Стратегия развития до 2024 года

Стратегия развития до 2024 года

Россия-2024: Стратегия социально-экономического развития

Статья Председателя Правительства Российской Федерации Д. А. Медведева «Россия-2024: Стратегия социально-экономического развития» была опубликована в журнале «Вопросы экономики» № 10 за 2018 год (стр. 5–28). Раскрывая и анализируя задачи экономической политики России на 2018–2024 гг., автор предлагает траекторию прорывного научно-технологического и социально-экономического развития России для обеспечения устойчивого роста благосостояния и конкурентоспособности как каждого человека, так и общества и государства в целом.

По словам Д. А. Медведева, Правительству РФ удалось предотвратить развёртывание макроэкономического кризиса и смягчить острые финансовые проблемы, не допустив критического роста долговой зависимости. Приоритетными сферами структурных реформ в настоящее время выступают развитие человеческого капитала, прежде всего образования и здравоохранения, инфраструктуры, а также совершенствование государственного управления. Особое место занимают национальные проекты, связанные с укреплением конкурентоспособности экономики, призванные помочь добиваться положительных результатов в областях производительности труда и поддержки занятости, науки, цифровой экономики, малого и среднего предпринимательства, международной кооперации и экспорта, что должно обеспечивать ускорение технологического развития, способствовать созданию высокопроизводительного экспортоориентированного сектора и развитию инфраструктуры.

В работе были подняты темы школьного образования, образования для взрослых и необходимость перераспределения долей государственного и частного финансирования расходов на исследования и разработки в пользу последнего, а также такие вопросы в сфере медицины и здравоохранения, как персонализация работы здравоохранения, телемедицина, доступность первичной медико-санитарной помощи и пр. Преодоление существующего уровня бедности является одним из приоритетных направлений государственной политики России, где необходимо обеспечить адресность социальной помощи населению. К ключевым факторам роста производительности труда относится технологическая модернизация и цифровизация экономики, где среди прочих, например, стоит задача преодоления разрыва между наиболее развитыми в области цифровизации компаниями страны и остальной, весьма значительной, частью бизнеса.

Что касается экспортной деятельности государства, здесь автор статьи отметил, что Россия не будет создавать барьеры для международных экономических отношений, будет стремиться к либерализации внешней торговли, увеличению экспорта услуг, а индикатором успешности импортозамещения должен стать несырьевой экспорт. Кроме этого, решение стоящих перед страной задач предполагает наличие эффективной бюджетно-налоговой политики, меры которой должны носить системный характер и сочетать в себе решение фискальных, экономических (стимулирование бизнес-активности) и социальных задач.

Владимир Путин обозначил приоритеты развития страны до 2024 года

Вместо 11 отдельных майских указов, как это было в 2012 году, Владимир Путин на этот раз подписал только один указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Реклама

В общих чертах содержание документа президент уже анонсировал во время совего послания Федеральному собранию 1 марта 2018 года. Разработкой указа занимался руководитель кремлевской администрации Антон Вайно. Выполнять указ предстоит Дмитрию Медведеву, кандидатуру которого Владимир Путин внес на должность премьер-министра.

Правительству предстоит разработать 12 национальных программ и представить их на рассмотрение Совета при президенте по стратегическому развитию. Отметим, что в послании президента упоминалось только о 10 проектах. Речь шла о здравоохранении, образовании, демографии, жилье и городской среде, международной кооперации и экспорте, производительности труда, малом бизнесе, безопасных и качественных дорогах, экологии, а так же о цифровой экономики. Сейчас еще добавились программы по науке и культуре.

Согласно указу, выполнение всех нацпрограмм должно обеспечить к 2024 году «вхождение РФ в число пяти крупнейших экономик мира». По итогам 2017 года пятерка крупнейших экономик по паритету покупательной способности состоит из Китая, США, Индии, Японии и Германии (Россия – шестая). По номинальному ВВП пятерку образуют США, Китай, Япония, Германия и Великобритания (Россия – тринадцатая). Поскольку метод счета для конкурентной борьбы в указе президента не указан, то правительству предстоит выдавить из рейтинга «слабейшую» Германию. Задача весьма неординарная.

Не менее масштабные цели указа – улучшение качества жизни населения. Среди них уже называвшиеся президентом цели обеспечение устойчивости естественного роста населения и повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет. К 2030 году продолжительность жизни должна увеличиться до 80 лет.

Уровень бедности должен быть снижен в два раза, а улучшение жилищных условий запланирована для не менее 5 млн семей ежегодно (предполагается увеличение объёма жилищного строительства не менее чем до 120 млн. квадратных метров в год). Эти цели как минимум гарантируют населению, что задачу догнать и перегнать Германию можно будет решить, не прибегая к моделям военной мобилизации населения.

В проекте здравоохранение предлагается ликвидировать кадровый дефицит в медорганизациях и увеличить объем экспорта медицинских услуг не менее чем в четыре раза. Кроме того, в разделе нацпроекта по жилью и городской среде, указом зафиксировано, что ставка по ипотечному кредитованию должна быть менее 8%.

Но, по мнению Андрея Назарова, сопредседателя «Деловой России», для достижения жилищных целей необходимо дальнейшее снижение ставки по ипотеке до 6% не только в рамках льготных программ, но и для всех категорий граждан.

«Учитывая, что в России 80% жилья сегодня строится с привлечением средств населения также необходимо оставить возможность долевого строительства. Но при условии более жесткого контроля за компаниями, которые как и государство не испытывают заинтересованности в появлении «обманутых дольщиков». К тому же необходимо развивать альтернативные инструменты финансирования, кредитование самой отрасли не должно превышать 6-7%», — сказал Назаров.

Нацпрограмма в сфере науки предполагает попадание России в пятерку ведущих стран мира по научным исследованиям. По этому проекту будет создано не менее 15 научно-образовательных центров «на основе интеграции университетов и научно исследовательских организаций».

Не обошлось и без грандиозных инфраструктурных строек. Этот раздел не попал в перечень нацпроектов и в указе выделен отдельным пунктом. Речь идет о развитии транспортных коридоров «Запад-Восток» и «Север-Юг». Это строительство автодорог «Европа – Западный Китай» увеличение мощностей морских портов и увеличение грузоптока по Северному морскому пути до 80 млн тонн. А также увеличение пропускной способности БАМа и Трансиба в полтора раза.

Причем речь идет не только о строительстве дорог, но и о «гарантированным обеспечении доступной электроэнергией» всех элементов этого проекта.

Все эти программы в «приоритетном порядке» будут получать финансирование из дополнительных доходов федерального бюджета, записано в президентском указе. Об общей стоимости перечисленных мероприятий в документе не говорится.

Ранее глава Счетной палаты Татьяна Голикова предупреждала, что на реализацию президентских инициатив до 2024 года потребуется около 8 трлн руб. Источники агентства Bloomberg говорили о 10 триллионах.

Один из источников финансирования – доходы от роста ВВП, полагает Марк Гойхман, ведущий аналитик ГК TeleTrade. Но для этого нужно увеличение темпов роста экономики с нынешних 1,5% до 6% в год. Таковы расчёты ЦСР Алексея Кудрина, идеи которого во многом заложены в указ, напоминает аналитик. Но такой темп почти в два раза превышает среднемировой уровень в 3,5%, поэтому даже при выполнении указа в части выхода России на темпы выше мировых, этого окажется недостаточно.

«В реальности рост ВВП не превысит 2-2,3% в 2018 и последующие годы даже в оптимистичном прогнозе Минэкономразвития. Утроить темп в ближайшие годы не представляется возможным», — говорит он.

Для обеспечения финансирования мероприятий нужно кардинально повысить доходы бюджета и перераспределить расходы в пользу социальной сферы и инфраструктуры. Но для намеченных ассигнований при ограниченности экономического роста есть два пути: повышение налогов и заимствований. В целом, источники финансирования остаются пока неясными, резюмирует Гойхман.

При этом, количественные ориентиры президентом в его программе установлены только по некоторым пунктам. Других количественных ориентиров по факту нет – следовательно, каждый исполнитель может их трактовать по своему усмотрению, считает инвестиционный аналитик Global FX Владимир Рожанковский, LIFA.

«Таким образом, озвученная сумма упирается в добросовестность исполнителей и, как правило, непрямые финансовые расходы – т.е. расходы, связанные с усердием, повышением квалификации персонала и его эффективности», — добавляет он.

Замдиректора института «Центр развития» НИУ «Высшая школа экономики» Валерий Миронов отмечает, что в принципе указы грамотно сформулированы. Это макроэкономическая стабильность, инфляция ниже 4%, вложения в человеческий капитал, совершенствование институтов развития, которые дадут свою отдачу со временем.

«Однако это не зажжет рост экономики, будет стабильность, но стабильность как на кладбище», — считает экономист.

В прошлом году рост экономики был 1,5%, и 1% этого роста был достигнут за счет позитивных ожиданий, связанных с приходом Дональда Трампа и возможностью отмены санкций, а также крупных инфраструктурных проектов, в том числе связанных со строительством Крымского моста. В этом году рост вообще может быть 0,5%, прогнозирует Миронов.

По его мнению, для того, чтобы стимулировать рост, нужно принять развернутую программу по поддержке экспорта. Если не получается договориться с европейскими партнерами, возможно, нужно пытаться договориться с партнерами азиатскими или латиноамериканскими.

Что касается снижения бедности в два раза – это очень амбициозная задача, должны быть какие-то экономические расчёты, за счет чего это будет обеспечено, отмечает доктор экономических наук Сергей Смирнов. Если серьезно повышать доходы даже бюджетников, то это в первую очередь может быть сделано за счет печатного станка, и тут большой вопрос по поводу инфляции.

Кроме того, снижение уровня бедности такими темпами предполагает быстрый экономический рост, а реального быстрого роста у нас пока особо не видно, рассуждает Смирнов. По словам эксперта, в указе есть и совершенно безграмотная вещь – повышение рождаемости.

«У нас сейчас идет снижение рождаемости и какие бы пособия вы сейчас не назначали в пределах разумного, это не повлияет на рождаемость принципиально, так как сейчас в детородный возраст вступило поколение, которое было рождено в 1990-е гг., когда был большой демографический спад. И как это сделать? Привлекать мигрантов?»,

— вопрошает Смирнов.

Поэтому, продолжает эксперт, если вдруг повысится рождаемость, то это будет фактором, тормозящим снижение уровня бедности, потому что на уровень прожиточного минимума многодетные семьи вывести сложно.

Детали по каждому из пунктов указа предстоит определить новому правительству до 1 октября 2018 года. Кроме того, к этому сроку ему поручено утвердить основные направления своей деятельности и прогноз социально-экономического развития до 2024 года.

Интернет

Президент во вторник утвердил «Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы». Документ объёмом в 50 тысяч символов отличается от проекта, опубликованного Совбезом в декабре прошлого года, заметным числом правок и уточнений.

Вновь принятая «Стратегия» и план её реализации (который должен быть разработан правительством) обязательны для выполнения всеми органами государственной власти РФ и органами местного самоуправления. Посмотрим, что именно им придётся исполнять.

Зачем принята стратегия

«Стратегия развития информационного общества» — политический документ, определяющий цели, задачи и меры по реализации внутренней и внешней политики РФ в сфере применения ИКТ».

Президент в своём указе, утверждающем «Стратегию развития информационного общества», говорит, что «Стратегия» нужна как условие формирования в стране «общества знаний». Определение последнего понятия таково: «общество, в котором преобладающее значение для развития гражданина, экономики и государства имеют получение, сохранение, производство и распространение достоверной информации с учётом стратегических национальных приоритетов РФ».

«Стратегия» в нынешней редакции посвящена главным образом технологиям, информационным и телекоммуникационным как важнейшему элементу национальной инфраструктуры. Построение общества знаний и создание в России цифровой экономики в документе неоднократно упоминаются — как цель развития информационного общества.

«Стратегия» в предыдущей редакции действовала с февраля 2008 года, она имела целью «повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий».

Национальные интересы России в информационном мире

  • развитие человеческого потенциала;
  • обеспечение безопасности граждан и государства;
  • повышение роли России в мировом гуманитарном и культурном пространстве;
  • развитие свободного, устойчивого и безопасного взаимодействия граждан и организаций, органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления;
  • повышение эффективности государственного управления, развитие экономики и социальной сферы;
  • формирование цифровой экономики.

Принципы развития информационного общества в РФ

«Стратегия развития информационного общества» декларирует право гражданина на доступ к информации и «свободу выбора средств получения знаний при работе с информацией».

Привычные гражданам (не цифровые) формы получения товаров и услуг сохраняются.

При «сборе, накоплении и распространении информации о гражданах и организациях» должна соблюдаться «законность и разумная достаточность».

Государство берёт на себя «защиту интересов российских граждан в информационной сфере».

Какими понятиями оперирует «Стратегия»

Документ определяет ряд методологически важных терминов, а именно:

безопасные ПО и сервисы — таковыми считаются ПО и сервисы, «сертифицированные на соответствие требованиям к информационной безопасности, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, или федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации»;

«Индустриальный Интернет» — концепция использования Интернета как среды информационного взаимодействия элементов промышленного оборудования друг с другом или внешней средой, без участия человека;

«Интернет вещей» — то же, но применительно к «вещам (физическим предметам)»;

информационное общество — «общество, в котором информация и уровень её применения и доступности кардинальным образом влияют на экономические и социокультурные условия жизни граждан»;

информационное пространство (из определения можно сделать вывод, что это понятие – синоним термина «информационная инфраструктура);

инфраструктура электронного правительства;

критическая информационная инфраструктура РФ (далее — критическая информационная инфраструктура) — совокупность объектов критической информационной инфраструктуры, а также сетей электросвязи, используемых для организации взаимодействия объектов критической информационной инфраструктуры между собой;

Национальная электронная библиотека;

облачные вычисления;

обработка больших объёмов данных – «совокупность подходов, инструментов и методов автоматической обработки структурированной и неструктурированной информации, поступающей из большого количества различных, в том числе разрозненных или слабосвязанных, источников информации, в объёмах, которые невозможно обработать вручную за разумное время»;

общество знаний;

объекты критической информационной инфраструктуры (IT-системы государственных органов, оборонной промышленности, здравоохранения, транспорта, связи, кредитно-финансовой сферы, энергетики, топливной, атомной, ракетно-космической, горнодобывающей, металлургической и химической промышленности);

сети связи нового поколения (системы индустриального Интернета и Интернета вещей);

технологически независимые программное обеспечение и сервис (имеется в виду независимость от иностранного поставщика);

туманные вычисления;

цифровая экономика – «хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде»;

экосистема цифровой экономики.

Также – вне раздела, посвящённого дефинициям, – документ содержит определение понятия «информационное пространство знаний». Это – информационное пространство, основанное на знаниях.

Положение России в цифровом мире

В 2016 году в стране было 80 миллионов пользователей Интернета, говорится в документе. Это число вырастет на 5 миллионов, когда населённые пункты с населением от 250 до 500 человек (таких населённых пунктов 14 тысяч) подключат к Интернету.

В России на человека в среднем приходится два мобильных номера телефонов. Госуслуги в электронном виде получают более 34 миллионов граждан.

Благодаря Интернету в 2015 году в России реализовано товаров и услуг в объёме, равном 2,3% ВВП страны.

Сравнения России с другими странами по этим показателям в документе нет. Зато сказано, что информационные технологии, активно используемые в России, «основаны на зарубежных разработках», и что их «отечественные аналоги в настоящее время отсутствуют», что «усложняет решение задачи по обеспечению защиты интересов граждан и государства в информационной сфере».

«Стратегия» констатирует, что «международно-правовые механизмы», обеспечивающие суверенитет государств даже в их национальных сегментах Интернета, отсутствуют.

Отдельно сказано о наполнении информационных ресурсов: «Российское общество заинтересовано в получении информации, соответствующей высокому интеллектуальному и культурному уровню развития граждан России».

«…Приоритетное развитие национальной информационной инфраструктуры в ущерб формированию и распространению знаний… не в полной мере соответствует целям, продекларированным на Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам информационного общества, проходившей в Женеве в 2003 году», констатирует «Стратегия».

В чём «Стратегия» видит приоритеты России

  • формирование информационного пространства с учётом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений;
  • развитие информационной и коммуникационной инфраструктуры Российской Федерации;
  • создание и применение российских информационных и коммуникационных технологий, обеспечение их конкурентоспособности на международном уровне;
  • формирование новой технологической основы для развития экономики и социальной сферы;
  • обеспечение национальных интересов в области цифровой экономики.

О важности информации как таковой

Впервые в официальном документе, подписанном президентом, первостепенное внимание уделено самой информации, не средствам накопления и передачи данных, а наполнению Рунета, причём без абсолютизации роли Интернета как среды распространения знаний.

Цель формирования информационного пространства знаний, записано в «Стратегии», состоит в «обеспечении прав граждан на объективную, достоверную, безопасную информацию и создании условий для удовлетворения их потребностей в постоянном развитии, получении качественных и достоверных сведений, новых компетенций, расширении кругозора». Отдельно говорится, в частности, об информационной безопасности детей, о «продвижении» русского языка в мире и о поддержке «традиционных», т.е. существовавших задолго до Интернета, «форм распространения знаний».

Посредством чего «Стратегия» предполагает создать в стране информационное пространство знаний

  • сохранение культуры и «общероссийской идентичности» народов РФ;
  • формирование «безопасной информационной среды на основе популяризации информационных ресурсов, способствующих распространению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
  • совершенствование механизмов обмена знаниями;
  • формирование Национальной электронной библиотеки;
  • обеспечение условий для научно-технического творчества;
  • совершенствование дополнительного образования для привлечения детей к занятиям научными изысканиями и творчеством, развития их способности решать нестандартные задачи;
  • развитие и использование образовательных технологий, в том числе дистанционных, электронного обучения;
  • создание условий для популяризации русской культуры и науки за рубежом;
  • разработка и реализация партнёрских программ вузов и «российских высокотехнологичных организаций»;
  • формирование правосознания граждан, их «пользовательской культуры» и ответственного отношения к использованию информационных технологий;
  • создание и развитие систем нормативно-правовой, информационно-консультативной, технологической и технической помощи в обнаружении, предупреждении, предотвращении и отражении угроз информационной безопасности граждан;
  • совершенствование механизмов ограничения доступа к информации, запрещенной законом, и её удаления;
  • совершенствование механизмов законодательного регулирования деятельности СМИ, а также таких средств обеспечения доступа к информации, как интернет-телевидение, новостные агрегаторы, социальные сети, сайты, мессенджеры);
  • меры по эффективному использованию современных информационных платформ для распространения достоверной и качественной информации российского производства;
  • насыщение рынка доступными, качественными и легальными медиапродуктами и сервисами российского производства;
  • поддержка традиционных средств распространения информации (радио-, телевещание, печатные средства массовой информации, библиотеки).

IT-инфраструктура

«Стратегия» прежде всего обращает внимание на безопасность информационной и телекоммуникационной инфраструктуры страны, т.е. «недопущение подмены, искажения, блокирования, удаления, снятия с каналов связи и иных манипуляций с информацией».

Для устойчивого функционирования информационной инфраструктуры предлагается, в частности, обеспечить централизованное управление ею, постепенно перевести на госорганы и ОМСУ на использование инфраструктуры электронного правительства (её также предусматривается использовать для предоставления гражданам иных, негосударственных сервисов).

Слово «импортозамещение» в документе не употребляется, но почти всё, что касается IT-инфраструктуры, связано именно с импортозамещением. Документ ставит задачу поэтапного перехода к отечественным средствам криптозащиты данных, оборудованию, программному обеспечению и элементной базе.

Из текста «Стратегии»

  • …создать российское общесистемное и прикладное программное обеспечение, телекоммуникационное оборудование и пользовательские устройства для широкого использования гражданами, субъектами малого, среднего и крупного предпринимательства, государственными органами и органами местного самоуправления, в том числе на основе обработки больших объемов данных, применения облачных технологий и интернета вещей;
  • создать встроенные средства защиты информации для применения в российских информационных и коммуникационных технологиях.
  • обеспечить использование российских информационных и коммуникационных технологий в органах государственной власти Российской Федерации, компаниях с государственным участием, органах местного самоуправления;
  • создать справедливые условия ведения предпринимательской деятельности для российских разработчиков.
  • проводить на региональном и международном уровнях мероприятия, направленные на продвижение российских товаров и услуг, в интересах российских организаций, развивающих и внедряющих отечественные информационные и коммуникационные технологии;

Предполагается также создание «централизованной системы мониторинга и управления единой сетью электросвязи РФ» и обеспечение возможности устойчивой, безопасной и независимой работы российского сегмента Интернета.

Отечественная IT-индустрия

«Стратегия» предусматривает достижение международной конкурентоспособности российских ИКТ. Цель – формирование новых рынков и лидерство на них.

Основные направления развития российских ИКТ

  • конвергенция сетей связи и создание сетей связи нового поколения;
  • обработка больших объемов данных;
  • искусственный интеллект;
  • доверенные технологии электронной идентификации и аутентификации, в том числе в кредитно-финансовой сфере;
  • облачные и туманные вычисления;
  • Интернет вещей и индустриальный Интернет;
  • робототехника и биотехнологии;
  • радиотехника и электронная компонентная база;
  • информационная безопасность.

Экономика + социальная сфера

«Стратегия», в частности, предусматривает:

  • совершенствование механизмов электронной демократии;
  • использование ИКТ при проведении опросов и переписи населения;
  • создание основанных на информационных и коммуникационных технологиях систем управления и мониторинга во всех сферах общественной жизни.

Информационные технологии будут применяться и развиваться не в ущерб традиционным, до-интернетовским формам взаимодействия граждан друг с другом и государством.

Для бизнеса «Стратегия», в частности, предусматривает:

  • повышение доступности данных официального статистического учета и других достоверных сведений;
  • создание условий для повышения доверия к электронным документам, осуществление в электронной форме идентификации и аутентификации участников правоотношений;
  • упрощение представления бизнесом отчётности в органы власти, в т.ч. за счет специализированных информационных систем;
  • обеспечение дистанционного доступа к банковским услугам, в том числе внедрение единых подходов к проверке сведений, предоставляемых при банковском обслуживании, в электронной форме;
  • развитие трансграничного информационного взаимодействия, в том числе обеспечение трансграничного пространства доверия к электронной подписи.

Показатели достижения целей «Стратегии» и управление её реализацией

Правительство определяет систему показателей для оценки развития ИКТ и информационного общества, а также цифровой экономики, её влияния на темпы роста ВВП. Также оценивается «состояние перехода к использованию организациями наукоемких технологий».

В управлении реализацией «Стратегии» участвуют правительство, администрация президента, аппарат Совбеза, ФОИВы, власти регионов, государственные внебюджетные фонды, институты развития, а также госкомпании.

Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!

Федеральная программа развития образования

Принята Государственной думой РФ 15 марта 2000 г. как Федеральный Закон, регламентирующий государственную политику в области образования, и в качестве основы выделения средств из федерального бюджета на 2001-2005 гг. Программа разработана по решению Правительства РФ от 14 октября 1992 г. № 787 «Об организации конкурса на разработку федеральной программы развития образования».

На конкурсной основе было отобрано несколько проектов Программы, которые доработаны в период 1994-1999 гг. Министерством образования РФ. Новая редакция Программы одобрена правительством РФ на заседании 24 июня 1999 г. и введена в действие Указом и.о. Президента РФ В. В. Путиным с 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ. Государственным заказчиком Программы является Министерство образования РФ. Федеральная программа развития образования имеет следующую структуру:

Введение.

Раздел I. Состояние и основные проблемы развития системы образования.

Краткая характеристика уровней системы образования.

Проблемы образования.

Раздел П. Цели, задачи и сроки реализации Программы.

Раздел III. Направления реализации Программы и ожидаемые результаты.

Общие направления развития системы образования.

Обеспечение реализации и развития образовательных программ (основных, дополнительных и специальных).

Государственные и социальные гарантии обучающимся.

Научное сопровождение Программы.

Раздел IV. Ресурсное обеспечение системы образования.

Обеспечение системы образования кадрами.

Материально-техническое обеспечение образовательных учреждений. Раздел V. Финансовое обеспечение Программы (приведена примерная структура

расходов на реализацию Программы по годам и направлениям финансирования).

Раздел VI. Система мероприятий по реализации Программы (включены комплексные мероприятия по реализации разделов III, IV и V Программы с указанием сроков реализации и ответственных исполнителей).

Положения Федеральной программы развития образования:

дан критический анализ состояния и проблем системы образования в России за период с 1990 по 1998 гг.;

определены цели, задачи и сроки реализации Программы. «Главной целью Программы является развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной творческой личности»;

определены сроки реализации Программы (2000-2005 гг.) и предусмотрено осуществление комплексных мер по сохранению и поддержанию системы образования, удовлетворяющей интересам личности, общества и государства;

установлены конкретные направления и мероприятия развития системы образования по видам образовательных программ (общеобразовательных, профессиональных и дополнительных);

определены ожидаемые результаты реализации Программы по видам образовательных программ с помощью качественных показателей;

сформулированы задачи по обеспечению системы образования ресурсами (преподавательские кадры, материально-техническое обеспечение и социальная поддержка работников образования);

разработано финансовое обеспечение Программы с примерной структурой расхо дов на реализацию Программы по годам и направлениям финансирования.

Программа «Реформирование образования» является составной частью Программы «Основные направления социальной и экономической политики Правительства Российской Федерации на долговременную перспективу (проект)». Разработка Программы осуществлялась центром стратегических разработок Германа Грефа с активным участием Высшей школы экономики и Министерства образования РФ. Программа рассчитана на период 2000-2010 гг.

В Программе раздел 1 называется «Реформирование образования», он включает 11 подразделов (параграфов):

Ожидаемый вклад образования в модернизацию России.

Анализ ситуации.

Направление модернизации образования.

Ресурсы модернизации.

Новые институты системы образования.

Направления модернизации образования в 2000-2010 гг.

Система качества и единый экзамен.

Начальное и среднее профессиональное образование.

Высшее профессиональное образование.

Дополнительное и послевузовское профессиональное образование.

Развитие педагогических кадров.

В целях социальной политики определено «обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных услуг, к числу которых относятся, прежде всего, медицинское обслуживание и общее образование».

В разделе 1.1 отмечено, что возрастает роль образования в модернизации экономики как формы» «освоения людьми новых социальных навыков и ролей». Россия должна выбрать образование в качестве одной из «национальных точек роста». Действительно, инвестиции в повышение качества человеческого капитала являются условием развития всех отраслей экономики.

В разделе 1.2 отмечено, что бюджетное финансирование образования в реальном выражении опустилось ниже 40% от уровня 1991 г., что привело к накоплению хронической задолженности по оплате коммунальных расходов и заработной платы в сумме 45 млрд. руб. к началу 2000 г. Сокращение финансирования и непоследовательное проведение реформ в образовании привели к следующим последствиям:

произошел рост социального и территориального неравенства в сфере профессионального образования;

структура подготовки специалистов не совпадает с потребностями рынка труда: налицо бурный рост подготовки специалистов экономико-гуманитарного профиля наряду с нехваткой специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих;

усилился разрыв между высоким уровнем требований профессионального образования в области естественных наук и качеством начального и среднего профессионального образования.

В разделе 1.3 сделан акцент на повышение качества образования на основе его открытости и информатизации, равенства доступа различных слоев населения к образованию, создания «эффективных механизмов трансляции социального заказа» за счет персональных и целевых бюджетных субсидий, расширения участия общества в управлении образованием через попечительские советы. Для модернизации образования, по мнению авторов Программы, необходимо обеспечить 3 базовых условия:

повышение заработной платы преподавателей до уровня, привлекающего в образование кадры, т.е. выше среднего по отраслям экономики России;

финансирование информатизации образования и внедрение современных технологий обучения, включая Интернет;

формирование новых институтов образования, обеспечивающих мобилизацию средств населения и предприятий, повышение качества образовательных услуг.

В разделе 1.4 приведены качественные и количественные ресурсы модернизации образования: традиции и высокий образовательный уровень населения; расширение бюджетного финансирования; мобилизация части средств населения (оценка средств в размере до 1,5% ВВП); привлечение средств предприятий и организаций (около 10 млрд. руб. в год).

В разделе 1.5 предложены «новые институты системы образования» в форме персонификации бюджетного финансирования на одного учащегося и студента, реализации академической и экономической автономии учебных заведений под контролем общества, стимулирования притока частных средств с помощью налоговых льгот.

Модернизация общего образования (раздел 1.5) осуществляется путем реализации модели гибкого открытого образования в школе, создания интеграционных структур типа «детский сад — школа», «школа — ПТУ», «школа — ссуз», перехода к нормативному и бюджетному финансированию пропорционально количеству учащихся, перехода общеобразовательных учебных заведений на хозрасчет в статусе юридического лица.

В качестве средства повышения качества и унификации общего и среднего образования предлагается переход на государственные стандарты образования и общегосударственную систему аттестации выпускников на основе «единого государственного экзамена» (ЕГЭ). По результатам экзамена ученик получает право на дифференцированную финансовую поддержку дальнейшего профессионального образования (раздел 1.7 Программы).

Заслуживают внимания идеи по развитию высшего профессионального образования (ВПО), где заложен основной потенциал инновационного развития страны (раздел 1.9 Программы):

изменение структуры ВПО за счет рыночного спроса со стороны семей с учетом государственных именных финансовых обязательств (ГИФО) и государственно го заказа на подготовку специалистов инновационного профиля;

увеличение финансового обеспечения вузов из бюджета (средства выросли за 5 лет в 2-3 раза) и частных инвестиций населения за платное обучение;

изменение финансирования обучения студентов на основе результатов «единого экзамена» за счет ГИФО и государственных стипендий (социальных и академических);

создание крупных университетских комплексов как нового типа учебных за ведений, соединяющего различные уровни образования и виды образовательных учреждений (гимназии, ПТУ, колледжи, ссузы, вузы, ИПК), а также НИИ и КБ, базовые предприятия и организации, объекты социальной сферы.

В разделе 1.10 даны предложения по развитию дополнительного и послевузовского профессионального образования. Прогнозируется рост мощности образовательных учреждений в 3-4 раза, необходимой для обеспечения переподготовки и повышения квалификации 20 млн. человек и сокращения импорта образовательных услуг со стороны высокоразвитых стран.

С целью развития педагогических кадров (раздел 1.11) предложено формирование эффективного рынка преподавателей, обновление корпуса менеджеров в сфере образования, повышение общего уровня оплаты труда преподавателей, улучшение комплексного обеспечения за счет «накопительных счетов» и введения вариативной системы повышения квалификации по модели именного образовательного чека один раз в 5 лет.

Выводы по содержанию программы «Реформирование образования»:

Программа содержит ряд новаторских, рыночных предложений по реформированию системы образования на основе изменения бюджетного финансирования и обеспечения персональных гарантий граждан на получение профессионального образования.

Программе присущи общие недостатки, изложенные выше и характеризующие Федеральную программу образования. Прежде всего, отсутствуют показатели и критерии оценки, доказательно подтверждающие улучшение уровня и качества образования населения России.

Несомненный эффект можно получить при объединении позитивных предложений Федеральной программы развития образования, Национальной доктрины образования и Программы «Реформирование образования» Правительства РФ для решения главной стратегической задачи — проведения реформирования системы образования в обществе.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *