Аэродром совместного использования

Аэродром совместного использования

Статья 44. Воздушного кодекса РФ. Аэродромы совместного базирования и аэродромы совместного использования

1. Аэродром совместного базирования — аэродром, на котором совместно базируются гражданские воздушные суда, государственные воздушные суда и (или) воздушные суда экспериментальной авиации.

Перечень аэродромов совместного базирования утверждается Правительством Российской Федерации.

2. Аэродром совместного использования — аэродром государственной авиации, на котором осуществляются взлет, посадка, руление и стоянка гражданских воздушных судов, выполняющих полеты по расписанию и не имеющих права базирования на этом аэродроме. Решение о совместном использовании аэродрома государственной авиации принимает специально уполномоченный орган, в ведении которого находится данный аэродром.

3. Эксплуатация аэродромов совместного базирования и аэродромов совместного использования осуществляется на основе договоров.

4. Аэродромы совместного базирования гражданских воздушных судов и государственных воздушных судов и аэродромы совместного использования должны отвечать требованиям, предъявляемым к гражданским аэродромам.

Комментарии к ст. 44 ВЗК РФ

В настоящее время существует перечень аэродромов совместного базирования, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 8 января 2003 г. N 6-р. В данный перечень распоряжением Правительства РФ внесены некоторые изменения, а именно включены в перечень аэродромов совместного базирования авиации аэродром Остафьево (совместное базирование авиации Минобороны России, Российской оборонной спортивно-технической организации, обществ с ограниченной ответственностью «Авиапредприятие «Газпромавиа» и «Производственная многоотраслевая авиакомпания «Шар-инк Лтд.», закрытого акционерного общества «Авиационная компания «Конверс Авиа») и аэродром Ступино (совместное базирование авиации Минобороны России и Российской оборонной спортивно-технической организации), исключены из перечня аэродромов совместного базирования авиации аэродромов Абакан, Астрахань (Нариманово), Ачинск, Белгород, Бирофельд, Варфоломеевка, Вещево, Владивосток (Озерные Ключи), Вологда, Вологда (Кипелово), Воронеж (Чертовицкое), Золотая Долина (Унаши), Камень-Рыболов, Клин, Ключи Камчатские, Краснокаменск, Кречевицы, Маган, Магдагачи, Менделеево, Могоча, Нерчинск, Нерюнгри (Чульман), Нижнеангарск, Омск (Федоровка), Омск (Центральный), Орел (Южный), Остров Средний, Рыбинск (Староселье), Сальск, Санкт-Петербург (Ржевка), Сиверский, Славгород (Северный), Смоленск (Южный), Советская Гавань (Знаменский), Стерлитамак, Сыктывкар, Таганрог, Тверь (Змеево), Томск (Богашово), Троицк, Тула (Клоково), Тында, Уссурийск (Барановский), Халактырка, Хатанга, Черниговка, Чита (Кадала), Чокурдах, Шилка, Шмидта — мыс, Якутск, Туношна, ЦКА имени М.В. Фрунзе. Этим же распоряжением исключено базирование авиации Минобороны России на аэродромах Воркута, Красноярск (Емельяново), Магадан (Сокол), Мурманск, Оренбург (Центральный), Проведения Бухта и Южно-Сахалинск (Хомутово), авиации МЧС России на аэродроме Барнаул (Михайловка), авиации ФПС России на аэродромах Буревестник и Псков, авиации МВД России на аэродроме Магадан (Сокол), авиации Росавиакосмоса на аэродромах Воронеж (Балтимор) и Калуга (Грабцево), авиации авиакомпании «Моздокские авиалинии» на аэродроме Моздок.

Федеральными авиационными правилами «Сертификация аэропортов. Процедуры» (утверждены Приказом Федеральной службы воздушного транспорта РФ от 24 апреля 2000 г. N 98) установлены общие требования к аэропорту, а именно:

1. Для удовлетворения потребности в аэропортовом обслуживании пассажиров и других клиентов — потребителей авиауслуг, а также авиапредприятий, непосредственно осуществляющих авиационные перевозки, и обеспечения при этом требуемой безопасности выполнения полетов воздушных судов в аэропорту должны осуществляться следующие виды аэропортовой деятельности:

  • аэродромное обеспечение;
  • электросветотехническое обеспечение;
  • радиотехническое обеспечение и авиационная электросвязь;
  • обеспечение обслуживания (управления) воздушного движения;
  • авиатопливообеспечение воздушных перевозок;
  • осуществление контроля качества авиационных горюче-смазочных материалов;
  • инженерно-авиационное обеспечение;
  • обеспечение авиационной безопасности;
  • обеспечение обслуживания пассажиров, багажа, почты и грузов;
  • штурманское обеспечение;
  • поисковое и аварийно-спасательное обеспечение;
  • метеорологическое обеспечение.

2. В аэропортах регионального значения может не осуществляться аэропортовая деятельность по:

  • электросветотехническому обеспечению;
  • радиотехническому обеспечению и авиационной электросвязи;
  • штурманскому обеспечению.
  • В аэропортах местных воздушных линий может не осуществляться аэропортовая деятельность по:
  • электросветотехническому обеспечению;
  • радиотехническому обеспечению и авиационной электросвязи;
  • обеспечению обслуживания (управления) воздушного движения;
  • авиатопливообеспечению воздушных перевозок;
  • осуществлению контроля качества авиационных горюче-смазочных материалов;
  • инженерно-авиационному обеспечению.

При этом должны быть внесены соответствующие записи в инструкцию по производству полетов.

В соответствии с документами, регламентирующими деятельность аэропортов, принятыми в установленном порядке, для выполнения указанных услуг аэропорт должен иметь:

  • аэродром;
  • аэровокзал;
  • склад горюче-смазочных материалов;
  • грузовой склад;
  • здания, сооружения и другие объекты технического обслуживания воздушных судов;
  • административно-бытовые здания и производственные помещения;
  • спецавтотранспорт и средства механизации.

4. Аэропорт должен вести и регулярно обновлять фонд официально-правовой и организационно-методической документации, используемой в соответствующей области системы сертификации, а также иметь комплект официальных изданий ФСВТ России, который предоставляется на возмездной основе.

В соответствии с Федеральными авиационными правилами «Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов» (утверждены Приказом Федеральной службы воздушного транспорта РФ от 6 мая 2000 г. N 121) существуют также дополнительные требования к наличию зданий и сооружений. Например, для выполнения производственной деятельности, удовлетворения собственных хозяйственных нужд заявителя должно быть обеспечено необходимыми производственными площадями и иметь в пользование на весь срок сертифицируемой деятельности:

  • административно-бытовыми зданиями;
  • производственными помещениями для проведения технического обслуживания и ремонта спецавтотранспорта и оборудования;
  • закрытыми складами для хранения запасных частей, химического реагента, красок, растворителей, мастик и других материалов для эксплуатационного содержания и восстановительного ремонта аэродромных покрытий;
  • открытыми площадками с навесом для хранения песка и щебня и приготовления материалов для содержания и текущего ремонта аэродромных покрытий;
  • закрытыми и открытыми стоянками спецавтотранспорта;
  • зоной консервации;
  • контрольно-пропускным пунктом;
  • площадкой для установки емкостей отработавших нефтепродуктов;
  • пунктом чистки и мойки техники;
  • площадкой для санитарной обработки спецавтотранспорта;
  • очистными сооружениями;
  • автозаправочной станцией;
  • площадкой для мусоросборников.

Административно-бытовое здание должно включать в себя следующие рабочие и санитарно-бытовые помещения:

  • рабочие комнаты начальника службы, а также других должностных лиц, имеющих непосредственное отношение к деятельности заявителя, оснащенные мебелью, средствами связи и оргтехникой;
  • комнаты разборов и технической учебы, оснащенные соответствующими стендами, схемами и плакатами;
  • комнаты отдыха рабочего состава и водителей спецавтотранспорта, оборудованные средствами связи;
  • санитарно-бытовые помещения.

Производственные помещения для проведения технического обслуживания и ремонта спецавтотранспорта должны быть оснащены соответствующим оборудованием, инструментами и запасными частями, а также иметь помещение для их хранения. Складские помещения должны обеспечивать сохранность запасных частей, материалов, инвентаря. Склад для химического реагента должен быть сухим, неотапливаемым и обеспечивать возможность растаривания, а при необходимости — дробления химического реагента и его загрузку в распределитель. Вместимость склада химических реагентов должна соответствовать максимальной потребности реагента, расходуемого за сезон. Складские помещения для хранения лакокрасочных материалов и растворителей имеют вентиляцию и отвечают требованиям пожарной безопасности и взрывобезопасности в соответствии с техническими условиями на них. Помещение для травосмесей обеспечивает их хранение с соответствующей температурой и влажностью для данных семян. Площадки для хранения строительных материалов и приготовления материалов оснащены оборудованием для дозирования и приготовления материалов для содержания и текущего ремонта аэродромных покрытий. Места проезда и стоянок спецавтотранспорта имеют, как правило, твердое и ровное искусственное покрытие и дневную маркировку, а также указатели проездов и проходов. Зоны, опасные для движения, ограждаются или их границы обозначаются предупредительными знаками, видимыми как в дневное, так и в ночное время.

1. Аэродром совместного базирования — аэродром, на котором совместно базируются гражданские воздушные суда, государственные воздушные суда и (или) воздушные суда экспериментальной авиации.

Перечень аэродромов совместного базирования утверждается Правительством Российской Федерации.

2. Аэродром совместного использования — аэродром государственной авиации, на котором осуществляются взлет, посадка, руление и стоянка гражданских воздушных судов, выполняющих полеты по расписанию и не имеющих права базирования на этом аэродроме. Решение о совместном использовании аэродрома государственной авиации принимает специально уполномоченный орган, в ведении которого находится данный аэродром.

3. Эксплуатация аэродромов совместного базирования и аэродромов совместного использования осуществляется на основе договоров.

4. Аэродромы совместного базирования гражданских воздушных судов и государственных воздушных судов и аэродромы совместного использования должны отвечать требованиям, предъявляемым к гражданским аэродромам.

Комментарий к СТ 44 ВЗК РФ

Статья 44 ВЗК РФ. Аэродромы совместного базирования и аэродромы совместного использования

Комментарий к статье 44 ВЗК РФ:

1. В пункте 1 ст. 44 ВЗК дается определение понятия «аэродромы совместного базирования». Однако это определение недостаточно полное, так как к аэродромам совместного базирования следует относить также аэродромы, на которых базируются государственные воздушные суда, находящиеся в ведении различных федеральных органов исполнительной власти (например, воздушные суда Минобороны России и МЧС России). Естественно, официальное постоянное совместное пребывание воздушных судов различной принадлежности требует нормативного закрепления на уровне Правительства РФ. Перечень аэродромов совместного базирования определен распоряжением Правительства РФ от 10.08.2007 N 1034-р. В настоящее время в этот перечень включено 95 аэродромов.

2. В пункте 2 ст. 44 дано определение понятия «аэродромы совместного использования». По непонятным причинам в этом определении в качестве базового признака указан только аэродром государственной авиации, хотя для полетов гражданских воздушных судов по расписанию вполне могут использоваться и аэродромы экспериментальной авиации. Решение о совместном использовании аэродрома принимает федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится данный аэродром (Минобороны России, ФСБ России, МВД России, Минпромторг России).

3. Эксплуатация аэродромов совместного базирования и совместного использования предусматривает создание технических и организационных условий, необходимых для выполнения полетов воздушных судов различных типов и предназначения (истребители, бомбардировщики, разведчики, пассажирские и др.). Создание указанных условий требует значительных материальных затрат и дополнительных организационных мероприятий. По этим причинам п. 3 ст. 44 ВЗК требует осуществлять эксплуатацию указанных аэродромов на основе договора, заключенного между всеми организациями, чьи воздушные суда базируются на аэродроме или выполняют полеты на аэродром по расписанию. Особую сложность представляет организация, выполнение и обеспечение полетов воздушных судов разных типов, обладающих разными летно-техническими характеристиками (взлетная и посадочная скорости, углы наклона глиссады, схемы снижения и захода на посадку и др.). Практика организации, выполнения и обеспечения полетов на аэродромах совместного базирования и совместного использования требует издания специальных ФАП.

4. Пункт 4 ст. 44 ВЗК обязывает организовать на аэродромах (почему-то только государственных, несмотря на то, что имеются аэродромы экспериментальной авиации, где базируются воздушные суда гражданской авиации, например Ульяновск (Восточный), Иркутск-2) совместного с гражданскими воздушными судами базирования и на аэродромах совместного использования условия, отвечающие требованиям, предъявляемым к гражданским аэродромам. Для создания указанных условий аэродромы государственной и экспериментальной авиации необходимо оборудовать дополнительными радиотехническими, светотехническими и другими средствами, необходимыми для взлета и посадки гражданских воздушных судов, причем такие средства не должны создавать помехи для нормальной эксплуатации данных аэродромов государственной или экспериментальной авиацией. Кроме того, потребуется установка специальных средств обеспечения авиационной безопасности (см. комментарий к гл. XII ВК). По этим причинам п. 4 ст. 44 должен содержать норму, обязывающую организацию, чьим интересам отвечает дооборудование аэродрома, нести расходы, связанные с созданием условий, отвечающих требованиям безопасности полетов гражданских воздушных судов на этом аэродроме.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *