Постановление правительства о признаках неиспользования земельных участков

Постановление правительства о признаках неиспользования земельных участков

Постановление Правительства РФ от 23 апреля 2012 г. N 369 «О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации»

Перечень
признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности
(утв. постановлением Правительства РФ от 23 апреля 2012 г. N 369)

Неиспользование земельного участка определяется на основании одного из следующих признаков:

на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы;

на сенокосах не производится сенокошение;

на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка;

на пастбищах не производится выпас скота;

на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений;

залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка;

залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов;

закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка.

Чем грозит неиспользование земельного участка

Надзор за землей ужесточился

Счастливых обладателей земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения все чаще стали беспокоить проверки государственного земельного надзора.

Связано это с тем, что, получив землю в собственность в лихие перестроечные годы, бывшие колхозники, а ныне собственники паев и долей в общем земельном участке в основном рассчитывали на арендаторов при использовании своих паев. Ввиду того что земли у колхозов было много, при ее раздаче получались достаточно большие по площади паи или доли земли. Такие наделы сдавались собственниками в аренду, без выдела доли в натуре, а то и просто простаивали.

В результате с течением времени земельный участок приходил в состояние, непригодное для ведения сельского хозяйства в связи с необходимостью проведения культуртехнических мероприятий, которые никто не проводил.

Согласно ст. 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Согласно закону, собственник земли должен не допускать загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы.

Собственник должен обеспечить рациональное использование земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения.

В последнее время, с упадком сельского хозяйства, сорное растение борщевик активно заполоняет плодородные земли, агрессивно вытесняя другие растения с ареала обитания, оставляя при контакте сильные незаживающие ожоги, при этом истребить его очень трудно. На неиспользуемых землях участились случаи пожаров, а ведь при этом, помимо угрозы безопасности населению, происходит заметное ухудшение плодородного слоя почвы. Как утверждают специалисты, при посеве культур на выгоревшую почву урожайность снижается на 20–30%.

Признаки неиспользования земельного участка с/х назначения

Регулировать отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, был призван федеральный закон от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В результате длящегося недобросовестного использования земель сельхозназначения постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 г. № 369 был установлен Перечень признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, а именно:

Неиспользование земельного участка определяется на основании одного из следующих признаков:

  • на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы;
  • на сенокосах не производится сенокошение;
  • на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка;
  • на пастбищах не производится выпас скота;
  • на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений;
  • залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка;
  • залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов;
  • закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка.

Государственный земельный надзор на землях сельскохозяйственного назначения в пределах своей компетенции осуществляет Россельхознадзор, проводя его в виде выездных плановых и внеплановых проверок.

Учащаются случаи внеплановых проверок Россельхознадзора по заявлению граждан и организаций о неиспользовании земельного участка собственниками.

В результате выявленных нарушений должностными лицами Россельхознадзора собственникам и арендатором земли выдается предписание по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения выявленных нарушений в области земельных отношений.

Что грозит нерадивому собственнику

В соответствии со ст. 8.8 КоАП РФ невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, в том числе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 20 000 до 50 000 рублей; на должностных лиц – от 100 000 до 200 000 рублей; на юридических лиц – от 200 000 до 400 000 рублей.

Неисполнение предписаний Россельхознадзора также является наказуемым и влечет наложение штрафа.

Кроме того, в соответствии со ст. 6 федерального закона от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение 3 и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использованию с нарушением законодательства Российской Федерации.

Таким образом, земли с/х назначения на условиях принудительного прекращения права постоянного бессрочного пользования, права пожизненного наследуемого владения, права безвозмездного срочного пользования, а также изъятия таких земельных участков у собственника в судебном порядке будут выставлены на продажу с публичных торгов, либо приобретены в государственную или муниципальную собственность.

При этом действие ФЗ № 101 не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства, на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом РФ.

Рациональное использование земли

2018 год стал для российского агросектора переломным. Президент Владимир Путин поставил перед сельскохозяйственной отраслью амбициозную задачу – увеличить экспорт аграрной продукции более чем в 2 раза, до 45 млрд долларов в 2024 году. Государство обеспечило основные меры поддержки экспортеров – аграриев, это льготное кредитование, возмещение транспортных затрат, субсидии на развитие мелиорации земель.

Для выполнения задачи, поставленной перед аграриями, и наращивания количества производимых зерновых культур возникла необходимость в большем количестве пригодных для этих целей земель. Учитывая поставленные руководством страны цели и задачи, органы исполнительной власти активизировали свою работу по выявлению и пресечению случаев нерационального использования земли.

Судебная практика, сложившаяся к 2019 году, подтверждает необходимость собственникам земель сельскохозяйственного назначения более ответственно отнестись к своим обязанностям по содержанию и освоению земли.

В связи чем необходимо провести ревизию арендных отношений и не допускать появления признаков неиспользования земельного участка, чтоб избегнуть наложения штрафных санкций и ситуации по принудительному изъятию земли.

Оборотная сторона земли: почему в России остаются невостребованными сельхозугодья

Проблему возвращения в оборот заброшенных сельскохозяйственных земель в последнее время активно обсуждают в России. В начале февраля решить вопрос с их статусом правительству поручил президент страны. В понедельник, 17 февраля, этой теме было посвящено заседание профильного комитета Госдумы. На этом фоне с собственными инициативами выступают и в регионах. «Известия» поговорили с экспертами и фермерами о том, что сегодня мешает вернуть земли в оборот, почему «возвращать» участки нужно выборочно и как вообще узнать, сколько земли в России.

Земельный вопрос

В конце прошлого декабря вопрос возвращения в оборот заброшенных земель сельскохозяйственного назначения подняли на заседании Госсовета, посвященном развитию сельского хозяйства. Перечень поручений президента по итогам заседания был опубликован 13 февраля. Тема заброшенных земель в нем стала одной из ключевых.

Президент России Владимир Путин на заседании Государственного совета РФ «Государственная аграрная политика — эффективное сельскохозяйственное производство и развитие сельских территорий» в Кремле. 26 декабря 2019 года

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

В частности, правительству поручено подготовить изменения в законодательство, которые бы упростили возвращение в оборот угодий, находящихся в долевой собственности, а также утвердить государственную программу «эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации». Госпрограмма должна в том числе включать сбор и систематизацию данных о землях сельскохозяйственного назначения, проведение землеустроительных и кадастровых работ.

Вскоре после этого, 17 февраля, комитет Госдумы по аграрным вопросам провел парламентские слушания «О мерах по совершенствованию оборота, рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения».

Во время парламентских слушаний на тему «О мерах по совершенствованию оборота, рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения». 17 февраля 2020 года

Фото: правительство Брянской области/bryanskobl.ru

В обсуждение включились и регионы. В Брянской области рассказали о готовности ввести в оборот все заброшенные земли за два года. В Счетной палате Самарской области отчитались об итогах недавно проведенной проверки, в ходе которой выяснилось, что из нескольких десятков выборочно осмотренных сельскохозяйственных участков по назначению использовалась половина — остальные или не использовались вовсе, или (реже) использовались в других целях. В Ивановской области рассказали, что уже с 22 февраля вступает в силу региональный закон, по которому участки такой земли должны предоставлять фермерам безвозмездно.

Экономическая нецелесообразность

Проблему начали обсуждать в России в середине 2010-х. Тогда же их впервые за долгое время попытались посчитать. Но точной информации о том, сколько именно земли пустует, до сих пор нет.

Так, по данным Росреестра, за организациями и гражданами числится 193,2 млн га сельхозугодий, при этом всего в России 222 млн га таких земель. Получается, что не используется из них почти 100 млн га, рассказывает «Известиям» директор научно-исследовательского центра агропродовольственной политики Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Наталья Шагайда.

Подготовка к севу на полях в Воронежской области

Фото: РИА Новости/Андрей Архипов

— Но это расчеты, основанные на данных, актуальность которых очень давно не проверяли. За исключением того, что проверила сельскохозяйственная перепись 2016 года. За сельхозпредприятиями, которые нашли переписчики, числится 142,7 млн га. Из них не используется 17,7 млн га, — рассказывает эксперт.

В большинстве случаев, по ее словам, это участки, оставленные в силу естественных причин. В том числе большие массивы пастбищ пустеют из-за сокращения поголовья скота (по данным, опубликованным РБК в феврале 2020-го, поголовье крупного рогатого скота в стране с 2013 по 2018 год сократилось почти на 6%).

Выведение из оборота части земель — естественный экономический процесс. Если какая-то земля не используется, это говорит о том, что она просто не востребована в современных экономических условиях, уверена директор по аграрной политике НИУ ВШЭ, принимавшая участие в подготовке доклада к заседанию Госсовета, по итогам которого были сформулированы поручения, Евгения Серова.

Коровы на пастбище сельскохозяйственного предприятия в Искитимском районе Новосибирской области

Фото: ТАСС/Кирилл Кухмарь

— Всегда есть маргинальные земли, которые выводятся из обращения, когда их становится невыгодно использовать. В советское время существовала установка, в рамках которой старались распахать всё вплоть до Полярного круга. Когда страна перешла к рыночной модели, естественно, много такой земли оказалось маргинальной (то есть неэффективной при существующих ценах и прочих экономических параметрах) и выбыло из обращения. Так, в Саудовской Аравии одно время ввели программу собственного производства пшеницы. Через какое-то время поняли бесперспективность этой программы и прекратили сеять пшеницу в песках. Получается, мы можем сказать, что у них образовалось много «заброшенной сельскохозяйственной земли», — отмечает эксперт.

Возросшая эффективность отечественного сельского хозяйства — еще один фактор, который приводит к тому, что часть участков остается невостребованной, подчеркивает она. Об этом, по ее словам, свидетельствует тот факт, что в традиционно сельскохозяйственных регионах урожайность отмечается высокая.

— На наиболее эффективных землях сегодня урожайность кратно превысила показатели советских времен — это значит, что часть земель просто не нужна для производства. Это же отличный результат с точки зрения устойчивости развития, то есть развития, ассоциированного с ростом эффективности использования ресурсов, — рассуждает Евгения Серова.

Посев ячменя во время весенних полевых работ в Михайловском районе Волгоградской области

Фото: РИА Новости/Кирилл Брага

На современном этапе больший прирост производства дает интенсификация, применение инноваций, а не вовлечение новых площадей земли, согласна Наталья Шагайда. Последнее, по ее мнению, может быть актуально только в одном случае — если это даст реальную возможность обеспечить работой жителей конкретных поселений и увеличить их достаток.

При этом вовлечение в оборот большого количества земель, по мнению Евгении Серовой, может привести к перепроизводству и к снижению внутренних цен на сельскохозяйственную продукцию. В то же время, когда рынок потребует расширения производства, многие сегодня заброшенные земли могут оказаться вновь востребованными. «Но стимул должен идти от рынка, а не от регулятора», — уверена эксперт.

Морковоуборочный комбайн во время сбора урожая

Фото: РИА Новости/Денис Абрамов

Массовый ввод сельхозземли в оборот неизбежно будет иметь также и последствия для экологии, предупреждает Евгения Серова. Во-первых, это приведет к резкому разовому выбросу СО2, который нужно будет как-то компенсировать в рамках обязательств по Парижскому соглашению. Во-вторых, такие участки нужны для сохранения биоразнообразия: они естественным образом служат резервными территориями, на которых сохраняется генетический потенциал.

Ранее о необходимости прояснить статус бывших сельскохозяйственных земель, которые за время запустения поросли лесным массивом, также говорили экологи.

Хозяйство за миллион

Земли будут вовлекаться в оборот естественным путем, если для тех, кто их возделывает, будут созданы необходимые условия, полагает большинство экспертов. Пока же наличие большого количества «свободной» земли — это не проблема земли как таковой, а результат других проблем, с которыми сталкиваются современные фермерские хозяйства, рассказывает заместитель председателя Московского крестьянского союза, член Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР), фермер Сергей Балаев.

— Давайте посмотрим на это с другой стороны. В стране резко сократилось количество фермерских хозяйств. Почему люди бросают хозяйства? Основная причина — фермерам недоступны деньги. Кредиты им не то чтобы не дают, но количество одобренных заявок по сравнению с заявками поданными несравнимо. При этом агрохолдингам, конечно, кредиты дают на раз, — рассуждает он.

Сотрудники фермерского хозяйства в Гурьевском районе Калининградской области собирают урожай картофеля

Фото: РИА Новости/Игорь Зарембо

Отсутствуют и доступные точки сбыта: сельскохозяйственных рынков недостаточно, на те, которые остались, попасть можно только через перекупщиков, но продажи там, скорее всего, не будут покрывать издержек, уверен собеседник издания: «Основные продажи идут через торговые сети, но вход туда для фермеров пока закрыт по целому ряду причин. От незаинтересованности в сотрудничестве со стороны сетей до сложностей с обращением со свежей продукцией — ее нужно хранить особым образом, реализовать в короткие сроки и так далее».

Сократить издержки можно, если развивать сельское хозяйство на землях, расположенных поблизости от крупных городов, где есть возможность наладить сбыт и обеспечена инфраструктура. Однако такие участки сегодня чаще всего рассматриваются как предназначенные под ИЖС, рассуждает глава Ассоциации крестьянских (фермерских) подсобных хозяйств и кооперативов Михаил Шконда.

— Это в том числе позиция муниципалитетов. В Ленинградской области есть прецеденты, когда такие земли фермерам предлагают в аренду за миллион рублей в год — понятно, что никакое хозяйство они там вести не смогут, — объясняет собеседник издания.

Кроме того, до сих пор сложно бороться с недобросовестными собственниками такой земли. По закону сельскохозяйственные земли могут использоваться только по прямому назначению. Если этого не происходит, земля застраивается или не возделывается вовсе, участок у владельца может быть изъят. Однако для этого земли должны быть оформлены должным образом, объясняет фермер. Этого многие не делают — умышленно или просто потому, что получили их почти случайно в 1990-е и никогда не планировали ими заниматься. Отследить таких владельцев, чтобы изъять у них участки для возвращения в оборот, сегодня крайне сложно.

Торговля на сезонном рынке по продаже сельскохозяйственных продуктов для фермерских хозяйств

Фото: РИА Новости/Александр Кондратюк

Тем временем бесхозная земля зарастает лесом, а процесс ее рекультивации в сегодняшних условиях требует не только больших затрат, но и дополнительных согласований.

— В первую очередь нужно вырубить лес. Если земля государственная, вы не можете сделать это просто так. Вы должны разработать проект. Потом вы должны получить разрешение на вырубку. Потому что иначе вам могут предъявить претензию за то, что вы вырубили лес. Если вы не вырубили лес, то вам тоже предъявят претензии. Просто это будут разные органы — если лес стоит, вам предъявит претензии Россельхознадзор, а если лес срублен — накажет лесничество, — говорит Михаил Шконда.

Неучтенные миллионы

В первую очередь необходимо разобраться с тем, какая земля и в каком количестве имеется в России, уверена Наталья Шагайда.

— Все запутались с неиспользуемыми землями. Но как их можно использовать, если миллионы гектаров и не представлены в пользование? И какие это могут быть сельхозугодья, если ими не пользуются? Если только сенокосы или пастбища, — рассуждает собеседница издания. — Около 90% земли сегодня находится в государственной собственности, но участки не оформлены и не сформированы (без этого предоставлять их в собственность нельзя. — Прим. ред.).

Будет логично, если землю будут изымать у тех, кто ее не использует по назначению, и передавать государству, которое, в свою очередь, передаст землю фермерам, полагает Михаил Шконда. Но с выделением земель уже сегодня есть проблемы на уровне муниципалитетов. По закону процесс находится в их ведении, и позиции местных властей сильно отличаются, говорят фермеры. Где-то участки аграриям выделяются легко, где-то приходится действовать через суд.

Фермер Иван Панин на своем участке

Фото: РИА Новости/Игорь Онучин

В данной ситуации, если в оборот начнут возвращаться земли, остававшиеся в запустении, выиграть могут прежде всего крупные агрохолдинги, а не отдельные фермерские или крестьянские хозяйства. Сегодня именно в собственности крупных игроков сконцентрирована большая часть сельскохозяйственных угодий, при этом потенциал дальнейшего увеличения земельного банка для них уже исчерпан. Поэтому компании будут особенно заинтересованы в том, чтобы получить от государства новые участки — особенно если дорогостоящая рекультивация будет проведена за государственный счет, полагают и Наталья Шагайда, и Евгения Серова.

При этом небольшие хозяйства законом практически не защищены. В том числе нет никаких ограничений в отношении арендной платы, которую могут назначать крупные собственники небольшим хозяйствам, желающим воспользоваться их участками. Хотя постепенное возвращение земли в оборот должно осуществляться именно их силами.

— Для вовлечения земель в сельхозиспользование нужна общая благоприятная среда, позволяющая развиваться малому бизнесу в сельском хозяйстве. Это защита собственности, низкие барьеры для выполнения государственных требований, доступ к субсидиям, хорошие дороги, низкие тарифы, налаженные каналы взаимодействия с крупным бизнесом. Именно от малого бизнеса в первую очередь зависит устойчивость сельского развития. Главы этого бизнеса живут в селе в отличие от глав крупных агрохолдингов. Для первых это жизнь, для вторых — просто бизнес, — резюмирует Наталья Шагайда.

Проблемы и перспективы правового регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения

  1. В соответствии с Федеральным законом от 18.06.2001 N 78-ФЗ «О землеустройстве» (далее — Закон о землеустройстве) перераспределение земель, используемых для сельскохозяйственного производства, осуществлялось при проведении территориального землеустройства путем образования новых и упорядочения существующих земельных участков путем составления проекта территориального землеустройства.

Изменения в Закон о землеустройстве, внесенные Федеральным законом от 13.05.2008 N 66-ФЗ, полностью исключили возможность в рамках землеустройства решать вопросы формирования новых и упорядочения существующих земельных участков. Иные механизмы, позволяющие комплексно на землях сельскохозяйственного назначения, находящихся в долевой собственности, планировать процесс образования новых земельных участков, отсутствуют.

Кроме этого, из процесса формирования земельных участков в счет земельных долей граждан полностью исключены органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Это связано с тем, что:

Российской Федерацией был принят курс на демократизацию и сокращение административной роли государства в вопросах распоряжения собственностью;

вещные права (общая долевая собственность) принадлежат исключительно гражданам и государство в силу норм Гражданского кодекса Российской Федерации не имеет прямых полномочий и возможности влиять на принимаемые гражданами конкретные решения по вопросам распоряжения собственностью.

Поэтому в рамках сложившегося законодательства предложить какие-либо мероприятия по упорядочению процесса хаотичного образования земельных участков в счет земельных долей не представляется возможным без вовлечения органов государственной власти субъектов Российской Федерации (органов местного самоуправления) в процесс формирования земельных участков в счет земельных долей граждан. При этом необходимо учитывать, что участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации (органов местного самоуправления) в указанном процессе негативно воспринимается обществом, так как расценивается как дополнительные административные барьеры.

В то же время существующий отечественный и зарубежный опыт свидетельствует о том, что перераспределение земель, которое проводится на больших территориях и затрагивает интересы большого числа людей, не может быть успешно осуществлено без нахождения баланса интересов лиц, непосредственно затрагиваемых перераспределением, и интересов государства (общества), а также без создания условий для рационального землепользования и охраны земель как природного ресурса.

Единственным путем к достижению согласия и учету всех интересов является разработка проекта перераспределения земель и нахождение приемлемых решений через его обсуждение собственниками земельных долей и соответствующими органами власти.

Поэтому было бы целесообразно вернуться к проектам границ в рамках землеустройства, внеся соответствующие поправки в Закон «О землеустройстве», и установить порядок подготовки и обсуждения разрабатываемых проектов границ земельных участков, критерии допустимости образования земельных участков в счет земельных долей граждан, в том числе требования к возможным размерам участков, видам разрешенного использования.

  1. В рамках действующего законодательства (ст. 4 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации») высокопродуктивные сельскохозяйственные угодья выводятся из сельскохозяйственного оборота путем изменения вида их разрешенного использования, например вид разрешенного использования «для ведения сельскохозяйственного производства» изменяется на «дачное строительство», «садоводство» и т.п.

В то же время следует учитывать, что ранее в сельскохозяйственный оборот были вовлечены в том числе низко продуктивные земли, и тот факт, что указанные земли числятся в составе сельскохозяйственных угодий, не говорит об их высокой ценности для сельскохозяйственного производства.

Таким образом, требуется проведение работы по зонированию сельскохозяйственных угодий с учетом их пригодности и продуктивности в сельскохозяйственном производстве на основе Закона о землеустройстве. С этой целью в соответствии со статьями 12 и 14 указанного Закона целесообразно разработать схемы охраны и использования сельскохозяйственных земель на уровне субъектов Российской Федерации и (или) административных районов.

Основными задачами при разработке схем использования и охраны земель от эрозионных процессов являются:

  • обобщение сведений о формах собственности на земельные участки, включая земельные участки, находящиеся в долевой собственности и фонде перераспределения;
  • обобщение сведений о состоянии границ земельных участков, административных границ городских и сельских поселений;
  • определение границ контуров и площадей сельскохозяйственных угодий (на основе создаваемых цифровых ортофотопланов и имеющейся землеустроительной документации);
  • выявление негативных явлений, вызывающих ухудшение состояния сельскохозяйственных угодий (зарастание мелколесьем) и деградацию почвенного слоя (водная эрозия почв и дефляция почв);
  • зонирование (классификация) земель сельскохозяйственного назначения по пригодности сельскохозяйственных земель под тот или иной вид сельскохозяйственного использования (пашня, сенокосы, пастбища) и продуктивности (на основе имеющихся материалов почвенного обследования и шкал классификации земель сельскохозяйственного назначения);
  • подготовка предложений по установлению разрешенных видов использования земель в границах выделенных зон (классов), например, лучшие и средние земли по продуктивности должны использоваться только для товарного сельскохозяйственного производства, а земли с низким уровнем продуктивности или земли малопригодные для сельскохозяйственного производства могут использоваться для садоводства, дачного строительства и т.п.;
  • подготовка предложений по упорядочению границ существующих земельных участков, размещению полевых дорог, скотопрогонов, защитных лесополос и т.п.;
  • подготовка предложений по предотвращению негативных явлений на сельскохозяйственных угодьях (водная эрозия почв, дефляция почв, зарастание мелколесьем).

На основе вышеназванных схем, в случае принятия нормативных документов, предусматривающих внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о сельскохозяйственных угодьях, в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре) могут подготавливаться документы для внесения сведений о сельскохозяйственных угодьях в государственный кадастр недвижимости.

В дальнейшем сведения о качестве (продуктивности) сельскохозяйственных угодий могут быть использованы при планировании сельскохозяйственного производства, государственной кадастровой оценке сельскохозяйственных угодий и определении размера дотаций сельскохозяйственным производителям, а также при принятии объективных (обоснованных) решений об изменении целевого использования земель сельскохозяйственного назначения (категории земель или вида разрешенного использования).

Другой важный вопрос, связанный с землями сельскохозяйственного назначения, касается использования земельных участков.

Статьей 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) установлена ответственность за использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом. В настоящий момент вышеуказанный срок неиспользования земельного участка Федеральным законом не установлен.

Несмотря на то что Гражданский кодекс Российской Федерации (статьи 284 и 285) (далее — Гражданский кодекс) и Земельный кодекс Российской Федерации (статья 54) (далее — Земельный кодекс) предусматривают изъятие земельных участков, которые не используются по целевому назначению, критерии неиспользования земельного участка законодательно не закреплены. Кроме того, законодательством не установлена ответственность за использование земель сельскохозяйственного назначения не в соответствии с видом разрешенного использования, в то же время использование земель не в соответствии с разрешенным использованием зачастую наносит больший ущерб, чем неиспользование.

Еще одной проблемой в данной сфере является то, что в соответствии с формулировкой статьи 8.8 КоАП РФ к административной ответственности могут привлекаться лица, использующие земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного производства. При этом законодательство Российской Федерации не содержит определения понятия «сельскохозяйственное производство». Разные федеральные законы под сельскохозяйственным производством понимают различные виды деятельности.

На основании вышеизложенного предлагается:

  1. для исключения бесконтрольного перевода земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения и (или) изменения вида разрешенного использования установить законодательно:
  • запреты на перевод в иную категорию земель в тех или иных случаях;
  • закрытый перечень видов разрешенного использования, выбираемых собственником земельной доли при выделе земельного участка;
  • запрет на изменение вида разрешенного использования земельных участков после выдела земельных участков в счет земельной доли;
  1. внести в федеральное законодательство изменения, которые бы:
  • определили понятные критерии использования не по целевому назначению или неиспользования земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного производства;
  • регламентировали административную ответственность за использование земель сельскохозяйственного назначения не в соответствии с видом разрешенного использования;
  • ввели понятие сельскохозяйственного производства.

В качестве указанных критериев для земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного производства, на которых размещены сельскохозяйственные угодья, могут быть использованы следующие показатели: зарастание сельскохозяйственных угодий мелколесьем; неиспользование пахотнопригодных сельскохозяйственных угодий в качестве пашни свыше определенного срока (например, пяти лет) за исключением случаев, если такие сельскохозяйственные угодья не используются под многолетние насаждения (сады, виноградники, ягодники и т.п.) или культурные пастбища; объем производства в пересчете на 1 га сельскохозяйственных угодий с учетом их продуктивности ниже среднего по району на определенный процент (например, ниже 50% в течение пяти лет подряд);

  1. внести изменения в Федеральный закон от 08.08.2001 N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» с целью включения государственного земельного контроля в перечень видов контроля, в отношении которого положения данного Закона не применяются, а также в законодательные акты Российской Федерации, регулирующие использование и охрану земель сельскохозяйственного назначения.

Данные предложения обусловлены тем, что при проведении мероприятий по государственному земельному контролю осуществляется контроль за использованием земельных участков. Коммерческая деятельность не является предметом проверки соблюдения земельного законодательства. При этом отдельные юридические лица и индивидуальные предприниматели владеют двумя и более земельными участками, которые могут располагаться в различных административно-территориальных единицах. Осуществить единовременную проверку соблюдения земельного законодательства на данных земельных участках, как правило, не представляется возможным.

Кроме того, при обосновании состава административного правонарушения, выразившегося в неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.8 КоАП РФ, возникает необходимость систематического осуществления мероприятий по контролю, что также невозможно в силу действующих норм Закона.

  1. Федеральная целевая программа «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 — 2008 годы)» (далее — Программа) утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2001 N 745.

В рамках Программы реализуется Подпрограмма «Создание системы кадастра недвижимости (2006 — 2011 годы)» (далее — подпрограмма), утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2005 N 560.

Предусмотренный в Программе объем финансирования из федерального бюджета на реализацию программных мероприятий Роснедвижимости (без учета мероприятий подпрограммы) на период 2002 — 2007 годы составил 6 885 410 тыс. рублей.

Бюджетные назначения на реализацию мероприятий Программы за указанный период составили 5 368 420 тыс. рублей, или 78% от предусмотренного Программой объема финансирования.

При этом фактическое поступление средств из федерального бюджета за 2002 — 2007 годы составило 5 358 620 тыс. рублей.

Привлечено софинансирование на реализацию программных мероприятий Роснедвижимости за период 2002 — 2007 годов из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в объеме 5 966 670 тыс. рублей, что составляет 33,8% от предусмотренного Программой объема финансирования.

На реализацию программных мероприятий Роснедвижимости за период 2002 — 2007 годов из внебюджетных источников использовано 1 582 450 тыс. рублей, что составляет 119,3% от предусмотренного Программой объема финансирования.

В результате реализации программных мероприятий функционирует единая автоматизированная система ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости в виде структурированной компьютерной сети, в состав которой входят 2318 программно-технических комплексов на уровне муниципальных образований.

Следует отметить, что в настоящее время в основном создана инфраструктура для эволюционного перехода от государственного земельного кадастра к государственному кадастру недвижимости.

Однако в связи с тем, что вышеуказанное недофинансирование из федерального бюджета мероприятий Программы за период 2002 — 2004 годов составило 1,5 млрд. рублей (22% от объема, предусмотренного по программным мероприятиям Роснедвижимости), ряд программных мероприятий первого и второго этапов был выполнен не полностью. Так, не завершено создание графической базы данных из-за отставания работ по обновлению планово-картографической основы на городских землях и межселенных территориях. Проведены обучение и подготовка 19 000 специалистов против 23 000 запланированных сотрудников органов (организаций) и учреждений различных министерств и ведомств, связанных с обеспечением функционирования земельно-имущественного комплекса. Информационно-справочные системы, позволяющие обеспечить массовый доступ к сведениям единой системы государственного кадастрового учета объектов недвижимости, внедрены только в 13 субъектах Российской Федерации.

В связи с этим в соответствии Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 1009 «О внесении изменений в Постановления Правительства Российской Федерации от 25.10.2001 N 745 и от 13.09.2005 N 560» срок реализации Программы был продлен на 2008 год.

Срок действия Программы заканчивается в 2008 году. Вместе с тем срок реализации подпрограммы заканчивается в 2011 году.

В этой связи возникает необходимость утверждения подпрограммы в виде самостоятельной федеральной целевой программы.

  1. Информация о результатах проверки содержит ряд несоответствий действующему законодательству Российской Федерации.

Так, для проведения разграничения права собственности на землю, не переданную в частную собственность или собственность муниципальных образований, не требуется составление перечней земельных участков. При наличии оснований для разграничения такого права, указанных в ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», достаточно непосредственного обращения за государственной регистрацией соответствующего права собственности.

Ведение государственного земельного кадастра регулировалось Федеральным законом от 02.01.2000 N 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре». После вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» ведение земельного кадастра было прекращено, а сведения государственного земельного кадастра перенесены в неизменном виде в государственный кадастр недвижимости.

Анализ практики зарубежных государств (Швеция, Австрия, Нидерланды, Германия и др.) свидетельствует о том, что ведение кадастра в развитых странах мира осуществляется именно по заявительному принципу, инициатором внесения измененных сведений в кадастр является заинтересованное в таком изменении лицо. При этом государство, как правило, имеет механизмы контроля представленных для внесения в кадастр сведений с фактическими данными, а также правовые, финансовые и технические средства для создания и внесения в кадастр необходимых для государственного управления характеристик земельных участков, в том числе сведений о местоположении границ земельных участков.

  1. Отсутствие в кадастре сведений о границах значительного количества земельных участков земель сельскохозяйственного назначения определяется объективными причинами:

отсутствие финансовых средств, а также юридической и экономической заинтересованности владельцев таких земельных участков;

отсутствие законодательно закрепленной возможности или обязанности со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления финансировать работы по установлению границ земельных участков, не являющихся их собственностью, и предоставлять результаты таких работ в государственный кадастр недвижимости.

lapotun писал(а):

залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов — это относится только к угодьям. А для КФХ не надо такую землю брать (пашни,сенокосы,пастбища). На таком участке даже забор нельзя ставить и сажать деревья. Эта плодородные земли и замучаетесь ее в другой вид разрешенного использования переводить. А то и вообще не дадут вам этого сделать скорее всего (это как бы золотой запас государства). Брать надо сельхозку с ВРИ для сельхозпроизводства или сразу КФХ. А на такой можно сажать и рядками и не рядками))))

Такого бреда в жизни еще не встречал! Хотя половина заблуждений — часто встречается.
Виды угодий могут быть разные внутри любого вида РВИ. С/Х производство, или КФХ — не имеет значения, виды угодий (пашня, пастбище, сенокос, залежь и т.п.) остаются прежними и никуда не деваются, от них зависит и земельный налог (на пашню он больше).
На КФХ можно и строиться с капитальными жилыми постройками — баня, сторожка (за исключением жилого дома, который только в черте населенных пунктов можно возводить и даже на дачке или садоводстве его возводить нельзя).
Наличие залесения — это признак неиспользования земли и может быть выписан штраф. В ЗК черным по-белому написано: землепользователям нельзя допускать зарастания деревями и кустарником. Значит корчевать! Хотя это очень дорого. Выпилка не помогает — через два года березы снова на 2 метра вырастают.
Можно защититься юридически — самостоятельным решением сменить вид угодий на залесенный сенокос или пастбище, но там 30% залесения только допускается по ГОСТ. Мы решаем этот вопрос разными методами, в том числе и культурым прореживанием, чтобы выглядело как-будто сам посадил. Хотя все деревья на частном участке — это собственность государства, (такая же как и небо и пролетающая над участком птица или бегущий по земле зверек). Штрафование — вещь крайне редкая. Такой практики в стране практически нет. Особенно если это не Московская область, так что бояться нечего.
А бред по поводу «плодородных земель» — прошу навсегда забыть. Если пашня, то это не значит, что она плодородная! Раньше велись таблицы плодородия и была разная кадастровая стоимость. Если выше среднерайонной — тогда пашня называлась плодородной, особо ценной, особо охраняемой и т.п. Сейчас этого нет. Вы даже никогда не узнаете какой вид угодий на Вашей земле! В сведениях ГКН в кадастровой этот пункт уже несколько лет как удален! В паспорте или выписках Вы ничего на этот счет не найдете!
Ребята — не ограничивайтесь теорией и философией! Ходите по инстанциям, консультируйтесь. Практика, практика и еще раз практика! — вот истина в последней инстанции! Законы исполняются совсем не в том ключе, в каком написаны. Это надо учитывать. Да и написаны они хитро — сами явно устанавливают тупики, а других местах — устанавливают незаметные выходы из них. Кто заметил — молодец!
Добавлено после 1 часов 9 минут:
Забыл добавить: Залесенность — это естественное зарастание деревьями. Если будет вид, что это сделано искусственно — то это уже лесопосадки, что является с/х деятельностью (даже на пашне до 15%). А про 15 и 30% никуда не денешься. Теперь это так.
К тому же, в законе об обороте сказано, что допустимо 2 или 3 года неиспользования (уже не помню, поскольку эта цифра менялась, но кажется теперь это 3 года). Если ничего не хочется делать с залесением и не хочется косить и вообще обрабатывать, то единственная юридическая мера — каждые 3 года менять землепользователя. Например, продавать или сдавать участок в аренду другому лицу на 3 года. Потом ее прекращать. В случае сдачи в аренду — за использование или неиспользование отвечает арендатор (права пладения и пользования полностью переходят к нему), собственник теряет право пользования землей, соответственно не несет за это ответственности. Комиссии не всегда учитывают это и предъявляют требования собственнику, а он, с юридической точки зрения, не при делах.
А еще есть такая фишка — как оформление наличия залесения сразу после покупки участка. Т.е. человек покупает участок с уже существующим залесением. Согласно акту зем. инспектора, не он допустил зарастание деревьями, а деревья уже росли на участке и купил участок с деревьями.
В случае если комиссия предпишет убрать деревья, то должна предоставить постановление администрации о сносе деревьев! Дело в том, что землепользователь не может вырубать деревья у себя на участке, поскольку они ему НЕ ПРИНАДЛЕЖАТ! Это ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ! И распоряжается ею — государство. Право на вырубку нужно оформлять! Вот такой абсурд! На этом тоже можно сыграть, поскольку вдобавок, право на вырубку это НЕ обязательство на вырубку, а лишь право.
Ладно. На сегодня хватит. Юридическая сфера — это царство кривды, а не правды. Сплошные манипуляции формальной логикой (на грани абсурда обычно).
При желании, можно так «закрутить» и застопорить чиновников действующими законами и противоречиями, что они и рады не будут. После нескольких таких юридических мер и подобных письменных заявлений обычно выпадают в тупиковое состояние и обещают не трогать, лишь бы другим не рассказывал права и возможности землепользователей.
Самая лучшая и эффективная мера — с ними дружить, к чему мы и пришли. Но это требует усилий.
Формально бодаться проще и даже веселее. Они не такие страшные и неприступные, какими кажутся.
Со стороны это часто выглядит так: на всякую нашу хитрость, их сторона отвечает непредсказуемой глупостью. На что получает новую хистрость и в ответ выдает новую глупость. В конце концов, количество их глупостей становится так велико, что они впадают в ступор и теряются. До них доходит, что они нихрена не понимают в законах, точнее не осознают совокупность их противоречий. А это вещь воистину сложная.
Вот такие пироги.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *