Тактики поведения во взаимодействии

Тактики поведения во взаимодействии

Поведение людей в конфликте

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 8

В движении к конфликту и самом конфликте люди ведут себя по-разному. Люди демонстрируют разное отношение к конфликтогенам. Это зависит от их характера, образования, воспитания, личностных качеств.

В ходе изучения поведения людей в конфликте будут рассмотрены следующие вопросы:

1. Поведение людей в предконфликте;

2. Виды поведения людей в конфликте;

3. Направленность поведения в конфликте;

4. Типы конфликтных личностей;

5. Виды конфликтных личностей.

Поведение в предконфликте разных людей бывает очень различным. Оно характеризуется двумя противоположными оценками – как конфликтное и как неконфликтное.

Конфликтность означает повышенную эмоциональную реакцию, резкость суждений и поведения, ответ на конфликтоген еще большим встречным конфликтогеном. Такие люди устраивают эскалацию конфликтной ситуации по малейшему поводу. Поэтому конфликты с их участием происходят постоянно.

По оценкам психологов, конфликтных людей сравнительно немного – 6-7%. Однако они, за счет своей повышенной активности, могут сильно испортить обстановку в коллективах.

Неконфликтность означает поведение, направленное на смягчение противоречий, на разрядку конфликтной ситуации, на снятие напряжения и недопущение конфликта. Таких людей подавляющее большинство, лишь индивиды с психическими проблемами специально хотят стать участником конфликта.

Виды поведения в конфликте существует очень разные. Психологи выделяют пять основных видов: избегание, уступка, противоборство, компромисс, сотрудничество.

Избегание – это стремление уйти от конфликтных проблем и обстоятельств, даже ценой отказа от своих желаний. Избегание, в зависимости от ситуации, можно оценивать и как положительное, и как отрицательное явление.

Избегание бывает полезным при следующих условиях:

когда затрагивается проблема (справедливость) на стороне партнера, к тому же он обладает большей властью;

когда напряженность резко возрастает, партнер излишне эмоционален, и сторонами надо успокоиться.

Однако бывают ситуации, когда избегание обострения со стороны одних приводит к торжеству других, которые этого не заслуживают. Кроме того, при избегании ни одна из сторон не достигает успеха.

Уступка – это отказ от части своих притязаний с целью сохранения хороших отношений.

Уступка наиболее эффективна при следующих условиях:

– когда одна сторона чувствует, что, немного уступая, теряет мало;

– когда есть осознание, что итог очень важен для одной стороны;

– когда надо смягчить ситуацию, и правота на другой стороне.

Фактически недопущение развития конфликта путем уступки происходит благодаря отказу от притязаний, самопожертвованию одной из сторон. К сожалению, нередко такая «жертва» воспринимается соперником как слабость другой стороны. В результате, «аппетиты победителя» лишь возрастают, что приводит к возникновению конфликтной ситуации на новом, более сложном уровне.

Противоборство – это стремление любой ценой добиться своего.

При этом часто происходит поиск самобытного, самостоятельного пути выхода. Наиболее эффективно противоборство в условиях:

– когда исход очень важен для активной стороны, к тому же у нее есть для победы достаточный ресурс;

– когда нет выбора, сторона буквально «загнана в угол».

Противоборство часто связано со стремлением любой ценой добиться победы над соперником. Попытка настоять на своем путем «борьбы до конца» приводит, как правило, к самым жестким формам развития конфликта. Такие виды поведения в конфликтной ситуации некоторые называют «военными действиями».

Противоборство как вид поведения в конфликте, психологически является худшим вариантом. Он показывает ограниченность, упрямство и другие отрицательные черты сторонников такого поведения.

При противоборстве может выиграть лишь одна сторона. Чаще же проигрывают обе, т.к. обе несут определенные потери в ходе борьбы.

Компромисс – это урегулирование противоречий путем взаимных уступок, довольствуясь частичным удовлетворением своих желаний.

Участники конфликта проявляют гибкость, добрую волю, и делают шаги навстречу друг к другу. Результатом становится согласованная договоренность, которая устраивает обе стороны.

Компромисс наиболее эффективен в следующих условиях:

– когда стороны взаимоисключающие интересы, и при этом у них имеется примерно равная власть;

– когда требуется быстрое или временное решение;

– когда другие подходы оказались неэффективны, к тому же надо сохранить взаимоотношения.

По итогам компромисса ни одна из сторон не отстояла свою первоначальную позицию. Однако достигнуто соглашение, и есть личное удовлетворение от осознания правильности встречных движений, и достижения мира.

Сотрудничество – это совместный поиск преодоления противо-речий.

Это вполне возможно как с объективными (реальными), так и с субъективными (эмоциональными) причинами конфликта. Сотрудничество, в отличие от компромисса, достигается на более глубоком уровне, и не требует большого времени и взаимных усилий.

Сотрудничество сторон в конфликте образно выражается следующим лозунгом: «Я не против тебя, а мы вместе против конфликта».

Сотрудничество эффективно в следующих условиях:

– когда решение проблемы исключительно важно для обеих сторон;

– когда стороны имеют примерно одинаковую власть, либо не обращают на это внимание;

– когда у сторон тесные и длительные взаимоотношения, к тому же есть время поработать над проблемой.

Конфликтология считает сотрудничество самым достойным видом поведения в конфликтной ситуации. Оно демонстрирует профессионализм, воспитанность и культуру сторон. Лишь при сотрудничестве обе стороны выигрывают, так как пытаются выйти на принципиально новый уровень решения проблемы.

Направленность поведения в конфликте имеет два основных варианта – партнерство и напористость.

Партнерство означает стремление урегулировать противоречия, найти обоюдоудобный вариант решения проблемы. Этой направленности соответствуют такие виды поведения, как уступка и сотрудничество.

Напористость связана с активным «продавливанием» своей позиции, достижением цели любой ценой. Напористость проявляется в таких видах поведения в конфликте, как противоборство и сотрудничество.

Связь направленности и видов поведения в конфликте схематически представлена на рисунке 4.4. Направленность стрелок на схеме означает количественный показатель: стрелка вниз – низкий, стрелка вверх – высокий; стрелка в сторону – умеренный.

Избегание Уступка Противоборство Компромисс Сотрудничество
Партнерство Напористость

Рисунок 4.4 – Связь направленности и видов поведения

Анализ схемы показывает, что при виде поведения «избегание» как партнерство, так и напористость находятся на низком уровне.

При виде поведения «уступка» партнерство высокое, а напористость низкая.

В виде поведения «противоборство» партнерство низкое, а напористость высокая.

При «компромиссе» партнерство, так же как и напористость, умеренные.

При «сотрудничестве» и партнерство, и напористость находятся на высоком уровне.

Психологический анализ показывает, что наиболее эффективным видом поведения людей в конфликте является сотрудничество, при котором проявляется и партнерство, и напористость. Такое поведение позволяет обеим конфликтующим сторонам добиться положительных результатов.

Типы конфликтных личностей классифицируют по их поведению в предконфликтных и конфликтных ситуациях. Психологи выделяют четыре основных типа конфликтных личностей: демонстративный, ригидный, неуправляемый, педантный.

Демонстративный тип не относит себя к источнику конфликтов, стремится хорошо выглядеть в общественном мнении. Люди такого типа стремятся быть в центре внимания, избегать кропотливого труда, так как он не дает возможности показать себя, выдвинутся. Такие типы больше эмоциональны, чем рациональны.

Демонстративный тип конфликтных личностей способен к ситуативному приспособлению, умеет адаптироваться к обстоятельствам, хорошо чувствует себя в ситуациях выбора, особенно, если его самого это всерьез не касается. Однако предложенные им самим планы до полного воплощения не доводит.

Ригидный тип конфликтных личностей характеризуется завышенной самооценкой. Он постоянно требует подтверждения своей значимости, не критичен по отношению к собственному поведению, подозрителен, обидчив.

Личности ригидного типа тяжело адаптируются, они негибки и прямолинейны, не учитывают ситуативные изменения. С одной стороны, они нечувствительны к мнению окружающих, а с другой – остро реагируют на то, что считают несправедливым по отношению к себе.

Неуправляемый тип конфликтной личности плохо предсказуем, ведет себя вызывающе. Этот тип имеет о себе высокое мнение, требует постоянного подтверждения своих достоинств, в неудачах обвиняет других.

Личности неуправляемого типа не умеют контролировать себя, импульсивны, не признают общепринятых норм. Они не планируют свою деятельность, а задуманное часто не выполняют.

Педантный тип конфликтной личности скрупулезен и сверхточен в работе, чувствителен к деталям. Такие личности придают излишнее значение замечаниям, сильно переживают свои промахи и неудачи, вплоть до нервных расстройств.

Личности педантного типа неадекватны в оценке взаимоотношений, внешне сдержаны и эмоционально бедны. Они проявляют повышенную нервозность, обидчивы, придирчивы.

Виды конфликтных личностей выделяются по их поведению в спорных ситуациях. Основными видами конфликтных личностей являются: агрессоры, жалобщики, правдоискатели, безответственные.

Агрессоры говорят неприятные вещи, колкости, злые шутки, всячески задирают других. Если их не слушают, или не реагируют, они начинают раздражаться, и усиливают свои наскоки.

Агрессоры, в свою очередь, делятся на три разновидности конфликтных личностей: «танки», «снайперы» и «взрывники». Танки активно «продавливают» свое мнение, считая его единственно верным. Снайперы «стреляют» в людей, провоцируя раздражения и обиды. Взрывники обрушиваются на соперников с бранью, вызывая общий всплеск неконтролируемых эмоций.

Жалобщики всегда чем-то недовольным, все вокруг, по их мнению, делается неправильно и плохо. При этом сами они ничего не делают для решения проблемы, так как считают себя неспособными, либо не хотят брать на себя ответственность.

К жалобщикам относят и такой вид конфликтных личностей как пессимисты. Они всегда во всем видят плохое и постоянно пред­видят неудачи.

Кроме того, к этому же виду принадлежат ложные альтруисты. Они делают добро, но в глубине души сожалеют об этом, считают все бесполезным.

Правдоискатели везде видят подвох, несправедливость, злоупотребления, и ведут с этим неустанную борьбу, выводят всех «на чистую воду». Они находят для кляуз малейший повод, а если и такового нет, то придумывают его. Причем спустя короткое время сами начинают верить в придуманный ими же недостаток или проблему.

К виду правдоискателей относят также максималистов. Это те, кто хочет чего-то прямо сейчас, хотя в этом нет особой необходимости, либо это практически невозможно.

Кроме того, к этому же виду относятся всезнайки. Они считают себя выше других. Их мнимое превосходство дополняется сознанием особой проницательности и важности. На самом деле они лишь играют роль. Такое их поведение вызывает к ним неприязненное отношение окружающих, что со временем может стать причиной конфликта.

Безответственные личности не умеют предусматривать
последствий ни своих поступков, ни своих слов. Они не задумываются над принимаемыми решениями. На них ни в чем нельзя положиться. И это может создавать конфликтные ситуации.

К безответственным относятся также лица нерешительные («стопоры»). Они не могут принять даже незначительное решение, так как боятся ошибиться, опасаются ответственности. Их нерешительность создает проблемы для коллег.

В работе, также как и в жизни, непринятие решения часто является наихудшим вариантом. Любое решение, даже неудачное, может приве-сти к меньшим отрицательным последствиям, чем отсутствие решения вообще.

К этому же виду относятся и сверхпокладистые (безразличные) личности. Они со всем согласны, по любому поводу обещают поддержку, но часто их слова расходятся с делом. Обычно они не оправдывают возложенных на них надежд, что создает эмоциональные напряжения у тех, кто на них рассчитывал.

Психологи советуют таким людям научиться говорить «нет» в тех ситу-ациях, когда они не в состоянии выполнить просьбу.

В данный вид конфликтного поведения включают и молчунов. Они спокойны, немногословны и невозмутимы. Трудно понять, чего они хотят и о чем думают в действительности. И это нервирует окружающих.

Людей-соглашателей называют «конформистами». Конформизм выра-жается в готовности человека всегда соглашаться с мнением большинства, приспосабливаться, избегать проявления своего несогласия, пассивно принимать существующий порядок вещей.

Итак, поведение людей в предконфликтной ситуации характеризуется двумя диаметрально противоположными оценками – как конфликтное и неконфликтное.

Основными видами поведения в конфликте являются: избегание, уступка, противоборство, компромисс, сотрудничество.

Конфликтные личности делятся на следующие типы: демонстративный, ригидный, неуправляемый, педантный.

Основными видами конфликтных личностей являются: агрессоры, жалобщики, правдоискатели, безответственные.

Дата добавления: 2016-12-05; просмотров: 3451 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 8

Конфликт и поведение в конфликте

Знаете ли вы, что вам нравится? Что вам интересно? Что вас отталкивает? Или к чему вы можете относиться спокойно?

Скорее всего да, и вы наверняка замечаете людей схожих с вами по интересам или, напротив, отличающихся. Как и окружающие замечают нас и «наше». Мы реагируем друг на друга из разных чувств — и симпатией, теплом не ограничиваемся. Иногда встречаем и «острые углы» в отношениях, реагируя остро.

Такие ситуации мы можем видеть как вредные, отталкивающие. Конфликты часто ассоциируются с дракой, опасными разборками, угрозами. К счастью, они не всегда заканчиваются плохо, а напротив, могут помочь узнать друг друга лучше и даже укрепить отношения, делать их более полезными. И, может, к сожалению, конфликтов сложно избежать, потому что у каждого из нас есть свои границы, свое понимание комфорта, дозволенности. Все эти наши различия и неодинаковость задают почву возможных недопониманий.

Итак, если допустить, что конфликты могут быть разными, в том числе полезными – что может помочь нам делать их такими, а не только вредными? Конечно же, мы сами. Точнее, способы и действия, которые выбираем.

Да, есть разные способы конфликтовать 🙂 Кстати, здесь и может быть основная проблема – обычно мы выбираем какой-то один, привычный уже способ. Из-за чего конфликты могут быть похожими, часто выглядеть как сумбурная словесная перепалка, которая приводит в итоге к общему недовольству.

Американский психолог Дональд Томас Кэмпбелл описал пять видов конфликтного поведения, в которых видны две переменные:

  • стремление человека отстаивать собственные интересы (напористость);
  • стремление человека учитывать интересы другого человека (кооперация).

Можно заметить, что у каждого поведения есть свои плюсы и минусы и они относительны, в зависимости от конкретной ситуации и личностных качеств конфликтующего.

Давайте посмотрим детальнее:

1.) Соревнование

Соревнование – стремление добиться выигрыша своих интересов в ущерб интересам другого (других). Человек уверен, что из такого конфликта можно выйти только «со щитом или на щите», что выиграет только один. Он будет настаивать на своем, игнорируя позицию другого человека.

Плюсы:

  • Скорость;
  • Повышение вероятности выигрыша;
  • Самоутверждение за счет другого.

Минусы:

  • Нарушения в отношениях;
  • Высокое напряжение;
  • Урон самооценке оппонента.

Часто такое поведение выбирают люди экспрессивные, жесткие, властные. Радикальность такого характера поведения может (но не всегда) говорить о сильном бессознательном желании оградить себя от утрат и боли, обеспечив это другому человеку.

Характерные действия:

  • Контроль действий оппонента;
  • Психологическое давление;
  • Обман и манипуляции;
  • Провокации, вскрытие уязвимостей с последующим надавливанием;
  • Игнорирование смыслов сообщений оппонента.

Такой способ может быть полезным в ситуации защиты не только личных, но и коллективных интересов, в условиях серьезных угроз и недостатка времени. Обычно результаты такого способа краткосрочны и могут породить новый, более напряженный конфликт.

Уязвимости способа:

  • Концентрированная критика личности;
  • Коллективное обесценивание социального положения;
  • Коллективное обесценивание действий и выборов (которые, скорее всего, однообразны).

Иными словами, человек устойчиво выбирающий такой способ конфликтовать, выбирая «силовые» действия и давление на болевые точки – уязвим в собственных, потому что тоже очень болезненные.

2.) Приспособление

Приспособление – склонность к уступкам, пренебрежению личными интересами ради ухода от ситуации противостояния.

Плюсы:

  • Сохранение отношений;
  • Возврат стабильности;
  • Частичная экономия энергии.

Минусы:

  • Утрата части выгод и ресурсов;
  • Урон своей самооценке;
  • Фоновые эмоциональные состояния (обида, злость и др.).

Такое поведение может быть характерным людям неуверенным, с низкой самооценкой и самоценностью, которым спокойствие и сохранение отношений важнее учета и реализации личных интересов.

Характерные действия:

  • Соглашательство;
  • Демонстративные отказы от победы;
  • Лесть.

Приспособление может быть полезным ситуативно, в критической ситуации, когда есть риски сильных повреждений (чьих-либо) и/или утраты полезных отношений. При условии, что в этих отношениях нет насилия, давления как постоянных составляющих.

Если такое поведение привычно и выбирается как основное, то его результаты могут формировать:

  • нарастающие источники нездоровой агрессии (которая может «выстрелить», как говорится, «не в кассу»);
  • повышенную утомляемость;
  • эмоциональное выгорание.

Уязвимости способа:

  • Самооценка;
  • Личные интересы, потребности и ценности;
  • Почти полное бездействие (можно делать с ним/ней «все, что хочу»).

Такая тактика поведения может вам помочь довольно-таки ситуативно, когда действительно есть смысл «немного отойти в сторону» и это единственное (или почти) что можно сделать в конкретной ситуации.

3.) Избегание

Избегание – стремление полного ухода не только от результатов конфликта, но и из самого процесса, ухода от любого личного участия.

Плюсы:

  • Экономия ресурсов (относительно потенциальных в результате конфликта);
  • Вариант доп. условия «закругления» невыгодных отношений;

Минусы:

  • Утрата ситуации укрепления отношений;
  • Утрата потенциально полезного опыта (договариваться, подкрепления личных качеств).

Избегательство как привычный способ поведения часто можно заметить у людей обособленных, не проявляющих интереса к другим людям и ситуациям личной ответственности (где можно было бы приобрести результативные точки роста личности). Напоминает своего рода «близорукость» — к возможностям позитивных изменений в принципе. Напрашивается девиз «у меня все нормально, только не трогайте меня».

Приспособление может превращаться в избегание под влиянием скопленного опыта, который обесценивал личное участие в конфликтах + скопленная усталость.

Характерные действия:

  • Демонстративный уход;
  • Пассивность, отсутствие явной активности;
  • Игнорирование сообщений оппонента;
  • Отрицание наличия причин конфликта;
  • Медлительность, ригидность (негибкость).

Как и с двумя предыдущими, этот способ ситуативно полезен. Например, в ситуации, когда разворачивание конфликта не даст результатов, так как нет подходящих условий. Также, если конфликт не подразумевает потенциальных выгод (если, например, речь о конфликте в отношениях малоценных или незначительных. Вы же не будете препираться с пьяным и агрессивно настроенным незнакомцем?).

Подчеркну, что способ полезен ситуативно. Потому что, например, такая пассивность может быть у одного из конфликтующих, который находятся в длительных отношениях с оппонентом и они (отношения) токсичны, нездоровы. Такой расклад уже больше похож на выживание и тут может пригодиться завершение отношений или совместная работа со специалистом.

Такая картина может быть характерна для романтических отношений или отношений супругов, где один «сверху» а другой «снизу» — и обоим не нравится.

Уязвимости способа:

  • Возможность делать «все что хочу» (с «беглецом»);
  • Критика личности;
  • Беспокойная обстановка длительное время.

Избегание довольно опасно. Потому что оппонент может завысить требования или ответно уйти, оставив вопрос подвешенным, где будет «назревать» еще больше. Также это может быть способом манипуляции, привлечением внимания, проявлением пассивной агрессии – все это может вбирать в себя лаконичная (и меметичная) фраза «Ой, всё!..».

4.) Компромисс

Компромисс — это частичное удовлетворение интересов обоих участников конфликта.

Плюсы:

  • Снижение напряжения;
  • Перемирие.

Минусы:

  • Временность результатов;
  • Небольшой «размер» результатов.

Если компромисс привычный, основной способ, то это может говорить об осторожности, вдумчивости и/или нерешительности человека. О желании получить минимально достаточное при минимальных затратах.

Характерные действия (и черты):

  • Уступки;
  • Торг;
  • «Немного коммунизма»;
  • Осмотрительность, осторожность;
  • Ограниченность внимания к оппоненту.

Компромисс интересен и полезен возможностью первичного взаимопонимания оппонентов и частичной, безопасной «разгрузки» содержания конфликта. Результаты способа небольшие, но они могут стать важной частью полноценных, итоговых, полезных результатов.

Уязвимости способа:

  • Зависимость от готовности оппонента уступать в ответ;
  • «Жидкая» личная позиция в конфликте.

Подчеркну, что компромисс больше всего подходит в ситуации, когда оппоненты желают изменения, но временно не готовы (или временно не имеют нужных условий изменений).

Опасность компромисса может быть в невнимательности к содержанию конфликта и интересам оппонентов. Потому что оппонент может оказаться «соревнующимся», который давит и «прёт напролом».

Или было возможно более полноценное решение конфликта, но в силу принятия компромисса еще частично «подвешен».

5.) Сотрудничество

Сотрудничество – стремление достигнуть максимальных выигрышей для обоих оппонентов.

Плюсы:

  • Полнота позитивных результатов;
  • Комфорт;
  • Укрепление отношений;
  • Возврат стабильности.

Минусы:

  • Ощутимые энергозатраты;
  • Требовательность к мотивации оппонентов;
  • Риски, в условиях ошибочного понимания оппонента (если он, например, крайне деструктивен и опасен).

Склонность к сотрудничеству может быть характерна людям демократичным и мыслящим стратегически, с учетом полезных перспектив. Равность позиций, внимательность и открытость – важные условия. Внимание больше обращено на предметы и причины конфликта, без заострения эмоциональной составляющей.

Характерные действия (и черты):

  • Выслушивание;
  • Предъявление интересов;
  • Внимательность к интересам оппонента;
  • Открытость, честность;
  • Устойчивость, уверенность и твердость;
  • Гибкость;
  • Склонность «ремонтировать» и «строить».

Привлекательность сотрудничества в возможности разгрузки содержания конфликта, с последующим извлечением пользы и выгод для оппонентов в виде реализации интересов и укрепления отношений.

Уязвимости способа:

  • Экстремальное насилие.

В целом, если человек привычно и комфортно использует стратегию сотрудничества, то это способствует укреплению личности, устойчивости и гибкости, позволяя сохраняться даже после конфликтов с «импульсивными соревнователями». За исключением случаев крайне высокоградусного давления и насилия.

Каждый из этих способов по-своему полезен и органично сочетается с любым другим в личности человека, готового и способного быть достаточно гибким, внимательным и чувствительным по отношению к оппоненту. Либо, добиваться сохранения себя и избегания убытков. Однако возможны случаи, когда оппоненты не справляются самостоятельно, в силу субъективных сложностей. Тогда может пригодиться человек, который будет нейтрален к обоим, но заинтересованным в позитивном разрешении конфликтной ситуации.


Будьте здоровы и помните о главном.

Ведущие тактики поведения во взаимодействии

Коммуникационное общение — это многообразные формы и способы информационного взаимодействия людей. В его процессе благодаря установившимся контактам происходят восприятия людьми каких-то сведений, настроений, распространение или пресечение слухов, поддержка или развенчание источника информации. Вполне понятно, что все деловые люди должны владеть техникой живого контакта как на индивидуальном, так и на коллективном уровне, а также умением обращаться со словом.

Общение — это взаимодействие по меньшей мере двух личностей, вид самостоятельной человеческой деятельности, атрибут других видов человеческой деятельности. Общение — важнейший фактор не только становления и самосовершенствования человека, но его духовного и физического здоровья. Кроме того, общение — универсальный способ познания других людей, своего внутреннего мира. Благодаря общению человек обретает свой неповторимый набор личностно-деловых качеств.

В деловом общении выделяют три аспекта — коммуникативный, интерактивный и перцептивный.

Коммуникативный аспект общения — это обмен информацией и ее понимание, причем средства коммуникации подразделяют на: речевые; невербальные (жесты, мимика, пантомимика); паралингвистические (качество голоса, его тональность, диапазон); экстралингвистические (паузы, смех, плач, темп речи); пространственно-временные (дистанция, время).

Интерактивный аспект общения — взаимодействие партнеров, в котором различают: сотрудничество, противоборство, уклонение от взаимодействия, однонаправленное содействие, контрастное взаимодействие, компромиссное взаимодействие.

Сотрудничество — общение, при котором оба партнера содействуют друг другу, активно способствуют достижению индивидуальных и общих целей совместной деятельности.

Противоборство — общение, при котором партнеры противодействуют друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей.

Уклонение от взаимодействия — партнеры стараются избегать активного сотрудничества.

Однонаправленное содействие — один из партнеров способствует достижению целей другого, а второй уклоняется от сотрудничества.

Контрастное взаимодействие — один из партнеров старается содействовать другому, который, однако, активно противодействует ему.

Компромиссное взаимодействие — оба партнера отчасти содействуют, отчасти противодействуют друг другу.

Перцептивный аспект общения — это восприятие одним партнером другого. Оно зависит от личностных качеств воспринимающего, от его жизненного опыта, моральных установок, ситуаций и т.д.

Необходимо знать следующие особенности перцепции: идентификация, стереотипизация, рефлексия, обратная связь, эмпатия.

Идентификация — это уподобление себя другому, когда представление о внутреннем состоянии партнера вырабатывается на основе попытки поставить себя на его место.

Стереотипизация — это восприятие партнера на основе некого стереотипа, т.е. прежде всего как представителя определенной социальной группы.

Рефлексия — попытка одного партнера детально представить и пережить то, как его воспринимает другой.

Обратная связь — это осмысление ответных реакций партнера по общению.

Эмпатия — это эмоциональный отклик на поведение и высказывание партнера.

Существуют социально-психологические методы общения: заражение, подражание, внушение, убеждение, мода.

Заражение — это бессознательное, стихийное принятие личности определенного психологического состояния.

Внушение — это активное воздействие одного субъекта на другого. Внушение происходит при условиях: авторитетности источника внушения; доверие к источнику внушения; отсутствия сопротивления внушающему воздействию.

Убеждение — это целенаправленное воздействие, оказываемое с целью трансформировать взгляды одного человека в систему воззрений другого.

Подражание — это воспроизводство одним человеком определенных образцов поведения другого. Самое массовое проявление подражания — следование моде и особенно неосмысленное молодежное копирование манеры одеваться и говорить.

Остановимся подробнее на рассмотрении сущности отдельных упомянутых методов общения.

Убеждение — это главный метод воздействия на сознательную сферу личности. Его назначение — активизация мышления личности при усвоении информации, формирование у нее убежденности.

На уровне обыденного сознания в результате этого воздействия образуется понимание. В этом мыслительном образовании присутствуют представления о чем-то, вера в предлагаемую информацию. Только тогда, когда личность преодолеет горизонты обыденного понимания и поднимется до основательного содержательного познания какого-то явления, в ее сознании начнут складываться убеждения, т.е. собственная позиция.

Подражание и внушение. Убеждение редко применяется как отдельный метод воздействия на людей. Оно постоянно взаимодействует с подражанием и внушением.

Отличие между этими понятиями состоит в том, что убеждение предполагает достижение сознательного понимания людьми адресуемой им информации, а подражание и внушение рассчитаны на неосмысленное восприятие ими этой информации в силу авторитета выступающего, настроя аудитории, под давлением общественного мнения, личной ценностной ориентации. Подобный психологический эффект воздействия можно наблюдать при прослушивании лекций, при проведении массовых мероприятий — театральных, спортивных. Ярким примером результативности подражания и внушения являются, такие явления как мода и слухи.

Применение метода подражания основывается на склонности людей к групповым психологическим состояниям. Образно это выразил Аристотель, говоря, что люди отличаются от других живых существ тем, что в высшей степени склонны к подражанию, и первые познания человек приобретает посредством подражания. На последнее хотелось бы обратить внимание. Подражание как сознательное или бессознательное имитирование чьих-то действий, манеры поведения и мышления, широко распространено в жизни, в том числе и в деловой практике.

Более сложным является метод внушения. Это приведение путем слова или каким-то другим способом в определенное психологическое состояние (настроение, впечатление, действия) другого лица при отвлечении его волевого внимания и сосредоточения.

Отличие внушения от подражания состоит в том, что при подражании достижение цели обеспечивается наглядной выразительностью источника информации или повышенной привлекательностью исходящей от него информации. Здесь эффект образа — основа восприятия информации. А при внушении достижение цели определяется непосредственным эмоциональным воздействием, главный заряд которого несет слово.

В коммуникационном общении убеждение, внушение и подражание применяются как взаимосвязанная система методов. Руководитель призван умело их использовать во время проведения рабочих собраний, различных публичных встреч, совещаний.

Как бы ни был профессионально подготовлен руководитель, он обязан постоянно совершенствовать свою технологию общения с людьми как на массовом, так и на индивидуальном уровне. В этой связи найти свой стиль в общении с людьми — важное условие успеха.

Стратегии взаимодействия в общении

Стратегия взаимодействия в общении

Определение 1

Стратегия взаимодействия в общении – это способ действия субъекта по достижению своей цели в процессе общения, подразумевающий обмен действиями, поведенческими реакциями и психическим состоянием, осуществляемый партнерами по общению.

Во взаимодействии, исходя из целей, выделяются тактики поведения:

  • тактика сотрудничества, при которой оба партнера оказывают помощь друг другу в достижении не только индивидуальных, но и общих целей;
  • тактика противоборства ориентируется только на свои цели, партнеры по общению не учитывают цели друг друга;
  • тактика компромиссного взаимодействия возникает, когда партнеры в чем-то оказывают противодействие друг другу, а в чем-то друг другу содействуют;
  • тактика уклонения от взаимодействия используется, когда партнеры избегают активного взаимодействия, уходят от контактов и, чтобы исключить выигрыш партнера, идут на риск в достижении своих собственных целей;
  • тактика контрастного взаимодействия, при котором один из партнеров оказывает другому свое содействие, а тот противодействует этому;
  • тактика однонаправленного содействия при которой в жертву приносятся цели одного из партнеров для достижения целей другого, который при этом, уклоняется от сотрудничества.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Взаимодействие было проанализировано американскими психологами Л. Стейнбергом и Дж. Миллером с позиций ориентации на контроль и понимание. При ориентации на контроль возникает стремление управлять ситуацией и поведением других людей, а ориентация на понимание включает в себя стремление понять ситуацию и поведение других. Человек, занимающий в общении верхнюю позицию, в большей степени будет «контролером», он и будет регулировать взаимодействие.

Поведение участников в процессе взаимодействия может меняться. Это зависит от того, какие подходы будут выработаны к решению для достижения нужного результата. Одни люди в общении ведут себя спокойно и индифферентно воспринимают различные ситуации, сохраняя при этом уравновешенность для принятия оптимальных решений. Есть и такие, что склонны к конфликтному поведению в процессе общения.

Общение осуществляется по поводу чего-то, какого-то конкретного предмета, поэтому и характер взаимодействия между людьми может характеризоваться открытостью или закрытостью предметной позиции.

Открытость предметной позиции заключается в способности выразить свою точку зрения по поводу того или иного предмета, готовность учесть другие позиции, в то время, как закрытость общения говорит о неспособности и нежелании раскрывать свои позиции.

Существуют ещё смешанные типы общения, когда одна сторона, не раскрывая свою позицию, выясняет позицию другой стороны или ещё, когда один из собеседников, рассчитывая на помощь, раскрывает свои обстоятельства, не интересуясь его намерениями. Данные виды взаимодействия ассиметричны, потому что позиции партнеров далеко не равноправны.

Замечание 1

Выбирая позицию для общения важно учесть все обстоятельства – возможные последствия, степень доверия к партнеру. Максимальная эффективность общения достигается при открытом его характере.

Стратегии взаимодействия в конфликте

Участники общения могут быть конфликтными людьми, а конфликт необходимо разрешить или удалить.

Практика показывает, что в изучение этой проблемы были внесены новые нюансы — усилия, направленные на полную ликвидацию конфликтов оказались напрасными, но конфликтные ситуации могут быть конструктивными.

Подход к изучению конфликтов предложил К. Томас, сделавший акцент на управление конфликтами. С этой целью он обращает внимание на проблемы изучения конфликтов:

  • какое поведение характерно для человека в конфликтной ситуации,
  • какое поведение более продуктивно,
  • как можно управлять фазами конфликта,
  • как стимулировать конструктивное поведение.

К. Томас выделяет пять способов регулирования деструктивного взаимодействия:

  1. стратегия соперничества или конкуренции, цель которой заключается в открытой борьбе за свои интересы в ущерб другой стороне, повлиять на других, провести свою линию, потому что цель оправдывает средства;
  2. стратегия сотрудничества или кооперации, предполагающая удовлетворение обеих сторон. Данная стратегия требует больших затрат времени, необходимого для изучения внутренних позиций участников конфликта;
  3. стратегия избегания заключается в желании выйти из сложившейся ситуации, при этом, не настаивая на своей позиции и не удовлетворяя интересы другой стороны;
  4. стратегия компромисса предполагает взаимную уступку как нейтральный вариант, т.е. частичное удовлетворение каких-то одних интересов за счет отказа других. Стратегия ориентируется не только на конечный результат, но и на сохранение взаимоотношений со всеми участниками общения;
  5. стратегия приспособления является противоположностью стратегии соперничества и означает отказ от своих интересов, которые приносятся в жертву другого человека. Целью этой стратегии является желание сохранить мир, спокойствие и стабильность.

При избегании конфликта, считает К. Томас, обе стороны не достигнут успеха. Если избирается стратегия конкуренции, приспособления, компромисса, то в выигрыше будет один из участников или оба проиграют.

Все участники будут в выигрыше только при выборе стратегии сотрудничества. Участникам совместной деятельности, безусловно, важно владеть стратегиями, чтобы лучше понимать, в каких ситуациях какая стратегия наиболее целесообразна.

Однако может быть и такое, что грамотное использование стратегий взаимодействия не приведет к успеху. Это может произойти в случае демонстрации собеседником отрицательных черт характера, низкого уровня эмоциональной культуры, т.е. прямой провокации деструктивного общения.

Конфликт выражается в противоборстве между индивидами, общностями, социальными группами, государствами, цивилизациями, где преследуются те или иные цели, и идет борьба за утверждение своих интересов.

Рисунок 1. Причины конфликта. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Замечание 2

Таким образом, конфликт – это есть качество взаимодействия между людьми.

Выделяются четыре основные группы причин конфликта – объективные причины, организационно-управленческие, социально-психологические, личностные причины.

Стратегия и тактика взаимодействия.

Стратегия — это способ действия субъекта по достижению главной цели воздействия на партнера по общению.

В зависимости от целей выделяют следующие ведущие тактики поведения во взаимодействии:

  • 1) сотрудничество — такая форма взаимодействия, при которой оба партнера по общению содействуют друг другу в достижении индивидуальных и общих целей совместной деятельности;
  • 2) противоборство — партнеры противодействуют друг другу в достижении индивидуальных целей, ориентируясь только на свои цели без учета целей партнера;
  • 3) компромиссное взаимодействие — партнеры по общению в чем-то содействуют, а в чем-то противодействуют друг другу;
  • 4) уклонение от взаимодействия — партнеры стараются избегать активного взаимодействия, уходят от контактов, идут на риск недостижения собственных целей для того, чтобы исключить выигрыш другого;
  • 5) контрастное взаимодействие — один из партнеров старается содействовать другому, а тот активно противодействует ему;
  • 6) однонаправленное содействие — один из партнеров приносит в жертву собственные цели и способствует достижению целей другого, который уклоняется от сотрудничества.

Американские психологи Л. Стейнберг и Дж. Миллер проанализировали взаимодействие с позиций ориентации на контроль и ориентации на понимание.

Ориентация на контроль предполагает стремление контролировать, управлять ситуацией и поведением других, обычно сочетающиеся с желанием доминировать во взаимодействии.

Ориентация на понимание включает в себя стремление понять ситуацию и поведение других. Она связана с желанием лучше взаимодействовать и избегать конфликтов, с представлениями о равенстве партнеров в общении и необходимости достижения взаимной, а не односторонней удовлетворенности.

Анализ взаимодействия при выделении этих двух ориентаций позволяет выявить некоторые интересные закономерности общения. Так, «контролеры» и «пониматели» придерживаются совершенно разных стратегий в общении.

Стратегия «контролера» — стремление заставить партнера принять свой план взаимодействия, навязать свое понимание ситуации. Довольно часто данная стратегия действительно позволяет достичь контроля над взаимодействием.

Стратегия «понимателя» подразумевает адаптацию к партнеру.

Показательно, что разные ориентации связаны с разным распределением позиций в общении. Так, «контролеры» всегда стремятся к неравным взаимодействиям с подчиненными и доминирующим позициям «вертикального взаимодействия». Ориентация на понимание больше сопрягается с равными горизонтальными взаимодействиями.

Следует отметить, что существуют и обратные влияния. Например, человек, находящийся в общении на самой «верхней» позиции, обязательно будет в большей степени «контролером», в отличие от ситуации, в которой он был бы «внизу»: положение обязывает. Следовательно, он должен регулировать взаимодействие.

Поскольку любое общение осуществляется по поводу того или иного предмета, то характер взаимодействия определяется открытостью или закрытостью предметной позиции.

Открытость общения — это открытость предметной позиции в смысле способности выразить свою точку зрения на предмет и готовности учесть позиции других, и наоборот, закрытость общения означает неспособность или нежелание раскрывать свои позиции.

Помимо открытого и закрытого общения в чистом виде существуют еще и смешанные типы:

  • • одна из сторон пытается выяснить позицию другой стороны, не раскрывая своей;
  • • общение, при котором один из собеседников открывает партнеру все свои «обстоятельства», рассчитывая на помощь, не интересуясь намерениями другого.

Оба эти вида взаимодействия асимметричны, поскольку общение осуществляется с неравноправных позиций партнеров.

При выборе позиции в общении следует учитывать все обстоятельства: степень доверия к партнеру, возможные последствия открытости общения. И вместе с тем, как показывают социально-психологические исследования, максимальная эффективность делового общения достигается при его открытом характере.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *