История нотариата

История нотариата

Федеральная нотариальная палата создана в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате на учредительной конференции полномочных представителей нотариальных палат субъектов РФ, которая состоялась 22 сентября 1993 г. в Москве. Первая региональная нотариальная палата была создана несколько раньше — в марте 1993 года в Республике Бурятия. Через месяц объединились нотариусы Липецкой области, через год нотариальные палаты работали уже в 17 субъектах Российской Федерации.

Особую роль в создании и становлении ФНП сыграл Анатолий Иванович Тихенко, первый частнопрактикующий нотариус России, а впоследствии президент Федеральной нотариальной палаты. За время его пребывания в должности президента ФНП из простой некоммерческой организации превратилась в первую и на тот момент единственную саморегулируемую организацию, способную реализовывать государственные функции. До момента свой гибели в феврале 2001 года А. И. Тихенко оставался последовательным проводником идеи независимого, небюджетного нотариата, как публично правового, правозащитного и правоприменительного института, стоящего на защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Нынешнее руководство Палаты придерживается той же позиции, подтверждением чему стало принятие Общим собранием полномочных представителей нотариальных палат субъектов РФ ряда внутренних нормативных актов, подтверждающих высокий статус российского нотариата и ведущую роль Федеральной нотариальной палаты в организации нотариальной деятельности. В частности, в 2002 году были приняты Примерный устав нотариальной палаты субъекта Российской Федерации и Профессиональный кодекс нотариусов Российской Федерации, исполнение которых стало обязательным для всех нотариальных палат и нотариусов России.

Организационная структура Федеральной нотариальной палаты доказала свою эффективность и стала примером для других правовых институтов, в частности, для адвокатского сообщества, арбитражных управляющих, оценщиков и др.

Миссия нотариата в том, чтобы предотвращать споры между людьми. Нотариат существует не один десяток веков, нотариус — исторически вторая юридическая профессия после судьи. И до сих пор во многих странах мира нотариат активно востребуется. Нотариусы честно отрабатывают свой хлеб в большинстве стран. Там где востребован нотариус, суды пустуют. Разве людям не выгодно сразу и навек утвердить свое право?

Нотариат удовлетворяет потребность людей в надежном закреплении прав, в стабильности и предсказуемости имущественных отношений.
Современный правовой мир разделен на две основные системы — континентальную (латинскую) и англо-саксонскую. Большинство стран испокон веков нотариальны. Если США — страна адвокатов, то в большинстве европейских стран главным юристом традиционно является нотариус. Он решает самые насущные и ежедневные юридические вопросы населения.
Из мировой истории нотариата
Нотариусам предшествовали писцы — известные должности в истории древних цивилизаций. Нотариусы появились, когда потребовалась особая публичная деятельность по охране прав.
Нотариат в современном понимании возник в Древнем Риме.
Римская колыбель нотариата
Прообразами и предвестниками нотариусов в Древнем Риме были писцы. Недаром в переводе с латинского «нотариус» — писец.
В их обязанности входило не только составление разного рода посланий и прошений, но и составление различных сделок. Было две категории писцов: состоявшие на государственной службе (scribae) и на содержании частных лиц (exceptores et notarii).
Состоявшие на государственной службе (scribae) избирались магистратом пожизненно, из римских граждан, не лишенных при этом гражданской чести. Они изготавливали публичные документы, вели общественные счета, делали выписки и выдавали копии с этих документов, а также готовили декреты и распоряжения магистрата и хранили их. В преторских судебных процессах они вели судебный журнал.
Писцами, состоявшими на службе частных лиц, были, как правило, вольноотпущенные, работающие по найму и рабы. Они исполняли писарские функции по усмотрению своего хозяина.
Однако существовала и третья, особая категория лиц, занятых оформлением правовых документов и материалов. Это — табеллионы. Они были свободными людьми, не состоявшими на службе государства и частных лиц. Табеллионы занимались составлением для всех желающих юридических актов и судебных бумаг — за вознаграждение и под контролем государства.
Свои функции они могли отправлять только в конторах. Для придания документу, составленному табеллионом, характера публичного акта, его необходимо было внести в судебный протокол, после чего спор о подлинности этого акта становился невозможным.
Табеллионом мог стать свободный римский гражданин, обладающий правовыми знаниями, принятый в корпорацию табеллионов и утвержденный в должности префектом города.
Именно табеллионы стали «отцами» нотариата.
Французский шедевр нотариата
В европейских странах нотариат всегда занимал достойное место в обществе.
В качестве примера приведем Францию.
Когда Бонапарт замыслил введение Гражданского кодекса, он счел необходимым образовать структуру, призванную реализовать этот важнейший правовой акт. Этой структурой стал нотариат.
Вот как обосновывал введение нотариата императорский советник Реаль:
«Помимо чиновников, призванных примирять стороны и разрешать споры, мироуспокоение взывает к другим чиновникам, которые являлись бы для сторон беспристрастными советниками, а также объективными редакторами их волеизъявлений:
— разъясняя всю полноту обязательств, которые стороны в договоре принимают на себя;
— ясно излагая эти обязательства;
— придавая им характер засвидетельствованной сделки и силу окончательного решения;
— увековечивая их память и верно храня их вклад(…)
Они … не допускают возникновения споров между добросовестными людьми и лишают корыстных людей надежды на успех в их стремлении возбудить несправедливый спор. Эти беспристрастные советники, эти объективные редакторы, этот род добровольных судей, которые обязуют неотменно стороны в договоре,- это нотариусы; это учреждение — нотариат».
После введения института нотариата Реаль констатировал:
«С присущим ему чувством реальности, Бонапарт не мог представить себе переделку французского права … без привлечения компетентных юристов, способных ее осуществить в пользу народа».
Из истории российского нотариата (Пономарев А.Ф.)
Первые упоминания о письменных Законах на Руси относится ко второй половине IX века. Но документальные записи имеют более ранние упоминания. Так, Договор князя Олега (912 год) и Договор князя Игоря (945 год) с греками содержит вполне определенные сведения о письменном совершении юридических сделок в нашем Отечестве. «Если русский ударит грека или грек русского мечом, копьем или иным орудием, то виновный заплатит серебром по закону Русскому». В Х веке, при Святом Владимире упоминается уже о ворах и денежном откупе за убийство. Эти первые правовые Законы Руси стали предвестниками будущего Российского нотариата.
С именем Иоанна III Васильевича связано важное событие в истории Руси и летописи нотариата как правового института. Письменное совершение юридических сделок в Московском государстве устанавливается Судебником Иоанна Васильевича, который он утвердил высочайшим Указом в 1497 году.
Царь Иоанн IV Васильевич, прозванный в народе «Грозным» продолжает правовую реформу, начатую его дедом Иоанном III — в Судебнике уже предписывалось непременно производить укрепление свободных людей в холопы и освобождение холопов не иначе как путем составления особых грамот. Это предписание Иоанна Грозного превращается в общее обязательное правило. Уже в то время все договоры о переукрупнении недвижимых имений совершались «на письме».
Земский собор 7 февраля 1613 г. «…яко едины уста», нарек царем Михаила Федоровича. С этого началось на Руси 300-летнее царствование династии Романовых. Именно им, правителям Государства Российского, суждено было продолжить строительство российского Нотариального института и завершить его «Нотариальным Положением», утвержденным Императором Александром II 14 апреля 1866 года. Время правления первого Романова Михаила Федоровича характеризуется активным участием органов правительственной власти совершении частноправовых актов и подготовке документов, что оказало определенное влияние на постепенно развивающийся институт российского нотариата. Этот факт подтверждает и Указ Михаила Федоровича 1635 года, согласно которому «все Договоры займа, поклажи и ссуды должны были совершаться непременно письменно под страхом их полной недействительности». Акты покупки дворов в Москве записывались в Земском приказе.
Активизировалась при первом Романове и деятельность площадных подьячих, а также думных дьяков в приказах Разрядном и Посольском. Подобно табеллионам, которые в Древнем Риме составляли юридические акты и судебные бумаги, площадные подьячие, а позднее и дьяки на Руси занимались аналогичным промыслом, заложив тем самым основы профессии нотариуса. Подьячие, «кормясь пером», объединялись в свободные артели, цель которых состояла в поддержке людей этой профессии, оказании взаимной помощи и защите от возможных нападок.
В царствование Алексея Михайловича был составлен Кодекс законов Российского государства — Соборное Уложение, принятое Земским собором. Именно Уложение царя Алексея Михайловича 1649 года создало целую эпоху в развитии российского нотариального института. Оно упорядочило и систематизировало действующие до его появления отдельные отрывочные указы, создало ту основу, на которой впоследствии вырос твёрдый порядок укрепления прав на имущество, принятый в Своде законов в 1832 года и сохранивший свою силу до принятия в 1866 году Нотариального Положения. Уложение разделяет крепости (сделки), под которыми оно понимает все письменные акты, по способу их совершения на два разряда в зависимости от ценности излагаемой в них сделки: к первому разряду принадлежат большие дела на сумму свыше 10 руб.; ко второму — дела малые, на меньшую сумму. Согласно Уложению 1649 года большие крепости дозволялось писать только в Москве и в городах и не иначе как через площадных подьячих и при участии особых свидетелей — «послухов». Кроме того, Уложение, хотя и вскользь, упоминает и духовные завещания, которые «должны были быть свидетельствованы и запечатаны у епархиальных архиереев».
Главнейшим преобразованием, имевшим решительное влияние на дальнейшее историческое развитие нотариального дела в России, следует считать установление строгого надзора за площадными подьячими и зависимости их от органов правительственной власти. Указом Петра Великого от 9 декабря 1699 года предписано «…совершать всякие крепости…» не у площадных подьячих на Ивановской площади в Москве, а в соответствующих приказах, куда надлежало «…присылать раз в два месяца все крепости, совершаемые в городах». 1 января 1700 года совершение всех крепостей между лицами городского сословия в Москве передано во владение московской ратуше, а торговых крепостей — Московской большой таможне. Полной централизацией нотариального дела Петр Великий предполагал устранить беспорядки и злоупотребления, которые часто происходили при совершении правовых актов подьячими на Ивановской площади. Но этот порядок оказался неудобным, поэтому 30 января 1701 года «было полено писать крепости по прежнему указу в палатке Ивановской площади», а надзор за деятельностью площадных подьячих был поручен Оружейной палате. Впоследствии «для ближайшего заведывания крепостным делом учрежден особый приказ крепостных дел, состоявший из нескольких судей». После учреждения юстиц-коллегии в губерниях были образованны самостоятельные особые конторы крепостных дел, состоявшие из писцов и надсмотрщиков. Надзор за деятельностью главных контор поручен особому секретарю или комиссару, который назначался юстиц-коллегией.
При Екатерине II, вместе с упразднением в 1775 году юстиц-коллегии, совершение крепостных актов было передано Палате гражданского суда, представляющей собой соединенный Департамент юстиции и Вотчиной коллегии. Для создания органа публичной деятельности, близко стоящего ко всем имущественным оборотам и содействующего их развитию, Екатерина II делает попытку сокращения излишних формальностей при совершении правовых актов, предоставляя возможность частным маклерам совершать акты о переходе недвижимых имуществ. С 1781 года утверждаются маклеры и нотариусы исключительно для торговых сделок и разного рода посредничеств. В период правления Екатерины II в соответствии с новым Уложением возникла масса правительственных учреждений нотариального характера для наблюдения за правильным и законным совершением различных частноправовых актов и составлением документов, освобожденных от тягостного для контрагентов крепостного порядка их совершения.
В эпоху великих реформ 60-х годов IX столетия, охвативших все отрасли общественной и государственной жизни России, было преобразовано и нотариальное дело. Вместе с новыми Судебными Уставами императора Александра II было выработано и Положение о нотариальной чести, в основу которого положены три нотариальных законодательства Западной Европы: французское 1813 года, австрийское 1845 года и баварское 1861 года. Результатом этой законодательной деятельности стали 2 проекта 1863 и 1866 годов. Первый из них наиболее приближенный к жизни, не прошел через Государственный совет. Второй проект Положения был утверждён 14 апреля 1866 года. Вместе с введением нотариального Положения все прежние нотариусы и маклеры, кроме биржевых, прекратили свою деятельность. Отделив по образцу Запада нотариальную часть от судебной, законодатель создал самостоятельный нотариальный институт с обширным и независимым кругом действий.
Примечательно, что до начала Первой мировой войны на страницах правовых изданий, газет и журналов, шло непрекращающееся обсуждение отдельных статей и разделов Положения о нотариальной части, готовился отдельный самостоятельный Закон о нотариате, проект которого рассматривался несколько раз.
Грянула революция. Одним из первых декретов Советской власти, опубликованных 24 ноября 1917 года, упразднены «буржуазно-помещичьи» судебные органы. Однако в актах новой власти, направленных на слом старого бюрократического аппарата, нотариат впервые упомянут 23 марта 1918 года, когда Совет Народных Комиссаров Москвы и Московской губернии принял постановление, которым отменил «ныне действующее Положение о нотариальной части» и ввел новое Положение о муниципализации нотариальных контор. В период Гражданской войны и борьбы с иностранными интервентами гражданский оборот в стране был крайне незначительным, и это определило место нотариата в системе Государственных органов. Возникла тенденция к ликвидации нотариата. Обязательные отношения сводились к алиментным, семейно-имущественным делам, бытовой купле-продаже, бытовому подряду и не выходили за пределы домашнего обихода.
С переходом к Новой экономической политике внимание к нотариату со стороны органов Советской власти усиливается. Декретом Совета народных Комиссаров от 2 августа 1921 года установлено, что свидетельствование сделок и договоров производится нотариальными столами губернских отделов юстиции и уездных бюро юстиций. Принципиальные вопросы организации и деятельности нотариата обсуждались IV Всероссийским съездом деятелей советской юстиции, который открылся 26 января 1922 года. В печати были опубликованы «Тезисы о нотариате», в которых подчеркивалось, что в Советском государстве нотариат является государственным учреждением, а все элементы гражданско-правовых отношений между нотариусами и клиентами, свойственные капиталистическим странам по вознаграждению за услуги, не должны иметь место. 4 октября 1922 года принято «Положение о государственном нотариате», которое заложило основы Советского нотариата.
14 мая 1926 года ЦИК и СНК СССР приняли Постановление «Об основных принципах организации государственного нотариата», на основе которого в союзных республиках были разработаны и приняты аналогичные положения о государственном нотариате. По мере изменения и развития экономических и социальных условий, совершенствования материального и процессуального законодательства в республиканское законодательство о нотариате включались необходимые уточнения и изменения. В РСФСР Положения о государственном нотариате в новой редакции утверждались 30 июля 1930 года, 31 декабря 1947 года, 30 сентября 1965 года. Шестая сессия Верховного Совета СССР VIII созыва 19 июля 1973 года приняла «Закон СССР о государственном нотариате». Спустя почти 20 лет в Россию вернулся свободный нотариат — 11 февраля 1993 года Верховным Советом российской Федерации приняты «Основы законодательства РФ о нотариате».

История возникновения и развития нотариата в России

Давайте вместе решим Вашу проблему Задать вопрос

В целом развитие нотариата в России соответствовало основным мировым закономерностям и тенденциям, однако имело и свои исторические особенности.

В истории российского нотариата можно выделить три основных этапа.

  1. 1. Дореволюционный период. Охватывает исторический период со времен возникновения Древнерусского государства и до революции 1917 г.
  2. 2. Советский период. Это время существования государственного нотариата, длившееся с 1922 по 1993 г.
  3. 3. Современный период свободного нотариата. Он начался в 1993 г. после распада СССР и принятия Основ законодательства РФ о нотариате и проходит под знаком возрождения свободного нотариата России.

Давайте рассмотрим возникновение и развитие нотариального законодательства и нотариальных традиций на всех этапах существования данного института на территории нашей страны.

Дореволюционный период

Этот период охватывает достаточно большой исторический промежуток, который начался со времен возникновения на территории России государства, принятия христианства и развития письменности и завершился уже в XX в.
Ряд исследователей полагают, что говорить об истории российского нотариата можно только с XVIII в., когда в российском законодательстве впервые появился термин «нотариус», или даже с Судебной реформы 1864 г. Однако, на наш взгляд, такой подход игнорирует многие российские правовые традиции и институты, выполнявшие функции нотариусов, существовавшие еще во времена Древней Руси.

В каждом государстве существование нотариата проходит два основных этапа — доинституциональный и институциональный. На первом доинституциональном этапе нотариат не существует как отдельный оформившийся институт со своим специфическим законодательством, правовым статусом, сформировавшимся профессиональным сообществом и т.д. На этом этапе функции нотариуса часто выполняют должностные лица государства или церкви. Институциональный этап характеризуется тем, что нотариат оформляется как отдельный правовой институт, выполняющий специальные функции, обладает законодательно закрепленным правовым статусом и организуется в профессиональную корпорацию. Россия в этом плане не является исключением.
Нотариат в доинституциональной форме существовал на территории нашей страны еще на Руси времен первых князей и был тесно связан с двумя важными сферами общественных отношений: наследованием и торговлей.
В те времена семейные и наследственные правоотношения относились к сфере церковного регулирования. Согласно уставам князей Владимира, Ярослава и других производством этих дел в рамках церкви являлись особые лица, которые именовались владычными тысяцкими и наместниками и состояли при соответствующих епископах. Делопроизводством, хранением документов и книг ведали священники, дьяконы, намофилаксы и хартофилаксы, которые также состояли при епископе и осуществляли свою деятельность на подведомственной ему территории. Как видно из названий, все эти церковные лица ведали одновременно самыми разными вопросами, только часть из которых можно отнести собственно к нотариальным. Это является отражением специфики доинституционального этапа существования института нотариата. В то время регулирование деятельности этих первых форм нотариата осуществлялось в первую очередь посредством церковных уставов.

Торговое законодательство активнее всего развивалось в тех областях, где шли потоки международной торговли — в Новгороде и Пскове. Так, первые нотариальные печати использовали именно в Новгородской республике начиная с XII в., где посадники и тысяцкие имели свои печати, которые прикладывали к договорам, жалованным и другим грамотам, что свидетельствовало об удостоверительном характере нотариальной деятельности.

В дальнейшем специфические удостоверительные функции первых нотариальных органов в сфере торговли развивались применительно к отдельным торговым операциям — наиболее распространенным и требующим наибольшей юридической защиты. К таким операциям прежде всего относилась купля-продажа лошадей. Еще в Судебнике 1497 г. мы обнаруживаем особую категорию лиц — «пятенщики». Они специализировались на удостоверении сделок купли-продажи лошадей, а название свое получали от того, что ставили на купленную лошадь пятно и затем записывали в книгу особые приметы купленной лошади, а также данные о продавце и покупателе. Подобное оформление давало сторонам сделки дополнительные юридические преимущества. Так, если сделка совершалась без присутствия пятенщика, то покупатель мог лишиться лошади в случае иска, в случае же оформления сделки надлежащим образом запись в книге пятенщика являлась доказательством совершения сделки и ее действительности. Дальнейшее законодательство сделало несколько шагов в сторону введения обязательного удостоверения сделок купли-продажи лошадей в виде клеймения. Так, Судебник 1550 г. регламентирует обязанность покупателя клеймить лошадь и заносить ее в соответствующую книгу и устанавливает уплату штрафа в случае нарушения. В случае подачи иска нарушитель этого правила обязан был не только вернуть лошадь, но и заплатить сумму иска. Также данный правовой акт более подробно регламентирует деятельность пятенщиков, указывая, в частности, что они состоят на службе государя в Москве и Московском уезде, а в других городах и волостях — на службе у наместников и волостителей. Пятенщики брали деньги как с продавца, так и с покупателя, а данные о сделке фиксировались и хранились у государственных чиновников — дьяков и целовальников.
Первые попытки институционализации нотариальной деятельности начались в России в форме возникновения особого сословия площадных подьячих.

Они обладали рядом признаков, которые свойственны большинству традиционных форм нотариата, в том числе римским табеллионам:

  • назначались государством. Кандидаты подавали царю специальное прошение — челобитную, а характеристику на кандидата давали выборные старосты. После этого царь своим указом назначал одного из кандидатов «на площадь»;
  • удостоверяли сделки. Так, по Соборному уложению 1649 г. стороны были обязаны совершать сделки только через площадных подьячих;
  • находились под контролем государственных органов. Так, выборные старосты имели право осуществлять надзор за площадными подьячими, чтобы «воровски не писали подставных, заочных крепостей, чтобы в том пошлина не пропадала». Также юридическую силу документу придавал факт государственного удостоверения — записи акта в книгу приказа и приложение государственной печати;
  • состояли в профессиональной корпорации площадных подьячих.

Дальнейший исторический виток в развитии нотариата был связан с правлением Петра I и сближением России с Европой. В это время Россия, стремясь наверстать технологическое, экономическое и культурное отставание от наиболее развитых стран, стала копировать и внедрять у себя передовые правовые институты, действовавшие в продвинутых европейских государствах. Одним из этих институтов был нотариат. В начале своего правления Петр I предпринял попытку национализации и систематизации деятельности нотариата путем передачи полномочий по удостоверению соглашений от площадных подьячих на Ивановской площади в Москве в соответствующие Приказы. С 1 января 1700 г. совершение всех крепостей между лицами городского сословия в г. Москве было передано во владение московской ратуше, а торговых крепостей — Московской большой таможне. Однако этот порядок оказался неудобным, и уже через год, 30 января 1701 г., «было велено писать крепости по прежнему указу в палатке Ивановской площади», а надзор за деятельностью подьячих был поручен Оружейной палате. Таким образом, попытка полного огосударствления нотариата оказалась неудачной, и власть вернулась к предыдущей частно-государственной модели, усилив элемент государственного контроля.

Во времена правления Петра I начали возникать первые купеческие биржи по аналогии с западными странами. В 1721 году был принят указ Петра Великого об учреждении купеческих бирж, в котором давалась рекомендация избирать маклеров для записи торговых документов. Должности различных маклеров: биржевых, корабельных, судоходных дел, государственного коммерческого банка, частных, цеховых, ремесленных управ и др., выполнявших в чистом виде нотариальные функции, существовали вплоть до начала XX в. Биржевые маклеры избирались купеческим сообществом из среды разорившихся купцов или мещан. Государству и торговому сообществу нужны были на этих должностях лица, сведущие в торговле, однако не участвующие в ней напрямую. Для этого вводился прямой запрет: маклерам запрещалось самостоятельно участвовать в торговле и публичных продажах имущества. Главным требованием к подобным маклерам была их грамотность, также рекомендовалось избирать людей добросовестных, в торговом деле и во всяких вексельных переводах опытных.
Сам термин «нотариус» впервые встречается в отечественном законодательстве в 1729 г. — в Вексельном уставе, где говорилось, что неподписанный вексель может быть опротестован публичным нотариусом. Публичные нотариусы находились в ведении органов городского управления. Кандидаты отбирались на основании конкурса из числа чиновников и с учетом их послужного списка, отзывов начальства, неопороченности по службе и личных качеств. Из отобранных кандидатов купеческое сообщество выбирало нотариуса, который утверждался военным генерал-губернатором. После назначения по службе нотариус был обязан дать присягу, и только после этого он допускался к отправлению должности. Здесь мы видим уникальный пример взаимодействия купеческого сообщества и государства в деле выбора и назначения нотариуса. Государство устанавливает ограничительные правила и стандарты, наделяет нотариуса полномочиями, но выбор осуществляет сообщество купцов. Однако, несмотря на это, собственно нотариального законодательства, регламентирующего правовой статус, подробный порядок назначения на должность нотариуса, а также перечень нотариальных действий и порядок осуществления нотариальной деятельности на тот момент не существовало.
Сложившееся в российском праве положение, касающееся нотариата, к середине XIX в. можно было назвать хаотическим. Существовала терминологическая неопределенность и путаница, в частности термины «нотариус» и «маклер» часто употреблялись как равнозначные. Отсутствие детального правового регулирования организации и деятельности института нотариата приводило к разного рода нарушениям, которые способствовали дискредитации института нотариата и осложняли государственный контроль за его деятельностью. Сами представители государства ясно осознавали масштаб проблем в этой области. Так, Второе отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии так охарактеризовало положение, сложившееся в сфере нотариата в это время: «В действующих законах не имеется строгого различия между нотариусами и разного рода маклерами, не говорится ни о порядке избрания и назначения нотариусов, ни о требуемых от них познаниях, ни о порядке удостоверения в подлинности актов, им предъявляемых, ни об установлении самоличности сторон, требующих свершения сих актов. Общие выражения, касающиеся предметов, очевидно недостаточны для обеспечения правильности и законности их действий. Законом не установлены условия для придания совершаемому у нотариуса акту законного значения, не определена с точностью разница в силе актов крепостных, нотариальных, явочных, домашних. Только относительно крепостных актов установлен более четкий порядок, но далекий от совершенства».

Одним из самых важных для формирования российского нотариата событий дореволюционной эпохи стала Судебная реформа 1864 г. В апреле 1866 г. было принято Временное положение о нотариальной части, которое вошло в состав судебных уставов. Данное Положение регулировало вопросы назначения на должность нотариуса, требования к кандидату, полномочия и ответственность, а также сам порядок совершения нотариальных действий.

В данном Положении были упразднены все предыдущие учреждения крепостных дел, различных маклеров (кроме биржевых) и публичных нотариусов. Положение вводило две категории нотариусов — младших и старших. При отсутствии в населенном пункте нотариуса правом совершения нотариальных действий наделялись мировые судьи, городские судьи, а в уездных городах, включенных в состав земских участков, — уездные члены окружного суда. Полномочиями по определению количества нотариусов наделялось Министерство юстиции России по согласованию с министерствами финансов и внутренних дел.
Нотариат становился исключительно государственным институтом, а нотариусы работали при судебных органах и под их контролем. Однако правовой статус нотариуса все равно не исключал определенной двойственности. Так, нотариусы считались находящимися на государственной службе, однако не имели права производства в чины и получения пенсии, их труд также не оплачивался со стороны государства, вместо этого они получали плату с лиц, обратившихся за совершением нотариального действия. Исключение здесь делалось только для нотариусов, которые назначались в те местности, где не находилось желающих исполнять обязанности добровольно. Часть суммы, взимаемой нотариусом с клиентов, являлась гербовым сбором и взималась в пользу казны, другая часть поступала в собственность нотариуса. Размер гербового сбора был зафиксирован законодательно, а размер оплаты работы нотариуса определялся сторонами по соглашению.
Главными требованиями для лица, претендующего на звание нотариуса, были: русское подданство, достижение совершеннолетия (21 год), а также неопороченность судом или общественным приговором и свобода от занятий на другой государственной или общественной службе. Соискатель на должность нотариуса обязан был сдать соответствующий экзамен. «Экзамен принимался комиссией, состоявшей из председателя окружного суда, прокурора и старшего нотариуса без участия практикующих нотариусов. Экзаменуемый должен был доказать свое умение правильно излагать нотариальные акты, знание нотариального делопроизводства, гражданского законодательства и иных отраслей права, непосредственно связанных с исполнением обязанностей нотариуса».
Уже в то время существовал прообраз современной системы обязательного страхования профессиональной ответственности нотариуса. Так, нотариус при занятии должности обязан был внести залог в окружной суд. Размер залога составлял 10000 руб. для Москвы и Санкт-Петербурга, 6000 руб. — для губернских городов, 4000 руб. — для уездных городов и 2000 руб. — для прочих городов и уездов. Впоследствии нотариус был обязан делать регулярные взносы к этому залогу. В случае причинения действиями нотариуса убытков они покрывались в первую очередь из этого залога, однако в случае недостаточности размера залога для покрытия убытка нотариус отвечал всем своим имуществом.
Нотариусы назначались и увольнялись старшим председателем судебной палаты по представлению председателя окружного суда. При вступлении в должность нотариус приносил присягу в публичном заседании окружного суда. Увольнение с должности нотариуса происходило по решению суда, за исключением случаев, когда нотариус прекращал свою профессиональную деятельность по собственному желанию.
Вот список основных действий, которые в то время совершал нотариус: «…выдавал выписки из актовых книг и копии актов, свидетельствовал всякого рода акты, протесты, копии, подлинности подписей, время предъявления ему документов, нахождения лица в живых, передавал заявления одного лица другому, оформлял доверенности, заемные обязательства, договоры и протесты, мировые и третейский записи и прошения, принимал на хранение документы и составлял проекты раздела наследства».
В отличие от младшего нотариуса старший нотариус должен был иметь высшее юридическое образование. Также его правовой статус приравнивался к членам окружных судов в отношении порядка назначения и увольнения с должности, получения содержания, служебных прав и преимуществ, он освобождался от внесения залога и в его функции в первую очередь входило ведение нотариального архива, утверждение нотариальных актов о недвижимом имуществе, выдача выписок из актовых записей и копии документов, хранящихся в нотариальном архиве, а также выдача свидетельств на имения, представляемые в залог.
Временное положение о нотариальной части 1866 г. было важным шагом на пути развития нотариального законодательства. Однако оно не решало всех задач. Само по себе название этого документа свидетельствует о его временном характере, необходимости дальнейшего реформирования и систематизации института нотариата. И, как мы видим, Министерство юстиции предпринимало неоднократные попытки реформирования нотариальной части. Так, еще в 1871 г. оно предложило председателям окружных судов собрать у местных нотариусов замечания по существующей в стране нотариальной практике и высказать свои предложения. Однако эта мера не привела к результату. Только в 1904 г. несовпадение дат… комиссия, созданная при Министерстве с целью выработки предварительного проекта новой редакции Положения, предложила объяснительную записку к проекту. Однако это предложение так и не было реализовано законодательно вследствие ухудшения политической и экономической ситуации в стране. В результате Положение так и не было реформировано и вместе со всем старым законодательством прекратило свое существование после Октябрьской революции 1917 г.

Советский период

Придя к власти в 1917 г., большевики поспешили уничтожить практически всю существовавшую до этого систему государственной власти, в том числе и судебной, к которой относился институт нотариата. Так, Декрет о суде N 1 от 24 ноября 1917 г. упразднил судебные органы, институт судебных следователей, прокурорского надзора, частной адвокатуры. Как видно из содержания Декрета, он не дает конкретных указаний в отношении института нотариата, однако на практике нотариусы практически полностью прекратили свою деятельность, а функции совершения нотариальных действий были возложены на отделы местных Советов.

Большевики были нацелены на мировую революцию и для них революция и Гражданская война в России были лишь первыми ступенями в дальнейших событиях. Однако после окончания Первой мировой войны стало очевидно, что мировая революция пока не начинается, а значит, перед большевикам встает задача, к решению которой они были еще не готовы — задача восстановления государственности и построения социализма в отдельно взятой стране. К тому же экономические трудности, с которыми столкнулась страна, вынудили ее пойти на компромиссные меры в виде новой экономической политики (нэп), которая разрешила частную собственность и капиталистические отношения. Это привело к всплеску торговых отношений, развитию промышленности, международной торговли и т.д., что, естественно, потребовало соответствующих правовых институтов для их регулирования и удостоверения. В связи с этим новое Советское государство пытается найти способы использования старых правовых институтов в новом социалистическом контексте государства и права. И именно в это время происходит возрождение института нотариата в форме государственного нотариата.

На IV Всероссийском съезде деятелей советской юстиции были опубликованы «Тезисы о нотариате», в которых подчеркивалось, что в Советском государстве нотариат является государственным учреждением, а все элементы гражданско-правовых отношений между нотариусами и клиентами по вознаграждению за услуги, свойственные капиталистическим странам, не должны иметь место.
Советом народных комиссаров РСФСР 4 октября 1922 г. было принято «Положение о государственном нотариате РСФСР», в котором закреплялся новый порядок организации и деятельности института нотариата. Данное Положение существенно расширило круг полномочий нотариусов, приведя его в соответствие с изменившимся гражданским законодательством. В городах начали создаваться нотариальные конторы, во главе которых стоял нотариус, назначаемый губернскими советами народных депутатов, президиум которых одновременно осуществлял надзор за деятельностью нотариусов.
Согласно новому законодательству нотариат в СССР превратился в систему государственных органов, на которые было возложено оформление и свидетельствование актов, а также государственное удостоверение фактов, имеющих юридическое значение. На нотариальные органы возлагалось засвидетельствование договоров и сделок, совершение протестов векселей, удостоверение бесспорных обстоятельств и регистрация арестов, налагаемых на немуниципализированные строения и право застройки. Также законодательно были сформулированы главные задачи нотариата — укрепление социалистической законности, охрана социалистической собственности и личной собственности граждан, защита личных и имущественных прав граждан, а также прав и законных интересов государственных учреждений, предприятий и общественных организаций.

После создания Союза Советских Социалистических Республик возникла необходимость в выработке нового общесоюзного нотариального законодательства. Так, 14 мая 1926 г. ЦИК и СНК СССР приняли Постановление «Об основных принципах организации государственного нотариата». В этом документе были сформулированы основные принципы организации и деятельности нотариальных органов, а также задачи государственных нотариусов, к которым относилась в первую очередь проверка соответствия требуемых от них действий и составляемых ими документов действующим законам. Основными субъектами нотариального законодательства являлись государственные нотариальные конторы.
Данное Постановление установило единый порядок удостоверения нотариусом сделок путем совершения надписи о том на самом акте за подписью государственного нотариуса с приложением печати нотариальной конторы. Это позволило существенно ускорить и упростить нотариальное производство, так как упразднило старые понятия совершения актов и засвидетельствования договоров, а также актовые книги.
Нотариус при совершении нотариального действия был обязан проверить законность удостоверяемой сделки или свидетельствуемого документа, а также удостовериться в правоспособности и дееспособности участвующих в сделке лиц и собственноручности их подписи под документами. Нотариус был обязан соблюдать тайну в отношении совершаемых им нотариальных действий, поэтому справки о нотариальных действиях, совершенных нотариусом, могли выдаваться только участникам сделки, а также по требованию прокуратуры и судебных органов.
Следующей важной вехой в истории советского нотариата, которая не могла не сказаться на его развитии, стала Великая Отечественная война. Военное положение, оккупация части страны, массовая гибель как военнослужащих, так и мирного населения привели помимо прочего к большим правовым проблемам, особенно в сфере наследственного права. Так, Постановлением СНК СССР от 15 сентября 1942 г. установлен порядок удостоверения командирами воинских частей и начальниками госпиталей доверенностей и завещаний военнослужащих в военное время. Решением Пленума Верховного Совета СССР от 15 сентября 1942 г. были приостановлены сроки для принятия наследства .

Позднее, 19 июля 1973 г., был принят Закон СССР «О государственном нотариате в СССР», который был посвящен регулированию таких важных сфер, как задачи и организация нотариата, принципы его деятельности, общие правила совершения нотариальных действий и применение законодательства о нотариате к иностранным гражданам и лицам без гражданства. Этот Закон был разработан на основе обобщения опыта законодательной деятельности государственных органов Советского Союза и республик, многолетней практической деятельности нотариальных органов, потребностей развивающих общественных отношений.

Данный Закон признавал нотариуса должностным лицом государства. При этом Закон не требовал для назначения на должность нотариуса наличия высшего юридического образования, необходим был определенный опыт работы. Так, в Приказе министра юстиции СССР от 10 октября 1985 г. N 18 отмечалось, что 20% нотариусов не имеют высшего юридического образования. Органы нотариата являлись единой системой, руководство которой было возложено на органы исполнительной власти и органы юстиции. В частности, назначение нотариуса на должность осуществлялось именно органами юстиции. Обжалование нотариальных действий или отказа в их совершении происходило в судебном порядке; жалобы на государственных нотариусов, не связанные с совершением ими нотариальных действий, должны были подаваться в органы юстиции.

Данным Законом на нотариуса была возложена обязанность оказывать гражданам, государственным учреждениям, предприятиям и организациям, колхозам, иным кооперативным и другим общественным организациям содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий, с тем чтобы юридическая неосведомленность и другие подобные обстоятельства не могли быть использованы им во вред.
За совершение нотариальных действий взималась государственная пошлина, размер которой был установлен действующим законодательством. Сам нотариус, как и любой другой государственный служащий, получал за свою работу заработную плату от государства.

Как мы помним из истории работы нотариата, главными сферами деятельности нотариусов было наследственное право и сфера торговли, где нотариус был занят удостоверением сделок. Вследствие отсутствия частной собственности на землю, жилье, основные средства производства роль нотариуса в советском экономическом обороте была невелика. В связи с этим большая часть деятельности нотариусов сводилась к удостоверению верности копий документов, доверенностей и оформлению документов о наследстве. Подобная ситуация привела к тому, что профессия нотариуса перестала быть престижной среди юристов, нотариусы стали терять квалификацию, и если бы экономическая модель функционирования государства не изменилась, то, возможно, нотариат просто растворился бы в системе органов юстиции, потеряв самостоятельность. Однако этого не произошло в связи с крахом СССР и переходом страны на капиталистические рельсы развития.

Современный период свободного нотариата

Первое время после распада СССР в России продолжало действовать старое нотариальное законодательство. Однако изменение экономической ситуации, развитие рыночных отношений потребовали серьезной реформы института нотариата, для того чтобы он мог активно участвовать в удостоверении нараставшего потока коммерческих сделок.
Верховным Советом Российской Федерации 11 февраля 1993 г. были приняты Основы законодательства РФ о нотариате, которые вступили в силу 11 марта 1993 г. и продолжают действовать по настоящее время. Основы законодательства РФ о нотариате законодательно закрепили возникновение в России помимо государственного нотариата также «свободного» нотариата, включающего в себя нотариусов, занимающихся частной практикой. Образцом для создания свободного нотариата России во многом послужили модель и опыт латинского нотариата, который существовал и эффективно работал во многих европейских государствах романо-германской правовой семьи.

Сразу же начало формироваться профессиональное нотариальное сообщество и органы его самоуправления — нотариальные палаты. Причем Конституционный Суд РФ подтвердил публично правовой статус нотариальных палат, признал соответствующим Конституции РФ положение об обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой, в нотариальных палатах.
Решением Учредительной конференции представителей региональных нотариальных палат 22 сентября 1993 г. была учреждена Федеральная нотариальная палата. А в 1995 г. Федеральная палата была принята в качестве полноправного члена в Международный союз латинского нотариата по резолюции Ассамблеи нотариатов. Это ознаменовало собой возвращение российского нотариата в мировую систему латинского нотариата и интеграцию не только в российский, но и в международный коммерческий оборот. Формирование нотариата как особой профессиональной корпорации было оформлено также принятием Федеральной нотариальной палатой Профессионального кодекса нотариусов Российской Федерации.

На данный момент прошло уже больше 20 лет с момента принятия Основ законодательства РФ о нотариате. За это время нотариат не стоял на месте — принимались многочисленные акты и поправки как в сами Основы, так и в иные акты, касающиеся гражданского права и гражданского процесса. Определенные нотариальные действия, например, такие как удостоверение сделок с недвижимым имуществом, меняли свой статус с обязательного на добровольный.

Вся история развития нотариата показала, что он был тесно связан с развитием товарного оборота и выполнял удостоверительные функции, с которыми государство не могло справляться самостоятельно. Только в советское время в связи со снижением экономической активности граждан и отсутствием частной собственности нотариат стал полностью государственным.

Существующий на сегодняшний день свободный российский нотариат содержит все черты и признаки, свойственные классическим формам нотариата латинского типа. Однако нотариат не стоит на месте, продолжает развиваться и совершенствоваться. И прямо сейчас, в настоящее время в нашей стране происходит серьезная реформа нотариального законодательства. В следующих параграфах мы разберем основные принципы и функции, на которых строится современный российский свободный нотариат.

Нотариат в российской федерации: история и современность

История становления и развития нотариата в России

Сейчас в России институт нотариата подвергается модернизации, поэтому актуально в настоящее время восстановить историю данного института, для того чтобы увидеть, на каком из этапов своего развития нотариат был наиболее востребован и эффективен для общества и государства в целом.

Термин “нотариат” происходит от латинского слова “nota”, что означает знак. В Древнем Риме нотариусами называли писцов, составлявших проекты сделок и употреблявших для скорости стенографические знаки. Отсюда и следует образование слов “notarius” — нотариус и “notarialis” — нотариальный. Писари древнейших цивилизаций являются далекими предшественниками нотариата, но настоящими родоначальниками профессии стали особые категории должностных лиц, наделенных полномочиями формировать и закреплять юридические доказательства. Появление института нотариата в глубокой древности объясняется самим развитием гражданского оборота, закономерным осознанием его участниками объективной необходимости в юридическом закреплении их действий, в охране их прав.

Выделялось две категории писцов: состоявшие на государственной службе (scribae) и на содержании частных лиц (exceptores et notarii)1. Однако существовала и третья, особая категория лиц, занятых оформлением правовых документов и материалов. Это были табеллионы. Они были свободными людьми, не состоявшими на службе государства и частных лиц.

Табеллионы занимались составлением для всех желающих юридических актов и судебных бумаг — за вознаграждение и под контролем государства. Свои функции они могли отправлять только в конторах. Для придания документу, составленному табеллионом, характера публичного акта, его необходимо было внести в судебный протокол, после чего спор о подлинности этого акта становился невозможным. Табеллионом мог стать свободный римский гражданин, обладающий правовыми знаниями, принятый в корпорацию табеллионов и утвержденный в должности префектом города. Именно табеллионы стали “отцами” нотариата.

Историю становления и развития нотариата в Российской Федерации можно разделить на три периода: 1) нотариат России до 1917 года; 2) советский нотариат; 3) нотариат на современном этапе развития России2.

По мнению ряда авторов, элементы нотариальной деятельности, свидетельствующие о зарождении института нотариата, прослеживаются в России начиная уже с X-XI веков. Правовое регулирование нотариальной деятельности первого периода осуществлялось посредством Новгородской и Псковской судных грамот, Судебника 1497 года, Судебника 1550 года, Соборного уложения 1649 года, Вексельного устава 1729 года, Временного положения о нотариальной части 1866 года. Правом совершать нотариальные действия обладали следующие категории граждан: городовые и биржевые нотариусы, специализированные маклеры (корабельные, биржевые, частные, банковские, цеховые и другие), магистраты, таможенные чиновники, ратуши, думы, становые приставы и торговые словесные суды.

Пару слов необходимо сказать о самих актах данного периода. Так, “Закон судным людям”, изданный князем Владимиром, закреплял положение, согласно которому, чтобы завещание имело законную силу, оно должно писаться не менее чем при семи свидетелях. В свидетели при этом должны были браться люди, засуживающие доверия. Сам завещатель должен был находиться в здравом уме и твердой памяти и назначить душеприказчиков и опекунов, которые бы после смерти исполнили его волю. По Псковской судной грамоте “рядница”, то есть долговая запись, из которой было видно, что деньги даны в долг по торговле, должна была писаться при церкви святой Троицы и храниться в ларе святой Троицы. Принятые позднее Судебники 1497 и 1550 года закрепили процедуру оформления некоторых видов договоров (например, покупку и продажу лошадей).

Одновременно с формированием норм, послуживших основанием для нотариального права, шло становление нотариальных органов. Первые упоминания об особом классе людей, специально занимающихся написанием актов, относятся к XVI веку. В большинстве случаев это площадные подъячие, которые за плату оказывали услуги по составлению различных документов.

Важным этапом развития нотариата в России является Соборное уложение 1649 года. Документ разделил все сделки в зависимости от их ценности на два разряда. При этом к первому разряду принадлежали сделки на сумму свыше десяти рублей, ко второму — на сумму, меньшую десяти рублей. Согласно Уложению сделки первого разряда разрешалось совершать только в Москве и в городах и не иначе как через площадных подъячих и обязательно при участии свидетелей.

В 1775 году совершение крепостных актов было передано Палате гражданского суда. В 1781 году исключительно для торговых сделок и представительства различного рода утверждаются должности маклеров и нотариусов.

В апреле 1866 года принятие Временного Положения о нотариальной части ознаменовало начало новой эпохи развития российского нотариата3.

Именно с этого периода нотариус стал лицом, специально наделенный полномочиями совершать и свидетельствовать нотариальные акты. Согласно Положению кандидат на должность нотариуса должен был: состоять в русском подданстве, достигнуть совершеннолетия, быть не опороченым судом или общественным приговором, иметь полнейшую свободу от занятий на государственной или общественной службе. Перед совершением всякого нотариального акта нотариус должен был удостовериться в личности обратившихся к нему лиц, выяснить их волю и правоспособность к совершению акта. Составляя нотариальный акт, нотариус в соответствии с требованиями Положения должен был: для выяснения всех подробностей предполагаемого к совершению акта расспросить явившихся к нему участников в присутствии свидетелей о содержании и условий данного акта; установить смысл и значение нотариального акта для обеих сторон; изложить задуманную сторонами сделку с их слов в форме проекта; прочесть проект акта сторонам; убедиться, что содержание нотариального акта сторонам понятно и они согласны на изложение в предлагаемом виде; предложить сторонам уплатить вознаграждение по таксе, а также сбор в доход городов; внести проект в актовую книгу; вновь, но уже при свидетелях, прочитать занесенный в актовую книгу проект акта сторонам; подписать внесенный в актовую книгу проект акта и предложить подписать его одновременно сторонам и свидетелям; выдать выпись из актовой книги.

Вместе с новыми Судебными Уставами императора Александра II было выработано и Положение о нотариальной части4. С введением нотариального Положения все прежние нотариусы и маклеры, кроме биржевых, прекратили свою деятельность. Отделив по образцу запада нотариальную часть от судебной, законодатель создал самостоятельный нотариальный институт с обширным и независимым кругом действий и нотариат стал одним из структурных подразделений Министерства юстиции.

Вместе с тем данное Положение имело и ряд недостатков. Прежде всего, в качестве обязательного требования к кандидату на должность нотариуса отсутствовало требование наличия специального образования. Другой проблемой стала необходимость обязательного присутствия свидетелей при совершении нотариального действия. На практике это привело к тому, что при каждой нотариальной конторе состояли постоянно свидетели, которые за известное вознаграждение подписывались под каким угодно нотариальным актом. Но едва ли не главной проблемой была проблема оплаты труда нотариусов. Готовился отдельный самостоятельный Закон о нотариате, проект которого рассматривался несколько раз. В 1904 году проект новой редакции Положения о нотариальной части был опубликован в Санкт- Петербурге. Однако, предреволюционная ситуация в России не позволила провести намеченные реформы.

Нотариат в советский период получает новое, но нельзя сказать, что лучшее правовое регулирование. Одним из первых Декретов, опубликованных 24 ноября 1917 года, упразднены “буржуазно-помещичьи” судебные органы. В период гражданской войны возникла и тенденция к ликвидации нотариата. В 1918 году нотариат, наряду с другими юрисдикционными органами, был упразднен ввиду отпадения надобности регулирования общественных отношений, складывающихся по поводу частной собственности и защиты имущественных прав субъектов гражданского оборота. В декабре 1918 года после принятия Декрета о суде № 1 Народный комиссариат юстиции РСФСР объявил о ликвидации нотариальных столов, их функции передавались различным отделам советских органов власти. Однако нотариат не исчезает бесследно.

Решение о восстановлении нотариата было принято на IV Всероссийском съезде деятелей советской юстиции в январе 1922 года. И уже в октябре 1922 года СНК РСФСР принял Положение о государственном нотариате РСФСР5. Это Положение и заложило основы советского нотариата. Предусматривались учреждения государственных нотариальных контор во всех городах, в более значительных пунктах сельской местности, на узловых станциях, пристанях и так далее. Нотариусы назначались на должность президиумами губернских советов народных судей. На нотариальные конторы возлагались следующие полномочия: совершение всякого рода актов, для которых действующим правом установлен нотариальный порядок их совершения; засвидетельствование договоров, заключаемых государственными, кооперативными, общественными учреждениями, предприятиями, организациями как между собой, так и с частными лицами; совершение и засвидетельствование по желанию сторон таких договоров, которые не требуют по закону нотариального совершения или удостоверения; совершение протеста векселей; засвидетельствование доверенностей и копий со всякого рода документов и выписей из торговых книг, а также подлинности подписей; удостоверение по требованиям должностных лиц бесспорных обстоятельств, как то времени предъявления документов, нахождения лица в определенном месте, представления объяснения либо требования от одного лица к другому и тому прочее; выдача выписей и копий из нотариальных книг и реестров и тому прочее; принятие и хранение представленных разными лицами документов.

В августе 1923 года в связи с принятием Гражданского кодекса РСФСР 1922 года принимается новое Положение о нотариате в РСФСР6.

Уже в это время выявляется несоответствие в организации деятельности нотариальных органов различных республик. Назрела необходимость в принятии общесоюзного акта по вопросам нотариата.

Первым таким актом стало постановление ЦИК и СНК СССР от 14 мая 1926 года “Об основных принципах организации государственного нотариата”. Постановление формулировало основные задачи нотариальных органов, к которым относились проверка соответствия требуемых от них нотариальных действий и представляемых им документов действующим законам; оказание трудящимся активного содействия в ограждении их прав и законных интересов, чтобы юридическая неосведомленность, малограмотность и тому прочее, обстоятельства не могли быть использованы им во вред. В компетенцию нотариальных органов, согласно данному постановлению, входили нотариальное удостоверение сделок, совершение предусмотренных законом протестов, засвидетельствование верности копий документов и выписок из книг и документов, засвидетельствовании подлинностей подписей, удостоверение обстоятельства и фактов, могущих иметь юридическое значение, в которых нотариус лично может удостовериться и для удостоверения которых закон не устанавливает другого порядка, регистрация арестов, налагаемых на строения, а равно изменения и снятие их с регистрации, хранение документов, иные действия, предусмотренные законодательством союзных республик. Данное постановление послужило основой для принятия Положений о государственном нотариате в союзных республиках. В РСФСР такое Положение было принято в октябре 1926 года. Данное Положение значительно увеличивало компетенцию нотариусов. Так, им было предоставлено совершать исполнительные надписи на договорах, принимать меры к охране наследственного имущества, признавать граждан умершими и временно отсутствующими.

В конце 1920-х годов в связи с общим сокращением гражданского оборота сокращается и сфера деятельности нотариата. Недостаточное финансирование приводит к закрытию большинства нотариальных контор. К первому января 1937 года в СССР остались всего сто двадцать две конторы, в том числе в РСФСР — семьдесят четыре (в 1924 году было четыреста четырнадцать). И только в 1940-е года начинает постепенно распространяться идея о необходимости повышения статуса органа нотариата.

В 1936 года согласно постановлению ЦИК и СНК СССР “О реорганизации нотариальных органов” все нотариальные действия передаются нотариальным конторам и нотариальным столам при народных судах. Одновременно происходит расширение функций нотариата. Разрабатываются новые общесоюзные акты по нотариату. Но реализации этих планов помешала война. По окончанию войны вновь стал вопрос о принятии общесоюзного акта о нотариате. Однако такой акт был принят только в 1973 году Верховным Советов СССР7.

Закон СССР от 19 июля 1973 года “О государственном нотариате” 8не только регулировал деятельность нотариальных контор, но и определял компетенцию иных органов, совершающих нотариальные действия, а также отдельных должностных лиц, удостоверяющих завещания и доверенности, которые приравнивались к нотариально удостоверенным. Республиканские законы, принятые на основе Закона СССР “О государственном нотариате”, развили его положения, подробно определив порядок совершения каждого вида нотариального действия. В 1990-е годы вопросы, связанные с регулированием нотариата, начинают отходить на второй план. Это прежде всего было связано с переходом к модели латинского нотариата. На первый план выдвигается идея о независимости и самоуправляемости нотариальных органов.

В связи с переходом к рыночным экономическим отношениям, с многообразием форм собственности, развитием предпринимательства, выходом в экономические пространства возникла необходимость реформирования нотариата. Спустя почти двадцать лет в Россию вернулся свободный нотариат — 11 февраля 1993 года Верховным Советом Российской Федерации приняты “Основы законодательства Российской Федерации о нотариате”. Этот Закон кардинально реформировал институт нотариата, возродил в России независимый нотариат латинского типа. Считается, что нотариат латинского типа осуществляет предварительное правосудие, помимо общих для нотариата удостоверительных функций. С 1993 года, после проведения реформы нотариата и вступления в силу «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате», в одном экономическом пространстве работают два нотариус — один в государственной конторе, другой — в частной. Кроме того, российский нотариат вступил в Международный союз латинского нотариата, и наши нотариусы получили возможность обмениваться опытом со своими зарубежными коллегами. В субъектах Российской Федерации создаются нотариальные палаты.

22 сентября 1993 года решением Учредительной конференции представителей региональных нотариальных палат учреждена Федеральная нотариальная палата. Первым президентом Федеральной нотариальной палаты избран Репин Виктор Сергеевич, а 10 декабря 1993 года — дата государственной регистрации Федеральной нотариальной палаты.

Становление российского нотариата и формирование законодательства о нем происходило не одно столетие. Современному состоянию баланса между контролем со стороны государства и свободой нотариусов в своей профессиональной деятельности предшествовали различные организационные формы взаимоотношений государства с органами нотариата.

Таким образом, нотариат в современном понимании возник в Древнем Риме. Прообразами и предвестниками нотариусов в Древнем Риме были писцы. В их обязанности входило не только составление разного рода посланий и прошений, но и составление различных сделок. Было две категории писцов: состоявшие на государственной службе (scribae) и на содержании частных лиц (exceptores et notarii). Фактически это уже был прототип государственного и частного нотариата. В данном параграфе была рассмотрена история становления и развития нотариата в Российской Федерации, выделено три основных периода в его становлении и развитии, а также правовое регулирование данного института, а также изучены предпосылки, условия и исторические формы становления и развития нотариальной системы. Российский нотариат за всю свою историю терпел и взлеты и падения, прекращал свое существование и вновь возрождался, однако необходимость в нотариате по настоящее время существует и будет существовать. Возникнув еще в Древнем Риме, он продолжает наращивать темпы становления и развития в современном мировом пространстве.

Возникновение и развитие нотариата в России в период до 1917 года

Коренная перестройка нотариата была проведена в ходе реформ Александра II, охвативших все сферы государственной жизни России и затронувших организацию публичной деятельности лиц, занимавшихся совершением различного рода актов.

Во второй половине XIX в. развитие российского нотариата было тесно связано с судебной реформой 1864 г. В апреле 1866 г. с принятием Временного положения о нотариальной части начался новый этап истории российского нотариата. Временное положение получило силу закона и вошло в состав судебных уставов.

Были упразднены все прежние учреждения крепостных дел, должности чиновников крепостных дел (крепостных надсмотрщиков, секретарей и писцов), а также публичных нотариусов. Обязанности по совершению и засвидетельствованию актов стали исполнять младшие и старшие нотариусы (состоявшие при окружных судах – прим. «Мира нотариата») или заменяющие их должностные лица.

Временное положение о нотариальной части 1866 г. стало важным этапом на пути становления института нотариата в России, но оно не привело к решению всех проблем.

Положение о нотариальной части базировалось на австрийском, баварском и других нотариальных положениях. Это было связано с тем, что опыта и практики деятельности нотариата в том обновленном виде, в котором он моделировался Положением, в России не было.

В целом Положение явилось прогрессивным нормативным актом, поскольку учреждало стройную систему нотариальных органов и определяло их компетенцию. Оно содержало 217 статей, 41 из которых была посвящена устройству нотариальной части. Тем не менее, Положение имело ряд недостатков. В первую очередь к ним относилась неопределенность в правовом статусе нотариусов. С одной стороны, нотариусы были признаны считающимися (не состоящими) на государственной службе, с присвоением им заурядного 8-го класса по должности, однако без права производства в чины и получения пенсии (ст. 17), а с другой — они признавались свободными профессионалами, осуществляющими свою деятельность на коммерческой основе (ст. 208). Сами нотариусы нередко высказывали нарекания по поводу двойственности своего положения, так как она негативно отражалась не только на работе нотариусов, но и на отношении к ним публики. Так, С. Барановский писал, что нотариусы — фактически «пасынки Фемиды», поскольку действующее нотариальное положение выделяет их из общей градации чинов Министерства юстиции и лишает тем самым всех прав и прерогатив, которыми пользуются остальные чины судебного ведомства. В связи с тем, что нотариусы не включены в общую судебную семью, они лишены права в отличие от судей обращаться за разъяснениями сомнений в применении закона в те окружные суды, при которых они состоят, а должны на свой страх и риск решать сомнительные правовые вопросы.

Он отмечал, что если в применении или толковании закона ошибаются судьи, то высшая судебная инстанция лишь отменяет неправильно постановленное решение, если же ошибается нотариус, то помимо уголовной ему грозит еще и имущественная ответственность.

Анализируя нормы Положения и практику их применения, М. Попович пришел к выводу о необходимости устранения неопределенности в статусе нотариуса, с тем чтобы «нотариус не стоял каким-то отщепенцем от своей юридической семьи сослуживцев, чтобы он хотя бы пользовался частью тех прав, какие он заслуживает по-своему положению как должностное лицо и как общественный деятель». Наряду с неопределенностью правового статуса нотариуса следует отметить и другие недостатки Положения. Так, требования к кандидатам на должность нотариуса были более чем скромные (ст. 5):

  • Cостояние в русском подданстве
  • Достижение совершеннолетия
  • Неопороченность судом или общественным приговором
  • Полнейшая свобода от занятий на государственной или общественной службе

Нотариусом мог стать только подданный Российской империи — иностранец не вправе был претендовать на эту должность. Кроме того, по циркулярному предписанию министра юстиции от 6 июня 1887 г. нотариусами не могли быть евреи. Представляется, что указанное ограничение было установлено в развитие общей антисемитской политики, проводимой Российской империей. Второе условие — достижение возраста совершеннолетия признавалось многими учеными и нотариусами недостаточным. Объяснялось это в основном тем, что по роду своей деятельности нотариус должен быть в высшей степени человеком осмотрительным и обладать всеми качествами, присущими человеку опытному и зрелому. Нельзя сказать, что этими качествами обладает лицо, достигшее 21 года. В этой связи обосновывалось мнение о том, что довольно рискованно доверять материальное благосостояние человеку, недавно вышедшему из юношеского возраста, не имеющему ни достаточных знаний, ни опыта, и предлагалось разрешить занятие этой должности при условии достижения кандидатом возраста 25 лет. Установленные Положением о нотариальной части нравственные требования для занятия должности нотариуса также признавались многими современниками недостаточным и основанным только на формальных требованиях. Предлагалось требовать не только неопороченности судом или общественным приговором, но и беспорочного поведения вообще и пользования всеми гражданскими правами. Отсутствовало в Положении в качестве обязательного и требование к кандидату на должность нотариуса наличия специального образования: необходимо было лишь выдержать испытание в умении правильно излагать акты, в знании форм нотариального делопроизводства и необходимых для исполнения этой должности законов (ст. 15).

Подобное требование вызывало вполне справедливые, на наш взгляд, упреки, поскольку «каждому нотариусу, к которому часто обращаются за всякого рода юридическими советами, приходится всегда быть в курсе дела и дополнять свои познания не только чисто нотариальной специальностью, но и другими отраслями законоведения , а однa практика без юридического образования для обыкновенного среднего человека (исключительных способностей и талантов нельзя принимать в расчет) может дать только один результат: привычку писать то, что уже несколько раз писано. Юридической логики, обобщений и анализа трудно требовать от практика. Все указанные соображения приводят к выводу, что установление образовательного ценза не только желательно, но и необходимо».

За установление образовательного ценза для занятия должности нотариуса высказывался А. Иваницкий, который считал, что задача нотариуса заключается не только и не столько в составлении акта или совершении другого засвидетельствования по заранее установленной шаблонной форме (эту работу мог бы выполнить любой писец нотариальной конторы), а в толковом, ясном и определенном изложении акта или сделки. Кроме того, нотариусу приходится решать вопросы квалификации сделок, проверять их на соответствие требованиям закона. «Bce эти вопросы, требующие и особо специальных знаний и опыта, должны разрешаться нотариусом в большинстве случаев почти моментально …, вряд ли с этим может справиться всякое мало знающее лицо». Весьма существенными недостатками, по мнению Л. Б. Мандельштама, являлось отсутствие советов нотариусов, помощников нотариусов и стажа, необходимого для занятия должности нотариуса.

Введение корпоративных начал, по замечанию С.К. Кузнецова, необходимо. Главное назначение этих советов должно заключаться в объединении нотариальной практики и в охране чести и достоинства нотариата как государственного учреждения.

Одним из требований, предъявляемых к занятию должности нотариуса, являлось внесение имущественного залога. Основное назначение залога заключалось в том, что он служил необходимой гарантией лицам, обращающимся к нотариусу, от неправомерных действий последнего. Причиненные неправомерными нотариальными действиями убытки подлежали возмещению за счет указанного залога. Размер залога должен был ежегодно увеличиваться за счет сумм, полученных нотариусом за совершение нотариальных действий, до тех пор, пока не достигал в столицах 25 тысяч рублей, в губернских городах 15 тысяч рублей, в уездах и уездных городах — 10 тысяч рублей. В случае благополучного окончания нотариусом своей карьеры он мог воспользоваться этим залогом при выходе в отставку, в случае его смерти залогом могли воспользоваться его наследники.

В период работы Комиссии по пересмотру нотариального положения поднимался вопрос об отмене имущественного залога для лиц с высшим юридическим образованием. Однако в большинстве отчетов окружных судов данный вопрос решался отрицательно. Обосновывалось это тем, что залог обеспечивал убытки частных лиц, причиненных ошибочными и небрежными действиями нотариуса. Указанные же действия могли быть допущены и лицом с высшим юридическим образованием.

Еще одним недостатком Положения о нотариальной части являлось установление порядка получения вознаграждения нотариусов за совершенные ими действия. Статья 208 Положения гласила: «Нотариусы взимают плату в свою пользу по добровольному с обратившимся к ним лицам соглашению». Именно эта фраза и породила массу недоразумений и нареканий в обществе, превратила нотариуса в получиновника, в полукоммерческого деятеля. При этом добровольное соглашение между нотариусом и сторонами считается основным и главным принципом при определении размера вознаграждения нотариусов за их действия, и только в том случае, когда это соглашение не последует, то плата нормируется особой таксой.

Следует отметить, что такое положение вещей противоречило точке зрения Государственной канцелярии по этому вопросу и принципам вознаграждения нотариусов, закрепленным в других государствах. Например, во Франции нотариусы получали вознаграждение исключительно по установленной таксе, добровольное соглашение допускалось лишь за совершение тех действий, которые не были предусмотрены таксой. В Германии, Бельгии и Голландии вопрос о вознаграждении нотариусов решался аналогичным образом. В Австрии добровольное соглашение категорически запрещалось. Если же все- таки оно заключалось, то признавалось недействительным. За нарушение указанного установления закона нотариус подвергался штрафу в двойном размере против излишне полученного. Исключение допускалось для дел очень сложных, требующих особенной подготовки и больших потерь времени: нотариус мог при условии подробной мотивировки причин войти в соглашение со сторонами, если же такого соглашения не было заключено, он вправе был требовать через суд увеличения своего вознаграждения. Л.Б. Мандельштам настаивал на целесообразности и необходимости введения такого же принципа и в России, поскольку установления Положения о нотариате противоречат сущности нотариата. «Тяжело и обидно для общественного деятеля, отправляющего не те или иные частные, а публично-право вые функции, начинать не с самого дела, а с торговли».

Министерство юстиции циркуляром от 19 апреля 1871 г. предложило председателям окружных судов собрать у местных нотариусов замечания по существующей в стране нотариальной практике и высказать свои предложения. Однако это поручение исполнялось очень долго. Лишь спустя двадцать лет при министерстве была создана комиссия с целью выработки предварительного проекта новой редакции Положения. Объяснительная записка к проекту была составлена в 1904 г. Но предреволюционный период в России начала ХХ в. характеризовался продолжающимся дефицитом бюджета, что затрудняло возможность серьезного реформирования экономической и правовой ситуации в стране. В этих условиях намечавшиеся реформы были отложены, и Положение 1866 г. так и не было обновлено.

Большое внимание уделено при регулировании вопросов нотариата крепостной части, то есть засвидетельствованию сделок, что было связано с особой важностью актов о поземельной собственности, определяющих отношения не только частных лиц между собой, но и с государством. Сделки, совершенные крепостным порядком, объявлялись бесспорными. При соблюдении всех правил о вводе во владение сделка объявлялась бесповоротной, а ее принудительное исполнение осуществлялось административными органами. Стороны были обязаны представить справку полиции о самоличности (в отношении крепостных крестьян), а также справку органа местного самоуправления о принадлежности отчуждаемого имущества продавцу. Устанавливалось наличие запрещений и обременений на отчуждаемое имущество. По необходимости запросы о запрещениях делались другим столоначальникам, поскольку по законодательству Российской империи того времени стороны сами определяли, где именно удостоверить сделку, и не были связаны местом нахождения имущества. Затем составлялся проект сделки, который переписывался начисто на гербовой бумаге, подписывался в присутствии нотариуса, в том числе тремя свидетелями. После уплаты пошлин, гербового и других сборов акт вносился в крепостную книгу и выдавался сторонам под расписку, заносимую в особый журнал. Удостоверенный акт оглашался через сенатские ведомости, и копия объявления направлялась в гражданскую палату и уездный суд по месту нахождения имущества.

К концу XIX в. в России сложились четыре группы органов и должностных лиц, имевших право совершать нотариальные действия:

  • Публичные (городовые) нотариусы
  • Биржевые маклеры и нотариусы, корабельные маклеры
  • Узкоспециализированные маклеры: судоходных дел, государственного коммерческого банка, частные, слуг и рабочих людей, цеховые, ремесленных управ, Кронштадтского общества вольных матросов
  • Магистраты, ратуши, думы, таможенные чиновники, становые приставы, торговые словесные суды

Кандидаты на должность нотариусов отбирались из числа чиновников на основе конкурса. После назначения на должность они приносили присягу. Запрещалось назначать нотариусами людей неграмотных.

При исполнении нотариальных обязанностей было необходимо:

  1. Установить личность Сторон
  2. Проверить правоспособность и дееспособность сторон
  3. Проверить подлинность договора и установить его соответствие действующему законодательству
  4. Записать договор в книгу
  5. Взыскать пошлины и сборы
  6. На подлиннике договора совершить надпись, содержащую время засвидетельствования и номер по книге

С точки зрения современного развития нотариата представляет интерес анализ предложений о совершенствовании нотариальной части, которые были разработаны в России в конце XIX — начале ХХ столетия. Речь идет о новой редакции Положения о нотариальной части, которое было опубликовано в Санкт-Петербурге в 1904 г. Согласно этому документу, заведывание нотариальной частью под надзором судебных мест должно было поручаться нотариусам и состоящим при нотариальных архивах старшим нотариусам и их помощникам.

Министру юстиции предполагалось предоставить право издания инструкций по предметам внутреннего распорядка и делопроизводства в нотариальных архивах и конторах.

Нотариусами, согласно проекту новой редакции Положения, могли быть лица, удовлетворяющие условиям, предусмотренным в ст. 250 и 251 Учреждения судебных постановлений, имеющие не менее 25 лет от роду и не занимающие никакой другой должности, сопряженной с содержанием, ни в государственной, ни в общественной службе.

Министру юстиции по представлению в каждом отдельном случае окружного суда предполагалось предоставить право разрешать нотариусам занятие, сопряженное с содержанием должности по учебной части, если такое совмещение должностей не соединено с ущербом для исполнения неп6средственных обязанностей нотариуса.

Лица, не удовлетворявшие требованиям, предъявляемым к должности нотариуса и желающие занять эту должность, должны были подвергнуться испытаниям по программе, установленной министром юстиции, в умении правильно излагать акты и в усвоении форм нотариального делопроизводства и необходимых для исполнения этой должности актов.

Согласно проекту новой редакции Положения о нотариальной части, лицо, желающее занять должность нотариуса, вправе заявить окружному суду ходатайство об испытании его в знании иностранных языков или местных наречий. Выдержавшему испытание по одному или нескольким языкам или наречиям предполагал ось выдавать свидетельство на право совершать в случаях, указанных законом, акты на иностранных языках, свидетельствовать такие акты и переводить акты и документы с означенных языков, а также с местных наречий на русский язык и обратно.

Лицо, выдержавшее испытание в одном судебном округе, при занятии должности нотариуса в другом судебном округе новому испытанию не подвергалось. Нотариусам предоставлялось право иметь под их руководством и ответственностью помощников, если они окончили курс наук не ниже средних учебных заведений и занимались в конторе нотариуса: получившие высшее юридическое образование — не менее шести месяцев, а прочие лица — не менее одного года. Число помощников, могущих состоять при каждом нотариусе, определялось окружным судом. Нотариус обязан был сообщать председателю окружного суда о принятии на работу помощника, времени его вступления в должность и увольнения от этой должности. При недостатке лиц, желающих и имеющих право поступить в нотариусы, обязанности нотариуса могли быть возложены на местных участковых судей.

Нотариусам предоставлялось право иметь при конторах нотариальных рассыльных для исполнения указанных в законе действий, предполагалось, что они должны будут действовать под имущественную ответственность самих нотариусов. Об избранных для исполнения этих обязанностей лицах нотариусы должны сообщать председателю суда. В отношении личной ответственности эти лица приравнивались к судебным рассыльным.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *