Проведение аналитических исследований

Проведение аналитических исследований

Нужна помощь в написании работы?

Любой проект, направленный на научное исследование проблемы или сферы жизнедеятельности, является сугубо индивидуальной работой. Автор ставит перед собой конкретную цель, а методы научного исследования выступают способами ее достижения. Любое исследование проводится на базе общепринятой методологии, полная классификация методик будет приведена ниже.

Что такое методы научного исследования

Научно исследовательский проект автора направлен на познание определенного вопроса, темы, области знаний или сферы деятельности. Исследовать, значит, изучать, анализировать закономерности, систематизируя при этом имеющиеся факты. Научное исследование определяется несколькими критериями:

  • четко сформулированная цель;
  • желание выявить неизвестное;
  • систематизация процесса и результатов;
  • пояснение и верификация выводов.

Научное исследование разниться с обыденным тем, что применяет определенные методики, выступающие способами достижения целей проекта. Соединить в себе все методики может наука – методология. Суть метода заключается в объекте и субъекте, каким образом совершается деятельность человека, путем каких средств и способов.

Если автор смог подобрать максимально правильные методы, это поспособствует точному и быстрому достижению поставленной в начале проекта цели. Кроме того они будут служить своего рода компасом, помогающим избегать ошибок в ходе прокладывания правильного пути.

Метод, методика, методология – в чем разница

Многие начинающие авторы путаются в понятиях, что такое методология, методы исследования в проекте и методики. Поэтому стоит обсудить, в чем заключается разница между этими терминами.

  1. Методы – способы и пути достижения цели максимально быстрым, точным и эффективным путем. Речь идет о конкретном количестве действий и практик, помогающих разрешить проблему.
  2. Методики – это целая система способов изучения и познания определенного вопроса, темы, дисциплины. К примеру, автор проводит социологическое исследование, для этого обычно применяются количественные и качественные методы. А вот комплекс этих методов и будет составлять методику конкретного труда. Сопоставить термин «методика» можно со значимостью процедуры исследования, последовательностью и алгоритмом.
  3. Методология – это целая наука, учение о практикуемых и уместных методах, формах и принципах исследования. Своего рода это общая ориентация и особенности подхода к изучаемому объекту, конкретный способ организации всего научного познания. Методология бывает трех иерархических уровней – философская, общенаучная и частная.

Исходя из приведенных определений, можно сделать вывод, что методы исследования – это способы, методика – процесс, а методология – наука, организация процесса.

Классификация методов научного исследования с примерами

Нужна помощь в написании работы?

В любой дисциплине принято использовать совокупность тех или иных методов, принадлежащих к разным «уровням» науки методологии. В целом заочно привязать любой из возможных методов к определенной науке сложно. Но все же каждая дисциплина предусматривает практику определенного набора методов.

Методы эмпирического уровня

Применяемый метод Расшифровка термина Наглядный пример
Наблюдение Автор при проведении исследования должен опираться сугубо на органы чувств и собственное восприятие явлений. Автор рассматривает стадии развития детей, проводя изначально наблюдение за манипулятивными играми с конкретными игрушками. На основе своих наблюдений было сделано заключение — выявлена способность детей составлять предметы друг в друга, но она возникает несколько позже, нежели нужные для таких манипуляций моторные навыки.
Описание Автор проводит фиксацию полученных сведений. Если автор является антропологом, в своем научном труде он может фиксировать все факты из жизни конкретного племени, но при этом, никак не воздействуя на него.
Измерение Проводится сравнение разных критериев и параметров по общим признакам. Автору нужно определить температуры тела путем применения термометра. Далее высчитывается вес за счет уравновешивания гирь на рычажных весах. Теперь высчитывается расстояние путем благодаря использованию радиолокаторов.
Эксперимент Автор проводит исследование на основе наблюдений в тех условиях, что были им искусственно созданных специально для своего проекта. Проводился социальный эксперимент на оживленной улице города. Для этого останавливались сразу несколько людей в различных количествах (например, 2-4,5-8 и т. д. человек), им нужно было всем сразу смотреть вверх. Что интересно, рядом с ними также останавливались случайные прохожие и также начинали смотреть вверх. Отсюда был сделан вывод, что процент присоединившихся к экспериментальной группе значительно возрастал, если она состояла от 5 человек и более.
Сравнение Автор проводит исследование на основе изучения сходств и различий нескольких предметов, также проводится сравнительный анализ и сопоставление одного предмета с другим. Автор проводит исследование по дисциплине Экономика. На основе имеющихся экономических показателей текущего года с прошедшим был сделан вывод о динамике изменений и экономических тенденциях.

Методы экспериментально-теоретического уровня

Применяемый метод Расшифровка термина Наглядный пример
Эксперимент Предполагает проведение серии опытов. Опыт – это создание определенных условий, а именно наблюдение за рассматриваемым процессом и фиксация умозаключений. Автор подробно описывает в своей работе условия, ход личного эксперимента, а в конце полученные результаты (текстом, графиками, диаграммами). Проект направлен на определение, влияет ли удобрение на развитие растения и каким образом. Автор проводит эксперимент, внося его в почву, далее определяет, в какой причинной зависимости будет рост, развитие и плодоношение растения после манипуляций.
Анализ и синтез Анализ – это способ изучения объекта, рассматривая его частичным путем или по свойствам. Синтез – способ познания объекта кардинально другим способом, а именно объединением в единое его свойств и частей. Оба метода сосуществуют и дополняют друг друга. Автор проводит анализ группы товаров – хлеб, костюм, туфли, вино и несколько других товаров, чтобы понять, что лежит в основе их обмена. Расчленив каждый объект, было выяснено, что все блага приобретают для удовлетворения потребностей, что станет экономической категорией потребительской стоимостью. Теперь применяется метод синтеза, где определяется автором взаимосвязь между полезностью и меновой стоимостью. Она получена путем выявления ценности и цены, то есть полезности и меновой стоимости.
Индукция и дедукция Индукция – обобщение, поиск общих принципов и законом на основе явлений и частных фактов. Это абстрагирование от несуществующих или неактуальных свойств, отношений, связей предметов, выделение и фиксирование только на одной или нескольких важных сторон предметов. Дедукция – процесс конкретизации, когда из общих закономерностей выделяются частные положения. Пример дедукции – автор исследует разные жидкости, после чего приходит к выводу, что все они упруги, а значит, вода, являющаяся жидкостью, также упругая.

Пример индукции – автор установил, что все металлы имеют свойство электропроводности, и, зная, что медь – это металл, был сделан вывод, что медь также имеет свойство электропроводности.

Моделирование Автор в ходе работы создает модели (копии) своего объекта изучения, чтобы тем самым провести его детальное и точное исследование. Моделирование может быть нескольких видов:

· предметное, когда воспроизводится отдельная часть рассматриваемого автором объекта;

· знаковое, когда моделирование выполняется путем создания чертежей, формул, схем и т. д.;

· мысленное, в котором проводятся мысленно или в виртуально все операции.

Гипотетический метод Автор проводит разработку гипотезы, для этого необходимо изучения физической, химической и другой сущности изучаемого явления с помощью описанных ранее методов познания, а также формулирование гипотезы, составление алгоритма (модели), изучение, анализ, разработка теоретических основ. Автор как бы идеализирует исследуемый предмет или объект, например, приходит к умозаключению, что идеальный газ — это абсолютно твердое тело, наделяя его гипотетическим свойством.
Логический метод Автор проводит на теоретическом уровне логическое исследование, базируясь на собранных в ходе работы фактах, терминах, умозаключениях, подводит итоги и выводы. Такой вид анализа уместен в той части психолого-педагогического исследования, где автор сможет определить возможности какой-либо концепции в решении поставленных задач своего труда.
Истерический метод Проводится изучение возникновения, создания и развития исследуемых объектов в исторической хронологической последовательности. Автор изучает настоящее состояние предмета, далее реконструирует прошлое, а именно рассматривает генезис (возникновение основных и последнего этапа исторического движения), прогнозирует будущее и тенденции дальнейшего развития.

Методы теоретического уровня

Применяемый метод Расшифровка термина Наглядный пример
Формализация Проводится определение сущности процессов путем их раскрытия в знаково-символической форме. В ходе исследования выполняется моделирование полета, для этого используются знания основных характеристик и свойств летательного аппарата.
Аксиоматизация Проводится построение теории на основе аксиом. На примере геометрии Эвклида.
Гипотетико-дедуктивный Производится формулировка системы гипотез, а после выведение из такого заключения. На основе нескольких предложенных гипотез было проведено открытие планеты Нептун. Поведя их анализ, было сделано заключение, что планета Уран не считается последней планетой в солнечной системе. Позже эмпирическим путем было доказано теоретическая возможность существования еще одной планеты.

Какие ещё методы исследования бывают

Помимо вышеуказанных методов научного исследования применяются и другие методы – философские, общенаучные и конкретно-научные, то есть специальные.

Философские методы

Самые древние и наиболее часто применимые – это диалектический и метафизический метод. Несколько реже ученые и специалисты практикуют:

  • феноменологический,
  • герменевтический,
  • интуитивный,
  • аналитический,
  • эклектический,
  • догматический,
  • софистический и другие.

Общенаучные методы

В ходе анализа процесса познания были выявлены группа методик, присущих определенным областям исследования. Они предполагают не только научное, но и разное повседневное познание человеком. Теоретический уровень предусматривает несколько общенаучных методов:

  • анализ – берется целое и расчленяется на несколько сторон, свойств, частей для детального изучения;
  • синтез – берутся разные важные составляющие предмета и воссоединяются в единую систему;
  • абстрагирование – рассматривается предмет, в ходе чего выделяются существенные стороны и свойства при отвлечении других признаков;
  • обобщение – проект направлен на объединение в единую систему разных свойств предмета;
  • индукция – берутся разные отдельные факты, а после строятся в единый общий вывод.

Конкретно-научные (специальные) методы

Каждая отдельная дисциплина предусматривает конкретные особенности и требования, на основе чего могут возникать «специальные», а именно конкретно-научные методы для исследования. Например:

  1. Биология – здесь чаще обычного практикуются следующие методы:
  • исторический – выявляется взаимосвязь между явлениями, что длятся уже много лет;
  • генеалогический – определение наследственности и родословных;
  • биохимический – исследование вокруг химических процессов человеческого и другого живого организма.
  1. Медицина – в этой области знаний наиболее часто практикуют следующие варианты:
  • диагностика лабораторная – изучение биологических жидкостей, их свойств, состава и т. п.;
  • диагностика функциональная – изучение органов согласно их проявлениям (механическим, звуковым и электрическим);
  • диагностика структурная – изучение и анализ изменений в строении живого организма.
  1. Юриспруденция – в области права, законов и нормативных актов применимы следующие методы:
  • историко-правовой – теоретические сведения о юридической практике и законодательстве на базе разных временных периодов;
  • сравнительно-правовой – выявление и анализ общего и различного между государственно-правовыми институтами разных стран мира;
  • право социологический – оценка действительности в области родного государства и права путем методов анкетирования, опросов и др.
  1. Психология – обширная дисциплина, внутри которой уместны многие методы, но чаще всего применяются следующие из них:
  • эксперимент – создается искусственным путем такие обстоятельства, при которых вызываются проявления определенных психических явлений;
  • наблюдение – организованное восприятие рассматриваемого явления, что объясняет психическое явление;
  • биографический;
  • сравнительно-генетический метод и др.
  1. Экономика – здесь уместны максимально точные, цифровые, математические и другие методы, например:
  • экономический анализ – рассмотрение отдельных частей с целью понимания единого целого;
  • статистико-экономический – анализ и расшифровка всех статистических показателей;
  • социологический метод – проведение анкетирования, разных опросов, интервьюирования и др.;
  • расчетно-конструктивный,
  • экономическое моделирование и др.

Основываясь на таких методах, методиках, разбираясь в методологии в целом, научное исследование всегда будет результативным и эффективным.

Лекция 3. Методы научного исследования.

Наука не может ошибаться в вещах, она может ошибаться лишь в понимании вещей.
Вильгельм Либкнехт

Тема 3. Методы научного исследования.

Понятие метода, методики и методологии научного исследования. Классификация методов исследования. Всеобщие, общенаучные и специальные методы исследования. Теоретические и эмпирические методы исследования.

Метод научного исследования — это способ познания объективной действительности, представляющий собой определенную последовательность действий, приемов, операций.

Методика — это совокупность способов и приемов исследования, порядок их применения и интерпретация полученных с их помощью результатов. Она зависит от характера объекта изучения, методологии, цели исследования, разработанных методов, общего уровня квалификации исследователя.

Любое научное исследование проводится соответствующими приемами и способами, и по определенным правилам.

Методологией называют учение о методах (методе) познания, т. е. о системе принципов, правил, способов и приемов, предназначенных для успешного решения познавательных задач. Каждая наука имеет свою методологию.

Выделяют уровни методологии:

1) всеобщая методология, которая является универсальной по отношению ко всем наукам и в ее содержание входят философские и общенаучные методы познания;

2) частная методология научных исследований для группы родственных экономических наук, которую образуют всеобщие, общенаучные и частные методы познания;

3) методология научных исследований конкретной науки, в содержание которой включаются всеобщие, общенаучные, частные и специальные методы познания.

В зависимости от содержания изучаемых объектов различают методы естествознания и методы социально-гуманитарного исследования.

Методы исследования классифицируют по отраслям науки: математические, биологические, медицинские, социально — экономические, правовые и т. д.

В зависимости от уровня познания выделяют методы эмпирического и теоретического уровней.

К методам эмпирического уровня относят наблюдение, описание, сравнение, счет, измерение, анкетный опрос, собеседование, тестирование, эксперимент, моделирование.

К методам теоретического уровня причисляют аксиоматический, гипотетический (гипотетико — дедуктивный), формализацию, абстрагирование, общелогические методы (анализ, синтез, индукцию, дедукцию, аналогию).

В зависимости от сферы применения и степени общности различают методы:

1) всеобщие (философские), действующие во всех науках и на всех этапах познания;

2) общенаучные, которые могут применяться в гуманитарных, естественных и технических науках;

3) специальные — для конкретной науки, области научного познания.

Всеобщие и общенаучные методы

научного исследования

Среди всеобщих методов научного исследования наиболее известными являются диалектический и метафизический.

Диалектика (греч. – «веду беседу, рассуждаю»). Понятие «диалектика» Возникло в Древней Греции и первоначально означало способность вести спор в виде вопросов и ответов.

Диалектика – учение о наиболее общих законах развития бытия и познания, а также основанный на этом учении метод творчески познающего мышления.

Диалектика выступает в единстве двух сторон – субъективной и объективной.

Субъективная диалектика – развертывается в сознании субъекта как отражение связей и развития существующего независимо от человека и человечества объективного бытия – диалектики объективной. Субъективная диалектика – теория развития мышления, познания, борьбы идей в науке, философии, разворачивающейся в сознании человека.

Объективная диалектика – теория развития объективного бытия, существующего независимо от человека.

Диалектика позволяет отражать чрезвычайно сложные, противоречивые процессы материального и духовного мира.

В учении о противоречиях она вскрывает движущую силу и источник всякого развития.

Диалектика – не простое констатирование того, что происходит в действительности, а орудие научного познания и преобразования мира. (В этом и проявляется единство диалектики как теории (диалектического материализма) и метода (материалистической диалектики).

Диалектическая же концепция видит источник развития в единстве и борьбе противоположностей, рассматривает развитие как единство количественных и качественных изменений, как единство постепенности и скачков, как развитие по спирали.

Принципы диалектики:

1. Принцип всеобщей взаимной связи.

2. Принцип развития через противоречия.

Основные законы диалектики:

1. Закон перехода количественных изменений в качественные.

2. Закон единства и борьбы противоположностей.

3. Закон отрицания отрицания.

Метафизика –метод познания, противоположный диалектике,

рассматривающий явления обычно вне их взаимной связи, противоречий и

развития.

Характерные особенности – односторонность, абстрактность, абсолютизация того или иного момента в составе целого. Объекты рассматриваются вне их сложной связи с другими процессами, явлениями и телами. Это естественно для человеческого мышления, т.к. человек не способен познавать, не расчленяя целого на его составные части. Для метафизики характерна статичность мышления.

Метафизическая концепция развития :

– Рассматривает развитие как только уменьшение или увеличение (т.е. как только количественные изменения) или как только качественные изменения без каких-либо количественных изменений, т.е. отрывает противоположности друг от друга.

– Источник развития видит только во внешнем воздействии на вещь.

– Развитие рассматривается или как движение по кругу, или только как движение по восходящей или нисходящей прямой и т.п.

Общенаучные методы

Все общенаучные методы целесообразно распределить для анализа на три группы: общелогические, теоретические и эмпирические.

Общелогическими методами являются анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия.

Анализ — это расчленение, разложение объекта исследования на составные части. Он лежит в основе аналитического метода исследования. Разновидностями анализа являются классификация и периодизация. Метод анализа используется как в реальной, так и в мыслительной деятельности.

Синтез — это соединение отдельных сторон, частей объекта исследования в единое целое. Однако это не просто их соединение, но и познание нового — взаимодействия частей как целого. Результатом синтеза является совершенно новое образование, свойства которого не есть только внешнее соединение свойств компонентов, но также и результат их внутренней взаимосвязи и взаимозависимости.

Индукция — это движение мысли (познания) от фактов, отдельных случаев к общему положению. Индуктивные умозаключения “наводят” на мысль, на общее. При индуктивном методе исследования для получения общего знания о каком-либо классе предметов необходимо исследовать отдельные предметы, найти в них общие существенные признаки, которые послужат основой знания об общем признаке, присущем данному классу предметов.

Дедукция — это выведение единичного, частного из какого-либо общего положения; движение мысли (познания) от общих утверждений к утверждениям об отдельных предметах или явлениях. Посредством дедуктивных умозаключений “выводят” определенную мысль из других мыслей.

Аналогия — это способ получения знаний о предметах и явлениях на основании того, что они имеют сходство с другими, рассуждение, в котором из сходства изучаемых объектов в некоторых признаках делается заключение об их сходстве и в других признаках. Степень вероятности (достоверности) умозаключений по аналогии зависит от количества сходных признаков у сравниваемых явлений. Наиболее часто аналогию применяют в

теории подобия.

К методам теоретического уровня причисляют аксиоматический, гипотетический, формализацию, абстрагирование, обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному, исторический, метод системного анализа.

Аксиоматический метод — способ исследования, который

состоит в том, что некоторые утверждения (аксиомы, постулаты) принимаются без доказательств и затем по определенным логическим правилам из них выводятся остальные знания.

Гипотетический метод — способ исследования с использованием научной гипотезы, т. е. предположения о причине, которая вызывает данное следствие, или о существовании некоторого явления или предмета.

Разновидностью этого метода является гипотетико-дедуктивный способ исследования, сущность которого состоит в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах.

В структуру гипотетико-дедуктивного метода входит:

1) выдвижение догадки (предположения) о причинах и закономерностях изучаемых явлений и предметов;

2) отбор из множества догадок наиболее вероятной, правдоподобной;

3) выведение из отобранного предположения (посылки) следствия (заключения) с использованием дедукции;

4) экспериментальная проверка следствий, выведенных из гипотезы.

Гипотетический метод используется при конструировании норм права. Например, при установлении налоговой ставки в размере 13 процентов на доходы физических лиц вместо прогрессивной шкалы налогообложения предполагалось, что эта мера позволит вывести из тени объекты налогообложения и увеличить поступления в бюджет. По сообщениям налоговых органов, эта гипотеза полностью подтвердилась.

Формализация — отображение явления или предмета в знаковой форме какого-либо искусственного языка (например, логики, математики, химии) и изучение этого явления или предмета путем операций с соответствующими знаками. Использование искусственного формализованного языка в научном исследовании позволяет устранить такие недостатки естественного языка, как многозначность, неточность, неопределенность.

При формализации вместо рассуждений об объектах исследования оперируют со знаками (формулами). Путем операций с формулами искусственных языков можно получать новые формулы, доказывать истинность какого-либо положения.

Формализация является основой для алгоритмизации и программирования, без которых не может обойтись компьютеризация знания и процесса исследования.

Абстрагирование — мысленное отвлечение от некоторых свойств и отношений изучаемого предмета и выделение интересующих исследователя свойств и отношений. Обычно при абстрагировании второстепенные свойства и связи исследуемого объекта отделяются от существенных свойств и связей.

Виды абстрагирования: отождествление, т. е. выделение общих свойств и отношений изучаемых предметов, установление тождественного в них, абстрагирование от различий между ними, объединение предметов в особый класс, изолирование, т. е. выделение некоторых свойств и отношений, которые рассматриваются как самостоятельные предметы исследования.

В теории выделяют и другие виды абстракции: потенциальной осуществимости, актуальной бесконечности.

Обобщение — установление общих свойств и отношений предметов и явлений, определение общего понятия, в котором

отражены существенные, основные признаки предметов или явлений данного класса. Вместе с тем обобщение может выражаться в выделении несущественных, а любых признаков предмета или явления. Этот метод научного исследования опирается на философские категории общего, особенного и единичного.

Исторический метод заключается в выявлении исторических фактов и на этой основе в таком мысленном воссоздании исторического процесса, при котором раскрывается логика его движения. Он предполагает изучение возникновения и развития объектов исследования в хронологической последовательности.

Примерами использования этого метода являются: изучение развития потребительской кооперации в течение длительного времени с целью обнаружения ее тенденций; рассмотрение истории развития потребительской кооперации в дореволюционный период и в годы НЭПа (1921–1927).

Восхождение от абстрактного к конкретному как метод научного познания заключается в том, что исследователь вначале находит главную связь изучаемого предмета (явления),затем прослеживает, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи и таким путем отображает во всей полноте его сущность. Использование этого метода, например, для изучения экономических явлений предполагает наличие у исследователя теоретических знаний об общих их свойствах и вскрывает характерные черты и присущие им закономерности развития.

Системный метод заключается в исследовании системы (т. е. определенной совокупности материальных или идеальных объектов), связей, ее компонентов и их связей с внешней средой.

При этом выясняется, что эти взаимосвязи и взаимодействия приводят к возникновению новых свойств системы, которые отсутствуют у составляющих ее объектов.

При анализе явлений и процессов в сложных системах рассматривают большое количество факторов (признаков), среди которых важно уметь выделить главное и исключить второстепенное.

К методам эмпирического уровня относятся наблюдение, описание, счет, измерение, сравнение, эксперимент и моделирование.

Наблюдение — это способ познания, основанный на непосредственном восприятии свойств предметов и явлений при помощи органов чувств.

В зависимости от положения исследователя по отношению к объекту изучения, различают простое и включенное наблюдение. Первое заключается в наблюдении со стороны, когда исследователь — постороннее по отношению к объекту лицо, не являющееся участником деятельности наблюдаемых. Второе характеризуется тем, что исследователь открыто или инкогнито включается в группу и ее деятельность в качестве участника.

Если наблюдение проводилось в естественной обстановке, то его называют полевым, а если условия окружающей среды, ситуация были специально созданы исследователем, то оно будет считаться лабораторным. Результаты наблюдения могут фиксироваться в протоколах, дневниках, карточках, на кинопленках и другими способами.

Описание — это фиксация признаков исследуемого объекта, которые устанавливаются, например, путем наблюдения или измерения. Описание бывает:

1) непосредственным, когда исследователь непосредственно воспринимает и указывает признаки объекта;

2) опосредованным, когда исследователь отмечает признаки объекта, которые воспринимались другими лицами (например, характеристики НЛО).

Счет — это определение количественных соотношений объектов исследования или параметров, характеризующих их свойства. Метод широко применяется в статистике для определения степени и типа изменчивости явления, процесса, достоверности полученных средних величин и теоретических выводов.

Измерение — это определение численного значения некоторой величины путем сравнения ее с эталоном. Ценность этой процедуры в том, что она дает точные, количественные определенные сведения об окружающей действительности.

Сравнение — это сопоставление признаков, присущих двум или нескольким объектам, установление различия между ними или нахождение в них общего, осуществляемое как органами чувств, так и с помощью специальных устройств.

Эксперимент — это искусственное воспроизведение явления, процесса в заданных условиях, в ходе которого проверяется выдвигаемая гипотеза.

Классифицируются эксперименты по различным основаниям:

— по отраслям научных исследований — физические, биологические, химические, социальные и т. д.;

— по характеру взаимодействия средства исследования с объектом — обычные (экспериментальные средства непосредственно взаимодействуют с исследуемым объектом) и модельные (модель замещает объект исследования). Последние делятся на мысленные (умственные, воображаемые) и материальные (реальные).

Моделирование — метод научного познания, сущность которого заключается в замене изучаемого предмета или явления специальной аналогичной моделью (объектом), содержащей существенные черты оригинала. Таким образом, вместо оригинала (интересующего нас объекта) эксперимент проводят на модели (другом объекте), а результаты исследования распространяют на оригинал.

Модели бывают физические и математические. В соответствии с этим различают физическое и математическое моделирование. Если модель и оригинал одинаковой физической природы, то применяют физическое моделирование.

Математическая модель — это математическая абстракция, характеризующая физический, биологический, экономический или какой-либо другой процесс. Математические модели при различной физической природе основаны на идентичности математического описания процессов, происходящих в них и в оригинале.

Математическое моделирование — метод исследования сложных процессов на основе широкой физической аналогии, когда модель и ее оригинал описываются тождественными уравнениями. Так, благодаря сходству математических уравнений электрического и магнитного полей можно изучать электрические явления с помощью магнитных, и наоборот. Характерная особенность и достоинство данного метода — возможность применять его к отдельным участкам сложной системы, а также количественно исследовать явления, трудно поддающиеся изучению на физических моделях.

Специальные и частные методы исследования

Частные методы — это специальные методы, действующие либо только в пределах отдельной отрасли, либо за пределами той отрасли, где они возникли. Так, методы физики, привели к созданию астрофизики, кристаллофизики, геофизики, химической физики и физической химии, биофизики. Распространение химических методов привело к созданию кристаллохимии, геохимии, биохимии и биогеохимии. Нередко применяется комплекс взаимосвязанных частных методов к изучению одного предмета, например, молекулярная биология одновременно пользуется методами физики, математики, химии, кибернетики в их взаимосвязи.

Специальные методы исследования используются только в одной отрасли научного знания либо их применение ограничивается несколькими узкими областями знания.

В социально-гуманитарных науках в числе специальных методов используются:

  • анализ документов — качественный и количественный (контент-анализ);

  • опросы, интервью, тестирование;

  • биографический и автобиографический методы;

  • метод социометрии — применение математических средств к изучению социальных явлений. Чаще всего применяется при изучении «малых групп» и межличностных отношений в них;

  • игровые методы — применяются при выработке управленческих решений — имитационные (деловые) игры и игры открытого типа (особенно при анализе нестандартных ситуации);

  • метод экспертных оценок заключается в изучении мнения специалистов, обладающих глубокими знаниями и практическим опытом в определенной сфере.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение терминов «метод» и «методология».

2. Какова методология научного исследования.

3. Раскройте диалектическую и метафизическую концепции развития.

4. Перечислите общенаучные методы научных исследований.

5. Какие методы причисляют к методам теоретического уровня?

6. Какие методы причисляют к методам эмпирического уровня?

7. Какие методы называются частными?

8. Какие методы называют специальными?

Как создавать прорывные идеи: 15 работающих методик

Эту статью можно не только прочитать, но и послушать. Если вам так удобнее — включайте подкаст.

Креативные методики помогут всесторонне изучить проблему, ускорить процесс генерации идеи, найти множество решений и снять психологические блоки.

1. Мозговой штурм

Что

Мозговой штурм, или брейншторм, — известная креативная методика по поиску идей в команде. Техника позволяет рассматривать любую проблему под разными углами.

Как

  • Соберите команду из 5–10 человек.
  • Сформулируйте проблему.
  • Засеките 10–15 минут на то, чтобы каждый член команды подумал и записал свои мысли.
  • Каждый участник делится своими идеями, а ведущий записывает их на доске.
  • Группа может дать позитивную обратную связь после того, как автор закончит выступление.
  • Проголосуйте за лучшую идею.

Важно

Поощряйте абсурдные идеи и не критикуйте чужие предложения. Не углубляйтесь в детали, чтобы сэкономить время и силы. Главное не качество идей, а их количество.

2. Обратная мозговая атака

Суть техники — поиск недостатков и совершенствование рассматриваемого объекта. Метод был придуман в компании General Electric и подходит для решения конкретных задач в различных областях.

  • Соберите команду из 5–10 человек.
  • Сформулируйте задачу.
  • Дайте каждому участнику 10–15 минут для того, чтобы найти или придумать все возможные недостатки описанного объекта.
  • Каждый участник должен поделиться своими идеями.
  • Ведущий записывает идеи на доске.
  • Группа может дать обратную связь после того, как автор закончит выступление.
  • После того как все выскажутся, обсудите, как избавиться от недостатков, используя метод мозгового штурма.

Поощряйте любую критику, даже если она будет болезненно воспринята окружающими.

3. Матрица возможностей

Эта техника известна также как метод морфологического анализа Фрица Цвикки. Её суть — придумать как можно больше решений для отдельных частей задачи и скомбинировать их случайным образом.

  • Сформулируйте задачу.
  • Нарисуйте таблицу 5 на 10.
  • Первый ряд ячеек — «Характеристика». Выпишите сюда основные параметры задачи.
  • Придумайте для каждого параметра свойство и запишите в остальных рядах. Выбирайте абсурдные идеи, а не стандартные.
  • Компонуйте отдельные ячейки в столбцах и оценивайте, насколько результат соответствует поставленной задаче.
  • Выпишите понравившиеся идеи.

Ниже — матрица возможностей для дизайна пакета молока.

Характеристика / свойство 1 2 3 4 5
Формат Кружка в виде вымени Вытянутая бутылка Железная банка, 0,33 л Треугольный пакет Перчатка
Материал Крафтовая бумага Пупырчатая упаковка Закалённое стекло Кожа / замша Глина
Главное изображение Человек пьёт из одной миски с котом Коровы и козы загорают на пляже Солнце пьёт молоко Дети уезжают из города в деревню Доярка становится президентом

Самое главное — выбрать самые существенные параметры и выключить внутреннего критика на этапе заполнения таблицы. Так вы сможете придумать как можно больше невероятных вариаций.

4. Переворот

Техника придумана экспертом в области творческого мышления Эдвардом де Боно. Суть — придумать все возможные решения проблемы, записать их и отредактировать так, чтобы они стали значить ровно противоположное.

  • Сформулируйте задачу.
  • Выпишите всё, что приходит вам в голову, когда вы думаете о её решении. Это могут быть мысли о формулировке задачи, известные методы решения, связь этой задачи с другой — что угодно.
  • Отредактируйте свои мысли так, чтобы они изменили значение на противоположное. Замените слова на антонимы, поменяйте порядок слов, поиграйте с частицей «не».
  • Рассмотрите каждое «перевёрнутое» предположение и спросите себя, при каких условиях оно могло бы стать возможным решением задачи.
  • Запишите возникшие идеи.
  • Выберите лучшие и доработайте их, если требуется.

Если гора не идёт к Магомеду, Магомед идёт к горе. Эта поговорка — классический пример применения этого метода.

5. Метод Киплинга

Метод основан на известном стихотворении Редьярда Киплинга. Суть — проанализировать проблему и развить идеи с помощью вопросов «что?», «где?», «когда?», «как?», «зачем?» и «кто?». Метод подойдёт для работы с конкретными задачами в команде и самостоятельно.

  • Сформулируйте задачу.
  • Задайте объекту рассмотрения шесть основных вопросов: «что?», «где?», «когда?», «как?», «зачем?» и «кто?».
  • Ответив, переходите к дополнительным. Это поможет всесторонне рассмотреть проблему.
    • Сколько?
    • Почему бы и нет?
    • Каков срок?
    • В каком месте?
    • Кто с этим справится?
    • Где ещё?
    • В чём состоит проблема?
    • Где это происходит?
    • Когда это происходит?
    • Почему это происходит?
    • Как преодолеть эти трудности?
    • Кого надо привлечь?
    • Как узнать, что проблема решена?
  • По ходу креативной сессии выписывайте ответы и новые возникающие вопросы.

Метод требует критического мышления и конкретных ответов. Не углубляйтесь в детали, чтобы сэкономить время и силы.

6. Инсайтный метод

Это известный и доступный метод, которым пользовались художник Сальвадор Дали, мыслитель Рене Декарт и многие другие великие. Техника позволяет работать со своим подсознанием и вылавливать идеи, о наличии которых вы сами не подозревали. Суть — фиксировать содержание снов и использовать эту информацию для решения задач. Также можно использовать идеи, пришедшие к вам во время долговременной медитации.

  • Возьмите тетрадку или блокнот и положите рядом с кроватью вместе с ручкой. Это будет ваш дневник сновидений.
  • Перед тем как лечь спать, сформулируйте задачу, которую хотите решить.
  • Утром, в первые пять минут после пробуждения, запишите всё, что вам снилось. Не анализируйте написанное.
  • Чтобы помочь себе, попробуйте ответить на следующие вопросы:
    • Какие люди, вещи, места, события мне привиделись?
    • Какие самые яркие образы сновидения мне запомнились?
    • Какие ассоциации у меня возникают?
    • Какое чувство я испытывал во время сновидения?
    • Какие связи я вижу между своей задачей и содержанием сна?

С первого раза вы можете не увидеть связи между сном и задачей. Чтобы запомнить больше снов, привыкайте вставать без будильника. Часто гениальные идеи приходят в голову не во сне, а когда мы засыпаем. Если с вами такое случится, обязательно дотянитесь до блокнота и запишите мысль.

7. Метод ассоциативного поиска

Метод подойдёт для создания идей с нуля. Например, для разработки видео или анимации. Суть — найти как можно больше ассоциаций к рассматриваемому объекту и провести связь между понятиями.

  • Приготовьте десяток случайных слов. Можно использовать истории, твиты или изображения.
  • Соберите команду и сформулируйте проблему.
  • На каждое заготовленное слово даётся по минуте. За это время команда должна дать ряд ассоциаций.
  • Старайтесь мыслить масштабно, допускать нелепые ассоциации.
  • Записывайте каждую ассоциацию на доске.
  • Продолжайте, пока не придумаете ассоциации для всех слов или не наберёте достаточно для решения задачи.
  • Используйте полученную информацию по назначению.

Говорите первое, что придёт в голову. Если вы зашли в тупик, просто смените слово. Лучше использовать слова, не имеющие прямого отношения к самой проблеме.

8. Бисоциация

Эта техника обратна предыдущей: вам придётся искать не ассоциаций, а, наоборот, комбинировать идеи, которые друг с другом не связаны. Вам нужно будет сопоставить задачу с уже известным процессом из совершенно другой сферы. Технику описал писатель и журналист Артур Кёстлер.

  • Сформулируйте задачу.
  • Нарисуйте таблицу с двумя колонками. Запишите в левой несколько процессов, не относящихся к задаче. В правой колонке запишите процессы, к задаче относящиеся.
  • Найдите параллели между процессами в колонках. Подумайте, как можно использовать эти сопоставления для решения задачи.
  • Фиксируйте возникающие идеи.
  • После перерыва выберите лучшие и доработайте их, если требуется.

Примерно так должна выглядеть ваша таблица, если вы хотите подарить другу картину, но не знаете, что нарисовать.

Не относятся к задаче Относятся к задаче
Охота на медведя Выбрать материалы
Химчистка пухового одеяла Выбрать цвета
Покрасить забор Нарисовать картину
Приготовить овсяную кашу Придумать сюжет
Умыться родниковой водой Подарить картину
Залить бензин Написать поздравление
Написать жалобу Упаковать подарок

Успех зависит от умения рассматривать процессы отвлечённо друг от друга. Разорвав шаблоны мышления, вы найдёте связи между не связанными друг с другом понятиями.

9. Случайный стимул

Эта техника напоминает гадание на кофейной гуще. Её использовали наши предки и современные гадалки для интерпретации знаков. Задача — разглядеть связь между двумя соперничающими темами.

  • Сформулируйте задачу.
  • Выберите любое слово и напишите его рядом с задачей. Это будет ваш стимул.
  • Чтобы помочь себе, выпишите под стимулом его отличительные черты и ассоциации, с ним связанные.
  • Поставьте таймер на 3–5 минут.
  • Удерживая в голове задачу и стимул, постарайтесь найти между ними связь.
  • Фиксируйте появляющиеся идеи. Не углубляйтесь в детали. Вам надо набросать как можно больше решений.
  • После перерыва выберите наиболее перспективные идеи. Доработайте, если требуется.

Если не удаётся найти связи с первого раза, не мучайтесь. Лучше выберите другую технику. Менять выбранный стимул нельзя. Метод можно усложнить, добавив ещё три случайно выбранных стимула.

10. Катена

Катена — словесная игра, которая заключается в связывании двух слов в цепочку (катену) при помощи слов-ассоциаций. Ваша задача — выписать цепочки слов на бумаге и доработать появившиеся идеи.

  • Сформулируйте задачу и запишите её.
  • Выделите в формулировке задачи 2–3 ключевых слова.
  • Запишите их на бумаге так, чтобы они стояли поодаль друг от друга. Вам предстоит прописывать цепочки слов между ними.
  • Определитесь с правилами.
    • Какие слова можно придумывать: существительные, прилагательные, глаголы?
    • Какие формы связей допустимы между словами: по контексту или по аналогии? Связь по контексту возникает из типичных жизненных ситуаций, связанных со словом. Например, шампунь — душ. Связь по аналогии возникает как общее при сопоставлении двух слов. Например, ветер — свист, облако — вата.
  • Постройте по 2–3 цепочки ассоциаций между ключевыми словами.
  • Используйте слова из цепочек как стимулы для нахождения идей.
  • Фиксируйте возникшие идеи.
  • После перерыва выберите лучшие идеи и доработайте их.

Техника подходит для раскачки воображения и снятия ментальных блоков. Строгость соблюдения правил не играет особой роли.

11. Фила

Название техники происходит от греческого слова «фила» — части племени, произошедшей от одного родоначальника. Суть техники — обратиться за советом к реальным или вымышленным людям, которые оказали на вас положительное влияние.

Чтобы воспользоваться этой техникой, составьте для начала филу — группу советников, которые будут вам помогать.

  • Подумайте и выберите 3–5 человек, которые оказали на вас наибольшее влияние. Это могут быть близкие, знакомые или кумиры.
  • Составьте для каждого члены филы досье. Соберите в одном месте их фотографии, биографии, произведения, письма, цитаты — всё, что кажется интересным и важным.

Составив филу, приступайте к решению задачи.

  • Сформулируйте задачу.
  • Выберите советника из состава филы.
  • Выберите случайным образом совет из собранного досье. Это может быть ключевое слово или цитата.
  • Постройте связи между советом и задачей.
  • Спросите себя, как бы ваш советник решил эту задачу, что ответил бы на вопрос. Либо представьте, что вы устроили совещание с советником, и постарайтесь услышать его ответ.
  • Записывайте возникающие идеи.
  • Переходите к следующему совету или выбирайте другого советника, пока не получите достаточное количество идей.
  • После перерыва отберите многообещающие идеи и создайте решения на их основе.

Вы можете посвятить не один месяц составлению досье для каждого участника филы. Чем больше информации вы найдёте по каждому советнику, тем проще вам будет решать задачи.

12. Метод квоты идей

Техника позволит вам находиться в состоянии генерации идей постоянно. Ваша задача — установить себе ограничение на количество идей, которые вы будете придумывать ежедневно.

  • Сформулируйте проблему, цель или задачу.
  • Решите, сколько идей вы готовы придумывать каждый день. Берите планку выше: для начала 10–20 идей.
  • Придерживайтесь установленной квоты ежедневно. При необходимости поставьте себе напоминание.
  • Идеи, относящиеся к одной теме, лучше записывать в одном месте.
  • Периодически просматривайте свои идеи, выбирайте лучшие, дорабатывайте.
  • Для генерации идей можете использовать любую технику.

Не критикуйте себя за неудачные идеи и не вычёркивайте их. Работайте над несколькими проблемами одновременно.

13. Техника шести шляп Эдварда де Боно

Эту ролевую технику придумал эксперт в области творческого мышления Эдвард де Боно. Ваша задача — рассмотреть проблему с шести точек зрения.

  • Соберите команду из шести человек.
  • Сформулируйте задачу.
  • Раздайте каждому участнику команды по предмету (шляпе) одного цвета: красный, жёлтый, чёрный, зелёный, белый и синий. Каждый цвет обозначает свою роль.
  • Участники рассматривают проблему в соответствии с данной им ролью.
  • Идеи высказывают свободно, как во время мозгового штурма, и фиксируются на доске.

Таблица покажет, какие роли соответствуют каждой шляпе.

Цвет шляпы Роль
Красная шляпа Отвечает за эмоции, предчувствия, интуицию
Жёлтая шляпа Описывает выгоды и преимущества
Чёрная шляпа Учитывает недочёты и возможные риски
Зелёная шляпа Генерирует идеи
Белая шляпа Озвучивает факты и цифры
Синяя шляпа Ведущий, контролирует смену шляп

Успех зависит от того, насколько хорошо каждый участник может задействовать разные виды мышления для решения проблемы. Ведущий должен напоминать участникам об их ролях и не позволять примерять до положенного времени чужие роли. Сессия заканчивается, когда каждый участник примерит все шесть шляп.

14. Фрирайтинг

Это техника впервые была описана профессором английского языка Питером Элбоу. Суть — выключить внутреннего критика и получить доступ к скрытым идеям и знаниям через импровизацию на письме.

  • Возьмите ручку и несколько чистых листов бумаги или откройте новый текстовый файл на компьютере.
  • Поставьте таймер на 20 минут. Выключите все уведомления.
  • Пишите всё, что приходит в голову, пока не кончится время. Не отвлекайтесь.
  • Ничего не зачёркивайте и не исправляйте. Оставайтесь в потоке.
  • Закончив работу, отложите текст.
  • После хорошего перерыва прочтите написанное вслух.
  • Отметьте фрагменты, которые можно использовать в дальнейшей работе.
  • Запишите идеи, возникшие при разборе текста.

Не пытайтесь сразу извлечь пользу из написанного. Первые сессии направлены больше на снятие стресса и внутренних блоков, чем на решение конкретных задач. Если вам не о чем писать, пишите о том, что вас окружает. Постепенно у вас начнут образовываться в голове ассоциации, и дело пойдёт на лад.

15. Метод ограничений

Метод был сформулирован профессором Стивеном М. Косслином. Ваша задача — понять, что может помешать вам решить проблему, и переосмыслить её формулировку, чтобы прийти к правильному решению.

  • Сформулируйте задачу.
  • Придумайте ограничения, которые мешают вам выполнить задачу. Выпишите их.
  • Найдите три способа, как можно использовать каждое ограничение.
  • Найдите три способа, как можно обойти каждое ограничение.
  • Найдите три способа, как можно изменить каждое ограничение.
  • Подумайте, как трансформируется задача, если снять и изменить каждое ограничение.
  • Найдите ещё ограничения.
  • Повторите поиск ограничений и трансформацию задачи несколько раз.
  • Сравните исходную и конечную задачи.

Если у вашей задачи нет ограничений, придумайте их. Ограничьте задачу в будущем и прошлом, сверху и снизу.

Методы проведения аналитической работы

Основными методами аналитической работы являются: сравнение отчётных показателей с плановыми (сметными), созданными за прошлые периоды (динамические ряды), с проектными и нормативными показателями, с показателями работы других организаций.

Широко применяются при анализе экономические группировки хозяйственных операций в разрезах, позволяющих рассмотрение показателей во взаимосвязи и взаимном влиянии, абсолютные и относительные показатели (средние величины, проценты, коэффициенты, индексы и т. д.). Иногда в экономическом анализе применяются выборочные наблюдения, дополнительные экономические группировки и обобщающие показатели.

Для наглядного изображения в аналитической работе используются схемы, диаграммы, плакаты. При детализации общих (синтетических) показателей состав их рассматривается по отдельным частям, по времени возникновения и т. д., т. е. анализ проводится в обратном порядке по сравнению с учётом, при котором происходит образование анализируемых показателей путём синтетических накопительных группировок хозяйственных операций с установлением их взаимосвязи (корреспонденция счетов бухгалтерского учёта). Данные анализа в свою очередь синтезируются в порядке их взаимосвязанных обобщений.

На основе данных экономического анализа вносятся конкретные предложения по устранению установленных недостатков, узких мест и дальнейшему улучшению работы анализируемых строительных организаций. Результаты анализа оформляются заключениями, объяснительными записками, постановлениями или решениями.

Основным фактором, в конечном счете, является объем и качество исходной информации. При этом надо иметь в виду, что периодическая бухгалтерская или финансовая отчетность предприятия — это лишь «сырая информация», подготовленная в ходе выполнения на предприятии учетных процедур. аналитический деятельность ликвидность торговля

Чтобы принимать решения по управлению в области производства, сбыта, финансов, инвестиций и нововведений руководству нужна постоянная деловая осведомленность по соответствующим вопросам, которая является результатом отбора, анализа, оценки и концентрации исходной сырой информации. необходимо аналитическое прочтение исходных данных исходя из целей анализа и управления.

Основной принцип аналитического чтения экономическо-финансовых отчетов — это дедуктивный метод, т. е. от общего к частному, Но он должен применяться многократно. В ходе такого анализа как бы воспроизводится историко-логическая последовательность хозяйственных фактов и событий, направленность и сила влияния их на результаты деятельности.

Практика экономического анализа уже выработала основные правила чтения (методику анализа) финансовых отчетов. Среди них можно выделить 6 основных методов:

— горизонтальный (временной) анализ — сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;

— вертикальный анализ — определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния позиции отчетности на результат в целом;

— трендовый анализ — сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т. е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем;

— анализ относительных показателей (коэффициентов) — расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей;

— сравнительный (пространственный) анализ — это как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными;

— факторный анализ — анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), когда дробят на составные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.

При анализе ряда экономических явлений, процессов используются не один — три показателя, а целая система показателей, что вызывает объективную необходимость разработки или использования готовой методики его проведения.

Под методикой понимается совокупность способов, правил наиболее целесообразного выполнения какой либо работы. В экономическом анализе методика представляет собой совокупность аналитических способов и правил исследования экономики предприятия. Различают общую и частную методику. Первая представляет систему исследования, используемая при изучении различных объектов экономического анализа в различных отраслях экономики. Частная методика, в свою очередь, конкретизирует общую относительно к определенным отраслям экономики.

Любая методика анализа будет представлять собой наказ или методологические советы по исполнению аналитического исследования.

Методика включает: задачи и формулировки целей анализа; объекты анализа; системы показателей, с помощью которых будет исследоваться объект; советы по последовательности и периодичности проведения анализа; описание способов исследования изучаемых объектов; источники данных, на основании которых производится анализ; указания по организации анализа (какие лица, службы будут проводить отдельные части анализа); технические средства, которые целесообразно использовать для аналитической обработки информации; характеристики документов, которыми лучше всего оформлять результаты анализа.

Различают несколько методологических приемов (таблица 1.3).

Таблица 1.3 — Основные методы анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Название методов

Неформализованные методы

Логическое, субъективное исследование

— экспертный

Оценка ситуации высококлассными специалистами

— морфологический

Систематизация наборов альтернативных решений по возможным сочетаниям вариантов и выбор сначала приемлемых, а затем наиболее эффективных вариантов

— рейтинговый

Систематизация, ранжирование и определение наилучших результатов по ряду показателей

— фактографический

Анализ зафиксированных фактов в СМИ, научных работах

— мониторинг

Детальный, систематический анализ изменений

— логическое моделирование

Построение сценариев, систем показателей, аналитических таблиц

— фундаментальный

Изучение основных тенденций и определение основных направлений динамики

— технический

Отражение желаемых сглаженных результатов

Формализованные методы

Строгие формализованные аналитические зависимости

— факторный

Выявление, классификация и оценка степени влияния отдельных факторов

— конъюнктурный

Установление текущего состояния с позиций соотношения спроса и предложения

— математический

Цепные подстановки, арифметическая разница, процентные числа, дифференциальный, логарифмический, интегральный анализ, расчет простых и сложных процентов, дисконтирование.

— статистический

Корреляционный, регрессионный, дисперсионный, кластерный, экстраполярный, ковариационный анализ; методы главных компонент, средних и относительных величин, группировки; графический и индексный методы обработки рядов динамики

— методы исследования операций и принятия решения

Использование теории графов, игр, массового обслуживания; построение деревьев целей и ресурсов, байесовский анализ, сетевое планирование

— экономические

Матричный, гармонический, спектральный анализ, производственные функции, межотраслевой бизнес

— экономико-математическое моделирование и оптимальное программирование

Дескриптивные (описательные), предикативные (предсказательные, прогностические) и нормативные модели; системный анализ, машинная интуиция; линейное, нелинейное, динамическое, выпуклое программирование

Рассмотрим отдельные методы анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия подробнее.

Экспертный метод (экспертные оценки) применяется в случаях, когда решение поставленной задачи параметрическим методом невозможно.

Морфологический метод относится к перспективным методам, широко использующимся на практике. Он позволяет систематизировать полученный набор альтернативных решений по всем возможным сочетаниям вариантов и выбрать из них сначала приемлемые, а затем наиболее эффективные.

Факторографический метод основан на изучении всех опубликованных, зафиксированных фактов, характеризующих финансово-хозяйственное состояние предприятия.

Мониторинг является постоянным, систематизированным, детальным текущим наблюдением за финансово-хозяйственным состоянием предприятия.

Логическое моделирование используется, как правило, для качественного описания финансово-хозяйственного развития предприятия. Оно основано на использовании таких способов, как аналогия, экстраполяция, экспертная оценка возможного или желаемого состояния объекта моделирования. Основой логического моделирования является модернизация или поддержание на требуемом уровне технико-экономического состояния предприятия.

Целью фундаментального анализа и диагностики хозяйственной деятельности предприятия является определение внутренней стоимости его имущественного комплекса как общего результата технико-экономической деятельности. Технический анализ имеет своей целью выполнение детального, всестороннего анализа динамики отдельных параметров, показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Этот метод основан на построении диаграмм и графиков, изучении показателей и факторов, их определяющих.

Факторный анализ основан на многомерном статистическом исследовании ряда факторов, имеющих как отрицательное, так и положительное влияние на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Цель этого метода состоит в выявлении генеральных, главных факторов, определяющих основные результаты финансово-хозяйственной деятельности анализируемого предприятия.

Математический анализ предполагает использование математических приемов и способов анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Статистический анализ является основой диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Методы исследования операций и принятия решений включают: теорию графов, которая используется в анализе и диагностике финансово-хозяйственной деятельности предприятия, как основа графического моделирования; теорию игр, которая является одним из подходов к оптимизации вариантов финансово-хозяйственной деятельности предприятия и основана на выборе оптимальных решений в условиях рыночной конкуренции и неопределенности; теорию массового обслуживания, в соответствии с которой финансово-хозяйственная деятельность предприятия рассматривается как процесс обслуживания отдельных подразделений предприятия, различных технологических процессов; построение деревьев целей и ресурсов, которое осуществляется в рамках системного подхода к анализу и диагностике финансово-хозяйственной деятельности предприятия; байесовский (бейесовский) анализ, который используется в анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия для постоянного пересмотра, корректировки стратегии его развития в зависимости от новой информации; сетевое планирование — распространенный метод, основанный на сетевых графиках.

К экономическим методам относятся: матричный анализ используется для анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия при определении соотношения между затратами и результатами, при оценке эффективности затрат; гармонический анализ является разложением функциональных зависимостей, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность предприятия, по отдельным функциям, гармоническим колебаниям; спектральный анализ означает разложение финансово-хозяйственной деятельности предприятия по составу (спектру), т.е. по совокупности всех значений показателей, характеризующих эту деятельность; производственные функции необходимы для определения количественной взаимосвязи объема выпуска продукции с переменными величинами затрат.

Экономико-математическое моделирование отражает преимущественно производственный аспект прогноза, а также социальные аспекты развития.

Оптимальное программирование имеет целью нахождение оптимального значения целевой функции, переменные которой должны принадлежать некоторой области допустимых значений. Оно включает построение дескриптивных, предикативных и нормативных моделей, машинную имитацию; линейное, нелинейное, динамическое и выпуклое программирование.

Значительная часть приведенных методов найдет свое практическое выражение почти во всех главах проводимого исследования.

Усовершенствование инструментария научного исследования имеет очень большое значение и является основой успеха и эффективности аналитической работы. Более глубокое проникновение в сущность изучаемых явлений позволяет получить более точные результаты и спрогнозировать дальнейшее существование исследуемого объекта.

Экономический анализ — глубокое исследование экономических явлений на предприятии, т. е. выявление причин отклонения от плана и недостатков в работе, вскрытие резервов, их изучение, содействие комплексному осуществлению экономической работы и управлению производством, активное воздействие на ход производства, повышение его эффективности и улучшение качества работы.

Анализ экономического состояния показывает, по каким конкретным направлениям надо вести эту работу, дает возможность выявления наиболее важных аспектов и наиболее слабых позиций в экономического состоянии именно на данном предприятии. В соответствии с этим результаты анализа дают ответ на вопрос, каковы важнейшие способы улучшения экономического состояния конкретного предприятия в конкретный период его деятельности.

Источники информационного обеспечения аналитической работы, технические приемы и способы

В процессе анализа розничного товарооборота используют данные планов, бизнес-планов предприятия, бухгалтерской и статистической отчетности, текущего учета, норм, нормативов, тактических и стратегических прогнозов экономического и социального развития, внеучетные источники информации, материалы личных наблюдений и хронометража. При машинной обработке экономической информации используют данные машинограмм, или информация непосредственно считывается с дисплеев и других технических средств.

Основными формами статистической отчетности, используемыми при анализе розничного товарооборота, являются форма № 1-торг «Отчет о товарообороте и запасах товаров» (срочная, месячная), форма № 3-торг (краткая) «Отчет о продаже и запасах товаров» (срочная, месячная), форма № 3-торг «Отчет по розничной торговле» (полугодовая и годовая).

Анализ издержек обращения проводят по данным бухгалтерской и статистической отчетности, текущего их учета, первичных и сводных документов, внеучетных источников информации и личных наблюдений. Фактическая сумма издержек обращения показывается в квартальных и годовом «Отчете по прибылям и убыткам» (форма № 2), «Отчете о финансовых результатах» (форма № 5-Ф) и «Отчете о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия» (форма № 5-3). Месячные данные об издержках обращения» (в целом по торговому предприятию, хозрасчетным подразделениям и отдельным статьям расходов) можно получить из регистров их синтетического и аналитического учета и машинограмм. Для изучения причин выявленных отклонений от плана и в динамике по издержкам обращения используются данные первичных документов (товарно-транспортных накладных, расчетно-платежных ведомостей на оплату труда и др.), материалы проверок, обследований, личных наблюдений.

Анализ финансовых результатов деятельности торгового предприятия проводят по данным планов, бизнес-планов и прогнозов экономического и социального развития, бухгалтерской и статистической отчетности, регистров учета, машинограмм, других-источников информации. Формирование прибыли (полученных убытков) подробно показывается в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках». В нем справочно показываются уплаченные из прибыли налоги и иные обязательные платежи, использование прибыли предприятием и нераспределенная прибыль (убыток) отчетного года. Предприятия всех отраслей национальной экономики и форм собственности представляют месячный (срочный) «Отчет о финансовых результатах» (форма № 5-ф), который составляется нарастающим итогом.

Подготовка к исследованию

Теоретическая часть

Вводный этап – подготовка и организация исследования

Без понимания, что, зачем, как, с помощью чего, где, когда и кем будет исследовано, невозможно провести исследование. Поэтому разумно продумать возможные

ответы на эти вопросы, представить, как будет разворачиваться исследование, а потом уже его начинать. Впрочем, сразу оговоримся, что в ряде случаев исследование может проходить в поисковом, пилотажном режиме спонтанного сбора материалов. Но и в таком случае на втором этапе, когда пойдет речь об осмыслении собранного материала, потребуется проделать аналогичные логические операции для концептуализации исследования.

Разработка программы исследования. От того, как составлена программа исследования, зависят глубина и качество исследования.

Программа исследования – тот идеальный план действий исследователя, который необходим как для понимания, что, зачем, как и с помощью чего исследовать, так и для представлений о том, как в дальнейшем реализовать это исследование (логический план последовательных действий).

Сложилась традиционная схема представлений большинства исследований, которая состоит из теоретической, процедурной, эмпирической и аналитической частей.

Теоретическая часть – понимание смысла и назначения исследования, места изучаемого вопроса в общей картине мира.

Процедурная часть – выстраивание стратегии и тактики исследования.

Эмпирическая часть – сбор, систематизация и представление собственного исследовательского материала.

Аналитическая часть – обработка, анализ, сопоставление, интерпретация полученного исследовательского материала в соотношении с теоретической частью.

Разработка программы: выбор проблемы, определение предмета и объекта исследования, постановка цели и выведение задач

Исследование начинается с формулировки проблемы, которая вытекает из выбранной темы исследования. Также важно определить объект и предмет исследования. Формулируется цель исследования, которая направлена на разрешение проблемы. Для достижения цели определяются задачи исследования, которые могут являться как «пошаговым» достижением цели, так и разными сторонами разрешения проблемы («подцелями»). Рассмотрим это подробнее с приведением примера.

Тема исследования. Тема – область и ракурс исследования.

Пример темы: «Представления о запретах на деятельность человека в природе».

При выборе темы формулируется ее актуальность, т.е. осознается реальный интерес избранной темы исследования – почему именно эта тема, а не другая; почему именно такой ракурс, а не другой.

Актуальность – важность, значимость для настоящего момента.

Актуальность важно формулировать четко и конкретно привязывать к теме исследования. Нежелательны абстрактные высказывания общего плана о состоянии человечества и человекознания. Необходимо отразить актуальность именно конкретной обсуждаемой темы, а не только общую актуальность направления, в котором осуществляется исследование.

Актуальность темы учебно-исследовательской работы достаточно выразить в понимании контекста исследования, аргументации интереса к избранной теме, проблематизации темы исследования.

Актуальность исследования – это то, зачем и почему мы изучаем именно эту тему, проблему.

Пример возможной актуальности: Люди по-разному понимают, что можно, а что нельзя или опасно делать на природе. Интересно узнать, какие представления о запретах на деятельность человека в природе существуют у взрослых, а какие у ребят, сравнить их. Ведь именно от представлений о запретах во многом зависит то, что будут делать, а что нет люди на природе и с природой.

Проблема. В широком смысле проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения. В науке – противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения.

Проблема исследования – это конкретный вопрос, на который планируется ответить в процессе работы над исследованием, это своего рода попытка прорыва в неизвестность, первое с ней соприкосновение. Важно понять, что проблема – это не только уточнение темы, а нахождение и лаконичная формулировка определенного противоречия или неизвестного, которые нужно разрешить или выяснить в ходе исследования.

Проблема – это то, что мы изучаем, какой вопрос нам необходимо разрешить.

Пример проблемы: Какие существуют различия между взрослыми и детьми, а также между мальчиками и девочками в осознании системы запретов на действия человека в природе?

Объект исследования – та или иная сторона действительности. Это сфера деятельности, реалий мира, данная исследователю до начала его работы. В нашем случае – это психологическая реальность, не зависящая от исследователя.

Определяя объект исследования, проясняется вопрос: что именно в этом мире мы исследуем?

Пример объекта: система представлений людей.

Предмет исследования – это отдельные стороны, свойства, характеристики объекта; та сторона, тот аспект, та точка зрения, с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные для исследования признаки объекта. Предмет – более узкое понятие по сравнению с объектом исследования. Размышляя над предметом исследования, определяется, какие отношения, свойства, аспекты, функции объекта раскрывает данное исследование. Предмет исследования созвучен теме исследования.

Предмет – это то, что именно в объекте исследования мы изучаем, какую сторону объекта?

Пример предмета: представления людей о своей деятельности в природе, на которую налагаются запреты.

Цель – представляемое и желаемое будущее событие или состояние, идеальное представление результата нашего действия. С ней сообразуются средства, необходимые для ее достижения. Цель – это то, что намерены достигнуть в процессе исследования; то, что в мы хотим разъяснить. То есть цель исследования – это выявление, обоснование и экспериментальная проверка условий и т.д. Чем конкретнее цель, тем понятнее что, как и какими средствами планируется достичь ее в работе. Зачастую грамотная формулировка цели исследования имеет решающее значение, ориентируя его в теории и практике. В согласовании с целью происходит выбор методов исследования.

Цель – это то, что мы в исследовании хотим разъяснить.

Пример цели: выявить возвратные и гендерные различия в представлениях о запретах на действия человека в природе.

Задачи – поэтапное достижение цели. Задачи исследования тесно связаны с объектом и предметом исследования. Задачи – это заданные в определенных конкретных условиях направления деятельности. В исследовании задачи – это конкретные вопросы или действия, разрешение или совершение которых приближает к раскрытию проблемы исследования и достижению цели работы. Осмыслению задач способствует поиск ответов на вопрос: что нужно сделать, чтобы достигнуть цели, решить проблему исследования? Формулируя задачи, следует помнить, что, решая их, фактически задается программа исследования: дать описание, изучить литературу по проблеме, выявить, дать характеристику, раскрыть специфику феномена; сделать предположение, подобрать методы, разработать программу, собрать сведения, получить данные, сравнить данные друг с другом по таким-то параметрам и т.д. Так или иначе, задачи формулируют требования к анализу проблемы. Они могут быть практическими и теоретическими. Важна субординация задач.

Задачи – это то, как мы будем достигать цель исследования.

Пример задач:

  • 1. Выяснить представления о запретах на действия человека в природе, опасные для:
    • – самого человека;
    • – природы;
    • – природы, а вследствие этого, и для самого человека.
  • 2. Сопоставить различные представления в зависимости от:
    • – возраста;
    • – иола.
  • 3. Выявить представления о запретах на действия человека в природе, общие для всех и особенные для каждого возраста и пола.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *