Оплата сервитута на земельный участок

Оплата сервитута на земельный участок

Содержание

Порядок установления сервитута

Земельный сервитут дает право ограниченного пользования чужим земельным участком. Сервитут устанавливается по соглашению граждан или через суд. Публичный сервитут устанавливается нормативным правовым актом для обеспечения государственных нужд. Земельный сервитут устанавливается, например, для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием. Кроме того, сервитут может потребоваться для других нужд собственника недвижимого имущества. Обычно сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка или других участков. Соглашение оформляется письменно и подлежит обязательной государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Без регистрации сервитут нельзя считать установленным. В случае перехода или передачи прав на землю, обремененную сервитутом, все обязательства по обременению переходят новому владельцу. Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут. Ее размер, а также порядок внесения следует указать в соглашении с лицом, в пользу которого устанавливается сервитут. Также плата за земельный сервитут может быть определена в судебном решении, на основании которого он установлен. При наличии спора относительно размера платы за сервитут он может быть определен в судебном порядке. Основания для установления земельного сервитута являются: нормативно-правовые акты; договор между собственниками; судебное решение. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Для установления сервитута по соглашению сторон требуются следующие документы:
заявление на государственную регистрацию;
документ-основание для установления сервитута.
При представлении заявления о государственной регистрации посредством личного обращения физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а представитель физического лица — также нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую его полномочия, если иное не установлено федеральным законом. Размер госпошлины составляет: 1500 рублей для физического лица и 6000 рублей для юридического лица. Сервитут считается действительным с момента его регистрации, устанавливается как на бессрочный период, так и на определенный срок. Прекращение действия сервитута возможно по обоюдному соглашению владельцев, при исчезновении условий, ставших причиной введения сервитута. В случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с целевым назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута.

Как определить размер оплаты за предоставление и нахождение сервитута на своем участке?

Здравствуйте, Ольга! Плата за сервитут устанавливается по соглашению сторон. Платит сторона, в пользу которой установлен сервитут. Вот разъяснения ВС РФ по этому поводу (п. 12 Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок, утв. 26.04.2017 года):

Плата за сервитут определяется судом исходя из принципов
разумности и соразмерности с учетом характера деятельности сторон,
площади и срока установления сервитута и может иметь как форму
единовременного платежа, так и периодических платежей.
Согласно пункту 5 статьи 274 ГК РФ и пункту 6 статьи 23 ЗК РФ
собственник земельного участка, обремененного сервитутом, по общему
правилу вправе требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут,
соразмерную плату за пользование участком.
Если при рассмотрении дела усматриваются основания
для предоставления права ограниченного пользования чужим земельным
участком, судам необходимо, в соответствии с приведенными положениями
закона, определить размер платежей, подлежащих внесению собственнику
обременяемого земельного участка, что предполагает вынесение данного
вопроса в круг обстоятельств, подлежащих доказыванию (часть 2 статьи 56
ГПК РФ, часть 2 статьи 65 АПК РФ), и при отсутствии согласия
собственника объекта недвижимости, обременяемого сервитутом,
на безвозмездное пользование ‒ возложение на истца обязанности
по представлению доказательств обоснованности предлагаемого
к установлению размера платы, в том числе путем назначения экспертизы.
При несогласии с предложенным размером платы за сервитут ответчик 15
вправе представить доказательства в обоснование своих возражений (часть 1
статьи 56 ГПК РФ, часть 1 статьи 65 АПК РФ).
Размер платы за сервитут должен быть соразмерен той материальной
выгоде, которую приобретает собственник земельного участка в результате
установления сервитута, компенсируя те ограничения, которые претерпевает
собственник земельного участка, обремененного сервитутом.
В размер платы включаются разумные затраты, возникающие
у собственника объекта недвижимости в связи с ограничением его права
собственности или созданием условий для реализации собственником
объекта недвижимости, для обеспечения использования которого сервитут
установлен, права ограниченного пользования (например, связанных
с необходимостью организации проезда через принадлежащий собственнику
земельный участок, сносом или переносом ограждений, с соблюдением
пропускного режима, поддержанием части участка в надлежащем
состоянии), а также образовавшихся в связи с прекращением существующих
обязательств собственника участка, обремененного сервитутом, перед
третьими лицами.
При этом необходимо в том числе учитывать долю земельного участка,
ограниченную сервитутом, в общей площади земельного участка; срок
установления сервитута; объем ограничения пользования земельным
участком и интенсивность его предполагаемого использования; характер
неудобств, испытываемых собственником недвижимого имущества,
обремененного сервитутом; степень влияния сервитута на возможность
распоряжения земельным участком.
Принимая решение об определении характера платы за сервитут
(единовременной выплате в полном объеме или периодических платежах
в течение всего срока действия сервитута), в целях наибольшего соблюдения
баланса интересов истца и ответчика необходимо учитывать не только
содержание заявленных истцом требований, но и конкретные условия, и
объем сервитута.
Например, общество обратилось в арбитражный суд с исковым
заявлением об установлении сервитута для обеспечения проезда через
соседний земельный участок, принадлежащий предпринимателю.
При рассмотрении спора предприниматель не возражал против
обременения его имущества сервитутом на условиях, предложенных
обществом, вместе с тем заявил требование об определении платы
за пользование принадлежащим ему земельным участком.
Общество, предлагая плату в размере 2 000 рублей ежемесячно,
полагало, что такая плата соразмерна ограничению права предпринимателя.
Ответчик, возражая против предложенного размера платы, указывал,
что такой размер не учитывает расходы, которые необходимо понести
предпринимателю для оборудования въезда автотранспортных средств
общества на земельный участок, а также интенсивность движения
автотранспортных средств истца и ответчика.
16
Арбитражный суд, оценив доводы истца и ответчика, с учетом
заключения эксперта, установил плату за сервитут в размере 50 000 рублей,
подлежащих уплате обществом предпринимателю единовременно,
и 8 000 рублей, которые подлежат уплате ежемесячно не позднее 5-го числа
каждого месяца.
При этом суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
Согласно пункту 5 статьи 274 ГК РФ, пункту 6 статьи 23 ЗК РФ
собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе
требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен
сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Определяя размер платы, суд первой инстанции основывался
на заключении эксперта, определившего размер той материальной выгоды,
которую получает общество в связи с установлением сервитута. Также судом
учтены интенсивность движения транспортных средств по земельному
участку предпринимателя, площадь использования обремененного
в результате установления сервитута участка, а также необходимость
оборудовать предпринимателем отдельный въезд для автотранспортных
средств общества.

Пра­во на соб­ствен­ность после реги­стра­ции прав соб­ствен­ни­ка в Госу­дар­ствен­ном Реест­ре счи­та­ет­ся неоспо­ри­мым фак­том, если сдел­ка меж­ду сто­ро­на­ми про­шла без нару­ше­ний зако­но­да­тель­ства. Купив квар­ти­ру или заго­род­ный дом вме­сте с земель­ным участ­ком, чело­век обыч­но уве­рен, что его покой соб­ствен­ни­ка оста­нет­ся незыб­ле­мым. Но суще­ству­ют сюр­при­зы земель­но­го зако­но­да­тель­ства, одним из кото­рых явля­ет­ся серви­тут на земель­ный уча­сток.

Сервитут на земельный участок — что это такое?

В сдел­ках с недви­жи­мо­стью обыч­но при­ни­ма­ют две сто­ро­ны, кото­рые юри­ди­че­ски оформ­ля­ют пере­ход прав соб­ствен­но­сти от одно­го чело­ве­ка к дру­го­му.

Но к соб­ствен­но­сти земель­ной ино­гда име­ют при­ча­стие и тре­тьи лица, для кото­рых граж­дан­ский и земель­ный кодек­сы уста­нав­ли­ва­ют пра­во огра­ни­чен­но­го вла­де­ния на зем­лю в виде серви­ту­та.

Дадим опре­де­ле­ние про­стым язы­ком, что такое серви­тут, и когда его могут нало­жить.

Земля ваша — недра и коровы наши

Про­стой при­мер. Вы купи­ли зем­лю и постро­и­ли дом, но неожи­дан­но выяс­ни­лось, что на вашем ого­ро­де, воз­мож­но, есть нефть или обна­ру­же­ны древ­ние скиф­ские захо­ро­не­ния. А так как нед­ра и исто­ри­че­ские объ­ек­ты — это госу­дар­ствен­ное народ­ное досто­я­ние, на уча­сток будет немед­лен­но нало­жен серви­тут, при­едут архео­ло­ги и гео­ло­ги. Нет, дом и уча­сток никто не отни­мет, но жить при­дет­ся дол­го в атмо­сфе­ре гром­кой и сует­ной.

Рас­смот­рен­ный слу­чай, конеч­но, ред­кость, но вот более про­за­и­че­ские при­ме­ры.

  • Купи­ли дом с зем­лёй, ого­ро­ди­ли уча­сток, но ока­зы­ва­ет­ся, селяне искон­но про­во­ди­ли через него коров на паст­би­ще и про­сят сохра­нить для них это пра­во.
  • При раз­де­ле участ­ка неча­ян­но “заеха­ли” на чужую зем­лю, и сосе­ди тре­бу­ют про­ве­сти раз­ме­же­ва­ние.
  • Через вашу зем­лю реши­ли про­ве­сти газо­про­вод, уча­сток доро­ги, кана­ли­за­цию и т.д.
  • Кто-то захо­тел поохо­тить­ся в вашем лесу или поло­вить рыб­ку в вашем пру­ду.

При появ­ле­нии осно­ва­ний заин­те­ре­со­ван­ная сто­ро­на, в роли кото­рой может высту­пить как госу­дар­ство, так и част­ные лица, име­ет пра­во ини­ци­и­ро­вать своё пра­во на серви­тут в судеб­ном поряд­ке.

Сервитут как форма обременения

С тер­ми­ном обре­ме­не­ния мы уже стал­ки­ва­лись: напри­мер, при покуп­ке ипо­те­ки вла­де­лец вхо­дит в пол­ное пра­во соб­ствен­ни­ка после сня­тия обре­ме­не­ния, в роли кото­ро­го высту­па­ет непо­га­шен­ный кре­дит. Такое же обре­ме­не­ние для хозя­и­на земель­но­го накла­ды­ва­ет серви­тут, давая тре­тьим лицам пра­во про­во­дить на земель­ном участ­ке какие-то рабо­ты, про­ез­жать в транс­пор­те, про­го­нять скот и т.д.

  • Обла­да­тель серви­ту­та — это лицо, име­ю­щее пра­во огра­ни­чен­но­го поль­зо­ва­ния зем­лей.
  • Соб­ствен­ник не утра­чи­ва­ет сво­е­го пра­ва на зем­лю и по-преж­не­му может её про­дать, пода­рить, арен­до­вать, но толь­ко с суще­ству­ю­щим обре­ме­не­ни­ем.
  • Но фак­ти­че­ски вла­де­лец участ­ка тоже огра­ни­чи­ва­ет­ся, так как может полу­чить убыт­ки из-за обре­ме­не­ния в виде пря­мых потерь или недо­по­лу­чен­ной при­бы­ли, а так­же в виде физи­че­ских и мораль­ных стра­да­ний.
  • За нане­сён­ный ущерб земель­ный соб­ствен­ник име­ет пра­во потре­бо­вать ком­пен­са­цию.
  • Раз­мер потерь обыч­но опре­де­ля­ет­ся зара­нее и вхо­дит в оцен­ку серви­ту­та.
  • Серви­тут, как и зем­лю, реги­стри­ру­ют в Росре­ест­ре, с обя­за­тель­ным ука­за­ни­ем гра­ниц на кадаст­ро­вом тех­ни­че­ском плане.

Законодательная основа

Нало­же­ние серви­ту­та регу­ли­ру­ет­ся ста­тья­ми земель­но­го, граж­дан­ско­го и нало­го­во­го кодек­сов:

  • Ст. 23 ЗК вво­дит поня­тия и цели серви­ту­та:
    • част­но­го и пуб­лич­но­го;
    • город­ско­го и сель­ско­го;
    • вод­но­го /лесного;
    • сроч­но­го и посто­ян­но­го.
  • Ст. 274 ГК опре­де­ля­ет, в каких слу­ча­ях уста­нав­ли­ва­ет­ся серви­тут, поря­док уста­нов­ки и опла­ту земель­но­го обре­ме­не­ния.
  • Ст. 333.33, п. 31, НК — раз­мер госу­дар­ствен­ной пошли­ны.

Вни­ма­ние: пра­во на серви­тут, в осо­бен­но­сти, част­ный — не бес­плат­ное.

Виды и цели сервитута

  • Част­ный серви­тут земель­но­го участ­ка заклю­ча­ет­ся как доб­ро­воль­ное согла­ше­ние меж­ду част­ны­ми лица­ми или в судеб­ном поряд­ке.
  • Пуб­лич­ный серви­тут накла­ды­ва­ет­ся зако­но­да­тель­ным путём: напри­мер, пра­ви­тель­ство реши­ло стро­ить новую вет­ку мет­ро через част­ные земель­ные участ­ки, дей­ствуя в инте­ре­сах насе­ле­ния и при­няв реше­ние после пуб­лич­ных деба­тов, обсуж­де­ний и слу­ша­ний.
  • Город­ской серви­тут даёт раз­ре­ше­ние или запрет: напри­мер, запре­ща­ет­ся воз­во­дить построй­ку во дво­ре, так как она загро­мож­да­ет тер­ри­то­рию; даёт­ся раз­ре­ше­ние на при­строй­ку ман­сар­ды навер­ху, соеди­не­ние двух зда­ний и т.д.
  • Сель­ский — на исполь­зо­ва­ние части тер­ри­то­рии для стро­и­тель­ства колод­цев, водо­про­во­дов, кана­ли­за­ций и др. с/х ком­му­ни­ка­ций, в каче­стве доро­ги для про­ез­да транс­пор­та или про­го­на ско­та, пере­не­се­ния гра­ни­цы земель­ных участ­ков и т.д.
  • Вод­ный и лес­ной раз­ре­ша­ет поль­зо­ва­ние ресур­са­ми (напри­мер, раз­ре­ша­ет­ся рыба­чить, поить скот, охо­тить­ся).
  • Сроч­ный серви­тут накла­ды­ва­ет­ся на опре­де­лен­ное вре­мя, по исте­че­нию кото­ро­го бре­мя сни­ма­ет­ся.
  • Посто­ян­ный серви­тут — этот вид обре­ме­не­ния накла­ды­ва­ет­ся навсе­гда (напри­мер, про­ло­жи­ли дорогу/газопровод).

Цели обре­ме­не­ния:

  • стро­и­тель­ство линей­ных объ­ек­тов (газо­про­во­ды, доро­ги, линии свя­зи, дорож­ные зна­ки);
  • гео­де­зи­че­ские, ирри­га­ци­он­ные рабо­ты;
  • раз­ра­бот­ка недр, рас­коп­ки, иссле­до­ва­ния;
  • устрой­ство про­хо­дов живот­ных к водо­пою и про­ез­дов для транс­пор­та в сель­ской мест­но­сти;
  • раз­ме­же­ва­ние сосед­ских участ­ков;
  • раз­ре­ше­ние на охо­ту и рыбал­ку в част­ных лес­ных уго­дьях и водо­ё­мах.

Как оформить сервитут

Ини­ци­а­тив­ной сто­ро­ной все­гда высту­па­ют те, кто хочет уста­но­вить серви­тут. Пер­во­на­чаль­но этим лицам (как част­ным, так и госу­дар­ствен­ным орга­нам) необ­хо­ди­мо обра­тить­ся к вла­дель­цу земель­но­го участ­ка.

Есть три спо­со­ба оформ­ле­ния земель­но­го обре­ме­не­ния:

  • Пер­вый (самый про­стой) — на осно­ве доб­ро­воль­но­го согла­ше­ния: в этом слу­чае мож­но сра­зу (само­сто­я­тель­но или при помо­щи про­фес­си­о­наль­ных юри­стов) соста­вить дого­вор на серви­тут и заре­ги­стри­ро­вать его в Росре­ест­ре.
  • Вто­рой спо­соб кон­фликт­ный — через суд:
    • заин­те­ре­со­ван­ное лицо, полу­чив отказ от соб­ствен­ни­ка, обра­ща­ет­ся с пре­тен­зи­ей в орга­ны муни­ци­паль­ной вла­сти;
    • рас­смот­рев жало­бу, адми­ни­стра­ция со сво­ей резо­лю­ци­ей пере­на­прав­ля­ет дело в суд;
    • судеб­ные орга­ны выно­сят поло­жи­тель­ное или отри­ца­тель­ное реше­ние;
    • если на серви­тут дано доб­ро, он реги­стри­ру­ет­ся в Росре­ест­ра и с это­го момен­та счи­та­ет­ся уста­нов­лен­ным.
  • Тре­тий спо­соб зако­но­да­тель­ный: госу­дар­ство ска­за­ло “надо”, про­ве­ло опро­сы насе­ле­ния, под­го­то­ви­ло зако­но­да­тель­ные акты и нор­ма­ти­вы — и серви­тут на зем­лю нало­жен, толь­ко и в этом слу­чае долж­ны быть оформ­ле­ны реги­стра­ция и подроб­ный кадаст­ро­вый план, демон­стри­ру­ю­щий гра­ни­цы участ­ка с обре­ме­не­ни­ем.

Документы для регистрации сервитута

Обре­ме­не­ние реги­стри­ру­ет­ся на осно­ва­нии сле­ду­ю­щих доку­мен­тов:

  • пас­пор­та сто­рон;
  • заяв­ле­ние лица-ини­ци­а­то­ра;
  • сви­де­тель­ство пра­ва соб­ствен­но­сти на уча­сток;
  • доб­ро­воль­ное согла­ше­ние сто­рон или при­ну­ди­тель­ное поста­нов­ле­ние суда: в них ука­зы­ва­ет­ся осно­ва­ние и цели обре­ме­не­ния, сро­ки, оцен­ка серви­ту­та;
  • кадаст­ро­вый пас­порт с гра­ни­ца­ми участ­ка огра­ни­чен­но­го поль­зо­ва­ния;
  • доку­мент, под­твер­жда­ю­щий упла­ту пошли­ны.

Материальная сторона: оценка, пошлина и компенсация

Так как вла­де­лец участ­ка неиз­беж­но тер­пит обре­ме­не­ние, свои воз­мож­ные поте­ри от невоз­мож­но­сти поль­зо­вать­ся зем­лёй в пол­ной мере, он зара­нее оце­ни­ва­ет и ука­зы­ва­ет в дого­во­ре.

В оцен­ку вхо­дят:

  • издерж­ки, поне­сен­ные от обре­ме­не­ния (напри­мер, поте­ря части стро­е­ний или обо­ру­до­ва­ния);
  • умень­ше­ние ожи­да­е­мой при­бы­ли (раз­мер участ­ка умень­шил­ся, а зна­чит мень­шей будет выго­да);
  • убы­ток в сдел­ке из-за обре­ме­не­ния (вла­де­лец вынуж­ден про­дать зем­лю дешев­ле).

Пол­но­цен­ная оцен­ка воз­мож­на при част­ном серви­ту­те — при пуб­лич­ном серви­ту­те вопрос оста­ет­ся слож­ным: напри­мер, если дело госу­дар­ствен­ной важ­но­сти, вла­дель­цу участ­ка вряд ли запла­тят день­ги, но могут предо­ста­вить дру­гой земель­ный уча­сток.

Раз­ме­ры госу­дар­ствен­ной пошли­ны уста­нав­ли­ва­ют­ся:

  • 3000 руб. для физи­че­ских лиц;
  • 6000 — юри­ди­че­ских лиц и орга­ни­за­ций.

Ком­пен­са­ция за мате­ри­аль­ный и мораль­ный ущерб выпла­чи­ва­ет­ся соб­ствен­ни­ку, кото­рый сумел дока­зать, что усло­вия серви­ту­та были нару­ше­ны, и поте­ри от обре­ме­не­ния ока­за­лись боль­ше.

А можно ли без сервитута, и как снять эту кабалу?

Огра­ни­чи­ва­ет пра­во соб­ствен­ни­ка воз­мож­ность нало­же­ния серви­ту­та по реше­нию суда на его земель­ный уча­сток по ини­ци­а­ти­ве дру­гих лиц или госу­дар­ства.

По зако­ну серви­тут мож­но уста­но­вить на любой земель­ный уча­сток (при нали­чии осно­ва­ний), так как зем­ля по сути — госу­дар­ствен­ное досто­я­ние, и пра­во соб­ствен­но­сти на ней доста­точ­но услов­но.

Спа­са­ет то, что в боль­шин­стве слу­ча­ев людям ред­ко при­хо­дит­ся стал­ки­вать­ся с земель­ным бре­ме­нем в тече­ние всей сво­ей жиз­ни в сво­ём заго­род­ном доме.

Но что делать, если соб­ствен­ник не согла­сен с реше­ни­ем суда уста­но­вить серви­тут или понёс убыт­ки, пре­вы­ша­ю­щие сум­му, ука­зан­ную в оцен­ке?

Что делать обиженному владельцу участка

Вла­де­лец земель­но­го участ­ка име­ет пра­во:

  • обжа­ло­вать реше­ние суда (но если резуль­тат обжа­ло­ва­ния оста­нет­ся отри­ца­тель­ным для соб­ствен­ни­ка, серви­тут все рав­но будет нало­жен);
  • потре­бо­вать снять серви­тут, обра­тив­шись в госу­дар­ствен­ные орга­ны, если у него появи­лись не преду­смот­рен­ные огра­ни­че­ния поль­зо­ва­ния зем­лёй;
  • предъ­явить иск, в кото­ром ука­зы­ва­ет­ся цена реаль­ных мате­ри­аль­ных и мораль­ных издер­жек;
  • потре­бо­вать заме­ны земель­но­го участ­ка на рав­но­цен­ный.

Сервитут не так уж страшен

Серви­тут на земель­ный уча­сток — ред­кое, хоть и не все­гда при­ят­ное явле­ние для соб­ствен­ни­ка. Но в боль­шин­стве слу­ча­ев, осо­бен­но в сёлах, согла­ше­ния заклю­ча­ют­ся доб­ро­воль­но, и дело обхо­дит­ся без суда. Неред­ко соб­ствен­ни­кам зем­ли серви­тут выго­ден: они могут, напри­мер, поль­зо­вать­ся водо­про­во­дом, кана­ли­за­ци­ей, теле­фон­ной лини­ей сами, плюс полу­ча­ют день­ги за оформ­ле­ние обре­ме­не­ния. Так­же соб­ствен­ник, про­да­вая серви­тут на сво­ей зем­ле, напри­мер, на про­гон ско­та, может в свою оче­редь купить для себя пра­во огра­ни­чен­но­го поль­зо­ва­ния на чужих участ­ках: допу­стим, сбор фрук­тов в чужом саду или лов­лю рыб­ки в чьем-то пру­ду.

В соответствии с действующим законодательством для достижения определенных целей на земельный участок может быть оформлено право ограниченного пользования. В случаях, если это обусловлено интересами общества, то речь будет идти об установлении публичного сервитута.

Итак, что же это такое? В каких целях может устанавливаться? Каков порядок оформления? Во всех этих вопросах поможет разобраться настоящая статья.

Что это такое по отношению к ЗУ?

Наиболее общая трактовка данного понятия приведена в п. 2 ст. 23 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ). В соответствии с данной нормой под публичным сервитутом подразумевается право ограниченного использования земельного участка, которое устанавливается решением органа государственной власти или местного самоуправления для удовлетворения государственных и муниципальных нужд, а также потребностей местного населения.

Для публичного сервитута характерны следующие особенности:

  • устанавливается в интересах всего общества, а не отдельного лица (как при частном сервитуте);
  • основная цель направлена на достижение общих нужд и потребностей населения конкретной местности;
  • устанавливается решением соответствующего органа исполнительной власти или местного самоуправления,;
  • подлежит прохождению государственной регистрации в Росреестре с последующим внесением сведений в ЕГРН;
  • необходимость установления должна быть должным образом обоснована;
  • ограничение права пользования может быть произведено в отношении любого участка земли (форма собственности в этом случае не имеет значения).

Правовое регулирование

Нормативно-правовое регулирование публичного сервитута осуществляется в рамках следующих основных законодательных актов:

  1. Земельный кодекс РФ (ст. 23, гл. 5.7) – в этом документе дано определение публичному сервитуту, отражены его характерные особенности, а также порядок установления.
  2. ФЗ РФ «О государственной регистрации недвижимости» (гл.3, ст. 52 и др.) – в рамках данного нормативного акта отражен порядок и особенности регистрации публичного сервитута в Росреестре.
  3. ФЗ РФ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и ……» (ст. 25) – содержит особенности установления публичного сервитута в отношении участков, расположенных возле автомобильных дорог.
  4. Лесной кодекс РФ (ст. 9) – предусматривает порядок установления сервитута на территории леса.
  5. Другие нормативные документы, утверждаемые органами местного самоуправления того или иного региона. В них раскрывается подробный алгоритм действий по установлению публичного сервитута, а также основания его прекращения в конкретной области или городе (например, Постановление администрации г. Иркутск от 11.12.2018 года № 031-06-1116/8).

Важно! На публичные сервитуты не распространяется действие положений ГК РФ о сервитуте (ст. 274—277), а также гл. 5.3 ЗК РФ.

Цели

В соответствии с п. 4 ст. 23 ЗК РФ публичный сервитут может быть установлен для достижения следующих целей:

  • создание прохода (проезда), а также свободного доступа к водоему, предназначенному для общего пользования;
  • размещение межевых знаков, геодезических и гравиметрических пунктов и т.д.;
  • сооружение отвода для воды (дренажные работы);
  • забор водных ресурсов из водоемов;
  • обеспечение свободного прохода для крупного рогатого скота и прочих сельскохозяйственных животных;
  • осуществление сенокоса или выпаса скота в определенный период года;
  • использование земельного участка для охоты, ловли рыбы или же в целях осуществления работ по увеличению популяции водных организмов (аквакультура).

Кроме того, земельное законодательство также содержит в себе ряд отдельный целей, ради достижения которых может быть установлен публичный сервитут. В частности, речь идет о следующих случаях (ст. 39.37 ЗК РФ):

  • размещение на земельных участках линейных объектов (водоснабжение, канализация, линии электропередачи и т.д.);
  • временное складирование материалов, возведение сооружений, а также размещение техники для проведения строительных работ, реконструкции различных объектов транспортной инфраструктуры (например, автомобильные иди железнодорожные дороги, вокзалы и др.);
  • организация пересечений автомобильных или железнодорожных дорог;
  • прокладывание дороги (для машин, поездов) внутри туннелей;
  • осуществление инженерных исследований для дальнейшей планировки территории, на которой будут размещаться линейные объекты федерального, регионального или местного значения.

Прочесть более подробную информацию о том, для каких целей и на каких основания могут устанавливаться различные сервитуты, можно .

Может ли ПС быть установлен на частной земле и на каких основаниях?

В п. 4 ст. 39.39 ЗК РФ написано, что публичный сервитут может быть установлен на любой участок независимо от его формы собственности. Это означает, что подобное ограничение может быть также оформлено и на частную землю. Однако стоит помнить о некоторых исключениях, действующих в данном случае.

Так, согласно п. 5 той же статьи нельзя устанавливать публичный сервитут (в целях, предусмотренных п. 1 и 2 ст. 39.37) в отношении участков граждан, предназначенных для ИЖС, создания огорода, ведения домашнего хозяйства, садоводства. Исключением из данного правила может быть:

  • подключение зданий к водоснабжению, канализации, системе отопления и т.д.;
  • использование или восстановление инженерных сооружений, которые уже были возведены;
  • перенос линейных объектов с участков, которые были изъяты для удовлетворения государственных и муниципальных потребностей.

В качестве оснований для установления публичного сервитута на частной земле могут выступать:

  • необходимость в создании свободного доступа к общему водоему;
  • прокладывание газопровода, канализации и т.д.;
  • строительство автомобильной дороги;
  • выпас скота иные случаи.

Границы зон действия

Обязательным условием при установлении публичного сервитута является определение границ его действия, то есть пределов территории, на которой действует право ограниченного пользования.

Публичный сервитут может быть оформлен как на весь земельный участок, так и на его отдельную часть (о правилах установления сервитутов на часть земельного участка можете узнать ). При этом конкретные зоны действия подобного ограничения определяются путем осуществления топографо-геодезических процедур. Они обычно производятся за счет заинтересованной стороны. Результаты отражаются в кадастровых документах. Внимание! Прежде чем приступить к оформлению публичного сервитута заявителю необходимо удостовериться в том, что было проведено межевание выбранной территории. В противном случае установить ограничение можно будет только после определения границ самого земельного участка.

Дополнительно следует отметить, что сведения о зоне действия публичного сервитута в обязательном порядке необходимо будет приложить к ходатайству. Порядок предоставления такой информации подробно отражен в Приказе МЭР РФ от 10.10.2018 года № 541.

О том, как создается схема границ сервитута, узнаете из отдельной статьи.

Права лиц

Конкретный список возможностей, которые появляются у обладателя публичного сервитута закреплён в ст. 39.50 ЗК РФ. Итак, данное лицо имеет право:

  • Осуществлять доступ к участку в соответствии с установленным в соглашении графиком, возводить, ремонтировать инженерные сооружения и осуществлять другие виды работ.
  • Владеть объектами, размещенными им на обозначенной территории (движимыми и недвижимыми).
  • Требовать от владельца земли соблюдения особо режима ее использования, предусмотренного публичным сервитутом.
  • Если изменилось место расположения инженерного сооружения, то обладатель имеет право уточнить границы сервитута. Однако в этом случае должны быть соблюдены условия, предусмотренные п. 6 ст. 39.50 ЗК РФ.
  • В любой момент расторгнуть соглашение об установлении публичного сервитута (об основаниях для прекращения сервитутов мы рассказываем ).
  • До окончания периода действия ограничения на землю обратиться в уполномоченный орган за установлением сервитута на новый срок.

Справка! Приступить к использованию участка можно после завершения процедуры регистрации. При этом, если территория является муниципальной собственностью, то воспользоваться своим правом можно сразу после внесения соответствующей платы.

Какими правами и обязанностями наделяются обладатели сервитутов мы рассказывали в отдельной статье.

Как установить общественное право ограниченного использования ЗУ?

В общем виде порядок установления публичного сервитута включает в себя следующие последовательные этапы:

  1. Вначале заинтересованное лицо подготавливает ходатайство и необходимые документы.
  2. Полный пакет бумаг передается уполномоченному органу государственной власти или местного самоуправления.
  3. Представленные сведения проходят проверку на соответствие действительности.
  4. При необходимости могут быть организованы общественные слушания для совместного принятия решения об установлении такого ограничения на землю.
  5. В случае отсутствия оснований для отказа уполномоченный орган принимает решение об установлении публичного сервитута в отношении заявленного земельного участка.
  6. Затем между заявителем и собственником участка заключается соглашение об установлении публичного сервитута.
  7. Далее вносится плата за получение права ограниченного использования.
  8. Завершающим этапом является регистрация ограничения в Росреестре.

Более подробно процедуру установления публичного сервитута мы рассматриваем в отдельном материале.

Ходатайство

Данный документ подготавливается в письменном виде лицом, заинтересованным в установлении публичного сервитута. Ходатайство должно содержать следующие основные сведения (п. 1 ст. 39.41 ЗК РФ):

  • реквизиты заявителя (название, адрес, регистрационные данные и др.);
  • цель установления публичного сервитута;
  • желаемый срок действия ограничения;
  • период времени, в течении которого использовать участок будет невозможно или затруднительно;
  • обоснование необходимости в установлении ограничения;
  • кадастровый номер земли (при наличии);
  • контактные данные заявителя (адрес электронной почты);
  • иные сведения, которые могут включаться в зависимости от конкретных обстоятельств.

Скачать бланк ходатайства об установлении публичного сервитута

Важно! Помимо подготовки самого ходатайства заинтересованное лицо также должно собрать перечень документов, установленный п. 5 ст. 39.41 ЗК РФ, и направить пакет бумаг любым удобным способом.

Узнать больше о правилах подготовки и написания ходатайства об установлении публичного сервитута можете из этого материала.

Регистрация

Как уже было отмечено выше, сведения о публичном сервитуте в обязательном порядке должны быть внесены в ЕГРН.

Основные правила государственной регистрации ограничения на землю закреплены в Приказе МЮ РФ от 26.07.2004 года № 132.

Начинается все с подачи соответствующего заявления в Росреестр. Сделать это может обладатель сервитута или же сам собственник земельного участка. При этом обязательно должны быть приложены следующие документы:

  • квитанция об уплате госпошлины;
  • доверенность от владельца участка (при наличии);
  • соглашение об установлении публичного сервитута;
  • кадастровый план;
  • учредительные документы организации, получившей право ограниченной пользования территорией.

Важно! Обязательным условием для регистрации публичного сервитута является оформленное должным образом право собственности на участок лица, которому он принадлежит (п. 9 раздела 1 вышеупомянутого Приказа МЮ РФ).

Более подробно о процедуре регистрации сервитута мы рассказывали в отдельной статье.

Порядок оформления ПС в целях строительства линейных объектов

Общий порядок установления публичного сервитута в отношении линейных объектов подробно раскрыт в главе 5.7 ЗК РФ.

Так, вся эта процедура включается в себя следующие действия:

  1. Вначале заинтересованное лицо должно подготовить письменное ходатайство в адрес уполномоченного органа, в лице которого зачастую выступает администрация города, региона. Если речь идет о размещении линейных объектов, то в качестве заявителя главным образом будут выступать представители естественных монополий, организации связи, владельцы объектов транспортной инфраструктуры и т.д.
  2. Затем собираются дополнительные документы, которые выступают в качестве приложений к ходатайству. Сюда относится (п. 5 ст. 39.41 ЗК РФ):
    • подготовленные должным образом сведения о границах публичного сервитута;
    • соглашение, заключенное между заявителем и владельцем линейного объекта, по которому планируется проведение реконструкции;
    • документы, подтверждающие наличие права на инженерные сооружения, по которым планируется проведение реконструкции или их эксплуатация (если такое право не зарегистрировано);
    • доверенность официального представителя заявителя.
  3. Полный пакет бумаг направляется в адрес уполномоченного органа. В п. 8 ст. 39.41 ЗК РФ предусмотрены следующие варианты доставки документов к адресату:
    • путем личного визита;
    • через почту заказным письмом;
    • в электронном виде по интернету.
  4. Ходатайство и прилагаемые к нему документы проходят проверку. При отсутствии оснований для отказа в его принятии сотрудник уполномоченного органа до истечения 7 дней направляет в Росреестр запрос о владельцах участка, а также уведомляет их о возможном установлении публичного сервитута.
  5. До истечения 45 дней с момента поступления заявления принимается решение об установлении публичного сервитута либо об отказе в этом заявителю.В течение 5 дней с момента принятия соответствующего решения уполномоченный орган обязан предпринять следующие действия (п. 7 ст. 39.43 ЗК РФ):
    • разместить копию распоряжения на своем официальном сайте;
    • опубликовать решение по месту нахождения участка, на который было оформлено ограничение;
    • выслать копию документа в адрес владельца, в Росреестр, а также обладателю права ограниченного пользования землей.
  6. Затем между обеими сторонами (заявителем и собственником участка) заключается соглашение об установлении публичного сервитута в целях размещения линейного объекта. Порядок подготовки такого документа прописан в ст. 39.47 ЗК РФ
  7. Завершающим этапом процедуры является внесение платы обладателем сервитута за полученное права, а также регистрация публичного сервитута в Росреестре.

Сколько заплатят и возместят ли убытки?

В соответствии с п. 1 ст. 39.46 ЗК РФ лицо, обладающее публичным сервитутом, обязано вносить плату за полученное право ограниченного пользования землей.

Размер платежа определяется в следующем порядке:

  • если участок принадлежит государству или муниципалитету, то обладателю сервитута необходимо будет платить по 0,01% от кадастровой стоимости за каждый год эксплуатации земли;
  • если территория является частной собственностью, то в этом случае сумма платежа рассчитывается на основании ФЗ РФ «Об оценочной деятельности в РФ».

Справка! Оплата за сервитут может вноситься в виде единовременного перечисления денег или же путем проведения периодических платежей. В отношении государственных земель используется первый вариант.

Помимо платы за установление обременения, владелец участка также может рассчитывать на компенсацию убытков, возникших из-за установления сервитута (например, невозможность использования территории, удовлетворения обязательств перед иными лицами и т.д.).

Каким образом и на основании чего формируется размер платы и периодичность платежей за пользование различными сервитутами мы рассказывали .

Как заключается соглашение?

Соглашение об установлении на землю права ограниченного пользования заключается между заинтересованной стороной (обладателем сервитута) и владельцем участка. Данный документ составляется в письменном виде.

Вся процедура заключения соглашения имеет следующий вид:

  1. Вначале обладатель составляет проект договора и подписывает его.
  2. Далее готовый документ направляется заказным письмом (с уведомлением о получении) в адрес собственника территории, в отношении которой установлено обременение. При этом одновременно высылаются: информация о границах сервитута и отчет об оценке (необходим для установления размера платы за сервитут).
  3. После получения проекта соглашения владелец земли должен в течение 14 дней подписать его и выслать назад обладателю публичного сервитута, написать мотивированный отказ в подписании договора или же выдвинуть свои условия для его заключения.

Скачать бланк договора об установлении публичного сервитута

Если обременение действует на территории, принадлежащей государству, то соглашение не заключается (п. 3 ст. 39.47 ЗК РФ).

Ознакомиться с правилами составления и подписания типового соглашения о сервитуте можно .

Таким образом, под публичным сервитутом подразумевается разновидность обременения земельного участка, которое устанавливается для удовлетворения нужд населения того или иного региона. При этом такое ограничение можно установить и на государственную собственность, и в отношении земли, принадлежащей частному лицу.

Публичный сервитут может быть установлен для обеспечения государственных, муниципальных нужд, а также нужд местного населения, без изъятия земельных участков. В частности, его могут ввести в интересах жителей определенного населенного пункта, а вот в интересах конкретного лица публичный сервитут не установят. Для обеспечения таких интересов можно, например, заключить соглашение о частном сервитуте.

Как правило, публичный сервитут устанавливают, только если интересы неопределенного круга лиц нельзя обеспечить другим способом. При этом его можно установить как на частные земли, так и на земли, находящиеся в государственной (муниципальной) собственности, в том числе переданные в срочное или бессрочное пользование. После установления публичного сервитута правообладатель земельного участка может его продать или иным образом передать права на землю. При этом публичный сервитут не прекратится и его условия не изменятся.
Публичный сервитутможет быть установлен в следующих целях :
— проход или проезд через земельный участок, в том числе для обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;
— размещение межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;
— проведение дренажных работ;
— забор (изъятие) водных ресурсов из водных объектов и водопой;
— прогон сельскохозяйственных животных;
— сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных в сроки, соответствующие местным условиям и обычаям;
— охота, рыболовство, аквакультура (рыбоводство).
Также есть отдельные цели, для которых публичный сервитут устанавливается в специальном порядке(на основании ходатайства заинтересованного лица), например для размещения инженерных сооружений или автодорог в туннелях. Сведения об установлении публичного сервитута вносятся в ЕГРН.
Публичный сервитут устанавливают своим решением исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Вы вправе обратиться в суд за защитой ваших прав и законных интересов, если не согласны с обременением вашего участка публичным сервитутом либо его условиями.
В общем случае срок публичного сервитута определяет уполномоченный орган и указывает его в решении об установлении такого сервитута. Срок публичного сервитута участков на землях, зарезервированных для государственных (муниципальных) нужд, не может превышать срока такого резервирования.
Публичный сервитут может быть прекращен по решению уполномоченного органа, если отпали общественные нужды, для которых он был установлен.Также он считается прекращенным с месяца, следующего за месяцем, в котором истек срок публичного сервитута. Решение уполномоченного органа в данном случае не требуется. Кроме этого, публичный сервитут можно прекратить в судебном порядке по иску правообладателя земельного участка, к примеру, если из-за осуществления публичного сервитута невозможно использовать такой участок .
Срок публичного сервитута, установленного в специальном порядке, имеет ряд особенностейв зависимости от цели обременения и оснований прекращения обременения.
При установлении публичного сервитута можно потребовать соразмерную плату, если он создает существенные затруднения в использовании вашего участка. Обращаться с заявлением, составленным в свободной форме, следует в орган, который установил сервитут. Учтите, что плата за пользование участком должна соответствовать тем неудобствам и ограничениям, которые вы испытываете из-за публичного сервитута. Необходимо обосновать требования и собрать доказательства того, что использование участка стало затруднительным. Например, указать площадь, которую вы из-за публичного сервитута не можете использовать по назначению. Также следует приложить к заявлению заключение оценщика, в котором рассчитана плата за публичный сервитут. Оно подтвердит ваши доводы и поможет рассчитать размер платы.
Если вам отказали в установлении платы, вас не устроил ее размер или на заявление не отреагировали, обращайтесь в суд. Для этого нужно подготовить иск об установлении соразмерной платы и определении порядка выплат. К иску нужно приложить документы, подтверждающие претензии.
Плата за публичный сервитут, установленный в специальном порядке, определяется с учетом особенностей.
Для отдельных целей публичный сервитут устанавливается в специальном порядке. Такой сервитут в зависимости от целей обременения устанавливается на следующие сроки, например:
· размещение инженерных сооружений и их частей, если они являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо предназначены для обеспечения населения коммунальными ресурсами, подключения к инженерно-техническим сетям, либо их переноса в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд (на срок от 10 до 49 лет);
· складирование стройматериалов, размещение временных, вспомогательных сооружений, строительной техники для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов федеральной, региональной или местной транспортной инфраструктуры (на срок выполнения данных работ);
· устройство пересечений автодорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования на государственных земельных участках в границах полос отвода железных дорог (на срок от 10 до 49 лет);
· устройство пересечений автодорог или железнодорожных путей с автодорогами или примыканий одних автодорог к другим автодорогам на государственных или муниципальных земельных участках в границах полосы отвода автомобильной дороги (на срок от 10 до 49 лет);
· размещение автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях (на срок от 10 до 49 лет);
· инженерные изыскания при подготовке документации по планировке территории для размещения линейных объектов федерального, регионального или местного значения, для строительства, реконструкции объектов и сооружений, перечисленных в п. 1данного списка (на срок не более одного года).
Возможность установить публичный сервитут не зависит от формы собственности на земельный участок.
Обращаем внимание, что в отдельных случаях нельзя устанавливать публичный сервитут в отношении земельных участков, предоставленных для ИЖС, ведения садоводства, огородничества и личного подсобного хозяйства. В частности, не могут установить публичный сервитут для размещения на таких участках инженерных сооружений. Исключением являются, например, случаи, когда его необходимо установить для эксплуатации или реконструкции существующих инженерных сооружений.
Публичный сервитут в специальном порядке устанавливается решением исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления на основании ходатайства.
Ходатайство заявитель может подать на бумажном носителе лично, по почте или направить электронный документ на электронную почту уполномоченного органа.
С ходатайством об установлении публичного сервитута в отдельных целях вправе обратиться (в рамках своей компетенции):
1) субъекты естественных монополий (например, для размещения инженерных сооружений, необходимых для деятельности субъекта);
2) организации связи (например, для размещения линий или сооружений связи);
3) владельцы объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения (например, для размещения автомобильной дороги в туннеле);
4) организации, подавшие ходатайство об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, для реконструкции инженерного сооружения, переносимого в связи с таким изъятием. Перечень организаций, имеющих право на такое ходатайство, указан в п. 1 ст. 56.4ЗК РФ;
5) иные лица, уполномоченные на основании правовых актов РФ, субъекта РФ или договоров (соглашений) с органами государственной власти или местного самоуправления осуществлять деятельность, для которой возможно установить публичный сервитут.
Если порядок подачи ходатайства нарушен (например, оно подано в целях, в которых установление публичного сервитута не предусмотрено, либо к ходатайству приложены не все обязательные документы), уполномоченный орган возвращает его без рассмотрения в течение пяти рабочих дней.
Уполномоченный орган в срок не более семи рабочих дней со дня поступления ходатайства должен совершить действия по выявлению правообладателей земельных участков и их извещению о возможном установлении публичного сервитута. В частности, он размещает сообщение на своем официальном сайте и сайте соответствующего муниципального.
Если права на земельный участок не зарегистрированы в ЕГРН, то для участия в процедуре обременения вам нужно в течение 30 дней со дня опубликования сообщения подать в уполномоченный орган заявление об учете прав на участок, а также подтверждающие документы и указать способ связи с вами.
В течение пяти рабочих дней со дня принятия решения уполномоченный орган направляет его копию правообладателю земельного участка, обладателю публичного сервитута и в орган регистрации прав, а также размещает решение на своем сайте и публикует его в установленном порядке. В случае отказа копия решения с указанием всех оснований отказа (например, не соблюдены условия установления публичного сервитута) направляется заявителю в тот же срок.
Публичный сервитут считается установленным со дня, когда сведения о нем внесены в ЕГРН.
Обладатель публичного сервитута и правообладатель земельного участка, в отношении которого установлено обременение, должны заключить соглашение в письменной форме. В него необходимо включить, в частности, такие условия:
· реквизиты решения об установлении публичного сервитута;
· цель установления публичного сервитута;
· кадастровый номер земельного участка, в отношении которого заключается соглашение;
· срок публичного сервитута;
· размер платы за публичный сервитут, порядок и срок ее внесения;
· права и обязанности обладателя публичного сервитута.
В отношении государственных и муниципальных земель, не обремененных правами третьих лиц, соглашение не заключается.
Обладатель сервитута направляет правообладателю земельного участка:
· проект соглашения об осуществлении публичного сервитута;
· сведения о его границах;
· отчет об оценке для определения размера платы за обременение.
Эти документы направляются одним из способов:
· заказным письмом:
— по адресу, указанному в заявлении об учете прав, в выписке из ЕГРН;
— по адресу земельного участка или объекта недвижимости на нем (при отсутствии других почтовых адресов);
· в электронном виде — по адресу электронной почты, указанному правообладателем земельного участка или приведенному в ЕГРН;
· под расписку.
Правообладатель земельного участка направляет обладателю сервитута подписанное соглашение, уведомление об отказе в его подписании либо в течение 14 дней со дня получения проекта направляет обладателю сервитута предложение о заключении соглашения на иных условиях. В течение 10 дней со дня получения предложения о новых условиях соглашения обладатель сервитута обязан направить правообладателю участка подписанное на новых условиях соглашение или уведомление об отклонении его предложения.
Правообладатель может оспорить в суде решение об установлении публичного сервитута в течение 30 дней со дня получения соглашения о его осуществлении.
Если в течение этого срока соглашение не заключено и решение о его установлении не оспорено в суде, плата за сервитут вносится его обладателем в депозит нотариуса по месту нахождения земельного участка. При этом обладатель обременения, внесший плату в депозит нотариуса, вправе до заключения соглашения осуществлять сервитут (в частности, выполнять работы, предусмотренные проектом соглашения).
Правообладатель может понудить обладателя публичного сервитута заключить соглашение в судебном порядке. В данном случае суд определит условия соглашения и размер платы за обременение, и оно будет считаться заключенным с момента вступления решения суда в законную силу.
Если установление публичного сервитута сделало невозможным использование правообладателем земельного участка или объекта недвижимости на нем в течение срока, превышающего срок, установленный в решении, можно потребовать от владельца публичного сервитута их выкупа по рыночной стоимости и возмещения убытков, а в отдельных случаях (например, аренде, безвозмездном пользовании) — только возмещения убытков, возникших в связи с обременением земельного участка)
При установлении публичного сервитута в специальном порядке его обладатель по общему правилу обязан вносить плату.
Плата за публичный сервитут для земельных участков в государственной или муниципальной собственности, не обремененных правами третьих лиц, устанавливается в размере 0,01% кадастровой стоимости такого участка за каждый год использования, но не менее 0,1% кадастровой стоимости за весь срок обременения, если оно установлено на три года и более.
Уполномоченный орган может издать правовой акт и определить общий порядок платы за публичный сервитут в отношении определенных земель. Например, такой порядок утвержден для публичного сервитута в границах полос отвода автомобильных дорог (кроме частных), который устанавливается в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций и их эксплуатации. Размер ежегодной платы составляет 0,12% кадастровой стоимости земельного участка.
Плата за публичный сервитут для земельных участков в частной собственности или арендованных государственных (муниципальных) участков определяется на основании отчета об оценке. Размер платы должен определяться на дату не позднее чем за 30 дней до даты направления правообладателю земельного участка соглашения об осуществлении публичного сервитута. Такая плата может определяться в соглашении об установлении обременения в виде единовременного платежа или периодических платежей, она рассчитывается пропорционально площади земельного участка и (или) земель в его границах. Ее можно вносить правообладателю земельного участка или в установленных случаях в депозит нотариуса. При этом в депозит нотариуса вносится единовременный платеж.
При досрочном прекращении публичного сервитута внесенная плата не подлежит возврату, если иное не предусмотрено соглашением об осуществлении обременения.
В ряде случаев публичный сервитут должен быть безвозмездным, например при размещении автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях.
Публичный сервитут, установленный в специальном порядке, прекращается на основании решения уполномоченного органа, когда:
— деятельность, для которой он установлен, не осуществляется на протяжении двух и более лет;
— плата за публичный сервитут в отношении государственных или муниципальных земель (земельных участков), не обремененных правами третьих лиц, не внесена в течение шести месяцев со дня принятия решения о его установлении;
— не внесена плата за публичный сервитут, установленный в отношении земельных участков, предоставленных или принадлежащих гражданам или юрлицам:
— в течение шести месяцев со дня получения правообладателем участка проекта соглашения об осуществлении публичного сервитута (при единовременном платеже);
— более двух раз подряд по истечении срока платежа, установленного соглашением об осуществлении публичного сервитута (при периодических платежах);
— обладатель публичного сервитута отказался от него.
По решению суда публичный сервитут, установленный в специальном порядке, может быть прекращен по вашему требованию, например, когда обладатель публичного сервитута ведет деятельность с нарушениями соглашения об осуществлении сервитута и (или) законов и технических регламентов.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *