Московское трехстороннее соглашение

Московское трехстороннее соглашение

Есть мнение, что процессы подбора сотрудников, построения кадровой структуры и управления на госслужбе довольно «неповоротливы» и имеют мало общего с бизнесом. На самом деле, ситуация сильно меняется, и в лучшую сторону: чтобы повышать эффективность, государственные структуры перенимают лучшие бизнес-практики. О том, как это произошло конкретно в правительстве Москвы, как удалось произвести там кадровую реформу и «омолодить» коллектив, а также о том, каким должен быть современный чиновник, рассказала руководитель управления государственной службы и кадров правительства Москвы Александра Александрова.
Правительство Москвы — очень большая структура. В городе работает порядка 23 тысяч госслужащих, в аппарате мэра — порядка 500 человек. Глава города Сергей Собянин поставил перед своим аппаратом задачу обновить команду и собрать такую, которая была бы способна выполнять все поставленные цели (порой довольно масштабные). Для этого была разработана целая комплексная стратегия. Состав правительства по сравнению с 2010 годом сильно изменился: сейчас здесь работает гораздо больше молодежи (4 года назад молодых специалистов было 20%, сегодня в аппарате мэра их порядка 40%, а в целом по Москве — около 29%). Средний возраст чиновника в ведомстве — 41 год. Этот возраст считается самым продуктивным — люди готовы вкладываться в работу и имеют хороший опыт. В правительстве работает больше женщин, однако на управляющих должностях доминируют мужчины (впрочем, в последнее время тренд меняется — женщин там становится больше). Портрет сотрудника ведомства меняется с годами — по словам Александры Александровой, средний возраст чиновника несколько лет назад был другим. Каким же образом удается производить изменения? Практически все проекты, разработанные для этих изменений, связаны с применением бизнес-технологий.
Руководителей высшего звена набирают с помощью специализированных хедхантинговых компаний, а также в правительстве создается собственная база данных «лучших по профессии» — необходимо знакомиться с лучшими профессионалами из разных отраслей, отмечает Александра Александрова. Для подбора массового персонала использовать услуги кадровых агентств достаточно дорого, поэтому применяются и собственные инструменты. В правительстве Москвы проводят конкурсы: один из самых популярных проектов в этой области — открытый конкурс на должности глав управ. Благодаря ему был сформирован резерв на эту позицию — причем был сформирован максимально открыто, чего никогда не делали чиновники.
Почему возникла необходимость выхода на открытый рынок? Сергей Собянин ввел правило: нельзя занимать должность главы управы дольше, чем семь лет подряд. Следовательно, на большинстве позиций возникла ротация (а у каждого главы управы есть еще и заместитель). В правительстве разработали прозрачные показатели эффективности, попросили жителей районов оценивать чиновников — работать стало сложнее. Поэтому было принято решение выйти на открытый рынок, провести большой конкурс. Смысл его состоял в том, что любой человек мог подать заявку на должность: зайти на карьерный портал правительства Москвы, написать эссе, снять видео и рассказать, почему он хочет работать в ведомстве. Был сформирован совет по кадровой политике при мэре, и совет отбирал людей. Все кандидаты прошли через центр оценки, на третьем — заключительном — этапе они решали кейсы, знакомые всем жителям города (например, часть жителей дома хочет построить во дворе детскую площадку, другая часть — парковку, и кандидат должен был разобраться, какое решение правильнее принять и как примирить жителей между собой). В кадровый резерв вошли 124 человека, сегодня 56 из них назначены на должности. Эта «скамейка запасных», отметила Александра Александрова, — один из важнейших инструментов.
Как попасть на работу в правительство?
По словам Александры Александровой, все происходит ровно так же, как при приеме на работу в любую компанию. На карьерном портале правительства публикуются все актуальные вакансии — каждая властная структура обязана делать это. Процедуры отбора такие же, как в бизнесе: уже никого не заставляют заполнять специальные формы, нести на первом этапе справки о здоровье от всех врачей, заполнять от руки длинные анкеты с объяснениями, был ли кандидат и его родственники за границей и когда в последний раз. От кандидата требуется прислать простое резюме — и начать процесс собеседования. На карьерном сайте правительства было опубликовано уже более 1800 вакансий. Раньше эта информация была закрытой, не было ресурса, где можно было бы изучить список открытых позиций, а сейчас этот источник стал обязательным. Работать в правительстве могут не только москвичи — обязательным условием является только российское гражданство.
Отклик со стороны кандидатов велик: в течение недели на одну опубликованную вакансию присылают минимум 60 резюме. Зарплата, отмечает Александра Александрова, адекватна рынку: средний ее размер в правительстве — 72 тысячи рублей. Базовая компенсация главы управы — 70 тысяч рублей, по итогам работы они получают премии (квартальная премия в среднем по городу составляет 30% от зарплаты и зависит от результата, а еще несколько лет назад, например, премия равнялась 10% зарплаты и выплачивалась к праздникам). Оклады регламентируются законодательством, а вот система начисления премий сейчас изменилась: руководители органов исполнительной власти довольно свободно управляют фондом оплаты труда и имеют возможность оставлять у себя в департаменте только эффективных сотрудников и платить им больше. Если нужно нанять более «дорогого» человека, то руководитель может и это. Сейчас обычному специалисту можно выплатить премию больше, чем начальнику отдела, если специалист вел какой-то важный проект с более значимым результатом.
Естественно, привлекает специалистов не только зарплата, но интересные задачи — возможность реализовывать масштабные проекты, которым в бизнесе нет аналогов. «Нет второй Москвы, нет другой возможности решить транспортную проблему такого уровня. Это профессиональный вызов, и если люди ориентированы на профессиональный рост, тогда им стоит идти работать к нам», — говорит Александра Александрова. Особенно, по ее словам, менять город к лучшему хотят молодые люди. Правительство Москвы — привлекательный работодатель еще и из-за возможности быстрого карьерного роста: повышение после программы стажировки можно получить уже в первые полгода работы.
Что касается рассмотрения кандидатур, то, в первую очередь, в правительстве обращают внимание на профессионализм: у специалиста должна быть успешная карьера. «У человека, с которым ничего не происходит 3-5 лет, у которого нет никаких достижений, нам не интересен. Человек, который не может сформулировать собственные достижения, не является для нас желаемым кандидатом», — подчеркивает Александра Александрова. Также для чиновника важна ориентированность на результат. «Часто о чиновниках говорят, что это люди «про процесс». Для нас важно привлекать людей, которые могут добиваться результата, которые способны показывать его даже в стрессовых и быстро меняющихся условиях», — говорит эксперт. Третья компетенция — коммуникации (с коллегами, с жителями и т. д.). И, как отметила Александра Александрова, при рассмотрении резюме обязательно изучается «публичный шлейф» человека, то, что пишут о нем журналисты. В отличие от бизнеса, роль чиновника всегда публичная, и он должен быть к этому готов, поэтому важна его репутация. Хобби кандидата не слишком интересует, однако если, например, человек увлекается спортом и добивается там явных результатов, то это будет только плюсом для него.
Центр оценки кандидатов и работа с жителями
Через центр оценки проходят все, кто хочет работать в правительстве, он работает на базе Московского городского университета управления. Важно, отмечает Александра Александрова, что центр оценки выравнивает возможности всех кандидатов, не имеет значения, пришли они по рекомендации другого чиновника или с открытого рынка. Эту практику в ведомстве считают крайне полезной, поскольку она помогает выбирать самых лучших специалистов.
В центре оценки работают эксперты, привлеченные из бизнеса, они не являются госслужащими. Их задача — оценивать людей максимально объективно, причем не только кандидатов, но и уже работающих специалистов. Модель оценки довольно простая — три цвета, как в светофоре. Зеленый — сотрудник, обладающий потенциалом, в которого правительство будет серьезно вкладываться. Желтый — сотрудник, находящийся на своем месте. Если человек получает красный цвет, то нужно серьезно задуматься, на месте ли он, может ли он улучшить свои показатели за какой-то конкретный период.
Очень сложно проверить такую необходимую госслужащему компетенцию, как правосознание. Более того — почти невозможно определить на интервью, будет ли человек оставаться в правовом поле или нет, поскольку на собеседованиях звучат социально желательные ответы. Поэтому для должностей глав управ и членов конкурсных комиссий есть правило — прохождение полиграфа. Кандидат, безусловно, может отказаться, но это означает, что он не будет назначен на должность главы управы. Это требование предъявили жители, которые хотят, чтобы главы управ были честными и порядочными людьми. Вообще правительство старается привлекать жителей Москвы к оценке работы госслужащих, ведь это важный кадровый инструмент. Поэтому был создан сайт «Наш город Москва», где жители рассказывают о проблемах. И эти мнения не просто собирают — правительство гарантирует, что заявленную проблему решат в течение семи дней. А раз в квартал составляется рейтинг глав управ и органов исполнительной власти по работе с этим сайтом: количество и качество ответов учитываются, а на основе рейтинга принимаются управленческие решения. Если госслужащие работают хорошо, то у них есть шансы получить 15%-ную премию. Чиновники с отрицательным рейтингом лишаются части премии и получают дисциплинарное взыскание. Только в 2013 году по результатам работы с сайтом более 50 человек было уволено, 146 человек получили замечания и выговоры, а более 300 чиновников были лишены премии.
Что касается других качеств, которые жители Москвы хотят видеть у госслужащих, — это ориентированность на жителей (или, говоря языком бизнеса, клиентоориентированность). Три-четыре года назад редкий глава управы думал, что житель — его главный клиент. Сейчас эта идеология развивается, а клиентоориентированности, взаимодействию с жителями и пониманию их потребностей, разрешению конфликтных ситуаций чиновников в правительстве учат. И что особенно важно — госслужащих учат отвечать жителям города понятным языком, а не канцелярским чиновничьим. В образовательной программе уже приняли участие более 600 человек.
Стажировки в правительстве
Другой кадровый проект, который в ведомстве очень любят, называется «Стажировка в правительстве Москвы». Он работает уже четвертый год подряд. Через контакты с вузами и студенческими сообществами правительство приглашает студентов и молодых специалистов на годичную стажировку. В течение этого года у стажеров есть возможность поработать в нескольких подразделениях — минимум в трех-четырех (стажер, прошедший отбор, может выбирать их сам — журналисты, к примеру, могут посмотреть, как работает пресс-служба мэра, как формируется PR-политика, как она реализуется на практике, например, в управе или в округе; можно поработать в департаменте или пресс-центре). Конкурс здесь — 20 человек на место.
Что дал этот проект? Во-первых, команда существенно «омолодилась». Во-вторых, молодые люди стали получать предложения о работе от трех или четырех руководителей департаментов. Они борются за таланты, более внимательно относятся к молодым специалистам.
Портрет современного чиновника
Самый продуктивный возраст госслужащего, отмечает Александра Александрова, — 35-43 года. Человек уже наработал профессиональный опыт, заработал денег в бизнесе (у него уже есть квартира — он взял ипотеку и, скорее всего, ее выплатил, так что вопрос именно зарабатывания денег не стоит во главе угла) и готов к профессиональной реализации. Он современен, амбициозен, он хочет делать лучшие уникальные проекты в стране — в противном случае он остался бы в бизнесе, который сейчас отнюдь не всегда предлагает такие вызовы. Сейчас невозможно найти такую новую отрасль, которая перевернет мир. Это должны быть очень смелые люди, готовые принимать решения (иногда жесткие и непопулярные), анализировать их последствия. В бизнесе решения принимаются почти всегда с учетом возможной прибыли, а на госслужбе среди ключевых требований — социальные последствия. Поэтому людям, переходящим из бизнеса, нужна адаптация (хотя они и очень интересны правительству Москвы).

Не хуже, чем в бизнесе

По ее словам, чтобы попасть на стажировку, нужно пройти конкурсный отбор. Его условия можно найти на сайте talent.mos.ru, где публикуются все открытые вакансии правительства. Итоги конкурса будут подведены в июле и по его результатам пригласят 50 молодых, талантливых и креативных ребят. Стажировка — годичная и оплачиваемая. Зарплата — 25 тысяч рублей. Поработать предложат в трех-четырех департаментах. Кто хорошо себя зарекомендует, получит предложения на постоянную работу.

Вообще же, по словам Александровой, попасть на работу в столичное правительство не сложнее, чем в любую другую организацию. «Оформляйте подписку на вакансии, которые публикуются на сайте, отправляйте резюме», — посоветовала она.

Присутствующий на дискуссии глава столичного департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Алексей Комиссаров рассказал, что им в департаменте нужны люди, которые не только обладают опытом и знаниями, но и умеют перспективно мыслить. «Не могу найти человека, который займется координацией работы промышленных предприятий города, — отметил Комиссаров. — Требования к кандидату: должен быть с техническим образованием, иметь опыт работы на предприятии. Но и уметь просто шире смотреть на проблему промышленного развития в столице. Не хватает нам хороших финансистов». Заммэра по вопросам транспорта Максим Ликсутов добавил, что столичный департамент транспорта открыт для всех тех, кто неравнодушен к своему городу и хочет, чтобы передвижение по нему стало комфортным. «Нужны люди, которые будут совершенствовать парковочное пространство, транспортную навигацию, — добавил он. — Конечно же, они должны предлагать современные, интересные подходы.

Отвечая на вопрос корреспондента «РГ», а какая зарплата ждет кандидатов на работу в мэрии, Александра Александрова рассказала, что в среднем зарплата госслужащего на Тверской, 13 — порядка 65 тысяч. А у молодого специалиста — 40-50 тысяч. Но с учетом премий, которые составляют 30% от базового оклада, чиновники зарабатывают в месяц от 80 тысяч и более. «Мы разработали систему премирования, которая бы была понятна всем сотрудникам, — добавил Комиссаров. — С помощью премий удается платить многим сотрудникам зарплаты, которые сопоставимы с теми, которые платят в коммерческом секторе».

Раскрыты зарплаты российских чиновников

Росстат опубликовал данные о зарплатах чиновников в России. По данным службы статистики, среднемесячная заработная плата гражданских федеральных чиновников по итогам 2018 года составила 126,6 тысячи рублей. Речь идет о росте на 5,4%.

Реклама

В администрации президента в прошлом году служащие зарабатывали в среднем 236,6 тысяч рублей в месяц. Здесь зарплаты выросли к 2017 году на 8,8%. При этом

самые высокие зарплаты у служащих в аппарате правительства — 240,3 тысячи рублей,

что выше показателей 2017 года на 5,7%.

В Госдуме РФ в среднем получают 158,8 тысячи рублей, в Совете Федерации — 186,4 тысячи рублей в месяц.

Сотрудники Федерального казначейства зарабатывали в среднем по 159 тысяч рублей в месяц. В федеральных министерствах среднемесячные зарплаты ниже. Так, зарплаты чиновников в Министерстве иностранных дел по итогам года составили 151,1 тыс. руб., в МЧС — 145 тыс., в Минфине — 139,1 тыс., в Минэкономразвития — 121,3 тыс.

В Министерстве внутренних дел Российской Федерации среднемесячный заработок составил чуть больше 100 тысяч рублей. Гораздо ниже зарплаты у работников Следственного комитета РФ.

Здесь в 2018 году зарабатывали по 59,4 тысячи рублей в месяц. К 2017 году падение составило 22,2%. Это худшая динамика по зарплатам среди госслужащих.

Тем временем население продолжает беднеть. Банк России зафиксировал в январе снижение реальных доходов населения, а также заработных плат.

«Рост реальных располагаемых денежных доходов населения прекратился, и в январе 2019 г. они снизились на 1,3% в годовом выражении», — говорится в комментариях ЦБ РФ об экономике.

Ранее такие же прогнозы делал Росстат. В докладе службы статистики говорится, что, по предварительным данным, показатель по реальным доходам в январе текущего года по сравнению с январем 2018 года снизился на 1,3%.

На изменение доходов продолжают влиять в том числе снижение доходов от собственности в реальном выражении, а также рост обязательных платежей и взносов.

По мнению аналитиков Центробанка, отрицательный вклад в изменение доходов от последнего фактора составил 1,2 п.п. «Это произошло в результате как увеличения процентных платежей на фоне расширения потребительского кредитования, так и роста налоговых платежей в условиях повышения собираемости и налоговой базы», — объясняется в материалах регулятора.

Последний раз реальные доходы населения росли в 2013 году — на 4%. Далее статистика ежегодно фиксирует падение. В 2018 году речь шла о снижении на 0,2%, в 2017 году — на 1,2%. В 2016 году показатель упал на 5,8% в реальном выражении, в 2015 году — на 3,2%, а в 2014 году — на 0,7%.

Падение реальных доходов россиян — это многолетний тренд, который скорее всего продолжится, указывает гендиректор компании «Мани Фанни» Александр Шустов. В стране взят курс на повышение налогов, начиная от роста НДС с 18% до 20% и заканчивая мероприятиями на выявлению самозанятых, на повышение кадастровой стоимости недвижимости и взыскание с нее налогов, а также увеличение разнообразных обязательных платежей, например, квартплаты, стоимости парковок, и так далее, перечисляет эксперт.

Шустов полагает, что в 2019 году на рост реальных доходов выйти не удастся, если только статистику так или иначе не подрихтуют.

«Дело в том, что кризисы в нашей экономике, занимающей 1,8% от мировой, происходят с периодичностью в 6-10 лет, последний был 4,5 года назад, а в мире в целом ожидается замедление экономического роста, которое может привести к коррекции на финансовых площадках США, которая затем перекинется и на российские финансовые площадки. Если бы стояла задача повысить реальные доходы — то были бы снижены налоги и обязательные платежи, а отчисления в резервные фонды были бы направлены в реальный сектор экономики, в строительство инфраструктуры, в нацпроекты. Можно было бы пойти и по пути либерализации законодательства и регулирования частного предпринимательства — тогда многие граждане сами мы обеспечили себе прирост доходов и были бы мотивированны», — поделился мнением эксперт.

По данным Росстата, среднемесячная зарплата в январе выросла на 5,2% в номинальном (до 41,1 тысячи рублей) и на 0,2%в реальном выражении.

Как говорится в комментариях ЦБ РФ, влияние исполнения «майских указов» на годовой прирост заработной платы уменьшается. «Вместе с ускорением инфляции это сказалось на динамике реальной заработной платы, годовой прирост которой замедлился до 0,2% — минимума с середины 2016 года», — говорится в материалах Банка России.

При этом в Банке России заявили о замедлении темпа прироста номинальной зарплаты.

По данным среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 года, который подготовлен Минэкономразвития, в 2019 году темп роста номинальной заработной палаты составит 6,1%, в 2020 году — 5,4%, а в 2021 году — 6,6%.

Также ЦБ сообщил о снижении потребительской активности, которое связано с повышением с 1 января 2019 года ставки НДС до 20% с 18%. «Замедление роста продаж коснулось в первую очередь сегмента непродовольственных товаров, пик активности в котором наблюдался в конце 2018 года. В целом реакция российской экономики на повышение НДС остается умеренной. По оценкам, годовой прирост ВВП в I квартале составит 1–1,5%», — сказано в комментариях регулятора.

Власти Москвы подписали соглашение с профсоюзами и работодателями о трудовых правах

МОСКВА, 19 сентября. /ТАСС/. Мэр Москвы Сергей Собянин, председатель Московской федерации профсоюзов Михаил Антонцев и председатель Московской конфедерации промышленников и предпринимателей Елена Панина подписали трехстороннее соглашение об обеспечении социально-трудовых прав горожан сроком до 2021 года, передает корр. ТАСС.

«Мы сегодня подписываем новое соглашение на 2019-2021 годы. Предыдущее соглашение подписывалось в 2015 году, когда ситуация с экономикой была сложная, был период разгара санкций и достаточно серьезной турбулентности на рынке труда. Тем не менее благодаря этому соглашению мы достойно прошли очередные испытания, добились того, что уровень безработицы в Москве сегодня находится практически на историческом минимуме, а объем инвестиций в экономику города за эти годы достиг 2 трлн рублей», — сказал Собянин на церемонии подписания документа.

Соглашение уделяет внимание развитию действующих и созданию новых технопарков и технополисов, внедрению проектного подхода, цифровизации и инновационных технологий, снижению импортозависимости и развитию экспортного потенциала.

Как уточняется в материалах пресс-службы столичной мэрии, стороны приняли обязательства по снижению уровня безработицы, который не должен превышать 0,7%, приоритетному трудоустройству жителей Москвы, проведению согласованной политики в области привлечения и использования иностранной рабочей силы. Соглашение сохраняет механизм установления минимальной заработной платы: МРОТ в столице устанавливается в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения Москвы и пересматривается ежеквартально.

Внимание также уделено вопросам охраны труда и здоровья, внедрению прогрессивных технологий, направленных на предотвращение несчастных случаев на производстве. Кроме того, предусмотрено сохранение мер социальной поддержки, выплата региональной социальной доплаты к пенсии. Важной составляющей соглашения является поддержка реализации социальных программ профсоюзов и объединений работодателей. Из бюджета города предусмотрено ежегодно выделение целевых субсидий в размере 366 млн рублей на организацию детского отдыха детей, Кремлевской елки, Московского международного инженерного форума, образовательных программ.

Московское трехстороннее соглашение заключается с 1993 года и является базовым документом социального партнерства между правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и работодателей. За этот период проведено 115 заседаний Московской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, на которых было рассмотрено 327 вопросов. Соглашение на 2019-2021 годов стало 23-м по счету.

Правительство Москвы составило перечень «кадастровой» недвижимости на 2018 год

Для Москвы утвержден перечень объектов коммерческой недвижимости на 2018 год, по которым налог на имущество организаций рассчитывается от кадастровой стоимости. Об этом сообщает департамент экономической политики и развития города Москвы.

В новый перечень вошло около 25 тысяч объектов общей площадью почти 90 миллионов «квадратов». Это на 4% больше, чем в предыдущем налоговом периоде. Это связано с работой, направленной на справедливое распределение налоговой нагрузки.

«Город, таким образом, продолжает работу, направленную на справедливое распределение налоговой нагрузки — в зависимости от реальной стоимости имущества, создает равные условия налогообложения для схожих объектов торговой и офисной недвижимости», — отметил Министр Правительства Москвы, глава Департамента экономической политики и развития города Владимир Ефимов.

Он напомнил, что в столице создана сбалансированная система льгот для включенных в перечень торгово-офисных объектов, которые относятся к социально значимым либо производственным сферам деятельности.

В 2016 году для трех тысяч объектов недвижимости сумма налоговых льгот составила около трех миллиардов рублей.

Информацию о порядке налогообложения, ставках, льготах по налогу на имущество от кадастровой стоимости, действиях в случае несогласия с включением объекта недвижимости в перечень налогоплательщики могут получить на странице Департамента экономической политики и развития города Москвы.

Включен ли ваш объект в утвержденный перечень объектов недвижимости?

Это можно узнать с помощью сервиса для поиска объектов недвижимого имущества, по которым налог на имущество исчисляется от кадастровой стоимости.

Данный сервис предназначен для поиска объектов недвижимого имущества, включенных в Перечень торговых, офисных объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, облагаемых налогом на имущество от кадастровой стоимости.

В случае если Вам принадлежит нежилое помещение в нежилом здании, то в Перечне необходимо осуществлять поиск здания, в котором расположено данное помещение.
В настоящее время в данном сервисе содержатся утвержденные Перечни на 2014 – 2018 гг.

Ознакомиться с критериями, по которым объекты недвижимости включаются в Перечень, порядком налогообложения, ставками, льготами по налогу на имущество от кадастровой стоимости можно на официальном сайте Мэра Москвы.

1. Как пользоваться сервисом?

Поиск в Перечне осуществляется по кадастровому номеру или по адресу объекта недвижимости. Обращаем внимание, что поиск по кадастровому номеру более точен, в то время как поиск по адресу может не дать корректного результата в связи с индивидуальными особенностями написания адреса объекта (например, использование буквы «е» или «ё» в названии улицы).

Кадастровый номер объекта можно увидеть в свидетельстве о праве собственности на объект, выписке из ЕГРН, кадастровом паспорте на объект, на сайте Росреестра

Результаты поиска носят исключительно информационный характер, не являются доказательством наличия или отсутствия объекта недвижимого имущества в Перечне соответствующего года и не могут служить основанием для расчета налога.

В результатах поиска указывается также информация о том, по какому критерию объект недвижимого имущества включен в Перечень. Обращаем Ваше внимание, что в сервисе отражается только один из критериев, по которым объект включен в Перечень, хотя объект может соответствовать нескольким критериям одновременно. Более подробную информацию о критериях включения объекта в Перечень можно найти в пунктах 2 и 3 раздела «Часто задаваемые вопросы».

Официальную информацию о наличии или отсутствии объекта недвижимого имущества в перечне соответствующего года Вы найдете в постановлениях Правительства Москвы от 29 ноября 2013 г. № 772-ПП (действует в 2014 году) и от 28 ноября 2014 г. № 700-ПП (вступил в силу с 1 января 2015 года), в 2016 году – в редакции от 26 ноября 2015 г. № 786-ПП, в 2017 году — от 29 ноября 2016 г. № 789-ПП, в 2018 году — от 28 ноября 2014 г. № 700-ПП.

2. Какие объекты включены в Перечень на 2018 год?

В Перечень на 2018 год включены объекты, соответствующие следующим условиям:

  • Здание расположено на земельном участке с видом разрешенного использования, включающим размещение торговли / офисов / бытового обслуживания / общественного питания;
  • Нежилое здание (площадью свыше 1 тыс.м2) либо нежилое помещение в жилом доме (если совокупная площадь нежилых помещений превышает 3 тыс.м2)фактически используется не менее чем на 20% общей площади для торговли / офисов / бытового обслуживания / общественного питания согласно акту Госинспекции по недвижимости;
  • Нежилое здание либо нежилое помещение, расположенное на пешеходных зонах (список таких зон см. ), фактически используется не менее чем на 20% общей площади для размещения торговли / офисов / бытового обслуживания / общественного питания согласно акту Госинспекции по недвижимости, либо имеет соответствующее назначение в документах технического учета.

Ознакомиться с критериями включения объектов недвижимого имущества в Перечни на 2014-2018 год можно .

3. Как определить, по какому критерию объект был включен в Перечень?

  • В результатах поиска объекта недвижимости в сервисе указывается информация о том, по какому критерию объект недвижимого имущества включен в Перечень. Обращаем внимание, что в сервисе отражается только один из критериев, по которым объект включен в Перечень, хотя объект может соответствовать нескольким критериям одновременно.
  • Проверить, проводилось ли обследование Госинспекцией по недвижимости ().

    Если обследование не проводилось, значит, объект недвижимости включен в Перечень на основании вида разрешенного использования земельного участка (либо документов технического учета для объектов, расположенных на пешеходных зонах, подробнее о критериях см. Вопрос № 2).

  • Обратиться в Департамент экономической политики и развития города Москвы за разъяснениями, по каким критериям Ваш объект недвижимости был включен в Перечень, а также узнать о порядке его налогообложения и возможных льготах .

Ознакомиться с порядком налогообложения Вашего объекта недвижимости налогом на имущество, уплачиваемым от кадастровой стоимости, можно .

4. Что делать, если Вы не согласны с включением объекта недвижимости в Перечень?

  1. Определить, по какому критерию объект был включен в Перечень (см. вопрос № 3).
  2. В случае если здание было включено в Перечень, поскольку вид разрешенного использования земельного участка предусматривает размещение торговли, офисов, бытового обслуживания или общественного питания, но данный участок фактически не используется под заявленные цели, Вы можете:
    • обратиться в Департамент городского имущества города Москвы в ближайшее время для исключения указанных видов размещения из вида разрешенного использования земельного участка и внесения данных изменений Росреестром в ЕГРН до 31 декабря 2017 года (), либо
    • если изменение вида разрешенного использования нецелесообразно, либо не было произведено до 31 декабря 2017 года, но при этом объект недвижимости фактически используется для вышеуказанных видов деятельности менее чем на 20% площади, обратиться до 30 апреля 2018 года в Госинспекцию по недвижимости для составления акта обследования до 30 июня 2018 года. Это позволит снизить налог в 4 раза, заявив соответствующую льготу (см. вопрос № 5, льгота № 1).
  3. В случае если объект недвижимости был включен в Перечень по акту Госинспекции, как фактически использующийся не менее чем на 20% общей площади для размещения торговли / офисов / бытового обслуживания / общественного питания, Вы можете:
    • в случае если акт был составлен в 2017 году и Вы с ним не согласны – обратиться в Департамент до 31 марта 2018 года для рассмотрения Вашего заявления на комиссии с целью составления Госинспекцией повторного акта, подтверждающего отсутствия данных видов использования объекта ();
    • в случае если с даты составления акта фактическое использование объекта изменилось и сейчас он используется для вышеуказанных видов деятельности менее, чем на 20% общей площади – обратиться в Департамент для рассмотрения Вашего заявления на комиссии с целью составления Госинспекцией по недвижимости акта, подтверждающего отсутствие данных видов использования объекта до 31 декабря 2017 года ().

Если объект недвижимости включен в Перечень одновременно по нескольким критериям и Вы с ними не согласны, то необходимо осуществить действия, описанные выше в подпунктах 2 и 3.

5. Какими льготами я могу воспользоваться в отношении объектов, включенных в Перечень?

Федеральные налоговые льготы предусмотрены в главе 30 Налогового кодекса РФ.

Региональные налоговые льготы предусмотрены статьями 4, 4.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года № 64 «О налоге на имущество организаций»(далее — Закон № 64).

Основные региональные льготы:

  1. Снижение налога в 4 раза — для объектов, фактически используемых для торгово-офисных целей менее чем на 20% общей площади, но включенных в Перечень, поскольку они расположены на земельных участках с видом разрешённого использования для размещения офисных объектов, объектов торговли, общепита и (или) бытового обслуживания (ч. 2.3 ст. 4.1 Закона № 64).

    Внимание! Для применения данной льготы в 2018 году необходимо в период с 1 января 2017 года до 30 июня 2018 года получить акт обследования Госинспекции по недвижимости, подтверждающий, что объект недвижимости используется для размещения офисных объектов, объектов торговли, общепита и (или) бытового обслуживания менее чем на 20% общей площади.

  2. Снижение налога в 4 раза для заводоуправлений (офисных зданий, используемых для размещения рабочих мест работников, обеспечивающих производственную деятельность) (ч. 2.1 ст. 4.1 Закона № 64);

    Внимание! Для применения данной льготы в 2018 году необходимо в период с 1 января 2017 года до 30 июня 2018 года получить два акта обследования Госинспекции по недвижимости: акт, подтверждающий использование офисного здания под заводоуправление, и акт, подтверждающий наличие производства на земельном участке заводоуправления или смежном земельном участке.

  3. Снижение налога в 4 раза для образовательных, медицинских и научных организаций в отношение помещений, расположенных в торговых и бизнес-центрах, используемых для образовательной, медицинской и научной деятельности (ч. 2 ст. 4.1 Закона № 64);
  4. Льгота для субъектов малого предпринимательства — уменьшение налоговой базы на кадастровую стоимость 300 м2 площади объекта для субъектов малого предпринимательства (ч. 1 ст. 4.1 Закона № 64);
  5. Льгота для гостиниц — уменьшение налоговой базы на кадастровую стоимость увеличенной вдвое минимальной площади номерного фонда гостиницы (ч. 2.2 ст. 4.1 Закона № 64);
  6. Льготы для инвестиционных приоритетных проектов города Москвы:
    • промышленных комплексов — уплата 50% суммы исчисленного налога в отношении недвижимого имущества промышленных комплексов (ч. 1.4 ст. 4 Закона № 64);
    • технопарков и индустриальных парков — полное освобождение от уплаты налога в отношении недвижимого имущества технопарка или индустриального парка (п. 27 ч. 1 ст. 4 Закона № 64).

Более подробно с условиями применения вышеуказанных льгот, а также с др. льготами можно ознакомиться .


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *