хозяйственно-бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений.

3.2.1.3. Здания должны быть оборудованы канализацией с отведением сточных вод в ближайшую систему бытовой или производственной канализации или на местные станции очистных сооружений, расположенные за пределами первого пояса ЗСО с учетом санитарного режима на территории второго пояса.

В исключительных случаях при отсутствии канализации должны устраиваться водонепроницаемые приемники нечистот и бытовых отходов, расположенные в местах, исключающих загрязнение территории первого пояса ЗСО при их вывозе.

3.2.1.4. Водопроводные сооружения, расположенные в первом поясе зоны санитарной охраны, должны быть оборудованы с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки и устья скважин, люки и переливные трубы резервуаров и устройства заливки насосов.

3.2.1.5. Все водозаборы должны быть оборудованы аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности, предусмотренной при его проектировании и обосновании границ ЗСО.

3.2.2. Мероприятия по второму и третьему поясам

3.2.2.1. Выявление, тампонирование или восстановление всех старых, бездействующих, дефектных или неправильно эксплуатируемых скважин, представляющих опасность в части возможности загрязнения водоносных горизонтов.

3.2.2.2. Бурение новых скважин и новое строительство, связанное с нарушением почвенного покрова, производится при обязательном согласовании с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

3.2.2.3. Запрещение закачки отработанных вод в подземные горизонты, подземного складирования твердых отходов и разработки недр земли.

3.2.2.4. Запрещение размещения складов горюче-смазочных материалов, ядохимикатов и минеральных удобрений, накопителей промстоков, шламохранилищ и других объектов, обусловливающих опасность химического загрязнения подземных вод.

Размещение таких объектов допускается в пределах третьего пояса ЗСО только при использовании защищенных подземных вод, при условии выполнения специальных мероприятий по защите водоносного горизонта от загрязнения при наличии санитарно-эпидемиологического заключения центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, выданного с учетом заключения органов геологического контроля.

3.2.2.5. Своевременное выполнение необходимых мероприятий по санитарной охране поверхностных вод, имеющих непосредственную гидрологическую связь с используемым водоносным горизонтом, в соответствии с гигиеническими требованиями к охране поверхностных вод.

3.2.3. Мероприятия по второму поясу

Кроме мероприятий, указанных в разделе 3.2.2, в пределах второго пояса ЗСО подземных источников водоснабжения подлежат выполнению следующие дополнительные мероприятия.

3.2.3.1. Не допускается:

• размещение кладбищ, скотомогильников, полей ассенизации, полей фильтрации, навозохранилищ, силосных траншей, животноводческих и птицеводческих предприятий и других объектов, обусловливающих опасность микробного загрязнения подземных вод;

• применение удобрений и ядохимикатов;

• рубка леса главного пользования и реконструкции.

3.2.3.2. Выполнение мероприятий по санитарному благоустройству территории населенных пунктов и других объектов (оборудование канализацией, устройство водонепроницаемых выгребов, организация отвода поверхностного стока и др.).

1. Область применения

Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование Российской Федерации

Государственные санитарно-эпидемиологические правила и
гигиенические нормативы

2.1.5. ВОДООТВЕДЕНИЕ НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ. САНИТАРНАЯ ОХРАНА ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

Гигиенические требования
к охране подземных вод от загрязнения

Санитарные правила
СП 2.1.5.1059-01

Минздрав России

Москва 2001

Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения: Санитарные правила. — М.: Федеральный центр госсанэпиднадзора Минздрава России, 2001.

2. Рекомендованы Комиссией по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию при Минздраве России.

3. Утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г. Г. Онищенко 16 июля 2001 г.

4. Введены в действие 1 октября 2001 г. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 июля 2001 г. Зарегистрированы в Минюсте России 21 августа 2001г. Регистрационный № 2886.

5. Введены впервые.

Федеральный закон Российской Федерации
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
№ 52-ФЗ от 30 марта 1999 г.

«Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее — санитарные правила) — нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в т.ч. критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, также угрозу возникновения и распространения заболеваний» (статья 1).

«Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц» (статья 39).

«За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность» (статья 55).

Министерство здравоохранения Российской Федерации

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

25.07.01 Москва № 19

О введении в действие

санитарных правил

На основании Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ и «Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. № 554

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Ввести в действие санитарные правила «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения. СП 2.1.5.1059-01», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 16 июля 2001 г. с 1 октября 2001 г.

Г. Г. Онищенко

УТВЕРЖДАЮ

Главный государственный санитарный

врач Российской Федерации — Первый

заместитель Министра здравоохранения

Российской Федерации

Г. Г. Онищенко

16 октября 2001 г.

Дата введения: 1 октября 2001 г.

2.1.5. ВОДООТВЕДЕНИЕ НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ.
САНИТАРНАЯ ОХРАНА ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

Гигиенические требования
к охране подземных вод от загрязнения

Санитарные правила
СП 2.1.5.1059-01

1.1. Настоящие санитарные правила разработаны на основании Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650), постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 2001 г. № 554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 31, ст. 3295) и устанавливают гигиенические требования по предотвращению неблагоприятного воздействия различных видов хозяйственной и иной деятельности, которые могут привести к ограничению использования подземных вод для питьевых, хозяйственно-бытовых и лечебных целей, а также определяют порядок контроля качества подземных вод.

1.2. Требования санитарных правил распространяются на подземные воды, используемые или потенциально пригодные к использованию для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и лечебных целей.

1.3. Настоящие санитарные правила обязательны для соблюдения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, гражданами, деятельность которых связана с проектированием, строительством и эксплуатацией объектов по добыче питьевых подземных вод, других хозяйственных и иных объектов, деятельность которых оказывает или может оказывать влияние на состояние подземных вод, а также для организаций, осуществляющих управление и контроль в области охраны подземных вод в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Общие положения

2.1. Настоящие санитарные правила устанавливают гигиенические требования по предотвращению такого воздействия хозяйственной или иной деятельности на подземные воды, которое может привести к ограничению использования этих вод для питьевых, хозяйственно-бытовых и лечебных целей, а также оказывать влияние на здоровье населения.

2.2. Подземные воды считаются загрязненными при обнаружении динамических тенденций изменения состава и свойств воды, обусловленного проникновением загрязнений с поверхности почвы, из водотоков, смежных водоносных горизонтов; латерального подтока вод иного (относительно фона) минерального состава, изменением условий питания и разгрузки, уровнем эксплуатируемого и первого от поверхности водоносных горизонтов. Степень опасности загрязнения может оцениваться с использованием гигиенической классификации (прилож. 1).

2.3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, деятельность которых оказывает или может оказать влияние на состояние подземных вод, принимают меры по предотвращению их загрязнения.

2.4. Система мер, обеспечивающих санитарную охрану подземных вод, предусматривает:

· гигиеническое нормирование состава и свойств подземных вод, используемых для питьевых и лечебных целей;

· организацию и эксплуатацию зон санитарной охраны (ЗСО) источников централизованного питьевого водоснабжения и округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

· регламентирование порядка представления в пользование недр для добычи полезных ископаемых (включая добычу питьевых вод), а также для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

· регламентирование различных видов хозяйственной или иной деятельности, оказывающих влияние на состояние подземных вод (включая источники нецентрализованного хозяйственно-питьевого водоснабжения), в т.ч. и на перспективу;

· санитарно-эпидемиологическую экспертизу технологий, проектов строительства, реконструкции объектов, прямо или косвенно влияющих на состояние подземных вод;

· привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации за нарушение санитарных правил.

2.5. Требования по охране подземных вод, включаемые в государственные стандарты и другие акты федеральных органов исполнительной власти, не должны противоречить положениям настоящих санитарных правил.

2.6. Государственный контроль за соблюдением настоящих санитарных правил осуществляется органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

3. Требования к санитарной охране подземных вод

3.1. Санитарная охрана подземных вод осуществляется при:

· буровых работах;

· добыче полезных ископаемых открытыми разрезами, карьерами и шахтным способом;

· орошении и удобрении сельскохозяйственных полей доочищенными сточными водами и их осадками;

· закачке в глубокие и продуктивные горизонты жидких отходов;

· организации и эксплуатации полигонов твердых бытовых отходов, промышленных отходов, хранилищ радиоактивных отходов, шламохранилиш, золоотвалов;

· прокладке магистральных продуктопроводов;

· организации и эксплуатации подземных хранилищ газа;

· осуществлении хозяйственной и иной деятельности в пределах зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, лечебных подземных вод и округов санитарной охраны курортов;

· строительстве гидротехнических сооружений, изменяющих условия питания и разгрузки подземных вод и прочих видах хозяйственной и иной деятельности, оказывающих влияние на качество подземных вод.

3.2. Мероприятия по защите подземных вод от загрязнения при различных видах хозяйственной деятельности должны обеспечивать:

· водонепроницаемость емкостей для хранения сырья, продуктов производства, отходов промышленных и сельскохозяйственных производств, твердых и жидких бытовых отходов;

· предупреждение фильтрации загрязненных вод с поверхности почвы в водоносные горизонты;

· герметизацию систем сбора нефти и нефтепродуктов;

· рекультивацию отработанных карьеров.

3.3. При бурении скважин различного назначения (разведочных, наблюдательных, нагнетательных, поглощающих, нефтяных, газовых, лечебных минеральных вод и других) должны быть предусмотрены:

· меры, предупреждающие затрубные перетоки загрязненных вод в водоносные горизонты;

· использование реагентов, разрешенных к применению Минздравом России;

· обваловка устьев скважин;

· хранение сыпучих материалов и химических реагентов под навесом на гидроизоляционных настилах.

3.4. До начала проведения буровых работ места размещения емкостей для хранения горюче-смазочных материалов, реагентов, буровых растворов, сбора производственных отходов должны быть обвалованы и обеспечены гидроизоляцией.

3.5. Буровые скважины на воду, в т.ч. поисковые, разведочные, эксплуатационные, наблюдательные, которые непригодны к эксплуатации или использование которых прекращено, должны быть ликвидированы или законсервированы в установленном порядке.

3.6. Выбуренный шлам, твердые отходы производства, материалы и реагенты, непригодные к дальнейшему использованию, должны направляться в шламоотвалы и на полигоны захоронения промышленных отходов в зависимости от класса опасности отходов. Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии гигиеническим требованиям выбранного участка для размещения шламоотвалов и полигонов захоронения промышленных отходов и их обустройства выдается органами и учреждениями службы, осуществляющей государственный санитарно-эпидемиологический надзор на данной территории.

3.7. Не допускается:

· захоронение отходов, размещение свалок, кладбищ, скотомогильников и других объектов, являющихся источниками химического, биологического или радиационного загрязнения в области питания и разгрузки подземных вод, используемых или перспективных для использования в питьевых, хозяйственно-бытовых и лечебных целях;

· необоснованное использование подземных вод питьевого качества для иных нужд;

· использование различного рода неэкранированных земляных амбаров, прудов-накопителей, а также карстовых воронок и других углублений для сброса сточных вод и шламов, образующихся в процессе бурения;

· загрязнение подземных вод при добыче полезных ископаемых, проведении работ по водопонижению, при строительстве и эксплуатации дренажных систем на мелиорируемых землях;

· отвод без очистки дренажных вод с полей и ливневых сточных вод с территорий населенных мест в овраги и балки;

· применение, хранение ядохимикатов и удобрений в пределах водосборов грунтовых вод, используемых при нецентрализованном водоснабжении;

· орошение сельскохозяйственных земель сточными водами, если это влияет или может отрицательно влиять на состояние подземных вод.

3.8. Закачка сточных вод в глубокие горизонты подземных вод может быть разрешена в исключительных случаях при соответствующем гидрогеологическом, технико-экономическом обосновании, благоприятном долгосрочном прогнозе качества вод и при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации.

3.9. Для обеспечения безопасных условий водопользования на объектах и сооружениях, подверженных авариям, в т.ч. нефте- и продуктопроводах, нефтяных скважинах, накопителях сточных вод, канализационных коллекторах, и т.п. должны разрабатываться и осуществляться противоаварийные мероприятия, которые согласовываются органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и утверждаются в установленном порядке.

4. Требования к качеству подземных вод

4.1. Гигиенические требования к качеству подземных вод дифференцируются в зависимости от вида водопользования.

Гигиеническими критериями качества подземных вод являются:

· предельно допустимые концентрации (ПДК) и ориентировочные допустимые уровни (ОДУ) химических веществ;

· уровни допустимого содержания санитарно-показательных микроорганизмов;

· нормативы, обеспечивающие радиационную безопасность.

4.2. В том случае, когда в технологическом процессе, прямо или косвенно оказывающем влияние на качество подземных вод, предполагается использовать вещества, для которых отсутствуют гигиенические нормативы содержания в воде, разработчик или пользователь соответствующей технологии обеспечивает разработку нормативов и методов определения с нижним пределом измерения менее 0,5 ПДК.

Утверждение разработанного норматива и метода измерения вещества осуществляется р порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4.3. Концентрации пестицидов в подземных водах не должны превышать наименьший из утвержденных гигиенических показателей.

4.4. Потенциальная опасность обнаруженных в подземных водах веществ оценивается с учетом их канцерогенной и мутагенной опасности и кратности превышения гигиенического норматива и допустимых суточных доз.

В случае присутствия в воде нескольких веществ 1 и 2 класса опасности, характеризующихся однонаправленным механизмом токсического действия, в т.ч. канцерогенным, сумма отношений концентраций каждого из них к соответствующей ПДК не должна превышать единицу:

,

где С1, …, Сn — концентрации n веществ, обнаруживаемых в воде водного объекта;

ПДК1, …, ПДКn — ПДК тех же веществ.

4.5. На территориях с выраженным санитарно-эпидемиологическим неблагополучием возможно установление нормативов для этих территорий, утверждаемых Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.

5. Требования к организации контроля за охраной подземных вод

5.1. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за качеством подземных вод осуществляют органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации выборочно и по санитарно-эпидемиологическим показаниям с использованием стандартных методов измерения.

5.2. Производственный контроль за влиянием хозяйственной деятельности на подземные воды обеспечивают юридические лица или индивидуальные предприниматели, деятельность которых прямо или косвенно оказывает влияние на качество подземных вод.

Измерения выполняются в лабораториях, аккредитованных (аттестованных) в установленном порядке.

5.3. Производственный контроль за влиянием хозяйственной деятельности на качество подземных вод предусматривается при:

· эксплуатации подземных вод в качестве источников водоснабжения;

· эксплуатации сооружений для разработки полезных ископаемых;

· эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

· эксплуатации объектов складирования твердых бытовых отходов (ТБО), промотходов, ядохимикатов и других отходов.

5.4. При выполнении производственного контроля следует ориентироваться на показатели, критериями для выбора которых служат данные о:

· характере хозяйственной деятельности;

· геохимических особенностях территории;

· прогнозируемом качестве подземных вод.

В случае, когда выбор показателей затруднен, допускается пользоваться прилож. 2 и 3.

5.5. С целью оперативного реагирования на опасность появления загрязнения в подземных водах, в программу производственного контроля в обязательном порядке включаются: пермаганатная окисляемость, азот аммония, запах, мутность, санитарно-показательные микроорганизмы.

5.6. Периодичность производственного контроля должна обеспечивать достоверную информацию, позволяющую предотвратить опасность загрязнения, но не реже 1 раза в месяц.

5.7. При анализе результатов производственного контроля учитывается динамика уровней контролируемых показателей относительно фоновых величин.

5.8. Программа (план) производственного контроля за хозяйственной деятельностью, влияющей на качество подземных вод, должна согласовываться с органами и учреждениями службы, осуществляющей государственный санитарно-эпидемиологический надзор на данной территории.

5.9. Результаты производственного контроля с анализом причин изменения качества воды представляются в органы и учреждения службы, осуществляющей государственный санитарно-эпидемиологический надзор на данной территории в сроки, согласованные в соответствии с п. 5.6.

Гигиеническая классификация подземных вод по степени выраженности влияния техногенного фактора

Степень влияния на качество подземных вод техногенных факторов

Степень загрязнения подземных вод

Допустимое

Периодическое превышение фоновых показателей при их максимальных уровнях на протяжении года ниже гигиенических нормативов

Слабо выраженное

Сохранение тенденции к возрастанию показателей техногенного загрязнения при ежемесячном отборе в течение года. При этом максимальные уровни загрязнения находятся ниже гигиенических нормативов

Предельное

Стабильное превышение фоновых показателей при их максимальных уровнях на уровне меньшем или равном ПДК

Опасное

Стабильное превышение фоновых показателей при их максимальных уровнях более ПДК

Приоритетные загрязнения, обнаруженные в подземных водах в зонах влияния различных объектов

Объекты хозяйственной деятельности

Загрязняющие вещества, обнаруженные в подземных водах в концентрациях, превышающих гигиенические нормативы

Нефтебазы

Нефтепродукты, СПАВ, фенолы, железо, бром, аммоний, марганец

Нефтеперерабатывающие предприятия

Нефтепродукты, фенолы, СПАВ, свинец, хлориды, сульфаты, ХПК, формальдегид, аммоний, нитраты, толуол, этилбензол ксилол

Аэропорты

Нефтепродукты, фенолы

Нефтяные месторождения

Нефтепродукты, хлориды, фенолы, СПАВ, ртуть, марганец, железо

Полигоны ТБО

Нефтепродукты, фенолы, аммоний, железо, кадмий, акриламид, стирол, хлориды, СПАВ, свинец, марганец

Полигоны промотходов

Нефтепродукты, фенолы, железо, кадмий, свинец, ртуть, сурьма, аммоний, никель, хром, бензол

Предприятия органического синтеза

Нефтепродукты, бензол, формальдегид, этилбензол, моноэтаноламин, кадмий, свинец, хлороформ, никель, ртуть, хром, ПАВ, кобальт, мышьяк, марганец, бром, бор, аммоний, цинк, медь

Городские очистные сооружения

Нефтепродукты, фенолы, железо, аммоний, нитриты, нитраты, бром, СПАВ

Сельскохозяйственные предприятия

Пестициды, аммиак, нефтепродукты, фенолы, СПАВ, нитриты, нитраты, минерализация, хлориды

Нефте- и газопроводы

Нефтепродукты, СПАВ

Пруды-отстойники

Нефтепродукты, железо, минерализация, СПАВ, бром, бор, аммоний

Поля орошения

Нефтепродукты, фенолы, аммоний, минерализация, нитраты, нитриты, хлориды

Предприятия теплоэнергетики

Нефтепродукты, фенолы, хлориды, сульфаты, СПАВ, аммоний, никель, свинец, марганец, железо, алюминий, вольфрам

Рудообогатительные и металлургические предприятия

Ксантогенаты, марганец, железо, барий, сульфаты, минерализация, никель, стронций, титан, фтор, алюминий, мышьяк, цинк, свинец, медь, молибден, цианиды, роданиды

Приоритетные показатели и компоненты природного происхождения с высокой вероятностью обнаружения повышенных предельно допустимых концентраций (ПДК) химических веществ в подземных водах различных регионов России

Показатели и компоненты

Геохимические особенности водоносных пород

Состав подземных вод

Регионы с выявленными некондиционными водами

Обобщенные показатели

Минерализация (сухой остаток)

Терригенные отложения морского генезиса

Хлоридный натриевый

Сульфатный натриевый

Западная Сибирь

Поволжье

Карбонатные загипсованные отложения

Сульфатный; гидрокарбонатно-сульфатный

Центральный район, Поволжье

Общая жесткость

Карбонатные загипсованные отложения

Сульфатный; гидрокарбонатно-сульфатный

Центральный район, Поволжье

Окисляемость перманганатная

Терригенные отложения с повышенным содержанием органических веществ

Бескислородные железомарганецсодержащие воды различного состава

Западная Сибирь, Амурская область, Хабаровский, Приморский края

Санитарно-токсикологические показатели

Алюминий

Кристаллические щелочные породы

Гидрокарбонатно-натриевый со слабощелочной реакцией

Мурманская область

Барий

Карбонатные, терригенные породы

Гидрокарбонатный кальциево-магниевый с околонейтральной реакцией среды

Центральный район, Поволжье

Бериллий

Бериллийсодержащие породы металлогенических провинций

Гидрокарбонатный смешанного катионного состава с повышенным содержанием фтора

Урал, Рудный Алтай, Забайкалье, Приморский край

Бор

Карбонатные и терригенные породы

Натриевый различного анионного состава с высоким отношением Nа/Са

Урал

Бром

Терригенные отложения морского происхождения

Хлоридный натриевый

Западная Сибирь

Кремний

Терригенные отложения гумидной зоны

Гидрокарбонатный натриевый с высоким содержанием органических веществ

Урал, Западная Сибирь, Амурская область, Хабаровский, Приморский края

Мышьяк

Мышьяксодержащие породы металлогенических провинций

Гидрокарбонатный натриевый с высоким отношением Nа/Са

Урал

Ртуть

Ртутьсодержащие породы металлогенических провинций

Гидрокарбонатный смешанного катионного состава с повышенным содержанием органических веществ

Алтай

Селен

Кислые кристаллические породы с сульфидной минерализацией

Гидрокарбонатный, сульфатный кальциевый с высоким значением Рh

Урал, Тыва, Алтай

Стронций

Карбонатные породы с целестиновой минерализацией

Гидрокарбонатный, сульфатный кальциевый

Центральный район, Поволжье, Якутия

Фтор

Карбонатные породы с флюоритовой минерализацией

Кислые кристаллические породы

Гидрокарбонатный натриевый с высоким отношением Nа/Са

Центральный район, Поволжье, Якутия

Мурманская область, Забайкалье, Приморский край

Органолептические показатели

Железо

Карбонатные, терригенные породы с высоким содержанием органических веществ

Терригенные, кристаллические породы с сульфидной минерализацией

Гидрокарбонатный кальциевый с низким значением Рh и околонейтральной реакцией

Сульфатный, сульфатно-гидрокарбонатный кальциевый с низким значением Рh и околонейтральной реакцией среды

Центральный район, Западная Сибирь, Якутия, Хабаровский, Приморский края, Амурская область, Урал

Марганец

Терригенные породы с высоким содержанием органических веществ

Гидрокарбонатный кальциевый с низким значением Рh и околонейтральной реакцией

Западная Сибирь, Хабаровский, Приморский края, Амурская область

Приложение 4
(справочное)

Водозабор — комплекс сооружений и устройств для забора воды из водных объектов.

Водоносный горизонт — подземный водный объект, характеризующийся близкими фильтрационными свойствами вмещающих горных пород.

Водопользование — юридически обусловленная деятельность граждан и юридических лиц, связанная с использованием водных объектов.

Гигиенические нормативы качества питьевой воды — совокупность научно обоснованных показателей, устанавливающих критерии благоприятных органолептических свойств, безопасности воды в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредности по химическому составу.

Грунтовые воды — безнапорные подземные воды, расположенные над поверхностью первого водоупорного слоя; область их питания совпадает с областью распространения.

Зона санитарной охраны — территория и акватория, на которых устанавливается особый санитарно-эпидемиологический режим для предотвращения ухудшения качества воды источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения и охраны водопроводных сооружений.

Источник загрязнения воды — источник, вносящий в поверхностные или подземные воды загрязняющие вещества, микроорганизмы или тепло.

Контроль качества воды — проверка соответствия показателей качества воды установленным нормам и требованиям.

Лимитирующий признак вредности вещества в воде — наименьшая безвредная концентрация вещества в воде.

ОДУ — временный гигиенический норматив, утверждаемый постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, применяемый на стадии предупредительного санитарного надзора и устанавливаемый сроком на 3 года.

Охрана вод от загрязнения — система мер, направленных на предотвращение, ограничение и устранение последствий загрязнения.

Охрана водных объектов — деятельность, направленная на сохранение и восстановление водных объектов.

Питьевая вода — вода по своему качеству в естественном состоянии или после подготовки отвечающая гигиеническим нормативам и предназначенная для питьевых и бытовых нужд граждан, либо для производства пищевой продукции.

Подземные воды — воды, в т.ч. минеральные, находящиеся в подземных водных объектах.

Предельно допустимая концентрация (ПДК) — максимальная концентрация химического вещества в воде, в которой при ежедневном поступлении в организм в течение всей жизни не оказывает прямого или опосредованного влияния на здоровье населения в настоящем и последующих поколениях, а также не ухудшает гигиенические условия водопользования.

Централизованная система питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения — комплекс устройств, сооружений и трубопроводов, предназначенный для забора, подготовки (или без нее) хранения, подачи к местам расходования питьевой воды и открытый для общего пользования.

Нецентрализованное водоснабжение — использование населением подземных источников водоснабжения для удовлетворения питьевых и хозяйственных нужд при помощи водозаборных устройств без разводящей сети.

Загрязнение подземных вод — загрязнение, обусловленное антропогенной деятельностью и приводящее к изменению качества воды по сравнению с фоновыми показателями.

Библиографические данные

1. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ.

2. Водный кодекс Российской Федерации от 16.11.95.

3. Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19.12.91.

5. Положение о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2000 г. № 54.

6. Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2000 г. № 554.

7. Положение о порядке лицензирования пользования недрами № 3314-1 от 15.07.92.

8. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого водоснабжения. СанПиН 2.1.4.027-95.

9. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПиН 2.1.4.559-96.

10. Требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников. СанПиН 2.1.4.544-96.

11. Гигиенические требования к повторному использованию сточных вод и их осадков для орошения и удобрения. СанПиН 2.1.7.579-96.

12. Санитарные правила по устройству и эксплуатации водозаборов с системой искусственного пополнения подземных вод хозяйственно-питьевого назначения № 1974-79.

13. Нормы радиационной безопасности (НРБ-99). СП 2.6.1.758-99.

14. Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водоснабжения. ГН 2.1.5.689-98.

15. Ориентировочные допустимые уровни (ОДУ) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водоснабжения. ГН 2.1.5.690-98.

16. ГОСТ 2761-84 «Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Гигиенические, технические требования и правила выбора».

17. ГОСТ Р 51232-98 «Вода питьевая. Общие требования к организации и методам контроля качества».

18. СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение, наружные сети и сооружения».

19. ГН 1.1.546-96 «Гигиенические нормативы содержания пестицидов в объектах окружающей среды».

Три санитарные зоны для водозаборной скважины

Чистая питьевая вода во всех государствах защищается законом, потому что это бесценный природный ресурс. Поэтому водозаборные скважины любого типа ограждаются несколькими зонами, которые регламентируются строгими санитарными и эпидемиологическими нормами. В России для этого используется инструкция СанПиН 2.14.1110-02, в которой оговаривается, что таких опоясывающих территорий должно быть три. И каждая санитарная зона скважины имеет четкие свои границы.

Знак охранной зоны

Первая зона

Первая санитарная зона водозаборной скважины располагается в непосредственной близости от источника водозабора. Ее размеры определяются защищенностью или незащищенностью бассейна подземных вод. К защищенным относится подземный водяной бассейн, который защищен со всех сторон твердыми каменными породами, тем самым не создается его соединение с открытыми водоемами: озерами, реками и так далее. И размеры такого пласта распространяются на все три санитарных пояса. Незащищенный бассейн – это пласт воды, который сообщается с открытыми водоемами.

Так вот для незащищенных подземных вод граница санитарной территории должна составлять 50 м, для защищенных – 30 м. Получение лицензии на водозабор (пользования недрами) защищенного пласта выдается быстрее с меньшими проблемами, чем на пласт незащищенный. Все дело в том, что вероятность заражения и загрязнения скважины из такого водного бассейна выше, поэтому и требует особого обоснования.

Внимание! Сократить санитарную зону артезианской скважины можно до 15 м, если водозабор производится из защищенного пласта, плюс, необходимо получить разрешение государственного органа Роспотребнадзора, для чего потребуется гидрогеологическое обоснование.

Что запрещено

Данная санитарная зона является поясом строго режима, поэтому здесь нельзя:

  • проводить строительство, не относящееся к системе водозабора;
  • находиться людям, не имеющих отношение к службе эксплуатации водозаборной скважины.

Ограждение первого пояса

Вторая зона

Она называется поясом ограничения хозяйственной деятельности. Основное ее назначение – это предупредить бактериальное заражение и скважины, и водного бассейна. Границы этой зоны не являются стандартными, они рассчитываются из возможности скорости проникновения болезнетворных бактерий через грунт в воду или через грунтовые воды в водоносный пласт. Здесь две позиции:

  1. Для незащищенных бассейнов срок составляет 400 суток, за это время бактерии попадут в скважину.
  2. Для защищенных – 200 суток.

Для расчета радиуса второй санитарной зоны охраны скважины необходимо использовать формулу:

R=√(Q x t)/(π x M x N), где

R – радиус санитарного пояса №2;

Q – это дебет водного пласта, измеряемый в м³/час, по сути, это производительность сооружения;

t – время, за которое бактерии пройдут до скважины;

π – это архимедово число, равное 3,24;

М – мощность водоносного пласта;

N – это пористость породы, через которую производится водозабор, обычно данный показатель варьируется в диапазоне 0,01-0,04.

По сути, эта формула говорит о том, что данное расстояние является оптимальным для времени (200 или 400 суток), в течение которого болезнетворные бактерии смогут попасть в воду водозаборного сооружения.

На второй санитарной зоне скважины не должно быть:

  • Сельскохозяйственных ферм, хранилищ, куда сваливается навоз.
  • Кладбищ и скотомогильников.
  • Силосные ямы и туалеты.
  • Канализационные сооружения и поля фильтрации.
  • Склады, в которых хранятся удобрения или химикаты.
  • Обычные свалки и мусорные ямы.

Расчет санитарных зон

Третья зона

Цель создания третьего пояса – это защита водозабора от химического загрязнения. Для того чтобы рассчитать радиус организации этой территории, необходимо воспользоваться той же формулой, что и для второго пояса. Только вместо времени движения бактерий в нее подставляется время эксплуатации самой водозаборной скважины, которое равно 25 годам.

Почему берется именно этот временной предел. Все дело в том, что многие химические вещества являются слабо разлагающимися или вообще не разлагаются. Ученые считают, что есть определенные расстояния, которые химикаты могут пройти максимум за 25 лет. То есть, пока они доберутся до колодца, его уже надо будет закрывать.

Но это еще не все. Третья и вторая зоны санитарной охраны скважины определяются границами потока воды внутри водоносного пласта. То есть, любые загрязнения могут проникнуть в скважину только из этого пояса. Остальные воды будут проходить мимо нее. Так вот граница охвата тока воды называются нейтральной линией тока (НЛТ), как показано на фото ниже.

Схема расположения НЛТ

Данная зона захвата должна предварительно рассчитываться. Она в основном зависит от дебита водозабора, его напора и фильтрующих свойств окружающего грунта. При этом область захвата внутри санитарных зон должна быть меньше радиуса второго и третьего пояса.

Здесь нельзя строить объекты, которые могут стать причиной химического загрязнения: производство химикатов, накопители различных промышленных стоков, склады и химикатами и минеральными удобрениями, хранилища шламов и прочие. Если пласт является незащищенным, то на территории третьей санитарной зоны скважины можно строить жилые и нежилые объекты, если их канализация выводит стоки за пределы пояса. Если пласт защищенный, то делается все, чтобы не нарушить его естественное залегание. Единственное, что возможно сделать, это пробурить саму скважину.

Схема расположения трех поясов

Необходимо отметить, что все три пояса устанавливаются один раз и навсегда. Но при этом должен учитываться тот факт, что сама скважина будет эксплуатироваться в установленном режиме. Если поменялся режим, владелец или ухудшилось качество самой воды, то сразу же необходимо поставить органы Роспотребнадзора в известность, и, конечно, придется получить новое заключение по водозабору.

Не забудьте оценить статью:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *