797 ГК

797 ГК

Договор перевозки груза – это такой гражданско-правовой договор, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.Закон устанавливает правило об обязательном претензионном порядке урегулирования спора вытекающего из договора перевозки груза. Так, согласно пункту 1 статьи 797 ГК РФ:

«до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом».

Грузоотправитель или грузополучатель вправе подать иск к перевозчику в случае полного или частичного отказа последним удовлетворить претензию либо в случае неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок.

📌 Реклама Отключить

ГК РФ в пункте 3 статьи 797 устанавливает срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза который равняется одному году с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.

Согласно пункту 53 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 октября 2005 года №30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее Постановление Пленума ВАС РФ №30)):

«иски, возникшие в связи с осуществлением перевозки грузов, как к перевозчикам, так и перевозчиков к грузоотправителям, грузополучателям, другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, могут быть предъявлены в пределах установленного срока исковой давности — в течение года со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления таких исков».

📌 Реклама Отключить

Рассмотрим более подробно вопросы исковой давности при осуществлении перевозок различными видами транспорта.

Перевозки железнодорожным транспортом.

Согласно статье 125 Федерального закона от 10 января 2003 года №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее УЖТ РФ) иски к перевозчикам, возникшие в связи с осуществлением перевозок грузов, багажа, грузобагажа, могут быть предъявлены в следующих случаях:

— в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию;

— в случае неполучения ответа перевозчика на претензию не ранее тридцатидневного срока, установленного статьей 124 УЖТ РФ;

— если получен ответ перевозчика на претензию, до истечения тридцатидневного срока, установленного статьей 124 УЖТ РФ.

Вышеуказанные иски могут быть предъявлены в течение года со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензий.

📌 Реклама Отключить

Согласно статье 126 УЖТ РФ вышеуказанный годичный срок исковой давности исчисляется в отношении взыскания штрафа за невыполнение заявки — по окончании пяти дней после уведомления грузоотправителя о размере такого штрафа, а в иных случаях — со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления исков.

Открытое акционерное общество обратилось в Арбитражный суд с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию «Московская железная дорога» о возврате провозных платежей путем восстановления записи на лицевом счете в технологическом центре по обработке перевозочных документов (далее ТехПД).

Кассационная жалоба оставлена без удовлетворения, так как судом было установлено, что события, послужившие основанием для предъявления претензии, имели место 15, 16, 17 сентября 2001 года, а с иском о возврате провозных платежей открытое акционерное общество обратилось 30 мая 2003 года, то есть по истечении установленного законом годичного срока на обращение в суд за защитой нарушенного права.

📌 Реклама Отключить

Довод заявителя о том, что в данном случае подлежит применению общий срок исковой давности в три года, ошибочен, так как в соответствии с пунктом 1 статьи 197 ГК РФ для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком. В этой связи и в соответствии со статьей 797 ГК РФ и статьей 125 УЖТ РФ суд правильно применил годичный срок исковой давности (Постановление Федерального Арбитражного Суда Московского округа от 5 декабря 2003 года по делу №КГ-А40/9477-03).

Статьей 124 УЖТ РФ на перевозчика возлагается обязанность по уведомлению в письменной форме заявителя о результатах рассмотрения полученной претензии в течение тридцати дней со дня получения претензии.

Если перевозчик частично удовлетворяет или отклоняет полученную претензию, то он обязан возвратить полученные вместе с претензией документы и в уведомлении указать основание принятия им такого решения со ссылкой на соответствующую статью Устава железнодорожного транспорта.

📌 Реклама Отключить

Абзацем 2 статьи 124 УЖТ РФ закреплено:

«в случае, если при рассмотрении претензии установлено, что груз, грузобагаж переадресованы либо выданы другому грузополучателю (получателю) по заявлению грузоотправителя (отправителя) или первоначального грузополучателя (получателя), претензия возвращается заявителю с указанием, где, когда и кому выданы груз, грузобагаж, а также с указанием наименования грузополучателя (получателя), которому выданы груз, грузобагаж, или организации, по заявлению которой проведена переадресовка либо выдача груза, грузобагажа, для непосредственного расчета заявителя с фактическим грузополучателем (получателем) или указанной организацией».

Относительно расчетов через ТехПД Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал:

«если перевозчик использовал предварительно перечисленные ему грузоотправителем (грузополучателем) суммы в погашение задолженности за перевозки, по которым истек срок исковой давности, установленный статьей 797 ГК РФ и статьей 126 Устава, требования грузоотправителя (грузополучателя) о возврате такой суммы подлежат удовлетворению».

📌 Реклама Отключить

(пункт 22 Постановления Пленума ВАС РФ №30).

Для исков о взыскании штрафов за самовольное использование перевозчиком вагонов и контейнеров без согласия их владельцев срок исковой давности должен исчисляться по истечении срока доставки таких вагонов, контейнеров после выгрузки грузов либо возврата их в пункт приписки (пункт 30 Постановления Пленума ВАС РФ №30).

В свою очередь трехгодичный срок исковой давности применяется, если при рассмотрении иска перевозчика о взыскании стоимости поврежденного вагона, контейнера будет установлено, что вагон, контейнер поврежден третьим лицом, не являющимся ни грузоотправителем (грузополучателем), ни владельцем железнодорожных путей необщего пользования.

Такой спор является спором, возникшим не в связи с осуществлением перевозки груза (пункт 33 Постановления Пленума ВАС РФ №30) и соответственно к нему будут применяться иные сроки исковой давности.

📌 Реклама Отключить

Для воздушных перевозок также предусматривается претензионный порядок урегулирования споров.

Для предъявления претензий к перевозчику при внутренних воздушных перевозках устанавливается шестимесячный срок, причем если перевозчик признает уважительной причину пропуска указанного срока, то он вправе принять претензию и по истечении шести месяцев.

Шестимесячный срок предъявления претензии исчисляется следующим образом:

«о возмещении вреда в случае недостачи или повреждения (порчи) груза или почты, а также в случае просрочки их доставки — со дня, следующего за днем выдачи груза, а в отношении почты — с даты составления коммерческого акта;

о возмещении вреда в случае утраты груза — через десять дней по истечении срока доставки;

о возмещении вреда в случае утраты почты — по истечении срока доставки;

📌 Реклама Отключить

о возмещении вреда во всех остальных случаях — со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии»

(статья 126 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее ВК РФ)).

Для международных воздушных перевозок устанавливаются иные сроки предъявления претензий.

В соответствии со статьей 127 ВК РФ в случае повреждения или порчи багажа (груза) лицо, имеющее право на его получение, при обнаружении вреда должно заявить перевозчику уведомление в письменной форме не позднее чем через семь дней со дня получения багажа и не позднее чем через четырнадцать дней со дня получения груза.

При просрочке доставки багажа или груза претензия предъявляется в течение двадцати одного дня со дня передачи багажа или груза в распоряжение лица, имеющего право на его получение. Причем указанное уведомление является основанием для составления коммерческого акта.

📌 Реклама Отключить

В случае утраты багажа, груза или почты претензия к перевозчику предъявляется в течение восемнадцати месяцев:

— со дня прибытия воздушного судна в аэропорт пункта назначения;

— со дня, когда воздушное судно должно было прибыть;

— со дня прекращения воздушной перевозки.

Согласно пункту 1 статьи 128 ВК РФ на перевозчика возлагается обязанность в течение тридцати дней с даты поступления претензии рассмотреть ее и уведомить в письменной форме грузоотправителя или грузополучателя об удовлетворении или отклонении претензии.

Если грузоотправителем или грузополучателем получен ответ об отказе или о частичном удовлетворении претензии, то течение годичного срока исковой давности начинается на следующий день после получения такого ответа.

В случае неполучения ответа на претензию срок исковой давности начинает течь через сорок пять дней после получения претензии перевозчиком, если иное не предусмотрено договором перевозки (пункт 2 статьи 128 ВК РФ).

📌 Реклама Отключить

Претензии к перевозчикам или буксировщикам по перевозкам внутренним водным транспортом Российской Федерации предъявляются в течение сроков исковой давности, которые согласно пункту 4 статьи 161 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее КВВТ РФ) исчисляются в отношении:

«возмещения ущерба за утрату груза, багажа или буксируемого объекта — по истечении тридцати дней со дня окончания срока доставки груза, багажа или буксируемого объекта;

возмещения ущерба за недостачу, повреждение (порчу) груза, багажа или повреждение буксируемого объекта — со дня выдачи груза, багажа или буксируемого объекта;

несоблюдения срока доставки груза или буксируемого объекта, возврата излишне уплаченной провозной платы — со дня выдачи груза или буксируемого объекта;

задержки отправления или прибытия с опозданием пассажирского судна — со дня наступления события, послужившего основанием предъявления претензии;

📌 Реклама Отключить

возмещения ущерба за недостачу однородных грузов, перевозки которых осуществляются навалом, насыпью или наливом и отправки которых осуществляются в соответствии с договором об организации перевозок грузов, — со дня подписания акта сверки расчетов за количество принятых для перевозки и сданных грузополучателям грузов».

КВВТ РФ также предусмотрено обязательное соблюдение претензионного порядка урегулирования споров связанных с перевозками грузов, багажа или буксировки буксируемых объектов внутренним водным транспортом Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 164 КВВТ РФ иски к перевозчику или буксировщику, возникшие в связи с осуществлением вышеназванных перевозок предъявляются в случае полного или частичного отказа перевозчика или буксировщика удовлетворить претензию либо в случае неполучения ответа перевозчика или буксировщика на предъявленную претензию в тридцатидневный срок.

📌 Реклама Отключить

В отношении перевозок внутренним водным транспортом Российской Федерации согласно статье 164 КВВТ РФ устанавливаются следующие сроки исковой давности:

— по требованиям к перевозчику или буксировщику, возникающим в связи с осуществлением перевозок грузов или буксировки буксируемых объектов срок исковой давности составляет один год;

— по требованиям к перевозчику, возникающим в связи с осуществлением перевозок пассажиров и их багажа устанавливается общий срок исковой давности, который составляет три года;

— по требованиям перевозчиков, буксировщиков к пассажирам, грузоотправителям, грузополучателям, отправителям буксируемых объектов и получателям буксируемых объектов, другим юридическим и физическим лицам, возникающим в связи с осуществлением перевозок грузов, пассажиров и их багажа, буксировки буксируемых объектов, срок исковой давности составляет один год;

📌 Реклама Отключить

— по требованиям, возникающим в связи со столкновением судов и с осуществлением спасательной операции, срок исковой давности составляет два года.

Отметим, что в соответствии с пунктом 2 статьи 164 КВВТ РФ течение срока исковой давности начинается со дня наступления события, послужившего основанием предъявления претензии.

Для морской перевозкигрузов также предусматривается обязательный претензионный порядок.

Так, согласно пункту 1 статьи 797 ГК РФ, пункту 1 статьи 403 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее КТМ РФ):

«до предъявления перевозчику иска в связи с перевозкой груза в каботаже обязательным является предъявление перевозчику претензии».

(пункт 1 статьи 403 КТМ РФ).

Претензия предъявляется к перевозчику, который осуществлял перевозку груза. В случае если перевозка груза не была осуществлена, претензия предъявляется к перевозчику, который в соответствии с договором был обязан осуществить ее.

📌 Реклама Отключить

В случае перевозки груза в смешанном сообщении, претензия предъявляется к перевозчику, который доставил груз в конечный пункт перевозки.

Для удостоверения обстоятельств, которые впоследствии могут послужить основанием для наступления ответственности участников морской перевозки грузов (перевозчики, отправители, получатели, пассажиры) составляются коммерческие акты либо акты общей формы.

Претензия, вытекающая из договора морской перевозки грузов, предъявляется в течение срока исковой давности.

Предъявленная претензия должна быть рассмотрена перевозчиком в течение тридцати дней со дня ее получения перевозчиком, который обязан уведомить заявителя об ее удовлетворении или отклонении.

«Со дня предъявления к перевозчику претензии, вытекающей из договора морской перевозки груза, течение срока исковой давности приостанавливается до получения ответа на претензию или истечения установленного для ответа срока».

📌 Реклама Отключить

(пункт 2 статьи 407 КТМ РФ)

Для требований вытекающих из договора морской перевозки груза статьей 408 КТМ РФ установлен годичный срок исковой давности.

Указанный срок исковой давности исчисляется по требованиям:

«возмещения ущерба за утрату груза — по истечении тридцати дней со дня, в который груз должен быть выдан, при перевозке в смешанном сообщении — по истечении четырех месяцев со дня приема груза для перевозки;

возмещения ущерба за повреждение груза, просрочки его доставки и возврата перебора или взыскания недобора провозных платежей — со дня выдачи груза и, если груз не был выдан, — со дня, в который он должен быть выдан;

возмещения убытков за неподачу судна или подачу его с опозданием, платы за простой судна, премий за досрочную погрузку или выгрузку груза — со дня окончания месяца, следующего за тем, в котором началась или должна была начаться перевозка груза;

📌 Реклама Отключить

ко всем остальным случаям — со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления требования».

(пункт 2 статьи 408 КТМ РФ).

Годичный срок исковой давности устанавливается для регрессных требований (исчисляется со дня уплаты соответствующей суммы) и для требований вытекающих из договора буксировки, договора морского агентирования, договора морского посредничества, тайм-чартера, бербоут-чартера и из общей аварии.

Примечание.

Договор буксировки представляет собой договор, по которому:

«владелец одного судна обязуется за вознаграждение буксировать другое судно или иной плавучий объект на определенное расстояние (морская буксировка) либо для выполнения маневров на акватории порта, в том числе для ввода судна или иного плавучего объекта в порт либо вывода их из порта (портовая буксировка)».

📌 Реклама Отключить

(статья 225 КТМ РФ).

Договор морского агентирования – договор, по которому:

«морской агент обязуется за вознаграждение совершать по поручению и за счет судовладельца юридические и иные действия от своего имени или от имени судовладельца в определенном порту или на определенной территории».

(статья 232 КТМ РФ).

Договор морского посредничества – договор, по которому:

«посредник (морской брокер) обязуется от имени и за счет доверителя оказывать посреднические услуги при заключении договоров купли-продажи судов, договоров фрахтования и договоров буксировки судов, а также договоров морского страхования».

(статья 240 КТМ РФ).

Таим-чартер или договор фрахтования судна на время – договор, по которому:

«судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания».

📌 Реклама Отключить

(статья 198 КТМ РФ).

Бербоут-чартер или договор фрахтования судна без экипажа – договор, по которому:

«судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряженное судно для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания».

(статья 211 КТМ РФ).

Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора буксировки, договора морского агентирования, договора морского посредничества, тайм-чартера и бербоут-чартера исчисляется со дня возникновения права на иск, а по требованиям, возникающим из общей аварии – со дня составления диспаши.

Диспаша – это документ, который содержит расчет по распределению расходов и убытков, понесенных при общей аварии. Диспаша составляется лицами, обладающими знаниями и опытом в области морского права (диспашерами) (статья 305 КТМ РФ).

📌 Реклама Отключить

КТМ РФ в статье 412 закрепляет случай приостановления срока исковой давности при наличии общей аварии, а именно:

«в случае, если исчисление суммы требования зависит от расчетов по общей аварии, течение срока исковой давности приостанавливается на время со дня вынесения диспашером постановления о наличии общей аварии и до дня получения диспаши заинтересованным лицом».

Отметим, что для требований, вытекающих из договора морской перевозки пассажира в заграничном сообщении, договора морского страхования, а также из столкновения судов и осуществления спасательных операций, статьей 409 КТМ РФ установлен двухгодичный срок исковой давности.

Более длительные по сравнению с общим сроком, установлены сроки исковой давности для исков о возмещении ущерба от загрязнения с судов нефтью, а также исков о возмещении ущерба в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ.

📌 Реклама Отключить

Для первой группы исков срок исковой давности составляет шесть лет со дня инцидента, вызвавшего загрязнение с судов нефтью, а для второй – десять лет со дня инцидента, вызвавшего такой ущерб.

Вышеназванные сроки являются пресекательными и на них не распространяются общие положения, связанные с течением сроков исковой давности.

Для исков о возмещении ущерба от загрязнения с судов нефтью и ущерба в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ установлен общий срок исковой давности, составляющий три года со дня, когда потерпевший узнал или должен был узнать о причинении такого ущерба.

По всем иным требованиям, вытекающим из морской перевозки грузов, если международным договором Российской Федерации не установлены иные сроки, применяются общие сроки исковой давности.

Согласно статье 158 «Устава автомобильного транспорта РСФСР», утвержденного Постановлением Совмина РСФСР от 8 января 1969 года №12 (далее УАТ РСФСР) до предъявления грузоотправителем или грузополучателем к автотранспортному предприятию или организации иска, вытекающего из автотранспортных перевозок, обязательно предъявление к ним претензий.

📌 Реклама Отключить

Обратите внимание!

Устав автомобильного транспорта применяется в части, не противоречащей главе 40 ГК РФ.

По общему правилу установленному статьей 159 УАТ РСФСР претензии, возникающие из перевозки грузов, предъявляются к автотранспортному предприятию или организации, выдавшим груз.

В случае полной утраты груза претензии предъявляются к автотранспортному предприятию или организации, принявшим груз к перевозке.

Претензии к автотранспортному предприятию или организации могут быть предъявлены в течение шести месяцев, а претензии об уплате штрафов — в течение 45 дней:

«а) со дня выдачи груза или багажа — по претензиям о возмещении за порчу, повреждение или недостачу груза или багажа;

б) по истечении 30 суток со дня окончания срока доставки груза при междугородных перевозках и 10 суток со дня приема груза при городских и пригородных перевозках — по претензиям о возмещении за утрату груза;

📌 Реклама Отключить

в) по истечении 10 суток после окончания сроков доставки багажа — по претензиям о возмещении за утрату багажа;

г) со дня выдачи груза или багажа — по претензиям о просрочке в доставке груза или багажа;

д) по истечении 4 месяцев со дня приема груза к перевозке — по претензиям о возмещении за утрату груза, возникшим из перевозок в прямом смешанном сообщении;

е) со дня окончания срока, установленного Правилами для сверки записей в учетном документе по выполнению плана и принятого к исполнению разового заказа, — по претензиям о взыскании штрафа за невывоз груза, предусмотренного согласованным заданием на перевозку или разовым заказом;

ж) со дня получения заявителем претензии копии платежного требования (счета) автотранспортного предприятия или организации о начислении штрафа — по претензиям о возврате штрафа за простой автомобилей и задержку контейнеров, взысканного в безакцептном порядке;

📌 Реклама Отключить

з) со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии, — во всех остальных случаях».

(статья 163 УАТ РСФСР).

В соответствии с пунктом 2 статьи 797 ГК РФ:

«иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок».

Автотранспортное предприятие или организация, рассмотрев претензию, обязаны уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении ее в следующие сроки со дня получения претензии:

— в течение 3 месяцев — по претензиям, возникшим из перевозок в автомобильном сообщении;

— в течение 6 месяцев — по претензиям, возникшим из перевозок в прямом смешанном сообщении;

— в течение 45 дней — по претензиям об уплате штрафов.

Отметим, что при частичном удовлетворении или отклонении претензии автотранспортное предприятие или организация должны указать в уведомлении об этом мотивы принятого решения и возвратить заявителю приложенные к претензии документы.

📌 Реклама Отключить

Так как УАТ РСФСР довольно старый документ и применяется в части не противоречащей ГК РФ, то при определении срока исковой давности следует применять пункт 3 статьи 797 ГК РФ, срок исковой давности по которому по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.

Согласно статье 166 УАТ РСФСР годичный срок исковой давности исчисляется со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления иска.

Договор перевозки груза автомобильным транспортом следует отличать от договора аренды транспортного средства с экипажем, в отношении которого применяется общий трехгодичный срок исковой давности.

Согласно статье 632 ГК РФ договор аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем представляет собой такой гражданско-правовой договор по которому:

📌 Реклама Отключить

«арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации».

Открытое акционерное общество №1 обратилось в арбитражный суд с иском к открытому акционерному обществу №2 о взыскании задолженности по оплате за оказанные транспортные услуги и процентов за пользование чужими денежными средствами.

Судом кассационной инстанции судебные акты оставлены без изменения, а кассационная жалоба без удовлетворения.

Из материалов дела следует, что стороны заключили договор на оказание транспортных услуг, в соответствии с которым истец принял на себя обязательства по заявке ответчика оказывать автотранспортные услуги (перевозку грузов, работников предприятия, другие транспортные услуги), услуги транспортной экспедиции, а ответчик обязался оплатить услуги.

📌 Реклама Отключить

Суд кассационной инстанции указал, что нижестоящие судебные инстанции правомерно квалифицировали вышеназванный договор как договор перевозки груза, так как согласно пункту 2 статьи 785 ГК РФ заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Исследованные судом представленные в материалы дела путевые листы, заполненные истцом, выставленные им счета-фактуры на оплату услуг автотранспорта, а также товарно-транспортные накладные позволили суду правильно определить правовую природу заключенного договора.

В свою очередь ответчиком было заявлено о применении исковой давности. А согласно пункту 3 статьи 797 ГК РФ срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки грузов, устанавливается в один год с момента, определяемого согласно транспортным уставам и кодексам.

📌 Реклама Отключить

Так как в соответствии со статьей 166 УАТ РСФСР начало течения срока исковой давности определяется со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления иска, то судебные инстанции правильно определили, что срок исковой давности по заявленным требованиям к моменту обращения в арбитражный суд истек.

В соответствии с пунктом 2 статьи 199 ГК РФ данное обстоятельство является основанием для вынесения судом решения об отказе в иске (Постановление Федерального Арбитражного Суда Западно-Сибирского округа от 3 августа 2006 года по делу №Ф04-4725/2006(24943-А27-10)).

Требования, возникающие из перевозки пассажира и багажа, предъявляются в течение трехгодичного общего срока исковой давности.

Статья 797 ГК РФ. Претензии и иски по перевозкам грузов

1. До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом.

2. Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок.

3. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.

См. все связанные документы >>>

1. В п. 1 статьи сохранено ранее предусмотренное транспортным правом РФ обязательное предъявление претензии перевозчику до заявления к нему иска, вытекающего из перевозки груза. Установленный на транспорте порядок предъявления претензий по багажу и перевозкам пассажира п. 1 не затрагивается, и по этим вопросам продолжают действовать положения транспортных уставов и кодексов и дополняющих их правил перевозок. Такой порядок имеет важное значение для определения начального момента течения исковой давности (см. п. 3 наст. коммент).

2. В п. 2 содержится важное нововведение в отношении срока рассмотрения перевозчиком претензий, который по грузам теперь составляет 30 дней, независимо от содержания претензии (о несохранности груза, расчетах, штрафах и т.д.) и вида перевозки (местное, прямое, смешанное сообщение). Согласно ныне применяемым транспортным уставам и кодексам срок для ответа на претензии грузовладельцев был более длительным. К установленному п. 2 30-дневному сроку следует добавлять время, необходимое для доставки адресату почтовой корреспонденции.

3. Согласно п. 3 вводится новый срок исковой давности по требованиям из перевозки груза, который составляет теперь один год. Поскольку в п. 3 ст. 797 говорится о требованиях, вытекающих из перевозки груза, новый годичный срок давности должен применяться ко всем такого рода требованиям (несохранность, просрочка в доставке, расчеты по провозным платежам), а также к требованиям перевозчика к грузовладельцам. Начальный момент исчисления давности по искам грузовладельцев транспортные уставы и кодексы связывают со сроками заявления и рассмотрения претензии перевозчиком.

В отношении перевозок пассажиров и багажа сохраняет действие срок исковой давности, предусмотренный транспортными уставами и кодексами.

4. К исковой давности по перевозкам грузов, как и к другим давностным срокам, применяются общие правила о давности, установленные гл. 12 ГК.

1. До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом.

2. Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок.

3. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.

1. В п. 1 статьи сохранено ранее предусмотренное транспортным правом РФ обязательное предъявление претензии перевозчику до заявления к нему иска, вытекающего из перевозки груза. Установленный на транспорте порядок предъявления претензий по багажу и перевозкам пассажира п. 1 не затрагивается, и по этим вопросам продолжают действовать положения транспортных уставов и кодексов и дополняющих их правил перевозок. Такой порядок имеет важное значение для определения начального момента течения исковой давности (см. п. 3 наст. коммент).

2. В п. 2 содержится важное нововведение в отношении срока рассмотрения перевозчиком претензий, который по грузам теперь составляет 30 дней, независимо от содержания претензии (о несохранности груза, расчетах, штрафах и т.д.) и вида перевозки (местное, прямое, смешанное сообщение). Согласно ныне применяемым транспортным уставам и кодексам срок для ответа на претензии грузовладельцев был более длительным. К установленному п. 2 30-дневному сроку следует добавлять время, необходимое для доставки адресату почтовой корреспонденции.

3. Согласно п. 3 вводится новый срок исковой давности по требованиям из перевозки груза, который составляет теперь один год. Поскольку в п. 3 ст. 797 говорится о требованиях, вытекающих из перевозки груза, новый годичный срок давности должен применяться ко всем такого рода требованиям (несохранность, просрочка в доставке, расчеты по провозным платежам), а также к требованиям перевозчика к грузовладельцам. Начальный момент исчисления давности по искам грузовладельцев транспортные уставы и кодексы связывают со сроками заявления и рассмотрения претензии перевозчиком.

В отношении перевозок пассажиров и багажа сохраняет действие срок исковой давности, предусмотренный транспортными уставами и кодексами.

4. К исковой давности по перевозкам грузов, как и к другим давностным срокам, применяются общие правила о давности, установленные гл. 12 ГК.

Согласно ст. 195 ГК РФ, исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

В соответствии с п. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Общий срок исковой давности составляет три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Специальные сроки

Вместе с тем, для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности и специальный порядок их исчисления.

Так, Федеральные законы «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и «О транспортно-экспедиционной деятельности» устанавливают, что для требований, вытекающих из договоров перевозки и транспортной экспедиции, срок исковой давности составляет один год.

Начало исчисления данного срока установлено указанными нормативно-правовыми актами императивно и, как правило, связано с моментом выдачи груза (предполагается, что именно в этот момент лицо, которому причинен ущерб, в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза узнало или должно было узнать о нарушении своего права).

Несколько лиц — исполнителей

В хозяйственной деятельности часто бывают ситуации, когда в организации и осуществлении перевозки задействовано несколько (более двух) лиц, например, сначала клиент заключает договор транспортной экспедиции с экспедитором, затем экспедитор заключает договор перевозки с перевозчиком (иногда привлеченный перевозчик привлекает к исполнению своих обязанностей последующего фактического перевозчика).

В случае причинения ущерба в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза при множественности лиц на стороне исполнителя возникают сложности в процедуре взыскания ущерба и соблюдении участниками перевозки сокращенного срока исковой давности — клиент взыскивает убытки с экспедитора в рамках заключенного между ними договора, затем экспедитор взыскивает ущерб с перевозчика в рамках заключенного между ними договора, и так далее по цепочке привлеченных лиц.

В такой ситуации непосредственный виновник причиненного ущерба (фактический перевозчик) зачастую пытался уйти от ответственности, так как, когда требование предъявлялось ему, срок исковой давности почти всегда истекал (если взыскание ущерба производилось в судебном порядке, то сначала рассматривалось дело по иску клиента к экспедитору, затем по иску экспедитора к перевозчику, и так далее).

Ссылка на регресс

Ранее при рассмотрении таких споров суды руководствовались положением, изложенным в п. 3 ст. 200 ГК РФ, согласно которому по регрессным обязательствам течение срока исковой давности начинается со дня исполнения основного обязательства.

То есть годичный срок исковой давности по иску экспедитора к перевозчику начинал исчисляться со дня возмещения экспедитором причиненного ущерба клиенту (в том числе, по судебному решению, при его наличии), а не с момента, определенного указанными выше нормативно-правовыми актами. При таком подходе уйти непосредственному виновнику причиненного ущерба от ответственности в связи с истечением срока исковой давности было сложнее.

Однако в конце 2017 г. Президиум Верховного Суда РФ утвердил «Обзор судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки и транспортной экспедиции», где впервые закрепил принцип — срок исковой давности к перевозчику / экспедитору в любом случае начинает исчисляться с момента, определенного в транспортных уставах и кодексах. Данный срок не может произвольно продлеваться в зависимости от действий истца. Своевременное возмещение истцом-экспедитором клиенту убытков позволило бы истцу обратиться в суд к перевозчику в установленный срок — руководствоваться при определении начала исчисления срока исковой давности следует не п. 3 ст. 200 ГК РФ, а моментом, определенным в транспортных уставах и кодексах.

Интересно, что еще в 2014 г. в Постановлении Президиума ВАС РФ № 13817/13 была закреплена правовая позиция о том, что наличие между сторонами договорных обязательств исключает ссылку на регресс в принципе.

Окончательно вопрос начала исчисления срока исковой давности был закреплен с принятием Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 г. № 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции», где еще раз была подтверждена ранее высказанная правовая позиция о том, что в любом случае, срок исковой давности к экспедитору или перевозчику (независимо от количества лиц на стороне исполнителя) начинает исчисляться с момента, определенного специальными транспортными законами и уставами.

В данном Постановлении было закреплено еще одно важное положение – экспедитор, обращаясь с требованием в суд к перевозчику, не обязан подтверждать факт возмещения им причиненного клиенту ущерба.

До принятия Постановления истцы-экспедиторы, чтобы не пропустить сроки исковой давности к перевозчику, не дожидаясь рассмотрения дела по существу по иску клиента к экспедитору, предъявляли иск к перевозчику и приостанавливали данный процесс до вступления в силу решения суда по иску клиента к экспедитору.

Теперь, по-видимому, ситуация упростится, однако, сформированной судебной практики по применению данной правовой позиции пока нет.

Регулирование применения исковой давности по Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), заключенной в г. Женеве 19.05.1956 г.

Согласно ст. 1 Конвенции, она применяется ко всякому договору дорожной перевозки грузов за вознаграждение посредством транспортных средств, когда место погрузки груза и место доставки груза, указанные в контракте, находятся на территории двух различных стран, из которых по крайней мере одна является участницей Конвенции.

Согласно ст. 32 Конвенции, подача исков, которые могут возникнуть в результате перевозок, выполненных в соответствии с Конвенцией, может происходить в течение одного года (аналогичный срок установлен и законодательством РФ).

Однако в ч. 4 ст. 39 Конвенции установлены особенности исчисления срока исковой давности, когда в перевозке задействованы несколько перевозчиков.

В этом случае, согласно ч. 4 ст. 39 Конвенции, срок подачи иска исчисляется либо со дня вынесения окончательного судебного решения, которым определяется размер возмещения, подлежащего уплате согласно положениям Конвенции, либо при отсутствии такого решения со дня фактической уплаты возмещения.

Таким образом, Конвенцией фактически закреплены особенности применения срока исковой давности аналогичные тем, что применялись в судебной практике РФ до 2017 года применительно к сроку исковой давности, закрепленному в законодательстве РФ.

В заключение хотелось бы отметить, что своевременное предъявление требований в рамках срока исковой давности к экспедитору / перевозчику позволит последнему своевременно обратиться к страховщику, если ответственность экспедитора / перевозчика застрахована, за получением возмещения. В противном случае экспедитор / перевозчик откажет в удовлетворении предъявленных ему требований, так как почти всегда в договорах страхования предусмотрено, что предъявление требований по истечении срока исковой давности является основанием для отказа в выплате страхового возмещения.

Таким образом, добросовестным участникам правоотношений, вытекающих из договоров перевозки и транспортной экспедиции, следует помнить о сокращенном сроке исковой давности в соответствии с законодательством РФ и об особенностях его применения — данный срок исчисляется с момента, определенного специальными законами и кодексами независимо от количества привлеченных лиц на стороне исполнителя, для того чтобы не понести убытки из-за отказа в иске в связи с его пропуском.

Как правильно подавать претензии перевозчикам?

Как поступить, если столкнулись с недобросовестным перевозчиком? Необходимый груз пришел повреждённый или с недостачей, что с этим делать? Какие действия совершить, если транспорт перевозчика опоздал или не пришел совершенно? В этих случаях необходимо составит специальный акт, а после этого претензию. Стоит разобраться, какие документы нужны, срок предъявления претензии к перевозчику и какой будет результат.

Для начала необходимо ознакомиться с Гражданским кодексом Российской Федерации. Статья 797 говорит, что перед тем как предъявить иск по недобросовестной работе, клиент обязан предъявить исполнителю претензии. Важно понимать, что данная процедура – не простая формальность, которая прописана в законе. Главная её цель – определить причину проблемы и конфликта. А две стороны (истец и ответчик) должны попытаться разрешить все это на мировых соглашениях. Это пункт нельзя никак обойти, в арбитражных спорах он обязательный, без него дело в суд не пойдет. Это правило не имеет исключений, независимо от положения участников и их социальных категорий.

Суд начнет разбирательство и учтет претензионный порядок, если учитывались следующие пункты:

  • срок рассмотрения претензии перевозчиками находится в определенном законодательстве периоде;
  • претензия подана нужным заявителем, а не косвенным лицом;
  • претензия подана к нужному перевозчику;
  • претензия не на словах, а подтверждается определенными документами, которые доказывают право истца считать себя пострадавшей стороной.

Правила предъявления претензии

Все претензии оформляются письменно, в них должны содержаться обязательные пункты. Необходимо указать, когда была составлена претензия и где она составлялась. Также важно написать свои полные данные: имя, фамилию, отчество, прописку и настоящее место жительства. Те же данные написать об ответчике, необходимо кратко описать обстоятельства, которые стали причиной оформления претензии. Надо представить документальное обоснование суммы, указанной в требовании.

Транспортные кодексы и уставы сообщают, что предъявить претензии перевозчику можно в разные сроки, все зависит от ситуации. Например, если не устраивает сотрудничество с авиаперевозчиком или иной транспортной компанией, то все конфликты необходимо решать в течение 6 месяцев. После этого срока претензия потеряет свою силу. Если речь идет о необходимом периоде оплаты вынесенных штрафов, то это всего лишь 45 суток. Данные правила действуют на все виды транспорта, а именно: железнодорожный, воздушный и автомобильный.

Вычитание необходимого срока действия зависит от некоторых аспектов. Если груз был полностью утрачен, и в итоге транспортная компания полностью не выполнила оговоренные в договоре условия, то необходимо подавать претензию не позже чем через 30 суток после даты, в которую должны были привезти товар. Если груз перевозился не одним транспортом, а несколькими, то учитывая порядок предъявления претензии к перевозчику все надо оформить за 4 месяца. В том случае, когда для транспортировки использовали авиатранспорт, то сроки заканчиваются спустя 10 лет после приземления самолета.

Порядок предъявления претензии перевозчику гласит, что составлять их лучше в двух вариантах. Первый вариант направляется к ответчику, а второй остается у пострадавшей стороны. Юрист советуют отправлять документы только заказным письмом, в котором обязательно указывается опись вложения. Это необходимо для того, чтобы после получения претензии перевозчик не мог заявить о неполучении письма или о получение конверта с чистыми бумагами. При желании письмо можно отослать по электронной почте или передать по факсу, но это не обязательно.

Коротко о главном

Чтобы предъявление претензий к грузоперевозчику было правильным и дало необходимые результаты, заявка должна быть рассмотрена в течение обусловленного периода. В Гражданском кодексе Российской Федерации указано, что если по истечению 30 дней с момента получения ответчиком претензий он не вышел на связь и не попробовал пойти на мировую, то истец может обратиться в суд.

Борьба с недобросовестными перевозчиками – сложный и кропотливый труд, который требует больших затрат времени. Чтобы облегчить весь процесс, сэкономить время и нервы, лучше обратиться к профессионалу. Адвокаты помогут даже в самых сложных и запутанных ситуациях. Грамотно оформят претензию, которая станет толчком для мирного решения конфликтной ситуации с каждым недобросовестным транспортером.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *