Проблемные активы банков

Проблемные активы банков

Банки оперируют в своей деятельности отраслевой терминологией, однако клиенты, сталкиваясь с некоторыми терминами, могут неправильно трактовать реальное состояние сделки с организацией или вовсе впадать в отчаянье. Многих людей пугает понятие, проблемный кредит.

Статус проблемного или сомнительного кредита периодически приводит к недопониманию между лицами, совершившими сделку.

Прежде чем переходить к разъяснению смысла общего финансового определения, стоит выделить, что официальная терминология, используемая сотрудниками для обозначения займов, ни в коем случае не призвана принизить или оскорбить заемщика.

Если клиент слышит в свой адрес слова «проблемный» или «сомнительный», речь идет, лишь об описании обслуживаемой сделки.

Что это такое

Проблемными называют кредиты, возвратность которых сомнительна. Чаще всего такой статус приписывается просроченным долгам, но многие банки его применяют также в период скоринга и иных процедур оценки кредитоспособности заемщика.

ВНИМАНИЕ! Если работник банка в момент рассмотрения заявления на оформление нового кредита интересуется наличием сомнительных задолженностей, чаще всего, утвердительный ответ серьезно убавляет шансы на одобрение кандидатуры.

Причиной проблемного кредита может являться: оговоренная договором выплата не была перечислена на официальный счет банка в установленный срок или происходят систематические нарушения со стороны клиента.

Это основные причины возникновения подобной проблемы. Производится процедура принудительного закрытия долга путем:

  1. Реализации имущества под залог.
  2. Использование поручителей.
  3. С помощью суда.
  4. Передачи обязательств иному клиенту.
  5. Осуществляются процедуры отсрочки выплат, реструктуризации и рефинансирования долга.
  6. Возникают постоянные просроченные платежки вследствие снижения платёжеспособности клиента.
  7. Открытие расследования при подозрении в мошенничестве.

Очень часто сомнительными называются любые кредиты, которые оформляются на имя определенного заемщика. К примеру, вопросы могут вызвать кредиты, полученные лицами без работы или прописки по месту жительства. Все это является признаками проблемности.

Кредиторы могут выставить ярлык проблемного кредита на любой договор, если есть даже минимальный риск возникновения просроченных выплат или конфликтов.

ВНИМАНИЕ! По законам России, кредитор не имеет права мешать клиенту, решившему перечислить деньги для погашения кредита до указанной в документах даты.

Проще говоря, заемщик имеет право в одностороннем порядке завершить сотрудничество, сперва перечислив полученную сумму, но сэкономив при этом на процентах, комиссий и так далее.

  • В виде примера классификации проблемных кредитов можно разобрать задолженности в официальном портфеле согласно финансовому положению заемщика: Класс «А» (стандартного типа) — финансовая ситуация прекрасная, что дарит возможность вернуть всю сумму кредита и процент по нему в выставленный срок.
  • Класс «Б» (под контролем) — финансовая ситуация хорошая, но ее сложно поддерживать на одном уровне в течение долгого времени.
  • Класс «В» (субстандартного типа) — финансовая ситуация нормальная, но есть страхи, что она может стать проблемной.
  • Класс «Г» (сомнительного характера) — финансовая ситуация неудовлетворительная, и появляются сомнения в части погашения задолженности и процентов.
  • Класс «Д» (безнадежный тип) — финансовая ситуация убыточная и понятно, что ничего возвращено не будет и благоприятного развития не может быть.

Таким образом, рассматривания выписанное выше, определение кредита как «сомнительного», банк может отнести к проблемным займам, все классифицируемые ссуды за исключением стандартных типов.

Кто виноват

Если задолженность все же причислена к проблемным, организации предстоит сложная работа, сформированная из трех этапов: анализ документации, манипуляции по изменению ситуации на благополучную и неплатежеспособность. Организация может помочь клиенту и поменять условия его договора. В конце концов, закрытие долга, это выгода для всех.

Здесь важны взаимные уступки, приводящие к ликвидации проблемы. Анализ документов поможет вычислить, какие из расходов заемщика постоянны, а какие временны, что можно снизить и как еще получить деньги.

Важно смотреть и на личный счет клиента. Возможно, путаница личных и фирменных средств и есть причина проблемы.

Второй метод решения – это реабилитация. Здесь организация должна оценить, стоит ли вообще осуществлять подобное мероприятие. Все начинают с разбора причин проблемы. Для этого проверяются налоговые декларации, документация на залог, возможно, иски из суда.

При личной встрече сотрудники банка обсуждают с заемщиком различные пути решения и выяснят, готов ли он и в будущем сотрудничать с этим учреждением. Затем формируется план действий и осуществляется реструктуризация задолженности. Выставляются другие сроки выплат. До полноценного погашения займа за проблемным клиентом устанавливается беспрерывный контроль.

ВАЖНО! Реабилитация – трудный и дорогой процесс. Прежде чем начать, учреждение должно убедиться не только в финансовой надежности заемщика, но и обстановке в России в общем. Глупо рассчитывать на возвращение средств, если политическая и экономическая сфера окружена проблемами.

Конечный, самый важный шаг – ликвидация. Это нежелательно, потому что ухудшает репутацию организации и не всегда может принести сумму в полноценном объеме. Иногда выплаты идут очень медленно. Ликвидация организации заемщика может идти как целиком, так и частично.

Как поступить

Есть пару хитростей для людей, которые не могут закрыть долг. Вот основной список:

  1. Вы можете активировать «кредитные каникулы», и попробовать за этот срок отыскать необходимую сумму.
  2. Если вы не зарегистрированы как предприниматель, вы можете объявить себя банкротом и закрыть обязательства.
  3. В рамках процесса банкротства продайте имущество, записанное под залог, и если после этой манипуляции, долг все равно не закрыть, попробуйте списать разницу. Это растянется на пару лет, за которые можно опять-таки отыскать деньги.

Но все, же самое важное – не закрывать глаза на проблему. Не стоит затягивать с выплатами или пытаться использовать мошеннические действия. Кредит сам по себе не исчезнет. А чистая кредитная история вам может помочь в будущем. Кредиты это серьезные проблемы, и пути их решения зависят только от вас.

Банки предлагают помощь в погашении подобных задолженностей, если своевременно обратившись за помощью люди, не игнорируют советы по возвращению платежеспособности. Иногда работники допускают вариант с частичным списанием долга, но в основном речь идет только об изменении графика выплат, рефинансировании или реструктуризации сформировавшейся суммы долга.

ВНИМАНИЕ! Государство выделяет банкам деньги на погашение кредитов.
Финансовые учреждения формируют из своей прибыли резервы на возможные потери по кредитам и по некоторым видам эти резервы достигают 100 % суммы займа.

Вот из этих резервов потом и списываются проблемные кредиты. При наличии признаков проблемного займа финансовые организации предпринимают следующие действия:

  • Полноценная проверка информации клиента.
  • Анализ актуальных проблем, которые появились у заемщика.
  • Открытие отсрочки обязательных перечислений.
  • Реструктуризация долга.
  • Рефинансирование с консолидацией.
  • Изменение условий договора.
  • Привлечение работников и коллекторов для изменения ситуации.
  • Реализация имущества под залог или привлечение поручителя в варианте обеспеченного кредитования.
  • Обращение в судебные органы с целью принудительного взыскания задолженности.

Кредитный отдел учреждения должен сформировать очень комфортную и безопасную линейку продукции. Для этого работники банков занимаются аналитической работой. Они обязуются проверять сведения о проблемах, с которыми могут столкнуться клиенты.

Всем кредитным продуктам в ассортименте банков приписываются категории по уровню финансового риска. При работе с клиентами производится ежедневный контроль на предмет появления просроченных платежей.

Таким образом, специалисты присваивают сделке статус сомнительного кредита с единственной целью – подобным образом организации отмечают потенциально опасные договора, которые могут при определенном стечении обстоятельств, спровоцировать серьезные убытки.

Вопрос: Кредитная организация (далее — Банк), просит пояснить позицию Банка России в отношении требований к заполнению отчетности по форме № 0409117 «Данные о крупных ссудах» (далее — Отчет), составленного в соответствии с Указанием БР от 24 ноября 2016 № 4212-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный Банк Российской Федерации».

Так в Отчет помимо информации о 30 наиболее крупных предоставленных ссудах включается также информация обо всех обремененных ссудах, превышающих 5% величины собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы), возврат которых зависит от исполнения обязательств третьим лицом (третьими лицами) — конечным получателем (конечными получателями) денежных средств либо собственных обязательств кредитной организацией (головной кредитной организацией и участниками банковской группы). На основании изложенного просим пояснить:

1. Следует ли в целях формирования Отчета считать обремененными ссудами выданные отчитывающимся Банком ссуды, целевое назначение которых, указанное в тексте кредитного договора — финансирование третьих лиц?

2. Что может быть признано в целях формирования Отчета в качестве обременения по собственному обязательству кредитной организации?

3. Следует ли понимать, что в графах 27-29 Отчета приводятся характеристики сделок в отношении третьего лица, в обязательном порядке описанные в условиях кредитного договора с клиентом Банка?

4. Позволит ли формат Отчета включать информацию обо всех обремененных ссудах, превышающих 5% величины собственных средств (капитала) Банка даже в том случае, когда суммарное количество крупных и обремененных ссуд превышает 30?

Ответ:

Департамент банковского регулирования рассмотрел обращение Кредитной организации о порядке составления отчетности по форме 0409117 «Данные о крупных ссудах» (далее — форма 0409117) от 10.01.2017 № 316/123 и сообщает следующее.

Под обременением в целях заполнения формы 0409117 понимается наличие по активу любого соглашения, которое ставит в зависимость возврат денежных средств (активов) кредитной организации от исполнения третьими лицами и (или) кредитной организацией своих обязательств. При этом под обязательством, по которому осуществлено обременение, понимается обязательство, в целях обеспечения исполнения которого осуществлено обременение актива.

Таким образом, если кредитным договором или иным договором предусмотрена зависимость погашения денежных средств, предоставленных кредитной организацией, от исполнения обязательств третьими лицами, то такая ссуда является обремененной.

Примером обременения активов по собственным долговым обязательствам являются ссуды (долговые обязательства), предоставленные кредитной организацией Банку России в качестве обеспечения по обязательствам перед ним.

В графах 27-29 формы 0409117 указывается информация из договоров, в соответствии с которыми осуществлено обременение актива.

В целях сбора информации обо всех обремененных ссудах, превышающих 5% величины собственных средств (капитала) кредитной организации, в рамках программного обеспечения формы 0409117 предусмотрены дополнительные строки.

Начальник управления
методологии текущего надзора

Проблемные активы банка

Проблемные активы

Активы банка представляют собой средства собственного капитала банка, а также средства клиентов – вкладчиков, которые были размещены на банковских счетах для дальнейшего получения прибыли.

Данные средства отражаются в активах бухгалтерского баланса банка.

Существуют самые разнообразные виды активов, немаловажной категорией активов для функционирования коммерческого банка является – проблемные активы.

Понятие и сущность проблемных активов банка

Определение 1

Проблемные активы – это те же активы, которые отличаются от других видов тем, что процесс их реализации является довольно сложным, а в некоторых случаях и совсем невозможным.

Активы становятся проблемными в том случае, когда в отношении таких активов появляются сложные экономические ситуации. Таким образом, у активов снижается уровень эффективности, а в следствии этого увеличивается уровень рисков, связанных с активами, а так же вырастают и расходы банка.

Проблемными активами для коммерческих банков, в первую очередь, являются задолженности по кредитам. Таким образом проблемными активами считаются кредиты, по которым нарушены условия кредитного договора, а так же задолженность по которым погашается не вовремя и не в полном объеме.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Формы проблемных активов

Проблемные активы могут приобретать ту или иную форму:

  • Задолженность в форме денежных средств;
  • Убытки, расходы коммерческого банка. Дебиторская задолженность, которую невозможно погасить по причине неплатежеспособности должников либо по решению судебных органов;
  • Экономические отношения, которые подверглись экономическому конфликту;
  • Новое, недавно приобретенное имущество, на которое еще не оформлено право собственности;
  • Такие активы, которые были получены банков вследствие фиктивных сделок;
  • Денежные средства, направленные в инвестиции с высоким уровнем риска.

Управление проблемными активами

Замечание 1

Целью управления активами банка является наиболее эффективное размещение и использование собственных, а так же заемных средств коммерческого банка. Эти условия поспособствуют увеличению прибыли банка.

Перечислим основные принципы при управлении активами коммерческого банка:

  • управление уровнем доходности активов банка;
  • предложение большего спектра активных операций в банке;
  • поддержание подходящей структуры активов;
  • осуществление анализа рисков и создание резервов.

Методы управления активами

Существует три метода управления активами в банке:

  • Метод общего фонда средств. Данный метод предлагает следующий вариант управления активами: необходимо осуществлять накопление всех, поступающих в банк средств, в одном общем фонде.
  • Метод распределения активов. Данный метод предлагает банкам отделять активы (средства) друг от друга в зависимости от норм обязательных резервов, а так же скорости их обращения. Плюсами такого метода являются: наличие координации сроков среди объемов активов, а так же уменьшение величины высоколиквидных активов и достижение роста в объемах дополнительных вложений, что приведет к росту прибыли. Недостатками такого метода являются отсутствие связи между различными видами вкладов и суммарным количеством вкладов, а так же полная независимость источников активов от способов их применения.
  • Математический метод управления активами. Наиболее распространенный метод управления активами в банковской практике. Такой метод позволяет работать одновременно и с активами, и с пассивами. Основным минусом математического метода является неспособность некоторых коммерческих банков осуществлять расчеты, а так же делать выводы по результатом расчетов.

Замечание 2

У каждого из данных методов имеются свои минусы и плюсы, поэтому нельзя выбрать самый оптимальный или лучший метод для управления активами коммерческого банка.

Накопитель проблем: как будет работать фонд плохих активов на 2 трлн руб.

По оценкам ЦБ, создаваемый фонд будет работать около трех—пяти лет, после чего все активы будут проданы на рыночных условиях.

Без партнеров не справиться

Опыта работы со структурами, управляющими непрофильными активами, у Банка России нет. ЦБ планирует привлечь к деятельности фонда Агентство по страхованию вкладов (АСВ) и Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ). От АСВ регулятору понадобится опыт по ликвидации активов и судебному преследованию, сотрудничество с агентством «будет точечным», сказал Поздышев. РФПИ войдет в уставный капитал фонда — соответствующее соглашение было подписано 24 мая в рамках ПМЭФ. Представитель РФПИ будет в совете директоров фонда, доля РФПИ в капитале фонда непрофильных активов (оценивается в 1 млрд руб.) не раскрывается, но она, по словам главы РФПИ Кирилла Дмитриева, будет небольшой.

Василий Поздышев также сообщил, что активы фонда разделят на два блока. В первый, объемом около 40%, войдут «совсем плохие активы, которые нужно ликвидировать» (предприятия в состоянии банкротства). Во второй — предприятия, которые работают, то есть непрофильные активы (60% фонда). Непрофильные активы будут разбиты по кластерам — нефтяной, лесной, сельскохозяйственный (производство мяса, птицы, зерна, земельный фонд), недвижимость (торговые центры, жилье, офисная недвижимость, отели). Фонд совместно с РФПИ будет «смотреть, как можно повысить их стоимость, чтобы вернуть деньги», уточнил представитель ЦБ.

АСВ также может передать фонду «часть активов, которые имеют перспективы вырасти», сообщил гендиректор АСВ Юрий Исаев. В свою очередь, АСВ, по его словам, могло бы взять из фонда те активы, качество которых сначала может выглядеть неплохо, а потом может ухудшиться.

По словам зампреда ЦБ, мероприятия по созданию фонда проблемных активов находятся на завершающей стадии, а объем активов, который будет поступать в этот фонд, должен быть закрыт к концу 2019 года. У фонда будет банковская лицензия, однако собственно банковской деятельностью он заниматься не будет. В пассивах фонда сейчас — только кредит ЦБ, из других источников средства привлекать не планируется, уточнил Поздышев.

Ранее ЦБ заявлял, что рассчитывает по итогам работы фонда вернуть в среднем 40–60% от предоставленных на санацию средств — то есть от 1,46 трлн руб., по данным отчета ЦБ за 2017 год.

Фонд стрессовых активов

Несмотря на формирование специального фонда, проблема существенного объема плохих активов в банковской системе остается, указывает заместитель директора группы банковских рейтингов АКРА Ирина Носова. Их основная часть уже выявлена и передается в фонд, но в ближайшие два года АКРА ожидает увеличения фонда еще примерно на 500 млрд руб. Проблемные активы накапливались в течение нескольких лет, и банки их тщательно скрывали (в отчетности по МСФО в среднем около 40% проблемной задолженности намеренно не отражается), отмечает она.

В фонд могут быть переведены активы, кредитное качество которых может ухудшиться со временем, предположил старший директор Fitch Александр Данилов. В связи с этим он отмечает два важных момента: во-первых, неизвестно, насколько адекватно санированные банки зарезервировали свои проблемные активы — в частности, насколько хорошо покрыты риски (кредиты и облигации) по «Открытие Холдингу»; второй момент может быть связан с расчисткой негосударственных пенсионных фондов в рамках санации банка «ФК Открытие». Возможно, там есть активы ненадлежащего качества, которые также могут быть переданы в этот фонд.

По словам управляющего директора Национального рейтингового агентства (НРА) Павла Самиева, нельзя исключать, что в фонд могут попасть новые банки с плохими активами, которые пока не находятся на санации. Создаваемый институт можно назвать даже не фондом плохих активов, а фондом стрессовых активов, считает эксперт, ведь речь идет о том, что из санируемых банков и других источников в него могут попадать активы, которые неправильно и некомфортно держать на балансе банков. Это могут быть долгосрочные инвестиции, которые не являются плохими, но в то же время не соответствуют структурным требованиям кредитных организаций, объясняет он.

В периметр фонда также могут войти плохие и непрофильные активы и с более мелких переданных в Фонд консолидации банковского сектора (ФКБС) банков, в частности АТБ и банка «Советский», предполагает ведущий аналитик рейтингового агентства «Эксперт РА» Иван Уклеин. Это будет не только и не столько выкуп плохих активов, сколько выкуп непрофильных активов, то есть реализация недвижимости, недостроев, крупных залогов, полученных по отступному, а также активов, которые требуют многочисленных пролонгаций и реструктуризаций, заключил он.

Банки выздоровели

Создание фонда плохих активов способствовало оздоровлению санируемых за счет ФКБС «ФК Открытие», Бинбанка и Промсвязьбанка. Василий Поздышев рассказал, что к концу прошлого года общий объем проблемных активов банков, проходящих оздоровление за счет ФКБС, составлял 7 трлн руб., а спустя полгода ЦБ создал «одну крупную и здоровую финансовую группу на базе банка «ФК Открытие», которая в итоге будет управлять Бинбанком (будет присоединен до конца года), «Росгосстрахом» и тремя негосударственными пенсионными фондами (НПФ электроэнергетики, «ЛУКОЙЛ-Гарант» и НПФ «РГС»). Проблем у финансовой группы с точки зрения ликвидности и капитала нет, подчеркнул Поздышев.

​Завершено оздоровление и будущего оборонного банка — ПСБ. Через одну-две недели он, как и планировалось ранее, будет передан в казну, чтобы сосредоточиться на работе с предприятиями ОПК. С баланса банка сняли как активы, связанные с бывшими собственниками (братьями Ананьевыми), так и санировавшийся им Автовазбанк. Общая сумма докапитализации банка составила 243 млрд руб. в виде облигаций федерального займа (ОФЗ). На баланс банка перейдут оборонные кредиты — в феврале глава Минфина Антон Силуанов оценивал их в 1 трлн руб. — от других банков.

Поздышев также внес ясность по одному из главных касающихся ПСБ вопросов — будут ли оборонные кредиты переданы вместе с капиталом. Именно таков был изначальный план, предложенный Минфином, однако главы Сбербанка и ВТБ Герман Греф и Андрей Костин выступали против такой схемы. В конце апреля, как говорил осведомленный источник РБК, из законопроекта, регулирующего передачу кредитов, исчезла норма об обязательной передаче капитала вместе с активами. «Это будет решаться корпоративными процедурами — право принимать решение о передаче капитала будет отдано акционерам «, — говорил он.

В четверг, 24 мая, Поздышев объявил — схема передачи кредитов ПСБ будет индивидуальной для каждого банка. По словам зампреда ЦБ, предполагается, что при передаче с балансов банков кредитов будут также передаваться инструменты капитала, а какие — каждый банк будет решать сам: это могут быть субординированные кредиты, которыми государство ранее докапитализировало банки, привилегированные акции или часть прибыли.

Объемы проблемных кредитов, вызванные финансовым кризисом, сокращаются в Европе гораздо медленнее, чем в США и Японии. В то же время на европейском рынке сейчас наметился интересный тренд — создание экосистемы проблемных активов.

Предпосылки для перемен

Прошло десять лет после финансового кризиса 2008 года, и отрасль банковских услуг в Европе заметно изменилась. Некоторые преобразования вызваны развитием технологий, сменой предпочтений клиентов и ростом конкуренции. Другие связаны с проблемами, возникшими в результате кризиса, и попытками преодолеть его последствия. В некоторых случаях проявляется действие обоих факторов одновременно. Это относится к попыткам реструктуризации больших объемов проблемных кредитов в Европе.

Вообще, в Европе реструктуризация проблемных кредитов проходит медленно. По данным на конец третьего квартала 2017 года, совокупные объемы банковских проблемных кредитов там составляют около 854 млрд евро (4,2% общего объема кредитов), которые сосредоточены на нескольких рынках.

Успешное снятие с баланса и реструктуризация проблемных активов является первостепенной задачей для Европы. При этом подход к реструктуризации таких проблемных активов находится в стадии серьезной трансформации.

В целом, условия для реструктуризации улучшились с момента последнего кризиса. Регуляторная реформа повысила прозрачность качества активов и способности банков принимать убытки. В то же время пока основные усилия были направлены на работу с необеспеченными кредитами и кредитами под залог недвижимости, но остаются еще неоднородные кредиты в корпоративном сегменте и сегменте МСБ, которые сложнее реструктурировать. Для эффективного управления проблемными кредитами в новых условиях потребуется применять подходы, основанные на инновациях и сотрудничестве (рис. 1).

Развитие подходов к реструктуризации проблемных кредитов

С начала кризиса большинство правительств европейских стран изменили подходы к работе с проблемными кредитами, процедуры реструктуризации и банкротства, правила взыскания задолженности и налоговые стимулы. Развитие надзорных систем на уровне всей Европы (например, подготовка Европейской службой банковского надзора единого определения термина «проблемные кредиты» и внедрение комплексной оценки Европейского центрального банка) способствовало повышению прозрачности качества активов и эффективности сравнения между различными странами. Решения по реструктуризации проблемных кредитов развивались в три этапа.

Первый этап: кризис и ответные меры при поддержке государства (2009–2013 годы)

Ключевую роль в первом посткризисном периоде играли инициативы правительств, направленные на восстановление финансовой стабильности и доверия к системе. Эти инициативы были разнообразными по своему характеру: прямые вливания капитала, программы реструктуризации и ликвидации банков, программы защиты активов и компаний по управлению активами при поддержке государства (создание компаний по управлению активами или «плохих банках» как для банковской системы в целом, так и для отдельных кредитно-финансовых организаций). Перечислим три самых распространенных подхода.

• Внутренние подразделения по работе с проблемной задолженностью и компании по управлению активами одного банка. Многие банки создавали внутренние подразделения, задачей которых являлось управление непрофильными активами (главным образом проблемной задолженностью). Для большинства это было условием получения государственной поддержки, но некоторые делали это по собственной инициативе. Иногда такие внутренние подразделения обособлялись в отдельные юридические лица, входящие в состав банковской группы, с отдельными балансом и финансированием, то есть в компании по управлению активами одного банка. Благодаря разделению активов на «хорошие» и «плохие» удалось отделить управление проблемной задолженностью от основного банковского бизнеса.

• Программы защиты активов. По своей структуре программы защиты активов представляли собой страховку в отношении портфеля непрофильных активов, благодаря которой организации, получающие государственную поддержку, покрывали часть убытков по сформированному портфелю (до определенного лимита и при условии наличия конкретных триггеров) в обмен на вознаграждение. То есть банки могли оставить активы на своем балансе, но при этом снизить вес риска для тех активов, которые были включены в программу защиты. Таким образом, улучшая профиль рисков, банки расширяли свои возможности в части доступа к финансированию и капиталу. Примеры такого подхода: программа по защите активов для банка RBS (Великобритания) в 2009–2012 годы на 300 млрд фунтов стерлингов, программа государственных гарантий по вторичным убыткам для HSH Nordbank (Германия) на 7 млрд евро, размер которой в 2013 году увеличили до 10 млрд евро. В Испании программы защиты активов также использовались для содействия продаже банков, оказавшихся в кризисной ситуации; например, при продаже CAM банку Sabadell в 2011 году и продаже Banco de Valencia банку Caixabank в 2012 году.

• Компании по управлению активами банковского сектора. Создаваемые при поддержке государства компании по управлению активами предназначались для приобретения проблемных кредитов у банков и «очистки» банковских балансов. Благодаря своей специализации и размеру они не только получили нужные ресурсы и достигли экономии за счет масштабов, но и смогли держать проблемные активы на своем балансе достаточно долго, чтобы максимально увеличить их стоимость. Примерами таких компаний могут служить NAMA, созданная в Ирландии в 2010 году; SAREB, созданная в Испании в 2012 году; DUTB, созданная в Словении в 2013 году.

Второй этап: рост числа решений с участием частного сектора (2013–2016 годы)

Благодаря развитию компетенций в области управления проблемной задолженностью и появлению более полных и более качественных данных стала расти роль решений, которые предлагались частными компаниями. Стали появляться внешние обслуживающие компаний и факты (несубсидированных) продаж портфелей проблемных кредитов или подразделения по работе с проблемной задолженностью («сервисные платформы»). Также стали развиваться стратегические партнерства обслуживающих компаний и инвесторов. Банки стали передавать внешним партнерам дополнительные этапы цепочки создания стоимости по работе с проблемными кредитами, а небанковские инвесторы смогли приобретать портфели таких активов без необходимости развития у себя соответствующих компетенций.

Третий этап: сотрудничество и экосистемы проблемных кредитов

С начала кризиса значительно улучшились не только условия для реструктуризации проблемных кредитов (как с точки зрения нормативно-правового регулирования, так и с точки зрения операционной среды), но и возможности банков по управлению такими кредитами. Однако система работы с проблемными кредитами меняется вместе с изменением цикла реструктуризации. Актуальными стали следующие меры.

• Координация действий и обмен знаниями. Показательным примером более эффективного взаимодействия является «Венская инициатива» (Vienna Initiative). Этот форум был создан для обмена знаниями и совместного принятия решений в условиях кризиса в странах Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Среди его участников — такие организации, как Европейский банк реконструкции и развития, Европейская комиссия, Европейский инвестиционный банк, Международный валютный фонд и Всемирный банк. Недавно форум запустил специальную инициативу для обеспечения прозрачности и обмена передовыми практиками, направленную на экспертов отрасли, представителей правительственных структур и международных инвесторов.

• Секьюритизация. Несмотря на то что секьюритизация широко использовалась в отношении непроблемных кредитов с низким уровнем риска, интерес инвесторов к секьюритизации проблемных кредитов проявился лишь недавно. На данный момент лидирует Италия, где в 2016 году при поддержке государства была запущена специальная программа, позволяющая приобрести государственную гарантию по старшему траншу при условии, что старшие ноты имеют рейтинг не ниже инвестиционного.

В рамках данной программы была оказана поддержка как минимум трем небольшим банкам (Popolare di Bari, Carige и Creval), а общая сумма поддержки составила около 3 млрд евро. Крупные банки также проявили интерес к секьюритизации при осуществлении крупных сделок (сделка UniCredit на сумму 18 млрд евро и тендер San Paolo на сумму 1,35 млрд евро), хотя и за рамками программы государственной поддержки.

• Мультибанковские платформы реструктризации. Проблемные кредиты корпоративного сегмента и сегмента МСБ, выданные различными банками, гораздо сложнее в управлении и требуют взаимодействия с кредиторами, экспертной оценки платежеспособности заемщиков и вероятности погашения кредита. Однако многие банки и сторонние обслуживающие компании не обладают необходимыми компетенциями. Сейчас появляются платформы для работы с неоднородными портфелями кредитов. Они позволяют совместить меры по реструктуризации в банках-участниках со стремлением к получению максимального дохода от погашения долга. В идеале платформа сможет объединять проблемные кредиты, находящиеся на балансе разных банков, в единый пул и получит больше полномочий в отношении заемщиков, что позволит ускорить процесс принятия решений по мерам реструктуризации. Платформа может также получать у банков информацию по заемщикам и выступать в роли единой точки контакта для таких заемщиков, чтобы повысить эффективность взаимодействия и быстрее принимать решения. Кроме того, такая платформа может использоваться для распределения затрат между банками и повышения эффективности переговоров со сторонними организациями. На рис. 2 показано, как может функционировать такая платформа.

Проблемные долги: что дальше?

Для успешного разрешения ситуации с проблемными кредитами в Европе потребуются инновационные подходы, основанные на сотрудничестве. Такие подходы уже начали появляться, и можно прогнозировать дальнейшее развитие решений по управлению проблемными кредитами, которое приведет к созданию экосистем проблемных активов. Новые решения могут включать в себя разные инструменты.

Во-первых, развитие партнерств, обширное сотрудничество между компаниями, использование стороннего опыта проведения реструктуризации, компетенций и доступа к капиталу позволят банкам расширить собственные компетенции, сократить расходы и разделить риски. Кроме того, это будет способствовать проведению транзакций с проблемными кредитами, в особенности в корпоративном сегменте и сегменте МСБ, которые менее привлекательны для инвесторов.

Во-вторых, развитие цифровых и платформенных решений. Изменение предпочтений клиентов, появление цифровых интерфейсов и платформ ведет к трансформации отрасли банковских услуг, что наверняка отразится на работе с проблемными кредитами. Например, появляются платформы для обмена данными, которые позволяют приводить данные различных банков в единый формат и осуществлять их независимую валидацию, что помогает проводить due diligence и повышает рыночную ликвидность.

Также в качестве площадки для торговли активами могут выступить транзакционные платформы (рис. 3). Такая платформа объединяет в себе преимущества информационной платформы и места для взаимодействия покупателей и продавцов, а также позволяет стандартизировать транзакционный процесс. Банки выставляют активы на продажу в стандартизированном формате. Инвесторы ищут активы, соответствующие их требованиям и ставкам доходности, и приобретают активы у различных продавцов. Это позволяет сократить расходы на услуги посредников, ускорить проведение транзакций и предоставить доступ к транзакциям с проблемными кредитами более широкому круг инвесторов и банков. Для защиты интересов клиентов, банков и инвесторов, обеспечения конфиденциальности данных и их надлежащего использования, а также повышения доверия к платформе потребуются исчерпывающие стандарты управления и надежные технологии безопасности, поэтому платформой должна управлять независимая организация. Подобные масштабные модульные решения способствуют созданию более обширной экосистемы проблемных активов.

При этом государство по-прежнему остается стратегическим партнером финансовых организаций в работе с проблемными активами. В данном направлении нужны реформы, чтобы развивать условия для реструктуризации проблемных кредитов, например улучшение процедур реструктуризации и банкротства, введение налоговых стимулов, продвижение инструментов для обмена долговых инструментов на долевые и оптимизация бюро кредитных историй. При этом важную роль сыграет сравнительный анализ, запланированный Европейской комиссией для определения эффективности национальных подходов к взысканию задолженности. Кроме того, нужны прямые инвестиции в решения по работе с проблемными кредитами на рыночных условиях в соответствии с правилами предоставления государственной поддержки и Директивой о финансовом оздоровлении и санации банков. Один из способов инвестиций заключается в создании или инвестировании в фонды корпоративной реструктуризации с частными инвесторами, обладающими полномочиями по реструктуризации проблемных кредитов.

По материалам отчета компании Oliver Wyman. Отчет компании Oliver Wyman посвящен анализу проблемных активов в регионе EMEA, а также новым инновационным тенденциям и совместным подходам к управлению такими активами. Новые тенденции коренным образом изменят подход банков к управлению портфелем неработающих кредитов и предотвращаю будущих проблем.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *