Surb mariam astvacacin

Surb mariam astvacacin

Помните мой рассказ об усыпальнице царей династии Аршакуни в селе Ахцк? Оттуда мы направились в село Тегер.

Тегер — село в марзе Арагацотн Республики Армения, расположенное в 27 км от центра марза — города Аштарак — на высоте 1650-1700 м над уровнем моря.


Название села неоднократно упоминается в средневековых письменных источниках и настенных надписях. В старину оно славилось своими лечебными травами, в изобилии росшими по всей округе, и потому носило названия Дгир, Дихир, Дгер или Дегер, что в переводе с армянского означает «лекарства». Возле монастыря и по сей день сохранились остатки старой лечебницы — дхратуна, где поправляли свое здоровье доблестные армянские воины. Нынешнее название — Тегер — село носит с 1946 года.

В селе имеется более ста хозяйств, есть медпункт, отделение связи и школа, а жители занимаются земледелием и скотоводством.

Неподалеку от села на пространстве между реками Тегер и Дзорап находится городище Тегер, относящееся к бронзовому веку, что в очередной раз доказывает древность человеческой цивилизации на Армянском нагорье.

Но более всего село Тегер знаменито своим монастырским комплексом, в состав которого входит купольная церковь Сурб Аствацацин (Святой Богородицы) и пристроенный к ней позднее притвор. Монастырский комплекс был построен на небольшом холме в промежутке между 1206 и 1232 гг. под покровительством супруги князя князей Ваче I-го Вачутяна, княгини Мамахатун. Основной строительный материал, который использовался при постройке комплекса, – знаменитый темно-серый армянский базальт.

Княгиня Мамахатун Вачутян, как и ее прославленный супруг, стоят того, чтобы рассказать о них несколько подробнее.

Княгиня Мамахатун – дочь Асана и Вахах – была супругой основателя рода Вачутянов, князя князей Ваче I-го Амбердеци.

Вачутяны в течение полутора сотен лет (1200-1350 гг.) являлись княжеским домом в средневековой Армении, были командирами-наместниками Араратского наместничества, сюзеренными хозяевами гаваров Арагацотн-Ниг (Апаран), и носили почетное звание-титул «князь князей».

В начале XIII века в восстановившем свою самостоятельность, благодаря освободительным походам Закаре II и Иванэ I Закарянов, Армянском государстве, из выдвинувшихся дворянских родов появилась княжеская семья Вачутянов, которой выпало около полутора веков владеть землями исторического Ниг-Арагацотна (ныне – Апаран-Арагац и Аштаракский районы марза Арагацотн). По всей вероятности, в 1205-1206 гг. Закаре и Иванэ Закаряны осуществили княжеско-административное деление воссозданного ими государства, и в числе прочих единиц на карте Закаряновской Армении появилось Араратское наместничество (сейчас — участок Арич-Апаран-Аштарак-Талин), включавшее также гору Ара и прилегающие к ней земельные территории. Наместником-командиром данного наместничества Закаряны назначили полководца Ваче I Вачутяна, присвоив ему титул «князя князей».

Подробнее о Ваче I-ом я расскажу в очерке об Амберде, поскольку с этим городом-крепостью непосредственно связана деятельность князя князей.

А сейчас вернемся к княгине Мамахатун. Впервые ее имя упоминается в памятной записи 1211 года, высеченной в притворе Тегеняц ванка, что в селе Бужакан. Совместно с супругом – князем князей Ваче I-ым ею были построены центральнокупольная церковь Сурб Сион (1215-1217 гг.) и центральнокупольная церковь Сагмосаванка (1217-1221). В 1229 году, вне территории родового владения, в монастырском комплексе Оромос возле Ани, ею было построено здание библиотеки-матенадарана, которой она также подарила сад, доходы от которого должны были использоваться для нужд учащихся и переписчиков рукописей. Кроме того, совместно с супругом, и самостоятельно, помимо многочисленных церковных даров, она подарила маслобойни монастырям Ахпата и Санаина, а монастырю Арич – плодовые сады.

Однако пиком меценатской деятельности этой замечательной армянской женщины является именно церковный комплекс в Тегере (1206-1232 гг.).

Главная церковь монастыря – Сурб Мариам Аствацацин (Святой Богородицы) была возведена в 1213 году. Она относится к типу купольной залы с двухэтажными приделами в четырех углах. Система купольной передачи церкви — парусная, барабан церкви изнутри и снаружи кругообразный. Характерной особенностью храма Сурб Аствацацин являются его строгий, даже несколько суровый вид и практически полное отсутствие декоративных украшений. Вот так, ничего больше: Бог, необъятная синева неба и вечные армянские горы вокруг.

В 1221 году с западной стороны к церкви был пристроен притвор, который своими размерами превышает размеры собственно церкви. Он относится к типу четырехстолбных 12-гранных притворов, и увенчан шатерообразной низкой кровлей. Согласно надписи, сохранившейся на капители юго-восточной колонны притвора, строительство данного храмового комплекса осуществлялось под руководством зодчего вардапета Ахбайрика, а согласно другой надписи, сохранившейся на одной из колонн на входе в притвор, строительство продолжалось 11 лет, и было завершено в 1232 году.

Хотя притвор Тегерского монастыря по своему объемно-пространственному замыслу является типичным для армянской архитектуры XIII века, он представляет собой принципиально новое и уникальное явление в ряду подобных притворов: в северо-западном и юго-западном углах притвора, над его кровлей, построены две маленькие купольные церкви в виде часовен, придающие строению особый, ни с чем не сравнимый, колорит. Эти часовни являются прямоугольными, центральнокупольными строениями с небольшим алтарем. Вход в часовни осуществляется с кровли притвора. Это уникальное решение архитектора Ахбайрика придает строению величественный и, одновременно с этим, «летящий» вид.

Второй пример подобного архитектурного новшества присутствует также в притворе церкви Сурб Аствацацин, построенной в это же время в селе Египатруш гавара Ниг (Апаран), тоже находившегося в княжеских владениях Вачутянов, где часовни крыши расположены в углах соединения притвора и церкви. Часовни второго этажа Тегерского монастыря непосредственно связаны со стремлением увековечить память усопших, захороненных в притворе и, вместе с тем, они созвучны общему стилю получивших широкое распространение в ту эпоху двухэтажных церквей-гробниц.

Церковь, притвор и часовни строились в течение четверти века. В 1232 году на притолоке главного входа в притвор от имени Мамахатун было высечено: «Ես’ Մամախաթունս, շինեցի զեկեղեցիքս զմեծ և զփոքր և զժամատունս յիշատակ ինձ և առն իմոյ Վաչէի…» («Я, Мамахатун, построила сии церкви, большие и малые, и сию часовню в память мою и супруга моего Ваче»). Здесь же, в притворе церкви, построенной ею, и покоится прах княжны-строительницы.

Исходя из оборонительных соображений, монастырь был обнесен заградительными стенами. В 1468 году он был перестроен Саркисом Бюраканци, а в конце XVIII века – восстановлен.
Монастырь сильно пострадал от землетрясения 1949 года. В 1950-1953 и 1975-1976 годах здесь были проведены восстановительные работы.

С территории монастырского комплекса открывается великолепный вид на раскинувшуюся внизу живописную Араратскую долину с ее многочисленными селами и бегущими во всех направлениях дорогами, белоголовый Масис и сверкающие купола знаменитой на весь мир Бюраканской обсерватории.

В день нашего посещения в этом отдаленном монастырском комплексе было многолюдно. Нам повезло: пока мы находились здесь, в церкви трижды прошел обряд крещения – паства Армянской Апостольской Церкви пополнилась тремя новыми чадами. Служащий при церкви рассказал, что через пару часов будет и венчание.

Напротив входа в монастырь, в тени деревьев отдыхали люди, прямо у стен храма девочки азартно играли в волейбол. А на горной дороге проходила последняя тренировка спортсменов перед чемпионатом Армении по автогонкам.

А мне подумалось: эти крестины, эти дети у стен монастыря, эти сосредоточенные автогонщики и их тренеры, эта смеющаяся молодежь, счастливые одухотворенные лица — разве все это не лучшая дань и память богоугодным делам нашей славной предшественницы — достопочтимой княгини Мамахатун?..

Вид на монастырь с автодороги Ахцк-Тегер
Поднимаемся выше
Далеко внизу за нашими спинами остается Араратская долина
Справа под горой — город астрофизиков Бюракан
Люди так красиво отдыхают целыми семьями, что Л. Г. Мелик-Шахназарян спешит сфотографировать их. Ну, и попадает в мой кадр.
Вид на церковь Мариам Сурб Аствацацин с юго-востока
Вид с северной стороны
Вход в притвор церкви
Хачкары над входом
Юго-западная часовня притвора словно парит в облаках
Могильные плиты в церковном дворе
Интерьер церкви
Внутреннее убранство храма
Могила княгини Мамахатун Вачутян

В это время в церкви свершается таинство крещения
Армянская символика на стенах храма
Вид из монастырского комплекса
Видами любуюсь не только я
Фотография на память
По краям ущелья буйные заросли шиповника
Вид на радиооптическую обсерваторию
Традиционные узелки
После посещения храма можно отдохнуть в тени густой листвы

У стен храма девочки играют в мяч
После чьего-то застолья и ванскому коту есть, чем полакомиться
Тренировка автогонщиков перед завтрашним чемпионатом

Ассирийцы Армении через суд будут добиваться прав на церковь «мат Мариам»

Арам Гарегинян, Sputnik Армения

Ассирийская община Армении продолжает спор за один из храмов в селе Димитров. После нескольких месяцев разногласий, община намеревается защищать свои права в суде.

Село Димитров, недалеко от города Арташат в Армении, основано ассирийцами. Здесь они, в XIX веке, построили две церкви и одну часовню.

В иракско-курдском Эрбиле открылась первая армянская церковь>>

Конфликт из-за церкви начался еще в 2007 году. Священники из епархии явились к членам ассирийского церковного совета села и потребовали ключи от церкви Пресвятой Богородицы (по-ассирийски «мат Мариам»).

«Они пришли и заявили, что храм относится к Армянской Апостольской церкви. Потом потребовали у нас ключи», — рассказывает руководитель ассирийского церковного совета села Димитров Надежда Садоева.

Это произошло 12 лет назад. А два месяца назад иерей Микаэл Нуриджанян, из соседнего села Мхчян, заявил, что должен забрать ключи и от другой церкви, Святого Кирика и Иулиты (мар Куриакус). По словам сельчан, он заявил, что выступает как посредник, чтобы передать церковь из одной ассирийской конфессии в другую.

© Sputnik / Aram Gareginyan Икона в церкви мат Мариам (Пресвятой Богоматери) в ассирийском селе Димитров, Армения

«Ассирийцы исповедуют разные конфессии христианства. Но зачем человек со стороны, пусть и священник, вмешивается в эти вопросы? Тогда мы заподозрили, что под этим предлогом против ассирийцев в Димитрове идет кампания по ассимиляции. Тогда мы подняли вопрос защиты наших храмов», — заявила Ирина Саградова-Гаспарян, руководитель Ассирийской федерации Армении»Хаядта».

В доказательство своей правоты иерей Микаэл Нуриджанян представил данные из Национального архива Армении. 1855 годом датированы первые упоминания, на армянском языке, о церкви Сурб Аствацацин (Пресвятой Богоматери) в селе Нижний Койласар. Койласар – старое название села Димитров, а значит, церковь в этом селе армянская, заявил Тер-Микаэл.

В то же время церковь Пресвятой Богородицы (мат Мариам) была построена в 1868 году. Эта дата выведена над дверью церкви и отражена в постановлении правительства N65 от 2002 года, о списке культурно-исторических памятников Араратской области.

© Sputnik / Aram Gareginyan Икона в церкви мат Мариам (Пресвятой Богоматери) в ассирийском селе Димитров, Армения

«Сурб Аствацацин и мат Мариам — это разные церкви, которые пытаются выдать за одну. Если кто-то мне не верит, может их увидеть. В Димитрове стоит ассирийский храм, а в селе Масис, всего в одном километре, стоят стены армянского», — подчеркивает Ирина Саградова-Гаспарян.

Два храма можно перепутать из-за сложной истории с названиями сел. Село Димитров раньше называлось Койласар, село Масис — Тоханшалу. В 1830-40-е годы (точная дата в Национальном архиве не установлена) два эти села объединили (примерно так же, как в нынешней Армении укрупняют сельские муниципалитеты). Объединив Тоханшалу и Койласар, вместе их назвали Нижний Койласар (к слову, был и Верхний Койласар, нынешнее село Бюраван). Поэтому во всех тогдашних документах Армянской апостольской церкви говорится о церкви Сурб Аствацацин в Нижнем Койласаре. Иногда уточняется, что церковь находится в Тоханшалу, иногда – нет.

© Sputnik / Aram Gareginyan Ассирийская церковь Мат Мариам (Пресвятой Богоматери) в селе Димитров, Армения.

Что касается ассирийского храма, то он, по ряду причин, не был зарегистрирован. Это вызвано рядом сложностей в истории христианских конфессий ассирийцев.

«Не хочу вдаваться в тонкости истории, чтобы не запутать читателя. Важно то, что церковь построили ассирийцы. И если церковь не зарегистрирована, это не значит, что ее нет», — поясняет Саградова-Гаспарян.

В Турции восстановят самую большую армянскую церковь на Ближнем Востоке>>

Данные о том, что в Нижнем Койласаре было два разных села, можно встретить в ряде документов, в том числе в «Сборниках материалов для описания местностей и племен Кавказа», которые издавались в царской России, в 1882-1915 годы (в частности, в выпуске 4). А в 1945 году Нижний Койласар снова разделили на Тоханшалу и Койласар. Армянское село сразу переименовали в Масис, а ассирийское, через четыре года, в Димитров.

Службы в церкви мат Мариам с конца 30-х не велось: священника-ассирийца растреляли в 1937-м. Но ассирийцы в селе, как могли, ухаживали за своим храмом: укрепляли стены, асфальтировали двор. Для этого при церкви действовал совет из сельчан.

«Араратская епархия утверждает, что этот храм – армянский, и что с 2007 года они ухаживают за ним. Хорошо, а кто ухаживал за церковью прежние сто сорок лет?», — говорит Саградова-Гаспарян.

С требованием вернуть храм, Ассирийская федерация Армении «Хаядта» направила письмо в Первопрестольный Эчмиадзин, оттуда письмо переправили в Араратскую епархию. Там его сейчас и рассматривают. В свою очередь, «Хаядта» предложила подключить к обсуждениям и ассирийских историков из-за рубежа. Официального приглашения из Эчмиадзина им пока не поступило.

© Sputnik / Aram Gareginyan Ассирийская церковь Мат Мариам (Пресвятой Богоматери) в селе Димитров, Армения.

В свою очередь, Араратская епархия направила свои разъяснения. Здесь отмечают, что в метрических журналах епархиальных церквей, хранящихся в Национальном архиве, есть отдельные упоминания о двух храмах: и в Неркин Койласаре (но не собственно в Койласаре — ред), и в Тоханшалу. Один из таких документов, с раздельным указанием, относится к 1913 году: это список армянских церквей, у которых не было недвижимых владений.

«В архиве также хранится изображение печати церкви от 1915 года, на котором видно, что церковь имела центральный купол, который, вероятно, был разрушен в советские годы», — говорится в комментарии епархии.

На эту печать обратили внимание и в ассирийской общине: изображение на ней очень похоже на контуры соседней церкви Сурб Аствацацин в Масисе. Собрав эти и другие доказательства, ассирийская община решила подать коллективный иск в суд.

Армянская церковь в Диарбекире скоро снова откроется — Ахоян>>

«Мы месяцами откладывали этот шаг, но теперь вынуждены пойти на эту крайнюю меру. Мы не воюем за имущество – мы боремся за наши культурные памятники, чтобы спасти наш народ от ассимиляции», — подчеркнула Саградова-Гаспарян.

Отметим, в самом селе никакой напряженности между армянами и ассирийцами нет (за исключением нескольких отдельных случаев). Когда ассирийцы подняли вопрос о церкви, коренные армяне в селе выразили им поддержку.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *