Факторы оказывающие влияние на содержание функций государства

Факторы оказывающие влияние на содержание функций государства

Лекция 8. Функции государства.

1. Понятие функций государства. Факторы воздействия на них.

2. Классификация функций государства.

3. Внутренние функции государства.

4. Внешние функции государства.

5. Формы и методы реализации функций государства.

1. Функции государства — это главные социально значимые на­правления его деятельности на конкретно-историческом этапе раз­вития общества. В процессе функционирования государства оказы­вается целенаправленное воздействие на различные сферы жизни, общественные процессы и связи.

Функции государства можно определить как особый механизм государственного воздействия на общест­венные процессы и отношения, определяющий (механизм) глав­ные направления и содержание его деятельности по управлению обществом. Существенными признаками функций государства являются:

1) устойчиво сложившаяся предметная деятельность государст­ва в важнейших сферах жизни общества;

2) непосредственная связь между сущностью государства и его социальным назначением, которая реализуется в функционирова­нии государства;

3) направленность деятельности государства на выполнение крупных задач и достижение целей, встающих на каждом историче­ском этапе;

4) особые формы реализации функций государства (правовые и организационные), обусловленные применением специфических методов управления, в том числе властно-принудительных.

Формирование функций государства происходит в процессе его становления, укрепления и развития. В разное время приоритетное значение приобретают те или иные задачи, цели государства, а следовательно, и различные его функции. На одних этапах центр тяжести перемещается в сферу экономики, поэтому ключевое значение приобретает экономическая функция, на других — в сферу политики, тогда повышенное вни­мание уделяется реализации политической функции государствен­ной власти. Каждая функция имеет определенное содержание, поскольку предполагает деятельность в конкретной области общественной жизни. Содержание функций показывает, что делает государство, чем занимаются его органы, какие вопросы они решают.

Тесная связь функций государства с его сущностью и социаль­ным назначением означает, что в содержании функций любого го­сударства присутствуют как классовые, так и общесоциальные начала. Общесоциальная деятельность обеспечивает определенную сте­пень устойчивости отношений и связей внутри общества, его цело­стность и единение на базе общих интересов. Чем больший удель­ный вес общесоциального начала в функциях государства, тем выше его роль как инструмента преодоления противоречий, средст­ва достижения общего компромисса, стабилизации общественных связей.

Престиж государства, политической власти, их поддержка на­родом непосредственно зависят от демократического содержания функций государства, умения и желания считаться и учитывать в своей деятельности многообразные интересы, опираться на общече­ловеческие ценности. Государство, откровенно попирающее права человека, игнорирующее естественные неотъемлемые права и сво­боды, осуществляющее террор против собственного народа или от­дельных национальных групп, препятствующее контактам между людьми и организациями разных стран, не может считаться циви­лизованным.

На содержание функций государства оказывают большое влия­ние национальные моменты.

Это особенно характерно для много­национальных государств. В таких государствах их функции также имеют определенное национальное содержание, что связано с со­хранением и развитием национальной культуры, национальных традиций, самобытности и др.

Среди факторов, воздействующих на функции государства, велико влияние научно-технического прогресса, оказывающего двойственное воздействие на деятельность государства. С одной стороны, государство должно способствовать развитию фундамен­тальной науки, разработке открытий и изобретений, а с другой — законодательно ограничивать негативные последствия от использо­вания научных достижений.

Функции государства зависят и от экологического фактора. Каждое государство обязано обеспечить защиту прав человека на жизнь в благоприятной экологической обстановке.

На функции государства воздействуют также процессы инфор­матизации общества, создание общепланетарного информационно­го пространства. Развитие этих процессов диктуется потребностями формирования свободного общества, участием широкой общественности в управлении делами государства, необходимостью контроля за управляющими и, наконец, законным правом граждан знать, что конкретно делается в мире, в государстве, протестовать против не­законных, несправедливых решений.

На характер и содержание функций государства влияет между­народная обстановка. В последние годы наблюдается усиление влияния межгосударственных отношений, международных органи­заций, международных норм и принципов на внутреннюю жизнь государства. Одновременно достигнут высокий уровень интеграци­онных процессов, что обусловлено большой взаимосвязью и взаи­мозависимостью различных государств.

2. Разнообразные по содержанию функции государства классифи­цированы. Нередко основаниями для классификации избираются: объекты воздействия и сферы государственной деятельности, тер­риториальный ее масштаб; способы государственного воздействия на общественные отношения; содержание функций; сроки (продол­жительность) осуществления; правовые формы, в которые они об­лекаются, и др. К числу основных критериев можно отнести классификацию функций государства по формам деятельности, основанную на принципе разделения властей. Соответственно этому функции подразделяются на законотворческие, управленческие и судебные (правоохранительные). Данная классификация отражает механизм реализации государственной власти.

По продолжительности действия функции государства подраз­деляются на постоянные и временные. Первые выполняются в те­чение длительного времени и чаще всего присущи государству на многих стадиях его существования, вторые — обусловлены специ­фикой общественного развития на определенных этапах и по мере исчезновения такой специфики утрачивают значение. Функции государства по значимости можно делить на главные и производные (вспомогательные). К главным относятся функции, имеющие приоритетное значение на том или ином этапе (экономи­ческая, социальная, экологическая функции). Производные — это функции сопутствующего или обслуживающего характера, напри­мер функция финансового контроля, которая имеет вспомогатель­ную природу по отношению к экономической, социальной функци­ям, а также к функции обеспечения законности и правопорядка.

Общепринятой является классификация функций государства по сферам деятельности: на внутренние и внешние. Внутренние функции характеризуют цели и задачи государства внутри данной страны, а внешние раскрывают специфику его интересов в межго­сударственных отношениях, в международном общении.

Внешние и внутренние функции тесно связаны между собой, действуют в оп­ределенном единстве, дополняя друг друга. Это дало основание не­которым ученым объявить данное деление устаревшим и утвер­ждать, что любому государству присущи общие функции, которые осуществляются как внутри страны, так и за ее пределами. Предла­гается классификация функций государства без их деления на внутренние и внешние. При этом выделяются пять таких общих функций:

экономическая (обеспечение нормального функционирования и развития экономики, в том числе посредством охраны форм собст­венности, организации внешнеэкономических связей и пр.);

политическая, или функция безопасности, которая направлена на обеспечение государственной и общественной безопасности, со­циального и национального согласия, подавления сопротивления противоборствующих социальных сил, охрану суверенитета от внешнего посягательства и т.п.;

социальная — охрана прав и свобод населения или его части, осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержанию необходимого уровня жизни населения, обес­печению надлежащих условий труда, его оплаты, быта и др.;

идеологическая — поддержание определенной идеологии, в том числе религиозной, организация образования, поддержание науки, культуры и др.;

экологическая — охрана окружающей среды.

Однако большинство ученых различают внутренние и внешние функции. При этом к внутренним функциям относят политиче­скую, экономическую, социальную, экологическую, налогообложе­ния и финансового контроля, охраны прав и свобод граждан, обес­печения законности и правопорядка, а к внешним — обеспечение интеграции в мировую экономику, оборону страны, поддержание мирового порядка, сотрудничество с другими странами в различ­ных видах отношений, в том числе в решении глобальных проблем современности. Характеристика каждой из названных функций позволяет рас­крыть содержание деятельности государства на современном этапе развития.

3. Характеризуя политическую функцию, уместно отметить, что все функции государства носят политический харак­тер, однако в сфере политических отношений действует целая систе­ма политических институтов, учреждений, государственных и иных органов, через которые осуществляется непосредственное воздейст­вие государственной власти, в том числе обеспечение народовластия. Со­держание политической функции в демократическом обществе со­ставляет обеспечение народовластия. Это предполагает:

1) реализацию волеизъявления народа в форме законотворчест­ва и в иных государственных решениях;

2) обеспечение государственного суверенитета, определение пра­вового положения конкретных территорий и управление ими;

3) создание условий для самоорганизации и самоуправления народа, для формирования демократического гражданского обще­ства, где народу принадлежат основные прерогативы в управлении собственными делами;

4) официальное представительство общества, поскольку функ­ция обеспечения народовластия означает наличие правовых отно­шений между государством и обществом, зависимость государства от общества и ответственность перед ним;

5) защиту конституционного строя, реализуемую специальны­ми органами (например, Конституционным Судом), а также непо­средственно народом путем осуществления права на противодейст­вие любой попытке насильственного изменения или устранения существующего конституционного строя.

Функция государства в политической сфере имеет своей страте­гической направленностью создание жизнеспособного демократиче­ского общества.

Экономическая функция государства зависит от того, осущест­вляется ли она в условиях распределительной или рыночной эконо­мики. В условиях распределительной экономики, господства госу­дарственной собственности государство монопольно регулирует экономические отношения, непосредственно определяя объемы производства, товарооборота, распределения ресурсов, устанавли­вая строго централизованную систему управления экономикой. При рыночных отношениях вмешательство государства в сферу экономики в известной ме­ре сокращается и сводится главным образом к следующим мерам:

1) выработка экономической политики в масштабе общества;

2) управление предприятиями и организациями, составляющи­ми государственную собственность. Круг этих объектов должен быть ограничен отраслями, имеющими общегосударственное значе­ние, например, ядерная энергетика, деятельность в космосе, обще­государственный транспорт, связь и др.;

3) установление правовых основ рынка и ценовой политики, в частности, стимулирование государственными средствами пред­принимательства и свободного труда, обеспечение равноправия всех форм собственности, правовая защита собственника, принятие мер для пресечения недобросовестной конкуренции (монополиз­ма), охрана прав потребителя от недобросовестного производителя;

4) регулирование внешнеэкономических отношений в целях за­щиты государством своего экономического суверенитета, безопас­ности, стимулирование развития национальной экономики при реа­лизации внешнеторговой и иной деятельности.

Социальная функция государства многообразна по содержа­нию и по объему деятельности. Ее содержание определяется зада­чами государства в социальной сфере и провозглашением многих государств в качестве социальных. Главное назначение этой функ­ции — обеспечение общественного благополучия, т.е. достойной жизни и развития каждого человека, создание равных возможно­стей для всех граждан в достижении такого благополучия. Важную часть социальной функции составляет социальная за­щита тех, кто нуждается в государственной материальной под­держке: безработные, инвалиды, пожилые, многодетные семьи, сироты, дети в неполных семьях, а в условиях межнациональных конфликтов к этой категории добавились беженцы и вынужден­ные переселенцы. В социальной функции наиболее ярко выражено общесоциаль­ное начало — снятие или смягчение социальных противоречий путем использования цивилизованных средств их разрешения; обеспечение человеку надлежащих условий жизни посредством га­рантирования определенного объема благ за счет государства. В реализации социальной функции большое место при­надлежит государственной политике в области образования, куль­туры, здоровья граждан, в жилищной сфере. В указанных облас­тях социальная функция осуществляется в форме государственной поддержки (финансовой, материальной, программной и др.) обра­зовательных, воспитательных, научных учреждений, учреждений культуры.

Экологическая функция тесно примыкает к социальной, по­скольку обусловлена социальной обязанностью государства обеспе­чить экологическое благополучие граждан и экологическую безо­пасность страны. В условиях ухудшения экологической обстановки во всем мире, Ряда экологических катастроф это направление социальной политики государства приобретает самостоятельное значение. Интен­сивная эксплуатация природной среды, нарушение экологических требований, вредные последствия различного рода катастроф тре­буют постоянного вмешательства государства. Оно устанавливает правовой режим природопользования, определяет экологические требования, условия и порядок использования природных ресур­сов, сохранения, восстановления и улучшения качества природной среды, принимает меры при экстремальных экологических ситуа­циях. Право на безопасную (благоприятную) окружающую сре­ду — одно из естественных прав человека.

Важной функцией государства является налогообложение и финансовый контроль. Рыночная экономика использует налоги в качестве инструмента экономической и социальной политики государства. Налоги пред­назначены для: 1) покрытия расходов на содержание государствен­ного аппарата; б) перераспределения доходов среди различных групп и слоев населения; в) обеспечения перспективного экономи­ческого, культурного и иного развития страны; г) обеспечения обо­роноспособности и безопасности страны; д) успешного функциони­рования государства на международной арене. Таким образом, налоговая функция призвана обеспечивать и гарантировать практически все направления деятельности государства. По принципам налогообложения можно судить о природе и социальном назначе­нии государства.

Другой частью данной функции является финансовый кон­троль. Он выступает одним из видов государственного контроля за образованием, распределением и использованием всех ресурсов финансовой системы страны. В эту систему включаются не только государственные финансы, но и рынок ценных бумаг, валютные ценности и др. Финансовый контроль имеет своими задачами проверку финан­совых обязательств перед государством; проверку соблюдения пра­вил финансовых операций; контроль за правильностью использо­вания юридическими лицами находящихся в их распоряжении государственных финансовых ресурсов; предупреждение и устра­нение нарушений финансовой дисциплины и др. От эффективности финансового контроля во многом зависят экономическое благопо­лучие и политическая стабильность страны.

Государство располагает широким кругом субъектов финансо­вого контроля. В России это Счетная палата, Центральный банк, Министерство финансов, Налоговая служба, Государственный та­моженный комитет, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти и др. В контроле могут участвовать и негосударственные аудиторские организации.

Переход к демократическому государству возводит в разряд приоритетных функцию защиты прав и свобод личности, обеспе­чение законности и правопорядка. Обеспечение прав человека и гражданина — главный критерий демократичности государства. Права человека составляют основу политики в отношениях с другими государствами и со всем мировым сообществом. В современных условиях происходят интернационали­зация проблемы прав человека, перерастание ее из внутреннего дела государства в фактор международной политики, признание между­народной юрисдикции по вопросам нарушения прав человека.

Многие государства, в том числе Россия, возвели в ранг консти­туционного принципа уважение прав и свобод человека, а также их защиту и соблюдение. Однако обращает на себя внимание разрыв между некоторыми конституционными положениями и практикой. Выполнение функции защиты прав и свобод человека, обеспече­ние законности и правопорядка осуществляются системой правоох­ранительных органов, среди которых большая роль принадлежит су­дам, органам внутренних дел, государственной безопасности и др.

4. Интеграция в мировое сообщество ряда постсоциалистических государств серьезно изменила их внешнюю политику и побудила к признанию гуманистических и общедемократических норм и принципов в международных отношениях. В частности, провозглаша­ется, что общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры имеют приоритет перед внутри­государственным законом.

Реализация функции интеграции в мировую экономику стала возможной с ослаблением напряженности в отношениях между го­сударствами. Эта функция основывается на признании взаимозави­симости государств в современном мире. Взаимозависимость охва­тывает широкий круг отношений, в том числе производственные, научно-технические, торговые, кредитные, транспортные и др. Экономическая интеграция играет огромную роль в сохранении мирового порядка и в установлении стабильности отношений между государствами. Интеграция базируется на ряде принципов, главные из которых: 1) суверенитет государства над его природными ресур­сами: каждое государство свободно в распоряжении ими; 2) свобода выбора форм интеграционных связей; 3) равенство и взаимовыгод­ное сотрудничество, исключение дискриминационных мер.

Функция обороны основывается в большинстве демократиче­ских государств на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности страны, отвечающего требованиям националь­ной безопасности. Отсюда вытекает, что вооруженные силы нужны государству для реализации двух задач: а) защиты независимости и территориальной целостности государства; б) выполнения меж­дународных обязательств. Это позволяет значительно сократить военные расходы государства, осуществить в больших размерах конверсию оборонной промышленности.

Функция поддержания мирового порядка носит всеохваты­вающий характер и предполагает создание условий для стабильно­го развития международного сообщества в условиях защищенности от внутренних и внешних угроз. Эта функция охватывает, во-пер­вых, деятельность по разоружению, ликвидации ядерного оружия, запрещение его применения; во-вторых, обеспечение сотрудничест­ва государств в таких сферах, как борьба с организованной пре­ступностью, в том числе контрабандой, наркобизнесом, нелегаль­ной миграцией, международным терроризмом; в-третьих, участие мирового сообщества в регулировании межнациональных и меж­конфессиональных конфликтов, поскольку они сопровождаются нарушением прав человека, особенно в отношении национальных и религиозных меньшинств, что требует международного вмешатель­ства; в-четвертых, соблюдение принципа территориальной целост­ности государств и признание нерушимости существующих границ.

Функция сотрудничества с другими государствами в различ­ных сферах, в том числе в решении глобальных проблем, появи­лась в постконфронтационный период отношений между государст­вами. Ее фундамент составляет поиск взаимоприемлемых решений проблем, которые затрагивают интересы каждого народа и челове­чества в целом, не могут быть решены на национальном или регио­нальном уровне и требуют международного реагирования.

Завершая характеристику функций современных государств, следует указать на следующие тенденции в их развитии:

1) расширение функций государств, сферы охвата государст­венным влиянием жизни общества. При этом некоторые функции перерастают внутригосударственную значимость (экологическая, охраны и защиты прав человека) и приобретают одновременно внешние аспекты;

2) кардинальное изменение содержания многих функций, что обусловлено целью формирования новой демократической государ­ственности;

3) утверждение приоритета общесоциального, гуманистическо­го начала в функционировании государства;

4) возрастание национальной и социальной ценности государ­ства, что определяется тем, что оно является источником устойчи­вого правопорядка и безопасности общества, главным защитником прав и свобод человека; выступает арбитром в социальных, в том числе национальных, конфликтах; обладает уникальными средст­вами управления; формирует правовой климат в обществе.

5. Государство осуществляет свои функции в особых формах и по­средством специфических методов. Формы реализации функций государства показывают, какое внешнее выражение приобретает деятельность государства, как она оформлена. Методы представляют собой способы, средства, прие­мы, используемые при функционировании государства. В литературе различаются правовые и организационные формы (проф. М.И. Байтин). Среди правовых обычно называют законодательную (правотворче­скую), управленческую (исполнительную), судебную (правоохрани­тельную) и контрольно-надзорную. Правовые формы связаны с изданием юридических актов; организационные — чаще всего реа­лизуются в пределах уже изданных актов и представляют собой фактические действия, способствующие осуществлению принятых юриди­ческих актов. К организационным формам можно отнести создание конкретных государственных органов, их структурных подразделе­ний, материальное обеспечение их работы, подбор кадров специали­стов, технического обслуживающего персонала, делопроизводство, статистику и др.

Можно назвать следующие укрупненные группы методов, с по­мощью которых государство осуществляет свои функции:

1) метод нормативного правового регулирования, т.е. издание законов, других нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность и общественные отношения;

2) метод принуждения, используемый при нарушении общеобя­зательных государственных предписаний;

3) метод рекомендаций, т.е. ориентация на конкретный вариант поведения или действий, желательных с точки зрения государства, и метод поощрения, побуждающий следовать этому варианту, сти­мулирующий общественно полезную деятельность;

4) метод договорного регулирования, приобретающий в услови­ях демократически устроенного государства универсальное значе­ние, поскольку распространяется на сферу не только частных, но и публичных интересов;

5) методы надзора и контроля. Государство, в частности, лицен­зирует отдельные виды предпринимательской деятельности, а также некоммерческих организаций, стандартизирует продукцию, работы, услуги, выдает сертификаты, удостоверяющие их качество. В выполнении функции охраны прав и свобод личности, обес­печения законности и правопорядка большую роль играет проку­рорский надзор за исполнением действующих законов и других нормативных правовых актов гражданами, государственными орга­нами, должностными лицами, общественными объединениями и всеми субъектами права;

6) метод информационного влияния на общество посредством оповещения населения о принятых государственных решениях, пу­тем ведения идеологической работы, целенаправленного регулиро­вания информационных потоков и т. д.

Возможно выделение и иных, кроме названных, методов осуще­ствления функций государства, но перечисленные являются основ­ными, определяющим образом воздействующими на функциониро­вание государства.

Признаки функций государства

  • в функциях государства отражаются основные цели и задачи, стоящие перед государством;
  • в функциях государства непосредственно выражается и конкретизируется сущность государства, его социальное назначение;
  • выполнение государством своих функций есть решение стоящих перед ним задач по управлению обществом;
  • функции государства носят конкретно-исторический характер и изменяются в процессе развития государства и общества;
  • государство реализует свои функции в присущих только ему специфических формах и посредством характерных только для него методов.

Факторы, влияющие на функции государства

Деление общества на классы. В обществе с ярко выраженной классовой дифференциацией, государство выступает в роли политической организации правящего класса и обслуживает, прежде всего, интересы этих классов и групп, одновременно прибегая к насилию своих классовых противников.

В процессе развития общества взаимоотношения между классами менялись, менялась и социальная политика государства, в результате чего выработалась общесоциальная деятельность государства. В такой деятельности заинтересованы все без исключения классы и группы населения. В сферу общесоциальной деятельности входят национальная безопасность, поддержание общественного правопорядка, борьба с преступностью, борьба со стихийными бедствиями и катастрофами и пр.

Данная деятельность направлена на обеспечение устойчивости социальных отношений и связей внутри общества, на формирование целостного и неделимого коллектива на базе общих ценностей и интересов;

Демократическая составляющая политики государства. Данный фактор определяет степень заинтересованности государства в человеке, в соблюдении его прав и предоставлении ему свобод;

Национальные факторы. Особенно актуальна роль данного фактора в многонациональных странах, к числу которых относится Российская Федерация. В нашем мире практически невозможно встретить мононациональное государство. В связи с этим странам необходимо проводить меры, направленные на согласование национальных интересов, учитывать национальный фактор в реализуемой политике, выявлять источники обострения национальных конфликтов и использовать правовые методы их урегулирования;

Научно-технический прогресс. Данный фактор имеет двойственное воздействие на деятельность государства. С одной стороны, прогресс в науке и технике способствует тому, что государство покровительствует развитию данной сферы. С другой стороны, государство должно сдерживать негативные последствия от использования научных изобретений посредством права. Например, изучение атома способствовало развитию атомной инженерии, но, одновременно, мировое сообщество ограничивает или запрещает создание и применение ядерного оружия;

Экологический фактор. Каждое государство обязано обеспечить защиту прав человека на жизнь в безопасной и благоприятной среде. В развитых странах в условиях научно-технического прогресса вопросы экологии является одними из приоритетных;

Фактор информатизации. Развитие информационных процессов диктует само общество. Человеку необходимо знать о происходящем не только в его стране, но и за ее пределами. В связи с этим государство призвано возможность для реализации свободы информации и ее равную доступность каждому;

Международная обстановка. В последние десятилетия международные связи, международное сотрудничество все больше влияет на политику государств. международный баланс сил, появление новых сверхдержав, международные торговые соглашения, все это не может не отражаться на внутренней и внешней деятельности государства.

Классификация функций государства

По продолжительности действия

  • постоянные функции – функции, которые выполняются в течение длительного времени и осуществляются на всех стадиях развития государства (например, экономическая);
  • временные функции – функции, которые прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, носящей чрезвычайный характер (например, функция оказания помощи региону, пострадавшему в результате какого-либо стихийного бедствия, функция государственного регулирования цен в условиях сложного экономического положения.

По значимости

  • главные функции – функции, имеющие приоритетное значение на том или ином этапе (например, экономическая, социальная, экологическая функции);
  • производные (второстепенные) функции – функции, имеющие вспомогательную природу по отношению к главным (например, функция финансового контроля является вспомогательной по отношению к экономической и социальной функциям).

В зависимости от принципа разделения властей

  • законодательная,
  • исполнительная,
  • судебная,
  • контрольно-надзорная.

По сферам деятельности государства

  • внутренние функции – функции, характеризующие цели и задачи государства внутри страны (политическая, социальная функции, функция налогообложения и пр.);
  • внешние функции – функции, раскрывающие специфику интересов государства на международной арене (поддержание мирового порядка, международное сотрудничество, оборона страны).

Последнюю группу функций государства стоит рассмотреть более подробно, чтобы получить полную и наглядную картину целей, задач и социального назначения государства.

Итак, в деятельности любого государства можно выделит следующие основные внутренние и внешние функции.

Внутренние функции государства

  • экономическая функция обеспечивает нормальное функционирование и развитие экономики, в том числе посредством охраны форм собственности, организации внешнеэкономических связей и т.д.;
  • социальная функция призвана охранять права и свободы населения, осуществлять меры по удовлетворению социальных потребностей людей, поддерживать необходимый уровень жизни населения, обеспечивать надлежащие условия труда, его оплату др.;
  • политическая функция (функция безопасности) состоит в обеспечении государственной и общественной безопасности, социальном и национальном согласии, подавлении сопротивления противоборствующих социальных сил, охране суверенитета страны от внешних посягательств и т.д.;
  • идеологическая функция призвана поддерживать определенную идеологию, в частности религию, образование, науку, культуру и пр.;
  • экологическая функция имеет своей целью охрану окружающей среды, сохранение благоприятных окружающих условий для человека.

Внешние функции государства

  • функция обороны страны связана с необходимостью поддержание независимости государства на международной арене и защиты своих граждан;
  • функция обеспечение мира и поддержания мирового порядка состоит в проведении активных мер по укреплению международного сотрудничества, созданию миротворческих сил, борьбе с международной преступностью и пр.;
  • функция внешних сношений с другими государствами направлена на повышение и укрепление взаимосвязей между государствами в различных сферах общественной деятельности;
  • функция интеграции в мировое экономическое сообщество обеспечивает эффективность экономического взаимодействия государств;
  • функция разрешения глобальных проблем нацелена на разрешение таких общемировых проблем, как демография, энергетика, экология, сырье, посредством заключения мировых соглашений, пактов, договоров о взаимной ответственности государств.

Вывод

Таким образом, функции государства – это главные социально значимые направления его деятельности на конкретно-историческом этапе развития общества.

Выполняя определенные функции, государство посредством проводимых реформ, преобразований, правового регулирования общественных отношений воздействует на состояние общественных процессов, их динамику, направленность. Осуществление конкретных функций может, с одной стороны, стабилизировать развитие общества, оказать созидательное влияние, с другой стороны, усилить его кризисное состояние.

Иными словами, функции государства представляют своего рода механизм воздействия государства на общественные процессы и отношения, определяющий главные направления и содержание его деятельности по управлению обществом.

Функции государства обновлено: 14 февраля, 2020 автором: Научные Статьи.Ру

Административные методы государственного регулирования, их содержание, экономическая целесообразность

Административное регулирование рыночной экономики выражает, в сущности, прямое управление со стороны государства и предусматривает использование системы государственных заказов и контрактов; применение государством санкций и штрафов, лицензий, разрешений, квот; внедрение норм и стандартов, которые регламентируют требования к качеству работ, услуг, продукции, к организации производственных процессов, операций на внутреннем и внешнем рынке и т.п.

Суть административных методов зависит от избранного способа управления субъектами рыночной деятельности. Например, лицензирования вводят с целью регламентировать предпринимательство в тех видах деятельности, которые не может регулировать рынок.

Административное регулирование — это действия администрации государства или региона, направленные на сбалансированность интересов субъектов хозяйствования с помощью нормативных актов, указаний, распоряжений. Администрация — это орган государственной власти на конкретной территории. Она призванная воплощать у жизни законы, постановления и распоряжение, которое сыграют организационную роль и определяют отношения между членами общества. В условиях нынешнего динамизма административный аппарат государственного управления должен оперативно принимать решение, прогнозировать будущее. Опоздание госадминистрации с принятием соответствующих решений делает их ненужными.

В условиях переходной экономики административное регулирование прежде всего нацеленное на создание соответствующих условий для саморегулирования.

Административные средства довольно эффективные, а порой имеют больший перевес сравнительно с другими способами государственного регулирования экономики. Использование административных методов эффективно в ситуациях, если ничем не ограниченная свобода отдельных субъектов предопределяет потери для других субъектов и рыночной экономики в целом.

Административное регулирование целесообразное в случае прямого государственного контроля над монопольными рынками путем государственного регулирования цен.

Административный контроль ведут за экологической безопасностью больших производств, использованием трансфертных платежей и др.

Регулирование экономики административными средствами эффективное и тогда, если направленное на защиту национальных интересов в системе внешнеэкономической деятельности, например, лицензирования экспорта или Государственный контроль по импорту.

При условиях переходного периода от административно-командной системы к рыночному отношению административное регулирование большинство предпринимателей воспринимают как вседозволенность. В результате поднимается сбалансированность развития хозяйств, получаются диспропорции в денежном обращении, разрываются стадии регионального воспроизведения. Уменьшить продолжительность этого периода, в котором, в частности, оказалась Украина, можно внедрением твердой исполнительной власти. Нагроможденный в свое время в административной экономике опыт в деле государственного регулирования с большим эффектом использовали страны рыночной экономики, в частности Франция, Япония и др. По мере стабилизации экономики государственное административное регулирование постепенно превращается в глобальное государственное влияние. Только что тогда, по мере реализации рыночных реформ, следует поэтапно определять границы и для государственного регулирования рыночной экономики.

Власть, используя административные методы регулирования, решает проблемы, которые не по силам рыночные. Речь идет о выполнении перспективных задач развития страны, отдельных его регионов, в том числе формирования целесообразных производственных комплексов по охране и рационального использования естественных ресурсов, организацию рационального использования трудовых ресурсов и т.п. Ведь административное регулирование — это управления объектом на стадии его движения к заданному результату; деятельность правительства относительно выполнения законов и формирования общественной атмосферы, которые бы оказывало содействие эффективному функционированию рыночной экономики, а также созданию условий конкуренции, перераспределения валового национального продукта (ВНП) и национального богатства; корректирование распределения ресурсов с целью усовершенствования общественного производства; стабилизация экономики через широкий контроль за финансовой, кредитно-денежной деятельностью физических и юридических лиц; анализ экономической конъюнктуры; стимулирование производственной активности и т.п.

Государство вмешивается в предпринимательскую деятельность даже при благоприятных условий. Здесь говорится о применении фиксированных цен, о ценовой дискриминации (запрет производителям вводить свою цену на продукцию подобного качества, если это наносит ущерб конкуренции). Такие ограничения определяет государство, а также действие законов о недобросовестной конкуренции, использовании ценовой рекламы и т.п.

В условиях формирования рыночного отношения, экономической свободы нужна разработка действующих механизмов территориальных систем административного регулирование, которые бы обеспечивало сбалансированность интересов субъектов региона и соответствующее регулирование процессов экономически — и социального развития. Ответственность за это положенная на представителей Президента и государственные администрации всех уровней — области, административного района. Прежде всего, о совмещении отраслевого и территориального индикативного (рекомендательного) планирования, объединение региональных интересов с интересами предприятий (объединений) общегосударственного подчинения, которые размещенные на территории региона. При всяческих условиях важную роль в реализации задач регионального административного регулирования сыграет государство. Она должна обеспечить выполнение программы реструктуризации экономики; строительство предприятий, которые завершают технологические циклы, выпускают конечную продукцию. Реализовать такую программу можно как за средство общегосударственного фонда регионального развития, так и через получение государственных заказов.

Механизм административного реформирования внешнеэкономической политики — это воплощения у жизни административными государственными органами мероприятий из формирования внешнеэкономических связей.

В цивилизованных странах регулируют стихию рынка прежде всего через планирование и прогнозирование экономического и социального развития государства. Именно в высокоразвитых странах с рыночной экономикой государство есть принудительной политической организацией, без которой ни рынок сам по себе, ни конкуренция не смогут реализовать экономические реформы.

К административным методам регулирования экономики относятся:

1)запрещение какой-либо деятельности, признание тех или иных товаров и услуг и их компонентов общественно вредными, ненужными, не допускаемыми к применению;

2)разрешение (лицензирование, квотирование и пр.) на ведение многих видов экономической деятельности, на ввоз и вывоз ряда товаров (лекарств, продовольствия);

3)принуждение (проводить природоохранные мероприятия, обеспечивать безопасные условия труда работникам);

4) контроль (над доходами, ценами и пр.).

Эти меры не основываются на экономических интересах и реализующих их стимулах, а опираются на «силу» приказа, государственной власти.

Административные методы регулирования в развитых странах используются в незначительных масштабах. Их сфера ограничивается в основном охраной окружающей среды, созданием условий для поддержки социально слабо защищенных слоев населения, осуществлением внешнеэкономических контактов.

Так, государство принимает решения об установлении импортных или экспортных квот, временном запрете на импорт или экспорт тех или иных товаров (например, в 2006 г. в Россию был запрещен ввоз вин из Грузии и Молдовы, минеральной воды «Боржоми», мяса, поставляемого польскими фирмами, и пр.). Государство обязывает предприятия организовывать на местах производственное обучение, повышать квалификацию персонала, создавать безопасные условия для работников.

§ 4. Инструменты экономической политики государства

Система регулирования экономики
Реализация экономической политики возможна лишь при использовании совокупности мер, инструментов, образующих механизм государственного воздействия на экономику. Для умения рационального их применения требуется знание структуры данных мер. В зависимости от выбранных критериев существует несколько вариантов их классификации. В частности, по способу функционирования различаются методы прямого и косвенного влияния на экономику.
Методы прямого воздействия предполагают такое регулирование со стороны государства, при котором субъекты экономики вынуждены приходить к решениям, основанным не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства.
В качестве примера назовем налоговое законодательство, юридические правила в области амортизационных отчислений, бюджетные процедуры по государственным инвестициям. Прямые методы часто имеют высокую степень эффекта из-за оперативного достижения экономического результата. Однако у них есть серьезный недостаток — создание помех рыночному процессу.
Методы косвенного воздействия проявляются в том, что государство не влияет прямо на принимаемые субъектами экономики решения. Оно создает лишь предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе экономических решений субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям экономической политики.
Преимущества данных методов воздействия на экономику заключаются в том, что они не нарушают рыночной ситуации, не вводят неожиданный дисбаланс в состояние динамического равновесия. Недостатком же является определенный временной лаг, наблюдаемый между принятием государством мер, их восприятием экономикой и полученными изменениями в хозяйственных результатах.
Обратимся теперь к еще одной, весьма важной классификации рассмотренных методов. Критерий подхода — организационно-институциональный. Данный перечень включает: административные, экономические, институциональные методы (рис. 18.5).
Административные меры
Совокупность административных рычагов охватывает те регулирующие действия, которые связаны с обеспечением правовой инфраструктуры. Задача принимаемых мер при этом — в создании наиболее разумных для частного сектора правовых рамочных условий. Их функция — обеспечение стабильной юридической обстановки для деловой жизни, защита конкурирующей среды, сохранение прав собственности и возможностей свободного принятия экономических решений.

Рис. 18.5. Система инструментов экономической политики
Административные меры, в свою очередь, подразделяются на меры запрета, разрешения, принуждения.
Степень активности применения административных мер может быть различной в зависимости от области экономики. Наиболее настойчиво они проявляются сейчас в сфере охраны окружающей среды, а также в области социальной защиты слабо обеспеченных слоев населения.
В российской экономике по отношению к административным методам прослеживается две тенденции:
— в результате обострившегося политического противостояния властных структур эффективность административных мер существенно сократилась;
— наследство эпохи командной экономики привело к известной оскомине по отношению к административным рычагам. Поворот экономики к рыночной системе породил естественное стремление отречься от них. В результате срабатывания эффекта маятника отход получился чрезмерно сильным.
Экономические меры
К экономическим инструментам относят те действия государства, которые имеют не столько предписывающий, сколько воздействующий на определенные аспекты рыночного процесса характер. Речь может идти о методах влияния на совокупный спрос, совокупное предложение, степень централизации капитала, социальные и структурные аспекты экономики. К числу экономических мер относят:
— финансовую (бюджетную, фискальную) политику;
— денежно-кредитную (монетарную) политику;
— программирование;
— прогнозирование.
Понятие «финансовая политика» — емкая категория. В ней можно найти отражение двух подходов. С одной стороны, она представляет собой механизм по реализации целей экономической политики. С другой стороны, осуществление финансовых мер является одним из составных элементов общей экономической политики как таковой.
Категория «денежно-кредитная политика» имеет схожий многоплановый характер. По сравнению с финансовыми мерами денежно-кредитные проявляют больше характер косвенного воздействия. Это обусловлено, например, тем, что финансовую политику проводит в первую очередь Министерство финансов — составное звено правительства. Денежно-кредитная политика реализуется Центральным банком, который, как правило, имеет относительную самостоятельность от законодательной и исполнительной властей.
В условиях сложившейся рыночной экономики принято, как правило, в первую очередь рассматривать возможность денежно-кредитных мер, а затем — финансовых. Это связано с тем, что использование монетарной политики в большей степени отражает типичное соотношение рыночного и государственного начал в экономике. Зрелое народное хозяйство в основном предполагает косвенное воздействие государства на хозяйственные субъекты. Это сохраняет свободу в принятии частных экономических решений.
В условиях же трансформируемой экономики (или в случае кризиса) соотношение методов может быть иным. Финансовый (т.е. прямой) аспект регулирования выдвигается порой на первый план.
Составление программ и прогнозов отражает в основном косвенный вариант государственного регулирования. Программы носят рекомендательный характер для частного сектора. Данный процесс ориентирован в основном на обеспечение деловых кругов важной экономической информацией. В том и другом случае (при составлении программ — в более активной форме) государство косвенно может подсказать, побудить предпринимателей к действиям. Однако решения о них бизнесмены принимают сами.
Институциональные меры
Характеризуя методы государственного воздействия, можно также подчеркнуть их организационно-институциональную форму.
Понятие «институциональность» сравнительно мало используется в отечественном научном обороте. Еще слабее воспринимается оно, к сожалению, экономическим мышлением населения. Между тем, развитие экономики в рыночно-правовом варианте выдвигает необходимость гораздо более активного применения данного термина. Он отражает тот факт, что явления экономической жизни в развитом правовом государстве теряют свой случайный характер. На поверхность экономической действительности как бы накладывается сеть определенных правовых, этических, психологических, организационных норм и обычаев. Сама экономическая политика представляет собой систему организационно-оформленных действий, традиций.
Такие действия, связанные с относительно длительно существующим явлением, создают понятие «институт». По У. Гамильтону, институты — словесный символ для лучшего описания группы общественных обычаев. Они означают преобладающий и постоянный способ мышления или действия, который стал привычкой для какой-либо социальной группы или обычаем для народа. В качестве примера назовем: «институт права», «институт собственности».
Среди вариантов распространения институциональных форм в современных условиях отметим:
— формирование исполнительных структур государственной власти, непосредственная задача которых — практическая реализация целей правительства;
— создание и поддержание объектов государственной собственности, т.е. государственного сектора;
— подготовка экономических программ и экономических прогнозов;
— поддержка исследовательских центров по экономике (имеющих разную форму собственности), институтов экономической информации, торгово-промышленных палат, различных экономических советов и союзов;
— обеспечение функционирования институтов советников, консультантов, экспертных советов по проблемам экономики;
— правовая, информационная поддержка предпринимательских и профессиональных союзов, рациональных форм их взаимодействия;
— соучастие в создании форм экономической интеграции, организация регулярных международных встреч по экономическим вопросам (например представителей группы «семерки»).
Институциональный аспект государственного регулирования в России проявлялся всегда с известной спецификой. Он реализовывался в отечественной практике преимущественно в форме создания большого количества самих учреждений и в меньшей степени — правовых институтов. Достаточно вспомнить, что в условиях СССР действовало около 900 министерств, ведомств, управлений. В настоящий период происходят изменения в прежних акцентах институционального подхода.
Финансовый механизм экономической политики
Финансы — одна из самых сложных категорий в экономической науке. В целом это — совокупность стоимостных потоков, связанных с распределением и использованием денежных ресурсов. В традиционном курсе отечественной экономической науки под «финансами» было принято понимать, скорее, систему производственных отношений, а не само движение средств.

Процесс функционирования финансовой системы для выполнения определенных целей на уровне государства представляет собой финансовую политику. Это понятие многоплановое. Регулирование макроэкономического равновесия, достижение стабилизации с помощью доходов и расходов принято называть «фискальной политикой». Используя финансовые ресурсы, государство участвует также в решении других проблем, например, социально-распределительных. Полный спектр всех задач, выполняемых посредством государственных финансов, образует категорию «финансовой политики» (одним из элементов которой, таким образом, является фискальная политика).
Что же представляют собой государственные расходы? Под этим термином принято понимать затраты государства на приобретение материальных благ и услуг, связанных с удовлетворением общественных потребностей. Основная задача политики расходования средств состоит в воздействии на совокупный спрос. Такое влияние носит достаточно прямой характер.
В экономической теории ставится вопрос: на производство и поставку каких благ должно затрачивать средства государство? Прежде чем ответить, следует еще раз подчеркнуть общественно-политическую идею, на которой базируется экономика. Оптимальное изготовление благ в основном обеспечивает сама рыночная система. И лишь в случае отказа механизма рыночной системы в процесс вмешивается государство. При этом развитие рыночной экономики сформировало следующую закономерность: государство затрачивает средства на создание в основном лишь общественных (публичных) благ (прежде всего социального характера) и устраняет отрицательные внешние эффекты, возникающие при потреблении ряда частных благ (например, осуществляя меры по восстановлению окружающей среды).
Под «государственными доходами» принято понимать текущие денежные и имущественные переводы (трансферт) от частного сектора государству. Передача средств может осуществляться на основе получения встречных услуг или без какого-либо возмещения. Задачи, стоящие перед политикой доходов, можно свести в две группы:
— сбор средств для формирования финансового фонда, с помощью которого можно осуществлять воздействие на макроэкономическое равновесие;
— достижение регулирующего эффекта за счет самой техники изъятия ресурсов (например, манипулирование налоговыми ставками).
Практика развитой рыночной экономики показывает: политика доходов имеет более сильный регулирующий эффект по сравнению с политикой расходов. Объяснение в немалой степени имеет социально-психологический характер. Человек эмоциональнее воспринимает факт изъятия, чем случай недополучения. Кнут весомее пряника!
Формы получения государственных доходов
Существуют разнообразные формы и методы аккумуляции государственных доходов. В самом общем виде сбор финансовых средств принято делить на налоговые и неналоговые доходы. К последним относятся сборы и взносы. Наиболее развитую форму принудительного изъятия средств (без противопоставления встречной услуги) представляют налоги. Это -важнейший источник средств государства. Посредством налогов развитые государства мобилизуют от 18-21% ВВП в Японии и США, до 37% в Швеции и до 50% в Дании.
В целом налоговая система как совокупность форм и методов сбора финансовых средств — сложное явление. В нем заложено глубокое противоречие: с одной стороны, предстоит обеспечить изъятие у субъектов экономики достаточно солидных финансовых ресурсов, а с другой — не допустить при этом снижения их деловой активности. Решение данного парадокса осуществляется за счет разумного компромисса.
Налоговая система достигает рациональности, по мнению немецкого экономиста X. Халлера, в том случае, если соблюдаются следующие условия:
— налогообложение должно быть построено так, чтобы затраты государства на его реализацию были настолько низки, насколько это возможно (ориентация на так называемый «принцип дешевизны обложения»);
— взимание налогов должно предусматривать, чтобы затраты налогоплательщика, связанные с процедурой выплаты, были максимально низки (принцип дешевизны уплаты налогов);
— уплата налогов должна быть как можно менее ощутимым бременем для налогоплательщика с тем, чтобы не ущемлять его экономическую активность (принцип ограничения бремени налогов);
— налогообложение не должно быть помехой ни для «внутренней» рациональной организации производства, ни для его ориентации на структуру потребностей, т.е. «внешней» рациональности;
— процесс получения налогов должен быть организован так, чтобы он в наибольшей степени мог способствовать (через накапливаемые финансовые ресурсы) на реализацию политики конъюнктуры и занятости (конъюнктурная эффективность);
— данный процесс должен влиять на распределение доходов с целью придания ему большей справедливости (эффективность распределения);
— в процессе определения «налоговой платежеспособности» частных лиц и уточнения расчетов с ними следует минимально требовать предъявления сведений, затрагивающих личную жизнь граждан (уважение к частной сфере);
— следует добиваться того, чтобы комбинация налогов образовывала единую систему, в которой каждый налог имеет свою конкретную цель. При этом не следует допускать ни взаимного «перехлеста» налогов, ни наличия «люков» между ними (внутренняя замкнутость).
Стабилизирующая роль налогов
В рыночной экономике налоги автоматически выполняют важную стабилизирующую роль. Согласно определению немецкого экономиста Ф. Ноймарка, понятие «автоматического стабилизатора» (или «встроенной гибкости») представляет собой антициклическую внутреннюю приспособляемость государственного бюджета, проявляющуюся автоматически, без каких-либо мер, и вытекающую из природы определенных доходов или расходов.
Процесс антициклического приспособления налогов состоит в следующем. В случае перегрева конъюнктуры происходит повышение объема национального дохода. При наличии же прогрессивно построенной шкалы налогообложения размеры выплат в бюджет возрастают, что оказывает сдерживающее влияние на дальнейшую экономическую активность. Кроме того, увеличившийся объем государственного бюджета позволяет с помощью средств социальной политики поднять уровень потребления малообеспеченных слоев и тем самым увеличить совокупный спрос, сближая его с возросшим совокупным предложением. В условиях же падения конъюнктуры происходит обратное.
Однако для того, чтобы имел место процесс автоматического приспособления, необходима предпосылка в виде высокой степени реакции налоговой системы на конъюнктуру. Различные налоги обладают разной степенью конъюнктурной эластичности. В свою очередь, это обусловлено методами построения налоговых ставок, самой основой (т.е. объектом обложения), а также техникой взимания налогов.
Повышенными антициклическими свойствами обладают те налоги, которые автоматически следуют за ходом конъюнктуры, благодаря основе, на которой они строятся (доход, оборот, прибыль и т.п.). Поскольку в развитых индустриальных странах сердцевину налоговой системы составляют налоги на доходы, прибыль и оборот, то эти налоговые системы обладают повышенной степенью конъюнктурной эластичности.
В связи со сказанным, в финансовой теории принято использовать показатель эластичности налоговых поступлений. Он рассчитывается как отношение:
процентное (или абсолютное) изменение налоговых поступлений / процентное (или абсолютное) изменение национального дохода *100
В экономике ФРГ, например, степень налогового реагирования составляет 1,5. Это означает, что повышение или понижение национального дохода на 1 % обусловливает рост или сокращение суммы поступлений от налогов в 1,5%.
Общий вывод: степень реакции всей налоговой системы на конъюнктуру зависит от того, какой удельный вес в ней занимают отдельные виды налогов. Считается, что эффективным конъюнктурно-стабилизирующим действием система обладает тогда, когда ее уровень эластичности равен 1. Это происходит в том случае, если в налоговой системе достаточно высоко значение подоходного и корпорационного налогов.
Регулирующие возможности налоговой системы зависят не только от совокупности их видов, но и от рационально найденного уровня ставок обложения. Приведем типичные примеры, характерные для развитых стран (табл. 18.1).
Таблица 18.1 Ставки налогообложения в различных странах ОЭСР и в России (1997 г.,%)

Говоря о влиянии налоговой политики на общеэкономические показатели, следует учитывать один экономический аспект. Речь идет о так называемом «эффекте запаздывания». Это явление выражается в том, что требуется определенное время для того, чтобы вмешательство финансовой политики смогло вызывать ожидаемое изменение в экономике.
На степень регулирующей роли налогов влияет — причем достаточно двойственно — еще одно обстоятельство. В процессе уплаты налогов встречаются случаи ухода субъектов экономики от налогообложения. Недоплата налогов может происходить в двух вариантах: в легальной и нелегальной формах. Легальный вариант предполагает использование налогоплательщиком систем льгот или определенной степени условности нормативных предписаний (реальная жизнь, как известно, всегда сложнее любого предписания, выполненного в виде определенной обобщенной схемы).
Подводя итог характеристике финансового механизма, отметим, что высокая степень встроенной гибкости финансовой системы считается желательной для экономики. Встроенные финансовые стабилизаторы обладают тем позитивным моментом, что делают не столь необходимым точный диагноз и прогноз конъюнктурного положения. Вместе с тем достоинства встроенных стабилизаторов не должны приводить к переоценке их возможностей. Данные стабилизаторы, как правило, смягчают конъюнктурные колебания, но не могут им полностью помешать.
Кредитный механизм экономической политики
В процессе экономического регулирования государство широко использует денежно-кредитные меры. Как и финансовый механизм, они имеют двойственный аспект выражения. С одной стороны, это составная часть всего комплекса экономической политики. Одновременно кредитное регулирование выступает своего рода инструментом государственного вмешательства в экономику.
По своему содержанию кредитная политика — совокупность мероприятий Центрального банка в области денежного обращения и кредита по воздействию на макроэкономический процесс. Цель данных мер выступает как частное преломление общей государственной линии, нацеленной на обеспечение равновесного и устойчивого развития экономики.
Субъектом кредитной политики является Центральный банк (ЦБ). Согласно закону, он выполняет целевые установки правительства, но в то же время не является, как правило, правительственным институтом. ЦБ имеет определенную степень самостоятельности. Такие права даны ему на основе принципа разделения власти. Как показывает опыт западных стран, данный институт, обладающий относительной самостоятельностью, не является безропотным исполнителем воли государства. В условиях сложной экономической ситуации правительство не может требовать от кредитного центра решения своих финансовых проблем за счет выпуска дополнительного количества денежной массы.
Совокупность задач ЦБ в деле реализации экономической политики содержит два направления. Первое — обеспечение национальной экономики полноценной валютной системой. Устойчивая валюта — важнейший элемент инфраструктуры рынка. Второе направление связано с тем, что Центральному банку предписана функция влияния на кредитную деятельность частных деловых (коммерческих) банков в интересах макроэкономической политики. В сфере кредитно-денежного обращения государство проводит свою политику, используя, таким образом, кооперацию с данным соучастником регулирования. Образуется своего рода тандем: «государство — центральный банк». Практика показывает высокую действенность данного сотрудничества.
Сделаем сравнение: в производственной сфере государство не имеет столь действенного рычага влияния. И это не случайно. Данный сектор должен иметь высокую степень свободы и независимости, что требуется самой рыночной природой. Государство ориентируется при этом на косвенные пути воздействия — через кредитно-денежное обращение, являющееся своего рода кровеносной системой экономики.
Инструменты
Оперируя в сфере денежно-кредитного обращения, ЦБ использует целый ряд инструментов. Большинство из них имеет косвенный характер воздействия. В этом — аналогия общим принципам действия государства в экономике. Однако некоторые операции кредитного центра также могут осуществляться более прямым образом (схожий пример — субсидии государства).
В целом структуру принимаемых ЦБ мер можно представить следующей схемой (рис. 18.6).

Рис. 18.6. Кредитная политика Центрального банка
Метод ограничения динамики кредитования заключается в том, что в некоторых странах (в Англии, Франции, Швейцарии, Нидерландах) ЦБ обладает правом ограничивать степень роста кредитных вложений деловых банков в небанковском секторе. С этой целью вводится процентная норма расширения кредитных операций за определенный отрезок времени. Если условия не выполняются, ЦБ применяет санкции: банки могут быть обязаны выплатить штрафные проценты или (как это принято в Швейцарии) перевести на беспроцентный счет ЦБ сумму, равную размеру превышенного кредита.

Учетная (дисконтная) политика относится к давно используемым методам регулирования. ЦБ выступает в роли кредитора по отношению к деловым банкам. Средства предоставляются при условии переучета векселей банков и под залог их ценных бумаг. Такие полученные в центральном кредитном звене средства называются «редисконтными», или «ломбардными», кредитами. На основании закона ЦБ имеет право манипулировать ставкой процента, по которой он выдает банкам кредиты. Возможность установления «цены» кредита выступает как метод влияния на кредитную систему.
Прибегая к такому виду регулирования, как «операции на открытом рынке», ЦБ осуществляет куплю и продажу ценных бумаг (например, на бирже). За счет их продажи банк по сути изымает избыточные балансовые резервы коммерческих банков. В макроэкономическом плане это означает изъятие из оборота определенной массы денежных средств. Покупка Центральным банком ценных бумаг способствует образованию у коммерческих банков дополнительных балансовых резервов. Денежная масса в обращении возрастает. В итоге расширяются возможности для кредитных операций деловых банков.
Политика минимальных резервов обеспечивает обязательное хранение определенных денежных сумм деловых банков на счетах ЦБ. Этим самым банки получают определенный элемент страховки со стороны ЦБ при выполнении своих обязательств. Впервые этот метод был введен в экономике США в 1933 г.
Совокупность регулирующих мер дополняется системой так называемых «добровольных соглашений», заключаемых между ЦБ и деловыми банками. Такие договоры особенно удобны в том случае, когда ЦБ должен принимать оперативные решения, действовать быстро и без особого бюрократизма.
Проблемы практической реализации кредитной политики
Наибольшая эффективность регулирующего действия ЦБ проявляется тогда, когда используется вся совокупность экономических инструментов, причем в целесообразной последовательности. Осуществляя воздействие на макроэкономическое регулирование, ЦБ должен учитывать как взаимосвязи национального хозяйства в рамках мировой экономики (по валютной линии), так и взаимозависимость звеньев национального хозяйства. Речь идет, в частности, о следующих проблемных ситуациях.
1. Учетная политика оказывает влияние не только на банки, но и на другие секторы экономики. Негативное воздействие процентных колебаний проявляется по отношению к тем сферам народного хозяйства, которые обременены долгами. К ним относятся: государственный сектор, капиталоемкие производства (АЭС, ГЭС), железнодорожный транспорт, домовладения, фермерское хозяйство.
2. Процентная политика приводит к растущему ценовому эффекту. Субъекты экономики стремятся уйти из-под влияния растущей учетной ставки путем переложения своих издержек на плечи клиентов (повышая, соответственно, цену своих бумаг). В итоге создается дополнительная трудность для политики государства в области сдерживания инфляции.
В рамках российской экономики, переживающей в настоящее время существенные проблемы с инфляцией, такой побочный эффект особенно болезнен. Частный сектор стремится возложить на покупателя всю дополнительную нагрузку, которая падает на него в результате регулирующих мер. Возможность такой финансовой изворотливости в России выше, поскольку степень насыщенности рынка, конкуренции слабее, чем это имеет место в развитых странах Запада.
3. Административное предписание уровня процента «сверху» не является рыночно-ориентированным действием. Ослабление рыночных основ экономики приводит к нежелательным последствиям. Например, итогом может быть усиление элементов теневой экономики.
Проведение экономического регулирования с помощью финансового или кредитного механизма выдвигает перед экономистами важный вопрос: в какой ситуации является более оптимальным тот или иной вариант? Другая проблема в следующем: какое соотношение финансовых и кредитных мер разумно практиковать в экономике?
Преобладание в ходе регулирования финансовых мер принято называть «кейнсианским» вариантом проведения экономической политики. Больший упор на кредитно-денежный механизм получил в экономической науке название «монетаризма». Практика реализации экономической политики в западных странах показала, что наиболее рациональным является сочетание обоих направлений регулирования. Однако в его рамках всегда прослеживается попеременное колебание в сторону усиления одного или другого метода в зависимости от состояния экономической ситуации

Стимулирование экономики

Стимулирование экономики

(Stimulating the economy)

Финансовые методы стимулирования экономики в условиях рынка

Антиинфляционная политика России как средство стимулирования экономики, повышение конкурентоспособности продукции как средство стимулирования экономики

    Стимулирование экономики – это меры по стимулированию экономического роста страны, с целью обеспечения финансовой устойчивости, сдерживания роста тарифов на продукцию (услуги) естественных монополистов, а также повышения конкурентоспособности продукции как средство стимулирования экономики.

    Во всех общественных системах государство играет весомую экономическую роль, выполняя больший или меньший набор хозяйственных и социальных функций, в том числе и стимулирования экономики.

    Однако существует много других причин, которые вызывают объективную необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику, среди этих причин можно выделить существующие монополиста; наличие многочисленных товаров, которые либо не предлагаются рынком, либо предлагаются в незначительном количестве; наличие внешних эффектов; излишне коммерческое распределение доходов.

    Проблема государственного стимулирования экономики является основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. Необходимость выполнения государством определенных функций в сфере экономики не отрицает никто. Финансовые методы стимулирования экономики предполагают создание государством таких условий, при которых все экономические институты стабильно функционируют и развиваются. В целях реализации данных направлений стимулирующей политики государство разрабатывает и претворяет в жизнь различные программы: антиинфляционную, антимонопольную, содействует развитию предпринимательского сектора, способствует повышению конкурентоспособности отечественной продукции и т.д.

    Антиинфляционная политика Российской Федерации как средство стимулирования экономики.

    В соответствии с планом мер по снижению темпов роста потребительских цен (поручения Правительства России от 15 июня 2005 г. № МФ-П13-29 пр (п.2) и от 30 июня 2005 г. № МФ-П13-3187) разрабатываются следующие антиинфляционные меры:

    1. Сдерживание роста цен на горюче-смазочные нефтепродукты, в том числе за счет снижения налоговой нагрузки и ослабления ее зависимости от динамики мировых цен. Предлагается уточнить порядок установления ставок налога на добычу полезных ископаемых. Министерства экономического развития Российской Федерации Министерству экономического развития совместно с Минпроэнерго Российской Федерации рассматриваются варианты изменения формулы и шкалы исчисления налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

    Предусмотрено сохранение на 2006 год уровня ставок акцизных налогов на моторные топлива и масла, действующих в 2005 году.

    Банк России предлагает повышение ставок экспортных пошлин на бензин и дизтопливо на 10%, но Министерство экономического развития не поддерживает это предложение.

    Принят Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд». В соответствии с законом будет осуществлена компания торговли на бирже нефтепродуктами с внедрением механизма обязательности совершения сделок на бирже для отдельных потребителей, таких как Минобороны Российской Федерации, МВД Российской Федерации, РАО «ЕЭС Российской Федерации», РАО «РЖД», а также закупок для государственных и муниципальных нужд.

    Рост предложения продовольственных товаров:

    В целях совершенствование механизма квотирования импорта мяса и таможенно-тарифного регулирования продовольственной продукции с учетом оценки их влияния на темпы роста потребительских цен (п.5, срок — 4 квартал 2005 г.). Подготовлен проект постановления Правительства России «О регулировании импорта свежей, охлажденной и мороженой говядины, свинины и мяса домашней птицы в 2006-2009 годах», облегчающий рост импорта и обеспечивающий стимулы к расширению отечественного производства. По мнению банка России, необходимо идти на дополнительное снижение пошлин на сверхквотный импорт свинины.

    Разрабатывапошлиномплекс мер по стимулированию производства и реализации отечественной продовольственной продукции (п.6, срок — 4 квартал 2005 г.). В частности приоритетный национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса» направлен на увеличение к 2008 году отечественного производства молока на 4,5%, мяса крупного рогатого скота – на 7 процентов.

    Повышения уровня конкуренции на продовольственных рынках:

    Проведение мероприятий в регионах по увеличению предложения продукции местного производства путем развития местных продовольственных рынков и ярмарок, а также обеспечение равного доступа на них для всех производителей в целях снижения монополизации рынков, устранение межрегиональных барьеров. Во исполнение этого пункта Минсельхозом Российской Федерации совместно с субъектами РФ проведена работа по компании выездных ярмарок, выставок.

    Развитие механизма закупок сельскохозяйственной продукции и продовольствия для нужд предприятий всех уровней бюджетной сферы, (п.8). Для реализации данного направления необходима разработка нормативных актов в соответствии с Федеральным законом № 94-ФЗ от 21 июля 2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд», которым предусматривается возможность проведения совместных биржевых или аукционных торгов части закупок сельхозпродукции.

    Сдерживания роста цен (тарифов) на продукцию естественных монополистов, в том числе для населения:

    Снижение затрат субъектов естественных монополистов на основе анализа их финансовых планов и инвестиционных программ, (пункт 3 плана) – срок разработки 4 квартал 2005 г.). На заседании Правительства России 6 октября 2005 года был рассмотрен подготовленный Минпромэнерго Российской Федерации совместно с Министерство экономического развития России и ФСТ Российской Федерации доклад «Об инвестиционных программах и финансовых планах ОАО РАО «ЕЭС Российской Федерации», ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС» и концерна «Росэнергоатом» (Протокол заседания Правительства России от 6 октября 2005 г. № 39). Подготовлен для рассмотрения на заседании Правительства проект финансового плана и инвестиционной программы ОАО «РЖД» на 2006 год и на период до 2008 года. Вместе с тем предложенные инвестиционные программы естественных монополистов не вскрывают в полной мере резервы снижения расходов.

    Рост регулируемых на федеральном уровне тарифов естественных монополистов в 2006 году не должен превышать предельных параметров, одобренных Правительством России (протокол от 18.08.2005г. N33): на газ природный -11%, в электроэнергетике -7,5%, грузовые железнодорожные перевозки — 7,5%.

    Ограничения роста регулируемых тарифов в сфере жилищно-коммунального хозяйства:

    Разработка регламента процесса установления тарифов на услуги организаций жилищно-коммунального хозяйства и порядка определения предельных параметров повышения регулируемых тарифов на услуги ЖКХ для населения, (пункт 4 плана, законопроект будет принят до конца 2005 года).

    Для ограничения темпов роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги Правительством России принято решение об установлении предельных уровней роста тарифов на услуги организаций жилищно-коммунального хозяйства не выше 15-20% в 2006 году.

    Подготовлены изменения и дополнения в Федеральный закон № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального хозяйства» от 30.12.2004г., регламентирующего данный процесс. Данными изменениями устанавливается, что федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов ежегодно до принятия Государственной Думой Федерального Собрания России в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной бюджетный год устанавливает предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни цен (тарифов) на товары (услуги) организаций коммунального комплекса на основе предельных индексов изменения указанных цен (тарифов) по Российской Федерации, с разбивкой по субъектам России; субъекты России устанавливают на очередной фискальный год до принятия закона субъекта России о бюджете субъекта России предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни цен (тарифов) на товары (услуги) организаций коммунального комплекса и (или) предельные (минимальные и (или) максимальные) индексы изменения указанных цен (тарифов) с разбивкой по муниципальным образованиям. Законодательством будет определен перечень коммунальных услуг, на которые будут устанавливаться предельные тарифы и в 2006 году предполагается определить основные принципы ценообразования на них. Одновременно в регионах рекомендуется усилить контроль за издержками предприятий жилищно-коммунального хозяйства и определением нормативов потребления (предоставления) коммунальных услуг. Дополнительным фактором сдерживания роста тарифов ЖКХ может стать принятие законопроекта «О финансовом оздоровлении предприятий и организаций ЖКХ», в увязке с активизацией процесса реформирования в сфере ЖКХ и усилением начал конкуренции.

    Предлагаются также и дополнительные антиинфляционные меры, среди которых можно выделить следующие:

    1. Обеспечение финансовой устойчивости.

    Правительству России не допустить роста социальных издержек выше, чем предусмотрено в проекте бюджета на 2006 год и перспективном финансовом плане.

    Субъектам бюджетного планирования обеспечить равномерное расходование средств федерального бюджета в течение года.

    По мнению мин фина Российской Федерации и Банка России, необходимо не допустить превышения непроцентных затрат федерального бюджета уровня, определенного в трехлетнем финансовом плане.

    По мнению министерства финансов Российской Федерации и Банка России, нельзя допустить повышения цены отсечения для формирования стабилизационного фонда (выше уровня 27 долл. за барр.) и целесообразно рассмотреть возможность ее снижения. Для увеличения стабилизационного фонда предлагается с 1 января 2007 года зачислять в стабилизационный фонд экспортные пошлины на нефтепродукты и газ. Средства стабилизационного фонда сверх базового объема в период благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры направлять исключительно на досрочное погашепошлинышнего государственного долга.

    По мнению мин фина Российской Федерации и Банка России, в целях снижения притока валюты необходимо ограничить внешние заимствования государственных компаний и предприятий со значительной долей государства, стимулировать замещение их внутренними заимствованиями.

    2. Меры по стимулированию экономического роста

    Министерство экономического развития Российской Федерации, мин фину Российской Федерации и другим федеральным ведомствам подготовить план по реализации комплекса мер, направленных на ускорение экономического роста и увеличение экспорта, подготовленных в соответствии с Поручениями Правительства России от 13 сентября 2005 года № МФ-П13-4598 и 6 октября 2005 г. № МФ-П13-5093.

    Утверждение Среднесрочной программы Правительства России.

    3. Меры по сдерживанию инфляции в краткосрочной перспективе

    Для сдерживания роста цен на ГСМ и продовольственных товаров

    Министерство экономического развития РФ по согласованию с Минфином Российской Федерации Минпромэнерго Российской Федерации внести предложения: по уточнению шкалы ставок налога на добычу полезных ископаемых на нефть, ставкам акцизных сборов и экспортным пошлинам на нефтепродукты.

    Подготовить нормативные акты для фирмы торговли на бирже нефтепродуктами с внедрением механизма обязательности совершения сделок нпошлинамдля отдельных потребителей, таких как Минобороны Российской Федерации, МВД Российской Федерации, РАО «ЕЭС Российской Федерации», РАО «РЖД», а также закупок для государственных и муниципальных нужд.

    Для повышения уровня конкуренции на продовольственных рынках подготовить нормативные акты о перечне товаров, работ и услуг, размещении заказов на поставки, выполнение которых осуществляется путем проведения аукциона.

    Ограничение роста тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства

    Принять изменения и дополнения к Федеральному закону № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального хозяйства» от 30.12.2004г. Определить перечень услуг, на которые устанавливаются предельные тарифы.

    Поручить ФСТ Российской Федерации вместе с субъектами федерации создать механизм мониторинга и контроля за изменением цен и нормативов потребления коммунальных услуг.

    С целью сдерживания роста тарифов на продукцию (услуги) естественных монополистов

    Правительству России рассмотреть программы естественных монополистов по сокращению расходов

    Разработать перечень видов услуг субъектов естественных монополистов, которые оказываются ими по нерегулируемым тарифам. Создать механизм мониторинга, и при необходимости, ограничения роста этих тарифов.

    Проведение консервативной денежной политики

    Банку России ограничить в соответствии с «Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики на 2006 год» и проектом бюджета на 2006 год рост наличных денег в обращении в пределах не выше 20% и повышения реального курса рубля не более 4-4,5 процента. При стабилизации мировых цен на уровне не ниже 45-50 долл. за барр. может стать необходимым более сильное укрепление курса рубля.

    4. Стимулирование спроса на деньги и создание условий для расширения частных инвестиций в финансовые инструменты.

    Банку России, ФСФР Российской Федерации, министерству финансов Российской Федерации и Министерству экономического развития Российской Федерации Министерством эконом необходимо разработать комплекс мер по развитию финансовых институтов и инструментов, обеспечивающих инвестирование средств населения в государственные и корпоративные ценные бумаги (в т.ч. акции компаний с государственным участием). К такого рода мерам можно, в частности, отнести следующие:

    В целях повышения доверия населения к банковской системе необходимо повысить сумму страхового возмещения по вкладам граждан с 100 до 200 тыс. руб.

    Кредитным организациям следует предоставить право определять в договоре банковского вклада различные условия досрочного возврата вклада.

    В целях повышения надежности банковской системы необходимо ускорить подготовку федерального закона «О регистрации уведомления и обеспечении долга и иных обременениях движимого имущества» и закона «О потребительском кредитовании».

    Для развития розничной инфраструктуры финансовых рынков целесообразно осуществить выпуск в обращение государственных ценных бумаг для населения, а также рассмотреть вопрос стимулирования создания фондовых магазинов.

    В целях повышения доверия к институтам коллективного инвестирования создать компенсационные механизмы, направленные на защиту прав неквалифицированных инвесторов.

    С целью расширения финансовых инструментов, являющихся привлекательными объектами инвестирования, осуществить приватизацию пакетов крупных государственных компаний с размещением акций среди широкого круга инвесторов.

    Разработать и реализовать программу повышения информированности населения о возможностях инвестирования в различные финансовые активы через посредничество частных институтов коллективного инвестирования.

    Минэкономразвития Российской Федерации, Минздравсоцразвития Российской Федерации и Минобрнауки Российской Федерации разработать комплекс мер, направленных на стимулирование участия граждан в различного рода добровольных страховых системах (медицинских и пенсионных), основанных на накопительных принципах, а также финансировании отложенных издержек, связанных с образованием, приобретением жилья.

    Повышение конкурентоспособности продукции как средство стимулирования экономики.

    Имеющиеся на сегодня результаты исследований по оценке уровня конкурентоспособности отечественных производств достаточно противоречивы, и в силу применяемых в них принципов усреднения, не могут претендовать на отражение цельной и объективной картины.

    Из числа проблем, тормозящих развитие конкурентоспособности производств, 39% составляет устаревшее оборудование и технологии. Однако это оценка представляется несколько заниженной, т.к. на 43% предприятий износ основных фондов превышает 70%, а еще у 38% предприятий износ составляет от 51% до 70%. В наименьшей степени предприятий волнует низкое качество комплектующих и изделий.

    Важную роль в деле повышения конкурентоспособности отечественной продукции играет государство.

    Очень часто государство является первопричиной изменений экономического поведения субъектов рыночных отношений.

    От решений, принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые (или не принимаемые) на микроуровне. Правительственная политика достигает цели только тогда, когда она поощряет и стимулирует развитие экономики.

    В целом трудно переоценить стимулирующую роль государства в экономике. Методы стимулирования экономики весьма различны: здесь можно выделить и создание благоприятных условий для деятельности отечественных производителей, и государственные заказы, и формирование антимонопольной и антиинфляционной базы и т.д.

    Финансовые методы стимулирования экономики предполагают воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного поля, через предположение степень концентрации капитала, структуру экономики. С этой целью используется бюджетная и фискальная политика, денежно — кредитная политика, программирование, прогнозирование, планирование. Среди методов финансового стимулирования экономики не существует совершенно непригодных и абсолютно не эффективных решений, нужны все, главное при этом определить те ситуации, где применение того или иного стимулирующего метода наиболее целесообразно.

    Налогово-бюджетная и денежная политика используются, прежде всего, для воздействия на совокупный спрос в краткосрочном и в среднесрочном плане. Однако эти виды макроэкономической политики применяются и для стимулирования экономического роста в долгосрочном плане (т.е. для смещения кривой LRAS вправо). Правительство любой страны может стимулировать долгосрочный экономический рост, увеличивая бюджетные расходы на образование, инфраструктуру, на фундаментальные научные исследования, или улучшая работу рынков. С целью стимулирования долгосрочного экономического роста правительство также может использовать налоговые послабления и снижение долгосрочных процентных ставок, делая нх привлекательными для частных инвесторов.

    Стимулирование экономики (Stimulating the economy) — это

    Стимулирование экономики (Stimulating the economy) — это

    Необходимо заметить, что процесс экономического роста в долгосрочном плане еще недостаточно изучен. Однако в той мере, в которой удаются попытки стимулировать долгосрочный экономический рост, кривая LRAS смещается вправо. В долгосрочном плане это означает рост занятости, увеличение доходов, снижение цен и, возможно, повышение курса национальной валюты.


    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *