Компетентный пациент

Компетентный пациент

Врачебная этика. Этикет общения врача с пациентами и коллегами

Профессия Медика – это одна из тех профессий, в которой деловой этикет медика/врача/доктора напрямую связан с понятием врачебной этики. И врач в своей деятельности обязан руководствоваться не только законами и правилами соответствующих нормативных актов, но и принципами гуманизма и милосердия, сострадания и уважения к пациенту.

Клятва Гиппократа

Наверняка всем известна «клятва Гиппократа», составленная великим философом и врачом древности. В ней он сформулировал важные постулаты, которым необходимо следовать докторам при взаимодействии с пациентами и коллегами. Коротко они означают:

  1. Врачебная тайна
  2. Запрет эвтаназии
  3. Все для пользы больного
  4. Уважение учителям
  5. Накопление и распространение врачебного опыта

Традиционно клятву Гиппократа произносят выпускники медицинских учебных заведений. Но, конечно, есть и официальные законы, обязательные для исполнения всеми докторами, такой, например, как Кодекс врачебной этики РФ.

Этикет врача

Внешний вид

Всем нам с детства знаком образ доктора: человек в белоснежном халате, спокойный, уверенный, готовый помочь. Внешний вид – очень важен для медицинского работника. Неряшливость и расхлябанность, тем более нечистоплотность или неуверенность в словах и действиях совершенно исключены. А тем более в экстренных ситуациях, когда необходимо успокоить и внушить уверенность человеку, попавшему в сложную, иногда опасную для жизни ситуацию.

  • Чистый белый халат. Либо другая одежда, если речь о враче частной практики
  • Чистые ухоженные руки
  • Личное здоровье
  • Минимум аксессуаров и драгоценностей
  • Точность и уверенность в движениях
  • Хорошая осанка
  • Грамотная, уверенная речь. Ведь врач – специалист с высшим образованием.

Внешний вид врача вызывает доверие и уважение к нему и его мнению, а также к профессии в целом.

К доктору приходят люди с бедой. И прося помощи, они ожидают получить в ответ искреннее желание помочь, уважение. Согласно законам медицинской и общечеловеческой этики недопустимо:

  • Рисковать жизнью или здоровьем пациента
  • Искать личную, материальную выгоду (например, сотрудничество с фармацевтическими компаниями для выписывания конкретных лекарств; или с страховыми компаниями; ну и тому подобное)
  • Намекать или впрямую требовать вознаграждение за выполнение своих прямых обязанностей, за исключением платных услуг (взяточничество)
  • Оказывать приоритетную помощь больным, основываясь не на медицинских факторах (по знакомству)
  • Ни в коем случае не разглашать лечение, диагноз и другие личные, либо интимные подробности с посторонними людьми, не разглашать медицинскую тайну.

Пациент имеет право знать о всех назначаемых ему процедурах, лекарствах, результатах проведенных анализов. Все должно быть понятно, доходчиво разъяснено; и далее пациент участвует в принятии решения о последующем лечении.

Если доктор считает, что не обладает достаточной квалификацией для лечения конкретного пациента, либо болезнь не по его профилю/специализации, то он имеет право отказаться от лечения, Однако врач обязан направить пациента к профильному специалисту.

При общении с пациентом доктор должен помнить о конфиденциальности; уважать культуру, религию, политические и иные убеждения больного.

Профессия доктора – особо моральная профессия. В ней как нигде ожидается добросовестность, трудолюбие, бескорыстность. Важно делиться со своими коллегами знаниями и опытом, помогать им, если требуется. Не отказывать в бесплатной и безоговорочной помощи незащищенным категориям граждан. Руководствоваться принципами гуманизма, велением собственной совести и клятвой Гиппократа.

В современном быстро меняющемся мире для доктора очень важны: отсутствие предрассудков, высокая обучаемость и саморазвитие. Постоянно пополнять свой запас знаний из медицинских журналов, публикаций, семинаров и так далее.

Доктор должен стать примером для подчиненных, коллег и пациентов, соблюдать здоровый образ жизни, и на работе и вне ее не порочить высокое звание доктора.

При оказании услуг через интернет, либо в своих научных трудах доктор не имеет права использовать псевдонимы, и должен указывать свое имя, звания и степени.

Если в процессе деятельности врач делает какое-либо открытие, получает новые знания, то он обязан информировать о них медицинское сообщество, обучать других и распространять полученные знания и навыки, внедрять их в повседневную практику.

В своей деятельности врач может использовать только безопасные, проверенные и обоснованные методы и приемы.

Инновационные, экспериментальные методы лечения возможны только с информированного согласия пациента, письменно заверенного. Причем эксперименты категорически запрещены на детях, беременных женщинах.

Уважать коллег, подчиненных, а главное – преподавателей – одно из основных правил медицинского этикета.

В служебной обстановке обращение к коллегам допустимо только на Вы, по имени-отчеству. Панибратство строго не приветствуется. Общие правила хорошего тона требуют и от доктора быть честным, аккуратным, пунктуальным. Ведите себя с коллегами так, как бы вам хотелось, чтобы поступали с Вами.

Как и в любой другой сфере жизни общества, в медицине возникают споры и дискуссии. Но профессиональная этика требует соблюдать некоторые правила при дискусе:

  1. Запрещено публично критиковать, ставить под сомнение квалификацию и профессиональные навыки другого врача.
  2. Уважительность с коллегами при любом обсуждении, любом конфликте, поиск приемлемого коллегиального решения.
  3. Если имела место врачебная ошибка, то в первую очередь доктор должен думать о том, как оказать помощь пациенту, исправить ошибку. А с коллегой, допустившим ошибку, ситуацию необходимо обговорить отдельно, наедине.
  4. Критика должна быть обоснованной, конкретной, без перехода на личности.
  5. Принятие решения о лечении и ответственность за него всегда на лечащем враче. Но в сложных ситуациях при трудном случае доктор может спросить совета у более опытных коллег. Долг которых – всемерно помочь.

Зачастую врачам приходится принимать решения, связанные с жизнью и здоровьем людей, доверившихся медицинскому работнику. И необходимо уважать и соблюдать права и достоинства пациентов. Поэтому профессиональная этика и правила поведения занимают в медицине особое место.

Медицина – это одна из тех сфер жизни человека, в которой деловой этикет неразрывно и напрямую связан с понятием этики. В свою очередь, законы врачебной этики имеют официальное закрепление. В первых статьях специальных документов, регламентирующих правила поведения медицинского работника, зафиксировано, что врач при взаимодействии с пациентом обязан руководствоваться принципами гуманизма и милосердия, а, например, медицинская сестра – сострадания и уважения к больному.

Традиция формального закрепления норм врачебной этики сформировалась во времена Античности и связана с именем Гиппократа. Его назвали отцом медицины далеко не случайно: Гиппократ известен тем, что был практикующим лекарем, сформировавшим представление о роли, значении и принципах западного искусства врачевания. Он много путешествовал и не просто собирал опыт собратьев по ремеслу, но и активно распространял открытия и умения.

Гиппократ оставил богатое теоретическое наследие («гиппократовский корпус» – около 60 трактатов), множество практических навыков (несколько типов повязки, аппараты для лечения, диеты), а главное – он сформулировал ясные, прозрачные, практичные нормы поведения врача с пациентами и коллегами – этический кодекс врача («клятва Гиппократа»).

Отец медицины Гиппократ

Клятва Гиппократа включает несколько важных постулатов, не потерявших актуальность и в наши дни:

  • благодарность учителям
  • распространение и передача накопленного опыта
  • главенство принципа непричинения вреда
  • сохранение врачебной тайны
  • отказ от помощи в самоубийстве пациентов и запрет абортов
  • отказ от связей с пациентами (пагубных, любовных)

    Произнесение клятвы Гиппократа при получении диплома врача уже давно стало традицией

Для справки: Вопрос об оплате врачебного труда в клятве никак не комментируется. Столь важный и деликатный момент Гиппократ осветил в других трудах, замечая: «Все, что имеется в мудрости, есть и в медицине: презрение к деньгам, совестливость, скромность, простота» или «Иногда лечил бы и даром, считая благодарную память выше минутной славы».

В Российской Федерации действует Кодекс врачебной этики, одобренный Ассоциацией врачей в 1997 году и обязательный для всего врачебного сообщества, а также официальных объединений и ассоциаций медицинских работников. Кроме этого, в 1996 году разработан, а в 2010 году дополнен и отредактирован Этический кодекс медицинской сестры России.

Подобное внимание к формулированию постулатов поведения демонстрирует жесточайшие этические требования и неукоснительность соблюдения корпоративных законов работников медицинской сферы и в наши дни.

Этикет практикующего врача

Деонтология, или биоэтика – учение о нравственной стороне человека, работающего в сфере медицины или биологии – выделяет понятие об образе поведения и образе мышления врача. Основная задача при этом – дать представление о единстве и взаимосвязи этих понятий в сознании любого современного специалиста, занятого вопросами здоровья пациентов.

Этические и этикетные требования к врачу в Кодексе описываются по нескольким направлениям:

  • врач и общество
  • вопросы, связанные с современными научными исследованиями
  • врач и коллеги
  • врач и пациент
  • проблемы общения с больными в терминальном состоянии

Белый халат — символ врача

Внешний образ врача создаётся при помощи следующих деталей: обязательный атрибут – белоснежный халат, здоровье, безупречность, тактичность и вежливость в поведении, точность и уверенность движений, грамотность речи, аккуратный внешний вид, минимум аксессуаров и лишних деталей. Даже в экстренной ситуации от медицинского работника требуется рассудительность, собранность и уверенность. Это создаст нужное первое впечатление о конкретном враче как о квалифицированном специалисте и вызовет уважение к профессии в целом. Любой врач формирует не только свой образ, но и образ профессии, вызывая к ней почтение или, наоборот, недоверие.

Врач и общество

Бескорыстность, отсутствие предрассудков, добросовестность, чувство собственного достоинства, бесплатная и безоговорочная помощь коллегам и самым незащищенным категориям населения – важнейшие требования, предъявляемые обществом как к практикующим врачам, так и к учёным.

Врач обязан руководствоваться принципами гуманизма, клятвой Гиппократа и опираться на собственную совесть, при этом он несёт полную ответственность за принятые решения и действия (перед собой, ассоциацией врачей, судом).

При назначении лечения врач не имеет права руководствоваться личной выгодой

При работе с пациентами недопустимы поиск собственной выгоды, сотрудничество с производителями лекарств или иными финансовыми структурами, просьбы о вознаграждении или несправедливое приоритетное оказание помощи больным на основе каких-либо немедицинских факторов. Частная практика для врачей не запрещена, однако регламентируется законом отдельно.

Вопрос о моральном облике врача описан в нескольких пунктах Кодекса: во-первых, его задачи – быть образцом для коллег и ординаторов, во-вторых, он должен являться примером соблюдения здорового образа жизни для своих пациентов, в-третьих, неврачебная деятельность не должна порочить его или бросать тень на него как человека и специалиста.

Для справки: Врач не имеет права пользоваться псевдонимом и обязан указывать все имеющиеся у него степени и звания.

Врач и научные изыскания

Практикующие врачи и ученые должны повышать квалификации, совершенствоваться в профессии и информировать о сделанных открытиях, распространять полученные знания и навыки, внедряя в повседневность научно-обоснованные, апробированные, запатентованные, проверенные, безопасные инновационные методы и приемы работы.

Биомедицинские испытания или апробация новых методик или препаратов могут быть осуществлены при полном информировании обо всех последствиях, письменном согласии пациента или его официального представителя, а также при условии, когда результаты подобных экспериментов и многочисленные данные научной литературы не свидетельствуют о врачебных рисках. Эксперименты с участием беременных, новорожденных или на плодах детей запрещены.

Врач и коллеги

Врач обязан уважать коллег, всё медицинское сообщество и в первую очередь преподавателей.

Профессиональные замечания или дискуссии – часть медицинской практики, однако главное требования любого спора – уважительность и поиск коллегиального решения. Ни один врач не имеет права публично ставить под сомнение квалификацию или навыки другого врача, а медицинское сообщество обязано оказать помощь в восстановлении репутации несправедливо дискредитированного специалиста.

Консультации врача с более опытными коллегами помогают быстро поставить правильный диагноз

В трудных случаях опытные врачи имеют право давать советы более молодым, однако ответственность и принятие решение лежит именно на лечащем враче.

Врач и информирование общества

Врач не имеет права рекламировать себя или свою деятельность, любые медицинские препараты или оборудование. Любое публичное выступление должно быть безупречным в этическом плане, способствовать пропаганде здорового образа жизни и сознательного отношения к себе и своему здоровью.

В случае обнаружения побочных действий новых препаратов врач обязан сообщать в специальные фармакологические комиссии и организации.

Врач и пациент

Врач не имеет права подвергать пациента риску, обязан уважать пациента и его право на выбор специалиста и на непосредственное участие в принятии решений обо всех лечебных или профилактических процедурах.

Однако врач обладает правом отказаться от работы с пациентом, если считает, что не достиг доверительных отношений или не способен ему квалифицированно помочь, при этом его задача – дать полную информацию о специалисте, который окажет компетентную медицинскую помощь.

Вопрос о больных в терминальном состоянии

Давать полную и исчерпывающую информацию о состоянии здоровья – ещё одно неотъемлемое требование к врачу, при этом он обязан хранить врачебную тайну и уважать личное пространство пациентов и их близких.

Для справки: Один из спорных для современной медицинской этики вопрос – эвтаназия, так как при его решении вступают в противоречие 2 ключевых принципа современной медицины: уважение к пациенту, сострадание к нему и древняя установка, сформулированная еще Гиппократом.

В России эвтаназия запрещена: врач не имеет права способствовать самоубийству тяжелобольного пациента, но обязан облегчить страдания всеми доступными и разрешенными способами: включая не только медицинскую, но и психологическую или духовную помощь (приглашение служителя религиозной конфессии).

Нарушение Кодекса влечет потерю лицензии врача и возможности заниматься профессиональной деятельностью.

Правила поведения медсестры

Медицинская сестра — не только помощник врача, но и полноправный участник процесса лечения

Этический кодекс медицинской сестры России ничем не противоречит Кодексу врачебной этики, однако имеет два интересных дополнения.

Так, сказано, что не просто право, но и долг медицинской сестры состоит в защите своей моральной, этической и профессиональной независимости. Если сестра сомневается в целесообразности действий врача, она имеет право обсудить с ним этот вопрос, а затем обратиться за советом к вышестоящим коллегам. Тем самым утверждается право коллегиального принятия решения, то есть размывается врачебная иерархия и прямое подчинение медсестры от врача.

Медицинской сестре надлежит отказываться от подарков или нелицеприятных, бестактных предложений пациентов, но она имеет право принять благодарность, если она не оскорбляет чувств обоих, не противоречит правовым или моральным нормам. Здесь утверждается право пациентов на возможность выразить уважение и почтение к медицинской профессии делу спасения чужих человеческих жизней.

Для справки: Сестра имеет право активно вмешиваться в те ситуации, когда достоинство пациента подвергается унижению, однако обязана минимизировать вторжение в личное пространство и личную жизнь пациента.

Поступки и внешний вид медицинского работника должны создавать образ квалифицированного, уверенного, опытного специалиста, которому пациент может доверять. В то же время этот образ поведения не может противоречить его моральной, психологической стороне, поэтому результатом учения об этике и этикете врача является не простое описание, но и жёсткая регламентация взаимоотношений медицинских работников с различными представителями общества.

Видео: Основы медицинской этики

Врач – одна из самых древних профессий, это очень важная и, порой, героическая профессия. Врачи несут ответственность не только за жизнь и физическое здоровье своего пациента, но и за его моральное здоровье. Для того чтобы качественно исполнять свои обязанности, только медицинских знаний недостаточно, поэтому врачам необходимо знать определенные правила и нормы общения с пациентом.

Врачебная или медицинская этика – очень важная часть профессиональной деятельности врачей. Она состоит из этических норм, а также из обязанностей работников медицинской сферы. Каждый врач должен соблюдать медицинскую этику.

Конечно же, каждый медицинский работник, помимо профессиональных знаний, должен обладать такими качествами, как уважение к пациенту, желание помочь. Особенно это необходимо пациентам, которые тяжело переживают свой диагноз, например, ВИЧ-положительным. Очень важно слышать слова поддержки не только от близких людей, но и от лечащего врача. Очень важно для пациента быть выслушанным, знать, что его уважают и не осуждают, получать доступную информацию. Врачебная этика включает в себя также умение грамотно общаться не только с пациентами, но и с их родственниками, им также необходимо все доступно и грамотно объяснить, проявить сочувствие. Особенно это необходимо в ситуациях, когда человеку озвучивают неблагоприятный диагноз (например, информация о положительном тесте на ВИЧ).

Между тем, стоит заметить, что врачебная этика тесно связана с понятием «врачебная тайна» (социально-этическое, медицинское и правовое понятие, которое запрещает разглашение данных о человеке третьим лицам). Врач не имеет права разглашать кому-либо какие-либо сведения о диагнозе, заболевании, состоянии здоровья пациента, а также информацию о факте обращения человека в медицинское учреждение, его личной жизни и прогнозах лечения. Статья 13 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» закрепляет за гражданином право на сохранение врачебной тайны. В случае несоблюдения врачом этого права гражданина он может быть привлечен к ответственности.

Соблюдение врачебной этики предполагает сохранение врачебной тайны. Врачи имеют право разглашать личную информацию о пациенте и его диагнозе лишь в том случае, если это необходимо для его лечения, и, если сам пациент дал согласие на разглашение его личных данных. Кроме того, в случае судебного запроса, требующего разглашения этих данных для судебного разбирательства, или при проведении врачебно-военных экспертиз.

Стоит отметить, что не только врачи должны соблюдать врачебную тайну, но и все те, кому по долгу службы пришлось узнать подробности о заболевании или конфиденциальную информацию о пациенте (фармацевты, фельдшеры, медицинские сестры, санитары, провизоры аптек и т.д.).

В современном обществе достаточно много опасных и неизлечимых болезней, и врач не должен разглашать эту информацию о пациенте. Статья 61 Федерального закона № 5487-1 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» гарантирует право неразглашения информации о ВИЧ-положительных людях, там же представлен перечень ситуаций, при которых разрешается разглашение врачебной тайны.

Сегодня медицина стала гораздо более развитой, врачи широко образованны, поэтому пациентам не стоит беспокоиться о том, что кто-то может узнать их личную информацию. Медицинские работники обязаны сохранять врачебную тайну, и закон на стороне пациентов в данном аспекте. Медицинским работникам стоит помнить, что от них ждут помощи и поддержки, поэтому им важно быть не только хорошими профессионалами, но и терпеливыми людьми.

КОМПЕТЕНТНЫЙ ПАЦИЕНТ

Компетентный пациент – элемент модели информированного согласия, обозначающий пациента, способного к принятию добровольного, осознанного решения.

Согласие (отказ) компетентного пациента на (от) медицинское вмешательство опирается на осознание цели и характера лечения, связанного с ним риска, возможных альтернативных видов лечения.

Выражение согласия или отказа пациентом производится в следующих формах: устная, письменная, поведенческая. Выбор формы выражения решения обусловливается обстоятельствами принятия решения (например, тяжесть поражения организма, сложность оперативного вмешательства).

Стандартом в оценке компетентности пациента выступает стандарт здравого смысла. Как правило, здравого смысла достаточно, чтобы пациент постиг такие вещи как факт, что он умрет или станет больным еще больше без лечения, или, что лечение будет причинять боль и предвещает лишенную активности жизнь в течение продолжительного времени.

Компетентность пациента не должна оцениваться по образовательному уровню, по глубине понимания происходящих в его организме естественных процессов. Принять или не принять лечение в большей степени зависит от его стиля жизни, религиозных убеждений, смысло-жизненных ориентаций.

Некомпетентный пациент – это пациент, неспособный принять добровольное осознанное решение по поводу медицинского вмешательства. Отечественное законодательство предусматривает возможность оказания медицинской помощи без согласия пациента: — возраст пациента до 15 лет (за него принимают решения близкие или законные представители); — лицо, признанное в установленном порядке недееспособным; — отказ пациента или его законного представителя от права принимать решение; — лица, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих; — лица, страдающие тяжелыми психическими расстройствами; — лица, совершившие общественно опасные деяния (см. «Основы …», Ст. 33, 34).

В медицинской практике встречаются временно некомпетентные пациенты, согласие которых получить затруднительно, а медицинское вмешательство необходимо. Например, бессознательное состояние пациента, состояние пациента под влиянием наркотических, лекарственных средств.

КОНТРАКТНАЯ МОДЕЛЬ

Контрактная модель отношения «врач – пациент» устанавливает взаимосвязь между врачом, поставщиком медицинской услуги и пациентом, регулируемую контрактом (или свободным соглашением), заключаемым за вознаграждение.

Специфика этой модели состоит в том, что обязательства сторон вырастают только из контракта. Однако медицинская практика свидетельствует о том, что большинство врачей и пациентов желают, чтобы отношения между ними были большими, чем только контрактными.

Контрактная модель предусматривает сотрудничество и совместное принятие решений в терапевтическом процессе. Здесь не обязательно полное доверие (хотя и желательно), но необходимо согласие о целях лечения, уважение прав пациента и совести врача.

Контрактная модель в отечественных правовых и этических документах специально не выделяется. Однако она постоянно реализуется как форма отношения между врачом и пациентом (ЗЛПУ и пациентом) в платной медицине. Например, при оказании стоматологических услуг частными клиниками, кабинетами.

КОНТРАЦЕПЦИЯ

Контрацепция – способ предупреждения естественного зачатия и регулирования рождаемости. Контрацепция – один из типов ограничительного типа воздействия на репродуктивную функцию человека.

Право женщины на контрацепции. – это важнейшая составляющая ее права на охрану репродуктивного здоровья. Широкое применение контрацепции, как свидетельствует статистика, ведет к снижению количества искусственного прерывания беременности. Например, в Болгарии, Германии, Чехии, где охват современными видами контрацепции составляет 50-60%, количество абортов стало в 2-3 раза меньше числа родившихся (И. Мануилова, 1993, С.8).

Длительное время под влиянием христианства искусственное ограничение деторождения не поощрялось. Этическое осуждение контрацепции препятствовало мнению врачей, что предохраняющие средства – суть мера и лечебная. Положение изменяется к концу XX века. На XIII Международном конгрессе акушеров-гинекологов (1991 г.) была предложена новая концепция здоровья и благосостояния женщины. В соответствии с ней медицинская помощь по контрацепции занимает важное место наряду с традиционными формами.

В настоящее время существующие методы контрацепции условно разделяются на две группы. Первая – традиционная, включающая календарный, температурный методы, прерванный половой акт, механические и химические средства с локальным действием. Вторая – современные методы: оральная гормональная контрацепция, внутриматочные средства (ВМС). По оценке специалистов, эффективность современных методов весьма высока. По сравнению с традиционными методами эффективность оральной контрацепции выше в 10-12 раз, а ВМС – в 3-7 раз. В России, например, традиционные методы контрацепции используют свыше 50% супружеских пар, ВМС – 17% супружеских пар, в которых женщины репродуктивного возраста.

Биоэтический характер контрацепции состоит в том, что она выступает фокусом не только семейных, но и демографических, социальных, этических ценностей. В XX веке контрацепция как способ контроля рождаемости приобретает и политический характер. В 1952 г. была создана Международная федерация планирования семьи (МФПС), целью которой являлось приобщение супружеских пар к культуре планирования семьи. Работая в шести регионах мира (Африканский, регион Индийского океана, Арабский, Восточная и Юго-Западная Азия и Океания, Западное полушарие, Европа), федерация оказывает финансовую и моральную поддержку тем странам, которые в этом нуждаются. «Нужда» определяется демографическими показателями: уровень рождаемости, материнская смертность, детская смертность, распространенность контрацептивов.

Рассмотрение контрацепции как способа регуляции рождаемости сквозь призму государственных, общественных, международных интересов ставит непростые вопросы: — кто же в таком случае является субъектом регуляции рождаемости: женщина, государство, международные организации? – насколько этична регуляция рождаемости в масштабах государственного управления или международного контроля?

Придание контрацепции статуса государственного, а тем более, международного, чревато негативными последствиями. Вспомним хотя бы мальтузианство, которое все беды человечества связывало с «абсолютным избытком людей».

В отечественных этических и правовых документах не прописано отношение к контрацепции. Решение вопросов, связанных с использованием контрацепции, это сфера индивидуальной, семейной жизни. Значит, регулятором рождаемости выступают традиции, обычаи, модифицированные этические доктрины, религиозные взгляды.

Религиозный аспект контрацепции.

Русская православная церковь (РПЦ) выразила свою позицию по этому вопросу в «Основах социальной концепции РПЦ» (XIII, 3). Базовым тезисом, с позиций которого РПЦ оценивает контрацепцию, выступает утверждение о том, что «продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза». Противозачаточные средства, которые искусственно прерывают жизнь на самых ранних стадиях, православие оценивает как аборт, а, значит, как грех и убийство. Другие средства, которые не связаны с пресечением зачавшейся жизни, считаются неабортивными, а, значит, применение их тоже грех, но не убийство. Любой намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений православием расценивается как грех, ибо обесценивает брак.

Зарубежные православные богословы высказываются по поводу контрацепции более четко. Например, профессор православной теологии, отец Ст. Харакас считает, что: — поскольку рождение детей является одной из целей брака, то супружеская пара поступает аморально, постоянно прибегая к методам контрацепции, если на то нет смягчающих обстоятельств; — контрацепция аморальна и тогда, когда она способствует блуду и прелюбодеянию.

Нет единодушия среди восточно-православных ученых в вопросе применения контрацепции с целью отсрочки рождения детей или ограничения их количества. Одни авторы ставят знак равенства между контрацепцией и абортом. Для них цель брака – исключительно рождение и воспитание детей. Любые другие проявления сексуальной активности, по их мнению, есть только сладострастие и потакание плоти. Другие православные авторы ставят под сомнение исключительную направленность брака на деторождение. Они рассматривают сексуальные отношения мужа и жены как один из аспектов их возможного духовного роста в любви и единстве. Такая точка зрения, безусловно, поддерживает применение контрацепции с целью отсрочки рождения детей и ограничения их числа, дабы предоставить большую свободу супружеской чете для проявления их взаимной любви.

Иудаизм подразделяет методы контрацепции от наименее до наиболее нежелательных, начиная от оральных контрацептивов, которые, как считается, не препятствуют нормальному процессу оплодотворения, и заканчивая презервативом или прерванным половым актом, что является действительным вмешательством в этот процесс. Реформистская позиция в иудаизме оставляет целиком на усмотрение заинтересованной супружеской пары все вопросы, касающиеся планирования семьи, в том числе решение иметь ли детей вообще. Ортодоксальная позиция настаивает на принятии минимального требования иметь одного сына и одну дочь.

МЕДИЦИНА

Медицина. Слово «медицина» – производное от корней двух различных языков: 1 – латинск.: «mеdicina» — лечить и отравлять, «medikamen» – медикамент и яд; 2 – корень слова «медицина» индоевропейский «med» – середина, мера. Смысл слова в этом случае означает нахождение меры исцеления как действия между чудом и знанием.

Как понятие, «медицина» – это система научных знаний и практической деятельности, целью которых является укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека» (БМЭ. М., 1980. Т.14).

Понятие «медицина» нельзя отождествлять с понятием «здравоохранение». «Здравоохранение» — более широкое понятие, означающее «систему социально-экономических и медицинских мероприятий, имеющих целью сохранить и повысить уровень здоровья каждого отдельного человека и населения в целом» (БМЭ. М.,1978. Т.8).

Основными функциями медицины в обществе являются диагностика, лечение, профилактика заболеваний. Высшей целью медицины выступает здоровье. Значение здоровья в жизни человека высоко оценивали уже древние мудрецы. Сократ говорил: «Здоровье – это еще не все, но все без здоровья – ничто!».

Развитие медицины носит глубоко исторический характер. До начала ХХ века, по мнению Г. Сигериста, медицина осуществляла преимущественно лечебную функцию. В XX столетии, со времени возникновения СССР наступает период профилактической медицины. Опыт здравоохранения СССР перенимают даже капиталистические страны. Например, Великобритания с 1948 г. национализирует свое здравоохранение. В прошлом столетии медицина развитых стран пережила две эпидемиологические революции (20-30-е годы и середина 60-70-х годов соответственно), завершившихся исключением из списка болезней, определяющих смертность населения (излечимые), оставив лишь принципиально неизлечимые, фатальный исход которых может быть отсрочен.

Отечественная медицина, выстроенная на принципах государственности, бесплатности, плановости, общедоступности и достигшая серьезных успехов во многих областях, особенно в профилактике, к середине 70-х годов прошлого века обнаруживает негативные тенденции развития: изменяется характер картины смертности, ухудшаются показатели, засекречивается медицинская информация о числе уродств среди новорожденных в районах культивирования хлопка и др.

В ХХI век отечественная медицина вошла, пересматривая принципы организации, медленно, но неуклонно осваивая рыночные формы организации своей деятельности и новейшие технологии (например, позитронно-эмиссионная томография).

Финансирование здравоохранения, тем не менее, недостаточное. По оценкам Всемирной организации здравоохранения, минимальная величина средств, направляемых на здравоохранение в современных условиях, должна составлять не менее 6% ВВП страны. В отечественное здравоохранение в последние годы направлялось около 4% ВВП. Потребность же ЛПУ в современных видах техники покрывается лишь на 50-55%, а по ряду наименований медицинского оборудования и инструментов – только на 20-22% (Аргументы и факты. 2003. № 47).

Кризисное положение касается и медицины развитых стран. Его симптомы проявляются все четче и четче: — растущая дороговизна медицинских услуг; — постарение населения; — сегодняшнее лечение не столько приводит к лечению, сколько увеличивает число людей с хроническими заболеваниями; — противоречие между специализацией и доступностью медицинской помощи; — появление новых болезней (например, синдром «кормящего кармана», феномен «сухого глаза», лихорадка Эбола и др.). Движение вперед для современной медицины достигается все с большими затратами: чтобы увеличить прирост средней продолжительности жизни на 1 год, требуется около 10 лет экономического и медицинского прогресса. Прав великий Конфуций: «Будущее приходится волочить медленными шагами».

В медицинской практике выделяют три стороны: объектно-вещную (техника, технологии), социально-институциональную, морально-этическую. Стремительное внедрение в медицину новейших достижений изменяет коренным образом не только объектно-вещную сторону, но и морально-этическую, т.е. ту, которая и составляет проблемное поле биоэтики.

МЕДИЦИНСКАЯ ТАЙНА

В отечественной литературе традиционно используется термин «врачебная тайна». В последние годы чаще пишут о медицинской тайне. Различие не принципиальное, но все же существует. По нашему мнению, термин «врачебная тайна» указывает, во-первых, на то, что сведения, составляющие тайну, возникают чаще всего из отношения «врач-пациент» и, во-вторых, первым, кто посвящается в эту тайну, является врач. В случае «медицинской тайны» акцент ставится на то, что носителями конфиденциальной информации выступают не только врачи. Ими могут быть фармацевтические работники, средний медперсонал, технические работники (статистики, программисты и операторы ЭВМ), работники органов дознания, студенты-практиканты.

Медицинская тайна имеет ту же длительную историю, что и сама медицина. С самого начала медицинская тайна содержала в себе глубокое доверие пациента врачу. Древнейший индийский литературный источник «Аюрведы» констатирует: «Можно страшиться брата, матери и друга, но врача – никогда, ибо он для больного и отец, и мать, и друг, и наставник». Как мы видим, доверие к врачу ценилось очень высоко.

Письменное закрепление медицинская тайна получает в «Клятве Гиппократа» (V-IV в.в. до н.э.): «Что бы при лечении – а также и без лечения – я не увидел или не услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной». Следует обратить внимание на тот факт, что в Клятве выпажено не только требование обязательного сохранения врачебной тайны, но и указано на то, что содержанием этой тайны могут быть сведения и немедицинского характера. С тех далеких времен медицинская тайна как этическая норма составляет преемственную связь в развитии международных и национальных кодексов, клятв, деклараций.

Отношение к медицинской тайне в отечественном здравоохранении претерпело определенную эволюцию. До 1917 г. врачебное сообщество твердо выполняло прописанную норму. В «Факультетском обещании русских врачей» (ХIХ в.) говорилось: «Свято хранить вверяемые мне семейные тайны и не употреблять во зло оказываемого мне доверия». После революции (октябрь 1917 г.) новое государство в лице первого наркома здравоохранения РСФСР Н. Семашко, посчитало врачебную тайну буржуазным пережитком: «Мы держим курс на полное уничтожение врачебной тайны. Врачебной тайны не должно быть. Это вытекает из нашего основного лозунга: «болезнь – не позор, а несчастье…. Каждый врач должен сам решать вопрос о пределах этой тайны». В этих словах медицинская тайна приобретает релятивистский характер, так как устраняется общее требование по ее сохранению, а ее выполнение ставится в зависимость от культуры, опыта отдельного врача.

В специальной и общей литературе дискутировались и другие точки зрения на тайну. Догматическая, которую отстаивал известный клиницист В.А. Манассеин. Он считал, что врачебная тайна никогда, ни при каких условиях не должна быть разглашена. Диалектическая – ее защищал и обосновывал врач по образованию и писатель по призванию В.В. Вересаев. В «Записках врача» он отстаивал тезис о том, что врач обязан хранить вверенную ему пациентом тайну. Но если сохранение тайны грозит вредом обществу, окружающему больного, то врач имеет право на разглашение тайны.

Позднее, в этических документах закрепляется диалектическая точка зрения на медицинскую тайну. Принимавшие Присягу врача Советского Союза торжественно клялись «хранить врачебную тайну», в «Этическом кодексе российского врача» (1994 г.) закреплено требование обязательного сохранения медицинской тайны (Ст. 9,13).

Морально-этический смысл медицинской тайны заключается в доверии, связывающим пациента и врача; в том, что она есть проявление профессионального долга врача (медицинского работника);в том, что ее исполнение есть одна из модификаций принципа «не вреди!».

Правовой аспект. В истории медицины правовое регулирование медицинской тайны, в отличие от морально-этического, возникает в XIX веке. Во Франции Уголовный кодекс (1810 г.) предусматривал наказание за умышленное разглашение врачебной тайны, в России «Уложением о наказаниях» (1845 г.) также предусматривалась ответственность за намеренное разглашение врачебной тайны. В СССР Постановлением ВЦИК и СН РСФСР «О профессиональной работе и правах медицинских работников» (1924 г.) закреплялось требование к врачам о сохранении врачебной тайны. Тем самым остальные медработники не были связаны обязательством сохранения тайны. Эта же норма перешла в законодательство 1969 г.

Правовое регулирование медицинской тайны обеспечивается Федеральными законами. В Конституции РФ (Ст. 23) говорится о том, что «каждый имеет право на неприкосновенность личной жизни, личную и семейную тайну». Нарушение допускается лишь на основании судебного решения.

Непосредственно о медицинской тайне говорит Ст. 61 «Основ….», по которой во врачебную тайну входит «информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении». Под «иными» сведениями специалистами понимаются сведения о семейной и интимной жизни, о факте удочерения или усыновления, о состоянии здоровья родственников, а также сведения немедицинского характера: наличие завещания, ценностей, коллекций.

Разглашения медицинской тайны не допускается без согласия пациента. Однако закон предусматривает обстоятельства, при которых разглашение допустимо без согласия пациента: — в целях обследования, лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю; — при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений, поражений; — по запросу органов дознания и следствия, прокурора и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством; — в случае оказания помощи несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет для информирования его родителей или законных представителей; — при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий. Некоторые последующие подзаконные акты уточнили ряд моментов. Так, например, Приказ МЗ РФ № 90 от 14.03.1996 г. предписывает врачам информировать работодателей о выявленных нарушениях здоровья, если они препятствуют продолжению работы. Приказ МЗ РФ № 4 от 9.01.1998 г. требует от врачей сообщать органам МВД о повреждениях насильственного характера.

Разглашение медицинской тайны без согласия пациента может быть и неумышленным: небрежное хранение медицинских документов, в устной форме: в разговорах в коридорах, на обходах, в телефонных разговорах (например, врач сообщает: «Вам нужно срочно показаться врачу-онкологу, не теряйте времени!»).

Ответственность за незаконное разглашение медицинской тайны может быть дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной. В Уголовном кодексе РФ действия по незаконному разглашению медицинской тайны подпадают под Ст. 137 «Нарушение неприкосновенности частной жизни».

Ответственность наступает для тех лиц, которые по долгу службы, работы и учебы обязаны сохранять тайну. В соответствии с законодательством к ним относятся: — врачи разных специальностей; — средний и младший медицинский персонал; — фармацевтические работники; технические работники; — сотрудники органов дознания, следствия и суда; научные работники, преподаватели медицинских учебных заведений, студенты.

Несмотря на наличие правовых норм, регулирующих отношение к медицинской тайне, ряд вопросов постоянно вызывает дискуссии. Нужно ли хранить тайну после смерти пациента? «Этический кодекс российского врача» утвердительно отвечает на него, а законодательство этот вопрос не рассматривает. Нужно ли хранить в тайне сведения о здоровье официальных лиц государства (президент, премьер)? С одной стороны, они пациенты, а с другой стороны, от их здоровья зависит политическая, экономическая, социальная стабильность общества. Возникают противоречия, связанные с сохранением медицинской тайны, при анонимном лечении пациентов.

Юридический смысл медицинской тайны состоит в том, что она защищает важнейшие права человека на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, и законодательством предусмотрена дисциплинарная, административная и уголовная ответственность за незаконное разглашение медицинской тайны.

МЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА

Медицинская этика (греч. «ethos» – обычай, нрав, характер) – это совокупность нравственных норм профессиональной деятельности медицинских работников. Медицинская этика тесно соприкасается с деонтологией (см.: «Деонтология»). Другое значение этого термина состоит в том, что под медицинской этикой понимается учебная и научная дисциплина, объектом изучения которой выступает профессиональная медицинская мораль.

Специфика медицинской этики обусловливается тем, что работники здравоохранения при исполнении своих профессиональных обязанностей имеют дело с жизнью, здоровьем пациента, его страданием и болью. Именно с этим связано гуманистическое содержание норм и принципов медицинской этики. Вместе с тем они носят исторический характер. Так, в Древней Индии рекомендовалось браться за лечение только такого человека, болезнь которого излечима; от лечения неизлечимых болезней следовало отказаться, так же как и от пациента, не выздоровевшего в течение года. Однако общая тенденция развития норм этики исторически менялась в сторону гуманизации.

Неоценимую роль в разработке норм медицинской этики сыграл древнегреческий врач и реформатор медицины Гиппократ (460-370 гг. до н.э.). Сформулированные им нормы – «Где любовь к людям, там и любовь к своему искусству», «Не вредить», «Врач-философ подобен богу» и др. — впервые были прописаны в письменной «Клятве Гиппократа». Эти нормы уже тогда распространялись не только на отношения «врач и пациент», но и на отношение врача к родственникам больного, к своим учителям.

Принципы и нормы клятвы Гиппократа легли в основу возникших позднее международных и национальных кодексов, клятв, деклараций. С конца 40-х годов прошлого столетия в развитых странах разрабатываются и принимаются международные этические документы, в которых предусмотрена регламентация отношений «врач-пациент» в клинической и экспериментальной медицине («Международный кодекс медицинской этики», 1949; «Женевская декларация», 1948 г.: «Нюрнбергский кодекс», 1947г.; «Сиднейская декларация», 1969.; «Хельсинско-Токийская декларация», 1964, 1975 гг.).

В России отношения врача и пациента регламентировались с давних пор. Уже в «Изборнике Святослава» (XI в.), «Русской правде» Киевской Руси (XI-XII в.в.), Морском уставе Петра I, а затем в «Факультетском обещании русских врачей» (XIX в.) были прописаны нормы, определяющие права, обязанности и ответственность врача перед пациентом и государством. Необходимый вклад в развитие отечественной медицинской этики был внесен такими крупными клиницистами как М.Я. Мудров, Н.И. Пирогов, И.Е. Дядьковский, С.П. Боткин и др., а также писателями-врачами А.П. Чеховым и В.В. Вересаевым.

Принципы государственной медицины и установка на формирование коммунистической морали нашли отражение в «Основах законодательства СССР о здравоохранении» (1969) и принятом в марте 1971 г. тексте «Присяги врача Советского Союза».

Кардинальные изменения социально-экономических отношений в России, начавшиеся с середины 80-х годов прошлого столетия, нашли отражение в тексте «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» (1993 г.). Морально-нравственные нормы и принципы, отражающие новые реалии в отечественной медицине (проникновение рыночных отношений в здравоохранение, построение правового государства, демократизация общества и др.) прописаны в «Этическом кодексе российского врача» (1994 г.) и «Клятве российского врача» (1994). Вышеназванные документы, лежащие в основе отечественного здравоохранения, обнаруживают две особенности: глубокая связь с гиппократовой традицией в медицине и ориентация на права, свободы, ценности человека, сформулированные в международных правовых и этических документах.

По своему содержанию медицинская этика включает ряд основополагающих принципов: гуманизм, справедливость, конфиденциальность, «не вреди», коллективизм (приоритетный в советском здравоохранении). Наряду с принципами в специальной литературе выделяют ряд добродетелей, необходимых для любого медицинского работника. Условно эти добродетели можно распределить на четыре группы: добродетели характера (мужество, самостоятельность, надежность, честность); добродетели компетентности (владение медицинскими знаниями и методами в той или иной области, способность разумно рассуждать); добродетели совести (самоотверженность, самокритика, чувство ответственности, честь); общие моральные качества (порядочность, уважение к пациенту, коллегам, личное достоинство, скромность, благожелательность). Все вышеперечисленные добродетели имеют место и в других формах человеческой деятельности (педагогика, управление, научная и др.), но в медицине их взаимосвязь и значимость многократно усиливается спецификой самой деятельности, высшей ценностью которой выступают жизнь и здоровье человека.

Соотношение медицинской этики и биоэтики. Некоторые отечественные авторы считают, что биоэтика не что иное, как медицинская этика в новых исторических условиях (И.В. Силуянова). Действительно, между медицинской этикой и биоэтикой, несмотря на их различие по времени возникновения в истории медицины, много общего. И той, и другой присуща этическая составляющая, в соответствии с которой человек выступает самоценным существом. Однако, как мы уже отмечали (см. «Деонтология»), биоэтика охватывает более широкий диапазон проблем (правовых, религиозных, экономических и др.). Поэтому соотношение деонтологии, медицинской этики и биоэтики по их существенным признакам можно представить следующим образом: деонтология – это этическое должное, обеспечивающее конкретное терапевтическое сотрудничество врача и пациента; медицинская этика – это должное и сущее (нравственное), представляющее собой совокупность норм и принципов профессиональной деятельности медицинских работников; биоэтика – это решение проблем, возникающих при столкновении человеческих свобод и ценностей с современными технологиями медицинской практики; контроль и управление рождением, жизнью, смертью человека.

Понятие компетентного и некомпетентного больного.

Информированное согласие пациента или его законного представителя может быть признано доказанным, если присутствуют следующие условия:

1. Пациент, или его заместитель, должен быть компетентным и способным принимать решение, то есть, иметь способность предвидеть последствия согласия.

2. Быть свободным от принуждения.

3. Профессионал здравоохранения обязан не только предоставить необходимую информацию, но и удостовериться в том, что она была понята.

Под компетентностью обычно понимают способность выполнять определенную задачу.

В контексте биомедицинской этики, под компетентностью следует подразумевать способность пациента к принятию реше­ния, основанному на понимании последствий этого ре­шения для себя или других.

Оценка компетентности является оценкой способности лич­ности к пониманию, общению и логическому рассуждению. Боль­ным не следует выносить приговор об отсутствии способности при­нимать решение в связи с тем, что их решения необоснованны. Люди имеют право принимать решения, которые другие считают неразум­ными, поскольку их выбор совместим с личными ценностями.

Спо­собность понимать последствия должна оцениваться скорее здравым смыслом, чем техническим или профессиональным стандартом. Согласно стандарту здравого смысла, пациент должен быть способным понимать такие вещи, как факт, что он умрёт или станет больным ещё больше без лечения, или что лечение будет при­чинять боль и предвещает лишенную активности жизнь в продолже­ние многих недель. Речь идет о реально существующем здравом смысле, а не о современном медицинском или научном понимании.

Компетентный пациент не должен оцениваться по его образовательному уровню, не обязан компетентный пациент понимать все о своем состоянии или предлагаемых видах лечения. Часто даже хороший специалист не пони­мает всего в болезни или лечении. В самом деле, врач может не по­нимать полностью, каким образом действует обычное лекарство, как, например, аспирин.

Пациент должен понимать последствия своего решения, чтобы принять или отвергнуть определенное лечение. В частности, пациент должен понимать, что он санкционирует лечение.

Тот факт, что пациент принимает решение вопреки решению, ре­комендованному профессионалом здравоохранения, или даже общепринятым нормам общества, не доказывает, что он является некомпетентным вследствие отсутствия понимания. Воздействие лечения на здоровье пациента, его жизнь, религиозные убеждения, ценности, семью и общество все суть, имеющие отношение к этическому решению согласиться на лечение или его отвергнуть.

Пациент может предпочесть испытывать боль от болезни, но не лечиться, и даже умереть, но не подвергать семью длительным страданиям и финансовому краху и т. д.

Это важный момент, так как врачи, и другие поставщики медицинских услуг, подобно всем разумным существам, не должны поддаваться искушению навязывать свои ценности другим. Более того, врач может упустить, что медицинские ценности, и даже ценность здоровья и жизни, не являются единст­венными имеющими силу ценностями в принятии этического решения.

Компетентность и свобода.

Для компетентности требуется не только способность к пониманию последствий своих решений, но и свобода от принуждения и каких-либо чрезмерных влияний, как, например, религиозное убеждение, манипуляции близких людей и т. д. Давление се­мьи может создавать чрезмерное влияние и существенно уменьшать свободу. Больной человек часто зависит от своей семьи. Особенно велико это давление на детей, которые полностью зависят от своих родителей.

Проблема крупным планом! Нет общепризнанной классификации пациентов, которые не способности понимать последствия своих решений. Каждый случай следу­ет оценивать индивидуально. Пациенты мо­ложе возраста 18-ти лет в большинстве случаев не являются в право­вом отношении компетентными, но они могут вполне быть компе­тентными в этическом отношении. Люди, которых признали в правовом отношении некомпетентными управлять своими финансовы­ми делами или которых принудительно госпитализировали в психи­атрическую клинику, могли бы ещё быть в этическом отношении компетентными и принимать решение о согласии на лечение, а также пони­мать последствия своих медицинских решений. Мно­гие люди, признанные «умственно отсталыми», вполне способны по­нять, что будут испытывать боль, если они согласятся на лече­ние или откажутся от него. Врачи и другие про­фессионалы здравоохранения не могут этически лечить таких лиц против их воли, пока суд не назначил опекуна специально для при­нятия решений о лечении. Люди в бессознательном состоянии являются временно некомпе­тентными. Люди под влиянием алкоголя или лекарственных средств (наркотиков) могут, в большей или меньшей степени, быть временно некомпетентными. Некоторые пациенты в такой степени постоянно потеряли контакт с реальностью, что они могут быть неспособными к пониманию любых ординарных последствий своих поступков. В общем, тем не менее, допущение состоит в том, что совершеннолет­нее лицо является компетентным, если нет ясного свидетельства его некомпетентности.

Врачи, которые угрожают пациентам отказом от лече­ния в будущем, виновны не только в шантаже, но и в лишении законной силы полученного согласия.

Кроме того, чрезмерное влияние могут оказать также естественные реакции на болезнь и лечение – высокая температура и некоторые лекарственные средст­ва могут временно ослабить способность любого к пониманию чего-либо.

Все сильные пере­живания, которые сопровождают серьёзную болезнь или пребыва­ние в больнице, также оказывают влияние. Преувеличенные страхи робкого человека и магические надежды отчаявшегося искажают по­нимание и воздействуют на компетентность.

Очевидно, что никто не является всегда полностью свободным. Вопрос, на который профессионал здравоохранения должен отве­тить, — снижают ли какие-либо из внешних или естественных влияний свободу пациента так, что он не способен (или недостаточно способен) к обоснованному согласию.

Конечно, нет простого ответа на этот вопрос. Свидетельство компетентности или некомпетентности должно достигаться в ходе вдумчивых бесед между врачом и пациентом, когда врач осознает и собственные пристрастия, и пристрастия пациента. Одним сло­вом, врач обязан уделять время, чтобы узнать пациента и выяснить состояние умственных способностей и понимания пациента. В отсутствие существенных свидетельств некомпетентности, выбор па­циента заслуживает уважения.

Если пациент должен сделать обдуманный и свободный выбор с полным пониманием его последствий, профессионал здравоохранения, а врач в особенности, должен предоставлять информацию относительно этих последствий. Тип и объём информации, которая дается, зависит от критериев для ее раскрытия. В таблице 11 комплексно представлены критерии информированного согласия.

Таблица 11

Информированное согласие пациента

на медицинское вмешательство

Критерии
Доброволь- ность Информирован- ность Компетентность Осознан- ность
Принятие решения в отсутствии принуждения, служебной или иной формы зависимости, давления со стороны родственников и т. д. Своевременное получение полной, объективной, всесторонней информации по поводу предстоящего вмешательства, возможных осложнений и альтернативных методов лечения. «Стандарт рациональной личности» — способность прогнозировать последствия своего решения для жизни и здоровья (обладание сведениями, рассчитанными на среднестатистические познания граждан в сфере медицины). Наличие ясного сознания на момент принятия решения (способность отдавать отчет в своих действиях и руководить ими).


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *