Самовольная постройка 2015

Самовольная постройка 2015

Содержание

Можно ли строить дом без разрешения на строительство?

Возведение любых объектов капитального строительства на территории РФ должна предварять разрешительная процедура.

Строительство дома без разрешения на строительство – это нарушение норм гражданского и градостроительного кодексов.

При сооружении зданий без согласования с соответствующими организациями, высока вероятность наложения значительного штрафа на собственника постройки, а также сноса выстроенного готового дома в принудительном порядке.

Чтобы избежать неприятных последствий, нужно вооружиться знаниями о требованиях законодательства, о порядке регистрации зданий, построенных без соответствующего разрешения, о том, что можно возводить без предварительного согласования.

Разрешение на постройку дома

Прежде чем начать разбираться в нормах Законодательства, необходимо усвоить некоторые понятия:

  1. Сооружение дома – это возведение объекта (с прокладкой фундамента, несущих конструкций, перекрытий) на земельном участке, предусмотренном для этих целей, либо на территории, предназначение которой не исключает размещения здания.
  2. Объект индивидуального жилищного строительства (ИЖС) – жилое здание, построенное гражданами на закрепленном за ними (на условиях аренды) или на собственном земельном участке.
  3. Согласование строительных работ – предварительная процедура перед началом работ. Согласование проекта и разрешительный документ выдаёт администрация субъекта РФ, органы местного самоуправления (зависит от того, на чьей подведомственной территории располагается земельный участок). Перед тем, как выдать официальное согласие, местные государственные органы изучают проект, расчёты, проверяют документацию на соответствие строительным и другим нормам. При этом учитывается ВРИ – вид разрешенного использования земельного надела.
  4. Незаконная самовольная постройка – здание, возведенное самостоятельно или посредством подрядных организаций, без согласования, разрешительных документов, без проверки проекта на соответствие его строительным нормам, другим требованиям (пожарной безопасности и т.д.). Также самовольной постройкой считается здание, сооруженное с нарушением целевого использования земельного участка. Так, если земельный надел предназначен для ведения сельского хозяйства, то построенный на нём объект ИЖС будет считаться незаконным.

Владелец самостроя не может распоряжаться зданием, продавать, сдавать внаём, предпринимать иные сделки. Оформление дома в собственность без разрешения на строительство запрещено законодательством. Эти положения прописаны в ст. 222 Гражданского Кодекса РФ.

Новые правила

В августе 2018 года были приняты и введены в действие поправки в Градостроительный кодекс, и многие нормы приобрели новый вид. Введение в эксплуатацию и порядок сооружения частных жилых строений с 1.01.2019 года должно осуществляться по новым нормам законодательства.

Теперь индивидуальный застройщик освобожден от предварительной процедуры согласования проекта и получения разрешения на работы по возведению объекта. Но понятие «самовольная постройка» никуда не делось из ГК РФ. Это означает, что участие государства в контроле за застройкой в частном секторе остаётся в силе.

Новые правила предусматривают подачу застройщиком уведомления в компетентные органы в начале строительных работ и их завершении. К уведомлению прикладывается документальное подтверждение с проектом, описанием, расчётами строительного объекта.

Упразднение разрешительного порядка при постройке дома должно облегчить застройщикам производство работ и последующее оформление постройки в собственность. Однако с новыми нормами связано много нюансов, из-за которых объект могут признать самостроем.

Так, уполномоченный орган может оставить без рассмотрения уведомление, отказать в согласовании, по причинам, указанным в ст.51.1 Градостроительного кодекса РФ (новая редакция вступила в силу 01.11.2019 года):

  1. Параметры постройки не соответствуют предельным разрешённым параметрам.
  2. ВРИ участка не допускает размещение капитальных зданий.
  3. Уведомление подано не владельцем земельного участка.
  4. Архитектурное решение и внешний облик возводимого объекта не соответствует нормативам, утвержденных местным регламентом в градостроительной сфере.

Отказать в согласовании возведения объекта могут и по причине несвоевременной подачи уведомления – стройка фактически уже ведётся, а органы местной государственной власти уведомляются о её начале.

Что делать, если дом построен без разрешения на строительство?

Тем, кто владеет домом, построенным без соответствующего согласования, необходимо узаконить строение. Легализация постройки может проходить по двум сценариям – в административном порядке и через суд.

В некоторых, особенно сложных случаях, документальная легализация через процедуру административного узаконивания, будет предварительным досудебным этапом.

Последовательность действий

Прежде чем начать процедуру легализации объекта, построенного без согласования с госорганами, нужно проверить законность своего намерения.

Шансы на успех увеличиваются, если:

  1. Имеется документ, подтверждающий, что на земельный участок зарегистрировано право собственности или площадь под постройкой арендовано застройщиком на законных основаниях.
  2. Тип здания соответствует ВРИ, и не идёт в разрез с целевым назначением участка.
  3. Сооружение отвечает параметрам, установленными регламентом, планом территории, разрешительными документами.
  4. Интересы и права третьих лиц соблюдены, не нарушаются, нет обстоятельств, угрожающих здоровью и жизни граждан.
  5. Добровольная, без принуждения, легализация застройщиком.

Если все требования соблюдены, возведенное сооружение следует поставить на предварительный учёт, воспользовавшись упрощённым порядком оформления.

Оформление в административном порядке

Упрощенная процедура легализации самовольных строений стала возможна благодаря «дачной амнистии», которая даёт возможность гражданам оформить объекты ИЖС без необходимости получать разрешительные документы на ввод их в эксплуатацию.

«Дачная амнистия» продлена до 1 марта 2020 года. До этого срока можно легализовать землю и строения на ней.

Перед тем как зарегистрировать дом без разрешения на строительство по упрощённой процедуре, необходимо:

  1. Заказать технический план объекта – обратиться в МФЦ с заявлением. Представитель кадастрового комитета, инженер, выедет на место, произведёт замеры, составит документ, который должен содержать план расположения сооружения в пространстве, схему и экспликацию внутренних помещений. Изготовление техплана занимает около 2 недель. Услуга платная.
  2. Получить выписку из ЕГРН – это правоустанавливающий документ на земельный участок, в котором указывается лицо, владелец надела, форма владения (частная собственность, аренда, бессрочное пользование), вид разрешенного использования ЗУ. Если земля не легализована, необходимо пройти процедуру оформления надела. Выписка выдаётся на платной основе, через уплату госпошлины.
  3. Подготовить документ, удостоверяющий личность заявителя.
  4. Оплатить госпошлину за регистрацию права собственности – размер её составляет 350 рублей (только в рамках упрощенной процедуры).

Может потребоваться градостроительный план на землю – его предварительно заказывают в МФЦ. Запрашиваемая часть плана должна содержать участок, принадлежащий застройщику, и схематичное обозначение самовольного строения.

После подготовки всех необходимых документов, следует обратиться с заявлением о регистрации права собственности на объект ИЖС в многофункциональный центр по месту нахождения регистрируемой недвижимости.

Процедура проверки пакета поданной документации продолжается в течение 10 дней. После истечения этого срока, владельцу сооружения выдаётся свидетельство о праве собственности на строение либо отказ в регистрации дома, с указанием причин такого решения.

После получения документа о праве собственности на самострой, следующий шаг – постановка дома на кадастровый учёт без разрешения на строительство. Согласование строительных работ уже не потребуется, так как проведена проверка соответствия здания строительным и другим нормам, параметров самовольной постройки регламенту градостроения.

Легализация самовольной постройки в судебном порядке

Если в оформлении дома в собственность, без разрешения на строительство, отказано в ходе упрощенной процедуры, то у застройщика есть право обратиться в суд общей юрисдикции по месту нахождения спорного строения.

Важным этапом является досудебная подготовка искового заявления и документальных доказательств – отстаивать свои права застройщик обязан сам.

Чтобы суд принял заявление с иском в своё производство, необходимо подготовить:

  1. Само исковое заявление – ответчиком должен выступать муниципальный орган, уполномоченный регистрировать строительные объекты. В тексте заявления должны быть указаны обстоятельства и самовольный характер застройки, невозможность легализации строения иным путём.
  2. Официальный отказ уполномоченного органа в регистрации прав на самовольно возведенный объект.
  3. Выписку из ЕГРН – доказательство принадлежности земельного участка застройщику.
  4. Заключение строительной, противопожарной экспертизы о безопасности постройки – если таких документов нет, то в ходе судебного заседания, истец может ходатайствовать о назначении экспертного обследования.
  5. Технический план – доказательство того, что здание существует и отвечает параметрам градостроительного регламента.
  6. ГПЗУ – план местности, на которой находиться самовольное строение, с определением его местоположения (должно не противоречить разрешительным градостроительным документам).
  7. Договор с подрядными организациями, чеки на стройматериалы, инструменты – эти документы доказывают добровольное возведение строения самим истцом.
  8. Акт о межевании – необходимо доказать территориальную принадлежность участка тому органу, который отказал в регистрации.
  9. Подтверждение того, что государственная пошлина внесена в полном объёме – размер зависит от стоимости строения. Так как здание не состоит на кадастровом учёте, и значит, не имеет одноименной стоимости. В этом случае, возникает необходимость заказать независимую оценку сооружения для выявления рыночной стоимости.

В техпаспорте может быть указана инвентаризационная оценка имущества, госпошлину можно оплатить, ориентируясь на неё.

Участие застройщика в судебном заседании добавляет шансов на удовлетворение исковых требований. Как правило, суды принимают позицию истца, при правильной аргументации и предоставлении доказательств, и выносят решение узаконить самосторой, если это не противоречит действующим нормам и Законодательству РФ (Судебная практика и перечень позиций высших судов к ст. 222 ГК РФ «Самовольная постройка»).

Легализованная недвижимость даёт право её владельцу совершать любые сделки с ней – отчуждать по договорам купли-продажи, дарить, сдавать внаём, использовать в качестве залогового имущества. Одновременно с этим, у собственника появляется обязанность уплаты обязательных налогов на имущество физических лиц.

Если игнорировать легализацию самостроя?

Законодательство предусмотрело административную ответственность застройщиков за самовольное возведение зданий без соответствующего согласования.

Необходимо придерживаться установленных правил и норм, в противном случае собственнику здания может грозить штраф за строительство без разрешения на строительство – от 2-5 тысяч (для частных лиц) до 1 миллиона (для должностных лиц и предпринимателей).

Собственнику незаконного строения суд может вынести предписание об устранении нарушений Законодательства РФ. В случае выявления фактов, когда строение нарушает права третьих лиц, создаёт угрозу для граждан, застройщика обязуют ликвидировать самострой принудительно.

Когда разрешение на возведение дома не требуется?

В поправках к ГрК РФ чётко указано, что можно строить без разрешения на строительство:

  • подсобные строения на собственном участке – сарай, баню и т.д.;
  • временные и другие постройки, установленные без фундамента;
  • отдельно стоящий дом, в котором должна жить одна семья – сооруженный на наделе под ИЖС или в составе СНТ;
  • предельная высота объекта – 20 метров
  • максимальное количество этажей – не более 3 (наземных);
  • площадь застройки не должна превышать 500 кв. метров.

Если планируется возведение здания, не соответствующее указанным параметрам, то следует уведомить компетентные органы о начале строительных работ. Сделать это нужно с обязательным предоставлением проектной документации.

На вопрос «Можно ли начать строительство дома без разрешения в 2020 году?» Законодательство России даёт однозначный ответ – нельзя. Игнорируя требования нормативно-правовых актов можно не только подвергнуться административному взысканию, но и лишиться построенной недвижимости.

Как узаконить самострой в 2019 году? Только через суд. В статье расскажем, какая постройка признается самовольной и дадим пошаговую инструкцию, как ее легализовать.

Когда постройка является самовольной. Исключение для ИЖС. Можно ли оформить постройку без согласия соседей?

Самовольная постройка соответствует хотя бы одному из критериев, указанных в п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса РФ, например:

  • нет разрешений и согласований, которые для такой постройки обязательны;
  • стоит на участке, не предоставленном под постройку;
  • нарушает нормы — строительные (о характеристиках зданий) или градостроительные (о планировке территории);
  • участок под постройкой не предназначен для таких зданий.

Обратите внимание! Не для всех построек нужны разрешительные документы. Так, не нужно разрешение и любое другое согласование для гаража и сарая на участке для личного пользования или для жилого дома на садовом участке (см. п. 1 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ). Узаконить незаконную постройку ИЖС в 2019 году, расположенную в поселении, до недавнего времени можно было по «дачной амнистии». Однако эта норма не действует с 01.03.2019. Согласие соседей на оформление самостроя не требуется. Однако нужно учесть, что ваше самовольно возведенное здание не должно нарушать их права. Например, если вода с крыши стекает на соседский участок и размыла на нем грунт, это нарушение прав — сосед имеет право на негаторный иск. 📌 Реклама Отключить

Можно ли узаконить постройку на собственном участке и на муниципальной земле?

Узаконить самовольную постройку в 2019 году через суд — перспективное решение, если:

  • у застройщика есть право строить на этом земельном участке (например, земля у него в собственности или получена в аренду под строительство);
  • постройка не нарушает строительных и градостроительных норм;
  • она безопасна и не нарушает права других лиц (например, владельцев соседнего участка, обладателя сервитута на участке под самовольной постройкой).

Все эти условия должны соблюдаться одновременно. Если хотя бы одно из них нарушено, то следует сначала устранить нарушение, а уж затем обращаться в суд (п. 3 ст. 222 ГК РФ).

Шаг 1 судебного оформления — составление иска

Как узаконить постройку на собственном земельном участке? Исковое заявление в суд должно содержать указание на самовольный характер здания и невозможность оформить его иначе, чем судебным путем. Затем описывается, почему нужно признать право собственности за истцом (см. предыдущий раздел статьи об условиях оформления — безопасность строения и т. п.). Истец поясняет, что ему принадлежит земля под постройкой, что именно он является застройщиком. 📌 Реклама Отключить

Как узаконить самовольную постройку, если земля муниципальная? Если земля была передана в аренду под строительство, особых проблем с оформлением у застройщика не будет — иск составляется аналогично иску собственника участка.

Если владелец участка не строил здание, он всё равно может требовать в суде легализации своих прав на самострой. Только придется возместить застройщику расходы на строительство.

Затем нужно сослаться на ст. 222 ГК РФ и попросить суд признать за истцом право собственности на самовольную постройку. Здание следует точно описать — описанием из иска суд будет руководствоваться в своем решении, а Росреестр по этому решению зарегистрирует право. Ошибка в адресе или площади здания может привести к отказу Росреестра.

ВАЖНО! Ответчиком по иску о легализации самостроя на собственном участке будет администрация по месту нахождения объекта (п. 25 постановления Пленума ВС РФ № 10, пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010).

Шаг 2 оформления через суд: сбор необходимых документов

Всё, о чем заявлено в иске, нужно подтвердить документами. Посмотрим, какие доказательства удобно использовать для каждого из важных фактов: 📌 Реклама Отключить

В список документов, необходимых, чтобы узаконить самострой через суд, входит квитанция на уплату госпошлины. В данном случае госпошлина рассчитывается от стоимости самовольной постройки (от цены иска) по правилам подп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 13.08.2018 № 03-05-06-03/57066). Так как постройка не имеет кадастровой стоимости, то скорее всего, придется заказать рыночную оценку. Гражданам, на чью постройку БТИ оформило техпаспорт и указало инвентаризационную оценку, повезло — такой оценкой тоже можно воспользоваться для расчета госпошлины.

📌 Реклама Отключить

Иск подается:

  • в районный или городской суд по месту нахождения постройки, если истец — физлицо;
  • арбитражный суд по месту нахождения постройки, если истец — ИП, который предполагает использовать самострой в бизнесе, или юридическое лицо.

Шаг 3: участие в судебном заседании и регистрация права по решению суда

В судебном заседании о признании права на самовольную постройку истцу придется не только поддержать свои требования, но и:

  • заявить ходатайство о проведении судебно-строительной экспертизы (в ходатайстве нужно предложить эксперта и список вопросов к нему);
  • возразить администрации-ответчику, если та считает, что здание подлежит сносу;
  • представить по требованию суда дополнительные документы.

Получив решение о признании права собственности, застройщик вправе обратиться в Росреестр и оформить наконец здание в собственность. Подробнее о процедуре подачи документов на регистрацию прав читайте . 📌 Реклама Отключить

Чем грозит непризнание права на самовольную постройку

Если требования к строительству не выполняются, местные власти вправе (п. 4 ст. 222 ГК РФ):

  1. Принять решение о сносе (только если постройка находится на самовольно захваченном застройщиком участке или если на участке нельзя возводить подобные постройки).
  2. Обратиться в суд с иском о сносе (во всех остальных случаях).

Кроме того, п. 1 ст. 9.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ предусмотрена ответственность за строительство без разрешительных документов, если их получение обязательно. Ответственность заключается в штрафе:

  • до 5 тыс. руб. на граждан,
  • 50 тыс. руб. — на ИП;
  • 1 млн руб. — на организацию.

ИП и юрлицу вместо штрафа может угрожать приостановление деятельности до 90 дней. 📌 Реклама Отключить

Самозахват земельного участка (в том числе для строительства на нем) — самостоятельный проступок (см. ст. 7.1. КоАП РФ), который наказывается штрафом, рассчитанным в процентах от кадастровой стоимости участка.

***

Итак, легализовать самовольную постройку сегодня можно исключительно через суд. Если пренебречь этой процедурой, велика вероятность не только лишиться объекта строительства, но и подвергнуться серьезному штрафу.

Самовольная постройка: новые правила с 1 сентября 2015 года

В статью 222 Гражданского кодекса РФ Самовольная постройка внесли существенные изменения, которые вступят в силу 1 сентября (Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 258-ФЗ О внесении изменений в статью 222 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон ‘О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации’, далее ? Закон № 258-ФЗ):

1) только здания, сооружения или другие строения будут признаваться самовольной постройкой,

2) даже незначительное нарушение норм будет основанием для признания постройки самовольной,

3) существенно усложнится порядок признания права собственности на самовольную постройку,

4) органы местного самоуправления смогут снести самовольную постройку без суда.

1. Только здания, сооружения или другие строения будут признаваться самовольной постройкой

Список объектов, которые могут быть признаны судом самовольной постройкой, становится закрытым. С 1 сентября 2015 года это могут быть только: здания, сооружения или другие строения.

Законодатель исключил понятие иное недвижимое имущество, к которому относятся объекты незавершенного строительства. Следуя логике, установленной в пункте 10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, объекты, строительство которых не завершено, это не здание, не строение, не сооружение, то есть это самостоятельный вид недвижимости. Исходя из этого можно предположить, что законодатель хочет исключить возможность узаконить объект незавершенного строительства на основании статьи 222 Гражданского кодекса РФ.

Часть 1 статьи 222 до 1 сентября 2015 года

Самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Часть 1 статьи 222 после 1 сентября 2015 года

Самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

2. Даже незначительное нарушение норм будет основанием для признания постройки самовольной

Законодатель исключил слово существенным в контексте нарушений градостроительных и строительных норм и правил. До 1 сентября 2015 года только существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил могут стать основанием для признания постройки самовольной. С 1 сентября 2015 года объекты, возведенные даже с незначительными нарушениями этих норм, могут быть признаны самовольными постройками.

3. Существенно усложнится порядок признания права собственности на самовольную постройку

С 1 сентября 2015 года для признания права собственности на самовольную постройку необходима совокупность трех условий.

Помимо этих трех условий (одно из которых есть и в старой редакции статьи) можно выделить еще одно требование, которое применяется на практике и отражено в абзаце 2 пункта 26 постановления Пленума Верховного суда РФ от 29 апреля 2010 г. № 10, Пленума ВАС РФ от 29 апреля 2010 г. № 22 О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав. Речь идет о том, что суд должен установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, меры к ее легализации, в частности, к получению разрешения на строительство и (или) акта ввода объекта в эксплуатацию. Если уполномоченный орган отказал в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию, то правомерно ли он это сделал.

Часть 3 статьи 222 до 1 сентября 2015 года

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.

Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Часть 3 статьи 222 после 1 сентября 2015 года

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:

если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта,

если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах,

если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.

4. Органы местного самоуправления смогут снести самовольную постройку без суда

Законодатель дополнил статью 222 Гражданского кодекса РФ новой частью 4, в которой указал, что органы местного самоуправления городского округа или муниципального района могут принять решение о сносе самовольной постройки, если она построена на участке, который расположен:

  • в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ),
  • на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения.

В зависимости от того, известно ли лицо, которое возвело объект, будет различаться порядок действий.

1. Застройщик известен

В течение семи дней со дня принятия решения о сносе самовольной постройки орган местного самоуправления направляет лицу, который возвело объект, копию решения. В нем должен быть указан срок для сноса самовольной постройки, который не может составлять более 12 месяцев.

2. Застройщик не известен

В течение семи дней со дня принятия решения орган местного самоуправления обязан:

  • опубликовать сообщение о планируемом сносе самовольной постройки,
  • разместить на официальном сайте сообщение о планируемом сносе самовольной постройки,
  • разместить на информационном щите в границах участка, на котором создана самовольная постройка, сообщение о планируемом сносе самовольной постройки.

Если орган местного самоуправления не выявит застройщика, то он может за свой счет снести самовольную постройку. Срок сноса не ранее чем по истечении двух месяцев после дня размещения на официальном сайте органа местного самоуправления сообщения о планируемом сносе постройки.

Источник Система Юрист

Архив новостей

Самовольная постройка

Также вам будут полезны следующие статьи

  • Последствия прекращения права собственности в силу закона
  • Защита прав владельца, не являющегося собственником
  • Защита прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения
  • Расчеты при возврате имущества из незаконного владения
  • Истребование имущества от добросовестного приобретателя
  • Истребование имущества из чужого незаконного владения
  • Сохранение прав на имущество при переходе предприятия или учреждения к другому собственнику
  • Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления
  • Распоряжение имуществом учреждения
  • Распоряжение имуществом казенного предприятия
  • Право оперативного управления
  • Права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении
  • Право хозяйственного ведения
  • Общее имущество собственников квартир в многоквартирном доме
  • Квартира как объект права собственности
  • Собственность на жилое помещение
  • Раздел имущества крестьянского (фермерского) хозяйства
  • Прекращение права собственности на бесхозяйственно содержимое жилое помещение
  • Права членов семьи собственников жилого помещения
  • Товарищество собственников жилья
  • Собственность хозяйственного товарищества или кооператива, образованного на базе крестьянского (фермерского) хозяйства
  • Общая собственность супругов
  • Собственность крестьянского (фермерского) хозяйства
  • Обращение взыскания на долю в общем имуществе
  • Раздел имущества, находящегося в совместной собственности, и выдел из него доли
  • Раздел имущества, находящегося в долевой собственности, и выдел из него доли
  • Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в совместной собственности
  • Момент перехода доли в праве общей собственности к приобретателю по договору
  • Преимущественное право покупки
  • Распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности
  • Определение долей в праве собственности
  • Понятие и основания возникновения общей собственности
  • Прекращение права собственности лица на имущество, которое не может ему принадлежать
  • Расходы по содержанию имущества, находящегося в долевой собстенности
  • Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в долевой собственности
  • Владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности
  • Конфискация
  • Реквизиция
  • Выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей
  • Отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка, на котором оно находится
  • Обращение взыскания на имущество по обязательствам собственника
  • Основания прекращения права собственности
  • Выкуп домашних животных при ненадлежащем обращении с ними
  • Отказ от права собственности
  • Приобретательная давность
  • Клад
  • Возмещение расходов на содержание безнадзорных животных и вознаграждение за них
  • Приобретение права собственности на безнадзорных животных
  • Безнадзорные животные
  • Возмещение расходов, связанных с находкой, и вознаграждение нашедшему вещь
  • Находка
  • Движимые вещи, от которых собственник отказался
  • Бесхозяйные вещи
  • Передача вещи
  • Момент возникновения права собственности у приобретателя по договору
  • Обращение в собственность общедоступных для сбора вещей
  • Переработка
  • Основания приобретения права собственности
  • Приватизация государственного и муниципального имущества
  • Приобретение права собственности на находку
  • Вещные права лиц, не являющихся собственниками
  • Право муниципальной собственности
  • Право государственной собственности
  • Право собственности граждан и юридических лиц
  • Субъекты права собственности
  • Риск случайной гибели имущества
  • Бремя содержания имущества
  • Содержание права собственности
  • Основания приобретения права пожизненного наследуемого владения земельным участком
  • Прекращение прав на участок, принадлежащих лицам, не являющимся его собственниками
  • Порядок изъятия участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства РФ
  • Изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства РФ
  • Обращение взыскания на земельный участок
  • Изъятие участка, который не используется по целевому назначению
  • Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд по решению суда
  • Возмещение за изымаемый земельный участок
  • Пользование и распоряжение участком, подлежащим изъятию для государственных или муниципальных нужд
  • Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд
  • Обременение сервитутом зданий и сооружений
  • Прекращение сервитута
  • Сохранение сервитута при переходе прав на земельный участок
  • Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)
  • Переход права на участок при отчуждении находящихся на нем зданий или сооружений
  • Последствия утраты собственником недвижимости права пользования земельным участком
  • Право пользования земельным участком собственником недвижимости
  • Владение и пользование землей на праве постоянного (бессрочного) пользования
  • Основания приобретения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком
  • Распоряжение земельным участком, находящимся в пожизненном наследуемом владении
  • Владение и пользование земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения
  • Права на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков
  • Застройка земельного участка
  • Земельные участки общего пользования. Доступ на земельный участок
  • Земельный участок как объект права собственности
  • Право собственности на землю
  • Доверительное управление имуществом

Новые правила сноса самовольных построек и строительства индивидуальных жилых домов

Виталий Гензель

Директор направления «Налоги и право» Группы компаний SRG

специально для ГАРАНТ.РУ

4 августа вступили в силу новые правила сноса объектов капитального строительства, а также получения разрешительных документов на строительство объектов ИЖС и садовых домиков (Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Ключевой новацией стало введение структурированного порядка принятия решений о сносе самовольных построек, который устранил многие пробелы в правовом регулировании данного вопроса.

Выявление и снос незаконных построек

Снос объекта капитального строительства осуществляется на основании решения собственника объекта капитального строительства или застройщика либо на основании решения суда или органа местного самоуправления (ч. 1 ст. 55.30 Градостроительного Кодекса). При этом в отличие от ранее действовавших норм, новые положения закона вводят более четкое регулирование вопроса сноса самовольных построек. Рассмотрим основные нововведения подробнее.

1

Вместо разрешения на строительство теперь потребуется проект организации работ по сносу.

Для осуществления сноса больше не нужно получать разрешение на строительство – вместо него необходимо представить проект организации работ по сносу с учетом технических условий по отключению объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения (ч. 2 ст. 55.31 Градостроительного кодекса РФ). Подготовить такой документ сможет только специалист, имеющий необходимый допуск саморегулируемой организации. Конкретных требований к составу и содержанию проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства пока нет – они будут установлены Правительством РФ (ч. 5 ст. 55.30 Градостроительного кодекса РФ).

При этом проект организации работ по сносу не потребуется, если речь идет о сносе гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или о сносе на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, а также о сносе сооружений вспомогательного использования (п. 1 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).

Очевидно, что указанные положения закона значительно облегчат процесс согласования сноса объектов недвижимости.

2

Регламентирован порядок сноса объектов капитального строительства.

Снести объект капитального строительства сможет лицо, которое его построило, если у него есть необходимый допуск саморегулируемой организации, либо юридическое лицо, заключившее договор подряда на снос с правообладателем данного объекта или земельного участка, на котором расположен объект (ч. 4-5 ст. 55.31 Градостроительного кодекса РФ). Стоит отметить, что раньше осуществлять снос объекта мог только его собственник в административном порядке или правообладатель земельного участка, на котором расположен такой объект, в рамках сложной судебной процедуры.

Чтобы приступить к сносу, необходимо уведомить уполномоченные органы о планируемом сносе объекта капитального строительства не позднее, чем за семь рабочих дней до начала работ. Подать соответствующее уведомление следует в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения объекта капитального строительства или, если объект капитального строительства расположен на межселенной территории, – в орган местного самоуправления муниципального района (ч. 9 ст. 55.31 Градостроительного кодекса РФ).

При этом в законе отдельно отмечено, что указанные положения не распространяются на случаи сноса объекта капитального строительства в целях строительства нового объекта капитального строительства или реконструкции объекта капитального строительства (ч. 8 ст. 55.30 Градостроительного кодекса РФ).

3

Уточнен круг лиц, имеющих право выявлять незаконные постройки.

В законе теперь четко оговорено, кто имеет право выявлять незаконные постройки. Такими полномочиями наделены исполнительные органы государственной власти в сфере:

  • государственного строительного надзора;
  • государственного земельного надзора;
  • государственного надзора в области использования и охраны водных объектов;
  • государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;
  • государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия;
  • федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и подведомственных государственных учреждений (ч. 2 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ).

Помимо этого, такое право предоставлено должностным лицам государственных учреждений, осуществляющим управление особо охраняемыми природными территориями федерального и регионального значения, являющимся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, а также органам местного самоуправления, осуществляющим муниципальный земельный контроль или муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

Все это, по моему мнению, качественно упорядочит правовое регулирование в данной сфере.

4

Конкретизирован порядок действий при выявлении незаконных построек.

При выявлении самовольно возведенной постройки или нецелевого использования земельного участка указанные выше органы смогут направить уведомление об этом в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в орган местного самоуправления муниципального района (ч. 2 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ). Это уведомление должно быть рассмотрено в течение 20 рабочих дней, и по результатам рассмотрения уполномоченный орган совершит одно из следующих действий (ч. 2 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ).

1. Примет решение о сносе самовольной постройки, если она:

  • возведена или создана на земельном участке, на который нет правоустанавливающих документов. При этом необходимость наличия таких документов должна быть установлена законом на дату начала строительства объекта;
  • возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования.

2. Примет решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, если:

  • она возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режим указанной зоны не допускает строительства такого объекта;
  • в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство. Необходимость наличия этого разрешения должна быть установлена законом на дату начала строительства такого объекта.

3. Обратится в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями.

4. Направит уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается, в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или орган местного самоуправления, от которых поступило уведомление о выявлении самовольной постройки.

Стоит обратить внимание на то, что такие решения не могут быть приняты в отношении самовольных построек, возведенных или созданных на земельных участках, не находящихся в государственной или муниципальной собственности, кроме случаев, когда сохранение таких построек создает угрозу жизни и здоровью граждан (п. 4 ст. 222 Гражданского кодекса).

Вместе с тем органы местного самоуправления в любом случае не смогут принять решение о сносе самовольной постройки либо о приведении ее в соответствие с установленными требованиями в отношении:

  • объекта недвижимого имущества, если право собственности на него зарегистрировано в ЕГРН;
  • объекта недвижимого имущества, если ранее суд принял решение об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе данной самовольной постройки;
  • многоквартирного дома, жилого дома или садового дома (п. 4 ст. 222 ГК РФ).

Такие постройки могут быть снесены только по решению суда.

Новые правила также предусматривают, что уполномоченные органы после принятия соответствующего решения о сносе направляют уведомление об этом собственнику объекта недвижимости. Если же собственника объекта найти не удалось, они публикуют информацию об этом в СМИ и Интернете, а также на информационном щите в границах земельного участка, где расположена самовольная постройка (ч. 4-5 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ).

Напомню, что срок для сноса самовольной постройки зависит от ее характера, но не может составлять менее 3 месяцев и более 12 месяцев. А срок для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями – менее 6 месяцев и более 3 лет (п. 4 ст. 222 ГК РФ).

Снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляет лицо, которое создало или возвело самовольную постройку, а при отсутствии сведений о таком лице – правообладатель земельного участка, на котором создана или возведена самовольная постройка (ч. 6 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ).

Если правообладатель земельного участка или собственник объекта недвижимости не снесут самовольную постройку, органы власти осуществят снос за счет бюджета с последующим взысканием с указанных лиц затрат на снос (ч. 15 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ).

Если давать оценку этим положениям, очевидно, что они позволят установить более четкие «правила игры» при решении вопроса о сносе самовольной постройки. Вместе с тем предоставленная органам местного самоуправления возможность решать вопрос о сносе постройки во внесудебном порядке может стать причиной злоупотреблений с их стороны.

5

Определен порядок прекращения прав на земельный участок под самовольной постройкой.

Нововведения предполагают, что права на земельный участок под ранее существовавшей самовольной постройкой прекращаются путем одностороннего отказа от договора аренды, прекращения права постоянного бессрочного пользования или изъятия земельного участка по решению суда (п. 4-7 ст. 46 Земельного кодекса). При этом прекращение прав на земельный участок, если на нем, помимо самовольно возведенной постройки, имеются объекты, построенные в установленном законом порядке, не допускается (п. 6.1-6.3 ст. 54 Земельного кодекса РФ).

Закон предусматривает, что после прекращения прав на участок он должен быть реализован с публичных торгов. Причем собственнику земельного участка, в отличие от арендатора или лица, которому земельный участок был передан в постоянное бессрочное пользование, будут переданы средства, полученные от такой продажи за вычетом расходов на организацию торгов (ст. 54.1 Земельного кодекса РФ).

Лицо, которое по результатам публичных торгов приобрело земельный участок, на котором расположена самовольная постройка, подлежащая сносу или приведению в соответствие с установленными требованиями, обязано исполнить обязательства по сносу постройки или по представлению в уполномоченные органы утвержденной проектной документации по ее реконструкции и приведению в соответствие с установленными требованиями за свой счет (ч. 8-9 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ).

Тем самым новые положения законодательства, в отличие от ранее действовавших норм, вводят новый тип обременений при продаже земельных участков в виде обязательств по сносу самовольных построек или приведения их в соответствии с установленными требованиями. Указанные нововведения позволят вовлечь в хозяйственный оборот земельные участки и объекты недвижимости, которые ранее не могли быть использованы по причине невозможности узаконивания указанных объектов недвижимости или их демонтажа в связи с отсутствием у собственников средств для этого.

6

Уточнены сроки рассмотрения судами дел о сносе самовольных построек.

Согласно поправкам дела о сносе самовольной постройки и решения уполномоченных органов о сносе самовольных построек должны рассматриваться судами за один месяц, включая время на подготовку дела к судебному разбирательству (ч. 1 ст. 152 Арбитражного процессуального кодекса). Учитывая сложившуюся судебную практику, очевидно, что данный срок является очень коротким для того, чтобы рассмотреть такие дела по существу.

Рассмотренные выше поправки, по моему мнению, систематизируют и структурируют имеющиеся положения законодательства по вопросу сноса самовольных построек. Однако в связи с тем, что органам местного самоуправления теперь предоставлены значительные полномочия по сносу подобных объектов без решения суда, это может привести к злоупотреблениям и ослабит позиции пользователей таких построек. Кроме того, изменения, касающиеся сроков рассмотрения судами дел по сносу самовольных построек, практически исключают возможность качественного рассмотрения таких дел судами.

Особенности ИЖС

Другая существенная часть поправок касается вопросов строительства дачных домиков и объектов ИЖС. Так, закон исключает необходимость получения разрешения на строительство объекта ИЖС, вместо которого теперь необходимо подать уведомление о планируемом строительстве, в котором должны быть указаны параметры планируемого к строительству объекта (ч. 1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ). Указанное уведомление следует подавать в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления.

По итогам его рассмотрения уполномоченные органы выдадут уведомление о соответствии указанных параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке (ч. 7 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ).

Данный порядок несколько упрощает жизнь застройщикам, так как исключает необходимость подачи обязательных ранее документов, необходимых для получения разрешения на строительство: схемы планировочной организации земельного участка и градостроительного плана земельного участка. Однако для ввода таких объектов в эксплуатацию потребуется подготовить технический план, который нужно будет заказать у кадастровых инженеров, что, конечно, приведет к дополнительным затратам (ч. 16 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ).

Указанные изменения в целом облегчают жизнь застройщикам таких объектов, хотя и не отменяют требования к получению дополнительных согласований. Например, если указанные объекты будут располагаться в санитарно-защитной зоне аэропортов, то для начала их строительства потребуется получить согласование Росавиации (ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ от 1 июля 2017 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны»).

***

Очевидно, что новый закон значительно ужесточает требования к порядку сноса самовольных построек и дает уполномоченным органам расширенные права по принятию решений по данному вопросу во внесудебном порядке. Кроме того, судебный порядок рассмотрения данных вопросов значительно искажается и предполагает совсем иной подход к рассмотрению дел о сносе самовольных построек, что, скорее всего, негативно скажется на качестве рассмотрения данных дел. Видимо, единственным выходом для пользователей самовольных построек будет принятие мер по их узакониванию, в том числе и в рамках вновь предоставленных местным органам власти полномочий по сохранению самовольных построек (п. 4 ст. 222 ГК РФ).

Вместе с тем закон делает более простым согласование строительства индивидуальных жилых домов и садовых домиков.

Насколько указанные новации будут успешными с точки зрения правоприменительной практики, покажет время. Возможно, в ходе наработки практики по данному закону выявится необходимость в дальнейшей корректировке Градостроительного кодекса РФ.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *