Постановление 333

Постановление 333

О лицензировании деятельности

В соответствии с Законом Российской Федерации «О государственной тайне» и в целях установления порядка допуска предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить Положение о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны (прилагается).
2. Установить, что размер платы за рассмотрение заявлений о выдаче лицензий на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, составляет 10 минимальных размеров оплаты труда. Суммы, полученные от рассмотрения заявления и выдачи лицензии, поступают в федеральный бюджет, за счет средств которого содержится орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности.
3. Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации, Федеральному агентству правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Службе внешней разведки Российской Федерации совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами Российской Федерации в 3-месячный срок разработать комплекс мер организационного, материально-технического и иного характера, необходимых для осуществления лицензирования деятельности предприятий, организаций и учреждений по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
4. Установить, что предприятия, учреждения и организации, допущенные к моменту принятия настоящего Постановления к работам, связанным с использованием сведений, составляющих государственную тайну, могут осуществлять эти работы в течение 1995 года.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 апреля 1995 г. N 333

ПОЛОЖЕНИЕ
О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ,
УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ РАБОТ, СВЯЗАННЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ, СОЗДАНИЕМ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ, А ТАКЖЕ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ МЕРОПРИЯТИЙ И (ИЛИ) ОКАЗАНИЕМ УСЛУГ ПО ЗАЩИТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ

1. Настоящее Положение устанавливает порядок лицензирования деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм (далее именуются — предприятия) по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны.
Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление на определенных условиях конкретного вида деятельности в течение установленного срока. Лицензия действительна на всей территории Российской Федерации, а также в учреждениях Российской Федерации, находящихся за границей.

2. Органами, уполномоченными на ведение лицензионной деятельности, являются:
по допуску предприятий к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, — Федеральная служба безопасности Российской Федерации и ее территориальные органы (на территории Российской Федерации), Служба внешней разведки Российской Федерации (за рубежом);
на право проведения работ, связанных с созданием средств защиты информации, — Федеральная служба по техническому и экспортному контролю и ее территориальные органы, Служба внешней разведки Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации (в пределах их компетенции);
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.04.1997 N 513, от 29.07.1998 N 854, от 17.12.2004 N 807)
(см. текст в предыдущей редакции)
на право осуществления мероприятий и (или) оказания услуг в области защиты государственной тайны — Федеральная служба безопасности Российской Федерации и ее территориальные органы, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю и ее территориальные органы, Служба внешней разведки Российской Федерации (в пределах их компетенции).
(в ред. Постановления Правительства РФ от 17.12.2004 N 807)
(см. текст в предыдущей редакции)
Лицензирование деятельности предприятий Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной пограничной службы Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по допуску к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется руководителями министерств и ведомств Российской Федерации, которым подчинены указанные предприятия.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 17.12.2004 N 807)
(см. текст в предыдущей редакции)

3. На орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, возлагается:
организация лицензирования деятельности предприятий;
организация и проведение специальных экспертиз предприятий;
рассмотрение заявлений предприятий о выдаче лицензий;
принятие решений о выдаче или об отказе в выдаче лицензий;
выдача лицензий;
принятие решений о приостановлении действия лицензии или о ее аннулировании;
разработка нормативно-методических документов по вопросам лицензирования;
привлечение в случае необходимости представителей министерств и ведомств Российской Федерации для проведения специальных экспертиз;
ведение реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий.

5. Для получения лицензии заявитель представляет в соответствующий орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности:
а) заявление о выдаче лицензии с указанием:
наименования и организационно-правовой формы, юридического адреса предприятия, номера его расчетного счета в банке;
вида деятельности, на осуществление которого должна быть выдана лицензия;
срока действия лицензии;
б) копии учредительных документов (с предъявлением оригиналов, в случае если копии не заверены нотариусом);
в) копию документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.10.2002 N 731)
(см. текст в предыдущей редакции)
г) копии документов, подтверждающих право собственности, право полного хозяйственного ведения и (или) договора аренды на имущество, необходимое для ведения заявленного вида деятельности;
д) справку о постановке на учет в налоговом органе;
е) документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления.
Заявитель несет ответственность за достоверность представляемых им сведений.
Все документы, представленные для получения лицензии, регистрируются органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности.

6. Орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами.
В случае необходимости проведения дополнительной экспертизы предприятия решение принимается в 15-дневный срок после получения заключения экспертизы, но не позднее чем через 60 дней со дня подачи заявления о выдаче лицензии и необходимых для этого документов.
В зависимости от сложности и объема подлежащих специальной экспертизе материалов руководитель органа, уполномоченного на ведение лицензионной деятельности, может продлить срок принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии до 30 дней.

7. Лицензии выдаются на основании результатов специальных экспертиз предприятий и государственной аттестации их руководителей, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну (далее именуются — руководители предприятий), и при выполнении следующих условий:
соблюдение требований законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, в процессе выполнения работ, связанных с использованием указанных сведений;
наличие в структуре предприятия подразделения по защите государственной тайны и необходимого числа специально подготовленных сотрудников для работы по защите информации, уровень квалификации которых достаточен для обеспечения защиты государственной тайны;
наличие на предприятии средств защиты информации, имеющих сертификат, удостоверяющий их соответствие требованиям по защите сведений соответствующей степени секретности.

8. В лицензии указываются:
наименование органа, ее выдавшего;
наименование и юридический адрес предприятия, ее получившего;
вид деятельности, на осуществление которого выдана лицензия;
условия осуществления данного вида деятельности;
срок действия лицензии;
ее регистрационный номер и дата выдачи.
Срок действия лицензии устанавливается в зависимости от специфики вида деятельности, но не может быть менее трех и более пяти лет.
По просьбе заявителя лицензии могут выдаваться на срок менее трех лет.
Продление срока действия лицензии производится в порядке, установленном для ее получения.
На каждый вид деятельности выдается отдельная лицензия. В случае если лицензируемый вид деятельности осуществляется на нескольких территориально обособленных объектах, лицензиату одновременно с лицензией выдаются заверенные копии с указанием местоположения каждого объекта. Копии лицензий регистрируются органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности. Предприятие может иметь лицензии на несколько видов деятельности.
Лицензии оформляются на бланках, имеющих степень защиты, соответствующую степени защиты ценной бумаги на предъявителя.
Бланки лицензий являются документами строгой отчетности, имеют учетную серию и номер. Приобретение, учет и хранение бланков лицензий возлагается на органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности.
Лицензия выдается после представления заявителем документа, подтверждающего ее оплату, размер которой равен стоимости бланка лицензии.
Передача лицензии другому юридическому лицу запрещена.
В случае реорганизации предприятия, получившего лицензию, изменения его местонахождения или наименования, утраты им лицензии оно обязано в 15-дневный срок подать заявление о переоформлении лицензии.
Переоформление лицензии производится в порядке, установленном для ее получения.
До переоформления лицензии лицензиат осуществляет деятельность на основании ранее выданной лицензии или временного разрешения, выдаваемого органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности, в случае утраты лицензии.

9. Орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, вправе отказать в выдаче лицензии. Письменное уведомление об отказе в выдаче лицензии с указанием причин отказа направляется заявителю в 3-дневный срок после принятия соответствующего решения.
Основанием для отказа в выдаче лицензии является:
наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации;
отрицательное заключение экспертизы, установившей несоответствие необходимым для осуществления заявленного вида деятельности условиям, указанным в пункте 7 настоящего Положения;
отрицательное заключение по результатам государственной аттестации руководителя предприятия.

10. Специальная экспертиза предприятия проводится путем проверки выполнения требований нормативно-методических документов по режиму секретности, противодействию иностранным техническим разведкам и защите информации от утечки по техническим каналам, а также соблюдения других условий, необходимых для получения лицензии.
Государственными органами, ответственными за организацию и проведение специальных экспертиз предприятий, являются Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, Служба внешней разведки Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, другие министерства и ведомства Российской Федерации, руководители которых наделены полномочиями по отнесению к государственной тайне сведений в отношении подведомственных им предприятий.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.04.1997 N 513, от 17.12.2004 N 807)
(см. текст в предыдущей редакции)
Организация и порядок проведения специальных экспертиз предприятий определяются инструкциями, которые разрабатываются указанными государственными органами и согласовываются с Межведомственной комиссией.
Для проведения специальных экспертиз эти государственные органы могут создавать аттестационные центры, которые получают лицензии в соответствии с требованиями настоящего Положения.
Специальные экспертизы аттестационных центров проводят Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, Служба внешней разведки Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации и их органы на местах (в пределах их компетенции).
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.04.1997 N 513, от 17.12.2004 N 807)
(см. текст в предыдущей редакции)
Специальные экспертизы проводятся на основе договора между предприятием и органом, проводящим специальную экспертизу. Расходы по проведению специальных экспертиз относятся на счет предприятия.

11. Государственная аттестация руководителей предприятий организуется органами, уполномоченными на ведение лицензионной деятельности, а также министерствами и ведомствами Российской Федерации, руководители которых наделены полномочиями по отнесению к государственной тайне сведений в отношении подведомственных им предприятий.
Методические рекомендации по организации и проведению государственной аттестации руководителей предприятий разрабатываются Межведомственной комиссией.
Расходы по государственной аттестации руководителей предприятий относятся на счет предприятий.
От государственной аттестации освобождаются руководители предприятий, имеющие свидетельство об окончании учебных заведений, уполномоченных осуществлять подготовку специалистов по вопросам защиты информации, составляющей государственную тайну. Перечень указанных учебных заведений утверждается Межведомственной комиссией по представлению органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности.

12. Органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности, приостанавливают действие лицензии или аннулируют ее в случае:
предоставления лицензиатом соответствующего заявления;
обнаружения недостоверных данных в документах, представленных для получения лицензии;
нарушения лицензиатом условий действия лицензии;
невыполнения лицензиатом предписаний или распоряжений государственных органов или приостановления этими государственными органами деятельности предприятия в соответствии с законодательством Российской Федерации;
ликвидации предприятия.
Решение о приостановлении, возобновлении и аннулировании лицензии принимается органом, выдавшим лицензию.
Орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, в 3-дневный срок со дня принятия решения о приостановлении действия лицензии или о ее аннулировании в письменной форме уведомляет об этом лицензиата и органы Государственной налоговой службы Российской Федерации. Действие лицензии приостанавливается со дня получения лицензиатом указанного уведомления.
После уведомления владельца лицензии о ее аннулировании она подлежит возврату в 10-дневный срок в орган, ее выдавший.
В случае изменения обстоятельств, повлекших приостановление действия лицензии, действие лицензии может быть возобновлено.
Лицензия считается возобновленной после принятия органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности, соответствующего решения, о котором не позднее чем в 3-дневный срок с момента принятия он оповещает лицензиата и органы Государственной налоговой службы Российской Федерации.

13. Органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности, ежеквартально представляют в Межведомственную комиссию сведения о выданных и аннулированных лицензиях.

14. Контроль за соблюдением лицензионных условий лицензиатами, выполняющими работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляют органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности.

15. Руководители и должностные лица органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности, несут ответственность за нарушение или ненадлежащее исполнение настоящего Положения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

16. Решения и действия органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности, могут быть обжалованы в установленном порядке.

О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также … (с изменениями на 23 августа 2018 года)

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 апреля 1995 года N 333
О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и(или) оказанием услуг по защите государственной тайны

(с изменениями на 23 августа 2018 года)

В соответствии с Законом Российской Федерации «О государственной тайне» и в целях установления порядка допуска предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и(или) оказанием услуг по защите государственной тайны, Правительство Российской Федерации
постановляет:

1. Утвердить Положение о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и(или) оказанием услуг по защите государственной тайны (прилагается).

2. Пункт утратил силу с 10 февраля 2007 года — постановление Правительства Российской Федерации от 26 января 2007 года N 50..

3. Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации, Федеральному агентству правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Службе внешней разведки Российской Федерации совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами Российской Федерации в 3-месячный срок разработать комплекс мер организационного, материально-технического и иного характера, необходимых для осуществления лицензирования деятельности предприятий, организаций и учреждений по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

4. Установить, что предприятия, учреждения и организации, допущенные к моменту принятия настоящего постановления к работам, связанным с использованием сведений, составляющих государственную тайну, могут осуществлять эти работы в течение 1995 года.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Черномырдин

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 апреля 1995 года N 333

(с изменениями на 23 августа 2018 года)

1. Настоящее Положение устанавливает порядок лицензирования деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм (далее именуются — предприятия) по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и(или) оказанием услуг по защите государственной тайны. *1)
Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление на определенных условиях конкретного вида деятельности в течение установленного срока. Лицензия действительна на всей территории Российской Федерации, а также в учреждениях Российской Федерации, находящихся за границей.

2. Органами, уполномоченными на ведение лицензионной деятельности, являются:
по допуску предприятий к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, Федеральная служба безопасности Российской Федерации и ее территориальные органы (на территории Российской Федерации), Служба внешней разведки Российской Федерации (за рубежом);
на право проведения работ, связанных с созданием средств защиты информации, — Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, Служба внешней разведки Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации (в пределах их компетенции) (абзац дополнен постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1996 года N 509; абзац дополнен с 30 мая 1997 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 1997 года N 513; дополнен постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 года N 854; в редакции, введенной в действие с 5 января 2005 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2004 года N 807; в редакции, введенной в действие с 15 апреля 2010 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2010 года N 200;
на право осуществления мероприятий и (или) оказания услуг в области защиты государственной тайны — Федеральная служба безопасности Российской Федерации и ее территориальные органы, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, Служба внешней разведки Российской Федерации (в пределах их компетенции) (абзац в редакции, введенной в действие с 5 января 2005 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2004 года N 807; в редакции, введенной в действие с 15 апреля 2010 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2010 года N 200.
Лицензирование деятельности предприятий Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной пограничной службы Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по допуску к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется руководителями министерств и ведомств Российской Федерации, которым подчинены указанные предприятия (абзац в редакции, введенной в действие с 5 января 2005 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2004 года N 807; дополнен с 15 апреля 2010 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2010 года N 200.

3. На орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, возлагается:
организация лицензирования деятельности предприятий;
организация и проведение специальных экспертиз предприятий;
рассмотрение заявлений предприятий о выдаче лицензий;
принятие решений о выдаче или об отказе в выдаче лицензий;
выдача лицензий;
принятие решений о приостановлении действия лицензии или о ее аннулировании;
разработка нормативно-методических документов по вопросам лицензирования;
привлечение в случае необходимости представителей министерств и ведомств Российской Федерации для проведения специальных экспертиз;
ведение реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий.

4. Работа органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности, координируется Межведомственной комиссией по защите государственной тайны (далее именуется — Межведомственная комиссия)*.
________________
* Функции Межведомственной комиссии в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 1994 года N 614 временно возложены на Федеральную службу по техническому и экспортному контролю (сноска в редакции, введенной в действие с 5 января 2005 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2004 года N 807.

5. Для получения лицензии заявитель представляет в соответствующий орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, следующие документы:

а) заявление о выдаче лицензии с указанием:
наименования, организационно-правовой формы и местонахождения предприятия;
идентификационного номера налогоплательщика;
даты уплаты предприятием государственной пошлины за предоставление лицензии;
сведений о наличии допуска к государственной тайне у руководителя предприятия;
адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности;
реквизитов правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, необходимые для осуществления заявленного вида деятельности на срок действия лицензии, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
вида деятельности, на осуществление которого должна быть выдана лицензия;
срока действия лицензии;
подтвержденной в установленном порядке степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, с которыми заявитель предполагает проводить работы;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 4 сентября 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2018 года N 984.
формы предоставления лицензии (на бумажном носителе или в электронной форме (в форме электронного документа, подписанного электронной подписью));

б) копии учредительных документов юридического лица;

в) копии правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, необходимые для осуществления заявленного вида деятельности на срок действия лицензии, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

г) копия договора об оказании услуг (в случае использования заявителем услуг структурного подразделения по защите государственной тайны другой организации).
(Пункт 5 в редакции, введенной в действие с 22 мая 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 года N 445.

5_1. Заявитель вправе представить документы, указанные в пункте 5 настоящего Положения на бумажных носителях или в электронной форме (в форме электронных документов, подписанных электронной подписью).
Заявитель несет ответственность за достоверность представляемых им сведений.

Все документы, представленные для получения лицензии, регистрируются органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности.
(Пункт дополнительно включен с 22 мая 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 года N 445)

5_2. При проведении проверки сведений, содержащихся в заявлении и прилагаемых к нему документах, лицензирующий орган запрашивает необходимые сведения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в порядке, установленном Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
(Пункт дополнительно включен с 22 мая 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 года N 445)

6. Орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами.
В случае необходимости проведения дополнительной экспертизы предприятия решение принимается в 15-дневный срок после получения заключения экспертизы, но не позднее чем через 60 дней со дня подачи заявления о выдаче лицензии и необходимых для этого документов.
В зависимости от сложности и объема подлежащих специальной экспертизе материалов руководитель органа, уполномоченного на ведение лицензионной деятельности, может продлить срок принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии до 30 дней.

7. Лицензии выдаются на основании результатов специальных экспертиз предприятий и государственной аттестации их руководителей, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну (далее именуются — руководители предприятий), и при выполнении следующих условий:

соблюдение требований законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, в процессе выполнения работ, связанных с использованием указанных сведений;
наличие в структуре предприятия подразделения по защите государственной тайны и необходимого числа специально подготовленных сотрудников для работы по защите информации, уровень квалификации которых достаточен для обеспечения защиты государственной тайны;
наличие на предприятии средств защиты информации, имеющих сертификат, удостоверяющий их соответствие требованиям по защите сведений соответствующей степени секретности.

8. В лицензии указываются:
наименование органа, выдавшего лицензию;

наименование, место нахождения предприятия, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности (при необходимости), в том числе адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности подразделениями предприятия;
идентификационный номер налогоплательщика;
вид деятельности, на осуществление которого выдана лицензия;
условия осуществления вида деятельности, на который выдана лицензия;
степень секретности разрешенных к использованию сведений, составляющих государственную тайну, для лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
срок действия лицензии;
регистрационный номер и дата выдачи лицензии.
Срок действия лицензии устанавливается в зависимости от специфики вида деятельности, но не более чем на 5 лет. По просьбе заявителя лицензия может выдаваться на срок менее 5 лет. Срок действия лицензии, выданной предприятию, не может превышать срока действия лицензии предприятия, структурное подразделение по защите государственной тайны которого оказывает услуги по защите государственной тайны.
Продление срока действия лицензии производится в порядке, установленном для ее получения.
Предприятие может иметь несколько лицензий.
В случае если лицензируемый вид деятельности осуществляется подразделениями лицензиата по нескольким адресам, предоставление таким подразделениям права осуществлять заявленный вид деятельности производится с учетом результатов специальной экспертизы этих подразделений и государственной аттестации их руководителей.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 22 мая 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 года N 445.
Лицензия оформляется на бланке, имеющем степень защиты на уровне степени защиты ценной бумаги. Бланки лицензий являются документами строгой отчетности, имеют учетную серию и номер. Приобретение, учет и хранение таких бланков возлагается на органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности. Лицензия может иметь приложения, являющиеся ее неотъемлемой частью (о чем в ней делается соответствующая запись) и содержащие информацию о лицензиате, предусмотренную настоящим Положением.
Лицензия может быть оформлена на нескольких имеющих индивидуальные учетные и регистрационные номера бланках для подразделений лицензиата, расположенных вне места его нахождения. Срок действия оформленной таким образом лицензии не может превышать срок действия лицензии, выданной предприятию, в структуру которого входят указанные подразделения. Срок действия лицензии по допуску предприятий к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выдаваемой для территориального учреждения Центрального банка Российской Федерации, устанавливается независимо от срока действия лицензии, выданной Центральному банку Российской Федерации по месту осуществления его деятельности (абзац дополнен постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 года N 898.
Лицензия подписывается руководителем органа, уполномоченного на ведение лицензионной деятельности, либо лицом, им уполномоченным, и заверяется печатью этого органа. Копия лицензии хранится в органе, уполномоченном на ведение лицензионной деятельности.

В случае изменений условий ведения лицензируемого вида деятельности, изменения степени секретности сведений, с которыми осуществляется (предполагается осуществлять) деятельность, а также в отношении которых лицензиат предполагает проводить мероприятия и (или) оказывать услуги, смены организационно-правовой формы или реорганизации лицензиата, изменения его наименования, места нахождения, адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности лицензиат или его правопреемник обязаны в 15-дневный срок подать в орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, заявление о переоформлении лицензии в связи с изменением условий деятельности с приложением документов, подтверждающих соответствующие изменения. В указанных случаях орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, по результатам рассмотрения заявления и проведения проверки соответствия предприятия лицензионным требованиям и условиям принимает решение о необходимости проведения специальной экспертизы и уведомляет о своем решении заявителя. В случае принятия решения о необходимости проведения специальной экспертизы выдача лицензии производится с учетом ее результатов.
В случае утраты лицензии предприятие имеет право на получение дубликата лицензии, который выдается на основании поданного в 3-дневный срок со дня установления факта утраты заявления в письменной форме.
До переоформления лицензии (получения дубликата лицензии) предприятие осуществляет деятельность на основании ранее выданной лицензии, но не более 60 дней.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 апреля 2010 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2010 года N 200.

9. Орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, вправе отказать в выдаче лицензии. Письменное уведомление об отказе в выдаче лицензии с указанием причин отказа направляется заявителю в 3-дневный срок после принятия соответствующего решения.
Основанием для отказа в выдаче лицензии является:
наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации;
отрицательное заключение экспертизы, установившей несоответствие необходимым для осуществления заявленного вида деятельности условиям, указанным в пункте 7 настоящего Положения;
отрицательное заключение по результатам государственной аттестации руководителя предприятия.

10. Специальная экспертиза предприятия проводится путем проверки выполнения требований нормативно-методических документов по режиму секретности, противодействию иностранным техническим разведкам и защите информации от утечки по техническим каналам, а также соблюдения других условий, необходимых для получения лицензии.
Государственными органами, ответственными за организацию и проведение специальных экспертиз предприятий, являются Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, Служба внешней разведки Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, другие министерства и ведомства Российской Федерации и Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», руководители которых наделены полномочиями по отнесению к государственной тайне сведений в отношении подведомственных им предприятий (абзац дополнен с 30 мая 1997 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 1997 года N 513; в редакции, введенной в действие с 5 января 2005 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2004 года N 807; дополнен постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2008 года N 384.
Организация и порядок проведения специальных экспертиз предприятий определяются инструкциями, которые разрабатываются указанными государственными органами и согласовываются с Межведомственной комиссией.

Для проведения специальных экспертиз эти государственные органы могут создавать аттестационные центры, а также привлекать в установленном порядке предприятия, которые получают лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также на осуществление мероприятий и (или) оказание услуг по защите государственной тайны. Требования к данным предприятиям (аттестационным центрам) определяются органами, уполномоченными на ведение лицензионной деятельности (абзац в редакции, введенной в действие с 15 апреля 2010 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2010 года N 200.
Специальные экспертизы предприятий (аттестационных центров) проводят Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, Служба внешней разведки Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации и их органы на местах (в пределах их компетенции) (абзац дополнен с 30 мая 1997 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 1997 года N 513; в редакции, введенной в действие с 5 января 2005 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2004 года N 807; в редакции, введенной в действие с 15 апреля 2010 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2010 года N 200.
Специальные экспертизы проводятся на основе договора между предприятием и органом, проводящим специальную экспертизу. Расходы по проведению специальных экспертиз относятся на счет предприятия.

11. Государственная аттестация руководителей предприятий организуется органами, уполномоченными на ведение лицензионной деятельности, а также министерствами и ведомствами Российской Федерации и Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», руководители которых наделены полномочиями по отнесению к государственной тайне сведений в отношении подведомственных им предприятий (абзац дополнен постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2008 года N 384.
Методические рекомендации по организации и проведению государственной аттестации руководителей предприятий разрабатываются Межведомственной комиссией.
Расходы по государственной аттестации руководителей предприятий относятся на счет предприятий.

Руководители предприятий, имеющие &nbspдокумент об образовании и (или) о квалификации, выданный организацией, осуществляющей образовательную деятельность, включенной в перечень&nbsp, определяемый Межведомственной комиссией, считаются прошедшими государственную аттестацию, если со времени окончания &nbspорганизации, осуществляющей образовательную деятельность,&nbsp прошло не более 5 лет.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 22 мая 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 года N 445; в редакции, введенной в действие с 7 января 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2014 года N 1469.

12. Органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности, приостанавливают действие лицензии или аннулируют ее в случае:

предоставления лицензиатом соответствующего заявления;

обнаружения недостоверных данных в документах, представленных для получения лицензии;
нарушения лицензиатом условий действия лицензии;
невыполнения лицензиатом предписаний или распоряжений государственных органов или приостановления этими государственными органами деятельности предприятия в соответствии с законодательством Российской Федерации;
ликвидации предприятия.
Решение о приостановлении, возобновлении и аннулировании лицензии принимается органом, выдавшим лицензию.
Уведомление о приостановлении действия лицензии или об аннулировании лицензии орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, направляет лицензиату в письменной форме не позднее чем через 3 дня со дня принятия такого решения (абзац в редакции, введенной в действие с 15 апреля 2010 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2010 года N 200.
Лицензиат, получивший решение органа, уполномоченного на ведение лицензионной деятельности, о приостановлении действия лицензии или об аннулировании лицензии, обязан в 10-дневный срок возвратить лицензию и уведомить о приостановлении действия (аннулировании) лицензии всех заинтересованных лиц. До принятия решения о возобновлении действия лицензии она хранится в органе, уполномоченном на ведение лицензионной деятельности (абзац в редакции, введенной в действие с 15 апреля 2010 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2010 года N 200.
Орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, устанавливает срок устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Указанный срок не может превышать 6 месяцев (абзац в редакции, введенной в действие с 15 апреля 2010 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2010 года N 200.
В случае устранения обстоятельств, повлекших приостановление действия лицензии, ее действие может быть возобновлено. Лицензия считается возобновленной после принятия органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности, соответствующего решения, о котором он в 3-дневный срок со дня принятия решения оповещает лицензиата и возвращает ему лицензию, содержащую сведения о сроках ее приостановления (абзац в редакции, введенной в действие с 15 апреля 2010 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2010 года N 200.

13. Органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности, ежеквартально представляют в Межведомственную комиссию сведения о выданных и аннулированных лицензиях.

14. Контроль за соблюдением лицензионных условий лицензиатами, выполняющими работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и(или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляют органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности.

15. Руководители и должностные лица органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности, несут ответственность за нарушение или ненадлежащее исполнение настоящего Положения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

16. Решения и действия органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности, могут быть обжалованы в установленном порядке.

17. За предоставление лицензирующим органом лицензии, переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, выдачу дубликата документа, подтверждающего наличие лицензии, и продление срока действия лицензии уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 года N 749).

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Особенности лицензирования организаций, работающих в области защиты секретных данных

Большинство современных предприятий (независимо от направления работы) могут вести законную деятельность только после получения лицензии. Отдельного внимания заслуживает вопрос лицензирования предприятий, работающих в сфере защиты тайных сведений государственного уровня (то есть гостайны). Процедуру проводят уполномоченные органы на основании правительственного постановления №333 от 15.04.1995. Данное постановление рассматривает порядок использования важных сведений государственного значения, защиты информации и особенностей, последовательности выполнения, списка мероприятий, выполняемых в ходе данных работ. При оформлении необходимой документации может учитываться не только постановление правительства 333 о лицензировании, но и ФЗ №5485-1 от 21.07.1993 о государственной тайне.

Постановление 333 о лицензировании: особенности

Для оформления лицензии заявитель обращается в уполномоченный орган и подает:

  • заявление с указанием названия предприятия, его местонахождения, организационно-правовой формы, ИНН, даты уплаты пошлины, адресов мест лицензирования текущих видов деятельности и других юридически значимых данных;
  • копии учредительной документации;
  • копии правоустанавливающих документов;
  • копия договора на оказание услуг.

Документы компании подают на бумажных и электронных носителях – постановление 333 о лицензировании с изменениями допускает оба варианта. Заявитель выбирает тот, который для него является более удобным.

Виды деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствие с рассматриваемым постановлением:

  • использование информационных сведений, которые составляют государственную тайну;
  • мероприятия по защите информации;
  • создание средств защиты;
  • получение допусков на полурежимные и режимные объекты.

Территория – РФ, а также принадлежащие Российской Федерации учреждения, которые территориально находятся в других государствах. Срок действия лицензии составляет 3 или 5 лет. Для находящихся на режимном обслуживании организаций срок действия лицензии по работе с гостайной превышать срок действия полученной на оказание услуг в конкретной сфере деятельности лицензии не может.

У вас есть вопросы относительно проведения процедуры? На сайте «Кепин и Партнеры» вам ответят на них совершенно бесплатно. Все консультации проводятся в течение рабочего дня в онлайн-режиме.

Постановление Правительства РФ от 28 мая 2007 г. N 333

О совершенствовании государственного регулирования цен на газ

В целях совершенствования государственного регулирования цен на газ и развития рыночных принципов ценообразования на внутреннем рынке газа Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. N 1021 «О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 2, ст. 175; 2002, N 21, ст. 2001; 2006, N 50, ст. 5354).

2. Установить, что:

до 1 января 2011 г. в целях информирования участников рынка газа о принципах формирования оптовых цен на газ, применяемых начиная с 2011 года, оптовая цена на добываемый открытым акционерным обществом «Газпром» и его аффилированными лицами газ, в отношении которого осуществляется государственное регулирование цен, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по установленной этим органом формуле, обеспечивающей равную доходность поставок газа на внешний и внутренний рынки (далее — формула цены газа). Сведения о такой оптовой цене на газ размещаются на официальном сайте указанного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

с 1 января 2011 г. поставка добываемого открытым акционерным обществом «Газпром» и его аффилированными лицами газа по договорам (в том числе долгосрочным) всем потребителям (кроме населения) осуществляется по оптовым ценам, определяемым по формуле цены газа.

3. Федеральной службе по тарифам утвердить положения, определяющие:

формулу цены газа, особенности и периодичность расчета оптовых цен на газ по формуле цены газа, перечень показателей, необходимых для проведения расчета, принципы их формирования, источники исходных данных для проведения расчета и перечень необходимых материалов, представляемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности;

особенности определения объемов газа и состава конечных потребителей, в отношении которых применяются принципы регулирования оптовых цен на газ, предусмотренные пунктами 15.1 — 15.3 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. N 1021.

4. Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Федеральной службой по тарифам подготовить и до 1 января 2009 г. представить в Правительство Российской Федерации предложения о целесообразности перехода с 1 января 2011 г. от государственного регулирования оптовых цен на газ к государственному регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам на территории Российской Федерации.

Председатель Правительства Российской Федерации М. Фрадков

Изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. N 1021

1. В пунктах 3 — 5 слова «Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации» в соответствующем падеже заменить словами «федеральный орган исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов)» в соответствующем падеже.

2. В Основных положениях формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных указанным постановлением:

а) по тексту Основных положений слова «Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации» в соответствующем падеже заменить словами «федеральный орган исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов)» в соответствующем падеже;

б) в пункте 2:

после абзаца третьего дополнить абзацами следующего содержания:

«оптовая цена на газ, определяемая в диапазоне между предельными максимальным и минимальным уровнями оптовых цен» — оптовая цена на газ, определяемая на выходе из системы магистральных газопроводов по соглашению сторон при заключении договоров поставки газа (в том числе долгосрочных) конечным потребителям соответствующих групп;

«предельный максимальный уровень оптовых цен на газ» — уровень оптовых цен, превышение которого в договорах поставки газа не допускается;

«предельный минимальный уровень оптовых цен на газ» — уровень оптовых цен, ниже которого установление стоимости газа в договорах поставки газа не допускается;»;

в) в пункте 3:

в абзаце первом после слов «из регулируемых оптовой цены на газ» дополнить словами «или оптовой цены на газ, определяемой по соглашению сторон с учетом установленных предельных уровней»;

в абзаце втором после слов «из регулируемых оптовой цены на газ» дополнить словами «или оптовой цены на газ, определяемой по соглашению сторон с учетом установленных предельных уровней,»;

г) дополнить пунктом 11.1 следующего содержания:

«11.1. Регулирование оптовых цен на газ осуществляется исходя из поэтапного достижения уровня равной доходности поставки газа на внутренний и внешний рынки и с учетом стоимости альтернативных видов топлива.

Регулирование цен на газ (тарифов на услуги по его транспортировке) для потребителей, поставка газа которым стала возможной благодаря созданию новых региональных систем газоснабжения, магистральных газопроводов и газораспределительных сетей, а также благодаря развитию, реконструкции, расширению, модернизации существующих магистральных газопроводов и газораспределительных сетей в целях расширения их пропускной способности, осуществляется исходя из необходимости обеспечения согласованных с федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) срока окупаемости инвестиционного проекта строительства новых объектов инфраструктуры и уровня доходности на вложенный капитал. При расчете регулируемых цен (тарифов) в этом случае учитываются прогнозный уровень загрузки газопроводов, степень технологического обособления новых объектов от действующей инфраструктуры, а также подтвержденный платежеспособный спрос на газ конечных потребителей. После окончания указанного срока окупаемости инвестиционного проекта расчет цен (тарифов) производится в общем порядке.»;

д) в пункте 15:

слово «Тарифы» заменить словами «Цены на газ, тарифы»;

после слов «к сетям различного давления,» дополнить словами «ценовых поясов, сезонности, времени заключения и сроков действия договоров поставки газа,»;

е) дополнить раздел IV пунктами 15.1 — 15.3 следующего содержания:

«15.1. Оптовые цены на газ, добываемый открытым акционерным обществом «Газпром» и его аффилированными лицами, на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта определяются по соглашению сторон при заключении договоров поставки газа (в том числе долгосрочных), включая случаи его перепродажи, в диапазоне между предельными максимальным и минимальным уровнями оптовых цен с учетом особенностей, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) для следующих групп потребителей (кроме населения):

а) конечные потребители, впервые заключившие договоры поставки газа с началом поставки после 1 июля 2007 г. (кроме организаций, создаваемых в результате реорганизации организаций, ранее покупавших газ, добываемый открытым акционерным обществом «Газпром» и его аффилированными лицами, или организаций, которые приобрели (в том числе в порядке правопреемства) газопотребляющее оборудование, ранее обеспечивавшееся газом, добываемым открытым акционерным обществом «Газпром» и его аффилированными лицами);

б) конечные потребители, приобретающие газ сверх объемов, зафиксированных в договорах поставки газа на 2007 год (без учета дополнительных объемов газа, предусмотренных дополнительными соглашениями к указанным договорам);

в) конечные потребители, поставка газа которым осуществляется в связи с проведением работ по расширению Единой системы газоснабжения.

15.2. В качестве предельного минимального уровня оптовых цен на газ используются регулируемые оптовые цены на газ, устанавливаемые исходя из определяемых Правительством Российской Федерации средних темпов роста оптовых цен.

В качестве предельного максимального уровня оптовых цен на газ используются регулируемые оптовые цены на газ, которые устанавливаются исходя из определяемых Правительством Российской Федерации средних темпов роста оптовых цен и увеличиваются в 2007 году на 60 процентов, в 2008 году — на 50 процентов, с 1 января 2009 г. — на 40 процентов, с 1 июля 2009 г. — на 30 процентов, с 1 января 2010 г. — на 20 процентов и с 1 июля 2010 г. — на 10 процентов.

15.3. Поставщики реализуют газ, добываемый открытым акционерным обществом «Газпром» и его аффилированными лицами, по оптовым ценам, определяемым по соглашению сторон в соответствии с пунктами 15.1 и 15.2 настоящих Основных положений, при условии обеспечения ежегодного выполнения обязательств по договорам поставки этого газа в объемах, зафиксированных в договорах поставки газа на 2007 год (без учета дополнительных объемов газа, предусмотренных дополнительными соглашениями к указанным договорам).».


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *