Причины и условия способствующие совершению преступлений несовершеннолетними

Причины и условия способствующие совершению преступлений несовершеннолетними

Причины и условия совершения преступлений несовершеннолетними лицами

1 Субъективные и объективные причины преступности несовершеннолетних

2 Судебная практика несовершеннолетняя преступность в соучастии

3 Причины совершения различного рода преступлений несовершеннолетними

Несовершеннолетними преступниками считаются преступники в возрасте до 18 лет. Преступности несовершеннолетних свойственны особая жестокость, дерзость по отношению к своим жертвам.

Вместе с причинами, которые рассмотрены ниже, важно также учесть условия преступности, под которыми подразумеваются организационно-управленческие просчеты и упущения, пробелы правового, технического порядка, которые поддерживают действие субъективных причин преступлений. Их также можно подразделить на объективные и субъективные.

Субъективные и объективные причины преступности несовершеннолетних

Субъективные условия можно обусловлены социально-психологическими особенностями несовершеннолетних (темперамент, черты характера, возраст).

Объективными условиями считают недостатки организационного и технического характера, которые поддерживают действия объективных и субъективных причин преступности несовершеннолетних. Уровень социальной детерминации – макроуровень – это общая ситуация в государстве, от которого зависит микроуровень – непосредственное окружение подростка. Они связаны с объективными причинами преступности несовершеннолетних, личностные же качества подростка – с субъективными.

Действуют подростки, как правило, в соучастии, руководствуются чаще всего корыстными, хулиганскими побуждениями, желанием повысить свой авторитет среди сверстников, озлобленностью либо чувством ложного товарищества.

Возраст несовершеннолетнего преступника определяется ст.20 УК, которая предусматривает, что «уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16 лет. За особо тяжкие преступления, перечень которых установлен в ч.2 ст.20 УК РФ, возраст уголовной ответственности наступает с четырнадцати лет».

Итак, причин появления несовершеннолетних преступников достаточно много. Одни лица становятся преступниками потому что не получили должного воспитания. Иногда родители бывают излишне мягкими или излишне жесткими со своими детьми. Вследствие избалованности, если воспитание было излишне мягким или детской психологической травмой, если воспитание было излишне жестким, может сформироваться ранняя преступная личность.

Другие становятся преступниками вследствие того, что подверглись жестокому обращению, к примеру, со стороны сверстников. Третьи стали юными преступниками по причине того, что остались без родителей и выросли в детском доме (здесь можно говорить, как о детской психологической травме, так и об окружении; очень часто становятся преступниками поддаваясь влиянию своего окружения).

Могут стать несовершеннолетними преступниками и те, кто идет за толпой и не имеет своего мнения. Таким детям или подросткам нравится пресмыкаться перед другими. Либо наоборот такие личности хотят показать другим, что они очень крутые.

Судебная практика несовершеннолетняя преступность в соучастии

Представим несколько примеров из судебной практики последних лет, где преступления были совершены несовершеннолетними как в одиночку, так и в соучастии (в группе).

Так, проанализировав Решение Мирового судьи Черняховского городского суда Калининградской области по делу 1-36/2017 от 02 октября 2017 года, на удалось определить, что Симоняну А.В. предъявлено обвинение в том, что он совершил кражу, то есть тайное хищение чужого имущества (ч. 1 ст. 158 УК РФ). 15 января 2016 года в период времени с 19.00 часов по 19.50 часов, точное время не установлено, несовершеннолетний Симонян А.В., находясь у дома № 4 по ул.Красных Зорь в г.Иваново, подошел к несовершеннолетней <ФИО1> и попросил у нее передать ему сотовый телефон марки «Айфон-4», принадлежащий <ФИО2>

<ФИО1> передала Симоняну сотовый телефон марки «Айфон-4», принадлежащий <ФИО2>, после чего Симонян отошел к дому № 8 по пер.Союзному в г.Иваново, скрывшись из поля зрения <ФИО1> В этот момент у несовершеннолетнего Симоняна А.В., находящегося у дома № 8 по пер.Союзному в г.Иваново, в вышеуказанный период времени, из корыстных побуждений, возник преступный умысел, направленный на тайное хищение чужого имущества — сотового телефона марки «Айфон-4», принадлежащего <ФИО2>, который находился у него. Реализуя свой преступный умысел, направленный на тайное хищение чужого имущества, в вышеуказанные время, дату и месте, Симонян А.В., действуя из корыстных побуждений, убедившись, что за его преступными действиями никто не наблюдает, в отсутствии потерпевшей, путем свободного доступа, тайно похитил сотовый телефон марки «Айфон-4», стоимостью 5 000 рублей, с находившейся в нем сим-картой оператора «Мегафон», материальной ценности не представляющей, принадлежащих <ФИО2>

Похищенный сотовый телефон Симонян А.В. спрятал в карман своей одежды и в последствии с похищенным имуществом с места происшествия скрылся, распорядившись им по своему усмотрению, причинив тем самым потерпевшей <ФИО2> материальный ущерб в размере 5 000 рублей.

Согласно предъявленному обвинению, Симонян совершил преступление 15 января 2016 года, т.е. в то время, когда он еще не достиг возраста совершеннолетия, т.е. 18-ти лет.

Таким образом, как можно пронаблюдать из фабулы дела, преступление было совершено несовершеннолетним без признаков группового соучастия.

Другой пример, так, согласно Решению Тамбовского районный суд Амурской области по делу 4/10-3/2016 от 24 ноября 2016 года, Чубинский А.В. был признан виновным в том, что ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> он совершил кражу 20 литров бензина из автомобиля, принадлежавшего ФИО5, причинив тому значительный материальный ущерб на 3870 рублей. За совершение указанного преступления Чубинскому было назначено наказание в виде штрафа в размере 1500 рублей. Чубинский А.В. был осужден судом ДД.ММ.ГГГГ за преступление, которое он совершил ДД.ММ.ГГГГ, то есть в несовершеннолетнем возрасте.

В данном случае так же наблюдается совершение преступления несовершеннолетним без признаков группового соучастия.

Но, как показывает практика и статистика, проанализированная в первой части выпускной квалификационной работы, основная часть преступлений совершенных несовершеннолетними, совершается в составе группы лиц по предварительному сговору. Рассмотрим такие примеры преступлений из судебной практики. Так, проанализировав Решение Альшеевского районного суда Республики Башкортостан по делу 1-179/2012 от 18 октября 2012 года, на удалось определить, что несовершеннолетняя Сагдаткиреева Л.А. совершила преступление, предусмотренное п. «в» ч.2 Уголовного кодекса Российской Федерации при следующих обстоятельствах: 12 июля 2012 года, около 15 часов, несовершеннолетняя Сагдаткиреева Л.А, 19 марта 1998 года рождения на ул.М.Горького с.Раевский Альшеевского района РБ встретила свою малолетнюю подругу ФИО9, 20 июля 1998 года рождения. В ходе разговора Сагдаткиреева Л.А. имея умысел, направленный на тайное хищение чужого имущества, из корыстных побуждений рассказала, что она знает, где сожитель её матери ФИО10 хранит свои сбережения и сообщила, что хочет их похитить. С этой целью она предложила ФИО9 пойти домой к ФИО10 и отвлечь его разговорами, на что ФИО9 согласилась. Реализуя преступный умысел Сагдаткиреева Л.А., в тот же день, около 15 часов 15 минут, после того как ФИО9 ушла к ФИО10 и воспользовавшись тем, что ФИО9 отвлекала разговорами ФИО10 не замеченной прошла во двор дома, расположенной в <адрес> и через незапертую дверь проникла в дом. Затем она прошла в спальную комнату, подойдя к кровати из-под подушки достала ключ и открыла им дверцу письменного стола, стоявшего рядом с кроватью, где как она знала ФИО10 хранит свои деньги. Из верхнего выдвижного ящика достала ученический пенал, открыла замок-молнию пенала и оттуда тайно похитила деньги в сумме 8000 рублей купюрами по 1000 рублей, принадлежащие ФИО10, положив их в принесенный с собой конверт с похищенными деньгами с места происшествия скрылась, причинив ФИО10 значительный ущерб на сумму 8000 рублей.

В итоге, Суд признал несовершеннолетнюю Сагдаткирееву Л.А. виновной в совершении преступления, предусмотренного п.»в» ч. 2 ст. 158 Уголовного кодекса Российской Федерации и в соответствии с ч.1 ст.92 Уголовного кодекса Российской Федерации освободить её от уголовной ответственности с применением принудительной меры воспитательного воздействия- предупреждение.

Причины совершения различного рода преступлений несовершеннолетними

Ниже представлены основные причины совершения различного рода преступлений людьми, не достигшими возраста уголовной ответственности.

Фундаментальными причинами возникновения и роста количества преступлений объективно можно считать недоработки в областях политической, социальной и экономической жизни государства. Но не стоит забывать о том, что итоговый результат влияния данных недоработанных систем – формирование криминогенного мировоззрения у ребенка, на которое также влияет и его воспитание, моральные качества, отсутствие жизненного опыта, стремление к подражанию более взрослым товарищам, желание показаться смелым, не боящимся рисков, самостоятельным.

Основной причиной становления ребенка преступником является неблагополучное состояние семьи, в которой он проживает. Семейные конфликты, алкоголизм\пристрастие к наркотикам родителей, деградация как личности отца или матери – все это отталкивает ребенка от родителей, подрывает его доверие к ним и наполняет его жизнь страхом и страданиями, а также в такой жизненной ситуации у ребенка формируются антисоциальные принципы и нравы. Все это приводит к тому, что ребенок не чувствует себя в безопасности в семье, дома, и пытается сбежать оттуда, чтобы найти более комфортное место для жизни и найти в других людях сочувствие, которого он не смог почувствовать от родных ему людей.

Переживаемый страной сложный период развития, предполагающий переориентацию политических, экономических, нравственно-культурных процессов в условиях рыночных отношений, требует новых подходов и к обеспечению правопорядка. В этот период не могли не обостриться дестабилизационные процессы, что находит проявление, в значительном росте общей преступности и преступности несовершеннолетних.

Преступность среди данной категории лиц имеет множество социальных причин. Взаимоотношение в семье – один из основополагающих факторов возникновения преступности среди подростков. Взрослые порой не желают замечать проблем ребенка, стремятся устроить в семье диктатуру, применяют к детям насилие. Жестокое обращение родителей с детьми, недостаток внимания с их стороны и со стороны общества толкают подростков к совершению преступлений. После ухода из дома они присоединяются к различным асоциальным группам.

Особенностью подростковой преступности является то, что она, в основном, имеет групповой характер. Это обусловлено тем, что у подростков (14–17 лет) возникает естественная потребность объединятся в компании со своими сверстниками, где их поймут и будут считаться с их мнением. По всей вероятности, даже самая благополучная семья, не может в полной мере компенсировать несовершеннолетнему такую группу, которая помогает подростку самореализоваться.

Р.В. Горячко описал преступную группу так: «малая неформальная группа, объединенная на основе совершения общественно опасных, противоправных действий людей, стремящихся к достижению общей цели, организованных определенным образом и составляющих единый субъект деятельности». Важно отметить, что некоторые неформальные группировки несовершеннолетних первоначально не занимались совершением преступлений, а возникли просто на базе общих интересов, но со временем изменяется их представление о мире, их убеждения меняются в негативную сторону. Это происходит буквально на глазах.

Рассмотрим основные причины совершения противоправного деяния несовершеннолетними в группе:

  1. Самая распространенная причина – это состояние алкогольного либо наркотического опьянения.
  2. Вторая причина – это необходимость в деньгах.
  3. Провокация подростка со стороны взрослых лиц, которые подталкивают его в совершении преступлений.
  4. Желание доказать прежде всего себе и окружающим, что «я это могу, назло всем».

В настоящее время наблюдается повышение агрессии группового поведения подростков, наряду с этим также они также стали более организованными и опасными. Из-за этого увеличилось и посягательство на жизнь и здоровье граждан. Чаще всего это связано с импульсивным характером личности, противоречием между тем что хорошо, а что плохо. Велика роль средств массовой информации во влиянии на несовершеннолетних. Подростки усваивают информацию в таком виде, в какой ему их представляют: сцены насилия и жестокости в фильмах, нравы криминального мира. Они не могут ее проанализировать, поэтому у несовершеннолетних представление о нравственных ценностях искажено. Все это наносит вред их психике.

Стоит отметить, что, когда встречаются две разные преступные группы подростков, у них возникают разногласия, что нередко заканчивается трагично. Так же необходимо обратить внимание на то, что 50% всех преступлений — это преступления, совершенные в группе. Групповой характер преступлений среди подростков носят: наркомания, уличное хулиганство. В группе могут находиться и взрослые люди, которые подстрекают несовершеннолетних к преступлениям.

Основные причины и условия, способствующие совершению преступлений несовершеннолетними

Вопрос детской преступности был актуален во все времена. Несовершеннолетние — эта та составная часть населения, которая является будущим, перспективой общества. Молодость — это возраст, когда личность утверждается в обществе. Однако в контексте происходящих перемен и новых социальных обстоятельств, сопровождающих переходный период, повышается вероятность конфликта несовершеннолетних с законом.Почему существует подростковая преступность как социальное явление? Что способствует совершению несовершеннолетними преступлений? Однозначных ответов на эти вопросы нет.

Проблема причинности — одна из ключевых проблем, исследуемых учеными- социологами, правоведами. Законодатель также закрепил обязанность правоохранительных органов выявлять причины и условия совершения преступлений и принимать меры к их предупреждению.

Причина преступности – это любые социально – негативные явления, которые порождают и воспроизводят преступность в целом. Условия совершения преступлений – это комплекс явлений, которые сами по себе не могут породить преступность, но служат определенными обстоятельствами, способствующими совершению преступления. /9,с.24- 26/.Общая причина преступности в любом обществе – объективные социальные противоречия. Проведенные нами исследования приводят нас к выводу, что причины и условия, способствующие совершению преступлений несовершеннолетними, можно сгруппировать по следующим основным направлениям: это криминогенные факторы внешней среды и психофизиологические, интеллектуальные особенности человека, способствующие совершению правонарушений. Одной из основных причин подростковой преступности является отсутствие должного внимания к воспитанию детей. В возрасте 14-15 лет у подростка еще не сложилось мировоззрение, он более подвержен влиянию окружающих. Не находя порой признания, не чувствуя внимания в семье, в учебном заведении, подросток надеется самоутвердиться как личность, встретить одобрение и признание, получить поддержку в дворовых группировках, на улице. Однако в действительности у него усиливаются такие качества, как лживость, изворотливость, агрессивность, жадность, жестокость, трусость, стремление быть первым, властвовать над другими. Такие подростки начинают объединяться в группы – объединение двух и более лиц, связанных на основе сходных интересов, потребностей, мировоззрения, общении и совместной деятельности, находящихся в непосредственном контакте друг с другом. В социологии такие группы называют референтными.

В этих группах индивид чувствует себя хорошо, и он черпает нормы, ценности и установки своего поведения, находясь в ней. /25,с.34-36/. Также причиной возникновения преступности среди несовершеннолетних является неблагополучие в семье. Практика показывает, что пренебрежительное отношение к воспитанию детей со стороны родителей, преподавателей является одной из причин правонарушений среди несовершеннолетних. Ведь » воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети – это граждане нашей страны и граждане мира. Они будущие отцы и матери, они тоже будут воспитывать своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими родителями. Но и это не все: наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной»./26,с.125-127/. Да, если ребенок, подросток получил правильное воспитание – это важный шаг к становлению законопослушной личности. Он обдумает все возможные последствия своего деяния, а затем решит, совершать его или нет. Но не секрет, что способами обеспечения благополучия в семье несовершеннолетние выбирают совершение преступлений, которые выражаются в попрошайничестве, кражах, грабежах, разбое.

Беспризорность и безнадзорность детей является угрозой будущему страны, так как перспективы развития государства непосредственно зависят от физического здоровья, нравственного воспитания и образования подрастающего поколения. Согласно исследованиям правоведов, социологов каждое третье несовершеннолетнее лицо, совершившее преступление, воспитывалось в неблагополучной семье.

Как мы знаем, вопросы воспитания подросткового поколения получили законодательную регламентацию в Основном Законе нашей страны. В ст. 27Конституции РК указано: «Забота о детях и их воспитании являются естественным правом и обязанностью родителей» ./27,с.15/.

Но практика показывает, что данная норма зачастую нарушается. Трудно найти родителей, которые не хотели бы видеть своих детей настоящими людьми. Однако мало хотеть, надо растить таких детей, воспитывать их. Не только думать о том, чтобы ребенок был одет, обут, накормлен, но и тонко и чутко направлять их духовную жизнь, приучать к ответственности перед обществом, коллективом. И главным методом здесь будет родительская требовательность к себе, к детям, внимательное и тактическое проникновение в их интересы, умение вовремя предостеречь от неверного шага. Каждый человек должен помнить о высоком долге перед собой, перед семьей, друзьями, обществом, государством, как гражданина нашей страны. В связи с этим следует вспомнить народную мудрость, которая гласит: «Если посадил и вырастил хотя бы одно дерево- жизнь прожита недаром. Если вырастил и воспитал хорошего человека — жизнь прожита недаром вдвойне». Таким образом, если несовершеннолетний рос в неблагополучной семье либо родители были заняты добыванием денег, отсюда и невозможность уделять детям достаточного внимания, резкий рост стрессовых ситуаций и конфликтов, неверие подростка в возможность изменения жизни к лучшему, апатия и пессимизм – все это приводит несовершеннолетнего к преступному поведению. Также к причине, способствующей совершению подростками преступлений, относится недостаток внимания и отсутствие контактов несовершеннолетних с учебным заведением. Школы, лицеи, гимназии, колледжи по-прежнему слабо ориентированы на воспитывающее обучение. В настоящее время усилия преподавателей направлены на выискивание ошибок в существующих учебниках и сбор денег с родителей на всевозможные фонды и нужды. И как результат в период обучения несовершеннолетним не прививаются необходимые навыки правильной самооценки своего поведения, не вырабатываются и не закрепляются установки против различного рода антиобщественных влияний и всевозможных жизненных ситуаций. В тоже время нельзя полностью винить учителей, преподавателей в недостаточном уделении внимания школьникам, учащимся. Если заглянуть в любую нынешнюю школу, то мы увидим, что большая часть учителей – это люди, имеющие стаж работы в этой сфере более 20 лет, уставшие от жизненных проблем и непонимания со стороны своих учеников. Учителя достаточно часто допускают различного рода ошибки, приводящие к конфликтам (скрытым или явным) с подростками. В результате они еще больше замыкаются в себе либо становятся членами, какой – либо неформальной группировки, совершающей те или иные правонарушения.

Литература

Преступность несовершеннолетних

Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних

В прошлом снижение преступности среди несовершеннолетних официально отмечалось в течение ряда десятилетий. Однако статистические данные показывают, что при наблюдавшемся в отдельные годы снижении общего числа преступлений, совершаемых лицами в возрасте от 14 до 18 лет, коэффициент (уровень) преступности несовершеннолетних в России возрастал практически ежегодно, достигнув к 1993 г. максимальной величины — 2636,6 на 100 тыс. лиц от 14 до 18 лет. Затем коэффициент (уровень) преступности несовершеннолетних несколько снизился, однако устойчиво продолжает оставаться более высоким, чем коэффициент (уровень) преступности в целом.

В настоящее время лицами, не достигшими 18 лет, совершается порядка 5–6% всех преступлений; доля несовершеннолетних среди лиц, совершивших преступления, составляет 6–7%. В 2010 г. как совершенные несовершеннолетними или при их соучастии были зарегистрированы 78 548 преступлений. Хотя этот показатель значительно меньше, чем регистрировавшийся пять–семь лет назад, его изменение отражает, скорее, общее сокращение числа регистрируемых преступлений, изменения законодательства (например, декриминализация «простого» хулиганства, вносившего существенный количественный вклад в преступность несовершеннолетних; изменение категоризации преступлений, обусловливающей расширение освобождения от уголовной ответственности, и т. д.) и сокращение доли лиц в возрасте 14–17 лет среди населения (демографическая «яма», связанная со снижением рождаемости в стране в конце 1990-х гг.).

Не соответствуют благоприятным количественным изменениям, регистрируемым официальной статистикой преступности несовершеннолетних, и ее качественные характеристики. Доля тяжких и особо тяжких преступлений в структуре преступности несовершеннолетних остается весьма высокой, около 30% (при общем показателе в структуре преступности не более 25–26%). По выборочным данным, на долю несовершеннолетних приходится до 2% от общего числа совершаемых умышленных убийств, до 2,5–3% умышленного причинения тяжкого вреда здоровью.

Совершение несовершеннолетними довольно ограниченного круга преступных деяний обусловлено, прежде всего, спецификой их социального статуса: многие преступления просто не могут быть ими совершены (большинство преступлений в сфере экономической деятельности, против интересов службы, против государственной власти и т. д.). Кроме того, с 14 лет ответственность наступает лишь за некоторые, законодательно определенные, преступления. Отмечено, что действующее законодательство предусматривает свыше 130 составов преступлений, за которые несовершеннолетние могут нести ответственность. Из них реально подростками совершается только 23–25 видов преступлений.

Кражи, грабежи, разбои, изнасилования, завладение транспортным средством без цели хищения издавна исчерпывали перечень наиболее часто совершаемых подростками противоправных деяний, составляя в совокупности порядка 80% преступлений несовершеннолетних. В настоящее время в число относительно распространенных среди несовершеннолетних помимо перечисленных выше входят также вымогательство, мошенничество, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. При этом доля преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ, увеличивается чрезвычайно быстро, составляя в настоящее время около 6% в структуре преступности несовершеннолетних, то есть примерно в 2 раза больше, чем неправомерное завладение транспортным средством без цели хищения — одно из «традиционных» для несовершеннолетних преступных посягательств.

В целом же среди преступлений несовершеннолетних и совершенных при их соучастии около 1% составляют умышленные причинения тяжкого вреда здоровью, менее 1% — умышленные убийства с покушениями, изнасилования — несколько менее 1%, кражи — порядка 60% всех преступлений, около 10% — грабежи и разбои, вымогательство — около 2%, менее 1% — мошенничество; порядка 3% преступлений приходится на долю умышленного уничтожения или повреждения чужого имущества.

Данные статистики свидетельствуют о стабильности большинства из перечисленных параметров.

В количественном отношении структурную картину преступности несовершеннолетних определяют корыстные посягательства (свыше 75%). Наиболее распространенными из них являются кражи, составляющие около 60% преступлений, совершаемых подростками. Предметом преступления чаще является не привлекательное внешне, желаемое для удовлетворения личных сиюминутных или престижных потребностей имущество (модная одежда, сласти, алкогольные напитки и т. д.), а ценное и легко реализуемое (аудио- и видеоаппаратура, бытовая техника, ювелирные изделия, а также денежные средства в рублях и валюте).

Вклад несовершеннолетних в совершение тяжких насильственных преступлений количественно невелик: ими совершается до 2% от общего числа совершаемых умышленных убийств, до 2,5–3% умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, около 8% изнасилований. Однако оценивая эти показатели, следует учитывать, что речь идет о весьма узкой возрастной группе, охватывающей лишь четырехлетний период (14–17 лет), причем лица, составляющие ее, в принципе в силу социальных причин должны быть минимально криминализированы. Тем не менее насильственные преступления несовершеннолетних практически соответствуют преступлениям взрослых, характеризуясь повышенной жестокостью, бесчеловечным отношением к жертвам. Эти же качества отмечаются и в насильственных преступлениях несовершеннолетних женского пола, сам феномен которых до недавнего времени был почти неизвестен.

Одной из типичных характеристик преступности несовершеннолетних является ее повышенная латентность. Экспертами уровень преступности в этой возрастной группе в целом оценивается как в 3–4 раза более высокий, чем отражаемый статистикой.

В составе групп несовершеннолетние совершают преступления примерно в 2–2,5 раза чаще, чем взрослые, что связано с типичностью для возраста в целом группового характера поведения. Поэтому наиболее характерно совершение преступлений со сверстниками, совместно проводящими свободное время. Такими группами совершается около 80% от общего числа групповых преступлений несовершеннолетних. В последние годы отмечают укрупнение и качественную дифференциацию криминальных юношеских группировок, проявление элементов профессионализма и организованности, относительную распространенность включенности несовершеннолетних в организованные преступные сообщества.

Около четверти преступлений совершается несовершеннолетними совместно со взрослыми. Однако взрослые соучастники — часто почти сверстники самих несовершеннолетних. Вовлечение же несовершеннолетних в преступную деятельность лицами старших возрастных групп представляет собой высоколатентное явление и данными статистики отражается крайне скупо.

Рецидив преступлений несовершеннолетних невысок, он составляет около7 %. Однако если новое осуждение за умышленное преступление лица, ранее осуждавшегося за совершение умышленного преступления (легальный рецидив), значительно меньше, чем у взрослых, то совершение нового преступления несовершеннолетним, ранее совершившим преступление (рецидив в криминологическом смысле), — напротив, явление чрезвычайно распространенное. Типично совершение подростками многоэпизодных краж, грабежей, разбоев; нередко за менее тяжкими следует совершение более тяжких преступлений. До 70% осужденных за корыстные преступления несовершеннолетних на момент привлечения к уголовной ответственности совершили несколько преступлений.

Статистика преступности последних лет свидетельствует о ее «омоложении». То же прослеживается и в рамках преступности несовершеннолетних: доля подростков 14–15 лет среди совершивших преступления составляет, по выборочным данным, около 20%.

Согласно исследовательским данным, прослеживается связь преступлений несовершеннолетних с организованной преступностью: не менее 10% участников организованных групп и преступных сообществ не достигли 18 лет. Однако данные официальной статистики утверждают, что доля несовершеннолетних в общем числе лиц, совершающих преступления в составе организованных групп и преступных сообществ, составляет лишь около 0,5%. Включенность в преступную деятельность в юном возрасте тесно сплачивает молодых правонарушителей с криминальной средой, которая оказывает воздействие на личность и поведение, формируя систему ценностей личности и предопределяя, таким образом, дальнейший жизненный путь.

Особенности личности несовершеннолетних преступников

Социально-демографические особенности. Среди совершивших преступления несовершеннолетних устойчиво преобладают лица старшей возрастной группы. Несмотря на отмеченное «омоложение» преступности несовершеннолетних, доля 16–17-летних составляет до 80% совершивших преступления подростков.

Доля лиц несовершеннолетних женского пола среди совершивших преступления сравнительно невысока, около 8%. Несовершеннолетние женского пола ныне совершают не только такие «традиционные» для них преступления, как кражи, мошенничество, но и все чаще становятся участницами тяжких преступлений против личности, грабежей, разбоев, мошенничества. Личностные характеристики правонарушительниц имеют существенную специфику. По сравнению с совершившими преступления юношами они, как правило, более скрытны, замкнуты, серьезно травмированы предшествующими жизненными обстоятельствами, при этом чаще изобретательно-лживы, эгоистичны.

Различие в преступной активности среди групп несовершеннолетних, выделенных по роду занятий, сохраняется: наибольший количественный «вклад» в преступность обеспечивает группа учащихся и студентов, к ним относятся до 70% совершивших преступления. Наиболее же криминализированной является группа не работающих и не учащихся; темпы роста преступности в этой группе максимально высоки, а ее «вклад» в преступность несовершеннолетних уже превысил соответствующий показатель не занятых общественно полезной деятельностью в преступности в целом. Среди несовершеннолетних, нарушивших уголовный закон, доля социально незанятых составляет в настоящее время, по данным официальной статистики, около 20%.

Исследованиями отмечается, что фактически эта группа значительно шире: среди совершивших преступления велико количество несовершеннолетних, сохраняющих контакт с учебным заведением лишь формально (например, «числящихся за школой»).

Несовершеннолетние преступники проживают, как правило, в родительской семье, имеющей обоих родителей. Доля несовершеннолетних преступников из неполных семей в последние годы сократилась.

Подростки, совершившие преступления, как правило, характеризуются низкой успеваемостью, отсутствием интереса к учебе или работе, недобросовестным отношением к ним. Для значительной части учащихся-правонарушителей характерны прогулы. По выборочным данным, хорошо успевали около 10% из них, примерно четверть были неуспевающими.

Субъективно более значимой для несовершеннолетних правонарушителей является досуговая сфера, которая оказывает более существенное формирующее воздействие на личность. Содержательная характеристика свободного времени отличает подростков, совершивших впоследствии преступления, от других сверстников: предпочтение отдается праздности.

Характерной является неразвитость интересов, реализуемых в сфере досуга, их неустойчивость. Бесцельное времяпрепровождение в кругу сверстников поглощает почти все свободное время.

В последние годы в среде несовершеннолетних правонарушающего поведения растущую распространенность получает потребление наркотических средств и психотропных веществ. Среди лиц, совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения, каждый десятый — несовершеннолетний.

Исследования отмечают развитость у несовершеннолетних правонарушителей таких негативных свойств, как грубость, озлобленность, агрессивность, лживость, безответственность, отсутствие сострадания к другим. При этом характерным является не проявление одного из них, а наличие комплекса, свидетельствующее о нравственной деформации личности в целом.

Полное представление о личности требует выявления и ее положительных сторон. К нравственно положительным качествам, отмечаемым у несовершеннолетних правонарушителей, относятся дружелюбие, отзывчивость, заботливость, проявляемые в отношениях с товарищами и некоторыми членами семьи. Однако при этом характерна избирательность их проявления, существенно сниженная распространенность по сравнению с законопослушными сверстниками.

В силу специфики условий формирования личности и собственной социальной практики дефекты правового сознания у совершивших преступления несовершеннолетних более распространены и глубоки, чем у законопослушных сверстников. Характерным является расхождение между известными им правовыми установлениями и собственным отношением к требованиям закона, к практике правового поведения. Так, большинство совершивших преступления подростков полагают допустимым нарушение норм уголовного закона, оправдывая его объективными обстоятельствами, распространенностью правонарушающего поведения в обществе, а также низкой вероятностью наказания.

Традиционная типология несовершеннолетних преступников включает четыре типа, различных по глубине деформации личности: случайный, ситуативный, злостный, особо злостный. В последние годы отмечается преобладание двух последних типов, что свидетельствует об

Особенная часть криминологии углублении криминогенной деформации личности несовершеннолетних преступников в целом.

Причины и условия преступного поведения несовершеннолетних

Старшему подростковому и юношескому возрасту присущи неполнота сформированности собственных нравственных установок, недостаток жизненного опыта, повышенная эмоциональность, внушаемость, зависимость поведения от оценок ближайшего окружения. Однако общевозрастные особенности не порождают преступное поведение. Определяющую роль здесь играет формирующаяся система ценностей личности, собственная социальная практика, образцы поведения, усвоенные в семье и ближайшем окружении. Свойственные же возрасту особенности усиливают их значение, поскольку внутренняя сфера личности еще не сформирована окончательно.

В несовершеннолетнем возрасте преобладающее воздействие на личность оказывает микросреда (семейное окружение, друзья, приятельские компании). Эта микросреда чаще всего рассматривается как криминогенная. Для несовершеннолетних правонарушающего поведения контакты с криминогенной средой типичны; до 90% совершивших преступления подростков испытывали ее воздействие.

Ведущая роль в формировании личности несовершеннолетних принадлежит семье. Ее влияние продолжительно, осуществляется с самого раннего детства, поэтому стереотипы поведения, нормы общения, принятая в семейном окружении система ценностей усваиваются очень прочно и приобретают обычно личностный характер.

Специфика неблагополучия родительских семей несовершеннолетних правонарушителей состоит в типичности наличия широкого комплекса взаимосвязанных негативных характеристик. Примерно в 40% этих семей способом разрешения внутренних конфликтов являются скандалы, драки; почти в 35% — злоупотребляют алкоголем; до 80% — не выполняют функции надзора за детьми; члены каждой четвертой семьи подростков-правонарушителей привлекались к уголовной ответственности.

В старшем подростковом и юношеском возрасте общество сверстников выполняет чрезвычайно важные функции: обеспечивает эмоциональный комфорт, является основой межличностных отношений, информационным каналом. Обычно несовершеннолетние правонарушающего поведения устанавливают контакты с лицами, имеющими сходные проблемы, трудности, одинаковый, почти неограниченный объем свободного времени. Отмечено, что криминогенные группы сверстников не только являются базой формирования антиобщественных взглядов и установок, взаимного «обогащения» негативными привычками и навыками, но и служат психологической опорой для самооправдания при совершении правонарушений и непосредственно вовлекают в антиобщественное поведение.

Криминологическое значение недостатков в деятельности воспитательных институтов (школы в широком смысле слова) состоит в том, что они, будучи специально предназначенными для выполнения функций обучения и воспитания несовершеннолетних, реализуют их неполно либо не оказывают необходимого влияния, компенсирующего недостатки семейного воспитания и противодействующего негативным воздействиям в среде неформального общения. В качестве криминологически значимых проблем школы отмечаются: недостаточное знание особенностей личности учащихся, источников отрицательного влияния на них, педагогические ошибки при использовании методов воспитания, невнимание к профессиональной ориентации подростков и юношей и др. Констатируемое в последние годы, в том числе и на официальном уровне, существенное ослабление влияния школы на формирование личности несовершеннолетних имеет существенное криминогенное значение.

Что же касается работающих подростков, то отрицательное влияние на них в трудовых коллективах оказывают сохраняющиеся традиции совместного употребления алкоголя, неуважительное отношение к чужому имуществу и др.

Меры предупреждения преступности несовершеннолетних

Специфика механизма действия детерминант преступности в отношении несовершеннолетних определяет содержание мер профилактики: они должны быть ориентированы на достижение личностных изменений, коррекцию социальной среды (прежде всего — микросреды), включать в качестве обязательного элемента применение мер к лицам, способствующим правонарушающему поведению подростков либо не оказывающим надлежащего позитивного формирующего влияния при наличии соответствующей обязанности.

Общесоциальные меры. Первостепенное значение среди них имеют меры, обеспечивающие защиту прав и законных интересов несовершеннолетних в целом. На федеральном уровне к таким относится, например, комплекс мер, предусмотренных целевыми федеральными программами, национальными проектами, ориентированными на меры социальной помощи и поддержки семьи, молодежи, развития образования, здравоохранения.

Содержание специально-криминологического предупреждения образуют меры, непосредственно направленные на профилактику преступлений среди подростков. Важнейшим нормативным актом, регулирующим специально-предупредительную деятельность в отношении несовершеннолетних, является Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г.

В качестве основных задач профилактической деятельности Закон определяет: обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных поступков (ст. 3). Законодательно определен круг органов и учреждений, являющихся субъектами профилактики, основные направления их деятельности (ст. 11–25).

Меры общегосударственного масштаба призваны учитывать особенности социального статуса несовершеннолетних в обществе, способствовать созданию оптимальных условий жизни и воспитания подрастающего поколения, надлежащей организации предупреждения преступности и правонарушений подростков в целом.

Меры специально-криминологического характера в настоящее время реализуются в рамках региональных программ борьбы с преступностью, специальных региональных программ по предупреждению правонарушающего поведения несовершеннолетних и молодежи либо в рамках целевых программ по отдельным аспектам профилактической деятельности в регионах.

Например, меры, ориентированные на предупреждение правонарушающего поведения несовершеннолетних, предусмотрены целевыми программами «Молодежь Санкт-Петербурга», «Семейная политика. Социальная защита семьи и детства в Санкт-Петербурге». Так, в целевой программе «Развитие правоохранительной деятельности в Санкт-Петербурге» раздел, посвященный профилактике правонарушающего поведения, включает мероприятия, направленные на противодействие распространению наркотиков в молодежной среде, меры по улучшению условий проживания, обучения и развития детей и подростков в медико-социальных центрах для несовершеннолетних с девиантным поведением.

Меры индивидуального предупреждения направлены на профилактику правонарушающего поведения конкретного несовершеннолетнего. Соответственно они должны учитывать особенности личности, индивидуальную специфику жизненных обстоятельств.

Предупреждение правонарушающего поведения несовершеннолетних осуществляется широким кругом субъектов. По роли, месту профилактического направления в их деятельности выделяют:

1) субъектов, выполняющих функции предупреждения правонарушающего поведения несовершеннолетних в качестве одного из направлений более широкой социальной деятельности. К их числу относятся, например, органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания, центры экстренной психологической помощи, службы занятости и др.;

2) субъектов, чья деятельность связана с воздействием на преступность, в том числе и преступность несовершеннолетних, включая профилактическое направление. Сюда следует отнести органы суда, прокуратуры, внутренних дел;

3) специализированных субъектов, содержание деятельности которых образует именно предупреждение правонарушающего поведения лиц несовершеннолетнего возраста. К ним относятся комиссии по делам несовершеннолетних, центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей, отделы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних органов внутренних дел, специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа, воспитательные колонии для несовершеннолетних.

Криминологическая характеристика особенностей личности несовершеннолетних преступников

Преступность несовершеннолетних в первую очередь определяется особенностями личности преступника.

Главное при ее рассмотрении, как было отмечено выше, — возраст. С ним связаны определенные биологические, психологические и психические изменения в структуре личности. Возрастом обусловлен определенный уровень развития сил, интеллекта, влечений, и даже «физическая» возможность совершения определенных преступлений. Процесс социализации человека начинается с раннего возраста, когда он начинает усваивать роли, которые формируют его личностные качества. Именно в детстве человек складывается как общественное существо, у него развиваются интеллект, умение анализировать и обобщать окружающие явления, способность предвидеть возможные последствия своих поступков; вырабатываются волевые качества, такие как настойчивость, целеустремленность, самоконтроль, активность, инициатива; формируются самосознание, чувство собственного достоинства, стремление к самостоятельности. Все это тесно связано с последующим поведением личности несовершеннолетнего.

В то же время возраст несовершеннолетних определяет целый ряд особенностей психики, ее неустойчивость, обусловленную процессом становления личности, физического и духовного развития организма, полового созревания. Эти особенности психики несовершеннолетних во многом способствуют их антиобщественным действиям в результате проявления таких качеств, как:

  • — искаженное представление о подлинной сущности и значении таких важнейших нравственных понятий, как смелость, трусость, верность, предательство, дружба, измена, героизм, мужество, скромность;
  • — ошибки в оценках отдельных лиц, явлений, событий, неумение оценить человека в совокупности всех его свойств и качеств;
  • — предпочтение внешним проявлениям человека без учета его подлинных мотивов и целей;
  • — эмоциональная неуравновешенность, неустойчивость, повышенная возбудимость, резкая смена настроений;
  • — обостренное отношение к окружающему, ко всему новому, незнакомому при отсутствии необходимых знаний и опыта;
  • — повышенная физическая активность, инициативность, избыток сил и энергии, обусловленные подъемом жизнедеятельности;
  • — стремление к самостоятельности, самовыражению и самоутверждению «любой ценой»;
  • — неприятие «чужих советов», педагогических сентенций старших и иных форм воспитательного воздействия;
  • — желание показать и доказать свою «зрелость», стремление к лидерству;
  • — внушаемость, излишняя доверчивость, склонность к подражательству, конформизм.

В результате неустойчивости психики несовершеннолетние легко поддаются влиянию со стороны взрослых преступников, склонны романтизировать преступный мир. Они, с одной стороны, болезненно реагируют на любые формы проявления по отношению к себе несправедливости, а с другой, не терпят излишней опеки. Для них характерно стремление казаться взрослыми. При этом неадекватным выражением такого стремления может явиться совершение противоправного поступка. Так, по подсчетам специалистов, тяга к приключениям выступает ведущим мотивом при побегах подростков из домов.

Для несовершеннолетних вообще и несовершеннолетних преступников, в частности, характерно культивирование возрастных различий (разница в один год и более часто признается существенной). На этой основе могут возникать даже межличностные конфликты, ведущие к совершению преступлений.

Важно, однако, заметить, что возрастное изменение личности не является причиной и однозначно не увязывается с динамикой основных жизненных отношений, сохранность которых сочетается с изменчивостью личности на протяжении жизни под влиянием событий, обстоятельств и других факторов. Более того, кроме хронологического существуют психологический, педагогический и физический возрасты, причем все они между собой не совпадают, что приводит к внутренним конфликтам личности, которые могут иметь и криминогенный характер. Следует также иметь в виду, что так называемого среднестатистического возраста реально не существует. Общие закономерности подросткового возраста проявляют себя через индивидуальные вариации, зависящие не только от окружающей среды и условий воспитания, но и от особенностей организма или личности. Поэтому возведение общевозрастных свойств несовершеннолетних в степень криминогенных недопустимо.

Определяя возрастные особенности преступников, криминологии обычно делят несовершеннолетних на следующие группы: 14-15 лет — подростково-малолетняя, 16-17 лет — несовершеннолетние.

Однако криминологические, социологические и психологические особенности лиц в возрастном интервале 14-17 лет свидетельствуют, что на их поведение оказывают влияние как условия жизни и воспитания в предшествующие годы, так и молодые взрослые. Следовательно, преступность несовершеннолетних следует рассматривать в контексте с правонарушениями лиц в возрасте до 14 лет и лиц старше 17 лет.

Рассматривая личности несовершеннолетних и взрослых преступников, можно говорить об их многих общих свойствах. Грань, которая определяет разницу между преступниками разных возрастов, по существу стирается, когда сравниваются две возрастные группы: 16-17 лет и 18-20 лет. В данном случае вполне допустимо вести речь о единой возрастной группе, если использовать понятие неполного совершеннолетия.

Статистические данные показывают, что более половины несовершеннолетних, совершивших преступления, относятся к возрастной категории 16-17 лет. Подростки 14-15 лет совершают 30-32% преступлений. Причем, как отмечалось выше, удельный вес преступлений, совершаемых 14-15-летними подростками, из года в год растет примерно на 0,6-0,7%.

Продолжая характеризовать криминогенные особенности личности несовершеннолетних преступников, отметим, что среди них преобладают лица мужского пола. Это объясняется психическими и психологическими особенностями мужчины, с исторически сложившимся различием интересов, поведения, воспитания мальчиков и девочек, с большей активностью, предприимчивостью и другими общехарактерологическими свойствами мужчин. Согласно статистике в общей массе несовершеннолетних, совершивших преступления, лица мужского пола составляют примерно 90%, девушки — около 9%. Вместе с тем в последние годы наблюдается расширение круга и количества преступлений, которые совершают девочки-подростки и девушки. Это не случайно, как не случайно и то, что увеличилось число подростков женского пола, которые занимаются проституцией, пьянствуют, ведут аморальный образ жизни, неизбежным следствием чего является преступное поведение.

Изучение несовершеннолетних, совершивших преступления по месту жительства, показывает, что доля городских жителей среди них составляет 75%, а жителей сельской местности — 25%. Указанные различия зависят от социально-экономических условий, а также от традиций и обычаев, исторически сложившихся в деревне и в городе. Более значительная доля несовершеннолетних преступников, проживающих в городе, связана с ослаблением социального контроля, нерациональным использованием свободного времени, специфическими трудностями в обеспечении принципа неотвратимости наказания за совершенное преступление. Однако на современном этапе процессы урбанизации, миграции сводят на нет различия между городом и деревней. Происходит интенсивное внедрение городского образа жизни в деревни, последние перерастают в поселки городского типа либо исчезают. В связи с этим наблюдается более быстрый рост сельской преступности по сравнению с городской. Кроме того, все больше и больше селян совершают преступления в городе, что именуется «городской» преступностью.

Криминологи часто указывают на взаимосвязь образовательного уровня и личности преступника. По этому признаку можно судить о потенциальных возможностях личности несовершеннолетнего правонарушителя в исполнении им своих социальных функций, зависящих в определенной степени от уровня его культуры, интересов. Говоря об уровне образования несовершеннолетних преступников, надо заметить, что он более низкий, чем у сверстников. Среди них часто встречаются второгодники, бросившие учебу в школах, ПТУ и других учебных заведениях.

В настоящее время более 350 тыс. подростков не посещают школу. При этом число подростков, бросивших школу и начавших трудовую деятельность, постоянно возрастает. По сравнению с 1988 г. оно выросло вдвое.

Более 30% несовершеннолетних, совершивших преступления, нигде не учились и не работали, причем наблюдается тенденция роста числа неработающих и не учащихся участников преступлений. Проблема трудовой занятости подростков в стране остается довольно напряженной, и прогноз в этом направлении неутешителен. В связи с этим доля неработающих и не учащихся подростков в структуре преступности несовершеннолетних будет возрастать. Предполагалось, что преступность несовершеннолетних, не занятых трудом или учебой, в ближайшие годы увеличится на 20%.

С криминологической точки зрения особое значение имеет изучение семейного положения несовершеннолетних преступников. Это вполне понятно, ибо в семье формируются социально значимые качества личности и свойственные ей оценочные критерии.

Исследования показывают, что более 2/3 несовершеннолетних преступников воспитывались в неполных семьях либо в семьях, где постоянно происходили ссоры, скандалы, взаимные оскорбления, пьянство и разврат, где они подвергались насилию. Каждого восьмого-десятого рецидивиста, вставшего на преступный путь в раннем возрасте, в пьянство и совершение преступлений вовлекли родители, старшие братья, близкие родственники.

Семья, бытовое окружение во многих случаях влияет на возникновение и развитие у подростков таких психических аномалий, как психопатия, невропатологические реакции (крикливость, плаксивость, капризность), заболевания алкоголизмом, наркозависимость, понижение уровня интеллекта и т.п. В настоящее время указанные аномалии обнаруживаются у каждого седьмого-десятого несовершеннолетнего преступника. Однако следует сказать, что такие аномалии — чаще всего (80-85% случаев) — результат не наследственности, а условий жизни, воспитания подростков.

Кроме того, неблагополучная семья оказывает негативное влияние не только на собственных членов, но и на других подростков, с которыми дружат их дети. Таким образом, происходит процесс «заражения» подростков, не принадлежащих непосредственно к данной семье.

Немаловажными для характеристики личности несовершеннолетних преступников являются особенности их правового сознания. В целом для них характерны глубокие дефекты правосознания, что в известной мере объясняется двумя факторами: общей правовой неграмотностью как всего населения в целом, так и несовершеннолетних; негативным социальным опытом самого несовершеннолетнего.

Дефекты правового сознания у несовершеннолетних, совершающих преступления, выражаются в негативном отношении к нормам права, нежелании следовать предписаниям данных норм. Существенные пробелы в правовых знаниях несовершеннолетних приводят к рассуждениям о «несправедливости» законов, о «незаконном» осуждении.

Характерные особенности имеет и круг общения несовершеннолетних правонарушителей. В основном это лица, ранее судимые, злоупотребляющие спиртными напитками, наркотиками.

Особой является и проблема досуга. Как правило, свободного времени у несовершеннолетних правонарушителей в 2-3 раза больше, чем у их законопослушных сверстников. В то же время согласно результатам отдельных исследований по мере увеличения свободного времени интересы подростков деформируются и приобретают негативный оттенок. Более того, чем больше свободного времени, тем выше вероятность совершения правонарушений. По данным исследований, из числа подростков, имеющих за день 2-3 часа свободного времени, на учете в полиции состояло 18%, 5-7 часов — 53%. Именно в досуговой сфере подростки совершают большинство преступлений.

Рассмотренные выше личностные особенности несовершеннолетних, совершивших преступления, выражаются главным образом в мотивации их преступного поведения, которая сводится в основном к следующему:

  • — преобладание «детских» мотивов — совершение преступления из озорства, любопытства, желания утвердить себя в глазах сверстников, стремления обладать модными вещами и т.п.;
  • — ситуативность мотивов;
  • — деформация какого-то одного элемента сферы потребностей, интересов, взглядов. Например, гипертрофированное понимание товарищества, стремление поднять свой престиж;
  • — большой «веер» мотивов по сравнению с преступлениями взрослых.

Естественно, мотивационная сфера несовершеннолетних не остается неизменной. По мере взросления, накопления преступного опыта происходит сдвиг мотивации. Последний характеризуется исчезновением наивно-детских мотивов, возрастанием удельного веса мотивов, выражающих осознанный конфликт между правонарушителем и окружающими людьми, обществом.

Так, в настоящее время среди мотивов противоправного поведения несовершеннолетних можно выделить такие побуждения, как корысть, жестокость, агрессивность, сексуальные потребности, эгоизм, подражательство, солидарность, самоутверждение, социальная безответственность и легкомыслие, отчуждение от общества и противостояние ему.

Социальные и психологические особенности личности несовершеннолетних играют особую роль при формировании неформальных группировок. Подобное объединение несовершеннолетних — это не только объективная реальность, но и необходимость, суть которой может быть понята, если учитывать существование таких типов культур как: а) постфигуративный, означающий, что дети учатся у своих родителей; б) конфигуративный — дети и взрослые учатся у своих сверстников; в) префигуративный — взрослые также учатся у своих детей. Поскольку в реальной жизни все эти типы культур действуют одновременно, несовершеннолетние объективно стремятся к объединению, в том числе со своими сверстниками. Для дошкольника наиболее авторитетны родители, для первоклассника — учительница, для юноши — его сверстники.

Среди создаваемых несовершеннолетними групп психологи выделяют просоциальные, социально индифферентные и антисоциальные. При этом группировки с явно асоциальной направленностью объединяют не более 10% молодежи. Оставшиеся 90% — это резерв, который пополняет асоциальные группировки либо противостоит им.

Однако никакая формальная организация не способна охватить все стороны социальной среды, все интересы человека. Чем энергичнее пытаются разрушить порядки, установленные неофициальными правилами, тем они устойчивее.

Американский социолог Джим Риорден разделил несовершеннолетних «неформалов» на пять групп: 1) создаваемые по личным интересам; 2) подверженные общественному давлению (когда неформальная группировка действует в позитивном русле и в соответствии с позицией, полностью устраивающей власть, которая зачастую сама инспирирует создание подобных группировок); 3) подверженные запасному влиянию (когда неформальная группировка имеет позитивную направленность, но является оппозиционной по отношению к власти); 4) так называемые ультрапатриоты; 5) нелегалы.

Что дает пребывание несовершеннолетним в неформальных объединениях и почему они стремятся к неформальным объединениям? Согласно проведенным исследованиям это связано с тем, что, как утверждают сами несовершеннолетние, в подобных объединениях они получают: а) взаимопонимание и поддержку (63,9% опрошенных); б) возможность проявить свою индивидуальность (36,5%); в) помощь в получении представления о реальной жизни и определение своего места в ней (26,3%); г) помощь в решении личных проблем (28,1%); д) помощь в приобретении необходимого жизненного опыта (15,3%); е) помощь в формировании жизненных принципов (12,5%).

Психологические особенности подростка диктует форму поведения: он не может находиться в изоляции и ищет группу, в которой был бы равным. Семья, даже самая благополучная, не может в полной мере компенсировать несовершеннолетнему такую группу.

В действительности так называемая групповая динамика помогает несовершеннолетним выжить в окружающих их стрессах и информационном хаосе. Они спонтанно и неосознанно стремятся к объединению. Групповая динамика — это процесс, посредством которого взаимодействие между конкретными индивидами уменьшает напряжение каждого из них в данной ситуации или приводит их к взаимному удовлетворению.

В качестве одного из возможных вариантов может быть предложена следующая классификация существующих в настоящее время неформальных группировок несовершеннолетних: 1) общественно-политические группы; 2) социально-культурные; 3) решающие задачи прикладного характера; 4) клубы социальной защиты; 5) религиозные; 6) экологические; 7) правозащитные; 8) спортивные; 9) спортивные и музыкальные фанаты; 10) асоциальные группировки, культивирующие свободное времяпрепровождение (например, «панки»); 11) националистические; 12) историко-патриотические; 13) криминальные.

Неформальные группировки несовершеннолетних делятся также на: 1) группировки с преобразовательной или критической программой; 2) группировки, культивирующие уход от решения насущных проблем, пропагандирующие нежелание иметь с обществом никаких формализованных отношений; 3) группировки намеренно агрессивного поведения, которые в свою очередь подразделяются на: а) истинно агрессивные; б) демонстративные.

В неформальных группах действуют специфические негативные способы самоутверждения несовершеннолетних, в том числе: невыполнение основных социальных обязанностей; невыполнение принятых в обществе стандартов поведения; аморальное поведение; совершение правонарушения.

Психологи утверждают, что анонимность действий в группе влечет размывание личной вины. Поэтому несовершеннолетние чувствуют себя в группировке комфортно, они имеют возможность «выплеснуть» накопившуюся отрицательную энергию и при этом не ощущают каких-либо нравственных терзаний. Так, 31% подростков заявляют, что они не порвут со своей группой ни при каких обстоятельствах.

Таким образом, неформальная группа несовершеннолетних — это юридически неоформленное общество людей, объединенное совместным делом, не укладывающееся в принятые официальные структуры, осознающее свою относительную замкнутость, возникающее и функционирующее на базе симпатий, интересов, свободного времяпрепровождения.

В свою очередь неформальная преступная группировка несовершеннолетних — это устойчивое объединение лиц, склонных к агрессивному противоправному поведению, с элементами вертикальной жесткой структуры и имеющая взрослого человека с преступным прошлым либо в качестве консультанта, либо, что значительно реже, в качестве полноправного руководителя. В такие группировки объединяются несовершеннолетние с клеймом «социального аутсайдерства» (из неполных или неблагополучных семей; занимающиеся неквалифицированным физическим трудом; имеющие плохую успеваемость в учебных заведениях; обладающие пристрастием к алкогольным напиткам, наркотикам и т.д.). Причем «социальное аутсайдерство» — это то общее, что зачастую сближает подростков и притягивает их друг к другу.

Помимо прочего, конформизм, который в принципе отличает подростковую психологию, облегчает вовлечение в преступную деятельность несовершеннолетних взрослыми. Происходит это посредством так называемого замазывания новичка. Обычно сначала ему оказывается помощь в каком-либо вопросе, а затем принуждают к совершению противоправного деяния чаще всего под предлогом оказания дружеской поддержки другим членам группировки.

Согласно проведенным исследованиям преступные взрослые «авторитеты», являющиеся консультантами либо руководителями неформальных криминальных объединений несовершеннолетних, принимающие участие в организации и совершении преступлений, назначении времени драк между противоборствующими группировками, собирании денег под видом уплаты членских взносов у подростков, выявляются в 36% изученных уголовных дел.

Кстати, «войны» между различными объединениями несовершеннолетних — единственно возможная форма существования группировок с асоциальной направленностью. Главная идея таких массовых драк — это защита «своих» от «чужих». Нигде так не сплачивается коллектив подростков как в массовой потасовке. Кроме того, в таких экстремальных ситуациях проверяется каждый из членов группировки и выясняются лидерские способности «вожака». При этом новое поколение бандитов ценит семейные узы. Втягивая в преступную деятельность молодежь, они оберегают их от наркотиков, готовя к главному — безоглядной преданности главарю.

Необходимо отметить следующие черты лидера неформальной группировки несовершеннолетних: 1) наличие хороших организаторских способностей; 2) умение расположить к себе окружающих, хорошее знание на бытовом уровне психологии своих сверстников; 3) компетентность в решении вопросов групповой деятельности; 4) отличное физическое развитие.

Принято считать, что лидеры утверждают свою власть с помощью кулака. Это не так. Они пользуются уважением молчаливого большинства. Неправильно утверждать, что лидеры преступных групп вольны в выборе своих средств, они тоже люди зависимые и вынуждены считаться со множеством факторов (мнением большинства, писаными и неписаными правилами поведения, необходимостью принятия справедливых, в понимании несовершеннолетних правонарушителей, решений и т.п.).

Следует особо подчеркнуть, что, однажды возникнув, неформальные формирования несовершеннолетних криминальной направленности никогда не исчезают бесследно и внутри них идут постоянные процессы обновления и появления новых интересов.

Таким образом, объединение несовершеннолетних в неформальные группировки является закономерным процессом, причем группировки асоциальной и откровенно криминальной направленности становятся самыми устойчивыми и опасными и участие в них несовершеннолетних наносит существенный ущерб для их психики и самым негативным образом влияет на последующее становление и развитие их личности.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *