Реформа ФНС

Реформа ФНС

Минздравсоцразвития собирается поглотить Роспотребнадзор

Скандалы, связанные с переделом сфер влияния, время от времени возникают между российскими министерствами и ведомствами. Как правило, подоплёка таких скандалов кроется в сугубо материальной сфере – одна структура претендует на бюджет другой. При этом каждая из заинтересованных сторон готова биться до последнего: проигравших, как правило, упраздняют, а их функции и соответственно средства переходят к победителям. Так было, когда Министерство здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития) мерилось полномочиями с Росздравом – последний ликвидировали, а функции упразднённой структуры и её бюджет теперь осваивают в Минздравсоцразвития. То же самое происходит и сейчас в противостоянии всё того же Министерства здравоохранения и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора).

В начале была кола. От неё-то и пошли пузырьки. В марте этого года Роспотребнадзор опубликовал очередные дополнения к Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (СанПиН), которые устанавливали дополнительные требования к продуктам питания. Крупные транснациональные компании расценили это как «наезд»: дополнения к СанПиНу появились после того, как Роспотребнадзор изучил продукцию компаний Valio, Nestle и PepsiCo. Почему изучали именно их, а не их конкурентов – скажем, продукцию Coca-Cola или «Новозеландского молочного совета» – другой вопрос, риторический. Так или иначе, но Роспотребнадзор выявил нарушения санитарных требований именно на российских заводах Nestle, а напитки типа пепси-колы объявил вредными, возможно, подразумевая и кока-колу, но прямо на это не указывая. Производителей, упомянутых в двусмысленном контексте, происходящее возмутило, и они пожаловались на Роспотребнадзор первому вице-премьеру Игорю Шувалову. Теперь Роспотребнадзор могут расформировать за то, что он якобы участвует в торговых войнах, «наезжая» на одних участников рынка и как бы не замечая их конкурентов.

Точку в истории ставить рано, пока в ней стоит запятая в виде передачи Министерству здравоохранения полномочий по утверждению санитарно-эпидемиологических правил и нормативов – в июле в федеральный закон «Об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения» были внесены соответствующие изменения. Теперь Роспотребнадзор может только вносить предложения либо советы по изменению существующих норм СанПиНа. Но эксперты прямо говорят о том, что следующим ходом может стать расформирование Роспотребнадзора – скажем, в этом убеждён президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль.

В прошлом году на уровне правительства уже поднимался вопрос о реформировании Роспотребнадзора и его слиянии с Росздравнадзором, однако тогда эта тема не получила продолжения. «Они постепенно ведут к ликвидации, как было с Росздравом, – уверяет Рошаль, – и действуют в Минздравсоцразвития кулуарно». При этом остался открытым вопрос: а что же дальше будет с действующими СанПиНами? Неизвестно. По словам замминистра здравоохранения и социального развития РФ Александра Сафонова, Минздравсоцразвития будет «осовременивать санитарные требования в области охраны труда». При этом министерство намерено упразднить документы, которые «не имеют под собой научных исследований», «а те, которые недостаточны, будут усилены». Каким образом и в какую сторону их усилят – остаётся только гадать.

То, что слова замминистра не пустой звук, понятно уже сейчас: для выполнения поставленных задач в Минздравсоцразвития создана специальная рабочая группа. В общем, будущее Роспотребнадзора эксперты оценивают крайне пессимистично. Полностью, конечно, его не упразднят, но так или иначе ослабят. Сможет ли ослабленное ведомство играть столь же важную политическую роль, как раньше, ставя барьеры на пути молдавского вина и грузинской минералки, латвийских шпрот и литовского сыра?

По теме1295

Несмотря на тот факт, что в России на данный момент не зарегистрировано ни одного случая заболевания коронавирусной инфекцией из Китая, Роспотребнадзор выступил с рекомендациями, призванными предотвратить возможное заражение.

Роспотребнадзор создали в 2004 году. Не на пустом месте – вплоть до его появления в России функционировали 2218 санитарно-эпидемиологических станций, которые так же, как и Роспотребнадзор, формально подчинялись Минздраву. В компетенцию ведомства включили полномочия по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения РФ и защиты прав потребителей. Чтобы понять, насколько Роспотребнадзор серьёзная структура, ещё несколько цифр. Сегодня в России действуют 89 территориальных управлений и 90 центров гигиены и эпидемиологии – это структуры Роспотребнадзора. Помимо управлений и центров гигиены в структуру входят 28 научно-исследовательских институтов, 14 противочумных станций, более 100 организаций дезинфекционного профиля. В Роспотребнадзоре работают порядка 110 тыс. специалистов. Возглавляет ведомство с момента его основания профессор, доктор медицинских наук, академик РАМН Геннадий Онищенко, по словам доктора Рошаля, «последний подлинный профессионал, который работает в Министерстве здравоохранения».

Решения Роспотребнадзора порой небесспорны. В феврале этого года ведомство фактически упразднило медицинские справки, необходимые для посещения бассейнов. Так в Роспотребнадзоре отреагировали на многочисленные жалобы граждан в связи с требованиями администраций бассейнов предоставить бумагу из лечебно-профилактического учреждения. Теперь справка может потребоваться только при возникновении неблагоприятной санитарно-эпидемиологической ситуации в конкретном населённом пункте. Но как быть с тем, что через воду могут передаваться многие инфекционные заболевания, такие как аденовирусная фаринго-конъюнктивальная лихорадка, эпидермофития («чесотка пловцов»), вирусный гепатит A, дизентерия, синуситы, грибковые заболевания кожи, а «неблагоприятную ситуацию», как правило, обнаруживают постфактум?

Региональные отделения Роспотребнадзора чудили не меньше вышестоящей организации. В 2009 году управление Роспотребнадзора по Республике Адыгея на бумаге «упразднило» небольшую речку со смешным названием Колбаса, в которую сливала отходы компания «Юг-Вино».

Тем не менее толку от деятельности Роспотребнадзора всегда было много больше, нежели вреда. Проверка соблюдения санитарного законодательства на предприятиях ООО «Нестле Россия», с которой и начались проблемы ведомства Геннадия Онищенко, выявила нарушения, которые могли привести к массовым пищевым отравлениям. Административные нарушения были выявлены и на ООО «Сириал Партнерс» в Перми – на предприятии отсутствовал заполненный паспорт канцерогеноопасной организации, а также неоднократно выявлялись нарушения санитарных правил производства хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий. Естественно, компании несли огромные убытки и рисковали понести ещё большие, если их предприятия были бы закрыты из-за несоблюдения санитарных норм.

Депутат Госдумы Олег Куликов, входящий в Комитет Государственной думы по охране здоровья, знает о деятельности Роспотребнадзора не понаслышке и отнюдь не поддерживает идею расформирования ведомства. Куликов прямо указывает на тех, кто «заказал» структуру Онищенко: «У нас защищён производитель, но не потребитель. А ведь каждый из нас – потребитель, и мы видим огромное количество некачественной или просроченной продукции. Тысячи смертей ежегодно случаются из-за того, что люди употребили в пищу некачественную продукцию или алкоголь. Нельзя не только сокращать функции Роспотребнадзора, необходимо их расширять, чтобы защищать права граждан. Этому ведомству нужно давать большие права на наказание недобросовестных продавцов и производителей. Надо, чтобы Роспотребнадзор мог контролировать и качество коммунальных, транспортных услуг».

Олег Куликов допустил, что инициатива расформирования Роспотребнадзора может быть следствием успешного лоббирования своих интересов крупными производителями, желающими снять все ограничения на отпуск потребителям некачественной продукции.

Но есть и другая точка зрения на сей счёт.

«Было очень много жалоб по поводу этой федеральной службы, и вполне вероятно, что Минздравсоцразвития посчитал, что функцию утверждения СанПиНов необходимо взять себе, – поясняет депутат Школкина. – Нигде в мире нет документов, сходных с отечественными СанПиНами. В Евросоюзе, к примеру, существуют национальные стандарты, которые регулируют качество продуктов. А действующие там директивы контролируют только показатели безопасности».

Последний ход в длительном ведомственном конфликте – за правительством. Ожидается, что его председатель на днях детально ознакомится с аргументами Татьяны Голиковой и Геннадия Онищенко и вынесет своё решение. Правда, есть фактор, который, безусловно, сыграет в пользу последнего. Его ведомство исправно и весьма успешно интегрировалось в международную политику России. Чего стоят только «Боржоми» и грузинские вина? Скорее всего их оценят в пользу сохранения Роспотребнадзора, хотя частью полномочий, видимо, придётся поделиться.

Реорганизация налоговых органов в 2020 году

Зарплата налоговиков в 2020

При этом младший инспектор этой службы имеет оклад в размере 15 тыс., глава федеральной службы – 2,5 млн. целковых, а его заместители – 500 тыс. рублей.

Разброс доходов специалистов федеральных налоговых офисов по сравнению с чиновниками региональных структур довольно значительный и достигает от двух до шести раз. Первые получают в среднем по 70 тыс., а в регионах – по 30 тыс. целковых.

Повысят ли зарплату в ближайшее время – это актуальный для них вопрос, хотя во втором полугодии (в октябре 2019-го) доходы будут проиндексированы на 4 мизерных процента, что для специалистов сферы контроля и сбора налогов чрезвычайно мало. Это приводит к текучести кадров, особенно низшего и среднего звена, и по России уже сейчас объявлено более 900 вакансий на должности младших инспекторов.

Это и не удивительно, так как инспектор имеет от 12 до 15 тыс., старший его коллега – 22 тыс., а референт или эксперт – 25 тыс. руб. Поэтому, чтобы привлечь внимание молодежи к налоговой службе требуется осуществить повышение зарплат сотрудникам особенно региональных налоговых офисов, что, и запланировано в 2020-м году.

Повышение зарплаты налоговикам в 2020 году

Однако, это отнюдь не отражение реальных доходов, так как это голые оклады, а реальные уровни доходов могут быть выше за счет различных, как доплат, так и премий.

Доходы налоговиков состоят из окладов и плюс к ним доплаты и премии, которые могут достигать размеров окладов, а также плюс к этому, еще и система социальных льгот.

Впрочем, ни первое, ни второе, ни третье, как по отдельности, так и в комплексе не способствует преодолению кадрового кризиса в налоговой службе. Требуется кардинальное решение насчет резкого повышения жалованья налоговикам.

И в СМИ уже появились слухи о том, что в скором времени их зарплаты будут доведены до уровня доходов таможенников. Однако, если иметь ввиду, что такие слухи с постоянной регулярностью появляются с 2016-го, то, во-первых, стоит ли им верить, и, во-вторых, грядущая октябрьская 2019-го индексация – это отнюдь не повышение зарплат, а всего лишь покрытие инфляции или обесценивания доходов.

При этом, если опытные работники ФНС еще имеют возможность роста доходов за счет надбавок за стаж, за сложность работы и т.п., то молодым сотрудникам на это не приходиться рассчитывать.

Есть еще и риски того, что будет применена схема, отработанная на МВД, когда были повышены полицейским оклады, за счет сокращения их штатов. Причем, тем сотрудникам правоохранительным органов, которые не попали под сокращение, был увеличен перечень их обязанностей по службе.

Произойдет ли подобное в ФНС – маловероятно, так как ожидается отнюдь не сокращение, а напротив, увеличение штата налоговой службы за счет оперативных работников, и это должно произойти будто бы с началом 2020-го или следующего бюджетного периода.

Индексация зарплат налоговиков в 2020: последние новости

Что касается СМИ и последних их сообщений, то индексация зарплаты налоговиков в 2020 году будет осуществлена, как и всем другим бюджетникам по требованию законодательства о компенсации потерь от инфляции, которая имеет размер, во всяком случае, в течение нескольких последних лет на уровне 4-6 процентов.

При этом в СМИ муссируется информация, о возможном переводе налоговиков на почасовую оплату их труда с сохранением доплат, как за интенсивность труда, так и за переработку.

Не исключаются также и риски насчет сокращения кадрового состава ФНС. Идут разговоры, что будет уменьшено число руководителей, а количество налоговиков низовых звеньев, напротив, будет увеличено, в том числе и за счет появления в ФНС собственной оперативной службы.

Сократить и приумножить

По ее словам, с 2020 года в России начнется реформа в сфере госуправления, которая приведет к масштабному сокращению госаппарата и повышению зарплат оставшихся. Если этого не сделать, сказала замминистра, то зарплаты чиновников в дальнейшем будут индексироваться только на уровень инфляции, поскольку для увеличения размера оплаты труда до конкурентного уровня всем госслужащим потребуется дополнительно 100 млрд рублей в год из бюджета. «Экономия не самоцель реформы, — сказала Нестеренко. — Но высвобождающиеся при этом средства будут направлены на повышение оплаты труда гражданских служащих. Если не провести запланированное сокращение, конкурентного уровня оплаты труда на госслужбе не достичь».

Сокращение госаппарата предполагается провести в два этапа. Сначала, в 2020 году, уменьшить численность центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти на 10 процентов, территориальных — на 5, а к 2021-му этот показатель в регионах достигнет 15 процентов.

На втором этапе планируется структурное совершенствование госаппарата, что приведет к дополнительному сокращению численности. На этом этапе территориальные органы министерств и ведомств будут преобразованы в филиалы без статуса юридического лица и без подразделений.

«То есть мы планируем создать компактные фронт-офисы, в которых будут упразднены подразделения, занятые решением вопросов организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, административно-хозяйственного обеспечения деятельности», — пояснила Нестеренко.

Российский госаппарат «оптимизируется» как минимум с 2010 года. С тех пор едва ли не каждый год происходит сокращение армии чиновников с ее последующим, а то и одномоментным пополнением. В 2010 году было запланировано сократить число чиновников на 20 процентов.

Центр стратегических разработок предлагает до 2024 года сократить почти на треть госаппарат и расходы на него. Если сейчас 148 чиновников обслуживают 10 тысяч населения, то после сокращения их количество снизится до 103 на 10 тысяч. При этом стоимость госуправления тоже упадет: с нынешних 2844 рублей в год на гражданина — до 1990 рублей. По замыслу специалистов ЦСР, сокращение будет поэтапным и завершится к 2024 году. Одновременно будет происходить перевод ряда управленческих функций в цифровой формат.

Российский государственный аппарат имеет свойство прирастать сокращением. Каждый очередной секвестр его неминуемо отзывается скорым приростом. Считается, что сокращение аппарата должно повлечь за собой сокращение расходов на него. Но зарплаты госслужащих не подчиняются этой логике. Государство на себе не экономит.

Между тем Россия отнюдь не лидирует в мире по числу гражданских госслужащих. Их даже в разы меньше, чем в некоторых европейских странах.

Но, по оценкам экспертов, у нас явно избыточен силовой аппарат. «Таким образом, с точки зрения мирового опыта различного рода силовиков сокращать можно фронтально, — считает экономист Дмитрий Некрасов. — А столь популярное у нас общее сокращение численности гражданских чиновников в России вряд ли целесообразно».

По данным Росстата, в стране сегодня насчитывается почти 50 тысяч чиновников федерального уровня и около 1,5 миллиона — на уровне регионов. Из них 81,7 процента работают в органах исполнительной власти, 14,9 процента — в судах и прокуратуре, 2,1 процента — в законодательных органах, 1,1 процента — в других государственных структурах.

За счет чего будет сокращаться госаппарат и, соответственно, расходы на него, пока нет полной ясности. В общих чертах выполнение этой задачи Министерству труда и социальной защиты видится так: частично перераспределить функции и полномочия государственных органов, исключить их дублирование, а также провести оптимизацию численности госслужащих. Для понимания, кто нужен, а кто не нужен в том или ином ведомстве, считают в Минтруде, следует проводить мониторинг служебной деятельности каждого чиновника, а затем составлять новое штатное расписание. Потребность в том или ином количестве сотрудников должна оцениваться исходя из того, в каких направлениях осуществляет свою деятельность данный орган власти, каковы трудозатраты на выполнение им конкретных задач и каков общий показатель трудоемкости.

Готова ли российская бюрократия самореформироваться — вот вопрос. Ведь в конце концов неважно, сколько в России чиновников. Важно другое — качество государственных услуг, предоставляемых населению. Речь не только о сокращении армии чиновников. Речь о повышении эффективности власти.

В 2020 году госслужащих ждёт массовое сокращение. Кого оно коснётся и к чему может привести

По сообщению, поступившему из Минфина, требуется оптимизация государственной службы.

Предпосылки сокращения штата госслужащих и условия оптимизации

Предпосылки оптимизации кроются в том, что на содержание аппарата госслужбы требуются колоссальные средства из государственного бюджета. Их поступление в сложившейся экономической ситуации никто не может гарантировать.

К тому же из-за раздутого аппарата чиновников их ставки малы и требуют повышения, чтобы хоть как-то вписаться в существующие условия рынка. Для того чтобы решить обе поставленные задачи, в 2020 году пройдёт основной этап оптимизации. В первую очередь, под неё подпадают работники мэрий и муниципалитетов, занимающие следующие должности:

  • бухгалтеров и экономистов;
  • технических специалистов;
  • делопроизводителей.

Для того чтобы запустить процесс оптимизации, был проведён предварительный мониторинг. На основании анализа полученных данных были сделаны выводы:



Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  1. Реформы по цифровизации системы управления высвобождают возможности для более эффективной работы органов исполнительной власти.
  2. В связи с усовершенствованием единой системы управления и обеспечения существующая нагрузка в расчёте на одного работника, может быть увеличена.
  3. Увеличение планируемой нагрузки на одного работника соответствует нормам СанПИН.
  4. При запланированном сокращении из государственного бюджета может высвободиться порядка 100 миллиардов рублей, которые иначе придётся затратить на увеличение заработных плат сотрудников исполкомов.

Кроме этого, будут удалены лишние звенья в цепочке управления, которые дублируют работу друг друга. Такое дублирование не только не приносит пользу делу, но и вредит ему, ведь на разных уровнях могут формироваться противоречивые законодательные акты, исполнение которых идёт встык с основным планированием.

Масштабы предполагаемых сокращений

Процесс сокращения планируется начать с января 2020 года. Начнётся он с увольнения:

  • сотрудников федеральных структур в объёме 10% от их общего числа;
  • сотрудников муниципальных структур в объёме 5% их общего числа.

На этом Правительство не планирует останавливаться, поэтому к своему завершающему этапу и конечному результату система федерального и муниципального управления ещё не подойдёт. Понадобится ещё один последующий этап, который пройдёт в 2021 году. Он будет планироваться на основании мониторинга результатов изменения штата, прошедших в 2020 году. Опыт этого года будет изучен и запущен на завершающий этап. Если система оправдает себя, то произойдёт сокращение ещё 5% государственных служащих. Они будут выбраны в результате мониторинга и анализа эффективности оптимизации, проведённого по отчётам за 2020 год.

Предполагается, что этот шаг будет особенно эффективным. Ведь он позволит не только экономить средства на содержание аппарата госслужащих, но и создать централизованное управление финансовыми потоками, поступающими в федеральные и муниципальные исполкомы.

Изменение заработных плат сотрудников

Зачастую из сокращения логически вытекает, что оставшиеся специалисты смогут получать повышенную заработную плату в сравнении с той, которая выплачивается в текущий момент. Так и здесь – заработок планируется повысить. В текущий момент зарплата государственных служащих составляет 40% Фонда заработной платы. То есть 40% оклада специалисты бухгалтерии и экономических отделов получают фиксировано. Соответственно, 60% заработка складывается из следующего:



Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • премий;
  • стимулирующих выплат;
  • иных видов доплат.

Дополнительные выплаты, соответственно, составляют большую часть заработка чиновника. Но именно эта часть носит несистематический характер, что подвергает риску доход госслужащего.

По сути, планирующееся сокращение госслужащих выглядит, как прорыв к более смелому использованию инновационных технологий, как развитие, а не угасание системы управления. Поэтому планирующуюся оптимизацию можно назвать реформой в области управления, отлаживанием финансовых потоков государства и надзором за их правильным течением.

После массовых сбоев в налоговой службе намерены сократить штат сотрудников

В Федеральной налоговой службе есть планы сократить штат сотрудников. Это связано с тем, что АИС «Налог-3» уже практически полностью введена в эксплуатацию.

Об этом стал известно из письма центрального управления ФНС в региональные управления службы, которое опубликовал tg-канал «Мытарь»

В письме речь идет о том, что процесс перевода функций налогового администрирования в центральные компоненты АИС и консолидация данных на федеральном уровне завершен. В связи с тем, что теперь большая часть данных будет обрабатываться автоматически, а налогоплательщики – обслуживаться экстерритрриально, руководители управлений ФНС в регионах должны подготовить предложения по оптимизации штата сотрудников.

Другими словами, в центральном аппарате ФНС ждут от региональных подразделений список сотрудников, которых можно сократить в связи с предполагаемым снижением нагрузки на них.

Напомним, что АИС «Налог-3» была запущена с начала 2019 года. С самого старта системы налогоплательщики жаловались на огромное количество сбоев в ее работе: система не «видела» поступлений налогов, произвольно начисляла штрафы, списывала долги по десятку раз.

Из-за некорректной работы системы многие предприниматели оказались вообще без денег из-за блокировки счетов по причине мнимой задолженности. Сотрудникам ФНС приходилось ходить на работу по ночам, так как АИС включалась лишь на несколько часов. Более того, рядовые инспекторы теперь практически не имеют полномочий по вмешательству в процесс обработки данных.

Как будет работать АИС «Налог-3» и вся ФНС после сокращения сотрудников – покажет время. Но бухгалтеры и рядовые инспекторы советуют сократить наполовину центральный аппарат и уволить разработчиков АИС.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *