Проблемы трудовой миграции

Проблемы трудовой миграции

Правовое регулирование трудовой миграции в России

Исторический опыт правового регулирования мигра­ционных процессов на современном этапе дает возможность Российской Федерации выработать наиболее эффективный гуманистический подход к решению политических, эконо­мических и социальных аспектов трудовой и вынужденной миграции.

В настоящее время трудовые и социальные иммигра­ционные и эмиграционные процессы носят глобальный всеобъемлющий характер, затрагивающий как страны Ев­ропы, так и территории других континентов, объединяя их потоками людей, меняющих свое привычное существова­ние. Политические, социальные, религиозные, этнические причины толкают десятки и сотни тысяч людей менять привычный образ жизни и покидать свои страны. В течение 2015-2016 гг. интенсивный поток беженцев из стран Ближ­него востока и Северной Африки, и в том числе экономиче­ских беженцев, захлестнул Европейский Союз. Изменение миграционной политики наблюдается в США, и получение статуса беженца усложняется в Европейском Союзе. Наша страна также затронута мировыми экономическими и по­литическими процессами миграции.

Специфика миграционных процессов отражает ряд факторов. По способу организации трудовая миграция де­лится на организованную (осуществляемую при участии государственных или общественных органов) и неоргани­зованную (индивидуальную, коллективную), которая реа­лизуется силами и на средства самих трудящихся-мигрантов.

По причинам, побудившим людей к формированию и реализации миграционных намерений, трудовую ми­грацию необходимо подразделять на добровольную и вы­нужденную; с учетом современного состояния геополити­ческого пространства — международную, региональную и приграничную. Необходимо отметить, что международная трудовая миграция может иметь несколько разновидностей. Типы миграции зависят от характера и причин переезда. Наиболее экономически развитые страны, обычно, прово­дят продуманное регулирование миграционных процессов, чтобы контролировать поток и оборот иностранцев в стране. Принимаемые меры также влияют на виды миграции рабочей силы, упрощая или усложняя условия переезда иностранцев.

Основными видами трудовой миграции сегодня можно назвать:

Безвозвратную. Сюда можно отнести мигрантов, которые уехали за границу не только на заработки, но и с целью посто­янного проживания.

Временную. В эту группу входят лица, которые живут и работают за рубежом по трудовому контакту. Длительность договора, обычно, составляет от 1 года до 5, после чего работ­ник может продлить договор или вернуться на родину.

Периодичную. Данный вид можно назвать одним из са­мых распространенных. Международная миграция трудовых ресурсов, при которой лица работают в период от нескольких месяцев до года и заняты в сфере услуг, сельском хозяйстве и других отраслях, связанных с изменением времени года.

Маятниковую. Это вид доступен жителям приграничных областей и районов. Люди ежедневно пересекают государ­ственные пределы с целью проведения коммерческой деятель­ности или работы на соседней территории.

Нелегальную. Нередко лица въезжают на территорию другого государства с целью туризма или посещения род­ственников, но остаются в стране на более длительный срок, чем позволяет въездной документ. Во всех странах мира госу­дарственное регулирование направлено на искоренение тру­довых нелегалов.

«Утечку мозгов». Этим термином характеризуется между­народная миграция трудовых ресурсов, при которой из стра­ны выезжают квалифицированные кадры и ценные специ­алисты, творческие и научные деятели (режиссеры, писатели, актеры, инженеры, ученые и т. д.). В России массовая мигра­ция лучших умов была отмечена в период с 2000 по 2004 годы.

Начиная с 2015 г. поток беженцев из региона ближнего Востока, Северной Африки и Афганистана в развитые страны Европы принял совершенно массовый характер, что несомнен­но повлекло за собой изменение в законодательстве, экономи­ческой и социальной сферах Стран Европейского Союза.

Сегодня миграция труда в мире продолжает развиваться по классическому направлению, хотя в последнее время отме­чаются новые тенденции, связанные с международными кон­фликтами 2011, 2013, 2015 — 2016 гг.

С исторической точки зрения иммиграционные и эми­грационные процессы в России и СССР проходили и в преды­дущие периоды. Следует обратить внимание на период 20-30х гг. в истории промышленного развития СССР, когда из стран, находившихся в тяжелом периоде экономического спада, на строительство новых индустриальных гигантов прибывали высококвалифицированные кадры по трудовым срочным кон­трактам из стран Европы и Америки. Источники сообщают о тысячах иностранных рабочих инженеров, экономистов, при­бывших в СССР в качестве трудовых мигрантов. Иммигра­ция в СССР из стран Западной Европы и США достигла наи­более масштабов в годы I-ой пятилетки. Летом 1930г. на XVI съезде ВКП (б) было принято решение о расширении прак­тики посылки за границу советских рабочих и специалистов и приглашения в СССР иностранных инженеров, мастеров и квалифицированных рабочих. В рамках движения междуна­родной пролетарской солидарности развернулась кампания в поддержку социального строительства в СССР. Иностранные специалисты в качестве экспертов, консультантов и т. п. уча­ствовали в проектировании и реализации практически всех крупнейших строек первой пятилетки. Большинство приеха­ло из Германии и США, в этих странах закупалась и основная часть импортной техники. В СССР в 1932—33 гг. находилось примерно 20 тыс. специалистов и рабочих из индустриальных стран Запада (вместе с членами семей — 35-40 тыс.). Это были главным образом немцы, граждане США, а также чехи, фин­ны, итальянцы, французы, испанцы, шведы. В Сибири ино­странные специалисты трудились на предприятиях угольной промышленности (Кузбасс, Черембасс), горно- и золотодобы­вающей промышленности, на Кузнецкстрое и Сибкомбайне, в проектных организациях (Шахтстрой), в некоторых научных учреждениях и т. д. По данным Сибкрайсовнархоза, в конце июля 1930 в Сибирском крае работало 72 иностранных специ­алиста (большинство — из Германии, часть — из США). На 1 декабря 1932 в Западно-Сибирском крае, преимущественно в районах Кузбасса, насчитывалось 330 иностранных специали­стов и 1 050 рабочих (с членами семей — 2 880 человек).

В СССР в 80-е годы были заключены международные со­глашения с КРН, КНДР, Кубой и СРВ соглашения о привле­чении на длительной основе трудовых мигрантов в органи­зованном порядке. Довольно подробно регламентировалось прибытие в СССР и труд граждан Вьетнама в Соглашении между Правительством СССР и Правительством Социалисти­ческой республики Вьетнам о направлении и приеме вьетнам­ских граждан н на профессиональное обучение и работу на предприятиях и организациях СССР (заключено в г. Москве 02.03.1981 г.).

В свою очередь, Советский Союз принимал у себя опреде­ленное количество трудящихся мигрантов в рамках программ СЭВ по контрактам с иностранными фирмами. В начале 1990 г. в СССР работало около 200 тыс. граждан из социалистических стран (в том числе из Вьетнама около 82 тыс., из Румынии — 53 тыс., из Болгарии — 37 тыс., из КНДР — 20 тыс., из ГДР — 14,7 тыс., из Польши — 13,5 тыс., из Венгрии — 4,1 тыс., из Кубы — 0,8 тыс.). При этом в РСФСР работало около 100 тыс. ино­странных граждан. Отраслевое распределение работни­

ков из социалистических стран было следующим: в строитель­стве нефти и газопроводов — 45,5 тыс. человек (из Болгарии, ГДР, Венгрии), в лесной промышленности — 34,2 тыс. человек (КНДР, Болгария), в легкой промышленности — более 20 тыс. (Вьетнам). Фактически это была форма использования трудо­вых ресурсов других стран советским правительством на базе международной трудовой миграции, которая, однако, не вхо­дила в международный рынок труда.

С началом перестройки, а затем и распадом СССР ме­няются подходы к трудовой миграции. В 1991 г. был принят Закон «О порядке выезда из СССР и въезда в СССР граждан СССР», позволявший каждому гражданину свободно выез­жать и работать за рубежом. Был принят Закон «О занятости населения в РСФСР» (июль 1991 г.), подписаны указы Прези­дента Российской Федерации «О мерах по введению иммиграционного контроля» и «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы» (декабрь 1993 г.).

В течение последних более чем двадцати пяти лет на тер­ритории Российской Федерации происходили существенные изменения в развитии правового регулированию положения иммигрантов.

Следует выявить систему уровней правового регулирова­ния положения мигрантов в Российской Федерации.

Международные договоры можно условно разделить на три группы: 1) многосторонние соглашения в рамках СНГ; 2) двусторонние соглашения со странами СНГ; 3) двусторонние договоры со странами т.н. дальнего зарубежья.

Акты Содружества Независимых Государств.

Межпарламентская Ассамблея государств-участников СНГ в 1995 году приняла региональную Конвенцию (так на­зываемый модельный рекомендательный акт «Миграция тру­довых ресурсов в странах СНГ»), содержащую принципы со­гласованной законодательной политики в области миграции трудовых ресурсов в рамках СНГ. Решением Совета министров иностранных дел государств-членов СНГ от 15 сентября 2004 г. утвержден проект Конвенции «О правовом статусе трудящих- ся-мигрантов и членов их семей государств-участников СНГ», который уже в нынешнем году планируется внести на рассмо­трение Совета глав правительств СНГ. В Конвенции предпо­лагается определить понятие и виды трудящихся-мигрантов; пределы ограничений в сфере внешней трудовой миграции; основные права и свободы трудящихся-мигрантов и членов их семей; меры государств-участников по обеспечению и гаран­тированию прав трудящихся-мигрантов.

Международные договоры выступают ведущим между­народно-правовым источником в сфере правового регулиро­вания внешней трудовой миграции. Это обусловлено целым рядом причин. Во-первых, ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации закрепляет приоритет норм международного до­говора над нормами национального права; если междуна­родным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются пра­вила международного договора. Международные договоры остаются единственным источником действующих норм меж­дународного права в области миграции. В-третьих, междуна­родные договоры предоставляют трудящимся-мигрантам, как правило, повышенные трудовые и социальные гарантии, чем действующее в России законодательство о труде.

Важным многосторонним актом по вопросам миграции, принятый в рамках СНГ, является межправительственное Со­глашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и со­циальной защиты трудящихся-мигрантов от 15 апреля 1994 г.

14 января 1993 г. было заключено Соглашение между Пра­вительством Российской Федерации и Правительством Укра­ины о трудовой деятельности и социальной защите граждан России и Украины работающих за пределами границ своих го­сударств. Подобное соглашение было заключено с Республи­кой Молдова. 19 июля 1994 г. заключено Соглашение между Правительством Российской Федерации и правительством Ре­спублики Армения о трудовой деятельности и социальной за­щите граждан России, работающих на территории Республи­ки Армения и граждан Peспублики Армения, работающих на территории Российской Федерации.

28 марта 1996 г. — Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Респу­блики о трудовой деятельности и социальной защите трудя­щихся-мигрантов.

Эти соглашения закрепляют принцип применения на­ционального режима к трудящимся-мигрантам из соответ­ствующей страны. Въезд, пребывание и трудовая деятельность работника регулируются законодательством страны трудо­устройства. Трудовая деятельность оформляется трудовым договором. Закрепляется, что работодатель страны трудоу­стройства регистрирует трудовые договоры в учреждениях, определенных уполномоченными органами и что при изме­нении ситуации на национальном рынке труда каждая страна на основе взаимности может вводить ограничения на прием работников из другой страны. Регулируются вопросы возме­щения работнику ущерба (вреда) вследствие увечья либо ино­го повреждения здоровья, полученного в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

В настоящее время заключены и действуют целый ряд международных договоров по вопросам трудовой миграции со странами дальнего зарубежья. В их числе: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правитель­ством Китайской Народной Республики о временной трудо­вой деятельности граждан Российской Федерации в Китай­ской Народной Республике и граждан Китайской Народной Республики в Российской Федерации от 3 ноября 2000 г. (да­лее — Соглашение с КНР); Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о принципах Правительством Россий­ской Федерации и Правительством Словацкой Республики об организации занятости в рамках выполнения договоров под­ряда и взаимном трудоустройстве граждан от 13 февраля 1995 г.; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша о принципах трудо­вой деятельности российских граждан на территории Респу­блики Польша и польских граждан на территории России от 15 марта 1994 г.; Соглашение между Правительством Россий­ской Федерации и Правительством Литовской Республики о временной трудовой деятельности граждан от 29 июня 1999 г.; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Чешской Республики о временной трудовой деятельности граждан России и граждан Чешской Республики от 25 июня 1998 г.

Следует отметить особенности восприятия трудовых ми­грантов из стран СНГ до 2014 г., отличавшиеся проявления­ми ксенофобии, которые изменились после присоединения Республики Крым и конфликтов на территории Республики Украина и Республики Сирия.

Процесс распада СССР вызвал совершенно новый ми­грационных процесс из стран — бывших советских республик, характеризующийся политическими, религиозными, нацио­нальными и этническими причинами. Это в свою очередь по­требовало разработки принятия нового законодательства «О гражданстве Российской Федерации».

Однако вызовы современной международной политики, на которые предстоит отвечать нашему государству сегодня, требуют выработки адекватных решений.

Ухудшение ситуации в сфере межнациональных отноше­ний, обострение международной политической обстановки отразилось на развитии правового регулирования трудовой миграции в Российской Федерации.

Основные направления миграционной политики со­держатся в «Концепции государственной миграционной по­литики Российской Федерации на период до 2025 г.» (далее Концепция). По итогам реализации предполагается к 2026 г. обеспечить миграционный приток населения в районы Си­бири и Дальнего Востока. Однако основным испытанием для Концепции выступила проблема беженцев и вынужденных переселенцев, объем которых превысил квоты в некоторых регионах страны, связанных с миграционным потоком из Ре­спублики Украина и региона Донбасса. Для решения в ряде субъектов (Ростовская область, Белгородская, Воронежская, Нижегородская область и др.) увеличилась квота на иностран­ную рабочую силу.

Также для лиц, признанных беженцами с 6 октября 2014 г. подоходный налог снизился с 30% до 13%, поначалу данный фактор обострил конкуренцию за кадры, прибывшие с Укра­ины, особенно профессионально подготовленные, но после­дующий экономический спад сделал данное решение неак­туальным. Следует отметить, что процесс развития отраслей российской экономики, направленных на импортозамещение предоставил возможность трудоустройства категории лиц, признанных беженцами, так и гражданам Республики Укра­ина, получившим разрешение на трудовую деятельность на территории Российской Федерации. В 2016 — 2017 гг. предо­ставляется право приобрести «бесплатный гектар» на терри­тории Дальневосточного края.

Правительство Российской Федерации предоставило от­чет об успешном решении проблемы с беженцами (всем было предоставлено жилье, социальное обеспечение и прочее) и за­явило, что «если возникнет аналогичная кризисная ситуация, то она будет решена без затруднений». При этом нельзя забы­вать, что интегрировались в российскую социальную систему люди, близкие по культурному и языковому признаку. Тем не менее, решение данной задачи требовало немалых организа­ционных затрат, а в первые полугодие 2014 г. ситуация была чрезвычайно сложная из-за нескоординированных действий представителей власти и отсутствия конкретного нормативно­правового регламента, определяющего порядок действий при развитии таких кризисных ситуаций.

Следует отметить, что ряд экспертов в области миграци­онной политики прогнозируют возникновение миграционно­го кризиса на территории России аналогичного европейскому, в случае ухудшения ситуации на Ближнем Востоке и Цен­тральной Азии. Успешная координация сил международного сообщества, по решению Сирийского кризиса дает надежду на мирное урегулирование противоречий в этой стране, так и в других странах.

С другой стороны, вновь приобрел актуальность вопрос, касающийся вынужденных переселенцев. Программы, создан­ные для оказания содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, стали реализовываться, в том числе были разра­ботаны новые, направленные на более эффективную работу с бывшими соотечественниками, гражданами бывшего СССР, для оказания им помощи в адаптации. Все эти программы окажут положительное влияния на демографическую ситуа­цию в стране (за период с 2014 по 2015 гг. было принято около 800 тысяч человек, в основном бывшие граждане Республики Украина). Хотя, количество трудовых кадров увеличится, ка­чество улучшится несущественно. При этом в середине 2015 г. Росстат Российской Федерации опубликовал на своем сайте обновленный демографический прогноз до 2030 г. Основной момент, на который следует обратить особое внимание — это сокращение населения почти на десять миллионов к 2030 году, которое необходимо, предположительно, заменить иностран­ной рабочей силой, что выглядит на наш взгляд, нереалистич­но, так как на территории страны десять миллионов иностран­ных граждан по данным ФМС на 2015 г. Причем количество мигрантов сокращается в связи с экономическим спадом вну­три страны, им работать стало просто невыгодно.

Опираясь на вышеизложенное можно утверждать следу­ющее:

  1. В целях преодоления кризисной ситуации, аналогич­ной происходящей в Европейском союзе, на наш взгляд не­обходимо принять закон, регламентирующий, деятельность должностных лиц, а также разработать порядок расширения мест по содержанию беженцев, предусмотреть перевод работ­ников Главного управления по вопросам миграции на терри­торию субъекта Федерации, на котором ожидается критиче­ский приток беженцев.
  2. Необходимо произвести изменения в квотах на прием беженцев. Предлагаем сделать квоты не годичными, а квар­тальными, что позволит создать возможность по передачи квот (конкретно их финансирование) из одного региона в дру­гой, в котором наблюдается приток беженцев, выходящий за рамки квот. В случае использования всего объема квартальных квот региону отдается весь объем финансирования за год, и только после берутся средства по финансированию из других регионов.
  3. Необходимо произвести кодификацию миграционного законодательства. В миграционном кодексе решается целый ряд проблем таких как: наличие пробелов и противоречи­вость правовых норм, используемых для воздействия на участ­ников миграционных процессов; зависимость от нормативных правовых актов более низкого уровня; излишне высокий вес подзаконных актов; многие нормы, регламентирующие сход­ные группы общественных отношений «разбросаны» по раз­личным нормативно правовым актам, что затрудняет право­применительную деятельность.

Также в новом миграционном кодексе будет рассмотрен ряд проблем, появившихся в последние несколько лет: регули­рование «критического» объема беженцев; правовое регулирование статуса соотечественника, проживающих за рубежом; законодательное урегулирование вынужденных переселенцев, в связи с последними изменениями в стране.

Таким образом, проанализировав социально-экономи­ческую действительность и миграционное законодательство Российской Федерации, можно прийти к выводу о необхо­димости проведения масштабных работ в области рефор­мирования миграционного законодательства, а именно его кодификации. Благодаря такому виду систематизации зако­нодательства будет решен, на наш взгляд, целый ряд проблем, в частности, устранены пробелы и противоречия, а также сокращен объем нормативно-правовых актов, регламенти­рующих данную сферу за счет исключения «дублирующих», коллизионных норм, что упростит правоприменительную деятельность и облегчит правовое регулирование миграци­онных процессов.

СНЕТКОВ Виталий Николаевич
доктор политических наук, заведующий кафедрой «Теория и история государства и права» Гуманитарного института Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, профессор

ДОЛГОПОЛОВА Татьяна Анатольевна
кандидат юридических наук, доцент кафедры «Теория и история государства и права» Гуманитарного института Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого

Государственное регулирование трудовой миграции в Российской федерации

Рыночная международная миграция населения России началась в процессе пере­стройки, облегчился выезд за рубеж. Воз­можности конвертации рубля в иностранные валюты, разница в экономическом положении отдельных республик СНГ способствовали пе­ремещению трудовых ресурсов и предприни­мателей через границы Российской Федера­ции.

С переходом к рыночной экономике об­легчилась эмиграция из России: с 1988 по 2000 г.г. страну покинуло около 2,5 млн чел. Значительно больше людей прибыло в Рос­сию в основном из ближнего, но также и даль­него зарубежья.

Выезд трудоспособного населения из России навсегда за рубеж нанес заметный ущерб ее научно-экономическому потенциа­лу, т.к. более половины всех уехавших имели высшее или среднее техническое образова­ние, а значительная часть эмигрантов пред­ставляла, собой золотой фонд отечественной науки. Уехали и уезжают в условиях эконо­мических трудностей самые конкурентоспо­собные и пользующиеся спросом в развитых странах кадры.

Положение России в мировой мигра­ции населения неоднозначно. Страна являет­ся крупным поставщиком рабочей силы и в то же время ежегодно принимает сотни тысяч выходцев из ближнего и дальнего зарубежья на временную работу (ВР) и постоянное место жительства (ПМЖ).

Современное состояние движения на­селения через границы Российской Федера­ции таково:

♦ Из России ежегодно уезжает на ПМЖ за границу 300 — 350 тыс человек, официально заявляя об этом или натурали­зуясь на месте за рубежом. Примерно поло­вина эмигрантов — немцы, евреи и корейцы.

♦ Около 800 тыс россиян по офи­циальным каналам (квотам, контрактам, зак­люченным в России) и неофициально времен­но работают за границей. Структура этой ка­тегории граждан чрезвычайно разнообразна: от строительных и сельскохозяйственных ра­бочих до предпринимателей — хозяев мага­зинов, ресторанов и игорных салонов. Можно встретить российских граждан, работающих агентами по продаже недвижимости на Кипре, официантами в Турции, строительными рабочими в Германии.

♦ В настоящее время существует правовая база для выезда наших соотече­ственников за рубеж на заработки. Прави­тельство РФ заключило со многими государ­ствами договоры в этой области отношений. Экономический спад, глубокие структурные изменения, сокращение производства в обо­ронной промышленности, уменьшение армии и приток переселенцев из республик СНГ, вызвавшие безработицу и снижение уровня доходов ряда социальных групп, являются факторами, стимулирующими выезд из нашей страны на заработки за рубеж. По результа­там опросов наиболее предрасположены к вы­езду на работу за границу научные работники, а также беженцы и вынужденные переселен­цы из других частей СНГ в Россию.

Среди работающих за границей рос­сиян много квалифицированных специалис­тов. По оценке, выходящей в Париже русско­язычной газеты «Последние новости», только в Западной Европе в 2003 г. работало не ме­нее 50 тыс научных работников, преподава­телей, деятелей культуры и искусства, меди­цинского персонала — выходцев из России.

♦ В Россию ежегодно на постоянное место жительства приезжает значительно больше народа, чем уезжает. На 1 сентября 2005 г. в РФ было зарегистрировано 4,3 млн чел., переехавших сюда после распада Совет­ского Союза. Оценить число незарегистри­рованных лиц не представляется возможным. В основном это этнические русские, но не только они. Российское гражданство или раз­решение на проживание получили многие ар­мяне, азербайджанцы, переехавшие в Россию во время вооруженных конфликтов или по де­ловым соображениям.

♦ На временной основе в нашей стране находится не менее 5 млн иностран­цев. Таким образом, наша страна вошла в чис­ло крупнейших государств, реципиентов ино­странной рабочей силы. В России временно работает больше иностранцев и лиц без граж­данства, чем в Англии, Франции или Италии.

В основном это выходцы из республик СНГ — украинцы, молдаване, армяне, азер­байджанцы, таджики. Они трудятся на строи­тельстве, в городском хозяйстве, практичес­ки монополизировали овощную торговлю в городах и торговлю на рынках вообще. Осо­бенно велика роль мигрантов в крупнейших городах России. В Москве трудятся рабочие примерно из 80 стран мира. Они составляют приблизительно половину строительных ра­бочих и 1/3 работников городского и приго­родного транспорта.

Определенную категорию составляют лица без гражданства — беженцы или полити­ческие эмигранты — афганцы, курды, иранцы. На Дальнем Востоке проживает много китай­цев и корейцев. Среди выходцев из стран даль­него зарубежья выделяются две группы лиц:

· первая, это граждане развитых стран, как правило, высококвалифицирован­ные специалисты, работающие по контрактам или в представительствах фирм, банков, в со­вместных предприятиях;

· вторая — выходцы из развиваю­щихся стран, часто нелегально находящиеся в России, для которых условия труда и жизни в нашей стране предпочтительнее, чем на ро­дине; к ним относятся вьетнамцы, китайцы, пакистанцы, индусы. Главная сфера их дея­тельности — торговля, общественное питание, строительство, теневая экономика.

В целом баланс международной миг­рации населения для России положительный, т.е. в РФ больше народа приезжает навсегда и на время, чем уезжает.

Положительный баланс переме­щения населения через российские границы позволяет отнести нашу страну к экономичес­ки развитым государствам с неблагополучной демографической ситуацией, испытывающим нехватку рабочих рук. В таких странах иммиг­рация и прибытие иностранцев на заработки приводит к целому ряду положительных по­следствий, как было показано выше, в первую очередь к ликвидации дефицита рабочей силы, хозяйственному росту, расширению внутреннего рынка, налоговых поступлений в бюджет.

Однако в реальной жизни последствия международной миграции для нашей страны скорее отрицательные. Рассмотрим некото­рые из них. Вначале последствия въезда иностранцев в нашу страну:

1. Прибытие из-за границы пересе­ленцев в значительной степени вызвано не экономическими, а политическими и нацио­нальными соображениями. Это далеко не все­гда подготовленные и конкурентоспособные люди, ищущие работу, а беженцы, вынужден­ные покинуть прежнее место жительства. Они надеются не на свою предприимчивость и трудоспособность, а на помощь центральных и местных властей, соотечественников.

2. Приезд на постоянное место жи­тельства и на временные заработки никак не координируется с реальными потребностями в рабочих руках, наличием свободных рабо­чих мест, он не регулируется и происходит в условиях безработицы в стране. В результате безработица растет и соответствующего при­роста ВВП не происходит.

3. Одна из главных проблем российской экономики — упадок сельского хозяй­ства, обезлюдение деревень, сокращение на­селения в восточной части страны. Приток населения в Россию практически не идет в сельское хозяйство, не направляется в Сибирь или на Дальний Восток, а оседает в больших городах, в первую очередь в Москве, Повол­жье и на юге России.

4. Значительная часть переселенцев и приехавших на заработки занимаются роз­ничной торговлей, подпольным бизнесом, строительством и ремонтом по заказам част­ных лиц и фирм и не платят налогов и соци­альных платежей, что является уходом в те­невую экономику. Результат — недобор нало­гов в федеральный и местные бюджеты, со­циальные фонды.

5. Концентрация мигрантов в на­званных сферах деятельности ведет к моно­полизации ими рыночной и уличной торгов­ли, сетей магазинов, общественного питания, ограничению доступа на рынки местных мел­ких производителей продуктов питания, в первую очередь овощей, фруктов, мяса, уста­новления завышенных цен. Монополизация торговых точек, районов сбыта часто проис­ходит по землячествам, что приводит к кри­минальным разборкам, осложнению крими­ногенной обстановки, ухудшению отношений с коренными жителями. Было бы непра­вильным считать, что в теневой экономике, недобросовестной торговле или в преступле­ниях участвуют исключительно приезжие из южных республик. Однако доля их в раскры­тых фактах ввоза и распространения нарко­тиков и прочих нарушениях законов значи­тельно выше, чем процент среди жителей.

6. Прибытие значительных масс на­селения в страну увеличивает расходы на со­циально-культурные нужды — выплату пенсий, здравоохранение, просвещение, различные пособия.

Из положительных последствий при­бытия населения в Россию из-за рубежа сле­дует отметить следующее:

1. Частичную компенсацию демогра­фического кризиса в стране. Резкое сокраще­ние рождаемости и увеличение смертности за последнее время, не будь переселенцев, при­вело бы к еще большему сокращению населе­ния РФ и уменьшению численности русских.

2. Приезжающие на временные за­работки способствуют восполнению недо­статка низкоквалифицированной рабочее силы в жилищном, дорожном строительстве в розничной торговле.

Серьезные отрицательные послед­ствия вызывает эмиграция населения из Рос­сии.

Несмотря на то, что баланс миграции переселенцев в пользу нашей страны, по уров­ню квалификации разрыв между эмигранта­ми и иммигрантами огромен.

Из выезжающих на постоянное место жительства россиян, по крайней мере, три группы представляют собой серьезный ущерб для страны.

Первая — ученые и высококвалифици­рованные специалисты. Прибытие этих людей в какую-либо страну — это подарок судьбы, будь то математики или артисты в США, фи­зики и преподаватели в Германии или воен­ные инженеры в странах Ближнего Востока. Известен удельный вес этих людей и их роль в науке и высшем образовании многих стран.

Вторая — бизнесмены, уезжающие на­всегда из России и осуществляющие таким образом эмиграцию капитала. Не рассматри­вая причины массового вывоза частного рос­сийского капитала за границу, отметим, что его размеры чрезвычайно велики. По оцен­кам, с 1990 по 2004 г. вывоз частного кап­тала из России за границу составил не менее 300 млрд долл. США, т.е. он намного превос­ходит иностранные государственные кредиты и частные капиталовложения в экономику России вместе взятые.

Конечно, не весь российский капитал за границей переместился туда вместе с его владельцами. Но такое перемещение, т.е. эмиграция собственников капитала из Рос­сии в США и Канаду, Западную Европу, оф­шорные зоны, представляет собой массовое явление, обескровливая и без того не процве­тающую нашу экономику.

Третья группа — этнические немцы, составляющие во многих районах восточной части страны значительную часть средней технической интеллигенции, квалифициро­ванных работников, особенно в сельском хо­зяйстве, связи, на транспорте. Заменить этих непьющих, дисциплинированных и добросо­вестных работников, часто бывает некем.

Трудно провести грань между научны­ми работниками и специалистами, уезжаю­щими из России на время и насовсем. По оценке, в конце 2003 г. за рубежом на вре­менной основе находилось около 80 тыс на­учных работников и преподавателей в разных статусах — на практике, стажировке, по раз­личным иностранным или международным стипендиям, по контрактам. К сожалению, я не располагаю данными, какая часть их оста­ется за рубежом после истечения срока пре­бывания. Руководство зарубежных научно-исследовательских центров проводит целе­направленную политику отбора российских специалистов для постоянной работы. Изве­стно, что значительная часть наиболее ква­лифицированных сотрудников известных НИИ АН РФ, например института математики им. Стеклова, работает за границей.

Во время работы по контрактам в зару­бежных университетах мне проходилось встре­чаться со многими нашими соотечественни­ками, приехавшими на время и получившими приглашения остаться там на работу.

Разница между иностранным специа­листом, приехавшим в Россию, и нашими на­учными работниками за рубежом состоит в том, что иностранец наверняка вернется до­мой, а россиянин возможно и не вернется.

Социально-экономические послед­ствия международной миграции населения для России настолько серьезны, что не зани­маться ими наше правительство просто не может. Однако государственное регулирова­ние перемещения населения через границы -задача чрезвычайно сложная. Государствен­ное регулирование миграции сталкивается с гуманитарными, экономическими, юридичес­кими, национальными и внешнеэкономичес­кими проблемами.

Основные предпосылки этой политики следующие:

1. В демократическом государстве невозможно запретить гражданам выезжать за границу и возвращаться на родину. Это право закреплено в конституции.

2. Российское правительство не мо­жет запретить въезд этнических россиян, проживающих в странах ближнего и дальнего зарубежья.

3. Демографическая ситуация в на­шей стране такова, что при переходе страны к устойчивому хозяйственному росту привлече­ние иностранной рабочей силы на долговре­менной основе будет необходимым.

4. Масштабы, структура и сальдо ба­ланса потоков эмигрантов и иммигрантов, а также лиц, приезжающих и уезжающих на временные заработки .будут зависеть от раз­меров и динамики безработицы, уровня жиз­ни, показателей инфляции, политической стабильности, научно-технической политики и юридических норм въезда и выезда в Рос­сии и странах партнеров.

5. Выезд из России десятков тысяч ученых и специалистов высокого класса пред­ставляет собой печальное явление, но адми­нистративными мерами изменить ситуацию нельзя. Пока в стране не будет четкой перс­пективной государственной политики в обла­сти НИОКР, пока ученые и преподаватели не смогут получать интересную, престижную и достойно оплачиваемую работу, многие из них будут стремиться уезжать за рубеж в совре­менно оснащенные лаборатории, центры на­учной мысли, где их ждет признание и мате­риальная обеспеченность.

Однако это вовсе не значит, что пра­вительство может не предпринимать никаких мер по регулированию международной миг­рации населения через границы России. Изу­чение экономических, социальных и демог­рафических последствий растущего переме­щения населения через российские границы и выработка концепции государственной миг­рационной политики является насущным тре­бованием времени.

Российская государственная полити­ка регулирования международной миграции населения должна включать в себя следую­щие элементы:

— научный анализ потребностей на­шей страны в дополнительной рабочей силе в целом, по отраслям и районам;

— расчет возможностей приема пе­реселенцев — соотечественников из ближне­го зарубежья, на базе которого разрабатыва­ется обеспеченная ресурсами программа их размещения;

— осуществление эффективного контроля за прибытием и проживанием ино­странцев на территории РФ (введение обяза­тельных въездных виз для граждан республик СНГ в связи с этим можно только приветство­вать);

— развивать международные связи в области миграции населения с тем, чтобы выезд на работу или учебу за границу носил легальный характер, чтобы наши граждане пользовались за рубежом всеми граждански­ми правами и защитой наших государствен­ных органов;

— защитить интересы этнических русских и представителей других народов России, проживающих за рубежом, не допус­кать их дискриминации, поддерживать с ними культурные связи, чтобы иметь возможность регулировать их переселение на историчес­кую Родину.

Введение

трудовой миграция бирюлево беспорядок

На сегодняшний день трудовая миграция наблюдается по всех городах и странах мира. Особенно это явление характерно для полифункциональных городов. В свою очередь этот процесс имеет ряд положительных сторон. В результате притока мигрантов увеличивается ресурсный потенциал экономического роста, улучшается обеспеченность рабочими кадрами ряда отраслей. Вместе с тем, имеется целых ряд проблем, связанных с международной трудовой миграцией. Среди них отток денежных средств из экономики России в результате перевода мигрантами заработка на родину, проблема защиты интересов местного населения и его трудовых прав, неудовлетворительные санитарные условия, в которых проживают многие мигранты, способствующие распространению инфекционных заболеваний, и многие другие. Основной проблемой является нелегальная миграция. Нелегальная миграция тесно связана с проблемами коррупции, теневой экономики. А так же межнациональные столкновения между местным населением и приезжими мигрантами, которые в свою очередь могут привести к серьезным последствиям.

Данная тема актуальна тем, что за последние годы участились массовые столкновения мигрантов и местного населения на территории России. Такие крупные, масштабные события не остались не замеченными, и вышли на международный уровень. Поэтому актуальным является PR-исследование и сравнительный анализ реакции отечественных и зарубежных СМИ на такое важное событие, как беспорядки в Бирюлево как проблема трудовой миграции в России.

Объект исследования — межэтнические столкновения на территории России.

Предмет — освещение в СМИ беспорядков в Бирюлево в знак протеста против нелегальной трудовой миграции

Целью исследования является выявление мотивов различий в трактовке отечественными и зарубежными СМИ беспорядков в Бирюлево в знак протеста против нелегальной трудовой миграции.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. изучить проблемы трудовой миграции, как в России, так и в зарубежных странах;

2. произвести мониторинг реакции отечественных и зарубежных СМИ на беспорядки в Бирюлево в знак протеста против нелегальной трудовой миграции;

3. проанализировать особенности подачи информации о беспорядках в Бирюлево в знак протеста против нелегальной трудовой миграции;

4. на основе сравнительного анализа реакции отечественных и зарубежных СМИ на беспорядки в Бирюлево в знак протеста против нелегальной трудовой миграции выявить мотивы, формирующие западную и восточную идеологии СМИ и методы, используемые СМИ для воздействия на общественное мнение.

Проблема трудовой миграции в России

Трудовая миграция является вполне естественным процессом характерным как для России, так и для стран всего мира. Под миграцией понимается перемещение людей через границы территориальных образований, связанное, преимущественным образом, с временной или постоянной переменой места жительства или места работы. По территориальному признаку различают внешнюю (международную) и внутреннюю миграцию, по целям — трудовую, учебную, экономическую и другие виды миграции. Благодаря миграции происходило развитие государств, осваивались земли, и обогащалась культура за счет обмена традициями. В XXI веке человечество вступило в эпоху глобализации мировых процессов, миграция охватила все континенты и страны, ее важнейшая особенность в современном мире — небывалая масштабность.

В российской экономике наблюдается заметная тенденция к увеличению привлечения иностранной рабочей силы. Такие работники привносят значительный вклад в ВВП страны, участвуя в производстве товаров и оказания услуг. Самые масштабные миграционные потоки направлены в Россию из государств — участников СНГ.

Самым популярным городом по привлечению большого количества мигрантов является Москва, так как это полифункциональный город. В связи с большим притоком рабочих повышается ресурсный потенциал экономического роста, улучшается обеспеченность рабочими кадрами ряда отраслей. Но есть и негативные стороны, связанные с трудовой миграцией — это отток денежных средств из экономики государства. Все заработанные деньги мигранты отсылают на родину своим родственникам, дабы те лучше жили, а сами при этом проживают в антисанитарных условиях, что способствует распространению различных инфекционных заболеваний. Большинство мигрантов проживают на территории России нелегально, это является еще одной проблемой, так как встает вопрос коррупции и теневой экономики.

В России проблема миграции имеет свою историю. В 70-х и 80-х годах XX века для работы на конвейере на московские заводы АЗЛК и ЗИЛ в массовом порядке привлекались граждане Вьетнама. С мигрантами заключались четырёхлетние и шестилетние контракты, которые не могли быть расторгнуты по инициативе нанятых на работу. Вьетнамцы хорошо работали, почти не употребляли спиртных напитков и скупали советские товары ширпотреба, не пользовавшиеся спросом у местного населения. После распада СССР и последовавшего банкротства заводов, часть рабочих разъехались по СНГ и работали нелегально.

На сегодняшний день миграция является практически неконтролируемым процессом. В Санкт-Петербурге каждый год привлекается примерно две тысячи рабочих, а по России, эта цифра равняется миллионам человек.

В стране наблюдается нехватка трудовых ресурсов, в связи, с чем привлекается все больше иностранных граждан. Как правило, они готовы выполнять грязную, тяжелую работу за маленькую заработную плату. Российские граждане на такие условия не согласны, а работодатели специально удерживают заработные платы на низком уровне, что в свою очередь приводит к еще большему увеличению притока мигрантов и к безработице среди местного населения. Такая сложившаяся ситуация приводит к социальной напряженности.

В основе трудовых отношений развитых стран лежит договорное регулирование, когда работник определяет с работодателем условия труда на равноправии и взаимоуважении. В данном случае с иностранными рабочими происходит следующее: мигранты являются бесправными для российского работодателя, становятся зависимыми от предпринимателя, и ими становится легко управлять. Это является конкурентным преимуществом иностранных граждан перед коренным населением.

Еще одним фактором формирования проблемы миграции является культурное расслоение между местными и иностранными гражданами. Современная история показывает, иностранные работники (в основной массе) не проникаются культурой той страны, в которой они осуществляют трудовую деятельность. Они продолжают жить по тем канонам, к которым привыкли. Привлечение мигрантов хорошо в том случае, когда будет происходить ассимиляция, то есть постепенное приобщение к культуре страны проживания. В противном случае неминуем социокультурный кризис.

Первый крупный прецедент между мигрантами и местными жителями произошел в 2010 году на манежной площади. Тогда собрались около 5 тысяч человек на митинг, посвящённый гибели болельщика «Спартака» Егора Свиридова. Молодой человек погиб в ходе драки, произошедшей 6 декабря 2010 года между компанией футбольных фанатов и группой выходцев с Северного Кавказа. Действия правоохранительных органов в ходе расследования убийства были восприняты в обществе как покрывательство подозреваемых, что и спровоцировало протесты. Митинг на Манежной перерос в столкновения с милицией. В результате беспорядков пострадали более 10 человек, несколько десятков фанатов были задержаны. После беспорядков произошла серия массовых митингов и уличных столкновений коренных жителей с выходцами из кавказских республик в городах России.

Непосредственным поводом для беспорядков послужили события 6 декабря 2010 года, на автобусной остановке произошёл конфликт между Егором Свиридовым и Асланом Черкесовым. 26-летний Аслан Черкесов из Кабардино-Балкарии серией выстрелов из травматического пистолета убил Егора Свиридова, и ранил его товарища. Во время драки также пострадали друзья Свиридова. В результате следственных мероприятий был задержан сам Аслан Черкесов, а также другие участники нападения — Нариман Исмаилов из Дагестана, Хасан Ибрагимов и Артур Алфибиев. Из пяти задержанных четыре участника драки были отпущены, а затем и вовсе покинули Москву, что в свою очередь вызвало возмущение общественности.

Относительно недавно подобная ситуация повторилась снова в южном округе Москвы, районе Бирюлёво-Западное. Поводом к событиям послужило произошедшее 10 октября 2013 года резонансное убийство местного жителя Егора Щербакова, в совершении которого подозревался мигрант-азербайджанец Орхан Зейналов. По предварительным данным, около 2 часов ночи 10 октября 2013 года, когда 25-летний Егор Щербаков и его подруга Ксения Попова возвращались домой, у подъезда их дома в Востряковском проезде к ним подошёл неизвестный мужчина, с которым у Щербакова завязался конфликт. В результате, которого Щербаков получил проникающее ранение в сердце и скончался на месте; неизвестный скрылся с места преступления.

Первый стихийный митинг прошёл 12 октября, в нём приняло участие около 40 человек. Собравшиеся люди потребовали закрыть расположенную в районе овощную базу, на которой работает большое число иностранных рабочих, а также ужесточить миграционное законодательство.

13 октября несколько десятков человек вышли на «народный сход» к торговому центру «Бирюза» на Булатниковской улице. Одним из организаторов схода был известный националист Александр Белов.

Затем, так как в толпе кто-то сказал, что в торговом центре работают мигранты, около 20 человек ворвались в фойе торгового центра, разбивая витрины и бросая файеры. Это привело к столкновениям с ОМОН.

В районе было нарушено транспортное сообщение. В народном сходе приняло участие, по разным оценкам, от 2000 до 6000 человек. Помимо «приезжих» недовольство местных жителей вызвали действия местных властей, в частности главы управы района Бирюлёво Западное Виктора Легавина и руководства 137-го отделения полиции. Высказывались требования создания «народных дружин» для поисков убийцы. Против подстрекателей и участников беспорядков возбуждено дело по обвинению в хулиганстве. В акциях приняли участие националисты, которые скандировали лозунги «Россия для русских», «Москва для москвичей» и «Россия, вперёд».

Вечером 13 октября протестующие разгромили плодоовощную базу «Покровская», принадлежащую ЗАО «Новые Черёмушки», на которой работали преимущественно мигранты. К овощебазе они подошли со стороны улицы Подольских Курсантов, предварительно перекрыв движение на ней. Численность участников шествия оценивалась в 1000 человек, хотя на территорию самой базы проникло значительно меньшее число лиц. Чуть ранее сообщалось, что ОМОН не допустил погрома на овощебазе. В Москве был введён план «Вулкан», предусматривающий особый режим мобилизации полиции. Была перекрыта Манежная площадь в центре Москвы.

Участники беспорядков избивали встретившихся им уроженцев Кавказа и Средней Азии.

Считается, что беспорядки в Бирюлёво стали самыми массовыми в России за последние годы

Естественная убыль в России превышает естественный прирост населения. Нас потихоньку становится все меньше. В последние годы за счет мигрантов население РФ сокращается не так стремительно. Но можно ли считать это достойным выходом из положения? Как решаются проблемы миграции в России в 2019 году?

К нам приезжают

Россия находится в первой пятерке стран, привлекающих мигрантов, наряду с такими странами, как США и Канада. Но если в западных странах нуждаются в квалифицированной рабочей силе и претенденты проходят суровый отбор, то в Россию едут на заработки зачастую люди без образования, без знания русского языка и вообще без какой-либо квалификации. Такая тенденция притока дешевых рабочих рук из стран Средней Азии и Закавказья существует с начала 2000-х.

Экономические проблемы

С одной стороны, приток иностранцев, не требующих больших зарплат, позволяет выдерживать конкуренцию на рынке, удешевляя процесс производства, но с другой — все заработанные деньги пересылаются в семью и тратятся за ее пределами.

Бóльшая часть приехавших работников – нелегалы. А это означает, что работодатели наживаются на их труде и не делают никаких отчислений в бюджет. Кроме того, если есть дешевая рабочая сила, нет потребности внедрять новые технологии и развиваться.

Безработица

Есть мнение, что потребность в иностранной рабочей силе в России сильно преувеличена. Выходцы из бывших союзных республик создают проблемы с работой местным жителям. Труд иностранцев оплачивается так низко, что ни один россиянин просто не сможет выжить на такую зарплату, не говоря уж о содержании семьи. Выгодно это только работодателям.

Культурные проблемы

В некоторых регионах мигрантов так много, что они создают целые отдельные поселения и это затрудняет их ассимиляцию в российском обществе. Россия должна решить проблему с демографическим кризисом. Но населять свои территории людьми, не являющимися носителями русской культуры, порой не знающими языка — значит подвергать опасности социально-культурные ценности страны в какой-то степени. Каков будет среднестатистический россиянин через десять-двадцать лет?

Внутренняя миграция

В России плотность населения неоднородна. Все желающие заработать стремятся в большие города: так советует и наука о миграционных явлениях, и простой здравый смысл. Огромные территории на севере и востоке скоро придется осваивать заново. Люди покидают обжитые места, потому что не видят перспектив, небольшие населенные пункты, потеряв градообразующие предприятия, быстро деградируют. В них остаются те, кто не может уехать, или те, кому все равно.

Миграция из страны

Население России сокращается не только из-за естественной убыли. Люди с востребованными профессиями всеми силами стремятся обосноваться в Европе и Америке.

Пока квалифицированные, грамотные, трудоспособные россияне, не нашедшие себе достойного применения в родной стране, переезжают за границу, их место занимают малоквалифицированные строители и разнорабочие из стран ближнего зарубежья.

Решение проблем

Проблемы миграции в России в последние годы решаются на законодательном уровне. В 2014 и 2019 годах был принят ряд законов, изменяющих порядок нахождения в РФ иностранцев. Все они уже вступили в силу.

Тесты

Всем, кто желает устроиться на работу в России, нужно будет сдавать экзамен на знание русского языка, истории и законов РФ. Таким образом российские власти хотят повысить образовательный уровень мигрантов и увеличить поступления в бюджет. С 1 июня 2015 года все иностранцы-водители коммерческого транспорта должны иметь права российского образца.

Въезд – только по загранпаспорту

Всем гражданам стран СНГ для въезда в РФ теперь нужен загранпаспорт. Не принято окончательно решение только по Украине, вернее, отложено на неопределенный срок. Увеличился размер госпошлины на оформление документов в ГУВМ МВД.

Патент на работу

Вместо разрешения на работу теперь выдается патент, причем он действителен только в том регионе, где был получен. Раньше такие патенты выдавались только для работы на физических лиц, теперь же они оформляются и для трудоустройства у юридического лица.

Чтобы оформить такой документ, нужно пройти медкомиссию, сдать экзамены, получить ИНН и медицинскую страховку, и все это за 30 дней с момента въезда в страну. Поучаствовать в оплате всех этих процедур предлагается работодателям, если они действительно заинтересованы в работнике.

Ужесточились наказания за использование нелегальной рабочей силы. Нелегалам, длительно нарушающим миграционный режим, может быть закрыт въезд в РФ на срок до 10 лет.

Привлечение российских работников

Еще один новый проект предусматривает выплаты субсидий из федерального бюджета тем работодателям, которые будут принимать на работу не иностранцев, а граждан РФ из других регионов. Это позволит сократить уровень безработицы и заменить внешнюю трудовую миграцию на внутреннюю. Приоритет получат так называемые особые экономические зоны.

Программа переселения соотечественников

С 2007 года работает программа по переселению соотечественников, позволяющая на упрощенных условиях получить российское гражданство. Основным критерием является знание русского языка и культуры. Выделен ряд регионов, особо нуждающихся в новых жителях. Чтобы простимулировать переезд в такие регионы, государство готово платить «подъемные».

Регулирование трудовой миграции в РФ

Основой миграционной политики является регулирование трех фаз миграционного цикла, включая выезд рабочей силы из стран, пребывание за границей и возвращение на родину. На практике это регулирование сводится к соблюдению следующих принципов:

  • · обеспечение прав работников на свободу перемещения и трудоустройство;
  • · гарантии возвращения мигрантов на родину;
  • · обеспечение поступления в страну и эффективного использования валютных переводов трудящихся-мигрантов;
  • · содействие смягчению безработицы, благодаря выезду тех работников, профессии которых не пользуются спросом;
  • · ограничение выезда занятых в тех секторах экономики, потребности которых в рабочей силе не удовлетворены;
  • · совершенствование внутреннего рынка труда посредством приема репатриантов, освоивших за рубежом специальности, необходимые для развития народного хозяйства;
  • · предоставление социальных гарантий трудящимся-эмигрантам. Большинство развитых стран вводят в миграционную политику протекционистские меры, призванные защитить интересы собственного населения и национальную экономику.

Российское законодательство, регулирующее труд иностранных работников-мигрантов состоит из:

  • * Конституция РФ 1993 г., статьи 2, 7, 15, 17, 27, 30, 34, 37, 39, 40, 41, 43, 45, 46, 62
  • * Трудовой кодекс 2001 г. с изменениями, внесенными несколькими Федеральными законами
  • * Федеральный закон от 25.07.2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»
  • * Федеральный закон от 19.04.1991 г. №1032-1 «О занятости населения в РФ» (в ред. от 18.10.2007)
  • * Федеральный закон от 31.05.2002 г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. От 30.12.2008)
  • * Федеральный закон от 18.07.2006 г. №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»
  • * Постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 г. №683 г. Москва Об установлении на 2007 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли на территории Российской Федерации.

Принятием в 2002-2003 гг. ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» и ФЗ «О гражданстве РФ», внесены чрезвычайно важные для бывших советских граждан поправки в него. Но, главное, как мы уже отметили, была принята Концепция регулирования миграционных процессов в РФ, что свидетельствовало о стремлении определить и обозначить общие приоритеты миграционной политики, утвердить позицию государства в данной области и упорядочить ее нормативно-правовую базу.

Главными целями новой миграционной политики провозглашается обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности РФ, удовлетворение потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения на территории страны, использование интеллектуального и трудового потенциала мигрантов для достижения благополучия и процветания РФ.

В ряду ее основных направлений указываются:

  • — обеспечение контроля за иммиграционными процессами в РФ;
  • — создание условий для интеграции вынужденных мигрантов;
  • — содействие привлечению иммигрантов на работу в РФ, исходя из необходимости обеспечения экономики страны трудовыми ресурсами;
  • — обеспечение вхождения РФ в международный рынок труда и регулирование экономической миграции;
  • — создание условий для добровольного возвращения в места прежнего проживания российских граждан, вынужденно покинувших места своего постоянного проживания;
  • — поддержка и развитие взаимоотношений с соотечественниками за рубежом;
  • — оптимизация внутренних миграционных процессов и содействие эффективному использованию трудовых ресурсов;
  • — создание условий для сохранения и дальнейшего формирования населения в северных, восточных и приграничных регионах РФ;
  • — содействие добровольному переселению соотечественников из государств — участников СНГ и государств Балтии.

Как нам представляется, миграционная политика должна стать сферой активного сотрудничества между всеми заинтересованными сторонами: странами происхождения мигрантов, странами их назначения и транзитными государствами. Эффективность такого сотрудничества непосредственно зависит от того, насколько будут поняты и учтены взаимные интересы. Нынешние острые вопросы, относящиеся к миграции, такие как Калининградский транзит, подчеркивают правильность этой идеи. Поле, на котором может развиваться сотрудничество между расширяющимся Европейским Союзом и его восточными соседями, обширно и может охватывать различные аспекты — от технической помощи до линии на постепенное углубление интеграции в ЕС.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *