Угрозы экономической безопасности России 2018

Угрозы экономической безопасности России 2018

Указ Президента РФ от 29.04.1996 N 608 О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)

УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТРАТЕГИИ

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ)

В целях обеспечения национальных интересов Российской Федерации в области экономики и поддержания экономической безопасности страны постановляю:

1. Одобрить прилагаемую Государственную стратегию экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения).

2. Правительству Российской Федерации разработать в 1996 году меры по реализации Государственной стратегии, названной в пункте 1 настоящего Указа, осуществлять координацию работы федеральных органов исполнительной власти, связанной с их осуществлением.

Президент

Российской Федерации

Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль

29 апреля 1996 года

N 608

Одобрена

Указом Президента

Российской Федерации

от 29 апреля 1996 г. N 608

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ)

Российская Федерация переживает сложный исторический период становления новых социально-экономических отношений. Переход к новым формам государственного управления происходит в условиях постоянного дефицита и противоречивости правовой базы, регулирующей экономические отношения, отставания законодательства от реально происходящих в обществе процессов.

В международных отношениях Россия сталкивается со стремлением промышленно развитых стран, крупных иностранных корпораций использовать ситуацию в России и государствах — участниках Содружества Независимых Государств в своих экономических и политических интересах.

Все это делает особо актуальной целенаправленную деятельность по обеспечению экономической безопасности страны и ее граждан на основе единой государственной стратегии.

I. Цель и объекты Государственной стратегии экономической

безопасности Российской Федерации

Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (далее именуется — Государственная стратегия) является составной частью национальной безопасности Российской Федерации в целом и ориентирована на реализацию осуществляемых в Российской Федерации экономических преобразований в ближайшие три — пять лет.

Государственная стратегия развивает и конкретизирует соответствующие положения разрабатываемой концепции национальной безопасности Российской Федерации с учетом национальных интересов в области экономики.

Цель Государственной стратегии — обеспечение такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.

Без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как во внутригосударственном, так и в международном плане.

Реализация Государственной стратегии должна создать необходимые условия для достижения общих целей национальной безопасности. В частности, обеспечить:

защиту гражданских прав населения, повышение уровня и качества его жизни, гарантирующих социальный мир в стране и спокойствие в обществе;

эффективное решение внутренних политических, экономических и социальных задач, исходя из национальных интересов;

активное влияние на процессы в мире, затрагивающие национальные интересы России.

Внешнеэкономическая направленность Государственной стратегии заключается в эффективной реализации преимуществ международного разделения труда, устойчивости развития страны в условиях ее равноправной интеграции в мирохозяйственные связи, недопущении критической зависимости России от зарубежных стран или их сообществ в жизненно важных вопросах экономического сотрудничества.

Несмотря на сложность переживаемого переходного периода, Россия имеет широкие возможности для обеспечения своей экономической безопасности, сохранения политического и военного статуса великой державы. Страна располагает квалифицированными кадрами ученых, инженеров, рабочих, подавляющим большинством видов минерально-сырьевых ресурсов, созданный производственный потенциал способен обеспечить потребности ее дальнейшего развития.

Объектами экономической безопасности Российской Федерации являются личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений при государственном регулировании экономической деятельности.

Государственная стратегия включает:

1. Характеристику внешних и внутренних угроз экономической безопасности Российской Федерации как совокупности условий и факторов, создающих опасность для жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства;

определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства, на краткосрочную и среднесрочную (три — пять лет) перспективу.

2. Определение критериев и параметров, характеризующих национальные интересы в области экономики и отвечающих требованиям экономической безопасности Российской Федерации.

3. Формирование экономической политики, институциональных преобразований и необходимых механизмов, устраняющих или смягчающих воздействие факторов, подрывающих устойчивость национальной экономики.

Реализация Государственной стратегии должна осуществляться через систему конкретных мер, реализуемых на основе качественных индикаторов и количественных показателей — макроэкономических, демографических, внешнеэкономических, экологических, технологических и других.

II. Угрозы экономической безопасности Российской Федерации

Выявление возможных угроз экономической безопасности и выработка мер по их предотвращению имеют первостепенное значение в системе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

Наиболее вероятными угрозами экономической безопасности Российской Федерации, на локализацию которых должна быть направлена деятельность федеральных органов государственной власти, являются:

1. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, что ведет к нарушению социального мира и общественного согласия. Достигнутый относительный баланс социальных интересов может быть нарушен в результате действия следующих факторов:

расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, неуверенных в своем будущем людей;

увеличение доли бедных слоев населения в городе по сравнению с деревней, что создает социальную и криминальную напряженность и почву для широкого распространения относительно новых для России негативных явлений — наркомании, организованной преступности, проституции и тому подобного;

рост безработицы, что может привести к социальным конфликтам;

задержка выплаты заработной платы, остановка предприятий и так далее.

2. Деформированность структуры российской экономики, обусловленная такими факторами, как:

усиление топливно-сырьевой направленности экономики;

отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи;

низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий;

свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении;

снижение результативности, разрушение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России;

завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления;

приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынка;

рост внешнего долга России и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение.

3. Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов.

Важнейшими факторами этой угрозы являются:

объективно существующие различия в уровне социально — экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении районов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих отраслей;

нарушение производственно-технологических связей между предприятиями отдельных регионов России;

увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами Российской Федерации.

4. Криминализация общества и хозяйственной деятельности, вызванная в основном такими факторами, как:

рост безработицы, поскольку значительная часть преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного источника дохода;

сращивание части чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства и их проникновения в различные властные структуры;

ослабление системы государственного контроля, что привело к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и торговли.

Основными причинами, вызывающими возникновение указанных угроз, являются неустойчивость финансового положения предприятий, неблагоприятный инвестиционный климат, сохранение инфляционных процессов и другие проблемы, связанные с финансовой дестабилизацией в экономике.

Предотвращение или смягчение последствий действий угроз экономической безопасности Российской Федерации требует определения и мониторинга факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства.

III. Критерии и параметры состояния экономики,

отвечающие требованиям экономической безопасности

Российской Федерации

Состояние экономики, отвечающее требованиям экономической безопасности Российской Федерации, должно характеризоваться определенными качественными критериями и параметрами (пороговыми значениями), обеспечивающими приемлемые для большинства населения условия жизни и развития личности, устойчивость социально-экономической ситуации, военно-политическую стабильность общества, целостность государства, возможность противостоять влиянию внутренних и внешних угроз. Для определения критериев и параметров, отвечающих требованиям экономической безопасности Российской Федерации, необходимо учитывать:

1. Способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства. Это означает, что в стране должны быть достаточно развиты отрасли и производства, имеющие жизненно важное значение для функционирования государства как в обычных, так и в экстремальных условиях, способные обеспечить процесс воспроизводства независимо от внешнего воздействия.

Россия не должна допускать критической зависимости экономики от импорта важнейших видов продукции, производство которых на необходимом уровне может быть организовано в стране. Вместе с тем необходимо развивать свою экономику с учетом внешнеэкономического сотрудничества, международной кооперации производства.

Важнейшим требованием экономической безопасности Российской Федерации является сохранение государственного контроля над стратегическими ресурсами, недопущение их вывоза в размерах, могущих причинить ущерб национальным интересам России.

2. Приемлемый уровень жизни населения и возможность его сохранения. Нельзя допустить выхода показателей уровня бедности, имущественной дифференциации населения и безработицы за границы, максимально допустимые с позиции социально-политической стабильности общества.

Квалифицированный, добросовестный труд должен обеспечивать достойный уровень жизни.

Доступность для населения образования, культуры, медицинского обслуживания, тепло-, электро- и водоснабжения, транспорта, связи, коммунальных услуг является одним из необходимых условий экономической безопасности России.

3. Устойчивость финансовой системы, определяемую уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, нормализацией финансовых потоков и расчетных отношений, устойчивостью банковской системы и национальной валюты, степенью защищенности интересов вкладчиков, золотовалютного запаса, развитием российского финансового рынка и рынка ценных бумаг, а также снижением внешнего и внутреннего долга и дефицита платежного баланса, обеспечением финансовых условий для активизации инвестиционной деятельности.

4. Рациональную структуру внешней торговли, обеспечивающую доступ отечественных товаров перерабатывающей промышленности на внешний рынок, максимально допустимый уровень удовлетворения внутренних потребностей за счет импорта (с учетом региональных особенностей), обеспечение приоритета экономических отношений со странами ближнего зарубежья. Сбалансированная внешнеэкономическая политика, предполагающая как удовлетворение потребностей внутреннего рынка, так и защиту отечественных производителей с использованием принятых в международной практике защитных мер.

5. Поддержание научного потенциала страны и сохранение ведущих отечественных научных школ, способных обеспечить независимость России на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса.

6. Сохранение единого экономического пространства и широких межрегиональных экономических отношений, обеспечивающих соблюдение общегосударственных интересов, исключающих развитие сепаратистских тенденций, и функционирование единого общероссийского рынка или интегрированной системы региональных рынков с учетом их производственной специализации.

7. Создание экономических и правовых условий, исключающих криминализацию общества и всех сфер хозяйственной и финансовой деятельности, захват криминальными структурами производственных и финансовых институтов, их проникновение в различные структуры власти.

8. Определение и обеспечение необходимого государственного регулирования экономических процессов, способного гарантировать нормальное функционирование рыночной экономики как в обычных, так и в экстремальных условиях.

IV. Меры и механизмы экономической политики, направленные

на обеспечение экономической безопасности

Меры и механизмы экономической политики, разрабатываемые и реализуемые на федеральном и региональном уровнях, должны быть направлены на предотвращение внутренних и внешних угроз экономической безопасности Российской Федерации.

1. Мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности Российской Федерации Важнейшими элементами механизма обеспечения экономической безопасности Российской Федерации являются мониторинг и прогнозирование факторов, определяющих угрозы экономической безопасности.

Мониторинг как оперативная информационно-аналитическая система наблюдений за динамикой показателей безопасности экономики имеет большое значение для переходного состояния экономики при наличии серьезных межотраслевых диспропорций и острой недостаточности ресурсов (прежде всего финансовых), сильной подвижности и неустойчивости социально-экономических индикаторов.

Это определяет возрастание требований к государственной статистике в части комплексности, глубины и форм охвата объектов статистического наблюдения, качества и оперативности информации.

Объективный и всесторонний мониторинг экономики и общества с точки зрения экономической безопасности Российской Федерации должен проводиться на основе анализа конкретных количественных значений индикаторов экономической безопасности.

Для осуществления мониторинга факторов, определяющих внутренние и внешние угрозы экономическим интересам личности, общества и государства, первоочередной задачей является создание организационно-информационной базы.

2. Разработка критериев и параметров (пороговых значений) экономической безопасности Российской Федерации Для реализации Государственной стратегии должны быть разработаны количественные и качественные параметры (пороговые значения) состояния экономики, выход за пределы которых вызывает угрозу экономической безопасности страны, характеризующие:

динамику и структуру валового внутреннего продукта, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевую и региональную структуру хозяйства и динамику отдельных отраслей, капитальные вложения и тому подобное;

состояние природно-ресурсного, производственного и научно — технического потенциала страны;

способность хозяйственного механизма адаптироваться к меняющимся внутренним и внешним факторам (темпы инфляции, дефицит государственного бюджета, воздействие внешнеэкономических факторов, стабильность национальной валюты, внутренняя и внешняя задолженность и тому подобное);

состояние финансово-бюджетной и кредитной систем;

качество жизни населения (валовой внутренний продукт на душу населения), уровень безработицы и дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами, состояние окружающей среды и тому подобное.

Количественные параметры должны быть разработаны не только для страны в целом, но и для каждого ее региона. При этом состав критериев и показателей экономической безопасности Российской Федерации по регионам должен корреспондировать с соответствующим составом критериев и параметров в части, касающейся экономики и национальных интересов России в целом.

На основе сформулированных в Государственной стратегии национальных интересов в области экономики, критериев и параметров экономической безопасности Российской Федерации определяются меры и разрабатываются механизмы реализации экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности страны.

3. Деятельность государства по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации Деятельность государства по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации осуществляется по следующим основным направлениям:

1. Выявление случаев, когда фактические или прогнозируемые параметры экономического развития отклоняются от пороговых значений экономической безопасности, и разработка комплексных государственных мер по выходу страны из зоны опасности.

Меры и механизмы, обеспечивающие экономическую безопасность Российской Федерации, разрабатываются одновременно с государственными прогнозами ее социально-экономического развития, а реализуются в программе социально-экономического развития Российской Федерации.

2. Организация работы в целях реализации комплекса мер по преодолению или недопущению возникновения угроз экономической безопасности Российской Федерации. В ходе этой работы:

Совет Безопасности Российской Федерации рассматривает концепцию федерального бюджета с точки зрения обеспечения экономической безопасности государства;

Правительство Российской Федерации координирует работу федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях реализации комплекса мер по преодолению или недопущению угроз экономической безопасности страны, в том числе при подготовке законодательных и иных нормативных правовых актов.

3. Экспертиза принимаемых решений по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности Российской Федерации. Законодательные и иные нормативные правовые акты при их подготовке в обязательном порядке должны проходить экспертизу на предмет экономической безопасности Российской Федерации. Порядок проведения указанной экспертизы определяет Президент Российской Федерации.

Реализация мер по устранению угроз экономической безопасности Российской Федерации требует системы контроля за их исполнением. Система контроля должна учитывать права и ответственность собственника.

Эксперты: реальный сектор экономики оказался невыгодным для банковских инвестиций

ЕКАТЕРИНБУРГ, 11 июля. /ТАСС/. Банковские инвестиции пока остаются «декоративной системой» для отечественной промышленности, что вынуждает производственников в ряде отраслей, в частности, в машино- и станкостроении, тратить до 90% времени на поиски средств для развития производства, теряя при этом мировой рынок.

Такое мнение высказали эксперты на прошедшей во вторник сессии «Возможности софинансирования устойчивых средних производств: опыт 2016-2017 гг.» на международной промышленной выставке «Иннопром».

В Банке России считают, что только за счет банковского финансирования существующие экономические вопросы производственникам решить не удастся, и предлагают воспользоваться другими механизмами, в частности, возможностями активно развивающегося сейчас рынка облигаций.

Три проблемы

Сопредседатель Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», президент группы «Стан» Сергей Недорослев сравнил ситуацию с кредитованием реального сектора экономики с контрой «Рога и копыта» из романа «Золотой теленок» Ильи Ильфа и Евгения Петрова.

«Банки, вместо того чтобы помогать и развивать это направление, поставщикам, небольшим промышленным компаниям несут «рога и копыта», — сказал, выступая на «Иннопроме», Недорослев. По его словам, на данный момент российские промышленники столкнулись с тремя основными проблемами.

«Первая проблема состоит в том, что промышленные компании 90% времени тратят на поиски финансирования, а после работы, например, уже делают станки. Вторая проблема состоит в том, что нас ограничивают в оборотных средствах. Мы никому не можем объяснить, что если нас будут ограничивать в них, то у нас будут снижаться заказы», — сказал он.

По словам Недорослева, «тем временем промышленные компании из других стран будут отдавать заказы на глобальный рынок, работать с банками под отрицательную ставку и занимать большую часть рынка». Кроме того, отметил он, в России существует ряд проблем с оценкой залогового имущества. Банки неохотно инвестируют в реальный сектор экономики еще и потому, что промышленникам сложно обосновать экономическую эффективность своего предприятия из-за специфики производства.

«У банка есть кредитный комитет, который всегда думает: а как это оформить? У людей в этом комитете возникает ощущение, что им что-то подсовывают, и им проще было бы оформить документы на очередной «Ашан», чем дать денег промышленнику. Выходит, что вся система сопротивляется тому, чтобы выдать кредит промышленнику на развития производства», — сказал Недорослев.

Производители в роли кредиторов

По словам Недорослева, из-за существующих проблем крупные промышленные предприятия вынуждены были стать кредиторами для своих поставщиков.

«По сути, не имея лицензии, мы сами являемся кредитным учреждением. Мы кредитуем огромное количество поставщиков, когда наши зарубежные партнеры понятия не имеют о том, как это можно делать, поскольку там настолько четко отлажена система, что все поставщики кредитуются в местных небольших банках. С нас же поставщики требуют авансовый платеж, но в уставе нашей компании, например, не прописано, что этим мы должны заниматься», — отметил сопредседатель «Деловой России».

По его словам, все эти проблемы снижают конкурентную способность российских промышленников на мировом рынке, так как они не имеют возможности использовать комплектующие других производителей.

Облигации как одно из решений проблемы

Директор департамента развития финансовых рынков Центрального банка России Елена Чайковская считает, что решить существующие проблемы промышленникам поможет выход на рынок облигаций.

«Мы пришли к выводу, что финансирование банками реального сектора экономики не совсем эффективно, для того чтобы промпредприятиям получать финансирование, недостаточно банков. В результате был принят масштабный план по развитию рынка капиталов, для того чтобы заемщик и кредиторы могли встретиться друг с другом помимо банка. Центробанк предложил промышленникам рынок облигаций — как альтернативу банковскому финансированию», — сказала она.

По ее словам, промышленники должны понимать, что на облигационный рынок нужно заходить надолго, ради разовых займов — это бесполезное решение. «Практика показывает, что компаниям из реального сектора экономики можно получить более дешевые и длинные деньги только на рынке облигаций. Однако чтобы войти на этот рынок, нужно раскрыть информацию о себе инвестору, иногда для компаний это проблема. В отношении раскрытия информации есть варианты для тех компаний, которые не готовы к этому», — сказала она.

Чайковская рассказала, что «есть возможность выпустить облигации по закрытой подписке, которые оформляются на резидента, так как эти инструменты не сопровождаются раскрытием информации».

Недорослев отметил, что на данный момент на рынке наблюдается нехватка накопленных средств для покупки облигаций у промышленников. «Поэтому предприятия массово их не выпускают», — сказал он.

Помощь от ФРП

Пытается оказать помощь промышленникам и Фонд развития промышленности (ФРП). По словам заместителя директора ФРП Михаила Макарова, по итогам прошлого года было одобрено 77% рассмотренных на экспертном совете проектов. Всего за два года ФРП профинансировал 162 проекта на 40 млрд рублей. В результате уже открыто 26 производств.

«На рынке работает среднее предприятие из реального сектора экономики, которому нужно что-то модернизировать. Директор компании идет в банк, который предлагает кредит под неподъемную ставку в 15-20%. В свою очередь, ФРП предлагает ставку в 5% для модернизации и техперевооружения. Правда, мы оказываем помощь промышленникам на условиях софинансирования», — сказал Макаров.

По его словам, согласно действующим программам ФРП, сумма займа составляет от 50 до 500 млн рублей под 5%. Срок займа составляет 5 лет при условии софинансирования 50/50. Макаров отметил, что в этом году ФРП запустил также программы поддержки конверсии предприятий оборонно-промышленного комплекса и производителей комплектующих изделий.

«Мы запустили две новые программы. Одна из них — это программа «Конверсия», по которой мы будем предоставлять льготное финансирование предприятиям оборонно-промышленного комплекса, занимающимся проектами в сфере двойного или гражданского назначения. Для таких компаний мы впервые подняли максимальную сумму займа от 200 до 750 млн рублей. Если меньше, то такие проекты могут финансироваться по нашей основной программе», — сказал он.

По словам Макарова, процентная ставка составит 1% в первые три года. Срок займа остается прежним — 5 лет, софинансирование будет также осуществляться по системе 50/50. Еще одна программа, которую запускает ФРП, направлена на поддержку производителей комплектующих изделий с уникальными предложениями по процентной ставке, аналогичной программе конверсии, сроком до 7 лет.

Об «Иннопроме»

Международная промышленная выставка «Иннопром» проводится в Екатеринбурге ежегодно с 2010 года, в 2012 году правительство присвоило выставке федеральный статус. В этом году выставка проходит с 10 по 13 июля. Темой этого года стало «Умное производство», страной-партнером выступает Япония. Организатор — Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, оператор — ГК «Формика», генеральный информационный партнер и оператор пресс-центра — информационное агентство ТАСС.

Перспективы привлечения инвестиций в реальный сектор экономики Российской Федерации

Задача данного параграфа ВКР — рассмотреть перспективы привлечения инвестиций в реальный сектор экономики Российской Федерации.

Проблема привлечения инвестиций в реальный сектор экономики существует многие десятилетия и сохраняет свою научную и практическую значимость до настоящего времени. Инвестиции являются фактором экономического роста, дополнительным источником капиталовложений в национальное производство товаров и услуг.

Проведение инвестиционной сбалансированной политики государства — залог обеспечения положительной динамики в реальной экономике. Инвестиционная привлекательность реального сектора во многом определяется состоянием промышленной конъюнктуры и тенденциями изменений основных макроэкономических показателей: темпа инфляции, ВВП, уровня политической неопределенности, ставок по заемному капиталу и так далее .

В условиях турбулентности мирового хозяйства и внутренней неустойчивости российской экономики объем инвестиций в промышленно ориентированные отрасли страны сокращается, а отток капитала из реальной экономики усиливается, эти средства переориентируются в более консервативные источники вложений. Дестабилизация национального хозяйства на фоне политической нестабильности на Украине, введения санкций и резкого падения цен на «черное золото» ознаменовало новый структурный кризис в стране, который ориентирован на все сферы функционирования экономики.

В нынешних реалиях особенно уязвим реальный сектор экономики, так как для него характерен высокий риск невозврата капитала на фоне резкого снижения потребительского спроса и роста числа предприятий-банкротов. Экономическая неопределенность в 2014 году привела к тому, что объем инвестиций в основные фонды хозяйствующих субъектов со стороны иностранных партнеров уменьшился на 3%, положительная динамика была достигнута только за счет собственных резервов предприятий .

К числу секторов экономики, в которых объем инвестиций снизился на 10-20%, относятся: машиностроение, металлургия, добыча полезных ископаемых. Отрицательная динамика финансирования реальной экономики может привести к острой нехватке инвестиций в перспективе или к торможению развития материального и нематериального производства в условиях внешних торговых ограничений и эскалации санкций.

Иностранный капитал является эффективным источником, с помощью которого реальная экономика может выйти из состояния дестабилизации.

Инвестиционный климат — это сложившаяся на протяжении большого промежутка времени совокупность политических, социально-экономических, природных и административных условий, определяющих масштаб, объем и темпы привлечения капитала в экономику. Это наиболее обобщенный показатель инвестиционных процессов в стране .

Современное состояние сферы инвестирования остается недостаточно привлекательным для потенциальных клиентов. Причинами, ухудшающими инвестиционный климат России, являются:

· геополитическая нестабильность (конфликт на Украине, исламский терроризм);

· противоречивое законодательство и постоянно меняющийся Налоговый Кодекс;

· высокий уровень инвестиционных рисков;

· плохой менеджмент на предприятиях;

· низкое развитие инфраструктуры (консалтинга, страхования, гостиничного бизнеса и т.д.);

· низкий кредитный рейтинг;

· ослабление рубля в 2015 году;

· бюрократизм.

Сегодня Россия выступает на международной арене как экспортер сырьевых ресурсов и как импортер высокотехнологической продукции. Такая отраслевая структура дает понять, какие категории иностранных партнеров готовы инвестировать в отечественную экономику, несмотря на высокие риски. В первую очередь, это крупнейшие транснациональные корпорации, рассматривающие капиталовложения в Россию, как способ получить доступ сырьевому сегменту экономики. Средний и мелкий капитал привлекает российская экономика сверхвысокой рентабельностью некоторых проектов, например: в сфере торговли, строительства и предоставления услуг.

Постоянными инвесторами остаются и компании, которые незаконно вывезли капитал из России, легализовали его за рубежом. Несмотря на экономическую нестабильность риски этой категории инвесторов в России низкие, так как они хорошо знают местную специфику и успели наработать обширные деловые контакты .

На рисунке 7 представлена динамика объема инвестиций в реальную экономику за 2011-2014 год.

Общий объем инвестиций в реальный сектор экономики, поступивших от зарубежных инвесторов, за рассматриваемый период увеличился. Однако большинство экспертов связывают этот рост с повышением цен на товары сырьевой группы. Основная задача инвестиционной политики — поиск партнеров

Более 80% всех иностранных инвестиций в Россию представлены капиталовложениями европейских стран: Нидерландов, Великобритании, Германии и т.д.

Рис. 7. Объем иностранных инвестиций за 2011-2014 гг.

В связи с введением экономических санкций большинство европейских инвесторов покинуло российский рынок. Те, кто остался, предлагает совсем невыгодные условия. Нехватка инвестиционных ресурсов в 2015 году послужила для поиска новых источников в мире.

На рисунке 8 и 9 представлены основные направления вложения средств за 2013-2014 гг.

Рис. 8. Приоритетные направления вложений иностранных инвесторов, в%

Рис. 9 Приоритетные направления вложений иностранных инвесторов, в%

Активность зарубежных фондов в 2014 году существенно сократилась по направлению «создание новых предприятий». Введение ограничений к российским активам и усиление неопределенности стали причинами принятия инвесторами выжидательной тактики по долгосрочным проектам.

В первую очередь, Россия обращает внимание на китайские инвестиции, объем которых за 2014 год превысил 30 млрд. долларов. Для потенциала реального сектора эти средства незначительны. К тому же, Китай редко предоставляет льготы, снижение ставки на один процентный пункт может обсуждаться годами. Полагаться только на данный источник нельзя.

Крупным инвестором России пока еще выступает Ближний Восток. Однако западное влияние на некоторых крупных игроков этого региона заставляет их закрывать для себя российский рынок. В качестве другой причины низкой деловой активности выступает социально-правовая система. При осуществлении совместной деятельности с отечественными хозяйствующими субъектами партнеры с Ближнего Востока оперируют собственной системой права, которая не соответствует российской, а иногда ей противоречит. Говорить о долгосрочных контрактах с такими партнерами не приходится.

Перспектив получить значительные капиталовложения от латиноамериканских партнеров нет. Южная Америка остается самым «нестабильным» континентом мира. Большинство ее стран находятся на грани кризиса.

Создание ЕАЭС не привело к ожидаемым результатам. Несмотря на рост товарооборота между странами-участницами, объем инвестиций в российскую экономику не увеличился. Большая часть инвесторов предрасположена к сотрудничеству с Беларусью, чем с Россией, так как на фоне геополитической нестабильности ее экономика лишь окрепла.

Таким образом, оставшийся объем инвестирования после санкций катастрофически мал и не может покрыть все потребности хозяйствующих субъектов в финансовых ресурсах. Нехватка капитала, в первую очередь, отражается на малом и среднем предпринимательстве, которое не имеет резервов для устранения последствий кризисных ситуаций .

Подходы к решению вопроса финансирования реального сектора в современных условиях.

Прогрессивное сокращение объемов инвестирования в реальную экономику потребовало от государства принятия антикризисных мер по стабилизации финансовой системы и предоставлению помощи предпринимателям в виде гарантий или субсидий. Основной акцент государство сделало на фондах поддержки и аккумулирования прямых инвестиций. В период дестабилизации экономики основной целью этих структурных единиц является привлечение стратегических инвесторов и создание эффективного механизма перераспределения полученных средств на финансирование наиболее значимых инвестиционных проектов для экономики. Помощь в привлечении реальных инвестиций оказывают и венчурные фонды, которые стимулируют перераспределение капитала в наукоемкие отрасли.

В условиях сложной ситуации основные надежды возлагаются на институты развития в реальной экономике. Организационно-экономические структуры формируют высокий экономический потенциал путем инвестирования в создание инновационных продуктов, производственно-технологическую инфраструктуру и т.д.

Целями привлечения иностранного капитала институтами развития являются:

· улучшение инвестиционного климата;

· поддержка и сопровождение инвестиционных проектов;

· переориентация на инновационную экономику через модернизацию и импортозамещение.

Без корректировки законодательной базы, закрепляющей взаимодействие между государством и иностранным инвестором, невозможно достичь стабилизации экономики и притока капитала в значимые отрасли. Иностранные партнеры и ранее не были уверены в возврате вложенных средств, не говоря уже о получении прибыли. Нынешняя неопределенность только закрепила убеждения, что вести бизнес в России — это высокий риск .

Эксперты полагают, что в ближайшие 2 года на уровне государства необходимо сформировать оптимальный размер налогов и тарифов, который будет сопоставим с условиями инвестирования в странах-конкурентах.

Для привлечения инвесторов в реальную экономику эффективным инструментом является механизм создания свободных экономических зон. В настоящее время в них ведут бизнес преимущественно отечественные предприниматели, ориентированные на внутренний рынок. Допуск в свободные экономические зоны иностранных партнеров позволит не только получить дополнительные налоги в бюджет из их бизнеса, но и внедрить в сферу материального или нематериального производства новые технологии и управленческие компетенции .

Особую роль следует уделить снижению трансакционных издержек инвестора (не относящихся к прямым затратам на реализацию инвестиционных проектов). Необходимо разработать механизм регулирования тарифов на услуги монополий, снизить уровень криминальной опасности и устранить барьеры на вход в отрасль через сокращение времени на регистрацию совместного предприятия, получения разрешений на ведение деятельности и т.д.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Сложная макроэкономическая ситуация, снижение цен на товары сырьевой группы и, как следствие, ослабление отечественной валюты стали причиной поиска новых источников финансирования реальной экономики. Предыдущий 2014 год стал самым неблагоприятным по результатам инвестирования для страны, несмотря на то, что объемы иностранных капиталовложений за этот год увеличились по сравнению с 2013 годом на 1020 миллионов долларов. Сокращение инвестиционной активности отразилось на экономическом росте и модернизации сферы производства.

2. Низкая инвестиционная эффективность в рассматриваемый период вызвана не только введенными санкциями. Это вполне объяснимый процесс, причины которого кроются в несовершенстве законодательной базы, наличии административных барьеров и т.д. В ближайшее время ситуация вряд ли изменится в лучшую сторону. Вкладывать капитал в реальную экономику, которая «зависла» не будет ни один отечественный, ни иностранный инвестор. Россия на пороге кардинальных реформ, целью которых должно стать создание благоприятных инвестиционных условий.

3. Для возобновления деловой активности эксперты полагают, что в первую очередь, необходимо дождаться стабилизации на Украине для снятия санкций. Затем необходимо заняться вопросами усовершенствования законодательной базы и правоприменительной практики. Только так можно повысить имидж России в глазах иностранных инвесторов и создать благоприятные условия для капиталовложений отечественными субъектами.

Анализ экономической безопасности России в 2018 году

Экономическая безопасность России

Благополучие в сфере экономики — главное условие функционирования государства. Наличие в Российской Федерации стабильной системы позволит сохранять конкурентные позиции на мировом рынке. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности России играет важнейшую роль, поэтому предлагаю рассмотреть этот вопрос подробно. Начнём с основного понятия.

Понятие экономической безопасности

Под национальной экономической безопасностью понимается защищенность экономики страны от внешних и внутренних факторов, неблагоприятно воздействующих на экономическое функционирование, подрывающих уровень жизни населения. Это главный элемент национальной безопасности.

Существуют 3 основных принципа:

  • независимость: формируется уровень экономики, позволяющий наименьшим образом зависеть от других государств и мирового рынка;
  • стабильность: устойчивость, исключение кризисов, социальных потрясений, криминала;
  • устойчивый рост национальной экономики: совершенствование системы, создание условий для работы граждан, снижение уровня безработицы, разработка уникальных продуктов, развитие промышленности.

Концепция

Концепция экономической безопасности России представляет собой комплекс положений, направленных на поддержание стабильности и роста экономических показателей, необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности граждан и сохранения надёжного статуса государства на международном рынке. Поддержание экономической устойчивости напрямую влияет на общую национальную безопасность. Именно поэтому при возникновении политических конфликтов первый удар всегда приходится по экономике.

Стратегия экономической безопасности России до 2030 года является документом, который приказал утвердить президент РФ Владимир Путин в 2017 году.

В ней содержатся главные цели и задачи экономической политики, направленные на поддержание финансовой безопасности.

Реализация стратегии должна полностью наладить обстановку в стране и на мировом рынке, несмотря на сложные международные отношения с некоторыми государствами.

Виды безопасности

Нельзя воспринимать экономическую безопасность как нечто абстрактное. Поддержание безопасного уровня подразумевает принятие конкретных мер в определённых сферах. Отсюда выделяются главные виды экономической безопасности России.

  • Финансовая. Состояние, когда государство способно гарантировать условия функционирования гос. учреждений, создавать благоприятные условия для развития рыночной экономики, создавать благополучные условия для граждан, снижать уровень безработицы. Необходимо контролировать бюджеты (государственный, консолидированный), уровень государственного долга, финансовые рынки, платёжный баланс и другие структурные элементы.
  • Энергетическая. Подразумевается состояние топливно-энергетических отраслей. Необходимо обеспечить надёжное энергоснабжение для успешного развития всех регионов страны.
  • Оборонная. Отражает готовность армии сдерживать внешние угрозы и противостоять им.
  • Оборонно-промышленная. Поддержание военной безопасности, готовность к самому неблагоприятному исходу международных отношений.
  • Информационная. Комплекс мер, направленных на поддержание защиты информации, правильного представления данных. Любая утечка или ложные данные ведут к усугублению обстановки. Также безопасность информации предполагает противостояние мошенническим действиям.

Основные показатели

Существует система показателей, способных наглядно охарактеризовать безопасность в стране. Она отличается многосторонностью, взаимосвязью элементов. Показатели отображают один процесс с разных сторон. Всего можно насчитать около 150 показателей, которые объединяются в 4 группы:

  • производственно-экономические (ВВП, дефлятор ВВП, чистый национальный продукт, доход (чистый и использованный), экономический рост;
  • финансово-экономические (платёжный баланс, госбюджет, дефицит, инвестирование, денежные показатели);
  • социально-экономические (занятость, безработица, прожиточный минимум, бедность + её верхний и нижний пороги, инфляция, индекс цен и пр.);
  • политические (легитимность власти).

Показатели экономической безопасности России не являются стабильными. Задачей опытных аналитиков становится поиск взаимосвязей, который помогает выявить закономерности и дать новые идеи для реализации на законодательном уровне.

Главные задачи

Проблемы обеспечения экономической безопасности России решаются следующим образом:

  • грамотная аналитика и выявление слабых мест в экономике страны, многогранное изучение вопроса на основе опыта прошлых лет (в т. ч. в других государствах);
  • прогнозирование: предполагает анализ риска появления угроз безопасности, даётся детальный прогноз возможных исходов;
  • разработка долгосрочной стратегии и конкретных мероприятий по снижению угроз;
  • создание независимых источников, включая научную и технологическую сферу;
  • нормализация и поддержка благоприятных международных отношений;
  • разработка и улучшение законодательной базы в сфере экономики;
  • формирование финансовой независимости: снижение долга перед другими странами, отказ от кредитов.

Это далеко не весь перечень задач, но здесь представлено самое необходимое.

Угрозы экономической безопасности

Существуют внутренние и внешние угрозы экономической безопасности России. Это явления и процессы, оказывающие негативное влияние на экономику в государстве, ограничивают интересы общества и отдельного гражданина, разрушают национальные ценности и общественные устои.

Внутренние

К внутренним угрозам относятся:

  • интенсивное расслоение общества — превышение уровня доходов высокообеспеченных граждан над уровнем менее обеспеченных;
  • криминализация — теневая экономика как угроза экономической безопасности России становится всё более опасной проблемой, коррупция среди чиновников и различных структур, по больше части государственных, также на высоком уровне;
  • разрушение потенциала в сфере науки и техники — в других странах затраты в данной сфере гораздо больше.

Коррупция как угроза экономической безопасности России представляет собой наиболее серьёзную внутреннюю проблему.

Из-за коррумпированных представителей государственных и некоторых частных структур происходит огромная утечка бюджета, что крайне отрицательно сказывается на экономике нашей страны.

Коррупция затрагивает практически все сферы жизни, начиная от здравоохранения, заканчивая оборонной промышленностью.

Внешние

Современные угрозы экономической безопасности России с внешней стороны выглядят следующим образом:

  • утечка интеллектуального потенциала — учёные и высококвалифицированные специалисты активно уезжают за рубеж, где имеют лучшие условия развития, нежели в России;
  • утечка капитала — средства нелегально утекают за границу;
  • импортная зависимость — относительно продовольствия и потребительских товаров Россия сильно зависима от западных стран, граждане привыкли пользоваться импортной продукцией, проблемы с импортозамещением крайне актуальны.

Внешняя политика является особенным фактором, т. к. её крайне сложно контролировать, всё зависит от коллег государства, особенно западных. Обострение ситуации в Сирии и на Украине, присоединение Крыма — всё это вызвало бурную реакцию в мире, РФ попадает под санкции.

Экономические взаимоотношения между странами — первое, что попадает под угрозу, поэтому необходимо думать об импортозамещении и принятии новых мер, направленных на нормализацию внешнеполитической ситуации.

Необходимые меры по нейтрализации угроз экономической безопасности России должны приниматься решительно и быстро, но главное — разработка стратегий в экономике.

Перспективы развития и повышения уровня безопасности

Минэкономразвития разработало концепцию, одним из главных ориентиров которой стало восстановление статуса мировой экономической державы.

Россия должна стать одним из главных государств, выйти на уровень высокоиндустриальных стран. По уровню ВВП необходимо войти в шестёрку мирового топа, а также значительно увеличить уровень благосостояния среди населения.

Неотъемлемой часть. Этого плана становится доминирование в научной, технологической и финансовой сфере.

Современное состояние экономической безопасности России оставляет желать лучшего, поэтому решением проблемы становится переход от экспортно-сырьевого развития к инновационному.

Преимущества в науке, образовании и технологиях становятся решающим фактором, способствующим экономическому развитию.

Важно сделать прорыв в отраслях, являющихся основной специализацией РФ на мировом рынке. 4 основных стратегии:

  1. конкуренция в энергетике, транспорте, аграрном секторе;
  2. формирование мощного НТК;
  3. диверсификация нац. хозяйства;
  4. развитие рынка, предпринимательства, обеспечение на законодательном уровне.

Тенденции развития создают и определённые риски. Перспективы зависят от объективных условий развития мирового хозяйства и субъективных — процессов, происходящих на мировой арене и в отдельных регионах РФ.

Экономическая безопасность России 2018 года всё ещё оставляет желать лучшего, поэтому ищутся новые партнёры, экономика постепенно развивается. Стратегия до 2030 года должна помочь в решении множества проблем.

Экономика России в 2018 году: прогноз экспертов, последние новости

Экономика России в 2018 году переживает не лучшие времена. Прогноз экспертов неутешительный. Многие заводы закрываются, производства останавливаются, рабочие остаются не трудоустроенными. Вместе с тем растет инфляция, уровень покупательской способности постепенно снижается. Ниже рассмотрим последние новости о том, что ждет страну в плане экономики.

Как будет развиваться экономика

Буквально за несколько лет экономика России перешла в стадию рецессии. Она сильно изменилась. В 2014 году экономическая ситуация в Российской федерации была не самой худшей по сравнению с другими государствами. В то время нефть стоила около 100 долларов за баррель. Средняя зарплата по стране составляет около 1000 долларов. Сегодня нефть упала до планки 45 долларов за баррель.

Вместе с тем снизились доходы у населения. Уровень жизни стал ниже практически в 2 раза. Сейчас средний заработок россиянина составляет около 400 долларов. При падении стоимости нефти, будет ухудшаться уровень жизни населения в Российской Федерации, экономика не выйдет из кризиса.

У правительства РФ недальновидная политика. Для построения новой экономики необходима основа. Важно уменьшить зависимость от экспорта газа и нефти. К примеру, венесуэльская экономика была построена исключительно на экспорте нефти, поэтому вошла в кризис.

Уровень жизни стал ниже в 2 раза

Наравне с экономическими проблемами в стране есть социальные издержки.

Правительство Российской Федерации не в состоянии обеспечивать выполнение социальных обязательств, которые она взяла на себя. В резервном фонде заканчиваются средства.

При продолжении развития экономики в таком же темпе, еще более остро встанет вопрос с выплатами пенсионных накоплений и различных социальных дотаций.

Ранее политики надеялись на то, что расширение территории РФ принесет дивиденды. Присоединение Крыма требует финансовых вложений из бюджета государства. Для крымчан нужно поставлять воду, электроэнергию и газ.

Такой новый субъект РФ обходится дорого в плане обслуживания для российской экономики. Растет недовольство населения. Они не согласны с выбранной государственной политикой. Ярким примером служат протесты по всей территории страны. С требованиями выступали дальнобойщики.

В 2000-ых годах все силы были кинуты на строительство бюрократического аппарата. Сегодня там главенствуют коррупционные схемы. При бездействии власти может произойти социальный взрыв в ряде регионов Российской Федерации. Это связано с тем, что экономика России в 2018 году находится в полной стагнации. Об этом свидетельствуют последние новости и прогноз экспертов.

Присоединение Крыма потребовало дополнительных вложений

Экономическая и социальная напряженность

Во время выборов 2018 года таким экономическим состоянием страны и социальной напряженностью может воспользоваться Запад. Не исключен обвал котировки нефти. Некоторые политические эксперты ссылаются на то, что Россия может разделиться на несколько субъектов. На данном этапе важно выплатить большую часть государственного долга России и стабилизировать государственный фонд.

Таким образом, сложившаяся экономическая ситуация в РФ обуславливается следующими факторами:

  1. Зависимость от продажи энергоносителей.
  2. Большой государственный аппарат, требующий постоянных денежных вложений.
  3. Высокий уровень коррупции в стране.

Некоторые аналитики сходятся во мнении, что основной кризис пришелся на 2015 год. Они считают, что сегодня страна встала на путь экономического развития. Важно совершенствовать государственное управление, только такими действиями можно выйти из кризиса. Параллельно с этим современность бросает вызовы.

Систему необходимо корректировать. Между властью, бизнесом и людьми должны быть установлены доверительные отношения.

Политикам предстоит увеличивать пенсионный возраст. Это также может вызвать недовольство в обществе. Экономисты считают, что в 2018 году ВВП вырастет примерно на 3%. Специалисты из Международного валютного фонда надеются, что в этом году Россия начнет выход из рецессии. Постоянный прирост экономики должен составлять более 1%.

В стране снижается количество добычи нефти. Это связано с падением цен на такой вид топлива. Со стороны Евросоюза произойдет усиление санкций. Тяжелая экономическая ситуация в России будет до 2020 года. Еврокомиссия составила прогноз, согласно которому ВВП России 2015 году упал почти на 4%.

Прогнозы цен на нефть

Прогнозы экспертов

Сегодня уровень инфляции составляет 6%. Это отражается на том, что экономика в России в 2018 году переживает стагнацию. Прогноз экспертов и последние новости говорят о том, что стране нужна политическая и экономическая реформа.

Между правительством Российской Федерации и обществом был заключен негласный договор о финансовой стабильности. Важно поддерживать благополучие нации в 2018 году. Экономика России не должна продолжать падение, важно зафиксировать ее на существующем уровне.

Прогноз экспертов свидетельствует о том, что последствия кризиса непредсказуемы. Последние новости дают представление о состоянии экономики в Российской Федерации. Банк России сообщает о неутешительных тенденциях.

За несколько месяцев 2017 года из страны произошел отток капитала, равный более чем 15 миллиардам долларов. Это в два раза выше, чем в 2016 году. Важно ослабить рубль, это положительно повлияет на ситуацию в экономической сфере в России.

Поскольку многие компании ориентируются на экспорт, то доход исчисляется в чистой валюте.

Негативными составляющими в развитии экономики в стране являются следующие факторы:

  • рабочая сила в поисках более высоких заработков уезжает за рубеж;
  • не созданы условия для развития малого и среднего бизнеса;
  • происходит постепенный отток капитала из страны.

Кроме того, в государстве ухудшается демографическая ситуация. В будущем могут возникнуть проблемы с квалифицированной рабочей силой.

Отток капитала из страны

Всемирный банк: прогноз

Эксперты Всемирного банка провели исследование, которое включает в себя всесторонние показатели. В нем были выделены основные характеристики российской экономики и сформулированы направления по выходу из кризиса. Аналитики сделали рекомендации по стимулированию темпов восстановления роста экономической сферы на ближайшие несколько лет.

Специалисты предложили провести реформы в государстве, к примеру, применить инновационные подходы для урегулирования бизнеса. Можно убрать ограничения в законодательной сфере. Нужно избегать административных решений, которые негативно влияют на развитие бизнес-структур.

Экономика России в 2018 году

Работники Всемирного банка обращают внимание на то, что в России не создано в достаточной степени рыночной инфраструктуры. Присутствуют ограничения в инновационной сфере. Основные фонды выглядят изношенными, в инвестиционном климате есть проблемы.

Экономисты рекомендуют стимулировать развитие навыков квалификации трудоспособного населения. Многие работники, имеющие высшее образование или специализированные знания, не могут реализоваться в своей профессии.

В части вина лежит на отсутствии стимулов со стороны работодателей. Также важен вопрос пенсионного обеспечения. Сегодня у государства недостаточно средств, чтобы выплатить в нужном количестве пенсии по возрасту.

Для этого следует повысить планку пенсионного возраста.

Экономическая ситуация в России в 2018 году

Мнения экспертов по поводу развития экономической ситуации в России в 2018 году кардинально отличаются. Оптимисты разделяют точку зрения чиновников и рассчитывают на возобновление роста. Пессимисты подчеркивают уязвимость отечественной экономической модели перед внешними вызовами, что может привести к новому периоду турбулентности.

Российская экономика восстанавливается после кризиса, что отражается на улучшении макроэкономических показателей. Согласно прогнозам экспертов МВФ, экономическая ситуация в России в 2018 году сохранит положительные тенденции.

Рост отечественного ВВП ускорится до 1,44%, а инфляция приблизится к отметке 4%. Кроме того, показатели безработицы будут сохраняться на уровне 5,5%.

Подобные оценки совпадают с прогнозами Минэкономразвития, где ожидают возобновление устойчивого роста экономики.

Глава ведомства Максим Орешкин ожидает рост ВВП на уровне 1,5-1,7%. При этом реальные доходы населения вырастут до 2%, а рост инвестиций достигнет 2,2-3,9%. Несмотря на возобновление роста, Орешкин отмечает отставание темпов роста российской экономики, что связано с отсутствием необходимых реформ.

Также эксперты отмечают другие факторы, которые будут сдерживать развитие отечественной экономики.

Преграды отечественной экономики

Глава Центра стратегических разработок Алексей Кудрин отмечает факторы, которые могут ухудшить экономическую ситуацию в России в 2018 году:

  1. Российская экономика сохраняет зависимость от нефтяных котировок, что остается основным фактором нестабильности. Фактически продолжает действовать старая экономическая модель, которая продемонстрировала свою неэффективность в период кризиса.
  2. Низкая эффективность институтов государственного управления, что негативно отражается на экономических стимулах.
  3. Демографические факторы создают дисбалансы для системы пенсионного обеспечения. Количество пенсионеров на одного работающего продолжает увеличиваться, что приводит к росту дефицита Пенсионного фонда.
  4. Действующие санкции ограничивают доступ к зарубежным финансовым рынкам. В результате российская экономика лишается ресурсов для развития.

Кроме того, эксперты отмечают отток капитала, который будет ухудшать динамику отечественной экономики в среднесрочной перспективе. За первые 4 месяца 2017 года данный показатель достиг 21 млрд долл., что вдвое превышает динамику прошлого года.

В таких условиях ухудшение внешней конъюнктуры чревато новыми потрясениями для отечественной экономической модели. Без структурных реформ российская экономика не выйдет на устойчивую траекторию роста.

Структурные реформы

Представители Минфина отмечают ряд реформ, которые помогут улучшить экономическую ситуацию в 2018 году. Эксперты ведомства намерены снизить зависимость российской экономики от колебаний нефтяного рынка. Кроме того, Минфин намерен оздоровить финансовую систему и пересмотреть административную нагрузку на представителей бизнеса.

Основная цель Минфина – обеспечить устойчивый ежегодный рост экономики на уровне 3,0-3,5%. Для этого ведомство планирует изменить действующие бюджетные правила, что поможет избавить экономику от нефтяной зависимости.

Ранее львиная доля поступлений от экспорта энергоресурсов направлялась на финансирование расходной части, что создавало предпосылки для экономических кризисов.

Представители Минфина предлагают концентрировать данные ресурсы для ускорения экономического роста.

Кроме того, для устойчивого роста российской экономики необходимо модернизировать администрирование бизнеса и налоговую политику. При этом в Минфине планируют уменьшить нагрузку на добросовестных участников рынка и повысить собираемость налогов. Основным приоритетом Минфина остается снижение объемов теневой экономики, что значительно увеличит бюджетные поступления.

Чиновники рассчитывают значительно улучшить инвестиционный климат, что обеспечит экономику необходимыми ресурсами для развития. Также в ведомстве обеспокоены недостаточной эффективностью госуправления, что приводит к дополнительным финансовым потерям.

Несмотря на восстановление положительной динамики, эксперты не исключают возобновления кризисных явлений. Пессимистичный прогноз на 2018 год предполагает значительное ухудшение экономической ситуации.

Новое падение

Основным фактором, который может привести к реализации пессимистичного сценария, остается резкое снижение цен на нефть. Эксперты допускают обвал котировок до 40 долл./барр., что станет новым потрясением для отечественной экономики.

Несмотря на улучшение макроэкономических показателей, экономическая ситуация остается крайне уязвимой.

Власти не создали фундамент для новой экономической модели, что может привести к повторению кризисных явлений. Более того, за 2015-2016 гг.

чиновники использовали большую часть финансовых резервов, что существенно ограничит возможности правительства при очередном снижении цен на «черное золото».

Будущий экономический рост зависит от продления условий по сокращению нефтедобычи, подчеркивают аналитики. Кроме того, намерение Китая и Индии активнее использовать электромобили приводит к снижению спроса на нефть, что будет препятствовать восстановлению баланса на рынке. В таких условиях стоимость барреля может обвалиться до 40 долларов и сохраняться на данном уровне в течение 2018 года.

Экономическая ситуация в 2018 году будет сохранять положительную динамику. Рост ВВП достигнет 1,5%, уверены в правительстве, а инфляция замедлится до 4%. Для ускорения экономического роста необходима имплементация структурных реформ, что позволит снизить зависимость экономики России от внешних факторов.

Новый обвал цен на нефть может спровоцировать реализацию пессимистичного сценария, который предполагает новый период кризиса.

Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 г. № 208

<p>УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года В соответствии с федеральными законами от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» и от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» п о с т а н о в л я ю: 1. Утвердить прилагаемую Стратегию экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года. 2. Правительству Российской Федерации: а) разработать в 3-месячный срок меры организационного, нормативно-правового и методического характера, необходимые для реализации Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, и обеспечить их выполнение; б) обеспечить мониторинг и оценку состояния экономической безопасности Российской Федерации; в) осуществлять контроль за реализацией Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года; г) представлять Президенту Российской Федерации ежегодно доклад о состоянии экономической безопасности Российской Федерации и мерах по ее укреплению. 3. Признать утратившим силу Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 18, ст. 2117). 4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания. Президент Российской Федерации В.Путин Москва, Кремль 13 мая 2017 года № 208 ________________ УТВЕРЖДЕНА Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208 СТРАТЕГИЯ экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года I. Общие положения 1. Настоящая Стратегия является документом стратегического планирования, разработанным в целях реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации, определенных в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683. 2. В настоящей Стратегии определяются вызовы и угрозы экономической безопасности Российской Федерации (далее — экономическая безопасность), а также цели, основные направления и задачи государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности. 3. Настоящая Стратегия направлена на обеспечение противодействия вызовам и угрозам экономической безопасности, предотвращение кризисных явлений в ресурсно-сырьевой, производственной, научно-технологической и финансовой сферах, а также на недопущение снижения качества жизни населения. 4. Правовую основу настоящей Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» и от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», другие федеральные законы, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. 5. Настоящая Стратегия является основой для формирования и реализации государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности на федеральном, региональном, муниципальном и отраслевом уровнях. 6. Настоящая Стратегия призвана консолидировать усилия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее — органы государственной власти), органов местного самоуправления, Центрального банка Российской Федерации и институтов гражданского общества по обеспечению экономической безопасности в целях защиты национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации. 7. В настоящей Стратегии используются следующие основные понятия: 1) «экономическая безопасность» — состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации; 2) «экономический суверенитет Российской Федерации» (далее — экономический суверенитет) — объективно существующая независимость государства в проведении внутренней и внешней экономической политики с учетом международных обязательств; 3) «национальные интересы» Российской Федерации в экономической сфере — объективно значимые экономические потребности страны, удовлетворение которых обеспечивает реализацию стратегических национальных приоритетов Российской Федерации; 4) «угроза экономической безопасности» — совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам Российской Федерации в экономической сфере; 5) «вызовы экономической безопасности» — совокупность факторов, способных при определенных условиях привести к возникновению угрозы экономической безопасности; 6) «риск в области экономической безопасности» — возможность нанесения ущерба национальным интересам Российской Федерации в экономической сфере в связи с реализацией угрозы экономической безопасности; 7) «обеспечение экономической безопасности» — реализация органами государственной власти, органами местного самоуправления и Центрального банка Российской Федерации во взаимодействии с институтами гражданского общества комплекса политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие вызовам и угрозам экономической безопасности и защиту национальных интересов Российской Федерации в экономической сфере. II. Вызовы и угрозы экономической безопасности 8. На современном этапе мирового развития отчетливо проявляются объективные признаки разрушения однополярного мира. При этом процесс перехода к многополярности сопровождается нарастанием геополитической нестабильности и неустойчивости развития мировой экономики, резким обострением глобальной конкуренции. Отмечается стремление к перераспределению влияния в пользу новых центров экономического роста и политического притяжения. Происходят существенные изменения в области международного права, военно-политической и экономической областях. 9. На международные экономические отношения все большее влияние оказывают факторы, представляющие угрозу для экономической безопасности. Усилилась тенденция распространения на сферу экономики вызовов и угроз военно-политического характера, а также использования экономических методов для достижения политических целей. 10. На состояние экономической безопасности существенное влияние начинают оказывать факторы, связанные с глобальным изменением климата, способные вызвать дефицит продовольствия и пресной воды, обострить конкуренцию за доступ к возобновляемым ресурсам, в том числе к ресурсам Арктической и Антарктической зон, акваторий Северного Ледовитого океана. 11. В условиях усиления существующих и появления новых вызовов и угроз экономической безопасности Российская Федерация сохраняет достаточно высокий уровень экономического суверенитета и социально-экономической стабильности. 12. К основным вызовам и угрозам экономической безопасности относятся: 1) стремление развитых государств использовать свои преимущества в уровне развития экономики, высоких технологий (в том числе информационных) в качестве инструмента глобальной конкуренции; 2) усиление структурных дисбалансов в мировой экономике и финансовой системе, рост частной и суверенной задолженности, увеличение разрыва между стоимостной оценкой реальных активов и производных ценных бумаг; 3) использование дискриминационных мер в отношении ключевых секторов экономики Российской Федерации, ограничение доступа к иностранным финансовым ресурсам и современным технологиям; 4) повышение конфликтного потенциала в зонах экономических интересов Российской Федерации, а также вблизи ее границ; 5) усиление колебаний конъюнктуры мировых товарных и финансовых рынков; 6) изменение структуры мирового спроса на энергоресурсы и структуры их потребления, развитие энергосберегающих технологий и снижение материалоемкости, развитие «зеленых технологий»; 7) деятельность создаваемых без участия Российской Федерации межгосударственных экономических объединений в сфере регулирования торгово-экономических и финансово-инвестиционных отношений, которая может нанести ущерб национальным интересам Российской Федерации; 8) подверженность финансовой системы Российской Федерации глобальным рискам (в том числе в результате влияния спекулятивного иностранного капитала), а также уязвимость информационной инфраструктуры финансово-банковской системы; 9) исчерпание экспортно-сырьевой модели экономического развития, резкое снижение роли традиционных факторов обеспечения экономического роста, связанное с научно-технологическими изменениями; 10) отсутствие российских несырьевых компаний среди глобальных лидеров мировой экономики; 11) недостаточный объем инвестиций в реальный сектор экономики, обусловленный неблагоприятным инвестиционным климатом, высокими издержками бизнеса, избыточными административными барьерами, неэффективной защитой права собственности; 12) слабая инновационная активность, отставание в области разработки и внедрения новых и перспективных технологий (в том числе технологий цифровой экономики), недостаточный уровень квалификации и ключевых компетенций отечественных специалистов; 13) истощение ресурсной базы топливно-сырьевых отраслей по мере исчерпания действующих месторождений; 14) ограниченность масштабов российского несырьевого экспорта, связанная с его низкой конкурентоспособностью, недостаточно развитой рыночной инфраструктурой и слабой вовлеченностью в мировые «цепочки» создания добавленной стоимости; 15) низкие темпы экономического роста, обусловленные внутренними причинами, в том числе ограниченностью доступа к долгосрочным финансовым ресурсам, недостаточным развитием транспортной и энергетической инфраструктуры; 16) несбалансированность национальной бюджетной системы; 17) недостаточно эффективное государственное управление; 18) высокий уровень криминализации и коррупции в экономической сфере; 19) сохранение значительной доли теневой экономики; 20) усиление дифференциации населения по уровню доходов; 21) снижение качества и доступности образования, медицинской помощи и, как следствие, снижение качества человеческого потенциала; 22) усиление международной конкуренции за кадры высшей квалификации; 23) недостаточность трудовых ресурсов; 24) неравномерность пространственного развития Российской Федерации, усиление дифференциации регионов и муниципальных образований по уровню и темпам социально-экономического развития; 25) установление избыточных требований в области экологической безопасности, рост затрат на обеспечение экологических стандартов производства и потребления. 13. Вызовы и угрозы экономической безопасности в обязательном порядке учитываются при разработке документов стратегического планирования в сфере социально-экономического развития Российской Федерации. III. Цели, основные направления и задачи государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности 14. Целями государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности являются: 1) укрепление экономического суверенитета Российской Федерации; 2) повышение устойчивости экономики к воздействию внешних и внутренних вызовов и угроз; 3) обеспечение экономического роста; 4) поддержание научно-технического потенциала развития экономики на мировом уровне и повышение ее конкурентоспособности; 5) поддержание потенциала отечественного оборонно-промышленного комплекса на уровне, необходимом для решения задач военно-экономического обеспечения обороны страны; 6) повышение уровня и улучшение качества жизни населения. 15. Основными направлениями государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности являются: 1) развитие системы государственного управления, прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономики; 2) обеспечение устойчивого роста реального сектора экономики; 3) создание экономических условий для разработки и внедрения современных технологий, стимулирования инновационного развития, а также совершенствование нормативно-правовой базы в этой сфере; 4) устойчивое развитие национальной финансовой системы; 5) сбалансированное пространственное и региональное развитие Российской Федерации, укрепление единства ее экономического пространства; 6) повышение эффективности внешнеэкономического сотрудничества и реализация конкурентных преимуществ экспортно ориентированных секторов экономики; 7) обеспечение безопасности экономической деятельности; 8) развитие человеческого потенциала. 16. Основными задачами по реализации направления, касающегося развития системы государственного управления, прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономики, являются: 1) совершенствование системы стратегического планирования, последовательное проведение государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности; 2) улучшение инвестиционного климата, повышение привлекательности российской юрисдикции для осуществления предпринимательской деятельности; 3) принятие комплекса дополнительных мер, направленных на деофшоризацию национальной экономики; 4) совершенствование государственного контроля за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства; 5) совершенствование механизма принятия ответных мер в случае применения иностранными государствами и международными организациями санкций и других дискриминационных ограничений в отношении российских юридических и (или) физических лиц и отраслей экономики Российской Федерации; 6) оптимизация регулятивной и налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития экономики страны и модернизации ее производственно-технологической базы; 7) совершенствование механизмов бюджетного планирования, осуществления контроля в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, предотвращение картельных сговоров; 8) повышение эффективности бюджетных расходов; 9) повышение эффективности государственного управления государственными корпорациями, государственными компаниями и акционерными обществами с государственным участием; 10) использование механизмов проектной деятельности, в том числе при решении задач обеспечения экономической безопасности; 11) совершенствование деятельности контрольно-надзорных органов, в том числе на основе широкого внедрения риск-ориентированного подхода и развития практики страхования ответственности субъектов экономической деятельности; 12) оптимизация потоков трудовой миграции исходя из потребностей национальной экономики; 13) юридическое закрепление границ исключительной экономической зоны Российской Федерации (включая арктический континентальный шельф и морские акватории), защита прав и интересов российских хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в этой зоне; 14) совершенствование норм и нормативов применения инновационных технологий (в том числе технологий цифровой экономики) и материалов в производственной и хозяйственной деятельности; 15) борьба с нецелевым использованием и хищением государственных средств, коррупцией, теневой и криминальной экономикой. 17. Основными задачами по реализации направления, касающегося обеспечения устойчивого роста реального сектора экономики, являются: 1) комплексная модернизация производственно-технологической базы отраслей реального сектора экономики с учетом требований промышленной и экологической безопасности; 2) обеспечение достаточного (безопасного) уровня технологической независимости национальной экономики, в первую очередь стратегически важных производств; 3) создание и устойчивое развитие перспективных высокотехнологичных секторов экономики; 4) обеспечение устойчивого развития стратегически значимых организаций оборонно-промышленного комплекса; 5) поддержка высокотехнологичного малого и среднего бизнеса; 6) повышение производительности труда, ресурсо- и энергоэффективности производственных процессов; 7) формирование производственных кластеров, развитие территорий, на которых установлен льготный режим осуществления промышленно-производственной и технико-внедренческой деятельности; 8) комплексное развитие транспортной инфраструктуры, создание современных транспортно-логистических комплексов, разработка и внедрение современных транспортных средств; 9) комплексное развитие энергетической инфраструктуры, внедрение перспективных энергоэффективных технологий, повышение эффективности переработки энергоресурсов и диверсификация направлений их экспорта с учетом мировых тенденций перехода на низкоуглеродную экономику; 10) создание стратегических запасов государственных материальных резервов и мощностей, достаточных для гарантированного обеспечения мобилизационных нужд Российской Федерации; 11) расширение использования производственно-технологического и инновационного потенциалов организаций оборонно-промышленного комплекса для развития производства продукции гражданского назначения. 18. Основными задачами по реализации направления, касающегося создания экономических условий для разработки и внедрения современных технологий, стимулирования инновационного развития, а также совершенствования нормативно-правовой базы в этой сфере, являются: 1) преодоление критической зависимости от импортных поставок научного, экспериментального, испытательного и производственного оборудования, приборов и микроэлектронных компонентов, программных и аппаратных средств вычислительной техники, селекционных и генетических материалов; 2) интеграция образования, науки и производственной деятельности в целях повышения конкурентоспособности национальной экономики; 3) расширение государственной поддержки научно-технической и инновационной деятельности, а также формирование благоприятных</p>


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *