Контрсанкции

Контрсанкции

Нетарифное регулирование торговли

К числу методов нетарифного регулирования принято относить квотирование, лицензирование, санкции и эмбарго, валютный контроль, налоги, субсидии и административные (технические) барьеры. Рассмотрим подробнее каждый из названных методов.

Квотирование.

Квотирование заключается в установлении квот, т.е. тех количественных параметров, в пределах которых возможно осуществление определенных внешнеторговых операций. При этом в зависимости от ряда конкретных особенностей принято выделять:

  • • глобальные квоты, устанавливающие общий разрешенный объем импорта в стоимостных или натуральных показателях на определенный период времени без разбивки по странам;
  • • индивидуальные квоты, которые определяются применительно к отдельным конкретным странам. В качестве критерия распределения квот могут выступать встречные обязательства государств, в результате чего появляются двусторонние квоты,
  • • сезонные квоты, ограничивающие размер импорта определенным временем года. Чаще всего это касается продукции (например, сельскохозяйственной), выпуск которой носит ярко выраженный сезонный характер;
  • • неконкретизированные квоты, устанавливающиеся без учета временного периода.

Квотирование нашло широкое применение в российской практике организации и управления внешнеэкономической деятельностью первой половины 1990-х гг., практически полностью касаясь при этом только экспорта (за исключением вооружений и военной техники). В период наиболее активного использования экспортных квот они распространялись на широкий перечень товаров, который включал: рыбу и рыбопродукты, сырую нефть и продукты ее переработки, углеводородное сырье, природный газ, коксующийся уголь, цветные металлы, их сплавы и сырье для их производства, серу, апатиты, аммиак, синтетический каучук, минеральные удобрения, деловую древесину хвойных пород, шпалы, пиломатериалы, целлюлозу.

Квоты могут быть введены тем или иным правительством в одностороннем порядке, либо выступать результатом переговоров. Переговоры, в свою очередь, могут использоваться для того, чтобы попытаться переложить на плечи своего торгового партнера заботы по осуществлению квотирования экспорта, вместо того, чтобы самому вводит квоты на импорт. Подобная процедура известна под названием добровольного ограничения экспорта, или добровольных квот2 (англ, voluntary export restriction или voluntary restrain arrangements). В 1980-е гг. такие ограничения действовали на ввоз на американский рынок стали из Европы и Японии, а также японских автомобилей.

Среди стран, которые «добровольно» брали на себя обязательства по ограничению экспорта, был и СССР. Речь идет о договоренности советской стороны с американскими импортерами в 1987 г. о поставке на рынок США до 60 млн м хлопчатобумажного полотна. Однако в тот период Государственный департамент США оказал соответствующее давление и добился ограничения экспорта до 3 млн м. В результате последующих переговоров удалось постепенно увеличить лимиты поставок до 23 млн м в 1990 г., 24 — в 1991 г. и 26 млн м — в 1992 г.

Основная цель введения квот на импорт (или как их еще называют импортных квот) — защита национального рынка от проникновения продукции зарубежных производителей. Ту же цель могут, как известно, преследовать и импортные пошлины. В этой связи представляет несомненный интерес их сопоставление. Целесообразно при этом обратить внимание, с одной стороны, на механизм влияния на внешнеторговые операции, с другой — на итоговый результат. В первом случае можно констатировать наличие принципиального различия. Действительно, пошлина представляет собой средство корректировки рыночного механизма, в то время как квота, по существу, означает замену этого механизма административным регулированием.

Во втором случае мы вправе говорить о наличии, по крайней мере, теоретической возможности обеспечения равновеликого сокращения объема импорта. Как уже отмечалось выше, импортная пошлина влечет за собой повышение цены продукции на рынке страны, использующей этот метод регулирования внешней торговли. В результате, при условии соответствующей эластичности спроса, потребление сокращается, объем импорта снижается и устанавливается на новом более низком уровне. Однако с помощью квотирования мы можем как бы изначально, априори зафиксировать точно такой же уровень зарубежных поставок, не прибегая при этом к использованию тарифного регулирования.

Лицензирование. Лицензирование предполагает выдачу хозяйствующим субъектам специальных разрешений — лицензий на проведение внешнеторговых операций. Как мировая, так и отечественная практика свидетельствует, что лицензирование часто может применяться вместе с квотированием, дополняя его. В результате государство может на основе выдаваемых лицензий строже контролировать соблюдение установленных квот.

Существует несколько основных типов лицензий. В зависимости от характера выдачи лицензий различаются:

  • • автоматические лицензии, подавая заявку на выдачу которых, участники внешнеэкономической деятельности получают отрицательный ответ лишь в исключительных случаях;
  • • неавтоматические лицензии, выдаваемые лишь при соблюдении ряда необходимых условий.

Закономерно задаться вопросом, зачем вообще нужны автоматические лицензии, если они выдаются каждому, кто обратится с просьбой об их выдаче. Однако автоматические лицензии имеют не столько разрешительный, сколько учетно-регистрационный характер. С их помощью государство как субъект регулирования внешнеэкономической деятельности имеет возможность осуществлять текущий мониторинг определенных товарных составляющих внешнеторговых потоков, постоянно контролировать их, оперативно реагируя на неблагоприятные изменения.

В зависимости от характера разрешаемой деятельности лицензии делятся на следующие разновидности:

  • • Генеральные лицензии, представляющие собой постоянно в течение длительного времени действующее разрешения на право, например, импорта определенных товаров либо только из указанных стран, либо вообще без каких-либо ограничений географического порядка. При этом пределы по объему и стоимости не устанавливаются.
  • • Индивидуальные лицензии, выдаваемые конкретной фирме с указанием объема, времени, страны происхождения товара, с которым разрешена внешнеторговая операция. Нередко, будучи важным элементом неосязаемых активов фирмы, такие лицензии не могут быть переданы другим участникам внешнеэкономической деятельности.
  • • Открытые индивидуальные лицензии, отличающиеся от простых индивидуальных тем, что в них отсутствуют ограничения по объему участвующих в разрешаемых операциях товаров. Открытые индивидуальные лицензии используются довольно редко.

Немаловажное значение имеет вопрос о том, каким образом распределяются неавтоматические лицензии, число желающих получить которые превышает имеющиеся возможности. В данном случае существуют следующие основные методы:

  • • открытый конкурс, в рамках которого лицензию получает фирма, соглашающаяся выплатить за нее максимальную сумму (фактически речь идет об открытом аукционе);
  • • метод явных предпочтений предполагает выдач}’ лицензий тем компаниям, которые, традиционно специализируясь в соответствующих областях, зарекомендовали себя в качестве надежных партнеров;
  • • затратный метод предусматривает распределение лицензий в зависимости от наличия у компании производственных мощностей, количества работающих и других аналогичных производственно-экономических показателей.

Санкции и эмбарго. В своей наиболее радикальной форме санкции подразумевают полный или частичный запрет экономических связей со стра- нами-нарушителями. В этом случае принято употреблять понятие эмбарго. В менее жестком виде речь может идти об относительном ухудшении условий экономического взаимодействия в отношении стран-нарушителей (отмене режима наибольшего благоприятствования в торговле, торговых преференций, запрете на предоставление им торговых кредитов или ухудшении условий кредитования и т.п.). Например, ст. 3 Федерального закона от 30 декабря 2006 г. № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах» предусматривает как полное запрещение, так и установление ограничений на осуществление финансовых и других внешнеэкономических операций между российскими хозяйствующими субъектами и хозяйствующими субъектами иностранного государства.

Как таковые санкции и эмбарго могут:

  • • распространяться на определенную страну или группу стран;
  • • вводиться в отношении отдельных видов продукции;
  • • носить (как чаще всего и бывает) смешанный характер, т.е. касаться ввоза (вывоза) из определенной страны или группы стран продукции определенного вида.

Одним из наиболее известных случаев использования эмбарго во второй половине XX в. представляется деятельность Координационного комитета по контролю над экспортом — КОКОМ (Coordinating Committee on Export Controls, COCOM). Он был создан в 1950 г. с целью недопущения поставок в СССР и восточно-европейские страны «стратегических товаров», которые могли быть использованы в военных целях. Кроме прямого запрета на экспорт КОКОМ предусматривал и определенные ограничения на предоставление странам Восточного блока кредитов. Официально деятельность КОКОМ была прекращена 1 апреля 1994 г.

Санкции и запреты затрагивают интересы различных групп участников международной торговли. В этой связи целесообразно говорить о трех основных направлениях, по которым может ощущаться воздействие эмбарго. Оно способно затронуть следующие государства:

  • • Страну, проведение внешнеэкономических сделок с которой объявляется «вне закона». Так, Куба оценивает ущерб от экономической блокады Острова свободы за первые 35 лет ее проведения приблизительно в 40 млрд долл.
  • • Страну, которая вводит санкции. В такой стране всегда существуют силы, заинтересованные в эмбарго, равно как и хозяйствующие субъекты, которым оно наносит ущерб. К последней группе относятся потенциальные экспортеры, лишающиеся выгодных сделок, и потенциальные покупатели, вынужденные искать новых поставщиков.
  • • Третьи страны, которые могут помимо собственного желания оказаться вовлеченными в конфликт. Характерным примером здесь служат уже упоминавшиеся санкции США против Кубы. Лежащий в основе их современной версии закон Хелмса — Бёртона фактически наделяет экстерриториальностью внутреннее американское законодательство. По существу любые связи с Кубой квалифицируются указанным законом как преступные. Это затрагивает интересы таких государств, как Бразилия (импорт кубинского сахара), Мексика (инвестиции в экономику Кубы), многих других стран, которые не просто квалифицируют действия США как неверные, но и пытаются принимать ответные меры. В частности, в парламент Канады был внесен законопроект Грэма, согласно которому пострадавшие в результате применения закона Хелмса — Бёртона канадские фирмы вправе добиваться в канадских судебных инстанциях защиты своих интересов, а суды — взыскивать с кубинских эмигрантов в полном объеме ущерб, понесенный фирмами. При этом может быть конфискована собственность граждан США кубинского происхождения в Канаде, включая их средства на счетах в канадских банках. США не могут не осознавать всего этого, поэтому вполне резонно предположить, что их действия в значительной мере вызваны стремлением ослабить позиции своих и реальных, и потенциальных конкурентов на кубинском рынке, тем более что многие государства активно внедряются туда.

Мнение специалистов

Санкции США против Кубы получили в целом негативную оценку в мире: в том числе и среди союзников США. Вот что писал в этой связи авторитетный английский еженедельник The Economist «Мы выступаем против американского эмбарго не потому, что методы скорее будут способствовать достижению противоположного результата. Именно свободная торговля, а не ее запрет, откроет двери для политической свободы… Сторонники законопроекта Хелмса — Бёртона утверждают, что иностранные инвестиции в кубинскую экономику не скоро приведут к свержению Кастро. Возможно это так, но вместе с тем вероятно, что эти инвестиции помогут ослабить степень его контроля над страной».

Таким образом, санкции и эмбарго существенно влияют на мировую экономику в целом.

Размышляем самостоятельно

Попытайтесь ответить на вопрос, на кого из участников международной торговли и в какой мере влияют санкции, введенные США и странами Западной Европы в отношении России и эмбарго введенное Россией на поставки сельскохозяйственной продукции из США, ЕС и ряда других стран в 2014 г. в контексте украинского кризиса

Валютный контроль. Валютный контроль как таковой направлен на обеспечение национального законодательства, регулирующего валютные операции. Вместе с тем он оказывает непосредственное влияние на развитие международной торговли, поскольку предполагает, в частности, установление:

  • • финансовых квот, т.е. ограничений на количество валюты, которое может получить экспортер;
  • • ограничений на количества валюты, которое может вывозить из страны ее гражданин (резидент), совершающий зарубежную поездку;
  • • ограничений на объем иностранных инвестиций в страну.

Все это в известной мере сдерживает развитие внешнеторговых операций, лишая хозяйствующих субъектов необходимых денежных ресурсов для их осуществления.

Различные формы валютного контроля, в большей или меньшей степени ограничивающие конвертируемость национальной валюты, широко использовались в мировой практике на протяжении большей части послевоенного периода. При этом они, правда, преимущественно касались и касаются не столько операций по текущим кассовым сделкам, сколько движения капиталов.

Так, в Великобритании Закон о валютном контроле 1947 г. жестко определял цели, в которых валюта может приобретаться резидентами, а также оговаривал их права по распоряжению и хранению валюты и золота. Все валютные сделки могли осуществляться только через имевшие на то специальные разрешения коммерческие банки. Интересно отметить, что вплоть до 1969 г. резиденты в целях зарубежного туризма могли покупать иностранную валюту на сумму не более 50 фунтов стерлингов в год.

Также, например, финские фирмы (за исключением компаний, занятых в сфере финансов и страхования) лишь с 1988г. получили право осуществлять прямые инвестиции за рубеж без ограничения суммы (до этого верхний предел ограничивался, в частности в 1987 г. — 30 млн финских марок в год). Что касается портфельных инвестиций, то по ним аналогичное решение было принято лишь в 1989 г.

  • В учебной литературе можно встретиться с использованием обоих терминов. Вместес тем в документах ВТО применяется только понятие «технические барьеры».
  • Квоты могут распространяться и на иные формы экономического взаимодействияразличных государств. Наглядным примером в данном случае служит установление квотна вылов рыбы (трески, сельди и др.) в Северном море. Переговоры на эту тему, в которыхучаствуют Норвегия, Россия, Исландия, Фарерские острова (автономная территория Дании)и Швеция традиционно проходят очень сложно.
  • В контексте данной главы основной интерес представляют квоты на импорт, равно какдо этого импортные пошлины, хотя но своему характеру квотирование вполне применимои в отношении других внешнеторговых операций.
  • Добровольные квоты первоначально относились к числу так называемых ограничительных мер «серой зоны» (англ, grey area measures), т.с. тех инструментов внешнеторговойполитики, использование которых не регулируется правовыми положениями Генеральногосоглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). По итогам переговоров Уругвайского раундаони были запрещены.
  • Добровольные квоты первоначально относились к числу так называемых ограничительных мер «серой зоны» (англ, grey area measures), т.с. тех инструментов внешнеторговойполитики, использование которых не регулируется правовыми положениями Генеральногосоглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). По итогам переговоров Уругвайского раундаони были запрещены.
  • По характеру своего применения лицензирование как таковое выходит далеко за рамкимирохозяйственных связей, используясь государством в качестве важного инструментауправления и контроля за самыми разнообразными видами деятельности хозяйствующихсубъектов, начиная с финансового посредничества и заканчивая частным извозом.
  • По характеру своего применения лицензирование как таковое выходит далеко за рамкимирохозяйственных связей, используясь государством в качестве важного инструментауправления и контроля за самыми разнообразными видами деятельности хозяйствующихсубъектов, начиная с финансового посредничества и заканчивая частным извозом.
  • В отношении терминов импортная и экспортная квоты имеет место определеннаядвусмысленность. С одной стороны, они используются для характеристики методов государственного регулирования внешней торговли, с другой — применяются для обозначенияпоказателей «открытости» той или иной национальной экономики.
  • По характеру своего применения лицензирование как таковое выходит далеко за рамкимирохозяйственных связей, используясь государством в качестве важного инструментауправления и контроля за самыми разнообразными видами деятельности хозяйствующихсубъектов, начиная с финансового посредничества и заканчивая частным извозом.

Экономические санкции и торговые эмбарго.

⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 22

Экономически санкции могут носить двухсторонний (США) и многосторонний (в рамках ООН – Ирак) характер.

Экономические санкции устанавливаются как мера воздействия на страну с целью принуждения к определённым действиям или наказания за какие-то действия и носят политический характер.

Формы экономических санкций:

  • отказ в предоставлении виз главам государства, членам правительства, видным деятелям ( А.Лукашенко);
  • замораживание счетов страны в иностранных банках;
  • торговое эмбарго – запрет на экспорт/импорт данной страны.

В экономическом плане проигрывает как страна – экспортёр, так и страна, которая принимает решение о запрете.

Целью введения эмбарго, однако, является неполучение экономических выгод, а оказание давления на страну для достижения определенных политических целей. С этой точки зрения, успех эмбарго более вероятен в том случае, если: во-первых, страна, вводящая эмбарго, имеет высокую эластичность экспортного предложения, т.е. может относительно безболезненно сократить объем своего экспорта; во-вторых, у страны, против которой вводится эмбарго, низкая эластичность спроса на импорт, т.е. она сильно зависит от внешней торговли, в-третьих, если вводимые санкции неожиданны и масштабны.

Тема 5: Внешнеторговое регулирование в РФ

План:

  1. Классификация методов регулирования внешнеторговой деятельности.
  2. Таможенная служба РФ. Задачи, структура, направления регулирования.
  3. Тарифные методы регулирования

A. Принципы формирования таможенной пошлины

B. Определение таможенной стоимости

C. Порядок установления страны происхождения товара

D. Тарифные преференции

  1. Нетарифные методы регулирования в РФ.

A. Квотирование и лицензирование

B. Контроль за безопасностью ввозимых товаров

C. Налоги

D. Технические барьеры

Методы – способы воздействия на объект с помощью определенных инструментов.


Существует несколько групп методов регулирования ВЭД:

1. Экономические методы – регулирование с помощью стоимостных рычагов и инструментов: цены, таможенные тарифы, налоги, сборы, надбавки за экспорт, импортные депозиты (сумма на расчетном счете к оплате этого импорта), кредиты, валютные фонды.

2. Административные методы – методы непосредственного вмешательства государства в процессы внешней торговли, базируются на силе государственной власти и выделяют: запрет, разрешение и принуждение.

Существуют также и другие классификации методов регулирования, например, в системе ГАТТ ВТО выделяются тарифные и нетарифные методы.Согласно классификации ЮНКТАТ — конференция по торговле и развитию — все меры делятся следующие категории:

Ø Тарифные

Ø Паратарифные – меры, которые повышают стоимость импортного товара на дополнительную величину по сравнению с таможенным тарифом. В РФ это сборы за таможенное оформление, сборы за хранение, сборы за сопровождение. Надо отметить, что статья 8 ГАТТ требует, чтобы эти сборы взимались в размерах необходимых для покрытия расходов по ним и не представляли бы дополнительных барьеров. Вторая группа паратарифных методов – дополнительные сборы – налоги на перевод иностранной валюты, гербовый сбор, сбор за импортную лицензию, статистический налог, налог на транспортное оборудование, на фонд развития экспорта. Третья группа паратарифных методов – статистические налоги. Четвертая группа – декретированная таможенная оценка – практика административного установления таможенной стоимости.

Ø Контроль над ценами. Выделяют: административное фиксирование цен импортных товаров, добровольное ограничение экспорта, антидемпинговые меры, компенсационные меры.

Ø Финансовые методы – ограничение использования иностранной валюты импортерами.

Ø Меры автоматического лицензирования – свободно выдаваемое разрешение на импорт.

Ø Меры количественного контроля – квотирование.

Ø Монополистические меры – представляют исключительные права определенной группе хозяйствующих субъектов.

Ø Технические меры – основаны на контроле качества, безопасности или характеристик товара, включая применяемые административные условия, терминологию, символику, проверку, методы проверки, требования к упаковке, маркировке, этикетке.

Федеральная таможенная служба (ФТС России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

11 мая 2006 указом Президента Российской Федерации Федеральная таможенная служба передана в подчинение Правительству Российской Федерации. Ранее ФТС России была подчинена Министерству экономического развития и торговли.

Руководитель Федеральной таможенной службы — Бельянинов, Андрей Юрьевич.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 года № 459 на ФТС возложены следующие основные функции:

ü ведение реестров лиц, организаций и объектов, включённых в область таможенного дела (таможенные брокеры, объекты интеллектуальной собственности и др.)

ü выдача свидетельств и разрешений на право деятельности в определённых сферах таможенного дела

ü определение порядка и непосредственное осуществление таможенного оформления и контроля

ü классификация товаров в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) (а также ведение ТН ВЭД), определение страны происхождения и таможенной стоимости перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств

ü правоохранительная деятельность — борьба с правонарушениями в области таможенного дела

ü некоторые консультативные услуги, оказываемые на бесплатной основе участникам внешнеэкономической деятельности

Особо выделяется функция взимания таможенных платежей — таможенных пошлин и таможенных сборов. Наряду с внутренними налогами и доходами от управления государственным имуществом таможенные платежи являются одним из основных видов доходов федерального бюджета. Так, за январь 2008 года таможенными органами в доход федерального бюджета перечислено 274,77 млрд. рублей.

Территориальная структура ФТС России:

Ø Региональные таможенные управления (соответствуют федеральным округам Российской Федерации)

Ø Региональные таможни (часто, но не всегда соответствуют субъектам Российской Федерации)

Ø Таможенные посты

Ø Таможни центрального подчинения (например, таможни московских аэропортов, Центральная акцизная таможня и др.)

Основными направлениями развития таможенной службы Российской Федерации на период до 2010 года являются использование системы управления рисками, предварительного информирования, электронного декларирования, выборочность таможенного контроля на основе широкого применения автоматизированных систем сбора, хранения и обработки информации. В этих условиях автоматизация технологий таможенного оформления и таможенного контроля, правоохранительной и иной деятельности таможенных органов является приоритетным направлением совершенствования таможенного администрирования.

Проводимая работа невозможна без широкого обмена мнениями между специалистами таможенных органов, представителями заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, организаций, ведущих фирм — производителей технических средств и программного обеспечения.

Таможенная пошлина– обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

Существуют следующие принципы формирования таможенной пошлины:

1. Рассмотрение таможенной пошлины как элемента налогообложения, т.е. величина таможенной пошлины должна учитывать величину внутренней пошлины на импортные товар и не носить законодательного характера.

2. Введение о снижении или повышении пошлины на товары, не имеющие отечественных аналогов, а также социально значимых товаров.

3. Зависимость величины пошлины от страны происхождения товара.

4. Тарифная эскалация – таможенная пошлина растет по мере роста степени обработки ввозимого товара.

5. Четыре уровня таможенных пошлин (5%, 10%, 15%, 20%) + 0%

Таможенная стоимость –служит для исчисления и взимания таможенной пошлины, суммы налогов, сборов и других платежей; а также для осуществления валютного контроля и ведения таможенной статистики. Определяется декларантом. Контроль осуществляет – таможенный орган.

Осуществляется следующими методами:

  1. По цене сделки с ввозимыми товарами
  2. По цене сделки с идентичными товарами
  3. По цене сделки с однородными товарами
  4. Вычитание стоимости
  5. Сложение стоимости
  6. резервный метод

Критерии установления страны – происхождения товара определяется Киотской конвенцией:

1. Товары, полностью произведенные в данной стране –полезные ископаемые, добытые на её территории; продукция растительного и животного происхождения, животные, растительная продукция, продукты охотничьего, рыболовного и морского промысла; вторичное сырье и отходы от производства в данной стране.

2. Критерии достаточной переработки- > 25% денежной стоимости – адвалорная доля, если в коде изменилась одна из четырех первых цифр – та, где произошло изменение.

3. Операции, которые не могут служить признаком для изменения страны происхождения– обеспечение сохранности товаров, простые сборочные операции, смешение компонентов без предания характеристик, отличающихся от исходных.

Документом, подтверждающим является – сертификат о происхождении товара:

v Предусмотрено в контракте

v Претендент на получение льготы или преференции

v Ограничен к ввозу

Тарифные преференции – льготы по таможенному тарифу при осуществлении торгово-политических отношений РФ с иностранными государствами – предоставляются в виде освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин либо снижения ставки ввозной таможенной пошлины в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран.

Тарифные льготы:

· Возврат ранее уплаченной стоимости

· Освобождение от уплаты от уплаты пошлины

· Снижение ставки таможенной пошлины

· Тарифные квоты на преференциальный ввоз/вывоз

  1. Освобождение от пошлины:

ü Наименее развитые страны

ü Транспортные средства и их снаряжения, осуществляющие международные перевозки грузов, багажа, пассажиров.

ü Предметы материально – технического снабжения для обеспечения российских или арендованных российскими лицами судов, ведущих промысел в мировом океане.

ü Товары для личного или официального использования представителями иностранных государств.

ü Валюты РФ, иностранная валюта, ценные бумаги.

ü Товары гуманитарной помощи для ликвидации аварий, катастроф, стихийных бедствий; учебные пособия для государственных дошкольных бесплатных учреждений.

ü Товары для безвозмездной помощи, для технического содействия.

ü Транзит для третьих стран.

ü Товары физических лиц, не предназначенные для производственной и коммерческой деятельности.

  1. Тарифные преференции:

ü Для стран, входящих в свободную таможенную зону

ü Для группы развивающихся стран (0,75)

  1. Возврат ранее уплаченной стоимости – возврат НДС на экспортные товары.
  2. Таможенные квоты – за рамками квоты тариф может возрастать в два раза.

Система тарифных преференций основана на ряде межгосударственных политических соглашений между Россией и странами, экономика которых, поддерживается Российской Федерацией. Преференциальные льготы на отдельные виды товаров, произведенных или глубоко переработанных в таких странах, предоставляются в виде полного освобождения от таможенных пошлин, или значительного снижения ставки ввозной таможенной пошлины. Руководящим документом, позволяющим применять ставки ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Российская Федерация предусматривает режим наиболее благоприятствуемой нации, является приказы ФТС России, определяющие список стран и коды ТН ВЭД товаров, на которые распространяется таможенные льготы. К списку таких стран относятся также страны СНГ, заключившие с Россией соглашения о свободной торговле. Документальным свидетельством, подтверждающим получение преференций, является сертификат происхождения, выписанный по особой, международно-согласованной форме – сертификат формы «А» или «СТ-1». Согласно Таможенного кодекса России таким сертификатом для иностранных производителей является сертификат формы А. Аналогичный документ, подтверждающий страну происхождения товара для стран СНГ называется сертификатом формы СТ-1

Квоты устанавливаются:

  1. На специфические товары, т.е. товары, определяемые отдельными ведомствами и министерствами (лекарственное сырье растительного и животного происхождения; дикие животные и дикорастущие растения; коллекционные материалы по минерологи, палеонтологии; полудрагоценные камни; информация о недрах; интеллектуальная собственность).
  2. требуют особого разрешения, т.е. согласно списку президента – товары двойного назначения (порох, наркотики, атомные технологии, оборудование, отходы, взрывчатые вещества, оружие, драгоценные камни, металлы и изделия из них, произведения старины и искусства).

Квотирование импорта – по этим же группам.

Лицензирование экспорта и импорта как инструмент государственного регулирования внешнеторговой деятельности имеет свои особенности. Специальное разрешение здесь необходимо не для осуществления самой деятельности, связанной с ввозом или вывозом товаров, а для экспорта или импорта отдельных видов товаров, перечень которых обусловлен экономическими интересами государства. 13 октября 1995 года Президентом РФ был подписан Федеральный закон “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». Квотирование и лицензирование являются административными инструментами регулирования внешней торговли. В настоящее время международная практика идет по пути устранения административных инструментов регулирования внешнеторговой деятельности.

Количественные ограничения экспорта и импорта (квоты) могут вводиться в исключительных случаях Правительством Российской Федерации. К ним относятся: обеспечение национальной безопасности РФ, выполнение международных обязательств РФ с учетом состояния на внутреннем товарном рынке, защита внутреннего рынка РФ, выполнение международных обязательств РФ и др.

В соответствии с Положением о порядке лицензирования и квотирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации можно выделить общие квоты: для государственных нужд, региональные, для аукционной продажи. Как правило, общие квоты устанавливаются Министерством экономики РФ по согласовании с соответствующими министерствами и ведомствами Российской федерации, а затем распределяются по регионам.

Контроль за безопасностью ввозимых товаров – был введен с 1.01.1993г. по следующим группам товаров:

§ Предметы одежды и обуви детского ассортимента

§ Детские игрушки

§ Парфюмерия, косметические средства

§ Посуда и товары, контактирующие с продуктами

§ Мебель

§ Стрелковое оружие

§ Строительная техника, материалы

§ Обувь для взрослых

§ Химические средства

Оценка безопасности и качества продукции осуществляется с помощью подтверждения соответствия требованиям технических регламентов или стандартов.

За нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае, если в результате несоответствия продукции требованиям технических регламентов, нарушений требований технических регламентов при осуществлении процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации причинен вред жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений или возникла угроза причинения такого вреда, изготовитель обязан возместить причиненный вред и принять меры в целях недопущения причинения вреда другим лицам, их имуществу, окружающей среде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоги:

Ø По отношению к экспорту – НДС возвращается

Ø По отношению к импорту – устанавливается НДС =>

НДС = * ННДС

Налогооблагаемая база на импортные товары выше, чем на отечественные на величину таможенной пошлины. Ставки одинаковы для отечественных и импортных товаров, также одинаковы списки льготного обложения НДС.

Согласно ФЗ «Об акцизах»: ставки на отечественные и импортные товары — разные; перечень товаров – одинаков.

До 2006г. налогоплательщики могли выбрать, когда им начислять НДС. Это можно было сделать на дату отгрузки товаров, выполнения работ или оказания услуг либо на дату их оплаты. С 2007г. моментом определения налоговой базы является наступившая ранее из дат: день отгрузки или день оплаты или частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг или передачи имущественных прав. Законом N 117-ФЗ, вступающим в силу с 1 января 2010г., предусмотрено применение нулевой ставки НДС в отношении операций по реализации товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны. Российские плательщики налога для обоснования правомерности применения нулевой ставки обязаны будут представить в налоговые органы подтверждающие документы. Отметим, что указанные дополнения не изменили порядка применения ставки НДС в размере 0% при реализации товаров на экспорт. Налоговые вычеты по-прежнему производятся на основании счетов-фактур и первичных документов, подтверждающих принятие на учет товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Значимость и величина существования технических барьеров повышается. Выделяют следующие барьеры:

· Санитарного характера (ветеринарные, радиационный контроль и т.д.)

· Экологизация продукции (уровень шума, вредные вещества в выхлопных газах)

· Административные процедуры прохождения товаров (несовпадение режимов работы таможен, процедуре оформления документов сопровождения товаров, осмотров)

контрсанкция

Русский

В Викиданных есть лексема контрсанкция (L119436).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. ко̀нтрса́нкция ко̀нтрса́нкции
Р. ко̀нтрса́нкции ко̀нтрса́нкций
Д. ко̀нтрса́нкции ко̀нтрса́нкциям
В. ко̀нтрса́нкцию ко̀нтрса́нкции
Тв. ко̀нтрса́нкцией
ко̀нтрса́нкциею
ко̀нтрса́нкциями
Пр. ко̀нтрса́нкции ко̀нтрса́нкциях

ко̀нтр-са́нк-ци·я

Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 7a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: —.

Произношение

  • МФА: ед. ч. , мн. ч.

Семантические свойства

Значение

  1. мера, принимаемая одним государством против другого в ответ на его санкции ◆ После того, как переговоры по этой проблеме не принесли ожидаемых результатов, Соединённые Штаты на прошлой неделе ввели санкции против компаний из стран ЕС, убыток от действия которых составит около $20 млн в год. Вчера европейская сторона приняла решение о введении контрсанкций, убыток американской стороны от которых составит около $15 млн. «Коммерсантъ», 1993 г.

Синонимы

  1. антисанкция

Антонимы

Гиперонимы

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

Этимология

Происходит от ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Перевод

    Список переводов

    Библиография

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить описание морфемного состава с помощью {{морфо-ru}}
      • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»
      • Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»

      Россия-ЕС. Санкции и контрсанкции

      Отношения Россия-ЕС переживают непростые времена. Своими действиями накануне и в ходе украинского кризиса Европейский союз поставил под вопрос свою репутацию надежного партнера нашей страны. Серьезный удар по отношениям был нанесен односторонними санкционными решениями Европейского союза, принятыми в ущерб обоюдным экономическим интересам во имя продвижения сомнительных геополитических схем. Продолжают раскручиваться безосновательные обвинения в том, что Россия будто бы представляет собой некую «гибридную угрозу» для Евросоюза. Взят курс на создание новых санкционных механизмов с явным антироссийским подтекстом.

      Вместе с тем даже в этих условиях Россия нацелена на продолжение сотрудничества с ЕС. Европейский союз остается основным торговым партнером нашей страны (около 43% внешнеторгового оборота России в 2018 г. приходилось на страны ЕС). Россия, со своей стороны, является четвертым по значимости торговым партнером ЕС.

      Договорно-правовой основой отношений между Россией и ЕС остается Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС), заключенное Россией с Европейскими сообществами и их государствами-членами в 1994 г.

      (вступило в силу 1 декабря 1997 г.). Оно предусматривает развитие отношений в политической, торгово-экономической, финансовой, правовой, гуманитарной областях, а также определяет основные цели и механизмы сотрудничества. Соглашение было заключено сроком на 10 лет с последующей ежегодной автоматической пролонгацией при условии, если ни одна из сторон не заявит о его денонсации.

      Формально продолжают действовать «дорожные карты» по формированию четырех общих пространств Россия-ЕС: экономического; свободы, безопасности и правосудия; внешней безопасности; науки и образования, включая культурные аспекты. «Дорожные карты» были утверждены в ходе саммита Россия-ЕС 10 мая 2005 г. в Москве. Вместе с тем на практике сторона ЕС уклоняется от проведения встреч в форматах, предназначенных для реализации «дорожных карт». Такая позиция ЕС предопределяет застой в работе по созданию общеевропейского экономического и гуманитарного пространства, продвижение которой объективно отвечало бы чаяниям всех народов Европы.

      По вине ЕС в значительной мере «заморожена» работа предусмотренных СПС и иными двусторонними договоренностями форматов политического и секторального диалогов Россия-ЕС, включая на высшем уровне. Последний, 32-й саммит Россия-ЕС состоялся 28 января 2014 г. в Брюсселе. В недавние годы проведено несколько неформальных встреч Президента России В.В.Путина с Председателем Еврокомиссии Ж.-К.Юнкером.

      В последнее время Европейский союз предпринимает попытки активизировать политический диалог с нашей страной. Регулярный характер носят встречи Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с Высоким представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ф.Могерини. Проводятся экспертные консультации по широкому кругу тем, представляющих взаимный интерес, таких, как борьба с терроризмом и наркотрафиком. Кроме того, из-под ограничений выведено научно-техническое, приграничное сотрудничество, а также взаимодействие в рамках «Северного измерения». Вместе с тем данные меры по-прежнему носят половинчатый характер и пока не позволяют говорить о сознательном стремлении ЕС к скорейшей нормализации отношений.

      Невзирая на существующие разногласия, Российская Федерация по-прежнему ориентирована на развитие тесного всестороннего партнерства с Европейским союзом на основе принципов равноправия, взаимной выгоды и уважения интересов друг друга. Открыты к совместной работе, которая позволила бы максимально полно раскрыть колоссальный потенциал нашего сотрудничества на пространстве от Атлантики до Тихого океана.

      Определен порядок уничтожения санкционной продукции

      Правительство РФ своим постановлением от 31 июля 2015 г. № 774 утвердило правила уничтожения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются США, страны Евросоюза, Канада, Австралия и Королевство Норвегия и которые до 5 августа 2016 года запрещены к ввозу в Россию. Об этом сообщается на официальном сайте ведомства.

      Документом установлено, что санкционные товары подлежат незамедлительному изъятию и уничтожению после оформления акта (протокола) об их изъятии. Решение об изъятии и уничтожении таких товаров смогут принимать уполномоченные должностные лица ФТС России, Россельхознадзора и Роспотребнадзора, выявившие факт проведения внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию России запрещенной продукции. Для этого ведомства утвердят перечни уполномоченных должностных лиц.

      При этом запрещенная к импорту продукция будет уничтожаться независимо от того, установлено или не установлено лицо, совершившее операцию по ее незаконному ввозу на территорию нашей страны.

      Прописана процедура уничтожения санкционной продукции – в частности, предусмотрена возможность ее уничтожения любым доступным способом с соблюдением обязательных требований, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. При этом процедура уничтожения должна производиться на основании акта об уничтожении в присутствии не менее двух незаинтересованных лиц и обязательно фиксироваться при помощи средств видеозаписи, фото- и киносъемки с указанием даты и времени.

      Уничтожение запрещенной к ввозу продукции будет оформляться актом, составленным уполномоченным должностным лицом, с приложением материалов, полученных в результате видеозаписи, фото- и киносъемки. Установлено содержание такого акта (включая необходимость отражения в нем вида и количества запрещенной к ввозу продукции, места, даты, времени и способа ее уничтожения, а также сведений о незаинтересованных лицах). Указанный акт должен быть подписан уполномоченным должностным лицом и заверен печатью федерального органа исполнительной власти (при ее наличии у должностного лица), а также подписан незаинтересованными лицами и лицом, перевозящим, сопровождающим или хранящим запрещенную к ввозу продукцию, или лицом, которому такая продукция принадлежит на праве собственности или на ином законном основании. В случае отказа последних от подписания акта в нем должна быть сделана соответствующая запись.

      Отмечается, что подписанное постановление позволит федеральным органам исполнительной власти принимать решение об уничтожении запрещенной к ввозу в РФ продукции при ее выявлении на территории нашей страны.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *