Постановление правительства 449

Постановление правительства 449

Приказ Министра обороны РФ от 11 июля 2002 г. N 265 «О выплате женам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, выходного пособия в случаях расторжения ими трудового договора в связи с перемещением военнослужащих к новому месту военной службы в другую местность»

Приказ Министра обороны РФ от 11 июля 2002 г. N 265
«О выплате женам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, выходного пособия в случаях расторжения ими трудового договора в связи с перемещением военнослужащих к новому месту военной службы в другую местность»

В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 5 ноября 1991 г. N 585 «Об усилении социальной защищенности военнослужащих, проходящих службу на территории РСФСР» (Собрание постановлений Правительства Российской Федерации, 1992, N 3, ст.17) и письмом Министерства финансов Российской Федерации от 22 июня 1992 г. N 42 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 июля 1992 г., регистрационный N 16) приказываю:

1. Выплачивать женам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на территории Российской Федерации, по месту военной службы их мужей выходное пособие в размере двухмесячной средней заработной платы в случаях, когда расторжение ими трудового договора обусловлено перемещением (переводом, прикомандированием) военнослужащих к новому месту военной службы в другую местность Российской Федерации или бывшего Союза ССР.

2. Выдавать военнослужащим справки по установленной форме о перемещении к новому месту военной службы в другую местность для представления по месту работы их жен.

3. Расходы на выплату выходного пособия, указанного в пункте 1 настоящего приказа, производить за счет средств, выделяемых из федерального бюджета и предусмотренных в сводной смете расходов Министерства обороны Российской Федерации на обеспечение льгот и компенсаций военнослужащим и членам их семей.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 31 марта 2011 г. N 258н г. Москва «Об утверждении Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 17 мая 2011 г.

Регистрационный N 20777

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2872; 2006, N 19, ст. 2088; N 42, ст. 4410; 2007, N 26, ст. 3186; 2009, N 22, ст. 2725) приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Министр Т. Голикова

Приложение

Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости

I. Общие положения

1. Настоящий порядок определяет правила подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 статьи 27, статьей 27.1 и подпунктами 2, 6 и 13 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4920; 2009, N 1, ст. 27; N 30, ст. 3739) (далее — Федеральный закон).

2. В соответствии с настоящим порядком подтверждению подлежат периоды следующих работ:

1) подземные работы, работы с вредными условиями труда и в горячих цехах;

2) работы с тяжелыми условиями труда;

3) работа женщин в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве и других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин;

4) работа женщин в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью;

5) работа в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы;

6) работа в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах;

7) работа в качестве рабочих и мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования;

8) работа в качестве механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах;

9) работа в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения);

10) работа в качестве водителей автобусов, троллейбусов и трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах;

11) работа на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников;

12) работа на судах морского флота рыбной промышленности на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле, а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности;

13) работа в летном составе гражданской авиации;

14) работа по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации;

15) работа в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации;

16) работа в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций;

17) работа с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;

18) работа на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

19) осуществление педагогической деятельности в учреждениях для детей;

20) осуществление лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа;

21) осуществление творческой деятельности на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях;

22) работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

23) работа лиц, постоянно проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков;

24) работа в летно-испытательном составе.

3. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются:

после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее — после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица) — на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут быть подтверждены свидетельскими показаниями. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

II. Особенности подтверждения отдельных периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица

4. В случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

5. В справках, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, в случаях, предусмотренных законодательством, указываются следующие сведения:

о периодах работы в течение полного навигационного периода и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности;

о периодах геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работ в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно в полевых условиях;

о периодах работы вахтовым методом, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

о периодах оплачиваемого вынужденного прогула при незаконном увольнении или переводе на другую работу и последующем восстановлении на прежней работе, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

о периодах начального профессионального обучения или переобучения (без отрыва от работы) на рабочих местах в соответствии с ученическим договором, которые включаются в стаж на соответствующих видах работ в порядке, предусмотренном пунктом 11 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2872; 2006, N 19, ст. 2088; N 42,ст. 4410; 2007, N 26, ст. 3186; 2009, N 22, ст. 2725) (далее — Правила от 11 июля 2002 г.);

о периодах работы, не дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, если такая работа выполнялась в связи с переводом на нее с работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в той же организации по производственной необходимости на срок не более одного месяца;

о периодах испытания при приеме на работу, дающую право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

о периодах выполнения беременной женщиной работы, исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов, при переводе ее в соответствии с медицинским заключением по ее заявлению с работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

о периодах работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства (за исключением работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 13 и 19-21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона), о периодах работ, которые в соответствии с пунктом 6 Правил от 11 июля 2002 г. исчисляются по фактически отработанному времени, а также о количестве рабочих дней, в течение которых работник был постоянно в течение полного рабочего дня занят на работах, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

о периодах простоя (как по вине работодателя, так и по вине работника), а также о периодах отстранения от работы (недопущения к работе) по причинам, перечисленным в пункте 9 Правил от 11 июля 2002 г.

6. Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, заключения органов государственной экспертизы условий труда могут быть наряду с другими документами использованы в качестве подтверждения занятости на работах при наличии в них данных о тех факторах (показателях), которые определяют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

7. Периоды работы в профессиях рабочих, унифицированных при пересмотре выпусков Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) в профессии, предусмотренные списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 1, 2, 4, 5 и 7 пункта 1 статьи 27 Федерального закона, тождество которых установлено постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 1 апреля 2003 г. N 15 «Об установлении тождества профессий рабочих, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1,2,4,5 и 7 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (зарегистрировано Минюстом России 18 апреля 2003 г. N 4431) подтверждаются документами работодателей или соответствующих государственных (муниципальных) органов. При этом унификация таких профессий подтверждается выписками из ЕТКС или соответствующим актом.

8. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в качестве водолазов и других работников, занятых работой под водой, подтверждаются водолазной книжкой или другими документами (в случае отсутствия водолазной книжки), в которых имеются данные о количестве часов пребывания под водой.

9. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, отдельных категорий работников авиации подтверждаются:

для работников летного состава — трудовой книжкой и на основании летной (парашютной) книжки. В случае отсутствия летной (парашютной) книжки или недостаточности содержащихся в ней сведений налет часов может подтверждаться выписками из приказов, справками и другими документами, выдаваемыми работодателями в установленном порядке;

для работников, осуществляющих управление воздушным движением, — трудовой книжкой, а также на основании свидетельства диспетчера службы движения (руководителя полетов) с отметками о допуске к непосредственному управлению воздушным движением на конкретные диспетчерские пункты; справок работодателя с указанием приказов о назначении специалиста на должность, связанную с непосредственным управлением воздушным движением;

для работников инженерно-технического состава авиации — трудовой книжкой, а также на основании справок, выдаваемых работодателями в подтверждение непосредственной занятости полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов.

10. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций), для спасателей аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий подтверждается книжкой спасателя или (при отсутствии книжки спасателя) другими документами, в которых отражено участие спасателя в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

11. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, некоторым категориям артистов театров и других театрально-зрелищных организаций подтверждаются трудовой книжкой и другими документами, содержащими необходимые сведения о наименовании профессии (должности), жанровой принадлежности, характере выполняемой работы или статусе организации, в которой протекала работа (афиши, программы, квалификационные характеристики, данные о тарификации и др.).

III. Подтверждение периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица на основании свидетельских показаний

12. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в определенной профессии, должности или в производстве, где право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости устанавливается независимо от характера работы, на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании свидетельских показаний, если документы о работе утрачены в связи со стихийными бедствиями (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и т.п.), в порядке, предусмотренном разделом V Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 555 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 31, ст. 3110; 2003, N 33, ст. 3269; 2009, N 43, ст. 5067).

Характер работы и иные факторы (показатели), предусмотренные законодательством и обусловливающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, свидетельскими показаниями не подтверждаются.

IV. Подтверждение периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица

13. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) персонифицированного учета.

Постановление Правительства РФ от 04.04.2020 № 449 «Об отмене некоторых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования в сфере технического регулирования»

1. Постановление Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации от 3 июня 1994 г. N 5 «О введении системы государственной регистрации и сертификации медицинских иммунобиологических препаратов» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 28 июня 1994 г., регистрационный N 611).

2. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 28 марта 1996 г. N 10 «Об утверждении нормативных правовых актов Системы сертификации продукции, услуг в области пожарной безопасности» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 апреля 1996 г., регистрационный N 1061).

3. Постановление Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 25 июля 1996 г. N 14 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 1 августа 1996 г., регистрационный N 1138).

4. Постановление Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 27 сентября 1996 г. N 16 «Об утверждении документа «Правила проведения сертификации продукции в Системе сертификации металлорежущего, дереворежущего и слесарно-монтажного инструмента» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 4 ноября 1996 г., регистрационный N 1187).

5. Указание Министерства путей сообщения Российской Федерации от 12 ноября 1996 г. N 166у «О проведении работ по созданию Системы сертификации» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 27 декабря 1996 г., регистрационный N 1220).

6. Приказ Министерства промышленности Российской Федерации от 14 января 1997 г. N 7 «О совершенствовании системы сертификации, стандартизации и метрологии в промышленности».

7. Постановление Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 4 апреля 1997 г. N 7 «Об утверждении документа «Правила проведения сертификации продукции в Системе сертификации металлообрабатывающих станков» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 30 июня 1997 г., регистрационный N 1339).

8. Постановление Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 18 сентября 1997 г. N 28 «О принятии и введении в действие Правил проведения сертификации табака и табачных изделий» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 23 января 1998 г., регистрационный N 1457).

9. Постановление Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 28 ноября 1997 г. N 37 «Об утверждении и введении в действие «Правил проведения сертификации отдельных видов лесопромышленной продукции» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 28 мая 1998 г., регистрационный N 1531).

10. Приказ Министерства путей сообщения Российской Федерации от 9 февраля 1998 г. N 3Ц «О внесении изменений в Правила системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 марта 1998 г., регистрационный N 1481).

11. Постановление Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 1 апреля 1998 г. N 19 «О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 мая 1998 г., регистрационный N 1522).

12. Правила по сертификации П ССФЖТ 22-2000 «Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации. Порядок оплаты работ по сертификации» (утверждены заместителем Министра путей сообщения Российской Федерации А.С. Мишариным 1 февраля 2000 г.)

13. Приказ Министерства Российской Федерации по атомной энергии N 281, Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации N 168, Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности N 39 от 22 апреля 1998 г. «Об утверждении «Системы сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения. Основные положения» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 июня 1998 г., регистрационный N 1546).

14. Постановление Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 20 октября 1999 г. N 54 «Об утверждении изменений и дополнений «Правил применения знака соответствия при обязательной сертификации продукции» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 10 ноября 1999 г., регистрационный N 1968).

15. Правила по сертификации П ССФЖТ 29-99 «Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации. Требования к центрам подготовки экспертов и порядок их аккредитации» (утверждены указанием Министерства путей сообщения Российской Федерации от 20 марта 2000 г. N М-635у).

16. Правила по сертификации П ССФЖТ 14-2000 «Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации. Положение о Совете по сертификации на федеральном железнодорожном транспорте» (утверждены указанием Министерства путей сообщения Российской Федерации от 14 апреля 2000 г. N М-1011у).

17. Постановление Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 10 мая 2000 г. N 26 «Об утверждении Правил по проведению сертификации в Российской Федерации» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 27 июня 2000 г., регистрационный N 2284).

18. Постановление Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 14 июля 2000 г. N 46 «О создании и государственной регистрации Системы добровольной сертификации экспертов Системы сертификации ГОСТ Р» (Вестник Госстандарта России, N 12, 2000).

19. Правила по сертификации П ССФЖТ 34-99 «Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации. Типовые программы подготовки экспертов по сертификации и аккредитации на федеральном железнодорожном транспорте» (утверждены указанием Министерства путей сообщения Российской Федерации от 3 августа 2000 г. N М-2172у).

20. Приказ Федеральной службы геодезии и картографии России от 4 августа 2000 г. N 99-пр «Об утверждении «Положения о Системе сертификации геодезической, топографической и картографической продукции» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 сентября 2000 г., регистрационный N 2382).

21. Правила по сертификации П ССФЖТ 15-2000 «Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации. Положение об Апелляционном совете Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте» (утверждены указанием Министерства путей сообщения Российской Федерации от 27 июля 2000 г. N М-2113у).

22. Правила по сертификации П ССФЖТ 10-2000 «Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте. Порядок проведения сертификации технологических процессов изготовления, ремонта железнодорожных технических средств» (утверждены указанием Министерства путей сообщения Российской Федерации от 22 ноября 2000 г. N М-2817у).

23. Правила по сертификации П ССФЖТ 41-2000 «Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте. Порядок проведения сертификации программных средств» (утверждены указанием Министерства путей сообщения Российской Федерации от 16 февраля 2001 г. N М-210у).

24. Постановление Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 18 июня 2001 г. N 57 «О внесении изменений в Правила проведения сертификации отдельных видов лесопромышленной продукции» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 24 июля 2001 г., регистрационный N 2815).

25. Приказ Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 5 сентября 2001 г. N 290 «О Порядке выдачи, получения и использования бланков сертификатов соответствия» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 декабря 2001 г., регистрационный N 3127).

26. Постановление Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 26 сентября 2001 г. N 82 «О создании и государственной регистрации Системы добровольной сертификации услуг гостиниц и других средств размещения на категорию» (Вестник Госстандарта России, N 11, 2001).

27. Правила по сертификации П ССФЖТ ЦМ 26-2001 «Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте. Порядок сертификации услуг, предоставляемых на федеральном железнодорожном транспорте при перевозке грузов» (утверждены указанием Министерства путей сообщения Российской Федерации от 25 декабря 2001 г. N М-1963у).

28. Приказ Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 2 апреля 2002 г. N 82 «О внесении изменений в «Порядок выдачи, получения и использования бланков сертификатов соответствия, бланков приложений к сертификатам соответствия и бланков лицензий на применение знака соответствия», утвержденный приказом Госстандарта России от 5 сентября 2001 г. N 290″ (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 апреля 2002 г., регистрационный N 3409).

29. Постановление Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 24 мая 2002 г. N 36 «Об утверждении и введении в действие Правил проведения сертификации в Системе сертификации лекарственных средств Системы сертификации ГОСТ Р» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 9 июля 2002 г., регистрационный N 3556).

30. Постановление Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 18 июня 2002 г. N 42 «О внесении изменений в «Правила проведения сертификации табака и табачных изделий» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 27 августа 2002 г., регистрационный N 3742).

31. Постановление Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 5 июля 2002 г. N 54 «Об утверждении изменения N 2 «Правил применения знака соответствия при обязательной сертификации продукции» с изменениями и дополнениями» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 24 июля 2002 г., регистрационный N 3611).

32. Постановление Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 5 июля 2002 г. N 57 «Об утверждении изменения N 1 «Правил по проведению сертификации в Российской Федерации» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 25 июля 2002 г., регистрационный N 3620).

33. Постановление Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 12 августа 2002 г. N 68 «Об утверждении изменения N 1 «Правил проведения сертификации отдельных видов лесопромышленной продукции» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 26 августа 2002 г., регистрационный N 3733).

34. Постановление Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 23 августа 2002 г. N 81 «О внесении изменения в постановление Госстандарта России от 24 мая 2002 г. N 36 «Об утверждении и введении в действие «Правил проведения сертификации в Системе сертификации лекарственных средств Системы сертификации ГОСТ Р» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 6 сентября 2002 г., регистрационный N 3778).

35. Постановление Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 30 октября 2002 г. N 109 «О внесении изменения в постановление Госстандарта России от 24 мая 2002 г. N 36 «Об утверждении и введении в действие «Правил проведения сертификации в Системе сертификации лекарственных средств Системы сертификации ГОСТ Р» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2002 г., регистрационный N 3923).

36. Правила по сертификации П ССФЖТ 47-2001 «Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте. Порядок организации и проведения сертификационных испытаний железнодорожной техники» (утверждены указанием Министерства путей сообщения Российской Федерации от 5 ноября 2002 г. N Р-1044у).

37. Постановление Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 29 ноября 2002 г. N 118 «О внесении изменения в постановление Госстандарта России от 24 мая 2002 г. N 36 «Об утверждении и введении в действие «Правил проведения сертификации в Системе сертификации лекарственных средств Системы сертификации ГОСТ Р» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 11 декабря 2002 г., регистрационный N 4028).

38. Правила по сертификации П ССФЖТ 02-2003 «Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте. Руководящие органы Системы сертификации. Основные положения» (утверждены указанием Министерства путей сообщения Российской Федерации от 25 июня 2003 г. N Р-634у «О введении в действие нормативных документов Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте»).

39. Правила по сертификации П ССФЖТ 03/ПМГ 38-2003 «Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте. Требования к органам по сертификации и порядок их аккредитации» (утверждены указанием Министерства путей сообщения Российской Федерации от 25 июня 2003 г. N Р-634у «О введении в действие нормативных документов Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте»).

40. Правила по сертификации П ССФЖТ 04-2003 «Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте. Требования к экспертным центрам по сертификации и порядок их аккредитации» (утверждены указанием Министерства путей сообщения Российской Федерации от 25 июня 2003 г. N Р-634у «О введении в действие нормативных документов Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте»).

41. Правила по сертификации П ССФЖТ 05/ПМГ 39-2003 «Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте. Требования к испытательным центрам (лабораториям) и порядок их аккредитации» (утверждены указанием Министерства путей сообщения Российской Федерации от 25 июня 2003 г. N Р-634у «О введении в действие нормативных документов Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте»).

42. Правила по сертификации П ССФЖТ 06-2003 «Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте. Правила ведения Государственного Реестра Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте» (утверждены указанием Министерства путей сообщения Российской Федерации от 25 июня 2003 г. N Р-634у «О введении в действие нормативных документов Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте»).

43. Правила по сертификации П ССФЖТ 07-2003 «Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте. Требования к экспертам, их подготовке и порядку аккредитации» (утверждены указанием Министерства путей сообщения Российской Федерации от 25 июня 2003 г. N Р-634у «О введении в действие нормативных документов Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте»).

44. Правила по сертификации П ССФЖТ 12-2003 «Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте. Порядок организации и проведения инспекционного контроля» (утверждены указанием Министерства путей сообщения Российской Федерации от 25 июня 2003 г. N Р-634у «О введении в действие нормативных документов Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте»).

45. Правила по сертификации П ССФЖТ 13-2003 «Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте. Правила информационного обеспечения в Системе сертификации на федеральном железнодорожном транспорте» (утверждены указанием Министерства путей сообщения Российской Федерации от 25 июня 2003 г. N Р-634у «О введении в действие нормативных документов Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте»).

46. Правила по сертификации П ССФЖТ 28-2003 «Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте. Порядок аттестации кандидатов в эксперты» (утверждены указанием Министерства путей сообщения Российской Федерации от 25 июня 2003 г. N Р-634у «О введении в действие нормативных документов Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте»).

47. Правила по сертификации П ССФЖТ 42-2003 «Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте. Порядок сертификации средств неразрушающего контроля по показателям назначения» (утверждены указанием Министерства путей сообщения Российской Федерации от 25 июня 2003 г. N Р-634у «О введении в действие нормативных документов Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте»).

48. Правила по сертификации П ССФЖТ 43-2003 «Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте. Порядок принятия декларации о соответствии и ее регистрации» (утверждены указанием Министерства путей сообщения Российской Федерации от 25 июня 2003 г. N Р-634у «О введении в действие нормативных документов Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте»).

49. Правила по сертификации П ССФЖТ 44-2003 «Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте. Правила ведения Реестра крупнотоннажных контейнеров-цистерн для опасных грузов и других специальных контейнеров, допущенных к перевозке железнодорожным транспортом» (утверждены указанием Министерства путей сообщения Российской Федерации от 25 июня 2003 г. N Р-634у «О введении в действие нормативных документов Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте»).

50. Правила по сертификации П ССФЖТ 45/ИСО 9001-2003 «Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте. Система менеджмента качества. Требования» (утверждены указанием Министерства путей сообщения Российской Федерации от 25 июня 2003 г. N Р-634у «О введении в действие нормативных документов Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте»).

51. Правила по сертификации П ССФЖТ 48-2003 «Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте. Порядок сертификации средств технической диагностики, контролирующих показатели безопасности технических средств железнодорожного транспорта» (утверждены указанием Министерства путей сообщения Российской Федерации от 25 июня 2003 г. N Р-634у «О введении в действие нормативных документов Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте»).

52. Правила по сертификации П ССФЖТ 49-2003 «Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте. Порядок уполномочивания аккредитованных организаций для проведения работ по обязательному подтверждению соответствия» (утверждены указанием Министерства путей сообщения Российской Федерации от 25 июня 2003 г. N Р-634у «О введении в действие нормативных документов Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте»).

53. Постановление Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 3 сентября 2003 г. N 101 «О внесении изменений в «Правила проведения сертификации в Системе сертификации лекарственных средств Системы сертификации ГОСТ Р», принятых постановлением Госстандарта России от 24 мая 2002 г. N 36″ (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 23 сентября 2003 г. N 5103).

54. Правила по сертификации П ССФЖТ 30-2003 «Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте. Порядок сертификации производств по ремонту технических средств железнодорожного транспорта» (утверждены указанием Министерства путей сообщения Российской Федерации от 10 марта 2004 г. N К-48у «О введении в действие нормативных документов Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте»).

55. Правила по сертификации П ССФЖТ 51-2003 «Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте. Порядок сертификации подвижного состава, прошедшего капитальный ремонт с продлением срока службы» (утверждены указанием Министерства путей сообщения Российской Федерации от 10 марта 2004 г. N К-48у «О введении в действие нормативных документов Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте»).

56. Правила по сертификации П ССФЖТ 52-2003 «Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте. Порядок сертификации систем менеджмента качества» (утверждены указанием Министерства путей сообщения Российской Федерации от 10 марта 2004 г. N К-48у «О введении в действие нормативных документов Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте»).

57. Правила по сертификации П ССФЖТ 53-2003 «Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте. Порядок сертификации персонала» (утверждены указанием Министерства путей сообщения Российской Федерации от 10 марта 2004 г. N К-48у «О введении в действие нормативных документов Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте»).

58. Правила по сертификации П ССФЖТ 54-2003 «Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте. Порядок сертификации систем управления окружающей средой» (утверждены указанием Министерства путей сообщения Российской Федерации от 10 марта 2004 г. N К-48у «О введении в действие нормативных документов Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте»).

59. Приказ Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 22 марта 2006 г. N 54 «Об утверждении формы декларации о соответствии продукции требованиям технических регламентов» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 мая 2006 г., регистрационный N 7826).

60. Приказ Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 19 октября 2007 г. N 446 «О внесении дополнений в Приказ Минпромэнерго России от 22 марта 2006 г. N 54 «Об утверждении формы декларации о соответствии продукции требованиям технических регламентов» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 ноября 2007 г., регистрационный N 10499).

61. Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 декабря 2007 г. N 3453 «Об утверждении изменения N 1 «Правил по проведению работ в Системе сертификации механических транспортных средств и прицепов» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 декабря 2007 г., регистрационный N 10776).

62. Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 1 сентября 2008 г. N 2804 «Об утверждении Перечня национальных стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. N 118″ (Вестник Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, N 10, 2008).

63. Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 октября 2008 г. N 3468 «Об утверждении Перечня национальных стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 12 июня 2008 г. N 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» (Вестник Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, N 11, 2008).

64. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 8 декабря 2008 г. N 67 «Об обеспечении применения Федерального закона от 12 июня 2008 г. N 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» (Бюллетень нормативных и методических документов Госсанэпиднадзора, N 1, 2009).

65. Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 марта 2009 г. N 1074 «О внесении изменений в Перечень национальных стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. N 118, утвержденный приказом Федерального агентства от 1 сентября 2008 г. N 2804″.

66. Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 февраля 2010 г. N 336 «О внесении изменения в приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 октября 2008 г. N 3468» (Вестник Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, N 3, 2010).

67. Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 апреля 2010 г. N 1246 «О внесении изменений в Перечень национальных стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. N 118, утвержденный приказом Федерального агентства от 1 сентября 2008 г. N 2804″ (Вестник Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, N 5, 2010).

68. Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 июня 2010 г. N 2408 «Об утверждении Перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента «О требованиях безопасности крови, ее продуктов, кровезамещающих растворов и технических средств, используемых в трансфузионно-инфузионной терапии», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2010 г. N 29″ (Вестник Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, N 7, 2010).

69. Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 ноября 2011 г. N 6292 «О внесении изменений в Перечень национальных стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. N 118, утвержденный приказом Федерального агентства от 1 сентября 2008 г. N 2804″.

  • Постановление
    • Постановлеие
  • Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства*
    • I. Общие положения
    • II. Основания признания нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства
    • III. Порядок учета граждан, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства
    • IV. Очередность предоставления жилья
    • V. Порядок предоставления жилья
    • VI. Порядок представления документов для получения ордера
    • Приложение № 1. Удостоверение на право пользования льготами
    • Приложение № 2. Список очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий
    • Приложение № 3. Сведения о военнослужащих, достигших предельного возраста пребывания на военной службе, подлежащих увольнению в запас или в отставку и изъявивших желание встать на учет в избранном постоянном месте жительства для получения жилых помещений или улучшения жилищных условий
    • Приложение № 4. Журнал учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства

Постановление Конституционного Суда РФ от 17.07.2019 N 28-П
«По делу о проверке конституционности статей 50 и 52 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Ю.Ю. Кавалерова»

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 июля 2019 г. N 28-П

ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ

СТАТЕЙ 50 И 52 УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ЖАЛОБОЙ ГРАЖДАНИНА Ю.Ю. КАВАЛЕРОВА

руководствуясь статьей 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации, пунктом 3 части первой, частями третьей и четвертой статьи 3, частью первой статьи 21, статьями 36, 47.1, 74, 86, 96, 97 и 99 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»,

рассмотрел в заседании без проведения слушания дело о проверке конституционности статей 50 и 52 УПК Российской Федерации.

Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданина Ю.Ю. Кавалерова. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации оспариваемые заявителем законоположения.

Заслушав сообщение судьи-докладчика Ю.М. Данилова, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Российской Федерации

установил:

1. В соответствии со статьей 50 УПК Российской Федерации защитник приглашается подозреваемым, обвиняемым, его законным представителем, а также другими лицами по поручению или с согласия подозреваемого, обвиняемого, который вправе пригласить несколько защитников (часть первая) и по просьбе которого участие защитника обеспечивается дознавателем, следователем или судом (часть вторая); в случае неявки приглашенного защитника в течение пяти суток со дня заявления ходатайства о приглашении защитника дознаватель, следователь или суд вправе предложить подозреваемому, обвиняемому пригласить другого защитника, а в случае его отказа принять меры по назначению защитника в порядке, определенном советом Федеральной палаты адвокатов; если участвующий в уголовном деле защитник в течение пяти суток не может принять участие в производстве конкретного процессуального действия, а подозреваемый, обвиняемый не приглашает другого защитника и не ходатайствует о его назначении, то дознаватель, следователь вправе произвести такое действие без участия защитника, за исключением ряда случаев (часть третья); если в течение 24 часов с момента задержания подозреваемого или заключения подозреваемого, обвиняемого под стражу явка защитника, приглашенного им, невозможна, то дознаватель или следователь принимает меры по назначению защитника в порядке, определенном советом Федеральной палаты адвокатов; при отказе подозреваемого, обвиняемого от назначенного защитника следственные действия с участием подозреваемого, обвиняемого могут быть произведены без участия защитника, за исключением ряда случаев (часть четвертая); если адвокат участвует в производстве предварительного расследования или судебном разбирательстве по назначению дознавателя, следователя или суда, расходы на оплату его труда компенсируются за счет средств федерального бюджета (часть пятая).

Статья 52 данного Кодекса устанавливает, что подозреваемый, обвиняемый вправе в любой момент производства по уголовному делу отказаться от помощи защитника; такой отказ допускается только по инициативе подозреваемого или обвиняемого и заявляется в письменном виде, а если он заявлен во время производства следственного действия, то об этом делается отметка в протоколе данного следственного действия (часть первая); отказ от защитника не обязателен для дознавателя, следователя и суда (часть вторая) и не лишает подозреваемого, обвиняемого права в дальнейшем ходатайствовать о допуске защитника к участию в производстве по уголовному делу; допуск защитника не влечет за собой повторения процессуальных действий, которые к этому моменту уже были произведены (часть третья).

Конституционность приведенных норм оспаривает гражданин Ю.Ю. Кавалеров, утверждая, что они противоречат статьям 19 (части 1 и 2), 46 (части 1 и 2), 48 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку позволяют суду вопреки воле подсудимого допускать к одновременному участию в уголовном деле защитников как по соглашению, так и по назначению, не ограничивая при этом количество защитников.

Как следует из жалобы и приложенных к ней документов, 4 июля 2016 года в Кызылский городской суд Республики Тыва поступило уголовное дело по обвинению Ю.Ю. Кавалерова в совершении преступлений, предусмотренных частью третьей статьи 30, частью четвертой статьи 159, частью второй статьи 291 УК Российской Федерации. По делу в качестве обвиняемых привлечены также другие лица.

Постановлением от 28 июля 2016 года суд назначил Ю.Ю. Кавалерову защитника, а постановлением от 24 января 2018 года ему дополнительно назначен второй защитник. 5 февраля 2018 года заявление подсудимого об отводе второго из назначенных защитников суд оставил без удовлетворения.

6 ноября 2018 года родственники Ю.Ю. Кавалерова заключили соглашение о его защите приглашенным адвокатом, который на следующий день был допущен судом к участию в деле, а 30 ноября 2018 года заявил отвод ранее назначенным защитникам Ю.Ю. Кавалерова, в свою очередь отказавшегося от них ввиду наличия у него защитника по соглашению. Постановлением Кызылского городского суда Республики Тыва от 30 ноября 2018 года отвод назначенным защитникам, а также отказ подсудимого от их помощи отклонены со ссылкой на то, что отказ от защитника не является обязательным для суда, а обстоятельства, исключающие участие в деле защитников по назначению, отсутствуют.

Принимая во внимание требования статей 74, 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», статьи 50 и 52 УПК Российской Федерации являются предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по настоящему делу в той мере, в какой на их основании разрешается вопрос об отказе подсудимого от помощи защитника по назначению, притом что в уголовном деле участвует защитник по соглашению.

2. Статья 48 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи (часть 1), а каждому задержанному, заключенному под стражу, обвиняемому в совершении преступления — право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (часть 2). В силу этих положений Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее нормами, определяющими полномочия по регулированию и защите прав и свобод человека и гражданина (статья 71, пункт «в»; статья 76, часть 1), федеральный законодатель, действуя в рамках своей компетенции, создает надлежащие условия для реализации конституционного права на получение юридической помощи, с тем чтобы каждый в случае необходимости имел возможность обратиться за ней для отстаивания своих прав и законных интересов.

Право пользоваться помощью адвоката (защитника) признается в качестве одного из фундаментальных и международно-правовыми актами, являющимися в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы России. В частности, Международный пакт о гражданских и политических правах в пункте 3 статьи 14, а Конвенция о защите прав человека и основных свобод в пункте 3 статьи 6 предусматривают, что каждый обвиняемый в совершении преступления вправе иметь достаточное время и возможность для подготовки своей защиты и общения с выбранным им самим защитником, защищать себя лично или через посредство выбранного им защитника, а если он не имеет защитника, быть уведомленным об этом праве и, когда интересы правосудия того требуют, пользоваться услугами назначенного ему защитника бесплатно при недостатке у него средств для оплаты этих услуг.

Провозглашенное в статье 48 (часть 2) Конституции Российской Федерации право каждого задержанного, заключенного под стражу, обвиняемого в совершении преступления пользоваться помощью защитника — во взаимосвязи с положениями международно-правовых актов и по смыслу правовых позиций, выработанных Конституционным Судом Российской Федерации, отмечавшим важность доверительных отношений подозреваемого, обвиняемого со своим защитником (постановления от 27 марта 1996 года N 8-П, от 29 ноября 2010 года N 20-П и др.), — предполагает возможность выбора защитника. Это позволяет достичь эффективности как получаемой юридической помощи, так и судебной защиты в целом, поскольку осуществление представительства в деле тем адвокатом, которому подзащитный доверяет и с которым он может согласовать позицию в ходе производства по делу (стратегию стороны защиты), максимально способствует реализации законных интересов подозреваемого, обвиняемого.

В Кодексе профессиональной этики адвоката (принят I Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 года) также подчеркивается, что связь между адвокатом и доверителем основывается на лично-доверительном характере отношений между ними (статья 5 и пункт 1 статьи 6).

3. Право на самостоятельный выбор защитника не означает, однако, возможность выбирать в качестве такового любое лицо по усмотрению подозреваемого, обвиняемого и не предполагает участия в уголовном процессе любого лица в качестве защитника.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 28 января 1997 года N 2-П применительно к статье 48 Конституции Российской Федерации, положения ее части 2 не могут быть истолкованы в отрыве и без учета норм ее части 1, поскольку право пользоваться помощью защитника выступает одним из проявлений более общего права — на получение квалифицированной юридической помощи. По смыслу данной правовой позиции, право на получение этой помощи (которая в случаях, предусмотренных законом, оказывается бесплатно) не только является личным правом, которым подозреваемый, обвиняемый может воспользоваться по собственному усмотрению, но одновременно — в силу статей 46 (часть 1) и 52 Конституции Российской Федерации — выступает гарантией обеспечения каждому, включая потерпевшего, полной и действенной судебной защиты в разумный срок, притом что осуществление участниками процесса своих субъективных прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц (статья 17, часть 3, Конституции Российской Федерации).

Публично-правовая природа оказания юридической помощи подозреваемому, обвиняемому вытекает и из положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, который, регулируя порядок уголовного судопроизводства (часть первая статьи 1), призванного гарантировать, кроме прочего, защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод (пункт 2 части первой статьи 6), запрещает адвокату отказаться от принятой на себя защиты подозреваемого, обвиняемого (часть седьмая статьи 49), предусматривает принятие мер по назначению защитника (части третья и четвертая статьи 50), определяет перечень обстоятельств, требующих обязательного участия защитника в уголовном деле и исключающих его участие (статьи 51 и 72), а также не связывает дознавателя, следователя и суд отказом подозреваемого, обвиняемого от защитника (часть вторая статьи 52). Этим нормам корреспондирует пункт 4 статьи 6 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», согласно которому адвокат не вправе отказаться от принятой на себя защиты, не может принимать от лица, обратившегося к нему за оказанием юридической помощи, поручение в случаях, указанных в подпунктах 1 и 2 этого пункта, в том числе если оно имеет заведомо незаконный характер, не должен занимать по делу позицию вопреки воле доверителя, за исключением случаев, когда адвокат убежден в наличии самооговора доверителя.

В силу публично-правовой природы оказания юридической помощи подозреваемому, обвиняемому его право на выбор конкретного защитника или на отказ от его услуг может быть ограничено в интересах правосудия в целях обеспечения быстрой, справедливой и эффективной судебной защиты прав и законных интересов не только этого, но и других подозреваемых, обвиняемых, участвующих в деле, а равно потерпевших от преступления лиц. Основаниями для такого ограничения могут быть, в частности, отказ или неспособность подозреваемого, обвиняемого защищать себя лично, ненадлежащая защита его интересов, наличие поводов для отвода избранного защитника, его длительная неявка и иные обстоятельства.

Аналогичной позиции придерживается Европейский Суд по правам человека, оценивая соблюдение подпункта «c» пункта 3 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. По его мнению, обвиняемый в преступлении должен иметь возможность обратиться за правовой помощью по своему выбору, что признается в международных стандартах прав человека способом обеспечения результативной защиты для обвиняемого. Однако, несмотря на значение доверительных отношений между адвокатом и его клиентом, данное право может при необходимости определенным образом ограничиваться в случаях бесплатной юридической помощи и если интересы правосудия требуют, чтобы обвиняемый был представлен адвокатом, назначенным судом. Внутригосударственные власти должны учитывать желание подзащитного в части его выбора представителя, но они могут пренебречь этим желанием, если существуют относимые и достаточные основания для этого, которые продиктованы интересами правосудия. Там, где подобные основания отсутствуют, ограничения в свободном выборе адвоката могут повлечь нарушение пункта 1 статьи 6 данной Конвенции наряду с подпунктом «c» пункта 3 той же статьи, если это отрицательно сказалось на защите обвиняемого с учетом разбирательства в целом (постановления от 25 сентября 1992 года по делу «Круассан (Croissant) против Германии», от 20 января 2005 года по делу «Майзит (Mayzit) против России», от 30 мая 2013 года по делу «Мартин (Martin) против Эстонии», от 20 октября 2015 года по делу «Дворский (Dvorski) против Хорватии» и др.). На основе такой позиции, примененной в решении от 24 августа 2010 года по делу «Прен (Prehn) против Германии», не признано нарушением требований данной Конвенции назначение дополнительного адвоката для обеспечения надлежащего хода разбирательства.

Гарантированное подпунктом «d» пункта 3 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах право не является абсолютным. Интересы правосудия в рамках конкретного судебного разбирательства могут требовать назначения защитника против желания обвиняемого, особенно если обвиняемый существенным и систематическим образом препятствует надлежащему проведению разбирательства, или ему предъявлено обвинение в совершении тяжкого преступления, но он оказывается не в состоянии действовать в своих собственных интересах, или в тех случаях, когда это необходимо для защиты уязвимых свидетелей от дальнейшего стресса или запугивания, если им придется подвергнуться допросу со стороны обвиняемого. В то же время любое ограничение желания обвиняемого защищать себя лично должно преследовать объективные и достаточно серьезные цели и не выходить за рамки необходимого для отстаивания интересов правосудия (постановление Европейского Суда по правам человека от 4 апреля 2018 года по делу «Коррейя де Матуш (Correia de Matos) против Португалии»).

4. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал (определения от 17 октября 2006 года N 424-О, от 8 февраля 2007 года N 251-О-П, от 21 октября 2008 года N 488-О-О, от 17 декабря 2009 года N 1622-О-О, от 29 мая 2012 года N 1014-О, от 24 сентября 2012 года N 1617-О, от 28 мая 2013 года N 799-О, от 29 сентября 2015 года N 1854-О, от 28 января 2016 года N 114-О и от 27 февраля 2018 года N 261-О), что Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации прямо закрепил право подозреваемого, обвиняемого отказаться от помощи защитника в любой момент производства по уголовному делу (часть первая статьи 52), пригласить другого защитника или несколько защитников (часть первая статьи 50), установил случаи обязательного участия защитника в уголовном судопроизводстве и обязанность дознавателя, следователя и суда обеспечить участие защитника в форме его назначения при неявке приглашенного защитника в установленный законом срок (части третья и четвертая статьи 50, статья 51). При этом постановление о назначении защитника не влечет отстранения от участия в деле защитника, приглашенного подозреваемым, обвиняемым, его законным представителем, а также другими лицами по поручению или с согласия подозреваемого, обвиняемого (определения от 28 июня 2018 года N 1409-О и N 1412-О).

Если назначенный защитник не устраивает подозреваемого, обвиняемого ввиду его низкой квалификации, занятой им в деле позиции или по другой причине, подозреваемый, обвиняемый вправе отказаться от его помощи, что, однако, не должно отрицательно сказываться на процессуальном положении привлекаемого к уголовной ответственности лица. В этом случае дознаватель, следователь, суд обязаны выяснить у подозреваемого, обвиняемого, чем вызван отказ от назначенного защитника, разъяснить сущность и юридические последствия такого отказа и при уважительности его причин предложить заменить защитника. Обоснованность отказа от конкретного защитника должна оцениваться в том числе исходя из указанных в статье 72 УПК Российской Федерации обстоятельств, исключающих его участие в деле, а также с учетом норм статей 6 и 7 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», закрепляющих полномочия и обязанности адвоката.

Вместе с тем часть вторая статьи 52 УПК Российской Федерации, находясь в нормативном единстве с частью первой той же статьи и статьей 51 данного Кодекса и не наделяя отказ от защитника свойством обязательности для дознавателя, следователя и суда, предполагает, что при разрешении соответствующего заявления в каждом случае следует установить, является ли волеизъявление лица свободным и добровольным и нет ли причин для признания такого отказа вынужденным и причиняющим вред его законным интересам. Тем самым названные нормы, будучи публично-правовыми гарантиями защиты личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод, направленными на защиту прав подозреваемого, обвиняемого, не предполагают возможности навязывать лицу конкретного защитника, от которого оно отказалось, исключают принуждение лица к реализации его субъективного права вопреки его воле. Осуществление права пользоваться помощью защитника на любой стадии процесса не может быть поставлено в зависимость от произвольного усмотрения должностного лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело, т.е. от решения, не основанного на перечисленных в уголовно-процессуальном законе обстоятельствах, предусматривающих обязательное участие защитника в уголовном судопроизводстве, в том числе по назначению.

5. Обеспечивая право подозреваемого, обвиняемого защищать свои права с помощью назначенного или выбранного им самим защитника, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации вместе с тем прямо не регламентирует ситуацию, связанную с участием в деле защитника по назначению, от которого подозреваемый, обвиняемый отказывается при одновременном участии в деле защитника по соглашению. Такой отказ не может рассматриваться как отказ от защитника вообще, так как право подозреваемого, обвиняемого на получение квалифицированной юридической помощи предполагается обеспеченным, а потому положение части второй статьи 52 УПК Российской Федерации о необязательности отказа от защитника для дознавателя, следователя и суда в данном случае не может применяться со ссылкой на защиту прав подозреваемого, обвиняемого. Тем не менее это не исключает возможности оставить без удовлетворения заявление лица об отказе от защитника по назначению при злоупотреблении правом на защиту со стороны этого лица, а также приглашенного защитника. Критерии наличия такого злоупотребления выработаны судебной практикой.

Так, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 30 июня 2015 года N 29 «О практике применения судами законодательства, обеспечивающего право на защиту в уголовном судопроизводстве» указал, что суд может не признать право обвиняемого на защиту нарушенным в тех случаях, когда отказ в удовлетворении ходатайства либо иное ограничение в реализации отдельных правомочий обвиняемого или его защитника обусловлены явно недобросовестным использованием ими этих правомочий в ущерб интересам других участников процесса, поскольку в силу статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц.

Правоприменительная практика также свидетельствует, что непринятие отказа подозреваемого, обвиняемого от назначенного ему защитника может быть продиктовано необходимостью обеспечить разумные сроки производства по делу, угроза нарушения которых вызвана злоупотреблением правом на защиту, когда процессуальное поведение подозреваемого, обвиняемого или приглашенного защитника, будучи недобросовестным, ущемляет конституционные права иных участников судопроизводства. По мнению Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации, непринятие судом отказа подсудимого от назначенных защитников и одновременное участие по делу приглашенных и назначенных защитников могут быть — с учетом конкретных обстоятельств, характеризующих поведение обвиняемого и защитников, — признаны не противоречащими закону и не нарушающими право на защиту. Соответствующими обстоятельствами могут признаваться, в частности, сделанные неоднократно и без каких-либо оснований заявления о замене защитника, его неявка под разными предлогами в судебное заседание, т.е. действия, явно направленные на воспрепятствование нормальному ходу судебного разбирательства и указывающие на злоупотребление правом (определение от 25 июля 2012 года N 5-Д12-65).

Подобная практика согласуется с интересами правосудия и направлена на реализацию предписаний статей 17 (часть 3), 46 (часть 1) и 48 Конституции Российской Федерации в ситуации, когда подозреваемый, обвиняемый, его защитник по соглашению злоупотребляет правом на защиту и такое злоупотребление дезорганизует ход досудебного либо судебного процесса, направлено на срыв производства по делу. Вместе с тем решение об отклонении отказа от защитника по назначению при участии в уголовном деле защитника по соглашению по мотивам злоупотребления правом на защиту должно быть обоснованным и мотивированным и само по себе не должно исключать возможности приглашенного защитника выполнить взятое на себя поручение.

Таким образом, статьи 50 и 52 УПК Российской Федерации не могут расцениваться как противоречащие Конституции Российской Федерации, поскольку они по своему конституционно-правовому смыслу не позволяют дознавателю, следователю или суду оставлять без удовлетворения заявление лица об отказе от защитника по назначению при участии в уголовном деле защитника по соглашению, если в поведении этого лица и приглашенного защитника отсутствуют признаки злоупотребления правом на защиту. Применение впредь данных положений вопреки указанному конституционно-правовому смыслу не допускается.

Конституционный Суд Российской Федерации, руководствуясь пунктом 12 части первой статьи 75 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», считает возможным установить особенности исполнения настоящего Постановления в отношении конкретного дела заявителя, состоящие в следующем. Судебные акты, вынесенные в отношении Ю.Ю. Кавалерова на основании статей 50 и 52 УПК Российской Федерации в истолковании, расходящемся с их конституционно-правовым смыслом, выявленным в настоящем Постановлении, подлежат пересмотру в установленном порядке, если для этого нет иных препятствий, что во всяком случае не предполагает повторного совершения процессуальных действий, если присутствие в деле адвоката по назначению после непринятого отказа от него не сказалось отрицательно на защите обвиняемого с учетом разбирательства в целом. Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 6, 47.1, 71, 72, 74, 75, 78, 79 и 100 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации

постановил:

1. Признать статьи 50 и 52 УПК Российской Федерации не противоречащими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой по своему конституционно-правовому смыслу они не предполагают, что дознаватель, следователь или суд может оставить без удовлетворения заявление лица об отказе от защитника по назначению при участии в уголовном деле защитника по соглашению, если отсутствует злоупотребление правом на защиту со стороны этого лица, а также приглашенного защитника.

2. Конституционно-правовой смысл статей 50 и 52 УПК Российской Федерации, выявленный в настоящем Постановлении, является общеобязательным, что исключает впредь любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

3. Правоприменительные решения, вынесенные в отношении гражданина Кавалерова Юрия Юрьевича на основании статей 50 и 52 УПК Российской Федерации в истолковании, расходящемся с их конституционно-правовым смыслом, выявленным в настоящем Постановлении, подлежат пересмотру в установленном порядке, если для этого нет иных препятствий.

4. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу со дня официального опубликования, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

5. Настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» и на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru). Постановление должно быть опубликовано также в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации».

Конституционный Суд

Российской Федерации


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *