Экологический налог

Экологический налог

Экологический налог: кого и когда обяжут платить

Вопрос о новом экологическом налоге поднимался 31 октября 2018 года на Всероссийском налоговом форуме в Торгово-промышленной палате РФ. По мнению Елены Лебединской, директора Департамента доходов Минфина, ведомство уже несколько лет занимаемся проблемой всех неналоговых платежей, в том числе и тех, которые не связаны с экологией. Цель этой работы — «чтобы все было понятно, предсказуемо и не происходило каких-то неожиданных изменений», создание свода платежей и наведение в них порядка.

Минфин пытался охватить все неналоговые платежи рамочным законом, но ничего из этого не получилось, отметила Елена Лебединская. «Не получилось именно потому, что попытка все охватить единым коротким текстом заведомо не очень эффективная, — добавила она. – Потому что платежей очень много, они разные. Есть группа экологических платежей. Есть еще масса других групп неналоговых платежей, и все они вместе не составляют какую-то однородную сущность».

После этого было принято решение о том, чтобы все-таки выделить те платежи, которые наиболее близки к налогу (то есть у них есть база, ставка и другие признаки налога), и эти платежи кодифицировать в Налоговом кодексе, чтобы все условия были понятны и прозрачны.

К настоящему времени разработан законопроект, который определяет налогоплательщиков экологического налога, объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, порядок исчисления и уплаты налога, сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу, а также дает уточнения по налоговой декларации.

Комментарии Минфина об экологическом налоге

В августе Минфин выпустил Разъяснение от 14.08.2018 «По законопроекту об экологическом налоге». В нем ведомство подчеркнуло, что «не вводит никаких дополнительных экологических платежей». Также в связи с появлением экологического налога не будет увеличена налоговая нагрузка. «При замене экологического сбора на экологический налог его ставка никак не меняется. Также сохраняется возможность уменьшить уплату налога на сумму расходов на действия по снижению ущерба для окружающей среды», — уточняет Минфин.

Предполагается, что инициатива будет только способствовать систематизации подходов к регулированию платежей, которые уплачивает бизнес. Она необходима для того, чтобы сделать процесс более прозрачным и удобным для бизнеса.

Кто налогоплательщик

Новый экологический налог, который планируется ввести с 1 января 2020 года, коснется всех организаций, ИП и физлиц, которые своей деятельностью негативно воздействуют на окружающую среду.

Если говорить об отходах (за исключением твердых коммунальных отходов), то налогоплательщики — организации и физлица, в результате деятельности которых возникают отходы.

Что касаться твердых коммунальных отходов, то налогоплательщики — региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с такими отходами.

Проект федерального закона четко определяет те организации и физлица, которые не являются налогоплательщиками:

  • ведут деятельность исключительно на объектах IV категории. В этом случае у них на руках должно быть свидетельство о постановке на учет, подтверждающее данную категорию.
  • осуществляют деятельность, в результате которой образуются только твердые коммунальные отходы.

Постановка на учет в качестве налогоплательщика экологического налога по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, происходит в течение 30 дней с момента постановки на госучет.

Что считается объектом налогообложения

Некоторые «типы» негативного воздействия на окружающую среду признаются объектом налогообложения, но есть и такие разновидности, которые объектом налогообложения не являются.

Объект налогообложения Не объект налогообложения
негативное воздействие в результате выброса загрязняющих веществ стационарными источниками негативное воздействие, производимое в рамках осуществления деятельности, финансируемой бюджетами всех уровней
негативное воздействие в результате сброса загрязняющих веществ в водные объекты сточных вод размещение отходов на соответствующих объектах, которые не оказывают негативное воздействие (важно подтвердить это)
образование, хранение, захоронение, накопление, размещение отходов производства и потребления каждого класса опасности накопление отходов для утилизации или обезвреживания в течение 11 месяцев со дня их возникновения

Налоговая база и налоговый период

Налоговая база определяется как масса выбросов и сбросов веществ в атмосферный воздух и водные объекты от стационарных источников загрязнения, масса образованных отходов производства и потребления.

Налогоплательщик определяет налоговую базу самостоятельно, на основе данных производственного экологического контроля:

  • для каждого стационарного источника, который использовался в налоговый период;
  • в отношении каждого загрязняющего вещества;
  • для каждого класса опасности отходов производства и потребления.

Расчет ставки производится исходя из 1 тонны загрязняющих веществ (отходов).

За налоговый период принимается календарный год. Налог предлагается сделать авансовым.

В проекте закона сохранился весь объем вычетов из налоговой базы в случае, если плательщик реализовал меры по компенсации негативного воздействия на природу (70 % от исчисленной за налоговый период суммы налога). Кроме того, учитываются повышающие коэффициенты к платежам, если нагрузка организаций превышает объемы, установленные регулятором.

Налоговая декларация: сроки и особенности представления

Налоговая декларация по экологическому налогу отправляется в налоговые органы по месту нахождения налогоплательщика. Представление декларации на бумажном носителе исключается, учитывается только электронный формат и представление документа через оператора электронного документооборота.

Срок — до 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Рассчитывайте плату за негативное воздействие на окружающую среду и экологический сбор с помощью онлайн-сервиса.

Узнать больше

Реакция бизнес-сообщества

Выступая на Всероссийском налоговом форуме, директор Департамента доходов Минфина Елена Лебединская отметила, что на последней встрече рабочей группы по неналоговым платежам обсуждалось в том числе и предложение о переходном периоде в 10 лет в части ответственности бизнеса. По ее словам, с этим предложением всем согласились. «Ни у кого нет желания резко увеличивать ответственности и вводить какие-то репрессивные меры».

Также Лебединская уточнила, что оставшиеся неналоговые платежи Минфин разделил на шесть групп, по ним планируется провести детальный анализ на предмет актуальности и методики регулирования.

Реакцию бизнеса на инициативу Минфина нельзя назвать позитивной. В основном все боятся роста налоговой нагрузки, несмотря на обещания ведомства. Уже известно, что ряд некоммерческих ассоциаций, куда входят крупные производители электроники и бытовой техники, шин и упаковки, направили письмо премьер-министру Дмитрию Медведеву, в котором дали резкую оценку идее о введении экологического налога. Они просят не отменять возможность утилизации отходов самостоятельно, подчеркивая ее эффективность.

Министерство финансов предложило заменить различные экологические платежи, такие как за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), экологические и утилизационные сборы одним единым налогом. Что это будет за налог и как с ним работать?

Определения экологического налога в НК РФ еще нет, однако уже разработан проект, по которому с 2020 г. в России может появиться еще один налог, который будет заменять различные экологические платежи. Сейчас эти платежи и называют экологическим налогом.

По мнению Минфина РФ, данная плата обладает признаками налога и должна быть включена в НК РФ. Отметим, что в ст. 24.5 закона «Об отходах производства и потребления» есть понятие «экологический сбор». Экологический сбор не является налогом, но платежи относятся к доходам федерального бюджета. Данный сбор уплачивают производители или импортеры товаров, которые подлежат утилизации после потери ими необходимых потребительских свойств.

📌 Реклама Отключить

Плательщиками нового налога будут признаваться все, кто осуществляет хозяйственную или иную деятельность, причиняющую вред окружающей среде. Сюда относятся не только юридические, но и физические лица. Освобождать от уплаты налога будут две категории плательщиков:

  1. те плательщики, у которых производство будет признаваться объектом 4 категории, т.е. не наносит или наносит не значительный вред окружающей среды;
  2. те организации, в ходе деятельности которых образуются лишь твердые коммунальные отходы. К ним относят биологический мусор, целлюлозу, отходы от нефтепродуктов.

Ставка экологического сбора считается из средних сумм издержек на сбор, транспортировку, обработку и, конечно, утилизацию изделия или единицы его массы. Налоговой базой может стать масса выбросов и сбросов веществ в атмосферу, водные объекты, массу образованных отходов производства и потребления. Уплаченные платежи, которые поступают от плательщиков экологического сбора направляются на реализацию государственных программ в форме субсидий субъектам РФ на софинансирование экологических программ. На данный момент эти платежи обладают малой эффективностью, из-за чего экологические программы финансируются из других статей бюджета. 📌 Реклама Отключить

Новый налог позволит увеличить поступления в бюджет за счет расчета платежа исходя из необходимых затрат бюджета на охрану окружающей среды. Проект экономического налога предусматривает, что налоговым периодом будет год, так же и отчетным. Подавать декларацию будут по истечении календарного года в ФНС по месту нахождения организации, а уплату не позднее 1 марта следующего года за налоговым периодом.

Так же проект предусматривает возможность уменьшения налога за счет расходов понесенных при проведении мероприятий, которые реально уменьшают негативное воздействие на окружающую среду. Для этого необходимо будет документально подтвердить расходы и эффективность мероприятия, после чего принять налоговый вычет. Величину ставок в первый год планируют установить в сравнении со ставками за негативное воздействие на окружающую среду, однако Министерство финансов сразу оговаривает, что ставки будут впоследствии учитывать инфляцию в стране.

📌 Реклама Отключить

Таким образом, между экономическим налогом и сбором есть следующие различия:

  1. Налог будет регулироваться НК РФ, а сборы общим налоговым законодательством, а также Постановлениями Правительства.
  2. Первое будет относится к доходам бюджета от налогов, а второе является неналоговым сбором.
  3. Поступления средств от налога будет расходоваться на разные цели, а в случае со сбором они использовались в конкретных целях.

Стоит отметить что во многих станах ЕАЭС экономический налог давно существует и является эффективным.

На данный момент экологический налог является лишь проектом и ранее чем с 1 января 2020 г. он не вступит в силу. Однако ввод нового налога позволит увеличить поступления в бюджет РФ за счет улучшения качества администрирования: ведь если экологические платежи станут налогом у организаций появится в первую очередь налоговая, а также административная и уголовная ответственность. В планах правительства поступления от налога будут идти на улучшение экологической ситуации в стране.

📌 Реклама Отключить

Также на данный момент существует проект Министерства природных ресурсов и экологии по повышению ставки экологического сбора. Проект предлагает установить новые ставки с 1 января 2019 г. При этом, если в действующем постановлении ставки сбора установлены для 36 групп товаров, то в новом документе ставки определены для 54 групп товаров и упаковки. Размеры новых ставок установлены в интервале от 3055 до 40 650 руб.

Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер»

Экологический налог в 2019-2020 годах — сроки уплаты, ставки

Что такое экологический налог

Какие налоги можно отнести к экологическим

Как осуществить уплату экологического сбора

По каким основаниям возникает плата за негативное воздействие на окружающую среду

Что такое экологический налог

Чтобы понять, что такое экологический налог, обратимся к расшифровке понятий, составляющих его название. Термин «экология» характеризует в первую очередь взаимоотношения человека (а в нашем случае — еще и организации) и окружающей среды, а понятие «налог», корни которого идут от древнего оброка, определяет некую плату за пользование имущественными объектами.

Таким образом, сущность экологического налога состоит во взимании платы за пользование природными ресурсами и воздействие на окружающую среду. В настоящее время ввиду отсутствия в налоговой системе России такого вида налога это может быть обеспечено неналоговыми методами. Хотя некоторые налоги, отраженные в НК РФ, могут попадать под характеристики, присущие экологическому налогу. Какие это налоги и почему они могут быть отнесены к этой категории, рассмотрим ниже.

Существуют также и неналоговые платежи, которые действующее законодательство требует уплатить в результате нанесения вреда окружающей природе. К ним относятся экологический сбор и плата за негативное воздействие на окружающую среду, которые также можно рассматривать как разновидности экологического налога.

Отметим, что в странах ЕАЭС существует полноценный экологический налог, для которого сформулированы все основные элементы налогообложения.

Подробнее о действующих экологических платежах читайте в этом материале.

Добавим, что скорее всего, экологический налог в полном смысле этого слова скоро появится и у нас в стране. Соответствующие поправки в НК РФ (проект) уже увидели свет.

Какие налоги можно отнести к экологическим

С учетом ранее рассмотренного понятия экологического налога разберемся в перечне налогов, уплата которых возникает в связи с использованием объектов природы:

  • Сбор за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами — необходимость исчисления этого налога представляет собой компенсацию за причиненный природе урон в результате охоты и ловли животных или водных обитателей (например, рыбы или раков), сокращающий их численность.
  • Водный налог — платится за забор воды и использование водных объектов, что также вносит дисбаланс в экологическую обстановку в связи с ограниченностью водных ресурсов.
  • Налог на добычу полезных ископаемых — уплачивается за осуществление добычи природных ресурсов, например, нефти и угля, которые являются исчерпаемыми.
  • Транспортный налог — исчисляется за пользование транспортными средствами, наносящими вред окружающей среде.

О том, что планируется усовершенствовать в транспортном налоге, чтобы повысить его экологическую составляющую, подробно рассказывается .

  • Земельный налог — уплачивается за пользование земельными объектами, на которых расположены различные постройки, наносящие вред поверхностным почвам.

Каждый из вышеуказанных налогов отражает плату за воздействие человека или организации на окружающую среду, которое наносит экологический вред природе, и может косвенно считаться экологическим налогом.

Ставки и сроки уплаты каждого из перечисленных налогов за 2018 год приведены в таблице:

Экологический налог 2017–2018

Ставка налога

Срок уплаты

Сбор за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами

В ст. 333.3 НК РФ указан перечень ставок в рублях за 1 животное или за 1 тонну биологического ресурса

Ст. 333.5 НК РФ:

  • По животному миру: предусмотрен разовый сбор при получении разрешения на добычу. Например, если разрешение получено 06.08.2018, оплату необходимо произвести 06.08.2018.
  • По биологическим ресурсам: разовый платеж при получении разрешения на добычу, затем регулярные ежемесячные платежи до 20 числа каждого месяца. Например, разрешение получено 26.03.2018, оплату нужно совершить 26.03, 20.04, 21.05, 20.06, 20.07, 20.08, 20.09, 22.10, 20.11, 20.12.2018 и т. д. до окончания срока действия такого разрешения.
  • По водным ресурсам, подлежащим изъятию: до 20 числа месяца, следующего за последним месяцем действия разрешения на добычу. Например, если разрешение закончилось 12.11.2018, платеж нужно произвести до 20.12.2018

Водный налог

Ст. 333.12 НК РФ отражает большой список ставок в рублях за 1000 куб. м воды

Ст. 333.12 НК РФ:

  • I кв. — до 20.04.2018;
  • II кв. — 20.07.2018;
  • III кв. — 22.10.2017;
  • IV кв. — 21.01.2019

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Ст. 342 НК РФ, процентная ставка в рублях или за 1 тонну, или за 1000 куб. м добытых ископаемых

Ст. 344 НК РФ:

  • январь — до 26.02.2018;
  • февраль — 26.03.2018;
  • март — 25.04.2018;
  • апрель — 25.05.2018;
  • май — 25.06.2018;
  • июнь — 25.07.2018;
  • июль — 27.08.2018;
  • август — 25.09.2018;
  • сентябрь — 25.10.2018;
  • октябрь — 26.11.2018;
  • ноябрь — 25.12.2018;
  • декабрь — 25.01.2019.

Как уплатить НДПИ в 2018 году, узнайте

Транспортный налог

Ст. 361 НК РФ указывает ставки в рублях на каждую лошадиную силу, значения которых изменяются в зависимости от количества л. с. При этом региональные власти могут максимально увеличить или уменьшить ставки в 10 раз.

Ст. 363 НК РФ:

  • физлица за 2017 год до 03.12.2018;
  • организации — сроки уплаты авансовых платежей и налога указаны в законах субъектов РФ.

Земельный налог

Ст. 394 НК РФ определяет 2 предела ставок: до 0,3% и до 1,5% — в зависимости от категории земель.

Ст. 397 НК РФ:

  • физлица за 2017 год — до 03.12.2018;
  • организации — сроки уплаты авансовых платежей и налога указаны в местных НПА.

Как осуществить уплату экологического сбора

Экологический сбор — это понятие, введенное ст. 24.5 закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ. Обязанность уплаты такого экологического налога возлагается при утилизации продукции, утратившей потребительские свойства, на следующих лиц:

  • производителей;
  • импортеров.

При этом указанный платеж начиная с 2017 года (т. е. с платежа за 2016 год) осуществляется однократно до 15 апреля года, следующего за отчетным (подп. «а» п. 2 постановления Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073).

Контроль за уплатой сбора возложен на Росприроднадзор, а суммы поступают в федеральный бюджет РФ.

О том, как определить значение ставки экологического налога, говорится в статье «Порядок исчисления и уплаты экологического налога».

Расчет такого вида экологического налога производится с учетом отклонений фактического значения от установленных Правительством РФ нормативов.

Отчетность по экологическому сбору так же, как и платеж, является ежегодной и подается в Росприроднадзор в срок, установленный для уплаты сбора (подп. «б» п. 2 постановления Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073).

Форму, которую надо использовать для составления отчета за 2017 год, можно увидеть .

Пример заполнения декларации по экологическому сбору смотрите в данной публикации.

По каким основаниям возникает плата за негативное воздействие на окружающую среду

Другой вид экологического налога, существующий уже много лет, — это плата за негативное воздействие на окружающую среду.

О нормативных документах, отражающих особенности экологического налога, говорится в статье «Порядок исчисления и уплаты экологического налога».

Обязанность его перечисления в бюджет возникает по следующим основаниям:

  • при осуществлении выбросов от стационарных объектов.
  • при организации сбросов загрязняющих веществ.
  • при размещении отходов.

ВАЖНО! В расчете платы не существует такого понятия, как ставка. Так же, как и в экологическом сборе, расчет платежа осуществляется с учетом нормативных значений того или иного воздействия. Нормативы устанавливаются Правительством РФ и корректируются на коэффициенты в зависимости от вида воздействия и территории его возникновения.

Разобраться с нюансами отчетности и перечисления платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) помогут материалы:

  • «Когда платить авансовые платежи за НВОС в 2018 году?»;
  • «Декларация по НВОС в 2018 году — ставки платы».

О повышении с 2019 года ставок платы за НВОС см. .

Важно также обратить внимание на некоторые нюансы исчисления указанного сбора. Например, если отходы размещаются на придворовой территории арендуемого помещения, кто тогда должен платить за загрязнения — арендатор или арендодатель?

Правильный ответ в такой ситуации поможет найти корректно составленный договор аренды: если в нем предусмотрен переход права собственности на отходы арендатору, то плату вносит он. В противном случае плательщиком сбора будет арендодатель как собственник помещения. Именно такие разъяснения дает Росприроднадзор в информации «О порядке внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду», размещенной на сайте этой службы. Отметим, что если у арендодателя заключен договор со специализированной организацией на вывоз мусора, предусматривающий переход права собственности на этот мусор, то ему не придется уплачивать такой экологический налог, т. к. этим займется специализированная организация. Соблюдение правильности исчисления и уплаты указанного платежа осуществляется тем же органом, который контролирует уплату экологического сбора (Росприроднадзором).

По итогам каждого квартала плательщики подают в него расчеты по экологическому налогу за негативное воздействие на окружающую среду и туда же уплачивают платежи по нему. Сроки уплаты этого вида экологического налога за 2018 год приходятся на 20.04, 20.07, 20.10.2018 и 20.01.2019. Перенос срока для этого платежа в связи с выходными днями не действует.

Как Минприроды планирует изменить срок платежей за негативное воздействие на окружающую среду, расскажем в публикации.

Как видим, несмотря на то что экологического налога в настоящее время в нашей стране нет, его функции выполняются другими налоговыми и неналоговыми платежами.

О том, как в РФ решается вопрос платы за соблюдение экологической обстановки, а также об опыте других стран по этому вопросу, вы всегда сможете узнать из материалов нашей рубрики «Экологический налог».

Экологический налог

Экологический налог представляет собой плату субъектов хозяйствования за вредное воздействие на окружающую среду, которое они оказывают при осуществлении хозяйственной деятельности. Налог предназначен для формирования средств на финансирование мероприятий, связанных с поддержанием экологического благополучия в государстве: стимулирование охраны природы потребителями, разработку и внедрение безотходных технологий, утилизацию отходов и т. п. Кроме фискальной функции, экологический налог выполняет и регулирующую функцию – используется в качестве инструмента организации эффективного природопользования, предполагающего минимальное загрязнение окружающей среды. Экологический налог – это республиканский налог, формирующий республиканский и местный бюджеты. Его доля в структуре налоговых доходов Беларуси невелика и за 2014 год составила 0,5 %.

Порядок исчисления и уплаты экологического налога изложен в главе 19 НК РБ. Плательщиками экологического налога признаютсяорганизации и индивидуальные предприниматели.

Не являются плательщиками экологического налога бюджетные организации; плательщики единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции; индивидуальные предприниматели, уплачивающие единый налог; крестьянские (фермерские) хозяйства в течение трех лет со дня их государственной регистрации в части деятельности по производству продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства.

Плательщиками налога за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов признаются собственники отходов производства.

Объектами налогообложения экологическим налогом признаются:

1) выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

2) сброс сточных вод;

3) хранение, захоронение отходов производства;

4) ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции.

Объектами налогообложения экологическим налогом не признаются:

— выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух мобильными источниками (то есть от всех видов транспортных средств, в том числе от отопительного оборудования, установленного на них);

— выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов при суммарных объемах выбросов загрязняющих веществ менее 3 тонн в год;

— сброс сточных вод, отводимых в окружающую среду системой дождевой канализации с территории, на которой они образовались в результате выпадения атмосферных осадков;

— хранение отходов производства на объектах обезвреживания и (или) использования таких отходов, предназначенных к обезвреживанию и (или) использованию, в количестве, соответствующем технологическому регламенту этих объектов;

— захоронение отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, при общем объеме захоронения отходов производства 50 и менее тонн в год;

— транзитная перевозка озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции, через территорию Республики Беларусь.

Следует отметить, что экологическим налогом за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух облагаются только те загрязняющие вещества, которые перечислены в приложении 6 к НК РБ.

Налоговая база экологического налога определяется как фактические объемы:

— выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

— сбросов сточных вод;

— отходов производства, подлежащих хранению, захоронению;

— озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции, заявленных для получения разового разрешения на ввоз на территорию Республики Беларусь и вывоз за ее пределы озоноразрушающих веществ и (или) продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, ограниченных к ввозу на территорию Республики Беларусь по основаниям неэкономического характера, выдаваемого Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Налоговая база определяется плательщиками по каждому объекту налогообложения на основе данных первичного учета.

Ставки экологического налога по объектам налогообложения устанавливаются в размерах согласно приложениям 6 – 8 к НК. Ставка экологического налога за ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ устанавливается в размере 76930 белорусских рублей за 1 килограмм озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции, ввозимых на территорию Республики Беларусь.

К ставкам экологического налога, указанным в приложениях 6 – 8 к НК, применяются следующие коэффициенты:

— за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующиеся при сгорании топлива для удовлетворения теплоэнергетических нужд населения, – 0,27;

— за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, за сброс сточных вод, за хранение, захоронение отходов производства плательщиками, получившими экологический сертификат соответствия, в течение трех лет со дня получения этого сертификата – 0,9.

Льготы по налогу установлены в виде понижения ставок налога (понижающие коэффициенты приведены выше), уменьшения исчисленной суммы налога и освобождения от уплаты налога. Например: освобождаются от уплаты крестьянские (фермерские) хозяйства в течение 3-х лет с момента регистрации. Уменьшение исчисленной суммы налога предусмотрено для плательщиков, направляющих капитальные вложения на строительство, реконструкцию объектов размещения, обезвреживания, использования отходов производства и др. цели защиты окружающей среды. При этом право на уменьшение размера экологического налога возникает у субъекта хозяйствования, начиная с того налогового периода (квартала), в котором осуществлены (оплачены) расходы на финансирование (освоение) капитальных вложений, при условии соответствующего отражения на счетах бухгалтерского учета, но не более исчисленной суммы экологического налога. Сумма освоенных (оплаченных) капитальных вложений, не зачтенная в отчетном налоговом периоде, может учитываться в следующих налоговых периодах, в том числе и в следующем году.

Пример. Организация в апреле 2015 года осуществляет реконструкцию газоочистных установок. В 1 квартале сумма произведенных капитальных вложений составляет 5 000 млн. рублей (оплата произведена во II квартале 2015 года). Сумма произведенных капитальных вложений за II квартал 2015 года составляет 60 000 млн. рублей (в том числе оплаченных – 50 000 млн. рублей). Исчисленная сумма экологического налога за выбросы загрязняющих веществ составляет за II квартал 2015 года 45 000 млн. рублей.

Организация в 1 квартале 2015 года не вправе применить льготу, так как капитальные вложения не оплачены. Можно применить льготу во II квартале 2015 года на сумму 45 000 млн. рублей в пределах исчисленного налога. Льготу по оставшейся части капитальных вложений – 20 000 млн. руб. (65 000 – 45 000) – можно применить после того, как произойдет оплата капитальных вложений и в пределах сумм начисленного налога.

Налоговым периодом экологического налога, за исключением экологического налога за ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции, признается календарный квартал.

Экологический налог за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов исчисляется владельцами объектов захоронения отходов и предъявляется ими собственникам отходов производства дополнительно к тарифам за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов.

Сумма экологического налога исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки.

Плательщики ежеквартально представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом по форме, установленной МНС РБ.

Налоговые декларации (расчеты) за хранение отходов производства на объектах хранения отходов представляются плательщиками – владельцами объектов хранения отходов в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в котором возникло налоговое обязательство по экологическому налогу.

Налоговые декларации за ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ в налоговые органы не представляются.

Уплата экологического налога, за исключением налога за ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, производится ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Уплата экологического налога за ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ производится до осуществления ввоза на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ.

Уплата экологического налога владельцами объектов захоронения отходов производится в размере фактически полученных от собственников отходов производства сумм налога за захоронение отходов производства.

Следует отметить, что нормами НК РБ плательщикам экологического налога предоставлено право применять упрощенный порядок уплаты экологического налога, согласно которому сумма экологического налога может исчисляться ими исходя из установленных годовых объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов сточных вод, указанных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, специальное водопользование, хранение или в комплексных природоохранных разрешениях, и соответствующих ставок налога. При этом плательщики, осуществляющие исчисление и уплату экологического налога в данном порядке, представляют в налоговый орган налоговые декларации (расчеты) в два этапа:

1) не позднее 20 апреля текущего календарного года исходя из установленных годовых объемов. Уплата экологического налога производится по выбору плательщика: один раз в год в размере исчисленной суммы за год не позднее 22 апреля текущего года или ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в размере одной четвертой исчисленной суммы экологического налога;

2) не позднее 20 февраля года, следующего за истекшим годом, на основании фактических годовых объемов выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросов сточных вод, хранения и захоронения отходов. Не позднее 22 февраля года, следующего за истекшим, производится доплата экологического налога. Излишне уплаченные суммы налога подлежат зачету либо возврату плательщикам в порядке, установленном ст. 60 НК РБ.

Суммы экологического налога включаются организациями и индивидуальными предпринимателями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении.

О внесении изменений и дополнений в Часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (глава 31 «Экологический налог»), а также о внесении изменений и дополнений в другие акты законодательства Российской ..

Проект N 252795-3*
___________________________
*Согласно паспорту проекта,
проект внесен на рассмотрение в
Государственную Думу.-
Примечание «КОДЕКС».

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений и дополнений в Часть вторую Налогового кодекса
Российской Федерации (глава 31 «Экологический налог»), а также
о внесении изменений и дополнений в другие акты законодательства
Российской Федерации

1. В подпункте 7 пункта 1 статьи 254 слова «платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду» заменить словами «экологический налог».

2. В пункте 4 статьи 270 слова «и платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду» исключить.

3. Дополнить главой 31 «Экологический налог» следующего содержания:

«Глава 31. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ НАЛОГ
Статья 1. Налогоплательщики

Налогоплательщиками экологического налога (далее в настоящей главе — налог) признаются организации и физические лица, производящие, в результате осуществляемой ими производственной деятельности на территории Российской Федерации, воздействие на окружающую среду, предусмотренное статьей 3 настоящей главы Кодекса (далее в настоящей главе — налогоплательщики).

Статья 2. Объект налогообложения.

1. Объектом налогообложения, если иное не предусмотрено пунктом 5 настоящей статьи, признается воздействие на окружающую среду (далее в настоящей главе — воздействие) в результате:
1) выброса в атмосферный воздух веществ в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи;
2) сброса веществ в водные объекты в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи;
3) образования отходов производства и потребления в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.

2. В целях настоящей главы выбросами в атмосферный воздух веществ признаются выбросы веществ от стационарных источников в атмосферный воздух в соответствии с законодательством Российской Федерации и перечнем, приведенным в статье 4 настоящей главы Кодекса.

3. В целях настоящей главы сбросом веществ в водные объекты в соответствии с законодательством Российской Федерации признается поступление в водные объекты, внутренние морские воды, а также территориальное море Российской Федерации сточных вод, содержащих вещества в соответствии с перечнем, приведенным в статье 5 настоящей главы Кодекса.

4. В целях настоящей главы образованием отходов производства и потребления признается образование в результате производственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей определенных групп отходов, в соответствии с перечнем, приведенным в статье 6 настоящей главы Кодекса.

5. Не признается объектом налогообложения воздействие на окружающую среду, производимое организациями: образования, здравоохранения, культуры, зарегистрированными в установленном законодательством порядке, а также Вооруженных Сил России, в рамках осуществляемой ими деятельности, финансируемой бюджетами всех уровней.

Статья 3. Налоговая база

1. Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении всех видов воздействия отдельно по каждому объекту налогообложения в соответствии со статьей 2 настоящей главы.

2. Налоговая база определяется как:
— масса выбросов в атмосферный воздух веществ от стационарных источников;
— масса сбросов веществ в водные объекты;
— масса фактически образованных отходов производства и потребления за вычетом массы отходов, фактически использованных или направленных на переработку;

3. При определении налоговой базы по каждому виду воздействия, для каждой группы (показателя), в отношении которых установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется отдельно по каждой группе (показателю).

4. Методики определения масс выбросов, сбросов и объемов образования отходов производства и потребления утверждаются Министерством природных ресурсов Российской Федерации.

Статья 4. Порядок определения массы выбросов в атмосферный
воздух веществ от стационарных источников

1. Масса выбросов в атмосферный воздух веществ от стационарных источников определяется как сумма приведенных масс выбросов этих веществ, поступивших в атмосферу в соответствии с перечнем, приведенным в пункте 3 настоящей статьи, как после очистки, так и выброшенных без очистки.

2. Приведенная масса выбросов конкретного вещества определяется как произведение массы выбросов этого вещества (в тоннах) за налоговый период в целом по объектам, производящим выбросы в атмосферный воздух, находящимся на территории конкретного субъекта Российской Федерации, на соответствующий коэффициент приведения этого вещества, учитывающий степень опасности вещества, установленный пунктом 3 настоящей статьи.

3. Коэффициенты приведения, учитывающие степень опасности вещества, устанавливаются в следующих размерах:

Вещество

К-коэффициент приведения

Азота оксиды (в пересчете на азота диоксид)

25,0

Алюминия оксид (в пересчете на алюминий)

100,00

Акролеин

33,0

Аммиак

25,0

Ацетальдегид

100,0

Ацетон

2,9

Бенз(а)пирен

500000,0

Бензин нефтяной (в пересчете на углерод)

0,7

Бензол

10,0

Бутилацетат

10,0

Ванадия пятиокись

500,0

Взвешенные вещества

6,7

Водород хлористый

10,0

Водород цианистый

100,0

Дихлорэтан

1,0

Железа оксид (в пересчете на железо)

25,0

Кадмия оксид (в пересчете на кадмий)

3300,0

Калия хлорид

10,0

Кислота азотная

6,7

Кислота серная

10,0

Ксилол

5,0

Мазутная зола теплоэлектростанций (в пересчете на ванадий)

500,0

Марганец и его соединения (в пересчете на диоксид марганца)

1000,0

Меди оксид (в пересчете на медь)

500,0

Метан

0,02

Метилмеркаптан

10000,0

Мышьяк

330,0

Никель металлический

1000,0

Пыль неорганическая с содержанием SiO2 70-20%

10,0

Пыль неорганическая с содержанием SiO2 ниже 20%

4,7

Пыль неорганическая с содержанием SiO2 выше 70%

20,0

Ртуть металлическая

3300,0

Сажа

20,0

Свинец и его неорганические соединения (в пересчете на свинец)

3300,0

Сероводород

125,0

Сероуглерод

200,0

Серы диоксид

20,0

Стирол

500,0

Толуол

1,7

Углеводороды предельные С12-С19 (в пересчете на суммарный органический углерод)

1,0

Углерода оксид

0,3

Угольная зола

50,0

Фенол

330,0

Формальдегид

330,0

Фториды плохорастворимые

20,0

Фтористые соединения газообразные (в пересчете на фтор)

100,0

Хлор

33,0

Хром шестивалентный (в пересчете на трехокись хрома)

667,0

Этилацетат

10,0

Этилбензол

50,0

4. Масса выбросов в атмосферный воздух веществ от стационарных источников рассчитывается на основании данных учета выбросов в атмосферный воздух веществ в соответствии с утвержденными методиками.

Статья 5. Порядок определения массы сбросов веществ
в водные объекты

1. Масса сбросов веществ в водные объекты определяется как сумма приведенных масс конкретных веществ (показателей), сбрасываемых в водный объект, в целом по объектам, производящим сбросы веществ в водные объекты, находящимся на территории конкретного субъекта Российской Федерации.

2. Приведенная масса конкретного вещества (показателя), сбрасываемого в водные объекты определяется в следующем порядке:
1) Определяется разница между массой конкретного вещества в сбрасываемой воде и массой этого вещества в воде, забранной для использования из того же водного объекта, в забранной питьевой воде или в воде, забранной из иного источника, характеризующейся тем же или лучшим качеством, чем объект-водоприемник;
2) Полученная величина умножается на коэффициент приведения, учитывающий степень опасности вещества (показателя), определенный в пункте 3 настоящей статьи.

3. Коэффициенты приведения, учитывающие степень опасности вещества (показателя) устанавливаются в следующих размерах:

N пп

Наименование вещества (показателя)

Коэффициент приведения

Общая минерализация (только для пресноводных водных объектов

Взвешенные вещества

4.0 — для водных объектов, в которых обитают лососевые и осетровые рыбы;
1,3 — для прочих водных объектов

Токсичность

Химическое потребление кислорода (ХПК) — окисляемость бихроматная

Биохимическое потребление кислорода (БПК-5)

Сероводород

Азот аммонийный

Азот нитритный

Азот нитратный

Фосфор фосфатов

Железо

Кадмий

Медь

Никель

Ртуть

Свинец

Хром III

Хром VI

Цинк

Цианиды

Фториды

Абсорбируемые галогенно-органические соединения (АОХ)

Нефтепродукты

Синтетические поверхностно активные вещества (СПАВ) анионоактивные

Фенолы

Статья 6. Порядок определения массы фактически образованных
отходов производства и потребления

1. Масса фактически образованных отходов производства и потребления определяется как сумма масс фактически образованных отходов по каждой конкретной группе в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи за вычетом масс отходов, фактически использованных в собственном производстве или переданных для использования другим организациям в соответствии с технологическим регламентом.

2. Масса фактически образованных отходов производства и потребления определяется налогоплательщиком по объектам, находящимся на территории конкретного субъекта Российской Федерации, на основании данных журналов учета видов и объемов образовавшихся отходов, а также отходов, переданных на переработку.

3. Отходы производства подразделяются на следующие группы в соответствии со степенью их вредного воздействия на окружающую природную среду:

Группы отходов

Наименование видов отходов

I группа

1. Отработанные растворы, электролиты, шламы и осадки гальванических и травильных производств (содержащие цианиды, соединения меди, хрома, кадмия и других тяжёлых металлов, соляную и другие минеральные кислоты).
2. Ртутьсодержащие отходы.
3. Хлорсодержащие отработанные углеводородные растворители и кубовые остатки, реагенты реактивы, неликвиды, отработанные масла, содержащие полихлорбифенилы.
4. Остатки пестицидов, ядохимикатов, химфармпрепаратов, образовавшиеся в процессе производства и потребления и утратившие свои потребительские свойства. Отнесение к группе отходов производится исходя из результатом регистрационных испытаний.
5. Отработанные нефтепродукты и масла.
6. Отработанные аккумуляторные электролиты.
7. Отработанные углеводородные растворители и кубовые остатки, реагенты, реактивы, неликвиды (содержащие бензол, моноэтаноламин, моносиланы, трихлорсиланы).
8. Золы и пыли газоочистных устройств ТЭЦ и металлургических производств, содержащие тяжёлые металлы.
9. Грунты, загрязнённые бенз(а)пиреном, тяжёлыми металлами.
10. Плавы щелочных и щелочноземельных металлов.
11. Отработанные фильтровальные материалы и фильтрующие загрузки (содержащие медь, хром, кадмий, никель и другие тяжёлые металлы).
12. Отходы производства лакокрасочных материалов, клеёв, неотверждённых полимерных смол, товаров бытовой химии, шламы, содержащие лаки, краски, клеи (содержащие соединения свинца, хрома, цинка, хлорфенолы, хлорбензолы, растворители).

II группа

1. Отработанные растворы, электролиты, шламы и осадки гальванических и травильных производств (не содержащие соединения меди, хрома, соляную кислоту).
2. Нефтесодержащие осадки очистных сооружений поверхностно-ливневых стоков автотранспортных предприятий, автомоек и АЗС, осадки жировых стоков, не обезвреженные осадки очистных сооружений, канализационных и ливневых коллекторов, загрязнённые нефтепродуктами грунты.
3. Промасленные: ветошь, древесные отходы, бумажные отходы.
4. Отработанные фильтрующие загрузки и фильтровальные материалы, содержащие нефтепродукты, фосфор.
5. Отходы лакокрасочных материалов, клеев, неотверждённых полимерных смол, шламы, содержащие лаки, краски, клеи, кровельные материалы, рубероид, битум, асфальтовый лом, крошка.
6. Отработанные растворители и кубовые остатки, реагенты, неликвиды, содержащие бензол, ацетофенон, диоксан, гептан, и другие летучие органические соединения.
7. отходы резины и полимеров загрязнённые нефтепродуктами, лакокрасочными материалами.
8. Отходы черных и цветных металлов, загрязненные нефтепродуктами, лакокрасочными материалами.
9. Золы, в т.ч. древесные и бумажные, золошлаки, отработанные формовочные смеси и горелые земли; шлаки, шламы и пыли газоочистных устройств котлоагрегатов и металлургических производств.
10. Отходы резины, резинотехнических изделий и резинотканых материалов, включая изношенные автопокрышки, отработанные аккумуляторы промытые резиновые.
11. Отработанные сорбенты, глины отбеливающие, ионообменные материалы, сульфоугли, угли активированные, отработанные катализаторы, углесодержащие отходы, отходы графита, сажи.
12. Отходы абразивного инструмента и материалов загрязнённые, пыль абразивная.
13. Кожевенные технологические отходы, мездра, технологические отходы масложировой промышленности.
14. Пыли из вентиляционных систем и циклонов, текстильная, пластмассовая, резиновая, мучная, табачная цементная.
15. Осадки очистных сооружений станций аэрации смешанных сточных вод, необезвреженные осадки пищевых и других производств, осадки от валки шерсти, необезвреженные осадки поверхностно-ливневых стоков промышленных зон.
16. Асбестсодержащие отходы, асбоцементные отходы, отходы шифера, прокладки паронитовые, тормозные накладки, отходы теплоизоляционных материалов.
17. Древесные отходы загрязнённые, отходы бумажные загрязнённые, отходы полимерных материалов загрязнённые, компаунды, стекловолокно, отходы стекла загрязнённого.
18. Ил карбидный.

III группа

1. Технологические отходы стройиндустрии, строительные отходы, в том числе от сноса и реконструкции зданий и сооружений.
2. Огарки электродов, обрезки проводов, кабеля, мелкая невозвратная тара, окалина, сварочный шлак.
3. Технологические отходы пищевой промышленности, швейные, текстильные, галантерейные, суконно-камвольные, кожевенные отходы, отходы от уборки производственных и административных помещений и территорий, собираемые нераздельным способом.
4. Отходы отработанных абразивного инструмента и материалов незагрязненные.
5. Отходы бумажные незагрязнённые (макулатура обработанная и необработанная, ламинированная, фольгированная бумага); древесные отходы незагрязнённые; отработанные аккумуляторы промытые (эбонит, винипласт); незагрязнённые отходы полимерных материалов (термопластов, пенопластов и реактопластов, слоистых пластиков, эбонита), лом полимерных изделий, стружка, обрезь; отходы стекла незагрязнённого.
6. Осадки очистных сооружений исключительно хозяйственно-бытовых сточных вод, станций аэрации, сельскохозяйственных предприятий, за исключением животноводческих и птицеводческих предприятий, пищевых и других производств (грубые фракции, собираемые с решёток); обезвреженные осадки поверхностных и ливневых стоков, незагрязнённые нефтепродуктами; иловый осадок (глинистый грунт).
7. Лом и отходы огнеупоров, кирпича шамотного, керамических изделий.
8. Отработанные фильтрующие загрузки и фильтровальные материалы.

Статья 7. Налоговый период

Налоговым периодом по налогу признается календарный год.

Статья 8. Налоговые ставки

1. Налоговая ставка за выброс в атмосферный воздух веществ от стационарных источников устанавливается в размере 40 рублей за 1 тонну приведенной массы выбросов этих веществ.

2. Налоговая ставка за сброс веществ в водные объекты устанавливается в размере 3400 рублей за 1 тонну приведенной массы сбросов этих веществ.

3. Налоговые ставки за образование отходов производства и потребления устанавливаются (в рублях за тонну образованных отходов) в следующих размерах:

Группа отходов

Ставки налога

15

В случае, если налогоплательщик не ведет раздельного учета образования отходов, сумма налога определяется исходя из максимальной налоговой ставки и единой налоговой базы, определенной по всему объему образования отходов.

Статья 9. Порядок исчисления и уплаты налога.
Авансовые платежи по налогу

1. Сумма налога определяется налогоплательщиком по результатам каждого налогового периода самостоятельно по каждому виду воздействия как произведение налоговой базы на соответствующую налоговую ставку.

2. Общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода и определяется как сумма налога, исчисленная по каждому виду воздействия по объектам, производящим такое воздействие, находящимся на территории конкретного субъекта Российской Федерации.

3. В течение налогового периода в бюджет уплачиваются авансовые платежи. Суммы ежеквартальных авансовых платежей по налогу, подлежащие уплате в бюджет в течение налогового периода, исчисляются как одна четвертая общей суммы налога за предыдущий налоговый период.

4. Разница между общей суммой налога, исчисленной по итогам налогового периода и суммой авансовых платежей по налогу, уплаченных в течение налогового периода, подлежит уплате в бюджет по итогу налогового периода.

Статья 10. Сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу

1. Сумма налога, подлежащая уплате по итогу налогового периода, уплачивается не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

2. Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее последнего дня каждого квартала.

Статья 11. Налоговая декларация

1. Налоговая декларация представляется в сроки, определенные для уплаты налога, по месту нахождения организации, производящей в результате осуществления производственной деятельности, воздействие на окружающую среду.

2. Данные налоговой декларации об объемах произведенного воздействия на окружающую среду перед представлением в налоговые органы должны быть завизированы (подтверждены) территориальным природоохранным органом.

3. Территориальные органы, уполномоченные в области охраны окружающей среды, ежегодно представляют в налоговые органы сведения об объемах воздействия на окружающую среду по тем видам воздействия, по которым налогоплательщик исчисляет налог по перечню, определяемому налоговыми органами.».

Статья 2. Внести в Закон Российской Федерации от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 133) следующие изменения:

1. Статью 16 изложить в следующей редакции:
«Статья 16. Налоги, сборы и платежи при использовании природных ресурсов

1. При использовании природных ресурсов уплачиваются налоги, сборы и другие обязательные платежи, установленные законодательством Российской Федерации.

2. Внесение налогов, сборов и других обязательных платежей не освобождает природопользователя от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды и возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением».

дополнить подпунктом «ы» следующего содержания:
«ы) экологический налог».

Статья 4. Статью 48 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2001, N 33, ст. 3429) дополнить новой частью двенадцатой следующего содержания:
«Сумма экологического налога, подлежащая уплате по итогам налогового периода, а также авансовые платежи по налогу поступают в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации в полном объеме.
Сумма экологического налога, исчисленная налогоплательщиком, производящим в результате осуществления производственной деятельности, воздействие на окружающую среду на территории автономного округа, входящего в состав края (области), и зачисляемая в бюджет субъекта Российской Федерации, распределяется в порядке, установленном соглашением между автономным округом и краем (областью).»

Статья 5. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2003 года, но не ранее, чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Статья 6. Недоимка, пени и штрафы, образовавшиеся на 1 января 2003 года по плате за загрязнение окружающей природной среды зачисляются в доход федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, действующим до введения в действие настоящего Федерального закона.
Статья 7. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Правительству Российской Федерации в течение месяца со дня официального опубликования настоящего Федерального закона установить утвердить конкретные размеры ставок экологического налога.

Президент
Российской Федерации
В.Путин

Текст документа сверен по:
рассылка


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *