Свердловская областная дума вид государственного органа

Свердловская областная дума вид государственного органа

Содержание

Задача 31

Чтобы вы сказали, участвуя в дискуссии на тему «Возможна ли и целесообразно ли возрождение монархии в России»?.

Ответ: Нет не целесообразно. Во-первых, главное достояние современной России это демократия. При возрождении монархии в России, демократические основы общества будут поставлены под сомнение. Во-вторых, форм государственного устройства России – федеративная. При возрождении формы правления монархии придется пересмотреть основы государственного устройства. Это влечет за собой изменение конституции, порядка формирования и избрания органов государственной власти, их компетенции. В третьих, это решение по иному вопроса о принципе разделения властей. В-четвертых, большие финансовые затраты. В-пятых, для развития рыночной экономики, продолжения демократических преобразований в России необходимо дальнейшее развитие государственности России, а не возвращение к старому, отжившему.

Таким образом, обратного пути нет — возрождение монархии в России нецелесообразно.

Задача 32

По действующему российскому законодательству криминальная милиция может производить дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно.

Определите орган общей или специальной компетенции является криминальная милиция?

Ответ:

Органы общей компетенции правомочны решать широкий круг вопросов. Органы специальной компетенции (отраслевой) компетенции специализируются на выполнении какой-то одной функции одного вида деятельности.

Исходя из понятий органов общей и специальной компетенции, криминальная милиция есть орган специальной компетенции.

Задача 33

К какому виду государственных органов (законодательным, исполнительным, судебным) относятся следующие организации: Свердловская областная Дума, Правительство Республики Саха, Замоскворецкий межмуниципальный суд, военный суд Забайкальского военного округа.

Ответ:

На механизм государства, классификацию его высших органов непосредственное влияние оказывает принцип разделения властей, в соответствии с которым создаются законодательные, исполнительные и судебные органы.

Законодательные органы издают законы. Исполнительные органы осуществляют непосредственное управление. Органы правосудия образуют довольно сложную систему, состоящую из гражданских, уголовных, административных, военно-полевых, транспортных и иных судов.

Свердловская областная Дума – законодательный орган,

Правительство Республики Саха – исполнительный орган,

Замоскворецкий межмуниципальный суд, военный суд Забайкальского военного округа – судебный орган.

Задача 34

Исполнительная власть как ветвь государственной власти самостоятельна. Эта самостоятельность абсолютна или относительна?

Ответ:

Самостоятельность исполнительной власти относительна, так как существует система сдержек и противовесов, которая исключает возможность сосредоточения всей полноты государственной власти органами исполнительной власти. Непрерывно действующий конституционный взаимоконтроль высших органов государства предупреждает абсолютизацию исполнительной и любой другой власти в одном органе и установления, в конечном счете, диктатуры.

Четверть века назад указом Президента России был распущен Свердловский областной Совет народных депутатов, отстранён от должности глава администрации региона и начался процесс формирования новых властных структур. «Областная газета» предлагает читателю взглянуть на историю создания и последующих реорганизаций органов законодательной и исполнительной власти Среднего Урала.

Высшее должностное лицо

Первые изменения в структуре власти в Свердловской области произошли ещё до распада СССР – в октябре 1991 года была создана администрация области. Но это было похоже на присвоение нового названия исполкому облсовета, большинство бывших сотрудников которого продолжили работу под новой вывеской в своих кабинетах. Председатель исполкома стал называться главой администрации, правда, теперь он уже не избирался облсоветом, а назначался на этот пост указом Президента России. До ноября 1993 года обладминистрацию Среднего Урала возглавлял Эдуард Россель, но после предпринятой в октябре того года попытки провозглашения Уральской республики Президент РФ Борис Ельцин отстранил его от этой должности. Полномочия главы администрации два месяца временно исполнял Валерий Трушников, а в январе 1994 года область возглавил Алексей Страхов.

Коренное изменение статуса высшего должностного лица региона произошло после принятия в декабре 1994 года Устава Свердловской области, которым была введена выборная должность губернатора. В августе 1995-го прошли первые губернаторские выборы, на которых победу одержал Эдуард Россель. После этого он избирался ещё дважды — в 1999 и 2003 годах, а когда в 2005 году вместо выборов была введена процедура наделения гражданина РФ полномочиями губернатора, областное Заксобрание по представлению Президента РФ наделило его этими полномочиями и на четвёртый срок. Но занять губернаторское кресло в пятый раз ему не довелось – в ноябре 2009 года полномочиями главы региона был наделён Александр Мишарин, которого в мае 2012 года сменил по такой же процедуреЕвгений Куйвашев.

Первый глава администрации, первый председатель Областной думы и первый губернатор Свердловской области Эдуард Россель сегодня представляет Средний Урал в Совете Федерации России Фото: Алексей Кунилов

Положение о выборности губернатора было возвращено в Устав области в июне 2012 года. На прошедших впервые после 14-летнего перерыва губернаторских выборах 10 сентября 2017 года победу одержал Евгений Куйвашев, став вторым в истории области всенародно избранным главой региона.

Кстати

Ныне действующая структура кабмина Свердловской области отличается от структуры Правительства РФ. Если на федеральном уровне действуют 22 министерства, то на Среднем Урале их – 17. Ведь есть ряд управленческих полномочий, отнесённых исключительно к ведению центра. Если областное министерство общественной безопасности по исполняемым функциям можно в какой-то мере соотнести с федеральными МВД и МЧС, а министерство международных и внешнеэкономических связей области – с МИДом России, то подобия министерств обороны, по делам Северного Кавказа или по развитию Дальнего Востока уж точно не нужны Среднему Уралу. Что же касается других областных ведомств, то часть из них даже повторяет названия федеральных — министерства финансов, здравоохранения, культуры, природных ресурсов и экологии и т.д.

Власть исполнительная

Пришедшая на смену облисполкому администрация области включала в себя областное правительство и департамент главы администрации. Первым премьером областного кабмина стал Валерий Трушников, а директором департамента главы – Алексей Воробьёв. Но после принятия в декабре 1994 года Устава области администрация региона была упразднена, и правительство стало высшим исполнительным органом, подотчётным губернатору. Тогда же была создана администрация губернатора, которую в сентябре 1995 года возглавил Анатолий Гайда, ранее руководивший группой по разработке областного Устава.

С тех пор структура областного правительства неоднократно менялась — вводились и упразднялись министерства, изменялись их функции. Администрация губернатора подвергалась меньшим изменениям, а её значение в формировании политической повестки региона всегда оставалось весомым. Так, в последние годы губернаторства Эдуарда Росселя областная власть стала конструктивнее взаимодействовать с муниципальной властью областного центра, к чему приложил руку тогдашний глава его администрации Александр Левин. А возглавлявший этот орган с декабря 2009 по март 2012 года Вячеслав Лашманкин, как считается, сыграл активную роль в проведённой при губернаторе Александре Мишарине реформе законодательной власти региона. Поговаривают, правда, о влиянии на Лашманкина тогдашнего руководителя аппарата администрации Екатеринбурга Владимира Тунгусова, впоследствии (в 2016 году) возглавившего администрацию губернатора.

Созданием аппарата губернатора и правительства, который в ноябре 2018 года возглавил Валерий Чайников, завершилось начатое два года назад реформирование структуры исполнительной власти области Фото: Александр Исаков

Одна из кардинальных перемен в исполнительной власти прошла в 2016 году. Был ликвидирован пост областного премьера, функции которого переданы губернатору, введены должности двух первых заместителей главы региона и шести заместителей, курирующих работу министерств по важнейшим направлениям. Реорганизация завершилась осенью 2018 года упразднением администрации главы региона и созданием аппарата губернатора и правительства области, который в ноябре возглавил Валерий Чайников, ставший одновременно заместителем губернатора.

Областной законодатель

Несмотря на начавшуюся в 1991 году реорганизацию органов исполнительной власти, законодательная власть в регионе на протяжении ещё двух лет оставалась советской — её осуществлял Свердловский облсовет народных депутатов, распущенный Указом Президента РФ лишь в ноябре 1993 года. А в апреле 1994 года прошли первые выборы нового законодательного органа — Свердловской областной думы, первым председателем которой стал Эдуард Россель. Облдума приняла в декабре того же года Устав области, которым предусматривалось создание областного Законодательного собрания, состоящего уже из двух палат — Областной думы (нижняя палата) и Палаты представителей (верхняя палата).

В апреле 1996 года прошли первые выборы обеих палат. Первым председателем Областной думы стал Вячеслав Сурганов, а председателем Палаты представителей – Александр Шапошников.

Облдума (28 депутатов) избиралась по партийным спискам, а Палата представителей (21 депутат) — по одномандатным избирательным округам. Таким образом, в нижней палате были представлены действующие в области политические силы, а депутаты верхней палаты представляли в региональном парламенте жителей территорий области. К тому же Палата представителей была своеобразным дополнительным фильтром, благодаря которому принимаемые законодательные акты прорабатывались более тщательно – ведь законами становились только принятые Облдумой и одобренные Палатой представителей законопроекты.

Заметим также, что депутаты Облдумы работали на постоянной основе, а депутаты верхней палаты — без отрыва от своей основной деятельности, в чём были и свои минусы. Так, до 2004 года, пока допускалось совмещение депутатских полномочий с государственной и муниципальной службой, значительную часть депутатского корпуса верхней палаты составляли руководители крупных муниципальных образований — Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Каменска-Уральского, Краснотурьинска и других. А после 2004 года большинство депутатских мест в палате заняли крупные предприниматели и топ-менеджеры промышленных компаний.

Главы Свердловской области

Имя, фамилия

Наименование должности

Когда назначен (избран)

на должность

Когда освобождён

Эдуард Россель

Глава администрации области

октябрь 1991

ноябрь 1993

Валерий Трушников

Врио главы администрации области

ноябрь 1993

январь 1994

Алексей Страхов

Глава администрации области

январь 1994

август 1995

Эдуард Россель

Губернатор области

август 1995

ноябрь 2009

Александр Мишарин

Губернатор области

ноябрь 2009

май 2012

Евгений Куйвашев

Губернатор области

май 2012

Председатели Областной думы Свердловской области (с апреля 1996 года – Областная дума Законодательного собрания Свердловской области)

Имя, фамилия

Когда избран на должность

Когда ушёл с должности

Эдуард Россель

декабрь 1993

август 1995

Вячеслав Сурганов

сентябрь 1995

апрель 2000

Евгений Порунов

апрель 2000

апрель 2002

Николай Воронин

апрель 2002

март 2010

Елена Чечунова

март 2010

декабрь 2011

Председатели Палаты представителей Законодательного собрания Свердловской области

Имя, фамилия

Когда избран на должность

Когда ушёл с должности

Александр Шапошников

апрель 1996

май 1998

Пётр Голенищев

май 1998

апрель 2000

Виктор Якимов

апрель 2000

апрель 2004

Юрий Осинцев

апрель 2004

сентябрь 2007

Людмила Бабушкина

октябрь 2007

декабрь 2011

Председатель Законодательного собрания Свердловской области

Имя, фамилия

Когда избран на должность

Людмила Бабушкина

декабрь 2011

Председатели правительства Свердловской области

Имя, фамилия

Когда назначен на должность

Когда ушёл с должности

Валерий Трушников

декабрь 1991

апрель 1996

Алексей Воробьёв

май 1996

июнь 2007

Виктор Кокшаров

июнь 2007

декабрь 2009

Анатолий Гредин

декабрь 2009

апрель 2012

Владимир Власов

апрель 2012

июнь 2012

Денис Паслер

июнь 2012

сентябрь 2016

Директоры департамента главы администрации Свердловской области

Имя, фамилия

Когда назначен на должность

Когда ушёл с должности

Алексей Воробьёв

ноябрь 1991

Николай Воронин

сентябрь 1995

Главы администрации губернатора Свердловской области

Имя, фамилия

Когда назначен на должность

Когда ушёл с должности

Анатолий Гайда

сентябрь 1995

ноябрь 1997

Юрий Пинаев

май 1998

апрель 2001

Анатолий Тарасов

апрель 2001

октябрь 2003

Вениамин Голубицкий

октябрь 2003

август 2005

Александр Левин

сентябрь 2005

декабрь 2009

Вячеслав Лашманкин

декабрь 2009

март 2012

Сергей Зырянов

март 1012

май 2012

Яков Силин

июнь 2012

декабрь 2013

Сергей Пересторонин

декабрь 2013

май 2016

Владимир Тунгусов

май 2016

сентябрь 2018 (должность упразднена)

Глава аппарата губернатора и правительства — заместитель губернатора Свердловской области

Имя, фамилия

Когда назначен на должность

Валерий Чайников

ноябрь 2018

К 2010 году Свердловская область осталась единственным субъектом РФ с двухпалатным законодательным органом. Поэтому когда в июле того года в Облдуму был внесён проект нового Устава области, предполагавший возврат к однопалатному Заксобранию, депутаты его приняли без проволочек. Губернатор Александр Мишарин заявил тогда, аргументируя это предложение: «Повышение эффективности законотворческой работы требует принятия модели именно однопалатного парламента. В результате перехода к такой системе сокращается время рассмотрения законопроектов, расширяется база их экспертной оценки, укрепляется связь территории со своим депутатом».

Людмила Бабушкина руководит законодательным органом власти региона уже 12-й год. С октября 2007 года она возглавляла Палату представителей, а с декабря 2011-го является председателем однопалатного Законодательного собрания Свердловской области Фото: Алексей Кунилов

Новый Устав был принят, и с декабря 2011 года областной парламент стал однопалатным, в нём теперь заседают 50 депутатов. Половина из них избирается по партийным спискам, представляя действующие в области политические силы, и половина – по одномандатным избирательным округам, сохраняя в своём лице прямое представительство территорий в областном парламенте.

Должность председателя Заксобрания вот уже семь лет занимает Людмила Бабушкина, которая до этого на протяжении четырёх лет возглавляла Палату представителей.

КОММЕНТАРИИ

Анатолий Гайда, в 1993 и 1994 годах — руководитель рабочей группы, занимавшейся разработкой Конституции Уральской республики, а затем Устава Свердловской области:

— Хочу напомнить, что к лету 1993-го уже полтора года минуло после распада СССР. Однако за это время практически во всех регионах России так и не определились, что же должно прийти на смену функционировавшим в период существования Союза облисполкомам и облсоветам. Создавалось впечатление, что региональные элиты заняли выжидательную позицию. Но кому-то надо было стартовать первым. Таковыми оказались мы. Тщательно проанализировав как действовавшую тогда Конституцию РСФСР, так и основные законы США и земель Германии, мы пришли к выводу о необходимости изменить статус региона. По Конституции РСФСР в стране существовали автономные республики, края и области. И у каждого из этих субъектов был свой юридический, политический и экономический статус. Но ведь все россияне — жители одной страны. А раз так, их статус тоже должен быть одинаковым. Вот и появилась идея создания Уральской республики. При этом о сепаратизме и речи быть не могло. А в Москве решили как раз наоборот, хотя наш основной закон ни в чём не противоречил Конституции РСФСР. В итоге все основные положения разработанной нами Конституции несостоявшейся Уральской республики вошли в принятый в 1994 году Устав Свердловской области, который стал показательным для других регионов. В Чечне, например, его скопировали один в один.

Вениамин Голубицкий, в 1993 и 1994 годах – один из авторов-разработчиков проектов Конституции Уральской республики и Устава Свердловской области:

— Структуры органов государственной власти и управления складываются из намерений, течений и интересов разных сил, которые в этом процессе участвуют. Важно, в какой политической ситуации и под какие конкретные задачи эти структуры создаются. Мы после отмены руководящей роли КПСС и развала Союза ССР создавали эту структуру в сложнейших условиях политических бурь и натиска различных политических сил, в условиях неравенства субъектов Федерации, которое надо было преодолевать. Новая постсоветская система органов исполнительной и законодательной власти в нашем регионе была создана. И видимо, не ошиблись мы тогда, выбирая именно такую её структуру, если Свердловская область за минувшие с той поры почти четверть века превратилась в один из ведущих регионов страны по всем показателям экономического, социально-политического и культурного развития. Конечно, сегодня перед регионом стоят уже совсем иные задачи, для их решения необходимы новые властные органы, новые формы и способы государственного управления и администрирования. Эти изменения в органах власти, конечно, нужны, и проводить их следует по мере необходимости, но обязательно сохраняя должный баланс между ветвями власти и органами управления. Что, на мой взгляд, пока удаётся.

Константин Устиловский, первый заместитель руководителя аппарата губернатора и правительства Свердловской области:

— Структура органов власти в Свердловской области за 25 лет менялась неоднократно. Это был поиск оптимальных форм управления регионом в данный конкретный момент ради достижения главной цели — улучшения работы всей цепочки власти. Жизнь ведь на месте не стоит, и любой управленческий орган по своей структуре и оперативности работы должен соответствовать темпу, динамике и задачам социальной действительности. На отмену выборов губернаторов в 2005 году федеральные власти подвигла трагедия в Беслане. Это решение диктовалось чрезвычайной ситуацией и террористической угрозой. Но теперь к выборности губернаторов мы вернулись. А что касается предложений вернуть двухпалатный парламент, то не стоит забывать, что сторонников ликвидации Палаты представителей было немало, даже когда она активно функционировала. Вот уже шесть лет у нас нет двухпалатного парламента, и от этого не стало хуже. По-моему, чем проще система, тем она надёжнее. Но до этого нам, наверное, надо было дорасти. Палата представителей выражала интересы социальных групп, которых не было в Областной думе. К примеру, территорий муниципалитетов. Или предпринимателей. На определённом этапе это себя оправдывало. В те годы и депутаты были не очень подготовлены, и механизмы принятия законов с учётом разных мнений ещё толком не разработали. Тогда все мы учились. Потом наступил период, когда все задачи принятия качественных законов уже решались и в одной палате. А вторая уже зачастую не отражала интересы тех или иных социальных групп, и даже злоупотребляла ими. То есть всё-таки без метода проб и ошибок не обошлось. Но, видимо, без них власть бы не закалилась. А кто закалён, тот и силён. У сильного государства и власть должна быть соответствующей. Федеральная, региональные и муниципальные власти должны идти в одном направлении, решать одни задачи, нести взаимную ответственность друг перед другом и перед населением. Думаю, именно так у нас сейчас всё и происходит.

  • Опубликовано в №219 от 28.11.2018

Полномочия Законодательного Собрания

Сведения о полномочиях Законодательного Собрания, перечне законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия.

Деятельность Законодательного Собрания Свердловской области осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, Уставом и законами Свердловской области, Регламентом Законодательного Собрания Свердловской области и иными правовыми актами Законодательного Собрания.

Базовым федеральным нормативно-правовым актом, определяющим основные полномочия Законодательного Собрания как законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта является Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Статья 5. Основные полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации

1. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации:

а) принимает конституцию субъекта Российской Федерации и поправки к ней, если иное не установлено конституцией субъекта Российской Федерации, принимает устав субъекта Российской Федерации и поправки к нему;

б) осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации;

б.2) заслушивает ежегодные отчеты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) о результатах деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по вопросам, поставленным законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

в) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.

2. Законом субъекта Российской Федерации:

а) утверждаются бюджет субъекта Российской Федерации и отчет о его исполнении, представленные высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

в) в пределах полномочий, определенных федеральным законом, устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации;

г) утверждается порядок осуществления стратегического планирования в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;

д) устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению субъекта Российской Федерации, а также порядок их взимания;

е) утверждаются бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации и отчеты об их исполнении;

ж) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации, в том числе долями (паями, акциями) субъекта Российской Федерации в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм;

з) утверждаются заключение и расторжение договоров субъекта Российской Федерации;

и) устанавливается порядок назначения и проведения референдума субъекта Российской Федерации;

к) устанавливаются порядок проведения выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок проведения выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо порядок избрания высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и порядок отзыва высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

л) устанавливается административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации и порядок его изменения;

м) устанавливается система исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

н) регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации к ведению и полномочиям субъекта Российской Федерации.

3. Постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации:

а) принимается регламент указанного органа и решаются вопросы внутреннего распорядка его деятельности;

б) назначаются на должность и освобождаются от должности отдельные должностные лица субъекта Российской Федерации, оформляется согласие на их назначение на должность, если такой порядок назначения предусмотрен Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации;

в) назначаются выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, выборы высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо оформляется решение об избрании высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, назначается голосование по отзыву высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

г) назначается референдум субъекта Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации;

д) оформляется решение о недоверии (доверии) высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а также решение о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в назначении которых на должность законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации принимал участие в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации;

е) утверждается соглашение об изменении границ субъектов Российской Федерации;

ж) одобряется проект договора о разграничении полномочий;

з) назначаются на должность судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации;

и) оформляются иные решения по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации к ведению законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

4. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах и формах, установленных конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и законами субъекта Российской Федерации:

а) осуществляет наряду с другими уполномоченными на то органами контроль за соблюдением и исполнением законов субъекта Российской Федерации, исполнением бюджета субъекта Российской Федерации, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации;

б) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.

Базовым нормативно-правовым актом Свердловской области, определяющим основные полномочия Законодательного Собрания Свердловской области является Устав Свердловской области от 23.12.2010 N 105-ОЗ.

Устав Свердловской области от 23.12.2010 N 105-ОЗ.

Статья 31. Полномочия Законодательного Собрания Свердловской области

1. Законодательное Собрание Свердловской области принимает Устав Свердловской области и вносит в него изменения.

2. Законодательное Собрание Свердловской области законами Свердловской области:

1) устанавливает административно-территориальное устройство Свердловской области и порядок его изменения;

2) устанавливает систему исполнительных органов государственной власти Свердловской области;

3) устанавливает структуру Правительства Свердловской области;

4) устанавливает порядок управления и распоряжения государственной собственностью Свердловской области;

5) утверждает программу социально-экономического развития Свердловской области;

6) утверждает областной бюджет, бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов Свердловской области, отчеты об исполнении областного бюджета, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Свердловской области;

7) устанавливает и вводит в действие на территории Свердловской области региональные налоги;

8) учреждает награды Свердловской области и устанавливает почетные звания Свердловской области;

9) устанавливает особенности государственной гражданской службы Свердловской области;

10) устанавливает порядок подготовки и проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Свердловской области;

10-1) устанавливает порядок подготовки и проведения выборов Губернатора Свердловской области и порядок отзыва Губернатора Свердловской области;

11) устанавливает порядок подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области;

12) устанавливает порядок назначения и проведения референдума Свердловской области;

13) устанавливает порядок назначения и проведения местных референдумов в Свердловской области;

14) регулирует вопросы организации местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральным законом;

15) утверждает заключение и расторжение соглашений Свердловской области об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, соглашений Свердловской области об осуществлении межрегиональных связей;

16) регулирует иные отношения в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и Уставом Свердловской области.

3. Законодательное Собрание Свердловской области:

1) вносит предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации, рассматривает и одобряет законы Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации;

2) вносит в порядке законодательной инициативы проекты федеральных законов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, подготавливает отзывы на проекты федеральных законов по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

3) в пределах и формах, установленных законами Свердловской области, осуществляет контроль за соблюдением и исполнением законов Свердловской области и постановлений Законодательного Собрания Свердловской области, исполнением областного бюджета, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Свердловской области, соблюдением установленного порядка распоряжения государственной собственностью Свердловской области;

4) назначает выборы депутатов Законодательного Собрания Свердловской области;

4-1) назначает выборы Губернатора Свердловской области;

5) заслушивает бюджетные послания Губернатора Свердловской области;

6) заслушивает ежегодные отчеты Губернатора Свердловской области о результатах деятельности Правительства Свердловской области, в том числе по вопросам, поставленным Законодательным Собранием Свердловской области, рассматривает отчеты Губернатора Свердловской области о выполнении программ социально-экономического развития Свердловской области;

7) выражает недоверие (доверие) Губернатору Свердловской области в случаях, установленных федеральными законами, принимает решение о досрочном прекращении полномочий Губернатора Свердловской области в случаях, установленных федеральными законами;

8) дает согласие на назначение первых заместителей Губернатора Свердловской области, руководителей уполномоченных исполнительных органов государственной власти Свердловской области в сферах финансов и социальной защиты населения, основного органа по управлению государственным имуществом Свердловской области;

9) назначает на должность по представлению Губернатора Свердловской области судей Уставного Суда Свердловской области, назначает на должность мировых судей Свердловской области;

10) назначает на должность по предложению Губернатора Свердловской области Уполномоченного по правам человека в Свердловской области, назначает на должность по представлению Губернатора Свердловской области Уполномоченного по правам ребенка в Свердловской области;

11) назначает половину членов Избирательной комиссии Свердловской области с правом решающего голоса;

12) образует орган государственного финансового контроля, действующий на основании закона Свердловской области;

13) наделяет гражданина Российской Федерации полномочиями члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации — представителя от Законодательного Собрания Свердловской области;

14) согласовывает представление Генерального прокурора Российской Федерации о назначении на должность прокурора Свердловской области;

15) назначает представителей общественности в квалификационной коллегии судей Свердловской области;

16) избирает представителей Законодательного Собрания Свердловской области в квалификационной комиссии Адвокатской палаты Свердловской области;

17) утверждает соглашения об изменении границ Свердловской области;

18) одобряет проект договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Свердловской области;

19) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о толковании Конституции Российской Федерации, с запросами о соответствии Конституции Российской Федерации нормативных правовых актов и договоров, определенных Конституцией Российской Федерации, обращается в суды общей юрисдикции, арбитражные суды, Уставный Суд Свердловской области;

20) дает согласие в случаях, предусмотренных законами Свердловской области, на принятие исполнительными органами государственной власти Свердловской области решений о заключении сделок с имуществом;

21) назначает референдум Свердловской области;

22) назначает голосование по отзыву Губернатора Свердловской области;

23) избирает из числа депутатов Законодательного Собрания Свердловской области председателя Законодательного Собрания Свердловской области, его заместителей, образует из числа депутатов Законодательного Собрания Свердловской области Совет Законодательного Собрания Свердловской области, комитеты и комиссии Законодательного Собрания Свердловской области, утверждает председателей и заместителей председателей комитетов Законодательного Собрания Свердловской области, назначает председателей и заместителей председателей комиссий Законодательного Собрания Свердловской области;

24) принимает регламент Законодательного Собрания Свердловской области;

25) утверждает план законопроектной работы Законодательного Собрания Свердловской области на очередной год;

26) учреждает награды Законодательного Собрания Свердловской области;

27) награждает наградами Законодательного Собрания Свердловской области;

28) принимает решение о самороспуске;

29) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Свердловской области и законами Свердловской области.

20.Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов рф (на примере Законодательного Собрание Свердловской области).

  • •1.Верховная государственная власть: понятие, признаки, институты.
  • •2.Виды общественных объединений по территории, по государственной принадлежности, по возрастному критерию.
  • •3. Виды организационно-правовых форм общественных объединений.
  • •4.Возбуждение вопроса о проведении референдума, его назначение и проведение.
  • •5.Временное пребывание и временное проживание иностранных граждан в рф.
  • •6.Всеобщее избирательное право: понятие, ограничительные цензы. Гарантии всеобщего избирательного права.
  • •7.Второе чтение по законопроекту в Думе. Третье чтение законопроекта в Думе и подготовка к нему. Направление принятых законов в Совет Федерации.
  • •8. Въезд в рф и выезд из рф иностранных граждан.
  • •9.Выборы в России: понятие, виды. Избирательное право: понятие, структура, предмет регулирования.
  • •10. Высшее должностное лицо субъекта рф.
  • •11. Гарантии реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина.
  • •12.Государственная власть. Принцип разделения властей в рф. Система сдержек и противовесов в механизме разделения властей в рф.
  • •13.Государственная Дума: порядок формирования, собственные полномочия, акты.
  • •14. Государственное устройство: понятие, формы. Виды государственно-территориальных единиц.
  • •15. Государственные символы рф: флаг, герб, гимн.
  • •16. Гражданство детей.
  • •17. Децентрализация и деконцентрация в территориальной организации государств.
  • •18. Законодательная инициатива в Федеральном Собрании: понятие, порядок осуществления.
  • •20.Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов рф (на примере Законодательного Собрание Свердловской области).
  • •21.Закрытое административно-территориальное образование: понятие, правовой режим, полномочия федеральных и региональных органов государственной власти в отношении зато.
  • •22. Избирательные комиссии: понятие, виды, правила формирования, полномочия.
  • •23. Избирательные округа, участки: понятие, виды, правила образования.
  • •24. Иностранцы, лица без гражданства: правовое положение в Российской Федерации. Постановление Конституционного Суда рф от 17.02.98 в связи с жалобой Яхья Дашти Гафура.
  • •25.Институт полномочных представителей Президента рф: виды, правовой статус, задачи, функции.
  • •26.Институт референдума: понятие, выносимые вопросы.
  • •28. Исполнительные органы государственной власти субъектов рф (на примере Свердловской области).
  • •29. Источники конституционного права как отрасли права
  • •30.Конституционно-правовая ответственность как вид юридической ответственности: проблемы выделения и определения.
  • •31.Конституционно-правовой статус Российского государства. Особенности России как федерации.
  • •32. Конституционно-правовые основы местного самоуправления в России.
  • •33.Конституционно-правовые отношения: особенности, объекты, субъекты.
  • •34. Конституционное право как отрасль права: отличительные особенности
  • •35. Конституционное право: понятие, предмет, метод регулирования.
  • •36. Конституционные нормы: их особенности и виды.
  • •37. Конституционные основы судебной власти в России. Постановление Конституционного Суда рф от 17.06.98 г. По делу о проверке конституционности ч. 1 ст. 102 фз «о федеральном бюджете на 1998 год».
  • •38. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина: понятие, юридическая природа. Классификации конституционных прав и свобод.
  • •39. Конституционный статус личности: понятие, структура, соотношение с правовым и фактическим положением личности в обществе
  • •40.Конституционный статус субъектов рф. Классификация субъектов рф.
  • •41. Конституционный Суд рф как орган по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина.
  • •42. Статус судей Конституционного суда рф.
  • •43. Меньшинства: понятие, виды. Право меньшинств на защиту
  • •44.Место Президента России в системе государственных органов России. Полномочия Президента как главы государства.
  • •45. Направление принятых палатами законов Президенту России. Возвращение и отклонение законов Президентом.
  • •46. Непосредственное осуществление населением местного самоуправления и участие населения в решении вопросов местного значения.
  • •47. Общественные объединения в России, теоретическое и юридическое определения.
  • •48. Общие принципы организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти в субъектах рф.
  • •49. Ограничения прав и свобод личности.
  • •50. Органы мсу: понятие, структура, виды, порядок формирования
  • •51. Основания для приостановления и прекращения судом деятельности сми. Юридические последствия прекращения деятельности сми.
  • •52. Основания прекращения гражданства рф.
  • •53. Основания приобретения гражданства рф.
  • •54. Основы конституционного строя России: понятие, содержание, структура.
  • •56. Первое чтение по законопроекту в Думе и подготовка законопроекта ко второму чтению.
  • •57. Письменное предупреждение и приостановление деятельности общественных объединений. Ликвидация общественных объединений и их реорганизация.
  • •59. Подписание, обнародование, вступление в силу законов России.
  • •60. Позитивная и негативная конституционно-правовая ответственность
  • •61. Полномочия Конституционного Суда рф.
  • •62. Полномочия Президента России как фактического главы исполнительной власти. Собственные нормотворческие полномочия Президента России. Дискреционные полномочия Президента рф.
  • •63. Понятие гражданства. Гражданство и подданство. Постановление Конституционного Суда рф от 15.01.98 в связи с жалобой гражданина а. Я. Аванова.
  • •Определил:
  • •64. Понятие и виды нко и их правовое положение по законодательству рф.
  • •66. Понятие свободы массовой информации и ее правовое содержание. Конституционное закрепление свободы сми.
  • •67. Понятие и виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.
  • •68. Порядок изменения глав 1, 2, 9 Конституции России и ст.65 Конституции России. Постановление Конституционного Суда рф от 28.11.1995г.
  • •69. Порядок изменения глав 3-8 Конституции России. Постановление Конституционного Суда рф от 31.10.1995г.
  • •70. Порядок образования в рф нового субъекта
  • •71. Порядок принятия в рф нового субъекта рф.
  • •72. Постоянное проживание иностранных граждан в рф.
  • •73. Права и обязанности общественных объединений в сферах их деятельности.
  • •74. Правительство России: образование, статус, прекращение полномочий.
  • •75. Право народов на самоопределение: понятие, субъекты, сферы и формы осуществления.
  • •76. Право индивидов на объединение: субъекты, содержание.
  • •77. Правовая и лингвистическая экспертиза законопроектов: понятие, содержание, место в законодательном процессе.
  • •78. Правовое положение кандидатов в депутаты и зарегистрированных кандидатов.
  • •79. Правовое регулирование федеративных отношений в России: формы, источники, проблемы.
  • •80. Правовой статус Администрация Президента рф.
  • •81. Правовой статус беженцев: законодательное определение, приобретение статуса, основы правового положения.
  • •82. Правовой статус вынужденных переселенцев: законодательное определение, приобретение статуса, основы правового положения.
  • •83. Правовой статус депутатов Государственной Думы. Досрочное прекращение депутатских полномочий. Депутатская неприкосновенность.
  • •84. Правовой статус национально-культурной автономии.
  • •3 Группы прав нка:
  • •85. Правовой статус политических партий. Содержание и порядок реализацииконституционного права на объединение в политические партии.
  • •86. Пределы законодательной компетенции. Постановление Конституционного Суда рф от 12.04.95 г. По делу о толковании ст. 103, 105, 107, 108, 117 и 135 Конституции рф.
  • •89. Принципы российского гражданства.
  • •90. Производство по делам о российском гражданстве по фз «о гражданстве рф» и по Положению «о порядке рассмотрения вопросов гражданства».
  • •91. Равное избирательное право, тайна голосования: понятие, гарантии.
  • •93. Рассмотрение законов в Совете Федерации.
  • •94. Регистрационный порядок создания общественных объединений. Основания и порядок отказа в регистрации общественных объединений.
  • •95. Регистрация законопроектов и принятие решений об их первичном движении. Предварительное рассмотрение законопроектов в комитетах, комиссиях Государственной Думы.
  • •96. Регистрация и лицензирование в сфере массовой информации.
  • •97. Религиозные организации: понятие и виды. Религиозные группы: понятие, легализация, основы правового статуса.
  • •98. Решения и правовые позиции Конституционного Суда рф: понятие, виды, провозглашение, опубликование, юридическая сила. Особое мнение и мнение судьи Конституционного Суда рф.
  • •99. Решения Конституционного Суда рф как источники права.
  • •100. Российская Федерация как суверенное государство. Народный, национальный и государственный суверенитет.
  • •101. Свобода совести, вероисповедания и конфессионально-публичное право.
  • •102. Система и структура федеральных органов исполнительной власти.
  • •104. Совет Федерации: порядок формирования, собственные полномочия, акты.
  • •105. Содержание и порядок реализации конституционного права на проведение публичных мероприятий.
  • •107. Территориальные основы местного самоуправления: понятие и становление. Виды муниципальных образований.
  • •108. Территориальное устройство субъектов рф: понятие, развитие, принципы. Виды и характеристика административно-территориальных единиц и населённых пунктов.
  • •109. Территория Российской Федерации: понятие, состав, правовое закрепление.
  • •110. Территория субъектов рф: понятие, состав. Изменение границ между субъектами рф.
  • •111. Участие средств массовой информации в избирательном процессе: классификация сми, условия проведения агитации через печатные сми и через электронные сми
  • •112. Федеральное Собрание России и его палаты: структура, срок полномочий, функциональное назначение в системе высшей власти.
  • •113. Федерация: понятие, признаки, виды.
  • •114. Явочный, нормативно-явочный, разрешительный порядок создания общественных объединений.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *