Порядок подготовки личного состава пожарной охраны

Порядок подготовки личного состава пожарной охраны

Приказ МЧС России от 26.10.2017 N 472 «Об утверждении Порядка подготовки личного состава пожарной охраны» (Зарегистрировано в Минюсте России 12.02.2018 N 50008)

  • Приказ
  • Порядок подготовки личного состава пожарной охраны
    • I. Общие положения
    • II. Общее профессиональное образование
    • III. Специальное первоначальное обучение
    • IV. Боевая подготовка личного состава караулов
    • V. Служебная подготовка и физическая подготовка начальствующего состава
    • VI. Повышение квалификации и переподготовка
    • VII. Стажировка
    • VIII. Самостоятельная подготовка
    • IX. Особенности боевой подготовки личного состава караулов в малочисленных подразделениях
    • X. Проверка состояния профессиональной подготовки личного состава
    • Приложение N 1. План профессиональной подготовки (Рекомендуемый образец)
    • Приложение N 2. План комплектования учебных групп (Рекомендуемый образец)
      • Специальная первоначальная подготовка
      • Переподготовка
      • Повышение квалификации
    • Приложение N 3. Тематический план занятий по служебной подготовке (Рекомендуемый образец)
      • Общественно-государственная подготовка
      • Специальная подготовка (ШОМ)
    • Приложение N 4. Расписание занятий (Рекомендуемый образец)
    • Приложение N 5. Годовой план распределения времени по дисциплинам и месяцам обучения для личного состава караулов (СПСЧ) (Рекомендуемый образец)
      • Боевая подготовка личного состава караулов
      • Боевая подготовка личного состава СПСЧ
    • Приложение N 6. Тематический план занятий по боевой подготовке личного состава караулов (Рекомендуемый образец)
    • Приложение N 7. Программа индивидуального обучения по месту службы лица, впервые принятого на службу (работу) в орган управления, подразделение пожарной охраны (Рекомендуемый образец)
      • Теоретическая подготовка
      • Практическая подготовка
      • Самостоятельная подготовка
    • Приложение N 8. Рекомендуемый перечень тем индивидуального обучения по месту службы (работы) лиц, впервые принятых на службу (работу) в подразделения пожарной охраны
    • Приложение N 9. Рекомендуемый перечень тем по боевой подготовке личного состава караулов
      • Пожарно-тактическая подготовка
      • Аварийно-спасательные работы
      • Пожарная и аварийно-спасательная техника
      • Гражданская оборона и мобилизационная подготовка
      • Подготовка газодымозащитников
      • Психологическая подготовка
      • Пожарно-профилактическая подготовка
      • Оказание первой помощи
      • Охрана труда
      • Пожарно-строевая подготовка
    • Приложение N 10. Журнал учета занятий, посещаемости и успеваемости личного состава дежурных караулов (смен) (Рекомендуемый образец)
      • Правила ведения журнала
    • Приложение N 11. План-конспект проведения занятий с группой (Рекомендуемый образец)
    • Приложение N 12. Методический план проведения занятий с группой (Рекомендуемый образец)
    • Приложение N 13. Рекомендуемый перечень тем по боевой подготовке личного состава специализированных пожарно-спасательных частей ФПС и специализированных частей по тушению крупных пожаров ФПС
      • Пожарно-спасательная подготовка
      • Пожарно-техническая подготовка
      • Охрана труда
      • Медико-психологическая подготовка
      • Специальная техническая подготовка
      • Радиационная, химическая и биологическая защита
      • Пожарно-профилактическая подготовка
      • Подготовка сил и средств АМГ
      • Подготовка по специализациям
        • Служба тушения пожаров и проведения АСР
        • Служба телекоммуникационная и связи
        • Служба (отделение) радиационной и химической защиты
        • Медицинская (медико-психологическая) служба
        • Инженерная служба
        • Группа робототехнических средств и беспилотных летательных аппаратов
        • Группа материально-технического обеспечения
        • Пожарно-строевая подготовка (газодымозащитная подготовка)
        • Авиационно-десантная подготовка и промышленный альпинизм
    • Приложение N 14. Журнал учета занятий, посещаемости и успеваемости личного состава в системе служебной подготовки (Рекомендуемый образец)
      • Правила ведения журнала
    • Приложение N 15. Индивидуальный план стажировки (Рекомендуемый образец)
    • Приложение N 16. Сводная ведомость приема экзаменов (зачетов) (Рекомендуемый образец)

Открыть полный текст документа

Государственная противопожарная служба

Государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны. В Государственную противопожарную службу входят:

— федеральная противопожарная служба;

— противопожарная служба субъектов Российской Федерации.

Государственная противопожарная служба МЧС России (ГПС МЧС РОССИИ) — основной вид государственной пожарной охраны, созданный с целью защиты жизни и здоровья людей, имущества от пожаров, организации и осуществления государственного пожарного надзора в РФ за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.

ГПС до 2001 входила в состав МВД России в качестве единой самостоятельной оперативной службы, с 1.1.2002 ГПС вошла в МЧС России.

Основное предназначение ГПС:

— организует и осуществляет государственный пожарный надзор в РФ;

— организует и осуществляет в установленном порядке охрану населённых пунктов и предприятий от пожаров, др. работы и услуги в области пожарной безопасности;

— обеспечивает и осуществляет тушение пожаров; осуществляет финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности органов управления и подразделений ГПС;

— координирует деятельность других видов пожарной охраны;

— разрабатывает и организует осуществление единой научно-технической политики в области пожарной безопасности; осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для пожарной охраны.

Органами управления ГПС являются:

— Главное управление ГПС; управления (отделы) ГПС входящие в состав Главного управления ГПС;

— управления, отделы, отделения и войсковые части Специального управления ГПС.

Начальник Главного управления ГПС является по должности главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору, а его заместители и начальник Специального управления Государственной противопожарной службы — заместителями главного государственного инспектора РФ по пожарному надзору.

Федеральная противопожарная служба является составной частью Государственной противопожарной службы и входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), включает в себя (ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 20 июня 2005 г. N 385 О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ):

— структурные подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляющие управление и координацию деятельности федеральной противопожарной службы;

— структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, — региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации;

— органы государственного пожарного надзора;

— пожарно-технические, научно-исследовательские и образовательные учреждения;

— подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях обеспечения профилактики пожаров и (или) их тушения в организациях (объектовые подразделения);

— подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения);

— подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в населенных пунктах (территориальные подразделения).

Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности федеральной противопожарной службы определяются положением о федеральной противопожарной службе, утверждаемым в установленном порядке.

Основными задачами федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы являются:

1) организация и осуществление государственного пожарного надзора на территории Российской Федерации, за исключением объектов, государственный пожарный надзор на которых отнесен в соответствии с законодательством Российской Федерации к компетенции иных государственных органов;

2) организация и осуществление профилактики пожаров;

3) осуществление тушения пожаров в населенных пунктах, организация и осуществление тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях, в которых создаются специальные и воинские подразделения, в организациях, в которых создаются объектовые подразделения федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, на объектах, охраняемых договорными подразделениями федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, проведение аварийно-спасательных работ, спасение людей и имущества при пожарах;

4) координация деятельности других видов пожарной охраны в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

5) осуществление научно-технического обеспечения пожарной безопасности и координация научных исследований в области пожарной безопасности;

6) организация в пределах своей компетенции подготовки в образовательных учреждениях МЧС России, других образовательных учреждениях специалистов для пожарной охраны и организаций;

7) осуществление методического руководства и контроля деятельности по вопросам обучения населения в области обеспечения пожарной безопасности, а также организации подготовки в установленном порядке должностных лиц органов государственной власти в области пожарной безопасности.

Федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы осуществляет следующие основные функции:

1) проводит профилактику, тушение пожаров и аварийно-спасательные работы:

— на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей;

— в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях;

— в населенных пунктах;

2) реализует государственную научно-техническую политику в области пожарной безопасности;

3) осуществляет контроль за исполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями федеральных законов, технических регламентов и иных нормативных правовых актов в области пожарной безопасности;

4) осуществляет оперативное управление другими видами пожарной охраны, силами и средствами, привлекаемыми для тушения пожаров на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей;

5) обеспечивает профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации личного состава федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы;

6) обеспечивает подготовку в установленном порядке должностных лиц федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения пожарной безопасности;

7) проводит мониторинг состояния пожарной безопасности на территории Российской Федерации;

8) готовит предложения для органов государственной власти и органов местного самоуправления по осуществлению мер в области обеспечения пожарной безопасности;

9) готовит предложения по формированию перечня оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемого Правительством Российской Федерации;

10) обеспечивает подготовку в образовательных учреждениях МЧС России специалистов для пожарной охраны, а в случае необходимости — в других образовательных учреждениях с учетом потребности федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы в специалистах;

11) проводит противопожарную пропаганду и обучение населения мерам пожарной безопасности;

12) организует и ведет официальный статистический учет и государственную статистическую отчетность по пожарам и их последствиям на территории Российской Федерации, показателям оперативной деятельности и ресурсам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, противопожарной службы субъектов Российской Федерации и иных видов пожарной охраны;

13) осуществляет сбор и обработку информации в области обеспечения пожарной безопасности;

14) осуществляет заказ и приемку пожарной техники, огнетушащих средств, оборудования и пожарно-технического имущества;

15) производит в соответствии с законодательством Российской Федерации дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности, а также производство по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности;

16) организует проведение экспертиз, испытаний веществ, материалов, изделий, оборудования, конструкций на пожарную опасность;

17) готовит проекты нормативных правовых актов МЧС России в области пожарной безопасности и организации деятельности федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы;

18) участвует:

— в разработке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, технических регламентов, национальных стандартов, норм, правил пожарной безопасности и других нормативных документов в области пожарной безопасности;

— в разработке и реализации в части, ее касающейся, федеральных целевых программ в области пожарной безопасности, контроле за их реализацией;

— в испытаниях пожарной техники, огнетушащих средств и пожарно-технического имущества;

— в подготовке предложений по проекту государственного оборонного заказа;

— в организации работ по лицензированию видов деятельности в пределах своей компетенции;

— в координации деятельности органов по сертификации и аккредитации испытательных лабораторий (центров) в системе МЧС России;

— в координации деятельности противопожарной службы субъектов Российской Федерации, а также других видов пожарной охраны в пределах своей компетенции;

19) осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и содержится за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и других не запрещенных законодательством Российской Федерации источников финансирования. (Субъект Российской Федерации — государственно-правовое образование РФ. Субъекты РФ образуют в совокупности РФ. Конституция устанавливает шесть видов субъектов РФ: республика в составе РФ, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Согласно Конституции все субъекты РФ равноправны между собой в отношениях с федеральными органами государственной власти).

Основными задачами противопожарной службы субъекта Российской Федерации являются:

— организация и осуществление профилактики пожаров в городских и сельских поселениях субъекта Российской Федерации, а также в организациях, находящихся в его собственности (за исключением закрытых административно-территориальных образований, особо важных и режимных организаций, обслуживаемых специальными подразделениями федеральной противопожарной службы МЧС России);

— спасение людей и имущества при пожарах;

— организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории городских и сельских поселениях субъекта Российской Федерации (за исключением лесных пожаров, пожаров на объектах критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия России, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

— тушение пожаров на объектах критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия России, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Соглашением между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — МЧС России) и исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и планами привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

В систему противопожарной службы субъекта Российской Федерации входят:

— органы обеспечения деятельности противопожарной службы субъекта Российской Федерации;

— подразделения противопожарной службы субъекта Российской Федерации, созданные в целях осуществления профилактики пожаров и (или) их тушения и проведения аварийно-спасательных работ (далее — АСР) в городских и сельских поселениях субъекта Российской Федерации;

— объектовые подразделения противопожарной службы субъекта Российской Федерации, созданные в целях осуществления профилактики пожаров и (или) их тушения и проведения АСР в организациях;

— государственные унитарные предприятия противопожарной службы субъекта Российской Федерации, созданные в целях обеспечения деятельности противопожарной службы субъекта Российской Федерации, а также выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности;

— учебные центры (пункты) противопожарной службы субъекта Российской Федерации.

Подразделения противопожарной службы субъекта Российской Федерации создаются в административных центрах муниципальных районов на территории субъекта Российской Федерации, а также в населенных пунктах с численностью населения 25 тыс. человек и более.

Личный состав противопожарной службы субъекта Российской Федерации включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях:

государственных служащих органов обеспечения противопожарной службы субъекта Российской Федерации и работников, ставки заработной платы (должностные оклады) которых устанавливаются на основе тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы.

Численность личного состава подразделений противопожарной службы субъекта Российской Федерации определяется расчетом в зависимости от пожарной опасности объектов защиты на территории субъекта Российской Федерации с учетом технико-экономического уровня развития региона и других его особенностей по методике, утвержденной в установленном порядке или устанавливается из расчета не менее одна единица личного состава противопожарной службы субъекта Российской Федерации, участвующего в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, на каждые 650 человек населения.

Дислокация указанных подразделений на территории муниципальных образований определяется расчетом в зависимости от степени пожарной опасности объектов защиты и целей выезда подразделений пожарной охраны для тушения пожара (проведения аварийно-спасательных работ) по методике, утвержденной в установленном порядке или устанавливается исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях не превышает 10 мин., а в сельских поселениях — 20 мин.

Объектовые подразделения противопожарной службы субъекта Российской Федерации создаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основе договоров с предприятиями и содержатся на долевых началах, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и средств этих предприятий, а в случае необходимости также за счет средств других источников финансирования, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Численность, техническая оснащенность и места дислокации указанных подразделений определяются договором на их создание.

Техническая оснащенность указанных подразделений определяется в соответствии с нормативами федеральной противопожарной службы.

Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности противопожарной службы субъекта Российской Федерации определяются положением о противопожарной службе субъекта Российской Федерации, утверждаемым органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в установленном порядке.

IV. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЖБЫ В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ

IV. Организация и несение караульной службы
в подразделениях

4.1. Караульная служба осуществляется личным составом караулов (дежурных смен) подразделений посредством посменного несения дежурства.

4.2. Продолжительность дежурства определяется работодателем на основании законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

4.3. Основными задачами караульной службы являются:

обеспечение постоянной готовности караулов (дежурных смен) к ведению действий по тушению пожаров и проведению АСР в период дежурства;

создание условий для быстрого восстановления караульной службы после выполнения задач по тушению пожара и проведению АСР;

контроль за исправным состоянием противопожарного водоснабжения в период проведения ПТУ и ПТЗ (по согласованию с собственником, если иное не предусмотрено заключенными соглашениями или инструкциями), средств связи, проездов в пределах района (подрайона) выезда подразделения;

изучение мест расположения противопожарного водоснабжения в районе (подрайоне) выезда подразделения;

поддержание на высоком уровне дисциплины личного состава подразделений;

поддержание связи между подразделениями, службами жизнеобеспечения;

обеспечение охраны помещений и территории подразделения, поддержание в них необходимого порядка, проведение административно-хозяйственных работ.

4.4. Личный состав караула (дежурной смены) при осуществлении своей деятельности обязан:

добросовестно выполнять служебные обязанности, четко и в срок исполнять приказы и распоряжения руководства подразделения;

совершенствовать профессиональные знания и навыки;

обеспечивать сохранность имущества подразделения;

поддерживать авторитет пожарной охраны, хранить государственную и служебную тайны;

соблюдать дисциплину, правила внутреннего распорядка дня караула (дежурной смены) и правила ношения установленной формы одежды.

4.5. Внутренний распорядок дня караула (дежурной смены) утверждается начальником (руководителем) подразделения в соответствии с примерным расчетом времени по организации несения караульной службы личным составом караула (дежурной смены) подразделения (далее — распорядок дня) (приложение N 3).

4.6. При несении караульной службы выполняются следующие мероприятия:

обеспечение подготовки личного состава караула (дежурной смены) в соответствии с планом профессиональной подготовки;

организация оперативно-тактического изучения района (подрайона) выезда;

организация отработки документов предварительного планирования действий подразделений по тушению пожаров и проведению АСР;

обеспечение контроля за исправностью пожарной и аварийно-спасательной техники, пожарного инструмента и аварийно-спасательного оборудования;

осуществление контроля за состоянием связи в подразделении, а также за состоянием противопожарного водоснабжения, проездов и подъездов к зданиям и сооружениям в районе (подрайоне) выезда подразделения;

разработка мероприятий по привлечению личного состава подразделения, свободного от несения караульной службы, к тушению пожаров и проведению АСР;

осуществление других мероприятий, необходимых для выполнения задач караульной службы.

4.7. К несению караульной службы не допускаются лица, не прошедшие специальное первоначальное обучение и не сдавшие зачеты по правилам охраны труда, водители пожарных и аварийно-спасательных автомобилей, не прошедшие обучение на право управления транспортным средством, оборудованным специальными звуковыми и световыми сигналами.

4.8. На вооружении караула (дежурной смены) находится исправная пожарная и аварийно-спасательная техника, пожарный инструмент и аварийно-спасательное оборудование.

4.9. При обнаружении неисправностей пожарной и аварийно-спасательной техники, пожарного инструмента и аварийно-спасательного оборудования принимаются меры по их немедленной замене, ремонту неисправной техники, пожарного инструмента и аварийно-спасательного оборудования.

В случае невозможности немедленного устранения неисправностей пожарный инструмент и аварийно-спасательное оборудование заменяются, а пожарная и аварийно-спасательная техника выводится из расчета и заменяется резервной, о чем уведомляется диспетчер.

Решение о замене пожарного инструмента и аварийно-спасательного оборудования принимается начальником (руководителем) караула (дежурной смены), пожарной или аварийно-спасательной техники — по согласованию с руководством подразделения и последующим уведомлением диспетчера.

При отсутствии или неисправности резервной пожарной техники соответствующие должностные лица подразделения (караула, дежурной смены) ставят в известность диспетчера для принятия мер по обеспечению пожарной безопасности взрывопожароопасных объектов, расположенных в районе (подрайоне) выезда данного подразделения, за счет сил и средств других подразделений.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *