Ликвидация волостного суда для крестьян

Ликвидация волостного суда для крестьян

ВОЛОСТНОЙ СУД

Новости

ВОЛОСТНОЙ СУД, в России 2-й пол. XIX — н. XX в. существовало два волостных суда: один — в местностях, где не были введены ни земские, ни крестьянские начальники, другой — где эти должностные лица были введены. Они отличались между собой как устройством, так и кругом подведомственных дел, материальным правом и порядком обжалования. Первый действовал на основании ст. 93—110 «Общего положения о крестьянах». Судьи числом от 4 до 12 выбирались на один год на волостном сходе, который определял порядок их участия в заседаниях. Присутствие суда состояло не менее чем из трех членов. Гражданские дела между крестьянами были подсудны им в том случае, если цена иска не превышала 100 руб., спор о недвижимости — только если недвижимость входила в состав крестьянского надела. Решения выносились после исследования и словесного состязания на основании местных обычаев и правил, существовавших в крестьянском быту. Дела уголовные были подсудны в том случае, если «маловажные проступки» не предусматривались Уставом или Уложением о наказаниях. Наказания назначались применительно к «Сельскому судебному уставу для государственных крестьян» (1839), но не могли превышать 6 дней общественных работ, 3 руб. штрафа, 7 дней ареста; мужчины, не изъятые от телесного наказания, могли быть подвергнуты наказанию розгами до 20 ударов.
Решения окончательные отменялись уездным по крестьянским делам присутствием в случаях, если дело было неподведомственно волостному суду либо если решение состоялось без вызова стороны. В местностях, где были введены земские начальники, волостной сход действовал на основании «Временных правил о волостном суде» от 12 июля 1889. Каждое сельское общество выбирало одного кандидата в судьи, причем общее число избранных должно было составлять не менее восьми, из которых земский начальник назначал четырех — судьями и четырех — заместителями. Срок службы составлял 3 года. Уездный съезд возлагал обязанности председателя на одного из судей или местного волостного старшину (по Общему положению старшина не мог быть судьей). Должность волостного судьи могли занимать только крестьяне-домохозяева от 35 лет, не осужденные за кражу, мошенничество и не подвергавшиеся телесному наказанию, тюремному заключению или более строгому наказанию, а также не содержавшие трактиры и питейные заведения. Судьи приводились к присяге. По определению уездного съезда члены суда получали из волостных сумм жалованье не св. 60 руб. в год, а председатель — 100 руб.
Из гражданских дел волостному суду подлежали: а) без ограничения суммы — дела о недвижимом имуществе, входящем в состав крестьянского надела; б) 500 руб. — дела о наследовании в крестьянском вненадельном имуществе; в) до 800 руб. — все остальные дела. Стороны должны были принадлежать к крестьянству или к лицам других податных сословий, постоянно проживавшим в волости.
Из дел уголовных к компетенции волостного суда относился целый ряд проступков, предусмотренных «Уставом о наказаниях»: кража и мошенничество, если цена имущества не превышала 50 руб., а также «мотовство и пьянство, если эти пороки влекли за собой расстройство хозяйства». Дела решались по совести, на основании местных обычаев. Наказания состояли в выговоре, штрафе до 30 руб., аресте, простом или строгом (на хлебе и воде), до 30 суток, сечении розгами до 20 ударов. Обжалование — апелляционное, в уездный съезд. Земский начальник мог не допустить жалобы в съезд по гражданским делам, начатым о сумме не св. 30 руб., а также по уголовным, в которых обвиняемые были приговорены к штрафу до 5 руб. или трем дням ареста.

Крестьянские суды

В ходе крестьянской реформы было сформировано крестьянское сословное самоуправление. В его рамках действовала крестьянская юстиция, или, как ее еще называли, «крестьянский самосуд». Существуют различные трактовки этого понятия. Одни обозначают этим термином разбирательство крестьянами своих дел на основе обычного права. Другие включают в понятие «самосуда» все существовавшие формы расправы потерпевших крестьян над правонарушителем. В таком случае рассматриваются различные виды крестьянского суда семейный суд, третейский суд, суд волостного схода, суд соседей, волостной суд и др. Неслучайно известный судебный деятель М.И. Зарудный отмечал большое разнообразие «сельских общих судилищ».

Все это разнообразие судов можно привести в определенную систему на основе формального критерия: предусмотрен ли был тот или иной суд действовавшим законодательством или нет. Исходя их этого суды распределялись на две группы: официальные, или установленные законом (например, волостной суд), и неофициальные, или не получившие формальной институционализации (например, суд соседей).

Судебная реформа сохранила крестьянские суды. В примечании к ст. 2 Учреждения судебных установлений отмечалось, что «судебная власть… крестьянских судов определяется особыми о них постановления ми». В ст. 34 содержалась норма, согласно которой из подсудности мировых судей изымались деда «сельских обывателей», подведомственные их собственным судам. Особые суды сохранились как следствие «разнообразия сословных отношений». По всей видимости, авторы судебных уставов рассматривали их как временное явление и стремились таким образом обеспечить адаптацию крестьян к российским законам, освоение ими способов защиты своих прав и интересов. Предполагалось, что они с течением времени будут совершенствоваться и видоизменяться «согласно с изменяющимися условиями общественной жизни».

Важно помнить огромную роль, которую играл обычай в жизни крестьянского населения. Можно с полной уверенностью говорить о существовании особой правовой системы традиционного характера и специфической правовой культуры подавляющего большинства населения страны. Правовые взгляды крестьянства значительно отличались от предписаний официального права, что нашло свое отражение как в пословицах и поговорках, так и в индифферентном отношении к некоторым видам преступлений и непонимании современных институтов права. Обычное крестьянское право было мало знакомо специалистам. К тому же передача множества мелких дел в государственные суды могла привести к кризису в их работе, поскольку те не обладали необходимыми кадровыми и финансовыми ресурсами.

Главное место среди крестьянских судов занимала волостная юстиция, в истории которой выделяются три периода:

  1. 1861-1889 гг.;
  2. 1889-1912 гг.;
  3. 1912-1917 гг.

В рамках первого периода (1861—1889 гг.) ядром крестьянской юстиции выступал волостной суд. Это был выборный орган, включавший от 4 до 12 судей, преимущественно крестьян-домохозяев, которые осуществляли свои функции либо на выборной безвозмездной основе, либо за установленное волостным сходом вознаграждение.

Волостной суд являлся сословным судом не только по составу, но и по подсудности и находился вне сформированной судебной системы. В нем судьи из крестьян судили только крестьян. Территориальная подсудность волостного суда ограничивалась пределами волости. К компетенции суда были отнесены мелкие споры и тяжбы между крестьянами по имущественным делам и маловажные проступки.

Последние были подсудны волостному суду тогда, когда они были «совершены в пределах самой волости против лиц, принадлежащих к тому же состоянию, и без участия лиц других состояний, а также когда означенные проступки не находятся в связи с уголовными преступлениями, кои подлежат рассмотрению общих судебных мест». За указанные преступления суд имел право приговаривать виновных: к общественным работам до шести дней, денежному взысканию до трех рублей, аресту до семи дней, телесным наказаниям до 20 ударов.

Суд собирался каждые две недели. При производстве и решении дел судьи руководствовались местными обычаями. Рассмотрение дел осуществлялось устно. Заметим, что закон ориентировал волостных судей стремиться заканчивать споры мировым соглашением (ст. 107). Декларировалась независимость суда от сельской администрации: волостной старшина и староста не имели права вмешиваться в его работу. Сенат распространил эту норму на сельских старост. Реализовать в полной мере независимость волостного суда не удалось. Волостные судьи не могли отстраниться от схода и общинников, с которыми были связаны тесными социальными узами.

Все приговоры и решения по спорам ценой иска до 100 руб. являлись окончательными и не подлежащими обжалованию. Это было следствием сословности суда, ориентированного на разрешение дел на основе обычного права. В условиях разнообразия обычаев и невозможности знакомства с ними никаким другим путем, кроме как социализации, была невозможна апелляционная или кассационная проверка правильности постановленного решения. Это имело и негативные последствия в виде неправомерных приговоров.

Тем не менее, ст. 127 Общего наложения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, допускала возможность подать жалобу на сельских и волостных должностных лиц мировому посреднику. Тот самостоятельно рассматривал жалобы на сельскую администрацию, а жалобы на волостных должностных лиц передавал уездному мировому съезду. Уездный съезд мировых посредников мог отменить приговоры только в случае нарушения подсудности, превышения меры взыскания или наказания, рассмотрения дела без вызова сторон. В случае нарушения съезд не решал дело по существу, а передавал его на новое рассмотрение по принадлежности—в соответствующий волостной суд или в общие суды. Исполнение актов волостного суда осуществляли сельские старосты или помощник волостного старшины.

В 1874 г. мировые посредники и их съезды были упразднены. Их функции, в том числе и в отношении волостного суда, перешли к уездным по крестьянским делам присутствиям, которые работали под руководством местного предводителя дворянства и состояли из уездного исправника, председателя уездной земской управы и одного из почетных мировых судей и др.

Первое десятилетие функционирования волостного суда вызвало разные мнения. Доминировали негативные оценки. Современники отмечали такие недостатки суда, как безграмотность судей, засилье писарей, формальное решение дел, давление со стороны администрации, взяточничество, пьянство судей, кумовство и др. Многие проблемы в работе волостных судов были связаны, с одной стороны, с неудовлетворительным состоянием законодательной базы, а с другой стороны, с отсутствием должной помощи от местных властей. Реформа 1874 г. не дала ощутимых результатов. И ожидаемых улучшений не произошло. Были начаты подготовительные работы по преобразованию волостного суда (работа комиссий М.Н. Любошинского — М.И. Зарудного, М.С. Каханова), но они не завершились принятием законодательного акта.

Изменения в организационно-правовом статусе волостного суда произошли в 1889 г. в связи с введением судебно-административных учреждений, что даст основание выделить временной отрезок до 1912 г. в отдельный — второй — период в истории волостной юстиции. Были приняты Временные правила о волостном суде в местностях, в которых введено положение о земских начальниках. Теперь волостные суды состояли из четырех судей, один из которых назначался уездным съездом председателем. Примечательно, что допускалась возможность возложения обязанностей председателя на местного волостного старшину, что вызвало волну критики со стороны специалистов и общественности.

Изменился порядок назначения волостных судей. По новому закону каждое сельское общество избирало одного кандидата в волостные судьи. Общее число кандидатов не должно быть менее восьми. Из них земский начальник утверждал четырех в качестве судей на 3 года. Более определенными стали требования к судьям. В волостные судьи должны были избираться крестьяне-домохозяева, достигшие 35 лет, пользовавшиеся уважением односельчан, по возможности грамотные. Волостные судьи получали содержание из волостных сумм.

Подверглась корректировке подсудность волостного суда. Он по-прежнему разбирал гражданские споры между крестьянами и совершенные ими мелкие преступления. Но теперь суду были подведомственны дела ценой иска до 300 руб. Появились новеллы в части наказаний, налагаемых волостным судом. Он мог назначать выговор в присутствии суда, денежное взыскание от 25 коп. до 30 руб., арест до 15 дней и. как и раньше, телесные наказания розгами до 20 ударов.

Более четкой стала процедура обжалования решений волостного суда Жалобы на решение могли подаваться в течение 30 суток земскому участковому начальнику. Последний передавал на рассмотрение уездного съезда только те жалобы, которые указывали на явное нарушение пределов власти суда или действовавших норм, а также жалобы по делам о тех проступках, за которые виновный приговаривался к строгим наказаниям: аресту свыше трех суток, телесному наказанию, денежному взысканию свыше пяти руб. или по решениям, по которым присуждалось более 30 руб.

Как видим, реформа носила неоднозначный характер. Очевидны позитивные перемены. Роль волостного суда усилилась, появилась большая четкость и определенность в его деятельности. Но при этом усилился контроль за деятельность суда со стороны администрации и дворянства. Именно земскому начальнику принадлежит надзор за волостными судами. На нем же лежала обязанность ревизовать каждый из них не менее двух раз в год.

Последним актом переустройства волостного суда стал закон от 15 июня 1912 г., ставший отправной точкой третьего периода (1912—1917 гг.). Несмотря на очевидные недостатки волостного суда — сословность, невежество и подкупность судей, податливость его на разные влияния со стороны, этот суд сохранили. Закон внес в его организацию несколько улучшений и установил более тесную связь с мировыми судами.

По закону 1912 г. волостная юстиция состояла из трех инстанций. Первая — волостной суд. Он должен был быть в каждой волости и состоял из председателя, двух членов и двух кандидатов в члены. При больших размерах волостного участка мировому съезду представлялось право увеличить состав волостного суда до шести членов и шести кандидатов.

В волостные судьи могли избираться крестьяне-домохозяева достигшие 30 лет и грамотные. Вводилось большое число ограничений для замещения должности волостного судьи. Например, запрещалось избирать судьями лиц, состоявших под следствием или судом за преступные деяния, объявленных несостоятельными должниками. занимавших другие должности по волостному или сельскому управлению, евреев, иностранцев, не принявших российского подданства и др.

Возвращалась выборная процедура формирования волостного суда. Только теперь выборы волостных судей становились двухстепенными. Сначала сельские общества избирали выборщиков, а уже они под руководством мирового судьи выбирали из своей среды председателя волостного суда, судей и кандидатов к ним. Избранные судьи утверждались мировым съездом. Волостные судьи избирались на три года. В решении каждого дела должны участвовать трос судей, считая и председателя.

Вторая инстанция — верхний сельский суд. Это была апелляционная инстанция. Этот суд состоял из участкового мирового судьи и председателей волостных судов.

Кассационной, или третьей, инстанцией выступал мировой съезд.

Таким образом, волостные суды подчинялись надзору мировых судей, которые были должны не менее раза в год ревизовать волостные суды своего участка с указаниями должностным лицам этих судов на замеченные беспорядки и отступления от закона. Высший надзор за волостными и верхними сельскими судами был возложен на мировой съезд. Мировой съезд мог издавать особый наказ для этих судов, представляемый, через старшего председателя палаты, министру юстиции. Председатели мировых съездов могли ревизовать верхние сельские суды. Наконец, мировому съезду принадлежала известная дисциплинарная власть над волостными судьями.

Волостной суд

Волостной суд — внутренний суд волости, административной единицы крестьянского самоуправления в Российской империи, состоящий из выборных непрофессиональных судей. Юрисдикция суда была очень ограниченной и распространялась на мелкие имущественные споры, а также проступки с максимальным наказанием в 15 суток ареста, и только на крестьян данной волости.

Устройство волостного суда

Волостной суд состоял из четырёх судей. Кандидаты в судьи выбирались сельскими обществами на своих сходах, по одному от общества. Обычно сельских обществ в волости было более четырёх, поэтому земский начальник выбирал из всех кандидатов четырёх действующих судей (а одного из них назначал председателем), а все остальные оставались резервными кандидатами и могли занять должность судьи, если действующий судья более не мог исполнять свои обязанности. Судьи выбирались на три года.

Волостные судьи выбирались из домохозяев, не моложе 35 лет, не подвергавшихся телесному наказанию и не состоявших под судом и следствием, не занимавшихся «раздробительной продажей питей» (то есть не содержавших заведения с продажей спиртного в розлив), не занимавших другие должности в волости.

Избрание могло быть произведено без согласия кандидата, который имел право отказаться, только если был старше 60 лет, или был одержим телесными недугами, или уже отслужил один срок по выборам.

Волостной суд собирался не менее двух раз в месяц. Судопроизводство носило упрощенный характер, следовавший из отсутствия у судей всякой профессиональной подготовки (даже требование грамотности для волостных судей было рекомендательным). Суд мог выносить решения по устным жалобам, не вел протокола, порядок судопроизводства был свободным. Решения суда оформлялись письменно. Суд не был обязан ссылаться на действующее право и часто действовал по местным обычаям.

Деятельность волостных судов вызывала большие нарекания — судьи часто были пристрастны, брали мелкие взятки, решения были непредсказуемыми. Идея дать волостным судам кодекс, построенный на анализе сложившейся практики этих судов, оказалась невыполнимой — суды действовали бессистемно и не смогли выработать понятное и воспроизводимое обычное право.

Принципы деятельности волостного суда

Основной принцип деятельности волостного суда состоял в том, что его юрисдикция была строго ограничена крестьянами волости и, в некоторых случаях, приписанными к волости лицами податных сословий (мещанами, официально проживавшими в волости, и при этом исключенными из городских мещанских обществ). Все споры между крестьянами волости и не относящимися к волости лицами разрешал земский начальник (при сумме до 300 рублей), либо мировой судья (при сумме от 300 до 500 рублей), либо суд общей юрисдикции.

Волостной суд не был никаким образом встроен в систему судов общей юрисдикции (мировые судьи, съезды мировых судей, окружные суды, судебные палаты, сенат).
Он был подчинен параллельной системе судебно-административных установлений (земские начальники и городские судьи, уездные съезды, губернские присутствия), все части которой (кроме городских судей) именовались «установлениями, заведующими крестьянскими делами». Ни одно дело, рассматриваемое внутри этой системы, не могло быть обжаловано в судах общей юрисдикции.
Волостной суд, нижнее звено системы, был чисто судебным учреждением. Все вышестоящие звенья были судебно-административными, то есть имели смешанные распорядительные и судебные полномочия.
Аналога волостного суда в городах не существовало, нижней инстанцией системы для горожан был городской судья.

Волостной суд находился под наблюдением земского начальника, своего рода апелляционной инстанции, которому подавались и все жалобы на решения суда. Земский начальник имел право утвердить любое обжалуемое решение суда, но если назначенное судом наказание превысило три дня ареста или 5 рублей штрафа, не мог своей властью его отменить, а должен был передать дело в уездный съезд. Жалобы на эти решения земских начальников и уездных съездов могли, в свою очередь, подаваться в губернское присутствие, своего рода кассационную инстанцию.

Перечень дел, подведомственных волостному суду

Гражданские дела.
Волостной суд был полномочен разрешать следующие дела:

  • Споры и тяжбы между крестьянами об имуществе, входящем в состав крестьянского надела.
  • Любые имущественные споры между лицами, подведомственными суду (крестьянами волости и мещанами, приписанными к волости), ценой до 300 рублей; за исключением исков о праве собственности, основанных на крепостных актах (то есть нотариально заверенных).
  • Имущественные иски к крестьянам волости до 300 рублей от посторонних лиц, если эти лица сами избрали для процесса волостной суд.
  • Дела по наследованию имущества крестьян (по наследованию надельного имущества — без ограничения стоимости, по наследованию прочего имущества — в пределах 500 рублей).

Административные правонарушения и мелкие уголовные дела (законодательство Российской империи объединяло их под названием «наказаний, налагаемых мировыми судьями»).
Волостной суд был полномочен выносить решения по следующим обвинениям, но только при условии, что наказанием был выговор, арест на срок не более 15 дней (за кражу, мошенничество, мотовство и пьянство арест мог быть до 30 дней) или штраф на сумму не более 30 рублей:

  • Ослушание полицейским и другим стражам, их оскорбление.
  • Порча выставленных по распоряжению властей объявлений.
  • Объявление чего-либо во всеобщее известие без надлежащего разрешения.
  • Распространение ложных слухов.
  • Ссоры, драки, кулачный бой или другого рода буйство.
  • Нарушение порядка в публичных собраниях.
  • Открытие в недозволенное время трактиров.
  • Появление в публичном месте в состоянии явного опьянения.
  • Бесстыдные и соединенные с соблазном для других действия в публичном месте.
  • Причинение домашним животным напрасных мучений.
  • Предоставление жилища для распития крепких напитков.
  • Устройство запрещенных игр.
  • Прошение милостыни, по лени и привычке к праздности.
  • Допущение к прошению милостыни детей.
  • Засорение рек, каналов, источников и колодцев.
  • Несоблюдение правил о чистоте и опрятности на улице.
  • Своз палого скота и мусора в неназначенное место.
  • Постройка или перестройка здания без дозволения.
  • Повреждение мостов и переправ.
  • Препятствование проходу и проезду.
  • Устройство печей и чистка дымовых труб без соблюдения правил.
  • Несоблюдение правил обращения с огнем и хранения горючих масел.
  • Неявка на пожар, там где это установлено.
  • Порча воды, служащей для употребления людей.
  • Приготовление и продажа вредных для здоровья напитков и съестных припасов.
  • Хранение и ношение запрещенного оружения, стрельба из него.
  • Допущение опасности для посторонних от домашних животных.
  • Неосмотрительная скорая езда в селениях.
  • Неприставление подпор к ветхим заборам.
  • Перевоз людей в ветхих и худых лодках.
  • Нанесение обиды, на словах или действием.
  • Грубость против нанимателя и его семейства.
  • Разглашение сведений с целью оскорбить честь.
  • Угроза насилием или убийством.
  • Насилие, но без нанесения тяжких побоев.
  • Отказ в доставлении нуждающимся родителям пособия.
  • Срывание плодов и овощей, сбор ягод и грибов на чужих землях, но не в виде кражи.
  • Рыбная ловля в чужих водах.
  • Охота на чужой земле.
  • Проход и проезд, прогон скота через чужие неубранные луга и поля, пастьба скота на чужих землях.
  • Умышленное повреждение чужих канав.
  • Убой и изувечение чужих животных.
  • Присвоение найденных денег и вещей, необъявление о них.
  • Покупка заведомо краденых вещей.
  • Прием в заклад от нижних чинов казенных вещей.
  • Кража на сумму не свыше 50 рублей.
  • Обмер и обвес на сумму не свыше 50 рублей.
  • Охота в запрещенное время.
  • Нарушение рабочим договора найма.
  • Мотовство и пьянство, приведшие к разорению хозяйства.

Те, кто не мог заплатить штраф, могли в добровольном порядке отсидеть арест, из расчета 2 рубля за день.

До 1903 г. волостной суд также мог назначать наказание розгами не свыше 20 ударов для крестьян мужского пола, не имевших образовательного ценза, не занимавших должностей, не служивших в военной службе, не страдавших предусмотренными в законе болезнями и не достигших 60-летнего возраста. Такие приговоры должны были утверждаться земскими начальниками (после введения этого института в 1889 г.).

Особенности суда в местностях, где не были введены земские начальники

В местностях, где не было земских начальников, крестьянские учреждения были несколько отличными. Волостной суд, в частности, состоял из 4-12 судей (число их крестьяне могли определить сами), которые могли заседать в несколько составов по очередям.
Размер гражданских исков был ограничен 100 рублями (кроме имущества в составе крестьянского надела), а макисмальное наказание за проступки — семидневным арестом и штрафом в 3 рубля.

См. также

  • Волость
  • Волостной сход
  • Волостной старшина
  • Волостное правление

Литература

ВОЛОСТНОЙ СУД, в России в 1861-1917 годах низший выборный крестьянский судебный орган. Создан как временный институт (до общего преобразования судебной системы) в ходе крестьянской реформы 1861 года. Реформирован в 1889 году в тех губерниях, где вводилось положение о земских начальниках. Частично заменил юрисдикцию помещиков над крестьянами. Публично решал дела «на основании местных обычаев и правил, принятых в крестьянском быту». В случае отсутствия сложившейся практики решения определённого вида дел волостной суд обращался к действующему законодательству. Разбирал крестьянские споры и тяжбы (исковой стоимостью до 100 рублей в 1861-89; с 1889 — до 300 рублей, а по делам о наследовании и разделе крестьянского имущества — без ограничений), судил по мелким крестьянским проступкам, которые были совершены в пределах волости против лиц крестьянского сословия. Волостной суд приговаривал виновных к общественным работам (до 6 дней), штрафу (до 3 рублей, с 1889 — до 30 рублей), аресту (до 7 дней, с 1889 — до 30 дней), а в 1861-1904 — и к телесному наказанию (до 20 ударов розгами). Судьи (4-12 человек) избирались волостным сходом сроком на 1 год, с1889 года состав суда (3 члена и председатель) назначался на 3 года земскими начальниками из избранных сельскими сходами кандидатов. Волостной суд собирался дважды в месяц или, по требованию волостного старшины, чаще. Решения суда первоначально обжалованию не подлежали, в 1866 году право кассационного рассмотрения решений волостного суда получили местные съезды мировых посредников, в 1874 году оно перешло к уездным присутствиям по крестьянским делам, а в 1889 — к губернским присутствиям. В 1889 году право апелляционного рассмотрения постановлений волостного суда получили уездные съезды земских начальников. Решения волостного суда исполнялись сельским старостой, волостным старшиной или чинами сельской полиции. В 1914-17 годах в 20 губерниях введены в действие «Временные правила» о волостных судах 1912 года. Они снизили сумму принимаемых волостными судами исков до 100 рублей, установили в качестве апелляционной инстанции Верхний суд (председатель — участковый мировой судья, члены — председатели всех находившихся в волости волостных судов), а в качестве кассационной инстанции — съезд мировых судей, вновь предоставили волостному сходу право избирать судей волостного суда, а также ввели для них ценз грамотности. В прибалтийских губерниях волостной суд имел ряд особенностей. После Февральской революции 1917 года волостной суд упразднён «Временными правилами» о волостном земском управлении от 21.5(3.6).1917.

Реклама

Лит.: Земцов Л. И. Волостной суд в России 60-х — первой половины 70-х годов XIX в. Воронеж, 2002.

в) волостные суды, причины их создания и порядок формирования.

123

· Волостной суд — внутренний суд волости, административной единицы крестьянского самоуправления в Российской империи, состоящий из выборных непрофессиональных судей. Юрисдикция суда была очень ограниченной и распространялась на мелкие имущественные споры, а также проступки с максимальным наказанием в 15 суток ареста, и только на крестьян данной волости.

Волостной суд состоял из четырёх судей. Кандидаты в судьи выбирались сельскими обществами на своих сходах, по одному от общества. Обычно сельских обществ в волости было более четырёх, поэтому земский начальник выбирал из всех кандидатов четырёх действующих судей (а одного из них назначал председателем), а все остальные оставались резервными кандидатами и могли занять должность судьи, если действующий судья более не мог исполнять свои обязанности. Судьи выбирались на три года.

Волостные судьи выбирались из домохозяев, не моложе 35 лет, не подвергавшихся телесному наказанию и не состоявших под судом и следствием, не занимавшихся «раздробительной продажей питей» (то есть не содержавших заведения с продажей спиртного в розлив), не занимавших другие должности в волости.

Избрание могло быть произведено без согласия кандидата, который имел право отказаться, только если был старше 60 лет, или был одержим телесными недугами, или уже отслужил один срок по выборам.

Волостной суд собирался не менее двух раз в месяц. Судопроизводство носило упрощенный характер, следовавший из отсутствия у судей всякой профессиональной подготовки (даже требование грамотности для волостных судей было рекомендательным). Суд мог выносить решения по устным жалобам, не вел протокола, порядок судопроизводства был свободным. Решения суда оформлялись письменно. Суд не был обязан ссылаться на действующее право и часто действовал по местным обычаям.

Деятельность волостных судов вызывала большие нарекания — судьи часто были пристрастны, брали мелкие взятки, решения были непредсказуемыми. Идея дать волостным судам кодекс, построенный на анализе сложившейся практики этих судов, оказалась невыполнимой — суды действовали бессистемно и не смогли выработать понятное и воспроизводимое обычное право.

Основной принцип деятельности волостного суда состоял в том, что его юрисдикция была строго ограничена крестьянами волости и, в некоторых случаях, приписанными к волости лицами податных сословий (мещанами, официально проживавшими в волости, и при этом исключенными из городских мещанских обществ). Все споры между крестьянами волости и не относящимися к волости лицами разрешал земский начальник (при сумме до 300 рублей), либо мировой судья (при сумме от 300 до 500 рублей), либо суд общей юрисдикции.

Волостной суд не был никаким образом встроен в систему судов общей юрисдикции (мировые судьи, съезды мировых судей, окружные суды, судебные палаты, сенат).
Он был подчинен параллельной системе судебно-административных установлений (земские начальники и городские судьи, уездные съезды, губернские присутствия), все части которой (кроме городских судей) именовались «установлениями, заведующими крестьянскими делами». Ни одно дело, рассматриваемое внутри этой системы, не могло быть обжаловано в судах общей юрисдикции.
Волостной суд, нижнее звено системы, был чисто судебным учреждением. Все вышестоящие звенья были судебно-административными, то есть имели смешанные распорядительные и судебные полномочия.
Аналога волостного суда в городах не существовало, нижней инстанцией системы для горожан был городской судья.

Волостной суд находился под наблюдением земского начальника, своего рода апелляционной инстанции, которому подавались и все жалобы на решения суда. Земский начальник имел право утвердить любое обжалуемое решение суда, но если назначенное судом наказание превысило три дня ареста или 5 рублей штрафа, не мог своей властью его отменить, а должен был передать дело в уездный съезд. Жалобы на эти решения земских начальников и уездных съездов могли, в свою очередь, подаваться в губернское присутствие, своего рода кассационную инстанцию.

Гражданские дела.
Волостной суд был полномочен разрешать следующие дела:

· Споры и тяжбы между крестьянами об имуществе, входящем в состав крестьянского надела.

· Любые имущественные споры между лицами, подведомственными суду (крестьянами волости и мещанами, приписанными к волости), ценой до 300 рублей; за исключением исков о праве собственности, основанных на крепостных актах (то есть нотариально заверенных).

· Имущественные иски к крестьянам волости до 300 рублей от посторонних лиц, если эти лица сами избрали для процесса волостной суд.

· Дела по наследованию имущества крестьян (по наследованию надельного имущества — без ограничения стоимости, по наследованию прочего имущества — в пределах 500 рублей).

Административные правонарушения и мелкие уголовные дела (законодательство Российской империи объединяло их под названием «наказаний, налагаемых мировыми судьями»).
Волостной суд был полномочен выносить решения по следующим обвинениям, но только при условии, что наказанием был выговор, арест на срок не более 15 дней (за кражу, мошенничество, мотовство и пьянство арест мог быть до 30 дней) или штраф на сумму не более 30 рублей:

· Ослушание полицейским и другим стражам, их оскорбление.

· Распространение ложных слухов.

· Ссоры, драки, кулачный бой или другого рода буйство.

Те, кто не мог заплатить штраф, могли в добровольном порядке отсидеть арест, из расчета 2 рубля за день.

До 1903 г. волостной суд также мог назначать наказание розгами не свыше 20 ударов для крестьян мужского пола, не имевших образовательного ценза, не занимавших должностей, не служивших в военной службе, не страдавших предусмотренными в законе болезнями и не достигших 60-летнего возраста.

!!!! №3. Реформирование основных институтов правоохранительной системы:

а) институт судебных следователей;

8 июня 1860 г. был издан царский указ об отделении следствия от полиции.

Одним из важнейших направлений судебной реформы, проводившейся в России в 60-ые годы XIX века, являлось введение института судебных следователей. Права и обязанности судебного следователя подробно регламентировались в утверждённых 8 июня 1860 года «Учреждении судебных следователей», «Наказе су­дебным следователям», а также принятых 20 ноября 1864 года «Учреждении судебных установлений» и «Уставе уголовного судопроизводства».

статус судебных следователей:

· данные должностные лица относятся именно к судейскому корпусу с выте­кающими отсюда гарантиями, связанными с их статусом. Прежде всего, имеется в ви­ду их независимость при осуществлении процессуальных полномочий;

· судебные следователи были компетентны самостоятельно осуществлять пред­варительное следствие по делу;

· полномочия, выполняемые судебными следователями, обусловлены целями стадии предварительного расследования, т.е. установление виновного лица и решение вопроса о том, должно ли дело быть направлено в суд.

Полномочия судебного следователя можно разделить на три группы:

Полномочия, связанные с началом следствия. Судебный следователь был уполномочен расспрашивать объявителя или жалобщика об обстоятельствах происшествия или об известных ему признаках преступного деяния, принимать явку с повинной, сообщать прокурору об отсутствии доста­точных оснований к производству следствия

Полномочия, связанные с ведением следствия. Судебный следователь был уполномочен самостоятельно производить осмотры и освидетельствования , произ­водить обыски и выемки в домах, собирать и сохранять вещественные доказательства, допрашивать обвиняемого , допрашивать свидетелей, составлять протоколы предварительного следствия

Полномочия, связанные с заключением следствия. Судебный следователь был уполномочен по окончании предварительного следствия, предъявив обвиняемому следственное производство: проверять новые обстоятельства, на которые укажет обвиняемый, объявлять участвующим в деле лицам о том, что следствие за­кончено, и отсылать всё производство к Прокурору

По смыслу Устава уголовного судопроизводства, при осуществлении данных полномочий судебный следователь, не выполняя ни обвинительных, ни защитных функций, должен был беспристрастно расследовать преступление, устанавливать ви­новное лицо, решить вопрос о дальнейшем направлении дела.

б) реформирование прокуратуры;

При подготовке судебной реформы была поставлен вопрос о реорганизации прокуратуры. Во главе прокуратуры был поставлен генерал – прокурор, бывший одновременно и министром юстиции. Органы прокуратуры создавались при судебных учреждениях. При сенате состояли обер-прокуроры и их товарищи в каждом из кассационных департаментов, а также и в общем собрании департаментов сената. Судебные уставы изменили функции прокуратуры. Она превратилась в орган судебного надзора (до реформы прокуратура осуществляла общий надзор), поддерживала обвинение, представляла интересы государства в судебном процессе, контролировала ход следствия и места лишения свободы. Возглавлялась прокурорская система генерал – прокурора. При сенате учреждались должности двух обер-прокуроров, а в судебных палатах и окружных судах – должности прокуроров и товарищей прокуроров. По представлению министра юстиции все прокуроры назначались императором.

В судебных палатах прокуратуру представляли прокурор судебной палаты и его товарищи, количество которых определялось штатами. В окружных судах учреждались прокуроры и товарищи прокурора окружного суда. Из товарищей прокурора окружного суда один состоял при окружном суде, а прочие в других городах округа данного окружного суда.

В местных судебных органах прокурорские должности не учреждались, в съездах мировых судей прокурорские обязанности осуществлялись одним из товарищей прокурора окружного суда.

Судебная реформа установила, что сущность прокурорской обязанности заключается:

1) в надзоре за единообразным и точным соблюдением законов;

2) в обнаружении и преследовании перед судом всякого нарушения законного порядка и в требовании распоряжений к его восстановлению;

3) в даче суду предварительных заключений в случаях, означенных в уставах гражданского и уголовного судопроизводства

в) создание российской адвокатуры и её система;

Одним из новшеств, которое принесла в Россию судебная реформа, было создание адвокатуры, имевшее большое зна­чение для обеспечения независимости суда и принципа закон­ности в уголовном и гражданском процессах. судебными уставами 1864 г. была введена присяжная адвокатура.

Присяжные поверенные состояли при судах для следующих целей:

1) по избранию и поручению лиц обратившихся к ним за юридической помощью;

2) по назначению в случае необходимости советом присяжных или председателем суда.

Кто мог быть присяжным поверенным?

1. Имевшие дипломы университетов или других высших учебных заведений об окончании курса юридических наук или о выдержанных экзаменах по этим наукам (экстернат).

2. Прослужившие не менее 5-и лет по судебному ведомству на должностях позволяющих приобрести практические навыки в производстве судебных дел.

3. Помощники присяжных поверенных, бывших таковыми не менее 5 лет.

В соответствии с Положением существовали условия, при которых человек не мог стать присяжным поверенным. Перечислим их.

1) моложе 25 лет;

2) иностранцы, т.е. не российские подданные;

3) объявленные несостоятельными должниками;

4) состоящие на службе от правительства или по выборам, за исключением лиц, занимающих почетные или общественные должности без жалованья;

5) подвергшиеся по судебным приговорам лишению или ограничению прав состояния, а также священнослужители, лишенные духовного сана по приговорам духовного суда;

6) состоящие под следствием за преступления и проступки, влекущие за собою лишение или ограничение прав состояния, и те, которые, состояв под судом за такие преступления или проступки, не оправданы судебными приговорами;

7) исключенные со службы по суду или из духовного ведомства за пороки, или же из среды обществ и дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат;

8) те, кому по суду воспрещено хождение по чужим делам, а также исключенные из числа присяжных поверенных.

Чтобы стать присяжным поверенным, необходимо было подать прошение в совет поверенных, указав в нем необходимые, в соответствии с законом, сведения.

К прошению прилагались документы, подтверждающие образование, стаж и другую необходимую информацию о претенденте.

Совет присяжных поверенных, рассмотрев представленные лицом документы и «приняв в соображение все сведения, которые признает нужными», выносил постановление или о принятии просителя в число присяжных поверенных, о чем выдавалось ему надлежащее свидетельство, или же отказывал в этом.

В случае принятия в присяжные поверенные приносилась присяга по правилам вероисповедания принимаемого.

После того, как лицо было приведено к присяге, принятый в число присяжных поверенных вносился в список поверенных, о чем делалась соответствующая надпись на свидетельстве, выданном ему советом. Сообщение о принятии лица в присяжные поверенные публиковалось.

Кандидатура утверждалась (или не утверждалась) министром юстиции, его решение могло быть обжаловано в Сенате.

Г) нотариат.

После судебной реформы, частью которой являлось и Положение о нотариате 1866 г., были упразднены все прежние учреждения крепостных дел и должности чиновников при них, которые ведали не только сделками на землю, но и на все недвижимое имущество, в том числе и на крепостных крестьян и дворовых людей. Обязанности по совершению и засвидетельствованию актов стали исполнять младшие и старшие нотариусы, а должности маклеров и «публичных нотариусов» были упразднены. Таким образом, нотариат стал самостоятельным правовым институтом, а нотариусы – должностными лицами при соответствующих окружных судах, наделенными властью совершать и свидетельствовать нотариальные акты в России. Нотариусы относились к «судебным» чинам наряду с прокурорами, канцеляристами, судебными приставами. Таким образом, были обозначены главные принципы организации нотариата в России.

Кандидаты на должность нотариусов отбирались из числа чиновников на основе конкурса, после назначения на должность они приносили присягу. Запрещалось назначать нотариусами людей неграмотных, так как при исполнении должностных обязанностей надо было установить личность сторон, проверить их правоспособность и дееспособность, проверить подлинность договора и установить его соответствие действующему законодательству, записать договор в книгу, взыскать пошлины и сборы, на подлиннике договора совершить надпись, содержащую время засвидетельствования и номер по книге.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *