Муниципальный контракт

Муниципальный контракт

Содержание

В чем состоят отличия контракта от договора по 44-ФЗ, и в какой ситуации подписывается контракт?

В практике государственных закупок был прецедент, когда муниципальный заказчик подписал с поставщиком договор на сумму до 100 тыс. р., а казначейство признало это наименование неправомерным, так как, по его мнению, следовало подписывать не договор, а контракт.

Контракт и договор по 44-ФЗ

Контракты и договоры регулируются не только 44-ФЗ, но и Гражданским кодексом.

Под договором понимается соглашение, которое было достигнуто двумя или более лицами в части установления, прекращения или изменения гражданских прав и обязанностей (согласно ст. 420 ГК). Аналогичное определение приводится и в отношении контракта. Согласно Главе 30 ГК, контракт является разновидностью договора, который направлен для удовлетворения государственных нужд.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 1 ФЗ-44 «О контрактной системе….», данный закон регулирует вопросы заключения гражданско-правовых договоров, предметом которого выступает поставка товаров, выполнение определенных работ и оказание услуг от лица РФ, российского субъекта или муниципальных органов власти, а также бюджетным учреждением или юрлицом. Согласно далее следующему примечанию, далее по тексту 44-ФЗ будет применяться термин «контракт».

С учетом вышеизложенного термин «контракт» для 44-ФЗ выступает синонимом «гражданско-правового договора» и между ними не приводится различий.

Но стоит отметить, что по Гражданскому кодексу некоторые виды договоров именуются в законодательстве именно контрактами, чтобы их можно было отличать от прочих договоров. В частности, по ч. 1 ст. 2 ГК в качестве государственных и муниципальных контрактов можно рассматривать договоры, которые заключаются государственными и муниципальными заказчиками при выполнении заказов на поставку товаров по п. 1 ст. 525 ГК или исполнение подрядных работ по п. 1 ст. 763 ГК.

Бюджетный кодекс также рекомендует использовать термин «контракт» применительно к государственным или муниципальным заказчикам.

Общее и различия между договором и контрактом

Договор и контракт обладают одинаковой структурой и включают такие сведения, как наименование сторон, предмет контракта, ответственность сторон, условия поставки, порядок оплаты, возникновение обстоятельств непреодолимой силы, прочие условия и пр.

Отличие договора состоит в том, что он распространяется и на устные договоренности сторон.

Особенностями госконтракта по 44-ФЗ являются следующие моменты:

  1. Одной из сторон является госзаказчик.
  2. Сроки подписания четко регламентированы 44-ФЗ (например, для аукциона – не ранее 10 дней после публикации итогового протокола).
  3. Условия обязательно включают неизменность цены и ее твердое значение, ответственность поставщика за срыв контракта, сроки оплаты и порядок ее внесения, требования обеспечения, порядок приемки, условия отказа от контракта и пр.

Для некоторых видов контрактов в ЕИС сегодня содержится 9 обязательных для применения документов при проведении закупки в соответствующей отрасли: на поставку медизделий, оказание выставочных услуг, обслуживание автотранспорта и пр.

Когда стороны подписывают договор, а когда – контракт

В 44-ФЗ не содержится каких-либо дополнительных указаний и требований о том, что документ с условиями исполнения госзаказа требуется именовать именно «контрактом» или «договором».

При этом исходя из положений ст. 431 ГК и пп. 1,6 ст. 13 АПК при рассмотрении спора по договору в судебном порядке суд будет учитывать существо отношений, которые он регулирует. То есть не будет иметь значения, договор ли подписан сторонами или контракт, ни прочая терминология.

Соответственно, любой подписанный государственным или муниципальным заказчиком договор на выполнение строительных или подрядных работ будет квалифицирован по нормам параграфа 5, гл. 37 ГК как контракт на подрядные работы, а договор на поставку товара по параграфу 4 гл. 30 «Купля-продажа» как контракт на поставку.

Согласно рекомендациям Минэкономразвития по письму №Д28и-1889 от 2014 года, при выборе формы оформления сделки по 44-ФЗ следует придерживаться таких наименований:

  • бюджетным учреждениям – подписывать гражданско-правовые договоры;
  • муниципальным образованиям – муниципальные контракты;
  • органам госвласти, внебюджетным фондам, казенным учреждениям – государственные контракты.

Несмотря на такие рекомендации, Минэкономразвития подтверждает тот факт, что, с юридической точки зрения, разницы между контрактом и договором нет. Форма документирования взаимоотношение никак не зависит от вида закупки и ее объекта.

Таким образом, наименование договора, который подписывается сторонами в рамках 44-ФЗ, не имеет принципиального значения. Он может именоваться как «договором», так и «контрактом». Более важным для сторон является соблюдение порядка заключения договора, а не правильный выбор формы сделки.

Илья Тарасов Опыт в сфере госзакупок Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Государственный (муниципальный) контракт: как заключить

Курсы повышения квалификации в Школе электронных торгов — это профессиональная переподготовка для поставщиков и заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Онлайн, с экспертами.

Проект контракта. Обязательные условия

Государственные (муниципальные) контракты имеют особенность в виде двойного регулирования. С одной стороны, необходимо опираться на специальные нормы законодательства о контрактной системе, с другой стороны, регулирование контрактов осуществляется положениями гражданского законодательства.

В контракты, заключаемые в целях государственных (муниципальных) закупок товаров, работ, услуг, в силу закона включаются обязательные условия, а в интересах сторон прорабатываются иные существенные и дополнительные положения для каждого конкретного случая.

Обязательные условия контракта:

  1. Условие о том, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения (ч. 2 ст. 34 № 44-ФЗ). Исключение — ориентировочное значение цены или формула цены применяются для случаев:
    • Услуги обязательного страхования,
    • Агентские услуги,
    • Услуги по оценке недвижимого имущества.

Перечень установлен Постановлением Правительства РФ от 13.01.2014 № 19

  1. Условие об ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту (ч. 4 ст. 34 № 44-ФЗ)
  2. Условие о порядке и сроках оплаты ТРУ (ч. 13 ст. 34 № 44-ФЗ) – форма оплаты, аванс, срок и порядок оплаты
  3. Условие о порядке и сроках приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги (ч. 13 ст. 34)
  4. Условие о форме необходимого подтверждающего документа и дополнительных документах
  5. Условие о предоставлении обеспечения исполнения контракта (способ, сумма, срок обеспечения, реквизиты документов, подтверждающих его внесение) (ч. 1 ст. 96) и о его возврате
  6. Условие об одностороннем расторжении, если заказчик предусматривает такую возможность (ч.9 ст.95)

Обязательное условие — ответственность сторон

Условие об ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту формируется исходя из норм Закона № 44-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063.

Ответственность устанавливается в виде:

  • Пени
  • Штрафа

Ответственность заказчиков и поставщиков в виде пени устанавливается за нарушение сроков исполнения различных контрактных обязательств.

Ответственность в виде штрафов устанавливается за нарушение иных контрактных обязательств, не связанных со сроками (ст.34 № 44-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063).

Вопрос: Как сформировать в контракте условие об ответственности заказчика в виде пени в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе?

Ответ: Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства начиная со следующего дня после истечения срока исполнения и устанавливается контрактом в размере 1/300 действующей на дату уплаты ключевой ставки Банка России от не уплаченной в срок суммы

Вопрос: Как сформировать в контракте условие об ответственности заказчика в виде штрафа?

Ответ: За ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы:

  • 2,5% цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
  • 2% цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
  • 1,5% цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
  • 0,5% цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Обратите внимание! Пеня за неисполнение обязательств по контракту со стороны поставщика начисляется в размере не менее 1/300 действующей на дату уплаты ключевой ставки Банка России от цены контракта, уменьшенной на стоимость фактически исполненных поставщиком обязательств и с учетом коэффициента.

Задача заказчика — сформировать условия о штрафах и пенях точно!

Обязательное условие — положение об оплате обязательств

В контракт обязательно включается условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги:

  1. форма расчетов:
  • предварительная оплата (ст. ст. 487, 711, 781, 783 ГК РФ),
  • частичная предварительная оплата (ст. ст. 311, 421 ГК РФ),
  • оплата по частям: по завершении отдельных этапов выполнения работ, оказания услуг, при поставке отдельных партий товара (ст. ст. 311, 421 ГК РФ),
  • единовременная оплата после исполнения поставщиком обязанностей по договору (ст. 328 ГК РФ);
  1. срок оплаты;
  2. порядок оплаты;
  3. момент исполнения заказчиком обязанности по оплате.

ВАЖНО! Заказчик не вправе привязать срок оплаты контрактных обязательств к получению финансирования, так как в подобном случае срок оплаты не будет согласован.

Обязательное условие — положение о предоставлении и возврате обеспечения обязательств по контракту

Условие о предоставлении и возврате обеспечения обязательств по контракту формируется исходя из норм ч. 1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ.

Обязательное условие — порядок и сроки приемки товара, работы или услуги

Условие о приемке поставленного товара, результата выполненной работы, оказанной услуги формируется, исходя из норм ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ.

Вопрос: Как правильно сформировать в контракте условие о приемке поставленного товара, результата выполненной работы, оказанной услуги?

Ответ: Необходимо указать в контракте форму необходимого подтверждающего документа и дополнительных документов, сроки их подготовки и подписания, включить критерии для установления соответствия количества, объема, качества, целевого назначения поставленного товара, результата выполненной работы, оказанной услуги требованиям, установленным законом и контрактом.

Условие о порядке приемки товара представляет собой сложный комплекс прав и обязанностей сторон, связанных с принятием, осмотром, проверкой, тестированием и т.д.

В помощь — Стандарты, Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», ГОСТы, Инструкции, Правила, СНиП и другая нормативная документация.

Обязательное условие — сроки исполнения обязательств

Сроки исполнения обязательств должны быть установлены в соответствии с положениями гражданского законодательства (ст.190-194 ГК РФ):

  • фиксированная дата — 1 июля 2017 г.;
  • период времени — в течение года с даты заключения контракта;
  • срок от действия — в течение 10 календарных дней с момента зачисления оплаты на расчетный счет;
  • интервалы — в срок с 01 по 10 число каждого месяца.

Условие на усмотрение заказчика — условие об одностороннем отказе от исполнения контракта

Одностороннее расторжение контракта можно реализовать только в том случае, если заказчик установит его в проекте контракта и в тендерной документации, в противном случае заказчик исключает такую возможность как для себя, так и для поставщика (ч. 13, 14 ст. 34, ч.9 ст.95 Закона № 44-ФЗ). Основания: любые, предусмотренные Гражданским кодексом РФ.

Подробнее об одностороннем расторжении контракта читайте в статье «Расторжение контракта в одностороннем порядке по 44-ФЗ и ГК РФ»

Порядок оформления одностороннего отказа от исполнения контракта:

Действия заказчика:

  • принятие решения об одностороннем отказе;
  • размещение решения в ЕИС в течение 1 рабочего дня, следующего за датой его принятия;
  • направление поставщику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении.

Выполнение заказчиком данных требований считается надлежащим уведомлением поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта (п.12 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении 30 дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС.

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления.

ВАЖНО! Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение 10 дней с даты надлежащего уведомления поставщика устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для отказа. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения!

Иные условия контракта:

  • предмет контракта — функциональные и технические характеристики, параметры, потребительские свойства, требования к качеству, к безопасности товара, результата работ, оказания услуг — существенное условие;
  • показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, результата работ, услуг потребностям заказчика;
  • требования о предоставлении гарантий, их сроках и объемах;
  • требования об условиях эксплуатации и расходах на эксплуатацию;
  • требование об обязательном монтаже и наладке;
  • требование об обучении лиц, осуществляющих использование и обслуживание объекта закупки;
  • место, условия, сроки (периоды) и этапы поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
  • иные дополнительные условия.

Неотъемлемые части контракта

Если есть необходимость приобщить к контракту дополнительные документы, от содержания которых зависят возможности и условия исполнения обязательств, то такие документы являются неотъемлемыми частями контракта:

  • Акты
  • Спецификации
  • Сопроводительная документация, инструкции, технические задания, проекты, описания результатов работ и услуг
  • Документы, подтверждающие характеристики объектов и права на них
  • Списки и перечни
  • Лицензии и т.д.

Обратите внимание! В случае необходимости приложения к контракту дополнительных документов нужно упоминать о них в тексте контракта.

Заключение контракта

До момента подписания контракт проходит два этапа формирования:

  1. Заказчик составляет проект контракта:
  • В проект включаются все условия, известные до проведения процедуры определения поставщика: обязательные условия об ответственности сторон, порядке и сроках оплаты, порядке приемки, обеспечении и иные условия;
  • Заказчик не может включать в проект контракта условия, которые становятся известны только по результатам процедуры определения поставщика;
  • Проект контракта всегда включается в тендерную документацию.
  1. По итогам процедуры заказчик включает в проект контракта условия, предложенные в заявке победителя:
  • предмет контракта, цена, реквизиты поставщика.

Далее контракт направляется конкретному поставщику для подписания и представления обеспечения. Заказчик подписывает контракт после выполнения поставщиком необходимых условий — предоставления обеспечения и подписания в установленный срок.

Особенности заключения контракта при различных способах закупки:

Способы закупки

Заключение контракта

Преимущества для заказчика

Конкурс

По результатам конкурса контракт заключается на условиях конкурсной документации и заявки, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт.

Сроки: Контракт заключается не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок.

Обоснование: Ст. 54 Закона № 44-ФЗ.

  • возможность заключить контракт не только на основании ценового критерия, но и на наилучших условиях;
  • возможность более полно оценить предложения участников и их возможности;
  • осуществление закупок сложной, технологичной продукции, специализированных и высококвалифицированных работ и услуг.

Электронный аукцион

Обратите внимание: электронный аукцион используется заказчиками в случаях, прямо установленных Распоряжением Правительства РФ № 471-р

По результатам электронного аукциона контракт заключается на условиях аукционной документации и заявки, поданной участником аукциона, с которым заключается контракт

Сроки: в течение 5 дней с даты размещения в ЕИС протокола с подведением итогов аукциона заказчик размещает без своей подписи проект контракта, в который включает цену контракта, предложенную участником аукциона, с которым заключается контракт, и информацию об объекте закупки, указанную в его заявке.

В течение 5 дней победитель электронного аукциона размещает в ЕИС подписанный

ЭП проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление

обеспечения исполнения контракта, далее заказчик подписывает контракт ЭП.

Обоснование: Ст. 70 Закона № 44-ФЗ.

  • возможность заключить контракт по более низкой цене, соблюдая конфиденциальность информации об участниках;
  • незначительное количество ограничений на проведение электронного аукциона;
  • организационные функции берет на себя электронная площадка (прием и регистрация заявок, блокирование и возврат обеспечения заявок, обмен документами между участниками и заказчиком, хранение электронных документов, размещение протоколов и т.п.)

Запрос котировок

Ограничение — цена котировочного контракта не превышает 500 000 руб.

По результатам запроса котировок контракт заключается на условиях котировочной документации и заявки, поданной победителем запроса котировок, с которым заключается контракт.

Сроки: Срок подписания контракта победителем запроса котировок устанавливается заказчиком в извещении, при этом контракт может быть заключен не ранее чем через 7 дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок и не позднее чем через 20 дней со дня подписания данного протокола.

Обоснование: ст.72, 73 Закона № 44-ФЗ

  • короткие сроки
  • несложная документация
  • типовые условия

Победитель торгов обязан заключить контракт. Если победитель уклонился от заключения контракта, то заключить контракт следует с участником, чья заявка следовала по рейтингу за заявкой победителя.

Для этого проект контракта нужно направить участнику № 2 в срок, не превышающий срок направления контракта победителю в соответствии с требованиями законодательства. Участник № 2 вправе подписать контракт и передать его заказчику вместе с обеспечением или отказаться от заключения контракта. Непредставление участником № 2 заказчику в срок подписанных экземпляров контракта и обеспечения исполнения контракта не считается уклонением этого участника от заключения контракта и грозит ему негативными последствиями.

Вопрос: Каковы действия заказчика в том случае, если победитель торгов уклоняется от заключения контракта?

Ответ: Заказчик при уклонении победителя торгов от заключения контракта (непредставление обеспечения и подписанного в срок проекта контракта):

  • получает обеспечение заявки;
  • передает информацию в РНП;
  • предлагает участнику с заявкой №2 заключить контракт;
  • имеет возможность обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта.

Обоснование: ч. 14 ст. 70 Закона № 44-ФЗ.

Вопрос: Как оформляется уклонение участника от заключения контракта?

Ответ:

Ответ:Составляется протокол вне зависимости от оснований, по которым участник признается уклонившимся от заключения контракта.

Обязательно указывается:

  • информация о закупке;
  • сведения об участнике закупки, уклонившемся от заключения контракта;
  • основания признания участника уклонившимся от заключения контракта (со ссылкой на норму Закона № 44-ФЗ).

Необходимо разместить этот протокол в ЕИС не позднее одного рабочего дня со дня подписания.

Курсы повышения квалификации в Школе электронных торгов — это профессиональная переподготовка для поставщиков и заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Онлайн, с экспертами.

Существенные условия контракта по 44-ФЗ

Общие существенные положения договора по 44-ФЗ

В ч. 13 ст. 34 прописано, что такое существенные условия контракта по 44 ФЗ — это одновременно общие обязательные условия договора по Гражданского кодексу для того или иного договора и специальные, которые прописаны в 44-ФЗ. По контрактному законодательству, в проекте контракта отражают такие обязательные условия контракта по 44 ФЗ:

  1. Порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика при закупке с неопределенным объемом.
  2. Цена контракта и итоговая цена каждого этапа, устанавливаемая пропорционально снижению НМЦК (максимального значения цены контракта) участником закупки, с которым заключается контракт (если контракт исполняется поэтапно).
  3. Ответственность заказчика и поставщика.
  4. Порядок и сроки оплаты товара, работы, услуги. Если госконтракт заключают с участником закупки, к которому применены антидемпинговые меры, аванс не выплачивается. Срок оплаты составляет не более 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке по ч. 7 ст. 94 44-ФЗ. Исключение — закупки с ограничениями для субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций по ч. 8 ст. 30 44-ФЗ и ситуации, когда иной срок оплаты устанавливает Правительство для обеспечения обороноспособности и безопасности государства или он определен в специальных нормах.
  5. Порядок и сроки приемки заказчиком товаров, работ, услуг и порядок и сроки оформления результатов такой приемки.
  6. Уменьшение суммы, которая подлежит уплате, на размер обязательных платежей (включая налоги, сборы), связанных с оплатой контракта, если их в бюджеты бюджетной системы уплачивает заказчик. Например, если поставщик — физлицо, заказчик выступает в роли налогового агента и уменьшает цену госконтракта на налог на доход физических лиц (НДФЛ).
  7. Обеспечение исполнения контракта (сроках возврата обеспечения, если победитель перечислил деньги, в т. ч. его части, и т. п.), за исключением ряда случаев, которые указаны в ч. 27 ст. 34 и ч. 1 ст. 96 44-ФЗ.
  8. Порядок и срок предоставления поставщиком обеспечения гарантийных обязательств (если установили такое требование).
  9. Предоставление нового обеспечения исполнения контракта, если у банка, который предоставил банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, отозвали лицензию на проведение банковских операций. Срок его предоставления — один месяц со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика о необходимости предоставить новое обеспечение. За каждый день просрочки исполнения этого обязательства начисляются пени в размере, определенном ч. 7 ст. 34 44-ФЗ. Размер такого обеспечения уменьшают в порядке и случаях, которые установлены ч. 7-7.3 ст. 96 44-ФЗ.
  10. Источник финансирования.

В 2020 году заказчики — получатели средств федерального бюджета в случаях, которые указаны в Федеральном законе № 459-ФЗ от 29.11.2018, включают в госконтракт существенное положение о казначейском сопровождении целевых средств, а в ряде случаев и о казначейском обеспечении обязательств.

Существенные положения в зависимости от вида контракта

Собрали в таблицу, что является существенными условиями контракта по 44 ФЗ в рамках тендеров на поставку, оказание услуг, выполнение работ.

Существенные условия в проекте госконтракта на поставку товара Существенные условия в проекте госконтракта на выполнение работ Существенные условия в проекте госконтракта на оказание услуг
  1. Требования к качественным, техническим и функциональным характеристикам товара.
  2. Условие о соответствии товара изображению, если требование об этом установлено в документации.
  3. Требования к состоянию товара (новый или бывший в употреблении, в ремонте).
  4. Указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств, а если его нет — на химические, группировочные наименования, если госконтракт заключается на поставку лекарств.
  5. Требования к гарантии, гарантийному обслуживанию и сроку действия. В закупках машин и оборудования такие требования предъявляются в обязательном порядке, и устанавливается обеспечение гарантийных обязательств.
  6. Сведения о количестве и месте доставки товара.
  7. Информация о сроке поставки товара.
  8. Порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика при закупке с неопределенным объемом.
  1. Требования к качественным, техническим и функциональным характеристикам работ.
  2. Если закупаете строительные работы по п. 8 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ, когда документация по требованиям этой нормы включает проектную документацию, не переносите в госконтракт информацию о качественных, функциональных, экологических характеристиках объекта закупки.
  3. Место выполнения работы.
  4. Срок завершения работы.
  1. Требования к качественным, техническим и функциональным характеристикам услуг.
  2. Место оказания услуг.
  3. График оказания услуг.

Большая часть госконтрактов состоит из существенных условий. Вот пример, как заполняют раздел о предмете договора:

Как изменить существенные положения договора по 44-ФЗ

Закон о контрактной системе позволяет изменить то, что относится к существенным условиям контракта по 44 ФЗ, но в строго определенных случаях. Помните, что изменяют существенные положения только на этапе исполнения, а не заключения договора. Случаи, когда их меняют, прописаны в ст. 95 44-ФЗ. В госконтракте корректируют:

  1. Снижение цены без изменения объемов.
  2. Увеличение или уменьшение количества товара, работ, услуг не более чем на 10%.
  3. Изменение регулируемых цен (тарифов) согласно актам РФ.
  4. Изменение по медицинским показаниям перечня услуг, которые связаны с лечением гражданина РФ за пределами территории РФ.
  5. Улучшение качественных, технических и функциональных характеристик товара.
  6. Другие основания, которые указаны в ст. 95 44-ФЗ.

Факт изменений существенных положений фиксируют в дополнительном соглашении. Подробнее об изменении существенных условий читайте в статье «Как подписать дополнительное соглашение к госконтракту».

А существенные условия контракта, не подлежащие изменению по 44-ФЗ, — это те положения, для изменения которых нет правовых оснований. Например:

  1. Страна происхождения товара, если запрет прописан в нормативных актах в рамках национального режима по ч. 6 ст. 14 44-ФЗ.
  2. Поставщик, кроме уступки третьему лицу права требования к заказчику об исполнении денежного обязательства (п. 17 обзора судебной практики Президиума Верховного Суда от 28.06.2017).
  3. Предмет сделки.
  4. Другие условия, если не соблюдаются условия по ст. 95 44-ФЗ.

Что относят к существенным условиям госконтракта

Существенные условия государственного контракта по 44-ФЗ — это пункты, которые обязательно включаются в договор по нормам закона. Если они отсутствуют, сделка признается недействительной, а на виновных налагается штраф в размере 3000 рублей (ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП).

Положения госконтракта, относящиеся к общим существенным

Ч. 13 ст. 34 закона определяет, что такое существенные условия контракта по 44 ФЗ. Ими являются общие обязательные положения сделок по ГК для договоров определенного типа и специальные условия, прописанные в 44-ФЗ. В проекте отражают обязательные пункты:

  1. Как определяется количество поставляемого ТРУ, объем выполняемых работ, оказываемых услуг, если закупка выполняется на основании заявок заказчика и объем в них не определен.
  2. Информация о цене сделки и итоговой цене каждого этапа, устанавливаемой пропорционально снижению НМЦК стороной закупки, с которой заключается госконтракт (при исполнении сделки поэтапно).
  3. Какую ответственность несут заказчик и поставщик.
  4. Как и в какие сроки оплачивается товар, работа или услуга. Когда сделка заключается с участником госзакупки, попавшим под антидемпинговые меры, то аванс ему не выплачивается. По общему порядку, сроки оплаты составляют не более 30 дней с момента подписания закупщиком документа о приемке (ч. 7 ст. 94 44-ФЗ). Исключение сделано для закупок с ограничениями, в которых участвуют организации СМП и СОНКО (ч. 8 ст. 30 44-ФЗ), и ситуаций, когда иные сроки устанавливаются правительством, чтобы обеспечить обороноспособность и безопасность РФ, или срок определяется в специальных нормах.
  5. Как и в какие сроки заказчик принимает товар, работу, услугу. Как и в какие сроки оформляются результаты такой приемки.
  6. Как уменьшается сумма, подлежащая уплате, на обязательные платежи (включая налоги и сборы), связанные с оплатой сделки, если эти платежи в бюджеты уплачивает закупщик. Например, когда поставщик является физическим лицом, заказчику приходится выступать в роли налогового агента, уменьшая цену госзакупки на сумму НДФЛ.
  7. Как обеспечивается исполнение госконтракта (в какие сроки производят возврат обеспечения, если организация-победитель перечислила деньги, в том числе части обеспечения, и т. п,). Исключение сделано для ряда случаев, перечисленных в ч. 27 ст. 34 и ч. 1 ст. 96 закона о госконтрактах.
  8. Как и в какие сроки поставщик предоставляет обеспечение гарантийных обязательств (если такое требование установлено).
  9. Необходимость предоставить новое обеспечение исполнения сделки, если у банковской организации, предоставившей банковскую гарантию для обеспечения исполнения госконтракта, отозвали лицензию. Срок предоставления нового обеспечения — один месяц с момента надлежащего уведомления закупщиком поставщика о такой необходимости. Каждый день просрочки ведет к начислению пени, их размер определен в ч. 7 ст. 34 44-ФЗ.
  10. Информация об источнике финансирования.

В 2020 году госзаказчики, которые получают средства федерального бюджета в случаях, указанных в законе № 459-ФЗ от 29.11.2018, включают в контракт еще одно существенное положение, касающееся казначейского сопровождения полученных целевых средств, а для ряда случаев — казначейского обеспечения обязательств.

Существенные положения, зависящие от вида госконтракта

В таблице собрано, что является существенными условиями контракта по 44 ФЗ для сделок на поставку ТРУ, оказание услуг и выполнение работ.

Какие пункты являются существенными в контракте на поставку товаров Какие пункты являются существенными в контракте на выполнение работ Какие пункты являются существенными в контракте по оказанию услуг
  1. Требования к техническим, качественным и функциональным характеристикам.
  2. Условие о том, что товар должен соответствовать изображению (если такое требование заявлено в документации).
  3. Требования к состоянию продукции (новое или бывшее в употреблении, после ремонта).
  4. Отсылка к международным непатентованным наименованиям лекарственных средств, а если их нет — к химическим, группировочным наименованиям, когда контракт заключается на поставку лекарственных средств.
  5. Условия, касающиеся гарантии, гарантийного обслуживания срока действия. При поставках машин и оборудования подобные требования предъявляют в обязательном порядке, устанавливают обеспечение гарантийных обязательств.
  6. Сведения о сроках поставки.
  7. Информация, касающаяся количества и места доставки.
  8. Как определяется количество поставляемого товара, объема работ и услуг на основании заявок закупщика при заказе с неопределенным объемом.
  1. Условия, касающиеся технических, качественных и функциональных характеристик работ.
  2. Если закупаются работы, связанные со строительством по п. 8 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ, и документация по требованиям этой законодательной нормы содержит проектную документацию, в госконтракт не переносятся сведения о функциональных, качественных и экологических характеристиках объекта сделки.
  3. Срок завершения работ.
  4. Место выполнения работ.
  1. Условия, касающиеся качественных, технических и функциональных характеристик услуг.
  2. График оказания услуги.
  3. Место оказания услуги.

Подавляющая часть контрактов состоит из существенных условий. Так, например, заполняется раздел о предмете договора:

Как менять существенные пункты контракта

44-ФЗ позволяет менять то, что относится к существенным условиям контракта по 44 ФЗ, но эти случаи строго оговорены. Существенные положения изменяют только на этапе исполнения, на этапе заключения сделки — нельзя. В госконтрактах корректируют (ст. 95 44-ФЗ):

  1. Снижение цен без изменения объемов.
  2. Изменение не более чем на 10% количества ТРУ.
  3. Регулируемые цены в соответствии с актами РФ.
  4. Улучшение технических, качественных и функциональных характеристик ТРУ.
  5. Изменение по медпоказаниям списка услуг, связанных с лечением граждан РФ за пределами нашего государства.
  6. Прочие основания, указанные в ст. 95 44-ФЗ.

Когда обязательные условия контракта по 44 ФЗ меняют, это отражается в дополнительном соглашении. Более подробно об этом читайте в материале «Как изменить существенные условия госконтракта».

Существенные условия контракта, не подлежащие изменению по 44-ФЗ, — это такие положения, правовые основания для корректировки которых отсутствуют. Например:

  1. Страна происхождения ТРУ, если запрет присутствует в н/п актах по ч. 6 ст. 14 44-ФЗ в рамках национального режима.
  2. Поставщик, за исключением уступки третьему лицу права требования к закупщику об исполнении денежных обязательств (п. 17 обзора практики Президиума Верховного Суда от 28.06.2017).
  3. Предмет госконтракта.
  4. Прочие условия, если не соблюдаются требования по ст. 95 44-ФЗ.

Государственный контракт

Государственный контракт

это форма прямого государственного регулирования хозяйственных связей между государством-заказчиком и предприятием-исполнителем, способ реализации общественных и государственных нужд, концентрации и эффективного расходования государственных ресурсов, форма сотрудничества государства и предприятия для решения особо важных стратегических задач.

Государственный контракт – это детально разработанный экономический и правовой документ, который регламентирует организационно-технические, административно-управленческие отношения при выполнении заказа подрядчиками. Через механизм государственного контракта в народное хозяйство развитых стран мира перераспределяется основная масса ресурсов государства (материальных, финансовых), реализуются функции государства-предпринимателя, регулируются экономические отношения государства с многими исполнителями его заказов, осуществляется миграция рабочей силы. Так, федеральное правительство США размещает ежегодно до 20 млн. заказов на товары и услуги более чем в 130 отраслях промышленности. Государственные органы на уровне федерального правительства, штатов и местных органов власти при этом организуют, управляют (в т.ч. контролируют) значительный объем вещественных факторов производства, определяют объем продукции (преимущественно военного назначения), контролируют ее качество, предоставляют на этой основе кредиты и займы.

Государственный спрос, предъявляемый более чем на 90% номенклатуры товаров и услуг, которые производятся в США, формирует гарантированный и стабильный рынок сбыта, обусловливает рост доли государственных расходов в валовом национальном продукте. Цена на товары и услуги устанавливается при этом не как на классическом рынке в сфере обращения, а через переговоры на основе конкурентных торгов. Это означает, что общественный характер труда, воплощенного в продукте и услуге, раскрывается не на стадии обмена, а еще на предпроизводственной стадии, в процессе предварительной калькуляции отдельных стоимостных показателей изделий, объем которых устанавливается предварительно. Обмен сохраняет свое значение только как конечный арбитр в подтверждении общественно необходимого характера труда. Государственный контракт вследствие этого усиливают планомерность и организованность развития экономики в общенациональном масштабе, способствуют росту валового внутреннего продукта, ускорению темпов научно-технического прогресса, расширяет масштабы занятости в народном хозяйстве. В то же время он стимулируют инвестиционные процессы в негосударственных секторах экономики.

Государственные контракты при современном капитализме вызывают рост фактических затрат на производство товаров и услуг (ввиду отсутствия реальной конкуренции товаропроизводителей), которые производят основную долю государственных заказов, сращивание государственного аппарата с финансовым капиталом. Контрактная система направлена на усиление государственной поддержки приоритетов, которые обеспечивают структурную перестройку, экономическую стабильность и долгосрочный рост.

Оцените определение: Отличное определение — Неполное определение ↓

Источник: Экономическая энциклопедия (фрагмент). Проект www.topknowledge.ru


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *