Порядок предоставления налоговыми органами информации взыскателю

Порядок предоставления налоговыми органами информации взыскателю

Об утверждении порядка предоставления налоговыми органами информации взыскателю (с изменениями на 3 марта 2004 года) (утратил силу с 23.08.2011 на основании приказа ФНС России от 22.07.2011 N ММВ-7-7/462@)

Об утверждении порядка предоставления налоговыми органами информации взыскателю

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПРИКАЗ
от 23 января 2003 года N БГ-3-28/23
Об утверждении порядка предоставления налоговыми органами информации взыскателю

____________________________________________________________________
В документе учтено:
решение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 3 марта 2004 года N 15527/03.
____________________________________________________________________

В соответствии с пунктом 3 статьи 46 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3591)
приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок предоставления налоговыми органами информации взыскателю.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Министр
Российской Федерации
по налогам и сборам
Г.Букаев

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
14 февраля 2003 года,
регистрационный N 4218

Порядок предоставления налоговыми органами информации взыскателю

УТВЕРЖДЕН
приказом МНС России
от 23 января 2003 года
N БГ-3-28/23

(с изменениями на 3 марта 2004 года)

1. Настоящий Порядок разработан на основании пункта 3 статьи 46 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве».

2. Взыскатель при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком давности может направить по почте заказным письмом в налоговый орган по месту учета должника-организации заявление о предоставлении информации со ссылкой на положения указанного федерального закона. К заявлению прилагается копия исполнительного листа, заверенная в установленном порядке.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
ЗАО «Кодекс»

О предоставлении налоговым органом взыскателю сведений о банковских счетах должника

Налоговый орган обязан представить взыскателю сведения о банковских счетах должника в случае направления им запроса, соответствующего установленным требованиям.

В соответствии с законодательством об исполнительном производстве у налоговых органов, банков и иных кредитных организаций могут быть запрошены сведения о наименовании и местонахождении банков, в которых открыты счета должника, а также о номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте.

Взыскатель при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о представлении этих сведений.

Обязательным условием при этом является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

В этой связи разъясняется, в частности, следующее:

  • запрос о предоставлении конфиденциальной информации оформляется и направляется в письменном виде на бланках установленной формы фельдсвязью, почтовыми отправлениями, курьерами, нарочными или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с реквизитами, позволяющими идентифицировать факт обращения пользователя в налоговый орган;
  • в запросе указывается основание (ссылка на положение федерального закона), устанавливающее право пользователя на получение конфиденциальной информации, конкретная цель, связанная с исполнением пользователем определенных федеральным законом обязанностей, для достижения которой ему необходимо использовать запрашиваемую конфиденциальную информацию;
  • подпись должностного лица, имеющего право направлять запросы в налоговые органы, подтверждается печатью канцелярии пользователя, при направлении запросов по телекоммуникационным каналам связи подпись должностного лица подтверждается электронной цифровой подписью;
  • при обращении с запросом взыскатель должен одновременно предъявить подлинник или заверенную в установленном порядке копию исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению. При предъявлении подлинника исполнительного листа налоговый орган после документального фиксирования факта его наличия обязан возвратить подлинник взыскателю.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 24 июля 2017 г. N СА-4-9/14444@

Федеральной налоговой службой проведен анализ поступивших жалоб налогоплательщиков на непредставление (отказы в представлении) налоговыми органами взыскателям сведений о банковских счетах должника.

В результате проведенного анализа установлено, что основаниями непредставления (отказа в представлении) налоговыми органами взыскателям сведений о банковских счетах должника являются непредставление заверенной в установленном законодательством Российской Федерации порядке копии исполнительного листа и ненадлежащее оформление ими запроса о представлении указанных сведений.

Федеральная налоговая служба с целью исключения необоснованного бездействия налоговых органов по непредставлению соответствующих сведений сообщает о необходимости учитывать следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов, за исключением сведений, указанных в подпунктах 1 — 13 пункта 1 статьи 102 Кодекса.

Согласно пункту 2 статьи 102 Кодекса налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, следственными органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

В силу пункта 9 статьи 69 Закона Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон N 229-ФЗ) у налоговых органов, банков и иных кредитных организаций могут быть запрошены в том числе сведения о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника; о номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте.

Из пункта 8 статьи 69 Закона N 229-ФЗ следует, что взыскатель при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о представлении этих сведений.

В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее — Закон N 149-ФЗ) конфиденциальность информации — обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.

Согласно пункту 2 статьи 9 Закона N 149-ФЗ обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

Исходя из изложенного, к сведениям, отнесенным к категории ограниченного доступа, относится налоговая тайна.

Порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов утвержден приказом МНС России от 03.03.2003 N БГ-3-28/96 «Об утверждении порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов» (далее — Порядок).

В соответствии с пунктом 3 Порядка налоговые органы обеспечивают доступ пользователей к конфиденциальной информации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Из пункта 4 Порядка следует, что запрос о предоставлении конфиденциальной информации оформляется и направляется в письменном виде на бланках установленной формы фельдсвязью, почтовыми отправлениями, курьерами, нарочными или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с реквизитами, позволяющими идентифицировать факт обращения пользователя в налоговый орган.

Подпись должностного лица, имеющего право направлять запросы в налоговые органы, подтверждается печатью канцелярии пользователя.

В силу пункта 5 Порядка при направлении запросов по телекоммуникационным каналам связи подпись должностного лица подтверждается электронной цифровой подписью.

Согласно пунктам 6, 7 Порядка в запросе отражаются основания для рассмотрения такого запроса в налоговом органе, а именно ссылка на положение федерального закона, устанавливающее право пользователя на получение конфиденциальной информации, а также конкретная цель, связанная с исполнением пользователем определенных федеральным законом обязанностей, для достижения которой ему необходимо использовать запрашиваемую конфиденциальную информацию.

В силу пункта 11 Порядка запросы, по форме и содержанию не отвечающие требованиям Порядка, исполнению не подлежат.

Таким образом, налоговый орган представляет взыскателю сведения, предусмотренные пунктом 9 статьи 69 Закона N 229-ФЗ и относящиеся к конфиденциальной информации, только в случае направления взыскателем запроса, соответствующего требованиям Порядка.

Обратиться за получением указанных сведений взыскатель может в любой территориальный налоговый орган, в том числе в ИФНС России (либо УФНС России) по месту своего нахождения.

При обращении в налоговый орган с запросом о получении информации о счетах должника для подтверждения своих прав на получение указанной информации взыскатель должен одновременно предъявить подлинник или заверенную в установленном законодательством Российской Федерации порядке (нотариусом или судом, выдавшим взыскателю исполнительный лист) копию исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению.

При предъявлении взыскателем лично в налоговый орган подлинника исполнительного листа налоговый орган после документального фиксирования факта его наличия возвращает подлинник исполнительного листа взыскателю.

В случае представления в налоговый орган копии исполнительного листа, заверенной уполномоченным должностным лицом организации, являющейся взыскателем, одновременно предъявляется подлинник исполнительного листа.

Во всех остальных случаях направления запроса в налоговый орган с приложением копии исполнительного листа, заверенной уполномоченным должностным лицом организации, являющейся взыскателем, налоговым органам с целью подтверждения достоверности полученной копии исполнительного листа необходимо принять меры по проверке сведений о выдаче взыскателю данного исполнительного листа путем направления соответствующего запроса в суд, выдавший этот исполнительный лист.

После получения ответа на указанный запрос сведения о банковских счетах должника подлежат представлению законному или уполномоченному представителю взыскателя при представлении им документов, подтверждающих полномочия на получение данных сведений.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

2 класса

С.А.АРАКЕЛОВ

Порядок предоставления налоговыми органами информации по запросам судебных приставов-исполнителей и взыскателей

Порядок предоставления налоговыми органами информации по запросам судебных приставов-исполнителей и взыскателей

А.Н. Дудко,
советник налоговой службы III ранга
Нередко в ходе предпринимательской деятельности субъекты правоотношений вынуждены разрешать спорные ситуации в рамках арбитражного процесса. Истцу, в пользу которого вынесено решение арбитражного суда, следует помнить, что удовлетворение судом исковых требований — только половина дела, так как до фактического исполнения решения суда может пройти много времени. Поэтому заключительной стадии судебного разрешения спорных ситуаций — исполнению вступивших в силу судебных решений — следует уделять пристальное внимание начиная с подготовки к судебному процессу. В данной статье анализируется лишь один элемент стадии исполнительного производства, связанный с предоставлением налоговыми органами информации о счетах, открытых лицу в кредитных учреждениях.

Часто по судебному решению ответчик должен выплатить истцу (взыскателю) определенную денежную сумму. Если ответчик по каким-то причинам не исполняет решение суда добровольно, истец в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон «Об исполнительном производстве») имеет возможность выбрать один из вариантов осуществления принудительного взыскания: самостоятельно принять меры ко взысканию задолженности либо обратиться к судебному приставу-исполнителю.

В первом случае, если взыскатель располагает сведениями об имеющихся у должника счетах в банках или иных кредитных организациях и о наличии на них денежных средств, он вправе направить непосредственно этим организациям исполнительный документ, в котором содержатся требования судебных актов о взыскании денежных средств.

В другом случае взыскатель направляет этот исполнительный документ судебному приставу-исполнителю, который обязан возбудить исполнительное производство и принять меры к принудительному исполнению судебных актов в порядке, предусмотренном Законом «Об исполнительном производстве».

В обоих случаях в соответствии с п. 2 ст. 6 Закона «Об исполнительном производстве» банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, в трехдневный срок со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава-исполнителя выполняют содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств либо делают отметку о полном или частичном неисполнении указанных требований в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя.

Однако возможна ситуация, когда взыскатель или судебный пристав-исполнитель не имеет сведений о наличии у должника-организации счетов и вкладов в банках и иных кредитных организациях. В этом случае согласно п. 3 ст. 46 Закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель либо взыскатель запрашивает указанные сведения у налоговых органов. Налоговые органы обязаны предоставить судебному приставу-исполнителю необходимую информацию в трехдневный срок. Взыскателю эта информация может быть предоставлена в порядке, определяемом МНС России, при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком давности. Рассмотрим этот порядок.

Прежде всего отметим, что налоговые органы и их должностные лица, предоставляя информацию о налогоплательщике, в соответствии с подпунктом 6 п. 1 ст. 32 и п. 2 ст. 102 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) должны соблюдать налоговую тайну, которую составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением следующих данных:

1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;

2) об идентификационном номере налогоплательщика;

3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;

4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам).

Соблюдение налоговой тайны предполагает неразглашение составляющих ее сведений, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом. Одним из исключений как раз является упомянутая норма ст. 46 Закона «Об исполнительном производстве».

Порядок предоставления информации налоговыми органами взыскателям определен письмом Госналогслужбы России от 17.06.1998 N КВ-6-24/356 «О предоставлении информации по запросам сторонних организаций» (с изменениями и дополнениями, внесенными письмами МНС России от 25.01.1999 N ШС-6-18/71@ и от 21.06.1999 N ШС-6-18/494). Так, согласно п. 2.5 этого письма взыскателям в трехдневный срок после получения письменного заявления с приложенной копией исполнительного листа с неистекшим сроком давности представляются сведения о наличии или об отсутствии у должника-организации счетов и вкладов в банках и иных кредитных организациях. При наличии у должника-организации счетов и вкладов в банках и иных кредитных организациях взыскателям предоставляется информация о наименовании указанных кредитных организаций и их местонахождении.

Как видно из этой нормы, под сведениями о наличии или отсутствии у должника-организации счетов и вкладов в банках и иных кредитных организациях понимается информация о наименовании указанных кредитных организаций и их местонахождении. При этом письмом не предусмотрено разглашение номеров счетов должника и других банковских реквизитов.

Указанный порядок предоставления информации налоговыми органами распространялся и на запросы судебных приставов-исполнителей, однако впоследствии он был изменен совместным приказом Минюста России и МНС России от 22.03.1999 N ГБ-3-18/58 «О порядке предоставления налоговыми органами информации по запросам судебных приставов-исполнителей». В связи с принятием этого приказа п. 2.5 письма Госналогслужбы России «О предоставлении информации по запросам сторонних организаций» не распространяется на случаи запросов судебных приставов-исполнителей (письмо МНС России от 21.06.1999 N ШС-6-18/494 «О порядке предоставления налоговыми органами информации по запросам судебных приставов-исполнителей»). С введением нового порядка предоставления информации полномочия судебного пристава-исполнителя существенно расширились. Действующий порядок позволяет ему в случае отсутствия необходимой для принудительного исполнения информации о должнике-юридическом лице направлять мотивированный письменный запрос в налоговый орган об идентификационном номере налогоплательщика, о номерах расчетных, текущих и иных счетов, о наименовании и месте нахождения банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета, о финансово-хозяйственной деятельности по установленным формам отчетности. А в случае отсутствия должника по указанному в исполнительном документе юридическому адресу судебный исполнитель вправе запрашивать у налогового органа информацию о его новом местонахождении. Письменный запрос должен заверяться печатью соответствующего подразделения судебных приставов с указанием даты вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства, номера исполнительного производства, наименования должника-юридического лица и его юридического адреса.

При этом необходимо учитывать, что сведений о местонахождении и наименовании кредитного учреждения недостаточно для осуществления списания денежных средств с расчетного счета должника в бесспорном порядке. Порядок бесспорного списания средств со счетов налогоплательщика установлен главой 10 Правил безналичных расчетов в народном хозяйстве, утвержденных Госбанком СССР 30.09.1987 N 2. Согласно п. 280 данных Правил списание средств со счетов в бесспорном порядке производится на основании распоряжений взыскателей, представляемых на бланке платежного требования. При этом согласно п. 289 Правил списание средств по исполнительным листам производится с того счета плательщика, который указан в документе. При отсутствии такого указания, а также соответствующего счета документ возвращается взыскателю. Стоит добавить, что согласно п. 1 ст. 857 ГК РФ и ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» кредитная организация не вправе предоставлять информацию о счетах, сведения о своих клиентах и корреспондентах. Таким образом, взыскатель, получив от налоговых органов информацию о наименовании и местонахождении кредитной организации, не сможет самостоятельно взыскать денежные средства с расчетного счета должника.

Сравнивая порядок предоставления информации взыскателям и судебным приставам-исполнителям, следует отметить, что судебный пристав-исполнитель имеет право получить значительно больше информации о должнике, чем сам взыскатель, что может повлиять на осуществление исполнительного производства и собственно на его результат. Законодатель не случайно вводит такое различие между полномочиями судебного пристава-исполнителя и взыскателя. Принудительное исполнение судебных решений — очень важная стадия в процессе защиты гражданских прав, но самостоятельно защищать свои права и интересы субъектам гражданского права становится все сложнее, и поэтому эту функцию должен осуществлять специально созданный для этого государственный орган. А государство путем нормативного регулирования «подталкивает» субъектов гражданского права — осуществлять принудительное исполнение судебных решений через систему судебных приставов-исполнителей, не лишая их тем не менее возможности самостоятельно разрешить проблему. Поэтому истцу следует хорошо оценивать свои возможности и взвешивать все «за» и «против», решая, какой путь выбрать, поскольку от принятого решения может зависеть весь исход дела.

В заключение заметим, что еще до вступления в силу Закона «Об исполнительном производстве» порядок предоставления информации судебным исполнителям был определен в совместном письме Минюста России и Госналогслужбы России от 11.09.1995 N ВГ-6-08/481. На сегодняшний день это письмо не отменено, но в связи с тем, что положения этого письма не соответствуют нормам ст. 46 Закона «Об исполнительном производстве», его действие было приостановлено до приведения в соответствие с указанной статьей, и в настоящий момент оно не действует (письмо Госналогслужбы России от 17.06.1998 N КВ-6-24/356).

Письмо Федеральной налоговой службы от 11 июня 2009 г. N МН-22-6/469 «О предоставлении информации» (с изменениями и дополнениями)

3. По вопросу предоставления сведений по обращениям органов прокуратуры на основании статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 2202-1).

Сведения и материалы, отнесенные законодательством Российской Федерации к конфиденциальной информации, предоставляются налоговыми органами органам прокуратуры при строгом соблюдении Федерального закона N 2202-1, Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее — Федеральный закон N 149-ФЗ), Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов, утвержденного приказом МНС России от 03.03.2003 N БГ-3-28/96 (зарегистрирован в Минюсте России от 26.03.2003 N 4335). При получении от органов прокуратуры надлежаще оформленного запроса, содержащего ссылку на положение федерального закона, устанавливающее право на получение конфиденциальной информации, и соответствующее законодательству Российской Федерации обоснование (мотив, цель), связанную с исполнением определенных федеральным законом обязанностей, для достижения которой необходимо использовать запрашиваемую конфиденциальную информацию, налоговые органы обязаны исполнять полученные запросы от органов прокуратуры.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 2202-1 требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 22, 27, 30 и 33 указанного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона N 2202-1 прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц налоговых органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.

В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Федерального закона N 2202-1 при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.

Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

При получении от органов прокуратуры запросов о представлении информации в отношении определенной категории налогоплательщиков, не связанных непосредственно с проверкой или иным процессуальным действием органа прокуратуры, территориальный налоговый орган должен определить: в какой части запрашиваемая информация является конфиденциальной, имеется данная информация в налоговом органе в систематизированном виде (содержится в формах статистической отчетности, ранее формировалась по поручениям вышестоящего налогового органа или по другим основаниям), а также оценить объем запрашиваемой информации и при необходимости согласовать и уточнить показатели (их перечень), масштаб выборки, сроки представления информации или предложить свой формат сведений в целях актуализации процесса сбора и обработки информации и недопущения необоснованного отвлечения трудовых ресурсов, которое может дестабилизировать работу налогового органа.

При подготовке ответа на запросы органа прокуратуры в отношении конкретного налогоплательщика (определенной группы налогоплательщиков) налоговому органу в обязательном порядке следует руководствоваться статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой сведения, содержащиеся в материалах налоговых проверок, и иных документах, полученных налоговыми органами, составляют налоговую тайну и не подлежат разглашению. За разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, статьей 183 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность.

В соответствии со статьями 9, 10 Федерального закона N 149-ФЗ установлены критерии ограничения доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.

Порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов определен приказом МНС России от 03.03.2003 N БГ-3-28/96 «Об утверждении порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов» (зарегистрирован в Минюсте России 26.03.2003 N 4335) (далее — Порядок).

Согласно пункту 3 Порядка, определенного на основании пункта 5 статьи 12 Федерального закона от 20.02.1995 N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» налоговые органы обеспечивают доступ пользователей к конфиденциальной информации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Федеральный закон N 149-ФЗ (статьи 6, 9, 16), содержит аналогичные содержавшимся в Федеральном законе от 20.02.1995 N 24-ФЗ права и обязанности обладателя информации.

В соответствии с пунктами 6, 7 Порядка основанием для рассмотрения запроса в налоговом органе является ссылка на положение федерального закона, устанавливающего право пользователя на получение конфиденциальной информации. Обоснованием (мотивом) запроса является конкретная цель, связанная с исполнением пользователем определенных федеральным законом обязанностей, для достижения которой ему необходимо использовать запрашиваемую конфиденциальную информацию (например, находящееся в производстве суда, правоохранительного органа дело с указанием его номера; проведение правоохранительным органом оперативно-розыскных мероприятий или проверки по поступившей в этот орган информации с указанием даты и номера документа, на основании которого проводится оперативно-розыскное мероприятие или проверка информации).

Согласно пункту 11 Порядка запросы, по форме и содержанию не отвечающие требованиям Порядка, исполнению не подлежат.

Таким образом, запрос органа прокуратуры должен содержать обоснование конкретной цели получения информации от налогового органа, определенной предметом надзора и полномочиями прокурора в соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Учитывая изложенное, запросы органов прокуратуры об истребовании сведений и материалов, отнесенных законодательством Российской Федерации к конфиденциальной информации, не содержащие соответствующего законодательству Российской Федерации обоснования вообще или фактически без обоснования:

— для проведения некой неидентифицированной проверки (не по установлению нарушений определенных лиц и не в связи с поступившей в орган прокуратуры информацией о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором),

— для планирования и организации надзорной деятельности,

— для анализа состояния законности и иные производные запросы,

должны оставляться налоговыми органами без исполнения как несоответствующие Федеральному закону от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Налоговому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Порядку доступа к конфиденциальной информации налоговых органов, утвержденному приказом МНС России от 03.03.2003 N БГ-3-28/96.

Кроме того, предоставление содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП сведений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ), Правилами ведения ЕГРЮЛ и Правилами ведения ЕГРИП.

В соответствии со статьей 6 Закона N 129-ФЗ, регистрирующие (налоговые) органы обеспечивают предоставление на бумажном носителе содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП сведений и документов о конкретном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе.

Сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, содержащиеся в государственных реестрах, могут быть предоставлены в электронном виде в порядке и сроки, которые установлены Приказом N САЭ-3-09/7@.

При этом пользователь, получающий сведения в Порядке предоставления в электронном виде сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, утвержденном вышеуказанным приказом ФНС России, имеет возможность сформировать информацию об участии определенного физического лица в создании (деятельности) юридических лиц, и регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя.

Учитывая вышеизложенное, ФНС России в целях обеспечения осуществления органами прокуратуры возложенных на них функций предоставляет сведения о юридических лицах, содержащиеся в ЕГРЮЛ, и об индивидуальных предпринимателях, содержащиеся в ЕГРИП, в электронном виде, а также, в случае необходимости, предоставить сведения о конкретном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе на бумажном носителе.

Разъяснения для юридических и физических лиц, являющихся взыскателями

В Управление поступают обращения юридических и физических лиц, являю-щихся взыскателями, по вопросу предоставления информации о банковских счетах юридических и физических лиц, являющихся их должниками в рамках исполнитель-ных производств.
По данному вопросу Управление разъясняет, что согласно п.3 ст.49 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» взыскателем является гражданин или организация, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный документ.
Согласно п.9 ст. 69 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и разъяснениям Федеральной налоговой службы, доведенным письмом от 11.06.2009 № МН-22-6/469@ (в редакции письма ФНС России от 26.03.2010 № МН-22-6/221@), сведения о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций с указанием расчетных счетов должника могут быть запрошены как у банков и иных кредитных организаций, так и у налоговых органов. При обращении в налоговые органы взыскателя с запросом о получении информации о счетах должника с одновременным предъявлением подлинника или заверенной в установленном законодательством Российской Федерации порядке копии исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению взыскателю в течение семи дней со дня получения указанного запроса предоставляется информация о наименовании, основном государственном регистрационном номере (ОГРН) и месте нахождения банка, в котором открыты счета должника, а также о номерах этих счетов.
Взыскатель вправе обратиться с запросом в любой налоговый орган на территории Российской Федерации, независимо от места нахождения (места жительства) взыскателя или должника.
Надлежаще оформленный запрос может быть направлен взыскателем по почте, предъявлен в налоговый орган лично либо через уполномоченного представителя.
При предъявлении взыскателем лично в налоговый орган подлинника исполнительного листа налоговый орган после документального фиксирования факта его наличия возвращает подлинник исполнительного листа взыскателю.
Согласно Государственному стандарту Российской Федерации ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», утвержденному Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 27 февраля 1998 г. № 28, заверенной копией документа считается копия документа, на которой в соответствии с установленным порядком проставляют необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу.
Если копия судебного акта состоит из нескольких листов, она представляется в сброшюрованном и прошитом виде.
Копия исполнительного листа, предъявляемая в налоговый орган взыскателем одновременно с запросом на получение информации о банковских счетах должника, может быть заверена нотариусом или судом, выдавшем взыскателю исполнительный лист.
Статьей 26 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) предусмотрено, что налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Кодексом. Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами.
Согласно положениям статьи 29 Кодекса уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Уполномоченный представитель налогоплательщика осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой и удостоверяемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *