452 ФЗ

452 ФЗ

Порядок проведения государственного кадастрового учета в 2018 году

Порядок проведения государственного кадастрового учета в 2018 году остался почти неизменным, как и требования к заявителям, документации и вариантам обращения в уполномоченный орган. Главное изменение — возможность одновременного проведения госрегистрации и кадастрового учета в органах Росреестра (до 2017 года эти услуги предоставлялись раздельно). В чем тонкости постановки имущества на кадастровый учет? Какие бумаги требуется собрать для решения задачи? Куда обращаться за помощью? Эти и другие аспекты требуют детального рассмотрения.

Общие положения

Кадастровый учет — процесс, который подразумевает постановку или снятие с учета, а также внесение информации об учтенной в реестре недвижимости. Порядок осуществления кадастрового учета в отношении дома, квартиры или земельных участков подразумевает оформление заявление и передачу пакета бумаг в Росреестр для внесения сведений об имуществе. Без выполнения этих действий продать недвижимость, сдать ее в аренду, подарить, поменять или выполнить иные операции не получится.

Регистрация в кадастровом органе обязательна для всех типов имущества, кроме некоторых исключений — космических кораблей, судов (морских и речных), а также некоторых ЗУ. В последнем случае речь идет о наделах, которые резервируются и применяются службами безопасности РФ, ВС РФ, относятся к природоохранным зонам, входят в водный или лесной фонд или имеют особую ценность в культурной или научной сфере.

Нововведения 2018 года

Правительство страны ежегодно пересматривает законы, связанные с осуществлением кадастрового учета земельных участков и других объектов, а также порядком проведения таких процедур. Так, в 2018 году владельцы ЗУ вынуждены оформлять недвижимость в ЕГРП, чтобы исключить переход права владения к местным органам власти.

Нововведения государственных органов часто направлены на то, чтобы уменьшить число неучтенных участков, и упорядочить земельный сектор. Главная цель таких действий заключается в повышении объема поступлений в налоговом секторе. Так, с начала года работает закон, согласно которого пользование ЗУ без наличия точной информации о границах запрещено. Если владелец вовремя не провел работу по межеванию, он теряет право распоряжаться своим имуществом. Процедура обязательна, в том числе для лиц, которые получили право собственности на ЗУ до 2008 года (в тот период эта норма не действовала).

По завершению межевания владельцу выдается выписка из кадастрового органа, подтверждающая границы надела. При этом собственник вправе распоряжаться имуществом по собственному желанию. Несмотря на жесткие требования государства, больше 50% наделов в РФ не имеют четких границ. Это значит, что вопрос важности межевания остается открытым.

Одна из причин — действие дачной амнистии, которая упрощает порядок проведения государственного кадастрового учета. Задача нововведения заключается в упрощении регистрации ЗУ и возможность прохождения бюрократических процедур с минимальным пакетом бумаг. При этом межевание при регистрации наделов было не обязательным, что в 2018 году становится реальной проблемой. Если собственник зарегистрировал объект без проведения рассматриваемой процедуры, он обязан в сжатые сроки пройти межевание и поставить ЗУ на учет.

Государственные деятели отмечают, что нововведения позволят навести порядок в земельной сфере. Последние годы все чаще возникают споры между соседями, которые во многих случаях доходят даже до суда. Если надел не зарегистрирован или не имеет плана межевания, суд может признать его ничьим, что влечет передачу имущества местным органам власти.

Не менее важный момент — обязательная оценка ЗУ, позволяющая точно определить объем налога на имущество. В 2018 году стоимость участков почти соответствует рыночному показателю. Переход на кадастровую цену уже дал результаты в виде повышения выплат в государственный бюджет, что в текущих условиях является важным фактором поддержки экономики.

Интересно, что сегодня кадастровая оценка — прерогатива государственных органов. Если владелец не согласен с решением уполномоченной структуры, он вправе обратиться в судебный орган.

Порядок проведения государственного учета — для земельных участков, квартиры и дома

В 2018 году в силу вступили новые правила, касающиеся госрегистрации недвижимости и постановке ее на учет. Как отмечалось, эти задачи выполняются одновременно, что упрощает и ускоряет процесс оформления. Кадастровый учет в России выполняет Росреестр, который принимает бумаги от населения и вносит сведения об имуществе в общую базу. Итоговые документы выдаются заявителям в бумажном или электронном виде. Результатом услуги является выдача гражданину выписки из ЕГРН, а сама регистрация закрепляется путем нанесения надписи на документах.

Земельный участок

Порядок проведения государственного кадастрового учета для ЗУ подразумевает сбор и передачу следующих бумаг:

  • Заявления с соответствующей просьбой поставить надел на учет в кадастре.
  • Паспорт или иную бумагу, подтверждающую личность.
  • План межевания надела.

При наличии такой необходимости в межевом плане должны быть сведения о согласовании границ ЗУ с соседями близлежащих наделов.

Собранные бумаги и заявление можно передать:

  • Самостоятельно в Росреестра или МФЦ.
  • С помощью почты или через Интернет.

При регистрации ЗУ в ГКН вносятся полные сведения об объекте, а именно его квадратура, границы, категория и кадастровая цена. Также указываются вариант применения, сведения о кадастровом инженере (том, что проводил работы по межеванию), а также данные о владельце. Но и это не все. В базе фиксируется информация о сооружениях в пределах земельного участка, о наличии ограничений в пользовании (если они имеются) и другие нюансы.

Порядок проведения государственного кадастрового учета ЗУ подразумевает прохождение таких шагов:

  • Появление земельного участка.
  • Привлечение кадастрового инженера для выполнения работ по межеванию надела и получения необходимых документов.
  • Передача в Росреестр или МФЦ заявления и пакета документации.
  • Получение от работников упомянутых структур расписки о принятии бумаг (выдается при личной передаче). Если бумаги направляются почтой, задержка в получении расписки составляет 1-2 дня.

После приема документации уполномоченный орган проводит ее проверку, а далее принимает решение об актуальности постановки надела на кадастровый учет. При нарушении требований уполномоченного органа возможен отказ в предоставлении услуги. При позитивном развитии событий заявитель получает бумаги, свидетельствующие о постановке ЗУ на учет.

Заявление вправе передавать представитель (при предъявлении доверенности), хозяева земельных участков, а также прочие граждане. Срок оказания услуги — до 5 суток со дня передачи бумаг. Если участок одновременно ставится на учет и регистрируется право собственности, срок увеличивается до 10 дней. В случае передачи документов в МФЦ период оказания услуги продлевается на 1-2 дня.

Квартира и дом

Порядок ведения кадастрового учета для квартиры или дома мало отличается от процесса, характерного для земельных участков. Но при сборе документов имеется ряд нюансов. В частности, для учета квартиры потребуются такие бумаги:

  • Гражданский паспорт РФ.
  • Бумаги, подтверждающие право владения жильем.
  • Документы на недвижимость.
  • Документация, подтверждающая переход права владения объектом на иного гражданина.
  • Доверенность нотариуса (если работу взял на себя представитель).

Более детальный список бумаг, необходимых для постановки на учет, можно уточнить в Росреестре или у работников МФЦ. Если уполномоченный орган получает неполный пакет документов, высока вероятность отказа в предоставлении услуги.

Чтобы поставить дом на кадастровый учет в 2018 году, владельцу нужно вызвать работника БТИ или заказать услуги кадастрового инженера. Специалист делает необходимую работу по измерению площади, определению координат сооружения и составлению техплана. Экономить на услугах экспертов и проводить процедуру самостоятельно нет смысла — результаты все равно никто не примет. Но при выборе компании также нужно быть внимательным — важно проверить наличие лицензии и опыта выполнения подобных задач.

Чтобы поставить на кадастровый учет дом потребуется:

  • Заявление от владельца.
  • Паспорт (должен подтверждать гражданство РФ).
  • Чек о выплате госпошлины.
  • Разрешение в письменной форме на строительные работы (если объект не попадает под дачную амнистию).
  • Акт ввода дома в работу.
  • Бумаги со сведениями о недвижимости.

Чтобы избежать трудностей при постановке на учет любого из объектов, рекомендуется иметь при себе подлинники и копии документов. Отказ вероятен при отсутствии какой-либо бумаги, наличии неточных сведений в документации, а также в случае противоречий в предоставленной документации. Уполномоченный орган информирует о причине негативного решения, после чего дает время на внесение исправлений.

Федеральный закон от 30.12.2015 г. № 452-ФЗ

<p>РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» и статью 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров Принят Государственной Думой 22 декабря 2015 года Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2015 года (в ред. Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4294) Статья 1 Внести в Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст. 4017; 2008, N 30, ст. 3597, 3616; 2009, N 29, ст. 3582; N 52, ст. 6410, 6419; 2011, N 1, ст. 47; N 23, ст. 3269; N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4594, 4605; N 49, ст. 7024, 7061; N 50, ст. 7365; 2012, N 31, ст. 4322; 2013, N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4083; 2014, N 26, ст. 3377; N 30, ст. 4218; N 43, ст. 5799; N 52, ст. 7558; 2015, N 1, ст. 52; N 14, ст. 2019; N 27, ст. 3975, 3997; N 29, ст. 4339, 4359, 4370, 4377) следующие изменения: 1) в статье 1: а) часть 4 изложить в следующей редакции: «4. Кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (далее — кадастровые работы), и оказание услуг в установленных настоящим Федеральным законом случаях. Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает лицо, указанное в статье 29 настоящего Федерального закона (далее — кадастровый инженер).»; б) дополнить частями 4-1 и 4-2 следующего содержания: «4-1. Кадастровые работы выполняются в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, частей таких объектов недвижимости, объектов незавершенного строительства, а также иных объектов недвижимости, подлежащих в соответствии с федеральным законом кадастровому учету. 4-2. В случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами определяются координаты характерных точек границ земельного участка (части земельного участка), координаты характерных точек контура здания, сооружения, частей таких объектов недвижимости, координаты характерных точек контура объекта незавершенного строительства, осуществляется обработка результатов определения таких координат, в ходе которой определяется площадь объектов недвижимости и осуществляется описание местоположения объектов недвижимости, проводится согласование местоположения границ земельного участка. В случае, установленном настоящим Федеральным законом, при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами может быть дополнительно установлено местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке посредством пространственного описания конструктивных элементов здания, сооружения или объекта незавершенного строительства, в том числе с учетом высоты или глубины таких конструктивных элементов.»; 2) в части 2 статьи 3 слова «, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона,» исключить; (Пункт 2 утратит силу с 1 января 2017 года на основании Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4294) 3) главу 1 дополнить статьей 3-2 следующего содержания: «Статья 3-2. Орган, осуществляющий государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров и ведение государственного реестра саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, государственного реестра кадастровых инженеров Государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров (далее — государственный надзор), ведение государственного реестра саморегулируемых организаций кадастровых инженеров и ведение государственного реестра кадастровых инженеров осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (далее — орган государственного надзора).»; 4) дополнить статьей 26-1 следующего содержания: «Статья 26-1. Обжалование решения о приостановлении 1. Решение о приостановлении может быть обжаловано в административном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план или акт обследования, представленные в орган кадастрового учета с заявлением о кадастровом учете, либо юридическим лицом, работником которого является кадастровый инженер, подготовивший межевой план, технический план или акт обследования, представленные в орган кадастрового учета с заявлением о кадастровом учете, в апелляционную комиссию, созданную при органе кадастрового учета в порядке, установленном настоящей статьей (далее — апелляционная комиссия). При этом обжалование решения о приостановлении в судебном порядке возможно только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию. 2. Для обжалования решения о приостановлении лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, в апелляционную комиссию в течение тридцати дней с даты принятия решения о приостановлении представляется заявление об обжаловании решения о приостановлении. Соответствующее заявление представляется в апелляционную комиссию по месту нахождения органа кадастрового учета, принявшего решение о приостановлении, в письменной форме при личном обращении, посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении либо в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. 3. Апелляционная комиссия формируется органом кадастрового учета в каждом субъекте Российской Федерации. В состав апелляционной комиссии включаются по три представителя соответственно от органа кадастрового учета и национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров (далее — национальное объединение), которые подлежат ротации один раз в два года. Положение о порядке формирования и работы апелляционной комиссии, перечень и формы документов, необходимых для обращения в апелляционную комиссию, а также документов, подготавливаемых в результате ее работы, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Председатель апелляционной комиссии и его заместитель должны иметь усиленную квалифицированную электронную подпись. 4. Заявление об обжаловании решения о приостановлении, представленное с нарушением требований, установленных частями 1 и 2 настоящей статьи, не принимается к рассмотрению апелляционной комиссией, о чем в течение трех рабочих дней информируется лицо, представившее такое заявление. 5. При рассмотрении заявления об обжаловании решения о приостановлении апелляционной комиссией оценивается обоснованность принятия органом кадастрового учета решения о приостановлении (наличие оснований для принятия такого решения, установленных статьей 26 настоящего Федерального закона). 6. При необходимости апелляционная комиссия запрашивает в органах государственной власти, в том числе в органе кадастрового учета, а также в органах местного самоуправления, организациях и у физических лиц (кадастровых инженеров) необходимые для принятия решения по результатам рассмотрения заявления об обжаловании решения о приостановлении документы, материалы и информацию. Саморегулируемая организация кадастровых инженеров, членом которой является выполнивший кадастровые работы кадастровый инженер, по запросу апелляционной комиссии бесплатно в срок не более чем десять рабочих дней со дня получения соответствующего запроса обеспечивает проведение экспертизы документов, которые представлены в орган кадастрового учета и по результатам рассмотрения которых органом кадастрового учета было принято решение о приостановлении, и подготовку по ее результатам заключения. В рамках экспертизы проводится проверка на предмет наличия допущенных кадастровым инженером в документах, подготовленных таким кадастровым инженером при выполнении кадастровых работ, ошибок либо их отсутствия, а также на предмет наличия допущенных кадастровым инженером при выполнении кадастровых работ нарушений требований настоящего Федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области кадастровых отношений либо отсутствия таких нарушений. Заключение, подготовленное по результатам проведения указанной экспертизы, должно содержать подробное описание проведенной проверки и включать обоснованные выводы в отношении предмета проведения экспертизы, в том числе ссылки на соответствующие положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации. 7. Апелляционная комиссия уведомляет заинтересованных лиц о поступлении заявления об обжаловании решения о приостановлении, времени и месте его рассмотрения по адресам их электронной почты в соответствии с кадастровыми сведениями, предусмотренными пунктами 8 и 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (при наличии таких сведений), в случаях и в порядке, которые установлены положением о порядке формирования и работы апелляционной комиссии. Указанные заинтересованные лица вправе присутствовать на соответствующем заседании апелляционной комиссии. 8. Положение о проведении саморегулируемой организацией кадастровых инженеров экспертизы документов, которые представлены в орган кадастрового учета и по результатам рассмотрения которых органом кадастрового учета было принято решение о приостановлении, и подготовке по ее результатам заключения утверждается национальным объединением по согласованию с органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. 9. В случае, если принятие решения о приостановлении признано апелляционной комиссией обоснованным (соответствующим основаниям, предусмотренным статьей 26 настоящего Федерального закона, в том числе не отраженным в решении о приостановлении), ею принимается решение об отклонении заявления об обжаловании решения о приостановлении. 10. В решении об отклонении заявления об обжаловании решения о приостановлении должны быть указаны обстоятельства, послужившие основанием для принятия этого решения, с обязательной ссылкой на соответствующие положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области кадастровых отношений. Апелляционная комиссия, принявшая решение об отклонении указанного заявления, в течение одного рабочего дня со дня его принятия информирует лицо, представившее заявление об обжаловании решения о приостановлении, о принятом решении. 11. В случае, если принятие решения о приостановлении признано апелляционной комиссией необоснованным (не соответствующим основаниям, указанным в статье 26 настоящего Федерального закона) и отсутствуют иные основания (не отраженные в решении о приостановлении) для приостановления кадастрового учета, предусмотренные статьей 26 настоящего Федерального закона, апелляционной комиссией принимается решение об удовлетворении заявления об обжаловании решения о приостановлении. Решение об удовлетворении заявления об обжаловании решения о приостановлении является основанием для осуществления кадастрового учета в порядке и в сроки, которые установлены настоящим Федеральным законом. Течение срока, установленного частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, начинается со дня поступления в орган кадастрового учета решения об удовлетворении заявления об обжаловании решения о приостановлении. При этом часть срока, истекшая до принятия органом кадастрового учета решения о приостановлении, не засчитывается в новый срок. 12. В решении об удовлетворении заявления об обжаловании решения о приостановлении должны быть указаны обстоятельства, послужившие основанием для принятия этого решения, с обязательной ссылкой на соответствующие положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области кадастровых отношений. Апелляционная комиссия, принявшая решение об удовлетворении заявления об обжаловании решения о приостановлении, направляет это решение в течение одного рабочего дня со дня его принятия в орган кадастрового учета, принявший решение о приостановлении, а также информирует лицо, представившее заявление об обжаловании решения о приостановлении, о принятом решении. Данное решение направляется в указанный орган в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью председателя или заместителя председателя соответствующей апелляционной комиссии. 13. Решение об отклонении заявления об обжаловании решения о приостановлении или решение об удовлетворении заявления об обжаловании решения о приостановлении должно быть принято апелляционной комиссией в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления об обжаловании решения о приостановлении в апелляционную комиссию. Резолютивная часть решения апелляционной комиссии объявляется на ее заседании в день принятия апелляционной комиссией соответствующего решения. 14. Повторная подача заявления об обжаловании решения о приостановлении в отношении одного и того же решения органа кадастрового учета не допускается.»; 5) пункт 7 части 2 статьи 27 изложить в следующей редакции: «7) межевой план, технический план, акт обследования или карта-план территории заверены подписью лица, не являющегося кадастровым инженером в соответствии с требованиями части 1 статьи 29 настоящего Федерального закона;»; (Пункт 5 утратит силу с 1 января 2017 года на основании Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4294) 6) часть 5 статьи 28 после слов «в установленном частью 4 настоящей статьи порядке» дополнить словами «и информирует о принятом решении саморегулируемую организацию кадастровых инженеров, если кадастровая ошибка была допущена кадастровым инженером, являющимся членом такой саморегулируемой организации»; (Пункт 6 утратит силу с 1 января 2017 года на основании Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4294) 7) статью 29 изложить в следующей редакции: «Статья 29. Кадастровый инженер 1. Кадастровым инженером признается физическое лицо, являющееся членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров. Кадастровый инженер может быть членом только одной саморегулируемой организации кадастровых инженеров. 2. Обязательными условиями принятия физического лица в члены саморегулируемой организации кадастровых инженеров являются: 1) наличие гражданства Российской Федерации; 2) наличие высшего образования по специальности или направлению подготовки, перечень которых утверждается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, или наличие высшего образования по специальности или направлению подготовки, не вошедших в указанный перечень, и дополнительного профессионального образования по программе профессиональной переподготовки в области кадастровых отношений; 3) наличие опыта работы в качестве помощника кадастрового инженера не менее двух лет, в течение которых он под руководством кадастрового инженера принимал участие в подготовке и выполнении кадастровых работ (далее — стажировка); 4) сдача теоретического экзамена, подтверждающего наличие профессиональных знаний, необходимых для осуществления кадастровой деятельности (далее — экзамен); 5) отсутствие наказания в виде дисквалификации за нарушение законодательства о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и кадастровой деятельности, предусмотренное Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с вступившим в законную силу решением суда; 6) отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления; 7) наличие действующего договора обязательного страхования гражданской ответственности кадастрового инженера, отвечающего установленным статьей 29-2 настоящего Федерального закона требованиям; 8) отсутствие ограничений, предусмотренных частями 19 и 20 настоящей статьи. 3. Саморегулируемая организация кадастровых инженеров не вправе предъявлять к физическим лицам, претендующим на вступление в такую саморегулируемую организацию, требования, кроме тех, что установлены частью 2 настоящей статьи. 4. Проведение экзамена в целях подтверждения наличия у претендента профессиональных знаний, необходимых для осуществления кадастровой деятельности, организуется национальным объединением. Экзамен проводится в форме тестирования с применением автоматизированной информационной системы, проектирование и внедрение которой осуществляются национальным объединением. Экзамен принимается комиссией, формируемой национальным объединением (далее — комиссия). Порядок проведения экзамена, формирования и работы комиссии, в том числе порядок обжалования результатов экзамена, устанавливается национальным объединением по согласованию с органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Вопросы тестовых заданий разрабатываются и утверждаются национальным объединением в соответствии с программой экзамена, утвержденной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, и размещаются на официальном сайте национального объединения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в срок не позднее чем три рабочих дня с даты их утверждения. За прием экзамена с претендента взимается плата, размер и порядок взимания которой устанавливаются национальным объединением. 5. Информация о результатах экзамена подлежит размещению на официальном сайте национального объединения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в срок не позднее чем три рабочих дня со дня проведения экзамена. 6. Решение о приеме физического лица в члены саморегулируемой</p>

Об изменениях в законодательстве, внесенных Федеральным законом от 30.12.2015 № 452-ФЗ

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области доводит до сведения.

С 1 июля 2016 года Федеральным законом от 30.12.2015 № 452-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» и статью 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров» вносятся изменения в Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» повышающие требования к кадастровым инженерам. Принятые меры будут способствовать улучшению качества кадастровых работ и минимизации ошибок в сведениях государственного кадастра недвижимости, а также позволят существенно повысить уровень защищенности прав собственников недвижимости.

Одним из главных изменений в законе «О государственном кадастре недвижимости» является обязательное членство кадастровых инженеров в соответствующих саморегулируемых организациях (СРО). Контроль за профессиональной деятельностью кадастрового инженера возложен на СРО, членом которой он является.

Помимо профессионального высшего образования и сдачи квалификационного экзамена потенциальному кадастровому инженеру потребуется в течение двух лет пройти стажировку в качестве помощника кадастрового инженера. Затем раз в три года кадастровый инженер должен проходить переподготовку. Также в числе требований к кадастровому инженеру: отсутствие наказания в виде дисквалификации за нарушение законодательства о государственном кадастровом учете и отсутствие судимости.

По закону кадастровый инженер должен будет также иметь договор обязательного страхования гражданской ответственности. Таким образом, убытки, причиненные действиями (или бездействием) кадастрового инженера заказчику кадастровых работ или третьим лицам, подлежат возмещению по договору страхования.

Кадастровые инженеры, сведения о которых внесены в государственный реестр кадастровых инженеров до 1 июля 2016 года включительно, могут осуществлять кадастровую деятельность до 1 декабря 2016 года. Для включения в состав членов СРО им не требуется прохождение стажировки и сдача теоретического экзамена, а требование о наличии необходимого образования не применятся до 1 января 2020 года.

Также установлен переходный период для некоммерческих организаций кадастровых инженеров, сведения о которых по состоянию на 30 июня 2016 года будут содержаться в государственном реестре саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью. До 1 декабря 2016 года данные некоммерческие организации считаются соответствующими требованиям нового федерального закона и обязаны до указанного срока представить в Росреестр установленные новым федеральным законом документы. Если некоммерческая организация не представит в Росреестр необходимые документы в установленный срок, то сведения о ней будут исключены из Реестра СРО в судебном порядке.

Кроме того, в рамках нового федерального закона предусмотрено осуществление государственного надзора за соблюдением СРО кадастровых инженеров федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и возбуждение дел об административных правонарушениях в отношении СРО КИ и (или) их должностных лиц, рассмотрение таких дел или передача их на рассмотрение суда.

Закон №447-ФЗ о межевании земельного участка

В противном случае собственник лишится возможности распоряжаться земельным наделом, предупреждают эксперты. По мнению чиновников, данное нововведение позволит избежать спорных моментов между соседями. В нынешних условиях окончательное решение конфликта возможно только в судебном порядке, что создает массу неудобств для собственников.

Обязательное межевание земельных участков к 2018 году распространяется на следующее целевое назначение:

  • садоводство;
  • личное или дачное хозяйство;
  • огородничество;
  • индивидуальное строительство.

Если межевание участка не будет завершено до 1 января 2018 года, то собственник не сможет продать или подарить земельный надел. Кроме того, хозяин лишится возможности использовать участок в качестве ипотеки или подарить. При этом не будет иметь значения наличие права собственности или подписанного договора аренды.

Для проведения межевания участка потребуется значительный период времени, поэтому собственнику лучше заблаговременно пройти необходимую процедуру.Закон об обязательном межевании земельных участков до 2018 года несет определенные выгоды для собственников. Инициатор межевания получает дополнительные преимущества, поскольку имеет больше шансов отстоять свои интересы. Кроме того, фиксация границ позволит защитить свои владения от посягательств со стороны соседей. Закон №477-ФЗ обязывает собственника провести межевание земельного участка до 2018 года. Если к данному сроку границы земельного надела не будут зафиксированы в государственном кадастре, то собственник не сможет распоряжаться своим участком. Нововведения будут распространяться на различные целевые назначения земельных участков.

Фиксация границ позволит избежать спорных ситуаций с соседями и увеличить стоимость земельного участка для продажи. При этом собственнику стоит учитывать существующую процедуру межевания участка, которая имеет ряд важных нюансов.

Что будет, если не провести межевание участка до марта 2018 года:

  • Вы не сможете распоряжаться и проводить сделки (купля-продажа, дарение) в отношении земельного участка;
  • Вы не сможете провести строительные работы и оформить объекты капитального строительства в соответствии с требованиями земельного законодательства без уточненных границ;
  • Ваш земельный участок могут снять с кадастрового учета (для земельных участоков, учтенных в установленном законом порядке до 1 марта 2008 года, сведения о правообладателях которых отсутствуют в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и в государственном кадастре недвижимости).

Наплыв желающих провести межевание в конце 2017 года или в 2018 году существенно может увеличить сроки работ, а так же изменить ценовую политику.

Важно знать!

Также обращаем ваше внимание, что если границы установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, это значительно упрощает процедуру оформления сделки (не требуется дополнительное время на межевание) и защищает с юридической стороны нового владельца (не возникнут проблемы с площадью, границами и с соседями).


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *