План мероприятий дорожная карта совершенствование таможенного администрирования

План мероприятий дорожная карта совершенствование таможенного администрирования

Повышение доступности энергетической инфраструктуры

Установлена возможность параллельного заключения договоров технологического присоединения и энергоснабжения электроэнергии для целей сокращения сроков технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электроэнергии

Издано Постановление Правительства Российской Федерации от 22.02.2016 N 128.

Данное мероприятие реализовано в рамках исполнения дорожной карты «Повышение доступности энергетической инфраструктуры».

Обзор Консультант Плюс

Утверждение единых по региону тарифов на технологическое присоединение по каждой категории потребителей на весь период регулирования по каждому уровню напряжения

Принят Федеральный закон от 30.12.2015 N 450-ФЗ «О внесении изменений в статью 23.2 Федерального закона «Об электроэнергетике».

Данное мероприятие реализовано в рамках исполнения пункта 18 дорожной карты «Повышение доступности энергетической инфраструктуры».

Обзор Консультант Плюс

Уменьшение количества административных барьеров при введении новых объектов электросетевой инфраструктуры в эксплуатацию за счет исключения обязательности согласования с Ростехнадзором

Издано Постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1044.

Данное мероприятие реализовано в рамках исполнения пункта 40 дорожной карты «Повышение доступности энергетической инфраструктуры».

Обзор Консультант Плюс

Введение типовой формы заявки на осуществление технологического присоединения. Исключение неопределенности в толковании понятия «энергопринимающее устройство потребителя электрической энергии»

Издано постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.2015 N 588 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861».

Данное мероприятие реализовано в рамках исполнения пунктов 35 и 38 дорожной карты «Повышение доступности энергетической инфраструктуры».

Обзор Консультант Плюс

Введение порядка урегулирования отношений электросетевой организации с третьими лицами, в том числе при опосредованном технологическом присоединении

Издано постановление Правительства Российской Федерации от 13.04.2015 N 350.

Данное мероприятие реализовано в рамках исполнения пункта 39 дорожной карты «Повышение доступности энергетической инфраструктуры».

Обзор Консультант Плюс

Упрощение процедура технологического присоединения для садовых некоммерческих товариществ

Издано постановление Правительства Российской Федерации от 13.03.2015 N 219.

Данное мероприятие реализовано в рамках исполнения пункта 37 дорожной карты «Повышение доступности энергетической инфраструктуры».

Обзор Консультант Плюс

Установление процедуры обязательного проведения общественных слушаний по вопросу синхронизации инвестиционных программ электросетевых организаций с программами и схемами развития объектов электроэнергетики в субъектах Российской Федерации и соответствия инвестиционных программ электросетевых организаций потребностям потребителей электрической энергии (в том числе застройщиков)

Издано постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2015 N 132.

Данное мероприятие реализовано в рамках исполнения пункта 10 дорожной карты «Повышение доступности энергетической инфраструктуры».

Обзор Консультант Плюс

Определение порядка компенсации сетевым организациям выпадающих доходов, связанных с технологическим присоединением потребителей

Издано постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.2014 N 542.

Данное мероприятие реализовано в рамках исполнения пунктов 20 дорожной карты «Повышение доступности энергетической инфраструктуры».

Обзор Консультант Плюс

Поэтапное сокращение стоимости присоединения до 25 % от внутреннего валового продукта на душу населения к 2018 году

Принят федеральный закон от 20.04.2014 N 83-ФЗ «О внесении изменений в статью 23.2 Федерального закона «Об электроэнергетике».

Данное мероприятие реализовано в рамках исполнения пункта 19 дорожной карты «Повышение доступности энергетической инфраструктуры».

Обзор Консультант Плюс

Утверждены единые стандарты обслуживания потребителей сетевыми организациями

Издан приказ Минэнерго России от 15.04.2014 N 186.

Данные мероприятия реализованы в рамках исполнения пунктов 24 дорожной карты «Повышение доступности энергетической инфраструктуры».

Обзор Консультант Плюс

Совершенствование принципов переоформления документов, подтверждающих факт технологического присоединения и соответствующие объемы максимальной мощности потребителя

Издано постановление Правительства Российской Федерации от 20.02.2014 N 130.

Данное мероприятие реализовано в рамках исполнения пункта 11 дорожной карты «Повышение доступности энергетической инфраструктуры».

Обзор Консультант Плюс

Установление тарифов на временное подключение. Установление отдельного тарифа на перераспределение мощности внутри одного питающего центра, введение стандартизированных тарифных ставок на перераспределение мощности внутри одного питающего центра

Издан приказ ФСТ России от 27.12.2013 N 1747-э.

Данные мероприятия реализованы в рамках исполнения пунктов 8 и 15 дорожной карты «Повышение доступности энергетической инфраструктуры».

Обзор Консультант Плюс

Внедрение возможности подачи заявки на технологическое присоединение через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет». Раскрытие информации по процессу обработки и статусу заявок на технологическое присоединение

Издано постановление Правительства Российской Федерации от 09.12.2013 N 1131.

Данное мероприятие реализовано в рамках исполнения пунктов 25, 27 дорожной карты «Повышение доступности энергетической инфраструктуры».

Обзор Консультант Плюс

Введение регламента процедуры отсоединения

Издано постановление Правительства Российской Федерации от 21.11.2013 N 1047.

Данное мероприятие реализовано в рамках исполнения пункта 31 дорожной карты «Повышение доступности энергетической инфраструктуры».

Обзор Консультант Плюс

Совершенствование принципов перераспределения мощности

Издано постановление Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 967.

Данное мероприятие реализовано в рамках исполнения пункта 11 дорожной карты «Повышение доступности энергетической инфраструктуры».

Обзор Консультант Плюс

Уточнение порядка применения льготных ставок при технологическом присоединении

Издано постановление Правительства Российской Федерации от 12.10.2013 N 915.

Данное мероприятие реализовано в рамках исполнения пункта 30 дорожной карты «Повышение доступности энергетической инфраструктуры».

Обзор Консультант Плюс

Утверждение единых стандартов обслуживания потребителей сетевыми организациями

Издан приказ Минэкономразвития России от 30.09.2013 N 663.

Данное мероприятие реализовано в рамках исполнения 24 (2 этап) дорожной карты «Повышение доступности энергетической инфраструктуры».

Внесение изменений в стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии в части установления обязанности по раскрытию соответствующей информации всеми территориальными сетевыми организациями

Издано постановление Правительства Российской Федерации от 31.08.2013 N 758.

Данное мероприятие реализовано в рамках исполнения пункта 28 (3 этап) дорожной карты «Повышение доступности энергетической инфраструктуры».

Обзор Консультант Плюс

Сокращение предельных сроков технологического присоединения в случае, когда не требуется сооружение сетевой инфраструктуры сетевой организации (при наличии технической возможности), до 120 дней — для потребителей с присоединенной мощностью от 15 кВт до 670 кВт включительно и до 1 года — для потребителей с присоединенной мощностью свыше 670 кВт. Введение упрощенного порядка технологического присоединения по временной схеме (при наличии технической возможности) со сроком не более 15 дней

Издано постановление Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 737.

Данное мероприятие реализовано в рамках исполнения пунктов 4 и 7 дорожной карты «Повышение доступности энергетической инфраструктуры».

Обзор Консультант Плюс

Введение регламентных сроков, определение обязательств при взаимодействии между смежными организациями

Издано постановление Правительства Российской Федерации от 12.08.2013 N 691.

Данное мероприятие реализовано в рамках исполнения пунктов 33 дорожной карты «Повышение доступности энергетической инфраструктуры».

Обзор Консультант Плюс

Сокращение срока согласования проектов внешнего и внутреннего электроснабжения до 10 рабочих дней с исключением необходимости согласования проектов внутреннего и внешнего электроснабжения объектов потребителей мощностью до 150 кВт включительно

Издано постановление Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 640.

Данное мероприятие реализовано в рамках исполнения пункта 3 дорожной карты «Повышение доступности энергетической инфраструктуры».

Обзор Консультант Плюс

Разработка система учета и раскрытия информации о мощности. Наделение Минэнерго России полномочиями по утверждению единых стандартов обслуживания потребителей сетевыми организациями

Издано постановление Правительства Российской Федерации от 26.07.2013 N 630.

Данное мероприятие реализовано в рамках исполнения пунктов 13 и 24 дорожной карты «Повышение доступности энергетической инфраструктуры».

Обзор Консультант Плюс

Введение уведомительного порядка допуска в эксплуатацию объектов потребителя мощностью до 670 кВт и с уровнем напряжения до 10 кВ включительно

Издано постановление Правительства Российской Федерации от 20.12.2012 N 1354.

Данное мероприятие реализовано в рамках исполнения пункта 1 дорожной карты «Повышение доступности энергетической инфраструктуры».

Обзор Консультант Плюс

Установление рекомендуемых показателей эффективности деятельности сетевых организаций в области технологического присоединения, включая сокращение времени технологического присоединения, снижение количества жалоб и повышение качества выполнения заявок па технологическое присоединение. Разработка рекомендаций полномоченным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по установлению показателей эффективности деятельности в области технологического присоединения для сетевых организаций с участием субъектов Российской Федерации. Утверждение перечня основных показателей рейтинга инвестиционной привлекательности по регионам в части технологического присоединения

Издан приказ Минэкономразвития России от 18.12.2012 N 795.

Данные мероприятия реализованы в рамках исполнения пунктов 23, 26 и 29 дорожной карты «Повышение доступности энергетической инфраструктуры».

Обзор Консультант Плюс

Утверждение формы типового договора на технологическое присоединение к сети путем перераспределения мощности

Издано постановление Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1209.

Данное мероприятие реализовано в рамках исполнения пункта 16 дорожной карты «Повышение доступности энергетической инфраструктуры».

Обзор Консультант Плюс

Предоставление рассрочки платежа на 3 года для потребителей электрической энергии (мощности) от 15 до 150 кВт включительно по договорам технологического присоединения

Издано постановление Правительства Российской Федерации от 05.10.2012 N 1015.

Данное мероприятие реализовано в рамках исполнения пункта 2 дорожной карты «Повышение доступности энергетической инфраструктуры».

Обзор Консультант Плюс

Введение уведомительного порядка оповещения сбытовых компаний о надлежащем присоединении на основании уведомления о приемке приборов учета сетевой организацией

Издано постановление Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442.

Данное мероприятие реализовано в рамках исполнения пункта 9 дорожной карты «Повышение доступности энергетической инфраструктуры».

Обзор Консультант Плюс

Утверждена дорожная карта по совершенствованию корпоративного управления

План мероприятий «Совершенствование корпоративного управления»

  • 25 июня 2016 г. Распоряжением от 25 июня 2016 г. N 1315-р Правительство РФ утвердило План мероприятий «Совершенствование корпоративного управления» (далее – «Дорожная карта»). «Дорожная карта» призвана повысить уровень защиты прав миноритарных акционеров и улучшить показатели РФ в рейтинге Doing Business, подготавливаемом Всемирном банком. Реализация «Дорожной карты» будет происходить посредством внесения изменений в российское законодательство и полностью завершится к 2018 г.

Основная цель «Дорожной карты» – защита миноритариев

  • Основной целью «Дорожной карты» является защита интересов миноритариев:
  • при совершении обществом сделок, в которых присутствует конфликт интересов;
  • при реорганизации общества, увеличении его уставного капитала;
  • при концентрации значимых пакетов акций в руках одних и тех же лиц.
  • «Дорожная карта» также призвана урегулировать вопросы контроля за финансово- хозяйственной деятельностью публичных акционерных обществ и ответственности в случаях причинения хозяйственным обществам убытков.
  • «Дорожная карта» направлена на защиту прав акционеров на дивиденды и предъявление исков в интересах акционерного общества.
  • «Дорожная карта» должна обеспечить предоставление членам совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества права доступа к документам и информации подконтрольных акционерному обществу юридических лиц.

Мероприятие 1. Раскрытие информации

  • К ноябрю 2016 г. планируется принятие федерального закона с требованиями о раскрытии миноритариям информации о сделках, в совершении которых имеется заинтересованность. В годовых отчетах и сообщениях необходимо будет раскрыть все существенные факты о сделке, указать лица, заинтересованные в совершении сделки, основания и обстоятельства их заинтересованности.

Мероприятие 2. Привилегированные акции

  • К ноябрю 2017 г. планируется принятие федерального закона, уточняющего критерии, исходя из которых размер дивидендов по привилегированным акциям считается определенным уставом акционерного общества. Владельцам привилегированных акций планируется предоставить право голоса по вопросу внесения в устав положения об объявленных привилегированных акциях соответствующего типа в случае, если размещение таких дополнительных акций негативно отразится на дивидендных правах существующих акционеров.

Мероприятие 3. Запрет голосования подконотрольным организациям

  • К ноябрю 2016 г. посредством принятия федерального закона планируется ввести запрет на голосование подконтрольным акционерным обществам голосовать акциями таких акционерных обществ.
  • По мнению специалистов, запрет на голосование «квазиказначейских акций» (акций подконтрольных организаций) – важный шаг на пути улучшения корпоративного управления.
  • Голосование акциями подконтрольных компаний – давняя проблема российского корпоративного управления. В то время как почти во всех странах ОЭСР такое голосование запрещено. Таким образом, «Дорожная карта» призвана устранить голосование подконтрольных организаций и приблизить РФ по показателям Всемирного банка к странам ОЭСР.

Мероприятие 4. Предоставление доступа к документам подконтрольных лиц

  • К ноябрю 2016 г. членам совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества предоставлено право доступа к документам и информации подконтрольных акционерному обществу юридических лиц. По мнению специалистов, это является важнейшим нововведением, так как в современных акционерных обществах основная часть бизнеса приходится на компании их группы. Без доступа к документам подконтрольных юридических лиц совет директоров вряд ли можно считать по-настоящему контролирующим органом. Таким образом, «Дорожная карта» призвана увеличить полномочия совета директоров.

Мероприятие 5. Возложение бремени доказывания по сделкам с заинтересованностью на недобросовестного агента

  • К ноябрю 2016 г. планируется уточнение регулирования одобрения крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.
  • Планируется исключение необходимости доказывания наличия убытков или иных неблагоприятных последствий при оспаривании крупных сделок. Бремя доказывания соответствия сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, интересам общества возложено на недобросовестного контрагента.

Мероприятие 6. Защита прав миноритариев при реорганизации

  • К ноябрю 2016 г. планируется уточнение регулирования процедуры реорганизации хозяйственных обществ в части вопросов, касающихся их реорганизации с одновременным сочетанием различных форм реорганизации.
  • Планируется обеспечение защиты прав инвесторов в процессе реорганизации (защита прав владельцев привилегированных акций, инвесторов при определении коэффициентов конвертации акций (долей) и формировании органов управления создаваемых хозяйственных обществ и других коммерческих корпораций).

Мероприятие 7. Раскрытие информации о сделках с заинтересованностью

  • К ноябрю 2017 г. планируется раскрытие акционерным обществом информации о сделках организаций, входящих в группу акционерного общества (о существенных для группы сделках, в том числе взаимосвязанных сделках нескольких организаций, а также о существенных для группы сделках, в том числе взаимосвязанных сделках нескольких организаций, в совершении которых имеется заинтересованность контролирующего акционера или членов органов управления акционерного общества).

Мероприятие 8. Предоставление преимущественных прав миноритариям

  • К ноябрю 2016 г. планируется предоставление акционерам — владельцам обыкновенных акций публичного общества преимущественного права приобретения размещаемых впервые акций другой категории.

Мероприятие 9. Проведение внутреннего аудита и контроля

  • К ноябрю 2017 г. планируется закрепление положений о комитете совета директоров (наблюдательного совета) по аудиту, об организации внутреннего аудита и системы внутреннего контроля и управления рисками в публичных акционерных обществах, а также установление правил о том, что ревизионная комиссия создается в публичном акционерном обществе в тех случаях, когда ее создание предусмотрено уставом этого общества, с учетом того, что если в обществе не создается ревизионная комиссия, то в нем должен быть организован внутренний аудит.

Мероприятие 10. Уточнение последствий сделок с конфликтом интересов

  • К ноябрю 2017 г. планируется оценка необходимости уточнения последствий совершения сделок, в которых присутствует конфликт интересов, в виде взыскания убытков, причиненных такой сделкой, в случае, если она не была надлежащим образом одобрена.

Мероприятие 11. Раскрытие информации о вознаграждении и компенсации

  • К ноябрю 2016 г. планируется введение детального механизма раскрытия информации о вознаграждении и компенсациях, предусмотренных менеджменту и членам советов директоров (наблюдательных советов) публичных акционерных обществ (инвесторы получают информацию о критериях, на основании которых формируются вознаграждение и компенсационные выплаты).

Мероприятие 12. Право на подачу исков миноритариями

  • К ноябрю 2017 г. акционерам будет предоставлен полноценный механизм сбора необходимых для подачи косвенных исков документов (предоставлен доступ к документации акционерных обществ, необходимой для проведения собственных расследований по подозрительным сделкам, их оспаривания и предъявления требований о возмещении акционерному обществу причиненных ими убытков).
  • Акционерным обществам будет обеспечена возможность привлечь к ответственности акционеров за убытки, причиненные разглашением по их вине коммерческой тайны, содержащейся в предоставленных им документах акционерного общества

Мероприятие 13. Процедура подачи исков миноритариями

  • К ноябрю 2017 г. будут уточнены нормы о косвенных исках, в том числе урегулированы вопросы формирования позиции акционерного общества при подаче косвенного иска, оптимизированы механизмы возмещения судебных расходов, которые несут лица, заявляющие исковые требования в интересах отдельного акционерного общества.

Мероприятие 14. Введение ответственности контролирующего лица

  • К ноябрю 2017 г. планируется внести изменения в Федеральный закон «Об акционерных обществах» об ответственности контролирующего лица за убытки, причиненные по его вине подконтрольному хозяйственному обществу.

Мероприятие 15. Привлечение членов органов управления к ответственности

  • К ноябрю 2016 г. планируется определение прав и обязанностей членов органов управления хозяйственных обществ. Планируется также усовершенствование механизмов привлечения членов органов управления хозяйственных обществ к ответственности за действия (бездействие) при осуществлении ими своих полномочий.

Мероприятие 16. Право на выдвижение кандидатов в органы управления

  • К ноябрю 2017 г. совету директоров (наблюдательному совету) акционерного общества будет предоставлено право выдвигать необходимое количество кандидатов в органы управления акционерного общества вне зависимости от наличия или отсутствия предложений акционеров. Также будут сняты барьеры для передачи полномочий по избранию исполнительных органов из компетенции общего собрания акционеров в компетенцию совета директоров (наблюдательного совета) в части, касающейся возникновения права акционеров требовать выкупа принадлежащих им акций.

Мероприятие 17. Механизм раскрытия информации для акционеров

  • К ноябрю 2017 г. будут установлен механизм раскрытия сообщений о существенных фактах в целях обеспечения прозрачности информации для акционеров, инвесторов и иных заинтересованных лиц.

Мероприятие 18. Предотвращение вхождения в состав органов недобросовестных лиц

  • К ноябрю 2017 г. планируется создание системы, предотвращающей вхождение в состав органов управления публичных обществ недобросовестных лиц путем их дисквалификации.

Что уже сделано?

  • К августу 2016 г. из мероприятий, направленных на защиту миноритариев, уже реализованы те, что связаны с крупными сделками и сделками с заинтересованностью. В частности, Федеральный закон от 03.07.2016 № 343-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» предоставил миноритариям право (1) на раскрытие информации о крупных сделках и сделках с заинтересованностью (Мероприятия 1 и 7); (2) на оспаривание сделок, совершенных без одобрения (Мероприятие 5) и (3) на взыскание убытков, причиненных неодобренными сделками (Мероприятие 10).
  • Подробнее о крупных сделках и сделках с заинтересованностью в нашем предыдущем обзоре — http://nplaw.ru/work/obzor-izmenenij-regulirovaniyakrupnyxsdelokisdelokszainteresovannostyu.
  • Таким образом, «Дорожная карта» предусматривает 18 мероприятий, направленных на повышение уровня защиты миноритариев. Большинство из них, например, нормы о раскрытии информации и о правах миноритариев при реорганизации, будут реализованы к ноябрю 2016 г. Процесс реализации «Дорожной карты» уже начался — нормы о раскрытии информации и оспаривании крупных сделок и сделок с заинтересованностью уже приняты РФ. Однако механизмы привлечения членов управления к ответственности планируется разработать только к ноябрю 2017 г.

Козырная карта АСИ

Весной 2013 года в Петербурге было учреждено Северо-Западное представительство Агентства стратегических инициатив (АСИ создано два года назад правительством РФ). Некоммерческая организация поддерживает бизнес-проекты и работает над улучшением инвестиционного климата в регионе. Как агентство собирается решать проблемы предпринимателей, рассказал его глава по СЗФО, известный петербургский бизнесмен, основатель сети гипермаркетов «Метрика» Евгений Лебедев:

– Работа агентства сконцентрирована по нескольким направлениям. Первое – реализация дорожных карт Национальной предпринимательской инициативы. Дорожная карта представляет собой пошаговый план поддержки развития предпринимательства и снижения административных барьеров в строительстве, энергетике, таможенном и налоговом администрировании. Сегодня на федеральном уровне утверждены девять таких карт, по каждой есть распоряжение правительства и созданы экспертные группы. Ключевая работа агентства – не допускать лишних трат на поиск уже существующих решений.

Кстати, одной из первых была принята дорожная карта регионального инвестиционного стандарта, она работает во многих субъектах РФ. В карту заложены конкретные шаги для улучшения инвестиционного климата. Стандарт состоит из 15 пунктов, например, разработка инвестиционной стратегии субъекта, организация обратной связи губернатора региона с инвесторами и жителями, формирование инвестиционного совета региона.

Я считаю, что нужно сделать инвестиционный стандарт не формальным, а реальным и регулярным инструментом, которым бы пользовались органы исполнительной власти.

Приведу пример успешной работы главы региона с инвесторами – личный сайт губернатора Псковской области Андрея Турчака. Мне кажется, это эффективный способ обратной связи. Видно, что популярность ресурса высока, ответы на вопросы постоянно обновляются. Таким образом инвестор может напрямую обратиться к руководителю региона, будучи уверенным, что вопрос не останется не замеченным.

Второе направление работы агентства – мониторинг состояния делового и инвестиционного климата в регионах СЗФО, оценка результативности принимаемых органами исполнительной власти мер в сфере поддержки бизнеса.

И третье направление работы – продвижение конкретных проектов АСИ, инициированных бизнесменами или активными гражданами на федеральном, а чаще региональном уровне. Эти проекты сформированы по трем группам: поддержка нового бизнеса, молодые профессионалы и социальные инициативы. У агентства также есть свой финансовый инструмент поддержки бизнес-проектов – фонд «МИР». Фонд входит в капитал проектов, осуществляет их докапитализацию. Главные требования к проектам – окупаемость до десяти лет и использование новых технологий или идей.

Мы активно изучаем региональный опыт. Например, в Пскове реализуется интересный проект «Интеграционные мастерские», помогающий социализации людей с ограниченными возможностями. В рамках программы также проводится обучение социальных работников по современным методикам. Этот опыт может быть полезен и другим регионам.

Есть интересные инициативы в других сферах. В Калининградской области проблему нехватки мест в детских садах решают, используя модульные технологии при строительстве зданий дошкольных учреждений. Это актуально и для Ленинградской области, поэтому мы предложили применять наработанный опыт губернатору Александру Дрозденко.

– Что реализовано из дорожных карт?

– На заседании правительства России 23 сентября рассматривалось исполнение дорожных карт. Данные, которые назвал глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев, свидетельствуют, что предстоит сделать еще очень многое. Из 173 мероприятий дорожных карт по улучшению инвестиционного климата выполнены 84 предложения, 40 реализуются, 52 не исполнены. Лучше всего, по мнению министра, исполняются дорожные карты по энергетике, поддержке экспорта, таможенному администрированию и регистрации недвижимости. Больше всего неисполненных мероприятий – в сфере строительства и развития конкуренции.

Концептуальный подход

– Вы упомянули о необходимости создать социально-экономические стратегии развития в регионах. В администрации Петербурга не первый год обсуждается такой документ, ранее он назывался «Стратегия 2020», сегодня – «Стратегия 2030», но пока так и не принят. Как, по-вашему мнению, нужно правильно выстраивать инвестиционную стратегию?

– Очевидно, что гораздо легче инвестировать в регион, когда есть понимание, в каком направлении развивается его экономика, как лучше построить кластерную политику, какое место он будет занимать в международном разделении труда и какие у него в этом перспективы. Разработка и утверждение инвестиционной стратегии региона – один из ключевых пунктов исполнения инвестиционного стандарта. Практически со всеми субъектами СЗФО идет работа в этом направлении: первой подписала соглашение с АСИ Ленинградская область, позже в рамках Петербургского экономического форума было заключено соглашение с Санкт-Петербургом.

Каждый регион самостоятельно определяет инвестиционную стратегию с учетом своих территориальных и социально-экономических особенностей. Однако на практике часто возникает ситуация, когда конкуренция между субъектами за крупного инвестора приводит к тому, что сам инвестор получает больше преференций, нежели территория, куда он пришел.

Поэтому, мне кажется, стоит подумать о согласованной позиции по размещению крупных инвесторов, например, организуя диалоги на уровне института полномочного представителя президента.

Хорошо бы строить инвестиционную политику прагматичнее. Формирование стратегии – это отлично, но нужна конкретика. Например, формирование на уровне субъекта топ-100 потенциальных инвесторов, списка совершенно конкретных компаний, которые регион отмечал бы для себя, как целевую группу и работал с ними напрямую в рамках директ-маркетинга.

Я уверен, что можно найти массу аналогий между Ленинградской и Московской областями. Оба региона располагаются рядом с крупнейшими российскими агломерациями. Почему бы не сделать анализ работы московских инвесторов, имеющих бизнес в области и не предложить мультиплицировать их бизнес в Ленинградской области?

Убежден, при формировании инвестиционной стратегии нам необходимо использовать кластерный подход, который отвечает запросам глобального рынка. Сегодня мы наблюдаем недостаточно разработанный инструмент поддержки кластеров. От декларации необходимо перейти к эффективным инструментам. Уже прошло то время, когда Форд на одном заводе и сталь варил, и машины собирал. Предположим, если регион в своей инвестиционной стратегии делает ставку на деревообработку, почему не сформировать сеть лизинговых центров, которые будут поставлять в регион деревообрабатывающее оборудование и технологии? Как это делает «Росагролизинг», который имеет практику развития собственных кластеров.

– Сегодня растет дефицит бюджета Петербурга, в 2014 году этот показатель может превысить 50 млрд рублей. Чем можно пополнить бюджет? Как привлечь инвесторов?

– Мы должны перестать сдерживать бизнес. Нужно избавить его от лишних затрат и преград. Все необходимые действия перечислены в дорожных картах и в инвестиционном стандарте. Кроме того, в Петербурге создан Штаб по снижению административных барьеров, в который войдут бизнесмены, представители власти и эксперты. Заседания штаба предполагается сделать публичными, на них будут решаться реальные проблемы. Штаб должен стать инструментом системного взаимодействия бизнеса и власти, который на примере конкретных обращений с помощью предпринимателей и экспертов, поможет последовательно разрешать проблемы, мешающие развитию предпринимательства в нашем городе.

Обратная связь

– Занимается ли АСИ оценкой инвестиционной политики и климата в регионах?

– Да, сегодня агентство совместно с фондом «Общественное мнение» и ИТАР-ТАСС составляет национальный рейтинг инвестиционной привлекательности регионов. Это публичный рейтинг, в нем могут участвовать предприниматели, представители власти, жители. В методике исследования достаточно много критериев. Рейтинг составляется по отраслям. Например, при оценке доступа к энергетической инфраструктуре сравниваются результаты подключения объекта мощностью до 15 квт в разных регионах по определенным показателям: время, издержки и прочее. Мы выясняем опыт предпринимателей, сравниваем эффективность реализации проектов. Если не получать обратной связи, то как двигаться по дороге с встречным движением? Такой рейтинг и есть обратная связь.

– Рейтинг проводится по всей России? Когда появятся промежуточные результаты?

– В ноябре мы подведем итоги субнационального рейтинга по оценке условий ведения предпринимательской деятельности по четырем первым дорожным картам. Я как руководитель представительства АСИ по Северо-Западу, заинтересован в том, чтобы помочь субъектам нашего федерального округа подняться в этом рейтинге. Уверен, для этого у нас есть все возможности. Северо-Западный регион должен стать лидером позитивных перемен.

Санкт-Петербург

Дорожные карты НПИ

  1. Повышение доступности энергетической инфраструктуры
  2. Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта
  3. Совершенствование таможенного администрирования
  4. Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства
  5. Оптимизация процедур регистрации предпринимателей
  6. Оптимизация процедур регистрации собственности
  7. Повышение качества регуляторной среды для бизнеса
  8. Расширение доступа субъектов среднего (и малого) предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием
  9. Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики
  10. Создание национальной системы компетенций и квалификаций
  11. Совершенствование налогового администрирования


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *