Регистрация тепловых сетей в ростехнадзоре

Регистрация тепловых сетей в ростехнадзоре

Регистрация тепловых сетей в Ростехнадзоре

В январе 2018 года Ростехнадзор напомнил организациям, которые эксплуатируют трубопроводы пара и горячей воды (в т.ч. тепловые пункты и тепловые сети), что их объекты относятся к категории ОПО и подлежат регистрации в госреестре.
Служба подготовила Письмо от 25.01.2018 № 09-03-06/582 (доступно в СПС «Гарант», «Консультант+»), которое:

  • разослала руководителям компаний, эксплуатирующих такие объекты;
  • включила в «Информационный бюллетень ФСЭТАН» (№1, 2018);
  • опубликовала в журнале «Нормирование, стандартизация и сертификация в строительстве» (№3, 2018).

Ростехнадзор обеспокоен, потому что растет число аварий и инцидентов на объектах с трубопроводами, транспортирующими под давлением более 0,07 МПа пар и горячую воду с температурой более 115 С. Это касается и тепловых сетей (пунктов), предназначенных для теплоснабжения населения и социально значимых категорий потребителей.
При этом расследования причин аварий и инцидентов проводят неправильно – без привлечения Ростехнадзора, без Положения о расследовании инцидентов и т.д.
С выхода письма прошел год. Но вопрос идентификации и регистрации тепловых сетей (пунктов) в качестве ОПО по-прежнему вызывает сложности у эксплуатирующих организаций. Наша статья поможет в нем разобраться.

Что говорит Ростехнадзор

Ростехнадзор в своем письме от 25.01.2018 № 09-03-06/582 ссылается на:

  • ФЗ №116 о промышленной безопасности (Приложение №1 и т.д.);
  • ФНП «Правила промышленной безопасности ОПО, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» (утв. Приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116);

и констатирует, что владельцы ОПО с трубопроводами пара и горячей воды (в т. ч. тепловых сетей и тепловых пунктов):

  • неправильно толкуют законодательство;
  • не относят свои объекты к ОПО (не идентифицируют согласно п. 2 Приложения №1 к ФЗ №116);
  • не соблюдают требования статей 2, 7, 9, 12, 13 ФЗ №116 о промышленной безопасности.

В частности:
1. При вводе объекта в эксплуатацию вместо требований промбезопасности (ст. 7 ФЗ №116, раздел IV ФНП по сосудам и т.д.) применяют требования энергетической безопасности:

  • Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утв. Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115 (нарушая п. 1.4 данного НПА, согласно которому эксплуатировать оборудование под давлением, к которому предъявляются требования промбезопасности, нужно по правилам промышленной безопасности).
  • Порядок организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок, утв. Приказом Ростехнадзора от 07.04.2008 № 212.

2. При авариях и инцидентах:

  • Не соблюдают требования ст. 10 ФЗ №116 и Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов, утв. Приказом Ростехнадзора от 19.08.2011 № 480.
  • Неправильно идентифицируют происшествия, относя явные аварии и инциденты на ОПО к технологическим нарушениям (авариям) в области теплоэнергоснабжения.
  • Не расследуют или неправильно расследуют причины аварий на ОПО, подменяя процедуру расследованием причин аварий в электроэнергетике либо причин аварийной ситуации при теплоснабжении.
  • Не допустимо используют при расследовании аварий и инцидентов Правила расследования причин аварийных ситуаций при теплоснабжении, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.10.2015 № 1114 (нарушая п.п. «б» п. 1 этого документа, согласно которому нельзя применять Правила в отношении аварий и инцидентов, которые регулируются законодательством в области промбезопасности).
  • Не допустимо используют при расследовании аварий и инцидентов Правила расследования причин аварий в электроэнергетике, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.10.2009 № 846 (нарушая п. 1 и п. 5 указанных Правил).
  • Не информируют Ростехнадзор об аварии на ОПО, не привлекают ведомство к расследованию ее причин, нарушая закон и не заботясь о правах потерпевших (если объект не ОПО, то нет страховых выплат по ОСОПО согласно ФЗ №225).

Ростехнадзор приводит и другие аргументы, призывая владельцев тепловых пунктов/сетей соблюдать требования промышленной безопасности и регистрировать свои объекты в реестре ОПО.

Что говорит законодательство

В состав тепловых пунктов и тепловых сетей могут входить:

  • трубопроводы пара и горячей воды, работающие под давлением более 0,07 мегапаскаля и при температуре нагрева рабочей среды более 115 градусов Цельсия;
  • иное оборудование (сосуды), работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля (теплообменники и т.д.).

Согласно п. 2 Приложения № 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», к категории ОПО относятся объекты, на которых:
«2) используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля:
а) пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии);
б) воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия;
в) иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля.
Обратимся к ФНП «Правила промышленной безопасности ОПО, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» (утв. Приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116).
Согласно п. 3 ФНП по сосудам, учету в органах Ростехнадзора подлежат:
1. Трубопроводы пара и горячей воды, за исключением (см. п.п. «к», «л», «м» п. 215 ФНП по сосудам):

  • трубопроводов пара и горячей воды с внутренним диаметром 70 мм и менее, у которых температура рабочей среды не превышает 450 °C при избыточном давлении рабочей среды более 8,0 МПа, а также у которых температура рабочей среды превышает 450 °C без ограничения давления рабочей среды;
  • трубопроводов пара и горячей воды с внутренним диаметром 100 мм и менее, у которых температура рабочей среды более 250 °C до 450 °C включительно при избыточном давлении рабочей среды более 0,07 МПа до 1,6 МПа включительно, а также у которых температура рабочей среды более 115 °C до 450 °C включительно при избыточном давлении рабочей среды более 1,6 МПа до 8,0 МПа включительно;
  • трубопроводов пара и горячей воды внутренним диаметром 100 мм и менее, у которых параметры рабочей среды не превышают температуру 250 °C и избыточное давление 1,6 МПа.

2. Сосуды, работающие под избыточным давлением пара, газов, жидкостей, за исключением (см. п.п. «а» п. 215 ФНП по сосудам):

  • сосудов, работающих со средой 1-й группы (согласно ТР ТС 032/2013) при температуре стенки не более 200 °C, у которых произведение значений рабочего давления (МПа) и вместимости (м3) не превышает 0,05, а также сосуды, работающие со средой 2-й группы (согласно ТР ТС 032/2013) при указанной выше температуре, у которых произведение значений рабочего давления (МПа) и вместимости (м3) не превышает 1,0.

Объекты, на которых используют оборудование под давлением, подлежащее учету в органах Ростехнадзора, подлежат регистрации в госреестре ОПО (см. п. 217 ФНП по сосудам).
Таким образом, тепловые сети и тепловые пункты, на которых есть:

  • трубопроводы с внутренним диаметром более 100 мм, транспортирующие воду (пар) под давлением более 0,07 мегапаскаля и при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия (подробнее о параметрах давления и температуры см. выше);
  • участки трубопроводов пара и горячей воды с внутренним диаметром более 100 мм (даже если есть участки с меньшим диаметром);
  • иное оборудование под давлением, подлежащее учету в органах Ростехнадзора;

являются ОПО и попадают под действие законодательства о промышленной безопасности (ФЗ №116, ФНП по сосудам и т.д.).
Владельцы таких объектов обязаны:
1) соблюдать требования статей 2, 7, 9, 12, 13 ФЗ № 116 о промышленной безопасности;
2) регистрировать ОПО в государственном реестре Ростехнадзора;
3) оформлять нормативно-технические и разрешительные документы на ОПО (в зависимости от класса опасности);
4) заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
5) эксплуатировать ОПО, технические устройства, здания и сооружения в его составе по требованиям законодательства РФ о промышленной безопасности (ФЗ №116, подзаконные акты, ФНП и т.д.);
6) проводить экспертизу промышленной безопасности (ЭПБ) в случаях, установленных статьями 7, 9, 13 ФЗ № 116 и положениями ФНП по сосудам;
7) участвовать в техническом расследовании причин аварий и инцидентов на ОПО, направлять информацию о происшествиях в территориальные органы Ростехнадзора (см. Приказ Ростехнадзора от 19.08.2011 № 480);
8) соблюдать законодательство о техническом регулировании в части эксплуатации оборудования под давлением (подтверждать соответствие, проводить ЭПБ после восстановительного ремонта, контролировать качество сварных соединений и т.д.).

Как зарегистрировать тепловые сети (пункты) в Ростехнадзоре

Регистрация тепловых сетей (пунктов) в Ростехнадзоре проходит в два последовательных этапа:
1. Постановка трубопроводов пара и горячей воды (и иного оборудования под давлением) на учет в территориальном органе Ростехнадзора по месту нахождения объекта.
2. Регистрация тепловых сетей (пунктов) в качестве ОПО в территориальном органе Ростехнадзора по месту нахождения юридического лица (по юридическому адресу).
Рассмотрим каждый из этапов подробнее.

Постановка трубопроводов пара и горячей воды (и иного оборудования) на учет

Перед постановкой трубопроводов (и иного оборудования) на учет нужно:
1) Изучить «от и до» раздел IV ФНП по сосудам «Порядок ввода в эксплуатацию, пуска (включения) в работу и учета оборудования».
2) Изготовить комплект технической документации трубопровода (и иного оборудования), соответствующий требованиям ТР ТС 032/2013 и ФНП по сосудам:

  • паспорт;
  • чертеж (комплект чертежей);
  • руководство (инструкция) по эксплуатации;
  • удостоверение (свидетельство) о качестве монтажа.

Документы запрашивают у производителя или готовят после проведения ЭПБ (см. Приложение №9 к ФНП по сосудам).
3) Провести первичное техническое освидетельствование трубопровода (и иного оборудования) согласно требованиям промышленной безопасности (см. п. 397-406 ФНП по сосудам).
4) Проверить готовность трубопровода (и иного оборудования) к вводу в эксплуатацию согласно требованиям промышленной безопасности:

  • с вызовом инспектора Ростехнадзора (для бывших в эксплуатации объектов);
  • без вызова (для новых или ранее не вводимых в эксплуатацию объектов).

По результатам составляют Акт готовности оборудования к вводу в эксплуатацию (см. Приложение №7 к ФНП по сосудам). Подробнее о процедурах см. п. 204-207, п. 209-213 ФНП по сосудам.

5) Пустить трубопровод (и иное оборудование) в работу = ввести в эксплуатацию по правилам промбезопасности с составлением акта и приказа о вводе в эксплуатацию.
6) Аттестовать минимум 3-х штатных специалистов по промышленной безопасности – по областям А.1 и Б.8.22 (+ Б.8.23, если на объекте есть иное оборудование, подлежащее учету).
7) Назначить из числа аттестованных специалистов (см. п. 218 ФНП по сосудам):

  • ответственного за осуществление производственного контроля;
  • ответственного за исправное состояние оборудования;
  • ответственного безопасную эксплуатацию оборудования;

Для постановки трубопроводов (и иного оборудования) на учет нужно подать в территориальное управление Ростехнадзора по месту нахождения объекта (см. п. 214, 216 ФНП по сосудам):
1) Заявление от эксплуатирующей организации (лучше запросить или скачать на сайте территориального управления Ростехнадзора) с указанием реквизитов организации и места установки оборудования.
2) Копию акта готовности оборудования к вводу в эксплуатацию и приказа о вводе его в эксплуатацию.
3) Реквизиты документации, подтверждающей соответствие оборудования требованиям законодательства РФ о техническом регулировании и статьи 7 ФЗ №116 (декларации, сертификаты, ЭПБ).
4) Краткие сведения об оборудовании, указанные в паспорте:

  • наименование/обозначение оборудования, год изготовления, изготовитель, заводской номер;
  • технические характеристики, расчетные и рабочие параметры, условия работы оборудования;
  • сведения о рабочей среде;
  • расчетный срок службы, расчетный ресурс, расчетное количество пусков;
  • сведения о дате и результатах технического освидетельствования и/или ЭПБ, а также сроках следующего тех. освидетельствования или экспертизы.

5) Комплект технической документации на русском языке (оригиналы или копии, заверенные эксплуатирующей организацией – предоставляются, если проверка готовности оборудования прошла без участия инспектора Ростехнадзора):

  • паспорт;
  • чертеж (комплект чертежей);
  • руководство (инструкция) по эксплуатации;
  • удостоверение (свидетельство) о качестве монтажа.

Результат постановки трубопроводов на учет – письмо Ростехнадзора о присвоении регистрационного (учетного) номера оборудованию (не путать с рег.№ ОПО). Письмо прикладывают к паспорту трубопровода.
Согласно п. 217 ФНП по сосудам, объекты с оборудованием, подлежащим учету в Ростехнадзоре, подлежат регистрации в госреестре ОПО.

Регистрация тепловых сетей (пунктов) в качестве ОПО

Регистрация ОПО проходит в территориальном управлении Ростехнадзора по месту нахождения эксплуатирующей организации (по юридическому адресу).
Чтобы зарегистрировать тепловую сеть/пункт в госреестре, нужно:
1) Изучить Приказ Ростехнадзора 25.11.2016 № 495 «Об утверждении Требований к регистрации объектов в государственном реестре ОПО и ведению государственного реестра ОПО» и выбрать:

  • наименование ОПО – «Участок трубопроводов теплосети»;
  • именной код объекта – 12

В документах будет выглядеть «Участок трубопроводов теплосети (12)».
2) Изучить Приказ Ростехнадзора 25.11.2016 № 494 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению ФСЭТАН государственной услуги по регистрации ОПО в государственном реестре ОПО».
3) Подготовить и подать в Ростехнадзор (см. п. 19-21 Административного регламента):

  • заявление о регистрации ОПО по форме Приложения №3 к Административному регламенту (лучше скачать на сайте территориального управления Ростехнадзора);
  • сведения, характеризующие каждый ОПО (в 2 экземплярах), по форме Приложения № 4 к Административному регламенту;
  • копии документов, подтверждающих право владения (собственность, аренда и т.д.) зданием теплового пункта и/или земельным участком, на котором размещены тепловые сети (трубопроводы);
  • текстовую часть подраздела «Технологические решения» или Пояснительную записку (если объект построен до 2008 года) проектной документации (с указанием реквизитов заключения экспертизы по Градостроительному кодексу).

Результат процедуры:

  • Свидетельство о регистрации ОПО.
  • Сведения, характеризующие ОПО, согласованные и заверенные Ростехнадзором.

Тепловые сети (пункты) при регистрации могут получить III (плановые проверки 1 раз в 3 года, нужна лицензия) или IV класс опасности (плановых проверок нет, лицензия не нужна) – см. п. 5 Приложения №2 к ФЗ №116.

Ростехнадзор разъясняет: Еще раз про ОПО тепловые сети (снижение параметров работы трубопроводов тепловой сети)

В связи с участившимися обращениями теплоснабжающих организаций, эксплуатирующих тепловые сети, по вопросу необходимости регистрации объектов, на которых они используются, в государственном реестре опасных производственных объектов Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору разъясняет.

Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее — 39-ФЗ № 116) с учетом критериев, установленных пунктом 2 приложения №1 к ФЗ № 116, регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов (далее — ОПО) в числе прочих подлежат объекты, на которых осуществляется эксплуатация (использование) трубопроводов тепловых сетей, предназначенных для транспортирования водяного пара с давлением более 0,07 МПа и горячей воды с температурой более 115°С.

При этом, если указанные объекты тепловых сетей осуществляют теплоснабжение населения и социально значимых категорий потребителей, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, то согласно пункту 3 статьи 2 ФЗ № 116 и подпункту 1 пункта 5 приложения 2 к ФЗ № 116 они относятся к ОПО III класса опасности, деятельность по эксплуатации которых может осуществляться организацией при условии наличия лицензии в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о лицензировании.

В качестве критериев отнесения объекта к категории ОПО в случае оборудования, работающего под избыточным давлением, в том числе трубопроводов, принимаются максимально допустимые при нормальном протекании рабочего процесса значения давления и температуры рабочей среды (пар, вода), определяемые (устанавливаемые) при разработке проекта трубопровода на основании проводимых при этом расчетов, указываемые разработчиком в проектной документации и в паспорте трубопровода, оформляемом после завершения его изготовления (сборки, монтажа).

В настоящее время требования безопасности к оборудованию, работающему под избыточным давлением (в том числе к трубопроводам), обязательные при его проектировании и изготовлении, установлены вступившим в силу с 01.02.2014 техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» (ТР ТС 032/2013) в соответствии с областью распространения, определенной пунктом 2 ТР ТС 032/2013. В частности, согласно пункту 1 приложения № 2 к ТР ТС 032/2013 при разработке (проектировании) оборудования рассчитывается его прочность с учетом прогнозируемых нагрузок, которые могут возникнуть в процессе эксплуатации, и прогнозируемых отклонений от таких нагрузок, при этом в числе прочих факторов учитываются: нагрузки, действующие на внутреннюю и наружную поверхности оборудования, в том числе давление среды; температура окружающей среды и температура рабочей среды, что соответствует ранее установленным требованиям, в том числе пунктам 2.1.1 и 2.1.2 Правил устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды (ПБ 10-573-03).

При этом ТР ТС 032/2013, в отличие от ПБ 10-573-03, не содержит требований промышленной безопасности к эксплуатации, которые в соответствии с ФЗ № 116 с 22.12.2014 установлены Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» (далее — ФНП ОРПД).

Пунктом 10 ФНП ОРПД с учетом требований действующего законодательства определено, что установка, размещение и обвязка оборудования, работающего под избыточным давлением, на объектах, для применения на которых оно предназначено, должны осуществляться на основании проектной документации, разработанной специализированными проектными организациями с учетом требований законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности и законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, отклонения от проектной документации не допускаются. Кроме этого, в соответствии с пунктом 1 статьи 7 ФЗ № 116 в отношении технических устройств, применяемых на ОПО, должно быть обеспечено соблюдение законодательства о техническом регулировании.

Помимо требований к трубопроводам, установленных в ТР ТС 032/2013, с учетом специфических особенностей, характерных для тепловых сетей, вытекающих из их назначения, требования, которые необходимо соблюдать при проектировании тепловых сетей (включая сооружения на них), в том числе при реконструкции, модернизации, техническом перевооружении и капитальном ремонте существующих тепловых сетей, установлены в СП 124.13330.2012 «Свод правил. Тепловые сети. Актуализированная редакция СНиП 41-02-2003» (утвержден приказом Минрегиона России от 30.06.2012 № 280), разделы 1, 5 (пункт 5.5), 6 (пункты 6.1 — 6.10, 6.25 — 6.34), 9, 10, 12, 13, 15- 17 которого включены в утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521 перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее — ФЗ № 384).

При отнесении тепловых сетей к ОПО с учетом температурного графика их работы, утвержденного теплоснабжающей организацией, определение условий организации теплоснабжения потребителей, оптимальный температурный график и оценка затрат при необходимости его изменения в соответствии с пунктом 3 статьи 23 Федерального закона от 27.07.2010№ 190-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О теплоснабжении» (далее — ФЗ № 190) в числе прочего должны содержаться в схемах теплоснабжения, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

При этом учитывая, что согласно пункту 20 статьи 2 ФЗ № 190 схема теплоснабжения является документом, содержащим предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, установленные в ней условия должны первоначально приниматься в качестве исходных данных при разработке проектной документации трубопроводов тепловой сети, поскольку, например, заданные параметры рабочей среды (теплоносителя) во взаимосвязи с нормативным количеством тепловой энергии и принятым способом их регулирования в зависимости от температуры наружного воздуха, доставку которой необходимо обеспечить подключенным (подключаемым) к тепловой сети потребителям тепла, оказывают непосредственное влияние на решения, принимаемые разработчиком проекта тепловой сети, в том числе касаемо ее конструктивного исполнения (марки примененных материалов, диаметры и толщины стенок труб, производительность, напор и количество насосов, устанавливаемых в составе источника тепловой энергии и тепловой сети, и т.д.).

В связи с этим вызывает сомнение обоснованность утверждения (без выполнения технико-экономических расчетов и проектных работ с внесением изменений в существующую проектную и техническую документацию тепловой сети, а также реконструкции и наладки системы теплоснабжения) теплоснабжающей организацией температурных графиков, предусматривающих снижение параметров теплоносителя и приводящих, соответственно, к изменению режимов работы источника тепла и тепловой сети с отклонением от требований, ранее установленных при разработке проектной документации и подтвержденных соответствующими расчетами.

В отношении находящихся в эксплуатации тепловых сетей обоснованная необходимость изменения режимов ее работы, в том числе уменьшение температуры рабочей среды (теплоносителя) от ранее установленной температурным графиком на стадии ее проектирования, может возникнуть при снижении количества тепловой энергии, фактически необходимого для обеспечения подключенных к тепловой сети потребителей тепла (зданий и сооружений), например, в случаях проведения на них комплекса работ, направленных на повышение уровня энергоэффективности с применением энергосберегающих технологий, материалов и оборудования.

В числе установленных пунктом 22 постановления Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 № 154 (ред. от 07.10.2014) «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» данных, в отношении которых схемы теплоснабжения подлежат ежегодной актуализации, предусмотрены вопросы: распределения тепловых нагрузок, изменения тепловых нагрузок в каждой зоне действия источников тепловой энергии, в том числе за счет их перераспределения; внесения изменений в схему теплоснабжения (или отказ от внесения изменений) в части включения в нее мероприятий по обеспечению технической возможности подключения к системам теплоснабжения объектов капитального строительства; переключения тепловой нагрузки от котельных на источники с комбинированной выработкой тепловой и электрической энергии; мероприятий по переоборудованию котельных в источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии; ввода в эксплуатацию в результате строительства, реконструкции и технического перевооружения источников тепловой энергии и соответствия их обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и проектной документации; строительства и реконструкции тепловых сетей, включая их реконструкцию в связи с исчерпанием установленного и продленного ресурса, и др.

При этом указанным постановлением Правительства Российской Федерации не предусмотрена возможность изменения температурного графика работы тепловой сети со снижением параметров работы от первоначально установленных при ее проектировании в случае отсутствия каких-либо изменений в схеме теплоснабжения в отношении входящих в ее состав источников тепла, тепловых сетей и подключенных к ним зданий и сооружений потребителей тепла.

В отношении ОПО пунктом 2 статьи 8 ФЗ № 116 установлено, что отклонения от проектной документации ОПО в процессе его строительства, реконструкции, капитального ремонта, а также от документации на техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию ОПО в процессе его технического перевооружения, консервации и ликвидации не допускаются. Аналогичное недопущение в отношении ОПО, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением, в том числе трубопроводы, установлено в пункте 10 ФНП ОРПД.

В связи с вышеизложенным сообщаем, что снижение параметров работы трубопроводов тепловой сети без проведения необходимых расчетов и внесения изменений в проектную документацию и конструкцию тепловой сети либо отдельных ее элементов, узлов, участков (при необходимости, определяемой проектом) является нарушением требований промышленной безопасности и не может служить достаточным основанием для исключения объектов тепловых сетей из государственного реестра ОПО.

Комментарий от нас:

Таким образом, можно сделать вывод, что тепловые сети, которые по факту эксплуатируются с температурой меньше 115 градусов, но по проекту 115 и выше, можно все-таки снять с учета (исключить из ОПО) выполнив комплекс мероприятий, а именно:

  • Внести изменения в схему теплоснабжения, в температурный график в отношении входящих в ее состав источников тепла, тепловых сетей и подключенных к ним зданий и сооружений потребителей тепла. Предусмотреть вопросы: распределения тепловых нагрузок, изменения тепловых нагрузок в каждой зоне действия источников тепловой энергии, в том числе за счет их перераспределения; внесения изменений в схему теплоснабжения (или отказ от внесения изменений) в части включения в нее мероприятий по обеспечению технической возможности подключения к системам теплоснабжения объектов капитального строительства; переключения тепловой нагрузки от котельных на источники с комбинированной выработкой тепловой и электрической энергии; мероприятий по переоборудованию котельных в источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии; ввода в эксплуатацию в результате строительства, реконструкции и технического перевооружения источников тепловой энергии и соответствия их обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и проектной документации; строительства и реконструкции тепловых сетей, включая их реконструкцию в связи с исчерпанием установленного и продленного ресурса, и др.
  • Утвердить новый температурный график
  • Разработать документацию на техническое перевооружение ОПО, включающее обязательно оснащение тепловых сетей фиксирующей и регулирующей аппаратурой (по температуре). Помимо этого, такой проект обязательно должен содержать, во-первых, обоснование необходимости понижения температуры в следствии, уменьшения количества тепловой энергии, фактически необходимой для обеспечения подключенных к тепловой сети потребителей тепла (зданий и сооружений), например, в случаях проведения на них комплекса работ, направленных на повышение уровня энергоэффективности с применением энергосберегающих технологий, материалов и оборудования. Во-вторых, расчет параметров тепловой сети , в том числе касаемо ее конструктивного исполнения (марки примененных материалов, диаметры и толщины стенок труб, производительность, напор и количество насосов, устанавливаемых в составе источника тепловой энергии и тепловой сети, и т.д.) на основе схемы теплоснабжения.
  • Провести экспертизу промышленной безопасности документации на техническое перевооружение ОПО с внесением в реестр
  • Провести сами работы по техническому перевооружению тепловых сетей, наладку тепловых сетей с оформлением подтверждающих документов и внесением записей в паспорта трубопроводов

Охрана Труда

Какие сосуды подлежат (не подлежат) регистрации в органах Госгортехнадзора?

П. 6.2.1, 6.2.2. Равил по сосудам.

Сосуды, на которые распространяются «Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением», до пуска в работу должны быть зарегистрированы в органах Госгортехнадзора.

Регистрации в органах Госгортехнадзора не подлежат (здесь приведены наиболее характерные примеры):

— сосуды I-й группы (среда –взрывоопасная или пожароопасная, или 1,2 классов опасности), работающие при температуре стенки не выше 200° С, у которых произведение давления в МПа (кг/см2) на вместимость в м3 (литрах) не превышает 0,05 (500), а также сосуды 2, 3, 4-й групп (среда-любая), работающие при указанной выше температуре, у которых произведение давления в выше температуре, у которых произведение давления в МПа (кг/см2) на вместимости в м3 (литрах) не превышает 0,1 (10000).

— аппараты воздухоразделительных установок и разделения газов, расположенные внутри теплоизоляционного кожуха (регенераторы, теплообменники, конденсаторы, адсорберы и др.);

— сосуды холодильных установок и холодильных блоков в составе технологических установок;

— бочки для перевозки сжиженных газов, баллоны вместимостью до 100 л включительно, установленные стационарно, а также предназначенные для транспортировки и (или) хранения сжатых, сжиженных и растворенных газов;

— резервуары воздушных электрических выключателей;

— висциновые и другие фильтры, установленные на газопроводах, газораспределительных станциях, пунктах, установках;

— сушильные, суконносушильные, холодильные цилиндры бумагоделательных, картонаделательных и сушильных машин.

ОБЪЕКТЫ ГОСТЕХНАДЗОРА

Руководящим документом при эксплуатации объектов Гостехнадзора является Приказ Министра обороны Российской Федерации «О введении в действие Руководства по обеспечению выполнения нормативно-технических документов Федерального горного и промышленного надзора России при разработке, производстве, эксплуатации, модернизации и реконструкции объектов, подконтрольных органам Государственного технического надзора, в Вооруженных Силах Российской Федерации (РТБ-95)» от 26 июня 1995 г. № 214Открыть документ и скачать его

К объектам Гостехнадзора относятся:

  • грузоподъемные краны Эксплуатация грузоподъемных крановОбязанности руководителя работ, крановщика, такелажника. Инструкция. Эксплуатация тары ;
  • ;
  • сосуды, работающие под давлениемСосуды под давлениемТребования к личному составу, эксплуатирующему такие сосуды. Правила эксплуатации, хранения и перевозки. Окраска и маркировка сосудов (баллоны, цистерны, барокамеры и пр.).

Эти объекты очень опасные.

Все объекты котлонадзора должны быть зарегистрированы в органах Гостехнадзора.Регистрация в органах ГостехнадзораРегистрация. Разрешение на ввод в эксплуатацию. Перерегистрация Если у вас есть такие объекты — проверьте их регистрацию.

В части издается приказ «Об организации безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением», в котором назначают приказом лиц, ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию каждого объекта гостехнадзораОтветственные лицаОбязанности. Проверка их знаний (далее — лицо, ответственное за эксплуатацию), из числа офицеров (прапорщиков или мичманов) или руководителей (специалистов) из лиц гражданского персонала, в непосредственном подчинении которых находится персонал, обслуживающий (10) объекты гостехнадзора.

В этом же приказе определяются обязанности указанных лиц, а также закрепляются за ними конкретные объекты гостехнадзора с указанием их наименований, индексов и заводских номеров.

Кроме того, командир обязан:

  • назначить приказом лиц, ответственных по надзору за грузоподъемными кранами или подъемниками (вышками) или за сосудами, работающими под давлением (далее — лицо по надзору), из числа офицеров или руководителей (специалистов) из лиц гражданского персонала управления (штаба) воинской части, в ведении которых находятся вопросы организации и контроля эксплуатации этого оборудования. В этом же приказе определяются обязанности и права указанных лиц;
  • назначить приказом необходимое количество лиц обслуживающего персонала и установить порядок организации их обучения, аттестации и допуска к самостоятельной работе в условиях воинской части согласно требованиям НТД по данному вопросу;
  • назначить приказом специалистов по освидетельствованию объектов гостехнадзора военного назначения из числа офицеров управления (штаба) воинской части (далее — специалист по освидетельствованию). В этом же приказе указываются наименования, индексы и заводские номера объектов гостехнадзора, которые эти специалисты обязаны освидетельствовать;
  • определить приказом по каждому объекту гостехнадзора порядок организации его технического обслуживания в соответствии с периодичностью, нормами и технологией, указанными в эксплуатационной документации. В приказе указываются ремонтные службы, подразделения (организации) или специалисты воинской части, которые осуществляют эти работы и несут ответственность за поддержание объектов гостехнадзора в исправном и безопасном состоянии;
  • назначить приказом в каждом структурном подразделении, производственная деятельность которого может вызвать необходимость применения подвижного грузоподъемного крана, а также в цехе, на строительной (погрузо-разгрузочной) площадке, в каждой смене лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами (далее — руководитель работ на грузоподъемных кранах), из числа офицеров (прапорщиков или мичманов) или специалистов из лиц гражданского персонала воинской части.

Лица, ответственные за эксплуатацию объектов гостехнадзора, допускаются к работе комиссией, назначаемой командиром воинской части

Номер и дата приказа о назначении лица, ответственного за эксплуатацию, а также должность, фамилия, имя, отчество, номер удостоверения на допуск к работе и его подпись должны содержаться в паспорте (формуляре) объекта гостехнадзора. На время отпуска, командировки или болезни лица, ответственного за эксплуатацию объекта гостехнадзора, его обязанности возлагаются приказом на другое аттестованное лицо.

Эксплуатация объектов котлонадзора и грузоподъемных машин с просроченными сроками технического осмотра и освидетельствования ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

В отделы гостехнадзора немедленно сообщается о следующих авариях на объектах гостехнадзора:

  • взрывы в топочных камерах и упуск воды в котлах, не вызвавшие нарушения обмуровки и повреждения котлов, расследуются командованием воинской части. Участие инспектора гостехнадзора в проведении этих расследований не обязательно.
  • взрывы котлов, сосудов, работающих под давлением, разрывы трубопроводов для пара и горячей воды, разрывы крышек и затворов у лазов и люков паровых котлов и сосудов, работающих под давлением, образование выпучин и трещин на стенках барабанов, топочных камер жаровых труб паровых (водогрейных) котлов, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, вызвавших остановку объекта на ремонт, отрыв донышек коллекторов, взрывы в топочных камерах и упуск воды в котлах;
  • разрушения или излом (изгиб) металлоконструкций грузоподъемных машин (моста, портала, башни, стрелы) и подъемников (вышек), вызвавшие необходимость проведения ремонта металлоконструкций или их отдельных частей, а также падения (опрокидывания) грузоподъемных машин, подъемников (вышек), вызвавшие указанные повреждения;
  • падения кабины лифта или его противовеса, столкновение противовеса с кабиной или отдельных частей противовеса.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *