Преступление коррупционера

Преступление коррупционера

Громкие коррупционные дела в России с 2005 года. Досье

31 декабря Адамов был экстрадирован в РФ, где его обвинили в мошенничестве и превышении полномочий. По данным следствия, в 1998-1999 годах министр и его сообщники завладели 62% акций российско-американского СП по торговле ураном GNSS и способствовали незаконному списанию $113 млн долга этого СП перед ОАО «Техснабэкспорт».

19 февраля 2008 года Замоскворецкий суд Москвы приговорил Адамова к 5,5 года тюрьмы, в апреле того же года при рассмотрении кассационной жалобы срок был заменен на условный. Ныне Адамов занимает должность научного руководителя научно-исследовательского и конструкторского института энерготехники им. Н. А. Доллежаля (Москва).

Дело Алексея Кузнецова

24 июня 2010 года Следственный комитет РФ вынес постановление о привлечении бывшего министра финансов Подмосковья Алексея Кузнецова в качестве обвиняемого в мошенничестве, совершенном организованной группой в особо крупном размере, и легализации имущества, полученного незаконным путем. По данным следствия, в результате действий преступной группы, в которую входил Кузнецов, правительству Московской области, областным предприятиям ЖКХ и компании «Мособлтрастинвест» был причинен ущерб на сумму свыше 10 млрд рублей.

5 июля 2013 года Кузнецов был задержан по запросу российских правоохранительных органов на курорте Сан-Тропе на Лазурном берегу Франции. В декабре 2014 года Басманный суд Москвы приговорил по этому же уголовному делу бывший замминистра финансов Московской области Валерия Носова к 14 годам лишения свободы и штрафу в 1 млн рублей (9 ноября 2015 года Хамовнический суд Москвы рассмотрит новое уголовное дело в его отношении); бывшего гендиректора «Московской областной трастовой компании» Владислава Телепнева и экономиста ООО «Нэс-финанс» Елену Кузнецову — к 10 и 7 годам лишения свободы соответственно.

В 2014 году апелляционный суд французского Лиона удовлетворил запрос Генпрокуратуры РФ об экстрадиции Кузнецова в Россию. В соответствии с законодательством Франции, окончательное решение по вопросу выдачи экс-министра финансов Подмосковья будет принято органами исполнительной власти государства.

Дело о «подпольных» казино

11 февраля 2011 года в Московской обл. был задержан Иван Назаров — владелец сети нелегальных казино, которые действовали в 15 подмосковных городах. По версии следствия, к бизнесу, приносившему от $5 млн до $100 млн в месяц, были причастны высокопоставленные сотрудники прокуратуры и МВД.

В результате расследования своей должности лишился прокурор Московской области Александр Мохов. Его первый заместитель Александр Игнатенко — главный обвиняемый по делу — скрылся за границей. 1 января 2012 года он был арестован в Польше и экстрадирован в РФ, где находился в следственном изоляторе «Лефортово», а 1 июля 2013 года был освобожден под подписку о невыезде. Следствие по делу продолжается.

В январе 2014 года Басманный суд признал незаконным арест бывших сотрудников МВД Фарита Темиргалиева и Михаила Куликова, которые обвинялись в получении взяток на $225 тыс. США в деле о «крышевании» казино.

Дело «Росагролизинга»

В 2011-2013 годах МВД возбудило три уголовных дела о хищениях бюджетных средств в ОАО «Росагролизинг», которые произошли в 2007-2009 годах. Были арестованы бывший замминистра сельского хозяйства РФ Алексей Бажанов, гендиректор ООО «Межрегионторг» Сергей Бурдовский, гендиректор ООО «Липецкагротехсервис» Игорь Коняхин, бывшие руководители ЗАО «Маслопродукт-био» Роман Малов и Сергей Дуденков.

Общий ущерб от их преступной деятельности следствие оценило в 39 млрд рублей. В розыск по делу о хищении 600 млн рублей объявлен бывший руководитель департамента Минсельхоза Олег Донских. Экс-глава Минсельхоза Елена Скрынник (возглавляла «Росагролизинг» в 2001-2009 годах) была допрошена как свидетель и впоследствии уехала из России. В октябре 2015 года стало известно, что еще весной 2013 года управление федерального прокурора (УФП) Швейцарии инициировало уголовную процедуру против Скрынник и ряда других лиц по подозрению в отмывании денег; в этом контексте УФП наложило арест на банковские счета, принадлежавшие бывшему министру сельского хозяйства. 28 октября 2015 года российские СМИ сообщили об аресте швейцарских счетов Скрынник на сумму в 60 млн франков (около $61 млн).

29 октября секретарь Генсовета политической партии «Единая Россия» Сергей Неверов сообщил, что Скрынник была исключена из рядов партии за действия, дискредитирующие эту политическую организацию, а также «за утрату связи с партией». 2 ноября глава Администрации президента РФ Сергей Иванов заявил, что к Елене Скрынник у прокуратуры Швейцарии претензий нет, а все «существенные претензии» относятся к ее бывшему заместителю. Сама Скрынник в эфире «Русской службы новостей» заявила, что информация об аресте ее счетов в Швейцарии не соответствует действительности, подчеркнув, что у нее «даже денег таких нет».

Дело «Оборонсервиса»

25 октября 2012 года СК возбудил ряд уголовных дел по фактам мошенничества при сделках с землей, недвижимостью и акциями, принадлежавшими ОАО «Оборонсервис» — коммерческой организации, подконтрольной Министерству обороны. Главным фигурантом проходила глава департамента имущественных отношений министерства Евгения Васильева. Министр обороны РФ Анатолий Сердюков был допрошен по делу как свидетель, в ноябре 2012 года президент РФ Владимир Путин отправил его в отставку.

8 мая 2015 года Пресненский суд Москвы признал Васильеву виновной в создании преступной группы для совершения мошенничества в особо крупном размере с использованием служебного положения, злоупотреблении полномочиями и легализации денежных средств, приговорив ее к 5 годам лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима. Другие члены преступной группы — Максим Закутайло, Лариса Егорина, Юрий Грехнев, Ирина Борисова, Динара Билялова — получили от 3 лет и 10 месяцев до 4 лет заключения.

Сумма ущерба по «делу «Оборонсервиса» составила свыше 646 млн рублей. Судом удовлетворены иски потерпевших организаций на общую сумму свыше 216 млн рублей (впоследствии Васильева и ее отец выплатили эти деньги). 25 августа 2015 года суд удовлетворил ходатайство защиты Васильевой о ее условно-досрочном освобождении, в тот же день она вышла на свободу.

Дело ГЛОНАСС

В апреле 2012 года бывший глава Роскосмоса Владимир Поповкин сообщил, что в ОАО «Российские космические системы» были выявлены факты отмывания денег, выделенных на разработку системы ГЛОНАСС. В июле того же года МВД возбудило дело против «неустановленных лиц» в руководстве общества и близких к нему структур о нецелевом расходовании 565 млн рублей. В ноябре 2012 года МВД заявило о хищениях при разработке ГЛОНАСС 6,5 млрд рублей. Своего поста лишился генконструктор ГЛОНАСС Юрий Урличич.

В 2013 году были выявлены новые факты мошенничества — на 387,5 млн рублей, перечисленные фиктивным субподрядчикам (в числе подозреваемых назывался бывший глава компании «М2М телематика» Игорь Грушелевский), и на 107 млн рублей, похищенные при строительстве объектов ГЛОНАСС. Во втором случае сумма ущерба позднее увеличилась до 250 млн рублей, в апреле 2015 года дело было передано в суд.

Обвиняемые — бывшие замгендиректора ФГУП ЦНИИмаш Джордж Ковков, начальник отдела капитального строительства этой же организации Александр Чернов, экс-гендиректор управления №5 при Спецстрое Александр Белов, владелец фирмы «Верный консалтинг» Дмитрий Белицкий и гендиректор ООО «СпецМонолит» Роман Мартыненко.

Дело «Курортов Северного Кавказа»

Весной 2013 года МВД провело проверку управляющей организации ОАО «Курорты Северного Кавказа». В результате были выявлены факты злоупотребления со стороны руководства и нецелевое использование денежных средств в размере около 275,3 млн рублей.

МВД возбудило уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество») в отношении руководителей компании. Кроме того, в отношении генерального директора компании Ахмеда Билалова было возбуждено уголовное дело по ст. 201 УК РФ («Злоупотребление полномочиями») — он подозревался в незаконной оплате заграничных командировок на сумму более 3 млн рублей.

Брат Ахмеда Билалова Магомед был заочно обвинен в злоупотреблениях со средствами Сбербанка РФ на 1 млрд рублей, выделявшимися на олимпийские объекты. Оба брата скрылись за границей.

Дело о хищениях при подготовке саммита АТЭС

В январе 2013 года МВД возбудило уголовное дело по ст. 159 УК РФ («Мошенничество, совершенное в особо крупном размере») по факту хищения средств при строительстве одного из объектов саммита АТЭС-2012 во Владивостоке. В апреле того же года в рамках расследования дела был арестован бывший замглавы Минрегионразвития Роман Панов.

15 июня 2015 года Замоскворецкий суд Москвы признал его виновным в хищении и приговорил к 6,5 годам лишения свободы.

Кроме Панова, виновными в хищении средств были признаны бывший руководитель ФКУ «Дальневосточная дирекция Минрегионразвития России» Олег Букалов (осужден на 5 лет и 5 месяцев), директор ООО ГК «Контроль» Роман Барбашов (4,5 года) и предприниматель Алексей Кудрявцев (2 года и 8 месяцев).

Дело о хищениях на космодроме «Восточный»

30 октября 2014 года бывшему главе компании «Дальспецстрой», занимавшейся строительством космодрома «Восточный», Юрию Хризману было предъявлено обвинение в растрате 1,8 млрд рублей по ч. 4 ст. 160 УК РФ («Присвоение или растрата, совершенные организованной группой или в особо крупном размере»).

31 октября того же года Хризман был заключен под стражу. Дело о хищении было возбуждено СК по материалам проверки Счетной палаты. 10 июня 2015 года СК также предъявил обвинение в растрате председателю Законодательной думы Хабаровского края Виктору Чудову.

По данным следствия, в 2006-2009 годах Хризман, его сын Михаил (содержится под стражей), а также Виктор Чудов, действуя в составе организованной группы, похитили около 106 млн рублей, принадлежавших «Дальспецстрою». Всего в связи с ситуацией на строительстве «Восточного» было возбуждено порядка 20 уголовных дел.

Дело Александра Хорошавина

4 марта 2015 года губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин и несколько сотрудников областной администрации, в том числе советник губернатора Андрей Икрамов, были задержаны по подозрению в получении взятки в особо крупном размере. 4 марта 2015 года Басманный суд Москвы санкционировал арест Хорошавина и Икрамова, впоследствии срок содержания их под стражей неоднократно продлевался (в последний раз до 27 ноября 2015 года).

13 марта Хорошавину были предъявлены обвинения в получении взятки в размере $5,6 млн при заключении контрактов для строительства 4-го энергоблока Южно-Сахалинской ТЭЦ-1 в 2011 году. 25 марта 2015 года указом президента РФ Владимира Путина он был отправлен в отставку с формулировкой «в связи с утратой доверия».

22 апреля 2015 года в отношении экс-главы Сахалина возбудили еще одно уголовное дело — по факту получения взятки на сумму не менее 15 млн рублей за действия, связанные с выделением субсидий на поддержку сельхозпроизводителей (обвинение предъявлено 9 июня). Уголовные дела в отношении Александра Хорошавина объединены в одно производство.

Дело Александра Реймера

31 марта 2015 года Пресненский суд Москвы санкционировал арест бывшего руководителя Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) Александра Реймера по обвинению в мошенничестве. По версии следствия, бывший чиновник был причастен к хищению 2,7 млрд рублей путем завышения закупочных цен при приобретении для ведомства электронных браслетов для контроля над арестантами.

По данному делу проходят также гендиректор компании «Мета» Николай Мартынов, бывший заместитель начальника ФСИН Николай Криволапов, директор «Центра информационного обеспечения и связи» ФСИН Виктор Определенов.

Все они обвиняются в мошенничестве в особо крупном размере, каждому грозит до 10 лет лишения свободы со штрафом до 1 млн рублей. 24 сентября 2015 года Реймеру предъявлено новое обвинение — в злоупотреблении должностными полномочиями; его арест продлен до 31 января 2016 года.

Дело Вячеслава Гайзера

18 сентября 2015 года в отношении главы Республики Коми Вячеслава Гайзера, его заместителя Алексея Чернова и еще 17 человек возбудили уголовное дело по ст. 210 («Создание организованного преступного сообщества или участие в нем») и ст. 159 («Мошенничество») УК РФ. По данным следствия, Гайзер и Чернов возглавляли преступное сообщество, совершившее в 2006-2015 годах ряд тяжких преступлений, направленных на завладение госимуществом.

Злоумышленниками был получен контроль над 23 наиболее рентабельными предприятиями с госучастием, после чего госактивы выводились в офшоры. В результате республике был причинен ущерб на сумму около 1,1 млрд рублей. 20 сентября Гайзеру и его заместителю предъявлено обвинение в организации преступного сообщества и мошенничестве, 25 сентября в отношении фигурантов возбуждено еще одно дело по ч. 4 ст. 174.1 УК РФ («Легализация/отмывание денежных средств или иного имущества, приобретенных в результате совершения преступления, в особо крупном размере, организованной группой»).

30 сентября 2015 года указом президента Владимира Путина Вячеслав Гайзер был отстранен от должности главы Республики Коми «в связи с утратой доверия».

Последствия коррупции

Коррупция сильно и, как правило, негативно влияет на экономическое и социальное развитие любой страны.

Экономический вред откоррупции связан, прежде всего, с тем, что коррупция является препятствием для реализации макроэкономической политики государства. В результате коррупции низших и средних звеньев системы управления центральное правительство перестает получать достоверную информацию о реальном положении дел в экономике страны и не может добиться реализации намеченных целей.

Коррупция серьезно искажает сами мотивы государственных решений. Коррумпированные политики и чиновники в большей мере склонны направлять государственные ресурсы в такие сферы деятельности, где невозможен строгий контроль и где выше возможность вымогать взятки. Они скорее склонны финансировать производство, например, боевых самолетов и другие крупные инвестиционные проекты, чем издание школьных учебников и повышение зарплаты учителей.

Известен анекдотический пример, когда в 1975 в Нигерии щедро подкупленное правительство сделало за рубежом заказы на столь гигантское количество цемента, которое превосходило возможности его производства во всех странах Западной Европы и в СССР вместе взятых. Сравнительные межстрановые исследования подтверждают, что коррупция сильно деформирует структуру государственных расходов: коррумпированные правительства выделяют средства на образование и здравоохранение гораздо меньше, чем не коррумпированные.

Главным негативным проявлением экономического воздействия коррупции является увеличение затрат для предпринимателей (в особенности, для мелких фирм, более беззащитных перед вымогателями). Так, трудности развития бизнеса в постсоциалистических странах связаны во многом именно с тем, что чиновники заставляют предпринимателей часто давать взятки, которые превращаются в своего рода дополнительное налогообложение. Даже если предприниматель честен и не дает взяток, он несет урон от коррупции, поскольку вынужден тратить много времени на общение с нарочито придирчивыми госчиновниками. Наконец, коррупция и бюрократическая волокита при оформлении деловых документов тормозят инвестиции(особенно, зарубежные)и, в конечном счете,экономический рост. Например, разработанная в 1990-е американским экономистом Паоло Мауро модель позволила ему сделать предположительный вывод, что рост рассчитываемого «эффективности бюрократии» (индекс, близкий к рассчитываемому Transparency International индексу восприятия коррупции) на 2,4 балла снижает темп экономического роста страны примерно на 0,5%.По расчетам другого американского экономиста, Шан-Чин Вая, увеличение индекса коррупции на один балл (при десятибалльной шкале) сопровождается падением на 0,9% прямых иностранных инвестиций. Впрочем, при обзоре индексов коррупции уже упоминалось, что четкой отрицательной корреляции между уровнем коррупции и уровнем экономического развития все же нет, эта связь заметна лишь как общая закономерность, из которой есть много исключений.

Что касается социальных негативных последствий коррупции, то она, как общепризнанно, ведет к несправедливости – к нечестной конкуренции фирм и к неоправданному перераспределению доходов граждан. Дело в том, что дать более крупную взятку может не самая эффективная легальная фирма, или даже преступная организация. В результате растут доходы взяткодателей и взяткополучателей при снижении доходов законопослушных граждан. Наиболее опасна коррупция в системе сбора налогов, позволяя богатым уклоняться от них и перекладывая налоговое бремя на плечи более бедных граждан.

Коррумпированные режимы никогда не пользуются «любовью» граждан, а потому они политически неустойчивы. Легкость свержения в 1991 советского строя была обусловлена, во многом тем фактом, что советская номенклатура имела репутацию насквозь коррумпированного сообщества, пользующегося со стороны рядовых граждан СССР заслуженным презрением.

Так, в первые годы после распада СССР бытовало мнение, что если позволять чиновникам брать взятки, то они работают более интенсивно, а коррупция помогает предпринимателям обходить бюрократические рогатки. Концепция благотворности коррупции не учитывает, однако, очень высокую степень отсутствия контроля, которую политики и чиновники-бюрократы приобретают в коррумпированных обществах. Они могут по своему усмотрению создавать и интерпретировать инструкции. В таком случае, вместо стимула для более эффективной деятельности, коррупция становится, наоборот, стимулом для создания чрезмерного числа инструкций. Иначе говоря, взяткополучатели преднамеренно создают все новые и новые барьеры, чтобы затем за дополнительную плату «помогать» их преодолевать. «Апологеты» коррупции также доказывают, будто взяточничество может сокращать время, необходимое на сбор и обработку бюрократических документов.

В рассуждениях о нынешнем состоянии России масштабная коррупция стала одним из главных и общепринятых тезисов. Одновременно она по-прежнему рассматривается всего лишь как один из видов преступлений, присущих аморальным чиновникам. Крайне слабо осознаются негативные последствия коррупции, что, естественно, усугубляет терпимое отношение к ней.

Несомненно, что коррупция оказывает разлагающее влияние на все стороны жизни.

Экономические последствия.

1. Расширяется теневая экономика. Теневая экономика – социально-экономические отношения между отдельными гражданами, социальными группами по использованию государственной собственности в корыстных личных или групповых интересах. Это приводит к уменьшению налоговых поступлений и ослаблению бюджета. Как следствие: государство теряет финансовые рычаги управления экономикой, обостряются социальные проблемы из-за невыполнения бюджетных обязательств.

2. Нарушаются конкурентные механизмы рынка, поскольку часто в выигрыше оказывается не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто незаконно смог получить преимущества. Это влечет за собой снижение эффективности рынка и дискредитацию идей рыночной конкуренции. 3. Замедляется появление эффективных частных собственников, в первую очередь – из-за нарушений в ходе приватизации, а также искусственных банкротств, как правило, сопряженных с подкупом чиновников.

4. Неэффективно используются бюджетные средства, в частности, при распределении государственных заказов и кредитов. Это еще больше усугубляет бюджетные проблемы страны.

5. Повышаются цены за счет коррупционных «накладных расходов». В итоге страдает потребитель. Главной жертвой коррупции всегда является верховный принципал – народ.

6. У агентов рынка появляется неверие в способность власти устанавливать, контролировать и соблюдать честные правила рыночной игры. Ухудшается инвестиционный климат, и, следовательно, не решаются проблемы преодоления спада производства, обновления основных фондов.

7. Расширяются масштабы коррупции в неправительственных организациях (на фирмах, предприятиях, в общественных организациях). Это ведет к уменьшению эффективности их работы, а значит, снижается эффективность экономики страны в целом.

Социальные последствия.

1. Отвлекаются колоссальные средства от целей общественного развития. Тем самым обостряется бюджетный кризис, снижается способность власти решать социальные проблемы.

2. Закрепляются и увеличиваются резкое имущественное неравенство и бедность большой части населения. Коррупция подстегивает несправедливое перераспределение средств в пользу узких групп за счет наиболее уязвимых слоев населения.

3. Дискредитируется право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества. В общественном сознании формируется представление о беззащитности граждан как перед преступностью, так и перед лицом власти.

4. Коррумпированность правоохранительных органов способствует укреплению организованной преступности. Последняя, сращиваясь с коррумпированными группами чиновников и предпринимателей, усиливается еще больше с помощью доступа к политической власти и возможностям для отмывания денег.

5. Увеличивается социальная напряженность, бьющая по экономике и угрожающая политической стабильности в стране.

Политические последствия.

1. Происходит смещение целей политики от общенационального развития к обеспечению властвования тех или иных кланов.

2. Уменьшается доверие к власти, растет ее отчуждение от общества. Тем самым ставятся под угрозу любые благие начинания власти.

3. Падает престиж страны на международной арене, растет угроза ее экономической и политической изоляции.

4. Профанируется и снижается политическая конкуренция. Граждане разочаровываются в ценностях демократии. Возникает разложение демократических институтов.

5. Увеличивается риск крушения нарождающейся демократии по распространенному сценарию прихода диктатуры на волне борьбы с коррупцией.

Экономические потери от коррупции гораздо шире и глубже, чем просто суммарная величина взяток – цена, которую платят частные лица или фирмы коррупционерам – чиновникам и политикам. Главные потери происходят из-за тех решений, которые принимаются агентами, вступающими в коррупционные отношения. Например, в результате нечестно проведенного тендера заказ поступает недобросовестному исполнителю. Потери, сопряженные с этим обстоятельством, намного больше величины взятки, стимулировавшей нечестное решение тендерной комиссии. Реальные потери от коррупции значительно превышают те, которые удается исчислить на основании сравнительно небольшого числа выявленных коррупционных актов и доведенных до конца расследований.

Экономические потери от коррупции можно разделить на две категории: прямые и косвенные.

Прямые потери от коррупции – это недобор дохода бюджета в результате коррупции и неэффективное расходование бюджетных средств в силу того же обстоятельства.

Косвенные потери от коррупции – это общее понижение эффективности экономики, сопряженное с коррупцией. Они также имеют два слагаемых. Первое слагаемое – это потери, сопряженные с причинами, порождающими коррупцию. Пример – административные барьеры. Они приводят к коррупции и одновременно снижают эффективность экономики. Второе слагаемое – потери, порождаемые самой коррупцией. Пример – падение притока инвестиций из-за коррупции. Подсчет потерь от коррупции крайне непрост.

Как показывают отдельные исследования, важную роль могут играть различные частные характеристики коррупции, а не просто ее общий уровень. Пример такой частной характеристики – непредсказуемость услуг на коррупционных рынках: неопределенность относительно коррумпированности тех или иных организаций, степень необязательности в поведении коррупционеров и т.п. Так, анализ взаимосвязи коррупции и прямых иностранных инвестиций показал, что очень велика роль информированности о коррумпированности страны и уровне взяток: неопределенность относительно коррумпированности убивает склонность к инвестированию.

Поскольку коррупция тесно связана с существованием и объемом теневой экономики, то мероприятия по сокращению коррупции в принципе могут приводить к сокращению и теневого экономического сектора страны, что, в свою очередь, может существенно сказаться на эффективности экономики в целом и, прежде всего, масштабе и эффективности социальных программ, зависящих от объема собираемых налогов.

Коррупция сильно зависит от специфики социально-политической системы. Если система еще не устоялась, относится к типу переходных, в которой присутствуют как элементы новых отношений, так и элементы старых отношений, то коррупция способствует неустойчивости, неравновесности всей системы. В таком случае крайне важно сформировать определенную систему сдержек и противовесов в политической, социально и экономической жизни общества, которая быне позволила сделать процесс демократизации обратимым. Коррупция в данном случае выступает одной из главных угроз, размывая легитимные, институциональные принципы власти изнутри. Она становится мощным генератором дисфункций в среде еще не окрепших новых социальных норм, отношений и институтов.

ПЕРЕЧЕНЬ преступлений коррупционной направленности

1. К преступлениям коррупционной направленности относятся противоправные деяния только при наличии всех перечисленных ниже критериев :
— наличие надлежащих субъектов уголовно наказуемого деяния, к которым относятся должностные лица, указанные в примечании к статье 285 УК РФ (Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов), лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой и иной организации, действующие от имени и в интересах юридического лица, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, указанные в примечании к статье 201 УК РФ;
— связь деяния со служебным положением субъекта, отступлением от его прямых прав и обязанностей;
— совершения преступления с только прямым умыслом;
Исключением являются преступления , хотя и не отвечающие указанным требованиям, но относящиеся к коррупционным в соответствии с рацифицированными РФ международно-правовыми актами и национальным законодательством, а также связанные с подготовкой условий для получения должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуги имущественного характера, иных имущественных прав либо незаконного представления такой выгоды.

2. Преступления, относящиеся к перечню без каких-либо условий :
Ст. 141.1Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума;
Ст. 184 Подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов
П. «б» ч. 3 ст.188 Контрабанда б) должностным лицом с использованием своего служебного положения;
Ст.204 Коммерческий подкуп
Ст.289 Незаконное участие в предпринимательской деятельности
Ст.290 Получение взятки
Ст.291 Дача взятки

3. Преступления, относящиеся к перечню при наличии определенных условий :

3.1 Преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке основного преступления отметки о его коррупционной направленности :
Ст.174 Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем
Ст. 174.1 Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления
Ч.3 ст.210 Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней)

3.2 Преступления, относящиеся к перечню в соответствии с международными актами при наличии в статистической
карточке основного преступления отметки о его коррупционной направленности:
Ст.294 Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования
Ст.295 Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование
Ст.296 Угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования
Ст.302 Принуждение к даче показаний
Ст.307 Заведомо ложные показание, заключение эксперта, специалиста или неправильный перевод
Ст.309 Подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу

3.3 Преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке отметки о совершении преступления с корыстным мотивом:
П.п. «а», «б» ч. 2 ст. 141 Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий а) соединенные с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения; б) совершенные лицом с использованием своего служебного положения;
Ч. 2 ст.142 Фальсификация избирательных документов, документов референдума
Ст. 170 Регистрация незаконных сделок с землей
Ст.201 Злоупотребление полномочиями
Ст.202 Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами
Ст.285 Злоупотребление должностными полномочиями
Ст.285.1 Нецелевое расходование бюджетных средств
Ст.285.2 Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов
Ст.286 (за исключением п.п. «а», «б» ч.3) Превышение должностных полномочий (за исключением а) с применением насилия или с угрозой его применения; б) с применением оружия или специальных средств;)
Ст.292 Служебный подлог
Ст. 305 Вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта

3.4 Преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке отметки о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации :
Ч. 4 ст.188 Контрабанда Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой,
П. «в» ч. 3 ст. 226 Хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. в) лицом с использованием своего служебного положения;
Ч. 2 ст.228.2 Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов 2. Те же деяния, совершенные в особо крупном размере
П. «в» ч. 2 ст.229 Хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ в) лицом с использованием своего служебного положения;
3.5 Преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке отметки о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации и с корыстным мотивом :
Ч.ч.3,4 ст.183 Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну. 3. Те же деяния, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности. 4. Деяния, предусмотренные частями второй или третьей настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия
П. «б» ч. 3 ст.228.1 Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов 3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:
а) организованной группой;
б) лицом с использованием своего служебного положения;
в) лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении несовершеннолетнего;
г) в особо крупном размере
3.6 Преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке отметки о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, с использованием своего служебного положения:
Ч.ч.3,4 ст.159 Мошенничество 3. Мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере 4. Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере
Ч.ч. 3,4 ст.160 Присвоение или растрата 3. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере 4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой либо в особо крупном размере

4.Преступления, которые могут способствовать совершению преступлений коррупционной направленности должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.
Преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке сведений о совершении преступления, связанного с подготовкой, в том числе мнимой, условий для получения должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества незаконного представления такой выгоды:
Ст.159 (за исключением случаев, указанных в п. 3.6) Мошенничество
Ст.169 Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности
Ст.178 Недопущение, ограничение или устранение конкуренции
Ст.179 Принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения.

Время создания/изменения документа: 13 июля 2011 03:00 / 20 февраля 2013 22:07

Версия для печати

УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ:

  • злоупотребление должностными полномочиями — статья 285 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ);
  • незаконное участие в предпринимательской деятельности — статья 289 УК РФ (является типичным коррупционным преступлением должностных лиц. Состав данного преступления имеет место в том случае, если незаконное участие в предпринимательской деятельности было непосредственно связано с предоставлением этой организации льгот (например, налоговых, экспортных), преимуществ (например, в участии в аукционе) или иного покровительства);
  • получение взятки — статья 290 УК РФ;
  • дача взятки — статья 291 УК РФ;
  • служебный подлог — статья 292 УК РФ; провокация взятки либо коммерческого подкупа — статья 304 УК РФ;
  • подкуп свидетеля, потерпевшего, эксперта или переводчика — часть 1 статьи 309 УК РФ.

Получение взятки — одно из самых опасных должностных преступлений, особенно если оно совершается группой лиц или сопровождается вымогательством, которое заключается в получении должностным лицом преимуществ и выгод за законные или незаконные действия (бездействие).

Дача взятки — преступление, направленное на склонение должностного лица к совершению законных или незаконных действий (бездействия), либо предоставлению, получению каких-либо преимуществ в пользу дающего, в том числе за общее покровительство или попустительство по службе. Взятки можно условно разделить на явные и завуалированные.

Взятка явная — взятка, при вручении предмета которой должностному лицу взяткодателем, оговариваются те деяния, которые от него требуется выполнить немедленно или в будущем.

Взятка завуалированная — ситуация, при которой и взяткодатель и взяткополучатель маскируют совместную преступную деятельность под правомерные акты поведения. При этом прямые требования (просьбы) взяткодателем могут не выдвигаться. Например, за общее покровительство по службе.

ВЗЯТКОЙ МОГУТ БЫТЬ:

Предметы — деньги, в том числе валюта, банковские чеки и ценные бумаги, изделия из драгоценных металлов и камней, автомашины, продукты питания, видеотехника, бытовые приборы и другие товары, квартиры, дачи, загородные дома, гаражи, земельные участки и другая недвижимость.

Как следует из норм ст. 290 УК РФ любой подарок независимо от стоимости подаренной вещи (в том числе и стоимостью менее 3000 руб.) будет признан взяткой, если в связи с его вручением государственному (муниципальному) служащему необходимо выполнить определенное действие с использованием служебного положения.

Услуги и выгоды — лечение, ремонтные и строительные работы, санаторные и туристические путевки, поездки за границу, оплата развлечений и других расходов безвозмездно или по заниженной стоимости.

Завуалированная форма взятки — банковская ссуда в долг или под видом погашения несуществующего долга, банковский кредит под заниженный процент, оплата товаров, купленных по заниженной цене, покупка товаров по завышенной цене, заключение фиктивных трудовых договоров с выплатой зарплаты взяточнику, его родственникам, друзьям, завышенная оплата гражданскому служащему за выполнение им иной оплачиваемой работы, «случайный» выигрыш в казино, прощение долга, уменьшение арендной платы, и т.д.

НЕКОТОРЫЕ КОСВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ВЗЯТКИ:

Разговор о возможной взятке носит иносказательный характер, речь взяткодателя состоит из односложных предложений, не содержащих открытых заявлений о том, что при положительном решении спорного вопроса он передаст ему деньги или окажет какие-либо услуги; никакие «опасные» выражения при этом не допускаются;

В ходе беседы взяткодатель, при наличии свидетелей или аудио, видеотехники, жестами или мимикой дает понять, что готов обсудить возможности решения этого вопроса в другой обстановке (в другое время, в другом месте);

Сумма или характер взятки не озвучиваются; вместе с тем соответствующие цифры могут быть написаны на листке бумаги, набраны на калькуляторе или компьютере и продемонстрированы потенциальному взяткополучателю;

Взяткодатель может переадресовать продолжение контакта другому человеку, напрямую не связанному с решением вопроса;

Взяткодатель может неожиданно прервать беседу и под благовидным предлогом покинуть помещение, оставив при этом папку с материалами, конверт, портфель, сверток.

ВЗЯТКА ЧЕРЕЗ ПОСРЕДНИКА

Взятка нередко дается и берется через посредников — подчиненных сотрудников, индивидуальных предпринимателей, работников посреднических фирм, которые рассматриваются УК РФ как пособники преступления.

Гражданин, давший взятку, может быть освобожден от ответственности, если:

— установлен факт вымогательства;

— гражданин добровольно сообщил в правоохранительные органы о содеянном.

Не может быть признано добровольным заявление о даче взятки, если правоохранительным органам стало известно об этом из других источников.

Заведомо ложный донос о вымогательстве взятки рассматривается Уголовным кодексом Российской Федерации как преступление и наказывается лишением свободы на срок до шести лет (статья 306 УК РФ).

Взятка может быть предложена как на прямую («если вопрос будет решен в нашу пользу, то получите…»), так и косвенным образом.

Проблемы заказывали? Борьба с коррупцией внутри компании

Затрагивая такую животрепещущую тему, для начала нужно дать характеристику тому, что есть коррупция. Как характеризует это российское законодательство, коррупция — это злоупотребление служебным положением (со всеми из того вытекающими). То есть присутствие таких незаконных действий, как взятки, злоупотребление рабочими полномочиями, коммерческий подкуп и прочее, что может противоречить интересам государства и общества, в котором обитает физическое лицо, решившееся совершить такого рода преступление.

Распространены действия внутри компаний, когда тот или иной сотрудник решает какие-либо вопросы от юридического лица, будучи осведомленным обо всех делах предприятия. Все это совершается физическим лицом с определенной целью получения денег или имущества, которые ему не принадлежат, либо передачи их третьим лицам.

Чаще всего такие действия происходят в среде, где то или иное лицо уже заработало внушительный статус и научилось использовать свое служебное положение в личных целях, для материальной выгоды. Интересно, что руководство предприятия, которое подвергается огромной опасности, даже не подозревая об этом, не только не сразу замечает такие действия, но и остается в неведении на протяжении многих месяцев, а то и лет.

Все начинается с отбора персонала компанией. Причины коррупции могут быть следующими:

  • неквалифицированный отбор персонала;
  • слабая мотивация персонала;
  • атмосфера безнаказанности, которую сотрудник чувствует с самых первых дней работы;
  • слабое бюджетирование;
  • отсутствие необходимого контроля (отсутствие нужной дотошности у главного менеджера или администратора, у которого в подчинении находится определенное количество сотрудников).

То есть чаще всего все происходит из-за того, что сотрудникам не писаны правила и отсутствует понимание деловой этики. Почувствовав свободу, сотрудник выбирает из нескольких вариантов махинаций.

Изучив все внутренние дела и атмосферу в фирме, он начинает вести собственную игру. Для начала создает свою базу, которая не обязательно состоит лишь из клиентов, в этом списке могут находиться и конкуренты, и поставщики. То есть потенциальный преступник вовлекает в коррупцию внешние силы. Партнеры — ключевой источник обогащения человека, замешанного в коррупционной деятельности. Происходит все по простой схеме: партнеры компании постоянно ищут коммерческую выгоду и привлекают сотрудников тем, что обещают хорошее отношение и дальнейшие перспективы, все это подкрепляется деньгами. Здесь свою роль начинают играть откаты — изменение торговых условий, отсев за определенное вознаграждение конкурирующих партнеров.

Бороться с такого рода коррупцией возможно способом проведения авторизации, то есть если один сотрудник может подтвердить действия другого сотрудника. Часто в компаниях создаются тендерные комитеты, чтобы выбрать партнера по закупкам. Таким образом, создается разделение ответственности. Контролировать процесс можно посредством постоянного общения с партнером, создавая качественную обратную связь, причем делать это систематически.

Опасность состоит в том, что сотрудник создает небольшую коалицию из окружающего его персонала и, возможно даже, с привлечением одного из руководителей, по должности выше, но податливее и глупее. Здесь уже речь может идти и о выводе нематериальных и финансовых активов компании, использовании внутренних ресурсов для личных целей. Часто компании торгуют должностями. Понятно, что внутренняя коррупция достигает серьезных масштабов в компаниях с государственным участием. Чтобы предупредить ее, надо сводить все начинания к созданию контрольных процедур в процессах бизнеса.

Распространена также коррупция с вовлечением некоторых представителей государственных структур, ее схемы являются крайне изобретательными. Тут все сводится к госзакупкам и госзаказам, с помощью которых чиновники получают откаты и взятки.

Руководитель до последнего может оставаться в неведении о том, что его подчиненные злоупотребляют своим должностным положением, если изначально не будут предприняты профилактические действия. В каких-то случаях начальник должен быть хитрее и незаметно на время ввести в коллектив своего человека, чтобы оценить обстановку изнутри. В остальном нужно всегда поддерживать тесную связь с коллективом, но соблюдать дистанцию. Любой руководитель, чтобы избежать прогрессирующей коррупции внутри компании, должен не ждать возникновения проблем, а заниматься их профилактикой.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *