План восстановления финансовой устойчивости

План восстановления финансовой устойчивости

Не позднее 1 июля 2019 года в Банк России должны быть предоставлены планы восстановления финансовой устойчивости системно значимых кредитных организаций

«Положение о требованиях к содержанию, порядке и сроках представления кредитными организациями в Банк России планов восстановления финансовой устойчивости, изменений, вносимых в планы восстановления финансовой устойчивости, порядке их оценки Банком России, а также о порядке информирования кредитными организациями Банка России о наступлении в их деятельности событий, предусмотренных планом восстановления финансовой устойчивости, и принятии решения о начале его реализации»
(утв. Банком России 04.10.2018 N 653-П)
Зарегистрировано в Минюсте России 17.12.2018 N 53025.

Не позднее 1 июля 2019 года в Банк России должны быть предоставлены планы восстановления финансовой устойчивости системно значимых кредитных организаций

Банком России установлены механизмы планирования восстановления финансовой устойчивости кредитной организации.

План восстановления финансовой устойчивости кредитной организации (банковской группы, в случае если головная кредитная организация банковской группы разрабатывает план восстановления финансовой устойчивости банковской группы) должен содержать, в числе прочего:

мероприятия по восстановлению финансовой устойчивости и мероприятия по предупреждению ухудшения финансового состояния, учитывающие характер и масштаб осуществляемых организацией операций, уровень и сочетание присущих деятельности организации рисков, реализуемые и достаточные для восстановления финансовой устойчивости;

перечень сценариев, предусматривающих события, наступление которых в деятельности организации влечет реализацию мероприятий плана восстановления финансовой устойчивости (стресс-сценарии).

Содержание плана должно поддерживаться в актуальном состоянии с учетом в том числе плановых показателей развития бизнеса, текущей и плановой структуры рисков, плановых показателей финансового результата на следующий финансовый год.

План и прилагаемые к нему документы представляются в Банк России в форме электронного документа через личный кабинет в соответствии с Указанием Банка России от 03.11.2017 N 4600-У.

Кредитная организация представляет в Банк России план (изменения, вносимые в план) в срок не позднее 30 рабочих дней с даты получения требования о разработке и представлении плана (изменений, вносимых в него). Кредитная организация, признанная Банком России системно значимой в соответствии с Указанием Банка России от 22.07.2015 N 3737-У, разрабатывает и представляет план для оценки в Банк России ежегодно не позднее 1 июля.

Определены также порядок оценки Банком России плана, изменений, вносимых в него, порядок информирования Банка России о наступлении в деятельности кредитных организаций событий, предусмотренных планом, а также о принятии решения о начале реализации плана.

Положение вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

Приказ Банка России от 14.01.2019 N ОД-47
«О распределении обязанностей по контролю и надзору за деятельностью субъектов рынка коллективных инвестиций в Банке России и об отмене отдельных приказов Банка России»

С 16 января 2019 года Банком России обновлено распределение полномочий по контролю и надзору в сфере рынка коллективных инвестиций

Так, например, Департамент коллективных инвестиций и доверительного управления будет осуществлять контроль и надзор, в том числе за специализированными депозитариями, к которым относятся также специализированные депозитарии ипотечного покрытия, а также управляющими компаниями, расположенными (адрес места нахождения) в ЦФО и за конкретными управляющими компаниями, указанными в приложении к приказу (расположенными не в ЦФО).

С вышеуказанной даты отменен аналогичный Приказ Банка России от 15.06.2016 N ОД-1860.

<Информация> Банка России
«Вопросы и ответы по отчетности субъектов рынка коллективных инвестиций в формате XBRL»

Банк России разъяснил порядок расчета показателей доли в отчете по форме 0420514

Речь идет о расшифровках обязательств в Таблицах 5.1, 5.2 и 5.3 отчета по форме 0420514 «Расчет собственных средств управляющей компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов»

В указанных таблицах расшифровок отчета отражаются только обязательства, величина которых составляет 1 и более процента от общей суммы обязательств.

Отмечено, например, что в Таблице 5.3 итоговое долевое значение, отраженное по аналитическому признаку «Итого» показателя «Иные обязательства — доля от общей величины обязательств, в процентах» (строка 208), рассчитывается как результат деления суммы всех обязательств, отраженных в Таблице 5.3, величина которых составляет 1 и более процента от общей суммы обязательств, на общую сумму всех обязательств, выраженный в процентах.

Утрата финансовой стабильности, оздоровление деятельности банка

Финансовая стабильность коммерческого банка представляет собой диапазон состояний, предполагающий поддержание сбалансированности финансовых параметров, сохранение запаса финансовой прочности, что позволяет банку противостоять и преодолевать влияние негативных внутренних и внешних факторов (в том числе глобальных).

Под финансовой устойчивостью банка понимают его способность противостоять деструктивным колебаниям, выполняя при этом операции по привлечению во вклады денежных средств физических и юридических лиц, открытию и ведению банковских счетов, а также размещению привлеченных средств от своего имени и за свой счет на условиях платности, срочности и возвратности.

Под финансовым оздоровлением банка понимается проведение комплекса мероприятий, направленных на восстановление его ликвидности, возобновление прибыльной деятельности при условии выполнения всех требований банковского законодательства и обязательных нормативов деятельности банков, установленных Банком России. Ключевые мероприятия по финансовому оздоровлению проблемного банка фиксируются в плане участия Агентства в предупреждении его банкротства, который утверждается Агентством и Банком России.

План восстановления финансовой устойчивости фактически является Планом самооздоровления. В письме Банка России «О Методических рекомендациях по разработке кредитными организациями планов восстановления финансовой устойчивости» указано, чтобы Планы самооздоровления согласовывались со стратегией развития кредитной организации, были встроены в общие процессы управления кредитной организации, отражали реальную организацию бизнеса кредитной организации и учитывали результаты стресс-тестирования.

Банки разрабатывают План восстановления финансовой устойчивости (План самооздоровления) кредитной организации с учетом реализации процессов управления и стратегического планирования, планирования ее собственных средств (капитала) и ликвидности. Основной целью Плана самооздоровления является заблаговременная разработка мер по восстановлению финансовой устойчивости и поддержанию непрерывности осуществления функций банка.

План самооздоровления позволяет оценить способность банка противостоять стрессовым ситуациям, поддерживать непрерывность осуществления функций Структура и содержание Плана самооздоровления представлены в табл. 8.2.1.

Структура и содержание Плана самооздоровления банка

Таблица 8.2.1

Наименование разделов

Содержание разделов Плана

Общее лаконичное изложение сути основных стратегий самооздоровления и план действий по их выполнению.

2. Организационная структура банка

Описание организационной структуры кредитной организации, основных направлений деятельности, подразделений, значимых функций с точки зрения выделения функциональных элементов, участвующих в реализации мер Плана самооздоровления.

3. Функциональная структура банка

Информация о функциональной структуре банка, а также выделение основных направлений деятельности

4. Информация о материнской(дочерней) компании

Информация о материнской компании, дочерних организациях и аффилированных лицах, о механизмах взаимодействия внутри банковской группы (банковского холдинга), в том числе в стрессовых ситуациях.

5. Взаимосвязи

Операционные и финансовые взаимосвязи и взаимозависимости между банком, участниками банковской группы и аффилированными лицами.

6. Элементы препятствия

Потенциальные элементы или аспекты организационной структуры, взаимосвязи и взаимозависимости, которые в стрессовой ситуации могут являться барьером или существенным препятствием реализации Плана самооздоровления, и определить способы исправления ситуации или меры, необходимые для устранения или минимизации таких барьеров и препятствий.

7. Основные направления деятельности

Основные направления деятельности, схема связей и относящихся к ним активов и обязательств, особенности структуры финансирования и размещения денежных средств. Определение сотрудников, уполномоченных управления деятельности, и ссылки на внутренние документы, описание операционных и информационных систем, которые будут задействованы при реализации Плана самооздоровления.

План самооздоровления должен включать проведение самооценки системных последствий для банковской системы Российской Федерации, отдельных сегментов финансового рынка, национальной платежной системы возможного прекращения деятельности банка через роль его операций в деятельности клиентов.

В процессе создания Плана по самооздоровлению банки должны разработать стресс-сценарии, которые были достаточно жесткими. Кредитным организациям также рекомендуется проводить реверсивные (обратные) стресс-тесты, направленные на определение набора параметров/сценариев, реализация которых приведет к серьезному ухудшению состояния банка.

В процессе стратегического планирования банка предусматриваются источники поддержания собственных средств (капитала) и ликвидности в различных сценариях развития банковского бизнеса. По результатам проводимого стресс-тестирования кредитные организации прогнозируют потребность в дополнительных источниках капитала и ликвидности.

План самооздоровления требует от банков планирования вариантов самооздоровления в условиях, более жестких по сравнению с предусмотренными этими стресс-сценариями, когда результатом стрессовой ситуации может быть банкротство кредитной организации, в случае если План самооздоровления не будет успешно реализован. Такие варианты могут включать (табл. 8.2.2).

Варианты самооздоровления банка в жестких условиях

Таблица 8.2.2

Наименование варианта

1. Продажа части бизнеса или активов

Оценить стоимость таких вариантов может оказаться достаточно сложно, и банкам рекомендуется представить ориентировочные оценки. Определение данных вариантов и способов их реализации составляет важную часть Планов самооздоровления, особенно для крупных кредитных организаций. При определении вариантов продажи части бизнеса или активов следует уделить особое внимание долгосрочной финансовой жизнеспособности банка после совершения сделки.

2. Изменение структуры кредитной организации

Банки, зарегистрированные на территории РФ, являющиеся участниками банковских групп (холдингов), головные организации которых зарегистрированы на территории иностранных государств, но при этом сами являющиеся головными по отношению к банкам, разрабатывают Планы самооздоровления, учитывая данный фактор, а также возможные меры по самооздоровлению головных организаций.

3. Полное прекращение выплаты дивидендов и различных вознаграждений

Действия по обеспечению непрерывности выполнения и финансирования важнейших функций кредитной организации, исходя из размера, структуры, сложности и взаимосвязанности кредитной организации и связанных с ней лиц. Для этого важно выявить стрессовые ситуации, при которых выполнение данных функций может оказаться под угрозой, и определить последовательность возможных действий на каждой стадии развития кризисной ситуации. Среди таких действий может быть полное прекращение выплаты дивидендов.

4. Привлечение стратегического инвестора для приобретения существенной доли участия.

Кредитные организации, входящие в состав банковских групп, головные банки которых разрабатывают и представляют в Банк России Планы по согласованию с головной организацией, могут не разрабатывать Планы самооздоровления на индивидуальной основе в случае, если меры восстановления их финансовой устойчивости в полном объеме содержатся в Плане самооздоровления

В плане самооздоровления необходимо предусмотреть мероприятия для обеспечения операционной стабильности банка (вплоть до изменения структуры кредитной организации) в случае реализации стрессовой ситуации. В Плане рекомендуется оценить эффективность и потенциальные риски каждого действия по самооздоровлению, включая влияние на кредиторов, контрагентов и стабильность банковской системы.

Банки должны рассматривать сценарии для поддержания и восстановления необходимого уровня достаточности капитала и обеспечения их качества, а также ликвидности. При разработке сценариев и мероприятий для их реализации, банкам необходимо учитывать потенциальное снижение источников ликвидности. Индикаторы повышения качества и достаточности собственных средств (капитала) банка представлены в табл. 8.2.3.

Индикаторы повышения качества и достаточности собственных средств (капитала) банка

Таблица 8.2.3

Наименование индикатора

Характеристика индикатора

1. Привлечение средств

Аккумулирование дополнительных средств действующих или новых акционеров (участников) в уставный капитал и (или) в иные инструменты собственных средств (капитала) кредитной организации

2.Прекращение выплат

Завершение выплат (дивидендов) акционерам (участникам), ограничение или приостановка выплат бонусов и компенсаций менеджерам

3.Конвертация обязательств в капитал

Трансформация (перевод) обязательств в капитал (выпуск долговых обязательств, предусматривающих конвертацию в капитал при определенных обстоятельствах, поддержание данного рода пассивов на определенном минимальном уровне)

Действия по укреплению ситуации с ликвидностью, дополнительное финансирование (фондирование) приведены в табл. 8.2.4.

Таблица 8.2.4

Действия по укреплению ситуации с ликвидностью, дополнительное финансирование (фондирование)

Наименование действия

Характеристика действия

1. Формирование портфеля инструментов

— набор стандартных инструментов по поддержанию ликвидности (в том числе действующие в данный момент возможности привлечения ликвидности от Банка России)

2. Меры по устранению дефицита ликвидности

— изыскание дополнительных источников ликвидности в более жестких стрессовых ситуациях, в том числе при оттоке средств клиентов или участников платежной системы, в случае если кредитная организация является центральным платежным клиринговым контрагентом, оператором или расчетным центром значимой платежной системы

Окончание табл. 8.2.4

Наименование действия

Характеристика действия

3. Учет дополнительного обеспечения для привлечения ликвидности

— расширение объектов и объемов активов кредитной организации (с точки зрения возможности их использования в качестве обеспечения для поддержания ликвидности)

4. Формирование фонда

— создание (в случае, если это применимо к деятельности организации) гарантийного фонда исходя из потребностей участников значимой платежной системы в ликвидности с учетом кризисных ситуаций

5. Действия по реализации активов

  • — продажа непрофильных активов;
  • — продажа дочерних организаций;
  • — выделение для продажи отдельных структурных единиц или целых направлений бизнеса;
  • — продажа (передача) активов вместе с обязательствами

6. Реструктуризация обязательств

Изменение структуры долгов, в том числе частичное списание (сокращение), пересмотр его сроков и других условий или конвертация долга в инструменты капитала

Санацией (от лат. sanatio — лечение) называется комплекс мер по финансовому оздоровлению кредитной организации, применяемый для предотвращения его банкротства. Если речь идет о санации банка, то предприятию-должнику выделяются денежные средства, с помощью которых организация может восстановить платежеспособность, осуществить выплаты по своим обязательствам. В процессе санации Агентство по страхованию вкладов (АСВ) ищет инвесторов для проблемного банка, либо проводит его финансовое оздоровление собственными силами и средствами. Санация банка возможна в том случае, если существует возможность избежать банкротства. Процедура проводится для значимых для экономики страны или какого-либо конкретного региона банков. Но АСВ может и отказаться выполнять эту процедуру.

Санирование выгодно и физическим, и юридическим лицам, обслуживающимся в банке. Физические лица получают возможность сохранить свои сбережения в полном объеме, при банкротстве им выплачивается сумма в размере до 1,4 млн рублей. Юридические лица в случае санации банка также сберегут средства на своих счетах и смогут продолжить обслуживаться. Процедура санации банка особенности, обусловленные природой кредитной организации.

Санация банка представляет собой процедуру, главной целью которой является экономическое и финансовое оздоровление кредитной организации. Процедура будет считаться проведенной успешно, если будет предотвращено банкротство банка.

Банк России вправе направить предложение в АСВ о проведении процедуры санации. АСВ проводит оценку возможности и целесообразности реструктуризации банка. На основании оценки принимается:

  • — решение о том, что Агентство будет участвовать в предупреждении банкротства банка;
  • — или же решение об отказе, который должен быть мотивирован.

В качестве основания для отказа Агентство может указать неоправданно высокое количество затрат на оздоровление банка. Если АСВ откажется от участия в санации, то у банка будет отозвана лицензия. В том случае, если Агентство посчитает участие в санации целесообразным, то им осуществляется разработка плана оздоровления, который согласовывается с Банком России. Меры по предупреждению банкротства банка носят экономический и организационный характер:

  • — финансовую помощь, оказываемую учредителями (участниками) банка, а также иными лицами;
  • — изменения в организационной структуре банка;
  • — преобразование структуры банковских активов и пассивов;
  • — приобретение акций банка;
  • — действия по указаниям Банка России, касающихся несоответствия размеров собственных средств и уставного капитала и др.

В процессе санации деятельностью банка руководит специальный орган управления — временная администрация. Ее назначение осуществляется Банком России. Если санация прошла удачно, платежеспособность восстановлена, то правоотношения между банком и физическими или юридическими лицами сохраняются в виде, существовавшем до введения процедуры.

Кредиторы банка делятся в зависимости от того, к какой очереди они относятся. Существуют кредиторы, требования которых удовлетворяются во внеочередном порядке, кредиторы 1—3-й очереди. Анализ показал, что предприниматели попадают в список должников третьей очереди.

Отзыв лицензии — это лишение банка права на осуществление любых операций в сфере банковского сектора, которые были предусмотрены действующей лицензией. Отозвать ее может только ЦБ РФ. После отзыва начинается затяжная ликвидация банка, которая длится от 1-го года до нескольких лет. Причины для стопроцентного отзыва:

  • — если сумма кредитных средств свалилась ниже планки в 2%;
  • — если собственных средств меньше, чем его уставной капитал на момент регистрации. Эта причина не распространяется на банковские организации, зарегистрированные менее 2 лет;
  • — если банк не выровнял сумму собственных средств и уставного капитала;
  • — если банк самостоятельно уменьшил сумму уставного капитала, сделав ее ниже размера собственных средств. В этом случае банк может избежать отзыва путем передачи в Центральный банк РФ заявления о смене положения на некредитную организацию (НКО).

Причины для санации.

  • — если сведения, по которым банку выдавалась лицензия, признаны недостоверными, полностью или частично;
  • — если банковские операции, предусмотренные лицензией, были задержаны на срок более 1 года;
  • — если отчетность оказалась недостоверной;
  • — если ежемесячные отчеты были задержаны на срок от 15 дней и более;
  • — если банк проводил операции, не указанные в выданной лицензии, даже при единичном случае и др.

Отзыв лицензии бывает добровольный и принудительный. Процесс принудительной ликвидации выглядит следующим образом: после проверки банковской организации следует решение регулятора об отзыве лицензии. На следующий день начинается поэтапная ликвидация. Центральный банк направляет информацию с реестром вкладчиков в АСВ для последующей выплаты страховки. После того, как банк получает извещение от регулятора, незамедлительно прекращаются все операции по приходу и расходу, закрываются любые транзакции, останавливается обмен валюты, назначается временная администрация, которую выбирает регулятор.

После остановки всех операций, начинается инкассация абсолютно всех денежных средств в валюте и рублях, в хранилища Центрального банка. Деньги зачисляются на счет банка, открытый в Банке России. Остатки по кредитам перечисляют на этот счет. В случаях, когда банк имеет достаточное количество средств, начинается добровольная ликвидация, в ходе которой выплачиваются все долги перед кредиторами. Все действия происходят под управлением специальной комиссии, назначенной регулятором.

АСВ самостоятельно решает, санировать банк или нет. На основании такой оценки АСВ выносит решение: о согласии участия в процессе санации; об отказе, который непременно нужно разъяснить и мотивировать.

В качестве обоснованного отказа могут выступать очень высокие затраты на процесс оздоровления конкретного банка. Если АСВ откажет в санации, у кредитного учреждения автоматически отберут разрешение на деятельность. Меры АСВ по предупреждению банкротства: банку оказывают финансовую помощь и меняют его организационную структуру; в качестве помощи может выступать скупка акций банка; устраняются нарушения, выявленные ЦБ РФ и приведшие к угрозе банкротства. Эти меры могут применяться в совокупности или по отдельности, в зависимости от причин, которые повлекли санацию банка.

В случаях, когда банк имеет достаточное количество средств, начинается добровольная ликвидация, в ходе которой выплачиваются все долги перед кредиторами. Все действия происходят под управлением специальной комиссии, назначенной регулятором.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *