Платежи за природные ресурсы

Платежи за природные ресурсы

Ресурсные платежи

Платежи связанные с размещение с размещением отходов.

Отходы бывают токсичные и не токсичные.

Токсичные:

1) 1 класс опасности, чрезвычайно опасные – 1739,2 руб/т

2) 2 класс опасности, высокоопасные – 745,4 руб/т

3) 3 класс опасности, умеренно опасные – 497 руб/т

4) 4 класс опасности, слабо опасные – 248,4 руб/т

Не токсичные:

1) В добывающей промышленности 0,4 руб/т

2) Перерабатывающая промышленность 15 руб/м^3

Варианты платежей на АТ при загрязнении атмосферы

Ставки платежей за 1т расходуемого топлива (применяется вне Москвы и МО).

Вид топлива S руб/т ЭЭУ руб/т
Бензин 1,3
Дизель 2,5
СПГ, СНГ 1,2

Произвести оценку ЭЭУ от сгорания одной тонны бензина:

Вещество mi Ai ЭЭУ
1. CO 0,27
2. CH 0,034 3,16 324,4
3. NOx 0,028 41,1 3683,2
SO2 0,11
Сажа 0,8*10^(-3) 41,5 105,6

Пользование природными ресурсами осуществляется на основе специальных документов, двух категорий:

1) Разрешительные документы (лицензии на право осуществления определенных видов деятельности).

2) Ограничительные документы (нормативы, лимиты, квоты).

Все виды природных ресурсов являются источником природной ренты, поэтому их использование являются платным.

Виды природной ренты:

— земельная,

— горная,

— лесная,

— водная,

— промысловая,

— экологическая.

Рента – это доход без предпринимательской деятельности.

Современная налоговая система РФ предусматривает обязательность уплаты следующих платежей за пользование природными ресурсами:

— плата за землю (налог и аренда);

— налог на добычу природных ископаемых;

— платежи за пользование недрами;

— плата за пользование биологической информации о недрах.

— сбор за участие в конкурсе месторождения;

— сбор за выдачу лицензии;

— сборный налог;

— платежи за пользование лесным фондом;

— сбор за пользование объектами животного мира;

— сбор за пользование объектами водных геологических ресурсов;

— плата за перевод лесных земель из одной категории в другую.

Низкий уровень платежей за пользование природными ресурсами не стимулирует рациональное их использование не компенсирует затраты государства необходимые для оптимального воспроизводства, охраны этих ресурсов и обеспечение экологической безопасности. В России налоги на природные ресурсы и платежи за загрязнение составляет 2,2% суммы налоговых доходов из которых на налоги от природных ресурсов приходится 2%, а платежи за загрязнение 0,2%.

4. Методы и инструменты регулирования природопользования:

1. Административные

2. Рыночные

3. Экономические

1. Административные (прямые) методы регулирования:

1) Нормативы (стандарты) качества ОС – регламентируют допустимое состояние воздушного, водного бассейнов и прочие. Для каждого из загрязнителей предусматривается ПДК(со)=5 мг/м3. Норму ПДК устанавливают органы здравоохранения.

2) Нормативы (стандарты) воздействия на окружающую среду, устанавливают уровень сброса или выброса точечного источника после применения очистного сооружения. Если предприятие не может снизить ПДВ, то для него разрабатывается ВСВ (временно согласованные выбросы).

3) Стандарты качества продукции – стандарты содержания вредных веществ в продуктах и жидкостях.

4) Технологические стандарты – устанавливают определенные требования для процесса производства и очистных технологий. Технологии должны соответствовать эталонным образцам.

5) Полный запрет или ограничение каких либо веществ или технологий.

6) Сертификаты на использование земельных, водных и других ресурсов. Они выдаются природопользователям на ограниченное количество ресурсов и ограниченное время (1-3 года).

7) Лицензии на пользование природными ресурсами и осуществление выбросов и сбросов. Лицензии включают в себя: а) перечень использования ресурсов; б) лимиты и нормативы по их использованию; в) нормативы платы за пользование природными ресурсами и их загрязнение; г) лимиты выбросов вредных веществ; д) сроки действия нормативов и экологических требований; е) нормативы экологической ответственности за экологические нарушения.

8) ОВОС (оценка воздействия окружающей среды) – это процедура обязательна при проектировании любой деятельности, так или иначе влияющей на природную среду и предоставляемая проектировщиком для экологической экспертизы.

9) Штраф – за не выполнение предписаний природоохранных органов.

Этапность внедрения административных методов:

1) Определяет полную нагрузку которую может выдержать ОС.

2) На некоторые вещества и виды деятельности накладывается запрет.

3) Создаются законодательные акты запрещающие использование вредных веществ и технологий.

4) Устанавливаются возможности каждого предприятия. Для каждого предприятия устанавливаются индивидуальные стандарты.

5) Зная стандарты предприятию выдают лицензию на выброс.

Административные методы подвергаются критике за то, что они недостаточно эффективны с экономической точки зрения (дорогие).

2. Экономические методы регулирования:

1) Налоги и платежи за загрязнение.

2) Платежи пользователей – это платежи за очистные сооружения и другие услуги муниципальных органов.

3) Плата на продукцию – это надбавка к ценам, продукция которых в стадии производства или эксплуатации. Загрязняет окружающую среду. Основа этой платы является одна или несколько характеристик продукции, например, плата за содержание серы в угле или дизельном топливе.

4) Дифференциация налогов. Для стимулирования выпуска экологичной техники и товаров или ее сдерживанию.

5) Субсидии – временная (безвозмездная) государственная помощь в период внедрения новых экологических требований. Это инвестиционные кредиты с уменьшенной банковской ставкой и применение ускоренной амортизации природоохранного оборудования.

6) Система залогов – это система целевого резервирования средств для утилизации отходов. Страховые взносы включаются в цены на потенциально опасную продукцию и в конце цикла потребления изделия передаются на утилизацию, а страховая плата возвращается потребителю. Эта система активно действует в России в сфере оборота стеклянной тары. Ее распространение на другие виды упаковки могли бы значительно снизить остроту проблемы бытовых отходов, однако, этому препятствует отсутствие условий для эффективной переработки или вторичного использования отходов

Отличие экономических методов от административных в том, что предприятия загрязнители ни скованны жесткими нормами, они сами выбирают свою стратегию опираясь на анализ затрат и результатов.

Все экономические нормативы устанавливаются государством.

2. Рыночные методы регулирования:

1) Торговля выбросами (торговля правами на выброс) применение этого инструмента требует от фирмы выполнение стандарта на выброс, либо разрешения тех фирм, которые произвели сокращение своего выброса.

2) Банки и биржы прав на загрязнение – представляет собой более развитую форму торговли выбросами. Фирма сокращает выбросы, сдает их в банк для продажи или для будущего использования. Банки предоставляют предприятиям эмиссионные кредиты — временные права на увеличение выбросов (хорошо развит в США). По Киотскому протоколу промышленно развитые страны и страны с переходной экономикой (в т.ч. России), взяли на себя обязательства, по сокращению с 2008-2012 год выбросов парниковых газов. Киотский протокол – представляет собой попытку реализовать на глобальном уровне внедрение рыночных инструментов между различными странами.

Киотский протокол включает следующие механизмы процессов реализации:

— Торговля квотами

— Проекты совместного осуществления

Механизм – «Долги в обмен на природу». Его суть – внешние долги государства погашаются его внутренними затратами на природоохранные мероприятия. Пример: Польша покрывает за счет вложения своих средств в охрану природы 10% долга Финляндия и 1% Франции.

Рыночные инструменты в отличие от административных дают предприятиям полную свободу (продавать или перераспределять разрешения на выбросы). Рыночные методы позволяют снизить выбросы более дешевыми способами.

Каждый из этих трех методов имеет свою сферу применения, но их необходимо использовать в сочетании.

Методы регулирования существующие в РФ:

1) Административные

— Стандарты качества среды (+)

— Запреты (++)

— Стандарты качества продукции (+/-)

— Нормы и лимиты на выбросы (+)

— Сертификаты (+)

— Лицензии (+)

— Оценка воздействия ОС (+/-)

— Штрафы (++)

2) Экономические

— Налоги и платежи (++)

— Платежи за пользование природными ресурсами (+)

— Плата пользователей (+/-)

— Субсидии (++)

— Дифференцированное налогообложение (-)

— Система залогов (+/-)

— Плата за продукцию (-)

3) Рыночные

— Банки биржы и торговля выбросами (-)

Система платежей за природные ресурсы (стр. 1 из 2)

Введение

1 Сущность системы платежей за природные ресурсы

2 Виды платежей за природные ресурсы

3 Система платежей за пользование природными ресурсами

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Одним из основных принципов природопользования и охраны окружающей среды является платность природопользования. Однако данный принцип сопровождает экономику нашей страны не так давно, да и не совсем эффективно.

Уникальный природно-ресурсный потенциал России при его эффективном использовании является одной из важнейших предпосылок устойчивого развития страны, как в настоящее время, так и на длительную перспективу.

Россия занимает ведущее место в мире по объему природных ресурсов. Так, доля России в мировых запасах нефти составляет 12-13 %, газа — 32 %, угля -11%, железа — 26 %, никеля — 36 %, кобальта — 18%, свинца 10 %, цинка — 15 %. По запасам алмазов, платиноидов, золота, серебра, титана, циркония, редких и редкоземельных металлов Россия входит в первую тройку стран мира. Валовая потенциальная ценность разведанных балансовых запасов основных видов полезных ископаемых России в конце 90-х годов прошлого века оценивалась почти в 30 трлн. долл. США, а прогнозный потенциал — в 150 трлн. долларов.

При этом большинство экспертов отмечают низкую эффективность механизмов природопользования и охраны окружающей среды, включая отсутствие рентных платежей за пользование природными ресурсами.

За последние годы рентные платежи в доходах бюджета не превышают 7-8% процентов, а по оценкам специалистов, они могут составлять до 20% доходов бюджета. В чем причина низких платежей за природные ресурсы? Или неэффективен механизм сбора таких платежей?

Очевидно, что доля доходов от эксплуатации природо-эксплуатирующего сектора в приходной части бюджета должна быть увеличена. Но как этого добиться?

Итак, цель данной контрольной работы – рассмотреть систему платежей за природные ресурсы в России.

1 Сущность системы платежей за природные ресурсы

Природно-ресурсные налоги и платежи в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, относятся к числу регулирующих доходов бюджета, распределение которых осуществляется ежегодно при принятии бюджета. В них заинтересованы субъекты Федерации, поскольку предельные размеры ставок указанных налогов и платежей по большинству природных ресурсов (водным, лесным, земельным и др.) устанавливаются на уровне Российской Федерации, а конкретные ставки – субъектами Российской Федерации, исходя из их географических, экономических, социальных и экологических условий.

Система платежей за природные ресурсы — это виды платы, методы определения размера отдельных видов платы, порядок установления, изъятия и использования платы.

Плата за природные ресурсы — это издержки предприятия, связанные с использованием природных ресурсов и рассчитанные в соответствии с действующей в стране методикой расчета затрат. На основе правил расчета затрат вся совокупность природных ресурсов делится на три группы:

1) Ресурсы закупаемые. Оцениваются ценой предприятия, добывающего, подготавливающего или производящего первичную переработку ресурса. Сюда относятся сырьевые и энергетические ресурсы.

2) Ресурсы изымаемые у природы. Они оцениваются издержками на их добычу и специальными выплатами (налогами) государственным или муниципальным фондам за каждую единицу используемого ресурса. К ним относятся изменяемые или используемые земля, вода, атмосфера, лес и полезные ископаемые, вовлекаемые в производство.

3) Ресурсы, являющиеся собственностью производителя (или предприятия). Сюда относят: отходы производства, возвращаемые в виде ресурса (металлоотходы), вторичные энергетические ресурсы, вода замкнутого оборотного цикла, собственная земля и т.п. Для оценки этих ресурсов существует три правила:

1) Ресурсы оцениваются по нулевой оценке;

2) Ресурсы оцениваются по издержкам на доставку и подготовку к использованию;

3) Ресурсы оцениваются по вытесняемым затратам за счет замены «первичного» природного ресурса.

Принцип «платности использования ресурсов» был закреплен как основополагающий в Законе «Об охране окружающей природной среды» в 1991 году. Платность использования ресурсов в природопользовании выполняет следующие функции:

· Рациональное и комплексное использование природных ресурсов;

· Улучшение охраны окружающей среды;

· Выравнивание социально-экономических условий хозяйствования при использовании природных ресурсов;

· Формирование специальных фондов финансирования по охране и воспроизводству природных ресурсов.

2 Виды платежей за природные ресурсы

Все виды платежей за природные ресурсы устанавливаются в виде твердых ставок (нормативов) в расчете на единицу потребляемого (применяемого) ресурса запасов полезного ископаемого, 1 м³ воды и др. Платежи датируются с учетом качественных характеристик ресурсов и природных условий эксплуатации. За нарушение действующих норм и лимитов использования природных ресурсов (например, сверхнормативный расход запасов полезных ископаемых) применяются повышенные платежи, выплачиваемые из дохода предприятий — нарушителей.

Согласно Закону Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» плата за природные богатства (земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) в общем виде взимается:

· За право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;

· За сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

· На воспроизводство и охрану природных ресурсов.

Плательщиками являются предприятия, объединения и организации, которые используют природные ресурсы или оказывают воздействие на окружающую среду, вне зависимости от форм собственности.

Плата за пользование природным ресурсом — это цена потребляемого количества ресурса или услуги, оказываемой при пользовании природным ресурсом. Законодательно плата за пользование природными ресурсами включена в состав налоговой системы, т.е. платежи за природные ресурсы являются налогами.

Плата за нерациональное использование природных ресурсов — это форма экономической ответственности предприятия за ущерб, причиненный в результате несоблюдения норм и правил охраны природных ресурсов и их рационального использования.

Плата за воспроизводство и охрану природных ресурсов — это компенсация затрат организаций и ведомств, которые осуществляют воспроизводство и охрану отдельных видов природных ресурсов. Этот вид платежей включается в себестоимость продукции. В настоящее время этот вид платежей установлен только по недрам. При определении размеров этого вида платежей учитывают: затраты за воспроизводство природного ресурса; система контроля состояния природного ресурса; особенности охраны конкретных видов природных ресурсов от отрицательных последствий хозяйственной деятельности.

3 Система платежей за пользование природными ресурсами

Платежи за основные виды природных ресурсов подразделяются на следующие:

· Плата за землю

· Система платежей при пользовании недрами

· Плата за воду

· Плата за лесные ресурсы

· Плата за ресурсы животного мира

Плата за землю регулируется Законом РФ «О плате за землю», а также другими нормативно-законодательными документами. Плата за землю взимается с целью стимулирования рационального использования земли; охраны и освоения новых земель; повышения плодородия почвы; выравнивания социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества; развития инфраструктуры в населенных пунктах; формирования специальных фондов финансирования этих мероприятий.

Плата за землю распространяется на все земли всех категорий земельного фонда, т.е. земли сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения. Источником платы за землю является прибыль землепользователей. Формами платы за землю являются:

1) Земельный налог;

2) Арендная плата;

3) Нормативная цена земли.

Земельный налог — это плата за право пользования земельным участком. Земельный налог введен 1января 19992 года. Плательщиками земельного налога являются юридические лица, в т.ч. иностранные, и граждане, которым предоставлена земля в собственность, владение, пользование или аренду на территории России. Размер земельного налога устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Он не зависит от результатов хозяйственной деятельности, но учитывает качественные характеристики земель. Величина земельного налога зависит от вида земель. Существуют: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения и др.; земли природоохранного, природозаповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; земли лесного и водного фондов и земли запаса. В основе дифференциации средних размеров налога за земли сельскохозяйственного назначения лежат материалы кадастровой оценки земель по группам почв пашни, а также по видам и подвидам сельскохозяйственных угодий (сенокосам, пастбищам и многолетним насаждениям).

Арендная плата — это плата взимаемая за земли, переданные в аренду (пользование). Арендная плата является формой реализации права собственника земельного участка на получение рентного дохода, образующегося при использовании данного участка земли, а также формой финансового обеспечения натурального или экономического воспроизводства сдаваемого в аренду земельного участка. Величина арендной платы базируется на нормативах земельного налога. Размер, условия и сроки внесения арендной платы устанавливаются на основе арендного договора. Арендная плата может быть установлена в денежной и натуральной форме.

РАЗДЕЛ IV. ПЛАТЕЖИ ЗА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Природные ресурсы Российской Федерации имеют важнейшее значение в обеспечении стратегической и экономической безопасности страны. Пользование природными ресурсами в соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством осуществляется на платной основе. Современная система законодательных и нормативных актов по отдельным видам платежей за природные ресурсы представлена: Налоговым кодексом РФ, Земельным кодексом РФ, Водным кодексом РФ, Лесным кодексом РФ, Законом РФ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Законом РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах», законами субъектов РФ и многочисленными другими правовыми актами. Платежи за пользование природными ресурсами практически предназначены для собственника природных ресурсов в лице государства. Поступающие платежи перераспределяются между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации в соответствии с бюджетным законодательством.

Платность природопользования предполагает взимание налогов, сборов и других платежей за непосредственное использование природных ресурсов, плату за негативное воздействие на окружающую среду, арендную плату, разовые и регулярные сборы при недропользовании, а также систему налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Ценность природных ресурсов заключается в том, что при их использовании возникают доходы. Аналогично другим факторам производства, природные ресурсы участвуют в создании продукта, величина которого зависит в т.ч. и от их естественных свойств. При наилучшем из всех возможных способов их использования природные ресурсы приносят ренту. Именно рентный характер природопользования определяет его платность.

Современная фискальная система РФ предусматривает общеобязательность уплаты следующих платежей за пользование природными ресурсами:

– земельный налог;

– налог на добычу полезных ископаемых;

– платежи при пользовании недрами;

– водный налог;

– платежи за пользование лесным фондом;

– сборы за пользование объектами животного мира;

– сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов;

– плата за негативное воздействие на окружающую среду.

Налоги на пользование природными ресурсами относятся к категории прямых налогов. К платежам, при помощи которых рента изымается косвенно, относятся в настоящее время экспортные пошлины (ранее относились и акцизы).

Система платежей за природные ресурсы в России может быть классифицирована по следующим признакам:

n по видам используемых ресурсов (плата за землю, за недра, за воду, за пользование объектами животного мира, за пользование лесным фондом и т.д.);

n по видам налогообложения (сборы за выдачу лицензий, плата за право пользования и добычу и т.д.);

n платежи за загрязнение окружающей среды (за выброс загрязняющих веществ в атмосферу, за захоронение отходов, и т.д.).

Платежи за природопользование призваны в какой-то степени компенсировать затраты природных ресурсов и обеспечить их воспроизводство и охрану.

По экономическому содержанию платежи хозяйствующих субъектов за использование природных ресурсов представляют собой форму возмещения стоимости этих ресурсов, принадлежащих всему обществу. По своей сути взимание рассматриваемых платежей носит налоговый характер. Экологические, или как их называют в мире «зеленые» налоги считаются эффективными в целях формирования «экологосбалансированного» поведения производителя и потребителя. Эти налоги призваны также решать следующие задачи:

n сделать стоимость продукции более адекватной по отношению к затратам природных ресурсов, и ущербу, наносимому окружающей среде конкретным производством;

n способствовать компенсации экологического ущерба самим загрязнителем, а не всем обществом.

При построении механизма платного природопользования непременно встают следующие вопросы:

1) как рассчитать максимальную эффективность и обоснованность платежей;

2) каким образом осуществлять стимулирование рационального природопользования;

3) как формировать резервы средств на покрытие убытков от производственных аварий, стихийных бедствий и экологических катастроф;

4) каким образом осуществлять изъятие и перераспределение дифференциальной ренты и т.д., и т.п.

Специфика ресурсных платежей характеризуется следующими особенностями:

1) Неоднородность ресурсов, различия в природно-климатических и экономико-географических условиях их добычи и использования предполагают индивидуальный подход к налогообложению конкретного хозяйствующего субъекта. При этом используются различные методы: установление минимальных и максимальных ставок платы; дифференциация ставок по экономическим районам и видам пользования; разбивка плательщиков на категории и группы по видам деятельности и другим параметрам; установление коэффициентов экологической ситуации, коэффициентов удаленности; утверждение предельно допустимых выбросов и соответствующей платы по ним, и т.д. Иногда сумма платежей рассчитывается по отдельным методикам, как, например, по условиям конкурсов и аукционов на право разработки ресурсов.

2) Возможность применения кадастрового методы уплаты платежей. Работа по формированию в Российской Федерации комплексных территориальных кадастров природных ресурсов и объектов ведется небезуспешно на протяжении последних лет.

3) Возможность преимущественного использования специфических ставок, установленных в абсолютных размерах к единице обложения. Эти ставки очень эффективны при установлении платы за ресурсы, требующие ограничения потребления, либо рационального использования. Однако, специфическим ставкам присущ такой недостаток, как отклонение с течением времени либо в условиях инфляции от реальных стоимостных пропорций. С целью их корректировки применяются коэффициенты индексации.

4) Возможность уплаты в иных формах, а не только в денежной, например, в форме части объема добытого минерального сырья или иной производимой продукции, выполненных работ и оказанных услуг.

5) Отнесение сумм уплачиваемых ресурсных платежей предприятий и организаций на себестоимость продукции, работ и услуг, а у предпринимателей – включение этих платежей в состав расходов декларации о доходах. Однако, это положение распространяется только на те виды природопользования, которые осуществляются в пределах нормативов и лимитов. Платежи за сверхлимитное использование уплачиваются за счет чистой прибыли предприятий по значительно увеличенным ставкам.

Одним из ключевых принципов в экологическом праве является принцип платности за природопользование. Как известно, природопользование подразделяется на позитивное и негативное. В связи с этим, все платежи в исследуемой области можно поделить на 2 группы:

  1. Плата за использование природных ресурсов.
  2. Плата за отрицательное воздействие на окружающую природу.

Плата за пользование природными ресурсами

Определение 1

Плата за пользование природными ресурсами – важнейший элемент системы экономического стимулирования разумного использования экологических ресурсов.

Плата за природопользование необходима для:

  • решения задач экологии с целью эффективного использования земель и остальных природных ресурсов;
  • обеспечения материальной заинтересованности всех природопользователей сохранять и воспроизводить природные ресурсы;
  • предоставления дополнительных финансовых средств для поддержания естественного состояния и охраны окружающей среды.

Замечание 1

Порядок расчета и использования нормативов платы за применение природных ресурсов устанавливается в федеральных законах и издаваемых на их основе правовых актах Правительства Российской Федерации.

Таким образом, в статье 39 Закона о недрах говорится, что при пользовании недрами действуют такие типы платежей:

  • единоразовая плата за использование недр при наступлении конкретных событий, прописанных в лицензии;
  • регулярная плата за использование недр;
  • платежи за полученные геологические сведения о недрах;
  • сбор за участие в конкурсе/аукционе;
  • сбор за выдачу специальных разрешений на пользование недрами (лицензий).

Между тем, главой 26 части 2 Налогового Кодекса устанавливается налог на добычу полезных ископаемых. Причем налоговая база исчисляется на основе стоимости добытых полезных ископаемых.

Замечание 2

Начиная с 1 января 2005-го г. вступила в законное действие глава 25.2 части 2 Налогового Кодекса, которой определяются главные требования, связанные с уплатой водного налога.

В главе 13 Лесного Кодекса говорится, что за использование лесного фонда взимаются платежи в форме лесных податей при краткосрочном использовании участков из лесного фонда либо арендной платы в случае аренды участков из лесного фонда.

В систему платежей за использование животного мира в соответствии со статьей 52 Закона о животном мире включено следующее:

  • плата за использование животного мира;
  • штрафы за сверхлимитное и неразумное использование животного мира.

Замечание 3

Начиная с 2004-го г. вступила в законное действие глава 25.1 части 2 Налогового Кодекса, в которой закрепляются ключевые требования по уплате сбора за использование объектов животного мира, а также объектов водных биологических ресурсов.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

К негативному воздействию на окружающую среду согласно статье 16 Закона об охране окружающей среды относятся следующие случаи:

  • выбрасывание в атмосферный воздух загрязняющих и ядовитых веществ;
  • сброс загрязняющих и ядовитых веществ и микроорганизмов в поверхностные воды, подземные водные объекты, водосборные площади;
  • загрязнение недр, почв;
  • выброс производственных и потребительских отходов;
  • загрязнение окружающей природы вследствие шума, тепла, электромагнитных, ионизирующих и других видов физических воздействий;
  • другое негативное воздействие на окружающую природу.

Замечание 4

Законом предусматривается следующее: внесение платы за отрицательное воздействие на окружающую среду не освобождает субъектов предпринимательской и иных видов деятельности от реализации мероприятий, направленных на охрану окружающей среды и возмещение причиненного вреда.

Кто устанавливает плату за загрязнение окружающей среды?

Ставки платы за загрязнение именно для предприятий, организаций устанавливают представительные и исполнительные органы субъектов Российской Федерации и органы местного управления при участии территориальных органов Ростехнадзора, Роспотребнадзора и непосредственно предприятия-загрязнителя.

Органами представительной и исполнительной ветви власти могут повышаться коэффициенты экологической значимости, а в случае сверхлимитных загрязнений среды может устанавливаться плата для предприятий-загрязнителей в повышенных размерах (до 20% – в крупных городах и промцентрах; в 2 раза – в районах экологического бедствия, зонах Крайнего Севера, в пределах территорий национальных парков, в особо охраняемых заповедниках, экологических курортных регионах).

Плата за выбросы вредных и ядовитых веществ и размещение отходов осуществляется за счет себестоимости товаров, а сверхлимитные загрязнения – за счет доходов, которые остаются в распоряжении предприятия. Сроки поступления платежей юридические лица согласовывают непосредственно с местными органами охраны окружающей среды.

Вывод 1

Итак, плата за загрязнение окружающей среды служит, во-первых, источником пополнения бюджетов, целевых бюджетных фондов, за счет средств которых обеспечивается, в том числе осуществление мероприятий и реализация программ по охране окружающего мира. Во-вторых, платежи за природопользование экономически стимулируют организации уменьшать объем выбросов, сбросов и скопления отходов, предотвращая тем самым отрицательное влияние на природную среду и самочувствие населения.

Система платежей за природопользование

В 1991 г. принцип «платности использования природных ресурсов» был закреплен как основополагающий в Законе «Об охране окружающей природной среды» (ст. 20.).

Система платежей за природные ресурсы. Выделяют следующие виды платы за природные ресурсы:

– за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;

– за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

– за воспроизводство и охрану природных ресурсов.

Плательщиками являются предприятия, объединения, организации, которые используют природные ресурсы или оказывают воздействие на окружающую среду, вне зависимости от форм собственности.

1. Плата за пользование природным ресурсом – это цена потребляемого количества ресурса или услуги, оказываемой при пользовании природным ресурсом.

Законодательно плата за пользование природными ресурсами включена в состав налоговой системы, т.е. этот платеж является налогом.

2. Плата за нерациональное использование природных ресурсов – это форма экономической ответственности предприятия за ущерб, причиненный в результате несоблюдения норм и правил охраны природных ресурсов и их рационального использования.

3. Плата за воспроизводство и охрану природных ресурсов – это компенсация затрат организаций и ведомств, которые осуществляют воспроизводство и охрану отдельных видов природных ресурсов. Этот вид платежей включается в себестоимость продукции.

Рассмотрим подробнее особенности платежей за основные виды природных ресурсов.

Плата за землю. Она взимается с целью:

– стимулирования рационального использования земли;

– охраны и освоения новых земель;

– повышения плодородия почвы;

– выравнивания социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества;

– развития инфраструктуры в населенных пунктах;

– формирования специальных фондов финансирования этих мероприятий.

Плата за землю распространяется на все земли всех категорий земельного фонда Российской Федерации. Источником платы за землю является прибыль землепользователей. Формы платы за землю:

– земельный налог;

– арендная плата;

– нормативная цена земли.

Земельный налог – это плата за право пользования земельным участком. Земельным налогом облагаются собственники земли, землевладельцы и землепользователи. Основанием для установления налога являются документы, удостоверяющие права собственности, владения или пользования земельным участком.

Размер земельного налога устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Он не зависит от результатов хозяйственной деятельности, но учитывает качественные характеристики земель и зависит от вида земель. Кроме того, конкретная величина ставки налога зависит от качества земель, градостроительной ценности территории, статуса города, численности его населения.

По взиманию земельного налога предусмотрены такие формы льгот, как понижение ставок, частичное или полное освобождение от налогов определенных категорий плательщиков.

Дополнительные льготы по земельному налогу могут быть установлены региональными органами законодательной власти, а также органами местного самоуправления в пределах сумм, которые находятся в распоряжении соответствующего субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Использование средств, поступающих от взимания земельного налога и арендной платы, имеет исключительно целевую направленность:

– на финансирование мероприятий по землеустройству;

– ведение земельного кадастра;

– мониторинг земельных ресурсов;

– освоение новых земель;

– охрану земель и повышение их плодородия;

– инженерное и социальное обустройство территории.

Арендная плата – это плата, взимаемая за земли, переданные в аренду (пользование). Размер арендной платы определяется исходя из экономической оценки участка, предоставляемого в аренду, затрат на воспроизводство и устанавливается по взаимному соглашению арендодателя и арендатора в договоре.

Нормативная цена земли – это показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Данный показатель не применяется как плата в бюджет за землю. Льготы при расчете нормативной цены не учитываются.

За нерациональное или сверхнормативное использование земли, нарушение природоохранного законодательства устанавливаются экономические санкции, штрафы и иски. Эти платежи исчисляются из расчета многократно увеличенных затрат, связанных с устранением негативных процессов в землевладении. Источником покрытия является прибыль землепользователей.

Система платежей при пользовании недрами включает следующие виды платежей:

– платежи за пользование недрами;

– плату (отчисления) на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

– акцизы;

– сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий;

– плату за геологическую информацию о недрах, полученную за счет государственных средств.

Платежи за пользование недрами включают: платежи за поиски, разведку месторождений полезных ископаемых; платежи за добычу полезных ископаемых; за пользование недрами в иных целях.

К платежам за пользование недрами может применяться скидка за истощение недр. Решение об установлении скидки и ее размере принимается органами, предоставляющими лицензии.

Плата за воду. Это плата за забор воды промышленными предприятиями по установленным тарифам. В основе величины тарифов – затраты на подготовку воды и транспортировку ее до пользователя, при этом игнорируется такой фактор, как дефицитность воды на конкретной территории. При этом методе расчета платы повторно используемая вода обходится предприятию значительно дороже, чем свежая. Это обстоятельство, в частности, делало невыгодным для предприятия создание замкнутых (оборотных) систем водоснабжения.

Для промышленных предприятий были введены лимиты потребления воды и штрафные санкции за сверхнормативный забор воды (штрафные выплаты в 5 раз превышали размер базовых тарифов).

В целях рационального использования забираемой промышленными предприятиями воды определяются месячные лимиты забора воды. Они исчисляются в пределах годового лимита, установленного органами по регулированию использования вод с учетом проектных материалов и производственных планов.

Плата за воду, забираемую организациями из водохозяйственных систем, включается в себестоимость продукции (работ, услуг) в соответствии с постановлением Правительства России от 01.07.95 г. №661.

Помимо рассмотренного выше вида платы – платы за забор воды промышленными предприятиями из водохозяйственных систем в настоящее время взимаются следующие виды платежей, связанные с использованием водных ресурсов:

– платежи за пользование недрами по подземным водам;

– отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы по подземным водам;

– плата за сброс загрязняющих веществ, размещение отходов в водные объекты.

Кроме того, Водным кодексом Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. №167-ФЗ предусмотрено введение следующих платежей:

– за пользование водными объектами;

– платы, направляемой на восстановление и охрану водных объектов;

– сбор за выдачу лицензий на водопользование.

Плата за лесные ресурсы. В соответствии с Федеральным законом «Лесной кодекс» (1997) установлены следующие виды платежей за пользование лесным фондом:

– лесные подати;

– арендная плата.

Основой определения размеров платежей за пользование лесным фондом являются данные государственного лесного кадастра.

Лесные подати – это плата за все виды лесопользования при краткосрочном пользовании участками лесного фонда. Они взимаются в форме разовых или регулярных платежей с начала пользования участком лесного фонда в течение всего срока действия лицензии. Плательщиками являются все лесопользователи, кроме арендаторов.

Арендная плата взимается при аренде участков лесного фонда. Размеры платежей определяются на основе ставок лесных податей.

Лесные подати и арендная плата в размере минимальных ставок за древесину на корню поступают в федеральный (40%) и региональный бюджеты (60%).

Плата за ресурсы животного мира. Система платежей за пользование животным миром согласно Федеральному закону «О животном мире» (1995 г.) включает:

– плату за пользование животным миром;

– штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром.

Плата за пользование животным миром включает плату за лицензию на отстрел диких животных. Размер платы не зависит от результатов охоты. Этот вид платежа несет функции воспроизводства. Размер платы устанавливается местными органами. Плата поступает в федеральный (40%) и региональный (60%) бюджеты.

Штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром полностью поступает в региональные бюджеты. Размер платежа должен учитывать не только ценность изъятого объекта, но и стимулировать его рациональное использование с целью сохранения необходимого потенциала видов животных для их дальнейшего воспроизводства .


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *