Перевозка бетона автобетоносмесителем

Перевозка бетона автобетоносмесителем

Вопросы и ответы про доставку бетона автобетоносмесителями (миксерами, АБС)

  • Объемы бетономешалок
  • Длина рукава (лотка) у миксеров
  • Размер бетоновозов
  • Вес бетономешалок. Как определить, проедет или не проедет?
  • Доставка миксером — или самосвалом?
  • Проверка объема смеси в машине
  • Сколько времени дается на разгрузку?
  • За счет чего бетон выгружается из миксера?
  • Промывка бетономешалки

Какого объема бывают миксеры (бетономешалки)?
В Московской области чаще всего — 7 и 9 кубов, реже встречаются машины по 4, 5 и 6 кубов, где-то есть даже совсем маленькие миксеры объемом 2,5 куба. За городом часто встречаются узкие дороги с закрытыми поворотами, и во многие места не проедешь на машинах более 5 кубов вместимостью.
В Москве объем машин — от 6 кубов (причем 6-7-кубовые машины держат не везде). Основные причины, почему нет маленьких миксеров:

  • из-за больших объемов разовой поставки держать маленькие бетономешалки нерентабельно,
  • маленькие миксеры чаще всего — не новые, с токсичными выхлопами, и с ними больше риска попасть на штрафы,
  • кроме того, с ужесточением штрафов за перегруз в 2015-м году многие заводы перешли на доставку неполными машинами, и в 5-кубовой машине можно возить только 2-3 кубометра.

В разделе «Энциклопедия» приведена более подробная информация по продукции лидеров российского рынка АБС, компаниям Тигарбо и ТЗА. Из-за отсутствия спроса компании сокращают производство бетономешалок маленького объема.

Какой длины рукава у бетономешалок (миксеров)?
Обычно длина лотка (желоба) — от 1,5 до 2 метров. Если используются дополнительные приспособления, то они могут быть собственностью водителя, который сам смонтировал желоб и может попросить дополнительную оплату за его использование.
На фотографии ниже — миксер с максимальной комплектацией лотков из 3 секций (1 основной и 2 дополнительных). На практике жёлоб чаще всего состоит из 1 или 2 секций.

Что же делать, если штатной длины желоба недостаточно?

  • если расстояние — до 5 м: сконструировать дополнительный желоб (рукав) самостоятельно (силами рабочих),
  • при расстояниях более 5 м бетонная смесь не потечет по лотку самостоятельно из-за низкого угла. Нужно:
    • либо использовать бетононасос, который подаст бетон на расстояние, значительно большее, чем любой желоб,
    • либо нанимать большое число рабочих, которые вручную (лопатами) будут перетаскивать смесь по лотку (такой вариант выбирают для заливок в окно или в подвал, где насос использовать проблематично).

Иногда встречаются варианты использовать транспортерные ленты или специальные широкие трубы — но они достаточно редкие и по умолчанию рассчитывать на них не стоит.

Какие размеры у миксеров различных объемов?
Конкретный размер бетономешалки зависит не только от объема смесительного барабана, но и от марки шасси, на которое она установлена.
Неизменна только ширина — 2,55 (большие) или 2,50 метра (все остальные миксера).
Усредненные размеры и число осей миксеров в зависимости от объема представлено в таблице ниже:

Как правило, меньшее значение — это миксер на базе КАМАЗа, большее — бетономешалки на базе МАЗа, Урала или иномарок (МАН, Мерседес, Ивеко, Рено, Форд, Вольво, Скания, Мицубиси, Хово, КАМК, Шакман и другие марки).
Бетономешалки на базе вездеходов (КрАЗ, КАМАЗ) в расчете габаритов не участвовали.
Более подробную информацию о габаритах миксеров в зависимости от производителей шасси и смесительного барабана можно найти в разделе «Энциклопедия» на страницах производителей Tigarbo (наибольший выбор) и ТЗА. Другие производители таких подробных данных не предоставляют.

Сколько весит гружёный миксер с бетоном? Сможет ли он проехать до моего объекта?
Вес 1 куба бетона — 2,4 тонны, масса 5-кубового миксера — 12 тонн, 7-кубового — 12 с небольшим тонн.
Таким образом, груженая 5-кубовая бетономешалка весит 24 тонны, 7-кубовая — 29 тонн, 9-кубовая — 35 тонн.
Из-за своего большого веса бетоновозы требуют особенного внимания к дорожному покрытию.
Даже если на участок приехал ЗиЛ с песком (не говоря о легковушке) — это вовсе не значит, что по нему сможет проехать миксер: у ЗиЛа общая масса 10-15 тонн, в то время как у бетономешалки — раза в 2 больше.
Ориентироваться можно следующим образом:

  • если к объекту проложено твердое покрытие (асфальт, плиты) — миксер сможет по нему проехать. Укатанный грунт является твердым покрытием только в сухую погоду — в дожди его может уже размывать. Если машина не может заехать на объект при наличии дороги с твердым покрытием — это вина водителя. Но есть замечание: в отдельных случаях решающим является не твердость покрытия, а свобода пространства — по узким дорогам с закрытыми поворотами проблематично проехать даже маленькому миксеру, не говоря о больших,
  • трава, грунт, снег, подсыпка из песка и щебня твердыми покрытиями не являются, в каких-то случаях проезд по ним возможен, в каких-то — нет, ориентироваться нужно по конкретной ситуации. Поскольку бетономешалка стоит дорого и имеет высокий центр тяжести с риском переворачивания, возможность проезда определяет водитель — лицо, ответственное за сохранность машины.

Можно ли доставлять бетон самосвалами — или обязательно нужно использовать автобетоносмесители (которые также называют миксерами, бетоновозами или бетономешалками)?

Согласно п. 9.1. ГОСТ 7473-2010 «бетонные смеси доставляют потребителю транспортом специализированных видов, предназначенных для перевозки бетонных смесей. По согласованию производителя с потребителем допускается транспортировать жесткие бетонные смеси автосамосвалами».
На практике жесткие смеси называют тощим бетоном — бетоном с пониженным содержанием цемента и повышенным содержанием щебня.
По аналогии есть жирный бетон (соответственно, с пониженным содержанием щебня и повышенным содержанием цемента — в реальной практике не используется) и товарный бетон (по стандартной рецептуре).

Товарный бетон считается подвижной смесью, для которой нормируется подвижность (от П1 до П4), тощий бетон — жесткой и сверхжесткой смесью (долго или очень долго растекается под действием собственного веса, для него нормируется жёсткость (от Ж1 до Ж4) и сверхжесткость (от СЖ1 до СЖ3).

Из-за своей жесткости при транспортировке тощего бетона в миксере очень высокий риск, что бетон не удастся вывалить из бочки, поэтому в ГОСТ и добавлена норма о транспортировке в самосвалах. Из-за этого же риска дорожный бетон (подвижностью П1) также транспортируют в самосвалах.
Поэтому, при заказе тощего бетона:

  • уточните и убедитесь достоверно, что нет недопонимания в терминологии (иногда тощий бетоном называют любой бетон низкой прочности вне зависимости от консистенции — а это некорректно),
  • если вы разобрались, что вам нужна именно жесткая бетонная смесь — не удивляйтесь, что она доставляется в самосвалах. Более того — остерегайтесь тех, кто предлагает доставку его в миксерах, потому что это обычно посредники (которые подставляют под угрозу чужую технику, не свою) или не очень опытные сотрудники.

Как я могу убедиться, что в миксере именно тот объем бетона, что указан в накладной?
Подробный ответ на этот вопрос расписан в отдельной статье.

Сколько времени можно разгружать миксер?
У каждого производителя — своя норма, но для усреднения можно сказать, что 1 метр кубический должен разгружаться не более 10 минут, за дополнительный простой взимается штраф от 500 до 1000 рублей за час простоя.

Каким образом бетон выгружается из миксера?
Бочка-бетоносмеситель использует механизм «винта Архимеда».
Когда бочка крутится по часовой стрелке — бетон переваливается из одного жёлоба в другой — но не расплескивается из бочки и по-прежнему остается в ней.
Но как только бочка начинает вращаться против часовой стрелки — бетон выгружается из бочки, поднимаясь с самых низов наверх.
На этом видео запечатлена бетономешалка с 1 основной и 2 дополнительными секциями желоба.
Обратите внимание на момент смены направления вращения.

Мне говорили, что нужно еще дать миксеру возможность промыться. Что это такое?
Да, после заливки водитель бетономешалки промывает желоб, чтобы остатки бетона не выплеснулись на дорогу или не застыли на нем
Для этого достаточно относительно небольшого количества воды (~50 л).
Проводить промывку за пределами стройплощадки чревато штрафами, поэтому поставщики часто уточняют, есть ли площадка, на которой вода и остатки бетона останутся после промывки.

Часто задаваемые вопросы

1. Человек на объекте, с которым связываются перед отправкой машин прораб или заказчик, должен быть на связи и отвечать на телефонные звонки. Если контрольный звонок не будет отвечен, диспетчер завода оставляет за собой право отправить машины на другие объекты, и бетон на ваш объект вовремя не приедет.

2. При оплате бетона наличными на месте выгрузки поставка всё равно осуществляется на условии предоплаты. Это означает, что когда миксер приходит, сначала производится оплата, потом — выгрузка.

3. На разгрузку автомобиля дается ограниченный промежуток времени, который входит в стоимость доставки. Этот промежуток составляет 40 минут пяти кубовым автобетоносмесителем. В случае, если в обозначенное время вы не уложились, взимается плата за простой машины.

4. В случае, если бетон оплачен по безналу, эти деньги списываются с предоплаченного объема. Чтобы полностью получить заказанный объем, вы должны либо доплатить за простой наличными, либо сделать срочный платеж. Наличные могут быть зачтены как залог, и возвращены после того, как простой будет оплачен по безналу.

5. В случае, если ни того, ни другого сделано не будет, завод оставляет за собой право не отпускать свою продукцию в долг (который может образоваться из-за простоя машин).

6. Замешивание бетона — процесс необратимый, потому что компоненты бетона после смешивания уже не разделить обратно, и либо смесь выливается на объекте — либо она пропадает. Если оплата за бетон осуществляется по безналичному расчету, то после выхода машины с завода и подтверждения прорабом готовности ее принять — либо заказчик принимает ее своими силами, либо (в случае отказа принимать) она всё равно считается принятой, и деньги за нее списываются в полном объеме.

7. Основная причина, по которой не удается принять бетон на объекте — это подъездные пути. Заказчик обязан обеспечить подъездные пути к своему объекту.

8. Даже если оплата за товар производится на объекте наличными — в случае невозможности проехать на объект завод будет предъявлять претензию заказчику и принуждать оплатить пропавший бетон.

9. Правило также распространяется на режимные объекты с пропускной системой и дороги, закрытые для проезда грузового транспорта.

10. Если в таком случае у завода возникают проблемы — они решаются силами и средствами заказчика.

11. Расхождения по количеству товара в миксере лучше решать как можно быстрее, перед сливом смеси в опалубку.

12. При подозрениях в недовозе самый безапелляционный аргумент — это явная нехватка бетона в машине. Поэтому перед заливкой — поднимайтесь и смотрите наполненность машины.

13. В остальных случаях доказать нехватку бетона тяжелее, и если вопросов по количеству бетона в машине не возникало — после заливки нужно будет дополнительно промерять размеры «по конструктиву» и насколько реальные размеры конструкции соответствуют размерам «по проекту».

14. Претензии по качеству товара можно предъявлять только после истечения срока набора прочности.

15. В момент поставки нельзя сказать «Мне не нравится этот бетон (по цвету, консистенции и т.п.), забирайте его обратно!» — это будет неаргументированное возражение.

16. Если вас явно не устраивает качество поставляемого товара — вы можете разве что отказаться от следующих поставок, но вывод по уже полученному товару можно сделать тогда, когда исчезнет надежда на исправление ситуации, а не при появлении первых подозрений.

Справочник строителя | Машины для транспортирования бетонов и растворов

АВТОБЕТОНОСМЕСИТЕЛИ

Автобетоносмесители применяют для приготовления бетонной смеси в пути следования от питающих отдозированными сухими компонентами специализированных установок к месту укладки, для приготовления бетонной смеси непосредственно на строительном объекте, а также для транспортирования готовой качественной смеси с побуждением ее при перевозке. Они представляют собой гравитационные реверсивные бетоносмесители с грушевидным смесительным барабаном, установленные на шасси грузовых автомобилей, специальных шасси автомобильного типа или на полуприцепах, агрегатируемых с трехосными тягачами.

Смесительные барабаны имеют постоянный угол наклона оси (10…15°) к горизонту. Внутри смесительных барабанов установлены двухзаходные винтовые лопасти, обеспечивающие загрузку и перемешивание бетонной смеси при вращении барабана в одну сторону и выгрузку готовой смеси при вращении барабана в обратном направлении (реверсе).

Привод вращения смесительного барабана может быть механическим с отбором мощности от автономного двигателя через систему механических передач, включающих реверсивный редуктор и цепную передачу с зубчатым венцом, закрепленным на барабане, и гидромеханическим с отбором мощности через гидромеханическую передачу от автономного двигателя, двигателя базового шасси или от коробки отбора мощности трансмиссии шасси.

Гидромеханическая передача включает гидронасос с регулируемой подачей, реверсивный гидромотор и планетарный редуктор. Гидронасос нагнетает рабочую жидкость в гидромотор, который через планетарный редуктор приводит во вращение смесительный барабан. Гидромеханический привод позволяет бесступенчато плавно регулировать частоту вращения барабана. Рабочее давление в гидросистеме составляет 18…22 МПа.

Для загрузки смесительного барабана компонентами смеси или бетонной смесью, а также выгрузки смеси из смесительного барабана на место укладки автобетоносмесители оборудуются лотковыми загрузочно-погрузочными устройствами. Для обеспечения технологического процесса приготовления бетонной смеси из сухих компонентов, предварительно загруженных в смесительный барабан, а также промывки барабана и узлов автобетоносмесителя от остатков бетонной смеси автобетоносмеситель снабжен системой водопитания с баками для воды, аппаратурой для подачи воды под давлением и ее дозирования.

Технологическое оборудование отечественных автобетоносмесителей имеет мало различий и максимально унифицировано. Автобетоносмесители способны работать при температуре окружающего воздуха — 30°…+ 40 °С. Максимальная скорость загруженных автобетосмесителей при движении по дорогам в технологическом режиме составляет не более 60 км/ч.

Главным параметром автобетоносмесителей является вместимость смесительного барабана по выходу готовой смеси (м3).

На рынок автобетоносмесителей России и СНГ свою продукцию поставляют: ЗАО «КОМЗ-Экспорт» (г. Каменск-Шахтинский, Ростовская обл.), ОАО «Туймазинский завод автобетоновозов» (Башкортостан), ЗАО «Пушкинский машиностроительный завод» («ПМЗ»), Могилевский автомобильный завод (МоАЗ) (Беларусь), ООО «Дизель-ТС» (Нижегородская обл.).

ОАО «Туймазинский завод автобетоновозов» («ТЗА») является наиболее крупным в России и СНГ производителем автобетоносмесителей и выпускает более 10 различных модификаций автобетоносмесителей с барабанами по выходу бетонной смеси 5…9 м3 на шасси КамАЗ, ЗИЛ, Урал, КрАЗ, МАЗ, МЗКТ, предназначенных для разных нагрузок и дорожных условий. Выпускаемые в последнее время ОАО «ТЗА» автобетоносмесители имеют цифровую индексацию вместо ранее установленной традиционной индексации с использованием буквенных обозначений (СБ).

К типоразмерному ряду пятикубовых автобетоносмесителей относятся: автобетоносмесители 581412 на шасси КамАЗ-55111 (6×4) и 58141В на шасси Урал-55571-1112-30 с механическим приводом смесительного барабана от автономного двигателя; автобетоносмесители 58140С на шасси КамАЗ-55111 (6 х 4) и58141А на шасси Урал-55571-30(6 х 6) с гидромеханическим приводом от двигателя шасси.

Автобетоносмеситель 581412 (рис. 1) с объемом готового замеса 5 м3 смонтирован на шасси 1 грузового автомобиля КамАЗ-55111. Рабочее оборудование автобетоносмесителя включает раму 9, смесительный барабан 4 с загрузочно-разгрузочным устройством, механизм 3 вращения барабана, дозировочно-промывочный бак 2, водяной центробежный насос, систему управления оборудованием с рычагами 10, 12 и контрольно-измерительные приборы 11. Смесительный барабан имеет три опорные точки и наклонен к горизонту под углом 15°. Загрузочно-разгрузочное устройство состоит из загрузочной 5 и разгрузочной 6воронок, складного лотка 7 переменной длины и поворотного устройства 8. Лоток может поворачиваться при разгрузке в горизонтальной плоскости на угол до 180° и в вертикальной плоскости на угол до 60°.

Рис. 1. Автобетоносмеситель 581412
Рис. 2. Кинематическая схема автобетоносмесителя

Кинематическая схема автобетоносмесителя показана на рис. 2. На внутренней поверхности барабана укреплены две спиральные лопасти 11, угол наклона которых подобран таким образом, что при вращении в одном направлении компоненты смеси попадают в нижнюю часть барабана, где происходит их гравитационное перемешивание, а при вращении в обратную сторону лопасти подают готовую смесь к приемному лотку, соединенному с поворотным разгрузочным желобом. Вращение барабану 9 сообщается от индивидуального дизельного двигателя 3 через реверсивный зубчатый редуктор 5 и цепную передачу 6, ведомая звездочка к которой жестко прикреплена к сферическому днищу барабана, опирающегося спереди на раму шасси центральной цапфой 7, а сзади — гладким бандажом 10 на опорные ролики 12, установленные на шарикоподшипниках. Привод обеспечивает две частоты вращения барабана в обе стороны при загрузке, перемешивании и разгрузке. Частоту вращения при загрузке выбирают в зависимости от производительности питающей установки. Приготовление смеси в пути следования производят при дальности транспортировки не более 10…15 км, при этом отдозированые компоненты в смесительный барабан загружают одновременно. При перевозках на большие расстояния в барабан загружают сначала сухие компоненты (цемент и заполнители), а подачу воды и приготовление смеси производят непосредственно на объекте. Заданная порция воды подается в смесительный барабан из дозировочно-промывочного бака центробежным насосом 1 через сопло в загрузочной воронке. Через то же сопло производится промывка барабана водой после разгрузки. Привод насоса осуществляется от двигателя 3 через карданный вал 4 и клиноременную передачу 2. При транспортировке готовой бетонной смеси во избежание ее расслаивания барабан вращается с пониженной частотой, непрерывно перемешивая смесь.

Автобетоносмеситель 58140С с объемом готового замеса барабана 5 м3 отличается от автобетоносмесителя 58412 системой привода барабана и отбора мощности, а также возможностью бесступенчатого регулирования частоты вращения смесительного барабана в диапазоне 0…20 мин-1. Вращение смесительному барабану сообщается от реверсивного гидромотора с рабочим давлением 25 МПа через планетарный редуктор. Питание гидромотора осуществляется от регулируемого реверсивного гидронасоса, получающего вращение от коробки отбора мощности через карданный вал. Техническая часовая производительность автобетоносмесителя, м3/ч,

Пт = 60Vkобkвых/Тц,

где V- вместимость барабана, м3; kоб — коэффициент использования геометрического объема, представляющего отношение объема сухих составляющих, загружаемых в барабан, к геометрическому его объему; kвых — коэффициент, характеризующий выход смеси и определяемый отношением ее объема к объему сухих составляющих (при перевозке автобетоносмесителем готовой бетонной смеси kвых =1); Тц — продолжительность цикла автобетоносмесителя, мин,

где L — дальность перевозки смеси, км; vтр и vпор — скорость движения автобетоносмесителя в груженом и порожнем состояниях, км/ч; t3 — продолжительность загрузки барабана сухими составляющими, мин; tр и tп — продолжительность разгрузочных и промывочных операций, мин.

Типоразмерный ряд шестикубовых автобетоносмесителей представляют: автобетоносмеситель 58146Н на шасси КамАЗ-53228 (6 х 6) с гидромеханическим приводом от автономного двигателя; автобетоносмеситель 581462 на шасси КамАЗ-53229 (6 х 4) с отбором мощности от автономного двигателя; автобетоносмеситель 581461 на шасси КамАЗ-65И5(6 х 4) с гидромеханической передачей от двигателя базового шасси.

Семикубовые автобетоносмесители — 58147С на шасси КамАЗ-53229 (6 х 4) и 581470 на шасси МАЗ-63035-100 (6 х 6) с гидромеханической передачей от автономного двигателя.

Восьмикубовые автобетоносмесители 581482 на шасси КамАЗ-6540 и 581480 на шасси МЗКТ-69237 с гидромеханической передачей от автономного двигателя наиболее эффективно используются для обслуживания объектов строительства с большим потреблением бетона.

Техническая характеристика автобетоносмесителей ОАО «ТЗА» приведена в табл. 1.

Автобетоносмесители на полуприцепе 993710 и 993700 объемом смесительного барабана по выходу готовой смеси соответственно 8 и 6 м3 представляют модифицированный вид автобетоносмесителей, которые позволяют транспортировать и готовить бетонную смесь в пути следования или по прибытии на строительный объект.

Технологическое оборудование автобетоносмесителей (рис. 3) смонтировано на полуприцепе ЧМ ЗАП-8001, соединяемом сцепным устройством с трехосными седельными тягачами различных моделей: КамАЗ, МАЗ, «Татра», «Ивеко», «Мерседес-Бенц».

Рис. 3. Автобетоносмеситель на полуприцепе

Привод смесительного барабана автобетоносметелей осуществляется от автономного дизеля Д-144 через гидромеханическую передачу.

Полуприцеп имеет две выносные опоры, на которые бетоносмеситель устанавливается по прибытии автопоезда на строительный объект, до тех пор, пока автотягач не доставит очередной загруженный полуприцеп и не заберет для загрузки освободившийся.

Таблица 1. Техническая характеристика автобетоносмесителей ОАО “ТЗА”

Достаточная маневренность автобетоносмесителей на полуприцепе обеспечивает их успешную эксплуатацию в стесненных условиях строительной площадки.

Техническая характеристика автобетоносмесителей на полуприцепе приведена в табл. 2.

Таблица 2. Техническая характеристика автобетоносмесителей на полуприцепе
Параметры
Модель
993700
993710

Вместимость смесительного барабана по выходу готовой смеси, м3

Геометрическая вместимость смесительного барабана, м3

Вместимость бака для воды, л

Привод смесительного барабана

Гидромеханический от автономного дизеля

Д-144-66

Д-144-64

Мощность автономного дизеля, кВт

36,8

36,8

Частота вращения смесительного барабана, мин-1

Высота загрузки смесительного барабана, мм

Высота выгрузки, мм

Продолжительность перемешивания, мин

Масса автобетоносмесителя (без тягача), кг:

снаряженная

11 190

полная

18 000

25 590

Седельный тягач

КамАЗ-5410

КамАЗ-54112

Максимальная нагрузка, кг:

на седельное устройство тягача

на заднюю тележку

10 000

16 770

Габаритные размеры, м

7 х 2,5 х 3,6

8×2,5×3,6

Изготовитель

ОАО «ТЗА»

Организация процесса доставки бетона автобетоносмесителями

Когда на стройке нужен бетон В последнее время наблюдается большой рост объемов строительства, и чаще всего это высотное монолитное строительство жилых и офисных зданий. И скорость возведения здания во многом зависит от скорости бетонных работ. Соответственно в современных условиях возрастает и потребность в специализированных машинах по доставке бетона, в частности автобетоносмесителей.
Итак, вам нужно выполнить бетонные работы на стройке и обеспечить для этого доставку бетона.

Чем доставлять бетон

Прежде всего заказчик должен определиться, какой марки ему нужен бетон, потому что от этого зависит вид транспорта, которым он будет доставляться.

Согласно п. 9.1. ГОСТ 7473-2010, «бетонные смеси доставляют потребителю транспортом специализированных видов, предназначенных для перевозки бетонных смесей. По согласованию производителя с потребителем допускается транспортировать жесткие бетонные смеси автосамосвалами», то есть если вам нужны жесткие смеси (или «тощий бетон») – бетон с пониженным содержанием цемента и повышенным содержанием щебня, такую смесь рекомендуется доставлять в самосвалах, так как она обладает плохой подвижностью и плохо выгружается из АБС. Кстати, при заказе тощего бетона нужно четко убедиться, что ваш заказ правильно понят, нет непонимания терминов и вам отгрузят именно тот сорт бетона, который вам нужен и в самосвалах. Остерегайтесь тех, кто предлагает доставку тощего бетона в миксерах, потому что это обычно посредники, которые подставляют под угрозу чужую технику, а не свою, или не очень опытные сотрудники.

Если же заказчику нужен обычный товарный бетон стандартной рецептуры при строительстве объектов в черте города или в пригороде, лучше всего доставлять его в АБС, заказывая на бетонном заводе.

Практически каждый железобетонный завод имеет в своем автопарке бетоновозы и автобетоносмесители. Преимущество миксера перед бетоновозом (и тем более перед самосвалом) в том, что в процессе движения АБС непрерывно перемешивает раствор, тем самым не давая ему расслоиться, и препятствует испарению воды из раствора, предохраняет от воздействия солнца, ветра и атмосферных осадков, сохраняя (в определенной степени) его качество.

Аренда. Цена автобетоносмесителя составляет немалую сумму, и не каждая строительная компания может позволить себе такое приобретение. Поэтому часто строители арендуют данные автомобили на условиях почасовой оплаты. Это значительно экономит затраты при строительных работах даже несмотря на то, что во время аренды обслуживание и ремонт техники осуществляет компания-арендатор. К тому же можно подобрать миксер именно такого объема, с такими техническими характеристиками, какие необходимы для данного конкретного объекта.

Но если не получается решить вопрос с арендой АБС, как вариант, можно купить машину б/у.

Выбор б/у миксера при покупке. Со временем, если промывка барабана после выгрузки раствора осуществлялась некачественно, не полностью, на внутренних стенках барабана собирается затвердевший бетон. Соответственно вместимость сокращается. Купив б/у миксер с барабаном на 5 м3, вы получите лишь 4–4,5 м3. Кроме того, большое количество застывшего раствора на стенках может создавать помехи для вращения барабана и, как следствие, снижать равномерность перемешивания и качество конечного продукта. Поэтому, приобретая б/у миксер, необходимо проверить состояние стенок барабана изнутри.

Необходимое количество бетона

Считается, что на расстояние более 70 км или по сложной труднопроходимой дороге доставку готового бетона осуществлять неэффективно, так как стоимость и время доставки будут высокими, и высок риск потери качества бетона при транспортировке. Если необходимы большие объемы раствора, а расстояние до бетонного завода велико, оптимальным решением будет установка растворно-бетонного узла (РБУ) непосредственно на объекте. Но если объект находится недалеко от бетонного завода, раствор обычно доставляют автобетоносмесителями.

Автобетоносмеситель – машина универсального применения, с ее помощью можно и однократно доставить небольшой объем бетона, и беспрерывно подвозить готовый бетонный раствор на большие строительные объекты для возведения крупных сооружений и строительства дорог. Теперь можно перейти к выбору АБС.

Определить и заказать нужный объем бетона. Необходимо, обратившись к специалистам или самостоятельно, точно рассчитать требующийся для вашего объекта объем бетона и узнать, каков объем бетона на выходе будет в миксере, а уже затем оформить заказ.

Если заказчику необходимо меньше кубометров бетона, чем доставляет АБС поставщика (например, нужно 6 м3 бетона, а есть лишь миксер на 7 м3), то, скорее всего, заказчику придется оплатить штраф за недогруз.

На какое расстояние можно перевозить бетонный раствор, не опасаясь за потерю его качества (расслоение, затвердевание и пр.)?

Правильнее говорить не о расстоянии, а о времени доставки, т. к. даже на коротком маршруте транспортное средство может надолго застрять в пробке. По ГОСТ 7473–94 (правда, устаревшему, официально не действующему) допускалась продолжительность транспортировки бетонных смесей разных сортов (но с многочисленными оговорками: при температурах воздуха 20–30 °С, температуре смеси 18–20 °С, средних скоростях движения в зависимости от дорожного покрытия 15–30 км/ч) – в АБС до 210 минут, а в самосвалах более чем в три раза меньше – до 60 мин. При изменении температуры смеси или окружающей среды максимально допустимую продолжительность транспортировки определяют опытным путем. При температуре воздуха от 6 до 20 °С и от –5 до +5 °С время транспортировки бетонных смесей может быть увеличено на 10 и 25% соответственно. Заметим, что в России максимальная скорость движения АБС в технологическом режиме составляет не более 60 км/ч, за рубежом – до 90 км/ч.

По ныне действующему ГОСТ 7473–2010 «Максимальная продолжительность транспортировки бетонной смеси не должна быть более времени сохраняемости ее свойств, указанных в договоре на поставку. Время «сохраняемости свойств» определяется опытным путем». Срок годности бетонного раствора – задача со многими неизвестными, т. к. зависит от ряда факторов: температуры воздуха, водоцементного отношения (В/Ц), типа пластификатора, типа противоморозной добавки и прочих добавок, которых известно около 80 типов, даже от скорости вращения барабана АБС. Однако европейская техника, предназначенная для работы с таким скоропортящимся продуктом, как бетонная смесь, а также большинство отечественных моделей способны работать в широком диапазоне температур (от –35 до +45 °С), что позволяет эксплуатировать автобетономешалки в условиях продолжительных морозных зим и жаркого лета нашей страны.

Летом в жару бетон начинает схватываться очень быстро. Зимой в сильный холод в помещениях бетон может затвердевать до 5 часов. И то и другое плохо, качество бетона страдает в обоих случаях. Но приблизительно можно ориентироваться на время от 40 минут и до двух часов от начала транспортировки, с разгрузкой и до укладки бетона на место. В практике считается, что бетон, «проживший» 2,5 ч, уже непригоден для укладки, впрочем, с этим мнением согласны не все специалисты. А опыт с первым же миксером позволит уточнить это значение для конкретных условий, существующих на строительном объекте в данный момент.

Впрочем, можно рассмотреть вариант с добавлением присадок-замедлителей схватывания и затвердения раствора, а также пластификаторов – но насколько они увеличат стоимость бетона? Теоретически можно привозить сухую бетонную смесь из цемента, песка и щебня, срок ее годности не ограничен при постоянном перемешивании во время движения АБС, и если на объекте имеется вода удовлетворительного качества и дозатор воды, замешивать/ приготавливать раствор прямо на объекте или на подъезде к объекту – в миксере, используя воду и добавки (пластификатор или противоморозную добавку) из бака автомобиля. Выхлопная труба автомобиля проходит через бак, и теплом выхлопных газов вода в баке обогревается, чтобы предотвратить замерзание.

Однако специалисты отмечают ряд серьезных недостатков такого способа доставки. Во-первых, завод никак не сможет проконтролировать качество получившейся в итоге смеси, а значит, и отвечать за качество, ведь лаборатория ОТК находится на заводе. И самое главное: как правило, при движении за миксером, загруженным сухой смесью, тянется шлейф цементно-песчаной пыли. ГИБДД выписывает за это немалые штрафы.

Сможет ли миксер доехать до нужного места на стройплощадке?

АБС – тяжелая машина с высоко расположенным центром тяжести, поэтому заказчик должен заранее рассчитать, выдержат ли подъездные пути на стройплощадке вес груженого миксера, а также сможет ли он маневрировать на площадке, чтобы подъехать к месту разгрузки?

Приведем таблицу, которая поможет заказчику приблизительно ориентироваться при определении массы и габаритов АБС.

Обычно меньшее значение диапазона – это миксер на базе КАМАЗа, большее – АБС на базе МАЗа, УРАЛа или иномарок (МАN, Меrcedes, Iveco, Renault, Ford, Volvo, Scania, Mitsubishi, Howo, CAMC, Shacman и др.). АБС на шасси повышенной проходимости (УРАЛ, КАМАЗ) в таблице не учтены.

Прибавив к снаряженной массе АБС массу бетона (умножить плотность данной марки бетона на количество кубометров, плотность бетона, см. ниже), заказчик определит примерный вес груженого автобетоносмесителя. Из-за своей большой массы АБС предъявляют повышенные требования к дорожному покрытию. Например, полностью груженный 12-кубовый автобетоносмеситель может весить около 50 т. По дороге с твердым покрытием (асфальт, бетонные плиты) он проедет без затруднений. По укатанному грунту – только в сухую погоду. По травянистому дерну, замерзшему снегу, подсыпке из песка и щебня проезд проблематичен и зависит от конкретной ситуации (особенно это опасно вблизи котлованов и траншей). То же и по габаритам – заказчик должен заранее определить возможность проезда и маневрирования громоздкой машины.

Разгрузка бетона на объекте

Но вот АБС благополучно доехал до точки разгрузки. Необходимо тщательно подготовиться к разгрузке и укладке бетонной смеси, т. к. бетонные заводы дают 30–60 мин на разгрузку миксера, а за простой требуют дополнительную оплату.

Как уже говорилось, миксер в какой-то степени сохраняет свойства бетонного раствора, но как только бетон выгружен из АБС, начинается процесс его затвердевания, с каждой минутой он теряет текучесть и пластичность, т. е. удобоукладываемость. Поэтому бетон должен быть быстро выгружен и уложен в возводимую конструкцию. У каждого производителя своя норма времени выгрузки бетона из АБС, но в среднем можно считать, что 1 м3 выгружается не более 10 минут.

Следует учесть, что оплата насчитывается отдельно за сам бетон, за его доставку, а также за время простоя взимается штраф от 500 до 1000 рублей в час. У заказчика тут может быть два варианта: либо возить бетон постепенно меньшими порциями, но тогда придется оплачивать рейсы большего числа меньших по объему миксеров, либо привезти сразу большой объем одним большим миксером, но выгружать его постепенно, по мере укладки. В этом случае придется оплачивать время простоя миксера.

Впрочем, можно выгрузить бетон в промежуточную емкость, например, короб из досок, и уже из нее укладывать бетон в конструкцию. На практике применяют такие способы защиты выгруженного в емкость бетона от схватывания, как заливка тонким слоем воды и прикрытие брезентом или другой тканью от солнца.

Определение фактического количества доставленного раствора. Заказчик должен обязательно потребовать паспорт доставленного бетона, где указываются основные характеристики и объем бетонной смеси. Не секрет, что реальное количество бетона в миксере может отличаться от указанного в документах. Заказчику полезно знать способы, с помощью которых можно определить, сколько бетона фактически находится в миксере.

По массе отгружаемой смеси. Если есть возможность проверить массу загруженного миксера или на заводе производилось взвешивание отгружаемого раствора, то реальный объем бетона вычисляется путем деления массы раствора на его плотность. Ориентировочно плотность тяжелого бетона со щебеночным и гравийным наполнителем составляет 1800–2500 кг/м3, легкого газонаполненного бетона с наполнителем из керамзита, вермикулита и т. п. – 500–1800 кг/м3, а сверхлегких газо- и пенобетонов – менее 500 кг/м3.

По времени выгрузки. Можно приблизительно ориентироваться и по времени выгрузки раствора: около 5–10 мин на 1 м3 в зависимости от пластичности бетона, хотя у некоторых АБС в спецификации указан «темп разгрузки бетона 1 м3/мин».

На какое расстояние может выгружать раствор миксер? Обычно длина лотка (желоба) АБС составляет от 1,5 до 2 м. Некоторые автобетоносмесители оборудованы дополнительным разгрузочным пластиковым рукавом длиной до 6–8 м, что позволяет разгружать бетонную смесь в труднодоступных местах. Если используются дополнительные приспособления, то они могут быть собственностью водителя, который сам смонтировал желоб и может попросить дополнительную оплату за его использование.

Что делать, если штатной длины желоба недостаточно? Если расстояние до 5 м, рекомендуется самостоятельно изготовить дополнительный желоб или рукав. На расстояние больше 5 м под небольшим углом бетонная смесь по лотку ск орее всего самостоятельно не потечет. В этом случае нужно либо использовать бетононасос, либо привлекать рабочих, которые будут вручную лопатами гнать смесь по лотку (такой вариант выбирают для заливок в окно или в подвал, где насос использовать сложно), либо перетаскивать раствор ведрами и носилками. Иногда применяют ленточные транспортеры или специальные широкие трубы.

Промывка миксера. После выгрузки бетона барабан и желоб миксера промывают водой. Для этого достаточно относительно небольшого количества воды, около 50 л. Большой эффективности можно добиться, применяя моечный аппарат высокого давления. Никаких химических моющих веществ не требуется. Выполнять промывку за пределами стройплощадки не рекомендуется, водителя могут оштрафовать.

Чаще всего поставщики просят, чтобы водитель миксера мог выполнить промывку на объекте. Поэтому заказчику необходимо подготовить площадку, на которой можно будет сливать использованную воду с остатками бетона.

Очистка внутренних стенок смесительного барабана от затвердевшего бетона. Как уже говорилось, со временем, если промывка смесительного барабана после выгрузки раствора осуществлялась некачественно, не полностью, на внутренних стенках барабана собирается затвердевший бетон. Традиционно его удаляют механическим способом – отбойным молотком, кувалдой. Но специалисты знают и другие необычные способы очистки.

Существует полушутливое экзотическое предложение использовать небольшое количество взрывчатки. Но это, пожалуй, слишком опасный и сложный способ, здесь нужен высококвалифицированный специалист-взрывотехник.

Для очистки от бетона советуют применять старые, отслужившие свое аккумуляторные батареи, в которых остался электролит. Поместите десяток аккумуляторов в барабан и вращайте его около часа. Батареи разобьются – так их будет удобнее сдать на вторичную переработку, а кислота нейтрализуется, вступив в реакцию с цементом, который является щелочью. Бетон при этом будет разрушаться, кусками отваливаться от стенок барабана, эти куски будут вращаться в барабане и бить по бетону, еще оставшемуся на стенках, кислота будет проникать в образующиеся трещины и способствовать разрушению бетона и очистке стенок барабана. Если нет списанных аккумуляторов, можно просто залить определенное количество слабой кислоты. Возможно, операцию придется проделать несколько раз. Можно еще порекомендовать забросить во вращающийся барабан несколько булыжников размером с апельсин, они помогут отбить бетон от стенок и в то же время не повредят перемешивающие винтовые лопасти. В заключение все осколки выгружаются из барабана. Конечно, чтобы не нанести вреда экологии аккумуляторной кислотой, ее нужно хорошенько разбавить водой, промыв барабан и выгруженные осколки.

Российский рынок АБС

А теперь посмотрим, что же предлагает рынок автобетоносмесителей российскому потребителю?

ПАО «Туймазинский завод автобетоновозов» (ТЗА) является одним из лидеров российского рынка миксеров. Завод выпускает ряд моделей АБС с барабанами емкостью от 5 до 12 м3, которые устанавливаются на шасси отечественных и иностранных грузовиков, в том числе на полуприцепы. Гордость завода – две новые модели – 58145Y (5 м3) и 58147Y (7 м3), соответствующие требованиям нового регламента. У них нагрузка на ось составляет менее 8 т.

Завод стремится улучшать качество продукции – АБС комплектуются компонентами итальянского производства: планетарными редукторами РМР и маслоохладителями гидросистемы OESSE. Опционно может быть установлен «зимний вариант» технологического оборудования, совсем не лишний в нашем климате, направляющая труба смесительного барабана, система видеонаблюдения и т. д.

ЗАО «КОМЗ-Экспорт», выпускающее автобетоносмесители под маркой TIGARBO, также всегда упоминается среди лидеров российского рынка. Компания выпускает АБС с барабанами емкостью от 4 до 12 м3 на отечественных и зарубежных шасси, в том числе полуприцепы. Предприятие комплектует свои миксеры компонентами немецкого производства: редуктором смесительного барабана фирмы ZF и маслоохладителем гидросистемы AKG.

Интересной моделью является УНИМИКС-4 – самоходное шасси со смесительной установкой емкостью 4 м3, которая позволяет автономно производить бетонную смесь различных марок из цемента, инертных наполнителей и воды. АБС оснащен системой весоизмерения, управления составлением рецептов и замесами. Такие машины популярны в Италии.

ООО «Дизель-ТС» из Нижегородской обл., а также «Пушкинский машиностроительный завод», а еще раньше «Бецема», похоже, прекратили выпуск АБС и полностью перешли на производство другой продукции. Теперь никто в России не производит смесительные установки емкостью 2 м3.

«Могилёвский автомобильный завод» (МоАЗ) (Беларусь) выпускает три модели автобетоносмесителей, все емкостью 6 м3, одна из них на полуприцепе, но поскольку шасси МАЗ из-за проблем с качеством в последние годы не очень популярно у нашего потребителя, это предприятие не играет заметной роли на нашем рынке.

То же можно сказать и об автобетоносмесителе АБС-10ДА емкостью 10 м3 на шасси МЗКТ.

Компания Liebherr предлагает широкий ряд автобетоносмесителей емкостью от 6 до 15,5 м3 на шасси с количеством осей от 2 до 6, часть из которых может быть подъемными. Имеются исполнения АБС на шасси полуприцепов. Смесители Liebherr выполняются из специальной упрочненной стали с вкраплениями титанкарбонита. Такая сталь производится исключительно для компании Liebherr. Для стран с жесткими ограничениями по нагрузке на ось предлагаются облегченные смесители, в которых некоторые стальные детали заменены на пластиковые и алюминиевые. По заказу АБС может оснащаться ленточным транспортером.

Второй крупный немецкий производитель АБС – компания Stetter входит в состав Schwing Group. В 2012 г. компанию Schwing GmbH купила китайская корпорация XCMG. Stetter выпускает четыре линейки бетоносмесителей емкостью от 6 до 15 м3 на базе автомобилей и полуприцепов: Basic line, Light line, Heavy duty и Trailer line. Предлагаются облегченные смесители емкостью 7–9 м3, например, новая облегченная модель АБС Schwing Stetter UltraEco емкостью 8 м3. Инженеры компании Stetter разработали смеситель из закаленной стали повышенной прочности, компоненты из алюминия и облегченные агрегаты без снижения качества и надежности.

Компания ООО «Колуман Рус», дочерняя компания турецкого холдинга Koluman Holding A.S., предлагает модель автобетоносмесителя КСМ-10 с барабаном вместимостью 10 м3 геометрическая емкость 16 500 л) с приводом от двигателя 4-осного шасси Actros 4141BB 8х4. Все металлоконструкции собственного производства Koluman, также использованы стандартные комплектующие – гидравлический насос и гидромотор Eaton, редуктор Transmital 577S, крутящий момент передается от коробки отбора мощности. В систему встроен охладитель AKG 24V. Скорость вращения смесительного барабана составляет 14 мин-1. Благодаря системе подачи воды сжатым воздухом не используется водяной насос, который может выйти из строя в холодное время года, и оператор всегда по окончании работы может продуть трубопроводы сжатым воздухом во избежание замерзания системы в холода. Это очень простая и весьма эффективная система.

По желанию заказчика машина может комплектоваться водяными баками объемом 650 или 1000 л. Установка собрана на надрамнике и отличается проработанностью конструкции. «Колуман Рус» обеспечивает гарантийное и сервисное обслуживание техники на всей территории России. По ценам техника «Колуман Рус» находится на границе среднего и премиум-сегмента.

Из итальянских производителей в России известны АБС компании Cifa, которую в 2008 г. приобрел китайский концерн Zoomlion. Cifa предлагает установки емкостью от 6 до 12 м3, в том числе в облегченном исполнении (серия SLX) и повышенной прочности (серия HD). В связи с альянсом с китайским концерном АБС Cifa стали часто монтировать на китайские шасси Shacman.

Из других итальянских производителей АБС наиболее известна у нас компания FIORI S.p.A., предлагающая широкую линейку уже упоминавшихся самоходных шасси с самозагружающимися АБС емкостью от 1 до 5,5 м3 на полноприводных (4х4) шасси с гидростатической трансмиссией, которая обеспечивает машине скорость до 25 км/ч. Небольшая компания D’Avino ;предлагает (уже упоминавшиеся) самоходные шасси с АБС емкостью 1,1–5,5 м3. Как мы знаем, АБС малых объемов и достаточно дорогие не пользуются особым спросом на отечественном рынке.

Особенностью корейских и китайских АБС является то, что они часто идентифицируются по марке шасси. Так, компания FAW предлагает 10-кубовый бетоносмеситель FAW 5250, который уже несколько лет успешно продается в нашей стране. Бетоносмеситель поступает в Россию из Китая. Шасси (6Х4) оснащается двигателем мощностью 370 л.с. Euro 4, который развивает крутящий момент 1700 Н.м в диапазоне 1100–1500 об/мин. Кабина FAW J6 эргономичной формы уменьшает лобовое сопротивление и гарантирует экономичный расход топлива. Инновационная 4-точечная система крепления кабины обеспечивает исключительно мягкое движение. Высокопрочные ведущие мосты обеспечивают большую грузоподъемность и низкую стоимость обслуживания. Передовая 3-слойная конструкция рамы гарантирует прочность и эластичность при повышенной грузоподъемности. Представительство компании FAW в России обеспечивает гарантийное обслуживание и шасси, и надстройки, поставляет необходимые запчасти в любые районы России в кратчайшие сроки.

На российском рынке продаются и б/у южнокорейские АБС на шасси Daewoo, и АБС на шасси Shacman и Sinotruk, Howo и DongFeng. В каждом случае нужно выяснять отдельно, каковы гарантии на оборудование и как обстоят дела со снабжением запчастями.

Экономическая эффективность расчета стоимости услуг автобетоносмесителя

Объемы строительства в нашей стране с каждым годом увеличиваются. В таких условиях сдача в аренду автобетоносмесителей (АБC) является прибыльным бизнесом при правильной организации работы и контроле всех расходов. В этой связи рассмотрим, какие нюансы необходимо учитывать при заключении договора на аренду автобетоносмесителей и какие особенности ценообразования важно знать при составлении договоров на предоставление услуг аренды АБC на сторону. В дополнение к этому разберемся, как контролировать списание запасных частей и начисление заработной платы водителям, как рассчитать рентабельность каждого рейса и рентабельность работы отдельного АБС, себестоимость перевозок бетона и др.

Нарастающие темпы строительства требуют соответствующего роста производства строительных материалов: цемента, различных стеновых и отделочных материалов. Самым востребованным на рынке строительных материалов является бетон. Рост объемов производства бетона влечет за собой необходимость производства специальных транспортных средств и рост объемов перевозок, так как бетон обычным самосвалом перевозить нельзя. Этот строительный материал подвержен постепенному схватыванию, если некоторое время находится в неподвижном состоянии. Схватывание обусловлено началом химического процесса, при котором образуются устойчивые связи между компонентами. Поэтому бетон перевозится на специальных машинах, которые называются автобетоносмесителями (далее — АБС или миксеры). Автобетоносмесители обеспечивают сохранение необходимого качества бетона при доставке на не очень большие расстояния.

Миксеры имеют следующие особенности конструкции: на их шасси смонтирована бочка, в которую заливается бетон. Бочка поворачивается вокруг своей оси с помощью привода с автономным двигателем. Внутренний объем емкости (бочки) оснащен лопастями, которые могут вращаться в противоположных направлениях. При загрузке лопасти вращаются в одну сторону, при выгрузке — в обратную сторону, а при движении они перемешивают бетон. В бочку может быть вмонтирован выгрузочный лоток, который позволяет выгружать бетон частями по мере необходимости.

Скорость движения АБС должна быть достаточно высокой, но не более 60 км/ч. Доставка бетона миксером при минимальной потере качества без добавления в бетон замедлителей схватывания должна осуществляться за 25 мин (не более). Время доставки бетона с замедлителями схватывания может составлять 1,5 ч.

Максимальная длительность доставки без существенных потерь качества зависит и от марки бетона. Чем она выше, тем меньше времени автомобиль может находиться в пути с загруженным в бочке бетоном, так как марка бетона отражает и содержание в нем вяжущего (цемента). На доставку гидротехнического бетона с высоким содержанием цемента возможное время доставки может быть еще больше ограничено.

В морозную погоду бетон должен быть произведен с противоморозной добавкой, в противном случае он перемерзнет и придет в негодность по дороге на объект. Что касается противоморозных добавок, то основное их предназначение — сохранение качественных характеристик бетона на время доставки, а на объекте для дальнейшего использования бетона нужно создавать специальные условия, предохраняющие бетон от перемерзания.

Организациям, занимающимся перевозкой бетона в зимнее время, необходимо обязательно знать свойства бетона с различными, в том числе и противоморозными, добавками. Ведь нередко на объектах строительства при нарушении правил зимнего бетонирования допускается перемерзание бетона. И строители, допустившие такую халатность, очень часто обвиняют в этом производителей или перевозчиков бетона. При сильных морозах автотранспортные организации должны позаботиться о недопущении замерзания бетона при доставке. Для этого есть способы утепления бочек автобетоносмесителей. Также необходим контроль температуры бетона при загрузке его в автобетоносмеситель. Практика показывает, что при температуре –30 °С и ниже автоперевозчики в основном отказываются от перевозок, так как реальные убытки могут перекрыть возможную прибыль от перевозки в связи с риском замерзания как бетона, так и ГСМ.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Правила загрузки и транспортировки бетона содержатся в Инструкции по транспортировке и укладке бетонной смеси в монолитные конструкции с помощью автобетоносмесителей и автобетононасосов № 23-02 (введена в действие с 09.08.2002), а также в Рекомендациях по бетонированию конструкций с помощью автобетононасоса при транспортировке бетонной смеси автобетоносмесителями от 23.12.2004 № 102-04 (разработаны ОАО «ПКТИпромстрой»).

Объемы бочек (смесительных барабанов) миксеров — от 4 до 15 м3. Следует отметить, что вмещать они могут до 85–90 % от полного объема, так как бетон в них должен перемешиваться, а для этого нужно свободное пространство.

При высоких темпах строительства в сезон строительным организациям, как правило, не хватает своего парка миксеров, и они берут автобетоносмесители в аренду у транспортных организаций. Производители строительных материалов при продаже бетона на сторону предоставляют услуги по его доставке собственными миксерами. В зимний период, при сокращении объемов строительства на собственных объектах, строительные организации сами предоставляют услуги по сдаче своих миксеров в аренду. Полученный доход позволяет выплачивать заработную плату простаивающим до этого момента водителям и обслуживающему персоналу. Кроме того, при правильно составленном договоре и контроле над себестоимостью перевозок аренда обеспечивает предприятию получение дополнительной прибыли.

При предоставлении АБС в аренду обязательно нужно учитывать указанные выше особенности доставки бетона и отражать их в договоре аренды.

Рассмотрим особенности ценообразования, знать которые не менее важно при составлении договоров на предоставление услуг аренды автобетоносмесителей на сторону. Стоимость арендной платы в крупных городах у разных организаций примерно одинаковая. Так диктует рынок. Цена доставки устанавливается на единицу измерения бетона, то есть на 1 м3. Привязка к единице измерения бетона нужна для удобства и простоты суммирования стоимости 1 м3 бетона и его доставки без дополнительных пересчетов. Например, в г. Екатеринбурге она составляет около 400 руб. с НДС за 1 м3 доставки бетона по городу. При этом стоимость аренды миксера рассчитывается в основном за один рейс. Доставка бетона в количестве меньшем, чем позволяет загрузить объем бочки шестикубового АБС, оплачивается как за доставку полной емкости бетона. То есть минимальная стоимость рейса рассчитывается исходя из доставки 6 м3 бетона. В Екатеринбурге она составляет около 2400 руб. за рейс (400 руб./м3 × 6 м3). Определение арендной платы за доставку больших объемов производится исходя из стоимости доставки 400 руб. за дополнительный 1 м3 бетона с НДС. То есть за доставку 7 м3 бетона она составляет 2800 руб. с НДС, а за доставку 8 м3 — 3200 руб. с НДС.

Следует отметить, что некоторые организации предлагают стоимость аренды всех миксеров рассчитывать по максимальной загрузке их бетоном, независимо от фактического количества перевезенного строительного материала, если это устраивает покупателя услуг.

Несмотря на то, что на рынке предлагается определять арендную плату по объему бетона в кубах, расстояние, время и сезон использования АБС арендатором при этом могут быть разными. Соответственно, может быть разным расход горюче-смазочных материалов и размер других затрат спецтранспорта на перевозку 1 м3 бетона. Поэтому во избежание убыточности перевозок предприятиям, которые предоставляют миксеры в аренду, необходимо вести учет расхода ГСМ. Если на миксерах установлены топливные датчики, сделать это достаточно легко, а если их нет, то учет можно вести по нормам списания, по учетным журналам выдачи ГСМ водителям или распечаткам с АЗС, сопоставляя их с нормами расхода.

Необходимо также контролировать списание запасных частей и начисление заработной платы водителям. Исходя из данных учета, можно рассчитать рентабельность конкретного рейса и рентабельность работы отдельного АБС, а на основании полученных результатов — рассмотреть возможность предоставления скидки на услугу по доставке бетона. Это очень важно в случае, если осуществляется продажа бетона с его доставкой миксером предприятия — производителя бетона. Таким образом, можно заинтересовать покупателя в покупке бетона по цене чуть выше рыночной, если расстояние от завода-изготовителя до заказчика небольшое. Обязательно нужно отслеживать и время нахождения миксера на территории предприятия — покупателя услуги. Это можно осуществить с помощью установки на АБС навигаторов. Существует нормативное время разгрузки АБС, и его превышение, как правило, наказывается штрафом, что и фиксируется в договоре аренды спецтранспорта.

Нормативное время разгрузки автобетоносмесителя:

  • объемом 4 м3 — 30 мин;
  • объемом 6–7 м3 — 40 мин;
  • объемом 8–9 м3 — 45 мин;
  • объемом 10 м3 — 50 мин;
  • объемом 12 м3 — 60 мин.

Рассмотрим случай продажи бетона сторонней организации с учетом доставки бетона на объект покупателя, который находится на недалеком расстоянии от производства.

Чтобы рассчитать себестоимость перевозок бетона и возможность скидки, нам понадобится «Карточка посещений объектов» (табл. 1), которая формируется по данным о движении АБС с помощью специальных программ и спутниковой навигации. В нашем случае учет горюче-смазочных материалов производим по нормам списания, так как пополнение дизтоплива производилось на случайных заправках, а топливные датчики на миксер не установлены.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *