Накопительно наблюдательное производство

Накопительно наблюдательное производство

Оперативный поиск. Выявление лиц, фактов и других объектов, представляющих оперативный интерес

Оперативный поиск как начальная организационно-тактическая форма оперативно-розыскной деятельности есть система оперативно-розыскных мероприятий, осуществляемых органами внутренних дел в целях обнаружения лиц, фактов, предметов (в т.ч. имущества), документов, представляющих оперативный интерес.

Анализ борьбы с преступностью позволяет сделать вывод о том, что оперативный поиск чаще всего направлен на выявление информации о следующих категориях объектов:

· лицах, представляющих оперативный интерес;

· событиях преступления;

· обстоятельствах, способствующих совершению преступлений;

· имуществе, похищенном в результате совершения преступления;

· документах, орудиях преступлений, а также иных предметах, следах и местах, имеющих розыскное значение или запрещенных к пользованию, ношению или хранению.

Субъектами оперативного поиска являются сотрудники оперативных аппаратов и других служб ОВД; граждане, оказывающие им содействие, в т.ч. на конфиденциальной основе.

В целях поиска необходимых сведений используются определенные Законом об ОРД оперативно-розыскные мероприятия, технические и иные средства.

Мероприятия оперативного поиска могут осуществляться в постоянном режиме (на объекте оперативного обслуживания), периодически (на всех, нескольких, одном объекте) либо выборочно (локально, на интересующей части объекта).

Результативность сбора информации, представляющей оперативный интерес, во многом зависит от знания оперативным составом сущности оперативного распознания, поисковых признаков, тактических приемов оперативного поиска.

В зависимости от поискового свойства признаки, по которым можно осуществлять оперативное распознание, делятся на две основные группы: групповые, указывающие на групповую принадлежность объекта распознания, и индивидуальные, присущие конкретному лицу, предмету или событию.

К основным поисковым признакам объектов, представляющих интерес для оперативно-розыскной деятельности, относятся:

· приметы внешности человека (в т.ч. заподозренного, очевидца и др.);

· следы, оставшиеся на месте преступления;

· следы, оставшиеся на теле, одежде лиц, находившихся на месте преступления (в т.ч. на виновных и очевидцах);

· приметы похищенного имущества;

· способ совершения преступления (modus operandi);

· клички и прозвища преступников и их соучастников.

Основными направлениями реализации этой организационно-тактической формы ОРД является поиск:

· среди граждан, проживающих на обслуживаемой органом внутренних дел территории, в местах вероятного совершения преступлений;

· в криминогенных группах (среди лиц, ранее судимых, занимающихся наркоманией, злоупотребляющих спиртными напитками, и т.д.);

· среди привлекаемых к уголовной ответственности за совершенные ими преступления;

· на объектах государственной, муниципальной и иной собственности, на которых возможно совершение преступлений;

· в местах концентрации лиц, представляющих оперативный интерес, а также в местах предполагаемого сбыта похищенного.

Необходимо отметить, что оперативный поиск по каждому из названных направлений имеет свои организационные и тактические особенности, которые обязательно следует учитывать при его проведении и отражать в планах тактического порядка.

При осуществлении поисковых мероприятий оперативным сотрудникам значительную помощь в получении сведений, представляющих оперативный интерес, могут оказать сотрудники других служб органов внутренних дел и представители общественности.

Первичные сведения (информация), не нуждающиеся в дополнительной проверке, подлежат использованию (реализации) в целях решения задач ОРД и других оперативно-служебных задач ОВД.

Под реализацией первичных сведений понимается их использование для принятия к лицам, совершившим противоправные действия, мер, предусмотренных законом, а также устранения причин и условий, способствующих совершению правонарушений.

Первичная информация может быть реализована несколькими путями, определяемыми ее содержанием и полнотой:

а) принятием мер общепрофилактического характера;

б) осуществлением мероприятий, направленных на предупреждение и пресечение конкретных замышляемых или подготавливаемых преступлений;

в) возбуждением уголовного дела или передачей проверенных первичных сведений в следственный аппарат для производства предварительного следствия и принятием оперативно-розыскных мер, направленных на раскрытие совершенных преступлений (п.1 ст.3, ст.109, 112 УПК РСФСР);

г) отказом в возбуждении уголовного дела или решением вопроса о применении установленных мер общественного воздействия к конкретному лицу (п.2 ч.3 ст.109, ст.113 УПК РСФСР);

д) направлением материалов другому органу (учреждению) внутренних дел или иному субъекту ОРД.

Приемы реализации сведений зависят от их содержания и избранного пути использования информации.

Информация, в значительной степени неопределенная, не позволяющая принять решения об использовании указанными путями, нуждается в предварительной проверке, в т.ч. оперативным путем.

Дата добавления: 2014-12-12; просмотров: 11513;

Особенности проведения проверки

При проведении проверок следует иметь в виду, что существуют особенности их проведения в различных органах, осуществляющих ОРД.

В оперативных подразделениях органов внутренних дел в целях систематизации, накопления и проверки оперативных сведений при выявлении, пресечении, раскрытии и предупреждении преступлений, расследование которых отнесено к компетенции органов МВД России и Следственного комитета Российской Федерации, в ходе розыскной, профилактической и административно-проверочной работы осуществляется производство по делам оперативного учета и делам накопительно-наблюдательного производства, другим оперативным материалам.

Компетенция оперативных подразделений ОВД в сфере противодействия преступности ограничена подследственностью, установленной УПК РФ. В ОВД выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, могут осуществлять как оперативные подразделения, так и подразделения, таковыми не являющиеся. Ведущая роль в оперативно-розыскной работе ОВД возлагается на подразделения уголовного розыска, подразделения по экономической безопасности и противодействия коррупции.

Осуществляя оперативно-розыскную деятельность по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, уполномоченные на то оперативные подразделения ОВД могут принимать следующие решения:

о проведении предварительной оперативной проверки по материалам (МПОП);

заведении ДОУ (по документированию предварительных оперативных проверок и оперативных разработок);

производстве оперативно-розыскных мероприятий;

прекращении (приостановлении, возобновлении) производства по ДОУ;

реализации оперативных материалов.

При этом принятие каждого из перечисленных видов решений, на практике может сопровождаться нарушением норм Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и ведомственных инструкций, регламентирующих основания и порядок их принятия.

При проверке законности и обоснованности таких решений необходимо обращать внимание:

на оперативно-служебную документацию о заведении МПОП или ДОУ, утверждено ли данное решение руководством ОРО;

наличие регистрации конкретного ДОУ в специальном журнале регистраций с присвоением номера;

наличие регистрации оперативно-служебных документов строгой отчетности (номерных) в специальном журнале;

соответствие дат и порядковых номеров при осуществлении перечисленных регистраций;

оперативно-служебные документы, свидетельствующие о законности документирования ОРМ (в том числе постановления руководителя ОРО о проведении оперативно-розыскных мероприятий, судебные решения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан);

наличие в материалах ДОУ оперативно-служебных документов о его прекращении;

обоснованность прекращения (приостановления, возобновления) ДОУ, т. е. наличие доводов, излагаемых в оперативно-служебном документе о прекращении (приостановлении, возобновлении) ДОУ;

направление в ведомственные информационно-аналитические подразделения оперативно-служебных документов с целью снятия ДОУ и разработанных по ним лиц с оперативного учета (прекращенные ДОУ сдаются в архив информационно-аналитических подразделений, где хранятся в течение срока, установленного нормативными правовыми актами, носящими закрытый характер);

оперативно-служебные документы, свидетельствующие о законности представления результатов ОРД в органы расследования (рапорта об обнаружении признаков преступления, сообщения о результатах ОРД, постановления о представлении результатов ОРД, постановления о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей и т. д.).

Помимо выявления и раскрытия преступлений оперативные подразделения ОВД осуществляют оперативно-розыскную профилактику. Документирование этого вида деятельности осуществляется в рамках как ДОУ, так и дел, используемых как дополнительные накопители информации, которые могут быть изучены уполномоченным прокурором.

При проведении проверок законности осуществления ОРД по розыску различных категорий лиц необходимо учитывать, что розыскные дела заводятся с целью установления местонахождения лиц, скрывшихся от уголовного преследования, а также с целью установления местонахождения лиц, пропавших без вести, или лиц, утративших родственные связи.

При осуществлении надзора в этой сфере уполномоченный прокурор должен истребовать сведения обо всех приостановленных за проверяемый период в связи с розыском подозреваемых, обвиняемых и подсудимых уголовных делах ОД, СУ УВД, СО района СУ СК субъекта Российской Федерации и районного суда. Указанные сведения должны содержать номер и дату возбуждения уголовного дела, дату и основание его приостановления, дату направления постановления об объявлении в розыск лица. При получении этих сведений необходимо организовать проведение сверки заведенных розыскных дел с приостановленными уголовными делами и направленными органами дознания, следствия и судом постановлениями о розыске. В ходе сверки в обязательном порядке следует изучать материалы розыскных дел данной категории.

Помимо розыска преступников ОВД осуществляют розыск без вести пропавших граждан. Розыск могут осуществлять сотрудники не только оперативных подразделений органов внутренних дел, но и других служб. В территориальных органах внутренних дел розыскную работу выполняют подразделения полиции. Ведущая роль в розыскной работе ОВД возлагается на аппараты уголовного розыска. В соответствии с внутриведомственными требованиями все мероприятия местного розыска осуществляются ОВД по розыскным делам, которые ведут подразделения полиции, при этом заводятся розыскные дела о без вести пропавших гражданах. Прокурорский надзор за исполнением закона при выполнении оперативно-розыскных мероприятий по розыску пропавших без вести лиц осуществляется посредством изучения уполномоченным прокурором оперативно-розыскных материалов и розыскных дел. Определенные сведения по розыску содержатся также в суточной информации о происшествиях, в справке о проделанной работе нарядом дежурной части по факту заявления о пропавшем без вести. Аналогичным образом розыск лиц, утративших родственные связи, осуществляется подразделениями ОРО в системе органов внутренних дел. Порядок ведения розыскных дел об утрате родственных связей в целом совпадает с порядком ведения розыскных дел о без вести пропавших лицах, но имеет при этом некоторые особенности.

Согласно указанию Генерального прокурора Российской Федерации и ФСБ России «О порядке осуществления прокурорского надзора за исполнением Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности” органами федеральной службы безопасности» от 18 апреля 2002 г. № 20-27/10 проверки исполнения законов при осуществлении ОРД в органах ФСБ России могут проводиться только:

по обращениям граждан и должностных лиц;

по результатам изучения материалов уголовных дел о нераскрытых преступлениях, в связи с отсутствием положительных результатов при раскрытии преступлений, розыске подозреваемых или обвиняемых по уголовным делам;

при поступлении информации о ненадлежащем исполнении поручения следователя, органа дознания, определения суда по находящимся в их производстве уголовным делам, а также указания прокурора;

в соответствии с планом работы или по указанию прокурора, имеющего право давать такие указания.

Проверки могут проводиться только теми прокурорами, на которых возложено непосредственное осуществление надзорных функций. Копии (выписки) приказов с перечнем уполномоченных прокуроров и лиц, ответственных за ведение делопроизводства по документам оперативно-розыскной деятельности, должны быть направлены для сведения соответствующим начальникам органов федеральной службы безопасности.

Оперативно-служебные материалы и иные документы должны изучаться в установленном нормативными актами порядке ведения секретного делопроизводства, как правило, в помещениях органов федеральной службы безопасности, отвечающих требованиям режима секретности. Истребование таких материалов в прокуратуру может производиться только в исключительных случаях.

При проведении проверки в органах ФСБ прокурор изучает дела оперативного учета и иные оперативно-служебные документы. Все ДОУ, заводимые ФСБ, условно подразделяются на две основные категории: ДОУ № 1 — дела, в рамках которых осуществляется оперативная проверка конкретных лиц (или группы лиц), в отношении которых имеются достоверные данные, свидетельствующие об их участии в подготовке и (или) осуществлении преступной деятельности; ДОУ № 2 — дела, в рамках которых осуществляется оперативный розыск. Данные дела могут заводиться в отношении конкретного лица (группы лиц), совершившего преступление и скрывшегося от уголовного преследования (включая и стадию расследования) в том случае, когда органам безопасности доподлинно известны установочные данные указанного лица (лиц). Розыскные дела также могут заводиться по факту совершения преступления, когда лицо (лица), совершившее это преступление, неизвестно. Например, это может быть факт обнаружения или подрыва самодельного взрывного устройства неустановленным лицом.

Дела обеих групп могут заводиться вне зависимости от возбуждения уголовного дела. Однако если ДОУ ведется параллельно с уголовным делом, оперативно-розыскные мероприятия по нему могут осуществляться только на основании следственных поручений, за исключением случаев неустановления лиц, совершивших преступление. Из оперативно-розыскной практики ФСБ видно, что отдельные ОРМ, требующие значительных организационных усилий (например, оперативный эксперимент и др.), проводятся, как правило, в рамках дел оперативного учета, а такие, как прослушивания телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, — только в рамках дела оперативного учета. Другие ОРМ (опрос, наблюдение, отожествление личности) могут служить средством получения информации, содержащей основания для заведения дела оперативного учета.

В необходимых случаях органы ФСБ России проводят предварительную оперативную проверку, которая направлена на установление достоверности первичной оперативной информации о признаках подготовки и совершения преступления, в случае подтверждения которой и при необходимости более детального выяснениявсех, имеющих значение для дальнейшего уголовно-процессуального доказывания обстоятельств, заводится ДОУ. При этом ДОУ может быть заведено без предварительной оперативной проверки только в случае, если достоверность первичной информации не вызывает никаких сомнений. Прокурор изучает заведенные ДОУ, содержащие как различные сообщения лиц, сотрудничающих с органами, так и справки, рапорты сотрудников о проведенных ОРМ и получении оперативно значимой информации о ранее неизвестных преступлениях.

В Федеральной службе безопасности в рамках ДОУ-2 осуществляется два вида розыска. Первый — это розыск неизвестных лиц, совершивших или совершающих латентные преступления, способные нанести ущерб безопасности и обороноспособности России. Например, розыск (поиск) источника информации иностранной спецслужбы на оборонном объекте, с которого, по имеющимся достоверным данным, за рубеж «утекает» важная охраняемая информация, содержащая сведения, составляющие государственную тайну. В оперативном плане организация работы по делам такой категории сводится к выдвижению на основе имеющейся информации оперативных версий, выделению круга лиц для их последующей проверки на предмет возможной причастности к совершаемому преступлению.

Второй вид розыска — это розыск конкретных установленных лиц, совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия, суда и исполнения приговора. Как правило, здесь в компетенцию органов ФСБ входит розыск лиц, проверявшихся органами государственной безопасности в рамках ДОУ-1 и скрывшихся в процессе проверки. Розыск этой категории лиц, часто скрывающихся за границей, ведется с использованием возможностей загранаппаратов ФСБ и СВР России, а также официальных рабочих контактов Федеральной службы безопасности Российской Федерации с зарубежными спецслужбами по линии борьбы с терроризмом, наркотрафиком, контрабандой, международной организованной преступностью, распространением ядерных материалов и т. д. При необходимости органами ФСБ задействуется общая система розыска, осуществляемая органами внутренних дел. С учетом изложенного методика и тактика проведения прокурорских проверок по таким делам совпадает с описанной выше.

Прокурорская проверка исполнения оперативно-розыскного законодательства органами ФТС России проводится в оперативно-розыскном подразделении соответствующего таможенного органа и других подразделениях, наделенных правом осуществления ОРД. К самым распространенным нарушениям в сфере деятельности таможенных органов относятся формализм при планировании ОРД, отсутствие ведомственного системного контроля, как со стороны непосредственных руководителей, так и вышестоящих структур, и т. п. Нередко борьба с таможенными преступлениями средствами ОРД не нацелена на наиболее общественно опасные из них, совершенные с участием руководителей таможенных органов, на выявление организаторов контрабанды, получателей и отправителей контрабандных товаров. В основном борьба ведется с преступлениями одиночек. Предварительная проверка, разработка, анализ и накопление оперативной информации оперативными подразделениями органов ФТС России производится в рамках подборок оперативных материалов и дел оперативного учета. При проведении проверки в органах ФТС России прокурор изучает дела оперативного учета и иные оперативно-служебные документы. При наличии оснований, предусмотренных ст. 7 Федерального закона «Об оперативно-розыск-ной деятельности», в целях собирания и систематизации сведений, проверки и оценки результатов ОРД, а также принятия на их основе соответствующих решений в органах ФТС заводятся дела оперативного учета с целью выявления, предупреждения и пресечения преступлений (ДОУ-1),с целью раскрытия зарегистрированных в установленном порядке преступлений, по возбужденным уголовным делам (ДОУ-2).

Помимо изучения ДОУ оперативных подразделений ФТС в определенных случаях рекомендуется ознакомиться с различными книгами, журналами и документами ведомственной отчетности. Например, при проверке законности реализации оперативных материалов целесообразно изучение книги учета сообщений о преступлениях (КУСП) таможенного органа, формы 2-ГУТРД (содержит сведения о количестве решений о возбуждении уголовных дел, принятых по рапортам об обнаружении признаков преступления оперативных подразделений; об отказе в возбуждении уголовных дел), формы 5-ГУТРД «Отчет о применении криминалистических средств и методов в правоохранительной деятельности таможенных органов» (о применении таких средств при проведении ОРМ (строка 4 раздела 1)) и другие формы.

Исходя из специфики ОРД, осуществляемой органами ФТС, особое внимание при осуществлении проверок уполномоченные прокуроры должны уделять законности проведения таких ОРМ, как контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативный эксперимент. Указанные ОРМ проводятся на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. В остальном методика проведения проверок сходна с методикой надзора за законностью в оперативно-розыскной деятельности ОВД.

Специфика осуществления прокурорского надзора за исполнением законов оперативными подразделениями ФСИН России обусловливается особенностями оперативно-розыскной деятельности подразделений системы исполнения наказаний. К основным направлениям деятельности оперативно-розыскных подразделений ФСИН относятся: пресечение и предотвращение противодействия администрациям исправительных учреждений; оперативное обслуживание отделов охраны исполнительных учреждений; обеспечение безопасности спецконтингента; борьба с незаконным оборотом наркотиков в учреждениях ФСИН; предупреждение и пресечение преступлений коррупционной направленности; предотвращение побегов из мест изоляции; борьба с организованной преступностью в исправительных учреждениях; взаимодействие с ОВД и ФСКН по предупреждению и раскрытию преступлений.

В органах ФСИН заводятся дела оперативного учета с целью выявления, предупреждения и пресечения преступлений (ДОУ-1),с целью раскрытия зарегистрированных в установленном порядке преступлений, по возбужденным уголовным делам (ДОУ-2), с целью осуществления оперативно-розыскной профилактики (ДОУ-3). К типичным нарушениям, выявляемым при осуществлении надзорных проверок в органах ФСИН России, относятся незаконное заведение и прекращение дел оперативного учета, заводимых с целью выявления преступлений. Так, в ДОУ могут отсутствовать оперативно-служебные документы, обосновывающие необходимость осуществления оперативной проверки или разработки, что свидетельствует о их заведении по надуманным основаниям с целью увеличения отчетных показателей. Также выявляются факты необоснованного прекращения ДОУ, несмотря на то что весь комплекс ОРМ, направленный на установление причастности разрабатываемых лиц (т. е. лиц, содержащихся под стражей, либо сотрудников ФСИН) к противоправной деятельности, не проводился.

Помимо ДОУ уполномоченным прокурорам рекомендуется изучить различные книги и журналы учета: сообщений о преступлениях (КУСП); обращений родственников лиц, содержащихся в учреждениях, несчастных случаев на производстве и т. д. Также имеет смысл ознакомиться с актами инспектирования проверяемого учреждения, если оно ранее проводилось в соответствии с Приказом ФСИН от 6 февраля 2006 г. № 38.

Кроме того, для выявления возможных нарушений прокурор должен сверить информацию, содержащуюся в ДОУ, с информацией, содержащейся в следующих документах: книга учета сообщений о преступлениях; личное дело лица, содержащегося под стражей (в деле имеются анкетные данные лица, все его заявления и обращения, а также решения следственных органов и суда); учетнаякарточка, содержащая краткую информацию из личного дела; камерная карточка, заводимая на одно лицо, с указанием его данных, периода нахождения в камерах с указанием их номера и даты, а также чем данное лицо было обеспечено из личных вещей; переводной талон (выписывается оперативным уполномоченным с целью перевода содержащегося под стражей лица из одной камеры в другую и подписывается начальником пенитенциарного учреждения); журнал приема и передачи дежурств (содержит информацию о количестве содержащихся в камерах, о выводе их на прогулку, о принятии от них обращений); временные покамерные списки лиц, составляемые дежурными; различные формы отчетности (например, формы Н-1; формы № 1-ОР и др.).

Предварительная проверка, разработка, анализ и накопление оперативной информации оперативными подразделениями органов ФСКН России производится в рамках подборок оперативных материалов и дел оперативного учета. При проведении проверки в органах ФСКН прокурор изучает дела оперативного учета и иные оперативно-служебные документы. При наличии оснований, предусмотренных ст. 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», в целях собирания и систематизации сведений, проверки и оценки результатов ОРД, а также принятия на их основе соответствующих решений в органах ФСКН заводятся дела оперативного учета с целью выявления, предупреждения и пресечения преступлений (ДОУ-1),с целью раскрытия зарегистрированных в установленном порядке преступлений, по возбужденным уголовным делам (ДОУ-2), с целью осуществления оперативно-розыскной профилактики (ДОУ-3).

При проверке состояния регистрации и учета оперативно-служебной документации в органах ФСКН России уполномоченный прокурор должен:

установить наличие и провести сверку оперативно-розыскных материалов, дел оперативного учета с учетно-регистрационной документацией;

проверить наличие и правильное оформление в подразделениях РАФ и у ответственных за учетно-регистрационную документацию должностных лиц территориальных органов ФСКН, а также произвести их сверку с документами, содержащимися в ДОУ, путем ознакомления со следующими материалами: журналы регистрации ДОУ; электронные базы данных учетно-регистра-ционной информации; мотивированные постановления о заведенииДОУ (дубликаты ДОУ); мотивированные постановления о выделении материалов ДОУ в отдельное производство (если имеются достаточные данные о том, что преступная деятельность одного из проверяемых лиц имеет самостоятельный характер); информационные карты; регистрационные листки о постановке на оперативный учет нового лица.

В целях осуществления своевременного прокурорского надзора за законностью прекращения ДОУ, надзирающим прокурорам на местах рекомендуется организовать изучение прекращенных ДОУ непосредственно после принятия решения об их прекращении межрайонными и городскими отделами органов ФСКН, до отправки прекращенных дел в подразделение РАФ территориального органа.

Исходя из специфики ОРД, осуществляемой органами ФСКН, особое внимание при осуществлении проверок уполномоченные прокуроры должны уделять законности проведения таких ОРМ, как проверочная закупка и контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен. Указанные ОРМ проводятся на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. При проверке законности осуществления проверочной закупки и контролируемой поставки уполномоченный прокурор должен установить наличие:

рапорта оперативного сотрудника о необходимости проведения ОРМ;

постановления о проведении ОРМ;

заявление лиц, оказывающих содействие ОРО, о добровольности участия в ОРМ;

документов согласования с таможенными органами перемещения веществ и предметов;

акта о результатах проведения ОРМ;

сводки или рапорта сотрудников оперативно-технических и поисковых подразделений, принимавших участие в ОРМ;

иных документов (справки, объяснения граждан, агентурные сообщения и записки, доверенности и прочие нотариально заверенные документы, приходно-расходные документы, аудио- и видеозаписи, кино- и фотоматериалы и т. д.), подтверждающих совершение разрабатываемым лицом преступных действий, а также установленный порядок хранения приобретенных (изъятых) предметов, веществ и продукции.

Все эти документы должны быть проанализированы прокурором с точки зрения их законности и обоснованности. Кроме того, при проведении проверки прокурор должен уделить внимание вопросам использования технических и иных средств при осуществлении ОРМ.

При оценке законности проведения проверочной закупки уполномоченный прокурор должен обязательно проверить правомерность действий оперативных сотрудников и установить, что ими не были допущены провокационные действия. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» (ч. 8 ст. 5) запрещает ОРО фальсифицировать результаты ОРД и провоцировать граждан при проведении ОРМ. Под провокацией понимаются действия оперативных сотрудников и лиц, действующих по их поручению, которые подстрекают, склоняют, побуждают в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий. Проводимое в отношении гражданина ОРМ должно призна­ваться совершенным правомерно в том случае, когда собранные надлежащим образом материалы свидетельствуют о наличии у лица умысла на совершение преступления, сформировавшегося вне зави­симости от деятельности оперативных сотрудников, а также о проведении гражданином всех подготовительных действий, необходимых для ре­ализации противоправного деяния. При проведении проверочной закупки инициатива на совершение преступления должна исходить только от объекта ОРМ, а не от должностных лиц оперативного подразделения органа, осуществляющего ОРД. В противном случае побуждение к преступным действиям или вовлечение лица в совершение преступления с целью его даль­нейшего разоблачения, если у такого лица отсутствовал умысел на совершение данного конкретного преступления, могут быть призна­ны провокацией преступления.

Понятие и классификация учетов, используемых в оперативно-розыскной деятельности. Научные основы учетов.

Добывание сведений (информации), касающихся преступного деяния, в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий возможно лишь по судебному решению и при наличии соответствующей информации (ч. 2 ст. 8 ФЗ об ОРД). В этих целях используются различные средства, позволяющие повысить эффективность мер по предупреждению, выявлению и раскрытию преступлений.

Под термином «средство» понимается «орудие (предмет, совокупность приспособлений) для осуществления какой-нибудь деятельности».

В ОРД в качестве специальных средств используются оперативный учет, оперативная техника, служебные собаки и иные средства1В литературе в группе «средства ОРД» выделяют средства финансового, материально-технического и силового обеспечения, которые подразделяются в зависимости от решаемых задач ОРД в соответствии с ч. 3 ст. 6 ФЗ об ОРД не должны угрожать жизни и наносить ущерб здоровью людей, а также причинять вред окружающей среде.

Важнейшим средством, используемым в целях борьбы с преступностью, является учет, который позволяет осуществлять сбор, хранение и систематизацию оперативной информации и выполняет задачу информационного обеспечения ОРД, повышающего эффективность данного вида деятельности.

Оперативные учеты — это регламентируемая нормативными актами система сбора, регистрации, сосредоточения и хранения данных о лицах, событиях и предметах по их признакам, предназначенная для информационного обеспечения ОРД.

Значение оперативных учетов заключается в том, что концентрируемая в них информация способствует:

своевременной организации наблюдения за лицами, представляющими оперативный интерес;

выявлению лиц, замышляющих, подготавливающих или уже совершивших преступления, и проведению в отношении этих лиц соответствующих ОРМ в целях предупреждения и раскрытия преступлений;

наиболее эффективному розыску скрывшихся преступников и лиц, без вести пропавших;

обнаружению похищенных вещей и предметов;

координации мероприятий по выявлению лиц, представляющих интерес для ОВД;

подбору конфиденциальных сотрудников для оперативных подразделений.

Основными требованиями, предъявляемыми к оперативным учетам, являются:

централизация, т.е. сосредоточение сведений, необходимых для решения задач борьбы с преступностью, в централизованных структурах — Главном информационном центре (ГИАЦ МВД России), Информационном центре (ИЦ МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ);

полнота — предоставление исчерпывающих сведений в регистрационной документации, в том числе в унифицированной форме, пригодной для последующей автоматизированной обработки:


своевременность, состоящая в постановке на учет в сроки, указанные в подзаконных нормативных актах (приказах, инструкциях, наставлениях);

целевой характер, заключающийся в использовании учетов для решения задач оперативно-розыскной деятельности;

правомерность постановки на учет, т.е. осуществление сбора, регистрации и хранения только объектов, закрепленных в подзаконных нормативных правовых актах;

конспиративность, обусловленная тем, что большая часть сведений, содержащихся в информационном массиве, является секретной.

Централизованные учеты функционируют в интересах МВД России, органов прокуратуры, ФНЕ России, ФМС России, Государственной фельдъегерской службы России, а также государств участников СНГ.

На федеральном и региональном уровнях существует единая информационная система, позволяющая интегрировать по всей стране от 10 до 14 различных криминалистических и розыскных учетов, доступ к которым имеется во всех ОВД.

Учеты ОВД формируются на прочной правовой основе, которую составляют следующие законодательные акты: Конституция РФ (ст. 23, 24); Закон о полиции (п. 32, 33 ч. 1 ст. 13); Закон об ОРД (ч. 8 ст. 5, ч. 1 ст. 10); Федеральный закон «О персональных данных»; Закон РФ «О государственной тайне»; Федеральный закон от 25 июня 1998 г. № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» и др.

Конституция РФ (ст. 24) запрещает сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия. Однако в соответствии с п. 7 определения Конституционного Суда РФ от 14 июля 1998 г. № 86-0 преступное деяние не относится к частной жизни лица и соответственно указанные сведения, необходимые для обеспечения оперативно-розыскной функции, не могут рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан. Вместе с тем должностным лицам, осуществляющим ОРД, запрещено разглашать указанные сведения без согласия граждан (ч. 8 ст. 5 Закона об ОРД).


Оперативно-розыскное законодательство (ч. 1 ст. 10 Закона об ОРД) закрепляет возможность оперативно-розыскных органов для решения стоящих перед ними задач создавать и использовать информационные системы. Под информационной системой персональных данных понимается информационная система, которая представляет собой совокупность персональных данных, содержащихся в базе данных, а также информационных технологий и технических средств, позволяющих осуществлять обработку таких данных с использованием средств автоматизации или без использования таких средств (п. 8 ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О персональных данных»).

Полиция при осуществлении своей деятельности имеет право использовать информационные системы; вести видеобанки и видеотеки лиц, проходивших (проходящих) по делам и материалам проверок полиции, формировать, вести и использовать банки данных оперативно-справочной, криминалистической, экспертно- криминалистической, розыскной и иной информации о лицах, предметах и фактах (п. 33 Закона о полиции).

Существенное значение для правового регулирования данного вида деятельности имеют подзаконные нормативные акты МВД России и других ведомств, в которых детализируются положения федеральных законов.

Объекты учета. Виды учетов, используемых в оперативно-розыскной деятельности (оперативно-розыскные, криминалистические, профилактические, административные, централизованные, местные, автоматизированные, ручного обращения).

Статья 10 ФЗ об ОРД, Комментарий к статье.

Для информационного обеспечения оперативно — розыскной деятельности органы внутренних дел создают и используют различные оперативные учеты — массивы сведений, собираемых и систематизируемых в автоматизированных банках данных, автоматизированных информационно — поисковых системах, картотеках, фототеках, коллекциях и следотеках, в основе которых лежат точные сведения о разнообразных объектах, попадающих в сферу ОРД. Оперативные учеты создаются исходя из практической потребности правоохранительных органов для получения при обращении к этим учетам такого рода информации, которая помогала бы в раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений, розыске преступников, установлении личности неизвестных граждан и неопознанных трупов, принадлежности имущества.

Объекты оперативных учетов условно подразделяются на три группы: лица; факты, события; предметы, вещи.

В основе каждой группы лежат определенные признаки объекта, позволяющие его идентифицировать.

Основными объектами первой группы, подлежащими оперативному учету, являются лица: от которых можно ожидать совершения преступлений; замышляющие, подготавливающие либо совершившие преступления; скрывшиеся от следствия и суда, совершившие побег из мест лишения свободы; пропавшие без вести. В эту группу входят также приметы неустановленных лиц, подозреваемых в совершении преступлений; неопознанные трупы; лица, доставленные в медицинские учреждения, личность которых не установлена; дети, которые не могут сообщить свои данные; граждане, осуществляющие конфиденциальное содействие органам внутренних дел.

Основные объекты второй группы — зарегистрированные преступления, как раскрытые, так и нераскрытые, информация, поступившая от конфиденциальных источников.

Третью группу объектов информационных систем составляют: орудия совершенных преступлений; автотранспортные средства; огнестрельное оружие, находящееся в пользовании граждан и организаций, а также похищенное; разыскиваемые предметы, документы и вещи, служившие предметом преступных посягательств, а также обнаруженные и изъятые, принадлежность которых не установлена.

Организация, порядок ведения и использования информационных систем в органах внутренних дел регламентируются ведомственными нормативным актами МВД РФ.

Виды учёта:

1. Оперативно-розыскной. Это регламентируемая нормативными актами система сбора, регистрации, сосредоточения и хранения данных о лицах, событиях и предметах по их признакам, предназначенная для информационного обеспечения ОРД. Значение оперативных учетов заключается в том, что концентрируемая в них информация способствует:

своевременной организации наблюдения за лицами, представляющими оперативный интерес; выявлению лиц, замышляющих, подготавливающих или уже совершивших преступления, и проведению в отношении этих лиц соответствующих ОРМ в целях предупреждения и раскрытия преступлений; наиболее эффективному розыску скрывшихся преступников и лиц, без вести пропавших; обнаружению похищенных вещей и предметов; координации мероприятий по выявлению лиц, представляющих интерес для ОВД; подбору конфиденциальных сотрудников для оперативных подразделений.

2. Криминалистический. В рамках криминалистических учетов, кᴏᴛᴏᴩые ведутся в ОВД, накапливается, обрабатывается и используется информация, характеризующая: способы совершения преступлений; лиц, пропавших без вести; неопознанные трупы граждан; похищенное, утерянное и добровольно сданное огнестрельное оружие; пули, гильзы со следами оружия, найденные на месте преступления; следы пальцев рук, ног и др.; следы орудий взлома, примененных на месте происшествия; документы (например, поддельные денежные знаки и т. д.); нераскрытые преступления.

Существуют следующие формы криминалистических учетов:

· картотеки;

· коллекции;

· альбомы;

· списки;

· АИПС (автоматические информационно-поисковые системы);

· АСДИ (автоматические системы дактилоскопической идентификации).

3. Профилактический. Ведётся службой участковых инспекторов, паспортно-визовой службой, подразделениями лицензионно-разрешительной системы и др.

Объектами профилактического учета являются лица, от которых, судя по их противоправному поведению, можно ожидать совершения правонарушений (освобожденные из мест лишения свободы, особо опасные рецидивисты и др.).

4. Административный. Ведётся службой участковых инспекторов, паспортно-визовой службой, подразделениями лицензионно-разрешительной системы и др.

Объектами административного учета являются лица, совершившие административные правонарушения в соответствии с КоАП РФ, лица, зарегистрированные в паспортно-визовых службах, а также огнестрельное и холодное оружие, находящееся в пользовании граждан и организаций, полиграфическое оборудование и др.

5. Централизованный. Предназначен для оперативного информационного обслуживания раскрытия и расследования, а также предупреждения особо опасных, в том числе серийных межрегиональных и региональных, преступлений.

6. Местный. На местном уровне (в отделах полиции, ОМВД, УМВД России по району, городу субъекта Федерации) ведутся:

1. Картотеки:

— лиц, проходящих по делам оперативного учета;

— разыскиваемых лиц;

— лиц, событий и предметов, проходящих по материалам оперативной проверки, сведения, полученные от лиц, оказывающих содействие и негласное сотрудничество.

2. Фото-, видеотеки: на всех лиц, представляющих оперативный интерес.

3. Дела оперативно-розыскного производства (виды дел определяются ведомственным нормативным актом ограниченного доступа).

4. Журналы учета:

— лиц, оказывающих негласное содействие ОВД;

— информации, поступающей от лиц, оказывающих содействие и негласное сотрудничество ОВД;

— дела оперативного учета и накопительно-наблюдательного производства.

7. Автоматизированный. Ручного обращения. Учеты органов внутренних дел в зависимости от способа обработки информации подразделяются на три вида: ручные, механизированные, автоматизированные. Автоматизированные учеты состоят из ряда автоматизированных информационно-поисковых систем (АИПС). Накопление и обработка криминальной информации с помощью АИПС осуществляется в региональных банках криминальной информации (РБКИ). Автоматизированные информационно-поисковые системы (АИПС) используются для выполнения основных ункций органов внутренних дел. Их особенность заключается в накоплении и постоянном корректировании больших массивов информации о лицах, фактах и предметах, представляющих оперативный интерес. АИПС работают преимущественно по принципу «запрос – ответ», поэтому обработка информации в них связана в основном не с преобразованием первичных данных, а с их поиском. Автоматизированные информационно – поисковые системы принято подразделять на документальные и фактографические. Такое деление основано на различии объектов поиска. В документальных — объектами поиска являются документы, их копии или библиографическое описание. В фактографических – искомыми объектами могут быть записи, характеризующие конкретные факты или явления. В системе органов внутренних дел АИПС решают задачи сбора, хранения, поиска и выдачи оперативно-розыскной и справочной информации.

Понятие оперативно-розыскные мероприятия, их виды и классификация. (ст. 6 ФЗ об ОРД)

Понятие дела оперативного учета

Одной из форм организации ОРД является дело оперативного учета (далее — ДОУ).

Под делом оперативного учета понимается предусмотренное Закона об ОРД место (или форма) системного сосредоточения (концентрации) и соответствующего оформления собираемых материалов оперативнослужебного документирования (иными словами — совокупности документов, комплектуемых «в одной папке» в отношении данного случая) в целях анализа отраженных в них фактических данных (оперативных доказательств), проверки и оценки результатов ОРД, а также принятия на этой основе соответствующих решений должностными лицами оперативно-розыскного органа.

Законодатель, исходя из ч. 2 ст. 10 Закона об ОРД, связывает факт заведения ДОУ непосредственно с проведением ОРМ (одни и те же основания для заведения ДОУ и проведения ОРМ). Однако в ситуациях, когда необходима значительная подготовка к проведению ОРМ, она (эта подготовка) проводится в рамках заведенного ДОУ (например, ОРМ «Оперативное внедрение»). Заведение ДОУ свидетельствует о начале оперативно-розыскного процесса (собственно уголовно-сыскной работы) и о переходе опе2

ДОУ может быть заведено только при наличии юридических и фактических оснований. В качестве первых следует рассматривать основания, предусмотренные п. 1—6 ч. 1 ст. 7 Закона об ОРД. К ним относятся:

  • а) наличие возбужденного уголовного дела;
  • б) ставшие известными оперативно-розыскным органам сведения о: 1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного деяния, а также о лицах его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; 2) событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности России; 3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия или суда или уклоняющихся от уголовного наказания; 4) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов;
  • в) поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания, дознавателя или определения суда но уголовным делам, находящимся в их производстве;
  • г) запросы других оперативно-розыскных органов, осуществляющих ОРД, по основаниям, указанным в ст. 7 Закона об ОРД;
  • д) постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном российским законодательством;
  • е) запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ.

В нормативных актах оперативно-розыскных органов возможна конкретизация оснований для заведения ДОУ, исходя из специфики работы. Фактические основания образуют имеющиеся в распоряжении оперативно-розыскного органа сведения об указанных выше обстоятельствах.

Заведение ДОУ связано с вынесением постановления соответствующим должностным лицом с последующим обязательным утверждением руководителем оперативно-розыскного органа. Информация о лицах, в отношении коих заведены ДОУ, попадает в специальный банк данных (п. 17 ч. 3 ст. 17 Федерального закона «О полиции»).

ДОУ при его заведении присваивается название в соответствии с применяемой оперативно-розыскным органом классификацией ДОУ, разрабатываемой с учетом признаков конкретных составов преступлений, проверка обстоятельств вероятного совершения которых относится к оперативнорозыскной подведомственности соответствующего оперативно-розыскного органа. Данный обязательный реквизит ДОУ фиксируется в постановлении о заведении ДОУ, причем его условное название и выбранная классификация или окраска ДОУ (т.е. так называемый «состав вероятно совершенного преступления») должна текстуально соответствовать заголовку конкретной статьи Особенной части УК РФ. Например: «присвоить делу оперативной проверки “Гимназист” окраску (классификацию) “Заведомо ложное сообщение об акте терроризма”». Если в ходе работы по ДОУ будет получена информация, влияющая на изменение классификации, то окраска ДОУ может быть изменена, о чем выносится соответствующее постановление.

Решения, принимаемые но материалам ДОУ, оформляются в виде постановлений: о заведении ДОУ; о его продлении; о прекращении. Постановление может быть вынесено и в других случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами.

Решение о прекращении ДОУ принимается руководителем оперативно- розыскного органа в связи с наличием на то достаточных оснований. Часть 4 ст. 10 Закона об ОРД предусматривает два вида оснований: 1) решение конкретных задач ОРД, предусмотренных ст. 2 Закона об ОРД; 2) установление обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности решения этих задач. По второму основанию ДОУ подлежит прекращению при получении достоверной информации о неподтверждении сведений, на основании которых было заведено ДОУ; декриминализации деяния, в связи с вероятным совершением которого на лицо было заведено ДОУ; акта амнистии, если он устраняет применение наказания за преступление, совершенное лицом, в отношении которого было заведено ДОУ; истечения срока давности привлечения к уголовной ответственности; постоянном длительном пребывании фигуранта в состоянии и условиях, которые исключают возможность совершения преступления (например, тяжелая болезнь); смерти изучаемого в ОРД лица. В случае прекращения ДОУ выносится постановление о прекращении ДОУ, которое утверждается руководителем, управомочпым санкционировать заведение ДОУ.

Согласно ч. 7 ст. 5 Закона об ОРД ДОУ подлежат хранению в течение года на лиц, виновность которых в совершении преступления не доказана, в установленном законом порядке, а затем уничтожаются. При уничтожении материалов ДОУ самые существенные сведения в них содержащееся, которые могут стать объектом учета, переносятся в соответствующие информационные системы. Так, в подразделениях оперативно-розыскной информации системы органов МВД России функционирует автоматизированная база интегрированной оперативно-розыскной информации (АБИОРИ), в которой накапливается информация, имеющаяся в ДОУ.

Перечень ДОУ и порядок их ведения определяются нормативными правовыми актами органов, осуществляющих ОРД (ч. 5 ст. 10 Закона об ОРД). Перечень ДОУ формируют в зависимости от решаемых задач, полномочий и специфики деятельности оперативно-розыскных органов. В связи с этим различают: дело оперативной проверки (предварительной оперативной проверки); ДОУ на разрабатываемое лицо; ДОУ на лицо, находящееся в розыске, заведенное по факту совершения преступления; розыскное дело, заведенное по факту безвестного исчезновения лица; и др.

Дело оперативной проверки — вид ДОУ, где системно концентрируются материалы оперативно-служебного документирования в отношении проверяемого лица — субъекта, в действиях (бездействии) которого имеется требующая проверки оперативная информация о вероятном совершении им преступления. Дело оперативной разработки — вид ДОУ, где системно концентрируются материалы оперативно-служебного документирования в отношении разрабатываемого лица — субъекта, обоснованно заподозренного в совершении преступления (см. параграф 2.16 настоящего учебника). В ходе оперативной разработки осуществляется негласное и непроцессуальное расследование, своего рода раскрытие преступления только негласным и непроцессуальным путем. Дела оперативной разработки классифицируют в соответствии с признаками конкретного состава преступления, в совершении которого подозревают разрабатываемого. Итак, «особенностью заведения дел оперативной разработки, в отличии отдел оперативной проверки, является наличие только проверенных данных о совершенном преступлении, а также о лицах, подготавливающих (если в подготовительных действиях усматриваются признаки преступления), совершающих или совершивших преступления. Важным этапом дел оперативной разработки, которые заводятся но фактам конкретных преступлений или на конкретных лиц, совершивших (совершающих) преступления, является, как правило, возбуждение уголовного дела».

Факт заведения дел оперативной проверки и оперативной разработки в ОРД не является основанием для ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина (ч. 3 ст. 10 Закона об ОРД). В связи с этим кратко обозначим права и обязанности лиц, изучаемых в ОРД, к коим относят проверяемых и разрабатываемых лиц.

К правам лиц, изучаемым в ОРД, относят право: а) на получение информации (истребовать сведения от оперативно-розыскного органа (ч. 4 ст. 5 Закона об ОРД); свободно искать и получать информацию законным способом (ч. 4 ст. 29 Конституции РФ)); б) на обжалование отказа в предоставлении информации (ч. 4 ст. 5 Закона об ОРД), действий оперативнорозыскного органа (ч. 3 ст. 5 Закона об ОРД), иных незаконных действий и решений оперативно-розыскного органа; в) освобождение от уголовной ответственности (за деятельное раскаяние (ст. 75 УК РФ и ч. 4 ст. 18 Закона об ОРД), за добровольный отказ от совершения преступления (ст. 31 УК РФ)); г) на допуск адвоката при осуществлении гласного ОРМ в отношении изучаемого в ОРД лица (Определение Конституционного Суда РФ от 9 июня 2005 г. № 327-0). Перечисленным правам названных лиц соответствуют их обязанности, а именно: а) соблюдать порядок истребования от оперативно-розыскного органа сведений (ч. 4 ст. 5 Закона об ОРД); б) соблюдать требования Конституции РФ (ч. 4 ст. 29) о законном способе поиска и получения информации; в) добросовестно использовать право на добровольный отказ от совершения преступления или на деятельное раскаяние, т.е. выполнять соответствующие условия уголовного закона;

г) соблюдать порядок обжалования, предусмотренный федеральным законом; д) добровольно претерпевать законное вторжение оперативно-розыскного органа в частную жизнь (для проверяемых лиц согласно ч. 2 ст. 7 Закона об ОРД).

  • Оперативное доказательство (или сыскное доказательство, или оперативно-розыскноедоказательство, или уголовно-розыскное доказательство) — это сведения о фактах, полученные в порядке, установленном Закона об ОРД и иными нормативными правовыми актами,оперативно-розыскными органами, посредством которых оперативник устанавливает обстоятельства, имеющие значение для ДОУ или принятия соответствующего решения в уголовно-розыскной деятельности.
  • Под оперативно-значимой информацией понимаются сведения, полученные в установленном законом порядке, для достижения задач ОРД.
  • Под стадиями оперативно-розыскного процесса (по А. Ю. Шумилову) понимается объективный порядок, совокупность обязательных оперативно-розыскных процедур, реализуемых специально уполномоченными субъектами, в ходе решения задач ОРД (подробнее см.параграф 16.2 настоящего учебника).
  • Алферов В. 10. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности : учеб, пособие.3-е изд., испр. и доп. / В. Ю. Алферов, А. И. Гришин, Н. И. Ильин. Саратов, 2016. С. 115.

38. ДЕЛО ОПЕРАТИВНОГО УЧЕТА В ОРД

Дело оперативного учета – совокупность документов, относящихся к одному вопросу и помещенных в отдельную обложку, накапливаемых в процессе осуществления ОРД в целях собирания и систематизации сведений, проверки и оценки результатов ОРД, а также принятия на их основе соответствующих решений органами, осуществляющими данную деятельность.

Порядок заведения, ведения и прекращения дела оперативного учета

Дела оперативного учета заводятся при наличии оснований для их проведения и для решения задач, возложенных на них Законом об ОРД. Конкретный порядок ведения дел оперативного учета и их перечень определяются нормативными актами органов, осуществляющих ОРД (приказами соответствующих федеральных органов исполнительной власти).

О заведении дела оперативного учета оперативный сотрудник выносит соответствующее постановление, которое утверждается руководителем оперативно-розыскного органа.

Факт заведения дела оперативного учета не является основанием для ограничения конституционных прав и свобод, а также законных интересов человека и гражданина: для проведения соответствующих мероприятий все равно необходимо получать санкцию судьи.

После вынесения постановления о заведении дела оперативный сотрудник составляет план проведения мероприятий. В дальнейшем по результатам проведения этих ОРМ оформляются соответствующие документы, которые и подлежат внесению в дело и хранятся в нем в соответствии со специальной описью (описью документов, находящихся в деле).

Дело заводится на определенный срок; по истечении срока оперативный сотрудник выносит постановление о его продлении или прекращении, которое утверждается руководителем оперативно-розыскного органа.

Постановление о прекращении дела выносится в случаях, предусмотренных законом: в случаях решения конкретных задач ОРД, а также установления обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности решения этих задач.

Полученные в результате проведения ОРМ материалы в отношении лиц, виновность которых в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, хранятся один год, а затем уничтожаются, если служебные интересы или правосудие не требуют иного.

Фонограммы и другие материалы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров лиц, в отношении которых не было возбуждено уголовное дело, уничтожаются в течение шести месяцев с момента прекращения прослушивания, о чем составляется соответствующий протокол. За три месяца до дня уничтожения материалов, отражающих результаты ОРМ, проведенных на основании судебного решения, об этом уведомляется соответствующий судья.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *