Участие РФ в МВФ

Участие РФ в МВФ

Международный валютный фонд (МВФ)

Общие сведения

Международный валютный фонд (МВФ) — ведущая организация международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере.

МВФ был создан по решению Бреттон-Вудской конференции в 1944 г. в целях повышения стабильности мировой валютно-финансовой системы. СССР принял участие в работе по созданию МВФ, однако по ряду причин политического характера отказался войти в число его учредителей.

  • Управляющим от Российской Федерации в МВФ является Министр финансов Российской Федерации А.Г. Силуанов.
  • Заместитель Управляющего от России в МВФ — Председатель Банка России Э.С. Набиуллина.
  • Исполнительный директор от России в МВФ — А.В. Можин.

Цели и задачи

Цель деятельности — поддержание стабильности мировой финансовой системы.

Задачами МВФ, в соответствии со Статьями соглашения (Уставом), являются:

  • расширение международного сотрудничества в денежно-кредитной сфере;
  • поддержание сбалансированного развития международных торговых отношений;
  • обеспечение стабильности валютных курсов, упорядоченности валютных режимов в странах-членах;
  • содействие созданию многосторонней системы расчётов и устранению валютных ограничений;
  • помощь странам-членам в устранении диспропорций платёжного баланса за счет временного предоставления финансовых средств;
  • сокращение внешних дисбалансов.

Основными вопросами, обсуждаемыми в ходе регулярно проводимых Ежегодных заседаний Совета директоров МВФ и заседаниях Международного валютно-финансового комитета (МВФК), являются: реформа международной финансовой архитектуры и, в первую очередь системы управления, квот и голосов, изменения денежно-кредитной политики развитых стран и их влияние на мировую экономику в целом, повышение роли стран с формирующимся рынком, реформа финансового регулирования и т.д.

Финансовые ресурсы

Финансовые ресурсы МВФ формируются главным образом за счет взносов квот стран-членов в капитал Фонда. Квоты рассчитываются по формуле, исходя, в числе прочего, из относительных размеров экономики стран-членов. Размер квоты определяет объем средств, который страны-члены обязуются предоставить МВФ, а также ограничивает объем финансовых ресурсов, который может быть предоставлен данной стране в качестве кредита.

Сотрудничество Российской Федерации с МВФ

В настоящее время МВФ насчитывает 189 стран-членов (включая Российскую Федерацию). Россия является членом МВФ с 1992 года. За период членства Россия привлекла средства МВФ для поддержания устойчивости своей финансовой системы на общую сумму около 15,6 млрд. СДР. В январе 2005 г. Россия досрочно погасила свою задолженность перед Фондом, в результате чего приобрела статус кредитора МВФ. В связи с этим решением Совета директоров МВФ Россия была включена в План финансовых операций (ПФО) Фонда, тем самым войдя в круг членов МВФ, средства которых используются в финансовых операциях МВФ.

В связи с состоявшимся 17 февраля 2016 года Четырнадцатым пересмотром квот квота Российской Федерации в МВФ была увеличена с 9945 до 12903,7 млн. СДР.

Учитывая постоянный характер операций по предоставлению Банком России средств МВФ в рамках квоты Российской Федерации, а также ввиду бессрочности обязательств стран-участников МВФ по предоставлению средств МВФ курс на поддержание финансирования Российской Федерацией МВФ сохраняется, а сроки действия кредитных механизмов (новые соглашения о заимствовании (NAB), а также двусторонние соглашения о заимствовании) пролонгируются на предлагаемых МВФ условиях.

Сотрудничество Российской Федерации с МВФ охарактеризовано активной консультационной деятельностью Фонда и проведением с его участием работы по предоставлению технической поддержки (в рамках тематических миссии экспертов Фонда, семинаров, конференций, учебных мероприятий).

Сотрудничество Банка России с МВФ

Управляющий в МВФ от России — Министр финансов Российской Федерации, Председатель Банка России является заместителем управляющего в МВФ от России. В 2010 году функции по финансовому взаимодействию с МВФ были переданы Министерством финансов Российской Федерации Банку России. Банк России является депозитарием средств МВФ в российских рублях и осуществляет операции и сделки, предусмотренные Уставом Фонда.

Банк России выполняет функцию депозитария средств МВФ. В частности, в Банке России открыты два рублевых счета МВФ № 1 и № 2. Кроме того, в Банке России открыто несколько счетов депо, на которых учитываются векселя Минфина и Банка России в пользу МВФ. Данные векселя являются обеспечением обязательств Российской Федерации по внесению взносов в капитал МВФ.

В настоящее время Банк России от имени Российской Федерации участвует в предоставлении МВФ финансирования в рамках кредитных соглашений, информация о которых приведена в справке, размещённой по следующей ссылке: О кредитных соглашениях с МВФ.

Центральный банк Российской Федерации сотрудничает с МВФ по различным трекам международной работы. Представители Банка принимают участие в сессиях и ежегодных собраниях МВФ, взаимодействуя на экспертном уровне в составе ряда рабочих групп, а также в ходе проведения рабочих встреч, консультаций и видеоконференций с экспертами МВФ.

Начиная с 2010 года в отношении России (как страны, имеющей глобально системно значимый финансовый сектор), проводится оценка состояния финансового сектора в рамках Программы оценки финансового сектора (FSAP), реализуемой МВФ совместно с Всемирным банком. При проведении оценочных мероприятий программы роль Банка России является ключевой. В этой связи необходимо отметить, что программа FSAP 2015/2016 годов стала самой объемной с начала ее реализации в Российской Федерации. При участии Банка России проводится работа по подготовке оценок соблюдения международных стандартов и кодексов (ROSCs), в частности, в сфере денежно-кредитной политики, банковского надзора и корпоративного управления. В этой связи наиболее актуальными ROSC по Российской Федерации в настоящее время является оценка соответствия российского банковского регулирования принципам БКБН (ROSC ВСP) и оценка соответствия регулирования финансового рынка принципам МОКЦБ (ROSC IOSCO) в 2016 году.

Представители Банка России принимают участие в ежегодных консультациях с миссиями МВФ в рамках Статьи IV Устава Фонда, а также в работе по подготовке соответствующих итоговых докладов Фонда.

Важным направлением работы является участие Банка России в подготовке Ежегодного доклада МВФ о валютных режимах и валютных ограничениях (AREAER).

Дополнительно необходимо отметить участие Банка России в реализации Инициативы «Группы 20» по устранению информационных пробелов в финансовой статистике и взаимодействие с МВФ по реализации рекомендаций указанной инициативы в России.

В соответствии со Специальным стандартом на распространение данных (ССРД) в МВФ предоставляются данные по платежному балансу, внешнему долгу, динамике валютных резервов.

Во взаимодействии с ведомствами и организациями Банком России обеспечивается участие в аналитической и исследовательской деятельности МВФ, при подготовке публикаций МВФ и при проведении профильных семинаров, конференций.

В настоящее время Банк России стремится привлечь экспертизу Фонда в целях имплементации ряда рекомендаций по итогам программы FSAP 2015/2016 годов в области развития методов стресс-тестирования в Банке России, а также в целях повышения качества и эффективности денежно-кредитной политики Банка России и уровня подготовки соответствующих специалистов.

МВФ порекомендовал России раскрыть финансы госкомпаний

Сейчас в России шесть госкорпораций, крупнейшие — это ВЭБ.РФ, «Ростех», «Росатом», «Роскосмос». Агентство S&P Global Ratings недавно назвало ВЭБ «квазибюджетным подразделением» правительства. Минфин не объясняет, почему решено включить в состав бюджетной отчетности только госкорпорации.

Госкомпании и госпредприятия

Данные МВФ о количестве государственных компаний выглядят завышенными, считает директор Института стратегического анализа компании ФБК Grant Thornton Игорь Николаев. «Госпредприятие — это лишь форма собственности. Они могут вести коммерческую деятельность, а могут участвовать в тендерах на госзаказ. На мой взгляд, эта рекомендация МВФ заслуживает того, чтобы ее изучить, но не так все бесспорно», — сказал он.

Николаев подчеркнул, что следует разделять разные виды государственных предприятий. Эксперт предположил, что МВФ мог включить в эту категорию и муниципальные предприятия.

Согласно данным Росстата, на начало 2019 года в России действовало 1084 акционерных общества с акциями в федеральной собственности. Количество ГУПов в федеральной собственности составляло 821. А совокупная прибыль по двум этим категориям госпредприятий за 2018 год составила около 1,88 трлн руб., или 9,7% доходов федерального бюджета.

Растущая прозрачность бюджета

Россия была одной из первых стран, которая добровольно получила оценку открытости бюджета от МВФ — в 2014 году, когда проводилось первое такое исследование, Россия по прозрачности бюджетной политики заняла лидирующие позиции среди развивающихся рынков.

С тех пор российские власти добились значительного прогресса в повышении фискальной прозрачности, отмечают в МВФ. По результатам нового анализа, проведенного в этом году, Россия по степени бюджетной открытости находится выше «середняков» из числа развитых стран Европы — чуть хуже Великобритании и немного лучше Португалии, Ирландии, Австрии.

  • Российская бюджетная отчетность стала более полной с ежегодной публикацией детализированной оценки налоговых расходов (налоговых льгот) и классификацией бюджетных расходов в разрезе госпрограмм, считает МВФ.
  • Были опубликованы первые официальные оценки нефтегазовых запасов в рублевом эквиваленте.
  • Фискальная политика стала более доступной для общества, после того как Минфин стал публиковать «Бюджет для граждан», содержащий бюджетные показатели и отчетность в адаптированной для неспециалистов форме. Кроме того, более половины регионов страны подключились к развитию инициативного бюджетирования (при котором граждане напрямую могут влиять на расходование определенной части местных бюджетов).
  • Помимо этого МВФ отмечает публикацию Минфином долгосрочного бюджетного прогноза до 2036 года.

Прозрачность бюджетной политики в целом положительно сказывается на эффективности управления государственными доходами и стоимости госзаимствований, а также снижает возможности для коррупции, подчеркивается в материалах МВФ. В пресс-службе Минфина пообещали, что ведомство будет «и в дальнейшем работать над повышением бюджетной прозрачности, совершенствованием бюджетного процесса».

Непрозрачные нацпроекты и секретные расходы

Среди аспектов бюджетной политики, которые требуют повышения открытости, МВФ выделяет непрозрачность расходов на реализацию национальных проектов и большую долю засекреченных статей федерального бюджета. Доля закрытых бюджетных расходов на национальную оборону и безопасность выросла с 10% в 2010 году до 17% в 2018 году, указывает фонд.

По мнению Игоря Николаева, рекомендация снизить долю засекреченных расходов абсолютно справедлива. «Тенденция, которая у нас есть, засекречивается всё и вся. Это явно тенденция нехорошая, неправильная, потому что автоматически эти расходы становятся непрозрачными», — подчеркнул он.

В пресс-службе Минфина просьбу прокомментировать рекомендацию МВФ о снижении доли секретных расходов оставили без ответа.

На реализацию нацпроектов в бюджете отводится порядка 10%, отмечает МВФ. При этом разрешены неограниченные переносы средств между проектами без дополнительных согласований. В июне правительство решило исключить из паспортов нацпроектов информацию о промежуточных результатах входящих в них федеральных проектов в разбивке по годам и, соответственно, информацию о бюджетных ассигнованиях в разрезе федеральных проектов.

РБК ранее также обращал внимание на то, что оперативный контроль за финансовым исполнением нацпроектов на сегодняшний день не полностью доступен общественности. Ежемесячная информация о кассовом исполнении нацпроектов не публикуется на сайтах Минфина, Счетной палаты, Едином портале бюджетной системы и портале нацпроектов.

МВФ полагает, что правительству России следует вернуться к промежуточным внутригодовым оценкам расходования бюджетных средств на реализацию нацпроектов.

В пресс-службе Минфина пояснили, что возможность при необходимости перераспределять расходы в рамках нацпроектов без внесения изменений в закон о бюджете нужна, «чтобы более эффективно распоряжаться ресурсами и обеспечить достижение целей и задач, определенных в нацпроектах». Однако это не отменяет парламентский контроль, так как «все корректировки обязательно должны быть рассмотрены в рамках трехсторонней комиссии, в которую в том числе входят представители Госдумы и Совета Федерации», подчеркивают в ведомстве.

Прогноз на 50 лет и инвестиции из ФНБ

Еще одна рекомендация МВФ — публикация каждые три года отчета о бюджетных рисках и подготовка 50-летнего бюджетного прогноза с учетом различных сценариев динамики цен на нефть и других макропараметров. Кроме того, фонд предписывает приводить сопоставления между официальными финансовыми прогнозами и прогнозами независимых структур с объяснением их расхождений.

По информации МВФ, правительство действительно планирует расширить горизонт планирования для долгосрочных макроэкономических и бюджетных прогнозов за пределы 17-летнего периода, который используется сейчас, и включить в прогноз более детализированные бюджетные риски.

«Оценка бюджетных рисков уже осуществляется в рамках бюджетного прогноза, который актуализируется Минфином России ежегодно», — прокомментировали данные рекомендации МВФ в пресс-службе Минфина.

В 2015 году Общественный совет при Минфине подготовил и опубликовал доклад об оценке бюджетных рисков. Инициатором прогноза выступил Минфин, сообщил РБК руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич, возглавлявший тогда рабочую группу по оценке бюджетных рисков. «Сейчас Минфин собирается сам делать это регулярно, кажется, в рамках долгосрочного бюджетного планирования», — сказал он.

Предложение делать 50-летние бюджетные прогнозы Гурвич расценивает скептически. «Думаю, это трудно будет сделать без макроэкономического прогноза. Не думаю, что Министерство экономики будет сразу готово сделать на 50 лет прогноз», — пояснил он.

Что касается использования средств Фонда национального благосостояния (ФНБ), то МВФ советует прекратить внебюджетные инвестиции из ФНБ во внутреннюю экономику, в прошлом направлявшиеся на докапитализацию банков, инфраструктурные проекты и субсидирование кредитов малому и среднему бизнесу.

Минфин сейчас прорабатывает вопрос инвестирования средств ФНБ после достижения ликвидной частью фонда планки 7% ВВП, «чтобы при этом не расшатать макроэкономическую стабильность, которой удалось достичь за последние годы». «Мы исходим из того, что нужно сформулировать комплексный подход к инвестированию средств ФНБ в проекты, чтобы не принимать решения по каждому проекту в отдельности», — пояснили в пресс-службе ведомства.

Независимость Росстата

Сейчас ответственность за ведение данных по бюджету возложена на Федеральное казначейство, подведомственное Минфину. Но МВФ выступает за передачу этих полномочий независимому от Минфина органу.

Так, МВФ рекомендует «укреплять институциональную независимость Росстата» и наделить его полномочиями публиковать бюджетную статистику независимо от правительства.

Предложения сделать Росстат независимой структурой звучат периодически. В июне глава Счетной палаты Алексей Кудрин предложил вывести Росстат из подчинения Минэкономразвития, так как, по его мнению, в их работе возможен конфликт интересов. Росстат находится в ведении Минэкономразвития с 2017 года. До этого он подчинялся напрямую правительству, а в период с 2008 по 2012 год — Минэкономразвития.

Первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов в июле подчеркнул, что Росстат «всегда был и остается независимым ведомством», независимо от подчинения.

Структура управления МВФ

Высший руководящий орган МВФ — Совет управляющих (BoardofGovernors), в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда, таких, как внесение изменений в Статьи соглашения, прием и исключение стран-членов, определение и пересмотр величины их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить свои заседания, а также голосовать по почте в любое время.

В МВФ действует принцип «взвешенного» количества голосов, который предполагает, что возможность стран-членов оказывать воздействие на деятельность Фонда с помощью голосования определяется их долей в капитале МВФ. Каждое государство имеет -250 «базовых» голосов, независимо от величины его взноса в капитал, и дополнительно по одному голосу за каждые 100 тыс. СДР суммы этого взноса. Такой порядок обеспечивает решающее большинство голосов наиболее крупным государствам.

Самым большим количеством голосов в МВФ обладают (на 30 апреля 1998 г.): США — 17,78%;

Германия — 5,53%; Япония — 5,53%; Великобритания — 4,98%; Франция — 4,98%; Саудовская Аравия — 3,45%; Италия — 3,09%; Россия — 2,90%. Доля 15 стран — участниц ЕС — 28,8%, 29 промышленно развитых государств (страны — члены Организации экономического сотрудничества и развития, ОЭСР) имеют в совокупности 63,4% голосов в МВФ. На долю остальных стран, составляющих свыше 84% количества членов Фонда, приходится лишь 36,6% голосов. Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством (не менее половины) голосов, а по наиболее важным вопросам, имеющим оперативный либо стратегический характер, — «специальным большинством» (соответственно 70% или 85% голосов стран-членов). В интересах ведущих стран Запада в нынешнем уставе выделены 53 подобных вопроса (против 9 при создании МВФ). Несмотря на некоторое сокращение в 70-е и 80-е годы удельного веса голосов США и ЕС, они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения Фонда, принятие которых требует максимального большинства (85%). Все это означает, что США вместе с ведущими западными государствами практически располагают возможностью осуществлять контроль над процессом принятия решений в МВФ и направлять его деятельность исходя из своих интересов. Что касается развивающихся стран, то при наличии скоординированных действий теоретически они также в состоянии не допускать принятия не устраивающих их решений. Однако достичь необходимой согласованности столь большому числу разнородных стран чрезвычайно сложно.

Согласно действующему с 1978 г. уставу Совет управляющих может учредить новый постоянный орган управления — Совет на уровне министров стран-членов для наблюдения за регулированием и адаптацией мировой валютной системы. Однако фактически он пока не создан, и его роль играет учрежденный в 1974 г. Временный комитет Совета управляющих по вопросам международной валютной системы — Временный комитет (InterimCommitetoftheBoardofGovernorsontheInternationalMonetarySystem), состоящий из 24 управляющих МВФ, в том числе и от России. Он собирается на свои заседания дважды в год. Однако в отличие от предполагаемого Совета Временный комитет не имеет полномочий для принятия директивных решений. Тем не менее, он выполняет важные функции: осуществляет руководство Исполнительным советом; занимается выработкой стратегических решений, относящихся к функционированию международной валютной системы и деятельности МВФ; представляет Совету управляющих предложения о внесении поправок в Статьи соглашения МВФ. Подобный статус имеет также Объединенный министерский комитет Советов управляющих Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и МВФ по передаче реальных ресурсов развивающимся странам — Комитет развития (JointMinisterialCommitteeoftheBoardofGovernorsoftheBankandtheFundontheTransferofRealResourcestoDevelopingCountries). Он консультирует Советы управляющих МВФ и МБРР по проблемам экономического развития.

Уроки финансового кризиса 1997 — 1998 гг., выявившего потребность в более оперативном и целенаправленном реагировании на постоянные изменения состояния мировых валютно-финансовых отношений, в усилении эффективности механизма выработки и принятия коллективных решений, побуждают МВФ, в частности, к осуществлению мер по повышению статуса и роли Временного комитета, вплоть до преобразования его в предусмотренный уставом Совет на министерском уровне, который, в отличие от Временного комитета, обладал бы директивными полномочиями. По словам руководителя Фонда М. Камдессю, «такое преобразование придало бы МВФ новую и чрезвычайно важную легитимность для разрешения все более усложняющихся задач, которыми он призван заниматься’4 . Однако существующие между странами — членами Фонда противоречия затрудняют реализацию этого шага. На своем очередном заседании 27 апреля 1999 г. Временный комитет ограничился лишь тем, что поручил своим заместителям и Исполнительному совету «продолжить изучение характера институциональных усовершенствований, включая и деятельность Временного комитета».

Совет управляющих делегировал многие свои полномочия Исполнительному совету (ExecutiveBoard), т. е. директорату, который несет ответственность за ведение дел МВФ, включающих широкий круг политических, оперативных и административных вопросов, в частности, предоставление кредитов странам-членам и осуществление надзора за их политикой в отношении валютных курсов. Исполнительный совет работает на постоянной основе в штаб-квартире Фонда в Вашингтоне и обычно проводит свои заседания три раза в неделю. С 1992 г. число исполнительных директоров доведено до 24. 5 из них назначены, согласно уставу, США, Германией, Японией, Великобританией и Францией, т. е. пятью странами, у которых наибольшие квоты в капитале МВФ; 3 — формально избраны, но представляют каждый одну страну — Саудовскую Аравию, Россию и Китай; 16 — избраны от остальных стран-членов, разделенных на соответствующее количество групп, сформировавшихся с учетом принципа географического представительства либо на основе общих интересов. Назначения и выборы исполнительных директоров проводятся раз в два года. Директор располагает тем количеством голосов, которым пользуются в совокупности избравшие его управляющие. Как правило, Директорат принимает решения, основываясь на материалах и докладах, которые подготовлены административным аппаратом. Формально все должностные лица МВФ подчиняются только руководящим органам фонда, и правительства государств-членов не имеют права оказывать на них давления. В большинстве случаев решения в Исполнительном совете принимаются не путем формального голосования, а посредством предварительного достижения консенсуса его членов.

Исполнительный совет МВФ выбирает на пятилетний срок директора-распорядителя (ManagingDirector), по традиции это представитель из Европы, который не может быть ни управляющим, ни исполнительным директором. Директор-распорядитель председательствует в Директорате (без права голоса, за исключением случаев, когда голоса разделяются поровну) и возглавляет административный аппарат фонда.

В функции директора-распорядителя входит ведение текущих дел и назначение должностных лиц МВФ: своего заместителя, секретаря, казначея, заведующих отделами, генерального советника юридического отдела, заведующих административной службой и европейской штаб-квартирой фонда (в Париже).

Взаимодействие МВФ с государствами-членами производится через региональные отделы: Африканский, Европейский I, Европейский II, Среднего Востока, Центральной Азии, Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона. В МВФ имеются отделы центральных банков, валютных и торговых отношений, по бюджетно-налоговым вопросам, правовой и исследовательский. В аппарате МВФ заняты 2300 сотрудников из 122 стран, 50% из которых — женщины. Это главным образом экономисты, специалисты по налогам, статистике, финансам и филологии.

Организационная структура аппарата МВФ постоянно развивается из-за целевых установок и функций МВФ, которые определяются трансформацией мировой экономики и международных валютно-финансовых отношений.

Международный Валютный Фонд — International Monetary Fund

«МВФ» перенаправляется сюда. Для использования в других целях, см МВФ (значения) .

<Служители шаблон Infobox организация в настоящее время рассматривается для объединения . >
Международный Валютный Фонд

Герб

Сокращенное название

МВФ

формирование

27 декабря 1945 ; 74 лет назад

Тип

Международное финансовое учреждение

Цель

Содействие международного валютного сотрудничества, содействовать развитию международной торговли , содействие устойчивого экономического роста, предоставлять ресурсы членов , испытывающих платежного баланс трудности

Главное управление

Вашингтон, округ Колумбия , США

Место расположения

  • Штаб — квартира в Вашингтоне, округ Колумбия

Координаты

38 ° 53’56 «N 77 ° 2’39» W  /  38,89889 ° N 77,04417 ° W Координаты: 38 ° 53’56 «N 77 ° 2’39» W  /  38,89889 ° N 77,04417 ° W

Область

Мировой

членство

189 стран

Официальный язык

английский

Управляющий директор

Кристалина Георгиева

Главный экономист

Гита Gopinath

Главный орган

Совет управляющих

Головная организация

ООН

Штат сотрудников

+2400

Интернет сайт

WWW .imf .org

Международный валютный фонд ( МВФ ) является международной организацией со штаб — квартирой в Вашингтоне, округ Колумбия , состоящий из 189 стран , работающих по стимулированию глобального валютного сотрудничества, финансовой стабильности, развитию международной торговли, повышению занятости и устойчивого экономического роста и снижения уровня бедности во всем мире в то время как периодически в зависимости от Всемирного банка для своих ресурсов. Сформированный в 1944 году в Бреттон — Вудской конференции в первую очередь идеями Гарри Декстер Уайт и Джон Мейнард Кейнс , он вступил в формальное существование в 1945 году с 29 странами — членами , и цель восстановления международной платежной системы . В настоящее время она играет центральную роль в управлении платежного баланса трудностей и международных финансовых кризисов. Страны вносят средства в пул через систему квот , из которых страна , испытывающая платежных баланс проблем может занимать деньги. По состоянию на 2016 год , фонд имел XDR млрд 477 (около 667 миллиардов долларов США).

Через фонд и другие виды деятельности , такие как сбор статистики и анализа, наблюдение за экономикой своих членов, а также спрос на отдельные политики, МВФ работает , чтобы улучшить экономику своих стран — членов. Цели организации , указанные в статьях соглашения являются: содействие международному валютному сотрудничеству, международной торговли , высокий уровень занятости, стабильность обменного курса, устойчивого экономического роста и создания ресурсов , доступных для стран — членов в затруднительном финансовом положении. Средства МВФ поступают из двух основных источников: квот и кредитов . Квоты, которые объединяют средства стран — членов, сформировать большинство средств МВФ. Размер квоты государства — члена зависит от его экономической и финансовой значимости в мире. Страны с большей экономической значимости имеют большие квоты. Квоты периодически увеличены в качестве средства увеличения ресурсов МВФ в виде специальных прав заимствования .

В настоящее время управляющий директор (MD) и председатель МВФ болгарский экономист Кристалина Георгиева , который занимал эту должность с 1 октября 2019 года.

Гита Gopinath был назначен в качестве главного экономиста МВФ с 1 октября 2018. Она получила докторскую степень по экономике в Принстонском университете . До своего назначения МВФ она была экономическим советником главного министра штата Керала , Индия.

Информационный листок

Процедура принятия решений в МВФ

7 апреля 2016 г.

Эволюция МВФ происходила параллельно с переменами в глобальной экономике в течение всей 70‑летней истории организации, что позволило ей сохранить за собой ведущую роль в международной финансовой архитектуре. В отличие от Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, в которой каждая страна обладает одним голосом, процедура принятия решений в МВФ была призвана отражать относительное положение государств-членов в мировой экономике. МВФ продолжает проводить реформы, призванные обеспечить, чтобы его структура управления в достаточной мере отражала коренные изменения, происходящие в мировой экономике. Цель текущих реформ — отразить ту возросшую роль, которую в настоящее время играют в глобальной экономике страны с формирующимся рынком и развивающиеся страны .

На приводимой ниже диаграмме представлена схема существующей структуры управления МВФ.

Совет управляющих

Совет управляющих является главным директивным органом МВФ. Он состоит из одного управляющего и одного заместителя управляющего от каждого государства-члена. Управляющие назначаются государствами-членами, и обычно ими являются министр финансов или глава центрального банка страны.

Хотя Совет управляющих передал большую часть своих полномочий Исполнительному совету МВФ, он сохраняет за собой право, в частности, утверждать увеличение квот, распределение специальных прав заимствования (СДР), прием в организацию новых государств-членов, принудительное исключение государств-членов и внесение изменений в Статьи соглашения и Регламент .

Совет управляющих также избирает исполнительных директоров и является главным арбитром в вопросах, касающихся толкования Статей соглашения МВФ. Голосование Совета управляющих проводится либо путем созыва совещания, либо дистанционно (посредством курьерской службы, электронной почты, факсимильной связи или защищенной онлайновой системы голосования МВФ). Решения принимаются большинством поданных голосов, за исключением случаев, специально оговоренных в Статьях соглашения.

Советы управляющих МВФ и Группы организаций Всемирного банка обычно проводят свои заседания один раз в год, во время Ежегодных совещаний МВФ и Всемирного банка, для обсуждения работы своих организаций. Ежегодные заседания, которые проходят в сентябре или октябре, обычно в течение двух лет проводятся в Вашингтоне, а на третий год в одном из других государств-членов.

Министерские комитеты

Советы управляющих имеют два совещательных министерских комитета:Международный валютно-финансовый комитет (МВФК) и Комитет по развитию.

МВФК состоит из 24 членов, которые избираются из общего числа 189 управляющих, и представляет все государства-члены. Его структура повторяет структуру Исполнительного совета, состоящего из 24 групп стран. МВФК заседает два раза в год, во время Весенних и Ежегодных совещаний МВФ и Всемирного банка, для обсуждения вопросов управления международной валютной и финансовой системой, предложений Исполнительного совета по внесению изменений в Статьи соглашения и любых других вопросов глобальной экономики, представляющих общий интерес. По итогам каждого заседания Комитет издает коммюнике, в котором резюмируются его мнения и представляются руководящие указания в отношении программы работы МВФ. МВФК работает на основе консенсуса и не проводит формального голосования.

Комитет по развитию является совместным комитетом, и в его задачи входит предоставление рекомендаций Советам управляющих МВФ и Всемирного банка по вопросам, касающимся экономического развития в странах с формирующимся рынком и развивающихся странах. Комитет состоит из 25 членов (обычно министров финансов или министров развития). Он представляет все государства-члены МВФ и Всемирного банка и, главным образом, является форумом для формирования межправительственного консенсуса по особо важным вопросам развития.

Исполнительный совет

Исполнительный совет МВФ, состоящий из 24 членов, ведет повседневную деятельность МВФ и осуществляет полномочия, возложенные на него Советом управляющих, а также полномочия, которыми он наделяется согласно Статьям соглашения. После вступления в силу Поправки о реформе Совета 26 января 2016 года и начиная со следующих очередных выборов, которые должны завершиться в октябре 2016 года, все 24 исполнительных директора будут избираться. Ранее государства-члены с пятью крупнейшими квотами имели право назначать исполнительных директоров, а 19 избирались остальными государствами-членами.

Совет обсуждает все аспекты работы Фонда, от проводимой персоналом ежегодной «проверки здоровья» экономики государств-членов до вопросов политики, касающихся всей глобальной экономики. Совет обычно принимает решения путем консенсуса, но иногда проводится формальное голосование. Число голосов каждого государства-члена равно сумме его базовых голосов (равномерно распределенных между всеми государствами-членами) и голосов, основанных на квотах. Таким образом, квота государства-члена определяет его число голосов. После большинства формальных заседаний Совет резюмирует свои мнения в документе, известном как документ о подведении итогов. Неформальные заседания также могут проводиться для рассмотрения в предварительном порядке сложных вопросов политики.

Руководство МВФ

Директор-распорядитель МВФ является одновременно председателем Исполнительного совета МВФ и главойперсонала МВФ. Директор-распорядитель назначается Исполнительным советом на возобновляемый пятилетний срок; в работе ему помогают первый заместитель директора-распорядителя и три заместителя директора-распорядителя. Двадцать четыре управляющих и исполнительных директора МВФ могут выдвигать на должность директора-распорядителя граждан любого государства-члена Фонда. Хотя Исполнительный совет может избрать директора-распорядителя большинством поданных голосов, в прошлом Совет осуществлял такие назначения на основе консенсуса. Для избрания в 2011 году Исполнительный совет принял процедуру, позволяющую избрать очередного директора-распорядителя в рамках открытого и прозрачного процесса, учитывающего деловые качества. Исполнительный совет принял такую же процедуру для избрания в 2016 году.

Реформа структуры управления

Структура управления Фонда должна не отставать от быстро развивающейся мировой экономики, обеспечивая условия для того, чтобы Фонд оставался эффективной организацией, представляющей интересы всех своих 189 государств-членов. Для достижения этой цели в декабре 2010 года Совет управляющих МВФ утвердил пакет масштабных реформ квот и структуры управления Фонда. Эти реформы, которые вступили в силу 26 января 2016 года, направлены на значительное перебалансирование распределения долей квот для более точного отражения глобальных экономических реальностей и укрепление легитимности и эффективности Фонда. Ниже перечислены основные элементы реформы:

  • Увеличение квот и перераспределение долей. 14-й Общий пересмотр квот приведет к беспрецедентному двукратному увеличению общего размера квот и существенному перебалансированию долей квот и прав голоса в пользу стран с формирующимся рынком и развивающихся стран (в результате перераспределения более чем 6 процентов квот в пользу динамично растущих стран с формирующимся рынком и развивающихся стран, а также недостаточно представленных стран).

  • Защита прав голоса наиболее бедных государств. Доли квот и число голосов беднейших государств-членов будут сохранены.

  • Формула расчета квот и следующий пересмотр. Комплексный пересмотр действующей формулы расчета квот и перенос срока завершения 15-го Общего пересмотра квот на январь 2014 года.

  • Новый состав и повышение представительности Совета. Реформы 2010 года также предусматривают внесение поправки в Статьи соглашения, которая обеспечит переход к более представительному, полностью выборному Исполнительному совету. После следующих очередных выборов исполнительных директоров, с 1 ноября 2016 года, в Совете будет на два представителя меньше от европейских стран с развитой экономикой и все исполнительные директора будут избираться, а не назначаться, как это делается в случае некоторых директоров в настоящее время. Совет будет по-прежнему состоять из 24 директоров, а его состав будет пересматриваться каждые 8 лет.

Реализация реформ системы управления делает Фонд еще более эффективной и представительной организацией.

Надлежащее управление

МВФ активно способствует надлежащему управлению внутри собственной организации. Им был введен ряд институтов для обеспечения профессиональной добросовестности, включая Кодекс поведения персонала, усиленный требованиями по сертификации финансовых специалистов и раскрытию информации, а также санкциями, сходныйКодекс поведения для членов Исполнительного совета и Линию прямой связи по вопросам профессиональной добросовестности, предлагающую защиту лиц, выступающих с разоблачениями. Отдел по вопросам этики консультирует организацию и ее сотрудников по этическим вопросам, проводит расследования подозреваемых нарушений правил и норм и курирует программу обучения в области этики и профессиональной добросовестности, предназначенную для всех членов персонала. В целях эффективной реализации стратегических приоритетов организации были также созданы механизмы подотчетности.

Работа по 15-му Общему пересмотру квот была отсрочена из-за задержки с вступлением в силу 14-го Общего пересмотра.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *