Честь и достоинство

Честь и достоинство

Статья 152. Защита чести, достоинства и деловой репутации

1. Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены сведения о гражданине, или другим аналогичным способом.

По требованию заинтересованных лиц допускается защита чести, достоинства и деловой репутации гражданина и после его смерти.

2. Сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина и распространенные в средствах массовой информации, должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации. Гражданин, в отношении которого в средствах массовой информации распространены указанные сведения, имеет право потребовать наряду с опровержением также опубликования своего ответа в тех же средствах массовой информации.

3. Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, содержатся в документе, исходящем от организации, такой документ подлежит замене или отзыву.

4. В случаях, когда сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, стали широко известны и в связи с этим опровержение невозможно довести до всеобщего сведения, гражданин вправе требовать удаления соответствующей информации, а также пресечения или запрещения дальнейшего распространения указанных сведений путем изъятия и уничтожения без какой бы то ни было компенсации изготовленных в целях введения в гражданский оборот экземпляров материальных носителей, содержащих указанные сведения, если без уничтожения таких экземпляров материальных носителей удаление соответствующей информации невозможно.

5. Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, оказались после их распространения доступными в сети «Интернет», гражданин вправе требовать удаления соответствующей информации, а также опровержения указанных сведений способом, обеспечивающим доведение опровержения до пользователей сети «Интернет».

6. Порядок опровержения сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, в иных случаях, кроме указанных в пунктах 2 — 5 настоящей статьи, устанавливается судом.

7. Применение к нарушителю мер ответственности за неисполнение судебного решения не освобождает его от обязанности совершить предусмотренное решением суда действие.

8. Если установить лицо, распространившее сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, невозможно, гражданин, в отношении которого такие сведения распространены, вправе обратиться в суд с заявлением о признании распространенных сведений не соответствующими действительности.

9. Гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, наряду с опровержением таких сведений или опубликованием своего ответа вправе требовать возмещения убытков и компенсации морального вреда, причиненных распространением таких сведений.

10. Правила пунктов 1 — 9 настоящей статьи, за исключением положений о компенсации морального вреда, могут быть применены судом также к случаям распространения любых не соответствующих действительности сведений о гражданине, если такой гражданин докажет несоответствие указанных сведений действительности. Срок исковой давности по требованиям, предъявляемым в связи с распространением указанных сведений в средствах массовой информации, составляет один год со дня опубликования таких сведений в соответствующих средствах массовой информации.

11. Правила настоящей статьи о защите деловой репутации гражданина, за исключением положений о компенсации морального вреда, соответственно применяются к защите деловой репутации юридического лица.

Комментарий к статье 152 Гражданского Кодекса РФ

1. Честь, достоинство, деловая репутация — близкие нравственные категории. Честь и достоинство отражают объективную оценку гражданина окружающими и его самооценку. Деловая репутация — это оценка профессиональных качеств гражданина или юридического лица.

Честь, достоинство, деловая репутация гражданина в совокупности определяют «доброе имя», неприкосновенность которого гарантирует Конституция (ст. 23).

2. Для защиты чести, достоинства, деловой репутации гражданина предусмотрен специальный способ: опровержение распространенных порочащих сведений. Этот способ может быть использован, если есть совокупность трех условий.

Во-первых, сведения должны быть порочащими. В основу оценки сведений как порочащих положен не субъективный, а объективный признак. В Постановлении Пленума ВС РФ от 18 августа 1992 г. N 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» специально отмечено, что «порочащими являются несоответствующие действительности сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или организацией действующего законодательства или моральных принципов (о совершении нечестного поступка, неправильном поведении в трудовом коллективе, быту и другие сведения, порочащие производственно-хозяйственную и общественную деятельность, деловую репутацию и т.п.), которые умаляют честь и достоинство».

Во-вторых, сведения должны быть распространены. В названном Постановлении Пленума ВС РФ дано разъяснение и по поводу того, что следует понимать под распространением сведений: «Опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио- и телевидеопрограммам, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации (СМИ), изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в иной, в том числе и устной, форме нескольким или хотя бы одному лицу». Специально подчеркнуто, что сообщение сведений лицу, которого они касаются, наедине не рассматривается как распространение.

В-третьих, сведения не должны соответствовать действительности. При этом в комментируемой статье закреплен присущий гражданскому законодательству принцип презумпции невиновности потерпевшего: сведения считаются не соответствующими действительности до тех пор, пока распространивший их не докажет обратное (см. об этом Бюллетень ВС РФ. 1995. N 7. С. 6).

3. О защите чести, достоинства и деловой репутации умершего см. коммент. к ст. 150 ГК.

4. В п. 2 комментируемой статьи специально выделен порядок опровержения порочащих сведений, которые были распространены в СМИ. Более подробно он регламентирован в Законе РФ от 27 декабря 1991 года «О средствах массовой информации» (Ведомости РФ. 1992. N 7. Ст. 300). Помимо требования о том, что опровержение должно быть помещено в тех же СМИ, в которых были распространены порочащие сведения, Закон установил, что оно должно быть набрано тем же шрифтом, на том же месте полосы. Если опровержение дается по радио или телевидению, оно должно быть передано в то же время суток и, как правило, в той же передаче, что и опровергаемое сообщение (ст. ст. 43, 44 Закона).

В комментируемой статье специально выделен порядок опровержения сведений, содержащихся в документе, — такой документ подлежит замене. Речь может идти о замене трудовой книжки, в которую внесена порочащая запись об увольнении работника, характеристики и т.п.

Хотя во всех остальных случаях порядок опровержения устанавливается судом, из смысла комментируемой статьи вытекает, что оно должно быть произведено тем же способом, которым были распространены порочащие сведения. Именно такой позиции придерживается судебная практика.

5. Из п. 2 комментируемой статьи следует, что во всех случаях посягательств на честь, достоинство и деловую репутацию гражданину предоставляется судебная защита. Поэтому установленное Законом о средствах массовой информации правило, согласно которому потерпевший должен предварительно обратиться с требованием об опровержении к СМИ, не может рассматриваться как обязательное.

Специальное разрешение по этому вопросу содержится в Постановлении Пленума ВС РФ от 18 августа 1992 г. N 11. В нем отмечено, что «пунктами 1 и 7 ст. 152 первой части Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, а юридическое лицо — сведений, порочащих его деловую репутацию. При этом законом не предусмотрено обязательного предварительного обращения с таким требованием к ответчику, в том числе и в случае, когда иск предъявлен к средству массовой информации, распространившему указанные выше сведения».

6. Пункт 3 комментируемой статьи установлен порядок защиты чести, достоинства и деловой репутации гражданина в случае, если в СМИ распространены сведения, которые лишены признаков, дающих право на их опровержение. Речь может идти, например, о порочащих, но соответствующих действительности сведениях, либо о не порочащих сведениях, которые не соответствуют действительности, но вместе с тем их распространение в какой-то мере ущемляет права и законные интересы гражданина, умаляет его деловую репутацию. В этих случаях гражданин имеет право не на опровержение, а на ответ, который должен быть помещен в тех же СМИ. Хотя такой способ защиты, как опубликование ответа, установлен лишь в отношении СМИ, не исключено, что он может быть использован и при распространении сведений иным способом.

Невыполнение названных решений суда карается штрафом в соответствии со ст. 406 ГПК и ст. 206 АПК в размере до 200 установленных законом минимальных размеров оплаты труда.

7. Специальные способы защиты — дача опровержения или ответа применяются независимо от вины лиц, допустивших распространение таких сведений.

Пункт 5 комментируемой статьи подтверждает возможность использования для защиты чести, достоинства и деловой репутации помимо специальных и общие способы защиты. При этом названы наиболее распространенные: возмещение убытков и компенсация морального вреда. Имущественный и неимущественный вред, возникший в результате нарушения чести, достоинства и деловой репутации, подлежит возмещению по нормам, содержащимся в гл. 59 ГК (обязательство вследствие причинения вреда). В соответствии с этими нормами возмещение имущественного вреда (убытков) возможно лишь при виновном распространении сведений (ст. 1064 ГК), а компенсация морального вреда — независимо от вины (ст. 1100 ГК).

В дополнение к названным могут быть использованы и любые другие общие способы защиты (см. коммент. к ст. 12 ГК), в частности пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (изъятие тиража газеты, журнала, книги, запрещение публикации второго издания и т.п.).

8. В п. 6 содержится еще один специальный способ защиты чести, достоинства и деловой репутации граждан при анонимном распространении сведений: признание судом распространенных сведений не соответствующими действительности. В ГПК порядок рассмотрения таких требований не установлен. Очевидно, они должны рассматриваться в порядке особого производства, предусмотренного для установления фактов, имеющих юридическое значение (гл. 26, 27 ГПК). Этот же порядок, очевидно, может быть использован, если распространителя нет (смерть гражданина или ликвидация юридического лица).

К случаям анонимного распространения сведений не относятся публикации в СМИ без указания их автора. В этих случаях всегда есть распространитель, а следовательно, ответственным лицом выступает данное СМИ.

9. В случае нарушения деловой репутации юридического лица оно вправе требовать опровержения распространенных порочащих сведений, замены выданного документа, публикации ответа в СМИ, установления факта несоответствия распространенных сведений действительности и др. Юридическое лицо вправе требовать и возмещения убытков. Что касается морального вреда, то он в соответствии со ст. 151 ГК компенсируется лишь гражданам, поскольку только они могут претерпевать нравственные и физические страдания.

Закон предусматривает право каждого гражданина требовать и от средств массовой информации, и от лица, распространившего не соответствующие действительности и порочащие сведения, в том числе и через суд, опровержение таких сведений. При этом далеко не всегда оскорбительные, унизительные, порочащие честь и доброе имя сведения могут приводить к наказанию тех лиц, от которых они исходят. Итак, в каких случаях честь, достоинство и деловая репутация не подлежат защите, рассказывает адвокат Олег Сухов («Юридический центр адвоката Олега Сухова»).

Факт распространения негативной информации не имел место

Защита чести, достоинства и деловой репутации возможна только при распространении оскорбительной информации через средства массовой информации (телевидение, печать, радио, с использованием иных средств телекоммуникационной связи, а также через публичные выступления, заявления, как в письменной, так и в устной форме, и даже отраженные в служебных записках), в том числе через интернет. При этом честь, достоинство или деловая репутация не подлежат защите, если «неприятная» информация о лице содержится в решениях или приговорах суда, постановлениях следственных органов. 📌 Реклама Отключить

К примеру, если подозреваемый, но считающий себя не виновным, за хулиганство, расцениваемое как неуважительное, хамское приставание к гражданам на улице в извращенной сексуальной форме, основанное на свидетельских показаниях, обратится в суд с требованиями о защите чести и достоинства путем понуждения свидетелей опровергнуть свои показания, подобное требование подозреваемого не будет удовлетворено, даже если обвинение в совершении преступления в последующем будет снято.

Не может подлежать защите честь, достоинство и деловая репутация, которые затрагиваются при обращении граждан в государственные органы власти или органы местного самоуправления, в том числе и в правоохранительные, надзорные органы. И даже если в ходе проведенной проверки порочащие сведения не подтвердятся, это не будет основанием считать виновным лицо, которое о них заявило. Исключением являются только те обращения, которые направлены исключительно на причинение вреда доносимому лицу распространением подобной информации.

📌 Реклама Отключить

Так, если на сайт Прокуратуры РФ поступит жалоба на незаконные действия ТСЖ, с обвинениями в совершении, в том числе уголовных преступлений, то подобное обращение не будет считаться деятельностью по распространению несоответствующей действительности информации, порочащей достоинство и деловую репутацию обвиняемых членов ТСЖ.

Если же на сайт Правительства РФ поступит обращение о том, что работодатель незаконно увольняет своих сотрудников, требует взятки, и такая информация не будет ничем подкреплена, но будет вызвана только желанием отомстить руководству за увольнение, наказания за унижение чести и достоинства не избежать.

Порочащие лицо сведения соответствуют действительности

Не соответствующими действительности сведениями являются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения. Поэтому, если в отношении мошенника будет распространена информация о совершенном им преступлении, которое имело место быть, подобная информация не расценивается, как порочащая честь и достоинство данного нарушителя закона, даже если она ему очень не понравится. 📌 Реклама Отключить

Сведения не являются порочащими честь, достоинство и деловую репутацию

Порочащими, в частности, являются сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина либо юридического лица.

Нельзя привлечь к ответственности за попирание чести и достоинства, деловой репутации, если поводом к такому попиранию послужили оценочные суждения, мнения и убеждения, являющиеся выражением субъективного мнения и взгляда, лица, их распространяющего, и не могут быть проверены на предмет их соответствия действительности.

📌 Реклама Отключить

Так, если сотрудник винно-водочного предприятия всенародно огласит, что, по его мнению, конкурирующий завод коньяка даже в сотой части не может сравниться с уровнем и качеством работы предприятия по изготовлению водки, что завод, выпускающий водку, в сто раз лучше справляется со своими обязанностями, чем коньячный завод, то если подобная информация не будет соответствовать действительности, оглашенное мнение сотрудника должно расцениваться лишь как его субъективное отношение к работе двух заводов, и потому не может квалифицироваться как порочащее деловую репутацию коньячного завода.

Защита чести, достоинства и деловой репутации – очень важный институт цивилизованного общества, при отсутствии которого невозможно считать народ культурным, образованным и уважаемым. При стремительном развитии интернета, открытых и доступных многих иных источников средств массовой информации, институт гарантии защиты чести, достоинства и деловой репутации является, пожалуй, наиважнейшим.

13.1. Понятия чести, достоинства и деловой репутации

Честь — это социально значимая положительная оценка моральных и иных черт и свойств, облика гражданина, позитивно определяющих его положение в обществе. Честь выражает объективно значимое положение лица.

Достоинство — отражение этого положения в сознании личности, т.е.

самооценка личности, основанная на его оценке обществом.

Деловая репутация — приобретенная кем-либо, физическим или юридическим лицом, общественная оценка, создавшееся общее мнение о качествах, достоинствах, недостатках.

Честь, достоинство и деловая репутация гражданина охраняются законом. Уголовно наказуема клевета, т.е. распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию (ст. 129 УК РФ). ГК РФ охраняет честь, достоинство и деловую репутацию лица и в тех случаях, когда распространивший о нем порочащие сведения добросовестно заблуждался, т.е. полагал, что эти сведения соответствуют действительности: в ст. 152 не сказано, что необходимым условием ответственности распространявшего порочащие сведения является его вина.

При наличии умышленной вины лица, распространившего порочащие сведения, потерпевший вправе возбудить уголовное дело о клевете либо предъявить иск о защите чести и достоинства в порядке гражданского судопроизводства.

Но возможны случаи, когда осуждение лица, виновного в клевете, не обеспечивает полного удовлетворения интересов потерпевшего, например тогда, когда клеветнические сведения были распространены в печати. Поэтому потерпевший при наличии такой ситуации вправе использовать для защиты чести и достоинства одновременно нормы уголовного и гражданского права. Не препятствует предъявлению иска отказ в возбуждении уголовного дела в отношении лица, распространившего порочащие сведения, или вынесение оправдательного приговора по ст. 129 УК РФ. Таким образом, гражданское законодательство и практика его применения расширяет охрану чести и достоинства лица.

УК РФ защищает от клеветы только гражданина. ГК РФ предоставляет гражданско-правовую защиту чести и достоинства как гражданину, так и организации (государственной, кооперативной и т.д.). Стороной в гражданском процессе может быть не всякая организация, а только являющаяся юридическим лицом. Поэтому, если организация, о которой распространены не соответствующие действительности порочащие сведения, не является юридическим лицом, иск в защиту ее деловой репутации может быть предъявлен юридическим лицом, в составе или в подразделении которой находится названная организация.

Порочащими являются сведения, умаляющие честь и достоинство гражданина в общественном мнении или мнении отдельных граждан с точки зрения соблюдения законов, правил общежития и морали. Поэтому не может быть признано порочащим честь и достоинство распространение сведений об отсутствии или наличии у кого-либо тех или иных черт характера, склонностей, не нарушающих указанные нормы и принципы (например, раздражительность, необщительность, отсутствие интереса к литературе, музыке, театру, спорту и т.д.).

Если порочащие сведения распространены о недееспособном лице, иск об опровержении этих сведений вправе предъявить его законный представитель.

Такой иск может быть предъявлен после смерти лица, чья честь была опорочена, другими заинтересованными лицам, прежде всего членами его семьи.

Под распространением сведений, порочащих честь и достоинство, понимается не только опубликование их в печати, сообщение по радио, телевидению, других видах средств массовой информации, но и изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение виной, в том числе устной форме, неопределенному кругу лиц или хотя бы одному лицу.

Ответчиком по иску является лицо, распространившее порочащие сведения: гражданин или несколько граждан. Но если эти сведения были распространены в печати, соответчиками будут как гражданин, от которого исходили сведения (автор), так и орган печати, их опубликовавший.

При удовлетворении иска суд обязан указать в своем решении способ опровержения порочащих сведений (сообщение в печати, по радио, замена документа, содержащего порочащие сведения, и т.п.), а при необходимости также текст опровержения и срок, в течение которого оно должно последовать.

При разрешении споров о защите чести, достоинства и деловой репутации суд руководствуется не только нормами российского законодательства (ст. 152 ГК РФ), но и в силу ст. 1 Федерального закона от 30.03.1998 N 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней»*(38) учитывает правовую позицию Европейского суда по правам человека, выраженную в его постановлениях и касающуюся вопросов толкования и применения данной Конвенции*(39) (прежде всего ст. 10), имея при этом в виду, что используемое Европейским судом по правам человека в его постановлениях понятие диффамации тождественно понятию распространения не соответствующих действительности порочащих сведений, содержащемуся в ст. 152 ГК РФ.

Непосредственным исполнителем решения суда может быть только орган печати, а не автор, чье опровержение будет опубликовано лишь в том случае, если судебное решение обяжет к этому орган печати. Если порочащие сведения опубликованы автором под условным именем (псевдонимом) или без обозначения имени автора (анонимно), ответчиком по делу является орган печати — юридическое лицо. Если порочащие сведения распространены в публикуемой типографским путем газете (многотиражке) организации, ответчиком по иску является тот орган, от имени которого выпускается газета.

Не могут быть отнесены к порочащим честь и достоинство сведениям справедливая критика недостатков членов трудовых коллективов и общественных организаций как рядовых работников, так и руководителей на различного рода собраниях, в печати или в иных формах. Однако, если высказанные на собраниях при обсуждении производственных и иных вопросов суждения, равно как и сведения, изложенные в служебных характеристиках, являются не деловыми, а порочащими честь и достоинство работника, они могут быть опровергнуты на основании ст. 152 ГК РФ или (при наличии клеветы) в уголовно-правовом порядке. Надлежащими ответчиками по искам об опровержении порочащих сведений, содержащихся в таких характеристиках, являются лица, их подписавшие, и организации, выдавшие характеристики.

Лицо, о котором распространены порочащие сведения, предъявившее иск в суде, обязано доказать факт распространения о нем этих сведений, но не обязано доказывать, что сведения не соответствуют действительности. Бремя доказывания соответствия действительности порочащих сведений лежит на том, кто их распространил. Но истец не лишен возможности представлять доказательства о несоответствии действительности распространенных о нем порочащих сведений.

На требования об опровержении распространенных порочащих сведений о чести, достоинстве и деловой репутации исковая давность не распространяется.

При неисполнении или ненадлежащем исполнении в установленный срок решения об опровержении сведений, порочащих честь и достоинство истца, суд вправе наложить на нарушителя штраф, взыскиваемый в доход государства. Уплата штрафа не освобождает нарушителя от обязанности выполнить решение об опровержении порочащих истца сведений.

Честь — как понятие государственное и неотъемлемое

Хотелось бы поговорить о понятиях, которых нашему обществу так не хватает, в наше абсурдное и непредсказуемое время. А если конкретно, то о чести. Ведь от того, насколько полно данная черта человеческого образа будет существовать у современных деятелей стоящих у руководства страны, настолько реальным будет и наше будущее.
«Честь – это внутреннее, нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть или по–другому неукоснительное соблюдение человеком профессионального долга и нравственных норм делового общения; достойные уважения и гордости моральные качества, принципы человека».
Честь и достоинство, присущи человеку как существу общественному на протяжении всей истории его существования. Развитие личности невозможно без признания человека высшей социальной ценностью, которая и определяет необходимость сохранения его чести и достоинства. Одним из важнейших признаков и принципов ДЕМОКРАТИИ является уважение к правам, чести и достоинству личности. В то же время развитие человека, строящего свою жизнь на основе высших нравственных ценностей — добра, справедливости, чести, совести, достоинства, возможно лишь в условиях подлинного уважения самой личности, т.е. уважения ее прав, чести, достоинства.
Понятие чести имеет два аспекта: внешний, или, как его иначе называют, объективный, и внутренний, или субъективный. Внешняя сторона понятия чести объективна по содержанию, и представляет собой морально-политическую оценку деятельности и поведения конкретной личности другими людьми, обществом в целом, носит устойчивый характер и касается личности в целом либо отдельных ее сторон. Внешняя оценка чести тесно связана с понятиями «репутация», «доброе имя», «престиж». И если репутация означает общее устойчивое мнение об оценке личности и ее деятельности, преобладающее в определенной общности людей, то престиж является такой же оценкой, но ограниченной пределом более узкого круга людей.
Внутренняя сторона чести связана с внутренним миром человека, его мировоззрением и убеждениями, способностью поступать в соответствии с принятыми в обществе моральными требованиями и нормами, т.е. связана с чувством и осознанием своей моральной ценности и полезности обществу.
Честь и достоинство, являясь нравственными категориями, носят в то же время правовой характер. Они тесно связаны между собой и чаще всего рассматриваются как единая пара категорий в этике и праве. Категории чести и достоинства определяют отношение к человеку как высшей общественной ценности.
Честь и достоинство между собой имеют неразрывную связь в силу того, что в их основе лежит единый критерий нравственности. Чувства чести и достоинства не только переживаются, но и осознаются, поэтому при толковании понятия чести разграничивают чувство чести от сознания собственного достоинства. У человека сознание и чувство чести и достоинства как бы органически слиты воедино, вытекают одно из другого.
Честь и достоинство, в частности, граждан не одинаковы, поскольку не одинаковы их заслуги перед обществом. Содержание чести и достоинства любого человека постоянно обогащается, меняется по мере развития его общественной деятельности.
Воинская честь во все времена составляла важнейшее духовное качество офицера. Воинская честь существенно отличалась от чувства чести и достоинства обычных граждан по причине приближения офицеров к особой когорте – защитников отечества. Понятие чести восходит к истории Российской империи, когда офицеры представляли собой особое сословие и являлись носителями воинской чести. Неукоснительно следовать девизу «Жизнь — Отечеству, честь — никому!» — являлось основным нравственным принципом в офицерской среде. Традиционно связанные со служением в армии представления о чести, достоинстве, благородстве обеспечивали высокий престиж офицера в русском обществе. Лучшие многовековые традиции русского воинства, их уникальные духовные ценности, единое мировоззрение офицерской корпорации нашли свое отражение в «Кодексе Чести русского офицера», который вырабатывался на протяжении 3-х столетий и являлся по сути дела сводом моральных и этических норм. Воинская честь в Кодексе определялась как «внутреннее достоинство, верность, доблесть, благородство души, чистая совесть, почет и уважение».
В дореволюционной России, да и в советской то же, чувство собственного достоинства воспитывалось с детства и затем шлифовалось в школах, в кадетских училищах, военных гимназиях, а позже в академиях.
Известный военный писатель и публицист XIX в., генерал-майор М.С. Галкин в частности отмечал: «Честь — святыня офицера, она высшее благо, которое он обязан хранить и держать в чистоте. Честь — его награда в счастье и утешение в горе… Честь не терпит и не выносит никакого пятна»
Одним из принципов офицерской идеологии было убеждение, что высокое положение офицера в обществе обязывает его быть образцом высоких нравственных качеств. Кадровый военный при любых обстоятельствах должен был сохранять свое личное достоинство как составляющую достоинства своего звания.
Основными атрибутами чести и достоинства являются :
• Внутреннее чувство благородства, на котором зиждилось представление офицера о своем положении в обществе. Благородство состоит в способности жертвовать личными интересами в пользу других, великодушии, неспособности унижаться и унижать окружающих.
• Русский офицер всегда и во всем обязан был представлять собой образец честности и порядочности. Фраза «даю слово офицера» считалось сильнейшим моральным обязательством, и нарушить данное слово — значило раз и навсегда погубить свою репутацию.
• Честь офицера — это, в том числе, и здоровое чувство честолюбия. Честолюбие в воинской среде проявляется в стремлении к уважению, почету, почестям, наградам и славе. «Доблестное честолюбие», гордость за свою профессию рассматривалось как одно из самых важных качеств офицера. Петр I, Екатерина II, все русские полководцы ставили честолюбие на одно из первых мест среди воинских добродетелей. Они понимали, что чувство здорового честолюбия имеет большое значение в период военных действий, когда каждый рассчитывает, что его геройский поступок будет замечен и должным образом оценен.
• С понятием офицерской чести неразрывно была связана неприкосновенность личности офицера.
• Преданность войсковому товариществу в русской армии дореволюционной России являлась неотъемлемым слагаемым офицерской чести. Под товариществом понимается не попустительство, круговая порука и укрывательство, а высокая требовательность друг к другу, основанная на доверии, порядочности и взаимовыручке. В русской армии всегда признавали, что офицерский корпус — «особое воинское братство, сплоченное общими интересами и духовными ценностями, единым мировоззрением и доктриной, вековыми традициями, корпоративной солидарностью и этикой». Офицерству было свойственно родственность по духу, глубоко дружественное единение на основе ратного труда, взаимного доверия и уважения, взаимовыручки и солидарности. Военное братство поддерживалось сознанием своего правого дела и славы русского оружия. Кодекс чести призывал крепить офицерское братство, проявлять взаимопомощь и взаимовыручку, удерживать сотоварищей от дурных поступков.
• Воинская честь состояла, прежде всего, в верности и преданности, строжайшем исполнении долга. Чувство долга считалось величайшей добродетелью в глазах государства. Известный военный историк И. Ильин, рассуждая о рыцарских и дворянских традициях в мировой истории, в частности говорил по этому поводу: «Истинною и живою опорою государства и государственной власти всегда были те люди, те слои, те группы, которые воспринимали общественное деяние как сверхклассовое служение Родине; которые в этом служении видели долг чести и бремя ответственности; которые стремились именно служить земле, а не властвовать над нею». Долг чести обязывал российского офицера любить Россию, служить Отечеству верой и правдой, неукоснительно следовать девизу «Честь и Родина», сохранять верность присяге, свято чтить боевое знамя воинской части, как символ чести и доблести защитников Родины и напоминание о долге. Исполнение долга для русского офицера зачастую граничило с самопожертвованием.
Даже в наши дни настоящий офицер, давший присягу своей Родине ( Союзу Советский Социалистических Республик) , не сочтет устаревшим «Кодекс Чести русского офицера». Он по-прежнему силен нравственностью, способен побудить любого к размышлению о сути воинской службы, особенностях жизненного выбора.
Очень ярким всплеском все эти качества проявились во время Великой Отечественной Войны. Совесть и долг перед Родиной поднимали людей на великие подвиги. Предательство и трусость пресекались на корню. Герои войны от мала до велика защищали честь страны от фашистов ценой собственных жизней, потому что свято верили, что честь дороже жизни.
Честь и совесть – это состояние души. Оно не врожденное, поэтому взрослые люди должны очень бережно относиться к этим качествам характера. Не допускать никаких сделок с совестью, оправдывая все свои неблаговидные поступки сложившимися обстоятельствами. С детства учить детей быть честными и справедливыми, не бояться всегда иметь свое личное мнение и уметь его отстаивать очень спокойно, но твердо.
Все о чем мы говорили выше, касается тех эпох, которые уже прожиты нами и в какой-то степени нами преданы. На протяжении тысячелетней истории нашего государства честь и достоинство и слава были неотъемлемой частью нашей истории. У русского человека эти качества сформированы с молоком матери. Россия наверное практически единственная страна, где раньше такие понятия возводились и ранжировались на государственном уровне.
Честь, подразумевает право человека оценивать самого себя в рамках самоуважения, защищать свою личность от притеснений со стороны. С древнейших времен, считалось, что человек, вне зависимости от его пола должен обладать честью и никогда не забывать про нее. Честь могла подвигнуть мужчину на подвиг на поле сражения, а женщину на верность своему супругу.
Не в пример нашим коммерческим структурам, купеческая честь и честь промышленников российских , очень дорогого стоила. Слово их данное своим партнерам приравнивалось к письменному договору и было свято и нерушимо.
В современном мире понятия честь и совесть , мы практически потеряли . Сегодня с детства ребенок растет во лжи, лицемерии и хамстве. Эти качества он переносит во двор, на детскую площадку, потом в школу, и уже там их «шлифует» до совершенства. Семья порядочная и не скандальная обычно становится объектом насмешек среди соседей, а ее ребенок – изгоем.
В наше время стало не модно испытывать муки совести, быть преданным другом, или совершать подвиги во имя чего-бы то ни было. Мало кто читает романы позапрошлого века, а уж тем более книги о войне. Школьная программа чаще всего воспринимается учениками поверхностно, без особого интереса и энтузиазма.
Наверное, каждому из нас хотелось бы вместо обидных оскорблений – иметь мировое соглашение. Вместо слез и печали – счастливый детский смех. Все получится, если каждый начнет меняться с себя. Стоит попробовать один раз не ударить слабого, или не соврать родителям, или не предать из-за своей трусости друга, или постоять за честь беззащитной девочки, или просто накормить голодное бездомное животное. И когда хорошие дела будет совершать не стыдно – честь и совесть станут верными спутниками. Другие, более слабые духом люди, будут завидовать вашей внутренней свободе и независимости.
В современном мире имеет место тенденция обесценивания духовных ценностей. Примечательно, что многие люди даже до конца не понимают этого. Раньше для восприятия процесса воспитания нам говорили : «Представьте себе мир без чести и без совести, мир, в котором эти два понятия даже не существуют. Можно с уверенностью сказать, что уровень преступности взлетит до небес, ведь человеку не будет стыдно и совестливо за то, что он убил или украл что-то. Без чести же, люди будут готовы пойти на все ради достижения собственной цели, перепрыгивая через нормы морали и права, будто их и вовсе не существует».
Сегодня представлять этого уже не нужно. Все что представляет собой угрозу для нашего человечества мы уже видим реально, повсюду и каждый день сталкиваемся с отсутствием общепринятых человеческих понятий.
Честь истинно российского человека – неподкупна, а те кто связался с коррупцией, уже показали свое истинное лицо завладев властью, то ли в руководстве страной, то ли в регионах. Основная масса российских руководителей выходцы из силовых и армейских структур, у которых честь должна быть незыблемой , но видя насколько алчность поразила до глубины этих представителей, начинаешь сомневаться в их преданности Родине и Государству. Основным смыслом их существования, стало обладание государственной кормушки, которую они вряд ли отдадут самостоятельно.
Поэтому офицер забывший о своей чести и достоинстве, это такой же предатель интересов страны, как перебежчик на фронте.
Сегодня все граждане Российской Федерации, кто не растерял понятие чести должны сделать выбор с кем они? С народом, с которым вместе нужно строить цивилизованное общество, свободное от паразитов или с либералами, которые в недалеком будущем развалят страну до основания и тогда думать уже будет бесполезно т.к либерал живет только лишь для себя и для обслуживания своей персоны он оставит незначительную часть населения, другая часть ему будет не нужна.
Народу не нужен ни западный капиталист, не внутренний российский, и тот и другой ничего для народа делать не будет.
Американское общество, которое нам представляют в качестве примера образцовой и зажиточной жизни, отнюдь не является таковым.
Поэтому образ жизни скопированный с США или западной Европы для России не приемлем потому, как американская модель существует только как паразит, за счет других развивающихся стран. Именно подрыв их экономики и завладение торгового пространства дает возможность США накапливать свои золотые запасы. Если провести аналогию с Россией, то разница между долларом и рублем практически поработила нашу страну и при таких существенных различиях валют отечественной и американской, российская промышленность никогда не возродится т.к низкая рублевая стоимость нашей продукции при постоянном росте цен на энергоносители и росте цен на зарубежное оборудование, а соответственно и низкие доходы наших предприятий позволят только эксплуатировать нещадно население страны. Привязав рубль к доллару, мы практически за бесценок отдаем сырьевые ресурсы на запад.
В настоящий момент осуществляется экспансия США всей мировой экономики. Таким образом они владеют миром. До недавнего времени Россия была одной из таких бесправных стран – доноров. Американская либеральная верхушка осуществляла планомерный захват нашей страны, причем ближайшая перспектива должна была привести к развалу России и образования на ее территории нескольких отдельных государств.
Слава богу, что страна нашла в себе силы, заявить, что однополярный мир, является фикцией, ведущей к международной экспансии и подавление одной страной США развитие остальных стран. Это своего рода вирус, который активизировался при попадании в тело Земли.
Многополярный мир, о котором заявила Россия, расстроила планы американской военщины, тем самым поставив отношения на уровень деструктивных. Это в свою очередь привело к напряженности во всем мире. Заголосили «забугорные» СМИ, о том, что Россия начала вести захватническую деятельность. Наверное какая- то доля правды в этом есть, что касается российской экспансии, но она возникла в результате роста либеральной активности российского олигархата, в связи с их ограничениями, введенными санкциями, а также искусственного ограничения экономической безопасности страны.
Две мощные державы стоящие на своих принципах хотят они или не хотят все равно будут расширять свои границы влияния потому, как без взаимной торговли и развития промышленности существование таких государств невозможно. Поэтому при этом всегда будут существовать очаги напряженности там, где пересекаются интересы крупных держав. А значит всегда будет и вероятность военного конфликта между ними, не обязательно ядерного и не обязательно прямого конфликта. Договориться они могут только в одном случае, как при воровских сделках – поделив территорию всего мира, но помимо двух крупных держав существуют и другие, а значит такая разборка все равно произойдет.
А теперь мы подходим к самому главному. А нужны ли такие разборки для населения этих стран? Ведь население страдает от этого в первую очередь. Олигархи теряют маленькую толику, а народ практически все, начиная от суверенности и кончая материальным и социальным благополучием.
Революции, не сделают практически никакого качественного изменения в развитии страны, единственно – это уничтожение громадного количества населения ( а это собственно и нужно глобалистам) причем самого преданного и ценного . Следовательно революция должна произойти в умах людей, в переоценке их мировоззрения и поведенческой реакции на выборах, причем на любых выборах и в субъектах в первую очередь потому, как если в законодательных и управленческих структурах субъектов будут сидеть чиновники желающие набить карманы очередными бюджетными «инициативами», то ничего не изменится. Управление должно меняться на инициативных и патриотичных руководителей.
Наверное нет ни одного газетного издания, где бы не критиковался советский строй, а также бывшие руководители Советского Союза, причем все это преподносится в черных тонах и указываются громадные жертвы того времени. Кому это выгодно все понятно, тем кто хочет побольше посидеть у власти и оторвать кусок пожирнее. Если почитать действительно реальную историю, а не выдумки времен перестройки, то все оказывается в основном блефом. Почему то писаки, которые льют грязь, совершенно забыли сколько погибли людей во времена переворота 1991г и далее. Количество, которое сравнимо с ВОВ и даже больше, но об этом они предпочитают молчать.
Ни либеральная капиталистическая демократия, ни социализм в чистом виде в настоящий момент будут неприемлемы среди населения. За двадцать лет народ нашей страны сильно изменился, многие почувствовали себя собственниками и ломать их мировоззрение было бы не только неправильным, но и преступным.
Нужна переходная модель социализма, которая вобрала бы в себя , начальные принципы капитализма ( мелкий и средний бизнес, работающий по услугам и ТНП) и государственный плановый социализм ( сырьевые отрасли, тяжелая и военная промышленность , сбыт энергетических источников по государственным регулированным тарифам ). Данная модель существует у многих капиталистических государств ( Япония, Китай, Франция и пр), у которых ВВП в пределах 15-20%.
Немаловажная деталь в управлении государством, а также законодательных органах не должно быть чиновников связанных с бизнесом и должны жестко пресекаться всякие семейные инициативы в этих направлениях. На должностях должны работать специалисты, а не случайные люди. Государство должно гарантировать стабильность и длительность и неизменность налогового законодательства.
Судебные органы должны избираться как во времена СССР, при наличии двух народных заседателей при судье.
Жестко карать взяточников и воров , а также ввести жесткую ответственность за неисполнение государственных планов.
Для исключения воровства и взяточничества и всяких подковерных интриг установить курс рубля , один рубль к двум долларам или один на один, чтобы не было валютного неравенства. Торговать с нами при таком курсе все равно будут и покупать сырье тоже будут потому, как во- первых Россия слишком большой и выгодный рынок и во- вторых по многим сырьевым позициям альтернативы нет. А значит российская промышленность будет нормально конкурировать с западной. Зато исчезнет такая постоянно зреющая у чиновников мысль, как купить в России подешевле и продать за бугром по дороже и все доказательства либералов о том, что для развития нужно , чтобы рубль был дешевым, является надуманным бредом.
Смысл данной статьи не только в попытке дополнительно прояснить ситуацию в мире, а показать, что дальнейшее развитие нашей страны в том направлении в котором нас пытаются направлять приведет только к исполнению тех планов запада, которые или разорвут страну на части и сделают ее придатком США и других государств и народ при этом не получит ничего или со временем разгорится военный конфликт в который ввергнут население, для защиты либеральной демократии. При современных понятиях чести и совести чиновников, ничего хорошего в перспективе население не ожидает, а только, как сейчас любят говорить «англицкими» терминами – стагнация. Поэтому вопрос чести сегодня должен становиться на приоритетное место при назначении не только управленцев правительства, а также и региональных.
Почему такое стало возможным у нас в России? Каковы причины минимизации категорий чести и совести в наше время? Все очень просто:
• Рост карьеризма.Современный мир – это мир денег и карьерных свершений. Зачастую, чтобы выжить в таких условиях, приходится становиться жестче и циничнее. Фраза «идти по головам» уже давно не воспринимается столь критично, как 50 лет назад. Люди теперь не только идут против совести, нарушая обещания и используя ложь и хитрость как средство борьбы, но и не защищают свою честь. Например, под гнетом начальства большинство младших сотрудников готовы прогнуться и надеть маску лицемерия, потому что иначе они потеряют работу, а, следовательно, им не на что будет кормить семью.
Более того, совестливый человек часто остается без работы и средств к существованию лишь из-за того, что не способен на подлый поступок по отношению к другим людям.
• Влияние современного кинематографа и литературы.Люди давно отошли от классического искусства, искренне полюбив альтернативу как жанр. Во многих современных фильмах герой не обязан быть честным, положительные персонажи давно перестали вызывать любовь зрителя, в моде асоциальность, нигилизм и способность выходить из сложных ситуаций при помощи холодного цинизма и логики. Разумеется, многим хочется походить на любимых героев, брать с них пример, быть эффектнее и интереснее. Часто это ведет к утрированию и ненужной зацикленности на выдуманных идеалах эгоизма. Резкие и сложные отрицательные персонажи создают ложные представления о том, как стоит себя вести. Например, очень умный и интересный сериал «Доктор Хаус» показывает нам персонажа абсолютно циничного и способного обойти стороной любые привычные социальные нормы. В некоторых моментах он все же ведет себя благородно, но его популярность велика не из-за таких «просветов». То же можно сказать о новом фильме «Шерлок Холмс», где социопатичный Шерлок имеет признание и уважение не за идеалы чести, которые он может игнорировать, а за логику и холодный рационализм.
• Семейное неблагополучие.Дети из неблагополучных семей и детских домов растут «по законам улицы», где понятия чести и совести искажены. Дело не в том, что они должны вырасти и стать асоциальными людьми, а в их эмоциональной жесткости. Если такой ребенок смог выбиться, стать обеспеченным человеком, это не значит, что он забыл свое прошлое. У половины таких детей чувство справедливости наоборот будет обостренным, они станут полноценными членами общества, заведут семью и будут рьяно защищать свою честь и ячейки общества, но вторая половина застрянет в яме антиморали, где побеждает сильнейший, а не тот, кто прав.
• Отсутствие должного этического воспитания.Понятие о чести и совести должно прививаться с детства, как часть вопроса о том, что хорошо, а что плохо. В случае пробела в этом разделе последствия будут весьма ощутимы с годами. Например, подросток может увидеть в школе, как обижают малышей дети постарше. При должном воспитании честь не позволит ему остаться в стороне. Как человек чести он обязательно заступится за слабого. Более банальный пример: ребенок потерял какую-то важную вещь. Перед ним стоит выбор: соврать родителям о потере, или сказать правду. Он признается, иначе его замучает совесть.
Все реформы , которые сегодня проводятся в России, обесчесщевают население, понижая его моральный статус и понижают его иммунитет против вредных идеологий.
Честь рождает совесть, а совесть служит соблюдению идеалов чести. При обесценивании этих категорий мир ждет засилье несправедливости и лжи, ведущих к разложению общества. Уже несколько последних лет СМИ говорят об обнищании культуры и ценностей. Это происходит не случайно. Отсутствие работы над собой, самоконтроля, поиск простых решений проблем, неверное воспитание – все это неизбежно ведет к тому, что слова «честь» и «совесть» превращаются для большинства в пустой звук.
Люди не понимают, что рано или поздно, придется задуматься над всеми своими неправильными действиями и глубоко пожалеть о них. Современному поколению либералы предоставляют «великолепный шанс» не пойти по пути своих предков и продолжить развитие обнищания общества. Воспитывая честь и совесть, современное общество может выйти на новый уровень развития без преступности, унижений.
Необходимо помнить, что если человек не уважает самого себя, не борется за свою честь, не поступает по совести, значит, он не уважает и других. Без уважения друг к другу людям тяжело сосуществовать вместе в закрытых пространствах. Асоциальные люди в широких масштабах не могут послужить сырьем для огромного мира, требующего великих дел. То, во что свято верили наши предки, поросло мхом и жаждет восстановления в глазах миллионов социальных единиц. Поэтому необходимо с раннего возраста приучать к осознанию высокой ценности чести и совести растущее поколение. Тогда нас будут окружать только достойные люди, альтруисты, поднимающие жизнь на новый уровень.
Честь и совесть присущи исключительно существу разумному. И если кто-то теряет их в погоне за земными благами, значит не достоин называться человеком.

Диспут: «Честь и достоинство»

Государственное казённое учреждение социального обслуживания

Краснодарского края «Камышеватский социально- реабилитационный центр

для несовершеннолетних»

Диспут:

«Честь и достоинство».

Тема: «Честь и достоинство»
Цель:

— акцентировать внимание детей на собственную личность с целью самопознания и дальнейшего саморазвития.

Задачи:
— воспитывать высокие моральные качества;
— формировать понятие в детях – не только кем быть в жизни, но и каким быть;
— продолжить формирование характера, его положительных черт: каков человек достойный – человек, обладающий высоким чувством долга.

Оборудование:

Форма:

Диспут.

Используемая литература:

Ход:

Оформление доски:
Достоинства есть именно то, что
Больше всего возвышает человека, что
Придает его деятельности, всем его
Стремлениям высшее благородство…

К. Маркс

Не сильные лучшие, а честные. Честь и
Собственное достоинство – сильнее всего.

Ф. М. Достоевский.

Восп:

Друзья мои, есть на свете такое понятие: человеческое достоинство, им, собственно, определяется, чего стоит человек, каков он?

Что значит, достойный человек? Как это понятие трактует старинный словарь Даля.

Достойный, говорится в старинном словаре Даля, это – стоящий, заслуживающий, надлежащий, должный, приличный, сообразный с требованиями правды, чести. Иначе говоря, “достойный уважения”, “стоящий доверия”, “заслуживающий внимания”, “надлежащий – такой, каким должен быть Человек с большой буквы”, “ должный – обладающий высоким чувством долга, соответствующий требованиям своего времени”, “приличный в поведении”, “ сообразный с требованиями правды, чести”, не отступающий от правил правды и чести ни при каких обстоятельствах.

Что такое честь?
Честь — это достойные уважения и гордости моральные качества личности, это доброе имя человека, его незапятнанная репутация и т. п.

Если человек держит своё слово, не предаёт друзей, не изменяет своим моральным принципам, всегда приходит на помощь слабым, то о нём говорят «человек чести».

Эти моральные качества присущи только офицеру или гражданскому человеку?

Какое еще слово также определяет высокие моральные качества?

Достоинство.

Что такое достоинство?

Достоинство — это осознание своих прав, своей моральной ценности и уважение к себе. Достоинство стало правом каждого человека на нравственное уважение. Это означает, что независимо от возраста, пола, национальности, богатства и всего прочего человек достоин уважения за то, что он морален: честно живёт, отличает добро от зла, не совершает безнравственных поступков, способен быть справедливым.

В достоинстве выражено представление людей о равенстве. Задача каждого человека — не унижать достоинство других и не терять собственного.

Достоинство помогает человеку быть уверенным в себе, осознавать собственную ценность. О человеке, который ведёт себя сдержанно, вежливо, спокойно, говорят: «Это достойный человек». Достоинство позволяет избегать взаимных обид.

Честь и достоинство необходимы в те моменты, когда надо выбрать, как поступить. Именно эти качества не дадут человеку совершить безнравственный поступок, помогут избежать вражды, мести и взаимных обид, потому что он уважает и себя и других.

Какие высокие моральные качества человека вы можете назвать?
Мужество, героизм, смелость, выносливость, храбрость, отвага, порядочность, совесть.

Дайте определение слову совесть. Честь и совесть? Что они для человека? Почему именно эти качества являются важнейшими достоинствами человеческой души, почему они составляют главную ценность человеческой жизни? Являются ли они вечными? Или они уже отжили свое? Уместно ли говорить о чести и совести в наше время? Может ли человек прожить жизнь, не испытав мук совести? Эти вопросы вечны, как вечны честь и совесть, как вечна сама жизнь.

«И первый клад мой честь была, » — писал А.С.Пушкин.

Национальная гордость России, великий русский поэт А.С.Пушкин погиб на дуэли, защищая свою честь и честь своей красавицы жены.

Другой выдающийся сын России М.Ю.Лермонтов в стихотворении «Смерть поэта», где каждое слово наполнено болью, писал:

— Погиб поэт — невольник чести —

— Пал, оклеветанный молвой…

Сам Лермонтов тоже был убит на дуэли. Какая горькая утрата для мировой культуры!

Так что же такое честь для каждого из нас?
Честь — моральное или социальное достоинство, то, что вызывает, поддерживает уважение к самому себе или со стороны окружающих.

А совесть?

Совесть — внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за свое поведение.

Вдумайтесь в эти фразы. Что же происходит с тем человеком, который не воспитал в себе чувство нравственной ответственности за свое поведение?

Человек, не сумевший ответить за свое поведение, свои поступки, обязательно совершит безнравственный поступок.

Давайте рассмотрим два примера:

В годы войны генерал Власов попал в плен и… сломался. Он дал согласие сотрудничать с фашистами и для этого организовал армию из пленных. Он предал свою Родину, свой народ, самого себя.

Вы можете привести пример высокой нравственности?

Гордость советской армии генерал Карбышев тоже попал в плен. Допросы, пытки не смогли сломать дух этого человека. И фашисты придумали казнь. Живого генерала в сильный мороз на улице обливали водой до тех пор, пока он не превратился в ледяную глыбу.

Два ярких примера. Первый вызывает отвращение, даже проклятие, а за второго охватывает чувство гордости, восхищения и скорби. Первый проклят давным — давно, а на примере второго воспитывается новое поколение с внутренней красотой

Жили три друга – товарища В маленьком городе Эн
Были три друга – товарища Взяты фашистами в плен.

Стали допрашивать первого, Долго пытали его –
Умер товарищ замученный И не сказал ничего.

Стали второго допрашивать

Пыток не вынес второй –
Умер, ни слова не вымолвив,
Как настоящий герой.

Третий товарищ не вытерпел,

Третий язык развязал.
Не о чем нам разговаривать! –
Он перед смертью сказал.

Их закопали за городом,

Возле разрушенных стен.
Вот как погибли товарищи
В маленьком городе Эн.

В чем заключается внутренняя красота человека?

Внутренняя красота человека заключается в гармонии его мыслей и чувств. Сохранение своего внутреннего богатства, верность своим нравственным позициям и своему мировоззрению и есть главное достоинство человека.

А я хочу добавить. Понятие чести и совести не могут быть применимы к тому, кто поступился своими моральными принципами ради достижения каких — либо целей, кто живёт лишь для удовлетворения своих личных потребностей, не замечая людей вокруг себя, переступая через них.

И так, человек красив своими делами, своими поступкам заслуживающими уважения.

Один философ сказал: «Закон, живущий в нас, называется совестью». И это правило, как таблица умножения, применимо к каждому, будь это ученый, будь это рабочий, будь это врач или учитель, будь это ученик. Самое тяжкое преступление есть нарушения закона совести.
Честь и достоинство — главные качества человеческой души, и тот, кто утратил их, и кто не хочет воспитывать их в себе, превращаются в жестокого человека, не имеющего ни чувств, ни мыслей.

Меня поразил отрывок их воспоминаний. Блокадный Ленинград. Люди мирают от голода. Суточная норма по карточке 125 гр. Хлеба на половину с целлюлозой. Мальчик, получивший хлеб по своей карточке вдруг увидел, что одна женщина, уходя из магазина, уронила свою карточку. Оглянувшись вокруг, украдкой, поднял карточку. И, встав последним в очередь, получил еще порцию хлеба. Окрыленный шел домой, с радостью рассказал об этом случае маме. С нетерпеньем ждал похвалы, но услышал: «Лучше бы ты умер». У вас, конечно, первая реакция- как же так? Как такое могла сказать мать, ведь он принес лишнюю пайку хлеба. Но ведь он принес в дом чужой хлеб. Жестоко? Да. Но эти слова произнесла любящая мать. Даже ребенок должен давать оценку своим поступкам. А может у этой, бедной женщины не было больше карточки, этой маленькой капли жизни. А как бы вы поступили на месте этого мальчика? Да, свои поступки оценивать очень трудно. Но представьте себе, что из этого мальчика, выжившего в такое трудное время, вырос человек с высокими моральными принципами, потому что, он на всю жизнь запомнил, что же такое совесть; запомнил горькие жестокие слова матери. И поступок, совершенный в детстве, был первым и последним безнравственным поступком. Честь и совесть! Достоинство! Нужны ли эти высокие нравственные качества нам сейчас?

И честь, и совесть, и достоинство должны быть в каждом из нас. Именно сейчас надо научиться уважать не свое собственное достоинство, но и человеческое достоинство окружающих нас:
Родных, близких, старших, друзей, одноклассников. И для каждого из нас очень важно сохранить свою честь и достоинство незапятнанной, независимо от условий.

Итог:

Итак, мы подходим к самому главному. Человек с незапятнанной совестью достоин уважения, достоин называться человеком. А кто не может, не имеет морального права называться человеком?

Человеком может называться тот, для кого честь и совесть не пустые слова, кто живёт согласно жизненной морали, кто не ломает душу себе и другим, кто постоянно совершенствует свои жизненные качества, принося их на службу людям.

Запомните святые слова:

— Да, жалок тот, в ком совесть не чиста.

— Те, кто не испытывает стыда, уже не люди.

Какие советы, крылатые фразы вы дали бы себе и друзьям?
— Береги платье снову, а честь смолоду.
-С честью выполняй свой долг.
— Избегай постыдного.
-Совесть — тысяча свидетелей.
-Храни достоинство своё повсюду, человек!
Жалко, когда человек теряет свою истинную собственность — свое человеческое достоинство.

Пусть эти советы войдут в вашу душу. Пусть они учат вас быть людьми с честью и совестью. К какому выводу мы можем подойти, осмыслив истины, примеряя их к себе.

  1. Плохое поведение на уроке, плохая учеба- это наше бесчестие.

  2. Ушли самовольно с урока, не пришли в школу- запятнали свою честь.

  3. Вступили в пререкание с родителями, учителями, проявили хамство- потеряли чувство стыда.

Жить достойно – значит жить по заповедям. Я думаю, как нигде уместны заповеди Иисуса Христа (их 10). Вот некоторые из них, которые отвечают сегодняшней нашей теме:

— Возлюби ближнего как самого себя.

— Почитай отца и мать.

— Не убий.

— Не укради.

— Не лжесвидетельствуй (т.е. говори правду).

— Не возжелай из ближнего своего (т.е. не проси).

— Чти день воскресный.

И позор тому кто лжет, изворачивается, ищет оправдание своим бесчестным поступкам. Вам, нашим наставникам, хочется, чтобы вы вошли в жизнь достойными людьми, чтобы уже сейчас с достоинством несли знание:

Я- ученик школы, и из любых жизненных ситуаций выходили достойно, произнося с гордостью:
— Я – гражданин России, честь имею!

Звучит гимн России (дети поют).


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *