Правоприменительные органы РФ

Правоприменительные органы РФ

Охрана правопорядка как социальный институт

Система охраны правопорядка как социальный институт

Определение 1

Охрана правопорядка – это комплекс мер, призванных упорядочить общественные отношения, то есть достичь правопорядка, соответствующего действующим правовым предписаниям.

По своей сути охрана правопорядка является мерами, направленными на устранение любых препятствий, которые мешают воплотить в жизнь требования права. В сферу ее полномочий входит:

  • издание законов и нормативных актов, которые помогают успешно преодолевать все разновидности противоправных действий, включая предупреждение, пресечение и борьбу с преступлениями и прочими правонарушениями;
  • повседневная деятельность уполномоченных государственных органов по применению юридической ответственности и восстановлению прав и свобод человека, которые были нарушены, а также прав и законных интересов государственных и частных организаций и пр.

Замечание 1

Общественный порядок и безопасность – основные объекты охраны в деятельности органов внутренних дел.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В качестве социально-правовых категорий, охватывающих специфическую отрасль общественных отношений, их характеризует ряд особенностей, которые определяют содержание деятельности органов внутренних дел, направленных на охрану этих отношений:

  • общественный порядок и безопасность затрагивают каждого гражданина без исключения, начиная с рождения и до смерти;
  • общественный порядок и безопасность преимущественно затрагивают элементарные действия, поступки и правила поведения людей. Они совершаются открыто, публично и обычно понятны окружающим;
  • общественный порядок и безопасность регулируются нормами права, а также иными социальными и техническими нормами – мораль, мода, обычаи, традиции и пр.;
  • общественный порядок и безопасность ежегодно многократно нарушаются. Все правонарушители тем или иным способом подвергаются воздействию со стороны внутренних органов;
  • в сфере общественного порядка и безопасности происходит оборот объектов и предметов повышенной опасности: приобретается, хранится, используется и перевозится гражданское и служебное огнестрельное оружие, взрывчатые и сильнодействующие ядовитые вещества, радиоактивные изотопы и пр. В связи с чем, лицензионно-разрешительная деятельность органов внутренних дел, которые занимаются осуществлением государственного надзора и контроля в этой области, позволяют предупредить и пресечь нарушение установленного свода правил, чем минимизируются тяжкие последствия, связанные с нарушением соответствующих норм, требований и стандартов;
  • рассматриваемая сфера тесно связана с опасными антисоциальными явлениями – наркоманией, пьянством, проституцией, бродяжничеством, попрошайничеством и пр. В связи с этим в ряде городов созданы специализированные подразделения – полиция нравов.

Общественный порядок

В общественной жизни постоянно проходят разного рода массовые публичные мероприятия, на которых отмечается большая концентрация людей в тех или иных помещениях или на улице, но на ограниченной территории, что часто несет угрозу жизни и здоровью граждан и нормальной работе организаций. Сюда относят:

  • политические мероприятия – митинги, шествия и демонстрации;
  • экономические – пикеты, голодовки;
  • культурно-зрелищные – фестивали, концерты, день города;
  • спортивные – олимпиада, футбольный матч и пр.;
  • религиозные и пр. массовые мероприятия.

Все ранее перечисленные особенности общественного порядка и безопасности наглядно демонстрируют насколько важна и актуальна данная сфера, а главное – определяют содержание правоохранительных функций и полномочий органов внутренних дел.

Цель поддержания общественного порядка – обеспечить безопасность граждан, общественную безопасность, создать благоприятные условия для нормального функционирования организаций и общественных объединений, для отдыха и труда людей, уважения их чести, достоинства и общественной нравственности.

Содержание общественного порядка – это система общественных отношений, которые сложились как результат соблюдения и исполнения правовых норм, моральных и прочих социальных норм. Реальный общественный порядок состоит не из самого установления социальных норм, а из фактически складывающихся на их основании общественных отношений.

Основа общественного порядка – это отношения, складывающиеся в общественных местах, то есть в местах скопления людей при удовлетворении ими материальных и духовных потребностей во время отдыха.

Общественные места делят на три группы:

  • постоянное пользование – улицы, площади, скверы, транспортные магистрали и пр.;
  • временное пользование – магазины, театры, стадионы и пр.;
  • эпизодические общественные места – леса, горные склоны, озера, реки, во время проведения там каких-либо мероприятий.

К средствам регулирования отношений общественного порядка относят нормы неюридического характера.

Общественный порядок – это структура волевых общественных отношений, которые складываются и развиваются, преимущественно, в общественных местах на основании соблюдения правовых норм, призванных обеспечить условия для нормального функционирования организаций и общественных объединений, для труда и отдыха граждан, а также уважение их чести, достоинства и нравственности.

С понятием общественного порядка тесно связано понятие общественной безопасности, рассматриваемой в качестве системы общественных отношений, сложившихся в соответствии с правовыми, техническими, строительными и прочими нормами, с использованием объектов и предметов, несущих повышенную опасность для людей и целого общества или при наступлении особых условий при наступлении стихийного бедствия или другой ЧС природного, социального или техногенного характера.

Состояние угрозы общественной безопасности может возникнуть при нарушении правил эксплуатации автомобильного, железнодорожного, авиационного и прочих видов транспорта, при осуществлении строительных, дорожных, ремонтных и прочих работ.

Вопрос 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА В СИСТЕМЕ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВА

Система Прокуратуры Российской Федерации

Структура Прокуратуры Российской Федерации

Прокуратура составляет единую централизованную систе-

му с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящему и

Генеральному прокурору Российской Федерации.

Генеральный прокурор РФ назначается на должность и ос- вобождается от должности Советом Федерации по представле- нию Президента Российской Федерации. Порядок назначения на должность Генерального прокурора и освобождения от нее

следующий: кандидатура Генерального прокурора предлагается Президентом Российской Федерации, а назначение производит- ся Советом Федерации. В обоих случаях требуется согласован- ное решение двух органов государственной власти, что соот- ветствует принципу разделения властей.

Если предложенная Президентом РФ кандидатура не набе- рет требуемого количества голосов членов Совета Федерации, то в течение 30 дней Президент должен представить другую кандидатуру (ч. 2 ст. 12 Закона). При противоречии позиций по поводу освобождения Генерального прокурора от должности окончательное решение принимается Советом Федерации, и должность сохраняется за ранее назначенным лицом.

Совет Федерации Российской Федерации по представлению Генерального прокурора назначает на должности и освобождает от должности первого заместителя и заместителей Генерально- го прокурора РФ.

Прокуроры субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей) назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с субъектами, что соответствует, с одной сторо-

ны, принципу централизации органов прокуратуры, а с другой –

принципу федерализма. Вопросы обеспечения законности и кадров правоохранительных органов отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (п. «б» и «л» ч. 1 ст. 72 Конституции). Инициатива такого назначения может исходить от обеих сторон, поскольку закон этот вопрос не рег- ламентирует. Вопрос о том, какой орган субъекта Федерации должен принимать соответствующее решение, отнесен к веде- нию самих субъектов Федерации. Освобождение этих прокуро- ров от должности в соответствии со ст. 13 Закона о прокуратуре производится Генеральным прокурором России и согласования с субъектами Федерации не требует.

Иные прокуроры (в городах и районах) назначаются Гене-

ральным прокурором РФ (ст. 129 Конституции РФ). Согласова- ние такого назначения ни Конституцией, ни Законом о прокура- туре не предусматривается. В таком же порядке производится и освобождение их от занимаемых должностей.

На практике отбор кандидатов на должности прокуроров городов и районов осуществляется прокурорами субъектов Фе- дерации, которые в необходимых случаях согласовывают во- прос с соответствующими органами власти, а затем входят с представлением к Генеральному прокурору РФ. Кандидатов на должности военных прокуроров обычно представляет Главный военный прокурор, а кандидатов на должности прокуроров спе- циализированных прокуратур – вышестоящие по отношению к ним прокуроры. Аналогичным образом обычно решается и во- прос об освобождении прокуроров от должности.

На должность прокурора и следователей прокуратуры на- значаются лица, имеющие высшее юридическое образование и обладающие необходимыми деловыми и моральными качест-

вами.

Органы прокуратуры деполитизированы: их работники не могут быть членами общественных объединений, преследую- щих политические цели.

В систему прокуратуры входят: Генеральная прокуратура

РФ, прокуратуры субъектов Федерации, научные и образова- тельные учреждения, прокуратуры городов и районов, военные и другие специализированные прокуратуры. Генеральная про-

куратура РФ возглавляется Генеральным прокурором РФ. Ее

структуру составляют главные управления, управления и отде- лы, а также Главная военная прокуратура, возглавляемая замес- тителем Генерального прокурора РФ – Главным военным про- курором.

Закон о прокуратуре определяет также структуру прокура- тур субъектов Российской Федерации, прокуратур городов и районов (и приравненных к тем и другим специализированных прокуратур), их полномочия. В Генеральной прокуратуре РФ, прокуратурах субъектов Российской Федерации и приравнен- ных к ним специализированных прокуратурах образуются кол- легии, являющиеся совещательными органами.

Вывод по вопросу:Конституция РФ определяет, что госу-

дарственная власть в Российской Федерации осуществляется на

основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судеб- ной власти именуются также государственными органами, они самостоятельны, независимы друг от друга и призваны выпол- нять задачи и функции государства. Органы Государственной противопожарной службы входят в структуру исполнительно- распорядительных органов государства.

Одно из центральных мест в деятельности государства и его органов занимает выполнение задач по обеспечению право- порядка и законности, защите прав и свобод человека, охране прав и законных интересов трудовых коллективов, государст- венных и негосударственных организаций, борьба с преступле- ниями и иными правонарушениями. Эти задачи – предмет забо- ты государства. В ст. 2 Конституции РФ указано: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, со- блюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обя- занность государства». Эта же идея содержится в ст. 45: «Госу- дарственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется…». По сути своей эти и другие конституционные предписания требуют, чтобы все го- сударственные органы выполняли указанную функцию.

Для выполнения названных задач правоприменительной деятельности существуют конкретные органы, которые соот- ветственно и именуются правоприменительными. В наши дни вопрос о круге такого рода органов решается по-разному: одни юристы относят к ним большее количество государственных органов, а другие – меньшее. Это различие мнений объясняется прежде всего тем, что данный вопрос в законодательном поряд- ке прямо и однозначно не урегулирован, равно как нерешен и вопрос о понятии правоприменительной деятельности.

Правоприменительная деятельность – вид государст- венной правоохранительной деятельности, осуществляемой с целью охраны права специально уполномоченными органа- ми, путем применения юридических мер воздействия в стро- гом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

С учетом данного выше определения правоприменительной

деятельности и характеристики ее функций к правопримени- тельным органам можно относить прежде всего судебные орга- ны, органы юстиции, прокуратуру, органы дознания и предва-

рительного следствия, которые призваны выявлять и расследо-

вать преступления, а также некоторые другие виды правонару-

шений.

Суд был и остается органом, олицетворяющим судебную власть, именно ту власть, которая в значительно большей мере, чем другие ветви государственной власти, должна и может при-

менять право. Принадлежность судов к самостоятельной ветви

государственной власти следовало бы рассматривать как обстоятельство, в силу которого за ними признается особый статус среди иных органов, стоящих на страже права.

Суды выполняют правоохранительные функции в той час- ти, когда они защищают права и свободы человека, права и за- конные интересы предприятий, учреждений, организаций от противоправных посягательств. Вместе с тем, следует отметить, что судебная власть является самостоятельной ветвью власти, наряду с законодательной и исполнительной. Судебная власть – это независимая специфическая власть, которая осуществляет правосудие, т.е. занимается разрешением споров о праве на ос- нове действующего законодательства, рассматривает уголов- ные, гражданские, административные дела. У судов имеются особые, специфические задачи, полномочия, способы реализа- ции и деятельности, закрепленные в Конституции РФ (ст. 118,

123, 125–128).

Конституция РФ 1993 года (ст. 129, гл. 7) по необъяснимым причинам «наделила» судебной властью также и прокуратуру?!

Прокуратура РФ занимает центральное место среди госу- дарственных органов, осуществляющих правоприменительную деятельность. На прокуратуру возложен, в присущих ей формах и методах, высший надзор за точным и единообразным испол- нением законов.

Существует и множество других правоприменительных ор- ганов, входящих в правоохранительную систему государства, способствующих правосудию в Российской Федерации. К ним относятся: милиция, органы Государственной противопожарной службы, органы государственной безопасности, внешняя раз- ведка, таможенные органы, государственный нотариат и дру- гие.

Такие органы государства, как прокуратура, милиция, орга- ны Государственной противопожарной службы, государствен- ной безопасности, внешней разведки, налоговые и таможенные органы рядом своих функций способствуют осуществлению правосудия (принимают меры к раскрытию преступлений, со- бирают доказательства виновности, изобличают виновных и т.п.), однако их деятельность не является правосудием. При- знать человека виновным в совершении преступления и под- вергнуть его уголовному наказанию может только суд.

Эффективность деятельности правоприменительных орга- нов государства зачастую зависит от четкого и слаженного взаимодействия между ними.

Деятельность правоприменительных органов направлена на охрану конституционного строя, политической и экономиче- ской системы Российской Федерации, прав и законных интере- сов физических и юридических лиц (политических и личных прав и свобод личности, прав и законных интересов предпри- ятий, учреждений и организаций, независимо от форм собст- венности), а также на всемерное укрепление законности и пра- вопорядка. Кроме того, деятельность этих органов также спо- собствует воспитанию граждан в духе добросовестного испол- нения своих конституционных обязанностей и соблюдения за- конов.

Таким образом, правоприменительные органы – это ор- ганы государственной власти, наделенные властно- принудительными полномочиями, действующие на основе законов Российской Федерации и выполняющие правоохра- нительные функции государства, основной функцией кото- рых является охрана общественного правопорядка, государ- ственной безопасности, защита граждан и организаций от противоправных действий.

В ряде случаев к правоприменительным органам относят

адвокатуру, а заодно и иные организационные формы оказания юридической помощи и ведения защиты по уголовным делам, хотя их едва ли можно называть государственными органами. Они представляют собой негосударственные образования, соз- даваемые для того, чтобы содействовать охране прав и закон- ных интересов человека и гражданина, государственных и него- сударственных учреждений. Другими словами, их задачи в зна- чительной мере сходны с задачами правоприменительных орга- нов. Ведущее место среди них занимает адвокатура с ее колле- гиями адвокатов – добровольными объединениями юристов, призванных выполнять важную правоохранительную функцию. К адвокатуре близко примыкают иные формы оказания юриди- ческой помощи, в том числе защиты по уголовным делам, по- лучающие все большее распространение в последние годы. Это кооперативы и иные виды предпринимательской деятельности, берущие на себя выполнение адвокатских функций.

Следовательно, правоприменительные органы – это госу- дарственные учреждения, основное предназначение которых – правоприменительная деятельность.

Вывод по вопросу:Правоприменительные органы – это

исполнительные органы государственной власти, наделенные властно-принудительными полномочиями, действующие на ос- нове законов Российской Федерации и выполняющие правоох- ранительные функции государства.

Основной функцией правоприменительных органов являет- ся охрана правопорядка, государственной безопасности, защи- щенности граждан и организации от противоправных действий.

Такие органы государства, как прокуратура, милиция, Го- сударственная противопожарная служба, таможенные органы и органы государственной безопасности рядом своих функций способствуют осуществлению правосудия (принимают меры к раскрытию преступлений, собирают доказательства, изоблича- ют виновных и т.п.), однако их деятельность не является право- судием. Признать человека виновным в совершении преступле- ния и подвергнуть его уголовному наказанию может только суд.

Правоприменительный акт-это один из видов правовых актов, официальный документ, изданный компетентным органом по какому-либо делу в отношении конкретного субъекта на основе соответствующей правовой нормы.

Назначение актов применения права призвано применять юридических нормы к лицам, но не создавать новые нормы, и не изменять или дополнять старые, это не их функции.

Особенности:

1 Издаются компетентными органами и должностными лицами (государственные органы, третейский суд, местное самоуправление).

2 Строго индивидуализированы., т.е. адресованы поимённо определённым лицам.

3 Направлены на реализацию требований юридических норм.

4 Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным принуждением.

Классический правоприменительный акт (приговор суда) должен обладать необходимыми внешними атрибутами, т.е. отвечать установленным правилам (место, дата, подпись, печать, ссылка на закон), а также иметь определенную структуру (описательная, мотивировочная, резолютивная части)

Классификация актов применения права:

По субъектам принятия: 1 Акты представительных органов — постановление Совета Федерации о назначении Генерального прокурора РФ. 2 Акты органов управления — приказ об увольнении конкретного лица. 3 Акты судебных органов — приговор суда. 4 Акты контрольно-надзорных органов — постановление санитарной инспекции о наложении штрафа. 5 Акты органов местного самоуправления — распоряжение мэра города о назначении главы районной администрации.

По характеру воздействия правоприменительного акта на правоотношения: 1 Регулятивные — являются конкретизацией регулятивных юридических норм, т.е. основанием для их возникновения является правомерное поведение людей (решение суда по гражданскому делу). 2 Охранительные — являются конкретизацией охранительных юридических норм, т.е. основанием для их возникновения является неправомерное поведение людей (приговор суда).

По значению в правоприменительном процессе: 1 Основные — решение суда по гражданскому делу, постановление комиссии отдела социального обеспечения о назначении пенсии и т.п. 2 Вспомогательные — определение суда о назначении экспертизы.

По порядку принятия:

1 Акты коллегиальных органов — постановление Совета Федерации.

2 Единоначальные акты — распоряжение мэра.

По форме изложения:

1 Устные — наложение штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте (спорный вопрос — существует ли такая форма).

2 Письменные — приговор суда.

3 Конклюдентные или знаковые — также спорный вопрос, но есть исследователи, которые считают, что существует такая форма изложения, они относят к ней: цветовые, звуковые сигналы, либо специальные жесты (регулировщик дорожного движения), они могут фиксироваться в законодательстве.

В некоторых случаях используются смешанные формы выражения правоприменительных актов (решение, приговор суда — фиксируются письменно, а затем оглашаются).

Коллизии и пробелы в праве могут встретится и в правоприменении, существуют правила их преодоления:

— если противоречат друг другу акты одного органа, но изданные в разное время, то применяется последний.

— если коллизионные акты изданы одновременно, но разными органами, то применяется акт обладающий более высокой юр. силой

-если расходятся общефедеральный акт и акт субъекта Федерации, то принимают первый (ст. 76 Конституции)

-если противоречия между федеральным актом и актом субъекта, изданным в пределах его компетенции, то приоритет у последнего (ч.6 ст. 76 Конституции)

-если обнаружен пробел в праве, то решается вопрос о применении правовой аналогии (аналогия права, закона).


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *