Финансовая грамотность учебник

Финансовая грамотность учебник

Несколько свежих отзывов о курсе «Управление личными финансами», пришедших мне на почту в последние дни.
Для тех, кто еще не принял решения о прохождении курса, это дополнительная «информации к размышлению». Если кому-то и этого недостаточно, то еще несколько десятков отзывов можно найти на сайте ЦФО.
После прохождения первой половины курса, я прошу курсантов ответить на ряд вопросов:
1. Соответствует ли курс ожиданиям, которые были перед началом обучения?
2. Какие материалы курса оказались наиболее полезными для вас?
3. Какие материалы курса оказались наименее полезными для вас?
4. Привело ли освоение материалов курса к новым идеям относительно инвестиций?
5. Привело ли освоение материалов курса к каким-либо конкретным действиям в части инвестиций?
Вот несколько свежих писем.
==========
1. Хотела написать, что ожидала от курса большего. На самом деле, наверное, ожидала материал в привычном студенческом изложении. Получила несколько другой формат. Он не выше и не ниже ожиданий, он действительно другой. После окончания первой части мое мнение — материалы вполне достаточны для целей, поставленных перед курсом.
2. Наиболее полезными для меня оказались материалы вводной лекции, 4, 8 и 9 уроков. Наверное, потому, что они имеют наибольшую практическую ценность и более четко раскрывают суть и перспективы инвестирования, служат неким практическим пособием к применению.
3. Не столь важным для меня оказался урок 6 (Валюта). Возможно потому, что для меня в нем не было ничего нового. Когда-то интересовалась Форексом и прежде чем попробовать себя на этом рынке много читала об этом. Отговорила меня от этих затей, кстати, бесплатная рассылка ЦФО еще до подписки на курс УЛФ.
4-5. Следую материалам курса. Сейчас я нахожусь на границе перехода от стадии финансовой защиты к стадии финансовой безопасности. Поэтому сейчас в основном рассматриваю различные варианты банковских депозитов. Это уже давно практические действия. В теории в ближайшем будущем намерена рассмотреть варианты с ПИФами, и попробовать себя в интернет-трейдинге на фондовом рынке. Интернет-трейдинг интересовал еще при принятии решения подписаться на курс. Понимаю, что для изучения интернет-трейдинга мне нужен курс Царихина, но нисколько не жалею времени и денег на курс УЛФ, который раздвигает горизонты понимания способов, методов обретения финансового благополучия. В курсе УЛФ изложены вроде бы простые и знакомые материалы, которые по отдельности я уже слышала или читала где-то, но всё это грамотно скомпановано, и при выполнении практических заданий (!) становится понятен их настоящий смысл и необходимость. Например, про те же 10% дохода, которые рекомендуется откладывать. Куча статей в газетах и журналах в соответствующих рубриках дают такие рекомендации. Но без практических расчетов и видения дальнейших финансовых планов в этой рекомендации трудно разглядеть смысл и трудно себя заставить ей воспользоваться, потому что не ожидаешь от нее значимых результатов.
А к Царихину я еще запишусь!
И еще. Желание когда-нибудь оставить наемную работу у меня возникало и раньше. Курс помог доказать, что это возможно, и чем раньше я приступлю к реальным действиям (и я уже приступила), тем ближе это желаемое будущее.
Хочу заметить: экономить — совсем не стыдно, а очень увлекательно, затягивающе, и, по истечении совсем небольшого промежутка времени, очень даже приятно!
В который раз соглашаюсь с материалами курса в том, что ВУЗы готовят наемных работников, что совсем далеко от обучения собственному материальному благополучию.
Ольга
==========
С.С.:
Базовую информацию об интернет-трейдинге, достаточную для того, чтобы сделать первые шаги, вы найдете во второй части курса «Управление личными финансами». А если возникнет желание совершенствовать свое мастерство, тогда дистанционные курсы и очные семинары Константина Царихина к вашим услугам.
==========
Добрый день, Сергей Александрович.
С удовольствием выполняю очередное задание курса — отвечаю на вопросы.
1. Соответствует-ли курс ожиданиям, которые были перед началом обучения? и 2. Какие материалы курса оказались наиболее полезными для вас?
Курс оказался существенно выше ожиданий. В каждом блоке находил много нового и интересного.
Мне кажется, что я не нахожусь в категории чайников. Основными экономическими понятиями владею. По образованию инженер, интересовался экономикой, в начале 90-х годов покрутился в ваучерном бизнесе. На жизнь зарабатывал, но финансистом не стал и вернулся к технике, где тружусь и сейчас.
Общая ценность Вашего курса для меня заключается в достаточно строгой формализации некоторых предложений. Например, учет и контроль личных финансов веду достаточно давно и, конечно, в табличке Excel, но перешел на предложенную форму. Она более экономическая, а свободу оставляет.
3. Какие материалы курса оказались наименее полезными для вас?
Тема 06. Иностранная валюта. Хотя ваши соображения о рынке forex, очень интересны и поучительны.
Тема 07. Банковские депозиты.
4. Привело ли освоение материалов курса к новым идеям относительно инвестиций?
Идей новых не появилось, но понимание термина «инвестиции» существенно расширились и, надеюсь, появятся идеи. Перечитал и несколько иначе понимаю теперь Кийосаки.
5. Привело ли освоение материалов курса к каким-либо конкретным действиям в части инвестиций?
Да и весьма существенным изменилась структура вложений в ПИФы и тактика их пополнений. Началось сознательное формирование собственного портфельчика акций путем покупки на бирже.
Отдельное спасибо за книгу «Разумное распределение активов» (удалось купить только бумажный вариант). Очень полезная (масса ценных, а главное обоснованных, советов). Читается как занимательный детектив высокого класса.
Книгу Грэхема «Разумный инвестор» не получилось скачать или купить. Но нашел в сети, обширные комментарии к этой книге. Мне кажется полезная дополнительная литература к курсу УЛФ. На всякий случай прикладываю к моим ответам.
С уважением, Ю.Резник.
==========
С.С.:
Книга Бенджамина Грэхема «Разумный инвестор» (в бумажном варианте) есть в интернет-магазинах.
За присланные файлы (комментарии к Грэхему) спасибо, было очень любопытно почитать.
==========
Здравствуйте.
По Вашей просьбе пишу впечатления о пройденных материалах.
Для начала хочу сказать, что тему инвестирования изучаю уже около года до того, как подписался на Ваш курс. Соответственно, до оплаты курса полностью изучил весь архив рассылок, а также большое количество дополнительных материалов, включая книги Кийосаки, Шефера и других авторов, рекомендуемых на Вашем сайте.
Веду учет личных расходов с марта 2008 года (подписан на Ваш курс с января 2009 года). Хочу отметить, что предложенные Вами экселевские таблицы по учету расходов и инвестированию оказались более практичными, чем те таблицы, что использовались мной до этого, поэтому сейчас полностью перешел на Ваши разработки.
С мая 2008 года методом проб и ошибок (пока не демо-счетах) изучал тему вложений в фондовый рынок, так что вся кризисная эпопея нашего фондового рынка была у меня перед глазами. Одновременно с подпиской на ваш курс открыл реальный счет в Атоне — все-таки учиться лучше на реальных деньгах — все намного быстрее доходит 🙂
Теперь непосредственно по вопросам о курсе.
1. Соответствует ли курс ожиданиям, которые были перед началом обучения?
Примерно соответствует ожиданиям. По материалам рассылки было, в общем, понятно — что будет в курсе. Для меня этот курс просто упорядочивает в голове кучу разрозненной информации, наводит порядок в осмысление понятия ИНВЕСТИРОВАНИЕ.
2, 3. Какие материалы курса оказались наиболее полезными для вас? Какие материалы курса оказались наименее полезными для вас?
Тема финансового учета и прилагаемые к ней таблицы внесли много корректив в тот учет, который я вел до этого.
Тема активов и пассивов, особенно что касается бухучета, оказалась занимательной — узнал много нового, но мне показалось, что я по натуре все-таки очень далек от всех этих бухгалтерско-налоговых заумностей, поэтому в будущем при расширении бизнеса в первую очередь прийдется задуматься о поиске хорошего бухгалтера 🙂
Тема «Инвестиции» очень хорошо расставила многие точки над i.
Тема доходности и ликвидности просто повторила многие усвоенные ранее понятия.
Тема управления рисками достаточно давно применялась мной на интуитивном уровне, а теперь приобрела более отчетливые формы 🙂
Тема иностранной валюты содержала как давно известные мною вещи, так и кое что, чего я не знал.
А вот тема банков почему-то оказалась для меня насквозь прозрачной — не нашел в ней для себя почти ничего нового, хотя и никогда в банках не работал.
Тема финансового анализа — очень полезна. Я бы сказал, что эту тему, а в особенности понятие «ПЛАТИ СНАЧАЛА СЕБЕ», надо гвоздями прибить на лоб каждого начинающего инвестора. 🙂 Очень полезная тема и все ее идеи.
Тема стратегии инвестирования, как я понимаю, вообще основополагающая тема этих 10 блоков, так как без правильного инвестиционного плана все попытки превратиться в профессионального инвестора обречены на провал.
4. Привело ли освоение материалов курса к новым идеям относительно инвестиций?
Я бы сказал, что большинство идей по инвестициям я почерпнул из материалов Вашей рассылки (включая ее архив) и из дополнительной литературы, а курс расставляет все эти идеи по полочкам и заставляет вопреки врожденной лени воплощать эти идеи в жизнь.
5. Привело ли освоение материалов курса к каким-либо конкретным действиям в части инвестиций?
* Как я указал ранее, учет расходов семьи ведется мной уже больше года, что привело к очень выдающимся результатам в плане пресечения бесполезных расходов «в никуда».
* Уже больше года пытаюсь выполнять правило «ПЛАТИ СНАЧАЛА СЕБЕ», но почему-то пока ничего не получалось 🙁 Со следующего притока доходов (с июля 2008 года работаю как ИП) насильно начну заставлять себя это делать невзирая ни на что.
* К сожалению, из-за того, что не удавалось выполнять правило из предыдущего пункта, до сих пор не создано никакой «подушки безопасности», хотя тему подушки уже давно знаю и хочу реализовать. Думаю, что в ближайшие недели это дело сдвинется с мертвой точки.
* За время изучения Вашего курса и одновременной пробы сил на рынке ценных бумаг реально преумножить средства не удалось, хотя и потери мизерные. Продолжаю потихоньку учиться спекулятивной торговле на практике и в будущем планирую пройти в Вашем ЦФО курс «Инвестиции в ценные бумаги» и курс «Срочный рынок: фьючерсы и опционы». Может имеет смысл проходить эти курсы параллельно с курсом УЛФ?
Вот наверное пока и все на этом этапе обучения.
Спасибо за внимание.
С уважением,
Виталий Ганжин.
==========
С.С.:
Курсы «Инвестиции в ценные бумаги» и курс «Срочный рынок: фьючерсы и опционы» можно проходить параллельно, если Ваша загрузка позволяет это делать. В противном случае, лучше сделать это после окончания курса «Управление личными финансами».

Milana: Трижды писала отзывы, но почему-то не проходят по ссылке. От всей души хочу поблагодарить Ларочку за столь необыкновенные занятия по финансовой грамотности. С задором, улыбкой и всегда в хорошем настроении, вот это класс! С таким учителем знания даются легко и хочется учиться дальше, а познать еще хочется очень много. Желаю Вам всегда иметь прекрасное настроение — для Вас!!! http://img-fotki.yandex.ru/get/9364/41473513.22e5/0_13632e_535a271e_orig
Людмила Суханова: Ларочка , огромное вам спасибо за ваши школы финансовой грамотности. Это просто как подарок судьбы, чтобы ЧЕЛОВЕК так открыто, доступно, просто отдавал свои знания другим людям. Мне 66 лет, я экономист по образованию, а такие знания пришли ко мне впервые. Спасибо вам за ту чудесную атмосферу в которой мы находились весь этот учебный месяц! Мечтаю учиться у вас и дальше
28/02/2015 Сима Хостелиди: ЗНАНИЯ – это лестница, по которой нельзя двигаться вниз. Встал на первую ступеньку – и уже отправился в непрерывный путь наверх, причем конечного пункта у этой дороги нет. Человек учится всю свою жизнь, но точка отсчета для каждого – ЗНАНИЯ.
Легко идти, если видишь впереди свет, зажженный наставником. Чем выше поднимаешься, тем ярче и теплее становится огонек – искорка добра, любви и мудрости, горячая частичка души- и это Лариса Петрова
Поэтому хочу сказать СПАСИБО Ларисе Петровой, которая даже меня (пенсионеру со стажем), увлекла своими курсами и открыла глаза в будущее. То что я получила, не успею воплатить в жизнь, но дам направление своим детям, чтоб они не знали нужды при уходе на заслуженный отдых. Друзья, я ведь не остановилась на достигнутом, встала на следующую ступень обучения.
С Ларисой приобретаю уверенность в себе. Кто еще не знаком с Ларисой, советую познакомиться!
«Не ждите подарки ни от судьбы, ни от людей!
Делайте их сами!» Такой девиз Ларисы
Tigran Tarbiyan: Уважаемая Лариса. Спасибо вам огромное за все. Вы действительно нам дали очень хорошие и полезные знания, которые нам точно пригодяться на всю нашу жизнь.
Ваши обучении очень доступны — будем всегда пользоваться и продолжаем учиться от вас.
Искренно желаю вам стать более успешной
Татьяна Секеда: Огромная благодарность Вам, Лариса, за то что делитесь и даете возможность получить навыки которые жизненно необходимы каждому, чтобы осознанно зарабатывать и приумножать свои деньги
26.02.2015г uchitel2913: За месяц получила массу финансовых знаний. Жалко. что раньше мне не встретился такой учитель как Лариса.Всё доступно и понятно объясняет. Большое спасибо!
26.02.2015г Маргарита Сучкова: Вот знать бы это пораньше! Но учится никогда не поздно. Огромное спасибо
26.02.2015г Masha Reznikova: Ларочка! Ваше большое сердце дано Вам богом! Спасибо Вам за то, что Вы стараетесь как можно больше людей привести к благополучию тем, что делитесь с нами своими знаниями. Это нелегкий труд и он обязательно будет вознагражден тем, что вокруг Вас соберутся счастливые люди, которые благодаря Вам осознали, как правильно сделать достижимыми свои цели и желания, которых Вы обучаете финансовой грамотности и показываете нам путь к финансовому благополучию путем правильного распоряжения своими финансовыми ресурсами. В отличии от всех других программ нашего обучения, Вашу школу можно назвать «Уроками жизни».
Ваш опыт просто бесценен! И я бесконечно благодарна тому, что мне довелось познакомиться с Вами, учиться у Вас и оставаться в Вашем кругу общения, надеюсь, на долгие годы!
Здоровья, любви, успехов Вам… и низкий поклон!!
26.02.2015г Валя Пугач-Бороденко: Лариса! Спасибо! Несмотря на то, что мне не удалось посещать практические занятия полноценно (интернет «зависал») Вы дали такие замечательные таблицы, что было несложно разобраться. Впереди нелёгкий, но очень интересный путь к рантье! И у меня такой замечательный учитель и консультант
25.02.2015г Рита Нечепуренко: Лариса!Спасибо Вам огромное за те многогранные знания,которые мы получаем относительно бизнеса и финансов.Предупреждён — значит защищён!!!
25.02 2015г Gulsina Hudakova:
Ларочка.огромное спасибо за то.что вы делитесь с нами таким опытом в финансовом управлении.такое не делает по-моему никто.Прошла пратические занятия.столько для себя познала . мне будет 60. многое уже много упущено в улаживании моих финасов.но я с огромным удовольствием поделюсь со своими детьми.все так просто и гениально,
Друзья.вам мой совет.старайтесь попасть на ее занятия и впитывайте все что дается ..чем раньше вы познаете и будете применять ее уроки в своей жизни ,тем богаче будете в старости…Здоровья вам Ларочка .у вас большое сердце!
апрель 2014г Irina Shcherbinina: Лариса, позвольте выразить Вам глубокую благодарность за то, что открыли мне глаза на то, как можно самостоятельно управлять своими финансами и избегать ошибок. В прошлом году я вышла на пенсию, и, я с согласна на все 100%, что это нужно делать, обязательно, в любом возрасте!!! Мне очень повезло, что я попала в потрясающую команду, которая привела меня на ваши школы. Мне было страшно браться за работу, так как было очень много, казалось, не решаемых вопросов, тем не менее, спустя три недели, у меня сложилась четкая финансовая картина моей семьи. И я обязательно буду следовать каждому пункту, чтобы это мне не стоило. Хотелось бы добавить, что план текущих доходов и расходов и план накопления капитала лучше ( мне так показалось) составить вручную, так как вначале нет четкого представления о % доходности. Желаю Вам огромной жизненной энергии и низкий поклон за веру, что вселили в нас.
Gulsina Hudakova: Да Леночка,я с вами согласна,но вот в Турции отключили ю туб и на практические занятияхне могу посещать,..Друзья, пользуйтесь возможностью,посещайте Уроки Ларисы Петровой,Преподносится на высоком уровне, полезно .в любом возрасте…жаль я не могу посещать… но даже то .что я успела от нее узнать это дорого!!!! Спасибо ей!!!
Елена Пухова (Козлобаева): СПАСИБО!!!! Очень полезный курс! У меня появились надежды на будущее, даже при маленьких зарплатах. Друзья, не упустите момент.!
Татьяна Фирсова: Лариса! Вы были посланы мне и наверно всем Вселенной. Я долго ждала в жизни такую школу. Эти несколько уроков по «ликбезу» финансов раздвинули горизонты. Пришло согласие с самим собой. Хотя при составлении плана хотелось плакать.Но он есть и видна дорога. Вы вселили надежду жить и творить, несмотря на все жизненные препятствия И это здорово. ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!
Galina Borodina: Я очень благодарна за те желания которые появились после занятий желание жить долго работать на себя получать знания по финансовой грамоте и продолжать учиться. Огромное спасибо Ларисе.
Ольга Шевченко: Дорогая Лара! Мне никогда в жизни не удавалось разобраться со своими финансами! Я знала, что финансовый план существует, но как я могла его составить, занимаясь бизнесом с его непрогнозируемыми доходами?!! Я была обречена на нищету и двигалась в её объятья. Но к счастью, в этом году я повстречала моего бесценного спонсора Анатолия Сапрыкина и тебя, Лара! С твоей легкой и весёлой руки я что-то всё таки накарябала и туман начал рассеиваться! Я очень тебе благодарна! Ты и Анатолий-мои судьбоносные люди! Поклон вам до земли!!!
Pavel: Хочу выразить огромную благодарность Ларе Петровой за уроки финансовой грамотности, за то что она изменила мое мышление и я начал думать по другому. Что нужно сначало сделать финансовую подушку откладывая десятину от каждого дохода, а потом только инвестировать. Что нужно инвестировать не весь капитал, а какую-то его часть оборочивать вложенные средства и инвестировать в следующий инструмент. Вроде бы нечего такого, НО если не придерживаться этих простых правил, то денег как не было так и небудет никогда (проверенно на практике). Спасибо за помощь в составлении таблицы Доходов/Расходов, Активов/Пассивов давно хотел сделать сам такую табл. Но никак руки не доходили. Также спасибо за помощь в составления фин. плана, теперь я точно знаю через какое время я достигну своих целей. Надеюсь когда-нибудь пообщаемся с Вами в живую 😉
Рекомендации по дальнейшим тренингам:
1) Хочеться больше конкретики, какие есть инструменты для инвестирования, не те что знают все, а те о которых многие даже не знают. Какие из них более доходные, какие более надежные и т.д.
2) Как анализировать риск инструментов для инвестирования.
3) Диверсификация рисков по валютам, по направлению, по инструментам и т.д. (Формулы, примеры, стратегии)
Ольга: Дорогая Лариса!! Я искренне благодарна за те знания, которые получила на этих занятиях. Объяснения были настолько исчерпывающими и понятными , что у меня даже не осталось вопросов. Желаю всем прошедшим данные занятия -найти новые решнения и пути к достижению своей цели.
tvoazvezda: Лариса, благодарю Вас за отзывчивость и желание помочь другим людям. Благодаря вашим урокам все разложилось по полочкам и появилась четкая уверенность в завтрашнем дне.
Анатолий Сапрыкин: Ларочка,спасибо за цикл уроков твоей финансовой школы.Раньше был принцип-«Только начал жить и деньги кончились!». Но,свершилось чудо-«Друг спас друга».Как говорится,мы вовремя познакомились.Спасибо тебе огромное за твою готовность всегда и всем помочь,а,главное научить и направить на путь истинный.
richledi8 Елена Позняк: Лариса! Я настолько благодарна Вам за школу, я как со стороны увидела свою жизнь, и как не правильно управляла своими финансами, немного обидно, что раньше не было таких школ. Сейчас на пенсии, необходима концетрация на финансах, как возможно увеличить свой доход. Да, правильно вы говорите, что все что зарабатываем снова куда-то реинвестируем, надеясь заработать. И в конце, осталась без денег. Благодарю тебя, что направила мое понимание на сохранение капитала, пусть не большого, в правильное русло. Конечно, еще надо работать, но жизнь продолжается!

Методические материалы учебного курса по финансовой грамотности для учащихся 10 — 11 классов

Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

Любой человек в нашем обществе ежедневно сталкивается с многочисленными вопросами, которые активно вовлекают его в процесс взаимодействия с финансовыми институтами. Такое взаимодействие начинается ещё в детстве, и по мере взросления уровень решаемых задач постоянно повышается. Очевидно, что уже в школьном возрасте у ребёнка необходимо сформировать те базовые понятия и навыки, которые в последующем позволят ему принимать оптимальные финансовые решения, с успехом решать возникающие финансовые проблемы, своевременно выявлять и предотвращать финансовые мошенничества.

Учебная программа рассчитана на учащихся 10–11 классов и составлена с учётом психологических особенностей подростков. Школьники 16–18 лет уже обладают необходимыми знаниями, навыками, умениями и инструментарием, которые позволили бы правильно воспринимать темы, предлагаемые им в рамках курса «Финансовая грамотность». Именно в выпускных классах можно изучать темы, которые школьниками более раннего возраста не могут быть правильно поняты и уяснены. Кроме того, школьники 11 класса после окончания школы фактически выходят в самостоятельную жизнь, в которой знания о финансовых институтах и об особенностях взаимодействия с ними становятся чрезвычайно важными для полноценного вхождения в общество и достижения личного финансового благополучия.

Предлагаемый курс повышения финансовой грамотности школьников 10–11 классов предполагает раскрытие ключевых вопросов функционирования финансовых институтов и взаимодействия с ними. В рамках курса рассматриваются такие понятия, как коммерческий банк, инвестиционный фонд, рынок ценных бумаг, налоговая система, пенсионный фонд и пр. Учащиеся должны научиться основам взаимодействия с банками, пенсионными фондами, налоговыми органами, страховыми компаниями в процессе формирования накоплений, получения кредитов, уплаты налогов, страхования личных и имущественных рисков и др.

Перечень предлагаемых к изучению тем соответствует необходимому минимуму базовых финансовых знаний для успешного молодого человека в современном обществе.

Финансовая грамотность: учебная программа. 10 – 11 классы общеобразовательной организации (среднее общее образование)

Программа определяет объём, структуру и содержание учебного процесса по обучению азам финансовой грамотности. В программе указаны цели и задачи курса, планируемые образовательные результаты и система их оценивания, описаны формы и методы организации образовательного процесса, а также дан перечень учебно-методических и ресурсов.

Учебная программа

Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10 – 11 классы общеобразовательной организации

В пособии в доступной форме изложены основные аспекты управления личными финансами с учётом современных тенденций развития финансового сектора экономики и действующего законодательства. Содержащиеся в пособии задания направлены на развитие познавательной активности обучающихся, самостоятельности и инициативности в области управления личными финансами.

Материалы для учащихся

Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 10 – 11 классы общеобразовательной организации

В пособии содержатся дополнительные материалы и рекомендации для педагогов по организации и проведению занятий на всех этапах обучения азам финансовой грамотности в старших классах. Особое место занимают тематические задания, головоломки, лабиринты, сценарии обучающих игр, позволяющие мотивировать школьников к обучению финансовой грамотности и помогающие находить решения финансовых задач.

Методические рекомендации для учителя

Финансовая грамотность: материалы для родителей. 10 – 11 классы общеобразовательной организации

Материалы окажут помощь родителям в формировании у подростков навыков рационального финансового поведения. Материалы оформлены в виде ответов финансового консультанта на наиболее актуальные вопросы из повседневной финансовой жизни семей.

Материалы для родителей

Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 10 – 11 классы общеобразовательной организации

Содержащиеся в пособии материалы служат инструментом контроля овладения знаниями, умениями и навыками учащимися на каждом этапе обучения. Многообразие видов заданий учитывает возрастные особенности учащихся и направлено на применение ими различных способов решения поставленных задач.

Рабочая тетрадь

20 бесплатных курсов, которые научат разбираться в финансах

Все курсы на русском или английском языке из этой подборки доступны по запросу либо регулярно перевыпускаются.

Курсы на русском языке

1. Наука о богатстве

Объём: 11 видеолекций.
Площадка: «Лекториум».
Организатор: Институт имени Фридриха фон Хайека.

Курс предназначен для тех, кто стремится к фундаментальному познанию экономической теории. Павел Усанов расскажет об основных экономических моделях — от аристотелевской каталлактики до социализма — и объяснит, как они отражаются в реальной жизни людей.

Пройти курс →

2. История экономической мысли

Объём: 11 модулей.
Площадка: Coursera.
Организатор: Высшая школа экономики.

Для глубинного понимания современных экономических процессов важен исторический аспект. Профессора из ВШЭ не только расскажут, что Маркс понимал под прибавочной стоимостью и почему Смит ратовал за свободный рынок, но и разовьют в вас критическое экономическое мышление.

Пройти курс →

3. Экономика для неэкономистов

Объём: 10 модулей.
Площадка: Coursera.
Организатор: Высшая школа экономики.

Тем, кто не желает углубляться в экономическую науку, подойдёт этот курс. Доцент кафедры экономической теории Игорь Ким простым языком объяснит базовые понятия микро- и макроэкономики. Узнайте, что такое спрос и предложение, каков механизм конкуренции и монополии, что такое ВВП и откуда берётся инфляция с безработицей — выведите финансовую грамотность на новый уровень.

Пройти курс →

4. Финансовые рынки и институты

Объём: 9 модулей.
Площадка: Coursera.
Организатор: Высшая школа экономики.

В этом курсе представлены лекции профессора Николая Иосифовича Берзона: структура финансового рынка (от фондового до валютного), акции, облигации, банковский сектор и многое другое. То, что нужно для начинающих инвесторов. Если учиться вкладывать деньги, то у лучших!

Пройти курс →

5. Теории денег. От ракушки до биткойна

Объём: 8 модулей.
Площадка: «Лекториум».
Организатор: Европейский университет в Санкт-Петербурге.

Если жизнь — игра, то деньги помогают вести в счёте. Так было во времена, когда люди обменивались слитками драгоценных металлов. Так есть и сейчас, когда мир сходит с ума по криптовалютам. Профессор экономики Юлия Вымятнина расскажет, что можно считать деньгами, а что нет и что такое стоимость денег. В 2015 году её курс занял второе место на конкурсе EdCrunch Award в номинации «Гуманитарные науки».

Пройти курс →

6. Азбука финансов

Объём: 6 модулей.
Площадка: «Лекториум».
Организатор: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники.

Если вы думаете, что бюджет, финансовый план и инвестиции — удел экономистов, то ошибаетесь. Любой современный человек должен умело вкладывать деньги и анализировать экономическую ситуацию. Этому научит вас кандидат экономических наук Валерия Цибульникова. Фокус сделан на личные финансы.

Пройти курс →

7. Финансовая грамотность

Объём: 6 модулей.
Площадка: 4brain.
Авторы: Григорий Кшеминский и Евгений Буянов.

Многие люди не могут обеспечить себе достойную жизнь даже при хорошей зарплате. Парадокс? Едва ли! Это закономерное следствие финансового невежества. Авторы этого текстового курса убеждены, что благосостояние начинается с осознанного отношения к деньгам и финансового мышления.

Пройти курс →

8. Основы финансовой грамотности

Объём: 13 модулей.
Площадка: Zillion.
Организатор: Московская академия предпринимательства при Правительстве Москвы по заказу «ТемоЦентра».

Какие налоги платят граждане? Почему нам отказывают в кредитах? И как обеспечить себе безбедную старость? Ответы на эти и другие вопросы о формировании личного бюджета и планировании расходов уже получили более шести с половиной тысяч слушателей. Шанс повысить финансовую грамотность есть и у вас.

Пройти курс →

9. Основы финансов для молодёжи

Объём: 5 модулей.
Организатор: Центр дополнительного образования Новосибирского государственного университета.

Особенность этого курса — интерактивность. Он состоит из 100 мини-заданий, которые, в свою очередь, разбиты на тематические модули (личные, бытовые, глобальные, корпоративные финансы и финансовые институты). Выполняя задания, вы зарабатываете баллы и переходите от уровня к уровню.

Пройти курс →

10. Бизнес для «чайников»

Объём: 14 видеолекций.
Площадка: «Лекторий».
Юрий Милюков, создатель Московской товарной биржи.

Как появились те или иные организационно-правовые формы для бизнеса? Как устроены банки, биржи, страховщики и логистика? Для чего нужны аудиторы, консультанты, оценщики, эксперты и аналитики? Ответы на эти и многие другие вопросы — в выступлениях известного предпринимателя Юрия Милюкова.

Пройти курс →

Курсы на английском языке

1. Финансовая грамотность

Объём: 4 модуля.
Площадка: open2study.
Авторы: Питер Мордаунт, Пол Клитеро.

Какова разница между целями в жизни и финансовыми целями? Как сделать так, чтобы доходы превалировали над расходами? Что такое правило 10%? Чем инвестиции отличаются от сбережений? Как не наломать дров и не нарваться на мошенников? Ответы на эти и многие другие вопросы вам дадут преподаватели Университета Маккуори.

Пройти курс →

2. Финансы для всех: умные инструменты для принятия решений

Объём: 6 модулей.
Площадка: edX.
Организатор: Мичиганский университет.

Что выгоднее: арендовать или взять ипотеку? Купить подержанный автомобиль или новый? Открыть вклад или вложиться в ценные бумаги? Принимать столь важные решения проще, если знаком с базовыми финансовыми принципами. Освойте их в рамках данного курса. Его особенность в обилии примеров из жизни.

Пройти курс →

3. Финансовая математика

Объём: 2 модуля.
Площадка: Alison.

Деньги любят счёт. Сводить дебет с кредитом научит этот небольшой курс. Вы поймёте разницу между прибылью и маржой, сможете высчитывать упущенную выгоду и возьмёте на вооружение различные мобильные приложения для учёта финансов.

Пройти курс →

4. Финансы для нефинансистов

Объём: 5 модулей.
Площадка: Coursera.
Организатор: Университет Райса.

Профессор Джеймс Уэстон (James Weston) — уважаемый эксперт в области корпоративных финансов. В рамках этого курса он объясняет, как финансисты принимают те или иные решения. Очень полезные лекции для предпринимателей, которые хотят вывести бизнес на качественно новый уровень.

Пройти курс →

5. Поведенческие финансы

Объём: 3 модуля.
Площадка: Coursera.
Организатор: Университет Дьюка.

Поведенческая экономика изучает, как социальные и психологические факторы влияют на рыночные переменные. Например, цены на товары. Этот курс объяснит, почему люди вкладывают деньги в пирамиды, а не в инвестиционные фонды, совершают ненужные покупки и другие финансовые ошибки.

Пройти курс →

6. Финансовое планирование для молодёжи

Объём: 8 модулей.
Площадка: Coursera.
Организатор: Иллинойсский университет в Урбане-Шампейне.

Курс, который не только научит вас ставить правильные цели, планировать бюджет и инвестировать, но и позволит примерить на себя роль финансового консультанта. Почему бы не сделать решение финансовых задачек своей профессией?

Пройти курс →

7. Введение в управление личными финансами

Объём: 2 модуля.
Площадка: Alison.
Кристин Уильямс.

В этом курсе дипломированный юрист Кристин Уильямс (Christine Williams) учит, как избавиться от долгов. Сначала она предлагает составить таблицу долговых обязательств и расставить приоритеты, исходя из сроков и процентных ставок. Это поможет выбрать правильную стратегию и свети к минимуму ежемесячные платежи.

Пройти курс →

8. Личное и семейное финансовое планирование

Объём: 9 модулей.
Площадка: Coursera.
Организатор: Университет Флориды.

Профессор Михаель Гуттер (Michael S. Gutter) учит студентов прокладывать свой путь к финансовой независимости. Модули о налоговой и кредитной системе могут показаться вам неинтересными, так как они ориентированы на Америку. Но ведь общие принципы финансовой грамотности универсальны.

Пройти курс →

9. Управление своими деньгами

Объём: 8 модулей.
Площадка: OpenLearn.

Этот курс поможет вам навести порядок в своих финансах. Сначала вам объяснят, как составлять личный бюджет. Вы вычлените бесполезные или чересчур затратные статьи расходов и сможете их оптимизировать. А затем познакомитесь с азами кредитования и инвестирования.

Пройти курс →

10. 5 ключей к инвестированию

Объём: 1 модуль.
Площадка: Udemy.
Стив Боллингер.

Очень мотивирующий курс. Его автор считает, что учиться инвестированию и инвестировать никогда не поздно. Нужно лишь определиться, куда вкладывать деньги и сколько.

Пройти курс →

Методические материалы учебного курса по финансовой грамотности для обучающихся по основным программам профессионального обучения

Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

В ситуации глобального финансового кризиса даже западные экономисты и общественные деятели поднимают вопрос о необходимости повышения финансовой грамотности населения и улучшения финансовой подготовки в школе. Для нашей страны этот вопрос является гораздо более актуальным в связи с тем, что у российских граждан практически отсутствует опыт жизни в условиях рыночной экономики. Как следствие, многие семьи не умеют рационально распорядиться своими доходами и сбережениями, правильно оценить возможные риски на финансовых рынках, часто становятся жертвами финансовых мошенников.

Поэтому был разработан специальный учебно-методический комплекс (УМК), включающий в себя следующие элементы:

  • учебная программа,
  • материалы для обучающихся по основным программам профессионального обучения,
  • методические рекомендации для преподавателя,
  • контрольные измерительные материалы (КИМы),
  • материалы для родителей.

Курс «Финансовая грамотность» для этого образовательного уровня построен на методике обучения в процессе действия (learning-by-doing). Это позволяет дать обучающимся не только базовые знания финансового характера, но и навыки грамотного финансового поведения.

Финансовая грамотность: учебная программа. Профессиональное обучение

Учебная программа ориентирована на компетентностный подход в обучении и активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. Программа предусматривает получение не только базовых знаний в финансовой сфере (предметные результаты), но также определённого набора умений, компетенций, личных характеристик и установок (метапредметные и личностные результаты) в соответствии с ФГОС.

Учебная программа (PDF, 297 Кб)

Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. Профессиональное обучение

В результате изучения курса обучающиеся узнают, как составлять семейный бюджет и осуществлять финансовое планирование в семье, рационально тратить деньги и делать сбережения; в чём суть страховой защиты и принципов функционирования пенсионной системы; что значит правильно пользоваться банковскими кредитами и вкладами; как защититься от финансовых рисков и подготовиться к открытию собственного бизнеса.

Материалы для учащихся (PDF, 112.63 Мб)

Финансовая грамотность: методические рекомендации для преподавателя. Профессиональное обучение

Главное достоинство и отличительная особенность методических рекомендаций по этому курсу состоит в том, что они базируются на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию обучающихся. Пособие поможет преподавателю в формировании у обучающихся необходимых умений, компетенций в финансовой сфере, личных характеристик и установок. В нём подробно описываются тренажёры – задачи, упражнения, практические задания с родителями, эссе, кейсы. Даются рекомендации по проведению оценочных процедур, командных игр, дискуссий, викторин и др.

Методические рекомендации для учителя (PDF, 2.34 Мб)

Финансовая грамотность: материалы для родителей. Профессиональное обучение

Материалы для родителей

Пособие содержит материалы просветительского характера, в которых рассказано о том, как рационально распорядиться своими доходами и сбережениями, правильно оценить возможные риски на финансовых рынках и не стать жертвой финансовых мошенников. Один из наиболее важных видов работы в рамках курса — совместные задания для обучающихся и родителей, которые позволят родителям стать активными участниками процесса по финансовому обучению детей.

Материалы для родителей (PDF, 1.24 Мб)

Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. Профессиональное обучение

Контрольные измерительные материалы представляют собой сборник заданий ко всем темам курса. Материалы содержат задачи, открытые вопросы, тесты, где нужно выбрать один правильный ответ из нескольких предлагаемых, и задания с множеством правильных ответов. Преподаватель может использовать эти задания при составлении контрольной и зачётной работ. Все задания в КИМах сгруппированы парами — по два теста или по две задачи, посвящённые одной и той же проблеме.

Контрольные измерительные материалы (PDF, 348 Кб)


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *