Режима наибольшего благоприятствования

Режима наибольшего благоприятствования

2.1. Проблемы и подходы к применению ключевых недискриминационных принципов (РНБ и НР)

Цель и экономический смысл

Практически любые торговые ограничения (и, как правило, меры регулирования) можно представить как дискриминацию. Например, импортные пошлины дискриминируют иностранные товары относительно местных, т.к. они облагаются дополнительным налогом. Товары, для ввоза которых требуется получение лицензии, находятся в мене выгодном положении относительно товаров, которые ввозятся свободно и поэтому также подвергаются дискриминации (то же можно сказать и об их поставщиках).

Поэтому невозможно создать справедливые и равные условия конкуренции, не решив вопрос о дискриминации. Собственно многосторонние правила применения мер регулирования можно рассматривать как правила «узаконенной» дискриминации, которая будет применяться таким образом, чтобы не вносить только неизбежные и оправданные искажения в конкурентную среду. В остальных случаях требуются универсальные правила и принципы, которые бы обеспечили недискриминационный ход торговли.

Обеспечение недискриминации сталкивается с проблемами на двух направлениях — дискриминация между отдельными странами и дискриминация между национальными и иностранными товарами, услугами, фирмами. С ними связана реализация двух важнейших принципов регулирования международной торговли, которые в целом обеспечивают ее недискриминационный характер: принцип режима наибольшего благоприятствования (РНБ) и принцип национального режима НР).

Проблема дискриминации между странами решается посредством использования режима наибольшего благоприятствования (режима наиболее благоприятствуемой нации).

Режим наибольшего благоприятствования

Режим наиболее благоприятствуемой нации означает следующее: наилучший режим, предоставляемый любой стране, должен быть предоставлен всем остальным странам. Другими словами любое преимущество, предоставляемое в отношении товара, происходящего из наиболее благоприятствуемой нации (вне зависимости от того является ли она членом ГАТТ или нет) должно быть предоставлено всем аналогичным товарам, происходящих из остальных членов. Данное положение в соответствии с ГАТТ применяется как к импортируемым, так и к экспортируемым товарам. Данное положение также применяется к услугам и поставщикам услуг в рамках Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС) и к наличию и обеспечительным мерам в отношении национальных прав на интеллектуальную собственность в соответствии с Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).

Режим наибольшего благоприятствования накладывает существенные ограничения, так как в соответствии с ним страны не могут предоставлять преимущества «хорошим соседям» или пользоваться уникальными преимуществами от взаимных торговых уступок, согласованных с другой страной.

Однако принцип недискриминации между торговыми партнерами рассматривается как жизненно важный принцип для быстрого и справедливого распространения преимуществ от либерализации торговли (поэтому его значении в многосторонних договорах намного возрастает по сравнению с двусторонними). РНБ обладает эффектом мультипликатора, благодаря которому уступки, «выторгованные» одной или нескольким странами, трансформируются в преимущества для всех членов многостороннего соглашения. Данный принцип обеспечивает равенство возможностей для всех иностранных торговых партнеров в отношении получения преимуществ от либерализации рынков, а не только для больших государств, обладающих преимуществами в форме больших переговорных ресурсов и альтернативных рынков и способных заключать особенно выгодные двусторонние соглашения.

Предшествующие договоренности

Механизм РНБ был известнее и ранее. Впервые он встречается в договоре между Францией и Англией в середине XIX века. До Первой мировой войны обычной практикой было предоставление только обусловленного РНБ в отношении товаров некоторых торговых партнеров, так как преобладала точка зрения, что обмен уступками должен осуществляться на условиях приблизительно равного обмена (другими словами, вы предоставляете преимущество торговому партнеру в случае, если вы уверены в получении взаимных преимуществ). Однако для того чтобы работал эффект мультипликатора, РНБ должен предоставляться на безусловной основе. Тем не менее, безусловность не применялась единообразно в отношении всех элементов ГАТТ 1947. С объединением Генерального соглашения и его прилагаемых соглашений в одно единое соглашение в рамках Уругвайского раунда обусловленные обязательства в отношении РНБ стали безусловными во всех, за исключением некоторых, случаях.

Исключения до сих пор действуют в отношении необязательных соглашений с ограниченным кругом участников, в отношении развивающихся стран, а также зон свободной торговли и таможенных союзов, предусмотренных Статьей 24.

Сфера охвата

Механизм РНБ применяется прямо или косвенно практически во всех соглашениях ВТО и для подавляющего числа инструментов. Исключения составляют:

1. Региональные торговые соглашения (РТС).

2. Предоставление преференций развивающимся странам.

3. Приграничная торговля.

Принцип РНБ возник как, прежде всего, правила применения таможенных пошлин и на практике выражался в применении одинаковых ставок пошлин ко всем странам, которым предоставлен РНБ. При этом более благоприятные условия могли применяться в случаях изъятий из РНБ, например беспошлинный режим в рамках зон свободной торговли или льготный режим обмена товарами по соглашениям о приграничной и прибрежной торговле.

К настоящему времени он применяется в отношении большинства элементов многосторонних договоренностей. В частности: таможенных пошлин, правил транзита, применения налоговых инструментов, технических барьеров, количественных ограничений.

Для некоторых инструментов регулирования предусматривается селективная основа применения, в силу их природы – например антидемпинговые меры. В этом случае не требуется идентичности применения меры, однако требуется применение ее на недискриминационной основе, т.е. на основе одинаковых правил, принципов и подходов. Таким образом, и в данном случае имеет место применение принципа недискриминации, хотя и в более общей, менее конкретной форме. Принцип недискриминации проявляется здесь не в необходимости фактического применения одних и тех же мер регулирования, а в необходимости единообразной общей практики применения правил введения тех или иных ограничений. Это же относится и к таким вопросам, как применение процедур определения таможенной стоимости или станы происхождения. Нормы ГАТТ прямо указывают на необходимость практики их одинакового применения к товарам, которые происходят из всех стран-участников соглашения, хотя и не ссылаются прямо на принцип РНБ. Причины этого аналогичны рассмотренному выше случаю.

Одним из наиболее трудных и до конца не разрешимых вопросов при использовании механизма РНБ является проблема соотношения идентичности меры и обеспечения фактически равного положения участников торговли (которые сами являются различными по своим параметрам). Например, является ли дискриминационным требование о предоставлении документации на языке страны импорта или нет (на практике – нет, но фактически это ставит участников торговли в неравное положение).

Споры, в том числе в рамках ОРС ВТО

Имеется большое число споров, связанных с РНБ.

Национальный режим

В то время как РНБ запрещает дискриминацию между иностранными государствами, национальный режим запрещает дискриминацию между иностранными и отечественными товарами, услугами и поставщиками услуг, а также между иностранными и отечественными обладателями прав интеллектуальной собственности. К примеру, с момента как иностранный товар выпущен в свободное обращение таможней, в отношении него не могут применяться условия, отличные от условий, применимых к аналогичным отечественным товарам (под аналогичным товаром понимается товар, который либо полностью идентичен, либо имеет в основном схожие характеристики с рассматриваемым товаром). Таким образом, применение национального режима — предоставление иностранным товарам, услугам, капиталам, лицам правового режима, который одинаков, или не менее благоприятен, чем тот, который применяется к аналогичным отечественным товарам, услугам, капиталам, лицам.

Необходимо отметить, что «не менее благоприятный» не всегда означает одинаковый режим – вопрос в том является ли другой режим менее благоприятным для импортных товаров (по отношению к импортному товару может применяться режим лучший, чем по отношению к отечественному товару). Более того, национальный режим необязательно означает очень выгодный режим – до тех пор, пока режим, применяемый к отечественным и иностранным товарам равнозначен. Например, в ГАТС выполнение требований в отношении обязательств по национальному режиму требует, чтобы условия конкуренции для иностранных компании были не хуже, чем условия конкуренции для отечественных компаний.

Сфера охвата

Цель использования принципа национального режима — предотвратить использование в качестве протекционистской меры дискриминацию иностранных товаров (услуг, капиталов) за счет внутренних мер регулирования — внутренних налогов, правил продажи и т.п., которые не имеют прямого отношения к регулированию импорта, но могут создать условия, неблагоприятные для обращения иностранных товаров на внутреннем рынке. Это делает применение национального режима тесно взаимосвязанным с внутренним регулированием. Таким образом, применение национального режима относительно сильно вторгается в суверенитет любой страны. Поэтому применение национального режима не является универсальным. В частности, в торговле услугами ГАТС требует предоставлять национальный режим только в тех секторах услуг, по которым приняты обязательства по доступу на рынок. И в этом случае это будет являться предметом переговоров.

Изъятия – в торговле товарами национальный режим не применяется в отношении субсидий и государственных закупок. В последнем случае он применяется в рамках Соглашения по государственным закупкам, которое является соглашением с ограниченным числом участников.

Национальный режим может применяться и на двусторонней и взаимной основе – например, это часто происходит в сфере инвестиции или государственных закупок.

Применение национального режима является источником значительного числа споров.

Базовые статьи, содержащие общие положения по недискриминационным признакам.

РНБ

Национальный режим

ГАТТ 1947

Статья I.1

Статья III. 1 и III. 4

ГАТС

Статья II

Статья XVII

ТРИПС

Статья IV

Статья III

Предоставление режима набольшего благоприятствования (РНБ, англ. MFN) означает распространение на страну, которой такой режим предоставлен любых уступок, которые были предоставлены любой третьей стране: “… любое преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставленные любой договаривающейся стороной в отношении любого товара, происходящего из любой другой страны или предназначенного в любую другую страну, должны немедленно и безусловно предоставляться подобному же товару, происходящему из территории всех других договаривающихся сторон, или предназначенному для территории всех других договаривающихся сторон” (ГАТТ 47, Статья I).

В соответствии с п.3.1 и 3.4 Статьи III ГАТТ 47, национальные меры в отношении товаров не должны применяться к отечественным или иностранным товаров таким образом, чтобы обеспечивать защиту отечественному производству. Товарам с территории любой договаривающейся стороны, импортируемым на территорию любой другой договаривающейся стороны, должен предоставляться режим, не менее благоприятный чем режим, предоставляемый аналогичным товарам отечественного происхождения

РНБ — режим наибольшего благоприятствования  
К относительным режимам относятся режим наибольшего благоприятствования и национальный режим.  

Относительные режимы направлены на предотвращение дискриминационного обращения с различными категориями инвестиций режим наибольшего благоприятствования и национальный режим.  
Режим наибольшего благоприятствования (РНБ). РНБ означает, что инвестициям граждан или компаний на территории одной договаривающейся стороны будет предоставляться режим не менее благоприятный, чем инвестициям граждан или компаний любой третьей страны. Оговорка о РНБ сдерживает государство от создания для инвестиций из другой договаривающейся стороны условий менее благоприятных, чем те, которые предоставлены инвестициям из третьей страны. Этот принцип также означает, что если одна из сторон предоставляет специальное преимущество  

Взаимная либерализация торговли стран — участниц ГАТТ. К 1990 г. средневзвешенная ставка таможенных тарифов по промышленным товарам снизилась до 6,3%, в 2000 г. — до 2,8% (против 40% в 1948 г., когда было подписано. ГАТТ). Созданная в 1996 г. вместо ГАТТ Всемирная торговая организация (ВТО) включает все предыдущие соглашения, в том числе ГАТТ. В результате либерализации доступа на мировой рынок ожидается увеличение объема международной торговли в начале XXI в. Россия в июне 1993 г. подала заявление о вступлении в ГАТТ, затем в ВТО, но, находясь вне его договорно-правовой системы, пока рассчитывает на режим наибольшего благоприятствования в торговле на основе двухсторонних соглашений, т.е. на распространение на ее товары ставок импортных таможенных тарифов  
Ставки таможенных пошлин единые, определяются Правительством РФ и зависят от страны происхождения товаров. Их можно подразделить на ставки, применяемые в отношении товаров, происходящих из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Россия применяет режим наибольшего благоприятствования, и ставки, применяемые в отношении товаров, происходящих из стран, торго-во-политические отношения с которыми не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации либо страна происхождения которых не установлена. В последнем случае ставки ввозных таможенных пошлин увеличиваются в два раза, кроме случаев предоставления Российской Федерацией тарифных льгот — преференций.  
Третью группу составляют различные международные соглашения, которые наряду с другими вопросами рассматривают вопросы налогового права. Так, соглашения об основах взаимоотношений между двумя государствами рассматривают, как правило, вопрос о налоговом равноправии соглашения об установлении дипломатических и консульских отношений предусматривают взаимные налоговые льготы для дипломатических и консульских сотрудников. Большое значение имеют торговые договоры и соглашения, на основе которых устанавливается режим наибольшего благоприятствования в отношении таможенных пошлин.  
ПРЕФЕРЕНЦИЯ — льгота, предоставляемая либо предприятию, организации, либо определенному виду деятельности. П. внутри страны могут быть установлены в форме снижения налогов, освобождения от ряда платежей в бюджет или вышестоящим организациям, возможности получения льготного кредита и т. п. В отношениях между государствами П. может проявиться в скидках таможенных пошлин на импортные товары, льготном кредитовании, предоставлении специальной технической и финансовой помощи и т. д. (см. Режим наибольшего благоприятствования).  
Редкость, ограниченность ресурсов 177 Режим наибольшего благоприятствования 177  
При необходимости выбора сегмента рынка предприятию следует учитывать, что наилучший по емкости сегмент — это не обязательно наилучшие коммерческие возможности. Вполне вероятны на большом по емкости сегменте рынка сильная конкуренция или высокая степень удовлетворения потребностей потребителей товарами-аналогами, что отрицательно скажется на результатах рыночной деятельности. Потенциально выгодным является тот сегмент рынка, где игнорируются другие товаропроизводители и создается тем самым режим наибольшего благоприятствования продукции данного предприятия. Поэтому при выборе сегмента рынка необходим тщательный маркетинговый анализ конъюнктуры каждого из них.  

НАИБОЛЬШЕЕ БЛАГОПРИЯТСТВОВАНИЕ — в международном праве один из важнейших принципов регулирования экономических, в т.ч. торговых, отношений между различными государствами. Означает, что каждое из договаривающихся государств обязуется предоставлять другому государству, его физическим и юридическим лицам в той или иной области их взаимоотношений права, преимущества, привилегии и льготы, столь же благоприятные, какие оно предоставляет или предоставит в будущем любому третьему государству, его физическим и юридическим лицам. Важной областью применения принципа НАИБОЛЬШЕГО БЛАГОПРИЯТСТВОВАНИЯ является таможенный режим (пошлины, налоги и другие сборы, правила и формальности, применяемые при таможенной обработке товаров и т.п.). В торговых договорах часто предусматривается режим НАИБОЛЬШЕГО БЛАГОПРИЯТСТВОВАНИЯ в отношении внутренних налогов и сборов, которыми облагается производство, обработка и обращение импортируемых товаров правового положения физических и юридических лиц иностранного государства правил и формальностей при транзите товаров, а также в отношении условий мореплавания и др.  
Структурно ТАМОЖЕННЫЕ ТАРИФЫ обычно имеют следующие колонки ставок обложения максимальную (или генеральную), минимальную (в отношении товаров тех стран, которым предоставлен режим наибольшего благоприятствования), а в некоторых странах — преференциальную (в отношении ввоза определенных товаров из развивающихся стран). ТАМОЖЕННЫЕ ТАРИФЫ большинства стран мира построены на основе Брюссельской таможенной номенклатуры.  
Возобновление режима наибольшего благоприятствования для Китая. В 1994 г. США восстановили режим наибольшего благоприятствования для Китая, впервые введенный в 1980 г. Подобный режим (применяемый для большинства торговых партнеров Америки) обозначает, что при импорте из Китая применяются наиболее низкие тарифы. Кроме того, любые последующие снижения американских тарифов, достигнутые при переговорах с другими странами, будут применяться и при импорте из Китая. Низкие тарифы важны для Китая, поскольку США покупают около 30% всего китайского экспорта. Американский импорт из Китая в основном включает товары с большими затратами труда, та-  
Производственная программа предприятия рассчитывается на основании имеющихся производственных мощностей предприятия в разрезе выпускаемой номенклатуры изделий и услуг, для которых определен режим наибольшего благоприятствования на рынке данного вида продукции и услуг, а также определен объем продукции, который способен «поглотить» соответствующий сегмент рынка (раздел 5, 6), (п. 7.1, табл. 1).  
Программой повышения инвестиционной привлекательности Республики Башкортостан предусмотрено дальнейшее совершенствование законодательной базы республики в части стимулирования иностранных инвесторов и создания системы государственных гарантий. Для предприятий с серьезными иностранными вложениями создан режим наибольшего благоприятствования -от льготного налогообложения до упрощения всех процедур их создания, контроля за деятельностью и ограждения от криминального влияния.  
Режим наибольшего благоприятствования — в практике международной торговли представляет собой условие торговых соглашений, предполагающее предоставление договаривающимися странами друг другу. всех тех прав, преимуществ, льгот, которыми пользуется или будет- пользоваться у них любое третье государство. >  
В.- По двум причинам 1) Чтобы поставки на такое расстояние были экономичны, надо поставлять не менее 50.000 машин в год, а у нас нет такой возможности и 2) На нас все еще не распространяется, к сожалению, режим наибольшего благоприятствования.  
РЕЖИМ НАИБОЛЬШЕГО БЛАГОПРИЯТСТВОВАНИЯ — условие экономических, торговых соглашений между странами, предусматривающее предоставление друг другу преимуществ, льгот в виде снижения пошлин, налогов, сборов, снятия ограничений, запретов, приоритетного допуска товаров в страну, осуществления государственных закупок.  
В импортном тарифе указаны ставки пошлин, которые называются базовыми. Базовые ставки ввозных пошлин применяются в отношении товаров, происходящих из государств, которым РФ предоставляет режим наибольшего благоприятствования в торгово-экономических отношениях.  
Ставки ввозных Т.п. применяются дифференцированно — в зависимости от страны происхождения товара. Если товар происходит из страны, в торгово-политических отношениях России с которой действует режим наибольшего благоприятствования (РНБ), применяются ставки, установленные в импортном тарифе. Такие ставки называются базовыми. В отношении товаров, происходящих из государств, с которыми Россия не заключила договор о предоставлении РНБ, базовые ставки удваиваются, за исключением случаев предоставления Россией тарифных преференций. Ставки ввозных Т.п. уменьшаются на 25% при обложении товаров, происходящих из развивающихся стран, которые являются пользователями национальной системы преференций РФ. В отношении товаров, происходя-  
Целью ГАТТ являлось обеспечение предсказуемой международной торговой среды и либерализация торговли в интересах содействия экономическому развитию. Основополагающими принципами ГАТТ является режим наибольшего благоприятствования в торговле товарами, гарантированный всем участникам Соглашения.  
КЛАУЗУЛА НАИБОЛЬШЕГО БЛАГОПРИЯТСТВОВАНИЯ — см. Режим наибольшего благоприятствования.  
В соответствии с СПС взаимная торговля его участников в целом ряде вопросов определяется (еще до вступления РФ во Всемирную торговую организацию — ВТО) нормами и принципами Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) режим наибольшего благоприятствования в области таможенных тарифов и формальностей, национальный режим в отношении налогообложения импортных товаров, постепенная отмена количественных ограничений, свобода транзита и др.  
ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ — собрание ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на таможенную территорию страны (импортный таможенный тариф) или вывозимым с нее (экспортный тариф), систематизированных в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. В различных колонках импортного Т.т., как правило, указываются ставки пошлин, применяемые к товарам, происходящим из различных государств (см. Режим наибольшего благоприятствования, Преференциальные пошлины .  

ГАТС, как и ГАТТ, предусматривает национальный режим для иностранных поставщиков услуг режим наибольшего благоприятствования, предполагающий одинаковый режим для поставщиков услуг из всех стран-участниц соглашения гласность всей информации, касающейся этой сферы постепенную дальнейшую либерализацию торговли услугами путём переговоров.  
Слишком большое число ее рекомендаций явилось отражением бюрократического стремления к единообразию и централизации, а потому они вряд ли могут быть действительно привлекательными для целой группы государств, мнения которых по вопросам энергетической политики значительно отличаются друг от друга. Те страны, которые не производят угля, вряд ли могут быть заинтересованы в том, чтобы участвовать в субсидировании основных угледобывающих государств. Исследования и разработки в области ядерной технологии и обогащения урана стали предметом не общих усилий, а конкурирующих национальных программ и индивидуальных стремлений местных подрядчиков и поставщиков. Что касается нефти, существуют глубокие расхождения между ФРГ, которая придерживается принципов свободного рынка, и Францией, преследующей политику дирижизма между такими странами, как Голландия, имеющая собственные крупные нефтяные компании, и, например, Италия, которая не имеет таких компаний между Францией, проявляющей желание создать режим наибольшего благоприятствования в отношении отдельных источников сырой нефти, а именно в Алжире, и другими странами, которые стремятся как можно шире диверсифицировать нефтяные источники и, наконец, между такими странами, которые хотят сотрудничать с США и их нефтяными компаниями, и такими, как Франция и в меньшей степени Италия, чья деятельность была четко нацелена на подрыв доминирующего положения американских нефтяных групп и американской внешней политики в области экономики. Прилагались усилия по разработке отдельных вопросов— относительно хранения нефти, согласования таможенных пошлин и т. д.,— но в течение всего периода 60-х годов идея проведения общеевропейской энергетической  
РЕЖИМ НАИБОЛЬШЕГО БЛАГОПРИЯТСТВОВАНИЯ — право наиболее бла-гоприятствуемой нации, условие, закрепленное в международных торговых соглашениях, предусматривающее предоставление договаривающимися государствами друг другу всех прав, преимуществ и льгот в отношении пошлин, налогов и сборов. Р. н. б. — один из главных принципов, положенных в основу деятельности Генерального соглашения о тарифах и торговле. Он предусматривает предоставление таможенных льгот, а также преимуществ в отношении внутренних налогов и сборов, которыми облагаются производство, обработка и обращение импортируемых товаров.  
РЕЖИМ НАИБОЛЬШЕГО БЛАГОПРИЯТСТВОВАНИЯ — предоставление до-говораивающимися государствами друг другу прав, преимуществ и льгот во взаимной торговле, которыми пользуется и (или) будет пользоваться любое третье государство. Р.н.б. в торговле товарами является (наряду с национальным режимом) одним из двух основополагающих принципов Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) с момента ее основания в 1947 г. С созданием в 1995 г. Всемирной торговой организации (ВТО) данный режим распространен также на сферу услуг в рамках Генерального соглашения по тор-гоаче услугами (ГАТС). На практике, однако, из данного принципа делается исключение в пользу развивающихся стран (см. Преференции). Допускается также отступление от Р.н.б. в процессе экономической интеграции нескольких государств при условии, что торговые барьеры, отделяющие их от третьих стран, не повышаются (см. Режим свободного движения товаров). РФ предоставила Р.н.б. в торговле более чем 120 государствам и территориям.  
Важнейшими инструментами внешнеэкономической поштики являются заключаемые страной торговые договоры и соглашения, а также другие соглашения, регулирующие её отношения со странами-партнёрами. В современных условиях важное значение имеет участие в международаых соглашениях, договорах и в деятельности международных организаций, которые регулируют торговые, валютные и др. экономические отношенга. В области регулирования международной торговли основополагающим кжументом служит заключённое в Ш7 г. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ, в редакции 19И г.), в основе которого лежит режим наибольшего благоприятствования.  
Поскольку Российская Федерация выступает правопреемником Советского Союза, продолжают действовать торговые договоры и соглашения, определяющие принципы двусторонних отношений РФ с соответствующими странами, и прежде всего режим наибольшего благоприятствования. Заключён целый ряд новых торговых договоров и соглашений. Вместе с тем важным фактором активного включения РФ в международное экономическое сотрудниче-ртво призвано стать вступление страны во Всемирную торговую организацию (ВТО), переговоры о котором активно ведутся. В связи с расширением международного движения капитала заключаются новые виды соглашений в частности, РФ подписано несколько десятков соглашений с зарубежными странами о защите и поощрении иностранных инвестиций, об устранении двойного налогообложения.  

Глава 7. Институт правовых режимов иностранных инвестиций

И.З. Фархутдинов
Международное инвестиционное право и процесс
Учебник. — М.: «Проспект», 2010.

Предыдущая

7.6. Режим наибольшего благоприятствования

Сегодня самым распространенным режимом в отношений регламентации прав иностранных лиц на территории государства пребывания является режим наибольшего благоприятствования. То же самое можно сказать, когда речь идет о правовом режиме иностранных инвестиций.

Режим наибольшего благоприятствования получил широкое распространение во многих универсальных, региональных и двусторонних договорах с участием Российской Федерации. Так, режим наибольшего благоприятствования на основе недискриминации был установлен между Российской Федерацией и США в Соглашении о торговых отношениях от 1 июня 1990 г., а также между Европейскими государствами и Российской Федерацией в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве от 24 июня 1994 г. Относительно международного инвестиционного права следует особо отметить соглашения о взаимном поощрении и защите капиталовложений.

Об установлении режима наибольшего благоприятствования говорится в двусторонних договорах России с Австрией, Бельгией, Великобританией, Испанией, Италией, Канадой, Кореей, Китаем, Нидерландами, Турцией, Францией, ФРГ, Финляндией, Швейцарией и т.д. Эти ДИД предусматривают, что правовой режим иностранных юридических лиц в Российской Федерации не может быть менее благоприятным, чем правовой режим иностранных инвесторов из любых третьих стран (режим наибольшего благоприятствования).

Рассмотрим п. 2 ст. 3 Соглашения России с Францией о взаимном поощрении и взаимной защите капиталовложений, где говорится: «Каждая из Договаривающихся Сторон на своей территории и в своей морской зоне будет применять в отношении инвесторов другой Договаривающейся Стороны, в том, что касается их капиталовложений и связанной с ними деятельности, режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый инвесторам любого третьего государства».

«Режим, не менее благоприятный, чем в отношении капиталовложений инвесторов третьих государств», устанавливает ст. 3 аналогичного Соглашения России с Германией. В этой же статье зафиксировано, что «без ущерба своего законодательства о совместных предприятиях с участием иностранных инвесторов, каждая из Договаривающихся Сторон обязуется не предпринимать дискриминационных мер в отношении совместных предприятий с участием инвесторов другой Договаривающейся Стороны, капиталовложений таких инвесторов, а также деятельности инвесторов, связанной с капиталовложениями».

Двусторонние договоры также предусматривают изъятия, которые допускаются при предоставлении режима наибольшего благоприятствования.

Под принципом наибольшего благоприятствования понимается включение в международные договоры положения о том, что каждое из договаривающихся государств обязуется предоставить другому договаривающемуся государству в той или иной указанной в договоре сфере их взаимоотношений права, преимущества, привилегии и льготы столь же благоприятные, как и те, которые оно предоставляет или предоставит в будущем любому третьему государству. Формула «которое он предоставляет или предоставит в будущем любому третьему государству» охватывает режим, которым пользуется любое третье государство, независимо от того, основывается он на международном договоре, национальном законе или правоприменительной практике.

Следует особо отметить, что в дополнение к положению о предоставлении режима наибольшего благоприятствования наша страна обязалась предоставлять зарубежным инвесторам и национальный режим.

Комиссией международного права ООН был разработан проект статей о клаузулах, о наиболее благоприятствуемой нации. Согласно этому проекту юридическая сущность нормы о наиболее благоприятствуемой нации состоит в обязательстве принимающего государства предоставить лицам из другого государства такой режим, который предполагает, что у этих граждан, а также граждан и фирм из третьей страны будет равный правовой статус («не менее благоприятный, чем режим, распространенный на лиц из третьего государства»), т.е. клаузула «наибольшее благоприятствование» предполагает, что у всех иностранцев в одной стране должен быть единый статус.

В качестве примера практического использования режима наибольшего благоприятствования сошлемся на судебное решение: в Высший Арбитражный Суд РФ обратилась иностранная фирма с иском к областному земельному комитету о признании недействительности части договора аренды земельного участка, устанавливающей размер платы за аренду участка. Свою позицию истец обосновал тем, что ставки арендной платы для иностранных юридических лиц были установлены в большем размере, чем соответствующие ставки для российских предпринимателей.

Дифференцированное регулирование арендных ставок было установлено нормативным актом законодательного собрания области и распоряжением областного правительства, предусмотревшим единую для иностранных арендаторов ставку годовой платы за 1 кв. м земли — 300 долл. США.

Следует особо отметить, что режим наибольшего благоприятствования не может смешиваться или отождествляться с режимом недискриминации. Принципы, лежащие в основе этих режимов, имеют различное содержание. Суть принципа недискриминации состоит в праве требования условий таких, какими пользуются все, т.е. условий общих, одинаковых для всех. Суть же принципа наибольшего благоприятствования состоит в праве требовать льготных, привилегированных условий. Поэтому режим наибольшего благоприятствования предполагает недискриминационный режим, но не сводится к нему. Принцип недискриминации является общим следствием суверенного равенства государств. Он имеет характер общеобязательной обычно-правовой нормы и потому не нуждается в договорном признании. Что же касается принципа наибольшего благоприятствования, он как международно-правовая норма имеет договорной характер.

Примечательно, что Комиссия международного права ООН относительно недискриминации совершенно ясно указала, что это «общее правило, вытекающее из равенства государств», «общее правило, вытекающее из суверенного равенства государств».

Теория режима наибольшего благоприятствования была подробно разработана также Я.Д. Маковским. Сущность РНБ он охарактеризовал как предоставление государствами двух типов условий хозяйствования для иностранных юридических и физических лиц :

1) не применять к инвесторам другого государства мер дискриминационного характера, которые ставили бы их в неравноправное положение с инвесторами третьих государств. Государства берут на себя взаимное обязательство «не налагать друг на друга никаких запрещений, которые не распространились бы равномерно на все другие державы…». В этом случае речь идет о предоставлении недискриминационного режима;

2) инвесторы по РНБ имеют право на получение особых льгот, изъятий и преимуществ, которые государство предоставляет или предоставит в будущем инвесторам третьего государства.

В зависимости от содержания условии наибольшего благоприятствования ученый различает следующие виды РНБ .

1. Частичное наибольшее благоприятствование предполагает предоставление государству режима, равного со всеми другими государствами. Предоставляя подобный режим, государство берет на себя обязательство, например, не применять по отношению к его инвестору более высоких налоговых ставок, чем к инвесторам другого государства. Считая главным условием этого вида режима недискриминационный подход к иностранным инвесторам, Я.Д. Маковский называет недискриминационным режимом.

2. Полное наибольшее благоприятствование предполагает предоставление контрагенту по договору об РНБ дополнительных преимуществ путем перенесения льгот по соглашениям с третьими государствами на контрагента по договору об РНБ. В отличие от предыдущего вида режима здесь имеются в виду преимущества, предоставляемые конкретно другим государствам. По первому виду режима контрагент может претендовать только на льготы, предоставляемые для всех иностранцев, а во втором случае — и на частные льготы, предоставляемые какому-либо государству по двустороннему торговому или инвестиционному соглашению.

3. Возмездное наибольшее благоприятствование предоставляться на условии только относительной взаимности: государство, связанное договором о РНБ, предоставляет какие-то льготы третьему государству.

4. Абсолютное наибольшее благоприятствование означает преференциальный, невзаимный и недискриминационный режим, прежде всего для развивающихся стран. Ученый считает, что деятельности иностранных инвесторов также может предоставляться особый вид режима — преференциальный.

В том случае, когда режим наибольшего благоприятствования предоставляется без условия взаимности, речь идет об абсолютном наибольшем благоприятствовании.

Предыдущая

ГАТТ – основные принципы и результаты деятельности

ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле) подписано в Женеве в октябре 1947 г. и вступило в силу с 1 января 1948 г. Сначала в его составе было 22 государства, впоследствии – 150 стран, из них 92 – полных члена. Всего в ГАТТ – 61 наблюдатель, в том числе 30 международных организаций. До создания ГАТТ ВТО играло роль центрального международного учреждения по вопросам торговли.

Принципы ГАТТ:

1. Режим наибольшего благоприятствования (все льготы, преимущества и изъятия, которые предоставлены или будут предоставлены одной из договаривающихся сторон любой третьей стороне, должны немедленно и безоговорочно распространяться и на другую сторону). Изъятие из режима наибольшего благоприятствования:

  • разрешается в прежнем объеме использовать тариф и преференции, существовавшие на момент образования ГАТТ;
  • ограничение режима наибольшего благоприятствования в целях госбезопасности;
  • исключение из режима наибольшего благоприятствования уступок, предоставленных при образовании таможенного союза или ЗСТ (зоны свободной торговли);
  • разрешающая оговорка для развивающихся стран, согласно которой они имеют ряд льгот.

2. Национальный режим – товарам иностранного происхождения предоставляется тот же режим, что и национальным в отношении внутренних налогов, сборов, правил ведения внутренней торговли.

3. Принцип недискриминации в торговле.

4. Защита национальной экономики должна проводиться с помощью средств таможенной политики, а не количественных ограничений.

5. Разрешение споров и конфликтов мирным путем. Бюджет ГАТТ формируется за счет добровольных взносов стран, исходя из их доли во внешней торговле.

Торговые режимы

Под торговым режимом следует понимать уста­новленную в международном договоре совокупность международ­ных и внутригосударственных норм и правил, в рамках которых го­сударства определяют принципы взаимоотношений в торгово-экономической области своих юридических и физических лиц.

В международном торговом праве принято выделять три ос­новных торгово-политических режима:

— режим наибольшего благоприятствования (РНБ);

— режим свободной торговли (РСТ);

— национальный режим (HP).

Режим наибольшего благоприятствования (РНБ) – торгово-политический режим (наиболее благоприятствуемой нации), устанавливаемый в договорном порядке в отношениях между двумя или несколькими государствами. РНБ является одним из основных универсальных торговых режимов, положенных в основу системы Генерального соглашения о тарифах и торговле, всей праве системы ВТО. В рамках торгового режима РНБ каждая из договаривающихся сторон обязуется, что при ввозе на ее таможенную территорию товаров с территории другой договаривающейся сто­роны эти товары и услуги должны пользоваться теми же льготами, преимуществами и привилегиями или иммунитетами, что и товары и услуги, происходящие из любой другой страны.

РНБ определяет также и важнейший принцип международной торговли — принцип свободы транзита и транзитных перевозок, в качестве которого принято понимать право на свободный проход товаров, включая багаж, а также судов и транспортных средств че­рез территорию договаривающейся стороны, начинающуюся и за­канчивающуюся за пределами договаривающейся стороны, через территорию которой совершается движение груза. Нормы РНБ распространяются и на возможные перегрузки, складирование то­вара, перемену вида транзитного транспорта и т. д.

Существует несколько форм реализации РНБ:

Безусловная (безвозмездная) — является той формой реализации режима, при которой предоставление одной из договаривающихся сторон третьей стороне каких-либо льгот влечет за собой автоматическое распространение этих льгот на отношения со страной, имеющей договор на основе РНБ. Безусловная форма предоставления РНБ является наиболее распространенной в практике регулирования международной торговли.

Условная (возмездная или компенсационная) — не предусматривает, что одна из договаривающихся сторон должна предоставить льготы и привилегии третьему государству на тех же условиях, на каких они были предоставлены третьему государству, а может выдвинуть иные селективные требования. К примеру, именно на подобной основе Конгресс США предоставляет другим странам РНБ, обуславливая его предоставление различного рода oговорками либо дополнительными встречными обязательствам стран-партнеров.

Изъятие из режима РНБ — это не предоставление третьем государству норм и правил торговли, взаимно предоставляемы друг другу двумя государствами. Данная норма распространяется на изменение торгового режима как в сторону улучшения, так и сторону ухудшения режима. Ратификации подлежат введение любых элементов изъятий и ограничений из действующего торгового режима РНБ.

Применение РНБ не исключает возможности введения между странами запретов и ограничений экспорта или импорта. Перечень товаров, на которые они распространяются, формируются транспарентно, исходя из учета экономических либо иных национальных интересов. К числу допустимых условий введения временных запретов и ограничений следует отнести следующие национальные интересы:

— соблюдение общественной морали и правопорядка;

— охрана жизни и здоровья людей, охрана животного и растительного мира и окружающей среды в целом;

— сохранение культурного наследия народов;

— защита культурных ценностей от незаконного вывоза и передачи прав собственности на них;

— необходимость предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов, если меры, связанные с этим, проводятся одновременно с ограничением внутреннего производства : потребления данного вида ресурсов;

— обеспечение национальной безопасности;

— защита финансового положения и поддержание равновесия платежного баланса;

— выполнение международных обязательств.

Режим свободной торговли (РСТ) является, как правило, промежуточным режимом, направленным на введение более либеральных мер регулирования ввоза (вывоза) товаров. Если РНБ правомерно рассматривать в качестве универсального торгового режима, то РСТ носит селективный, ограниченный во времени и в пространстве характер. При этом режим свободно торговли, хотя и допускается нормами ВТО (ст. XXIV ГАТТ), тем не менее рассматривается в качестве изъятия из РНБ.

Режим свободной торговли призван обеспечить необходимую правовую базу перехода к созданию зоны свободной торговли, та­моженного (экономического) союза. По существу, соглашение о РСТ (в практике чаще используется название «соглашение о сво­бодной торговле») имеет переходное значение для гармонизации внешнеторгового законодательства государств — участников со­глашения в части, касающейся их взаимных торговых интересов.

Итак, установление между государствами (двумя либо более) режима РСТ преследует свою ближайшую цель — постепенно (поэтапно) формировать зону свободной торговли (ЗСТ).

Национальный режим (HP) предусматривает нормы, при которых одно государстве доставляет на своей таможенной территории товарам, услугам юридическим и физическим лицам другого государства так права, возможности и гражданские обязательства, какие он предоставляет на своей территории собственным товарам, услуги своим юридическим и физическим лицам.

Национальный режим в торгово-политическом отношении, как правило, применяется в двух пределах: частично на отдельные элементы факторов обмена или факторов производства. В данном случае HP является изъятием из режима наибольшего благоприятствования, или изъятием из режима свободной торговли.

Национальный режим может применяться полностью, когда между двумя или более государствами установлен либо устанавливается экономический союз, т. е. учреждена единая таможенная территория с единым органом управления торговой политикой, установлен однотипный механизм регулирования национальных экономик, базирующийся на рыночных принципах хозяйствования, унифицированном законодательстве, единых финансовых, экономических социальных стандартах в сфере предпринимательства на дани единой таможенной территории.

Применительно к торговле товарами сфера применения национального режима заключается в том, что импортируемые товары после прохождения так называемой «таможенной очистки» полностью выравниваются в правах с товарами национального производства и не могут подвергаться никаким внутренним дискриминационным мерам и действиям со стороны государственных и местных органов власти места назначения товара.

Таким образом, при предоставлении странами национального режима условия торговли и переработки отечественных товаров и товаров зарубежного производства должны быть одинаковыми в том, что касается налогов, сборов, правил закупки и продажи, транспортировки и потребления.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *