Общественное достояние в авторском праве

Общественное достояние в авторском праве

Так уж сложилось, что чаще всего в наших информационных статьях мы пугаем и рассказываем о разных запретах, строгих правилах и последствиях, если им не следовать. Но в этот раз все не так (почти).

Есть на свете огромное количество музыки, картин и книг, с которыми вы можете делать почти что все. И это произведения, которые относятся к категории общественного состояния (public domain). В эту категорию попадают и изобретения, на которые истек срок патента.
Если кратко, то правила перехода в общественное достояние такие:

  • автор жив-здоров и сам сделал свою работу доступной для использования в любых целях (коммерческих, личных и пр.)
  • автор умер и после его смерти прошло уже 70 лет.

Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. При этом по-прежнему должны соблюдаться неимущественные авторские права: право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора. То есть вы можете поместить на обложку своей книги «Мону Лизу» Да Винчи, но вот сказать, что вы ее написали — нет.
Есть несколько интересных нюансов, например, авторское право в США определяет любые произведения, опубликованные до 1 января 1923 на территории страны как общественное достояние. Очень удобно. Еще в Соединенных Штатах не попадют под защиту авторским правом репродукции двухмерных объектов искусства (картины, фото и пр.). Исключением будут случаи, если в репродукцию было внесено творческое изменение. Например, вы можете сделать фотографию «Моны Лизы» Да Винчи, но ваша фотография будет таким же общественным достоянием, как и сама картина. Но вот если вы сделаете художественную обработку репродукции, добавите ретушь, какие элементы, то тогда ваше творение может считаться самостоятельным произведением.

Если вы сделаете такое фото Венеры Ботичелли (слева), то прав на него вы не получите. А если вы внесете в фото что-то свое, какой-то художественный вклад, то тогда авторское право будет действовать. Справа Венера Ботичелли, но в исполнении Энди Уорхола.
Но тут однозначной устоявшейся позиции нет, поэтому с чужими фотографиями картин надо тоже быть аккуратно.
В странах Евросоюза срок действия авторского права — 70 лет после смерти автора. Раньше почти во всех странах срок составлял 50 лет, но Германию уговорить не удалось, так что все остальные тоже увеличили. И здесь тоже есть интересные примеры. Во Франции сохранились особые условия для авторов, имеющих прямое указание в свидетельстве о смерти, что они «умерли за Францию». Музыка, написанная таким автором, переходит в общественное достояние через сто лет после публикации. Если музыкальное произведение было опубликовано во время Первой мировой войны, то срок охраны составит 114 лет и 272 дня, во время Второй мировой войны — 108 лет 120 дней. Но все музыка. Для других произведений искусства срок охраны однозначно не определён. Среди авторов, которые подпадают под действие этих поправок, — Антуан де Сент-Экзюпери, Гийом Аполлинер и Шарль Пеги.
В России произведение становится достоянием общественности через 70 лет после смерти автора. Если он работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то срок охраны авторских прав увеличивается на 4 года (то есть становится 74 года с года смерти автора). Если автор был посмертно реабилитирован после репрессий, то срок охраны прав начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации, и составляет также 70 лет. Есть ситуации, когда произведение является общественным достоянием в США, но не является таковым по законам России. В 2009 году, к примеру, если произведение создано в России (СССР) до 1923 года, а его автор умер после 1949 года.

Помимо неимущественных прав автора (действующих бессрочно), важно помнить о так называемом «музейном праве». Это принадлежащее музею, за которым закреплены музейные предметы и коллекции, право их первой публикации, а также право разрешать или запрещать производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием изображений музейных предметов и коллекций, зданий музеев, объектов, расположенных на территориях музеев. Например, Эрмитаж может запретить использование картины, находящейся в его фондах, в качестве иллюстрации на обложке книги, несмотря на то, что картина находится в общественном достоянии. Поэтому перед использованием произведений, включённых в музейный фонд РФ, необходимо получить разрешение от дирекции соответствующего музея.
Произведения, которые стали общественным достоянием, можно печатать и распространять без приобретения лицензии или другого разрешения. То есть вы можете заказать себе печать любой книги Пушкина, поместить на обложку вашей книги классическую картину или использовать классическую музыку в своих роликах на Youtube. Пользование общественным достоянием позволяет забыть о страхе быть пойманным на нарушении чьих-то авторских прав.
Полезные ссылки:

  • Проект Gutenberg — 57 000 электронных книг в свободном доступе (на английском)
  • Красивая галерея с разными произведениями общественного достояния https://publicdomainreview.org/
  • Музыка https://musopen.org/

Переходите в редактор и начните писать книгу прямо сейчас или загружайте готовую рукопись, чтобы опубликовать ее в нашем каталоге!

1. После прекращения действия исключительного права произведение науки, литературы или искусства, как обнародованное, так и необнародованное, переходит в общественное достояние.

2. Произведение, перешедшее в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.

3. Перешедшее в общественное достояние необнародованное произведение может быть обнародовано любым лицом, если только обнародование произведения не противоречит воле автора, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном).

Права гражданина, который правомерно обнародовал такое произведение, определяются в соответствии с главой 71 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 1282 ГК РФ

1. В комментируемой статье определен правовой режим произведений, ставших общественным достоянием, т.е. утративших правовую охрану в силу истечения срока действия исключительного права на произведения. О сроках действия авторского права см. комментарий к ст. 1281 ГК РФ.

Положения комментируемой статьи корреспондируют с п. 1 ст. 9 Соглашения ТРИПС, п. 1, 2 ст. 18 Бернской конвенции, согласно которым «(1) Настоящая Конвенция применяется ко всем произведениям, которые к моменту ее вступления в силу не стали еще общественным достоянием в стране происхождения вследствие истечения срока охраны. (2) Однако если вследствие истечения ранее предоставленного произведению срока охраны оно стало уже общественным достоянием в стране, в которой истребуется охрана, то охрана этого произведения не возобновляется».

Эти положения предусматривают возможность предоставления «ретроактивной охраны» произведениям — предоставления охраны с обратной силой. Иначе говоря, Бернская конвенция распространяет свое действие на все произведения, в отношении которых в стране происхождения не истек срок действия авторского права, т.е. подлежат охране и те произведения, которые впервые были опубликованы до момента присоединения к Конвенции. При присоединении к Бернской конвенции Российской Федерацией была сделана оговорка, что действие Бернской конвенции не распространяется на произведения, которые на дату вступления этой Конвенции в силу для Российской Федерации уже являются на ее территории общественным достоянием (п. 2 Постановления Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1224 «О присоединении Российской Федерации к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 года, Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 года и дополнительным Протоколам 1 и 2, Конвенции 1971 года об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм» ).

———————————
Собрание законодательства РФ. 1994. N 29. Ст. 3046.

2. В отличие от ГК РСФСР 1964 г. (ст. 502) часть четвертая ГК РФ не предусматривает возможность объявления произведения, в отношении которого истек срок охраны, достоянием государства и особых условиях его использования, в ней также отсутствуют положения о возможности установления Правительством РФ случаев выплаты специальных отчислений за использование на территории РФ произведений, перешедших в общественное достояние, что вполне оправданно, поскольку данная норма фактически не действовала.

3. Исключительное право на произведение, срок действия которого не истек, но у которого нет наследников как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (ст. 1117 ГК), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (ст. 1158 ГК РФ) (выморочное имущество), прекращается и произведение переходит в общественное достояние (см. комментарий к ст. 1283 ГК), т.е. исключительное право по наследству к государству не переходит, а само произведение становится объектом общественного достояния.

Новеллой комментируемой статьи является положение об обнародовании произведения, перешедшего в общественное достояние. О понятии обнародования произведения см. комментарий к ст. 1268 ГК РФ. Запрет на обнародование произведения может быть сделан только автором лично и может содержаться в любых письменных источниках, некоторые из которых названы в п. 3 статьи. К другим источникам могут быть отнесены отметки на рукописи, договоры и др. Гражданин, который правомерно обнародовал или организовал обнародование произведения, перешедшего в общественное достояние, является публикатором и приобретает смежные права, предусмотренные гл. 71 ГК РФ (см. комментарии к ст. 1338, 1339).

Для перехода произведения в общественное достояние не требуется каких-либо формальностей, принятия специальных актов государственных органов или актов нотариуса. Однако проблемы, связанные с точным определением правообладателей либо факта неохраняемости произведения в силу отсутствия наследника, в правоприменительной практике существуют, а механизм их единообразного решения пока не выработан. В отношении произведений кинематографии Федеральным агентством по культуре и кинематографии составлен список фильмов, перешедших в общественное достояние.

Авторские права и общественное достояние

Объекты авторских прав

Перечень объектов авторских прав приведён в п. 1 ст. 1259 Гражданского Кодекса РФ.

Согласно ему, объектами авторских прав являются:
литературные произведения;
драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
хореографические произведения и пантомимы;
музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения;
произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
программы для ЭВМ (охраняемые как литературные произведения);
другие произведения.

Исключительное право представляет собой право использовать любым способом и распоряжаться результатом интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, предоставлять право использования такого объекта, разрешать или запрещать другим его использование (п. 1 ст. 1229 ГК РФ).

По окончании охраны указанного права произведение становится достоянием общества.

Переход в общественное достояние

ГК РФ Статья 1282. Переход произведения в общественное достояние
1. После прекращения действия исключительного права произведение науки, литературы или искусства, как обнародованное, так и необнародованное, переходит в общественное достояние.
(в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Произведение, перешедшее в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.
3. Перешедшее в общественное достояние необнародованное произведение может быть обнародовано любым лицом, если только обнародование произведения не противоречит воле автора, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном).

Как изменялся срок защиты исключительного права в РФ

До 1973 года он составлял период жизни автора плюс 15 лет.
В 1973–1974 годах по причине присоединения СССР к Женевской конвенции об авторском праве он был продлен до 25 лет.
В 1991 году срок подвергся увеличению и стал равняться 50 годам, в связи с намерением РФ присоединиться к Бернской конвенции, направленной на охрану произведений литературы и искусства (1886). Акт продолжает действовать — и в качестве минимального для стран-участниц закрепляет именно указанный срок действия авторского права.

Всегда продлевались только еще не истекшие сроки, а прекращенные не восстанавливались.

В 1993 году стал действовать Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 09.07.1993 № 5351-I, которым 50-летний срок сохранен, но изменен алгоритм его исчисления.
Так, согласно этому закону охрана предоставляется всем произведениям, в отношении которых срок не истек к 01.01.1993. То есть фактически была восстановлена охрана творческих результатов лиц, умерших после 31.12.1942.

В 2004 году был установлен наибольший срок охраны исключительного права — период жизни и 70 лет после смерти автора.
Он соответствует европейским стандартам и был введен в связи с подписанием соглашения о сотрудничестве с ЕС в 1994 году.

Принципы исчисления 70-летнего срока были разъяснены ВАС и ВС РФ в п. 3 постановления пленума от 26.03.2009 № 5/29: если 50-летний срок защиты права завершился в период с 31.12.1992 по 26.07.2004 (дата начала действия закона, продлившего его до 70 лет), в связи с чем произведение стало общественным достоянием, с 01.01.2008 охрана возобновляется.

В постановлении 9-го ААС от 18.09.2012 по делу № А40-153857/2009 судом рассматривался вопрос о необходимости получения согласия наследников на издание произведения, создатель которого умер в 1946 году. Издательство полагало, что защита права истекла в 1996 году, однако суд признал весь тираж, вышедший после 01.01.2008, контрафактным по причине возобновления защиты.

Специальные сроки защиты отдельных категорий произведений

Специфическим образом исчисляется срок исключительного права в частных ситуациях (ст. 1281 ГК РФ):

  • Если объект прав был создан соавторами, тогда 70 лет отсчитываются от даты кончины соавтора, умершего позднее.
  • Если произведение обнародовалось в 1-й раз после смерти, но не позднее 70 лет с кончины автора, используется 70-летний срок действия с момента обнародования.
  • Если работа автора пришлась на период войны 1941–1945 годов, срок действия увеличивается на 4 года.
  • Если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то срок охраны авторских прав увеличивается на 4 года (то есть становится 74 года с года смерти автора).
  • Если автор был посмертно реабилитирован после репрессий, то срок охраны прав начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации, и составляет также 70 лет.

Все эти правила не применяются в случае, если пятидесятилетний срок действия авторского права или смежных прав истёк к 1 января 1993 года.

Кратко о случаях перехода литературных произведений в общественное достояние.

Литературное произведение переходит в ОД при соблюдении следующих условий:

1. Со смерти автора прошло более 70 лет
2. Если впервые произведение было опубликовано после смерти автора, то через 70 лет после первой публикации данного произведения.
3. Если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то срок охраны авторских прав увеличивается на 4 года (то есть становится 74 года с года смерти автора).
4. Если автор был посмертно реабилитирован после репрессий, то срок охраны прав начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации, и составляет также 70 лет.
5. Все вышеперечисленное относится и к книгам, переведенным с других языков, но применительно к личности не автора произведения, а переводчика. То есть перевод переходит в ОД через 70 лет после даты смерти переводчика.

Все эти правила не применяются в случае, если пятидесятилетний срок действия авторского права или смежных прав истёк к 1 января 1993 года.

5. Произведение имеет лицензию Creative Commons
6. Все произведения, обнародованные до 1917 года, находятся в общественном достоянии, даже если их автор умер позже.

Произведения, на которые не распространяется авторское право:

1. Произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов.
2. Официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы.

Статья 1282 ГК РФ. Переход произведения в общественное достояние

1. После прекращения действия исключительного права произведение науки, литературы или искусства, как обнародованное, так и необнародованное, переходит в общественное достояние.

2. Произведение, перешедшее в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.

3. Перешедшее в общественное достояние необнародованное произведение может быть обнародовано любым лицом, если только обнародование произведения не противоречит воле автора, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном).

Права гражданина, который правомерно обнародовал такое произведение, определяются в соответствии с главой 71 настоящего Кодекса.

См. все связанные документы >>>

1. Общественное достояние — это особый правовой режим, распространяемый на произведения, исключительное право на которые не действует из-за истечения срока действия права либо в силу того, что исключительное право на определенное произведение никогда не действовало. Постепенное расширение круга охраняемых произведений происходило как в результате изменения законодательства, так и в силу присоединения нашей страны к международным соглашениям, предусматривающим охрану авторских прав иностранных граждан (Всемирная конвенция об авторском праве — с 27 мая 1973 г., Бернская конвенция — с 13 марта 1995 г., двусторонние соглашения — с дат, указанных в них). Однако распространение охраны на новые произведения не затрагивает объекты, уже находящиеся в сфере общественного достояния, если иное не определено соответствующим законом или международным договором.

2. Режим общественного достояния заключается в следующем:

использование произведения не требует чьего-либо согласия или уплаты вознаграждения;

в то же время охраняются личные блага автора — авторство, имя автора и неприкосновенность произведения (что позволяет отличать режим общественного достояния от случаев, когда произведения вообще не являются объектами авторского права). Гражданский кодекс, в отличие от ранее действовавшего Закона об авторском праве, предусматривает прекращение личных неимущественных прав после смерти автора (поскольку бессубъектное право существовать не может), но охрана личных благ и интересов автора сохраняется.

3. После смерти автора произведение может быть обнародовано только лицом, обладающим исключительным правом на него. Если такие действия будут совершаться другими лицами, то произведение не будет считаться обнародованным.

После истечения срока действия исключительного права обнародование может быть произведено любым лицом.

В обоих случаях должна соблюдаться воля автора: если он определенно выразился против обнародования данного произведения в будущем, то оно осуществляться не должно. Нарушение этого условия также будет означать, что произведение по-прежнему должно считаться необнародованным.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *