Уничтожение лекарственных средств

Уничтожение лекарственных средств

Содержание

Статья 59. Основания и порядок уничтожения лекарственных средств

Комментарий к статье 59

  1. Согласно положениям комментируемой статьи уничтожению подлежат следующие лекарственные средства:

– недоброкачественные лекарственные средства, то есть лекарственные средства, не соответствующие требованиям фармакопейной статьи либо в случае ее отсутствия требованиям нормативной документации или нормативного документа;

– фальсифицированные лекарственные средства, то есть лекарственные средства, сопровождаемые ложной информацией об их составе и (или) производителе;

– контрафактные лекарственные средства, то есть лекарственные средства, находящиеся в обороте с нарушением гражданского законодательства.

Перечисленные категории лекарственных средств должны быть изъяты из гражданского оборота и подлежат уничтожению.

Отметим, что с 1 июля 2015 г. в соответствии с Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 429-ФЗ будет несколько изменена формулировка ч. 1 и ч. 2 комментируемой статьи. Вместо понятия “гражданский оборот” будет использован термин “обращение”.

Порядок уничтожения недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств установлен Правилами уничтожения недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 2010 г. N 674.

Основаниями уничтожения перечисленных категорий лекарственных средств являются:

– решение владельца лекарственных средств;

– решение соответствующего уполномоченного федерального органа исполнительной власти;

– решение суда.

Причем необходимо отметить, что в отношении контрафактных лекарственных средств основанием для уничтожения может являться только решение суда.

В качестве уполномоченного органа исполнительной власти при решении вопросов об уничтожении недоброкачественных или фальсифицированных лекарственных средств выступает Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения, которая в случае выявления фактов ввоза на территорию Российской Федерации или фактов обращения на территории Российской Федерации перечисленных категорий лекарственных средств принимает решение, обязывающее владельца указанных лекарственных средств осуществить их изъятие, уничтожение и вывоз в полном объеме с территории Российской Федерации. Указанное решение должно содержать сведения о лекарственных средствах, основания изъятия и уничтожения лекарственных средств, срок изъятия и уничтожения лекарственных средств, сведения о владельце лекарственных средств, сведения о производителе лекарственных средств.

Владелец недоброкачественных лекарственных средств и (или) фальсифицированных лекарственных средств в срок, не превышающий 30 дней со дня вынесения Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения решения об их изъятии, уничтожении и вывозе, обязан исполнить это решение или сообщить о своем несогласии с ним.

Несогласие владельца недоброкачественных лекарственных средств и (или) фальсифицированных лекарственных средств с решением об изъятии, уничтожении и вывозе указанных лекарственных средств, невыполнение решения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, несообщение о принятых мерах являются основаниями обращения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в суд.

Например, Постановлением ФАС Московского округа от 24 апреля 2014 г. N Ф05-1931/14 по делу N А40-76491/13 отказано в удовлетворении требования о признании недействительным приказа об изъятии и уничтожении лекарственного препарата. Согласно обстоятельствам дела оспариваемый приказ принят в связи с несоответствием лекарственного препарата требованиям нормативной документации к упаковке и маркировке. Решением суда отказано в удовлетворении требования, поскольку доказано, что в одной упаковке находятся лекарственные средства, которые нельзя отнести к лекарственным средствам, произведенным в результате одного технологического цикла, с использованием однородных исходных и упаковочных материалов.

  1. Частью 3 комментируемой статьи установлено, что расходы, связанные с уничтожением недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств, возмещаются их владельцем.

Владелец лекарственных препаратов не вправе уничтожать их самостоятельно. Уничтожение недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств осуществляется организацией, имеющей лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I – IV класса опасности, на специально оборудованных площадках, полигонах и в специально оборудованных помещениях с соблюдением требований по охране окружающей среды в соответствии с положениями Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”.

Владелец недоброкачественных лекарственных средств и (или) фальсифицированных лекарственных средств, принявший решение об их изъятии, уничтожении и вывозе, передает указанные лекарственные средства организации, осуществляющей уничтожение лекарственных средств, на основании соответствующего договора.

В свою очередь, организация, осуществляющая уничтожение лекарственных средств, составляет акт об уничтожении лекарственных средств, в котором указываются:

– дата и место уничтожения лекарственных средств;

– фамилия, имя, отчество лиц, принимавших участие в уничтожении лекарственных средств, их место работы и должность;

– обоснование уничтожения лекарственных средств;

– сведения об уничтоженных лекарственных средствах (наименование, лекарственная форма, дозировка, единицы измерения, серия) и их количестве, а также о таре или упаковке;

– наименование производителя лекарственных средств;

– сведения о владельце лекарственных средств;

– способ уничтожения лекарственных средств.

Акт об уничтожении лекарственных средств составляется в день уничтожения недоброкачественных лекарственных средств и (или) фальсифицированных лекарственных средств. Количество экземпляров этого акта определяется по числу сторон, принимавших участие в уничтожении указанных лекарственных средств, подписывается всеми лицами, принимавшими участие в уничтожении указанных лекарственных средств, и заверяется печатью организации, осуществляющей уничтожение лекарственных средств.

  1. Владелец лекарственных средств в соответствии с ч. 4 комментируемой статьи должен представить в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти акт об уничтожении лекарственных средств или его копию, заверенную в порядке, установленном ст. 77 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных Верховным Судом РФ 11 февраля 1993 г. N 4462-1.

В соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 2010 г. N 674, акт об уничтожении лекарственных средств или его копия, заверенная в установленном порядке, в течение 5 рабочих дней со дня его составления направляется владельцем уничтоженных лекарственных средств в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения.

В случае если уничтожение недоброкачественных лекарственных средств и (или) фальсифицированных лекарственных средств осуществлялось в отсутствие владельца уничтоженных лекарственных средств, акт об уничтожении лекарственных средств или его копия, заверенная в установленном порядке, в течение 5 рабочих дней со дня его составления направляется организацией, осуществляющей уничтожение лекарственных средств, их владельцу.

Контроль за уничтожением недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения.

  1. Часть 7 комментируемой статьи устанавливает особый порядок для уничтожения следующих категорий лекарственных средств:

– наркотические лекарственные средства, то есть лекарственные препараты и фармацевтических субстанций, содержащие наркотические средства и включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 681;

– психотропные лекарственные средства, то есть лекарственные препараты и фармацевтические субстанции, содержащие психотропные вещества и включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 681;

– радиофармацевтические лекарственные средства, то есть лекарственные средства, которые содержат в готовой для использования форме один радионуклид или несколько радионуклидов (радиоактивных изотопов).

Уничтожение перечисленных категорий лекарственных средств осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ “О наркотических средствах и психотропных веществах”, а также Постановления Правительства РФ от 18 июня 1999 г. N 647 “О порядке дальнейшего использования или уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, или их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также инструментов и оборудования, которые были конфискованы или изъяты из незаконного оборота либо дальнейшее использование которых признано нецелесообразным”.

Следует отметить, что уничтожение изъятых из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, наркосодержащих растений, дальнейшее использование которых признано нецелесообразным органами, осуществившими их изъятие или конфискацию, осуществляется государственными унитарными предприятиями или учреждениями при наличии у них лицензии на указанный вид деятельности.

В то же время изъятые из незаконного оборота наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, наркосодержащие растения, процесс уничтожения которых в соответствии с заключением комиссии, состоящей из представителей органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, здравоохранения и охраны окружающей среды, не требует технологической обработки, могут быть уничтожены органом, обеспечивающим их хранение.

При уничтожении наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров комиссией, состоящей из представителей органов, осуществивших их изъятие или конфискацию, органов здравоохранения и охраны окружающей среды, составляется акт, в котором указываются:

– дата и место составления акта;

– место работы, должность, фамилия, имя, отчество лиц, принимающих участие в уничтожении;

– основания для уничтожения;

– сведения о наименовании и количестве уничтожаемого наркотического средства, психотропного вещества и его прекурсоров, а также о таре или об упаковке, в которой они хранились;

– способ уничтожения.

Фальсифицированные недоброкачественные лекарственные средства и их идентификация

В современных условиях свободного рынка в продаже нередко появляются фальсифицированные лекарственные препараты. По данным ассоциации международных фармацевтических производителей на долю подделок приходится около 6-8% фармацевтического рынка. На сегодняшний день производство и сбыт контрафакта приобрел глобальный характер. Обращение фальсифицированных лекарственных средств было зафиксировано более чем в 30 странах мира. Все это требует консолидации, то есть объединения нескольких стран для наиболее эффективного решения проблемы на международном уровне.

В согласии с данными ВОЗ так называемые фармпроизводители реализуют поддельные лекарства с недостаточным или неправильным содержанием активных ингредиентов или же с информацией, неверно указывающей на их подлинность. Стремительному производству и распространению недоброкачественных лекарственных препаратов содействует несовершенство законодательной базы многих стран, доступность оборудования для производства ЛС и низкий уровень информированности граждан о качестве фармацевтической продукции.

Определение фальсифицированных, недоброкачественных и контрафактных лекарственных средств

В ФЗ 61 закреплены основные положения об обращении фармацевтической продукции на территории РФ. Нормы ГК РФ в частности ст. 1515 определяют, какие товары являются контрафактными. Исходя из действующих положений закона можно сделать следующий вывод:

  • Фальсифицированные лекарства – это фармпрепараты, в отношении которых имеется ложная информация о составе или же производителе.
  • Недоброкачественные ЛП – это препараты, реализуемые с нарушениями требований фармакопейной статьи.
  • Контрафактные лекарственные средства – это фармпрепараты, которые находятся в обороте с нарушением норм гражданского законодательства.

В большинстве случаев фальсифицированное лекарственное средство выступает в качестве недоброкачественного. Однако для того, чтобы недоброкачественный фармпрепарат был признан фальсифицированным, необходимо подтверждение умышленного совершения противоправных действий. Преступные действия должны заключаться в подделке ЛП путем изменения его качественных характеристик.

История выявления фальсифицированных лекарственных препаратов

Наибольшее количество фальсифицированных лекарственных препаратов было произведено в XIX-XX веке. Мощным толчком к развитию контрафакта стало появление на фармрынке так называемых патентованных средств. Нелегальные производители приобретали патент и реализовывали фармацевтическую продукцию незаконным путем с нарушением соответствующих утвержденных в то время норм и правил.

Сбыт фальсифицированных лекарственных средств в огромных количествах был зафиксирован в 1980-1990-е годы. На тот момент лидерами по производству контрафактных препаратов являлись Индия и Китай, а также некоторые страны Африки и Азии. В наше время надзорные органы тоже нередко фиксируют подделку лекарств. Из-за чего страдают практически все субъекты фармрынка: пациенты, принимающие ЛС, честные фармпроизводители и государственные органы, которые не могут надлежащим образом защитить интересы своих граждан.

В последние годы было возбуждено несколько десятков уголовных дел, связанных со сбытом лекарственного фальсификата. Представители Росздравнадзора провели внеплановую проверку одной из больниц. По результатам проведенной экспертизы было установлено, что маркировка выполнена не в согласии с требованиями регулятора закона, например, на ЛП отсутствовало обозначение больницы и отделение, не был прописан состав лекарственного препарат, а также отсутствовали данные о том, кто приготовил, проверил и отпустил ЛС.

Какие фармацевтические препараты чаще всего подделывают?

Следует отметить, что более 55% поддельных фармпрепаратов производятся в России, остальные в большинстве случаев импортируются из Китая, Индии, некоторых стран Африки и Азии. На данный момент большое количество фальсификата наблюдается среди витаминных препаратов и пищевых биодобавок. Связано это с тем, что государственная надзорная структура в их отношении осуществляет менее жесткий контроль.

Какие поддельные лекарства чаще всего поступают на рынок?

  1. Антибиотики. Несколько лет назад в нашей стране был зафиксирован сбыт контрафакта. В подпольном цеху в пригороде столицы Мордовии осуществлялось производство и расфасовка подделок. При этом нелегальная фирма предоставляла сертификат соответствия.
  2. Мази, гели. Для их приготовления не требуется сложное оборудование и специализированная технологическая линия. Организовать производство можно в квартире, частном доме или гараже. Чаще всего подделывают отечественный крем «Календула», ангиопротекторный гель «Троксевазин», противозудный «Лоринден» и другие.
  3. Различные анальгетики. Среди них можно выделить «Пенталгин» Томского химфармзавода. Данный фармацевтический препарат нередко поступает на рынок, однако в согласии с официальными данными «Пенталгин Н» снят с заводской регистрации еще в 1998 году.

В последнее время появляется все больше нелегальных фармкомпаний, которые реализуют не только контрафактные медикаменты, но и их основу в субстанции. Например, одно предприятие вместо субстанции российского производителя выдавало дешевое незарегистрированное сырье низкого качества.

Классификация фальсифицированных фармпрепаратов

Медицинские подделки, реализуемые на российском фармрынке, подразделяют на 4 группы.

1 группа. Фармпрепараты, которые не содержат действующих веществ, так называемые «плацебо». В теории их употребление не представляет опасности и вреда, однако если при сердечном приступе принять нитроглицерин-пустышку, то могут быть достаточно печальные последствия.

2 группа. ЛП, содержащие ингредиенты, о которых ничего не сказано на упаковке. В данном случае на флакон с глюкозой наклеивается этикетка лекарства для лечения серьезного заболевания. Опасность заключается в отсутствии необходимого терапевтического эффекта.

3 группа. Фармпрепараты, которые содержат наименьшее количество ингредиентов. Например, в коробку от известного ЛП зарубежного производства кладут лекарство местного производителя. Конечно, это вследствие не принесет вреда пациенту, но может быть не достигнут требуемый терапевтический эффект.

4 группа. Фармпрепараты-копии. Обычно в таких лекарствах содержится то же действующее вещество и в тех же количествах. Зачастую в таком случае бывает достаточно сложно понять, как отличить лекарство от подделки.

Представители Росздравнадзора считают, что все лекарственные фальсификаты опасны для здоровья. В качестве основной причины они приводят то, что контрафактные фармпрепараты не проходят предусмотренный по закону контроль качества, что таит в себе определенные риски. Применение таких ЛП может привести к серьезным проблемам.

Методы борьбы с лекарственным фальсификатом

Фармацевтические холдинговые объединения ведут активную борьбу с фальсификатом, к примеру, в последнее время многие компании меняют упаковку, используют специальные наклейки, голограммы, штрих-коды. Однако все это не позволяет гарантировать 100% защиту от подделок.

Для борьбы с фальсификатом также были внесены корректировки в законодательные нормы. В ст. 238.1 УК РФ содержатся нормы, касающиеся обращения фальсифицированных фармацевтических препаратов. В последнее время вносились корректировки и в административный кодекс. Все правовые преобразования были направлены на привлечение к административно-правовой ответственности лиц, занимающихся производством, продажей и сбытом фальсифицированных ЛС.

Среди основных методов борьбы можно выделить следующие:

  • Эффективное проведение уголовно-правовых расследований с целью выявления источников производства нелегальной продукции.
  • Конфискация производственных мощностей с последующим уничтожением недоброкачественных лекарственных средств.
  • Своевременное информирование населения о факте фиксации фальсифицированной фармпродукции.
  • Обновление законодательной базы, оперативное внесение соответствующих корректировок с целью борьбы с контрафактом.
  • Аннулирование лицензий у компаний, которые дополнительно занимаются сбытом контрафакта.

Регулятор закона с целью борьбы с контрафактом ввел также обязательную маркировку ЛП. Участники фармрынка обязаны сканировать соответствующую информацию для передачи в единую систему. Благодаря этому потребители, государственные органы и иные заинтересованные лица могут удостовериться в законности фармпрепарата и проследить весь путь от производства до сбыта.

Для решения проблемы на международном уровне требуется сформировать единую базу данных подделок. Помимо этого, необходимо обязать все фармкомпании предоставлять информацию об обнаружении контрафакта. Совершенствование действующего законодательства, а также международных норм позволит государству и мировому сообществу вести более эффективную борьбу с фальсифицированными и недоброкачественными лекарственными препаратами.

Уничтожение лекарственных средств

Общие требования к порядку и основаниям уничтожения лекарственных средств установлены в статье 59 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»; (далее — Федеральный закон № 61-ФЗ).

В соответствии с указанной статьей можно выделить следующие типы лекарственных средств, подлежащих уничтожению:

  • Недоброкачественные лекарственные средства,
  • Фальсифицированные лекарственные средства;
  • Контрафактные лекарственные средства.

Недоброкачественные, фальсифицированные и контрафактные лекарственные средства подлежат изъятию из гражданского оборота и уничтожению.

Порядок уничтожения лекарственных средств регламентирован Правилами уничтожения недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 № 674 (далее — Правила уничтожения лекарственных средств).

Уничтожение наркотических и психотропных лекарственных средств

Требования к порядку уничтожения лекарственных средств не распространяются на уничтожение наркотических лекарственных средств и их прекурсоров, психотропных лекарственных средств и радиофармацевтических лекарственных средств. Порядок уничтожение наркотических лекарственных средств и их прекурсоров, психотропных лекарственных средств и радиофармацевтических лекарственных средств регламентирован законодательством, в частности ст. 29 Федерального закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» и Инструкцией по уничтожению наркотических средств и психотропных веществ, входящих в Списки II и III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, дальнейшее использование которых в медицинской практике признано нецелесообразным, утв. приказом Минздрава РФ от 28.03.2003 № 127 и иными нормативными правовыми актами.

Уничтожение лекарственных средств с истекшим сроком годности

Следует также отметить, что указанные требования не применяются к лекарственным средствам с истекшим сроком годности, поскольку такие лекарственные средства нельзя отнести к недоброкачественным лекарственным средствам (см. Письмо ФНС РФ от 16.06.2011 N ЕД-4-3/9486 «О порядке совершения операций с лекарственными средствами с истекшим сроком хранения»). Обязанность уничтожения таких лекарственных средств, предусмотренная утратившим силу Федеральным законом от 22.06.1998 N 86-ФЗ «О лекарственных средствах» и Инструкцией о порядке уничтожения лекарственных средств, утв. Приказом Минздрава России от 15.12.2002 N 382, на сегодняшний день отсутствует.

Действующее законодательство предусматривает следующие требования к лекарственным средствам с истекшим сроком годности:

  • Запрет на реализацию лекарственным средствам с истекшим сроком годности;
  • Установлены специальные правила хранения лекарственных средств с истекшим сроком годности. В соответствии с п. 12 Правил хранения лекарственных средств, утв.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 № 706н при выявлении лекарственных средств с истекшим сроком годности они должны храниться отдельно от других групп лекарственных средств в специально выделенной и обозначенной (карантинной) зоне.

Основания уничтожения лекарственных средств

В соответствии с Правилами уничтожения лекарственных средств недоброкачественные лекарственные средства и (или) фальсифицированные лекарственные средства подлежат изъятию и уничтожению по одному из следующих оснований:

  • Решению владельца указанных лекарственных средств,
  • Решению Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (далее — Росздравнадзор)
  • Решению суда.

Контрафактные лекарственные средства подлежат изъятию из гражданского оборота и уничтожению только по решению суда.

Информационные письма Росздравнадзора

Кроме того, фактическим основанием для уничтожения лекарственных средств являются информационные письма Росздравнадзора.

Росздравнадзор регулярно размещает информацию о выявлении недоброкачественных лекарственных средств, о необходимости изъятия лекарственного средства, об отзыве лекарственного препарата и т.п. на своем официальном сайте. В таких письмах Росздравнадзор сообщает о необходимости изъятия определенных серий лекарственных средств из обращения и их уничтожения в установленном порядке, а также предлагает субъектам обращения лекарственных средств, медицинским организациям провести проверку наличия указанных серий лекарственных средств, о результатах которой информировать территориальный орган Росздравнадзора. Из этого следует то, что субъектам обращения лекарственных средств следует организовать уничтожение таких лекарственных препаратов. Далее они теоретически вправе предъявить претензии к поставщику и требовать возврата уплаченных за данные препараты денежных средств, а также возмещения затрат на уничтожение препаратов.

Решение Росздравнадзора об уничтожении лекарственных средств

Росздравнадзор в случае выявления фактов ввоза на территорию Российской Федерации или фактов обращения на территории Российской Федерации недоброкачественных лекарственных средств и (или) фальсифицированных лекарственных средств принимает решение, обязывающее владельца указанных лекарственных средств осуществить их изъятие, уничтожение и вывоз в полном объеме с территории Российской Федерации.

Указанное решение должно содержать:

  • Сведения о лекарственных средствах;
  • Основания изъятия и уничтожения лекарственных средств;
  • Срок изъятия и уничтожения лекарственных средств;
  • Сведения о владельце лекарственных средств;
  • Сведения о производителе лекарственных средств.

Владелец недоброкачественных лекарственных средств и (или) фальсифицированных лекарственных средств в срок, не превышающий 30 дней со дня вынесения Росздравнадзором решения об их изъятии, уничтожении и вывозе, обязан исполнить это решение или сообщить о своем несогласии с ним.

В случае если владелец недоброкачественных лекарственных средств и (или) фальсифицированных лекарственных средств не согласен с решением об изъятии, уничтожении и вывозе указанных лекарственных средств, а также, если он не выполнил это решение и не сообщил о принятых мерах, такие лекарственные средства изымаются и уничтожаются на основании решения суда.

Недоброкачественные лекарственные средства и фальсифицированные лекарственные средства, находящиеся под таможенным режимом уничтожения, подлежат уничтожению в порядке, установленном Главой 42 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Подпишитесь на нас Подпишись на рассылку и получай первым самую свежую и актуальную информацию от Факультета Медицинского Права. Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.

Порядок уничтожения лекарственных средств

Уничтожение недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств осуществляется организацией, имеющей лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I — IV класса опасности (далее — организация, осуществляющая уничтожение лекарственных средств), на специально оборудованных площадках, полигонах и в специально оборудованных помещениях с соблюдением требований по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Следует отметить, что в соответствии с СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 № 163, все лекарственные средства, не подлежащие использованию, отнесены к классу Г — к токсикологически опасным отходам 1 — 4 классов.

В соответствии с положениями Федерального закона № 61-ФЗ и Правилами уничтожения лекарственных средств расходы, связанные с организацией уничтожения лекарственных средств, возмещаются их владельцем.

Владелец недоброкачественных лекарственных средств и (или) фальсифицированных лекарственных средств, принявший решение об их изъятии, уничтожении и вывозе, передает указанные лекарственные средства организации, осуществляющей уничтожение лекарственных средств, на основании соответствующего договора.

Акт уничтожения лекарственных средств

Организация, осуществляющая уничтожение лекарственных средств, составляет акт уничтожения лекарственных средств, в котором указываются:

  • Дата и место уничтожения лекарственных средств;
  • Фамилия, имя, отчество лиц, принимавших участие в уничтожении лекарств, их место работы и должность;
  • Обоснование уничтожения лекарственных препаратов;
  • Сведения об уничтоженных лекарственных средствах (наименование, лекарственная форма, дозировка, единицы измерения, серия) и их количестве, а также о таре или упаковке;
  • Наименование производителя лекарственных средств;
  • Сведения о владельце лекарственных средств;
  • Способ уничтожения лекарственных препаратов.

Как проходит утилизация лекарственных средств с истекшим сроком годности? Ответственность за нарушение правил

Что говорит закон о просроченных медикаментах?

Ввиду прямой опасности для жизни человека, который может принять непригодные лекарства, реализация и хранение просроченных медикаментов наказуемо (штрафные санкции, лишение лицензии). Объекты разбирательства в виде лекарств подлежат уничтожению без возможности дальнейшего использования или переработки.

На территории РФ законодательно запрещено продавать три типа лекарств:

  • препараты с истёкшим сроком годности;
  • препараты в состоянии негодности (в результате неправильного хранения или транспортировки);
  • фальсифицированные препараты.

Как видно, просроченные лекарства законом приравниваются к фальсификату и испорченным лекарствам (нарушение целостности упаковки, утрата лекарством изначальной формы и консистенции). Как производитель, так и реализатор, обнаружив в своём распоряжении какие-либо из вышеперечисленных типов лекарств, должен немедленно изъять их из оборота и списать, после чего – оформить акт уничтожения.

Строгий контроль ведётся даже за испорченными лекарствами – это необходимо, чтобы защитить окружающую среду от вредоносных отходов, которые собственник может по незнанию или со злым умыслом уничтожить неправильно.

О том, как вести учет лекарственных препаратов с ограниченным сроком годности, читайте .

Процедура списания просроченных лекарств

Просто так, на правах других потребительских товаров списать лекарства нельзя. Мало того, собственник просрочки не может сделать этого самостоятельно – необходимо передать негодные лекарства и всю сопутствующую документацию в органы, которые имеют лицензию на уничтожение.

Чтобы лекарства благополучно перешли в распоряжение и под ответственность этих органов, собственник должен правильно оформить списание – так с него будут сняты все обязательства относительно опасных препаратов. Главный документ, который должен сопровождать уничтожение медикаментов – акт списания.

Акт базируется на других бумагах, не менее важных для процедуры.

Инвентаризация

Факт наличия просроченных лекарств бывает замечен как собственником (или его сотрудниками), так и членами инвентаризационной комиссии, проводящей эти проверки на территории складских помещений аптек, больниц и прочих учреждений, где лекарства могут хранится.

Как только просроченные препараты будут найдены, составляется инвентаризационная ведомость. Это опись некачественных медикаментов, на которой будут основаны бухгалтерские отчётности. Составляется и подписывается документ как членами инвентаризационной комиссии, прибывшими на место хранения, так и лицами, обременёнными материальной ответственностью за эти лекарства.

Далее полученные данные необходимо провести через бухгалтерию организации-собственника. Бухгалтерия на основе ведомости заносит акт списания в финансовую документацию организации, чтобы в дальнейшем предоставить отчёт.

Составление акта списания

Вне зависимости от количества просроченных препаратов на каждую группу лекарств необходимо составить собственный акт. Составляется документ по форме № А-2.18 и заполняется членами инвентаризационной комиссии непосредственно во время обнаружения.

Акт должен содержать основную информацию о испорченных лекарствах или медтаре:

  • описание группы медикаментов или медтары;
  • фиксация причины, по которой препарат должен быть списан (повреждение, истёкший срок годности и т.д.);
  • стоимость списанного;
  • виновные в порче препаратов;
  • объяснительные от виновных (опционально, так как последние могут быть не установлены).

Подписывается документ собственником (материально ответственное лицо) и всеми остальными членами комиссии. Экземпляров каждого акта должно быть три – один из них остаётся собственнику для дальнейшей процедуры списания, а два отправляются в органы, ответственные за правомерное уничтожение лекарственных средств.

Важно отметить, что в тот промежуток времени, пока списанные препараты не переданы для уничтожения, хранить их вместе с пригодными для реализации лекарствами запрещено. Собственник обязан выделить для их хранения отдельное место.

Скачать бланк акта по форме № А-2.18

Законный порядок уничтожения негодных препаратов

Уничтожение лекарств облагается правилами и законодательными запретами – необходимая мера, в особенности актуальная для опасных препаратов (психотропы, наркотические вещества и т.д.). Несоблюдение собственником законов, повлечёт за собой штраф или ограничения профессиональной деятельности.

Допускается ли утилизация медицинских изделий?

Допускается только уничтожение, но исключительно организациями, которые располагают соответствующей лицензией. Уничтожить препараты правильно очень важно – как в пригодном к употреблению состоянии, так и в просроченном, химикаты могут быть токсичны.

Человеку не обязательно принять испорченное лекарство, чтобы оно ему навредило. Например, неправильное уничтожение партии препаратов, которые преобразуются в газообразную форму, недопустимо – ядовитые испарения без изоляционных мер представляют серьёзную опасность.

Даже в тех случаях, когда вред человеку исключён, возможны косвенные повреждения – препарат может испортить водоём, землю, на которой проживают люди, навредить зоне с высоким экологическим риском. Для того, чтобы не допустить такого, законодательство регламентирует уничтожение медикаментов.

Может ли собственник самостоятельно это сделать?

В большинстве случаев – нет, не может. Это будет преступлением, так как собственник будет избавляться от лекарств по собственному усмотрению, не обращаясь в компетентные органы и не имея соответствующей квалификации. Такими действиями он подвергает опасности себя, окружающих и может ухудшить экологическую ситуацию в регионе.

Исключений из правила только два:

  1. Собственник располагает просроченными лекарствами в небольших количествах, ради которых разрешается провести списание в рамках внутренней бухгалтерии, но при этом не числится производителем препаратов.
  2. Собственник параллельно обладает соответствующей лицензией.

Во всех остальных случаях придётся проходить этапы, описанные выше. Взрывоопасные лекарства, препараты с высоким риском возгорания, а также медикаменты группы особо опасных не допускаются к самостоятельному уничтожению ни при каких обстоятельствах.

Способы уничтожения

Так как препараты, реализуемые на территории РФ, могут быть в самой разной форме, правила их уничтожения также разнятся. Даже если не брать в расчёт опасные и горящие медикаменты, всё равно к каждой группе приходится применять одобренный подход – так процедура будет безопаснее, экологичнее и эффективнее.

Жидкие медикаменты из групп, не относящихся к наркотическим и особо опасным, разводят в пресной воде в соотношении 1:100 (препарат: вода). В таком виде медикамент допускается вылить в ближайший канализационный сток (не в водоём).

Так же поступают и с таблетками. Твёрдые препараты растирают или давят прессом до состояния однородного порошка, после чего разводят в воде в том же соотношении. Капсульные таблетки вскрывают.

Всё, что не растворяется в воде, подлежит сжиганию. Это некоторые виды таблеток, мази. Сжигание должно проводиться по всем правилам противопожарной безопасности.

Остатки (например, стекло ампул и оболочки капсул), а также тара в виде флаконов, картонных коробок и пластиковых блистеров, классифицируются как бытовой мусор и выкидываются в произвольном порядке.

Передача лекарств сторонним организациям для утилизации

Организация, располагающая специалистами, оборудованием и помещениями для уничтожения медикаментов, может действовать только при наличии лицензии (N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 4 мая 2011).

Для передачи партии просроченных лекарств под ответственность такой организации необходим акт о списании и акт уничтожения. Сначала организация производит утилизацию, а затем выставляет собственнику счёт – суммы высчитываются исходя из сложности их уничтожения.

Она в свою очередь зависит от формы выпуска лекарства, от количества и фактического состояния на момент сдачи. Все эти положения регламентируются Постановлением Правительства РФ от 03 сентября 2010 года №674.

Утилизация имеет значение при ведении налогового учёта – расходы на неё будут учтены при налогообложении прибыли, если факт необходимости уничтожения будет доказан документально – собственник получит от организации-утилизатора заключение, которое прикрепит к своей копии акта о списании и предъявит инспекции.

Оформление акта

Составляет этот документ организация с лицензией на правомерное уничтожение лекарственных средств в тот день, когда происходит фактическое уничтожение. Содержание акта складывается из данных принесённых собственником лекарств бумаг, а также на основе профессиональной деятельности организации, личных данных всех участников процесса уничтожения.

Необходимая в акте информация:

  1. Личные данные лиц, принимающих участие в процессе (как непосредственные участники, так и руководство) – это ФИО, должности, подтверждение факта работы на организацию-утилизатора.
  2. Личные данные собственника просроченных лекарств.
  3. Данные о производителе (или нескольких) лекарств.
  4. Обоснования для решения по уничтожению данных лекарств (прикрепляется опись).
  5. Данные о конкретной партии (или нескольких) лекарств, подлежащих уничтожению – форма выпуска, дозировки, количество, вес, агрегатное состояние, количество и вид тары, серийные номера.
  6. Данные о фактическом уничтожении лекарств – каким способом, локализация уничтожения, дата процедуры.

Только с добавлением вышеперечисленной информации акт будет признан действительным и принят налоговой для учёта в налогообложении прибыли.

Скачать бланк акта об уничтожении лекарственных средств

Дата, до которой средство должно быть использовано средство, указана на первичной и вторичной упаковке. Как разобраться в указанном сроке годности лекарства и есть ли срок годности и хранения у касторового масла, презервативов, тест-полосок, одноразовых шприцов, памперсов, йода, зеленки, активированного угля и марганцовки, можно узнать в отдельных статьях.

Какова ответственность за нарушение правил?

Прежде всего предусмотрены штрафные санкции. Для организации возможен штраф в объёме 40-50 тысяч рублей, конкретному же реализатору грозит санкция в десять раз меньшая – 4000-5000 рублей.

Профессиональная деятельность уличённой организации может быть приостановлена на срок до трёх месяцев, чтобы исключить возможность повторного правонарушения.

Утилизировать медикаменты – обязанность производителя и собственника препаратов. Несоблюдение закона относительно хранения и уничтожения лекарств повлечёт за собой денежные санкции или временные ограничения профильной деятельности.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Порядок работы с письмами Росздравнадзора

В соответствии с нормой статьи 57 Федерального закона РФ от 12.04.2010 г. N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (в ред. от 12.03.2014) продажа фальсифицированных лекарственных средств, недоброкачественных лекарственных средств, контрафактных лекарственных средств запрещается.
Никаких иных обязанностей аптечных организаций в отношении хранения и реализации фальсифицированных или недоброкачественных лекарственных средств действующее законодательство не устанавливает.
В частности, законодательством не установлена необходимость регистрации указанных в тексте вопроса писем Росздравнадзора в какой-либо форме, необходимость доказывания каким-либо проверяющим факта реагирования аптечной организации на информацию в указанных письмах.
Таким образом, нарушением со стороны аптечной организации может быть признан только установленный факт реализации фальсифицированного или недоброкачественного лекарственного препарата. Хранение такого препарата в аптеке нарушением требований законодательства признано быть не может.
В то же время, как правило, в указанных в тексте вопроса Письмах Росздравнадзора последний предлагает субъектам обращения лекарственных средств и медицинским организациям провести проверку указанной в Письмах информации, о результатах которой проинформировать территориальный орган Росздравнадзора.
В связи с этим заметим, что согласно пункту 2 утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 г. N 1009 «Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» (в ред. от 17.02.2014) издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается, следовательно, указанные Письма Росздравнадзора не являются обязательными к исполнению нормативно-правовыми актами.
В то же время согласно пункту 5.8 (2) утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. N 323 «Положения о федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения» (в ред. от 06.09.2014) в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации об обращении лекарственных средств и в сфере охраны здоровья Росздравнадзор вправе выдавать обязательные для исполнения предписания.
Несмотря на некоторую нечеткость такой формулировки, указанные в тексте вопроса Письма Роздравнадзора можно трактовать как выдачу соответствующего предписания субъектам обращения лекарственных средств.
В соответствии с частью 21 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания, решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, его территориального органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Таким образом, не информирование территориального органа Росздравнадзора о результатах проверки содержащейся в Письме Росздравнадзора информации может быть истолковано как не выполнение предписания Росздравнадзора. Заметим однако, что если каждый субъект обращения лекарственных средств по каждому Письму Росздравнадзора об изъятии недоброкачественных лекарственных средств будет сообщать в территориальный орган Росздравнадзора информацию о проведенной по Письму работе, то чиновники территориального органа не смогут даже физически обработать все поступившие сообщения.
Тем не менее, во избежание предъявления претензий со стороны проверяющих рекомендуем вести журнал учета указанных Писем Росздравнадзора хотя бы в упрощенном виде с отметкой о проведенной работе по письму, например, с указанием «информация проверена, препараты не обнаружены». Такой журнал можно вести в электронном виде и распечатывать его по требованию проверяющих.
В соответствии с пунктом 12 утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 г. N 706н «Правил хранения лекарственных средств» (в ред. от 28.12.2010) при выявлении лекарственных средств с истекшим сроком годности они должны храниться отдельно от других групп лекарственных средств в специально выделенной и обозначенной (карантинной) зоне. Требования о необходимости документального оформления перевода лекарственных препаратов в карантинную зону действующее законодательство не содержит.

Автор ответа: Директор юридической компании «Юнико-94» М. И. Милушин


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *