Реестр инвалидов

Реестр инвалидов

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 16.01.1995 n 59 (с изм. от 05.09.1998) О ФЕДЕРАЛЬНОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВАЛИДОВ

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 января 1995 г. N 59
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ «СОЦИАЛЬНАЯ
ПОДДЕРЖКА ИНВАЛИДОВ»
(с изм., внесенными Постановлениями Правительства РФ
от 16.06.1997 N 713, от 13.08.1997 N 1031,
от 05.09.1998 N 1053)
Во исполнение Указов Президента Российской Федерации от 27 июля 1992 г. N 802 «О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, N 5, ст. 239), от 2 октября 1992 г. N 1156 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, N 14, ст. 1097) и от 2 октября 1992 г. N 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Федеральную комплексную программу «Социальная поддержка инвалидов», состоящую из следующих федеральных целевых программ:
«Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов»;
«Научное обеспечение и информатизация проблем инвалидности и инвалидов»;
«Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности»;
«Разработка и производство средств протезирования, строительство, реконструкция и техническое перевооружение протезно-ортопедических предприятий».
2. Включить в состав Федеральной комплексной программы «Социальная поддержка инвалидов» Федеральную целевую программу «Разработка и производство технических средств реабилитации для обеспечения инвалидов», утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 1994 г. N 1189 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 27, ст. 2900).
3. Определить государственным заказчиком по реализации Федеральной комплексной программы «Социальная поддержка инвалидов» Министерство социальной защиты населения Российской Федерации.
4. Министерству финансов Российской Федерации предусматривать при разработке проектов федеральных бюджетов на 1995 — 1998 годы средства для реализации Федеральной комплексной программы «Социальная поддержка инвалидов».
5. Признать утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 9 января 1994 г. N 12 «О Федеральной комплексной программе научного обеспечения и информатизации проблем инвалидности и инвалидов на 1994 — 1997 годы» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, N 3, ст. 272).
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
Утверждена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 16 января 1995 г. N 59
ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
«СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВАЛИДОВ»
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«ФОРМИРОВАНИЕ ДОСТУПНОЙ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ СРЕДЫ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
(с изм., внесенными Постановлениями Правительства РФ
от 13.08.1997 N 1031, от 05.09.1998 N 1053)
ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «ФОРМИРОВАНИЕ ДОСТУПНОЙ
ДЛЯ ИНВАЛИДОВ СРЕДЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Наименование Программы: Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности
Наименование, номер и дата принятия решения о разработке Программы: Указ Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 г. N 1156 и Постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 25 марта 1993 г. N 245 «O мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности»
Государственный заказчик: Минсоцзащиты России
Основные исполнители: Минсоцзащиты России, Минстрой России, Минздравмедпром России, Минобразование России, Минтранс России, МПС России, Миннауки России, Минсвязи России, Минтруд России, Госкомоборонпром России, Госстандарт России, Госкомвуз России, Роскоммаш
Разработчики: Минсоцзащиты России, Минстрой России, Госстандарт России, Госкомоборонпром России, Роскоммаш Срок реализации Программы продлен на 1999 год Постановлением Правительства РФ от 05.09.1998 N 1053. Срок реализации Программы продлен на 1998 год Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1031. Сроки реализации Программы: 1995 — 1997 годы
Основные мероприятия Программы: Проведение научных исследований, обобщение отечественного и зарубежного опыта;
разработка нормативной, методической и проектной документации;
реконструкция и переоборудование зданий и сооружений федеральной собственности;
адаптация средств транспорта, связи, информатики;
разработка вспомогательных технических средств и бытового оборудования
Важнейшие целевые показатели: Обеспечение доступности для инвалидов объектов общественного назначения, средств транспорта, связи, информатики; создание оптимальных возможностей для самообслуживания
Ожидаемые конечные результаты: Создание условий для интеграции инвалидов в общество путем формирования новой и адаптации сложившейся общественной и социальной инфраструктуры
Объемы и источники финансирования: 175,25 млрд. рублей — из средств федерального бюджета на 1995 — 1997 годы, в том числе 6,18 млрд. рублей — на 1995 год (в ценах 1994 года)
Система контроля за исполнением Программы: Минсоцзащиты России совместно с Минэкономики России, Минфином России и другими министерствами, ведомствами, организациями
ВВЕДЕНИЕ
Создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности является составной частью государственной социальной политики, практические результаты которой обеспечат инвалидам равные с другими гражданами возможности во всех сферах жизни.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 г. N 1156 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» и Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 25 марта 1993 г. N 245 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» разработана Федеральная целевая программа «Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» (далее — Программа).
Программа состоит из 6 разделов, каждый из которых содержит комплекс мероприятий по обеспечению доступности для инвалидов различных объектов социальной инфраструктуры, в том числе по стандартизации промышленной продукции для инвалидов и созданию экспериментальных зон (моделей) среды жизнедеятельности на региональном уровне (Приложение N 1).
Программа является составной частью Федеральной комплексной программы «Социальная поддержка инвалидов».
СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Изменение принципиальных подходов к формированию реабилитационных мероприятий в отношении инвалидов диктует необходимость создания условий, при которых возможно наиболее полное развитие их способностей, максимальная интеграция в общество.
Среда жизнедеятельности, доступная для инвалидов, — обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая инвалидам вести независимый образ жизни.
Во многих странах разработаны и введены в действие нормативные документы, устанавливающие требования по обеспечению доступности для лиц с ограниченными возможностями здоровья объектов социальной инфраструктуры:
в 1988 году в США утверждены «Единые федеральные стандарты доступности», включающие требования к проектируемым, строящимся и реконструируемым зданиям и сооружениям;
разработаны руководства по приспособлению среды к потребностям инвалидов в Голландии (1986 год), Франции (1988 год);
в 1990 году принято «Европейское руководство по обеспечению доступности для инвалидов среды жизнедеятельности».
В России до недавнего времени практически отсутствовали строительные нормы и правила по градостроительству, планировке городских и сельских поселений, жилых и общественных зданий и сооружений, учитывающих специфические потребности инвалидов. Кроме того, нет и научно обоснованных параметров и критериев доступности среды, а также социальных и медико-технологических требований к объектам общественного назначения. Не определены категории инвалидов, для которых адаптация среды необходима в первую очередь.
Только в документах, разработанных в последние годы отдельными министерствами и ведомствами, сделаны попытки решения этих проблем:
в 1991 году Государственным комитетом по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР утверждены и введены в действие Ведомственные строительные нормы «Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребности инвалидов и других маломобильных групп населения» (ВСН 62-91);
в 1991 году Министерством путей сообщения СССР утверждены и введены в действие временные ведомственные строительные нормы «Железнодорожные вокзалы для пассажиров прямого сообщения. Нормы проектирования» (ВСН 01-91 / МПС СССР), в которых предусмотрен специальный раздел, посвященный требованиям по обслуживанию инвалидов при проектировании, строительстве и реконструкции железнодорожных вокзалов;
в 1993 году начата разработка системы государственных стандартов на автобусы, предназначенные для перевозки инвалидов на креслах — колясках, и средства междугородного пассажирского транспорта с учетом доступности их для инвалидов;
в 1992 году Центральным и Сибирским зональными научно-исследовательскими институтами экспериментального проектирования внесены корректировки в планировочные решения 5 процентов квартир типовых проектов массового жилого строительства.
Практика отечественного градостроительства, проектирования и строительства объектов жилищно-гражданского и производственного назначения, организации транспортного и информационного обслуживания до последнего времени не учитывала специфических потребностей инвалидов. В ряде случаев это привело к их изоляции от общества, лишив возможности самообслуживания, свободного выхода из жилых помещений, передвижения внутри и за пределами микрорайонов, а также возможности трудоустройства.
В 1992 году врачебно-трудовыми экспертными комиссиями были даны рекомендации об условиях и характере труда 594,4 тыс. инвалидов, в т. ч. 99,9 тыс. инвалидов — в специально созданных условиях производства и 20,1 тыс. инвалидов — на дому.
Численность трудоспособных инвалидов, но в настоящее время не работающих, в том числе ввиду недоступности рабочего места или его отсутствия, — более 1 млн. человек, в то же время 90 процентов опрошенных инвалидов и престарелых в возрасте от 50 лет и старше желают работать в связи с низким уровнем жизни.
Создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности позволит снизить потребность в стационарных учреждениях интернатного типа, сократит расходы на их возведение и содержание, создаст возможности для социальной реабилитации отдельных категорий инвалидов. При средней эффективности реабилитации одного инвалида расходы на создание доступной для них среды жизнедеятельности смогут окупиться в течение 5 — 10 лет.
С учетом вышеизложенного можно сделать следующий вывод:
в настоящее время в Российской Федерации нет системы безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов для интеграции их в общество, отсутствует организационно-методическое и информационное обеспечение данной проблемы. Вместе с тем созданы предпосылки для формирования государственной системы мер по созданию среды жизнедеятельности инвалидов в области градостроительства, производства вспомогательных технических средств, общественного пассажирского и индивидуального транспорта, связи и информатики.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Реализация государственной социальной политики в области формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, разработка и выполнение мероприятий по стандартизации, проектированию и переоборудованию зданий и сооружений федеральной собственности, средств транспорта, связи и информатики.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Проведение исследований по вопросам формирования среды жизнедеятельности для инвалидов на основе отечественного и зарубежного опыта;
определение критериев и параметров доступности зданий и сооружений;
разработка нормативно-методической и проектной документации на реконструкцию и застройку населенных пунктов, жилых районов, зданий, сооружений всех типологических направлений, производство средств транспорта, связи и информатики, вспомогательных технических средств и бытового оборудования для инвалидов;
строительство и переоборудование зданий и сооружений федеральной собственности с учетом обеспечения их доступности для инвалидов;
разработка, создание экспериментальных образцов и организация серийного выпуска средств общественного пассажирского транспорта, связи, информатики;
разработка вспомогательных технических средств и бытового оборудования, обеспечивающих инвалидам условия доступности.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Градостроительство и архитектура
В настоящем разделе предусмотрено проведение научно — исследовательских работ по проблемам формирования доступной для инвалидов среды, включающей жилые, общественные, производственные здания и градостроительные элементы различных населенных пунктов. В результате этих работ будет разработана нормативно-методическая документация, созданы экспериментальные и типизированные проектные разработки.
Предусмотрена разработка требований к планировке и застройке селитебных территорий с учетом специфических особенностей инвалидов: к решению городских путей перемещения инвалидов — лестницам, пандусам, покрытиям тротуаров, местам отдыха; к светофорному и звуковому регулированию движения на переходах; к оборудованию городских и привокзальных площадей, площадок перед входами в общественные здания; к остановкам транспорта; к средствам пожарной безопасности, а также устройствам световой сигнализации. Планируется провести комплекс мероприятий по реконструкции зданий и сооружений всех типологических направлений (здравоохранения, образования, социальной защиты населения, культуры и спорта, науки, промышленности, транспорта, связи и информатики), находящихся в федеральной собственности.
Общественный пассажирский и индивидуальный транспорт
Программа предусматривает проведение научных исследований и разработку, с учетом потребностей различных категорий инвалидов, требований доступности всех видов общественного пассажирского транспорта (автобусов, троллейбусов, вагонов трамваев, электро- и дизель-поездов, метрополитена, судов морского и речного флота, самолетов гражданской авиации), а также разработку технической документации, изготовление опытных образцов и организацию серийного выпуска транспортных средств, оснащенных специальными дверьми, техническими подъемными устройствами для посадки инвалидов на креслах — колясках, площадками, сидениями, устройствами фиксации и крепежа, специальными поручнями и другим оборудованием, обеспечивающими размещение и передвижение инвалидов внутри транспортного средства.

ПРИКАЗ Госкомэкологии РФ от 04.09.1998 n 510 О ПРИОСТАНОВЛЕНИИ ДЕЙСТВИЯ НЕКОТОРЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ГОСКОМЭКОЛОГИИ РОССИИ «
Постановления и Указы «

Федеральный реестр инвалидов

Относительно недавно в России была создана федеральная государственная информационная система – реестр инвалидов. Сокращённо – ФГИС ФРИ. Рассказываем на основе официальной информации Пенсионного фонда России, для чего она нужна, кому и как функционирует.

СОЗДАНИЕ ФГИС ФРИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ

В 2012 году Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов. В связи с этим были внесены изменения в законодательство, затрагивающее права людей с ограниченными возможностями здоровья.

Долгое время сведения по гражданам данной категории находились в ведении различных ведомств и были недоступны в оперативном режиме. Это не позволяло своевременно анализировать ситуацию в отношении данных граждан, затрудняло планирование мероприятий, направленных на усовершенствование их социального положения, а также не позволяло самим инвалидам получать полную информацию об имеющихся правах.

Изменить ситуацию позволило создание федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов» – ФГИС ФРИ. Она предусмотрена Федеральным законом от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов».

В итоге, этот реестр разработан и ведётся Пенсионным фондом с 2016 года. А полномасштабное использование ФРИ инвалидов началось с 2018 года.

В Интернете официальный сайт ФГИС ФРИ расположен по следующему адресу: https://sfri.ru/.

СОДЕРЖАНИЕ САЙТА ФЕДЕРАЛЬНОГО РЕЕСТРА ИНВАЛИДОВ

Реестр включает все необходимые сведения о каждом гражданине, признанном инвалидом, в том числе ребенком-инвалидом. Воспользоваться ФГИС ФРИ могут:

  • граждане – для получения всей необходимой информации;
  • органы государственной власти – для качественного и своевременного оказания услуг данной категории населения.

На сайте ФГИС ФРИ все сведения сфокусированы по отдельным блокам:

  • «Новости»;
  • «Жизненные ситуации»;
  • «Законодательство»;
  • «Аналитика»;
  • «Потребителям»;
  • «Поставщикам»;
  • «Форум»;
  • «Открытые данные».

Отметим, что к аналитическому разделу доступ открыт для всех. Это позволяет узнать статистическую информацию по разным показателям, таким как численность инвалидов по полу, возрасту, группе и многое другое.

Для граждан специально создан в ФГИС ФРИ личный кабинет инвалида. Для входа в него необходима регистрация на сайте госуслуг и подтвержденная учетная запись. Доступ к личному кабинету имеют также законные представители детей-инвалидов.

Войти в личный кабинет инвалида можно как с компьютера, так и с мобильного телефона через приложение «ФГИС ФРИ». Ссылки на него можно найти на главной странице официального сайта ФГИС ФРИ.

В личном кабинете можно посмотреть:

  • сведения о самом гражданине, в т. ч. о группе и причине инвалидности;
  • информацию о программе мероприятий по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации и абилитации (дата выдачи, срок окончания, ход исполнения);
  • сведения о мерах социальной поддержки (пенсионное обеспечение и социальные выплаты, набор соцуслуг, санаторно-курортное лечение, выплаты по линии Роструда);
  • информацию о назначенной помощи и лекарственном обеспечении;
  • сведения об освоении образовательных программ, а также об оказании услуг при содействии занятости инвалида.

Кроме того, предоставлена возможность получить государственные и муниципальные услуги онлайн – подать заявление о назначении пенсии и выборе способа ее доставки, о предоставлении НСУ и многое другое, а также пройти соцопрос и оценить качество предоставления услуг.

Заинтересованные органы власти с помощью аналитической подсистемы ФГИС ФРИ могут получать данные в различных разрезах и с использованием разных показателей посредством конструктора отчетов, а также через мобильное приложение.

КАК ФОРМИРУЕТСЯ ФРИ

Информационная система реестра формируется на основе поступающих данных из:

  • Пенсионного фонда России;
  • Федерального бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ);
  • Федерального медико-биологического агентства;
  • Фонда социального страхования России (ФСС);
  • Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки;
  • Федеральной службы по труду и занятости (Роструд);
  • Министерства здравоохранения России;
  • регионов РФ.

Федеральный реестр инвалидов: для чего, кому и как

03 сентября 2019 14:14

В 2012 году Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, в связи с чем были внесены изменения в законодательство, затрагивающее права людей с ограниченными возможностями здоровья.

Долгое время сведения по гражданам указанной категории находились в ведении различных ведомств и были недоступны в оперативном режиме. Это не позволяло своевременно анализировать ситуацию в отношении данных граждан, затрудняло планирование мероприятий, направленных на усовершенствование их социального положения, а также не позволяло самим инвалидам получать полную информацию об имеющихся правах.

Изменить данную ситуацию позволило создание федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов» (ФГИС ФРИ), предусмотренной Федеральным законом от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов».

Федеральный реестр инвалидов разработан и реализуется Пенсионным фондом с 2016 года, широкомасштабное использование системы началось с 2018 года.

В ФГИС ФРИ содержатся все необходимые сведения о каждом гражданине, признанном инвалидом, в том числе ребенком-инвалидом. Воспользоваться реестром могут: граждане — для получения всей необходимой информации и органы государственной власти — для качественного и своевременного оказания услуг данной категории населения.

На сайте ФГИС ФРИ все сведения сфокусированы по отдельным блокам: «Новости», «Жизненные ситуации», «Законодательство», «Аналитика», «Потребителям», «Поставщикам», «Форум», «Открытые данные».

К аналитическому разделу доступ открыт для всех, что позволяет узнать статистическую информацию по разным показателям, таким как численность инвалидов по полу, возрасту, группе инвалидности и многое другое.

Для граждан специально создан Личный кабинет инвалида , для входа в который необходима регистрация на портале госуслуг и подтвержденная учетная запись. Доступ к личному кабинету имеют также законные представители детей-инвалидов. Отметим, что войти в Личный кабинет инвалида можно как с компьютера, так и с мобильного телефона через приложение «ФГИС ФРИ». В личном кабинете можно посмотреть:

  • сведения о самом гражданине, в том числе о группе и причине инвалидности;
  • информацию о программе мероприятий по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации и абилитации (дата выдачи, срок окончания, ход исполнения);
  • сведения о мерах социальной поддержки (пенсионное обеспечение и социальные выплаты, НСУ, санаторно-курортное лечение, выплаты по линии Роструда);
  • информацию о назначенной помощи и лекарственном обеспечении;
  • сведения об освоении образовательных программ, а также об оказании услуг при содействии занятости инвалида.

Кроме того, предоставлена возможность получить государственные и муниципальные услуги онлайн – подать заявление о назначении пенсии и выборе способа ее доставки, о предоставлении НСУ и многое другое, а также пройти социологический опрос и оценить качество предоставления услуг.

Заинтересованные органы власти с помощью аналитической подсистемы Федерального реестра инвалидов могут получать данные в различных разрезах и с использованием разных показателей. Указанная информация может быть получена посредством использования предустановленных отчетов, сформирована с помощью конструктора отчетов, а также через мобильное приложение. Для получения доступа органам власти необходима регистрация, процесс которой подробно описан на сайте ФГИС ФРИ в разделе «Потребителям».

В разделе «Жизненные ситуации» содержится перечень ответов на самые актуальные вопросы, такие как оформить инвалидность или ежемесячную выплату, найти работу и трудоустроиться, получить сертификат на материнский (семейный) капитал и направить его на социальную адаптацию и интеграцию в общество детей-инвалидов.

Напомним, информационная система ФГИС ФРИ формируется на основе поступающих данных из Пенсионного фонда России, Федерального бюро медико-социальной экспертизы, Федерального медико-биологического агентства, Фонда социального страхования России, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федеральной службы по труду и занятости России, Министерства здравоохранения России, субъектов России.

Социальная помощь инвалидам

После прохождения медицинского освидетельствования и присвоения человеку инвалидности он приобретает права, установленные государством. Их реализация и защита регулируются законодательством РФ. Социальная помощь инвалидам включает комплекс мер, направленных на создание приемлемых условий жизни гражданина.

Правовые аспекты

Основной законодательный документ, освещающий правовые вопросы поддержки инвалидов в России — Федеральный закон № 181 от 24.11.1995 года.

Такой статус присваивается человеку после медицинского освидетельствования. Экспертной комиссией выдается официальное заключение, где указана группа инвалидности. Также предоставляется индивидуальная программа реабилитации (ИПР), в которой определены степени нарушения здоровья, меры по его восстановлению и поддержанию.

Порядок освидетельствования прописан в документах «ГОСТ Р 53928-2017. Медико-социальная экспертиза. Качество услуг медико-социальной экспертизы. Общие положения» и «ГОСТ Р 53931-2017. Медико-социальная экспертиза. Основные виды услуг медико-социальной экспертизы».

Социальная помощь незащищенным категориям граждан предполагается во многих сферах жизни и регулируется соответствующей нормативной базой.

Право или льгота Нормативный документ
Пенсии ФЗ от 28.12.2013 № 400 «О страховых пенсиях», ФЗ № 173 от 17.12.2001
Компенсация по уходу за инвалидом Указ Президента РФ № 551, 774, 175
Уменьшение базы налогообложения Налоговый кодекс, статья 218
Льготы по проживанию ФЗ № 181, ст.17
О приспособлении жилых помещений с учетом потребностей инвалидов Постановление Правительства РФ от 09.07.2016 года № 649
Право на образование ФЗ № 273 «Об образовании в РФ»
Медицинская помощь Постановление Правительства № 890 от 30.07.94 года
Использование ТСР Приказ № 215н
Описание ТСР Приказ Министерства труда №374н от 18.07.2016 года
Право на неполный график труда родителю инвалида КЗоТ РФ, ст. 49
Недопустимость сверхурочных работ и увольнения родителя инвалида КЗоТ РФ, ст. 54, 170
Бесплатная путевка для сопровождающего (санаторно-курортное лечение) ФЗ №178 от 17.07.1999
Социокультурные права Приказ Министерства культуры РФ № 3019 от 10.12.2016 года
Юридическая помощь ФЗ № 324 от 21.11.2011 года

Виды

Инвалиды имеют право на набор услуг, предоставляемых бесплатно или на льготной основе. Выделяют виды социальной помощи:

  • Медицинская — предоставление лекарств, медикаментов из установленного перечня, ТСР (технических средств реабилитации), консультации врачей, лечение в стационаре или санаторно-курортное. При этом проезд до места отдыха и обратно бесплатен, в том числе для сопровождающего. Возможны лечение и реабилитация в специальных центрах в крупных городах по квоте (Москве, Санкт-Петербурге и так далее). Основанием для реализации прав служат данные ИПР;
  • Материальная — предполагает пенсии, субсидии, льготы, компенсации инвалиду и членам его семьи. Законодательством установлены налоговые преимущества, значительные скидки на оплату жилья, коммунальных услуг, топлива в частных домах, на транспортные расходы, медикаменты и реабилитационные средства;
  • Создание доступной среды — обустройство зданий и сооружений, парков и других рекреационных мест, проезжей части с учетом потребностей инвалидов (наличие пандусов, специальных санитарных помещений, звуковых светофоров, информационных терминалов и так далее);
  • Помощь в образовании и трудоустройстве — право учиться в обычной или коррекционной школе, на дому, дистанционно. Посещение бесплатных дошкольных учреждений с правом зачисления без очереди. Возможность щадящей сдачи ЕГЭ, поступления на бесплатное обучение в колледж, вуз, получения повышенной стипендии. Трудоустройство предполагает упрощенные условия и график для инвалида на специально оборудованном рабочем месте;
  • Создание оптимальных условий проживания — первоочередное право на получение жилья или дополнительной площади, льготы по оплате, помощь в бытовом обустройстве помещения, визиты социального работника;
  • Социально-культурная и психологическая — помогает адаптации в обществе, создает условия для посещения культурных мест, мероприятий, реабилитационных кружков и секций.

Больший объем социальной помощи у инвалидов 1 группы, нетрудоспособных граждан. 2 группа имеет меньшую сумму выплат, значительная часть больных — работающие. У инвалидов 3 группы сокращен список льгот: они не зачисляются вне конкурса в учебные заведения, не освобождаются от налогов, приобретение лекарств компенсируется государством на 50 %.

Выплаты

В РФ предусмотрены следующие виды пособий для инвалидов:

  • Трудовая (страховая) пенсия — начисляется с учетом трудового стажа (пенсионных баллов) и достижения установленного возраста. Полагается также лицам с профессиональными патологиями и производственными травмами. При этом продолжительность стажа для назначения может быть от 1 дня;
  • Государственная пенсия по инвалидности — начисляется участникам ВОВ, космонавтам, пострадавшим в техногенных и радиационных катастрофах;
  • Социальные пенсии — положены инвалидам 1, 2, 3 групп, детям с ограниченными возможностями.

В 2020 году вводится повышение размера выплат. Социальные, в зависимости от группы инвалидности, составляют:

Группа (категория) Сумма выплаты, руб.
1 13607,05
Нетрудоспособность с детства 1 группа 15620,58
2 7561,31
Нетрудоспособность с детства 2 группа 12595,59
3 6302,08
Дети-инвалиды 14609,12

Индексация социальных пенсий планируется в апреле 2020 года — по предварительным данным выплаты увеличатся на 2,4%.

С 01.01.2019 года повысилось на 7,05% страховое (трудовое) пособие. Расчет такой выплаты производится стандартно, как обычным пенсионерам — путем прибавления к «базе» общей стоимости накопленных пенсионных баллов.

Фиксированная часть для различных групп инвалидов:

  • 1 — 10668,38 рублей;
  • 2 — 5334,19 рублей;
  • 3 — 2667,09 рублей.

С февраля 2019 года также увеличилась ежемесячная выплата инвалидам (ЕДВ). Суммы, в зависимости от категории лиц, приведены в таблице.

Группа (категория) Сумма выплаты, руб.
1 3782,94
2 2701,62
3 2162,67
Дети-инвалиды 2701,62

Близкие инвалиду люди могут получать компенсацию по уходу за ним. Однако она начисляется только при 1 группе или при заботе о ребенке с ограниченными возможностями. Ухаживающий человек должен быть безработным и не получать другого дохода.

Сумма выплаты составляет:

  • 1200 рублей за взрослого инвалида;
  • 5500 рублей — за ребенка (родителям).

Оформляют пособия в отделении Пенсионного фонда РФ. Если инвалид по состоянию здоровья не может прийти лично, его могут представлять родственники на основании доверенности.

Для оформления потребуются документы:

  • Паспорт инвалида;
  • СНИЛС;
  • Справка об инвалидности. Образец представлен на фото.

Компенсацию по уходу за инвалидом назначают по заявлению лица, которое будет заботиться о человеке. Образец изображен на фото.

Также потребуется паспорт и трудовая книжка. Поскольку присматривать за больным человеком может ребенок от 14 лет, при оформлении пособия на него потребуется письменное согласие от родителей.

Льготы

Соц. услуги инвалидам положены на бесплатной основе или льготно. Размер выплат и возможных скидок представлен в таблице.

Льгота Размер
Скидка на оплату жилья госфонда 50%
Льгота на коммунальные услуги (даже если помещение не в собственности) 50%
Оплата капремонта в многоквартирном доме 50%
Скидка на топливо при отсутствии центрального отопления 50%
Получение наследства Ребенку-инвалиду положена доля, даже если его нет в завещании. Ее размер — ½ части, которая могла перейти к человеку по закону.
Транспортные льготы Бесплатный проезд до места лечения и обратно ребенка и сопровождающего.

Скидка 50% на междугородние рейсы.

Налоговый вычет родителям Родителю (усыновителю) — 12 тысяч рублей;

Опекуну — 6 тысяч рублей.

Компенсация выплат по ОСАГО Не более 50% стоимости

Для получения льгот инвалиду и его представителям нужно обратиться в соответствующие исполнительные органы. Первоначальное оформление происходит в Пенсионном фонде (например, компенсации по уходу, ЕДВ).

Для реализации остальных прав (жилищных, транспортных) нужно обратиться в МФЦ (многофункциональные центры обслуживания населения), орган соцзащиты. Помимо стандартного набора документов (паспорта, СНИЛС, свидетельства об инвалидности, ИПР) нужны документы на квартиру, автомобиль, земельный участок, выписка о количестве проживающих. Инвалидом или его представителем заполняется заявление.

Соцзащита выдаст справку о праве на льготу, которую нужно предъявить в организацию, оказывающую конкретную услугу (например, в Управляющую компанию для снижения платежей за квартиру).

На получение преференций по налогам обращаются с заявлением в налоговую инспекцию.

Для реализации трудовых льгот нужно проинформировать отдел кадров на предприятии, предоставив медицинское заключение. Налоговый вычет также оформляют через работодателя.

Порядок предоставления

Для реализации бытовой помощи за больным закрепляется социальный работник, который должен посещать его не менее 2 раз в неделю.

Реализация трудовых прав инвалида возложена на работодателя. Условия предполагают:

  • 35-часовую неделю;
  • Дополнительный неоплачиваемый отпуск (60 дней);
  • Подходящие рабочее место и должность.

Для улучшения жилищных условий инвалида ставят на учет и определяют в общую очередь.

Юридическая помощь в информировании инвалида о его правах, представлении в суде и государственных органах, оформлении документов осуществляется бесплатно или льготно (50%).

По собственному желанию инвалид может отказаться от поддержки государства и получить неиспользованные услуги в денежном выражении.

Люди с ограниченными возможностями должны находиться под защитой государства и общества. Меры поддержки способствуют полному или частичному восстановлению здоровья инвалида, комфортной жизни. Социальная помощь этой категории граждан позволяет им развиваться, учиться, работать, посещать места культуры и отдыха наравне со здоровыми людьми.

Как инвалидам в России помогает федеральный реестр

Федеральный реестр инвалидов (ФРИ) содержит данные о 12,3 млн инвалидов в России. В нем указана информация об установлении инвалидности, о мероприятиях по реабилитации и абилитации, о пенсионном обеспечении и иных социальных выплатах. С начала этого года пенсию (ежемесячную денежную выплату) можно назначить на основании сведений из реестра. Мало того, данные из реестра приоритетны перед другими документами (выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, на бумаге). Фактически, бумажные справки не нужны – за назначением выплаты можно обратиться дистанционно.

Эта информационная система позволяет более эффективно работать, упрощая для органов власти процедуру предоставления услуг и выплат. Благодаря ей, можно избежать многократного и разнонаправленного документооборота между различными ведомствами.

До появления единой информационной системы, сведения об инвалидах, в частности по трудоустройству, образованию, лекарственному обеспечению и другим показателям, находилась в ведении различных ведомств и была недоступна в оперативном режиме. Было сложнее проанализировать социально-экономическое положение инвалидов в России, а также оценить эффективность реабилитации.

Реестр же позволяет инвалидам получить подробную информацию о том, какие права и возможности у них есть, быстро и дистанционно. Информационная система предусматривает для каждого инвалида доступ к личному кабинету, в котором есть вся информация о виде и сроке инвалидности, о денежных выплатах и пенсии, мерах социальной поддержки инвалида, о ходе реализации его индивидуальной программы реабилитации. В нем содержится также информация о правах на получение высокотехнологичной медицинской помощи или санаторно-курортного лечения. Войти в личный кабинет можно, используя СНИЛС.

Органы власти также могут получать интересующие их аналитические и статистические данные благодаря аналитической подсистеме реестра. К ФРИ уже подключены все федеральные ведомства. Это Пенсионный фонд России (ПФР), Фонд социального страхования (ФСС), Министерство образования и науки, Министерство здравоохранения и другие. Информационный обмен проводится через систему межведомственного электронного взаимодействия в режиме реального времени – это защищенный доступ к персонифицированным данным об инвалидах.

Таким образом, Федеральный реестр инвалидов повышает качество государственного управления, а также качество госуслуг. К тому же система отвечает за персональное информирование граждан о предоставленных им мерах социальной поддержки.

В 2012 году Россия ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов. В стране действует Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ». Государство ставит цель реабилитации людей с ограниченными возможностями и их полноценной интеграции в общество. Инвалиды получают как федеральные социальные льготы, так и льготы на уровне субъектов.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *