Спецсчет за капремонт

Спецсчет за капремонт

ЖК РФ Статья 174. Использование средств фонда капитального ремонта

2. В случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции средства фонда капитального ремонта используются на цели сноса или реконструкции этого многоквартирного дома в соответствии с частями 10 и 11 статьи 32 настоящего Кодекса по решению собственников помещений в этом многоквартирном доме. В случае сноса многоквартирного дома средства фонда капитального ремонта за вычетом израсходованных средств на цели сноса и оказанные услуги и (или) выполненные работы по капитальному ремонту общего имущества в этом многоквартирном доме до принятия в установленном Правительством Российской Федерации порядке решения о признании такого дома аварийным распределяются между собственниками помещений в этом многоквартирном доме пропорционально размеру уплаченных ими взносов на капитальный ремонт и взносов на капитальный ремонт, уплаченных предшествующими собственниками соответствующих помещений. В случае принятия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, в соответствии с которым из региональной программы капитального ремонта исключаются многоквартирные дома, в которых имеется менее чем пять квартир, и в случае изъятия для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, и, соответственно, изъятия каждого жилого помещения в этом многоквартирном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, средства фонда капитального ремонта распределяются между собственниками помещений в этом многоквартирном доме пропорционально размеру уплаченных ими взносов на капитальный ремонт и взносов на капитальный ремонт, уплаченных предшествующими собственниками соответствующих помещений, за вычетом израсходованных средств на ранее оказанные услуги и (или) выполненные работы по капитальному ремонту общего имущества в этом многоквартирном доме. В случае принятия решений о закрытии населенного пункта и об исключении многоквартирных домов, расположенных на его территории, из региональной программы капитального ремонта средства фонда капитального ремонта распределяются между собственниками помещений в этом многоквартирном доме пропорционально размеру уплаченных ими взносов на капитальный ремонт и взносов на капитальный ремонт, уплаченных предшествующими собственниками соответствующих помещений, за вычетом израсходованных средств на ранее оказанные услуги и (или) выполненные работы по капитальному ремонту общего имущества в этом многоквартирном доме.

Порядок перехода от регионального оператора на специальный счет

Порядок перехода от регионального оператора на специальный счет

Решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через 3 месяца после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

9 сентября 2015 года Мосгордума приняла Закон «О внесении изменения в статью 75 Закона города Москвы от 27 января 2010 года № 2 «Основы жилищной политики города Москвы», упрощающий порядок реализации собственниками помещений в многоквартирном доме права на самостоятельное накопление средств на капитальный ремонт на специальном счете, сократив срок вступления в силу решения собственников помещений в многоквартирном доме об изменении способа формирования фонда капитального ремонта и переходе со счета регионального оператора на специальный счет дома до трех месяцев.

Пошаговый алгоритм:

Шаг 1. Узнать способ формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома

— Проверить наличие дома в перечне многоквартирных домов, включенных в региональную программу капитального ремонта, — на сайте Фонда капитального ремонта.
— Проверить для дома способ формирования фонда капитального ремонта (убедиться в отсутствии дома в перечне домов, выбравших способ — на специальном счете) — на сайте Фонда капитального ремонта.

Шаг 2. Решить какой способ формирования фонда капитального ремонта выбрать собственникам помещений в многоквартирном доме

Способы формирования фонда капитального ремонта:
— перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора (далее – формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора);
— перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет (далее – формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);

Необходимо знать:

1) формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора минимизирует работу собственников помещений в многоквартирном доме по организации проведения капитального ремонта, так как обязанность по его организации и проведению полностью перекладывается на регионального оператора, созданного субъектом Российской Федерации;
2) формирование фонда капитального ремонта на специальном счете предполагает самостоятельную организацию проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме собственниками помещений;
3) при желании можно перейти со специального счёта многоквартирного дома на счёт регионального оператора в течении месяца.
4) переход со счета регионального оператора многоквартирного дома на специальный счет займет три месяца, согласно принятому 9 сентября 2015 года Закону «О внесении изменения в статью 75 Закона города Москвы от 27 января 2010 года № 2 «Основы жилищной политики города Москвы».

Шаг 3. Провести общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в очной, очной-заочной или заочной форме, а также оформить данное решение протоколом общего собрания

1) Инициировать собрание собственников помещений в многоквартирном доме, где инициатором может выступать: любой собственник помещения в многоквартирном доме или инициативная группа таких собственников.

2) Полномочными представителями интересов города Москвы, как собственника помещений в многоквартирных домах, являются Государственные казенные учреждения города Москвы инженерные службы (ГКУ ИС) соответствующих районов города Москвы.

3) Собственники помещений в многоквартирном доме, обладающие не менее чем десятью процентами голосов от общего количества голосов собственников помещений в многоквартирном доме, вправе обратиться в письменной форме в организацию, осуществляющую управление многоквартирным домом (ТСЖ, ЖСК, Управляющая организация), для организации проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

4) При получении письменного обращения от собственников помещений в многоквартирном доме организация, осуществляющая управление многоквартирным домом (ТСЖ, ЖСК, Управляющая организация), обязана в течение сорока пяти дней с момента поступления обращения, но не позднее чем за десять дней до даты проведения общего собрания уведомить о проведении этого общего собрания каждого собственника помещения в данном доме в установленном порядке, а также осуществить мероприятия, необходимые для проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 6 ст. 45 Жилищного кодекса Российской Федерации).
(Порядок проведения собрания закреплен в ст.44-48 ЖК РФ).

Необходимо учитывать:

Проведение собрания собственников помещений в многоквартирном доме в очной форме.

1) Собрание проводится при совместном присутствии собственников помещений в многоквартирном доме или инициативной группы для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосовании.

2) Участники собрания проходят регистрацию, которая фиксируется в реестре и прилагается к Протоколу собрания.

3) Решения общего собрания собственников помещений принимаются более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Количество голосов определяется исходя из общей площади помещения собственника, то есть, чем большей площадью помещений в многоквартирном доме владеет собственник, тем больше у него голосов на собрании.

4) Учет голосов по вопросам повестки дня ведется и подписывается председателем и секретарем собрания, а также членами счетной комиссии (при ее наличии) и фиксируется в протоколе общего собрания.

5) Решения общего собрания оформляются протоколом. В целях обеспечения реализации решений общего собрания, рекомендуется составлять протокол в срок не позднее трех дней со дня проведения общего собрания.

Общее собрание собственников помещений многоквартирного дома в очной – заочной или заочной форме (ст.47-47.1 Жилищного кодекса РФ)

В случае, если не удалось провести очного голосования на общем собрании (например, отсутствовал кворум), провести голосование собственников можно в очно-заочной или заочной форме, предварительно направив собственникам сообщение о заочном голосовании:
1) Заочное голосование осуществляется опросным путем посредством передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосовании.

2) Заочное голосование считается правомочным, если поступило бюллетеней от собственников, обладающих более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Бюллетени учитываются, если они сданы до даты окончания их приема, указанной в сообщении о проведении заочного голосования.
Составить протокол решения общего собрания собственников помещений об изменении способа формирования фонда капитального ремонта.

Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены:

1) размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;

2) владелец специального счета;
Владельцем специального счета может быть:
1) товарищество собственников жилья;
2) жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив;
3) управляющая компания;
4) региональный оператор.

3) кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет.

Собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании могут выбрать любую из кредитных организаций, предлагающую такие банковские услуги и соответствующую критериям Жилищного кодекса РФ, руководствуясь условиями надежности и доходности банка.

Перечень кредитных организаций, соответствующих требованиям, установленным Жилищным кодексом РФ, ежеквартально размещается Центральным банком Российской Федерации на своем официальном сайте в сети «Интернет»: http://www.cbr.ru/credit/listfz.asp

Информация о ценовых условиях открытия и обслуживания специальных счетов размещена на сайте Общественно-консультативного совета по вопросам координации и взаимодействия Правительства Москвы с кредитными организациями: www.ubanks.su.

В случае, если владельцем специального счета выбран региональный оператор и собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, или эта кредитная организация не соответствует требованиям Жилищного кодекса РФ, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение регионального оператора.

В этом случае отбор кредитной организации для открытия региональным оператором специального счета для формирования фонда капитального ремонта осуществляется по результатам конкурса (постановление Правительства Москвы от 17.06.2015 №369-ПП).

В случае, если на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме предоставлены и не возвращены кредит, заем или имеется подлежащая погашению за счет фонда капитального ремонта задолженность по оплате оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, принятие собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа формирования фонда капитального ремонта в отношении этого многоквартирного дома допускается при условии полного погашения такой задолженности (ч.2 ст.173 Жилищного кодекса РФ).

Собственники формируют фонд капитального ремонта только на одном специальном счете. На специальном счете могут аккумулироваться средства фонда капитального ремонта собственников помещений только в одном многоквартирном доме.

Шаг 4. Владельцу специального счета открыть специальный счет

Владелец специального счета обязан обратиться в российскую кредитную организацию с заявлением об открытии специального счета не позднее чем в течение пятнадцати дней с даты уведомления владельца специального счета о его определении в качестве такового, если более ранний срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Шаг 5. Уведомить после открытия специального счета в банке (см. шаг 4) о сделанном выборе: Мосжилинспекцию и регионального оператора

Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда на специальном счете в течение пяти рабочих дней после принятия такого решения направляется в Фонд капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы по адресу: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 9, строение 1.

Если владельцем специального счета выбрано ТСЖ, жилищный кооператив или управляющая компания, то указанная организация в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязана представить в Мосжилинспекцию по адресу: 129090, г. Москва, проспект Мира, д.19, стр.1 уведомление о выбранном собственниками помещений способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений и справки банка об открытии специального счета.

Шаг 6. Направить собственникам помещений в доме уведомление о решениях, принятых очным, очным-заочным или заочным голосованием, не позднее десяти дней со дня их принятия.

В повестку уведомления следует включить следующие вопросы (ст. 44, п.3.1 ст. 175, ст. 176 Жилищного кодекса РФ):
О прекращении формирования Фона капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда на специальном счете, в том числе:
1) о размере ежемесячного взноса на капремонт (он может быть больше или равен минимальному размеру взноса);
2) о перечне услуг и(или) работ по капремонту (он может быть больше чем в программе/при увеличении размера взноса);
3) о сроках проведения капитального ремонта (могут быть установлены более ранее, чем в региональной программе/при увеличении размера взноса/при достаточности средств на специальном счете);
4) о выборе владельца специального счета;
5) о выборе банка, в котором будет открыт специальный счет (или оставить выбор банка на усмотрение регионального оператора);
6) решение о выборе лица, уполномоченного на оказание услуг по представлению платежных документов, в том числе с использованием системы, на уплату взносов на капитальный ремонт на специальный счет, об определении порядка представления платежных документов и о размере расходов, связанных с представлением платежных документов, об определении условии оплаты этих услуг;
7) о выборе лиц(/а), которые(/ое), уполномочены(/о) действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме.

Шаг 7. Перечисление региональным оператором денежных средств на специальный счет

После вступления в силу вступления решения общего собрания собственников помещения о формирования фонда капитального ремонта на специальном счете и включения Мосжилинспекции многоквартирного дома в реестр специальных счетов Фонд капитального ремонта капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы осуществит перечисление денежных средств собственников помещений в многоквартирном доме на специальный счет в течении 5 рабочих дней с момента окончания 3-х месячного срока с даты направления решения общего собрания.

Одновременно с этим Фонд капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы направит в адрес владельца специального счета всю имеющуюся документацию о формировании фонда капитального ремонта многоквартирного дома, в том числе, содержащую информацию о начислениях, оплатах и задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт в отношении каждого собственника жилого и нежилого помещения (постановление правительства Москвы от 22.12.2015 № 908-ПП).

Как перейти со специального счёта на общий счёт регионального оператора

Как открыть специальный счёт?

Собственники помещений в многоквартирных домах принимают решение, как они будут формировать фонд капитального ремонта: либо на специальном счете многоквартирного дома, либо на счете у регионального оператора.

Шаг 1. Найти свой дом в региональной программе капитального ремонта.

Шаг 2.Провести общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. На повестку следует вынести вопрос о выборе одного из способов формирования фонда капитального ремонта своего дома. Это может быть специальный счет ТСЖ или ЖСК, специальный счет регионального оператора либо счет регионального оператора. Если собственники помещений в многоквартирных домах хотят выбрать специальный счет, то в повестку следует включить еще ряд вопросов:

  • о размере ежемесячного взноса на капремонт (он может быть больше или равен минимальному по Санкт-Петербургу);
  • о сроках проведения капитального ремонта (они должны быть не позднее указанных в региональной программе проведения капремонта);
  • о перечне работ и услуг по капремонту;
  • о владельце специального счета (владельцем счета может быть ЖСК или ТСЖ, если оно обслуживает один МКД или несколько, но с суммой квартир не более 30. Владельцем счета для домов, которые обслуживает управляющая организация, и для домов, находящихся в непосредственном управлении, может стать региональный оператор);
  • о банке, в котором будет открыт специальный счет (или оставить выбор банка на усмотрение регионального оператора, тогда банк будет выбран на конкурсной основе).

1. Изменение способа формирования фонда капитального ремонта – принимается более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 1.1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации, статья 173 Жилищного кодекса Российской Федерации).

2. Выбор владельца специального счета – принимается большинством, не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 1.1-1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации).

3. Выбор кредитной организации, в которой должен быть открыт специальный счет – принимается более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, принимающих участие в собрании (часть 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации).

4. Выбор лица, уполномоченного на оказание услуг по представлению платежных документов и размера расходов, связанных с предоставлением платежных документов, определение условий оплаты этих услуг – принимается более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, принимающих участие в собрании (часть 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации, часть 3.1 статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации).

5. Определение порядка представления платежных документов и размера расходов, связанных с представлением платежных документов, определение условий оплаты этих услуг – принимается более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, принимающих участие в собрании (часть 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации).

6. Выбор лица, уполномоченного направить в адрес регионального оператора оригинал протокола общего собрания – принимается более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, принимающих участие в собрании (часть 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации).

7. Решение о перечислении денежных средств, накопленных на счете регионального оператора, на специальный счет, открытый владельцем специального счета в кредитной организации – более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, принимающих участие в собрании (часть 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации).

8. Утверждение размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт – болеечем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, принимающих участие в собрании (часть 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации).

9. Утверждение размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт в части превышения его размера над установленным минимальным размером взноса на капитальный ремонт – не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 1.1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Если выбрано формирование фонда капремонта на специальном счете регионального оператора, то протокол необходимо заполнить в двух экземплярах: один комплект останется у председателя совета многоквартирного дома, второй передаётся региональному оператору.

Шаг 3.Открыть счёт.Если владельцем счета выбрано ТСЖ или жилищный кооператив, то указанная организация должна обратиться в выбранную кредитную организацию для открытия на свое имя специального счета, предъявить оформленное протоколом решение общего собрания собственников помещений и другие документы, предусмотренные банковскими правилами.

Если владельцем счета выбран региональный оператор, то собственники помещений в многоквартирных домах должны направить протокол общего собрания региональному оператору. Региональный оператор должен обратиться в банк, выбранный собственниками, для открытия на свое имя специального счета и предъявить оформленное протоколом решение общего собрания.

Шаг 4.Уведомить Государственную Жилищную Инспекцию.После открытия специального счета, его владелец — ТСЖ или региональный оператор — в течение пяти дней должны представить в Государственную Жилищную Инспекцию уведомление об открытии специального счета. К нему нужно приложить копию протокола общего собрания собственников помещений, справку банка об открытии специального счета.

Сделать выбор жители Санкт-Петербурга должны были до 21 августа 2014 года. Дома, собственники помещений в которых не приняли решение о способе формирования фонда капитального ремонта, по распоряжению Администрации района формируют фонд капитального ремонта на общем счете регионального оператора.

Изменить своё решение можно и после 21 августа 2014 года. Можно сменить владельца счёта, банк, в котором он открыт или способ формирования фонда капитального ремонта .

Как перейти со специального счёта на общий счёт регионального оператора.

Вариант 1. Собственники помещений в многоквартирных домах на общем собрании могут принять решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта дома со специального счета на счет регионального оператора.

Шаг1.Провести общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, вынести на повестку дня вопрос о смене способа формирования фонда капитального ремонта.

Шаг 2.В течение пяти рабочих дней после принятия решения направить протокол общего собрания владельцу специального счёта. Рекомендуемая Форма уведомления (см. ниже)

Шаг 3. В течение 10 дней после получения протокола владелец специального счёта подаёт в банк заявление о расторжении договора специального счёта и перечислении остатка денежных средств.

Шаг 4.Решение о прекращении формирования фонда капремонта на специальном счёте и формировании его на счёте регионального оператора вступает в силу через один месяц после направления протокола владельцу специального счета.

Шаг 5. Банк перечисляет денежные средства на счёт регионального оператора.

Рекомендуемая форма

Генеральному директору

некоммерческой организации «Фонд – региональный

оператор капитального ремонта общего

имущества в многоквартирных домах»

Шабурову Д.Е. от

(Ф.И.О.)

(адрес многоквартирного дома)

Уведомление о принятом решении собственников помещений в многоквартирном доме об изменении способа формирования фонда капитального ремонта дома со специального счета на счет регионального оператора.

Информирую Вас, что в связи с решением собственников помещений многоквартирного дома, об изменении способа формирования фонда капитального ремонта, многоквартирный дом, расположенный по адресу:

г. Санкт–Петербург, ________________________________________, д. _____ корп._______, лит. _________, формирует фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.

Прошу предоставить реквизиты для перевода средств фонда капитального ремонта со специального счета. Обязуюсь предоставить достоверные данные о начисленных и оплаченных взносах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в разрезе каждого собственника помещения.

Уполномоченный представитель ____________/______________________/

(подпись) (расшифровка)

(дата)

Вариант 2. На основании предписания Государственной Жилищной Инспекции специальный счет (владелец ТСЖ, ЖСК) может быть закрыт. Формирование фонда капитального ремонта осуществляется на счете регионального оператора.

Шаг 1.Владелец специального счета (ТСЖ, ЖСК) после получения предписания Государственной Жилищной Инспекции в течение 5-ти рабочих дней письменно по форме, утвержденной региональным оператором (см. ниже Заявление владельца специального счета (ТСЖ, ЖСК) о необходимости закрытия специального счета) уведомляет регионального оператора о необходимости закрытия специального счета. К заявлению необходимо приложить следующие документы: предписание ГЖИ,выписку банка по специальному счету на дату предоставления письма.

Шаг 2.Региональный оператор предоставляет владельцу специального счета (ТСЖ, ЖСК) уведомление (Форма уведомления регионального оператора о переводе средств фонда капитального ремонта на счет регионального оператора см. ниже) с реквизитами банковского счета регионального оператора для перечисления денежных средств со специального счета.

Шаг 3.Владелец специального счета (ТСЖ, ЖСК) перечисляет средства фонда капитального ремонта, находящиеся на специальном счете на счет регионального оператора и подает в банк заявление на закрытие специального счета.

Шаг 4.Владелец специального счета (ТСЖ, ЖСК) после получения справки банка о закрытии специального счета, направляет региональному оператору Сведения о начисленных и оплаченных взносах с разбивкой по собственникам помещений в многоквартирном доме по состоянию на дату закрытия специального счета (форма Сведений — см. ниже), а также копию справки банка о закрытии специального счета, заверенную уполномоченными лицами владельца специального счета.

Обращаем внимание, что в случае не предоставления Сведений о начисленных и оплаченных взносах на капитальный ремонт, региональному оператору, квитанции на оплату взносов будут предоставлены собственникам помещений в многоквартирном доме с задолженностью за предыдущий период.

Рекомендуемые формы:

Региональный оператор или специальный счёт капремонта — сравнение, что лучше?

При выборе способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счёте собственники на ОСС должны принять решение:

  1. о прекращении формирования ФКР на счёте регионального оператора и дате прекращения;
  2. формировании ФКР на спецсчёте;
  3. выборе владельца спецсчёта;
  4. выборе кредитной организации, в которой будет открыт спецсчёт;
  5. размере ежемесячного взноса на КР;
  6. сроке, в течение которого владелец спецсчёта обязан его открыть;
  7. лице, уполномоченном на представление платежных документов;
  8. порядке представления платежных документов;
  9. размере расходов на представление платежных документов и об условиях оплаты этих услуг.

Далее принятое решение необходимо реализовать.

Решение об изменении способа формирования фонда в течение пяти рабочих дней после принятия такого решения нужно направить региональному оператору.

Решение об изменении способа формирования ФКР в пользу спецсчёта вступит в силу через один год после уведомления регионального оператора. При этом законом субъекта РФ может быть установлен меньший срок вступления в силу решения о смене способа формирования ФКР в пользу спецсчёта.

Однако принятое решение не удастся реализовать, в том случае, если:

  • на проведение КР предоставлены и не возвращены кредит, заем;
  • имеется подлежащая за счёт средств фонда КР задолженность по оплате оказанных услуг или выполненных работ по капитальному ремонту в МКД.

Изменить способ формирования фонда можно будет только после того, как задолженность будет погашена.

Региональный оператор обязан перечислить накопленные собственниками в МКД денежные средства на спецсчёт в течение пяти дней после вступления в силу соответствующего решения собрания.

Контроль за формированием фонда капитального ремонта осуществляется органами жилищной инспекции.

Основанием для проверки может послужить обращение:

  1. регионального оператора;
  2. любого из собственников помещений в МКД;
  3. организации, осуществляющей управление МКД (УО, ТСЖ, кооператива).

Владельцем специального счёта для формирования фонда капремонта МКД может быть:

  1. ТСЖ, ЖК, ЖСК, осуществляющие управление МКД;
  2. Организация, осуществляющая управление МКД на основании договора управления;
  3. Региональный оператор.

Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в МКД в открытии на свое имя специального счёта.

Права на денежные средства со спецсчёта, предназначенного для перечисления средств на проведение КР, принадлежат собственникам в МКД.

У регионального оператора, УО, ТСЖ, кооператива нет полномочий в отношении денежных средств, размещенных на специальном счёте, владельцем которого они являются.

Совершение любых операций со спецсчётом осуществляется только при наличии соответствующего протокола общего собрания собственников.

Кредитная организация в которой открыт счёт должна осуществлять деятельность по открытию и ведению спецсчетов на территории соответствующего субъекта РФ (в случае если владельцем счёта собственники в МКД определили регионального оператора).

Если собственники не приняли решение о выборе российской кредитной организации в установленный срок, а также в случае неполучения копии протокола ОСС по данному вопросу, владелец спецсчёта самостоятельно определяет такую организацию и в течение 15 дней открывает спецсчёт с уведомлением собственников и органов ГЖН об открытии спецсчёта, в том числе в электронной форме с использованием ГИС ЖКХ.

Банк не вправе отказать в заключении договора на открытие и ведение спецсчёта в случае, если собственники в МКД определили данную кредитную организацию для открытия спецсчёта.

Контроль за соответствием банка установленным требованиям обязан осуществлять владелец спецсчёта.

По спецсчёту могут совершаться операции по начислению процентов за пользование денежными средствами и списание комиссионного вознаграждения в соответствии с условиями договора спецсчёта.

Решение об оплате комиссии банку за открытие и обслуживание спецсчёта принимается общим собранием. Договором банковского счёта могут быть предусмотрены источники уплаты комиссионных вознаграждений:

  • средства фонда капитального ремонта, сформированного исходя из размера взноса, превышающего минимальный;
  • начисленные банком проценты за пользование денежными средствами;
  • оплата услуг банка с другого счёта клиента.

При открытии спецсчёта необходимо предоставить банк:

  1. протокол ОСС, содержащий решения о выборе способа формирования фонда; размере взноса в части превышения над установленным минимальным размером; минимальном размере фонда в части превышения его размера над установленным законом субъекта РФ минимальным размером; выборе лица, уполномоченного на открытие спецсчёта и совершение операций с денежными средствами, находящимися на спецсчёте;
  2. свидетельство о государственной регистрации юридического лица – владельца спецсчёта;
  3. свидетельство о постановке данного юридического лица на учет в налоговом органе.

Общее собрание собственников МКД обязано выбрать нового владельца спецсчёта или принять решение об изменении способа формирования ФКР в следующих случаях:

  • принятие решения о ликвидации и (или) реорганизации владельца спецсчёта;
  • признание владельца спецсчёта банкротом;
  • прекращение УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК (владельца спецсчёта) управления МКД на основании решения ОСС;
  • прекращение деятельности по управлению МКД в случаях, предусмотренных законодательством или на основании решения суда.

При смене владельца спецсчёта договор сохраняется в силе. При этом права и обязанности по указанному договору переходят к новому владельцу. Прежний владелец спецсчёта в течение трех дней с даты принятия решения о выборе нового владельца обязан передать, а новый владелец спецсчёта обязан принять документы, связанные с открытием и ведением спецсчёта, в том числе:

  1. договоры с российской кредитной организацией, в которой открыт спецсчёт;
  2. документы, представляемые в органы ГЖН;
  3. договоры займа и (или) кредитные договоры, по которым погашение соответствующих займов и (или) кредитов осуществляется за счёт средств, поступающих на спецсчёт;
  4. иные документы, связанные с осуществлением деятельности владельца спецсчёта.

По специальному счёту могут совершаться следующие операции:

  1. списание денежных средств, связанное с расчётами за оказанные услуги и (или) выполненные работы по КР и расчётами за иные услуги и (или) работы, указанные в ч. 1 ст. 174 ЖК РФ;
  2. списание денежных средств в счёт погашения кредитов, займов, полученных на оплату данных услуг и (или) работ, уплату процентов за пользование такими кредитами, займами, оплату расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам;
  3. в случае смены спецсчёта перечисление денежных средств, находящихся на нем, на другой спецсчёт и зачисление на него списанных денежных средств на основании решения собственников в МКД;
  4. в случае изменения способа формирования ФКР перечисление денежных средств на счёт регионального оператора и зачисление денежных средств, поступивших от регионального оператора, на основании решения собственников в МКД;
  5. списание денежных средств во исполнение вступившего в законную силу решения суда;
  6. списание ошибочно зачисленных на спецсчёт денежных средств, связанное с ошибкой плательщика либо кредитной организации, при представлении владельцем спецсчёта заявления на возврат денежных средств, а также документа, подтверждающего оплату;
  7. зачисление взносов на КР, пеней за ненадлежащее исполнение обязанности по уплате таких взносов;
  8. зачисление средств финансовой поддержки за счёт средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта РФ, местного бюджета;
  9. начисление процентов за пользование денежными средствами и списание комиссионного вознаграждения в соответствии с условиями договора спецсчёта;
  10. перечисление денежных средств, находящихся на данном спецсчёте, в случае признания МКД аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также в случае изъятия для государственных или муниципальных нужд земельного участка под МКД;
  11. размещение денежных средств (части денежных средств) на специальном депозите и их зачисление со спецсчёта на специальный депозит, возврат денежных средств (части денежных средств), процентов от размещения денежных средств на специальном депозите в соответствии с условиями договора специального депозита на спецсчёт;
  12. иные операции по списанию и зачислению средств, связанные с формированием и использованием средств в соответствии с ЖК РФ.

Указанный перечень является исчерпывающим.

Вход для клиентов

Средства фонда капитального ремонта в учете НКО: версия Минфина.

В опубликованной 24.12.2015 на сайте Минфина Информации № ПЗ-1/2015 «Об особенностях формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческих организаций» содержатся несколько положений о порядке учета средств фонда капитального ремонта общего имущества в МКД. Спешим ознакомить вас с ними.

Напомним, что ранее на страницах журнала уже были рассмотрены принципы учета капитального ремонта у управляющих МКД, если фонд формируется на специальном счете. Эксперт обосновала точку зрения, согласно которой денежные средства, находящиеся на специальном счете, следует рассматривать как актив владельца данного счета, управляющего МКД (ТСЖ, УК), несмотря на то что права на такие денежные средства принадлежат собственникам

помещений в МКД в силу ч. 1 ст. 35.1 ЖК РФ. Безусловно, данный вывод – результат профессионального суждения, поэтому он может быть оспорен. На основе тех же норм законодательных актов другие специалисты делают противоположные выводы (см. таблицу на стр.).

Минфин не проводит такой детальный анализ, а между делом по ходу рассмотрения общих вопросов формирования тех или иных показателей отчетности некоммерческих организаций (НКО) дает определенные рекомендации.

Признак актива

Позиция «Денежные средства на спецсчете – актив его владельца»

Позиция «Денежные средства на спецсчете – не актив его владельца»

Денежные средства на специальном счете принесут организации экономические выгоды в будущем

Денежные средства на спецсчете будут направлены на погашение обязательства управляющего МКД (владельца спецсчета) по договорам на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества, договорам кредита или займа на капитальный ремонт, заключенным на основании решений общих собраний собственников (погашение обязательства организации – один из вариантов получения экономических выгод)

Собственники помещений могут выбрать любого подрядчика, который получит денежные средства со спецсчета и прибыль от выполненного капитального ремонта (это необязательно будет управляющий МКД, он же владелец спецсчета). К моменту проведения ремонта собственники могут изменить как владельца спецсчета, так и способ формирования фонда капитального ремонта. Таким образом, нет уверенности в получении прибыли (экономической выгоды) владельцем специального счета

Организация имеет контроль над денежными средствами на специальном счете

Владелец спецсчета имеет возможность ограничивать доступ иных лиц к экономическим выгодам, поскольку капитальный ремонт будет проводиться только с участием управляющего МКД (как минимум в роли организатора). Кроме того, именно владелец спецсчета составляет платежные поручения на перечисление денежных средств со специального счета (пусть и при соблюдении определенных условий)

Владельцу спецсчета отводится лишь техническая функция по составлению платежных поручений, тогда как решение о перечислении денежных средств со спецсчета принимает общее собрание собственников помещений

Кому адресованы рекомендации чиновников?

Обратим внимание на важный момент. Отдельные положения Информации № ПЗ-1/2015 адресованы:

  • некоммерческой организации, формирующей в соответствии с ЖК РФ фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (п. 9, 22);
  • некоммерческой организации, аккумулирующей денежные средства на специальном счете, предназначенном для сбора и перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с ЖК РФ (п. 11);
  • некоммерческой организации, обязанной в целях контроля за формированием фонда капитального ремонта представлять в орган государственного жилищного надзора в порядке и в сроки, установленные ЖК РФ, сведения… (п. 39).

Среди НКО, которые могут подходить под указанные требования, есть как региональный оператор (НКО, создаваемая субъектом РФ в организационно-правовой форме фонда для выполнения функций, указанных в ст. 180 ЖК РФ, в том числе для выполнения функций владельца спецсчета), так и управляющие МКД, ТСЖ, ЖК, выступающие в качестве владельца спецсчета (п. 1, 2 ч. 2 ст. 175 ЖК РФ). Строго говоря, в Жилищном кодексе указано, что фонд капитального ремонта формируют собственники помещений в МКД (см., например, ч. 2 ст. 172 ЖК РФ), а не какие‑либо некоммерческие организации. Формулировка, избранная в п. 9, 22 Информации № ПЗ-1/2015, носит обывательский характер, но ее, пожалуй, невозможно толковать двояко: здесь имеется в виду организация, на счете или специальном счете которой формируется фонд капитального ремонта. Аккумулировать денежные средства на специальном счете могут также региональный оператор и ТСЖ (ЖК).

Те же самые лица обязаны представлять в органы ГЖН сведения в целях контроля за формированием фонда (ч. 2, 3 ст. 172 ЖК РФ).

Пойдем по порядку, помня, что все рекомендации, данные ниже, адресованы, в частности, ТСЖ (ЖК), управляющим МКД и выбранным в качестве владельца специального счета для формирования фонда капитального ремонта.

Начисление платежей собственников в фонд (счет 76).

Согласно п. 9 Информации № ПЗ-1/2015, посвященному показателю, отражаемому по группе статей «Дебиторская задолженность» бухгалтерского баланса, исходя из допущения временной определенности фактов хозяйственной жизни, по этой группе статей некоммерческой организацией, формирующей в соответствии с ЖК РФ фонд капитального ремонта общего имущества в МКД, отражается также задолженность по уплате собственниками помещений в МКД взносов на капитальный ремонт общего имущества и пени в связи с ненадлежащим исполнением собственниками обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт. Сказанное справедливо и для регионального оператора, который формирует фонд ремонта в «котле», и для владельца специального счета (регионального оператора, ТСЖ, ЖК).

Обратим внимание на то, что Минфин рекомендует начислять дебиторскую задолженность на суммы не только взносов на капитальный ремонт, но и пеней. Вместе с тем сделать это можно только после возникновения уверенности в получении экономических выгод, в частности, когда должник признал задолженность либо вступило в силу решение суда о взыскании пеней с должника (либо пени внесены на специальный счет). Признавать пени на конец каждого месяца одновременно с начислением очередного взноса на капитальный ремонт преждевременно.

Денежные средства на специальном счете (счет 55).

В пункте 11 Информации № ПЗ-1/2015 даны рекомендации по поводу отражения показателей по группе статей «Денежные средства и денежные эквиваленты» бухгалтерского баланса. В частности, некоммерческая организация, аккумулирующая денежные средства на специальном счете (счет 55), предназначенном для сбора и перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в МКД в соответствии с ЖК РФ, остаток указанных денежных средств отражает по отдельной статье группы статей «Денежные средства и денежные эквиваленты». Представляется, что данная рекомендация полностью распространяется на всех владельцев специальных счетов, которыми могут быть региональный оператор, ТСЖ, ЖК. В силу того, что информационные материалы адресованы именно НКО, УК здесь не названы, однако по правовому статусу в данном случае они ничем не отличаются от ТСЖ и регионального оператора.

Обратим внимание, что Информация № ПЗ-1/2015 не содержит никаких рекомендаций по учету денежных средств, поступающих на счет регионального оператора (когда фонд капитального ремонта формируется «котловым» методом). Это вполне справедливо, поскольку платежи собственников помещений в данной ситуации являются имуществом регионального оператора (п. 2 ч. 1 ст. 179 ЖК РФ), поэтому нет никаких сомнений в необходимости учета денежных средств на балансе регионального оператора.

А вот в отношении денежных средств на специальном счете, права на которые принадлежат собственникам помещений в МКД, рекомендации Минфина однозначны: они должны учитываться на балансе организации – владельца спецсчета, причем в отчетности их отражают обособленно от других денежных средств.

Средства целевого финансирования (счет 86).

Обсуждая особенности формирования бухгалтерского баланса НКО, нельзя обойти вниманием группу статей «Целевые средства» (в разд. III баланса, который НКО именуют «Целевое финансирование»). Общая рекомендация такова: по данной группе статей отражаются не использованные на отчетную дату целевые средства, предназначенные для обеспечения НКО целей, ради которых она создана, отраженные в отчете о целевом использовании средств, включая чистую прибыль (убыток) от приносящей доход деятельности НКО, сформированную по итогам ее деятельности за отчетный год. Специально для субъектов отрасли ЖКХ дана такая рекомендация.

В этой группе статей отражаются не использованные на отчетную дату целевые средства, образующие в соответствии с ЖК РФ фонд капитального ремонта общего имущества в МКД (начисленные (уплаченные) взносы на капитальный ремонт в МКД, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете в кредитной организации). Указанная информация раскрывается обособленно по статье, именуемой, например, «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме».

Действительно, в силу ч. 1 ст. 170 ЖК РФ фонд капитального ремонта образуют:

  • взносы на капремонт, уплаченные собственниками помещений в МКД (поскольку Минфин выше рекомендовал отражать в составе дебиторской задолженности начисленные взносы на капитальный ремонт, в качестве целевых средств также показывают начисленные, а не только фактически поступившие суммы);
  • пени, уплаченные собственниками помещений в МКД в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт;
  • проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете.

Специально для владельцев специальных счетов Минфин выпустил несколько разъяснений о том, что все перечисленные суммы не подлежат обложению налогом на прибыль (письма от 02.09.2015 № 03‑03‑05/50618, от 15.07.2015 № 03‑03‑РЗ/40671).

Обратим особое внимание, что при заполнении отчета о целевом использовании средств в графе «Поступило средств» НКО должна отразить среди прочего:

  • взносы собственников помещений на капитальный ремонт общего имущества в МКД;
  • пени, уплаченные собственниками помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт (п. 28 Информации № ПЗ-1/2015).

При этом средства, формирующие в соответствии с ЖК РФ фонд капитального ремонта общего имущества в МКД, прямо названы иными поступлениями, предназначенными для обеспечения уставной деятельности НКО, и должны отражаться в отчете о целевом использовании средств в виде отдельной статьи отчета по причине существенности (п. 32 Информации № ПЗ-1/2015).

Тогда как проценты за использование банком денежных средств, находящихся на специальном счете организации, Минфин назвал доходами НКО, формирующей в соответствии с ЖК РФ фонд капитального ремонта общего имущества в МКД, которые раскрываются обособленно в составе информации о доходах и расходах (в качестве приложения к бухгалтерскому балансу или в виде отчета о финансовых результатах) (п. 22 Информации № ПЗ-1/2015). Выходит, что проценты, начисленные банком, должны быть отражены в учете НКО в соответствии с требованиями ПБУ 9/99 «Доходы организации» (с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы»). По окончании года составляется заключительная проводка Дебет 99 Кредит 86 на сумму чистой прибыли отчетного года (п. 24 Информации № ПЗ-1/2015). Эта сумма отражается в отчете о целевом использовании средств по статье «Прибыль от приносящей доход деятельности», а в бухгалтерском балансе – в разд. III «Целевое финансирование» по группе статей «Целевые средства». Согласно рекомендациям из п. 15 Информации № ПЗ-1/2015 сумму, соответствующую процентам, начисленным банком на остаток на спецсчете, следует включить в обособленную статью «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме».

Расходы на капитальный ремонт.

Повторим, что финансисты называют взносы собственников помещений в МКД на капитальный ремонт, а также уплаченные ими пени поступлениями на обеспечение уставной деятельности НКО (в целях составления отчета о целевом использовании средств) и целевыми средствами (в целях составления бухгалтерского баланса). В свою очередь, данные о целевом использовании средств, полученных НКО для обеспечения ее уставной деятельности, в соответствии с утвержденной в установленном порядке сметой доходов и расходов (бюджетом, финансовым планом) этой организации раскрываются в отчете о целевом использовании средств (п. 26 Информации № ПЗ-1/2015). Отсюда казался бы очевидным вывод, что расходы на капитальный ремонт за счет средств фонда следует рассматривать как использование целевых средств и показывать в соответствующем отчете.

Поэтому неожиданными выглядят рекомендации из п. 22 Информации № ПЗ-1/2015. Они сводятся к тому, что в сведениях о доходах и расходах, раскрываемых в составе приложений к бухгалтерскому балансу, обособленно раскрываются расходы по оплате услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также связанные с уплатой процентов за пользование кредитами, займами, оплатой расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам со специального счета организации, формирующей в соответствии с ЖК РФ фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. То есть взносы на капитальный ремонт, а также пени должников и проценты банка не учитываются в составе доходов от приносящей доход деятельности, а расходы за счет этих средств признаются именно расходами. Представляется, что в таких выводах нарушена логика.

Вспомним: необходимость раскрытия информации о доходах и расходах возникает, только если НКО получала доход от приносящей доход деятельности (п. 2.1 Информации № ПЗ-1/2015). Кроме того, в соответствии с п. 19 ПБУ 10/99 «Расходы организации» в отчете о финансовых результатах расходы признаются исходя из принципа соответствия доходов и расходов. Поскольку дохода от приносящей доход деятельности, обусловливающего возникновение спорных расходов, НКО не формирует, такие расходы нелогично показывать именно как расходы.

Особые пояснения к бухгалтерской отчетности.

Общее правило гласит, что организация включает в отчетность дополнительные показатели и пояснения, если при ее составлении выявлена недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Интересующим нас НКО Минфин рекомендует (см. п. 39 Информации № ПЗ-1/2015) раскрывать в отдельном отчете о формировании и использовании фонда капитального ремонта сведения о поступлении взносов на капремонт, размере остатка средств на спецсчете, которые организация обязана подавать в орган госжилнадзора. Представляется вполне допустимым прилагать к бухгалтерской отчетности такой отчет именно в той форме, по какой НКО отчитывается перед жилищной инспекцией.

* * *

Из информационных материалов Минфина ТСЖ (ЖК), выступающие в роли владельцев специальных счетов, на которых формируются фонды капитального ремонта общего имущества в МКД, могут сделать такие выводы:

  • денежные средства на специальном счете отражаются на балансе ТСЖ (ЖК), хотя права на них принадлежат собственникам помещений в МКД (это заключение полностью применимо и к УК, выбранной в качестве владельца спецсчета);
  • в бухгалтерском учете следует начислять дебиторскую задолженность по взносам на капитальный ремонт;
  • взносы на капитальный ремонт, а также пени принимаются к учету в составе средств целевого финансирования, а проценты, начисленные банком на остаток денежных средств, формируют доходы, хотя в балансе присоединяются к целевым средствам (фонд капитального ремонта показывают обособленно);
  • Минфин рекомендует отражать расходы на капитальный ремонт как расходы, связанные с приносящей доход деятельностью. Оценить эту рекомендацию и решить, следовать ли ей, нужно, опираясь на собственное профессиональное суждение.

См. статью Н. Н. Максимовой «Деньги на спецсчете – актив управляющего домом» (№ 4, 2015).

Подробнее см. статью Е. В. Емельяновой «Фонд капитального ремонта на спецсчете: пени от должников» (№ 3, 2015).

Подробнее см. статью Е. В. Емельяновой «Фонд капремонта на спецсчете: начисление процентов на остаток денежных средств» (№ 7, 2015).

Е. В. Емельянова,
редактор журнала
«Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение», №1, январь, 2016 г.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *