Без высшего образования не берут на работу

Без высшего образования не берут на работу

Из некоторых институтов эйчары никогда не приглашают студентов: не устраивает их поведение и уровень знаний.

Фраза «высшее образование — обязательно» присутствует почти в каждом объявлении о вакансии, если только речь не идет о рабочих специальностях. Но значит ли это, что без высшего образования о карьере можно забыть? Ведь на деле нередко год опыта работы значит больше, чем пять лет сидения на лекциях.

«Взяли человека на должность регионального менеджера, с высшим образованием, но без опыта работы, — рассказывает сотрудник торговой компании. — Так он не особо понимает разницу между супервайзером и мерчендайзером. А должность «супервайзер мерчендайзеров» вызывает у него полный паралич сознания».

Почему требуют высшее образование?

Высшее образование само по себе не является гарантией успешного трудоустройства, утверждают эксперты. «Нередки ситуации, когда профессиональный опыт кандидата, его квалификация играют большую роль, чем наличие у него диплома о высшем образовании», — говорит Ольга Колесникова, руководитель группы «финансы и консалтинг» отдела по подбору постоянного персонала кадрового агентства Coleman Services.

Однако Виктория Борисова, консультант по подбору персонала кадрового центра «Эталон», добавляет, что если работодателю придется выбирать между двумя кандидатами с хорошим опытом работы, и при этом у одного из них будет высшее образование, а у другого нет, то с наибольшей вероятностью он отдаст предпочтение первому кандидату.

«Дело в том, что наличие высшего образования подразумевает наличие специальных знаний у кандидата, широкий кругозор, умение анализировать большой объем информации и делать адекватные выводы. Кроме того, обучение в вузе формирует навыки самостоятельной работы, организации времени и самоконтроля», — поясняет директор по персоналу Абсолют Банка Сергей Дерябин.

Правда, на этот счет есть и другое мнение. Эйчары знают, как «звездят» некоторые выпускники престижных вузов, чьи амбиции не всегда подкреплены необходимыми знаниями.

«Действительно, многие вакансии требуют особых знаний, которые, как правило, человек может получить только в вузе, — рассуждает менеджер по персоналу на форуме. — В тоже время учеба в институте накладывает очень большой отпечаток на человека, и не всегда положительный. Я работаю со стажерами, и есть институты, из которых я никогда не приглашаю студентов: я уже знаю, как они будут себя вести и каким уровнем знаний обладают».

Когда высшее образование обязательно, а когда нет

Требования работодателя к квалификации сотрудника строго индивидуальны и зависят от той сферы, в которой будет работать соискатель, и от должности. «Ряд профессий подразумевает обязательное наличие высшего образования. Большая часть банковских специальностей требует от сотрудников глубоких теоретических знаний и практических навыков. Поэтому обычно банки предпочитают кандидатов с высшим образованием. Более того, для некоторых позиций в банке наличие высшего образования обязательно», — констатирует Сергей Дерябин.

А Виктория Борисова подчеркивает, что специалист без высшего образования не может претендовать на вакансии в сферах топ-менеджмента, экономики, маркетинга, участвовать в разработках новых технологий и т. д., «поскольку большой объем знаний, которые понадобятся для работы, получить можно только в вузе».

Но не всегда высшее образование является принципиальным условием для приема на работу, напоминают эксперты.

К примеру, должность менеджера по продажам не требует обширных специальных знаний, если только речь не идет об очень узком сегменте. И зачастую работодатель ждет от кандидата в первую очередь умения эффективно продавать, общаться и заинтересовывать клиента, говорит Ольга Борисова.

Для того чтобы работать таможенным декларантом, также достаточно средне-специального образования, а порой всего лишь курсов по этой специальности. Ключевую роль при решении о приеме на такую работу играют опыт и личностные качества, говорит Ольга Борисова. Она вспоминает случай, когда «в крупную иностранную компанию на должность декларанта был принят специалист со средне-специальным образованием, но обладающий всеми необходимыми навыками и внушительным опытом, чем и «переиграл» нескольких кандидатов с высшим образованием».

Отправлять ли резюме?

По словам Виктории Борисовой, в одних случаях, не имея высшего образования, отправлять резюме на вакансию, где высшее образование указано в качестве обязательного условия (особенно узкопрофильное), просто бессмысленно. А в других — абсолютно приемлемо.

«Последнее особенно относится к людям творческих профессий, например к дизайнерам. Главным критерием оценки этих кандидатов является не образование, а их работы. Если специалист талантлив, имеет хороший опыт и множество творческих идей, то он может принести гораздо большую пользу работодателю, чем человек, не обладающий подобными качествами, но имеющий высшее образование», — говорит она.

«Можно смело отправлять свое резюме работодателю, если ваш практический опыт соответствует ожиданиям работодателя, — подтверждает Ольга Колесникова. — У нас была кандидатка, которая не имела высшего образования, но длительное время работала в западной компании. При рассмотрении ее кандидатуры на должность бухгалтера основополагающим критерием был ее огромный практический опыт и отличная рекомендация предыдущего работодателя».

Далеко не у всех соискателей имеется высшее образование. Тем не менее они являются мастерами своего дела, эффективно работают и получают хорошую заработную плату. «Если человек находится «на своем месте», любит свою профессию и желает развиваться в ней, то какое бы образование он ни имел, у него всегда есть шансы реализоваться в любимом деле», — подводит итог Виктория Борисова.

Наталья Полетаева

Не знаете где взять денег на образование? Кредит на образование.

Без высшего образования: какие шансы?

Если вы соискатель без «корочки»

Соискатели без высшего образования сталкиваются с несколькими проблемами:

  1. их часто отсеивают просто по умолчанию («Смотрим всех, у кого высшее образование»);
  2. они стесняются на собеседованиях и обманывают в резюме;
  3. они могут проигрывать в конкуренции с кандидатом, у которого есть высшее образование.

Еще один вариант той же проблемы — отсутствие профильного образования. Например, вчерашний дизайнер решил уйти в ИТ-сферу и начал изучать программирование самостоятельно, хотя на технической специальности никогда не учился. Работодатели вполне могут отложить резюме только на том основании, что у человека нет соответствующего диплома.

Существуют должности, для которых крайне важны конкретные и узкие профессиональные навыки, однако многие соискатели не получают даже возможности показать себя.

Что дает высшее образование на самом деле?

Служба исследований HeadHunter, опросив более 12 000 работников, выяснила следующее. Те, кто окончил вуз, подчеркивают, что в первую очередь улучшили общее интеллектуальное развитие во время обучения — это отметили 60% опрошенных. А те, кто получил среднее профессиональное образование, говорят, что в первую очередь овладели конкретными профессиональными навыками (65%).

Согласно сегодняшним представлениям о необходимых для успешной работы компетенциях, важны как конкретные умения, так и метанавыки, которые обычно как раз относят к «общему развитию». Таким образом, свои сильные стороны есть и у высшего, и у среднего специального образования. Однако важно отметить, что, кроме развилки «вуз или колледж» существует множество других вариантов для обучения.

Мы решили спросить у работодателей и сотрудников, действительно ли образование играет такую значимую роль в трудоустройстве.

Евгений Смирнов

CEO компании 4xxi

Мне всё равно, есть ли у сотрудника «корочка» или нет. Более того, я, честно говоря, не знаю, у кого из моих сотрудников есть высшее образование, а у кого — нет. Вернее, так: знаю только о двух людях, так как оба заканчивали тот же факультет университета, где я учился.

В современном мире образование — это не гарант навыков или уровня соискателя. Программы любого российского вуза, если говорить об ИТ, безнадежно отстают от рынка. Поэтому 90% нормальных разработчиков начинают работать с первого курса, чтобы к концу обучения получить 4-6 лет опыта работы в индустрии, а не красный диплом.

О нескольких своих сотрудниках я знаю, что они прекратили обучение в вузах (в том числе, топовых в Санкт-Петербурге) именно по причине бессмысленности этого процесса с точки зрения карьерного роста.

Нормальная современная компания не оценивает кандидата по наличию или отсутствию высшего образования. Оцениваются умения и знания (hard skills), социально-эмоциональные навыки (soft skills), а также рекомендации. Я бы рекомендовал бежать из компании, в которой высшее образование является обязательным критерием, поскольку подобные компании вымрут, как мамонты.

Мария Кочакова

Основатель школы «

Когда меня нанимали на первую работу, в требованиях было гуманитарное образование — филфак или журфак, а также требовался красный диплом. У меня как раз был красный — это роль сыграло, думаю. Довольно абсурдное требование, которое сильно снижало количество возможных кандидатов. Но тем не менее красный диплом добавил баллов.

В профессии сценариста компьютерных игр и преподавателя сценаристики компьютерных игр мне очень пригодилось образование филолога — и начитанность, и русский язык, и педагогическая практика. Сценарному делу я в вузе не училась, только на практике. Но филологическое образование — литературоведение, лингвистика, русский язык — пошло на пользу.

Я сейчас как раз занимаюсь тем, чтобы технарям преподавать основы гуманитарных знаний на частных онлайн-курсах, потому что люди приходят совсем без базы. Например, им нужно поднимать сложный большой пласт мифологии, который на том же филфаке изучают на первом курсе.

При этом для того, чтобы быть сценаристом, не обязательно получать диплом сценариста. Но гуманитарное образование поможет. Я периодически нанимаю людей на аутсорс, по самым разным задачам — и на образование не смотрю, только на выполнение тестового задания и опыт, указанный в резюме.

Елена Савчук

Руководитель event-направления и клиентских коммуникаций в HeadHunter

Университет я так и не окончила: поступала в два вуза и уходила из них с первого курса, примерно через полгода. Мне казалось, что я уже взрослая, работаю, у меня есть деньги, а значит, нечего мне там делать. Из-за работы мне приходилось пропускать семинары, были проблемы с допуском к экзаменам, я волновалась и в итоге решила, что все это не для меня.

Работаю в общей сложности уже 17 лет. На каждом собеседовании мне приходилось краснеть и скрывать, что я неуч. Вернее, не скрывать, а давать ложную информацию — неоконченное высшее. Или говорила, что диплом вуза есть, но нужно его поискать, был переезд, документы потерялись… Чувствовала себя ужасно неловко в эти моменты и старалась побыстрее закрыть тему.

В результате работодатели мне не напоминали о дипломе, и вопрос сам собой сходил на нет. В целом, проблем не возникало, кроме морально-этических.

Отсутствие диплома в моем случае никак не влияет на рабочий процесс. Уже больше 10 лет я занимаюсь организацией бизнес-форумов и конференций, а этому не учат в вузах. Все познавала на практике и на опыте коллег. Сейчас сама могу кого угодно консультировать в этой сфере.

Так нужен ли диплом?

Высокая карьерная лабильность сегодня становится все более популярной тактикой профессионального развития. Многие специалисты круто меняют карьеру, переучиваясь и открывая для себя новые сферы. При этом возможностей для образования и самообразования делается больше. Альтернативой второму и третьему высшему образованию, получение которого займёт несколько лет, могут стать массовые открытые онлайн-курсы, занятия с репетиторами и, конечно, практика. Готовые проекты — это уже интересная тема для обсуждения на собеседовании.

Есть основания предполагать, что в ближайшие годы образовательная система будет развиваться и становиться сложнее, а привычные этапы и статусы утратят свою силу. Однако уже сейчас работодателям лучше обращать внимание на конкретные умения и таланты, а соискателям — запасаться рекомендациями и готовыми проектами, которые говорят об успехах куда больше, чем оценки в дипломе.

А вам приходилось сталкиваться со строгим отбором по уровню образования?

Если ТК РФ (иные федеральные законы) предусматривает определенные льготы, компенсации или устанавливает ограничения для выполнения работ по отдельным должностям (профессиям, специальностям), то наименование этих должностей (профессий, специальностей), а также квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках и профессиональных стандартах (ч. 2 ст. 57 ТК РФ).

Трудовая функция сотрудника (то есть работа по должности в соответствии со штатным расписанием) отражается в трудовом договоре. В должностной инструкции трудовая функция регламентируется более детально. Помимо этого в инструкции, как правило, прописываются обязанности работника, пределы ответственности и т.п.

Правила составления должностной инструкции законодательно не урегулированы, поэтому работодатель самостоятельно оформляет, утверждает ее, устанавливает порядок внесения изменений (письмо Роструда от 24.11.2008 № 6234-ТЗ).

Таким образом, обязательными для соблюдения являются те требования к квалификации (в т.ч. к образованию) принимаемого на работу сотрудника, которые одновременно закреплены в ТК РФ или ином федеральном законе, а также квалификационном справочнике или профстандарте.

В частности, требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих содержатся в Квалификационном справочнике, утв. постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37.

Когда условие о необходимом уровне квалификации (в т.ч. образования) физлица для занятия конкретной должности отсутствует в ТК РФ и иных федеральных законах, то требования квалификационных справочников и профстандартов носят рекомендательный характер (см. письмо Минтруда России от 06.07.2016 № 14-2/ООГ-6465).

Что касается специальности секретаря-референта, то в ТК РФ и иных федеральных законах отсутствуют требования о наличии у физлица высшего образования для занятия такой должности.

Однако если условие о высшем образовании секретаря-референта работодатель включил в должностную инструкцию, он обязан следовать положениям этой инструкции.

При этом, по нашему мнению, работодатель не может быть привлечен к административной ответственности за несоблюдение указанного положения должностной инструкции. Связано это с тем, что такая ответственность наступает согласно п. 1, 2 ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Однако в силу ст. 5 ТК РФ локальный нормативный акт, которым является должностная инструкция, не относится к вышеуказанным нормативным актам.

Кроме того, в п. 8 Порядка применения единого квалификационного справочника (утв. постановлением Минтруда России от 09.02.2004 № 9) указано, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, предусмотренных квалификационным справочником, но которые обладают достаточным практическим опытом и качественно и в полном объеме выполняют возложенные на них должностные обязанности, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

В приведенной ситуации целесообразно внести в инструкцию изменения, указав, что допускается принимать на работу на указанную должность лиц без высшего образования, но с достаточным практическим опытом (общим стажем работы).

Можно ли стать эффективным топ-менеджером без MBA?

Публикуем мнения обладателей степени MBA, управленцев без бизнес-образования, а также преподавателей бизнес-школ.

Вопрос из заголовка кому-то наверняка покажется банальным и риторическим, но мы решили собрать в одной публикации разные точки зрения, которые, надеемся, будет интересно почитать и обсудить.

Мы попросили экспертов дать аргументированные и подкрепленные личным опытом ответы. Публикуем мнения:

-Топ-менеджеров, получивших MBA.
-Успешных управленцев и создателей бизнесов, не имеющих степени MBA.
-Преподавателей программ бизнес-образования.

Без МВА стать эффективным топ-менеджером можно, но ненадолго

Михаил Боднарук, генеральный директор, Leader of Future, преподаватель МВА, эксперт Executive.ru

Без МВА стать эффективным топ-менеджером можно, но не надолго, это связано с тем, в чем заключается смысл МВА и обучения на нем. Смысл любого МВА – это обмен управленческим опытом с другими управленцами, переосмысление собственного опыта, формирование бизнес-связей и только в последнюю очередь – это получение новых знаний.

У меня есть опыт работы преподавателем МВА в двух бизнес-школах и в одной корпорации, поэтому могу точно сказать, что это реально нужный, и даже обязательный, инструмент для топ-менеджеров, которые хотят повысить свою эффективность, но только при соблюдении трех важных условий:

-Группа должна состоять из людей из разных сфер и разных компаний (чтобы исключить однобокость мышления) и обязательно с опытом управления.

-В качестве преподавателя должен быть модератор – человек, который может правильно включить мышление людей, а не навязывать свой опыт. Именно поэтому не советую брать, особенно в России, преподавать бывших как бы успешных бизнесменов-практиков, они будут неактуальны и даже вредны в новых условиях ведения бизнеса.

-Обязательное преобладание проектно-групповой работы над лекционной.

При соблюдении всех этих условий можно решить проблему возникновения туннельного мышления и видения у топ-менеджеров, долго работающих на одном месте, а это сильно влияет на их эффективность. Поэтому считаю крайне важным внедрение практики прохождения топ-менеджерами МВА, это позволит как обновить их управленческую компетентность, сделав update, так и включить новый уровень мотивации, что бывает также важно для топ-менеджеров.

МВА – хороший дополняющий фактор для закрепления человека на вершине текущего положения

Сергей Чемерис, эксперт в области построения и управления структурами продаж, эксперт Executive.ru

В 2008 году я окончил в Москве обучение по программе МВА Калифорнийского госуниверситета. Это было личное решение, за свой счет, и я сам ставил себе цели о будущем использовании полученных знаний. Со временем изменилось мое отношение к получению МВА, и я вижу, как изменилось отношение рынка – руководителей и собственников бизнеса.

На мой взгляд, эффективность обеспечивается не знаниями по программе МВА, а опытом, стремлением и умением сотрудника находить эффективные методы работы каждый день и в каждой ситуации. Бизнес-образование – вишенка на торте, которая является дополнительным и, возможно, не самым значимым активом в копилке руководителя.

При этом образование МВА является хорошим дополняющим фактором для закрепления человека на вершине своего текущего положения и как один из плюсов возможного дальнейшего развития. Также я считаю, что получение диплома МВА оправдано, если это совместное решение руководителя и компании. В этом случае обучение получит целенаправленное применение в рамках развития сотрудника в компании и самой компании.

Кстати, помимо получения знаний и практики, нужно уметь воспользоваться еще одним ресурсом МВА – это формирование контактов с такими же руководителями других компаний, которые решили получить бизнес-образование. В этом случае нетворкинг может принести эффект порой не меньший, чем само обучение.

Пять типов слушателей MBA, которым полезно/бесполезно это обучение

Сергей Шпитонков, директор программ, РАНХиГС, эксперт Executive.ru

Очевидно, что возможность постоянно решать бизнес-проблемы дают только новые знания, умения, навыки и опыт. И действительно, один из способов их получения – это учеба на программе МВА. Я получил степень МВА, когда работал в реальном бизнесе топ-менеджером. Сейчас преподаю в бизнес-школах. Важно отметить, что прямой корреляции между наличием диплома МВА и эффективностью топ-менеджера не выявлено.

По своему опыту могу структурировать слушателей на программах МВА с точки зрения – полезно или бесполезно им это обучение:

1. Самоучки. Имеют сильную внутреннюю мотивацию к обучению и развитию, умеют работать самостоятельно, способны к выполнению реальных задач бизнеса. Программа МВА может быть полезна.

2. Назначенные. Таких слушателей направляют на обучение по списку, за счет ресурсов компании. Критерии отбора таких кандидатов скрыты и непонятны. Мотивация к обучению низкая. Результаты, как правило, или отсутствуют или посредственные. МВА бесполезно.

3. Искатели. Слушатели находятся в иллюзиях, что программа МВА предоставит им алгоритмы на все случаи жизни. Пытаются сложные вопросы решать простыми способами. Все время требуют конкретных ответов, даже если примеры абстрактные. МВА неэффективно.

4. Продвинутые. Открыты к изменениям, готовы принимать другую точку зрения, рефлексировать и делать правильные выводы. Ищут ошибки в первую очередь в себе, в своих подходах, способах управления. МВА полезен.

5. Накопители. Поглощают массу информации, верят в ее полезность, но неспособны до конца структурировать информацию, выявить самое важное, использовать для своего развития. При поддержке со стороны преподавателей обучение может быть полезно.
Важно помнить, что степень от хорошей бизнес-школы открывает много дверей, но войти в них предстоит самому. Диплом сам по себе – не серебряная пуля, не рецепт и не индульгенция. Это просто инструмент. Он может быть как эффективным, так и бесполезным. Все зависит от того, кто и как его использует.

Учеба на MBA помогла стать исполнительным директором

Дмитрий Чуркин, директор по организационному развитию, «Бизнес-Гарант», эксперт Executive.ru

Мне МВА существенно помогло и вырасти профессионально, и сделать серьезный рывок в карьере. Именно после получения профессионального управленческого образования мне предложили должность исполнительного директора в достаточно крупной производственной компании, и с тех пор я не опускался ниже заместителя генерального директора.

МВА помогло мне консолидировать и упорядочить весь мой предыдущий «интуитивный» управленческий опыт, получить массу новых работающих инструментов, обзавестись полезными знакомствами в сферах управления бизнесом.

Важный момент: необходимо тщательно выбирать программу управленческого образования. Сейчас даже самые захудалые региональные вузы предлагают эти программы. И ценность МВА сильно девальвировалась низким качеством такого обучения. Также важно смотреть на преподавательский состав. Лучше всего, если дисциплины дают не «кандидаты в доктора», а реальные практикующие управленцы.

Три вещи, которые делают топ-менеджера эффективным

Елена Басалаева, доктор экономических наук, эксперт Executive.ru

Мои студенты получали впоследствии образование, например, в Гарварде и в других столь же престижных школах. Также меня неоднократно приглашают читать на разных программах МВА (на русском, и на английском). Мой опыт показывает, что сама по себе программа МВА не сделает из слушателя топ-менеджера. Это просто очередная «корочка» и красивая строчка в резюме. Топ-менеджера делают три вещи (каждая сама по себе, или в разных комбинациях):

-Личные достижения на руководящих позициях. Должны быть реальные успехи, ощутимые и измеримые.
-Личный бренд, работающий на репутацию топ-менеджера. Хотите быть топ-менеджером, значит, и продвигать себя нужно именно как «топ-менеджера». Ошибка многих несостоявшихся топов заключается в том, что они продвигают себя как «профессионала» (и бесконечно совершенствуют свои профессиональные качества), а не как «топ-менеджера».
-Связи. Умение их находить, устанавливать и поддерживать.
Если с первыми двумя пунктами сложно, то идти на программу МВА нужно именно за нужными связями. И саму программу выбирать также исходя из того, какие ранее недоступные контакты можно будет установить.

«Эффективными» менеджеры становятся только на практике, выстраивая процессы и решая конкретные задачи на рабочем месте. В этом смысле участие в любом престижном кейс-клубе даст вам гораздо больше в плане эффективности (и «заметности» в качестве топа), а по затратам времени, денег и иных ресурсов обойдется значительно дешевле.

За рубежом на МВА часто отправляют сотрудников, которых не хотят больше видеть у себя – это приятный мягкий способ вежливо избавиться от неугодного сотрудника. Также программы МВА популярны во времена кризисов и массовых увольнений – люди туда идут, чтобы «пересидеть» трудные времена, пока ситуация с работой не изменится к лучшему.

МВА рождался как способ быстро передать экономические знания (маркетинг, менеджмент, управленческий и бухгалтерский учет…) тем, кто не имеет базового образования вообще, либо имеет неэкономические, небизнесовые корочки, и кто, несмотря на это, уже достиг определенных вершин в карьере. Для таких людей эта форма полезна.

Ничего не имею против МВА, но в целом практика показывает, что репутация важнее, чем диплом, а «эффективным» топ-менеджером поможет стать не столько сама программа, сколько те связи, которые можно приобрести за время обучения.

МВА – один из вариантов получения экспертных знаний

Сергей Кулаков, заместитель генерального директора, эксперт Executive.ru

Первой реакцией на вопрос было однозначное «да». Хотя, ради справедливости признаю, что разумно обращать внимание на нюансы. Можно достичь значительных высот благодаря собственным способностям и настойчивости, а можно оставаться посредственностью, учась у лучших педагогов. МВА – один из вариантов получения экспертных знаний, которые менеджер должен превратить в навыки, чтобы подняться на новую ступень, а вовсе не панацея от существующих и будущих проблем.

Дважды в жизни подходил к теме получения МВА, но каждый раз отказывался от этой затеи. Первое решение принял после того, как присутствовал на защите дипломов выпускников программы. Послушав их доклады, осознал, что моя дипломная работа вполне соответствовала уровню представляемых проектов. Стало очевидно, что если тебе надо «прокачать» свой навык, то для этого есть другие, более быстрые и бюджетные варианты.

Через несколько лет повторно вернулся к идее повышения своего профессионального уровня через обучение МВА. На этот раз воспользовался акционной возможностью и отучился один семестр. Успешно сдал экзамены. Но дальше решил не идти. Причина проста – процентов 80 из того, что давали преподаватели, мне было уже известно. Оставшаяся часть новой информации была скорее интересной, чем необходимой. Другим резоном продолжения обучения могла быть возможность «обрасти» связями. Однако и эта функция оказалась не очень полезной. Основная работа давала несоизмеримо больше шансов установить нужный контакт.

Мне посчастливилось поучаствовать в больших проектах, как раз в тот момент, когда оказался внутренне готов к овладению новым пулом управленческих качеств. Природная пытливость и настойчивость были дополнены качественной программой развития персонала «Райффайзенбанка» и возможностью перенимать опыт в сильной команде профессионалов. Свою эффективность повышал анализом результатов принятых решений, изучением чужого опыта, участием в тренингах.

На мой взгляд, если вы умеете находить решение любой проблемы – дерзайте. Сложности с саморазвитием, однако есть цель стать топ-менеджером – вам в помощь МВА. Но даже получив заветный сертификат, нельзя останавливаться. Учитесь дальше, развивайтесь, повышайте свой уровень – только это даст возможность поддерживать реноме эффективного топ-менеджера!

MBA помогает эффективному менеджеру стать еще эффективнее

Виктор Эсик, директор по продажам, эксперт Executive.ru

Мой ответ – да, эффективным менеджером можно стать без MBA. Сначала личный опыт: в середине 2000-х мой директорский стаж составлял восемь лет и при очередной паузе в работе я принял решение получить Executive MBA. Знакомых, окончивших MBA, у меня на тот момент не было, впечатление о программе было сформировано на основании статей в деловой прессе. Как писала пресса, стандартная программа MBA представляет собой детальный анализ реальных деловых кейсов из жизни мировых корпораций. В работе я очень ценю реальный практический опыт, поэтому решение получать MBA было осознанным и продуманным.

Денег на зарубежную программу у меня не хватало, поэтому выбрал очную совместную программу известной российской высшей школы и западноевропейского университета. На тот момент эта программа весьма высоко котировалась в рейтингах EMBA российской деловой прессы.

Легкое разочарование появилось уже на вечере знакомства с однокурсниками. В нашей группе из 25 человек топ-менеджеров (первых или хотя бы вторых лиц компании) было всего пять. Остальные были менеджерами среднего звена с довольно скромным послужным списком, как правило, работающие в иностранной компании, которая согласилась оплатить их обучение.

Опуская детали дальнейшего обучения, уже к середине первого семестра я понял, что разбора деловых кейсов в программе, судя по всему, не предвидится. Было много теории и практически ноль практики. Как яркое впечатление за девять месяцев могу вспомнить только один полезный семинар по построению математических моделей в Excel. Я потом применял эту методику для расчета сокращения очередей в кассу банковского отделения. В общем, заплатив почти десять тысяч евро, в конце второго семестра я бросил программу. Просто пожалел времени и денег. Возможно, сейчас многое изменилось, мой же опыт датируется 2004–2005 годами.

Теперь обобщение: скажем, из десятка моих хороших знакомых, за последние 15 лет выросших в карьере до первых лиц компаний, степень MBA только у троих. Они учились в западных брендовых бизнес-школах, и за них платили работодатели. Честно говоря, и до получения MBA я мог бы назвать их образцом энергии и профессионализма.

Обязателен ли MBA в карьере? Ответ очень индивидуальный. Из безусловных преимуществ MBA я бы назвал социализацию и в определенных пределах полезные деловые связи. Если нужны конкретные знания и навыки – наверное, лучше найти узкий бизнес-курс. Влияет ли MBA на менеджерскую эффективность? Скорее, помогает эффективному менеджеру стать еще эффективнее. Но нужно очень ответственно подойти к выбору бизнес-школы.

Невозможно получить образование один раз в жизни, будь то MBA или иное

Дмитрий Пирожков, коммерческий директор, эксперт Executive.ru

Если понимать эффективность как соотношение между результатом и использованными ресурсами, то и желаемый результат и ресурсы, необходимые для его достижения, должны быть оцифрованы. Бизнес может быть большим или очень большим и растущим, но эффективен ли топ-менеджер, управляющий этим бизнесом, всегда остается открытым вопросом.

Управляя лакокрасочным заводом в 2007–2011 году, мы с командой достигли мощных результатов: создали и вывели на рынок несколько новых продуктов, увеличили продажи почти в два раза, вывели завод из убытков. Хорошие, казалось бы, результаты. Но по моим оценкам, перспектив у этого завода не было. Потому что соотношение необходимых ресурсов для достижения результата было не в пользу результата.

У меня нет диплома MBA. У меня классическое экономическое образование и опыт. Считаю себя эффективным управленцем, потому что у меня получается достигать результата. Уверен, что наличие диплома MBA не делает человека профессиональнее и эффективнее. Главное для любого профессионала – хотеть и постоянно учиться самостоятельно. В саморазвитии, самосовершенствовании скрыты резервы повышения эффективности. Но кто и по какой шкале будет оценивать эффективность? Вопрос остается открытым. В современном мире невозможно получить образование один раз в жизни, будь то MBA или иное.

Реальный практический опыт работы намного важнее образования

Александр Бочкин, генеральный директор, «Инфомаксимум», эксперт Executive.ru

У меня нет степени MBA, я создал компанию в 24 года, когда учился в вузе. Я уверен, что стать эффективным топ-менеджером можно и без МВА по нескольким причинам. Реальный практический опыт работы намного важнее образования. Можно «от и до» знать устройства автомобиля, но это не значит, что вы сможете им управлять. Теория – хорошо, но выработать практические навыки можно, только работая в «полях».

Чем разнообразнее опыт проб и ошибок, тем качественнее результат. То, что работает в пробирке (другими словами, в стартапе), не будет работать в ведре, и наоборот. Например, процесс подбора персонала в начинающей компании разительно отличается от отработанного механизма в крупной организации. Попробуйте применить общие теоретические принципы в реалиях российского бизнеса где-нибудь в 700 км от Москвы с дефицитом кадров. Где мало хантить, надо разработать свою методику подбора и обучения, мотивировать, удерживать, разрабатывая целую программу внутренней политики, основываясь на ценообразовании в регионе, менталитете местных жителей, настроениях в обществе.

Знания устаревают очень быстро. Меняются интересы ЦА, отрасль, надо быть гибким и знать, что было «До», чтобы подготовиться к тому, что будет «После». Лидерские качества воспитываются командой, в том числе.

Преподавателями бизнес-школ должны быть капитаны бизнеса

Роман Сюров, директор завода, эксперт Executive.ru

Эффективный – это такой, который успешно решает задачи с минимально затрачиваемыми ресурсами. Можно ли решить поставленные задачи без степени MBA? Однозначно, да. Для чего тогда MBA? Не знаю, не обучался, и честно, не планирую.

Зайдите на сайты известных бизнес-школ. Кто там числится преподавателями? Сколько бы администрация себя ни рекламировала, что у них преподаватели – одни профессионалы, преподаватели там те же самые, что и в вузе – доценты, кандидаты, доктора, профессора.

Обращаю внимание, MBA подразумевает подготовку руководителя для бизнеса, и здесь мало общего с академическим образованием. Преподавателями должны быть капитаны бизнеса, минимум – действующие или бывшие директора, например, которые уж точно знают свою дисциплину. Действующему практику на программе будет скучно слушать таких преподавателей-теоретиков.

Многие руководители, публикующиеся и демонстрирующие свою экспертизу, в том числе на страницах делового портала Executive.ru, гораздо квалифицированнее, чем преподаватели бизнес-школ: профессоры и доценты.

Во многих странах бизнес-образование обязательно для менеджера

Нина Филоненко, совладелица и директор по развитию, «Экоокна»

В 2000-е годы образование MBA действительно ценилось, потому что мало кто мог им похвастаться. Руководители с заветным дипломом могли рассчитывать на повышенную зарплату и карьеру в любых компаниях. Но были нюансы. В российских компаниях не приживались и совершенно не пригождались знания, полученные на Западе. Таких руководителей держали в качестве свадебных генералов, или приглашали их только для консалтинга.

Сегодня образованием MBA уже никого не удивишь. Множество вузов предлагают такое обучение. Причем количество негативно сказывается на качестве. Часто за дипломом нет никаких знаний и навыков. Сам по себе диплом особой ценности не имеет – компании больше смотрят на опыт работы и кейсы. Хотя я совершенно не отрицаю пользы получения бизнес-образования. Скажу больше, во многих странах оно обязательно для менеджера.

В нашей компании на должность руководителей мы не рассматриваем сотрудников, которые не занимаются постоянным профессиональным и личным самообразованием. Мы живем в такое время, когда постоянно учиться – это не прихоть, а необходимость. А вот если качественное образование MBA накладывается на блестящий опыт и успешные кейсы, то такие специалисты нарасхват. Но, к сожалению, их не так много, как кажется. В нашей компании у нас иногда уходят годы, чтобы найти таких сотрудников.

Теоретикам от MBA часто не хватает приземленности, решительности и предпринимательской находчивости. Ведь этому не научат на курсах MBA, это приходит с опытом. С другой стороны, практикам зачастую не хватает системности и структурности, стратегического мышления. В этом смысле образование бесценно.

Бизнес-образование имеет смысл получать, набравшись опыта

Анна Золина, директор по маркетингу, Retentioneering

Считаю, что можно стать эффективным топ-менеджером без MBA. На мой взгляд, МВА имеет смысл получать, определившись с профессией и набравшись опыта. Бизнес-образование как продолжение студенчества иногда оборачивается потерей времени. Молодой специалист, выйдя в мир различных профессий, зачастую кардинально меняет направление деятельности.

Я, как руководитель, подбирая себе менеджера, больше смотрю на умение думать и учиться, на реальные достижения соискателя. Чтобы оценить и уложить методики, нужно иметь объемное видение и критическое отношение на основе своего опыта и наблюдений.

У меня нет MBA. Точнее, имеется навеки незаконченный МВА. Мой личный опыт таков – к 35 годам я уже пять лет как руководила маркетингом федеральных в2с-компаний. Постоянно занималась самообразованием, посещала тренинги и курсы, иногда вела их сама, делясь опытом. Как сложившийся специалист я прошла Президентскую программу повышения квалификации для руководящих кадров, где с чувством проработала те белые пятна в управленческом учете, в финансовой грамотности, которые мешали мне расти в профессиональном плане.

Затем я решила, что пришло время верифицировать мои навыки и закончить МВА. Подала документы и начала обучение. После первого полугодия я решительно и насовсем закрыла для себя этот вопрос. Оказалось, на занятиях одновременно получали знания как профессионалы, так и вчерашние студенты. Усредненный уровень преподавания заставлял меня постоянно подавлять порывы выйти к доске и дополнить лектора. Не было сегментации входящей аудитории, единая программа вела по единому руслу навстречу единому диплому. В нашем динамичном мире программа МВА просто не успевает актуализироваться, она статична.

Резюмируя, добавлю: базис нужен обязательно. Это может быть высшее образование или запредельно высокий уровень непрерывного самостоятельного обучения. Нахрапом, без знаний вершин не взять. Плюс идеология continuing education – непрестанное самообразование.

MBA дает отличный старт для серьезного роста в карьере и бизнесе

Дмитрий Дмитриев, выпускник программы «MBA-менеджмент-маркетинг» Школы бизнеса МИРБИС

Можно ли стать эффективным топ-менеджером без МВА? Да, конечно. Стать можно. И таких полно. Некоторые топ-менеджеры стали руководителями еще до появления программ МВА.

Вопрос про то, как стать эффективнее других – компаний и людей. Это то, чему учит МВА. Знания, которые ложатся на хорошую почву и от хороших преподавателей дают отличный старт для более серьезного роста в карьере и бизнесе. Именно с такой целью я пошел учиться в МИРБИС и не жалею. Получил в карму знания, опыт и связи. Если программа ЕМВА, то связи будут покруче. Сильно покруче.

Возвращаемся к эффективности. Скорость изменений настолько возросла, что апгрейд знаний придется делать постоянно. Для меня основным драйвером роста является общение с экспертами из разных индустрий. Ведь в своей-то индустрии мы многое знаем, и свежие идеи приходят извне. Нужно общаться с экспертами, расширять свой опыт и связи.

Сейчас лучше всего продумывать программы для тех, кто стеснен по времени с одной стороны, а с другой стороны хочет прокачать себя в областях маркетинга. Это курсы с погружением от практиков, действующих топов лучших компаний. Такое обучение позволит постоянно быть в контакте с самыми последними маркетинговыми кейсами. И в завершение. Можно вообще не учиться? Можно! Выбор-то всегда за вами!

Закончил курсы, что дальше? — узнаём из первых уст, реально ли после онлайн-курсов и самообучения стать разработчиком

Анна Мосягина, продюсер факультета «Программирование» в «Нетологии»

Профессия разработчика становится всё более популярной, и количество курсов, предлагающих освоить программирование под тем или иным углом, растёт. В разработке многому можно научиться только на личном опыте, а погружение в сферу не каждому даётся с лёгкостью. Действительно ли курсы помогают сделать это погружение легче или даже сменить профессиональный вектор? Рассказываем 6 реальных историй.

Из армии в крупную IT-компанию: история Сергея Вертепова

В университете я учился на специалиста по защите информации, им же и работал. На третьем курсе понял, что ожидал от этой специальности гораздо большего и работать по ней совершенно не хочу.

Я не люблю заниматься чем-то бесцельно, поэтому абстрактная цель «научиться программировать» недостаточно меня мотивировала. Как раз в то время, когда я блуждал в океане информации, не понимая, с чего начать обучение, наткнулся на контекстную рекламу «Школы программирования» (сейчас — GeekBrains) и подумал: «Почему бы нет». Ведь если не научишься чему-то, то не сделаешь домашнее задание, а в конечном итоге тебе не дадут сертификат, ты потеряешь деньги и время — отличная мотивация учиться.

Не могу сказать, что было очень сложно: нас погружали в тему очень плавно. Начали с базового HTML, потом РНР с самых азов. Первым делом научился делать калькулятор. Когда для тебя это новый язык — даже простая задача становится интересной. Основные сложности были в недостатке времени. Я учился и работал, а по вечерам надо было ещё и домашние задания делать. В общем, личной жизни у меня тогда практически не было.

После курсов я стал героем шутки про «джуниора», который всё знает и умеет. Я уверенно рванул на фриланс-биржи, где потерпел фиаско и ударился лбом о синдром самозванца. После диплома пошёл в армию, где окончательно убедился, что не хочу ничего и никого защищать. Там же начал читать книги, изучать материал, а по возвращении искать работу в IT-сфере.

Поскольку между курсами и отправкой резюме прошло два года, первое собеседование я провалил. Проанализировал, что было не так, провёл работу над ошибками и продолжил бороздить просторы HeadHunter. В общем, ответов «у вас низкая квалификация» я получил довольно много. Были задания, над которыми я сидел два дня и две ночи с перерывами на трёхчасовой сон. Они меня неплохо «прокачали»: своё последнее тестовое задание, на которое мне дали неделю, я сделал за полтора дня и получил оффер.

Сейчас у меня всё прекрасно. Имею опыт в коммерческой разработке чуть больше трёх лет и работаю в одной из крупных российских IT-компаний в должности старшего разработчика.

Посоветовать могу только одно: не бойтесь и всегда разбирайте свои ошибки. Конечно же, не переставайте развиваться, иначе есть риск сильно отстать.

Из ученика в «играющего тренера»: история Николая Хащанова

В 90-х я изучал Basic и Fortran, а во время учёбы в школе делал простые сайты на HTML, используя движок e107. Закончил в 2013 году РГТЭУ по специальности «Менеджмент организации». Трудовую деятельность начинал в торговле и постепенно перешёл в строительство, где дорос до руководителя проектов. Параллельно с работой вёл различную деятельность как ИП: занимался производством виниловых наклеек, антитюнингом автомобилей и т. д.

В январе 2018 года начал работать программистом в «Аврора Групп» — одной из крупнейших инжиниринговых компаний. Знания в управлении строительством и проектированием помогли с нуля выстроить архитектуру приложений для повышения прибыли компании и разработать корпоративный портал (CRM) под все бизнес-процессы. А вот знания в разработке получал уже на курсах в «Нетологии»: сначала одновременно прошёл курсы по PHP и JavaScript, чуть позже «JavaScript в браузере» и SQL. По окончании курса JS меня взяли аспирантом. Так я начал улучшать свои знания ещё и на других курсах по веб-разработке — JavaScript, PHP, «Основы JavaScript в браузере» и SQL, а в этом году мне предложили проверять домашние задания на курсе «основы PHP» и оптимизировать курс «JavaScript в браузере».

Знания, полученные на курсах, помогли мне почти за 2 года разработать более 15 приложений, которые были интегрированы в единую систему для автоматизации и оптимизации деятельности компании. В планах на следующий год — разработка мобильного приложения, а ещё через год — упаковка данной системы в коробку и выпуск на рынок.

Что могу сказать новичкам: стать разработчиком несложно. Это такая же профессия, как и множество других. А уровень квалификации полностью зависит от вложенных в собственное развитие сил. Для начала советую разобраться с термином «алгоритм» и перед написанием кода рисовать блок-схему или писать псевдокод. Понимание алгоритма и умение пользоваться документацией помогает выстроить логику функциональности самого приложения и на выходе получить готовый продукт.

Попытка уйти из школы: история Алины Косенко

Я заканчивала институт по специальности «Учитель русского языка и литературы». На тот момент казалось, что я всегда буду при деле. Проработав несколько лет в школе, поняла: хочется не только рассказывать правила русского языка детям, но и учиться самой. Так я начала исследовать разные сферы: записалась на бесплатные занятия и вебинары по маркетингу, продажам и в конце послушала лекцию по веб-разработке.

Программирование казалось мне очень сложной сферой: я всегда считала себя гуманитарием. Но после лекции подумала «почему бы и нет» и пошла на курс по веб-разработке. Он был долгим и очень интенсивным: задания присылали по 3–4 раза в неделю, причём на выполнение каждого у меня уходило по неделе. Поэтому сроки я всегда пропускала и просила кураторов подождать меня. Было сложно, но мне очень нравилось.

По итогу курса стало проще разбираться в сфере, я могла написать простой код, но полностью профессию веб-разработчика так и не освоила. Наверное, если бы прошла курс заново, то стало бы немного проще. Диплом я так и не защитила: сначала говорила себе, что сдам позже, но под конец мотивация всё-таки пропала.

В итоге я продолжила заниматься разработкой в свободное от работы время, иногда практиковалась самостоятельно и думала, что когда-нибудь решусь посвятить себя сфере полностью. Но пока мне страшно искать заказы и полностью отказываться от работы учителя: там есть постоянный доход, а сфера разработки для меня новая.

Что я могу сказать начинающим: оцените свои силы ещё в самом начале. Изучайте самостоятельно темы, смотрите бесплатные вебинары и лекции — делайте всё, что поможет вам вникнуть. Если вы хотите поменять сферу деятельности кардинально, будьте смелыми, гораздо смелее меня 🙂

Воля случая: работа в IT вместо Олимпиады в Рио. История Владимира Тесленко

Десять лет я боролся за сборную Украины по греко-римской борьбе в весе до 96 кг. В 2016 году я готовился на отборочный чемпионат к Олимпиаде в Рио и на тренировке порвал мениск колена. Для карьеры спортсмена это был фатальный инцидент: травмированным я был никому не нужен. Даже если бы мне оплатили операцию, я бы стал должником на ближайшие годы.

Однажды по дороге в больницу я случайно встретил друга из Политехнического Университета, где мы вместе учились на радиотехническом факультете. На тот момент он работал тестировщиком и рассказал, что это за профессия, какие условия работы и зарплата у айтишников. Так мысль о развитии в этой сфере «залезла мне под кожу».

Я прекрасно понимал, что после профессионального спорта будет тяжело освоить новую область, где должны работать мозги. Начал готовиться дома сам, денег на обучение не было вообще — работать с травмированным коленом было крайне тяжело.

Даже элементарные нагрузки по учёбе давались очень тяжело. После чтения книг и просмотра видеоматериалов клонило в сон: заниматься больше 4–5 часов в день я не мог. Спустя два месяца понял, что сам не справлюсь и необходимо идти на курсы. К этому времени я уже раскопал многое об IT-сфере, походил на конференции, завёл знакомства с разработчиками и тестировщиками. От них и узнал, на какие курсы лучше пойти, одолжил денег и записался в Main Academy. Занятия проходили 3 раза в неделю по три часа, весь материал был на английском языке. В таком режиме мы учились 3 месяца. Я думал, что домашняя подготовка поможет мне, но годы спорта оставили свой след: я хуже всех сдавал тесты и теорию, плохое знание английского мешало понимать презентации. Мне было сложно абсолютно всё. У нас в группе была конкуренция и никто никому не помогал. Поэтому я понимал, что единственный мой друг — преподаватель. Я постоянно задавал ему вопросы по материалу и домашкам, донимал расспросами о том, как попасть на работу.

После первого месяца на курсах я начал рассылать резюме на позиции QA Engineer всех уровней от Junior до Senior. Естественно, мне говорили, что я не подхожу. Когда я отослал резюме в Norse Digital на позицию QA Lead, мне тоже отказали. Тогда я ответил, что только начинаю и готов работать за еду. И спустя неделю меня пригласили на собеседование! На нём задавали вопросы по программированию: какие принципы ООП знаю, какими языками и какой версией пользовался. Я так переволновался, что когда перешли к вопросам по теории, все знания растворились и я смог ответить только на тридцать процентов. Понимал, что собеседование завалил. Но мне дали тестовое задание: описать часть сайта тест-кейсами. За несколько часов описал штук 10 кейсов и отправил. Получил обратную связь: «задание выполнил неплохо», и в итоге меня взяли на позицию «тестировщика контент-менеджера». В первые месяцы работы сложнее всего было освоить операционную систему Linux: до этого я её никогда не видел. Мне приходилось постоянно донимать админов: я не понимал, как работать с терминалом, что такое SSH и какие команды надо знать.

Когда начал работать, мне оставалось учиться на курсах ещё месяц, но главная цель — войти в IT-индустрию — была достигнута. Поэтому на экзаменах я был спокоен, ведь у меня уже была работа. Сегодня я работаю на позиции QA Automation уже в третьей ИТ-компании с общим стажем в 3,5 года. А ещё успеваю активно заниматься спортом и борьбой, ведь ей я отдал больше 20 лет жизни.

Всем новичкам хочу пожелать решимости. Если вы поняли, что вам надо в ИТ-сферу, действуйте. Работа — это образ жизни, от неё зависит ваш график, окружение, атмосфера и настроение. Самое главное — это желание развиваться, гореть тем, чтобы вас взяли на работу. И тогда огонь в глазах увидят работодатели и обязательно вас возьмут.

Редактор не гуманитарий: история Натальи Рыжовой

До обучения я работала с текстами в СМИ, но не была гуманитарием и всегда хотела заниматься чем-то более конкретным и сложным. Однажды я делала сайты на конструкторе для родственников и захотела углубиться в программирование. Случайно увидела рекламу бесплатного курса «Нетологии» по вёрстке и пошла посмотреть. В итоге с удовольствием прошла и записалась на следующий курс. А потом на следующий.

Сначала учиться было легко и интересно. Когда приступили к программированию, стало сложно: его я не знала совсем, если не считать изучения Pascal в школе. Кроме того, мне мешал «синдром отличницы»: я всегда сначала честно мучаюсь самостоятельно и только потом прошу помощи. У меня в окружении нет программистов, поэтому ни с кем, кроме преподавателей, я посоветоваться не могла. После курсов практиковалась на мелких частных заказах. Найти первого клиента было несложно: взяла на бирже фриланса заказ на вёрстку и даже сделала. А потом заказчик раскритиковал меня в пух и прах.

На самом деле, на работу «фронтенда» устроиться было сложно: требования к junior-позициям часто оказываются вполне на уровне middle full stack или дизайнера-верстальщика. Причина одна: работодатель хочет найти специалиста, который умеет всё. Так мне пришлось продолжить учиться самостоятельно, чтобы «прокачаться» и выучить несколько незнакомых до этого технологий. Сейчас у меня есть постоянная работа, в основном это поток заказов на доработки сайта. Это не совсем то, чего я хочу, но приносит заработок и практику.

Дам совет новичкам: постоянно практикуйтесь. Немного самостоятельно написанного кода даст вам больше, чем несколько очень хороших лекций. Вступите в профессиональное сообщество: если айтишников нет среди знакомых, найдите их в интернете. Это может стать большой поддержкой для вас.

От автомобильного бизнеса к разработке: история Александра Коловатова

Со старших классов я хотел быть программистом, но ушёл в бизнес. Одно время работал заместителем директора в дилерском центре DAF — нидерландском производителе грузовых автомобилей. В подчинении у меня находилось порядка 40 человек. Потом я были владельцем магазина запчастей DAF, но что-то не пошло. А с 2015 года и по сегодняшний день держу сеть реалити-квестов «Интуиция».

Когда я несколько раз потерял деньги и бизнес, решил: мне нужно то, что невозможно потерять, — знания. Вторым толчком стал высокий спрос на программистов и ощущение, что в этой сфере возможен постоянный рост.

Учился самостоятельно по учебникам и видеоматериалам на просторах интернета. Сразу скажу: было сложно. Несколько лет голова не работала в полную силу, а организм всячески отвергал обучение. Некоторые темы давались очень «больно», я терпел и боролся, начинал заново по несколько раз. Хотел как можно скорее стать программистом, поэтому занимался много и делал перерывы только на отдых: в будни учился от 4 часов в день, в выходные — от 6 часов. После первых двух месяцев такого режима впал в депрессию с полным ощущением своей непригодности. Сделал перерыв в две недели, затем вернулся и больше не срывался.

Через 8–9 месяцев появилось ощущение, что я готов работать в этой сфере. Уже на втором собеседовании меня взяли в небольшой e-commerce проект, но только после выполнения тестового задания: практически везде просят что-то написать. На самих собеседованиях не было сложно — все прекрасно понимают, что вы новичок и ещё многого не знаете.

Сейчас жизнь складывается отлично. Помимо постоянного профессионального развития растёт и оплата моего труда. Совсем недавно прошёл собеседование в более серьёзную компанию с офисами в Калифорнии и Нью-Йорке. Работаю над очень крутыми проектами, о которых 3 года назад мог только мечтать.

Совет простой: верить в себя, брать и делать. Непонятна тема — начните заново или пропустите и вернитесь позже. Нужно понимать, что на один час теории должно приходиться два часа практики. Не пытайтесь найти готовый ответ сразу, попробуйте догадаться сами. Если ваше решение не такое крутое и красивое, как у других — это нормально. И последнее: даже самый опытный разработчик не знает всего. Всего знать нельзя, уж слишком обширная сфера.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *