Совместные аукционы по 44 ФЗ

Совместные аукционы по 44 ФЗ

Содержание

Совместные конкурсы и аукционы по 44-ФЗ

  • РусТендер
  • Вопрос-ответ
  • Тендер
  • Совместные конкурсы и аукционы по 44-ФЗ

Совместные конкурсы и аукционы вправе организовывать заказчики, осуществляющие закупку одних и тех же товаров, работ или услуг.

В ст. 25 44-ФЗ подробно сказано о таком виде закупок, как совместные конкурсы и аукционы.

А Постановление Правительства РФ от 28.11.13 № 1088 утверждает организацию и порядок их проведения.

Действие 44 Федерального Закона направлено на оптимизацию самого процесса приобретения товаров, работ или услуг для нужд бюджетных учреждений, с целью экономии как финансовых, так и трудовых ресурсов.

В некоторых случаях использование совместных закупок обеспечивает максимальную выгоду. В рамках 44-ФЗ заказчики имеют право организовывать такие конкурсы и аукционы в случае, если 2 или более заказчика нуждаются в одинаковых товарах работах и услугах, в любых объемах.

Федеральный закон ”О контрактной системе в сфере закупок…” предусматривает два варианта организации торгов с несколькими заказчиками:

  1. В соответствии со ст. 26 44-ФЗ — организация централизованных закупок.

  2. В соответствии со ст. 25 44-ФЗ — проведение совместных конкурсов и аукционов.

Главным отличием этих методов является то, что в случае централизованных закупок в качестве организатора выступает Уполномоченный орган, а при совместных конкурсах и аукционах организатором имеет право также выступить один из заказчиков.

Например, если назначен Уполномоченный орган он и проводит закупки для каждого заказчика отдельно (централизовано), то он и будет выступать организатором закупок.

Поиск аукционов и конкурсов для участия

Подбор соответствующих заданному ОКПД закупок

Бесплатный доступ

Условия организации совместных конкурсов и аукционов

Сразу стоит сказать, что проведение таких закупок не является обязательным и заказчики организуют их только по собственному усмотрению. Как уже говорилось выше, правила проведения совместных закупок утверждены в Постановлении Правительства № 1088.

В случае, если у нескольких заказчиков возникают одинаковые потребности, они имеют право заключить соглашение о проведении совместного аукциона или конкурса.

Проведение совместных закупок по 44-ФЗ

В соглашении, которое заключают заказчики, прописываются права и обязанности сторон. А также выбирается организатор, т.е. один из них или Уполномоченный орган, которому передается часть полномочий.

Соглашение должно содержать информацию, установленную п. 2 ст. 25 44-ФЗ:

  1. информация обо всех сторонах соглашения и идентификационный код;

  2. данные об объекте и объеме совместной закупки, а также условия по выполнению контракта;

  3. НМЦК каждого заказчика с ее обоснованием;

  4. права и обязанности каждой из сторон соглашения;

  5. информация об организаторе торгов и переданные ему полномочия;

  6. порядок формирования комиссии и регламент ее работы;

  7. сроки и порядок разработки закупочной документации и ее утверждения;

  8. сроки проведения совместных конкурсов или аукционов;

  9. порядок оплаты расходов, связанных с организацией и проведением тендера;

  10. срок действия заключенного соглашения;

  11. порядок рассмотрения споров;

  12. какие-либо другие условия, определяющие отношения между сторонами договора.

В план-график закупок каждым из заказчиков добавляются сведения о наименовании организатора такого тендера, на основании подписанного соглашения.

Организатор совместного конкурса или аукциона утверждает состав комиссии, в которую должны быть включены представители всех заказчиков, в количестве пропорциональном доле начальной максимальной цене контракта каждого из них в общем объеме закупки.

В обязанности организатора входит:

  1. контроль работы комиссии;

  2. информационное обеспечение закупки — от разработки документации до ее разъяснения;

  3. рассылка приглашений на участие, в случае проведения закрытого конкурса или аукциона;

  4. размещение информации о совместном конкурсе или аукционе в ЕИС;

  5. после проведения процедуры, организатор должен направить копии протокола всем сторонам соглашения, в срок не позднее одного дня, после подписания этих протоколов.

Контракт каждый заказчик с победителем заключает отдельно.

Начальная цена определяется каждым заказчиком самостоятельно, а сумма НМЦК, которая указывается в извещении и документации о проведении закупки, является суммой начальной максимальной цены всех заказчиков и ее обоснование содержит обоснование каждого из них.

Расходы, которые требуются на проведение совместного конкурса или аукциона, несут все заказчики в размере, пропорциональном их доле начальной максимальной цены в общем объеме НМЦК.

Важно: при уклонении победителя от подписания контракта, денежные средства, внесенные как обеспечение заявки, делятся между заказчиками по такому же принципу, т.е пропорционально доле НМЦК в общем объеме.

Если для обеспечения заявки на участие деньги вносятся на спецсчет в банке, то при внесении обеспечения исполнения контракта, деньги или банковскую гарантию победитель должен предоставить каждому заказчику отдельно, исходя из НМЦК каждого из них.

Преимущества и недостатки совместных аукционов и конкурсов

В преимущества можно отнести тот факт, что без использования совместных закупок некоторые процедуры вовсе не были бы осуществлены.

Например, когда требуется приобрести небольшой объем товара или услуг, и поэтому нецелесообразно организовывать торги из-за затрат на них. Также, маленькие объемы закупаемых товаров, работ или услуг не всегда выгодны и интересны поставщиками, и заявок на участие может не поступить.

Совместные конкурсы и аукционы позволяют увеличить НМЦК контракта, привлечь больше поставщиков и оправдать затраты на организацию закупки.

Еще пример, в случае если нескольким заказчикам находящимся в одном городе нужен товар или выполнение каких-либо специфических работ, а поставщик или исполнитель находится только в удаленном регионе и ему не выгодно заключать контракт с одним заказчиком. То совместная закупка выгодна обеим сторонам, так как из-за одинаковых сроков поставки или выполнения работ у поставщика, исполнителя уменьшаются затраты на логистику, а у заказчиков происходит экономия бюджетных средств.

Например, доставка продуктов питания в села или деревни: если бы поставщику надо было везти свою продукцию только в одно место, то это было бы невыгодно и затрат вышло бы больше, чем при были. Но если поставка будет проводиться в несколько населенных пунктов, находящихся рядом, то контракт окажется выгодным и участники закупки проявят к нему больший интерес.

При этом существенным недостатком может оказаться, что не каждый заказчик готов выступить в роли организатора совместного конкурса или аукциона, т.к. на него возлагается большая работа и ответственность.

Ввиду этого, неопытный заказчик просто не справится с возложенными на него обязанностями, а квалифицированный — сможет и самостоятельно организовать тендер.

В ЕИС такие закупки отмечены специальным значком под номером закупки.

Ответственность за нарушения

Административная ответственность за нарушение предусмотрена как для организатора тендера, так и для членов комиссии по совместным закупкам.

Чаще всего нарушения выявляются по части документации и информационного обеспечения торгов.

Как итог, можно заключить, что в случае редкого проведения закупочных процедур в небольших объемах — организация совместных аукционов и конкурсов выгодна и оправдана.

Как показывает практика, основной отраслью проведения данного вида закупок является здравоохранение. При этом, практически всегда проводятся совместные аукционы, а совместные конкурсы явление достаточно редкое.

Совместные торги по 44 ФЗ: условия и порядок организации и проведения совместных закупок

Совместные торги по 44-ФЗ являют собой возможность объединиться двум и более организациям (заказчикам) для совместного приобретения одних и тех же товаров или услуг, устроив не несколько, а только одну процедуру торгов.

Это способствует росту объема закупаемой продукции, вследствие чего цена на нее снижается. Такая политика позволяет привлечь к торгам в качестве поставщиков крупнейшие оптовые компании, которые могут предложить наиболее выгодные цены. Порядок проведения совместных торгов по 44-ФЗ регламентируется Постановлением Правительства №1088 от 2013 года.

Первое условие организации совместных торгов – нужда в одинаковой продукции. Второе условие – вместе разрешено проводить только конкурсы и аукционы. Для иных способов определения поставщика данная процедура невозможна. И третье условие – проведение совместных торгов не может быть обязательным и организуется заказчиками исключительно по своему желанию.

Совместные торги: плюсы и минусы

Главное преимущество совместных закупок – минимизация времени и труда, поскольку вместо нескольких процедур достаточно провести одну. Без совместных закупок некоторые действия были бы вообще невозможны. Например, если заказчику нужен небольшой объем продукции или услуг, а организовать закупки в одиночку экономически нецелесообразно, поскольку затраты на мероприятие не окупят себя. Кроме того, небольшие объемы продукции интересны далеко не всем поставщикам, поэтому заявок на участие может не поступить вовсе.

Плюсом является и возможность участия в совместных конкурсах крупнейших поставщиков, которым невыгодны одиночные предложения заказчиков. Это позволяет минимизировать появление фактов коррупции, поскольку организатор торгов делает все необходимое для справедливого определения победителя, а интерес одного заказчика никак не может повлиять на итог торгов.

Минусом совместных торгов является то, что при отсутствии уполномоченного органа заказчики могут не договориться друг с другом обо всех условиях торгов. Поэтому заказчики часто отказываются выступать организатором из-за большой ответственности, особенно если речь идет о неопытном заказчике.

При подготовке документации каждый заказчик по-своему обосновывает цену и описывает объект торгов. Организатору необходимо подвести все описания к общему знаменателю, что усложняет процесс подготовки документации к торгам.

Другим минусом может считаться ситуация, при которой победитель торгов уклоняется от оформления контракта с кем-либо из заказчиков. В такой ситуации ему не возвращают обеспечения заявки в полном размере. При этом все контракты, с которыми не возникло проблем, будут являться действительными. Участники совместных закупок могут быть включены в Реестр недобросовестных поставщиков.

Организатор совместных торгов

В первую очередь заказчики должны выбрать организатора закупок.

Организатором может стать как уполномоченная организация, так и кто-то из заказчиков. Под уполномоченной организацией подразумеваются муниципальные или госорганы, казенные предприятия, которые были созданы для определения поставщиков при осуществлении госзакупок или же те, которые были наделены подобными функциями вышестоящими органами.

В функции организатора входят:

  • разработка торговой документации на основании сведений, представленных всеми заказчиками;
  • публикация информации о ходе торгов в ЕИС;
  • внесение изменений в документацию (если требуется);
  • ответы на запросы участникам торгов;
  • оформление и публикация протоколов;
  • публикация проекта контракта.

До утверждения документации о совместных закупках стороны обязаны оформить соглашение, которое позволяет передать права на осуществление всех вышеперечисленных действий от заказчиков к организатору.

Что должно содержать в себе соглашение?

Соглашение помогает сторонам определиться, как именно они будут проводить процедуру закупок и оформить их взаимные обязательства.

Соглашение должно содержать:

  • сведения о сторонах, в том числе полный список функций организатора;
  • идентификационный код закупки;
  • сведения о предмете торгов и его объемах, а также условиях и времени поставки продукции по каждому заказчику;
  • порядок и период формирования комиссии по торгам, условия ее работы;
  • время проведения торгов и период разработки соответствующей документации;
  • порядок оплаты общих расходов на организацию;
  • порядок рассмотрения споров;
  • права, обязанности и ответственность сторон.

Соглашение составляется в письменном виде. Если есть техническая возможность, оно может быть оформлено в электронном виде, но только при условии соответствия Закону об электронной подписи.

После подписания требуется внести правки в график и план закупок. Необходимо указать, что закупка была совместной.

Итоговое заключение контракта

Во время итогового заключения контракта заказчики, которые участвовали в совместной закупке, «разделяются». Подписание контрактов компанией-победителем с каждым заказчиком происходит в индивидуальном порядке. Единственное, что может сделать организатор на данном этапе — опубликовать проект контракта.

Если победитель уклоняется от подписания контракта с кем-либо из заказчиков, он не может в полном объеме вернуть себе обеспечение заявки. Из обеспечения удерживается сумма, которая равна доле суммы контракта данного заказчика в общей начальной максимальной сумме контракта.

При этом все остальные подписанные контракты будут считаться действительными.

Илья Тарасов Опыт в сфере госзакупок Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Начало 2000-х годов в России дало жизнь любопытному движению — «совместные покупки» (СП). Стихийная кооперация покупателей с целью закупки товаров для личного потребления по оптовым ценам приобрела неожиданную массовость и стала одновременно социальным и экономическим феноменом, с которым приходится считаться бизнесу и властям.

Торговый бизнес относится к практике коллективных покупок по-разному. Одни оптовые поставщики размещают на сайте бодрое объявление: «Специальные условия для организаторов совместных покупок!» Другие, демонстрируя заботу о своих розничных партнерах, наоборот, пытаются по возможности вычислить в потоке своих заказов, какой именно из них сделан коллективными закупщиками, чтобы отказать в поставке. Потому что в точках розничных продаж в ряде регионов все чаще повторяется одна и та же сценка: посетитель внимательно изучает ассортимент, долго выбирает товар, приценивается, меряет — а потом, весьма удовлетворенный, уходит со словами: «Спасибо! Куплю такой в СП!» То есть магазин начинает играть незавидную роль бесплатного шоу-рума для участников системы совместных покупок, что, естественно, никак не может устроить его владельца. Недовольны активностью коллективных покупателей и российские фискалы, поскольку большая часть подобных закупок совершается в «серой» зоне.

📌 Реклама Отключить

Непрофессиональные продажи

Системы совместных покупок существуют во многих странах мира, однако подлинный размах они приобрели в России и Китае (там они известны под названием «туан гоу»). Почему? Ответ очевиден. В странах развитого и закаленного конкуренцией ритейла (США и Западная Европа) концепция совместных покупок вчистую проигрывает обычной розничной торговле: ценовой выигрыш покупателя настолько мал (если есть вообще), что не оправдывает неудобств, сопряженных с коллективным шопингом. Вносить предоплату, ждать поставки, получать товар — к чему все это, если можно купить на месте? Там такая форма покупательской активности существует в основном только в отношении каких-либо нишевых и редких товаров. В России же и КНР так покупают что угодно — одежду, бытовую технику, гаджеты и даже продукты питания. В Китае дополнительным драйвером кооперации покупателей выступают многочисленные производители, относящиеся к категории noname, которые отчаянно нуждаются в дополнительных каналах сбыта. 📌 Реклама Отключить

В России распространение коллективных покупок также стало реакцией на специфические проблемы национального рынка. Сограждане, выезжающие за рубеж и имеющие возможность сравнивать, понимают, насколько уступает отечественный ритейл западному — как по ценам, так и по ассортименту. Еще один фактор — это усталость российских покупателей от так называемого профессионального маркетинга, который часто ровным счетом ничего не рассказывает об истинных достоинствах и недостатках товара. Потенциальному покупателю, который желает сделать осознанный выбор, поневоле приходится черпать дополнительную информацию в социальных сетях, на форумах и сайтах отзывов. Там-то как раз и происходит самоорганизация потребителей в «закупочные кооперативы». Социализация и процесс принятия решения о покупке в этом случае идут рука об руку — и это, как утверждают поклонники коллективного шопинга, приносит дополнительное удовольствие.

📌 Реклама Отключить

Клубы покупателей-единомышленников зарождались в интернете стихийно. Первые возникали на базе тематических женских форумов, посвященных рождению и воспитанию детей. Обсуждение достоинств памперсов, комбинезонов и детского питания от различных производителей нередко заканчивалось решением мамочек купить по дешевке оптовую партию вскладчину. Особо инициативная участница форума брала на себя роль организатора закупки (или «óрга», как их стали называть впоследствии для краткости), вела переговоры с поставщиком, собирала деньги, получала заказ и распределяла товар между остальными участниками закупки (сокращенно — «ýзами»). Со временем для некоторых «óргов» закупки стали чуть ли не повседневной работой, а для «узов» — стилем жизни.

Вокруг неформальных «кооперативов» покупателей начинает формироваться сервисная инфраструктура: пункты выдачи заказов, специализированные транспортные компании и онлайн-платформы, позволяющие автоматизировать процесс закупок

📌 Реклама Отключить

Труд «оргов» не безвозмезден, за организацию закупки они получают свой небольшой «оргпроцент». В зависимости от стоимости единицы товара, размера партии и трудоемкости логистики вознаграждение может колебаться в пределах от 10 до 30%, в среднем — около 15%. Экономический интерес «óрга» объявляется заранее и известен всем «узам». Система максимально прозрачна: все знают, сколько стоит товар, каковы затраты на доставку и раздачу. Нормальный «орг» честен, сразу предупреждает о правилах игры и четко определяет свою роль в процессе. «Помните, что покупки через интернет всегда сопряжены с риском получить не тот цвет, не тот размер, не те сроки доставки. СП — это не магазин; организатор не продает вам товар, а лишь помогает приобрести его у поставщика!» — гласит главный текст на одной из страниц в сети «ВКонтакте», принадлежащих группе «совместных покупателей».

📌 Реклама Отключить

Сейчас система совместных покупок — вполне сформировавшееся движение, со своими правилами, отношениями, терминологией — и, что самое главное, с собственной, вполне устойчивой экономикой.

Мама-дистрибуция

Обороты коллективного шопинга никто никогда не пытался подсчитать научно: тут возможны лишь экспертные оценки и прикидки по косвенным данным. Основатель проекта «Репка» (Repka.com) Андрей Сергеев оценивает их приблизительно в $1 млрд в год. Немало для «неформального» способа покупать товары. Для сравнения: оборот розничной торговли в 2012 году в России составил $53 млрд, по данным Росстата.

Чтобы оценить масштаб движения, достаточно провести рекогносцировку «мест обитания» участников совместных закупок в интернете. Так, в сети «ВКонтакте» зарегистрировано почти 7 тыс. сообществ «Совместные закупки», причем каждое в среднем состоит из 2,5 тыс. человек, так что общее количество участников достигает 17,5 млн. Понятно, что один человек может состоять сразу в нескольких сообществах, тем не менее можно смело утверждать, что счет участникам СП-движения по стране идет на миллионы. Сайты, ставшие основой для формирования сообществ по совместным покупкам, обнаруживаются почти во всех регионах России (все-таки таким проектам присуща локальность). Причем обычно их даже несколько: один основной и пара «догоняющих». Например, в Новосибирске лидирует проект «Сибмама» (Sibmama.ru) — крупнейший региональный ресурс, включающий в себя очень насыщенный и популярный сайт, посвященный воспитанию детей. Вокруг него сформировалось внушительное сообщество, к которому примкнули жители ближайших крупных городов (уникальных посетителей — более миллиона в месяц). Один из самых популярных разделов ресурса — как раз «Совместные покупки». На этой ветке начиная с осени 2008 года открыто свыше 10 тыс. соответствующих тем. Каждая из закупок имеет свой срок жизни (период с момента начала сбора заказов до поставки) и минимальную сумму. В момент подготовки публикации на сайте было свыше 2 тыс. активных предложений по совместным покупкам; минимальный размер, как правило, составлял 30 000 рублей. Это значит, что объем всех закупок с 2008 года только Новосибирска можно оценить минимум в 300 млн рублей.

📌 Реклама Отключить

Стихийному массовому СП-движению, которое сформировалось в России, остается сделать один шаг в сторону легализации. Наиболее подходящей формой может стать классический потребительский кооператив. Потому что целевая аудитория, регулярно покупающая товары коллективно, уже есть. И есть «актив» — целая армия организаторов закупок

Вокруг закупок, организуемых частными лицами, уже сложилась довольно мощная инфраструктура. С неформальными закупочными кооперативами охотно сотрудничают транспортные компании, все большее количество оптовых торговцев начинают рассматривать «оргов» в качестве полноправных покупателей и сознательно искать возможность продать им что-то. Вокруг той же новосибирской «Сибмамы», например, сложилась внушительная инфраструктура по доставке товаров конечным покупателям. Это так называемые центры выдачи — небольшие магазинчики или склады в удобных местах города, куда «орги» сдают полученный товар, а «узы» забирают заказанное. При населении в 1,4 млн человек в Новосибирске сейчас действует 24 таких центра выдачи. И хотя комиссия за хранение и выдачу товара весьма незначительна (5–10 рублей плюс дополнительная плата, если товар хранится на складе более недели), бизнес организаторов центров выдачи оказывается вполне рентабельным благодаря большому товарообороту. Это подтверждается тем фактом, что их количество за последний год удвоилось. Центры начинают оказывать новые услуги: например, недавно стали за собственный счет забирать товары от организаторов закупок — прямо из дома. И это верный признак того, что цепочка «поставщик — транспортная компания — организатор — центр выдачи — покупатель» работает все слаженней.

📌 Реклама Отключить

Вполне естественный вопрос: насколько во всей этой неформальной закупочной структуре можно доверять «оргам»? Нет ли опасности нарваться на недобросовестного закупщика? Самоорганизующаяся система СП в этом смысле обычно работает вполне эффективно: рейтингует «оргов», а нарушителей правил заносит в черный список. Случаи, когда организатор скрывается с собранными деньгами, все-таки бывают, но статистика вовсе не удручающая. Например, в практике «Сибмамы» на 10 тыс. прошедших закупок приходится всего 68 случаев, когда организаторов пришлось лишать права осуществлять закупку. Случаи с обманом со стороны «оргов» редки; гораздо чаще приходится сталкиваться с неоплатой заказанных товаров самими «узами». Еще чаще создают трудности поставщики, когда ошибаются с формированием партии и присылают пересорт. Но это относится к категории проблем, с которыми сталкивается и традиционный ритейл.

📌 Реклама Отключить

Корпоративные скрепы

Очевидно, что форумы и социальные сети, хотя и служат прекрасным местом для общения, не особо удобны для обслуживания каких-либо торговых сделок. Формировать заказ, вести список участников закупки, фиксировать поступление оплаты и отгрузку товара организатору приходится с помощью других инструментов. Поэтому возникает вполне здравая идея создать для многочисленных сообществ по совместным закупкам специализированную онлайн-платформу. И пришла она в голову очень многим. За последние четыре года по стране прокатился бум подобных стартапов. Сейчас таких ресурсов можно насчитать несколько десятков, однако более или менее успешных и массовых — всего несколько. «Форумы не только не приспособлены для торговли, они еще в большинстве своем локальны, — говорит Валентин Филиппов, один из основателей проекта Repka.com. — Поэтому мы изначально хотели сделать сервис, который не просто автоматизирует учет заказов, но и работает по всей стране. Запустив проект в 2011 году, мы быстро поняли, что совместные покупки — гораздо более глубокое явление, чем думалось. Участие в них людей вызвано не только желанием сэкономить. Им нравится сам процесс — советоваться, делиться знаниями, ждать поставки, радоваться приобретению… Это совершенно иной опыт, он разительно отличается от покупки в обычном онлайн-магазине». 📌 Реклама Отключить

Действительно, именно социальная составляющая является той основой, вокруг которой складывается сообщество. Все по-настоящему массовые проекты в сфере совместных покупок сейчас существуют как производные от социальных сетей и форумов. И новые специализированные ресурсы вроде «Репки» пока не могут сравниться с ними. Создать в интернете удобную площадку с «корзинами» для покупок, различными уведомлениями и прочими полезными инструментами просто: это умеет любой типовой интернет-магазин. Гораздо сложнее сформировать клубную структуру.

Весьма показательна открытая статистика «Репки» (проект имеет прописку в Северной столице, но пользователей из Москвы и Санкт-Петербурга только 15%): 43 тыс. зарегистрированных пользователей, 300 тыс. единиц товара реализовано, 6,5 тыс. закупок проведено. Это цифры, которым далековато до уровня даже средней региональной площадки прежней «формации». Тем не менее динамика развития проекта дает надежду на будущее: оборот за сентябрь — 2,5 млн рублей, в октябре планируется 4,5 млн. В дальнейших планах у основателей «Репки» — прирастить к сайту полноценную социальную сеть.

📌 Реклама Отключить

У других новых специализированных онлайн-проектов для коллективного шопинга дела, похоже, обстоят гораздо хуже: многие производят впечатление полузаброшенных и даже не ответили на запрос «Бизнес-журнала» о комментарии.

Куда дальше двинется рынок совместных покупок? Очень перспективным направлением представляется корпоративный сегмент. Сотрудники крупных компаний — это, по сути, готовое сообщество покупателей, которому может показаться весьма интересным объединить свою покупательную способность для получения скидок. Тем более что свой социальный «стержень» у этого сообщества имеется заранее — как-никак это коллектив. Основатель компании «Руян» и бренда «Экспедиция» Александр Кравцов утверждает, что давно размышляет об этом. «Если считать сотрудников нашей группы компаний и членов их семей, то наберется 6 тысяч человек, — прикидывает он. — А если добавить к этому дружественные нам компании, то несколько десятков тысяч. Получается весьма емкий внутренний рынок, товар для которого можно закупать даже не у российских оптовиков, а напрямую — например, в Китае. И цена даже с учетом логистики и растаможки получится ниже, чем в любом дискаунтере». Со спросом на своем «внутреннем рынке» группа компаний Кравцова уже работает, реализуя сотрудникам собственную продукцию и товары от дружественных компаний. Однако и идеи СП-движения кажутся основателю «Руяна» очень привлекательными.

📌 Реклама Отключить

Кооперативное будущее

«Оргами» в системах совместных покупок становятся по вполне понятным житейским мотивам. Обнаружил интересный товар, захотел приобрести для себя, а заодно осчастливить им себе подобных — и вот ты уже занимаешься этой специ­фической предпринимательской деятельностью. «Муж меня с самого начала поддержал, сказал: «Развлекайся!» — рассказывает одна из участниц системы. — А потом затянуло. Теперь занимаюсь этим на полупрофессиональной основе, веду по 3–4 закупки одновременно. Муж смеется, говорит, что я мешочница, но не возражает, потому что получилась хорошая прибавка к семейному доходу. Разумеется, все это без какого-то ИП или регистрации: к этому я просто не готова…»

Возросший масштаб коллективного шопинга в конце концов обратил на себя внимание властей. Минувшим летом Министерство по налогам и сборам даже официально высказалось по поводу совместных покупок в отдельном письме (№ АС-3-2/2057 от 7 июня 2013), где подробно разъяснило, какие признаки незаконного предпринимательства присутствуют в деятельности «оргов». Министерство распорядилось начать мониторинг интернета для выявления сайтов совместных покупок; их организаторам было предписано выполнить требования налогового законодательства и легализоваться. Все лето налоговые службы на местах старательно исполняли требования центра. Впрочем, это не война на уничтожение движения. «Пусть люди работают и зарабатывают, но нужно все делать в рамках закона, — такова позиция налоговиков. — Да и покупателям так должно быть удобнее. Если организатор совместных покупок работает легально — значит, при недобросовестном отношении к делу его можно привлечь к ответственности».

📌 Реклама Отключить

Налоговики уже успели навести «шороху» на рынке СП, совершая контрольные закупки и приезжая «на знакомство» с организаторами. За незаконную предпринимательскую деятельность тем грозят не только штрафы: материалы передаются в правоохранительные органы.

В свою очередь, «орги» в большинстве своем не готовы к легализации, предпочитая вести свою деятельность в режиме хобби. Регистрация ИП, учет, налоги — не слишком ли много формальностей, чтобы заниматься «общественной работой», которая приносит многим «оргам» не более десяти тысяч рублей в год? Неужели тупик?

Вполне возможно, что выходом для СП-движения может стать легализация в виде классического потребительского кооператива: такая организационно-правовая форма предусмотрена Гражданским кодексом РФ (ст. 116). Для его создания необходимо, чтобы все участники и организаторы подписали несколько простых бумаг, что позволит «оргам» оказывать услуги по приобретению и доставке товаров от поставщиков другим членам кооператива. Потребительский кооператив образуется, если в его состав входит не менее пяти граждан. Как минимум 50% объема работ (услуг), выполняемых сбытовыми (торговыми) кооперативами, должно осуществляться для членов данного кооператива. В связи с тем что потребительский кооператив является некоммерческой организацией, при осуществлении деятельности, предусмотренной уставом потребительского кооператива, не возникает база для исчисления налога на прибыль и налога на добавленную стоимость. Для осуществления своей деятельности потребительские кооперативы вправе нанимать работников, в том числе из числа своих членов. При этом производится начисление налогов и обязательных платежей, базой для исчисления которых служит начисленная оплата труда работникам кооператива по всем основаниям.

📌 Реклама Отключить

Собственно говоря, на основании этих положений вполне возможно разработать абсолютно легитимную схему взаимодействия между всеми участниками кооператива, с упрощенным вступлением и полной прозрачностью как для участников, так и для контролирующих органов всех движений денег и товаров. Безусловно, прозрачность приведет за собой некоторое удорожание услуг СП, но именно в форме кооперативов таковое будет наименьшим по сравнению с другими организационно-правовыми формами. Перераспределение средств между участниками и «оргами» претерпит изменения, но в целом для всех сторон использование тех же электронных кошельков и централизованных закупок через единое юридическое лицо, безусловно, создаст массу преимуществ. Недобросовестные «орги» не смогут скрываться с деньгами, а кооператив, объединивший несколько крупных городов, станет (самое главное!) желанным покупателем для любого оптовика: такие закупки уже не будут «блокироваться» по просьбе местных магазинов. Объемы их закупок весьма возрастут. На содержание и развитие центрального аппарата кооператива потребуются деньги, но не слишком значительные суммы: вполне возможно, что окажется достаточно и 5% от оборота закупки, но за эти 5% будет получена масса преференций. Вопрос — кто первый предпримет попытку подобной кооперации, ведь 5% от $1 млрд (нынешний оборот систем совместных покупок) — это вполне серьезные деньги.

📌 Реклама Отключить

Что важно: все необходимые предпосылки для перехода от стихийного и самоорганизующегося движения совместных покупок к легальным потребительским кооперативам уже вполне сложились. Есть готовая целевая аудитория, регулярно покупающая множество товаров. Есть «актив» — целая армия организаторов закупок, которые накопили значительный опыт и научились работать с этой целевой аудиторией. Есть сложившаяся инфраструктура по доставке и обслуживанию всего этого потока товаров. Наконец, есть интерес со стороны бизнеса, который готов не только на роль поставщика: он сам может стать участником таких схем приобретения товаров для собственных сотрудников. Все это уже существует и бурно развивается. И если в предыдущие годы мы видели бум интернет-магазинов, то в ближайшие вполне можем стать свидетелями расцвета «социальной торговли». Ведь нынешняя система совместных покупок, по существу, как раз является таковой в силу своей массовости, самоорганизации и минимальных наценок. Кроме того, даже в нынешней своей форме совместные покупки создают огромное количество рабочих мест и выступают «песочницей», в которой предприимчивые люди пробуют свои силы — с тем чтобы потом, возможно, создать собственный бизнес в сфере торговли, производства или услуг. Да здравствует кооперация?

Что такое совместные закупки по нормам 44-ФЗ? Условия организации и правила проведения таких закупок

Два и более заказчика по 44-ФЗ могут объединиться в целях закупки одинаковых товаров, работ и услуг. В этих целях законодательство о контрактной системе предусмотрело такой способ закупки, как совместные торги. Они регламентированы статьей 25 44-ФЗ.

Определение совместных торгов

При проведении совместных закупок заказчики должны опираться:

  • на статью 25 44-ФЗ;
  • на Постановление Правительства от 2013 года №1088 (на основании ч. 5 ст. 25 44-ФЗ полномочия по определению порядка проведения торгов принадлежат Правительству).

Заказчиков стимулируют закупать товары, работы и услуги посредством совместных торгов две основные причины: возможность обеспечить бюджетную экономию и минимизировать затраты. Такие закупки заказчики проводят при наличии потребностей в одинаковых товарах, работах и услугах. Например, несколько медицинских учреждений объединяются для закупок медикаментов, несколько дошкольных образовательных учреждений – для закупок продуктов питания. Именно в сфере здравоохранения совместные закупки проводятся чаще всего.

В основном такие закупки имеют форму аукциона, к совместному конкурсу сторону прибегают крайне редко. Связано это с тем, что в конкурсе заказчики могут предъявлять к поставщикам индивидуальные требования, которые сложно объединить в рамках нескольких закупок. Объединение для совместных торгов является правом, а не обязанностью заказчика.

Совместные торги могут проводиться в форме конкурентных закупок, а именно: конкурса или аукциона. Особенности проведения данных закупок прописаны в ч. 1 ст. 25 44-ФЗ.

Конкурсы и аукционы в рамках совместных торгов по 44-ФЗ имеют определенные особенности:

  1. В задачи каждой организации-заказчика по 44-ФЗ входит расчет НМЦК, количества и объемов товаров, работ и услуг, подготовка технических характеристик (техзадания) и конкурсной документации, обоснование объекта закупки. Заказчику следует сделать это до момента подписания многостороннего соглашения.
  2. Расходы на проведение закупки распределяются между заказчиком пропорционально их доле НМЦК в совокупной начальной цене.
  3. Каждый участник подписывает контракт самостоятельно по факту определения победителя конкурентной закупки.

Именно конкурсы и аукционы по 44-ФЗ не имеют ограничения по цене закупки, поэтому совместные торги можно проводить без опасений не уложиться в какие-либо лимиты. Тогда как лимитированные по стоимости закупки (например, запрос котировок с лимитом НМЦК в размере 500 тыс. р.) проводить в виде совестной закупки не допускается.

Цену лота при закупках среди СМП желательно установить в пределах 20 млн р., хотя этот вопрос законодательно не урегулирован.

Преимущества и недостатки

Основная цель проведения совместных торгов и одновременно их ключевое преимущество – возможность достижения экономии. При закупках существенного объема товара можно получить наиболее выгодное предложение от поставщиков, которые готовы делать хорошие скидки при приобретении товаров в оптовом объеме. Экономию можно достигнуть и на организации закупочного мероприятия, так как затраты делятся с другими заказчиками.

К преимуществам относится и возможность снижения трудозатрат заказчиков на организацию и проведение закупки.

Для поставщиков совместные торги выступают предметом повышенной заинтересованности. Небольшие поставки для поставщиков могут быть нерентабельны из-за высоких затрат на участие в процедуре либо из-за логистических издержек (если поставщик и заказчик находятся в разных городах), а крупные объемы заказа обычно выгодны и интересны поставщикам.

Недостатками при проведении совместных закупок являются определенные организационные сложности. При отсутствии уполномоченного органа для организации закупки такие полномочия придется брать на себя одному из заказчиков. Далеко не все заказчики готовы к дополнительной ответственности и трудозатратам.

Определение организатора совместных торгов и его функции

Функции организатора совместной закупки может взять на себя один из заказчиков или иной уполномоченный орган или учреждение (на основании ст. 26 44-ФЗ). Заказчики могут переложить полномочия организатора на стороннюю организацию по совместно принятому решению.

Сторонние заказчики по соглашению могут быть наделены только функциями отбора исполнителей государственного контракта. После принятия решения о закупке товаров, работ и услуг в форме совместных торгов все учреждения должны изменить план-график с указанием на полное наименование организатора закупки и на то, что торги проводятся в совместном формате.

Уполномоченный орган – это орган государственной власти, которому передаются функции закупок. Данные учреждения могут быть основаны специально для осуществления совместной закупки, либо они получают полномочия по проведению закупок в дополнение к своей основной деятельности. Если такая уполномоченная инстанция отсутствует, то по соглашению сторон полномочия организатора берет на себя любой из заказчиков.

Организатор закупки выполняет такие обязанности, как разработка закупочной документации и ее размещение в ЕИС (документация должна быть согласована со всеми заказчиками совместных торгов). Организатор дает разъяснения по запросам участников торгов, публикует в ЕИС протоколы рассмотрения заявок и подведения итогов, направляет копии протоколов в контролирующие инстанции, вносит изменения в закупочную документацию, размещает проект госконтракта для подписания.

Соглашение о проведении совместных закупочных процедур

Обязательным условием для проведения совместной закупки является то, что в ее рамках объединяющиеся организации подписывают двустороннее соглашение.

Если участников закупки больше, чем 2, то они подписывают многостороннее соглашение. Такое соглашение подписывается с опорой на правила 44-ФЗ и ГК.

Требования к соглашению о проведении совместных торгов приведены в ч. 2 ст. 25 44-ФЗ. Такой документ должен включать в свой состав:

  1. Сообщение о сторонах договорных отношений.
  2. Идентификатор закупки (на основании ч. 2 ст. 23 44-ФЗ).
  3. Объект закупки, количественные и объемные показатели, организационные условия проведения закупки по каждому из участников.
  4. НМЦК каждого из участников с расчетами и обоснованиями.
  5. Права, обязанности и меры ответственности сторон.
  6. Состав закупочной комиссии, сроки ее функционирования и документы, регламентирующие работу комиссии.
  7. Сведения об организаторе закупке и передаваемых ему полномочиях.
  8. Временной период проведения закупки.
  9. Сведения о закупочном извещении, сроках его формирования, согласованиях участия в закупках в закрытом формате, предельные сроки разработки документации по закупке со стороны участников.
  10. Распределение расходов на проведение закупки между заказчиками.
  11. Порядок разрешения спорных ситуаций.
  12. Сроки действия соглашения.
  13. Прочие положения.

Алгоритм проведения

Пошаговый алгоритм проведения торгов двумя и более заказчиками одновременно включает прохождение следующих шагов:

  1. Заключение участниками соглашения о проведении совместной закупки.
  2. Выбор организатора.
  3. Внесение корректировок в план-график, где заказчики должны указать на коллективный характер закупки (для этого в форме плана-графика есть графа 33).
  4. Утверждение состава закупочной комиссии и регламента ее деятельности. В состав закупочной комиссии входят представители каждого заказчика. Их количество определяется пропорционально доле заказчика в общей цене контракта (распределение общих расходов происходит по аналогичным правилам).
  5. Размещение в ЕИС извещения о проведении закупки.
  6. Определяется победитель закупки. Сама процедура определения аукциона или конкурса производится в стандартном порядке.
  7. Каждый заказчик подписывает контракт с победителем закупки.
  8. При признании закупки несостоявшейся дальнейший алгоритм действий определяют заказчики: они могут подписать контракт с единственным поставщиком или провести новые торги.

Подведение итогов

Итоги совместных торгов подводятся закупочной комиссией. Они оформляются в письменной форме в виде итогового протокола. Данный протокол подлежит обязательной публикации в ЕИС.

Победителем аукциона становится участник, который сделал наиболее выгодное предложение по цене. В конкурсе побеждает участник, которые предложил самые выгодные условия исполнения контракта (участника оценивают по совокупности ценовых и неценовых параметров).

Если на участие в конкурентной закупке была подана только одна заявка, или все остальные заявки были отклонены, то она признается недействительной.

Заключение контракта

После выбора победителя закупки ему предстоит подписать несколько контрактов – с каждым заказчиком в рамках совместных торгов. Полномочия по подписанию контракта с победителем не могут быть переданы организатору закупки.

Поставщику не стоит забывать о своей обязанности внести обеспечение исполнения каждого контракта, подписанного по итогам совместных торгов.

Предоставить обеспечение нужно будет в адрес каждого участника совместных закупок и по каждому подписанному контракту (независимо от его суммы). Обеспечение вносится до подписания контракта заказчиком в форме денежных средств или банковской гарантии. При ненадлежащем исполнении своих обязательств перед определенным заказчиком сумма обеспечения ему не возвращается.

При подписании контракта по результатам совместных торгов могут возникнуть неоднозначные ситуации. Например, победитель совместной закупки уклоняется от подписания контракта с одним из заказчиков. Подписываются ли в этом случае контракты другими участниками совместных торгов? В этом случае все подписанные контракты считаются действующими: поставщик получает назад часть обеспечения своей заявки на участие, другая часть перенаправляется заказчику, с которым уклонист не подписал контракт. Поставщик в данном случае также может попасть в РНП по решению ФАС.

При признании закупки недействительной каждый заказчик вправе подписать контракт с единственным поставщиком, но не обязан.

Таким образом, для снижения затрат на проведение закупки и достижения бюджетной экономии заказчики могут объединить свои усилия при закупке одинаковых товаров, работ и услуг и организовать совместную закупку. Под совместными закупками понимается объединение двух и более заказчиков в целях проведения конкурса или аукциона для покупки одинаковых товаров, работ и услуг.

Рейтинг автора 317 Автор статьи Наталья Чернова Юрист Написано статей 571

Совместные закупки по 44-ФЗ: нюансы участия для поставщика

Здравствуйте, уважаемые читатели онлайн школы «Азбука тендеров»! В этой статье мы будем говорить о таком понятии, как «совместные закупки». Коснемся вопроса их проведения, и кто вправе их организовывать. Посмотрим на преимущества и недостатки этого процесса глазами заказчиков и поставщиков. А также, какие нюансы следует знать исполнителям для участия в таких тендерах.

Что такое совместные закупки по 44-ФЗ, и как они проводятся?

В разных источниках встречаются разные названия этого понятия: «совместные закупки», «совместные торги», «коллективные закупки», «коллективные торги». Но термин «совместные закупки» закреплен в Федеральном законе от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Нам известно, что при осуществлении закупок заказчики применяют конкурентные способы определения поставщика.

К конкурентным способам относятся:

  • конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс);
  • аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Совместные торги проводятся только при аукционах и конкурсах.

Из названия понятно, что совместные закупки организовываются заказчиками совместно и проводятся не для одной организации, а для нескольких. Для чего это делается? Все очень просто: таким образом, заказчики экономят на приобретении товара, либо получении услуги, работы. Заказчики с одинаковыми потребностями объединяются для получения конкретной продукции.

Например, несколько детских лагерей могут объединить свои усилия для совместной организации питания в столовых.

Почему же только в виде аукционов и конкурсов могут проводиться совместные закупки? По 44-ФЗ аукционы и конкурсы не ограничены по сумме контрактов. А вот, например, при запросе котировок максимальный потолок – 500 тысяч рублей.

Вывод следующий: совместные конкурсы осуществляются двумя или более заказчиками, и только при закупке одних и тех же товаров, работ, услуг.

Кто является организатором совместных конкурсов и аукционов по 44-ФЗ?

Ответ на этот вопрос дает ст. 25 44-ФЗ. Организаторами данных торгов могут быть уполномоченный орган, уполномоченное учреждение. Такие полномочия даются ст. 26 44-ФЗ.

Обязанности организатора

Быть организатором коллективных торгов, значит, выполнять определенные функции, которые на него возложили. Они приведены ниже:

  • разработка тендерной документации и публикация ее на сайте ЕИС (документация заранее обсуждается со всеми заказчиками);
  • размещение в базе сведений о ходе торгов, вносимых в документы изменениях и т.д.;
  • работа с запросами участников, ответы на них;
  • публикация в ЕИС протоколов;
  • размещение проекта госконтракта.

Также организатором может быть один из заказчиков, если некоторые свои полномочия переданы другими заказчиками, или уполномоченным органом, уполномоченным учреждением на основании соглашения на проведение и организацию.

Разберем, из каких частей состоит такое соглашение.

Структура соглашения сторон

Соглашение должно содержать:

1) сведения о сторонах, указанных в соглашении;

1.1) идентификационный код закупки (введен № 396-ФЗ от 28.12.2013 г.);

2) сведения о примерном объеме и объекте закупки, а также место, условия, временные рамки работ, услуг, предоставления товаров для каждого из заказчиков;

3) НМЦК контрактов, начальная стоимость товаров, работ, услуг для каждого заказчика и обоснование цен заказчиком-организатором;

4) в соглашении должны быть указаны права, обязанности и ответственность сторон;

5) сведения об организаторе совместных конкурса или аукциона, а также список полномочий, полученных организатором от других сторон соглашения;

6) правила и сроки создания комиссии по проведению закупок, порядок работы такой комиссии;

7) информация об извещении о закупке (порядок и сроки); приглашения на участие в совместных закрытых конкурсе или аукционе, документации о закупке, а также утвержденная документация о торгах;

8) примерный временной промежуток совместных закупок;

9) алгоритм оплаты расходов, понесенных на с организацию и проведение совместных конкурса или аукциона;

10) период действия соглашения;

11) порядок рассмотрения споров;

12) другие сведения, касающиеся отношений сторон.

Следует отметить, что в комиссию входят представители сторон соглашения. Их количество от каждой из сторон может быть разной и пропорционально зависит от объема проводимой закупки.

Расходы также несутся сторонами пропорционально НМЦК контракта. Проще говоря, кто-то больше, кто-то меньше.

Особенности обоснования НМЦК для совместных конкурсов и аукционов

Начальная максимальная цена для каждого контракта – своя. Ее назначает и обосновывает каждый заказчик сам. Цены отражаются в соглашении сторон. Участники могут ознакомиться с ними в извещении, либо приглашении на участие. Сумма НМЦК, предложенная каждым заказчиком, является итоговой.

  1. Если выигравший участник уклонился от подписания контракта, то сумма обеспечения заявки делится между заказчиками также пропорционально доле НМЦК от общей суммы;
  2. Если обеспечение заявки вносилось на специальный счет в банке, то при внесении обеспечения исполнения контракта (ОИК), денежные средства или банковскую гарантию (БГ) победивший участник должен предоставить персонально каждому заказчику, руководствуясь НМЦК каждого.

Плюсы и минусы совместных торгов по 44-ФЗ

У каждой медали есть две стороны, у каждого явления есть преимущества и недостатки. Коллективные торги по 44-ФЗ не исключение, у них тоже есть свои плюсы и минусы.

К первому плюсу можно отнести экономию средств и трудовых ресурсов. Ускоряется сам процесс организации таких торгов и выполнения контрактов. Заказчик экономит свое время тем, что не проводит всю процедуру от начала до конца, а уполномочивает на это третье лицо.

Следующий плюс — сохранение качества товара при уменьшении цены. В этом проявляется конкурентность закупок.

Не будем умалчивать и о минусах совместных закупок по 44-ФЗ. В любых деловых взаимоотношениях присутствует человеческий фактор. Сторонам процедуры не всегда получается прийти к общему знаменателю в некоторых вопросах. Попросту говоря, они не могут договориться о ходе процесса, условиях. Да и не каждый соглашается брать на себя роль организатора из-за нежелания брать на себя огромную ответственность.

Мы посмотрели на совместные торги со стороны заказчиков. Но говоря об участниках, для них тоже есть плюсы и минусы.

К положительным моментам участия, является то, что исполнитель может заключить два и более контракта на большую партию товаров, либо на долгое сотрудничество. Но одновременно это плохо для мелких поставщиков, которые могут предоставить продукцию по низкой цене, но не могут похвалиться объемами и вступить в конкурентную борьбу с «акулами» бизнеса.

Также у участников могут быть спорные ситуации с кем-то из заказчиков. Это говорит о том, что контракт будет заключен только с одним из заказчиков. А значит участник получит свое обеспечение исполнения контракта (ОИК) не в полном объеме, т.к. будет считаться уклонившимся. Мало того, его могут занести в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Если в совместных торгах принял участие только один участник, то решение о заключении контракта принимает каждый заказчик, опираясь на нормы 44-ФЗ, и может заключить контракт с участником, как с единственным поставщиком (Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 г. № 1088).

Итак, прочитав статью, вы, наверное, задались вопросом: а часто ли заказчики проводят совместные закупки по 44-ФЗ? Данный вид торгов можно не часто встретить при поиске тендеров на сайте ЕИС. Но, тем не менее, они проводятся. И заказчики, и участники отмечают целесообразность их проведения, участие большого количества исполнителей, оптимизацию расходов, сокращение сроков исполнения, максимальную выгоду по итогу.

В статье мы не говорили о совместных закупках по 223-ФЗ. Они проводятся, но еще реже, чем по 44-ФЗ. На законодательном уровне 223-ФЗ не регулирует такие торги, сам термин не закреплен в этом законе. Но если каким-то крупным корпорациям или компаниям все же необходимо провести совместные торги, то они руководствуются положениями 44-ФЗ.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *