То 2 для грузовых автомобилей

То 2 для грузовых автомобилей

ТО грузовых автомобилей: периодичность, состав работ и общие рекомендации

Любое транспортное средство нуждается в регулярном проведении технического обслуживания – комплекса мероприятий, направленных на поддержание работоспособности и эксплуатационных характеристик всех узлов и агрегатов ТС. Регулярное техническое обслуживание очень важно для грузовых автомобилей, так как они постоянно подвергаются серьезным нагрузкам, и если вовремя не произвести обслуживание, то ресурс грузовика резко сократится. Так что ТО – это важное мероприятие, которое влияет на эффективность применения автомобиля, затраты на его эксплуатацию и ремонт.

ТО грузовых автомобилей отличается от обслуживания других типов транспортных средств, оно имеет свои особенности, о которых должен знать каждый владелец грузовика. Причем здесь не имеет значение марка, модель и производитель автомобиля – в ТО одинаково нуждаются и отечественные, и зарубежные грузовики всех классов. Поэтому здесь мы посмотрим на то, как проводится техническое обслуживание грузовиков без привязки к их типам, маркам и моделям.

Машина не едет? Что-то где-то хрустит или гремит? Выполняем работы по сервисному обслуживанию и ремонту любых грузовых автомобилей и спецтехники. А так же ремонтируем двигатели, КПП, электрику и прочее. Звоните: +7 (351) 751-0-751 ИЛИ

Стандарты и требования по проведению ТО грузовых автомобилей

Мало кто из автовладельцев знает, что периодичность регламентного технического обслуживания и ряд других аспектов ТО автомобилей – это не прихоть автопроизводителей и дилеров, а мера, регламентированная государственным стандартом. В частности, в России сегодня действует стандарт ГОСТ 21624-81 «Система технического обслуживания и ремонта автомобильной техники. Требования к эксплуатационной технологичности и ремонтопригодности изделий», который среди прочего устанавливает сроки проведения ТО, а также прописывает ряд требований к конструкции автомобилей и проведению их технического обслуживания.

Однако никто не мешает производителям автомобилей устанавливать свои сроки и требования по ТО, но, как показывает практика, стандарт хорошо отражает действительное положение дел и устанавливаемые им сроки регламентного ТО и требованиям вполне соответствуют срокам и требованиям автопроизводителей.

Периодичность планового технического обслуживания

Стандарт ГОСТ 21624-81 устанавливает три вида технического обслуживания транспортных средств:

• Ежедневное обслуживание (ЕО);

• Первое ТО (ТО-1);

• Второе ТО (ТО-2).

Также стандарт устанавливает и периодичность регламентного технического обслуживания (или межсервисный интервал), она измеряется в километрах пробега транспортного средства. Если говорить конкретно о грузовых автомобилях, то периодичность различных видов ТО следующая:

• ЕО – каждый день (раз в сутки);

• ТО-1 – не менее 4000 км;

• ТО-2 – не менее 16 000 км.

Сразу нужно отметить, что стандарт не определяет периодичность обслуживания, которое должно проводиться в период обкатки автомобиля – здесь за все отвечает производитель. Однако для грузовых автомобилей обкатка длится в среднем 1000 км, причем многие производители при достижении такого пробега рекомендуют произвести замену моторного, а иногда и трансмиссионного масла. Ряд производителей рекомендует выполнять первое ТО только при пробеге 4000 км, однако так поступать рекомендуется только тем водителям, которые полностью соблюдали рекомендации по обкатке автомобиля, в противном случае ресурс двигателя и трансмиссии резко сократится, что чревато серьезными затратами в будущем. Так что для большей надежности и безопасности лучше произвести некоторые работы по обслуживанию при пробеге в 1000 – 1500 км.

Также стандартом не устанавливается и еще один вид ТО, которое по факту присутствует в России – сезонное техническое обслуживание (или СТО). Оно проводится раз в полгода весной и осенью, и необходимо для подготовки автомобиля к предстоящим сезонным изменениям климатических условий.

Однако из любого правила есть исключения. Например, многие актуальные модели европейских и американских грузовых автомобилей, в том числе и Iveco, обладают увеличенным межсервисным интервалом, который может достигать 40 – 60 тысяч км. Речь идет о ТО-2, при котором производится замена моторного масла и другие мероприятия. И сразу нужно заметить, что это не идет вразрез с требованиями стандарта, так как в нем указан минимальный пробег между ТО-2, а про максимальный ничего не сказано.

Хотя и это – не предел. Многие грузовики и магистральные тягачи имеют межсервисный интервал 80 – 100 тысяч км, однако здесь есть одно «но» — такой интервал установлен только для автомобилей, эксплуатируемых в Европе, для России это совершенно неприемлемо. В нашей стране грузовики сталкиваются с рядом негативных факторов, которые приводят к увеличенному износу двигателя и других агрегатов – низкокачественное топливо, плохое состояние дорог, наконец, некачественный сервис и т.д. И если для того же Iveco Eurocargo или Trakker руководствоваться европейскими нормами на периодичность обслуживания, то грузовик просто не «доживет» до следующего ТО, а если и «доживет», то потребует больших затрат на ремонт.

Здесь уместен вопрос, с какой же периодичностью лучше всего проводить техническое обслуживание автомобиля? Все зависит от возраста автомобиля и некоторых других факторов. Если грузовик новый и еще находится на гарантии, то сервис нужно посещать в сроки, установленные дилером. Для старых автомобилей межсервисный интервал выбирают сами владельцы, но и в этом случае стоит придерживаться либо сроков дилера, либо рекомендаций производителя, либо указанного выше стандарта.

Примерный состав работ при ЕО, ТО-1, ТО-2 и СТО

Итак, что входит в состав работ по техническому обслуживанию? Все зависит от пробега, то есть – от вида ТО.

Ежедневное обслуживание. При ЕО проводится осмотр автомобиля на предмет целостности отдельных механизмов и на наличие поломок, проверяется работоспособность тормозной системы, осветительных приборов и других механизмов, измеряется давление в шинах, а также осуществляется мойка автомобиля и его заправка (при необходимости). То есть, ЕО направлено на то, чтобы автомобиль без каких-либо проблем вышел в рейс и выполнил поставленные задачи.

Первое ТО. При ТО-1 проводится проверка уровня всех технических жидкостей (масел, охлаждающей жидкости и т.д.), а также регулировка различных механизмов – рулевого управления, привода сцепления, свободного хода педали тормоза и других. Наконец, при ТО-1 осуществляется смазка требующих того узлов, агрегатов и механизмов. Смазочные работы проводятся согласно карте, которая должна иметься в автомобиле или в сервисе официального дилера.

Второе ТО. При ТО-2 проводятся те же работы, что и при ТО-1, а также и ряд иных мероприятий. В первую очередь – замена моторного масла. Нередко именно во время ТО-2 производится разборка и ремонт некоторых узлов, которые при ТО-1 просто подвергались регулировкам и смазке. Обычно указанный для данного конкретного автомобиля межсервисный интервал соответствует времени между проведением ТО-2.

Сезонное ТО. Мероприятия по СТО зависят от времени его проведения. Так, осенью во время СТО необходимо подготовить автомобиль к эксплуатации в холодное время года (то есть, при отрицательных температурах воздуха). Для этого в систему охлаждения заливается антифриз (хотя в большинстве современных автомобилей вода уже практически не используется), в бачок омывателя – незамерзающая жидкость, а в двигатель – масло пониженной вязкости (хотя это требуется далеко не всегда). Также обязательно проверяется и при необходимости корректируется плотность электролита аккумуляторов. Наконец, осенью необходимо слить конденсат из ресиверов пневмосистемы и заменить осушители (в дальнейшем, при наступлении мороза, слив конденсата рекомендуется проводить не реже раза в неделю). Весной объем работ по техническому обслуживанию меньше, так как к эксплуатации в теплое время года грузовики приспособлены гораздо лучше, чем в холодное.

Таким образом, в течение года владелец грузового автомобиля проводит несколько различных видов ТО. Как показывает практика, среднегодовой пробег грузовиков в России колеблется от 40 000 км (при умеренной эксплуатации) до 250 000 км (при активной эксплуатации без простоев), а в среднем годовой пробег составляет порядка 100 000 км. Значит, в среднем грузовик два, а иногда и три раза за год проходит ТО-2, что требует соответствующих затрат. Однако избежать этого нельзя – без обслуживания автомобиль быстро выработает ресурс и потребует еще более крупных расходов.

Регламент на ТО грузовых автомобилей

Статистика говорит о том, что грузовой автомобиль в России проходит в среднем от сорока до двухсот пятидесяти тысяч километров в год. Для того, чтобы обеспечить бесперебойное и беспроблемное функционирование транспортного средства, нужно регулярно проходить техническое обслуживание. В этой статье мы проведем небольшой ликбез и расскажем о рекомендуемой периодичности подобных проверок, а также основных процедурах, что входят в ЕО, ТО-1, ТО-2 и СТО.

Регламенты

Интервалы между проверками (ТО) — это далеко не прихоть производителей либо дилеров, а строго регламентированный государственными органами промежуток. Отклонение от текущих норм фактически не является законодательным нарушением, однако вполне может стать причиной появления каких-либо проблем (например, если в результате пренебрежения стандартами технического обслуживания вы попадете в аварию). Выделим существующие нормы в виде перечня:

ЕО (ежедневное обслуживание) — не является обязательным и проходится при необходимости.
ТО-1 (техническое обслуживание первого порядка) — проводится согласно условиям завода изготовителя, но редко встречаются интервалы более 60 тыс. км пробега или не реже 1 раза в год.
ТО-2 — (техническое обслуживание второго порядка) — осуществляется так же согласно заводским рекомендациям.
СТО (сезонное техническое обслуживание) — осуществляется при переходе с летнего сезона на осенний и с зимнего на весенний.

Стоит отметить, что многие производители устанавливают свои рекомендуемые сроки, однако они редко сильно отличаются от приведенных выше. Также данные сроки могут сильно меняться в том случае, если речь идет об обкатке автомобиля. В таком случае ТО-1 обычно происходит несколько раньше — примерно спустя тысячу километров пробега.

Основные работы

  1. Ежедневное обслуживание. В рамках ежедневного осмотра мастер «на глаз» определяет какие-либо отклонения от нормы. Например, дефекты отдельных элементов. Также в ходе проверки происходит тестирование системы торможения, проверяется состояние светотехнических элементов и иных механизмов. Обязательный этап — определение уровня давления в шинах. Также в ходе ЕО автомобиль очищается и — при необходимости — заправляется. Простыми словами, ежедневное обслуживание ориентировано на финальную подготовку транспортного средства перед ближайшим рейсом.
  2. ТО-1. Первое техническое обслуживание предполагает колоссальное количество процедур, для детального описания которых потребовался бы текст, во много раз превышающий текущий по объему. В ходе проверки специалисты обращают внимание на уровень моторного и трансмиссионного масел, антифриза и иных рабочих жидкостей. При необходимости корректируются (регулируются) различные составляющие: рулевое управление, сцепление, педали. Также мастера внимательно осматривают и смазывают все основные узлы и агрегаты. Нанесение смазочных веществ происходит в соответствии с индивидуальной картой, устанавливающей регламент подобных работ применительно к конкретному транспортному средству.
  3. ТО-2. Второе техническое обслуживанию обычному почти совпадает с первым, однако дополняется несколькими процедурами. Первое: производится замена некоторых рабочих жидкостей (например, моторного масла). Второе: разбираются и при необходимости проходят ремонт некоторые составляющие, которые при ТО-1 лишь проверялись и смазывались.
  4. СТО. Общий алгоритм предпринимаемых во время сезонного техобслуживания мероприятий зависит от времени года. Если речь идет о начале осеннего периода, транспортное средство подготавливается к работе в условиях зимы. Это означает проверку плотности антифриза, заливка в бачок омывающего устройства — незамерзающей жидкости, в отдельных ситуациях производится замена моторного масла на вещество с более низким параметром вязкости. Обязательно производится проверка и регулировка аккумуляторного электролита. Прежде, чем наступят холода, также нужно удалить конденсат из ресиверов пневматической системы, сменить осушители. Если температура низкая, сливать конденсат нужно почаще (хотя бы раз в неделю). Если речь идет о начале весны, то все намного проще, поскольку эксплуатация в теплые сезоны обычно не предполагает какой-либо особой подготовки.

Организуем техническое обслуживание транспорта на предприятии. Сергеев Олег

Организуем техническое обслуживание транспорта на предприятии

Сергеев Олег
Очень часто, в своей практике руководителю приходится сталкиваться с тем, что гараж в организации полон автомашин и тракторов, а развозить товар (работать) не на чем, все сломано. Типичный бизнес по русски: «Накупили техники, а вот про ее обслуживание забыли». В результате «варварской» эксплуатации новая техника «чудным» образом превращается в хлам. На резонный вопрос собственника: «А почему?». Следует резонный ответ: «Техника – г…».

Так вот, господа Руководители, это все чушь! Наши отцы и деды на «полуторках» и «ЗИЛах» проезжали по 1 миллиону километров без поломок на трассе в грязь и бездорожье на войне и в мирное время, потому, что относились к своей «кормилице» как живой лошадке, любили ее и баловали самыми лучшими маслами и главное во время. В настоящий момент, наемный работник относится к чужой собственности, только с одной целью – сделать норму и выжать из «железяки» все до «последней капли». И если она ломается, то он, как правило, уходит на другое место работы, ничего не теряя, а собственник остается с своим «автохламом».

Проблема в данном случае, как правило, кроется в одном: «На предприятии отсутствует системы технического контроля и обслуживания техники и Вы, уважаемый Директор, именно Вы ее не организовали». «Технари» меня поймут, а вот «юристам» и «экономистам» поясняем, что без их руководящего начала ни одна машина не поедет, и не один трактор не запашет, лишай хоть всех премии или увольняй половину гаража. Это бесполезно!!! «А что же тогда делать?» – спросите Вы. Ответ прост: «Работу работать!!!»

Итак?!

Приступаем к организации технического обслуживания на предприятии.

ДЛЯ ЧЕГО ЭТО НУЖНО?

  1. Для безопасной эксплуатации транспорта (что бы не убить человека и не сесть за это в тюрьму).
  2. Для более эффективного использования транспорта и сокращения издержек эксплуатации (исправная техника быстрее возит и меньше «жрет»).
  3. Для вашего личного спокойствия (что бы спалось лучше) и т.д.

КТО ЭТО ОРГАНИЗУЕТ?

Во-первых, во-вторых и в третьих, Директор предприятия. Да, да это не шутка. Решив купить одну машину, Вы, уважаемый Директор, тем самым взяли на себя обязательство – организовать эксплуатацию и ТО техники, ибо вся уголовная и административная ответственность за эксплуатацию транспорта возлагается лично на Вас и на Вашего помощника (если он у вас есть).

КТО ДОЛЖЕН ОБСЛУЖИВАТЬ ВАШУ ТЕХНИКУ?

Считается, что обслуживание может проводится, как собственными силами работников предприятия так и автосервисом. Однако, в настоящий момент автомобили по сложности и качеству обслуживания приравниваются к авиационной технике, следовательно и доверить их можно только профессионалам. Как вариант, ежедневное текущее обслуживание и мелкий ремонт может проводится собственными силами, остальное техническое обслуживание и сложный ремонт — в автосервисе по договору оказания услуг. При большом количестве транспорта на предприятии, возможен вариант создания собственного авторизованного сервисного центра, весь вопрос только в экономической целесообразности его создания. Точкой рентабельности в данном случае считается сумма затрат при проведении ТО в автосервисе хотя бы за один год.

При поиске организации (автосервиса, дилера и т.д.), необходимо уяснить для себя некоторые вопросы и заранее получить заверенные копии документов (потом в суде пригодится) согласно перечня для заключения договоров , а также дополнительно:

  • сертификат (лицензию) организации на право обслуживания данной марки автомобиля от производителя;
  • лицензии (добровольная или обязательная) на право проведения ТО и ремонтов, в том числе ходовой части и тормозов;
  • сертификат (лицензия) на право проведения технического осмотра (ранее государственного технического осмотра ГТО) для упрощения допуска к страхованию транспортных средств по ОСАГО (изменение законодательства с 01.01.2012 г.);
  • наличие квалифицированных специалистов (автослесарей 4,5 и 6 разрядов), имеющих соответствующее знания и навыки, подтвержденные сертификатами по обслуживанию транспорта определенной марки от производителя, причем действующих мастеров, а не давно уволенных из него;
  • имеется ли у них специализированная диагностическая аппаратура и программы с их периодическим обновлением производителем;
  • какие отзывы и рекомендации имеет предприятие на рынке услуг среди пользователей услуг, желательно полученной в неформальной обстановке у таких же как и вы бедолаг;
  • какие гарантийные обязательства берет на себя ремонтное предприятие по выполненным работам;
  • какими запасными частями проводится ремонт (оригинал или контрофакт) и т.д.

До начала работ, необходимо истребовать и изучить договор. При несогласии, добиться его изменения, что бы в нем было отражено:

  • Возможность эвакуации неисправного транспортного средства в автосервис с трассы или гаража в строго определенный срок эвакуатором автосервиса или его партнерами.
  • Возможность выезда сервисной бригады на место ремонта, при невозможности эвакуации в строго определенный срок.
  • Сроки приема и производства работ автосервисом по предварительной заявке (согласно графика ТО) или в срочном порядке (немедленно).

Автообслуживающее предприятие обязано выполнить согласованный с заказчиком объем работ полностью, качественно и в срок. Сроки использования заказов (в рабочих днях) приостанавливаются в каждом конкретном случае, по согласованию с заказчиком, и не должны превышать:

    • · техническое обслуживание — 2-х дней (с учетом графика сменности);
    • · текущий ремонт (кроме кузова) — 10 дней;
    • · ремонт двигателя (капитальный) — 2-х дней;
    • · наружная окраска кузова со снятием старой краски — 15 дней;
    • · наружная окраска кузова без снятия старой краски — 10 дней;
    • · полная окраска кузова со снятием старой краски — 20 дней;
    • · полная окраска кузова без снятия старой краски — 16 дней;
    • · жестяницко-сварочные работы — 20 дней;
    • · сложные жестяницко-сварочные работы — 30 дней;
    • · жестяницко-сварочные работы с последующей окраской — 35 дней;
    • · сложные жестяницко-сварочные работы с последующей окраской — 50 дней.

Заказчик вправе отказаться от заказа на выполнение обслуживания (ремонта) и потребовать возмещение убытков, если автообслуживающее предприятие не может выполнить обслуживание (ремонт) к указанному в заказ-наряде сроку.

  • Гарантийный срок на выполненные работы и установленные запчасти с указанием сроков гарантии.

Претензии по качеству и объему выполненных работ по техническому обслуживанию и ремонту могут быть предъявлены заказчиком в течение следующих гарантийных сроков:

    • · на работы технического обслуживания — в течение 20 дней при пробеге не более 1000 км;
    • · на работы текущего ремонта — в течение 30 дней при пробеге не более 2000 км;
    • · на работы по ремонту кузова и его элементов — в течение 6 месяцев;
    • · на работы по полной и частичной окраске — в течение 6 месяцев.

Указанные гарантийные сроки являются минимальными и могут быть увеличены автосервисом в соответствии с его технологическими возможностями.

  • Перечень работ согласно Регламента от производителя, нормирование работ как по времени, так и по сумме в человекочасах (чел./час.) и «нормочасах»в рублях.

Переплата сверх нормативов является обычным жульничеством и весьма распространенной практикой персонала сервиса. Сами нормативы можно скачать на сайте производителя, они обязательны для всех мастерских, если они им сертифицированы. Причем, утверждение персонала, что для замены автолампы в фаре нужно снять коробку передач, или капот – не принимается. Производитель предусмотрел работу «замена лампы в правой фаре» — 0,1 чел. час. при стоимости нормочаса в данном автосервисе в 1400 руб. Итого: 0,1х1400=140 руб. и не копейкой больше.

  • Межремонтные сроки, пробеги и порядок подачи заявки на ремонт.

У каждого производителя, особенно импортного, имеется строго определенные сроки регламента ТО, как правило, он определяется в пробеге в километрах или моточасах между обслуживаниями или от начала эксплуатации (5000 км, 10000 км, и так до 500000 км и далее). При пропуске контрольного срока (пробега, наработки) сервисный центр вправе снять транспорт как с гарантийного, так сервисного обслуживания. Погрешность установлена, как правило, в пределах 10% от нормативного. Сезонное обслуживание, приурочивается к плановому и дополнительно не проводится и включается в работы в период с сентября до ноября на зимнюю эксплуатацию и с марта по май на летнюю.

При этом уважающий себя производитель, строго рекомендует определенный перечень работ. За высказывание типа «и так сойдет» должно следовать ответ: «А что если эта машина сломается на трассе, то стоимость ее ремонта, эвакуации в сервис, замороженных и просроченных продуктов будет компенсировано за счет сервиса (слесаря)? Вы согласны?» Копеечный худой сальник, как правило, приводит к дефекту подшипника и выхода из строя всей ступицы и остановки машины, не говоря уже об аварии с гибелью людей или штрафов за недопоставку товаров Клиентам, и как результат — миллионным потерям для бизнеса». Скрупулезность профессионала базируется на аналитике и аккуратности работ. Если по регламенту положено, то он должен быть заменен, без вариантов.

  • Возможность удержания автомобиля до оплаты работ Заказчиком.

По закону, автосервис имеет право удерживать автомобиль до погашения задолжности. Но на деле, это может привести к простою машины в один и более дней. Поэтому, как правило, по согласованию сторон деньги перечисляются на счет организации по предварительному расчету как заранее, так и в ходе ремонта. Как вариант, Клиентом предоставляются гарантии оплаты в течение установленного договором срока, или и это идеальный вариант, если работы будут не разовыми и постоянными, один (два) раза в месяц, по всем счетам за период.

  • Компенсация за простои автотранспорта по вине Исполнителя и порядок расчетов, а также представленные документы.

Компенсация простоя автомобиля сверх нормативного, определяется в договоре и составляет как правило в размере затрат на найм машины на стороне. Помимо чисто «делового» подхода к сделке у Исполнителя появляется «мотивация» к ее строгому выполнению.

ПРОВЕДЕНИЕ ТО И РЕМОНТА.

Очень важно установить последовательность сдачи и приема в ремонт автомобиля, а также ответственность персонала за качество ремонта. Все эти вопросы прописываются в «Приказе о техническом обслуживании» и доводятся до исполнителей под роспись.

Так кто же ведет учет на предприятии?

Назначаем ответственными лицами:

  • · за организацию ТО АТ и СТ – начальника ТК (заместителя директора);
  • · за контроль своевременности и качество проведения ТО – механиков ТК;

Ставим им задачи:

· ответственному за организацию ТО АТ и СТ:

    • проведение поиска, организацию конкурса и заключение договора на оказания услуг с сертифицированной организацией по проведению ТО автотранспортного и специального транспорта;
    • планирование проведения ТО и ТР в соответствии с «Нормами проведения ТО при эксплуатации автомобильного и специального транспорта предприятия» с разработкой графика на месяц и его своевременным уточнением;
    • контроль качества выполнения работ ТО водителями А и СТ и ремонтной организацией с принятием мер исчерпывающего характера для устранения выявленных нарушений ;
    • ежемесячно вести учет, готовить и своевременно представлять отчет о потраченных средствах в пределах утвержденных лимитов;
    • ежемесячно готовить и подавать в бухгалтерию отчетные документы на списание расходных материалов по ТО и ТР.
  • Ответственному за контроль своевременности и качество проведения ТО:
    • ежедневно вести учет пробега автомобилей и своевременно направлять автомобили на ТО;
    • получение расходных материалов со склада и из торговой сети, их прием и передачу проводить с записью в Учетной карточке на автомобиль с росписью водителя в их приеме;
    • учет проведения ТО и ТР автотранспортных средств и спецтехники в филиале вести в «Журнале учета проведения ТО и ТР»;
    • при приеме работ в авторемонтном предприятии проводить полную проверку и качество их выполнения. При обнаружении недостатков, требовать от механиков и слесарей автосервиса устранения недостатков. Категорически исключить оплату не выполненных или выполненных не качественно работ по ТО.

РАСЧЕТ ЗАТРАТ НА ТО

При планировании бюджета на год (месяц) исходя из среднего пробега транспорта в год в км. (моточасах), рассчитываются затраты на ТО согласно норматива автосервиса (руб. за определенный период (ТО 5000, 10000, и т.д.), не забудьте и про резерв средств (10-25%) от расчетного.

По результатам расчетов составляем график ТО, план замены транспорта, АКБ, автошин и т.д. и подаем расчет-завку на денежные средства с разбивкой их помесячно.

КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ НА ПРЕДПРИЯТИИ ПО ТО.

· Приказы по предприятию:

  • автошинах
  • топливных картах
  • АКБ автотранспорта и автопогрузчиков
  • ГСМ автотранспорта и автопогрузчиков
  • закреплении транспорта за персоналом
  • организации безопасности движения
  • ТО автотранспорта и автопогрузчиков

· Инструкции

  • по содержание и проведению ТО автопогрузчика
  • приема (передачи) транспортного средства работником
  • проведения ТО транспортного средства и оборудования
  • по техническому обслуживанию транспортных средств

· Журналы учета

  • Журнал контроля технического состояния автомобилей
  • Журнал регистрации выхода и возврата АТС
  • Журнал регистрации не устраненных недостатков
  • Журнал учета измерения дымности
  • Журнал учета измерения токсичности
  • Журнал учета измерения токсичности ГБА
  • Журнал учета ТО и ремонта автотранспортных средств

· Документы по ТО

  • Расчет количества ТО
  • График ТО на месяц
  • План замены транспорта
  • План замены АКБ
  • План замены автошин

· Акты, и листы

  • списании ГСМ автопогрузчика
  • приема (передачи) транспортного средства работником
  • проведения ТО транспортного средства и оборудования
  • проверки спидометра
  • сверки остатков ГСМ в баке
  • списания спидометра
  • осмотра сосуда на безопасность

ТО-2 автомобилей.

ТО-2 автомобилей включают в себя базовые операции в соответствии Положении о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. Эти операции (работы) подлежат корректировке на основании данных разделов «техническое обслуживание», изложенных в руководствах по эксплуатации (сервисных книжках) имеющихся автомобилей.

ТО-2 автомобилей проводится принудительно в плановом порядке через определенные пробеги в км. Применяется при обслуживании грузового, специального и пассажирского транспорта в субъектах автотранспортной деятельности при наличии у них системы учета и планирования номерных технических обслуживаний. Нормы периодичности ТО-2 по маркам автомобилей приведены в этой статье (без корректирующих коэффициентов).

Система учета пробегов по маркам автомобилей и пример разработки графика технического обслуживания приведены

ТО-2 автомобилей входят операции, выполняемые при ТО – 1 (контрольные, диагностические, крепежные, смазочные и регулировочные работы). Операции технического обслуживания №1 изложены в статье ТО-1 автомобилей.

ТО-2 автомобилей предусматривает выполнение следующих работ:

Двигатель, включая системы охлаждения, смазки.

Операции ТО-1 плюс следующие операции ТО-2:

  1. Проверить состояние и действие привода жалюзи (шторки), радиатора, термостата, сливных кранов.
  2. Проверить крепление радиатора, его облицовки, жалюзи, капота.
  3. Проверить крепление вентилятора, водяного насоса и крышки распределительных шестерен (цепи, ремни).
  4. Проверить крепление головок цилиндров двигателя и стоек осей коромысел.
  5. Проверить зазоры между стержнями клапанов и коромыслами.
  6. Проверить крепление поддона картера двигателя, регулятора частоты вращения коленчатого вала.

Сцепление — операции ТО-1 и дополнительно проверить крепление картера сцепления.

Коробка передач – в объеме операций ТО-1.

Карданная передача – операции ТО-1.

Задний мост.

Операции ТО-1 и следующие операции ТО-2:

  1. Проверить крепление гайки фланца ведущей шестерни главной передачи (при снятом карданном вале).
  2. Закрепить фланцы полуосей

Рулевое управление и передняя ось.

Операции ТО-1 и следующие операции ТО-2:

  1. Проверить состояние и правильность установки балки передней оси.
  2. Проверить герметичность системы усилителя рулевого управления.
  3. Проверить и при необходимости отрегулировать углы установки передних колес; при необходимости провести статическую и динамическую балансировку колес.
  4. Проверить крепление картера рулевого механизма, рулевой колонки и рулевого колеса.
  5. Проверить люфт шкворневых соединений.
  6. Проверить состояние цапф поворотных кулаков и упорных подшипников, состояние подшипников ступиц передних колес и сальников ступиц, крепление клиньев шкворней.

Тормозная система.

Операции ТО-1 и следующие операции ТО-2:

  1. Проверить крепление компрессора, тормозного крана и деталей его привода, главного тормозного цилиндра, усилителя тормозов.
  2. Проверить крепление воздушных баллонов.
  3. Проверить состояние тормозных барабанов (дисков), колодок, накладок, пружин и подшипников колес (при снятых ступицах).
  4. Проверить крепление тормозных камер, их кронштейнов и опор разжимных кулаков, опорных тормозных щитов передних и задних колес.
  5. У автомобилей с пневматическим приводом тормозов отрегулировать свободный и рабочий ход педали тормоза и зазоры между накладками тормозных колодок и барабанами колес.
  6. У автомобилей с гидравлическим приводом тормозов проверить действие усилителя тормозов, величину свободного и рабочего хода педали тормоза; при необходимости долить жидкость в главные тормозные цилиндры; отрегулировать зазоры между накладками тормозных колодок и тормозными барабанами колес; при попадании воздуха в гидравлическую систему привода удалить воздух из системы.
  7. Проверить состояние, крепление и действие привода моторного тормоза (при наличии).

Рама, подвеска, колеса.

Операции ТО-1 и следующие операции ТО-2:

  1. Проверить правильность расположения (отсутствие перекосов) заднего (среднего) моста, состояние рамы, буксирного устройства, крюков, подвески, шкворня опорно-сцепного устройства.
  2. Проверить крепление амортизаторов, реактивных штанг и оси балансирной подвески.
  3. Проверить герметичность амортизаторов, состояние и крепление их втулок.
  4. Отрегулировать подшипники ступиц колес. 5. Проверить состояние колесных дисков и крепление колес, состояние шин и давление воздуха в них;

Кабина, платформа (кузов) и оперение.

Операции ТО-1 и следующие операции ТО-2:

  1. Проверять состояние систем вентиляции и отопления, а также уплотнителей дверей и вентиляционных люков.
  2. Проверить крепление кабины.

Система питания бензиновых двигателей.

Операции ТО-1 и следующие операции ТО-2:

  1. Проверить действие привода, полноту открывания и закрывания дроссельной и воздушной заслонок.
  2. Проверить работу топливного насоса без снятия с двигателя.
  3. Проверить уровень топлива в поплавковой камере карбюратора.
  4. Отрегулировать минимальную частоту вращения коленчатого вала двигателя в режиме холостого хода.

Система питания дизелей.

  1. Проверить крепление и герметичность топливного бака, соединений трубопроводов, топливных насосов, форсунок, фильтров, муфт привода.
  2. Через одно ТО-2 снять и проверить форсунки на специальном приборе.
  3. Проверить исправность механизма управления подачей топлива.
  4. Проверить действие останова двигателя.
  5. Проверить циркуляцию топлива и при необходимости опресовать систему.
  6. Проверить надежность пуска двигателя и отрегулировать минимальную частоту вращения коленчатого вала в режиме холостого хода.
  7. Проверить работу двигателя, топливного насоса высокого давления, регулятора частоты вращения коленчатого вала, определить дымность отработавших газов.
  8. Через одно ТО-2 проверить угол опережения впрыска топлива.

Аккумуляторная батарея.

1. Проверить состояние аккумуляторной батареи по плотности, уровню электролита и напряжение под нагрузкой.

2. Проверить состояние и крепление электрических проводов, соединяющих аккумуляторную батарею с массой и внешней цепью, действие выключателя аккумуляторной батареи, а также ее крепление в гнезде.

Генератор, стартер, реле-регулятор.

  1. Осмотреть и при необходимости очистить наружную поверхность генератора, стартера и реле-регулятора от пыли, грязи и масла.
  2. Проверить крепление генератора, стартера и реле-регулятора.
  3. Проверить крепление шкива генератора.

Приборы зажигания.

  1. Проверить состояние и при необходимости очистить поверхность катушки зажигания, проводов низкого и высокого напряжения от пыли, грязи и масла.
  2. Вывернуть свечи зажигания и проверить их состояние.
  3. Проверить состояние и при необходимости снять с двигателя прерыватель-распределитель; очистить наружную поверхность от пыли, грязи и масла: очистить внутреннюю поверхность распределителя, проверить состояние контактов прерывателя и при необходимости отрегулировать угол замкнутого состояния контактов; смазать вал, ось рычажка, фильц и втулку кулачка. Установить прерыватель-распределитель на двигатель.
  4. При наличии контактно-транзисторной системы зажигания, не снимая прерыватель с двигателя, очистить наружную поверхность от пыли, грязи и масла, протереть внутреннюю поверхность крышки распределителя, протереть контакты, смазать вал, фильц, ось рычажка и втулку кулачка.

Приборы освещения и сигнализации.

  1. Проверить крепление и действие подфарников, задних фонарей и стоп-сигнала, указателей поворотов, ламп щитка приборов и звукового сигнала.
  2. Проверить установку, крепление и действие фар; отрегулировать направление светового потока фар.
  3. Очистить от грязи поверхность и клеммы ножного переключателя света и включателя стоп-сигнала.

Смазочные и очистительные работы.

Операции ТО-1 и следующие операции ТО-2:

  1. Слить отстой из корпусов масляных фильтров.
  2. Очистить и промыть клапан вентиляции картера двигателя.
  3. Промыть фильтрующий элемент воздушного фильтра двигателя и компрессора; заменить в них масло.
  4. Заменить (по графику) масло в картере двигателя, промыть при этом фильтрующий элемент фильтра грубой очистки и заменить фильтрующий элемент фильтра тонкой очистки масла или очистить центробежный фильтр.
  5. Снять и промыть фильтры насоса гидроусилителя рулевого управления и фильтр усилителя тормозов.
  6. Прочистить сапуны и долить или заменить (по графику) масло в картерах агрегатов и бачках гидропривода автомобиля в соответствия с химмотологической картой.
  7. Снять и промыть топливный фильтр-отстойник и фильтр тонкой очистки топлива. У автомобилей с дизельным двигателем снять и промыть корпусы фильтров предварительной и тонкой очистки топлива и заменить фильтрующие элементы.
  8. Осмотреть и при необходимости очистить отстойник топливного насоса от воды и грязи.
  9. Промыть фильтрующие элементы влагоотделителя.

Проверка автомобиля после обслуживания.

Проверить после обслуживания работу агрегатов, узлов и приборов автомобиля на ходу или на диагностическом стенде.

Дополнительные работы по автомобилям-самосвалам и тягачам.

Операции ТО-1 и следующие операции ТО-2:

  1. Проверить действие подъемного устройства платформы, а также исправность ее предохранительного упора.
  2. Слить отстой из корпуса гидроподъемника, промыть фильтрующий элемент масляного бака, проверить уровень масла в нем и при необходимости долить или заменить (по графику) масло.
  3. У автомобилей-тягачей проверить состояние и крепление деталей опорно-сцепного или буксирного устройств; смазать эти устройства.

Специфические работы по автобусам и легковым автомобилям.

  1. Проверить состояние и крепление деталей основания кузова, шпангоутов, боковин, облицовки салона, перегородок, дверей, ступенек подножек, пола, рам окон, сидений, потолочных вентиляционных люков и поручней. Проверить состояние специальных противокоррозионных покрытий и окраски кузова. При необходимости зачистить места коррозии и нанести защитное покрытие.
  2. Проверить состояние сиденья водителя и механизма регулировки его положения, дверки люка маршрутного указателя, капота или двери моторного отсека.
  3. Проверить состояние и действие приборов освещения салона, а также системы вентиляции и отопления.
  4. Проверить состояние и действие механизмов открывания дверей; при необходимости снять их для проверки состояния деталей.
  5. Проверить крепление узлов и деталей пневматической подвески и стабилизатора поперечной устойчивости.
  6. Проверить состояние и действие замков и петель капота и крышек багажника.
  7. Произвести (по графику) дезинфекцию салона и мойку теплой водой с моющим составом стен, потолка, поручней, окон, дверей, подушек и спинок сидений.

Сезонное обслуживание (СО).

Кроме работ, предусмотренных вторым техническим обслуживанием, выполнить следующее.

  1. Промыть систему охлаждения двигателя.
  2. Проверить состояние и действие кранов системы охлаждения и сливных устройств в системах питания и тормозов.
  3. Снять аккумуляторную батарею для подзарядки и откорректировать плотность электролита.
  4. Промыть топливный бак и продуть топливопроводы (осенью).
  5. Промыть радиаторы отопителя кабины (кузова) и пусковой подогреватель.
  6. Снять карбюратор и топливный насос, промыть и проверить состояние и работу на стенде (осенью).
  7. Снять топливный насос высокого давления, промыть и проверить состояние и работу на стенде (осенью).
  8. Снять прерыватель-распределитель, очистить, проверить состояние и при необходимости отрегулировать на стенде.
  9. Снять генератор и стартер, очистить, продуть внутреннюю полость; при необходимости разобрать, заменить изношенные детали и смазать подшипники.
  10. Заменить смазку гибкого вала механического привода спидометра и цилиндрических шестерен электрического спидометра. Проверить правильность опломбирования спидометра и его привода.
  11. Проверить исправность датчика включения муфты вентилятора системы охлаждения и датчиков аварийных сигнализаторов температуры жидкости в системе охлаждения и давления масла в системе смазки.
  12. Проверить плотность закрытия и полноту открывания шторок радиатора.
  13. Произвести сезонную замену масел в соответствии с химмотологической картой.
  14. Проверить состояние уплотнений дверей и окон, установить утеплительные чехлы.

ТО-2 автомобилей предусматривает выполнение сопутствующего текущего ремонта автомобилей.

При выполнении сопутствующего ремонта только по двигателю и его системам могут быть заменены:

– подушки опор двигателя и болты крепления опор;

– прокладки (фланца приемной трубы глушителя, впускного и выпускного трубопроводов двигателя с нижним расположением клапанов, головки цилиндров, водяного насоса, поддона картера двигателя);

– форсунка, бензонасос, топливоподкачивающий насос, шланги системы охлаждения, водяной насос, свеча зажигания и т.д.

Примерный перечень рекомендуемых для выполнения при ТО-2 работ сопутствующего текущего ремонта приведен в Положении о техническом обслуживании и ремонте автомобильного транспорта.

Методика расчета затрат на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава

Затраты на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава определяются исходя из производственной программы предприятия, эксплуатирующего технику. Если техническое обслуживание и ремонт производятся по договору с ЛТП или СТО, то принимаются совокупные затраты на техническое обслуживание и ремонт в соответствии с договором.

Если предприятие располагает собственной ремонтной базой, то затраты на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава включают в себя следующие экономические элементы:

  • ? заработную плату производственных рабочих;
  • ? расчет суммы единого социального налога;
  • ? материалы;
  • ? запасные части;
  • ? накладные расходы.

Зарплата производственных рабочих. Фонд оплаты труда производственных рабочих состоит из основной и дополнительной заработной платы.

Фонд основной заработной платы включает в себя все виды оплаты труда за фактически проработанное время, оплату по сдельным расценкам или тарифным ставкам, надбавки, доплаты и премии.

По тарифным ставкам годовой фонд основной заработной платы рассчитывается по фоомуле

где С,,ас. — средняя часовая тарифная ставка, руб.;

Т — годовой объем работ по ТО и Р, человеко-ч;

К„д — коэффициент, учитывающий премии и доплаты;

К,, — районный коэффициент.

где N, — число рабочих соответствующего разряда, человек;

C.latl — часовая тарифная ставка рабочего соответствующего разряда, руб.

Фонд дополнительной заработной платы включает в себя оплату отпусков, оплату часов выполнения государственных и общественных обязанностей, доплату подросткам до среднего заработка. Он определяется в процентах от фонда основной заработной платы, т.е.

где %ДЗП — процент дополнительной заработной платы.

где Дк — количество календарных дней в году, дни;

Д», Д,„, — соответственно число выходных и праздничных дней в году, дни; Д(1 — дни отпуска, дни.

Общий фонд заработной платы — ОФЗП, руб.

Единый социальный налог и страхование от несчастных случаев

где П:|11 — процент начислений на заработную плату, %.

Материалы. Стоимость материалов рассчитывается на основании норм затрат материалов по каждому виду технических воздействий в рублях на 1000 км пробега.

Все расчеты выполняются отдельно по типам и моделям автомобилей по формуле

где H„j — норма затрат на материалы для определенной марки автомобиля и определенного вида технического воздействия, руб./ЮОО км пробега;

Дли — годовой пробег автомобилей соответствующей марки, км.

Запасные части. Стоимость запасных частей при текущем ремонте определяется на основании норм затрат запасных частей в рублях на 1000 км пробега.

Расчет производится по формуле

где #;)ч| — норма затрат на запасные части, руб./ЮОО км;

k„ к2, к. — коэффициенты, учитывающие категорию условий эксплуатации, модификацию ПС и организацию его работы, природно-климатические условия.

Накладные расходы определяются путем составления соответствующей сметы. Величина накладных расходов определяется укруп- ненно в процентах к основной заработной плате производственных рабочих, руб.;

где Пп|1 — процент накладных расходов (50—60%).

Смета затрат и калькуляция себестоимости ТО и ТР.

Таблица 2.9

Смета затрат и калькуляция себестоимости технического обслуживания № 1 и 2

Элементы затрат Зарплата Начисления Материалы Накладные Всего

Сумма

Уд. на 1 км (Зто)

Уд. на 1 обслуж.

Таблица 2.10

Смета затрат и калькуляция себестоимости ТР

Сумма

Уд. на 1 км (Зр)

Элементы затрат Зарплата Начисления Материалы Запасные части Накладные Всего

Затраты на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава

где L — общий пробег автомоОилей.

Пример 2.2. Расчет затрат на техническое обслуживание и ремонт автотранспортного предприятия представлен в табл. 2.12—2.21.

Таблица 2.11

Исходные данные

Показатель

Парк АТП

ЗИЛ-131

КамАЗ-5511

ГАЗ-31029

ЛАЗ-4202

УРАЛ

Количество автомобилей

Среднесуточный пробег 1 автомобиля

Дни работы в году

Показатель

Парк АТП

ЗИЛ-131

КамАЗ-5511

ГАЗ-31029

ЛАЗ-4202

УРАЛ

Продолжительность

смены

КЭУ

% новых

% старых

Климат

Холодный

Таблица 2.12

Число производственных рабочих

Зона

Из них по разрядам

1-й

2-й

3-й

4-й

5-й

6-й

ТО-1

ТО-2

ТР

Таблица 2.13

Расчет общего фонда заработной платы

Объемы начислений ЕСН и страхования от несчастных случаев составили — 56 483,78 руб.

Таблица 2.14

Стоимость материалов для ТО-1

Стоимость материалов для ТО-2

Таблица 2.18

Накладные расходы

Показатель

ТО-1

ТО-2

ТР

% накладных расходов

60,00

60,00

60,00

Накладные расходы

133 871,63

135 276,79

588 748,40

Смета затрат и калькуляция себестоимости ТО-1

Таблица 2.21

Смета затрат и калькуляция себестоимости ТР

Элементы затрат

Сумма

Уд. на 1000 км (3ц)

Зарплата

981 247,33

417,60

Начисления

349 324.05

148,70

Материалы

696 438,22

349,00

Запасные части

2 104 412,44

871,70

Накладные

588 748,40

180,60

Всего

4 787 255,85

1 967,60


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *