Когда человек смотрит вверх при разговоре

Когда человек смотрит вверх при разговоре

10 признаков того, что ваш собеседник лжёт

16.06.2014 © www.metrosfer.com

Как говорил герой одного популярного сериала — «лгут все» и в этом он был абсолютно прав. Лгут банкиры и нищие, родители и дети, преступники и полицейские, а больше всего лгут конечно, чиновники — можно сказать, это неотъемлемая часть их работы. Одни люди обманывают умело, другие лишь неуклюже пытаются скрыть истину, но так или иначе — лгут все. В некоторых случаях правда бывает гораздо причудливее простой, но лживой версии событий, поэтому прежде чем вывести предполагаемого лжеца на чистую воду, лучше убедиться, что он действительно водит вас за нос. Некоторые характерные особенности поведения лжецов вы найдёте в этой подборке.

1. Взгляд в пол или прямо в глаза

© www.verge.zp.ua

Если человек лжёт, как правило, он избегает смотреть в глаза, чтобы не выдать себя. Однако, некоторые лжецы напротив, стараются как можно чаще встречаться взглядами с собеседником. Прямой взгляд «глаза в глаза» всегда придаёт повествованию правдоподобность, чем успешно пользуются многие искушённые и опытные обманщики. Если при разговоре вам никак не удаётся поймать взгляд собеседника, а затем он сам начинает пристально и настойчиво смотреть в глаза, не стоит верить словам этого лицемера.

2. Пространная речь с длинными фразами

© www.scanvine.com

Лжецы склонны избегать прямых коротких фраз — чем длиннее монологи, тем неспешнее идёт беседа и у лгущего появляется больше времени, чтобы продумать дальнейшие фразы.

Весьма характерные для обманщиков вопросы вроде «Откуда ты взял эти сведения?» также используются для того, чтобы собеседник пустился в объяснения, дав лжецу возможность разработать другие шаги по дезинформации.

3. Позы и жесты

© www.nett-sales.com

Язык тела гораздо правдивее речи — тот, кто способен виртуозно ввести собеседника в заблуждение, далеко не всегда может контролировать мельчайшие проявления своей неуверенности.

Если человек говорит очень убедительно, но при этом ёрзает на стуле, отворачивается от слушателя, постоянно скрещивает руки на груди или прикасается к своему лицу, полученную от него информацию лучше перепроверить.

4. Дополнительные подробности

Некоторые обманщики в разговоре любят упоминать различные подробности — по их мнению, благодаря множеству деталей лживые россказни становятся более правдоподобными.

Собеседники далеко не всегда считают историю с лихо закрученным сюжетом и обилием «лирических отступлений» истинной, так что подобный приём часто только снижает доверие к рассказчику, но лжецов это не останавливает.

5. «Лучшая защита — нападение»

Кадр из х/ф «Лжец, лжец» / © Image Entertainment

Если при беседе со лжецом вы посмели усомниться в его сведениях, будьте готовы к контратаке — скорее всего, лицемер изобразит глубочайшее возмущение вашей недоверчивостью, ближайшие несколько минут будет уверять, что человека честнее его вы не найдёте на всём белом свете, а затем постарается перевести разговор на другие темы.

Как правило, люди, говорящие правду, так себя не ведут — им незачем избегать «скользких» тем в разговоре, так что они гораздо меньше нервничают и не пытаются обелить себя в глазах собеседника, а спокойно стоят на своём.

6. Несостыковки в различных версиях

© wjlta.wordpress.com

Лжецы часто украшают свои байки большим числом живописных деталей, но о действительно важном не говорят. Чтобы быть уверенным в том, что собеседник не скрывает чего-то важного существенное, попробуйте незаметно записать его историю на диктофон, а затем вернуться к ней через несколько дней и обсудить некоторые подробности. Если на своеобразной «очной ставке» с самим собой собеседник путается в «показаниях», забыв, что он говорил ранее, скорее всего, ваши подозрения в «нечестной игре» обоснованны.

7. Движения глаз

© www.huffingtonpost.com

При разговоре с правшой обратите внимание, как движутся его глаза — если после заданного вопроса рассказчик смотрит вверх и влево — это свидетельствует, что он пытается что-то вспомнить, а перемещение взгляда вправо и вверх обычно происходит, если человек «на ходу» изобретает удобную для вас версию. Точно такое же явление, только в зеркальном отражении, наблюдается и у левшей: при обращении к памяти их глаза смещаются вправо и вверх, а когда подключается фантазия — вверх и влево. Если при этом руки дублируют движение глаз, это ещё более явно говорит о возможном обмане.

Также лжецы во время разговора склонны чаще моргать и потирать глаза, так что если вы заметили подобные особенности поведения собеседника, но проблем со зрением у него нет, вероятнее всего он лжёт.

8. Запах пота

© www.likar.info

Строго говоря, если человек потеет, нельзя однозначно утверждать, что он лжец. Изменение уровня потливости — один из основных признаков обмана при проверке на детекторе лжи, но многие люди склонны интенсивно потеть при сильном волнении или стрессе, так что запах пота может служить лишь косвенным доказательством лживости, однако если человек не только внезапно вспотел, но и покраснел и даже начал заикаться-либо он чрезвычайно встревожен, либо вешает вам лапшу на уши.

9. Мимолётные гримасы

© www.desktopwallpapers.org.ua

Чтобы изобличить человека во лжи, внимательно следите за изменением выражения его лица — в начале разговора лжецы часто допускают промахи, позволяя истинной эмоции отразится на их физиономии: это может быть лёгкая почти незаметная полуулыбка или напротив, подчёркнуто серьёзная гримаса. Как правило, такие «мимические признания» длятся лишь несколько секунд, но по ним можно многое сказать о намерениях собеседника.

Некоторые люди подсознательно замечают, когда лжец на миг «снимает маску», но не отдают себе в этом отчёта и не могут объяснить, чем вызван внезапный всплеск недоверия. Эту способность часто считают неким иррациональным «чутьём», но ничего сверхъестественного в этом нет — потренировавшись на лжецах, каждый может стать ходячим «детектором лжи».

10. Повторение — мать невольного признания

© www.businessinsider.com

Собеседник рассказал вам подробную захватывающую историю, но уверенности в его словах нет? Попросите рассказать её ещё раз и при этом уточняйте некоторые детали, о которых он упоминал ранее. Если повествователь вдруг начинает задумываться и запинаться, вероятнее всего, ни первая, ни вторая версии его рассказа не заслуживают доверия.

Язык тела. Куда девать глаза

Взгляд – это крайне важный момент во всей гамме невербальных сигналов, которые мы посылаем окружающим.

В большей или меньшей степени мы «читаем» по глазам других людей, не осознавая, зачем и как. Видимо, это врожденная способность.

Как легко «прочитать» поведение любого человека, а также как (+ пошаговая инструкция).

Глаза – язык тела

Взгляд – и в особенности высокоразвитое понимание того, что мы видим в глазах собеседника – это что-то невероятное.

Например, известно, что мы можем установить контакт глаз даже на очень дальнем расстоянии. Иногда мы можем рассмотреть мельчайшие детали даже с дистанции в 30 или 40 метров, иногда и больше. Мы всегда знаем, существует ли этот контакт. Это совершенно восхитительная способность, если задуматься.

Не менее потрясающе то, что мы понимаем, фокусирует ли человек взгляд на нас или нет, и мы легко улавливаем разницу между «взглядом вскользь» или пристальным разглядыванием, мы понимаем, когда глаза человека увлажняются перед тем, как он начнет плакать, или если неприятный взгляд брошен исподтишка.

Если принять во внимание еще и движение век, гибкую способность открываться и закрываться, сужение и расширение зрачков, становится еще легче понять, почему взгляд играет такую важную роль в человеческой коммуникации.

Поговорим, например, про взгляд влево или вправо (влево или вправо – с позиции человека, посылающего сигналы и совершающего движения). Обычно человек смотрит вправо, если мозг занят творческой задачей, если задействовано воображение, и влево, если он или она что-то вспоминает. Это связано с активностью левого и правого полушарий мозга – в данном контексте правое отвечает за креативность и чувства, а левое – за логику и память. Ниже представлен подробный анализ согласно теории НЛП, появившейся в 1960-х годах. В определенных обстоятельствах «творчество» подразумевает выдумывание или ложь, особенно (но не всегда – будьте внимательны!), когда человек вспоминает какие-то факты. Взгляд вправо при сообщении конкретной информации не обязательно означает, что человек лжет, возможно, он просто не знает ответ и говорит гипотетически, рассуждает или пытается угадать.

Сигнал Возможное значение (я) Подробное объяснение
Взгляд вправо (в основном) Творчество, выдумывание, догадки, ложь, рассказывание историй и сказок Творчество в данном случае подразумевает придумывание каких-то фактов и их сообщение. В зависимости от контекста, это может быть ложью, но в каких-то ситуациях, — нет, например, когда вы рассказываете ребенку сказку. Тогда это абсолютно нормально. Взгляд вправо и вниз означает обращение к чувствам, что, опять же, может быть совершенно искренним. Или же нет – зависит от контекста и собеседника.
Взгляд влево (в основном) Вспоминание, попытка восстановить факты, задействование функций памяти Вспоминание и сообщение фактов в соответствующем контексте часто приравнивается к тому, что человек говорит правду. Правильны ли эти «факты» — другой вопрос. Взгляд влево и вниз означает внутренний разговор с самим собой, обычно при попытке принять решение или сформулировать свое отношение к чему-либо.
Взгляд вправо и вверх Видимое придумывание, фантазирование, ложь Относится к воображению и творческой функции правого полушария мозга. Движение глаз вправо и вверх стоит считать предупредительным сигналом того, что собеседник выдумывает что-то, хотя предполагается, что вспоминает какие-либо факты.
Взгляд вправо и в сторону Представление звуков Движения глаз в сторону считаются признаком работы воображения (если вправо) или памяти (влево). Например, если человек представляет или выдумывает то, что другой сказал или мог бы сказать.
Взгляд вправо и вниз Обращение к чувствам и эмоциям Это признак работы воображения, но не лжи – возможно, что собеседник обращается к собственным чувствам по какому-либо поводу. В данном случае для правильной трактовки такого взгляда крайне важен контекст и другие сигналы.
Взгляд влево и вверх Вспоминание образов, правдивость Относится к задействованию функций памяти в мозге, а не к придумыванию или воображению. Хороший признак, если человек находится в процессе вспоминания фактов и их сообщения собеседнику.
Взгляд влево и в сторону Вспоминание звуков Взгляд в сторону как таковой означает обращение к звукам. Если он направлен влево, это признак не придумывания, а попытки вспомнить то, что сказал другой человек.
Взгляд влево и вниз Разговор с самим собой, рационализация Обдумывание вещей во время внутренней беседы с самим собой – но в плане внешних аспектов, не внутренних (которые обычно обозначаются взглядом вправо и вниз).
Прямой контакт глаз (во время разговора) Честность – или притворная честность Прямой контакт глаз обычно трактуется как признак искренности, но опытные лжецы прекрасно об этом знают и используют в своих целях
Прямой контакт глаз (во время слушания) Внимание, интерес, вовлеченность Если взгляд направлен в глаза собеседнику, это обычно означает концентрацию внимания на партнере. Также это означает симпатию и интерес к личности или предмету разговора.
Широко распахнутые глаза Интерес, симпатия, приглашение Если глаза собеседника расширяются, это свидетельствует об интересе к другому человеку и часто провоцирует позитивную реакцию. Распахнутые глаза и приподнятые брови могут, в то же время, говорить о шоке, но помимо этого они создают открытое и доброжелательное выражение лица. В случае с женщинами большие глаза повышают привлекательность, что, как считают некоторые специалисты по языку тела, связано с пропорциями размеров лица и глаз у детей, и возникающим по ассоциации желанием защищать, дарить любовь и заботу и т.п.
Потирание глаза или глаз Недоверие, расстройство или усталость Потирание одного или двух глаз может означать недоверие к словам собеседника, как будто человек хочет навести четкость, а также расстройство, в контексте которого это движение связано с плачем, или же усталость, которая может быть отнесена к тому, что собеседнику скучно, а не к тому, что он хочет спать. Если этот сигнал сопровождается долгим морганием, это, скорее всего, связано именно с усталостью.
Закатывание глаз фрустрация Закатывание глаз сигнализирует о фрустрации или раздражении. Человек как бы призывает небеса на помощь.
Расширение (увеличение) зрачков Влечение, желание Зрачок – центральная часть глаза черного цвета, которая расширяется или сужается в зависимости от интенсивности освещения. Темнота вызывает расширение зрачка. Аналогичная реакция возникает, если человек видит что-то привлекательное, желанное. Причина желания зависит от ситуации. В случае сексуального влечения эффект может быть взаимосвязанным – расширенные зрачки сексуально привлекательнее, чем суженные, потому что это явление инстинктивно ассоциируется с темнотой, ночью, постелью и т.д. Тем не менее, происхождение этого эффекта остается недоказанным. Постарайтесь не поддаться соблазну и не думать, что каждый собеседник, чьи зрачки расширены, испытывает к вам сексуальное влечение.
Частое моргание Возбуждение, давление Нормальная частота моргания у человека – 6-20 раз в минуту, согласно различным экспертным данным. Если это значение существенно больше, оно свидетельствует о возбуждении или давлении. Частота морганий может увеличиваться до 100 раз в минуту. Но она не связана напрямую с тем, лжет человек или нет.
Редкое моргание Различные варианты Редкое моргание может означать самые разные вещи, и не может трактоваться без связи с другими сигналами. Низкая частота морганий бывает связана со скукой, особенно если взгляд «блуждает». Возможен и обратный вариант – концентрация, особенно если взгляд сфокусирован и внимателен. Редкое моргание также может сопровождаться признаками враждебности или негативных эмоций, так что оно не может считаться одним из очевидных признаков настроения собеседника.
Приподнятые брови («взлет» бровей) Приветствие, одобрение, признание Быстрое поднятие и опускание бровей обычно называют «взлетом». Это традиционный сигнал принятия и признания, он превалирует у обезьян. Испуг и удивление также выражаются в движении бровей, но в этом случае они обычно не опускаются, а остаются приподнятыми до тех пор, пока не пройдет первичный шок.
Подмигивание Дружеское принятие, общность (например, если у собеседников есть общий секрет или шутка) В 2007 году было много шума вокруг истории, когда Джордж Буш подмигнул Королеве Англии. Дело в том, что подмигивание – сигнал довольно интимный, прямо посылаемый одним человеком другому. Он также ассоциируется с мужским флиртом. Странно, но подмигивание без физического контакта может иметь более личностную окраску, чем поцелуй в щеку. Подмигивание особенно выразительно, если сопровождается щелканьем языком. Не все могут это выдержать. Кроме того – как это было в случае с Бушем – подмигивание может быть намеком на общую шутку или секрет.

Максим Чернов

Поделиться с друзьями

Мальчики и девочки — два разных мира

Ведущие рука, глаз, ухо и тип функциональной асимметрии мозга

Праворукие с ведущим правым глазом и правым ухом, как правило, левополушарники («мыслители»).

Праворукие с ведущими левым глазом и левым ухом, как правило, правополушарники («художники»).

Праворукие с ведущим левым глазом и правым ухом относятся к смешанному типу функциональной асим­метрии мозга (смешанный тип).

Праворукие с ведущим правым глазом и левым ухом относятся к смешанному типу функциональной асиммет­рии мозга (смешанный тип).

Высокая степень праворукости прямо связана с по­вышенной левополушарностью. Низкая степень праворукости может указывать на повышенную активность правого полушария. По этой причине группы право- и левополушарников могут распадаться на подгруппы с разными свойствами.

Леворукие составляют особую группу. Можно предпо­ложить, что как и в случае с праворукими, она рас­падается на несколько типов. Однако малочисленность леворуких пока не позволила собрать материал, достаточный для такого деления. Так что мы вынуждены говорить о группе леворуких только в целом и будем называть их просто левшами. Как правило, левши — ярко выраженные правополушарники.

Рис. 7. Сочетание ведущей руки, глаза, уха, степени праворукости вязаны с функциональной асимметрией мозга. Использование этих признаков — простой, но полезный способ заглянуть в «лабораторию межполушарного мышления» ребенка.

(В этом разделе мы пока лишь перечисляем основные типы ФМА и говорим, как их определить у конкретного человека. Свойства разных типов разбираются в различ­ных главах этой книги.)

Для выявления ведущей руки существуют специальные тесты. Однако они нужны скорее психологам, которые ра­ботают с малышами или должны обследовать большое число незнакомых детей. Родители и педагоги могут отне­сти ребенка к левшам или правшам, наблюдая за ним изо дня в день. Какой рукой ребенок обычно берет мелкие предметы, какой машет на прощание, какой рисует, пи­шет, бросает мячик и т. д.

Более 90% детей — правши. Но праворукость может быть выражена в разной степени. Высокая праворукость указывает на повышенную активность левого полушария. Для оценки степени праворукости используются неслож­ные тесты.

Определение степени праворукости

1. Раздавать карты (ведущая рука та, что расклады­вает карты).

2. Хлопать в ладоши (ведущая рука сверху).

3. Отвинтить гайку, накрученную на болт.

4. Погладить игрушечную зверюшку, держа ее в руке (ведущая рука гладит ).

5. Вдеть нитку в иголку (для малышей — палочку в кольцо ).

6. Показать, как зажигают спичку.

7. Открыть (отвинитить) пробку на пузырьке.

8. Проделать движение игры «Сорока-сорока» (рисо­вать пальцем одной руки круги на ладони другой).

Проводя эти тесты, необходимо придерживаться определенных правил.

Желательно как можно меньше показывать самому. Предметы располагаются таким образом, что их одинаково удобно взять и пра­вой, и левой рукой. Малышей тестируют в игровой форме.

Подростки не должны догадываться об истинной цели экспери­мента или, по крайней мере, не должны задумываться о ней. Напри­мер, следует говорить «покажи, как ты зажигаешь спичку», но не «какой рукой ты чиркаешь спичкой о коробок?». Последняя форму­лировка недопустима!

В каждом тесте одна рука играет более пассивную роль, а дру­гая — активную. Например, при раздаче карт, неведущая рука дер­жит карты, а ведущая — раздает их. При вдевании нитки одна держит неподвижно иголку (или нитку), а другая активно вдевает нитку в иголку ( или надевает ушко иголки на неподвижную нитку).

Если треть и более действий выполняется при более активной роли левой руки, следует считать праворукость низкой. Если из 8 заданий все 8 или 7 выполнены правой рукой, степень праворукости высокая.

Возможно, читая эту книгу, Вы решите, что низкая или высокая степень праворукости связана с какими-то неже­лательными качествами и попытаетесь изменить ее. Не

делайте этого. Ведущая рука, глаз, ухо, степень рукости — это лишь отражение того, как устроен мозг человека. Настойчивая, чрезмерная тренировка левой руки у правши

(как и правой у левши) не выработает желаемых качеств и может нанести ущерб ребенку, нарушив координацию совместной работы рук. Для определения ведущего глаза и уха мы использовали простые тесты, изображенные на рис. 8 и 9.

Рис. 8. Ведущий глаз определяется с помощью простого теста. Ребенку дают лист бумаги небольшим отверстием. Его просят держать лист на вытянутых руках и смотреть двумя гла­зами на переносицу взрослого, говорящего в нескольких метрах перед ним. При этом взрослому обычно виден либо правый, либо левый глаз ребенка.

Рис. 9. Для определения ве­дущего уха, ребенка просят по­слушать, тикают ли часики. Ма­ленькие часы должны лежать или висеть перед ребенком стро­го по центру. Для подростков тест необходимо маскировать под другое задание. (Например, без часов: «Проверим ваше вооб­ражение. Представьте, что на столе лежат крохотные часики. Не беря их в руки, наклонитесь и представьте, что слышите, как они тикают».)

Трудно быть левшой

Предпосылки к формированию центров речи именно в левом полушарии имеются уже у новорожденного, а боль­шая «аналитичность» левого полушария доказана даже у животных. Именно поэтому, если у человека происходит инсульт в правое полушарие, то паралич затрагивает левую сторону тела, а речь сохранятся; если в левое, то развивается паралич правой стороны тела и страдает речь. Такая картина наблюдается у подавляющего большинства людей, но не у всех. В некоторых случаях центры речи формируются не в левом, а в правом полушарии мозга. Эти люди обычно становятся леворукими.

Такую ситуацию легко объяснить тем, что если малень­кий ребенок, будущий правша, действует каким-то предме­том правой рукой, то мышечные и кожные ощущения (очень важные в этом возрасте) приходят в основном в левое полушарие и могут быть проанализированы, уста­новлены причинно-следственные связи, предмет мысленно назван и включен в систему других родственных предме­тов. Если же предмет находится в левой руке, то оценива­ются прежде всего такие его характеристики, как теплый-холодный, гладкий-шершавый, происходит эмоциональное его восприятие как целого, без расчленения на детали и классификации.

У маленького левши мы можем видеть обратную карти­ну. Когда ребенок просто стучит игрушкой по манежу, ему почти безразлично, какой рукой это делать, а вот когда он берет в руку ложку или тем более карандаш, то связь руки с речевым полушарием становится необходимой. Пред­ставьте, что ребенка-левшу заставили писать правой рукой. Информация об этом действии приходит в основном в левое полушарие, а центра речи там нет, побуквенный, послоговый анализ невозможен, тонкие движения пальцев анализируются плохо, а ведь именно это необходимо для выработки навыка письма, его автоматизма.

Но еще страшнее другое. Предположим, что нам с большим трудом удастся научить ребенка вырисовывать буквенные знаки правой рукой и он научится списывать текст из книги или с доски, писать под диктовку. Но в тех случаях, когда потребуется не просто списывание-срисовы­вание чужого текста, а собственная письменная речь, когда он начнет писать изложения и сочинения, праворукое письмо окажется несостоятельным. Поэтому пик обра­щений к специалистам за помощью по поводу катастрофи­ческих трудностей с письмом у переученных левшей при­ходится на возраст 10 лет.

Так, одна мама рассказала, что учительница в школе заставила ее сына-левшу писать правой рукой, говоря, что «и медведя можно научить танцевать». Она научила его владеть правой рукой при письме, но когда вырисовывание букв и слов должно было превратиться в письменную речь, в изложение мыслей, с таким трудом выстроенное здание праворукого письма развалилось. Мальчик стал испыты­вать колоссальные трудности, он не мог правой рукой вы­ражать свои мысли, а учительница, негодуя и обвиняя его в лености, засыпала его двойками.

Так кто виноват в его двойках? Да и не в двойках дело. Страшнее, что обратного пути нет, научиться писать левой рукой он уже вряд ли сможет — время упущено, в мозгу уже сложились определенные функциональные связи, ор­ганизующие процесс письма именно правой рукой. Сло­мать их и начать все сначала, но для левой руки, уже почти невозможно. Ребенку закрыли возможность овла­деть письменной речью, а значит создали ущербную лич­ность, закрыли многие пути для выбора профессии, для личностного роста. Но родители (и учителя), не зная или не желая знать этого, часто настроены таким образом, что боятся разрешить ребенку письмо или даже рисование левой рукой и хотят, чтобы он был «как все». Даже в нашем языке, а также в языках почти всех народов мира слово «правое» означает правильное, а левое — это что-то нехорошее (сравните: «правое дело» и «левые деньги»).

На следующей странице (рис 10) мы приводим письмо мальчика Алеши, 11 лет. Он левша, рисует левой рукой, до школы писал левой рукой печатными буквами. В школе Алешу научили писать правой рукой, но иногда, особенно на математике, он пишет левой. Сравните один и тот же текст, который он написал правой, а затем левой рукой. Вы увидите, что некоторые ошибки, допущенные при письме одной рукой, исчезают при письме другой. Это для нас (и для ребенка) важно, так как доказывает, что мозго­вые механизмы организации письма ведущей и неведущей рукой настолько отличаются, что в зависимости от того, какой рукой пишет ребенок, он делает больше или меньше ошибок, и сами ошибки могут быть разного типа.

Вы можете возразить, что знаете случаи, когда людей, предпочитающих в домашних и профессиональных делах употреблять левую руку, научили писать правой и ничего с ними не случилось. Но, во-первых, вы не знаете, как бы пошло развитие этого человека, если бы его не переучива­ли. Доказано, что среди непереученных левшей имеется тенденция к опережающему развитию. Как знать, что по­терял в своем развитии этот человек. Кроме того, следует учесть, что группа леворуких очень неоднородна: у одних из левшей центр речи находится в правом полушарии, а у других — в левом (как у правшей) или разнесен по обоим полушариям. Поэтому подход к ним должен быть индиви­дуальным.

В нормальном состоянии наш мозг не работает изолиро­ванно то правым, то левым полушарием. Но при болезнях мозга, когда страдает только одно полушарие, мы четко видим разницу в их функционировании. Некоторые кон­кретные примеры помогут вам убедиться в этом. Так, бол­гарский художник Бояджиев, который до болезни часто писал портреты, долго вынашивая замысел своего произве­дения, через некоторое время после инсульта в левое полу­шарие мозга вновь начал работать, но левой рукой. Манера его письма при этом резко изменилась. Появились пейза­жи. Теперь он не обдумывал заранее, что будет писать, а садился и сразу начинал работать «на одном дыхании». То ость это был уже как бы другой художник. Композитор Равель в той же ситуации продолжал сочинять музыку, но полностью утратил способность работать в песенном жанре. Это объясняется тем, что правое, образно-эмоцио­нальное, полушарие сохранило свои функций, а левое, ре­чевое — пострадало.

Иногда по медицинским показаниям проводят опера­цию по «расщеплению» мозга, при которой перерезают ос­новные нервные связи между полушариями (это 200 млн. нервных волокон). Полушария теряют возможность обме­ниваться информацией и действуют в определенной мере изолированно. Такой больной, собираясь к врачу, может правой рукой застегивать пуговицы на пальто (левое раци­ональное полушарие командует: «Надо!»), а левой рукой одновременно пуговицы расстегивать (правое эмоциональ­ное полушарие командует: «Не хочу!»). Однако в большин­стве своем эти люди, за исключением редких эпизодов, остаются личностно сохранными. Лишь в специальном ис­следовании можно увидеть, чем отличаются эти больные от здоровых, и «обратиться» отдельно к каждому полуша­рию мозга.

Представим такую картину: в кресле сидит больная, по обе стороны от нее находятся два экрана, на которых время от времени в случайном порядке на короткий про­межуток времени вспыхивают изображения. Вот на пра­вом экране появилось изображение чашки и погасло. Боль­ная сообщает, что видела чашку. Затем на левом экране появилось изображение ложки и тоже погасло.

— Что вы видели? — спрашивает врач.

— Ничего не видела,— отвечает больная.

Почему? Боковым зрением левого глаза она не могла не заметить картинку на экране. Почему же она не отвечает? Может быть, на самом деле не видела? Тогда на экране вновь появляется картина, но необычного содержания: на картинке обнаженный человек.

— Вы что-нибудь видели? — спрашивает врач.

— Нет, ничего не видела. А сама покраснела и хихикает.

— Почему же вы смеетесь?

— Ой, доктор, ну и машина у вас!

— А вы что-нибудь видели?

— Нет, ничего.

В чем же здесь дело? Больная, несомненно, видела картинку и эмоционально отреагировала на нее смехом. Но вся информация от левого глаза пришла в правое полушарие, а там нет центра речи. Передать информа­цию в левое речевое полушарие она не может, т.к. свя­зывающие их нервные пути перерезаны. (Все эти данные взяты нами из книги С. Спрингер и Д. Дейча «Левый мозг, правый мозг», 1983.)

Конечно, у наших детей оба полушария мозга имеют возможность обмениваться информацией, но при этом важно знать, что у детей скорость передачи информации ниже, чем у взрослых, а у мальчиков число соединяющих два полушария нервных волокон меньше, чем у девочек. Именно поэтому им труднее сопоставить информацию, об­рабатываемую в левом и правом полушарии. Например, если мы говорим малышу: «Ну, ты и молодец, все игруш­ки разбросал»,— он может не понять нашей иронии и счи­тать, что его похвалили, т.к. эмоциональная и рациональ­ная стороны высказывания противоречат друг другу. Ма­ленького ребенка в данном случае, хоть и очень условно, можно сравнить с больным, у которого «расщеплен» мозг.

Но вернемся к нашим левшам. Им такие операции де­лать ни в коем случае нельзя, так как последствия для них непредсказуемы. И у нормального леворукого ребенка наши неумелые и неграмотные педагогические воздейст­вия, стремление переучить ребенка наперекор природе, могут также привести к самым тяжелым последствиям.

Если у левши иначе устроен мозг, то значит и мышле­ние, и вся психика у него несколько отличаются от обыч­ного типа. Действительно, показано, что леворукие дети обычно более ранимы, эмоциональны, подвижны, вспыль­чивы, гневливы и тревожны. Они часто хуже привыкают к смене обстановки, впервые попадая в детский сад или школу. Леворукие дети обычно значительно тоньше чувст­вуют цвет и форму предмета, видят отличия между пред­метами даже тогда, когда праворукие считают их абсолют­но одинаковыми, т.е. более индивидуализируют окружаю­щий мир. Именно поэтому леворуких детей очень много в школах для художественно одаренных.

При обучении леворукие больше ориентируются на чув­ственные ощущения (зрительные, осязательные и др.), а не на речь, поэтому для лучшего понимания материала им требуется опора на рисунок или какое-то наглядное посо­бие. Для левшей обычно трудна работа в больших группах при жестко регламентированных условиях и строгом со­подчинении. Их стихия — индивидуальная работа, когда нет жесткого регламента, строгого подчинения чьему-то мнению, а важна собственная инициатива и интуиция.

Но группа детского сада и, тем более, школьный класс — это как раз и есть работа в жестком регламенте, когда вся жизнь в течение дня расписана заранее по вре­мени, месту и виду деятельности. Здесь не слишком ценят инициативу и интуицию, а ценят послушание и дисципли­ну. Вот откуда берутся трудновоспитуемые левши. Кстати, и часть правшей, имеющих определенные «левые» призна­ки, о которых мы будем говорить чуть позже, во многом сходны с левшами по своему психологическому статусу.

У леворуких детей чаще бывают неврозы. Однако это связано не только с их особой ранимостью, но и с тем, что в нашем праворуком мире они постоянно испытывают так называемый «декстрастресс» (правый стресс). Мы не заме­чаем, а леворукий сталкивается на каждом шагу с тем, что все окружающие предметы сделаны таким образом, что ими удобно пользоваться правше и очень неудобно или просто невозможно — левше. Даже двери открывать левше неудобно, осветительные приборы обычно располагаются слева и т.д.

В некоторых странах имеются специальные магазины, где левша может купить себе мясорубку, картофелечистку или швейную машину, приспособленную для работы левой рукой. У нас, к сожалению, пока этого нет. А пианино? Левши часто очень музыкальны, а ведь большинство му­зыкальных инструментов асимметричны. Это не может не сказаться на разработке методик обучения, которые на­правлены исключительно на праворуких детей. У леворуких же и здесь свои трудности.

А левшей в нашей стране очень много. В разных райо­нах страны их разное количество, но в среднем 4-7 человек на 100 жителей. В Соединенных Штатах Америки, напри­мер, их еще больше — 13%. Интересно, что среди послед­них президентов США очень много левшей. Вообще среди леворуких много выдающихся людей, таких, как Пабло Пикассо и Гай Юлий Цезарь, Леонардо да Винчи и Мике­льанджело, Бетховен и Чарли Чаплин. Известно, напри­мер, что Леонардо да Винчи часть рукописей написал зер­кально и справа налево. А леворукий Эрне Рубик приду­мал кубик, которым до сих пор увлекаются во многих странах мира.

Важно, что для создания такой игрушки необходимо прекрасное пространственное мышление, но и оно у левши носит совершено специфический характер. Сам Эрне Рубик объясняет, что для него маленькие кубики, из кото­рых состоит большой куб, не одинаковые, как для боль­шинства правшей, а все разные, «как листья на деревьях». И задача складывания кубика носит для него совсем иной характер (складывание узора из листьев), требует исполь­зования совершенно иных стратегий мышления. Это еще раз говорит о том, что мышление леворукого человека может быть иным, определяться иными закономерностя­ми, непонятными и недоступными праворуким.

Итак, среди леворуких очень много одаренных детей. В исследованиях по оценке творческих способностей в воз­расте от 7 до 20-ти лет показано, что у леворуких резуль­таты значительно выше, чем у праворуких. Почему же тогда в профессионально-технических училищах их всегда было больше, чем в старших классах школы (где остава­лись в основном самые «умные»), почему их много среди трудновоспитуемых подростков и алкоголиков? Почему среди рабочих левши встречаются почти в 2 раза чаще, чем среди работников умственного труда? Возможно, разгадка заключается в том, что мы не умеем учить леворуких детей. Часто праворукие родители, воспитатели, учителя не могут понять ребенка-левшу, не умеют объяснить ему непонятное, пользуются методиками обучения, не рассчи­танными на леворуких, не учитывающими особенностей их психики.

Именно поэтому, если вы воспитываете леворукого ребенка, не старайтесь сделать его таким, как все, больше доверяйте его природе, знайте, что он обладает такими уникальными задатками, которых нет у многих других и которые являются сильными сторонами его личности. Бой­тесь загубить эти задатки. Даже на самых ранних этапах развития психики праворукого и леворукого ребенка мы видим значительные различия, несомненно, связанные с особенностями функциональной специализации их левого и правого полушария.

Известный ученый Э. Питерс пишет о том, что сущест­вует два типа развития речи у детей: аналитический и гештальный («гештальт» — образ, форма). Дети с анали­тическим типом развития речи идут от отдельных слов к словосочетаниям, а затем к грамматически оформленному высказыванию. Как это происходит в жизни? Сначала ре­бенок может назвать кошку — «ки» (киса), потом, освоив другие звуки, — «китя», потом «китя патет» (кошка пла­чет — мяукает) и далее все сложнее и сложнее.

Дети с гештальным типом развития речи, а это в основ­ном левши и небольшая часть правшей, сразу строят нерасчлененный текст, то есть сначала строят предложение, в котором пока нет ни одного слова. Это выглядит как непонятное бормотание, имеющее мелодию речи. Затем ре-пенок начинает встраивать в это бормотание отдельные слова, которые он научился говорить. При этом для него важнее не точность воспроизведения звуков, а ритм и му­зыка слова. Кошку он никогда не назовет «ки», а скорее «титя» (измененное «киса»). Итак, ребенок-«аналитик» идет от слова к развернутому высказыванию, а «гештальтник» от развернутого высказывания к овладению отдель­ным словом. Именно из «гештальтников» часто вырастают художественно одаренные люди.

Значит, даже развитие такой сложной функции, как речь, идет у левшей и правшей (т.е. у детей с разными типами организации мозга) по-разному. Можно думать, что и другие психические функции формируются у них тоже неодинаково, просто это не так легко заметить, не так наглядно, как особенности развития речи. А дальше различия еще более углубляются, растут, как снежный ком. Но вернемся к предпочтению детьми правой или левой руки.

Прочти всё по глазам собеседника!

Но как определить его истинное отношение к вам? Особенно это важно для тех, кто хочет завязать отношения с противоположным полом или же деловые контакты.
Итак, в зависимости от того, куда смотрит во время разговора ваш собеседник, вы сможете легко определить, искренен ли он с вами и интересно ли ему то, о чем вы рассказываете. А порой и прочитать его тайные мысли!
Если человек смотрит вам прямо в глаза, то он, скорее всего, очень заинтересован в разговоре или же в вас лично. Но, если зрительный контакт продолжается слишком долго, это может свидетельствовать, что ваш собеседник чем-то напуган или не доверяет вам. При помощи глаз он стремится вас контролировать. Если мужчина не отводит взгляда от женщины, то она явно его заинтересовала, и он бессознательно стремится ее «загипнотизировать», чтобы, допустим, склонить к интимной близости.

Собеседник на миг встречается с вами взглядом и тут же отводит его? Его либо что-то беспокоит, либо предмет разговора ему попросту не интересен. Если так ведет себя мужчина по отношению к женщине, то у нее мало шансов на взаимность.
Он глядит вверх? Вероятно, этот человек вас презирает, или вы его чем-то раздражаете. В лучшем случае он относится к вам с сарказмом или снисходительностью. Чтобы заинтересовать или привлечь такого собеседника, придется изрядно потрудиться.
Во время беседы партнер неотрывно смотрит в верхний правый угол? Он вызывает из памяти некую картину. Так, если вы попросите человека описать чью-то внешность, он непременно поднимет глаза вверх и поглядит вправо.
Если собеседник смотрит в верхний левый угол, он пытается представить себе что-то наглядно. Попробуйте вслух описать какой-нибудь предмет, и вы увидите, как ваш визави тут же скосит глаза вверх и влево.

Ваш партнер смотрит вправо? Он явно что-то вспоминает! Попросите кого-нибудь напомнить мелодию известной песни, и вы заметите, как он бросит взгляд вправо. А вот воображая себе различные звуки, которых никогда ранее не слышали, люди смотрят влево.
Человек опускает глаза и смотрит вправо? Он ведет диалог с самим собой, либо обдумывает нечто, сказанное перед этим вами, либо размышляя над тем, как продолжить разговор.
Глаза опущены вниз и скошены влево? Ваш собеседник вспоминает свои переживания, полученные от каких-то событий. Попросите человека описать свои впечатления от чего-либо, и он обязательно опустит глаза и глянет влево.
Опущенные глаза однозначно свидетельствуют о том, что нашему партнеру не очень комфортно, или он смущен. Нередко так ведут себя с женщинами робкие, стеснительные мужчины или юноши. Это не значит, что вы ему не нравитесь. Возможно, он опускает глаза, потому что в душе боится быть отвергнутым. В любом случае, следует обратить внимание на другие невербальные сигналы – к примеру, стеснительные люди легко краснеют. Кстати, в азиатской культуре при разговоре вообще не принято смотреть друг другу в глаза…

Имейте в виду: если человек – левша, то он делает все наоборот: вместо того, чтобы посмотреть вправо, смотрит влево, и т.д.
Как определить, лгут вам или говорят правду? Задайте человеку вопрос, на который он наверняка даст правдивый ответ. К примеру, какого цвета его автомобиль. Если он поднимет глаза и посмотрит вправо (если он левша, то влево), значит, в будущем ему можно доверять.
Ученые из университета шотландского города Абердин недавно провели исследование, в котором приняли участие 460 добровольцев. Им показывали снимки мужчин и женщин. Некоторые из них смотрели открытым взглядом в объектив, некоторые – чуть в сторону. Когда испытуемых попросили оценить привлекательность людей на фотографиях, то большинство назвало более привлекательными тех, кто смотрел прямо в глаза. Люди с таким взглядом обычно воспринимаются как более честные, открытые, без «двойного дна». Открытый взгляд сигнализирует: «Мне можно доверять!»
Хотите понравиться представителям противоположного пола? Обязательно смотрите им в глаза и улыбайтесь! — советуют психологи.

Закрытость — хорошо или плохо?

Готовы перестать думать о своей проблеме и наконец перейти к реальным действиям, которые помогут избавиться от проблем раз и навсегда? Тогда, возможно, вам будет интересна эта статья.

В жизни регулярно происходят события, которые влияют на поведение и отношение к окружающему миру. Предательство порождает недоверие — всепоглощающее чувство. Человек боится доверять даже в мелочах. Некоторые люди, испытавшие предательство на себе закрываются, отгораживаются невидимой стеной, скрывают мысли, чувства и переживания у себя внутри. Сломать такую стену под силу не каждому.

Определение

Закрытость означает отгороженность, отдаленность объекта или группы от общества. Возникает под влиянием темперамента, характерной склонности интересоваться больше собой, чем окружающим миром. Или из-за внешних факторов: низкий статус окружения, устойчивое неудовлетворение психофизиологических или социальных нужд. В силу этого развивается злость, поэтому иногда закрытые люди довольно агрессивны.

Не стоит путать закрытость и агнозию, отстраненность от мира — не заболевание.

Агнозия— это проблемы со зрительным, слуховым восприятием или речью, при нормальном функционировании организма.

Закрытые группы бывают большими и маленькими. Крупные закрытые сообщества изучаются отдельными отраслями психологии (этнической, политической), так как к ним относят в основном живущие обособленно племена. Психологическая наука как таковая изучает малые группы.

Небольшие закрытые сообщества психология подразделяет на четыре вида.

  1. Группы, закрытые по принуждению, из-за сложившихся обстоятельств, а не по собственной воле (заблудившиеся туристы или выжившие после кораблекрушения).
  2. Группы, изолированные социумом не по собственному желанию (заключенные, солдаты, дети-сироты, больные, подвергающиеся принудительному лечению).
  3. Группы, закрытые добровольно, но под влиянием обстоятельств (живущие отдаленно, но спокойно это воспринимающие, или монахи, которые по собственному желанию в силу вероисповедания становятся отшельниками).
  4. Группы по интересам, закрытые из-за явных отличительных особенностей от общества (воспитанники элитных школ или училищ, космонавты, геологи или моряки).

Несмотря на факторные отличия, четыре вида групп объединяются нерушимостью границ и авторитетной структуры. В каждом из сообществ четко определено: кто — управленец, а кто подчиненный. Неизменная жесткость формируется средой обитания группы.

Основной вклад в изучение определения «закрытость» внес Эрик Хомбургер Эриксон. Он выделил два главенствующих принципа: цельность и тотальность. Где цельность — положительное качество общества. Тотальность же отрицательная характеристика из-за абсолютной замкнутости. Как пример подходит понятие «тоталитарный режим», которое подразумевает ограждение группы от окружающего мира.

Нерушимость границ тотально замкнутых групп приводит к отсутствию развития их членов, явному противопоставлению сообщества окружающему миру, из-за чего со временем внутри возникают конфликты, и оно распадается.

Указанные характеристики закрытости группы проецируются на личность. Только сообщество замкнуто из-за участников, а человек — из-за характера, темперамента, социальных установок. К последним относятся:

  • человеческая сущность — злость, чтобы люди были, добрыми держать их нужно под контролем;
  • добиться уважения и контроля можно только силой, наказанием;
  • лишь наделенный властью человек знает, как жить;
  • всегда есть тот, кто лучше знает, что другому нужно.

Чем сильнее личность закрыта от общества, тем выше уровень нежелания перемен. Социальный психолог по желанию интроверта корректирует психику, сопровождает и поддерживает его изменения. Принудительное лечение приводит к более серьезным проблемам.

Типы закрытости человека

Существует два типа закрытости, по внешним признакам сильно похожих друг на друга. При детальном изучении, длительном знакомстве можно точно определить диагноз, к какому типу относится замкнутый человек: привычно закрытый или невротически закрытый.

Привычно закрытый человек не испытывает дискомфорта из-за состояния. Он так и воспитывался, закрытость — естественное психологическое положение.

Невротически закрытый человек переживает душевные терзания, закрывается из-за психологических надломов.

Он ограждается от окружающего мира после сильной душевной боли.

Душевное одиночество приводит к тем же последствиям, что и одиночество среди природы: привычка замыкаться в себе развивает чуткость, позволяющую подмечать малейшие оттенки в обращении людей так же, как среди полной тишины улавливаешь даже еле заметный шорох.

Оноре де Бальзак

Признаки

Выявить личность склонную к закрытости можно по ряду внешних и внутренних признаков. Держит руки в карманах, как признак недоверия, желания защититься от незнакомого окружения. Голова слегка опущена — человек не уверен в себе, желает сохранить незаметность. А взгляд опущен в пол (особенно во время разговора), потому что он осознанно или нет, боится испытывать новые, неизвестные чувства.

К основным признакам закрытости относятся:

  1. Трусливость — страх перед новым и непривычным, сделать первый шаг, задать вопрос. Интровертам не знакома храбрость, их настораживает все, что за пределами зоны комфорта.
  2. Гиперчувствительность к критике — она воспринимаются слишком болезненно.
  3. Чрезмерная стеснительность и робость.
  4. Патологический страх выразить неконтролируемые физические проявления на людях из-за боязни насмешек (покраснеть, вспотеть, пустить газы).
  5. Сложности с общением — возникают из-за стойкой веры интровертов в то, что они не умеют находить общий язык, или это связано со страхом быть осмеянными или непонятыми.
  6. Боязнь оказаться в центре внимания в силу стеснительности.
  7. Неумение брать на себя ответственность — нежелание инициировать связано со страхом провала идеи.
  8. Неспособность эмоционировать. Иногда интроверты кажутся холодными, на самом деле просто боятся проявлять эмоции даже среди близких и хороших знакомых.
  9. Маленький круг общения — страх заводить новые знакомства.
  10. Излишняя серьезность иногда воспринимается как задумчивость.
  11. Жадность — нежелание делиться с окружающими результат замкнутости.

Из-за характера, темперамента одновременно проявляться могут не все признаки. Не стоит давить на интроверта, пытаться его исправить самостоятельно, такие действия отталкивают.

Причины

Закрытость проявляться может в любом возрасте вследствие различных факторов. Основные причины, провоцирующие необщительность человека:

  1. Под влиянием собственного темперамента. Детям флегматикам или меланхоликам интереснее пребывать в собственном мире.
  2. Подросток из-за конфликта или непонимания ровесников не справился с задачей. Как результат расстройство, буря негативных эмоций. В совокупности с безразличным отношением родителей они подталкивают ребенка закрыться и стараться не допустить повторения ситуации.
  3. Из-за неполучения должного родительского внимания и заботы в детстве ребенок закрывается от общества с мыслью, что он никому никогда не будет нужен.
  4. Дети, воспитывающиеся в неблагополучной семье, обязательно становятся закрытыми. Это связано с обесцениванием их результатов, независимо от того, насколько хорошо они поступили. В итоге формируется страх, стыд, вина из-за любого действия.
  5. Во взрослом возрасте закрытость формируется из-за травмирующего случая. После предательства любимого человека или близкого друга возникает естественное решение себя оградить от подобной ситуации в будущем. Женщины после измены мужа из-за болезненного состояния не способны доверять другим мужчинам. Такие люди вполне могут себя обманывать, думая будто им больше никто не нужен. На самом деле они неосознанно прикрываются напускным равнодушием, ведь обесценить значение окружающих проще, чем признать и побороть собственную боль.

Травмирующие причины перечислять можно до бесконечности, все в разной степени влияют на психическое здоровье человека.

Психологический портрет закрытого человека

Интроверты, попадая в незнакомое общество, ведут себя отстраненно. Первыми не знакомятся, а когда кто-либо подходит к ним нервничают или ведут себя отталкивающе.

Среди большого количества людей чувствуют себя некомфортно, поэтому их не встретишь на городских мероприятиях или в торговых центрах во время распродажи.

Склонны чрезмерно переживать накануне важного мероприятия. Продумывать тысячу и один вариант возможного развития событий, чтобы успокоиться и чувствовать себя максимально подготовленными.

Не сразу подпускают к себе посторонних, им нужно большое количество времени, чтобы довериться. Но, по отношению к тому, кто становится близким, ведут себя честно и дорожат общением.

Более 9 000 человек избавились от своих психологических проблем с помощью этой техники.

Для физического и морального восстановления закрытой личности надо с собой побыть наедине, ничем не занимаясь. Не стоит в моменты расслабления нарушать личные границы интроверта. Баланс между одиночеством и общением важен для него.

Закрытые люди не ответят на звонок или сообщение, если заняты. А каждое занятие, действие склонны тщательно планировать, иначе испытывают дискомфорт.

Человек умный будет прежде всего стремиться избежать всякого горя, добыть спокойствие и досуг; он будет искать тихой, скромной жизни, при которой бы его не трогали, а поэтому, при некотором знакомстве с так называемыми людьми, он остановит свой выбор на замкнутой жизни, а при большом уме — на полном одиночестве.

Артур Шопенгауэр

Закрытость женщины

У представителей противоположных полов отстранение проявляется по-разному.

У женщин закрытость характеризуется:

  1. Мечтательностью. Девушки представляют идеального, понимающего, заботящегося мужчину и стремятся найти его. Но боятся отношений, поэтому завоевать их сердце сложная задача.
  2. Чувствительностью. Замкнутые женщины не показывают эмоций по разным причинам. Из-за запретов родителей девушка не научилась проявлять эмоции. Или в подростковом возрасте девочка признаться решила мальчику в чувствах, а он отказал ей или высмеял перед друзьями. В результате у нее сформировался комплекс, страх быть непонятой, трудности с описанием, выражением эмоций. Возникает навязчивая мысль, что боль повторится, если она покажет чувства.
  3. Сдержанностью. Мнение окружающих им важно. Из-за страха обидеть собеседника склонны внимательно слушать, больше молчать.
  4. Напускной незаинтересованностью. Женщина хочет отношений с противоположным полом, но боится. Иногда прекращает общение на этапе близкого знакомства, когда мужчина открывается, рассказывает о себе. Она понимает, что ей тоже нужно о своей личности поделиться информацией, но из-за того, что не уверена, боится быть непонятой уходит.
  5. Неумением конфликтовать. Закрытые женщины беспокоятся о спокойствии, им важно чувствовать себя в безопасности, поэтому избегают конфликтных ситуаций.
  6. Безответственностью. Страх ответственности из-за неуверенности в собственных силах. Ей проще обвинить кого-то другого в своих ошибках, высмеять, нежели принять критику, сделать выводы.
  7. Нарциссизмом, манипулятивностью. Девушка привыкла жить в своем мире: ее волнует лишь она сама, собственные интересы ставит выше чужих. Ради ощущения безопасности склонна манипулировать людьми. Если женщина знает, что человек сделает так, как ей нужно, то будет уверена, что он не попытается «залезть» в ее внутренний мир.
  8. Склонностью к несерьезным отношениям. Частая смена сексуальных партнеров — нормальное явление для эмоционально закрытой женщины. Она разделяет понятия любовь и секс. Из-за боязни, неумения строить длительные отношения девушке проще провести с парнем одну ночь и никогда не видеться.

Если закрытость женщины не связана с болезненными событиями прошлого, она способна легко измениться. Встретив достойного спутника жизни, сможет открыться и чувствовать себя уверенней.

Закрытость мужчины

Замкнутые мужчины, как и женщины, больше заняты внутренним миром.

Но у представителей сильного пола закрытость проявляется другими признаками.

  1. Продуманность. Для закрытого мужчины важно быть готовым к любому развитию событий. Особенно если в ближайшем будущем должно состояться серьезное мероприятие.
  2. Взвешенность. Он не принимает необдуманных решений, не любит болтать попусту, спонтанность не его конек. Из-за склонности все обдумывать общение может показаться напряженным.
  3. Отстраненность. Закрытый мужчина не нуждается в частом общении, чувствует себя спокойнее, увереннее наедине с собой. Не любит шумных мест и больших скоплений людей, предпочитает отдыхать в спокойном, тихом месте.
  4. Склонность принимать все близко к сердцу. Если в его жизни произошла неприятная ситуация, он еще долго будет думать о случившемся. Прокручивать события и переживать об их влиянии на будущее.
  5. Фантазирование. Постоянное пребывание в себе развивает воображение. Из-за склонности мечтать может возникнуть ощущение, будто он не слышит.
  6. Самоконтроль. Из-за тотального контроля может показаться, что мужчина бесчувственный, на самом деле он привык держать все внутри. Причины могут быть разными: события прошлого, из-за которых сформировался страх быть непонятым, отвергнутым или он привык к этому с детства.
  7. Консервативность. Закрытому мужчине вряд ли понравится развращенная девушка в чрезмерно облегающем платье с ярким макияжем.
  8. Неразговорчивость. Он никогда не бросит слов на ветер, а докажет свое мнение, чувства поступками. Не стоит ждать или обижаться, если парень постоянно не повторяет «я тебя люблю».

Закрытый мужчина может оттолкнуть девушку своей скрытностью и нежеланием сразу впустить ее в свой внутренний мир. На самом деле он способнее к моногамным, длительным отношениям.

Женщины помимо всего прочего, жаловались на его замкнутость. Он предпочитал читать, а не слушать.

Джон Ирвинг

Как помочь закрытому человеку

Людям, не привыкшим к открытости, довольно сложно помочь, но реально. Не важно, к какому типу относится личность (невротически или привычно закрытый), нельзя пытаться заставлять ее раскрываться. Почувствовав давление, она, вероятнее всего начнет сопротивляться и оградится еще больше.

Если не давить на интроверта, относиться к нему тепло и искренне, он начнет постепенно открываться и больше доверять. Главное — осознавать всю ответственность, ни в коем случае не оскорбить или не обидеть. Особенно, если закрытость спровоцирована травмирующими событиями, иначе можно навредить еще больше.

Еще один хороший способ помочь — познакомить со своей компанией друзей. Только нельзя заставлять совершать активных действий, стоит в начале знакомства позволить ему находится немного в стороне. Когда он почувствует себя в безопасности, сам начнет совершать поступки, на которые ранее не решился бы.

Сложности могут возникнуть, если помимо закрытости присутствует несколько негативных качеств: эгоизм, жестокость, агрессивность. Порой люди существуют в своем мире, потому что не умеют вести себя в обществе. Тогда придется не просто помогать открываться, а еще и обучать этикету. Нет гарантии, что на попытки помочь он нормально отреагирует. Для сохранения собственного эмоционального здоровья наверно лучше не стоит беспокоить такого человека.

Как построить общение с закрытым человеком

Искреннее, доброе отношение поможет замкнутой личности начать доверять.

Чтобы построить с ней хорошее, дружеское общение, желательно придерживаться нескольких советов.

  1. Нельзя резко и неожиданно нарушать личное пространство закрытого человека. Важно обсуждать будущую встречу заранее, чтобы он мог морально подготовиться к ней.
  2. Не настаивать на моментальном ответе, ведь услышав вопрос, интроверт будет некоторое время его обдумывать.
  3. В разговоре не стоит перебивать. У него может сложиться впечатление, будто им не интересуются, замолчит и еще больше замкнется в себе.
  4. Замкнутые люди ранимы, но не привыкли показывать свои чувства, поэтому можно не заметить, что они обиделись.
  5. Нельзя фальшивить, если хочется поговорить на откровенные темы. Интроверты почувствуют ложь, и тогда уже будет очень сложно заслужить их доверие.
  6. Порой нужно давать им отдых от активного общения: молчаливый перерыв или беседа по переписке.

В силу обстоятельств, повлекших отгороженность от общества, закрытые люди более надежны. Если научиться общаться с определенным человеком, можно рассчитывать на появление нового отличного друга.

14 способов стать открытым человеком

Закрытость постепенно все сильнее влияет на личность, на впечатление, которое она производит на окружающих. Отстраненность от мира приводит к одиночеству, постоянная замкнутость, боязнь общества — преграда на пути к счастливым отношениям. Иногда стоит попытаться измениться, наполнить жизнь яркими событиями.

Сделать шаг к переменам можно несколькими способами:

  • чаще появляться в обществе, ограниченное пребывание в зоне комфорта не поможет улучшить жизнь;
  • находясь в компании, не нужно активно привлекать к себе внимание, бороться за лидерство (такое поведение производит обратное впечатление, лучше постараться быть искренним и интересным человеком);
  • обратить внимание на собственную речь — не выражаться сухими фразами, а уточнять отношение к чему-либо (вместо закрытого ответа «ясно» сказать «интересная информация, я и не знал(а) что…»);
  • больше узнавать об окружающих людях, чем рассказывать о себе (проявление интереса к другим вызовет ответную реакцию);
  • обратить внимание на открытость и непосредственность детей, стоит иногда вести себя как ребенок, главное не переборщить;
  • пересмотреть отношение к неудачным событиям, стараться искать плюсы в любых ситуациях — людей больше тянет к тем, кто повышает настроение, к позитиву (это не значит, что делиться негативом нельзя, просто стоит дозировать информацию);
  • научиться выражать свое мнение — главное, прежде чем высказаться, представить ситуацию наоборот (себя на месте собеседника);
  • учиться адекватно воспринимать критику в свой адрес, анализировать;
  • больше улыбаться, для этого дома выполнять простое упражнение: перед зеркалом улыбнуться самому себе, даже если не хочется (спустя несколько минут все изменится, настроение действительно поднимется, и эмоция станет искренней);
  • выражать благодарность за любую мелочь;
  • научиться ответственности, отвечать за слова и поступки — постоянно повторять себе «я все смогу, в этом нет ничего сложного, я уверен в себе», и все получится;
  • анализ эмоций — сосредоточение на ощущениях и чувствах поможет понять первопричину и стоит ли вообще так реагировать события или людей;
  • если к закрытости привел сильный стресс, душевная боль, нужно постараться отпустить ситуацию и начать жизнь заново — постоянная концентрация внимания на событиях прошлого пустая трата энергии, она затмевает настоящее и препятствует счастливому будущему;
  • работа над собой повышает самооценку — каждое достижение усиливает чувство собственного достоинства, способствует развитию уверенности (новое хобби, спортзал, перемены во внешности и многое другое).

Главное, искренне желать перемен и помнить — никто не может помочь человеку так, как он сам. Все проблемы, преграды люди создают самостоятельно у себя в мыслях, поэтому стоит начать изнутри. Изменения внешности не исправят ситуацию, если в душе, мышлении нет осознания существования проблемы

Если вы не хотите сдаваться и готовы реально, а не на словах, бороться за свою полноценную и счастливую жизнь, вам может быть интересна эта статья.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *