Приказ о судебно медицинской экспертизе

Приказ о судебно медицинской экспертизе

  • Оглавление
    • Порядок организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях РФ
      • I. Общие положения (п.п. 1 — 8)
        • Пункт 1
        • Пункт 2
        • Пункт 3
        • Пункт 4
        • Пункт 5
        • Пункт 6
        • Пункт 7
        • Пункт 8
      • II. Порядок приема и регистрации материалов экспертизы (п.п. 9 — 14)
        • Пункт 9
        • Пункт 10
        • Пункт 11
        • Пункт 12
        • Пункт 13
        • Пункт 14
      • III. Порядок организации и производства экспертиз (п.п. 15 — 32)
        • Пункт 15
        • Пункт 16
        • Пункт 17
        • Пункт 18
        • Пункт 19
        • Пункт 20
        • Пункт 21
        • Пункт 22
        • Пункт 23
        • Пункт 24
        • Пункт 25
        • Пункт 26
        • Пункт 27
        • Пункт 28
        • Пункт 29
        • Пункт 30
        • Пункт 31
        • Пункт 32
      • IV. Особенности порядка организации и проведения экспертизы трупа (п.п. 33 — 65)
        • Пункт 33
          • Пункт 33.1
          • Пункт 33.2
          • Пункт 33.3
          • Пункт 33.4
          • Пункт 33.5
          • Пункт 33.6
          • Пункт 33.7
          • Пункт 33.8
          • Пункт 33.9
          • Пункт 33.10
          • Пункт 33.11
          • Пункт 33.12
          • Пункт 33.13
          • Пункт 33.14
          • Пункт 33.15
          • Пункт 33.16
          • Пункт 33.17
          • Пункт 33.18
          • Пункт 33.19
          • Пункт 33.20
          • Пункт 33.21
        • Пункт 34
        • Пункт 35
        • Пункт 36
        • Пункт 37
        • Пункт 38
        • Пункт 39
        • Пункт 40
        • Пункт 41
        • Пункт 42
        • Пункт 43
        • Пункт 44
        • Пункт 45
          • Пункт 45.1
          • Пункт 45.2
        • Пункт 46
        • Пункт 47
          • Пункт 47.1
          • Пункт 47.2
          • Пункт 47.3
          • Пункт 47.4
          • Пункт 47.5
          • Пункт 47.6
          • Пункт 47.7
          • Пункт 47.8
          • Пункт 47.9
          • Пункт 47.10
          • Пункт 47.11
        • Пункт 48
          • Пункт 48.1
          • Пункт 48.2
          • Пункт 48.3
          • Пункт 48.4
          • Пункт 48.5
          • Пункт 48.6
          • Пункт 48.7
          • Пункт 48.8
          • Пункт 48.9
          • Пункт 48.10
          • Пункт 48.11
          • Пункт 48.12
          • Пункт 48.13
          • Пункт 48.14
        • Пункт 49
          • Пункт 49.1
        • Пункт 50
        • Пункт 51
        • Пункт 52
        • Пункт 53
        • Пункт 54
        • Пункт 55
        • Пункт 56
        • Пункт 57
        • Пункт 58
        • Пункт 59
        • Пункт 60
        • Пункт 61
        • Пункт 62
        • Пункт 63
        • Пункт 64
        • Пункт 65
      • V. Особенности порядка организации и проведения экспертизы живого лица (п.п. 66 — 71)
        • Пункт 66
        • Пункт 67
        • Пункт 68
        • Пункт 69
        • Пункт 70
          • Пункт 70.1
          • Пункт 70.2
          • Пункт 70.3
          • Пункт 70.4
          • Пункт 70.5
          • Пункт 70.6
          • Пункт 70.7
          • Пункт 70.8
          • Пункт 70.9
          • Пункт 70.10
          • Пункт 70.11
          • Пункт 70.12
          • Пункт 70.13
          • Пункт 70.14
          • Пункт 70.15
          • Пункт 70.16
          • Пункт 70.17
          • Пункт 70.18
          • Пункт 70.19
          • Пункт 70.20
          • Пункт 70.21
          • Пункт 70.22
          • Пункт 70.23
        • Пункт 71
          • Пункт 71.1
          • Пункт 71.2
          • Пункт 71.3
          • Пункт 71.4
          • Пункт 71.5
          • Пункт 71.6
          • Пункт 71.7
          • Пункт 71.8
          • Пункт 71.9
          • Пункт 71.10
          • Пункт 71.11
          • Пункт 71.12
          • Пункт 71.13
      • VI. Особенности порядка взятия и направления трупного и иного биологического материала на лабораторные и инструментальные исследования (п.п. 72 — 78)
        • Пункт 72
          • Пункт 72.1
          • Пункт 72.2
          • Пункт 72.3
          • Пункт 72.4
          • Пункт 72.5
          • Пункт 72.6
          • Пункт 72.7
          • Пункт 72.8
          • Пункт 72.9
          • Пункт 72.10
          • Пункт 72.11
          • Пункт 72.12
          • Пункт 72.13
          • Пункт 72.14
        • Пункт 73
          • Пункт 73.1
          • Пункт 73.2
          • Пункт 73.3
          • Пункт 73.4
          • Пункт 73.5
          • Пункт 73.6
          • Пункт 73.7
          • Пункт 73.8
        • Пункт 74
          • Пункт 74.1
          • Пункт 74.2
          • Пункт 74.3
          • Пункт 74.4
          • Пункт 74.5
          • Пункт 74.6
          • Пункт 74.7
          • Пункт 74.8
        • Пункт 75
          • Пункт 75.1
          • Пункт 75.2
          • Пункт 75.3
          • Пункт 75.4
          • Пункт 75.5
          • Пункт 75.6
          • Пункт 75.7
        • Пункт 76
          • Пункт 76.1
          • Пункт 76.2
          • Пункт 76.3
          • Пункт 76.4
          • Пункт 76.5
          • Пункт 76.6
        • Пункт 76.7
        • Пункт 77
          • Пункт 77.1
        • Пункт 78
          • Пункт 78.1
          • Пункт 78.2
          • Пункт 78.3
          • Пункт 78.4
          • Пункт 78.5
          • Пункт 78.6
          • Пункт 78.7
          • Пункт 78.8
          • Пункт 78.9
          • Пункт 78.10
      • VII. Особенности порядка производства лабораторных и инструментальных экспертных исследований (п.п. 79 — 88)
        • Пункт 79
          • Пункт 79.1
          • Пункт 79.2
          • Пункт 79.3
          • Пункт 79.4
          • Пункт 79.5
          • Пункт 79.6
          • Пункт 79.7
          • Пункт 79.8
          • Пункт 79.9
          • Пункт 79.10
          • Пункт 79.11
          • Пункт 79.12
          • Пункт 79.13
          • Пункт 79.14
          • Пункт 79.15
          • Пункт 79.16
          • Пункт 79.17
          • Пункт 79.18
          • Пункт 79.19
          • Пункт 79.20
        • Пункт 80
          • Пункт 80.1
          • Пункт 80.2
          • Пункт 80.3
          • Пункт 80.4
          • Пункт 80.5
          • Пункт 80.6
          • Пункт 80.7
          • Пункт 80.8
          • Пункт 80.9
          • Пункт 80.10
          • Пункт 80.11
          • Пункт 80.12
          • Пункт 80.13
          • Пункт 80.14
          • Пункт 80.15
          • Пункт 80.16
          • Пункт 80.17
          • Пункт 80.18
        • Пункт 81
          • Пункт 81.1
          • Пункт 81.2
          • Пункт 81.3
          • Пункт 81.4
          • Пункт 81.5
          • Пункт 81.6
          • Пункт 81.7
          • Пункт 81.8
          • Пункт 81.9
          • Пункт 81.10
          • Пункт 81.11
        • Пункт 82
          • Пункт 82.1
          • Пункт 82.2
        • Пункт 83
          • Пункт 83.1
          • Пункт 83.2
          • Пункт 83.3
          • Пункт 83.4
        • Пункт 84
          • Пункт 84.1
          • Пункт 84.2
          • Пункт 84.3
          • Пункт 84.4
          • Пункт 84.5
          • Пункт 84.6
          • Пункт 84.7
          • Пункт 84.8
          • Пункт 84.9
          • Пункт 84.10
          • Пункт 84.11
          • Пункт 84.12
          • Пункт 84.13
          • Пункт 84.14
          • Пункт 84.15
          • Пункт 84.16
          • Пункт 84.17
        • Пункт 85
          • Пункт 85.1
          • Пункт 85.2
          • Пункт 85.3
          • Пункт 85.4
          • Пункт 85.5
          • Пункт 85.6
          • Пункт 85.7
          • Пункт 85.8
          • Пункт 85.9
          • Пункт 85.10
          • Пункт 85.11
          • Пункт 85.12
          • Пункт 85.13
          • Пункт 85.14
          • Пункт 85.15
          • Пункт 85.16
          • Пункт 85.17
          • Пункт 85.18
          • Пункт 85.19
          • Пункт 85.20
        • Пункт 86
          • Пункт 86.1
          • Пункт 86.2
          • Пункт 86.3
          • Пункт 86.4
          • Пункт 86.5
          • Пункт 86.6
          • Пункт 86.7
          • Пункт 86.8
          • Пункт 86.9
          • Пункт 86.10
          • Пункт 86.11
          • Пункт 86.12
          • Пункт 86.13
          • Пункт 86.14
          • Пункт 86.15
          • Пункт 86.16
        • Пункт 87
          • Пункт 87.1
          • Пункт 87.2
          • Пункт 87.3
          • Пункт 87.4
          • Пункт 87.5
          • Пункт 87.6
          • Пункт 87.7
          • Пункт 87.8
          • Пункт 87.9
          • Пункт 87.10
        • Пункт 88
          • Пункт 88.1
          • Пункт 88.2
          • Пункт 88.3
          • Пункт 88.4
          • Пункт 88.5
      • VIII. Особенности порядка организации и проведения дополнительных, повторных, комиссионных и комплексных экспертиз (п.п. 89 — 93)
        • Пункт 89
        • Пункт 90
        • Пункт 91
        • Пункт 92
        • Пункт 93
      • IX. Порядок направления материалов экспертизы назначившему ее органу или лицу (п.п. 94 — 98)
        • Пункт 94
        • Пункт 95
        • Пункт 96
        • Пункт 97
        • Пункт 98
      • X. Порядок хранения объектов, поступивших на экспертизу (п.п. 99 — 110)
        • Пункт 99
        • Пункт 100
        • Пункт 101
        • Пункт 102
        • Пункт 103
        • Пункт 104
        • Пункт 105
        • Пункт 106
        • Пункт 107
        • Пункт 108
        • Пункт 109
        • Пункт 110
      • XI. Порядок организации контроля и учета производства экспертиз (п.п. 111 — 119)
        • Пункт 111
        • Пункт 112
        • Пункт 113
        • Пункт 114
        • Пункт 115
        • Пункт 116
        • Пункт 117
        • Пункт 118
        • Пункт 119
      • Приложение N 1. Рекомендуемые штатные нормативы государственных судебно-экспертных учреждений и экспертных подразделений системы здравоохранения
        • I. Судебно-медицинские эксперты (п.п. 1 — 23)
          • Пункт 1
          • Пункт 2
          • Пункт 3
          • Пункт 4
          • Пункт 5
          • Пункт 6
          • Пункт 7
          • Пункт 8
          • Пункт 9
          • Пункт 10
          • Пункт 11
          • Пункт 12
          • Пункт 13
          • Пункт 14
          • Пункт 15
          • Пункт 16
          • Пункт 17
          • Пункт 18
          • Пункт 19
          • Пункт 20
          • Пункт 21
          • Пункт 22
          • Пункт 23
        • II. Средний медицинский персонал (п.п. 24 — 29)
          • Пункт 24
          • Пункт 25
          • Пункт 26
          • Пункт 27
          • Пункт 28
          • Пункт 29
        • III. Младший медицинский персонал (п.п. 30 — 34)
          • Пункт 30
          • Пункт 31
          • Пункт 32
          • Пункт 33
          • Пункт 34
      • Приложение N 2. Стандарт оснащения государственных судебно-экспертных учреждений и экспертных подразделений системы здравоохранения медицинскими приборами и оборудованием для проведения основных видов судебно-медицинских экспертиз
        • I. Стандарт оснащения для проведения судебно-медицинских экспертиз трупов
        • II. Стандарт оснащения для проведения судебно-медицинских экспертиз потерпевших, обвиняемых и других лиц
        • III. Стандарт оснащения для проведения генетических экспертиз
        • IV. Стандарт оснащения для проведения медико-криминалистических экспертиз
        • V. Стандарт оснащения для проведения судебно-биологических экспертиз
        • VI. Стандарт оснащения для проведения судебно-гистологических экспертиз
        • VII. Стандарт оснащения для проведения судебно-химических, химико-токсикологических и биохимических экспертиз
        • VIII. Стандарт оснащения дежурных (оперативных) экспертных подразделений и бригад

  • Приказ
    • Приказ
  • Порядок организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации
    • I. Общие положения
      • I. Общие положения
    • II. Порядок приема и регистрации материалов экспертизы
      • II. Порядок приема и регистрации материалов экспертизы
    • III. Порядок организации и производства экспертиз
      • III. Порядок организации и производства экспертиз
    • IV. Особенности порядка организации и проведения экспертизы трупа
      • IV. Особенности порядка организации и проведения экспертизы трупа
    • V. Особенности порядка организации и проведения экспертизы живого лица
      • V. Особенности порядка организации и проведения экспертизы живого лица
    • VI. Особенности порядка взятия и направления трупного и иного биологического материала на лабораторные и инструментальные исследования
      • VI. Особенности порядка взятия и направления трупного и иного биологического материала на лабораторные и инструментальные исследования
    • VII. Особенности порядка производства лабораторных и инструментальных экспертных исследований
      • VII. Особенности порядка производства лабораторных и инструментальных экспертных исследований
    • VIII. Особенности порядка организации и проведения дополнительных, повторных, комиссионных и комплексных экспертиз
      • VIII. Особенности порядка организации и проведения дополнительных, повторных, комиссионных и комплексных экспертиз
    • IX. Порядок направления материалов экспертизы назначившему ее органу или лицу
      • IX. Порядок направления материалов экспертизы назначившему ее органу или лицу
    • X. Порядок хранения объектов, поступивших на экспертизу
      • X. Порядок хранения объектов, поступивших на экспертизу
    • XI. Порядок организации контроля и учета производства экспертиз
      • XI. Порядок организации контроля и учета производства экспертиз
    • Приложение 1. Рекомендуемые штатные нормативы государственных судебно-экспертных учреждений и экспертных подразделений системы здравоохранения
      • I. Судебно-медицинские эксперты
      • II. Средний медицинский персонал
      • III. Младший медицинский персонал
    • Приложение 2. Стандарт оснащения государственных судебно-экспертных учреждений и экспертных подразделений системы здравоохранения медицинскими приборами и оборудованием для проведения основных видов судебно-медицинских экспертиз
      • I. Стандарт оснащения для проведения судебно-медицинских экспертиз трупов
      • II. Стандарт оснащения для проведения судебно-медицинских экспертиз потерпевших, обвиняемых и других лиц
      • III. Стандарт оснащения для проведения генетических экспертиз
      • IV. Стандарт оснащения для проведения медико-криминалистических экспертиз
      • V. Стандарт оснащения для проведения судебно-биологических экспертиз
      • VI. Стандарт оснащения для проведения судебно-гистологических экспертиз
      • VII. Стандарт оснащения для проведения судебно-химических, химико-токсикологических и биохимических экспертиз
      • VIII. Стандарт оснащения дежурных (оперативных) экспертных подразделений и бригад

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.05.2010 N 346н «Об утверждении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 10.08.2010 N 18111)

  • Приказ
  • Порядок организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации
    • I. Общие положения
    • II. Порядок приема и регистрации материалов экспертизы
    • III. Порядок организации и производства экспертиз
    • IV. Особенности порядка организации и проведения экспертизы трупа
    • V. Особенности порядка организации и проведения экспертизы живого лица
    • VI. Особенности порядка взятия и направления трупного и иного биологического материала на лабораторные и инструментальные исследования
    • VII. Особенности порядка производства лабораторных и инструментальных экспертных исследований
    • VIII. Особенности порядка организации и проведения дополнительных, повторных, комиссионных и комплексных экспертиз
    • IX. Порядок направления материалов экспертизы назначившему ее органу или лицу
    • X. Порядок хранения объектов, поступивших на экспертизу
    • XI. Порядок организации контроля и учета производства экспертиз
    • Приложение N 1. Рекомендуемые штатные нормативы государственных судебно-экспертных учреждений и экспертных подразделений системы здравоохранения
      • I. Судебно-медицинские эксперты
        • Таблица N 1. Коэффициенты пересчета судебно-химических экспертиз на полные анализы
        • Таблица N 2. Коэффициенты пересчета биохимических экспертиз на полные анализы
      • II. Средний медицинский персонал
      • III. Младший медицинский персонал
    • Приложение N 2. Стандарт оснащения государственных судебно-экспертных учреждений и экспертных подразделений системы здравоохранения медицинскими приборами и оборудованием для проведения основных видов судебно-медицинских экспертиз
      • I. Стандарт оснащения для проведения судебно-медицинских экспертиз трупов
      • II. Стандарт оснащения для проведения судебно-медицинских экспертиз потерпевших, обвиняемых и других лиц
      • III. Стандарт оснащения для проведения генетических экспертиз
      • IV. Стандарт оснащения для проведения медико-криминалистических экспертиз
      • V. Стандарт оснащения для проведения судебно-биологических экспертиз
      • VI. Стандарт оснащения для проведения судебно-гистологических экспертиз
      • VII. Стандарт оснащения для проведения судебно-химических, химико-токсикологических и биохимических экспертиз
      • VIII. Стандарт оснащения дежурных (оперативных) экспертных подразделений и бригад

Открыть полный текст документа

Федеральное государственное бюджетное учреждение
Российский центр судебно-медицинской экспертизы
Минздрава России

Верховный Суд РФ 30.05.2019 вынес Апелляционное Определение по вопросу обязательного лицензирования судебно-медицинской экспертизы (дело № АПЛ19-158)

Верховный Суд РФ 27.02.2019 вынес Решение об обязательном лицензировании судебно-медицинской экспертизы (дело № АКПИ18-1242), в котором решил: «в удовлетворении административного искового заявления автономной некоммерческой организации экспертно-консультационного бюро «Судмедэксперт» о признании частично недействующими приложения к Положению о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. № 291, и пункта 7 Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 марта 2013 г. № 121н, отказать»
Суть дела.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») (далее — Положение).
В приложении к Положению приведен перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, в который включены в том числе работы (услуги) по судебно-медицинской экспертизе.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее — Минздрав России) от 11.03.2013 № 121н утверждены Требования к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях (далее — Требования).
Согласно подпункту 3 пункта 7 Требований при проведении медицинских экспертиз организуются и выполняются работы (услуги), в том числе по судебно-медицинской экспертизе.
Позиция истца.
Автономная некоммерческая организация экспертно-консультационное бюро «Судмедэксперт» (далее — АНО ЭКБ «Судмедэксперт») обратилась в Верховный Суд РФ с административным исковым заявлением о признании недействующими приложения к Положению в части включения в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, работ (услуг) по судебно-медицинской экспертизе, и пункта 7 Требований, предусматривающего при проведении медицинских экспертиз выполнение работ (услуг) по судебно-медицинской экспертизе, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативных правовых актов не отвечают общеправовому критерию формальной определенности, ясности и недвусмысленности нормы, не соответствуют положениям Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (части 1 статьи 1, частям 1, 3 статьи 2, пункту 46 части 1 статьи 12), а также определению медицинской деятельности, данному Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», и нарушают права административного истца на участие в судопроизводстве в качестве судебно-экспертного учреждения.
Как указывает административный истец, в соответствии с Уставом и Положением об обособленном подразделении АНО ЭКБ «Судмедэксперт» осуществляет деятельность по организации и производству судебно-медицинской экспертизы по материалам уголовных и гражданских дел. Указанная деятельность осуществляется им без лицензии в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Существующие виды судебно-медицинской деятельности представлены в приложении к Положению и Требованиях отдельными пунктами, их двойное упоминание отдельными пунктами в составе группового понятия судебно-медицинской экспертизы является избыточным. Вместе с тем имеется не упомянутый отдельно вид судебно-медицинской экспертизы — судебно-медицинская экспертиза по материалам уголовных и гражданских дел. Судебная экспертиза данного вида назначается по вопросам, для разрешения которых требуются специальные знания в области медицины, и проводится по материалам дела и данным документов без исследования трупов, подэкспертных лиц, вещественных доказательств и биологических объектов. Процессуальное законодательство Российской Федерации и Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» в достаточной мере регулируют назначение и производство данного вида судебно-экспертных исследований. В связи с этим необходимость и возможность использования методов лицензирования в отношении судебно-медицинской экспертизы по материалам гражданских и уголовных дел отсутствует. Действия специального медицинского характера при организации данного вида экспертизы не совершаются и, по существу, данная востребованная судами услуга медицинской деятельностью не является.

Позиция административных ответчиков.
Представители административных ответчиков Правительства РФ, Министерства здравоохранения РФ, заинтересованного лица Министерства юстиции РФ возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что нормативные правовые акты изданы в пределах полномочий Правительства РФ и Министерства здравоохранения РФ, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административного истца.
Позиция Верховного Суда РФ.
Выслушав сообщение судьи-докладчика, объяснения представителей административного истца АНО ЭКБ «Судмедэксперт», административных ответчиков Правительства РФ и Министерства здравоохранения РФ, заинтересованного лица Министерства юстиции РФ, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ, полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд РФ не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет медицинскую деятельность как профессиональную деятельность по оказанию медицинской помощи, в том числе по проведению медицинских экспертиз (статья 2).
Согласно статье 58 названного Федерального закона медицинской экспертизой является проводимое в установленном порядке исследование, направленное на установление состояния здоровья гражданина, в целях определения его способности осуществлять трудовую или иную деятельность, а также установления причинно-следственной связи между воздействием каких-либо событий, факторов и состоянием здоровья гражданина; к одному из ее видов относится в том числе судебно-медицинская экспертиза.
Следовательно, включение в Перечень работ (услуг) по судебно-медицинской экспертизе соответствует действующему законодательству в сфере охраны здоровья и лицензирования отдельных видов деятельности.
Доводы административного истца о том, что у организации, занимающейся производством судебно-медицинских экспертиз по материалам уголовных и гражданских дел, отсутствует возможность получения лицензии на осуществление медицинской деятельности, поскольку порядок организации и производства данного вида экспертного исследования законодательством в сфере охраны здоровья граждан не определен, соответствующие лицензионные требования не установлены, являются несостоятельными и не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
Вместе с тем то обстоятельство, что деятельность по организации и проведению судебно-медицинских экспертиз является процессуальным действием, регулируемым процессуальным законодательством, само по себе не исключает эту деятельность из числа медицинских экспертиз, подлежащих лицензированию.
Применительно к судебно-медицинской экспертизе имеет место разрешение вопросов, требующих специальных знаний в области медицины, которая, в свою очередь, подлежит лицензированию.
Ссылки административного истца на решение Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2006 по делу № ГКПИ2004-738 не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку оспариваемые положения нормативных правовых актов изданы в соответствии с действующим на момент рассмотрения дела законодательством.
Оспариваемые положения нормативных правовых актов являются определенными, поскольку в соответствии с действующим законодательством в сфере охраны здоровья, лицензирования отдельных видов деятельности работы (услуги) по судебно-медицинской экспертизе относятся к медицинской деятельности.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд РФ решил в удовлетворении административного искового заявления автономной некоммерческой организации экспертно-консультационного бюро «Судмедэксперт» отказать.
Верховный Суд РФ 30.05.2019 вынес Апелляционное Определение об обязательном лицензировании судебно-медицинской экспертизы (дело № АПЛ19-158), в котором определил: «решение Верховного Суда Российской Федерации от 27 февраля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу автономной некоммерческой организации экспертно-консультационного бюро «Судмедэксперт» — без удовлетворения»
Решение ВС РФ от 27.02.2019 № АКПИ18-1242скачать
Апелляционное Определение ВС РФ от 30.05.2019 № АПЛ19-158скачать
Официальный сайт ВС РФ
главный внештатный специалист по судебно-медицинской экспертизе Министерства здравоохранения Российской Федерации, директор ФГБУ «Российский центр судебно-медицинской экспертизы» Министерства здравоохранения Российской Федерации, доктор медицинских наук А.В. Ковалев

Приказ Минюста РФ от 20.12.2002 N 346
«Об утверждении Методических рекомендаций по производству судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации»

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 20 декабря 2002 г. N 346

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

ПО ПРОИЗВОДСТВУ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ

СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА

ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В целях оптимизации сроков производства судебных экспертиз и повышения качества оформления заключений экспертов приказываю:

Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по производству судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации.

Министр

Ю.Я.ЧАЙКА

Приложение

к приказу Министерства юстиции

Российской Федерации

от 20.12.2002 N 346

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОИЗВОДСТВУ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ

СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА

ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Настоящие методические рекомендации (далее — Рекомендации) используются при определении возможных сроков производства судебных экспертиз и составлении заключения эксперта или комиссии экспертов в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации (далее — СЭУ).

СРОКИ ПРОИЗВОДСТВА СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ

1.1. Сроки производства судебных экспертиз устанавливаются руководителем СЭУ при даче соответствующего поручения эксперту (экспертам) в пределах 30 календарных дней. При этом рекомендуется учитывать объем, сложность предстоящих исследований, нормативные затраты времени на их проведение, фактическую загруженность экспертов, иные обстоятельства, связанные с производством экспертизы.

При производстве межведомственной комиссионной или межведомственной комплексной судебной экспертизы общий срок ее производства устанавливается руководителем СЭУ, на которое возложена организация работы комиссии, по согласованию с руководителями других учреждений.

В случае невозможности выполнить судебную экспертизу в установленный срок эксперту рекомендуется представлять руководителю учреждения рапорт с указанием причин и просьбой о его продлении на определенный срок.

При невозможности производства судебной экспертизы в пределах 30 календарных дней руководителю СЭУ рекомендуется письменно уведомлять об этом орган или лицо, назначившее судебную экспертизу, и согласовывать с ним срок ее завершения.

Срок производства судебной экспертизы рекомендуется исчислять со дня регистрации постановления или определения о назначении судебной экспертизы, а днем окончания считать день подписания заключения экспертом.

Если окончание установленного срока производства судебной экспертизы приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день.

В случае производства по одним и тем же объектам разных видов судебных экспертиз сроки устанавливаются руководителем учреждения с учетом фактического времени, затрачиваемого на производство судебной экспертизы каждого вида.

1.2. Производство судебной экспертизы в СЭУ может приостанавливаться в случае:

непоступления всех или части материалов, перечисленных в постановлении (определении) о назначении судебной экспертизы;

участия эксперта в судебном заседании по другому делу (на все время командировки);

нахождения материалов и объектов исследований у эксперта (экспертов), производящего по ним судебную экспертизу другого вида (с составлением заключения под отдельным номером);

заявления ходатайства перед органом или лицом, назначившим экспертизу:

о включении в состав комиссии экспертов лиц, не работающих в данном учреждении;

о предоставлении дополнительных материалов либо сведений, необходимых для дачи заключения;

о разрешении на повреждение, изменение свойств, уничтожение или разрушение (разборку, порчу) вещественных доказательств;

об обеспечении возможности осмотра места происшествия или объектов исследования по месту их нахождения.

1.3. Руководитель СЭУ письменно уведомляет орган или лицо, назначившее судебную экспертизу, о всех случаях приостановления производства судебной экспертизы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЭКСПЕРТА ИЛИ КОМИССИИ ЭКСПЕРТОВ

2.1. Заключение эксперта или комиссии экспертов рекомендуется в соответствии с этапами исследований формировать из следующих частей: вводной части, исследовательской части и выводов.

2.2. Сведения о поручении руководителем СЭУ производства судебной экспертизы эксперту (экспертам), разъяснении прав и обязанностей, предупреждении об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК) или об административной ответственности по ст. 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а в необходимых случаях за разглашение данных предварительного расследования по ст. 310 Уголовного кодекса Российской Федерации рекомендуется указывать перед вводной частью заключения.

2.3. Во вводной части указываются:

наименование судебно-экспертного учреждения (учреждений);

номер заключения, вид судебной экспертизы, ее тип (первичная, дополнительная, повторная, комплексная, комиссионная); по какому (уголовному, гражданскому или иному) делу произведена;

основания производства судебной экспертизы (постановление или определение, когда и кем оно вынесено);

дата поступления материалов на судебную экспертизу в СЭУ и дата подписания заключения;

сведения об эксперте: фамилия, имя, отчество, образование, специальность (общая по образованию и экспертная), стаж работы по той экспертной специальности, по которой производится судебная экспертиза, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность;

вопросы, поставленные перед экспертом или комиссией экспертов. При этом вопросы приводятся в формулировке, которая дана в постановлении (определении) о назначении судебной экспертизы. Если формулировка вопроса требует уточнения, но эксперту понятно его содержание, то после дословного ее приведения может быть указано, как эксперт понимает задание, руководствуясь специальными знаниями. При наличии нескольких вопросов эксперт может сгруппировать их в последовательности, обеспечивающей наиболее целесообразный порядок проведения исследований. Кроме того, вопрос, поставленный по инициативе эксперта (ст. ст. 204 УПК, 77 ГПК, 86 АПК), приводится после вопросов, содержащихся в постановлении (определении);

объекты исследований и материалы дела, представленные эксперту для производства судебной экспертизы, способ их доставки, вид и состояние упаковки;

сведения о заявленных экспертом ходатайствах, результаты их рассмотрения;

обстоятельства дела, имеющие значение для дачи заключения;

сведения об участниках процесса, присутствовавших при производстве судебной экспертизы (фамилия, инициалы, процессуальное положение);

справочные материалы и нормативные документы (с полным указанием их реквизитов), которыми эксперт руководствовался при разрешении поставленных вопросов.

При производстве дополнительной или повторной судебной экспертизы во вводной части указываются сведения о первичной судебной экспертизе или предшествующих судебных экспертизах: фамилия, инициалы эксперта, наименование экспертного учреждения (или место работы эксперта), номер и дата заключения, выводы, а также основания и мотивы ее назначения, содержащиеся в постановлении (определении).

2.4. В исследовательской части заключения излагаются содержание и результаты исследований:

результаты осмотра представленных на экспертизу объектов, действия, проводившиеся при этом с вещественными доказательствами (разборка, сборка и т.д.);

результаты следственных действий (осмотров, экспериментов и др.), если они используются в качестве исходных данных при проведении исследований;

процесс исследования (раздельно по каждому этапу) и его результаты. Указывается также, какие конкретно вещественные доказательства и документы в процессе производства судебной экспертизы были повреждены или использованы (уничтожены);

примененные методы, методики исследования, специальные программные средства. В случае использования типовых экспертных методик и схем экспертного исследования, изложенных в методических изданиях, на них делается ссылка и указываются полные сведения об их публикации; в случае применения автоматизированных программ или программных комплексов приводятся данные об учреждении, их разработавшем;

цель и условия выполнения экспертного эксперимента, получения экспериментальных образцов;

ссылки на иллюстрации, приложения и необходимые пояснения к ним.

Каждому вопросу, разрешаемому экспертом, должен соответствовать определенный раздел исследовательской части. При необходимости проведения совместного исследования по нескольким, тесно связанным между собой, вопросам содержание исследований излагается в одном разделе.

При производстве дополнительной судебной экспертизы эксперт вправе сослаться на исследование, проведенное в предшествующей экспертизе.

При производстве повторной судебной экспертизы в исследовательской части заключения указываются причины расхождения выводов с выводами первичной экспертизы, если таковые имели место.

При производстве комиссионной судебной экспертизы экспертами одной специальности каждый из них проводит исследования в полном объеме, и они совместно анализируют полученные результаты.

При производстве комплексной судебной экспертизы экспертами разных специальностей каждый из них проводит исследования в пределах своих специальных знаний. В исследовательской части заключения отдельно указывается какие исследования и в каком объеме провел каждый эксперт (эксперты) и подписывается им (ими).

Общая оценка результатов исследований дается в конце исследовательской части заключения (синтезирующий раздел) с развернутой мотивировкой суждений, обосновывающих вывод по решаемому вопросу.

Если на некоторые из поставленных вопросов не представилось возможным дать ответы, в исследовательской части эксперт указывает причины этого.

2.5. В разделе «Выводы» содержатся ответы на поставленные перед экспертом или комиссией экспертов вопросы. Последовательность их изложения определяется последовательностью вопросов.

На каждый из поставленных вопросов дается ответ по существу либо указывается на невозможность его решения.

Выводы об обстоятельствах, по которым эксперту не были поставлены вопросы, но которые были установлены им в процессе исследований, излагаются, как правило, в конце раздела.

Если эксперт не может сформулировать вывод без подробного описания результатов исследований, изложенных в исследовательской части и содержащих исчерпывающий ответ на поставленный вопрос, допускается ссылка на исследовательскую часть заключения.

Выводы излагаются четким, ясным языком, не допускающим различных толкований, и должны быть понятными для лиц, не имеющих специальных знаний.

2.6. При производстве комиссионной судебной экспертизы эксперты, придя к общему мнению, составляют и подписывают совместное заключение или сообщение о невозможности дать заключение. В случае возникновения разногласий между экспертами каждый из них или эксперт, который не согласен с другими, дает отдельное заключение.

2.7. При производстве комплексной судебной экспертизы общий вывод (выводы) делают эксперты, компетентные в оценке полученных результатов и формулировании данного вывода (выводов). Если основанием общего вывода являются факты, установленные одним или несколькими экспертами, это рекомендуется указывать в заключении. В случае возникновения разногласий между экспертами заключение целесообразно оформлять в соответствии с пунктом 2.6 настоящих Рекомендаций.

2.8. При производстве межведомственной комиссионной или межведомственной комплексной судебной экспертизы заключение составляется учреждением, организующим работу комиссии экспертов, на основе обобщения и оценки результатов исследований, самостоятельно проведенных экспертами, и подписывается в соответствии с пунктами 2.6, 2.7 настоящих Рекомендаций.

Заключение заверяется печатью того учреждения, которое организует работу комиссии.

Материалы, иллюстрирующие заключение (приложения) оформляются и подписываются экспертом, проводившим исследования, и заверяются печатью того учреждения, где они были выполнены.

2.9. Если эксперт в процессе исследований выявит обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, он может отразить их в заключении или отдельным уведомлением.

2.10. Материалы, иллюстрирующие заключение эксперта или комиссии экспертов (фотоснимки, таблицы, схемы, чертежи, графики и т.п.), подписываются экспертом (экспертами), проводившим (проводившими) исследования, заверяются печатью СЭУ, прилагаются к заключению и служат его составной частью. Документы, фиксирующие ход, условия и результаты исследований, рекомендуется хранить в СЭУ на бумажных носителях в виде наблюдательного производства. По требованию органа или лица, назначившего судебную экспертизу, указанные документы предоставляются для приобщения к делу.

2.11. Заключение и материалы, иллюстрирующие его (приложения), составляются в двух экземплярах, первый из которых с сопроводительным письмом, подписанным руководителем СЭУ, направляется в орган или лицу, назначившему экспертизу, а второй остается в наблюдательном производстве экспертного учреждения.

Заключение комиссионной или комплексной судебной экспертизы и приложения к нему изготавливаются в количестве экземпляров, необходимом для направления в орган или лицу, назначившему экспертизу, и каждому экспертному учреждению (подразделению), работник которого принимал участие в производстве экспертизы.

В случае расхождения результатов повторной и предыдущей судебной экспертизы (экспертиз) копии заключения повторной судебной экспертизы с приложениями рассылаются в судебно-экспертное учреждение (учреждения) Минюста России, проводившее предшествующую судебную экспертизу (экспертизы), и в Российский федеральный центр судебной экспертизы.

По завершении повторной судебной экспертизы составляется учетная карточка установленного образца, направляемая в Министерство юстиции Российской Федерации и Российский федеральный центр судебной экспертизы.

2.12. При производстве экспертизы в суде заключение оформляется в соответствии с правилами, изложенными в настоящем разделе.

Если заключение дается в ходе судебного следствия или судебного разбирательства, оно составляется и подписывается экспертом в двух экземплярах, первый после оглашения заключения представляется суду для приобщения к делу, а второй вместе с копией определения суда о назначении экспертизы передается в СЭУ и хранится в наблюдательном производстве.

2.13. Если по одним вопросам эксперт дает заключение, а по другим имеются основания для сообщения о невозможности дать заключение, составляется единый документ — заключение эксперта.

2.14. Сообщение о невозможности дать заключение рекомендуется формировать из следующих частей: вводной части, мотивировочной части и заключительной части.

Во вводной части излагаются сведения, указанные в пункте 2.3 настоящих Рекомендаций; в мотивировочной — обосновываются причины невозможности дать заключение; в заключительной части формулируется вывод о невозможности дать ответ по каждому вопросу, поставленном перед экспертом, со ссылкой на причины, изложенные в мотивировочной части.

Сообщение о невозможности дать заключение составляется в двух экземплярах, подписывается экспертом и удостоверяется печатью СЭУ. Первый экземпляр сообщения вместе с сопроводительным письмом, подписанным руководителем СЭУ, направляется в орган или лицу, назначившему экспертизу, а второй остается в наблюдательном производстве. Если такое сообщение делается в стадии судебного следствия или судебного разбирательства, оно составляется и подписывается экспертом в двух экземплярах, первый представляется суду, а второй вместе с копией определения суда о назначении экспертизы передается в СЭУ и хранится в наблюдательном производстве.

2.15. По окончании производства судебной экспертизы эксперту рекомендуется лично подготовить для отправки вещественные доказательства (должным образом упаковать их, опечатать, сделать пояснительную надпись).

Малогабаритные предметы, материалы дела и документы (включая образцы), бывшие объектами экспертных исследований, в упакованном виде (с соответствующими маркировочными обозначениями) возвращаются в орган или лицу, назначившему экспертизу, вместе с заключением или сообщением о невозможности дать заключение и сопроводительным письмом.

Крупногабаритные предметы и иные объекты, не подлежащие пересылке почтой (взрывчатые и легковоспламеняющиеся вещества, драгоценные металлы, огнестрельное оружие, патроны, боеприпасы, сильнодействующие, ядовитые вещества и т.п.), должны быть получены в СЭУ лицом, назначившим экспертизу, или нарочным по доверенности и предъявлении документа, удостоверяющего его личность.

2.16. По окончании производства судебной экспертизы эксперту рекомендуется лично формировать наблюдательное производство, которое включает в себя: сопроводительное письмо к материалам, направленным на экспертизу; постановление (определение) о назначении экспертизы; копии: сопроводительного письма СЭУ о направлении заключения и иных материалов в орган или лицу, который ее назначил; заключения; материалы, иллюстрирующие заключение, ходатайства; учетные карточки (по повторным экспертизам); другие материалы, связанные с производством данной экспертизы. Наблюдательное производство, подшитое в отдельную обложку, передается в архив СЭУ.

<Письмо> ФССП России от 18.09.2014 N 00043/14/56151-ВВ «О Методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по порядку назначения и производства судебных экспертиз в рамках доследственных проверок и расследования преступлений, подследственных Федеральной службе судебных приставов», утв. ФССП России 15.09.2014 N 0004/22)

В соответствии с положениями приказа Минюста России от 20.12.2002 N 346 «Об утверждении Методических рекомендаций по производству судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации» сроки производства судебных экспертиз устанавливаются руководителем экспертного учреждения при даче соответствующего поручения эксперту (экспертам) в пределах 30 календарных дней. При этом учитывается объем, сложность предстоящих исследований, нормативные затраты времени на их проведение, фактическая загруженность экспертов, иные обстоятельства, связанные с производством экспертизы.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *